Административный иск – правила оформления и подачи. Заявление о восстановлении срока по административным делам

Фиксация административных правонарушений служит поводом для запуска процесса, нацеленного на привлечение нарушителя к ответственности. Однако, согласно кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП), правоохранительным органам отводится определенный период для взыскания задолженности с виновника, отсчитываемый от даты нарушения.

Что такое исковая давность

Срок давности по административным делам — время, по истечении которого нарушитель не может понести наказание за совершенные им правонарушения. Часто это происходит из-за умышленного затягивания судопроизводства либо слишком длительного выяснения обстоятельств, связанных с делом.

Административное правонарушение согласно определению рассматривается правоохранительными структурами как совершение деяний, противоречащих положениям КоАП РФ. Каждая статья кодекса предусматривает выделение четкого срока, в течение которого сохраняется право предъявить претензию.

Период давности

Законодательная база

Согласно правовой дисциплине в КоАП РФ указаны все деяния в сфере административного права, их подробное описание, субъект и объект нарушения, наказание, которое понесет гражданин в случае их совершения. По п. 1 ст. 4.5 КоАП условное время, в течение которого можно привлечь нарушителя — 2 месяца. Если же уже началось судопроизводство, то согласно законодательству он увеличивается до 3 мес. В различных нормативно-правовых актах могут быть указаны альтернативные условия.

Срок подачи правоохранителями административного искового заявления в суд определяется п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП. При этом женщины, вынашивающие ребенка и/или воспитывающие детей возрастом до 14 лет, несовершеннолетние, лица с инвалидностью I или II группы, военнослужащие либо граждане, получившие предписание о прохождении военных сборов, не могут быть подвергнуты административному аресту либо выполнять исправительные работы.

Срок давности

Виды сроков исковой давности

Все сферы правовой дисциплины отличаются собственными сроками давности, притом они могут действовать как на федеративном уровне, так и в пределах отдельных областей согласно законодательным актам субъекта федерации. При этом период, в ходе которого можно начать процесс взыскания долга, является общим для всей России. В КоАП и в других подобных документах предусмотрены разные показатели:

  • стандартный – 2 месяца с момента совершения нарушения, либо 3 месяца если дело рассматривается в суде;
  • для правонарушений, связанных с защитой детских прав, нарушением правил противопожарной безопасности или авторского права и т.д. – 1 год с дня, в который было осуществлено противоправное деяние;
  • если гражданин нарушил статью КоАП, предусматривающую ответственность в виде дисквалификации, то отсчет ведется не с момента противоправного деяния, а со времени, когда оно было выявлено;
  • нарушение административных нормативно-правовых актов, приведенных в Таможенном Кодексе РФ, а также в некоторых других случаях, срок давности по допущенным административным нарушениям достигает двух лет, если же преступление связано с коррупцией, прекращение судебного преследования допускается лишь через 6 лет.

В комментариях, оставленных представителями властных структур, указывается, что при рассмотрении нарушений правил дорожного движения, срок подачи административного иска по КАС РФ — 12 месяцев с даты фиксации. При получении документа, обязывающего осуществить штрафной платеж, выделяется период в 10 суток, во время которого можно подать жалобу. Если же ДТП привело к тяжелым последствиям, то к административной ответственности добавляется уголовная.

Длящееся нарушение

Если обязательство об оплате не будет исполнено, то дело подается на рассмотрение в судебные органы либо приставам. В результате этого действия размер штрафа может значительно увеличиться, также появляется вероятность наложения ареста на 15 суток либо назначение исправительных работ сроком до 50 часов. При этом важно понимать, чем отличается административный иск от гражданского – государственный обвинитель действует в строгом соответствии с процессуальными требованиями. Только он имеет право подавать на рассмотрение подобные дела.

Важно! Пропустить этап судебного разбирательства и избежать выплаты налогов и судебных издержек, если урегулировать спор в досудебном порядке. Если обвиняемый подаст ходатайство на рассмотрение своего дела по официальному месту его проживания, срок исковой давности по требованиям КАС РФ приостанавливается в случае его принятия. Отсчет возобновляется, когда материалы по делу поступают на рассмотрение в суд.

Что такое длящееся правонарушение

Нередко граждан беспокоит, законны ли попытки правоохранительных структур привлекать их к ответственности за нарушение положений КоАП уже после того, как истекают описанные выше сроки после совершения нарушения.

В п.1 КоАП Ст. 4.5 указано, что постановление, связанное с правонарушением, не может быть вынесено после предусмотренных законом сроков. Пункт 2 этой же статьи отмечает, что при длящемся правонарушении отчет ведется с того момента, как оно было зафиксировано правоохранительными структурами.

