Каковы функции государства в обществе. Виды функций государства

Функции государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции государства
Рубрика (тематическая категория) Право

Функции государства обусловлены ᴇᴦο задачами, зависят от ᴇᴦο сущности и изменяются по мере её изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Необходимо отличать функции государства от функций отдельных ᴇᴦο органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют всего органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никто другой. В тоже самое время все составные части органа (управления, отделы и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи органа.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); исходя из значения – на основные и неосновные ; исходя из того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства можно отнести следующие˸ 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; 2) экономическая; 3) налогообложе- ния; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6) культурная и др.

К внешним функциям государства можно отнести следующие˸ 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п.

2. Прочитайте 1-й абзац, сформулируйте ᴇᴦο тему. Сравните˸

- Обусловленность функций государства задачами и сущностью государства

- Функции государства и ᴇᴦο задачи и сущность

- Зависимость функций государства от ᴇᴦο задач и сущности

3 . Задайте вопросы к теме 1-го абзаца. Сравните ваши вопросы с имеющимися˸

1. Чем обусловлены функции государства?

2. Чем определяются функции государства?

3. От чего зависят функции государства?

4. Ответьте на вопросы 1-го абзаца. Сравните. Наиболее полный ответ используйте для беседы, краткий – для конспекта.

1. Функции государства обусловлены задачами государ- ства, зависят от ᴇᴦο сущности и изменяются по мере её изменения.

2. Функции государства определяются ᴇᴦο задачами, сущностью; при изменении сущности государства меняются и ᴇᴦο функции.

3. Функции государства зависят от ᴇᴦο задач, сущности; с изменением сущности изменяются и функции государства.

5. Прочитайте 2-й абзац, сформулируйте ᴇᴦο тему. Сравните˸

- Определение функций государства

- Понятие функций государства

- Функции государства

6. Задайте вопросы к теме 2-го абзаца. Сравните их с имеющимися.

1. Что такое функции государства?

2. Что называется функциями государства?

3. Какова сущность понятия ʼʼфункции государстваʼʼ?

4. Какой смысл вкладывается в понятие ʼʼфункции государстваʼʼ?

7. Ответьте на все вопросы 1-го абзаца. Сравните ваши ответы с данными. Наиболее полный ответ используйте для устного сообщения, краткий – для конспекта.

Функции государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции государства" 2015, 2017-2018.

  • - Функции государства

  • - Функции государства

    Обладая названными признаками, государство как организация верховной публичной власти осуществляет следующие основные функции: - интегрирует и сохраняет целостность общества; - управляет социальными и экономическими процессами, определяя цели развития общества; ... .


  • - Функции государства

    Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей. К внутренним функциям можно отнести экономическую, социальную,... .


  • - Функции государства

    Функции государства – это основные (главные) направления деятельности государства, выражающие его сущность, задачи и социальное назначение на конкретно-историческом этапе развития общества. Функции государства представляют собой единую систему. Все функции тесно... .


  • - ТЕМА 5. Основные внутренние и внешние функции государства

    I. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного... .


  • - Роль и значение власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Теории происхождение государства. Виды и формы государства. Функции государства. Правовое государство

    Изучение основ государства и права необходимо начать с рассмотрения вопросов о понятии государства, его роли в жизни общества. По современным научным данным государство существовало не всегда, а возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Первое в... [читать подробнее] .


  • - Внешние функции государства

    В современных условиях ни одно государство не может сколько-нибудь успешно осуществлять управление делами общества вне связи и сотрудничества с другими странами в сфере экономики, политики, культуры, строительства вооруженных сил. Стремление государства как можно... .



  • Введение

    1.1Понятие и содержание функций государства

    1.2 Признаки функций государства

    1 Критерии классификации

    2 Внутренние и внешние функции

    Заключение

    Список литературы


    Введение


    Изучение функций государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства - это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

    Как известно, в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В настоящее время процесс возникновения новых государств не завершился. Одни государства могут распадаться; другие государства объединяются в более крупные.

    Процессы возникновения, распада и объединения государств приводят к изменению их функций - а именно характеристик того, как и что «делает» государство.

    Государство есть сложная политическая организация со своим социально-экономическим укладом, традициями и культурой, которая выступает управляющей силой по отношению к обществу. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Познание государства предполагает изучение не только его статики, но и его динамики, того как социальный институт живет, действует, изменяется, развивается, как выполняет своё социальное значение.

