Какую роль играет право в жизни людей. Понятие права

У р о к 1
РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА

И ГОСУДАРСТВА

Цель: сформировать представление учащихся о том, что такое право и какова его роль в жизн

и общества, человека и государства.

Учащиеся должны знать:

1) мораль и право неразрывно взаимосвязаны;

2) право связано с юридическими законами и с государством;

3) право – это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Учащиеся должны понимать, что такое:

2) мораль;

3) государство;

4) договорная теория права;

5) теория естественного права;

6) теологическая теория права;

7) признаки права.

Учащиеся должны уметь:

1) называть основные признаки права;

2) объяснять его отличие от других социальных норм;

3) комментировать некоторые определения права;

4) характеризовать теории права;

5) аргументировать свои ответы.

Тип урока – комбинированный.

Х о д у р о к а

Право – искусство

справедливости и добра.

Древнеримское изречение

I. Изучение нового материала.

1. Понятие права.

2. Теории происхождения права.

3. Основные черты и признаки права.

1. Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы.

Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство.

С зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств происходит осмысление сути и назначения права. Но до сих пор среди ученых идет спор о том, что возникло раньше – государство или право.

Некоторые полагают, что право старше государства, так как оно возникло еще в эпоху первобытности и стало выражением потребности человека уживаться с себе подобными. Жизнь людей обязательно должна быть упорядочена, урегулирована. Древнейшее право возникло в виде религиозных табу, заповедей, обычаев, традиций, которые сформировались в результате накапливания различных норм взаимодействия людей в труде и в быту. Эти нормы передавались из поколения в поколение. Такое право не было записано, получило название «обычное право».

Некоторые юристы полагают, что «истинное право» возникло только в эпоху формирования государства. Государственная власть установила законы для того, чтобы регулировать общественную жизнь. Государство должно было обеспечить действенную силу права, подкрепив ее силой государственного принуждения . Право обрело форму законов, то есть оно стало записанным, облеченным в четко фиксированную форму. Государство гарантирует реализацию права, охраняет его от нарушений.

Формирование права шло несколькими путями:

1) Государство санкционировало обычаи, которые сложились в родовом обществе, принуждая людей к их исполнению.

2) Государство создавало специальные органы, ответственные за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения.

3) Государство само издавало специальные нормативные акты .

Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной справедливостью. Государство опирается на право, формирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

– Как бы вы ответили на вопрос: что старше – право или государство?

2. Теории происхождения права.

1) Теория божественного происхождения права . Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Суть рассуждений Фомы Аквинского сводилась к тому, что все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума. Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.

2) Теория естественного права . Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опираться на природное начало и, прежде всего, на природу самого человека, в мире которого существует закон. Источником права признается разум.

Софисты полагали, что законы воплощают высшую справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы «не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином».

3) Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. В основе правовых норм реальные столкновения, противоречия, пронизывающие общественную жизнь. Право должно соответствовать духу эпохи, то есть правовые нормы могут изменяться в процессе общественного развития.

4) Сторонники позитивной теории считали, что право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека. Иеремия Бентам – основоположник этой теории – писал: «Главное назначение права – в ограждении индивида от страданий».

5) Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право – это право силы и сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

6) Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

7) Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

8) Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

3. Основные черты и признаки права.

1) Нормативность. Право состоит из норм, то есть правил общего характера, адресованных всем людям.

2) Общеобязательность. Правовые нормы регулируют поведение всех членов общества и обязательны для исполнения любыми лицами и организациями.

3) Формальная определенность. Правовые нормы выражены в письменной форме и закреплены в различных источниках права.

4) Системность. Все правовые нормы логически взаимосвязаны, они вытекают одна из другой, образуя целостную систему законодательства.

5) Гарантированность государства. Реализация правовых норм обеспечена принудительной силой государства.

6) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

4. Ф ункции права.

1) Регулятивная. Право воздействует на поведение человека правовыми средствами.

2) Ограничительная. Право способно охранять основы существующего строя.

3) Гуманистическая. Право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты.

4) Идеологическая. Право способно формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения.

5) Воспитательная. Право развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

II. Закрепление.

1. Прокомментируйте следующие определения права:

а) Право – воля господствующего класса, возведенная в закон.

б) Право – совокупность норм, установленных или санкционированных государством, общеобязательных и обеспечиваемых силой государственного принуждения.