Дополнительная информация. Соответствующее определение было разработано для того, чтобы граждане не могли избежать ответственности за более опасные деяния, нарушающие нормы административного права. Оно отображено в постановлении ВС РФ от 24.03.2005 №5. Данная норма определяет, что длящееся нарушение связано с продолжительным отказом от выполнения или неправильным выполнением наложенных законом обязательств.

Дорожное происшествие

Срок давности по штрафам ГИБДД

В отношении подобных нарушений срок исковой давности КоАП строг – они вынесены в отдельный раздел, и за их нарушение можно попасть под штрафные санкции, а также лишиться прав или получить другие ограничения. С ст. 31 КоАП указано, постановление о наказании не исполняется, если его не привели в действие спустя 2 года после того, как оно приобрело законную силу.

Постановление о финансовой ответственности за нарушение ПДД в виде штрафных санкций наступает спустя 10 суток после его вынесения. Данный срок позволяет обжаловать решение, также он учитывается при расчете срока давности – два года плюс десять лет. Если же водитель успел обжаловать решение, то давность приостанавливается вплоть до того момента, как дело будет пересмотрено и судья издаст новое постановление.

Руководствуясь нормами законодательства, нарушители действительно могут избежать ответственности, однако всегда нужно помнить, что неуплата штрафа может привести к удвоению его размера (при этом величина санкции никогда не будет меньше 1000 рублей), а также повлечь арест или исправительные работы.

Подготовить самостоятельно заявление о восстановлении срока по административным делам не составит труда, требуются только уважительные причины пропуска этого срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.95, 219 КАС РФ,

  1. Восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
  2. Принять административное исковое заявление Бесединой Дарьи Викторовны к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска о признании незаконным приказа вышеуказанного муниципального органа от 12.10.2021 г. № 1434 о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Приложение:

  1. Копия заявления о восстановлении срока
  2. Копия справки УФМС г. Москва о регистрации по месту пребывания
  3. Копия заявления от 11.01.2022 г. о выдаче копии приказа от 12.10.2021 г. № 1434
  4. Копия информации Комитета ЖКХ с уведомлением о вручении от 16.02.2022 г.
  5. Копия жалобы Главе Администрации г. Брянска от 20.02.2022 г.
  6. Копия ответа на жалобу и уведомление о вручении от 31.03.2022 г.

05.04.2022 г. Беседина Д.В.

Как составить заявление о восстановлении срока по административным делам

Пропущенный процессуальный срок восстанавливается только при уважительности причин и предоставлении в суд доказательств невозможности совершить процессуальное действие своевременно. Какие именно причины признаются уважительными, целиком зависит от мнения суда. Это могут быть: документы о временной нетрудоспособности (например, административный истец находился на стационарном лечении), о нахождении в командировке (т.е. не был вовремя уведомлен о действиях административного ответчика, а, значит, не знал о нарушении своих прав и свобод). Возможно, обратиться в суд мешали форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение и др.).

Личные и семейные обстоятельства также могут быть приведены в качестве уважительных причин. При условии документального их подтверждения: тяжелая болезнь близкого родственника (в том числе, любого лица, который ) и осуществление ухода за ним.

По административным искам несвоевременность рассмотрения жалобы на оспариваемое действие вышестоящим органом всегда является уважительной причиной, поэтому копии запросов и ответов во все организации на досудебной стадии обязательно предоставляются в суд.

Заявление о восстановлении срока по административным делам либо составляется на отдельном документе (как в примере), либо соответствующее ходатайство излагается в тексте административного иска (иного ходатайства) с приложением письменных доказательств тех обстоятельств, на которые ссылается административный истец.

Как подать заявление о восстановлении срока по административным делам

Наиболее оптимальным способом подать заявление о восстановлении срока по административным делам является предоставление его на отдельном документе одновременно с административным иском. Заявление подается в тот же суд, который рассматривает административное дело, и определен по правилам .

Заявление о восстановлении срока по административным делам должно быть подано и при пропуске срока (любой его стадии).

Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 219 КАС РФ

Статья 219 КАС РФ. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд (действующая редакция)

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

  • проверено сегодня
  • кодекс от 30.07.2018
  • вступила в силу 15.09.2015

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) 21-ФЗ

Раздел IV особенности производства по отдельным категориям административных дел

Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Сравнить с редакцией статьи от 15.09.2015

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.