    Рассматривая вопрос о функциях государства представляется возможным взглянуть на государство с точки зрения его разносторонней деятельности, определить характер такой деятельности, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе его развития, наконец, уровень его организованности и эффективности.

    Объектом исследования является государство в целом, а предметом выступает понятие функций государства.

    Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства.

    Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

    раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности;

    выделение формальных признаков функций государства;

    характеристика различных классификаций функций государства;

    рассмотрение основных внешних и внутренних функций;

    кратко рассмотреть основные функции российского государства.

    При написании работы использовались нормативно-правовые акты, специальная литературы, монографии юристов.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    государство формальный внешний

    Глава 1. Понятие и признаки функций государства


    1Понятие и содержание функций государства


    Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистко-ленинского подхода к государству выделялась классовая сущность государства, общесоциальное классовое назначение государства. Утверждалось, что поскольку направление, предмет, содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным является понятие именно функции.

    Обратимся к понятию смысла термина «функция» в прямом и переносном смысле.

    В философии под функциями понимается внешнее направление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под ним подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри и вне государства. Однако, все единодушно признают, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

    Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство, ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует очень энергично. Это активное, деятельное начало, является способом его существования. Оно задано самой природой государства, его сущностью. Государство, есть организация власти экономически господствующих политических сил.

    В условиях эксплуататорских обществ активность государства возрастает вместе с обострением социально-классовых конфликтов, оно стремится предотвратить назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их, вплоть до военного подавления угнетенных классов.

    С точки зрения влияния на экономические отношения, государство играет двоякую роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в отживающих недрах. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно-прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношение в угоду экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

    Функции государства - это направление деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).

    Поскольку сферы государственной деятельности многообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства встала проблема определить главные направления его деятельности, в которых воплощается, реализуется, развивается его сущность и которые отражают способы существования государства. В то же время неверно думать, что в функциях государства отражается только его сущность, так как у него возникают задачи и функции, продиктованные особенностями переживаемого момента, ситуацией политического властвования, спецификой управления государственно-организованным обществом.

    Выделение основных направлений деятельности государства есть «дробление» деятельности государства в целом, которое не означает дробления деятельности государственных органов. Главные направления - это социально значимые стороны деятельности государства, к реализации которых подключены все его органы, а не какие либо отдельные звенья. В противном случае сущность и социальное назначение государства не получат отражения в функциях, и сама категория «функция государства» потеряет и политический и практический смысл и окажется чисто умозрительной (спекулятивной).

    Следует отметить, что современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. И это представляется правильным, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усиливать его кризисное состояние.

    Л.А. Морозова предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как «механизма государственного воздействия» на общественные процессы. Осуществление конкретных функций может и стабилизировать или усиливать кризис. Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.

    Общепризнано, что существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

    В функциях государства его сущность находит более конкретное выражение. Эта конкретизация носит объективный характер, так как функции государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и задач, обусловленных экономической и политической структурами общества и вытекающими отсюда интересами социальных групп, коллективов, всего народа.

    Поэтому функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. Вместе с тем, в определенные периоды существования государства, может происходить смена приоритетных интересов, что влечет и изменение в его функционировании - на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение.

    Содержание функций не остается неизменным на отдельных этапах государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.

    Функции государств эксплуататорских типов имеют существенные общие черты:

    ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; различия касаются приемов, масштабов конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;

    охрана частной собственности на орудия и средства производства; различия вытекают из особенностей самих форм частной собственности;

    обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику.

    Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств:

    второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы и могут быть;

    охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства;

    ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам;

    целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.

    Современная трактовка функционирования государственно-организованного общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Если государство представляет собой политическую организацию экономически господствующего класса, общество носит ярко выраженную классовую структуру, где его отдельные части противостоят друг другу в силу различного отношения к средствам производства, то функционирование государства посвящено преимущественно охране интересов господствующего или доминирующего (по признаку собственности) классу.

    Как справедливо отмечает Л.А. Морозова, общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общесоциальных интересов (экономических, культурных, национальных и др.).

    Здесь важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства, что умалялось, а порой игнорировалось на марксистко-ленинском этапе отечественной теории государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение этих функций государства приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.

    К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий, экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.

    Как известно, наиболее изменчивыми, жестко привязанными к сущности и форме государства являются классовые функции государства. Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной и яркой степени выражают классовые интересы общества.

