Действие нормативных правовых актов во времени лекция. Действие НПА в пространстве

НПА – правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

Порядок действия нормативных актов - определенные в нормативных ак­тах общие правила их вступления в силу, распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.

1.Во времени: - означает период t в течении кот-го дей-ует его предприсание.

По общему правилу, нормативно-правовые акты применя­ются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во време­ни, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (так называемая обратная сила закона).

НПА всту­пают в силу одним из следующих способов:

1) с момента или истечении определенного срока после его офиц-оного опубликования .

(По этим общим правилам законы, другие НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

НПА Президента РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования, а акты Правитель­ства РФ - со дня их подписания, акты ФОИВ вступа­ют в силу с момента опубликования)

2) срок предусмотренный самим НПА

3) срок предусмотренный др.актом о введении его в действие.

Прекращение действия нормативного акта происходит в ре­зультате:

1) истечения срока, на который был принят юридический до­кумент;

2) принятия управомоченным органом нового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг обще­ственных отношений;

3) объявление об утрате юр-кой силы НПА (прямое указание на отмену, кот-ое может содержаться в акте более высокой юр.силы или в акте того же уровня)

4) устаревания юридического документа в связи с исчезнове­нием обстоятельств, которые подлежали регулированию (пример, утратили свою актуальность, а потому и прекратили свое действие НПА регламентирующие правовой статус советов народны депутатов т.к. исчезли эти органы).

Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

2. В пространстве - это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

3. По кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства - здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативного акта во времени обусловлено:

    • вступлением его в силу и
    • утратой силы.

Можно выделить несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие :

    1. истечение определенного срока после его официального опубликования;
    2. момент их принятия или официального опубликования;
    3. указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте (в специально принятом по этому поводу акте);
    4. нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

Подробнее

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу", а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права , свободы и обязанности человека и гражданина , устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти , а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов :

    • по истечении срока действия акта, на который он был принят;
    • в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
    • на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

    1. когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
    2. если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность.

О действии правовой нормы в утратившем силу законодательном акте см. ФНС России от 19.01.2018 N СА-4-7/860@ "О направлении для сведения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N 3-П"

Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе двух принципов:

    • территориального;
    • экстерриториального.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа (обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества).

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавливать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Таким образом, действие нормативных актов в пространстве зависит:

    1. от уровня государственного органа, принявшего данный акт;
    2. от юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие:

    • на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
    • на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
    • на территорию, указанную в самом нормативном акте;
    • на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативных актов по кругу лиц зависит от двух факторов.

Придание источникам права формы официального документа означает лишь то, что такие источники созданы. Их "жизнь" начинается в определенных параметрах и охватывает гак называемую среду права - время, пространство и круг лиц.

В связи с этим необходимо изучение того, каковы временные пределы действия правовых норм, на какую территорию, на какие виды отношений и на каких их участников распространяется действие тех или иных норм права. Это важная проблема юриспруденции, обозначаемая как действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени есть не что иное, как временные рамки распространения его на отношения, являющиеся предметом регулирования. Эти рамки определяются установлением:

  • а) точного момента вступления нормативного правового акта в силу;
  • б) наличия или отсутствия его "обратной" или "переживающей" силы;
  • в) конкретного момента прекращения его действия.

В каждой стране существует определенный порядок вступления нормативных правовых актов в силу. При этом обычно решающее значение имеют официальное опубликование закона и срок. В соответствии с этим нормативные правовые акты, как правило, подлежат официальному опубликованию, после чего немедленно или через тот или иной отрезок времени начинают действовать.

В Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Официальное опубликование - это даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта. Законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы адресатам, переданы но каналам связи, распространены в машиночитаемой форме, но это все не является официальной публикацией и не влечет никаких правовых последствий.

Момент вступления в силу - по истечении 10 дней после дня официального опубликования (общий порядок), если иное не предусмотрено в самом законе или специальном постановлении о порядке введения нормативного правового акта в действие.

Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер, и нормативные постановления (распоряжения) Правительства РФ официально публикуются в течение 10 дней после дня их подписания. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в его тексте не указан иной срок. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу со дня их подписания.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительных власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты министерств и федеральных служб и агентств подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их регистрации. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ но истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных актов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Порядок вступления в силу законов и иных нормативных актов субъектов РФ, их органов на местах существенно не отличается от общероссийского порядка.

В принципе законы и подзаконные нормативные правовые акты обратной силы не имеют, т.е. их действие распространяется только на регулируемые отношения, имевшие место после введения их в силу. Речь идет о распространении действия нормативного правового акта на все случаи только "вперед", все, что было до дня вступления его в действие, под него не подпадает.

Однако в уголовном праве издавна существует принцип, гласящий, что норма, отменяющая наказуемость деяния или смягчающая за него ответственность, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до введения ее в действие. В отдельных случаях обратная сила может быть придана и нормам других отраслей права, если это особо оговаривается самим законодателем. При этом должны строго соблюдаться положения Конституции РФ:

  • - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;
  • - законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;
  • - никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;
  • - если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54, 57 Конституции РФ).

Федеральным законом от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введение в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации" такая сила придана так называемой приобретательской давности, которая распространена и на случаи, когда владение имуществом начато до введения Кодекса в действие (ст. 11).

В юридической литературе возможность нормативного правового акта иметь обратную силу называется ретроактивностью.

"Переживание" нормативного правового акта означает, что он продолжает применяться после утраты своей силы. По общему правилу, нормативный правовой акт, прекративший свое действие, не применяется к отношениям, возникшим после момента прекращения такого действия. Исключение из него может быть лишь по специальному указанию правотворческого органа, решившего в связи с какими-либо сложными ситуациями разрешить применение той или иной нормы к отношениям, возникшим после прекращения ее действия. Таким образом, "переживание" закона имеет место, когда закон, утративший свою юридическую силу, по специальному указанию нового закона продолжает действовать по отдельным вопросам. Например, если новый закон влечет усиление ответственности, то по всем правоотношениям, возникшим до его издания, применяется старый, отмененный закон. Закон в этом случае как бы продляет свою "жизнь". Такое его свойство называется ультраактивностью.

Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • 1) истечение срока, на который принят закон (например, закон о бюджете);
  • 2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);
  • 3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике);
  • 4) изменение условий и обстоятельств, обусловивших принятие данного закона (например, отмена чрезвычайного положения, на время действия которого он был рассчитан). Чрезвычайное положение может вводиться лишь в установленном законом порядке; если оно связано с отдельными ограничениями прав и свобод личности, то с обязательным указанием срока действий таких ограничений (ст. 56 Конституции РФ);
  • 5) признание Конституционным Судом РФ закона неконституционным. Акты или их отдельные положения в этом случае утрачивают силу. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, оно не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Судам, иным правоприменительным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ).

Территория РФ устанавливается ее государственной границей. Государственная граница есть линия и проходящая но этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета.

Таким образом, в состав государственной территории входят:

  • - сухопутная территория, т.е. суша в пределах границ государства;
  • - водная территория, которая включает в себя как внутренние (национальные) воды (например, воды заливов, бухт, морей, проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат России, и т.д.), так и территориальные воды, прибрежные морские воды шириной 12 морских миль;
  • - недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;
  • - воздушная территория, которая составляет все воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. В настоящее время высотный предел каким-либо договорно-правовым либо нормативным актом не установлен, но обычно-правовой нормой признается правило, согласно которому спутники с минимально низкими орбитами находятся за пределами воздушной территории государства.

Уголовную юрисдикцию Российская Федерация осуществляет также в отношении лиц, совершивших преступления на любых территориях и объектах, принадлежащих России и находящихся в открытом море или ином указанном пространстве. Сюда относятся континентальный шельф - выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением, а также 200-мильная экономическая зона. Они находятся за пределами государственной границы и поэтому не входят в состав государственной территории. Но прибрежные государства имеют право на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением этих ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются законодательством РФ. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства

о континентальном шельфе (ст. 253). Свою юрисдикцию Россия осуществляет и в отношении объектов, находящихся в его экономической морской зоне (искусственные острова, установки, сооружения). В остальном на континентальном шельфе и в морской экономической зоне действуют принципы и нормы международного права.