в) Право – мера свободы и справедливости.

г) Право – это сила.

Какое из данных определений права вы назвали бы универсальным, соответствующим современному толкованию?

2. Какую из теорий происхождения права вы разделяете? Ответ обоснуйте.

3. Почему человеку гораздо удобнее жить по законам, а не вопреки им? Какими должны быть юридические нормы, чтобы человек всегда им следовал? От чего это зависит?

4. До недавнего времени самым малочисленным народом на Земле считали арикапо, проживающих в районе Горанко (бассейн Амазонки). Этот народ насчитывал всего 14 человек: 5 мужчин, 4 женщины, 5 детей. Эти люди общались на своем языке, имели свою территорию, традиции, живя весьма обособленно от Бразилии и других стран. Можно ли говорить, что в рамках этого коллектива есть потребность в правовом регулировании?

Домашнее задание: § 29.

Введение 3
1. Понятие и роль права 4
2. Право в реальной жизни 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Введение

Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
Критически надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.
Целью настоящей работы является рассмотрение роли права в жизни человека, общества, государства.

1. Понятие и роль права

Право - явление цивилизации и культуры. Право соответствует определенной системе ценностей той или иной цивилизации, той или иной культуры. В различных цивилизациях встречаются различные подходы в понимании права. Например, можно рассматривать право в рамках китайской, индийской или же европейской цивилизации.
Право - это сложное явление общественной жизни. От понимания права во многом зависит общая ориентация юридической науки и практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, поняв смысл права как социальной ценности, надо распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное праву.
В обыденной жизни нередко право сводят к законам государства. При подходе к праву только как к системе норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам законодательства, то есть отождествление права и закона, обедняет содержание права, не вскрывает его глубинной социальной природы и приводит к его искаженному восприятию. Законодательство действительно представляет собой важнейшую форму выражения права, особенно в современном мире. В связи с этим о достоинствах закона еще будет сказано особо. Однако не столь редко под видом закона скрывается произвол, закон таит в себе бесправие, при помощи закона государство санкционирует то, что противоречит праву. На практике трактовка права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых, постоянно приводила и приводит к оправданию любых актов государственной власти, законов, санкционирующих произвол со стороны тех, кто политически господствует, вне зависимости от того, идет ли речь о какой-либо элите, бюрократии, партии или диктаторе. Сводя право к закону, мы, по существу, можем оказаться среди тех, кто оправдывает произвол, а то и среди тех, кто, применяя закон, сам творит произвол и несправедливость. Есть в сведении права к закону и другой порок. Все знают, что законы устанавливаются государством, но если право и закон тождественны, тогда выходит, что и право порождается государством, представляет его возведенную в закон волю.
На самом же деле право - это не возведенная в закон воля, если даже это воля господствующего класса или всего народа. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную природу права.

Всякое человеческое общество, будь то небольшая группа людей или целое государство, нуждается в четкой организации деятельности. Еще в глубокой древности люди осознали огромные преимущества порядка и разрушительную силу беспорядка, безвластия. Регуляторами общественной жизни в то время являлись обычаи, родоплеменные традиции, нормы морали и религиозные табу, сформировавшиеся в результате накапливаемого жизненного опыта, совместной деятельности. Эти нормы поведения передавались из уст в уста, от одного поколения к другому; в современной науке они называются «обычное право», т. е. целая система родоплеменных обычаев. Нарушение подобных норм каралось весьма сурово, вплоть до изгнания из рода.

С усложнением экономической жизни и социальной структуры общества появляется государство. Человечество не смогло обойтись без государства как инструмента управления обществом. Одних обычаев и традиций оказалось недостаточно для регулирования социальных и экономических отношений в обществе, необходима была более действенная, оперативная сила, каковой и явилось право.

Мудрость, здравый смысл, стремление к порядку привели к созданию норм права (общеобязательных правил поведения), зафиксированных письменно. Например, Салическая Правда у франков и Русская Правда у восточных славян возникли в период становления раннефеодальных государств у этих народов и закрепили прежде всего в письменной форме нормы обычного права, а также отразили в себе процессы социального и имущественного расслоения, процесс формирования государства.