    Государство сильно сознательностью личностей, которые поддерживают его, если оно умеет считаться и учитывать в своем функционировании на основе демократических идей многообразие классовых, групповых, национальных и иных различных социальных интересов, опираясь при этом на общечеловеческие, гуманистические ценности. Любое другое государство нельзя считать цивилизованным.


    1.2 Признаки функции государства


    В отечественной и зарубежной литературе нет единого мнения о понятии функции государства. Однако имеется общее представление о них. Среди общих черт и особенностей функций государства как явлений, выделяющих их среди других государственных и негосударственных явлений, необходимо указать прежде всего на следующие.

    Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не приравниваются к самой деятельности или отдельным аспектам деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. Предполагается осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.

    По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

    Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих целей и задач. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны.

    Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних обладают по сравнению с функциями всего государства более узким характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть или на отдельные его части.

    Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:

    Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

    Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)

    Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.

    Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

    Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций может вызвать негативную реакцию в общественной жизни.

    В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества, а соответственно и людей, являющимися его членами. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей.

    Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

    Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.

    Выводы по главе: Таким образом, в науке теории государства сформировалась категория «функции государства», во-первых, отражающая реальный жизненный процесс существования государства, во-вторых, вытекающая из категории «сущность государства». По мере развития и совершенствования общественных отношений сущность государства меняется, что в первую очередь проявляется в изменении его функций.

    Обобщая вышеизложенное можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

    Глава 2. Классификация функций государства


    2.1 Критерии классификации


    Для изучения функций государства, практического использования научных знаний в этой области эффективно используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов практически невозможно.

    Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.

    Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются следующие критерии классификации:

    по сферам реализации;

    по продолжительности действия;

    по социальной значимости;

    по правовым формам существования (принципу разделения властей);

    на основании территориального масштаба.

    Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.

    В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах существования и развития государства, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

    По социальной значимости принято выделять основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70- е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

    Но следует иметь ввиду, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «главнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий - экологическая функция

    выходит на первый план.

    Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции». Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции.

    К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.

    Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.


    2.2 Внутренние и внешние функции


    Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

    Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

    На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.

    В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

    Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

    Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

    Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

    Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.

    Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

    Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

    Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

    Экологическая (природоохранительная) функция - стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

    Функция государства по обороне страны от внешнего нападения - составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.

    Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

    Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних.

    Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.

    Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

    Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

    Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

    В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.

    Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

    Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

    Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

    Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

    Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

    Сотрудничество в области охраны окружающей среды - это жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

    Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.


    3 Основные функции Российского государства


    На современном этапе существования Российского государства на первый план выдвигается экономическая функция, которая является основой функционирования правового и социального государства.

    В Российской Федерации, как формально правовом государстве, существуют определенные экономические свободы и гарантии, закреплённые в Конституции РФ.

    Россия является одним из государств с развивающейся рыночной экономикой. В процессе реформ в России происходит постепенное переосмысление экономической политики государства. Страна нуждается в укреплении государственного регулирования экономики, прежде всего, выражающейся в налоговой политике, как главнейшим элементом экономической функции государства.

    Налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором. В соответствие со статьей 57 Конституции РФ «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

    Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений является социальная функция. Главное ее назначение - обеспечить в стране заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. Именно здесь проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей. Социальные гарантии обозначены в статье 7 Конституции Российской Федерации.

    Тем не менее, говоря о России как о социальном государстве надо иметь ввиду, что оно не достаточно обеспечивает своих граждан приемлемым уровнем социальных гарантий.

    Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка - тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В статьях 1 и 17 Конституции РФ говорится, что Россия - правовое государство, где признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными.

    Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное значение функции охраны природы и окружающей среды. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.

    Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.

    Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в нормативно-правовых актах. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.

    В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. Это проявляется, во-первых, в том, что с разрушением мировой системы социализма функции братской помощи социалистическим странам постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

    Основное направление внешнеполитической деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений можно сказать, что интеграция России в мировую экономику является одной из основных внешних функций государства. Немаловажную роль играет развитие торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Рассматриваемая функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России.

    Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них - недопущение новой глобальной войны. Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Российское государство активно участвует в международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов.

    Одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации, поэтому функция обороны страны продолжает оставаться в ряду основных. Вооруженные Силы России предназначены: для защиты суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов государства в случаях агрессии против него и его союзников; пресечения вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственных границах, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами; проведения операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или согласно международным обязательствам России.

