Коап статья 4.2 обстоятельства смягчающие административную ответственность. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

Упрощенная система налогообложения – один из самых эффективных инструментов малого бизнеса с целью снижения единого налога на доход. Многие, как начинающие, так и давно работающие предприятия обращают особое внимание на этот специальный режим.

С его помощью можно значительно упростить расчеты с государством, для индивидуальных предпринимателей не требуется даже ведение бухгалтерского учета.

Разберемся с УСН на 2018 год и детально рассмотрим особенности налоговой базы – «доходы минус расходы». Режим имеет свои нюансы, которые могут стать неприятным сюрпризом, если их не учитывать изначально.

Особенности работы

При первичной регистрации ИП или ООО налоговый орган автоматически регистрирует предпринимателя по общей системе налогообложения. Начинающему бизнесмену следует заранее продумать, по какому из режимов лучше взаимодействовать с государством, иначе налоги и другие выплаты могут весомо сказаться на целесообразности предприятия в целом.

В РФ работает несколько систем налогообложения :

  1. Общий режим – один из самых распространенных и сложных в плане расчетов и ведения отчетности. Этот тот самый режим, который предусматривает выплату налога на добавленную стоимость.
  2. Налоги на некоторые виды деятельности или ЕНВД – режим подразумевает ставку 15%.
  3. Специальный налоговый режим по ведению с/х деятельности .
  4. Упрощенная система налогообложения , которая предлагает два объекта – «Доходы» и «Доход минус расходы».

Также существует патентная система, но она относится только к форме ИП.

Вне всякого сомнения, для бизнесмена интересен режим УСН, который имеет ряд преимуществ относительно уменьшения налоговой нагрузки и ведения отчетности. Эта система подразделяется на два объекта:

  1. «Доходы».
  2. «Доходы за вычетом расходов».

Каждый объект облагается дифференцированной ставкой – 6% и 15% . Они, в свою очередь, могут варьироваться в зависимости от региональных законов. Регионы имеют право уменьшать процент налога в меньшую сторону для привлечения инвестиций.

В результате объект «Доходы» может иметь ставку от 1% до 6% , а объект «Доходы — расходы» — от 5% до 15% . Такое положение привлекает начинающих предпринимателей, а также инвесторов. При переходе на УСН бизнесмен освобождается от уплаты налога для физ. лиц, на имущество, на добавленную стоимость, а также на прибыль.

Помимо налоговой нагрузки предпринимателю приходится выплачивать страховые взносы – в ПФР, ФФОМС, ФСС. Это внебюджетные выплаты, они вычитаются из общего дохода предприятия и не облагаются налогом при любой форме – «Доход» или «Доход за вычетом утвержденных расходов». Для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, предпринимателю необходимо уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря текущего года.

Если регистрация ИП или ООО только планируется, следует подать уведомление о постановке на «упрощенку» вместе с основным пакетом документов, иначе предприятие будет работать по общей системе. Менять режим налогообложения можно только раз в год , то же самое касается перехода от одного объекта к другому.

Условия перехода

Для введения в работу УСН предпринимателю необходимо соответствовать некоторым требованиям. Если организация им не отвечает, этот режим автоматически снимается. К условиям для перехода относят:

  1. Максимальный доход предприятия за отчетный период не должен превышать 150 000 000 рублей.
  2. Штат организации не должен превышать 100 человек.
  3. Оценка основных средств организации не превышает 150 млн. рублей.
  4. Долевое участие других юридических лиц не должно превышать 25%.

Если организация уже работает на упрощенной системе налогообложения, то для сохранения права на УСН ей необходимо не превышать общий максимальный доход. Сумма не будет умножаться на индекс потребительских цен, который равен 1,329.

С 2017 года применение индекса приостановлено (до 2020 года). Новое положение значительно упростило работу ИП или ООО. Помимо общих требований и условий для перехода на УСН существуют и другие нюансы, которые также необходимо учитывать, например, деятельность предприятия.