П р а в о – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Слово «право» имеет еще одно значение – личная возможность действовать, вступать в определенные отношения с другими людьми. Например, право на труд, на социальное обеспечение, право на образование, право на свободу слова и т. д.

Право как система норм характеризуется следующими признаками:

1) общеобязательность – требования права обязательны для исполнения всеми, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения – нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Значение права в жизни человека и общества огромно. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, оно закрепляет основы существующего строя.

Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

Право побуждает людей совершать активные положительные действия и способствует, таким образом, развитию общества.

Право является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и является основанием для применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.

Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности.

Право неразрывно связано с государством, только в результате его активной деятельности, нормы права становятся общеобязательными и формально определенными. Право как система норм поведения постоянно совершенствуется в соответствии с особенностями эпохи и, как показывает исторический опыт, становится гуманнее, демократичнее


Цели: подвести учащихся к пониманию роли и значения права в жизни человека, общества и государства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (система права, отрасль права, трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право, частное и публичное право, позитивное право, категорический императив), схема, домашнее задание.
Ход урока Организационный момент, сообщение темы и целей урока Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства» Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1 и № 2
КАРТОЧКА № 1 Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему государство и его граждане нуждаются в сохранении порядка и справедливости? Для этого подумайте над вопросами: Что такое гражданство? Какие права и обязанности есть у граждан нашей страны? К каким последствиям привел распад СССР? Какие нормы права являются общеобязательными для всех людей? Почему? Какую смысловую нагрузку имеет понятие «право»? Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 2 Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него: Почему нормы права имеют высшую юридическую силу? Для этого подумайте над вопросами: В чем отличие нормативных и подзаконных актов? Как принимаются законы в РФ? Откуда берутся подзаконные акты? Какие виды актов играют ведущую роль? Что значит общеобязательная норма права? Какова роль государства в соблюдении норм права? Чем отличаются нормы права от социальных норм? Сделайте вывод. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Подберите пары: кто имеет право на разработку и издание актов?
Закон Министерство
Конституция Правительство
Постановление Президент
Приказ Референдум
Указ Федеральное Собрание
(Закон - Федеральное Собрание; Конституция - референдум; постановление - Правительство; приказ - министерство; указ - Президент.)
ВАРИАНТ В
- Найдите правильные варианты ответов на вопросы. Какие из перечисленных прав имеют только граждане России? За соблюдением каких прав всех проживающих на территории нашей страны должно следить государство?
а) возможность участвовать в управлении государством;
б) право иметь собственное жилье;
в) возможность трудоустройства на престижную работу;
г) право на защиту со стороны государства;
д) участие в выборах местных органов власти;
е) право на медицинское обслуживание.
(7 - а, д; 2-6, в, г, е.)
ВАРИАНТ Г
Выполнение тестового задания Как называется правовая связь человека с государством?
а) гражданство; б) право;
в) обязанность; г) закон. Какие из перечисленных норм права относятся к нормативным актам?
а) закон; б) указ;
в) постановление; г) Конституция РФ. Какие из перечисленных норм права относятся к подзаконным актам?
а) закон; б) указ;
в) постановление; г) Конституция РФ. Если норма права принята государством, то она становится:
а) общеобязательной; б) позитивной;
в) естественной; г) социальной. Какие права человека принадлежат ему по рождению? Как называются такие права?
а) общеобязательные; б) позитивные;
в) естественные; г) социальные. Наиболее полно естественные права человека отражены:
а) в законах Хаммурапи;
б) «Салической Правде»;
в) «Русской Правде»;
г) Всеобщей декларации прав человека.
ВАРИАНТД
Фронтальный опрос класса Что такое Конституция? (Основной закон страны.) Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.) Кто является главой государства в России? (Президент Российской Федерации.)
~ На какие части делится Федеральное Собрание? (На Совет Федерации и Государственную Думу.) Какие субъекты федерации входят в состав России? (Области (Кировская, Владимирская, Новосибирская и др.), республики (Удмуртия, Татарстан, Ингушетия и др.), края (Пермский, Красноярский, Краснодарский и др.), автономная область
(Еврейская), города федерального значения (Москва, Санкт- Петербург).)
- Какие нации и народности живут на территории нашей страны? {Русские, татары, башкиры, удмурты, украинцы, чуваши, мордва, кабардинцы и др.) Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2, отзывы одноклассников Изучение новой темы
План Система права, отрасли права. Мера свободы. Право и закон.
Задача для учащихся: выяснить, какова роль права в жизни человека; какой смысл имеет понятие «право». Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 180-181) или учебник 2 (с. 79-81).
Задание для учащихся: объяснить приведенные ниже понятия и сделать вывод, что такое право: система права; отрасль права; трудовое право, семейное право, конституционное право, гражданское право, административное право; частное и публичное право; позитивное право. Проверка записей в тетрадях
В тетрадях должны быть объяснены все понятия и сделан следующий вывод: право - это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных). Рассказ учителя о мере свободы или самостоятельная работа учащихся (в объеме учебника с использованием дополнительного материала)
Учебник 1 § 29 (с. 181).
Задание для учащихся: в чем состоит подлинная свобода человека? Существует ли мера свободы? Как государство ограничивает естественные права человека?
Дополнительный материал
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой

они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни - civitas. Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой. .
Справка
Драконт (Дракон), афинский архонт (правитель). Составил в 621 г. до н. э. свод законов (первая кодификация афинского права), отличившихся крайней жестокостью (отсюда «драконовы законы», «драконовы меры»). За большинство преступлений, даже таких как кража сельскохозяйственного инвентаря и продовольствия предусматривалась смертная казнь. Законы были смягчены в период правления Солона, но в конце V века до н. э. они снова были выставлены на рыночной площади для всеобщего обозрения.
Политическая доктрина О. Бисмарка
...Влияния на зависимость, сопутствующие практической жизни людей, - Богом данные реальности, игнорировать которые мы не можем и не должны. Отказываясь распространить их на политическую жизнь и кладя в основу последней веру в тайный разум всех, упираешься в противоречие между государственным правом и реальностями человеческой жизни. Практически это противоречие ведет к трениям, в конце концов - к взрывам; теоретически оно разрешимо лишь на пути социал-демократических сумасбродств. Их успех основывается на том факте, что разум широких масс достаточно туп и неразвит и поэтому риторике ловких и честолюбивых вождей, опирающихся на собственную алчность масс, удается завлечь их в свои сети.
Противовесом этому является влияние людей просвещенных... Пусть большее благоразумие более интеллигентных классов имеет своей материальной основой стремление сохранить собственность, стремление к заработку не менее правомерно, однако для безопасности и дальнейшего развития государства полезнее перевес тех, кто представляет собственность. Государство, управление которым находится в руках алчущих... и ораторов, обладающих в наибольшей степени способностью обманывать нерассуждающие массы, такое государство всегда будет обречено на стремительное развитие, что не может не нанести тяжелого вреда всему организму столь громоздкой массы, как государственная общность... Всякая крупная государственная общность, в которой будет утрачено осторожное и тормозящее влияние имущих, какого бы оно ни было происхождения - материального или духовного, неизбежно достигнет - подобно развитию первой французской революции - такой быстроты, при которой государственная колесница будет разбита. С течением времени алчущий элемент достигнет решающего перевеса уже в силу своей большей массы. В интересах самой этой массы добиваться того, чтобы при соответствующем переломе удалось избежать опасной стремительности и чтобы государственная колесница не оказалась разбитой. Если это тем не менее произойдет, то исторический круговорот в относительно короткий срок неизменно приведет снова к диктатуре, к деспотизму, к абсолютизму, ибо и массы склоняются в конце концов перед потребностью к порядку...
Абсолютизм был бы идеальным строем для европейских государственных образований, если бы король и его чиновники не оставались людьми, такими же, как и все другие, коим не надо править со сверхчеловеческим знанием дела, разумом и справедливостью. Самые разумные и наиболее склонные к добру самодержавные правители подвержены таким человеческим слабостям и несовершенствам, как переоценка собственного разума, поддаются воздействию и красноречию фаворитов, не говоря уже о женских, законных и незаконных, влияниях. Монархия и самый идеальный монарх, дабы не начать действовать в своем идеализме во вред обществу, нуждаются в критике, шипы которой помогают ему выйти на правильный путь, когда ему угрожает опасность заблудиться...
Критика может осуществляться лишь свободной прессой и парламентом в современном смысле. Оба эти корректива могут в результате злоупотреблений притупить острие своего влияния или даже вовсе его утратить. Предотвратить нечто подобное - одна из задач охранительной политики, и без борьбы с парламентом и прессой эта задача неразрешима. Дело политического такта и глазомера - определить границы, которых надлежит держаться в этой борьбе, чтобы, с одной стороны, не препятствовать необходимому стране контролю над правительством, а с другой - не дать этому контролю превратиться в господство. Беседа по поставленным вопросам Самостоятельная работа учащихся по дополнительному материалу
Задание для учащихся: что означает понятие «право»?
Что такое право