    На современном этапе Российское государство сотрудничает с другими государствами также в решении таких мировых и глобальных проблем как борьба с международной преступностью, предотвращение экологических катастроф, всеобщая охрана природы и сохранение благоприятного глобального климата.

    Выводы по главе: Таким образом, функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

    Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.


    Заключение


    Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. Исчезают одни функции, возникают другие.

    Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих.

    Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние. Среди внутренних можно выделить экономическую, социальную, экологическую, функцию финансового контроля, обороны страны, охраны правопорядка, а среди внешних - функции международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику, поддержания мирового правопорядка, охраны окружающей среды и культурно-технического сотрудничества.

    Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.

    На современном этапе развития Российское государство старается в полной мере реализовать свои внутренние функции во благо населения страны и, являясь полноправным членом мирового сообщества, и базируясь на международном сотрудничестве, прикладывает все усилия для реализации внешних функций.


    Список литературы


    Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 2009. - №7.

    Водный кодекс Российской Федерации от 03. 06. 2006г., №74-ФЗ // Российская газета от 08.06.2006

    Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10. 2001г, №136-ФЗ // СЗ РФ, 2001, №44. ст.4147

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г, №195-ФЗ // Российская газета от 31.12.2001 г.

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (Принят Государственный Думой 16 июля 1998, с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта, 28, 29, 30 декабря 2001 г., 28 мая, 6, 30 июня, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 1 июля, 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г.) // Российская газета от 12.03.2007

    Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2006. - С. 568.

    Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. - С. 294.

    Гавриленко Д.Я. Правовое государство и дисциплина./Под ред. В.И. Шабайлова.-Минск.: Наука и техника.,1991.- С.104.

    Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. - М.: Юрид. лит.,1986.- С. 89.

    Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Манускрипт, 2006 - С. 312.

    Лившиц Р.З. Государство и право в современном мире. // Теория права: Новые идеи. Вып.1 - М.:1991.- С. 79.

    Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2007. - С. 88.

    Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. - М.:Юристъ, 2011.

    Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. -М., 1998. - С. 125.

    Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право.- 1993.№6. - С. 190.

    Соловей Ю.П. Правовое регулирование применения милицией силы // Государство и право.-1993.№4.-С.181.

    Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: БЕК, 1995.-С. 301.

    Теория государства и права: курс лекций./ Под ред. Марченко М.Н.. -М.,1998. - С.169.

    Тихомиров Ю.А. государственность: крах или воскрешение // Государство и право.-1992.№9. - С.31.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. - М.,2005.- С. 384.

    Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002.

    Шендрик М.П. Социалистическое общенародное государство: социально-философский очерк. - М.: Мысль. - 1985.- С. 287.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Должно ли государство влиять на процессы преподавания в школе и вузе? Допустимо ли прямое государственное вмешательство в сферы экономики, научного и художественного творчества? Является ли забота о сохранении среды обитания человека задачей государства?

    Государство как организация публичной политической власти является живым действующим механизмом, что выражается в его функциях.

    Понятие функций государства

    Функциями государства называются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность.

    Подчеркнём, что, во-первых, функции государства — это не любые , а именно основные, главные направления его деятельности , каждое из которых имеет своё конкретное содержание. Например, правоохранительная функция предполагает обеспечение точного соблюдения всеми участниками общественных отношений установленных государством правил, охрану общественной безопасности, прав и свобод граждан, наказание лиц, совершавших противоправные действия, и пр.

    Во-вторых, в функциях государства выражается его сущность, главное социальное предназначение . Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляло) общесоциальные функции. Даже ранние государства, например рабовладельческие и феодальные, наряду с классовыми функциями (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) выполняли в той или иной мере «общие дела» (строительство ирригационных систем, дорог, храмов и других общественных сооружений, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями, регулирование общественных отношений на основе законов и пр.). Тем самым узкоклассовая сторона сущности государства сочеталась с другой его сущностной стороной — общесоциальной. Следовательно, государство всегда выступало по ряду направлений в интересах всего общества, являлось средством его объединения. Напомним, что постепенно в самих классах наблюдались значительные изменения, произошло становление среднего класса — мощного стабилизирующего фактора общества. Это существенно отразилось на функциональной деятельности государства (особенно во второй половине XX в.). Функции, рождённые классовыми противоречиями, отошли на второй план. Приоритетное положение приобрели общесоциальные функции. На смену методам принуждения, прямого насилия пришли государственно-правовые методы и средства (обеспечение прав и свобод граждан, смягчение социального неравенства, выполнение государством функции социального и политического арбитража).