Кому нельзя применять

Полный перечень деятельности предприятий и организаций, которые не имеют права работать по УСН, указан в ст. 346.12 Налоговом кодексе РФ . В этот список включены:

  • предприятия и организации, ведущие банковскую, страховую или любую другую финансовую деятельность;
  • филиалы;
  • бюджетные предприятия, государственные организации;
  • предприятия, деятельность которых связана с азартными играми;
  • организации, осуществляющие нотариальную, адвокатскую деятельность;
  • производства подакцизных товаров.

Периоды отчетности

Отчетность по упрощенной системе сдается один раз в год , но помимо декларации предприниматель обязан производить авансовые платежи в течение всего года. К отчетным периодам относят:

  1. Квартал с января по март – первый авансовый платеж.
  2. Период с января по июнь – второй авансовый платеж.
  3. Третий период отчетности с января по сентябрь – за 9 месяцев.
  4. Годовой отчет с заполнением декларации сдают до 31 марта следующего года, дата актуальна для предприятий. До 30 апреля отчет сдается индивидуальными предпринимателями. Задержка выплат и годового отчета облагается пени и штрафами.

Эта система относится и к режиму «Доход», и к режиму «Доходы за вычетом расходов». Для авансовых платежей по отчетным периодам декларации не заполняются. УСН – это понятная при расчетах система, которая позволяет предпринимателю снизить трудоемкость отчетности.

Объекты упрощённой системы

Упрощенная система дает право самостоятельного выбора объекта налогообложения – либо «Доходы», базовая ставка которого 6%, либо «Доходы за вычетом расходов» – 15%. При выборе стоит обратить особое внимание на второй вариант, где из доходов вычитаются расходы предприятия. Он целесообразен только для тех организаций и И», где реальные расходы будут выше 50% доходов, в идеале процент должен равняться 60%-65%.

При этом расходы строго регламентируются статьей 346.16 Налогового кодекса РФ . Также все расходы должны быть доказаны и подтверждены нормативными документами.

Очень часто между предпринимателем и налоговой инспекцией возникают споры о признании тех или иных расходов . Прежде чем принимать решение о выборе объекта налогообложения, следует тщательно взвесить все плюсы и минусы объектов. Организации отдают предпочтение системе «Доходы за вычетом расходов».

Режим «Доходы, уменьшенные на утвержденные расходы» требует более тщательного рассмотрения. Существует множество нюансов в применении этого объекта налогообложения.

«Доходы за вычетом расходов»

Этот вид режима отличается от объекта «Доходы» возможностью вычитать из общего дохода расходы, которые не подлежат налогообложению. Под доходом подразумевается:

  1. Выручка от сбыта товаров, услуг, а также проведенных работ. К реализации относят и имущественные права.
  2. Средства и материальные ценности, не имеющие отношения к реализации. К ним относят полученное имущество (безвозмездное), проценты (или доход) по займам, кредитам, банковским счетам и прочее.

От общей суммы доходов вычитаются расходы, которые регламентируются в ст. 346.16 . Предпринимателю стоит обратить особое внимание на список расходов. Они должны быть подтверждены документально.

Прежде чем принимать решение в пользу «упрощенки», предпринимателю стоит обратить внимание на систему налогообложения, с которой работают партнеры. Если они используют общий режим, в этом случае партнерам будет невыгодно взаимодействовать с предприятием на УСН. Этот нюанс не позволяет многим предпринимателям переходить на УСН.

Утвержденные расходы

Предпринимателю стоит учитывать, что далеко не все расходы признаются налоговыми органами , даже если все оформлено документально согласно закону. Например, покупка дивана в офис вряд ли будет признана и внесена в расходы предприятия.

Многие начинающие бизнесмены сталкиваются с такой ситуацией, когда покупка товара для дальнейшей реализации, подтвержденная документально, не признается в качестве расхода. Это происходит потому, что этот товар необходимо реализовать, передать его в собственность покупателю. Причем оплата товара покупателем не является доказательством реализации.

Важен сам факт передачи товара в собственность покупателю. В этом случае расход на покупку будет признан.