А собственно, что же такое право? Ведь не секрет, что большинство россиян до сей поры имеют об этом весьма смутное представление. Дело в том, что в силу нашего исторического развития понятия «право» и «закон» связаны прежде всего с преступлениями и наказаниями, коррупцией и борьбой с криминалом, с деятельностью всевозможных карательных учреждений. Но если мы обратимся хотя бы к энциклопедическим словарям, то узнаем, что «право - в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком плане охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством». Можно, наверное, сказать и короче: право - это обоснованность, оправданность поведения личности в обществе и, с другой стороны, обоснованность, оправданность отношения государства к личности.
Следующее мое суждение, в чем-то образное, может показаться всего лишь результатом однобокой профессиональной увлеченности автора. Может быть. Хотя могу заверить, оно выстрадано многолетней работой по исследованию свойств и смысла этого сложного феномена - «права». Вот суть моего суждения: право - своего рода социальное существо, которое еще в незапамятные времена пришло служить людям, оно имеет свою особую жизнь, свое предназначение. Хочу обратить внимание на то, что в данном случае речь идет не обо всех явлениях, обозначаемых словом «право». Оно многозначно, существует, например, «моральное право», «право члена общественного объединения» и т. д. Я говорю лишь о праве как строго юридическом явлении, то есть выраженном в законах, в судебной деятельности.
В многотысячелетней человеческой истории этапы развития права противоречивы, а его судьба причудлива, порой трагична. Часто оно выступает в примитивном виде, только в виде законодательных установлений и казенной деятельности юристов. Как правило, то и другое становится инструментом власти, подчиняется произволу правителей.
И все же право по мере развития общества все более обретает свою суть и исконный смысл - служить людям, конкретному человеку.
Исключительную роль в становлении гражданского общества сыграла система права, сложившаяся в Древнем Риме, где еще в V веке до н. э. право сформировалось как особая система регулирования человеческого поведения, не совпадающая с предписаниями религии и обыденной морали. Римские юристы первыми разделили право на публичное, которое «относится к положению государства», и частное, относимое «к пользе отдельных лиц». Именно частное римское право стало основой для развития европейского права. Высокоразвитый индивидуализм, стремление обеспечить оптимальные условия самостоятельной деятельности каждому полноправному участнику социальной и хозяйственной жизни - вот что характерно для частного римского права. (Не к этому ли должны стремиться и мы, пытающиеся во втором тысячелетии отечественной истории создать наконец в России правовое государство?)
Особенно ярко предназначение права раскрылось в годы Великой французской революции. И не только в общих декларациях, провозгласивших свободу, равенство и братство всех людей, но и в принятии Наполеоном в 1804 году знаменитого Гражданского кодекса, который юридически закрепил важнейшие социальные и экономические завоевания революции. В нем прежде всего провозглашается гражданское равенство: «Осуществление гражданских прав не зависит от качеств гражданина». Вторая часть кодекса посвящена праву собственности: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, какое запрещено законами и регламентами». И весьма существенное положение: «Никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное возмещение». Третья же часть обосновывает договорные отношения, связанные с приобретением собственности, договоры по найму, в том числе по найму рабочей силы. Чрезвычайно важно, что непременным условием договора кодекс объявляет равенство заключающих его граждан и их полную свободу вступать или не вступать в договорные отношения.
Хочу напомнить, что юридическим фундаментом кодекса Наполеона стало именно римское право. Знаменательным представляется тот факт, что в конце жизни опальный император признал принятие Гражданского кодекса делом куда более значимым, чем все свои самые громкие «сорок побед». Действительно, кодекс 1804 года утвердил такие правовые начала, без которых вообще немыслимо гражданское общество. Он и поныне остается основой современного гражданского права. Аналогичное по значению германское правовое Уложение 1898 года настолько прочно вошло в жизнь немецкого общества, что