    В-третьих, функции государства тесно связаны с задачами , которые при этом решаются. Под влиянием общественных условий, задач, решаемых в тот или иной исторический период, изменяются приоритеты в функциональной деятельности государства. Например, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на первый план в СССР вышла задача укрепления обороноспособности страны, отражения агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства: перестройка промышленности на военный лад, производство современного вооружения, создание оборонительных сооружений и др.

    Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства, которая осуществляется всеми или многими его органами. Именно целостная функциональная деятельность государства, как вам известно, порождает и поддерживает государственный (политический) режим.

    Классификация функций государства

    Функции государства в юридической науке классифицируются по разным основаниям.

    По причинам возникновения (генезису) они разделяются на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функции «общих дел» — экономическая, экологическая и пр.).

    По продолжительности действия выделяются функции постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его жизнедеятельности, например охрана правопорядка, существующих форм собственности, оборона страны. Временные функции появляются на конкретном этапе общественного развития и по мере перехода к иному этапу могут утрачивать своё значение.

    По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К подфункциям относится, например, организация статистического учёта. (Отметим, что в данном параграфе речь идёт об основных функциях государства.)

    Следующим основанием для классификации функций является характер государственного воздействия на общественные отношения . В соответствии с этим критерием все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивная функция — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами и пр.).

    Относительной новизной отличается классификация функций, в основе которой лежит принцип разделения государственных властей на власть законодательную, исполнительную и судебную. В этой связи рассматриваются три функции государства — законодательная, исполнительная, судебная. Иногда выделяется четвёртая, надзорная функция и соответствующая ей ветвь власти. Подчеркнём, что данная классификация соответствует функциональной деятельности только современных правовых государств. Она не может быть применена к государствам других исторических типов ввиду несвойственности им принципа разделения властей.

    Наиболее распространена в юридической литературе классификация функций по их направленности . В соответствии с этим критерием выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, а внешние — на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими государствами, мировым сообществом в целом.

    Внутренние и внешние функции государства

    Внутренние функции. В правоведении общепринят подход к рассмотрению внутренних функций в зависимости от того, какая область общественных отношений подвергается воздействию со стороны государства. На этом основании чаще всего выделяют следующие функции: экономическую; социальную; экологическую; политическую; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; информационную.

    Экономическая функция в обществе с распределительной и рыночной экономикой проявляется по-разному. В обществе с распределительной экономикой государство, как вы знаете, выступает собственником основных средств производства. Опираясь на эту базу, оно централизовано и монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределяет его продукцию в масштабах всей страны, берёт на себя функцию регулирования и торгового обслуживания населения. В условиях развитых рыночных отношений , свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности антиправовое вмешательство государства в экономику не допускается. Государство вырабатывает экономическую политику; формирует государственный бюджет и контролирует его расходование; управляет предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность; устанавливает правовые основы рынка. В частности, создаются законы по охране существующих форм собственности, защите прав и интересов граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, принимается антимонопольное законодательство. Наряду с этим осуществляется государственное лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулируется через льготный налоговый режим развитие приоритетных отраслей экономики. Следовательно, государственное регулирование экономических отношений осуществляется прежде всего правовыми, организационными и экономическими методами. В периоды экономических кризисов и на переходных этапах вмешательство государства в экономику может усиливаться.

    Социальная функция многообразна и охватывает широкий круг проблем. Её главное назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряжённость в обществе. В этой связи государство должно устанавливать минимальный размер оплаты труда, гарантировать занятость трудоспособного населения, а также социальную защиту тех, кто в ней нуждается, а именно: пожилых людей, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот, студентов, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев и др.

    Социальная функция предполагает и государственную политику в области здравоохранения, образования, науки и культуры. Она осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) соответствующих учреждений. Подчеркнём, что социальная функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Для выполнения социальной функции государство развивает систему государственных служб, создаёт фонды, предназначенные для выплаты пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.

    В развитых странах социальная функция государства регулируется особой отраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодёжи и т. д.)- В Российской Федерации государство осуществляет свою социальную функцию пока ещё недостаточно полно и последовательно.

    К социальной функции непосредственно примыкает экологическая функция . Она приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всём мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Вредные последствия такой деятельности требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях: проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.

