333.26 налогового кодекса российской федерации.

Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - целевой централизованный страховой фонд, некоммерческая самоуправляемая организация. Средства Фонда не включаются в состав Государственного бюджета Украины.

Управление Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется на паритетной основе государством, представителями застрахованных лиц и работодателей, предусматривает формирование правления Фонда в пропорциональном соотношении от КАЖДОЙ из трех представительских сторон - по 15 человек с решающим голосом и по б их дублеров.

Непосредственное управление Фондом социального страхования от несчастных случаев осуществляют его правление и исполнительная дирекция. В Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе функционируют Управление исполнительной дирекции Фонда, а в районах и городах областного значения - соответствующие отделения.

Основной задачей Фонда общеобязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, является организация и осуществление соответствующего вида страхования.

Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы связано с материальным обеспечением на случай безработицы по независящим от застрахованных лиц обстоятельствам и предоставлением соответствующих социальных услуг за счет средств Фонда.

Задача страхования от несчастных случаев на производстве:

Проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы здоровью застрахованных, вызванных условиями труда;

Восстановление здоровья и трудоспособности потерпевших на производстве от несчастных случаев или профессиональных заболеваний;

Возмещение материального и морального вреда застрахованным и членам их семей.

Доходы бюджета Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве формируются за счет следующих источников:

Взносов работодателей: для предприятий - а отнесением на валовые расходы производства, для бюджетных учреждений и организаций - из ассигнований, выделенных на их содержание и обеспечение;

Капитализированных платежей, поступивших в случаях ликвидации страхователей;

Дохода, полученного от временно свободных средств Фонда на депозитных счетах;

Средств, полученных от взыскания в соответствии с законодательством штрафов и пени с предприятия, а также штрафов с работников, виновных в нарушении требований нормативных актов по охране труда;

Добровольных взносов и других поступлений, получение которых не противоречит законодательству.

Работники не несут никаких расходов на страхование от несчастного случая.

Размеры страховых взносов страхователей вычисляют:

Для работодателей - в процентах к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины "Об оплате труда ", подлежащих обложению налогом с доходов физических лиц;

Для добровольно застрахованных лиц - в процентах к минимальной заработной платы.

Страховые взносы начисляются в пределах предельной суммы заработной платы (дохода), устанавливается Кабинетом Министров Украины и является расчетной величиной при исчислении страховых выплат.

Страховые тарифы для работодателей дифференцированные по отраслям экономики и видам работ по профессиональному риску производства и составляют от 0,66 до 13,6%.

Субъекты хозяйственной деятельности уплачивают страховые взносы по определенным тарифам, если объем работ (услуг) по указанным отраслям экономики превышает 50% общих объемов их работ (услуг).

Для предприятий и организаций, созданных общественными организациями инвалидов, где численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а доля создаваемого инвалидами фонда оплаты труда превышает 25%, страховые тарифы устанавливаются в размере 50% страховых тарифов, предусмотренных законодательством.

Добровольно застрахованное физическое лицо уплачивает взнос в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере одной минимальной заработной платы, установленной на день уплаты страхового взноса.

При определении страховых тарифов предприятия сельского хозяйства, по обслуживанию сельского хозяйства, добычи угля открытым способом, обогащение угля, обогащение угольных брикетов, подземной добычи руд черных металлов, производства строительных металлоизделий, строительства шахт, добычи угля подземным способом, добычи драгоценных металлов дотируются Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве за счет страховых взносов.

За счет средств бюджета Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве в случае наступления страхового случая осуществляются следующие виды выплат застрахованным лицам:

Пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Пенсии в связи с потерей кормильца вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;

Единовременное пособие в случае стойкой утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего;

Ежемесячная денежная выплата в случае частичной или полной потери трудоспособности, которая компенсирует соответствующую часть утраченного заработка потерпевшего;

Денежная выплата за моральный ущерб при наличии факта причинения такого вреда потерпевшему;

Выплата пострадавшему в размере его среднемесячного заработка за временного перевода его на более легкую работу;

Выплата пострадавшему во время его профессиональной реабилитации;

Единовременное пособие в случае смерти потерпевшего;

Ежемесячная страховая выплата лицам, имеющим на нее право, в случае смерти потерпевшего;

Оказание помощи на погребение лиц, погибших в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

В процессе функционирования социальных внебюджетных фондов оказываются как преимущества, так и недостатки. В целом система внебюджетных фондов социального направления охватывает основные направления социальной защиты населения в соответствии с практикой стран с развитой рыночной экономикой. Однако использование зарубежного опыта при решении проблем социальной защиты населения не всегда оправдано. В Украине есть "теневая экономика", что приводит к непоступлению значительной части валового внутреннего продукта через официальные каналы перераспределения во внебюджетные фонды. Демографическая ситуация, состояние экономики, финансовые, бюджетные, политические проблемы, менталитет граждан вносят коррективы в формирование доходов и использования средств социальных фондов. Поэтому внебюджетные фонды имеют базировать свою деятельность на национальном опыте и особенностях соответствующего этапа развития нашей страны с применением отдельных преимуществ из системы социальной защиты населения иностранных государств.