продолжало действовать и при гитлеровском режиме. Все гражданские дела тех лет решались судами в строгом соответствии с нормами Уложения. Правовая политика, выраженная в этом выдающемся юридическом документе, наряду с другими обстоятельствами, во многом определила и быстрый успех знаменитых послевоенных реформ в Западной Германии, реформ Эрхарда - Аденауэра.
Нет, недаром великий мыслитель, гений философии Иммануил Кант назвал право самым святым из того, что есть у Бога на Земле. В этом своем исконном предназначении и качестве право призвано стать центральным звеном, стержнем жизни людей. В том числе - а может быть, и прежде всего - у нас, в России. Закрепление изученного на уроке К каким отраслям права можно отнести:
а) покупку или продажу автомобиля;
б) прием на работу;
в) выдвижение кандидата в Президенты РФ;
г) продажу некачественного товара в магазине. Чем отличается частное право от публичного? Что значит позитивное право? Как определяется мера свободы? Какие естественные права человека отражены в международных правовых документах? Какие законы называют драконовскими? Подведение итогов урока Какова роль права в жизни человека? Какой смысл имеет понятие «право»? Чем определяется мера свободы человека?
Домашнее задание Прочитать § 29 учебника 1 (с. 180-182) или § 9 учебника 2 (с. 70-82). Подготовить устные ответы на вопросы: Каким путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе? В чем сходство и различие позитивного и естественного права? В тетради выполнить задание 5 на с. 184 учебника 1 или практикум 1 и 2 на с. 82 учебника 2.
Дополнительный материал
Иммануил Кант
Выдающийся немецкий историк философии Вильгельм Виндель- банд писал: «Немецкий ум создал в течение короткого промежутка четырех десятилетий целый ряд величественных и всеобъемлющих систем философского миропонимания...» Он сравнивал период расцвета немецкой классической философии конца XVIII - начала XIX вв. с великой эпохой греческой философии, начавшейся Сократом и завершившейся Аристотелем.
И действительно, раздробленная и политически бессильная в этот период Германия подарила миру плеяду мыслителей и поэтов, чьи имена увенчаны мировой славой: Гете, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Фихте и др. В этот век «союза философии с поэзией» жил и работал великий немецкий философ, ученый, родоначальник немецкого классического идеализма Иммануил Кант.
Родился Кант 22 апреля 1724 г. в городе Кенигсберге (Восточная Пруссия), в семье шорника. В 1732 г. мальчика определили в церковную гимназию, на латинское отделение. Кант был одним из лучших учеников, и его родители хотели, чтобы он стал священником. Однако Иммануил решил по-другому. В 1740 г. он поступил в университет своего родного города. Наряду с философией, он увлекался и естественными науками. Сильное влияние на юношу оказали труды Ньютона. В 1746 г. он закончил свою первую научную работу «Мысли об истинной оценке живых сил». Через несколько лет Кант, пока еще студент, был автором серьезных трудов, приобрел широкую известность в научных кругах Пруссии. В апреле 1755 г. он предоставил на философский факультет Кенигсбергского университета магистрскую диссертацию «Об огне», и 12 июня того же года был возведен в ученую степень, а еще через некоторое время получил место приват-доцента. Молодой ученый читал студентам лекции по географии, педагогике, антропологии и, конечно, философии. Однако только в 1770 г. его перевели на должность профессора. К этому времени слава Канта гремела далеко за пределами Пруссии.
Всю свою жизнь Кант посвятил поиску «всеобщего критерия истины для всякого знания», ведь «истина где-то рядом», утверждал великий мыслитель. Он разработал последовательную философскую систему, в которой дал ответы на важнейшие вопросы бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?»
Ответом на первый вопрос стала его «Критика чистого разума» (1781). Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им, говорил Кант. В этой работе он отвергал существовавшие в то время мировоззренческие позиции - догматизм и скептицизм, считая, что придерживаться их - значит идти по ложному пути к проблеме познания. Он предложил другой путь - путь критики, причем критики не каких-либо философских концепций, а критики самого разума, взятого в чистом виде, т. е. независимо от опыта.
Кант доказывал, что новая философия не может ограничиваться критикой теоретического разума, поэтому в 1788 г. он создал «Критику практического разума», под которым понимал мораль, нравственность, поведение. Философ подчеркивал самоценность нравственного начала, считал, что все нравственные понятия не выводятся из опыта, а изначально заложены в разуме человека. Нравственные нормы должны носить всеобщий и необходимый характер. «Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению о законах, т. е. согласно принципам, - писал Кант. - Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть не что иное, как практический разум». Поведение человека должно определяться общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом, т. е. безусловным и обязательным. Итак, по Канту: человек есть субъект морального закона, есть «цель сама по себе» и никогда никем не может быть использован только как средство; поступай в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом; все твои поступки должны быть направлены на общее благо.
Созданный более 200 лет назад, кантовский императив звучит
и сегодня весьма актуально, словно завещание великого ученого грядущим поколениям. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Кант прожил одинокую и скромную жизнь, ровное течение которой не нарушила даже всевозрастающая слава. Угасал XVIII век, с ним угасала жизнь гениального философа. Умер Кант 12 февраля 1804 г. Проститься с ним пришел весь город, гроб Учителя несли студенты Кенигсбергского университета, а следом шли все офицеры гарнизона и тысячи его соотечественников.
В столице самого западного региона России, присоединенного к СССР после Второй мировой войны, - городе Калининграде, бывшем Кенигсберге, восстановлен Большой кафедральный собор. У его стен плита с лаконичной надписью «Иммануил Кант». Это могила великого немецкого философа, родоначальника классического идеализма, жившего и творившего в великий век «союза философии с поэзией».