    Следует отметить, что в последнее время экологическая функция переросла рамки отдельных стран и приобрела международный масштаб, превратившись в проблему спасения всей планеты, сохранения человечества.

    Политическая функция состоит в предотвращении межнациональных конфликтов, создании необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия, формирования гражданского общества.

    С политической функцией тесно связана функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка . Под правопорядком понимается реальное состояние общественных отношений, регулируемых нормами права. Единичным актом правопорядка является правомерное поведение конкретного субъекта права, равно как и единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение. Господство правомерного поведения приводит в итоге к желанному для всех спокойствию и общественной безопасности. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надёжного обеспечения и защиты прав и свобод человека, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.

    Информационная функция является относительно новой функцией государства. Она появилась в связи с быстро развивающейся информатизацией общества, созданием баз данных, всемирных информационных систем, формированием общемирового информационного пространства. Данная функция реализуется через различные каналы связи (государственные средства массовой информации, непосредственное общение народа с политическими деятелями и пр.). Государство информирует общество о своей повседневной работе, её результатах и перспективах, о состоянии дел внутри государственного аппарата и т. д. Передача этой информации создаёт необходимые условия для нормального функционирования общества, всех ветвей государственной власти. К сожалению, информирование граждан не всегда бывает полным и объективным, нередко предпринимаются попытки манипулировать общественным сознанием.

    Следует отметить, что наряду с традиционным подходом к изучению внутренних функций государства существует и новый (нетрадиционный) правовой подход. В соответствии с ним функции государства рассматриваются, исходя из специфики государственного воздействия на общественные отношения. Суть специфики — в установлении государственно-правового порядка в различных областях общественных отношений, его практическая реализация и защита. На этом основании выделяются три внутренние функции государства: правоустановительная, правореализаторская и правозащитная.

    Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, официальное признание и закрепление приоритетного значения прав и свобод человека и пр.). Значение этой функции обусловлено внутренним единством и неразрывной связью права и государства.

    Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное право было подлинно действующим правом, чтобы его нормы соблюдались как в деятельности самого государства, так и в поведении граждан.

    Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека, правопорядка во всех сферах общественной жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

    Подчеркнём, что изложенный подход не получил ещё широкого отражения в юридической литературе.

    Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция обороны страны, функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества, функция обеспечения мира, функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка.

    Функция обороны страны обеспечивает отражение вооружённой агрессии, защиту территориальной целостности государства, внешнюю безопасность страны. С учётом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооружённых сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникает угроза безопасности России.

    Функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества связана с интернационализацией мировой экономики, формированием мирового рынка и направлена на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений всех государств мирового сообщества.

    Функция обеспечения мира предполагает сохранение мира во всём мировом пространстве, исключение локальных и мировых войн, разрешение международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами, отказ от использования ядерного и другого оружия массового поражения.

    Функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка является самой многообразной.

    Во-первых, в содержание данной функции входит сотрудничество государств по решению проблем, которые затрагивают интересы всего человечества. К числу таких глобальных проблем относятся: сырьевая, энергетическая, экологическая и др.

    Во-вторых, эта функция связана с обеспечением мирового правопорядка и предполагает координацию действий мирового сообщества в борьбе с чудовищным по своим последствиям международным терроризмом, а также с международной, особенно организованной, преступностью (контрабандой, наркобизнесом и пр.).

    В-третьих, функция обеспечения мирового правопорядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов. Они обычно сопровождаются нарушением прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. В случае грубейших массовых нарушений прав человека, т. е. совершения международных преступлений, наступает ответственность перед международными судебными органами.

    Итак, мы рассмотрели функции государства. В заключение подчеркнём, что в современных условиях усиливается взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и внешними функциями.

    Вопросы для самопроверки

    1) В чём суть понятия «функции государства»?

    2) Какие классификации функций вам известны?

    3) Чем отличается традиционный подход к рассмотрению функций государства от подхода нетрадиционного?

    4) В чём суть и значимость каждой из внутренних и внешних функций государства?

    5) Почему внутренние и внешние функции взаимосвязаны между собой?

    Понятие функций государства

    Задачи государства предопределяют функции государства.