В перечень расходов входят зарплатные выплаты или страховые взносы как за работников организации, так и за себя. Они вычитаются из доходов и не облагаются налогом, но стоит учитывать, что за счет зарплатных можно снизить налог не более чем на 50%.

При подсчете расходов следует учитывать и такой нюанс, как предоплата от покупателя за товар или услуги.

Полный расчет необходимо совершить в период отчетного квартала, иначе предпринимателю придется уплачивать налог за полученную предоплату. Владельцу организации стоит тщательно изучить и перечень расходов по ст. 346.16 НК РФ , и другие нюансы по оплате за товар.

Преимущества режима

При упрощенной системе выделяют несколько преимуществ – это освобождение предпринимателя от уплаты налогов на имущество, доходы физических лиц, добавленную стоимость, прибыль. Режим «Доходы за вычетом расходов» подразумевает еще один немаловажный для ведения бизнеса момент.

Если организация или ИП понесли убытки, где расходы превысили доходы, оплачивается минимальный налог в размере 1% от всех доходов. Причем эту выплату можно будет внести в расходы.

Режим «Доходы за вычетом расходов» целесообразен только для тех организаций, у которых расходы будут превышать 60-65% от доходов. В остальных случаях такая система станет невыгодной.

Примеры расчетов налога и авансовых платежей

На примере довольно легко разобраться в том, как будут проходить расчеты авансовых платежей и годового платежа на УСН. Возьмем к рассмотрению простой и условный пример, где будут учитываться самые основные расходы предприятия и общий доход за отчетные периоды.

Организация «Нива» открылась недавно и выбрала в качестве системы налогообложения режим УСН, объект – «Доходы — расходы». Первый отчетный период организации с января по март. За этот промежуток времени общий доход предприятия составил 400 000 рублей.

Организация «Нива» документально оформила расходы, которые составили 260 000 рублей, это 65% расходов от доходов. Перечень расходов полностью соответствует условиям ст. 346.16 НК РФ. В него вошли:

  1. Оплата аренды за офисное помещение составила 40 000.
  2. Расходы на покупку вычислительной техники, необходимую для ведения деятельности, составили 70 000.
  3. Оплата услуг связи, интернета – 5000.
  4. Расходы, направленные на рекламу организации, составили 90 000.
  5. Оплата труда сотрудникам – 30 000, обязательные страховые взносы составили 9000.
  6. Приобретение канцелярских товаров – 1000.
  7. Содержание рабочего транспорта – 15 000.

Для расчета авансового платежа необходимо из общего дохода вычесть расходы и умножить на ставку 15%:

(400 000 – 260 000) * 15% / 100 = 21 000

Следующий авансовый платеж будет насчитываться с января по июнь. Для простоты возьмем те же суммы доходов и расходов за этот период – доход 400 000 и расходы 260 000, к ним необходимо прибавить доходы и расходы за первый квартал и из получившейся суммы вычесть первый взнос:

((800 000 – 520 000) * 15% / 100%) — 21 000 = 21 000

Третий авансовый платеж рассчитывается в период с января по сентябрь, за девять месяцев с учетом первых двух авансовых платежей:

((1 200 000 – 780 000) * 15% / 100%) – 21 000 – 21 000 = 21 000

Последний отчет рассчитывается за весь год, срок подачи декларации зависит от формы регистрации деятельности. Для расчета суммируется доходы, расходы и вычитаются уже сделанные авансовые платежи:

((1 600 000 – 1 040 000) * 15% / 100%) – 21 000 – 21 000 – 21 000 = 21 000

Ставка в 15% может дифференцироваться в зависимости от региональных законов и составлять от 5% до 15%. В этом случае режим «Доходы, уменьшенные на утвержденные расходы» будет еще более выгодным и привлекательным.