При совершении преступления на борту воздушных и морских судов вне государственной территории РФ уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется в зависимости от назначения судна. Военные морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Это означает, что независимо от их местонахождения они подпадают под действие уголовного закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон России действует лишь в том случае, если они находятся на территории РФ, а также в международном воздушном пространстве или в международных водах.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции РФ определяется и непосредственное действие на территории страны международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Нормативные акты субъектов РФ действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов - на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции РФ (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории и по предмету. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Все лица - это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ст. 12 УК РФ).

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные 1раждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).

  • Кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
  • См. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
  • Теория юриспруденции: учеб. пособие / отв. ред. Р. В. Шагиева. Калуга. 2007. С. 254.

Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»11, если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Опубликование этих законов производится в информационном бюллетене «Собрание Законодательства Российской Федерации». Кроме того, федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Опубликования в указанных изданиях являются официальными. Акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»12, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях. Указанные сроки вступления нормативных актов в силу не применяются в тех случаях, когда при принятии установлен другой срок введения их в действие. Вышеназванным Указом Президента установлено, что акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства Российской Федерации.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний; на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст.43, 48 ТК РФ).

Регламентация времени вступления в силу нормативных актов в сфере труда имеет существенное значение, ибо с этого момента они подлежат обязательному исполнению.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникающих до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст.12 ТК РФ).

Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием «территория». Имеется в виду территория государства – Российской Федерации; территория субъектов Федерации; территория конкретной организации. В соответствии с этим «свое» правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов Российской Федерации. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон Российской Федерации. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации. К ним, например, относятся нормативные акты о труде для работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для работников пустынных, полупустынных и высокогорных районов и т.п.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Пространственно действие нормативных актов о труде заключается в том, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом, ибо понятие «территория Российской Федерации» не исчерпывается только земельно-территориальными, морскими и воздушными границами, а определяется также и международно-правовыми актами. Далее необходимо отметить, что некоторые нормативные акты о труде РФ могут распространяться на граждан, работающих в других странах, если это, например, предусмотрено международными соглашениями в области внешней трудовой миграции.

Действие нормативных актов о труде по категориям работников. Трудовое законодательство России, как известно, характеризует принцип единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников (женщин; подростков; лиц, занятых в отдельных отраслях народного хозяйства; работников бюджетной сферы; лиц, работающих на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и т.п.).

Статья 11 Трудового кодекса РФ посвящена сфере действия трудового права.

В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: независимо от организационно-правовой формы работодателя трудовое законодательство распространяется на всех работников и на все организации, если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что Трудовой кодекс РФ, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, акционерами.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Последовательное применение данного правила исключает произвольное толкование вопроса о юридической природе договоров, регулирующих трудовые отношения.

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Вместе с тем в целях обеспечения приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест определены условия и порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (Указы Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» и от 29 апреля 1994 г. № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»)13.

Общие нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация осуществляется Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Все эти нормы выделены в отдельную часть ТК РФ – четвертую часть, которая включает 16 гл.(гл.40-55): гл.40 – «Общие положения»; гл.41 – «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями»; гл.42 – «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»; гл.43 – «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организация»; гл.44 – «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству»; гл.45 – «Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев»; гл.46 – «Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах»; гл.47 – «Особенности регулирования труда работников, работающих вахтовым методом»; гл.48 – «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей

физических лиц»; гл.49 – «Особенности регулирования труда надомников»; гл.50 – «Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; гл.51 – «Особенности регулирования труда работников транспорта»; гл.52

– «Особенности регулирования труда педагогических работников»; гл.53 – «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей»; гл.54 – «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций»; гл.55 – «Особенности регулирования труда других категорий работников».