Дело № 2а-436/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в с. Объячево

26 ноября 2015 года административное дело по административному исковому заявлению Иевлева Н.Н. к судебному приставу-исполнителю Трофимовой Л.Г., Отделу судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя,

установил:

Иевлев Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Трофимовой Л.Г. по аресту и продаже принадлежащего ему автомобиля, указав в обоснование требований, что не согласен с оценкой арестованного имущества, которая занижена и не соответствует рыночным ценам. Кроме того, в связи с арестом и возможной последующей реализацией автомобиля лишен возможности продолжать деятельность своего крестьянско-фермерского хозяйства; в то время как у него имелось другое имущество, на которое можно было обратить взыскание. В результате указанных незаконных действий судебного пристава-исполнителя нарушены положения ст. и ст. Закона «Об исполнительном производстве».

Заслушав пояснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев исполнительное производство №, в рамках которого совершены оспариваемые действия, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2); защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства (статья 2). Из названных положений во взаимосвязи со статьями (часть 1), (часть 2), (часть 3), (пункт "в"), (пункт "б" части 1) и Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, которым предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определены Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как следует из материалов дела, 12 марта 2014 года ГУ УПФР в Прилузском районе РК вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя) №, которым постановлено произвести взыскание страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества Иевлева Н.Н. в Пенсионный фонд РФ в размере; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – .

На основании указанного постановления, 20 марта 2014 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Прилузскому району Трофимовой Л.Г. возбуждено исполнительное производство № (должник – Иевлев Н.Н., взыскатель – ГУ УПФР в Прилузском районе, предмет исполнения – взыскание страховых взносов, включая пени в размере)

С данным постановлением Иевлев Н.Н. ознакомлен 13 мая 2014 года. В тот же день, при даче объяснений судебному приставу – исполнителю Иевлев указал, что задолженность оплатит в течение двух месяцев самостоятельно, поскольку официально не трудоустроен, предпринимательскую деятельность не ведет.

Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007г № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме.

Исполнительные действия, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов, указаны в статье 64 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с частью 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Перечень мер принудительного взыскания предусмотрен частью 3 данной статьи.

При этом, помимо исполнительных действий, перечисленных в пунктах 1 - 16 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с пунктом 17 Закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые доля своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

То есть, перечень действий и мер принудительного исполнения не является закрытым, и поэтому судебным приставом-исполнителем могут применяться различные не противоречащие принципам исполнительного производства меры для принуждения должника к исполнению требования исполнительного документа.

Постановлением судебного пристава – исполнителя от 05.08.2014г. №, исполнительное производство № от 20.03.2014г. объединено с исполнительным производством № от 16.07.2014г., с присвоением сводному исполнительному производству №

В рамках исполнительного производства №, 24 февраля 2015 года судебным приставом – исполнителем в присутствии должника Иевлева Н.Н. составлен акт о наложении ареста (описи имущества), согласно которому описи и аресту подвергнут автомобиль, 1987 г.в., голубого цвета, госномер № регион. Этим же актом произведена предварительная оценка арестованного имущества в размере рублей.

При этом, как следует из представленного акта, Иевлеву Н.Н. были разъяснены его права и обязанности в части указания имущества или предметов, на которые следует обратить взыскание в первую очередь; однако данными правами последний не воспользовался, другого имущества для ареста не указал, что подтверждается подписями должника в акте.

24 февраля 2015 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление об оценке имущества должника судебным приставом – исполнителем, согласно которому принадлежащее Иевлеву Н.Н. транспортное средство, автомобиль, 1987 г.в., синего цвета (голубая), в удовлетворительном состоянии, оценено в рублей без учета НДС.

Копия данного постановления получена должником 27 февраля 2015 года, что подтверждается собственноручной подписью последнего в почтовом отправлении, имеющемся в материалах исполнительного производства, и не оспаривается в ходе предварительного судебного заседания.

Как разъяснил Верховный Суд РФ, в своем Постановлении Пленума от 10.02.2009г. № 2, принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Аналогичные положения содержатся в ч. 9 ст. Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 226. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">226 КАС РФ , вступившего в законную силу с 15.09.2015г., согласно которым, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в т.ч. соблюдены ли сроки обращения в суд. При этом обязанность доказывания соблюдения сроков возлагается на лицо, обратившееся в суд

Однако, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила статей 195, 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное (ст. ГК).

решил:

Административное исковое заявление Иевлева Н.Н. к судебному приставу-исполнителю Трофимовой Л.Г., Отделу судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя – оставить без удовлетворения

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца с момента вынесения настоящего решения.

Судья Т.Л.Шишелова

Суд:

Прилузский районный суд (Республика Коми)

Судьи дела:

Шишелова Т.Л. (судья)

Судебная практика по:

Исковая давность, по срокам давности

Судебная практика по применению норм ст. 200, 202, 204, 205 ГК РФ



Просмотров