В примере доходы и расходы идентичны для наглядности и удобства, но, как правило, они нарастают. Например, в первом квартале доход составил 400 000 рублей, а во втором — 600 000 рублей. Общий доход в этом случае составит:

400 000 + 600 000 = 1 000 000

Система расчетов, по сути, очень простая, главное правильно оформлять расходы согласно НК РФ и по установленной форме с применением нормативных документов. К ним относят бланки строгой отчетности, кассовые чеки, платежки, товарные накладные, акты выполненных работ и другие документы.

УСН значительно упрощает отчетность и дает возможность предпринимателю сократить выплаты по налогам. Прежде чем решиться на применение «упрощенки» в режиме «Доходы за вычетом расходов», внимательно изучите НК РФ и просчитайте все нюансы ведения бизнеса на этой системе.

Может случиться так, что переход на УСН повлечет за собой потерю основных клиентов или партнеров, которые работают с НДС . Специальный налоговый режим имеет много преимуществ, но и минусы не стоит игнорировать. Тщательно все обдумайте, проконсультируйтесь в местном налоговом органе по поводу ставок и только потом принимайте верное и выгодное для ведения бизнеса решение.

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 КоАП РФ

1. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся:

1) раскаяние лица — означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, осознало противоправный характер своего деяния, понимает, какие последствия оно повлекло, и примет все меры для того, чтобы не совершать подобные деяния в будущем. Раскаяние может быть как деятельным, т.е. совершение действий по устранению последствия деяния (например, возмещение материального ущерба), так и в виде принесения извинений потерпевшему;

2) добровольные действия лица, совершившего административное правонарушение, направленные на предотвращение или снижение вредных последствий:

— прекращение противоправного поведения;

— сообщение о совершении административного правонарушения;

— содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

— предотвращение вредных последствий административного правонарушения;

— возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

— исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельство должно быть доказано, как и остальные, показаниями свидетелей, письменными или иными доказательствами;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Считается, что несовершеннолетнее лицо не обладает достаточным жизненным опытом, чтобы правильно оценить характер совершаемого им деяния и осознать вредность наступивших последствий. Кроме того, наказание в отношении несовершеннолетнего должно преследовать воспитательную цель. В связи с этим несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Это обстоятельство связано с психологическим состоянием данной категории лиц, влияющим на способность правильно оценить характер совершаемого деяния.

2. Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Судом, должностным лицом или органом, рассматривающим дело, могут быть установлены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

1. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, включают наличие признаков, позволяющих квалифицировать степень общественной опасности проступка и применение менее суровых санкций к правонарушителю. По смыслу КоАП такие обстоятельства учитываются непосредственно перед назначением наказания, когда наличие признаков состава административного правонарушения уже выявлено. Первым из них является раскаяние физического лица, совершившего правонарушение. Раскаяние означает негативную оценку лицом факта правонарушения и причиненного им вреда, всегда является следствием личной оценки правонарушителем совершенного им проступка. При этом гражданин основывается на собственном мировоззрении, характеризующем его негативное отношение к правонарушению. Раскаяние лица под воздействием мер морального или физического принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

К смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. При оценке этих признаков следует иметь в виду следующее:

а) предотвратить причинение вредных последствий физическое лицо может только в случае добровольного или вынужденного отказа от совершения правонарушения, т.е. до его совершения;

б) поскольку иным способом предотвратить общественно опасные последствия правонарушения невозможно, лицо не может быть признано виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка; административное производство по делу в этом случае исключается (см. п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП);

в) в отличие от вышеуказанных особенностей предотвращения вреда от правонарушения, возмещение вреда, причиненного проступком, или его устранение возможны только в случае уже совершенного административного правонарушения. Добровольность возмещения или устранения общественно опасных последствий означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.

В соответствии с данной статьей в этом случае подразумевается физическое или юридическое лицо, вина которого в совершении проступка установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания: должностное лицо или орган при назначении административного наказания обязаны учесть возмещение виновным ущерба или причиненного вреда;

г) применительно к п. 2 ч. 1 комментируемой статьи общественно опасные последствия проступка отождествляются КоАП с моральным, телесным (физическим) вредом или имущественным ущербом, причиненным правонарушителем физическому лицу, либо материальным ущербом или моральным вредом, причиненным юридическому лицу (см. комментарий к ч. 1 ст. 25.2).