Особенности отдельных категорий труда отдельных категорий работников содержатся также в федеральных законах.

Так, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 120 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» представляет право совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества, если исполнительные органы образуются общим собранием акционеров, принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа, общества (директора, генерального директора)14.

Общие нормы трудового права конкретизируются и дополняются не только в законах или иных нормативных актах, но и в локальных актах и соглашениях применительно к различным категориям работников, занятых в отдельной организации, отрасли, регионе и т.п. (режим труда и отдыха, нормы об оплате и охране труда и др.). С возрастанием значения локально-договорного регулирования должен увеличиться и объем специальных норм в локальных актах, среди которых главное место занимает коллективный договор, и в соглашениях всех видов (генеральных и региональных, отраслевых и др.).

В ряде случаев такая дифференциация определяется необходимостью повысить требования к выполнению трудовых обязанностей (например, для работников транспорта) и установить более высокую ответственность за правонарушения в сфере труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Определите понятие источника трудового права.

2. Назовите известные вам виды источников трудового права.

3. Что такое система источников трудового права, какие акты входят в эту систему?

4. В чем заключаются особенности системы источников трудового права?

5. Как разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений?

6. Дайте общую характеристику Трудового кодекса РФ как квалифицированного источника трудового права.

7. Какова роль локальных нормативных актов и соглашений в регулировании правовых актов?

8. Какова роль локальных нормативных правовых актов и соглашений в регулировании условий труда, в чем особенности формирования этих актов?

9. Каково значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ по трудовым спорам?

10. Определите действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по категории работников.

11. Раскройте соотношение общих и специальных норм трудового права.

1. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. ЛГУ, 1985.

2. Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права // Советское государство и право. 1971. № 10.

3. Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 1989.

4. Бочарникова М.А. Законодательство о труде субъектов Российской Федерации // Право и экономика. 1995. № 3-4; 1996. № 21/22.

5. Глазырин В.В. ГК и регулирование трудовых отношений // Право и экономика. 1995. № 5-6.

6. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права // Екатеринбург, 1997.

7. Горшенин К.П. Кодификация законодательства о труде. М., 1967.

8. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1996. № 1.

9. Иванов С.А. Применение Конвенций МоТ в Россия в переходный период // ГП. 1994. № 8, 9.

10. Лебедев В.М. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия // ВВС РФ. 1996. № 2.

11. Орловский Ю.П.О сфере действия трудового права в современных условиях // Право и экономика. 1995. № 7.

12. Смолярчук В.И. Источник советского трудового права // М., 1978.

13. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4.

14. Шебанова А.И. Размышления о реформе трудового законодательства в Российской Федерации // Академия труда и социальных отношений. Научно-информационный журнал. 1994. № 5.

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

2) с момента, указанного в самом акте;

3) по правилам, установленным действующим законодательством.

Так, федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты – по истечении семи дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти – при наличии двух условий:

а) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан;

б) после опубликования по истечении десяти дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

1) истечения срока, на который был принят;

2) официальной отмены или признания утратившим силу;

3) принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт по общему правилу перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

4) вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части;

5) признания акта неконституционным;

6) приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

В ряде случаев законодателем определены специальные условия вступления в силу НПА. При этом даже если в тексте документа указана точная дата вступления в силу, это еще не является гарантией того, что документ начнет действовать с указанной даты. Необходимо, чтобы до наступления этой даты были выполнены все специальные условия, установленные для данного вида НПА. В противном случае документ вступит в силу в более поздний срок.

С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальные источники опубликования : "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета", дополнительно с 10.11.2011 - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

С 01.01.2000 вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

С 28.04.2007 установлен особый порядок вступления в силу законов (решений) о бюджете. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Особый порядок вступления в силу установлен и для актов законодательства о таможенном деле:

С 29.12.2010 в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.

К действию нормативных правовых актов во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый нормативный правовой акт распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу.

Нормы же, устанавливающие наказуемость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

«Переживание» закона - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.



Просмотров