    Функции государства - определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

    Функции характеризуют деятельность государства. Функции и деятельность государства - не одно и то же. Характеризуя функции государства, отметим, что важен вопрос о соотношении деятельности государства и самого общества. Государство должно заниматься такой деятельностью, где требуется единообразие, дисциплина, максимальная концентрация сил, средств на определенных участках деятельности. Власть всегда стремиться представить свою деятельность в выгодном свете. О деятельности государства нельзя судить по заявлениям власти. Реальный показатель - бюджет государства (он показывает, на какие цели расходуются средства государства, какие цели являются приоритетными по финансовым затратам).

    Признаки функций:

    1. функции носят объективный характер;

    2. функции носят систематический, постоянный характер;

    3. в функциях выражается сущность и социальное назначение государства, реализуется деятельность государства;

    4. функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства;

    5. функции осуществляются всем государством, механизмом государства в целом (например, функция обороны осуществляется как органами государства - Министерством обороны, Советом Безопасности, так и материальными средствами - вооруженными силами). Функции государства в целом надо отличать от функций его отдельных органов. Функции органов государства представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

    6. функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

    В зависимости от условий деятельности государства, внутренних и внешних факторов зависят приоритеты, которые получает та или иная функция.

    Виды функций государства

    Множество функций государства классифицируется по областям общественных отношений.

    Государство осуществляет свою деятельность в обществе, выполнение функций государства - процесс воздействия государства на различные сферы жизни общества, в зависимости от сферы деятельности выделяют конкретные функции государства

    Все функции государства можно разделить на две группы: внутренние и внешние функции. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства.

    К внутренним функциям можно отнести:

    1. Экономическая функция

    В экономической сфере смысл действия государства - обеспечение нормального развития экономики, защита собственности, согласование интересов производителей и потребителей и т. п. Экономическая функция может осуществляться по-разному:

    · в рыночной экономике государство действует экономическими методами (создает условия (и наоборот) для определенных видов производств и т. д.)

    · в плановой экономике государство управляет экономической жизнью административными методами (определяет направление движения товаров и т. д.).

    2. Политическая функция - обеспечение выражений интересов различных социальных групп.

    3. Социальная функция - развитие, содействие развитию, поддержка здравоохранения, просвещения, науки, культуры, социального обеспечения, функции регулирования трудовых отношений, установление минимальной заработной платы и т. д. Нужно подчеркнуть, что государство не должно полностью брать общество на иждивение, оно призвано обеспечить минимум социальных возможностей, создать равные стартовые возможности для индивидов.

    4. Экологическая функция (обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, мероприятия по оздоровлению окружающей среды и т. д.).

    5. Функция борьбы с последствиями стихийных бедствий.

    6. Функция охраны правопорядка, прав, свобод и собственности граждан.

    Этот перечень функций не является исчерпывающим, государство осуществляет и иные направления деятельности.

    Внешние функции

    7. Обеспечение обороны и безопасности.

    8. Координация экономического и политического взаимодействия с иными государствами.

    9. Проведение единой внешней политики.

    Можно отметить условность деления на внешние и внутренние функции, так как все функции взаимосвязаны, внутренние функции могут выступать как составляющая часть внешних функций (борьба с преступностью).

    Функции делят на основные и неосновные, временные и постоянные. Деление на основные и неосновные функции достаточно сомнительно. Несновные функции - мелкое или частное направление деятельности в рамках той или иной основной функции (например, строительство дорог).

    Постоянные функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции).

    Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. По отпадении условий и причин, породивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются. Например, функция восстановления разрушенного хозяйства в послевоенный период, функция устранения последствий глобальных стихийных бедствий и катаклизмов.

    В зависимости от степени участия общества в осуществления функций государства они подразделяются на:

    · Общесоциальные - это функции, в осуществление которых принимают участие как государство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции);

    · Специальные - это функции, которые осуществляются только государством (например, функция охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной системы и др.).

    Формы и методы осуществления функций государства

    Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.

    Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные. Среди правовых форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и правоохранительную формы осуществления функций государства.

    Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

    Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

    Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

    Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

    Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

    Выделяют методы осуществления функций государства - способы воздействия на поведение людей.

    1. убеждение (власть агитирует).

    2. принуждение (заставляет).

    3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).

    Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:

    · централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);

    · децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);

    · рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

    · поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

    Государство как политико - экономическая общность, функции государства.

    Практически все население земного шара проживает в том или ином государстве. Исторически складывалось так, что развитие общества, совершенствование орудий труда приводило к объединению индивидов в сообщества, которые к конечном счете превращались в политико-социально-экономические формации, называемые государствами.