Несовершеннолетний, совершивший административный проступок, чаще всего не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния, поэтому КоАП и квалифицирует совершение противоправных действий несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (об особенностях статуса несовершеннолетних правонарушителей см. комментарий к ст. 2.3).

При рассмотрении правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности лица, которые не всегда позволяют предвидеть вред, причиняемый проступком.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим: судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о проступке, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в комментируемой статье или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.

2. В отдельных, редких случаях противоправное действие физического лица может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, квалифицируют совершение правонарушения в состоянии аффекта в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

Важнейший признак аффекта - сиюминутная реакция лица, необычное психоэмоциональное состояние субъекта и внезапность его действий, могущих привести к причинению вреда.

Термины affectio, affectus в римском праве употреблялись для обозначения понятий "воля", "намерение", "склонность". Чувственный акт, основанный на осознанной эмоциональной взаимности, также отражался в содержании этих терминов. Так, термин affectio можно понимать как любовь или иные чувственные проявления, но уже не основанные на любовном влечении (например, расположение, пристрастие). Некоторые романисты все же отмечают различие этих двух синонимических терминов, употребляемых в источниках римского права. Например, affectus, по мнению чешского романиста Милана Бартошека, означал "возбужденное состояние", а в более поздние периоды развития римского права - и "действие в таком состоянии". Историк права, профессор Варшавского университета Федор Дыдынский в своей работе 1890 г. основным фактором affectus (affectio) называл любое психоэмоциональное проявление, основанное на волевых или чувственных реакциях человека. Милан Бартошек истолковывал affectus как особую реакцию на внешние проявления субъекта, действующего часто противоправно, основываясь на внезапно возникшем чувстве негодования или возбуждения, отражающем его негативную реакцию на происходящее.

Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.

Вопрос : Что относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность?

Ответ : Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, приведены в ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). К ним относятся:

1. Раскаяние лица, совершившего правонарушение. Выражается в негативной оценке факта правонарушения и причиненного вреда лицом, привлекаемым к административной ответственности. При этом раскаяние лица под воздействием мер какого-либо морального или физического воздействия, принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

2. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Основополагающим признаком данного обстоятельства является наличие доброй воли лица в предотвращении причинения вредных последствий или возмещения, устранения общественно опасных последствий и означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.

3. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения, то есть аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельство учитывается только в отношении лиц, признанных вменяемыми. В том же случае, если речь идет о невменяемости, слабоумии или ином болезненном состоянии, применяются положения действующего законодательства в виде обстоятельств, исключающих административную ответственность (ст. 2.8 КоАП РФ). Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами по общему правилу понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения.

4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Так как несовершеннолетний, совершивший административный проступок, в целом не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния либо действовал под влиянием других лиц и т.д., оно классифицируется в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность К несовершеннолетним возможно применение специфических административных мер воспитательного воздействия, не связанных с административным наказанием, в рамках действия Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". К мерам воспитательного воздействия относятся: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, или общественной организации с их согласия и др.

5. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. В отношении рассмотрения административного правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности, которые не всегда позволяют в необходимом объеме предвидеть общественную опасность или степень вреда, причиняемого совершением соответствующего проступка. Важным моментом является определение категории "малолетний ребенок", которая регулируется, в частности, статьей 28 Гражданского кодекса РФ, к ней относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (малолетние).

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, так как судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о правонарушении, могут по собственному усмотрению решить вопрос о наличии смягчающих обстоятельств, не указанных в статье 4.2 КоАП РФ.

Текущая редакция ст. 4.2 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ.

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 404-ФЗ.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

(Часть дополнительно включена с 7 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 404-ФЗ)

Комментарий к статье 4.2 КоАП РФ

1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.

2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение - это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со статьей 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Консультации и комментарии юристов по ст 4.2 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 4.2 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



Просмотров