Планответа:

1. Право - результат исторического развития общества.

2. Понятие права.

3. Роль права в обществе.

Всякое человеческое общество испытывает потребность в четкой организации деятельности людей, их поведения с целью защиты жизни членов общества, их собственности, преодолении раздоров, нетерпимости и т.д. Постепенно в ходе истории сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждо­му, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, .ка­кие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его от­ветственность перед людьми. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диало­га, договоренности.

Право соединило в себе одновременно два смысловых значения. Одно связано с понятием править, управлять, регулировать (отно­шения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью норм права порядок, на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами. Другое, связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Если государство признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законода­тельстве, выполнять которое обязаны все граждане данной страны.

Право - это особый регулятор общественных отношений чело­веческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исто­рически сложившиеся в обществе представления о порядке и спра­ведливости.

Право может быть закреплено в форме принятого государством закона или существовать в виде образца, идеала. Система права включает в себя большие группы правовых норм, объединенных общностью регулируемых ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями права. Отраслей права очень много - конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, и т.д.

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы человека. Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и ува­жать права других людей.

На основе прав люди регулируют свои частные интересы: в ма­териальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и т.д. Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидуумами, социальными группами, порождает определенные институты - се­мью, творческие союзы, потребительские организации и т.д.

Так складывается гражданское общество, где право регулирует отношения, интересы, потребности граждан в различных сферах жизни общества.

Билет 4

Человек и культура

Юридическая ответственность, се виды

Человек и культура

План ответа:

1 Культура процесс созидания материальных и духовных благ в обществе

2 Человек - субъект культуры.

3 Единство человека и культуры.

Культура является существенной характеристикой жизни обще­ства и неотделима от человека как социального общества. В процес­се жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в данном общест­ве ценностям, традициям, овладения им присущими данной культу­ре приемами и навыками деятельности и т.д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Первоначально культура означала возделывание, культивирова­ние почвы, но в дальнейшем получила более общее значение - со­зидание каких-либо ценностей (материальных, духовных). Накоп­ление культурных ценностей связано с передачей их от одного поколения к другому (преемственность"). Наиболее устойчивая сто­рона культуры - культурные традиции - элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений - ценности, идеи, обычаи и т.д. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение куль­турною богатства в процессе творчества, когда новые ценности приобретают общественную значимость.

Важным признаком культурного развития человека, общества является наличие необходимых условий для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов человека - музыкальные и художественные школы, клубы по интересам, самодеятельные теат­ры и т.д.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой про­является в культуре нашего общества: упадок морали, ожесточенность, низкое финансирование культуры, засорение русского языка иностранными словами, бранной речью, утечка специалистов за границу и т.д. Все это привело к резкому падению культурного уровня человека, народа. Однако последние два года, правительство России наметило комплексную программу по исправлению сло­жившегося положения.



Просмотров