    Понятие и правовая сущность

    Государство — форма организации политической власти общества, которая имеет свой аппарат управления, направленный на защиту прав и интересов господствующего класса в обществе.

    Любое государство обладает определенными функциями. Под функциями государства понимаются направления его деятельности, целью которой является поддержание и существование государства в нормальном режиме.

    Основными функциями государства являются

      Физическая защита жителей государства.

      Обеспечение реализации прав и свобод граждан государства.

      Обеспечение суверенитета и целостности страны.

      Управление экономикой государства.

      Решение возникающих экономических и социальных проблем в обществе.

    Другие классификации функций государства

    1. Внутренние функции государства

    Направлены на управление политической, экономической и иной жизнью общества внутри страны. Политическая составляющая предполагает установление законной и эффективной системы управления всеми сферами общественной жизни. Государство, как носитель суверенитета, выполняет волю своего народа, являющегося единственным источником власти в стране.

    Существуют различные формы реализации народной власти

      Непосредственное волеизъявление граждан. Осуществляется посредством проведения референдумов и других открытых голосований.

      Опосредованное волеизъявление. Осуществляется через избранные и создаваемые органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Основной целью государства является реализация прав и свобод своих граждан в полном объеме. Конечной целью ставится построение правового государства. Правовое государство это государство, деятельность которого строится в строгом соответствии нормам права. В свою очередь, нормы права принимаются и устанавливаются органами государственной власти. Должное исполнение функций государства уполномоченными органами, должно способствовать гражданскому развитию общества через его постоянное реформирование.

    Подвидом внутренней функции государства является экономическая, которая предполагает осуществление экономической политики внутри страны. В рамках данной стратегии в демократических государствах провозглашается приоритет права собственности и свободы предпринимательской деятельности, государственное регулирование рыночных отношений допускается лишь выборочно, для более эффективного развития экономики и недопущения наступления экономического кризиса в стране.

    Вот еще несколько внутренних функций государства

    Правоохранительная функция государства - направлена на защиту прав и свобод гражданина и человека, гарантирует равенство всех перед законом, независимо от их социального и финансового положения, пола, расы и других отличительных признаков. В рамках данной функции государство обеспечивает безопасность и правопорядок в обществе через специально создаваемые органы управления, в том числе правоохранительных органов (полиции, прокуратуры, исполнения наказания, и т.д.).

    Социальная функция государства. Она направлена на создание достойной жизни социально незащищенных слоев общества (детей, пенсионеров, инвалидов, и т.д.). Данная функция призвана обеспечить минимально допустимый уровень жизни для своих граждан, независимо от их финансового дохода. В нашей стране гражданам гарантируется всеобщая бесплатная медицинская помощь. Социальные службы, созданные в государстве помогают перераспределить его доходы в пользу нуждающихся. Государство контролирует такие неотъемлемые права человека как право на труд и отдых, а также соблюдение в отношении работника положенных гарантий и компенсаций.

    2. Внешние функции государства

    Определяют положение государства в международной сфере. Направлены на отстаивание суверенитета государства, его целостности как единого образования, а также взаимодействия с другими государствами, международными институтами и отдельными гражданами.

    Такие функции можно подразделить на следующие

      Связанные с защитой своих граждан, находящихся вне его пределов.

      Международное научно-техническое сотрудничество и культурные связи.

      Отстаивание суверенитета и обороноспособности страны.

    Внешние функции государства схожи по своей сути с внутренними функциями и сводятся к защите прав и свобод своих граждан за пределами своего государства. Граждане, оказавшиеся в трудной ситуации за пределами своей страны вправе рассчитывать на помощь своего государства, которая может осуществляться посредством оказания правовой и материальной помощи, мероприятий по эвакуации и т.п.

    Любое демократическое государство стремиться развивать свои международные связи в политической, культурной, научной и других областях жизнедеятельности. Существующие международные организации способствуют культурному межгосударственному развитию. Как правило, порядок и условия сотрудничества излагаются в международных правовых актах, подписываемых представителями заинтересованных государств и ратифицированных в установленном порядке.

    Функция обороны государства включает в себя создание и финансирование вооруженных сил страны, закрепление в международных актах государственных границ, заключение соглашений о мире и добрососедстве и других нормативных актов, направленных на урегулирование всех возможных международных территориальных и иных споров между государствами. Государство разрабатывает и реализовывает военную доктрину, повышают боеспособность вооруженных сил, осуществляют внешнюю разведывательную деятельность.



    Просмотров