Важны полноценное законодательное и нормативное регулирование деятельности органов социальных внебюджетных фондов. На сегодня уже приняты базовые законы, регламентирующие отношения всех участников страховой защиты, однако часто принимаются изменения и дополнения к ним, создает нестабильность. Действия законодательной и исполнительной власти бывают некоординированными и непоследовательными, их решения могут касаться обеспечения социальных гарантий без определения достаточных источников финансирования запланированных программ. Имеют место опережающие темпы роста расходов перед доходами, увеличивает дефицит бюджета фонда. Следовательно, возникает потребность в обеспечении стабильности законодательства и его научном обосновании.

Еще одна проблема функционирования социальных внебюджетных фондов связана с тем, что органы управления их доходами и расходами относятся к специальным органов государственной исполнительной власти. Согласно действующему законодательству такие органы финансируются из государственного бюджета. В противоположность нормативным положениям, административно-управленческие расходы покрываются из бюджета каждого социального фонда, который нарушает требование о целевом использовании средств на социальные программы. Итак, в перспективе содержание органов социальных внебюджетных фондов необходимо осуществлять за счет средств государственного бюджета.

Возможности осуществлять деятельность любого внебюджетного фонда зависят от объема финансовых ресурсов, которыми они распоряжаются. С целью увеличения средств целесообразно усилить государственное влияние на выплату заработной платы в "конвертах", постепенно увеличивать размер оплаты труда граждан, менять соотношение обязательных взносов работодателей и застрахованных лиц до 50: 50, установить научно обоснованные тарифы страховых взносов во все фонды, исключить с доходной части такой источник, как дотации бюджета. Формирование достаточной финансовой базы позволит внебюджетным фондам своевременно и качественно выполнять свои полномочия.

В каждом социальном внебюджетном фонде проводится централизация средств на общегосударственном уровне с их последующим административным перераспределением в соответствии с потребностями, что связано с неравномерностью экономического развития отдельных регионов и различными возможностями формирования бюджетов за счет собственных доходов. Очевидно, что перераспределение денежных средств между регионами будет продолжаться еще некоторое время, однако требует совершенствования механизм его осуществления, который должен соответствовать рыночным условиям хозяйствования. На эффективность использования средств социальных внебюджетных фондов влияет состав и структура их расходов, порядок предоставления отдельных социальных выплат, значительные административные расходы. Так, выплата пенсий регулируется более 20 законодательными актами, что означает перераспределение средств между отдельными группами граждан. Унификация законодательства о пенсионном обеспечении создаст равные условия для получателей и поставит размер пенсии в зависимости от заработной платы и страхового стажа.

Размеры социальных выплат не должны быть меньше прожиточного минимума, однако не могут превышать суммы, свыше которой будут теряться стимулы к активной трудовой деятельности.

В системе социальных внебюджетных фондов нужно ввести более совершенные, научно обоснованные методы планирования доходов и расходов, создать единую информационную базу о материальном состоянии и доходах граждан, упорядочить учет и отчетность, усилить результативность контроля за движением финансовых ресурсов.

ПРАКТИКУМ

Базовые термины и понятия

Государственный целевой фонд, внебюджетный социальный фонд, общеобязательное государственное социальное страхование, страховой взнос, обязательный сбор, солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, негосударственное пенсионное обеспечение, пенсия, социальная выплата.

Контрольные вопросы и задания

1. Чем обусловлена необходимость государственных социальных внебюджетных фондов?

2. В чем проявляется комплексный подход к определению социальных внебюджетных фондов?

3. Как оказывается назначения социальных внебюджетных фондов?

4. Каким образом происходило становление и развитие социальных внебюджетных фондов?

5. Назовите источники формирования доходов бюджетов социальных внебюджетных фондов.

6. Чем характеризуется расходная часть бюджета социального внебюджетного фонда?

7. Охарактеризуйте управления социальными внебюджетными фондами.

8. Что такое пенсия?

9. Из каких видов хозяйственных операций уплачиваются сборы в Пенсионный фонд Украины?

10. Какие виды пенсий выплачиваются из Пенсионного фонда Украины?

11. В каких размерах застрахованным лицам выплачивается пособие по временной нетрудоспособности?

12. Какие виды социальных услуг в сфере занятости финансируются за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы?

18. В каких размерах застрахованным лицам выплачивается пособие в случае

безработицы?

14. Какие виды выплат осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве застрахованным лицам в случае наступления страхового случая?

16. Какие есть проблемы функционирования социальных внебюджетных фондов и пути их решения?

1. Закон Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" от 9 июля 2003 № 1058-IV (с изменениями и дополнениями) // Налоги и бухгалтерский учет. - 2003. - № 70.

2. Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности" от 23 сентября 1999 № 1105-ХII (с изменениями и дополнениями) // Все о бухгалтерском учете. - 2003. - № 36.

3. Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 2 марта 2000 № 2212-III (с изменениями и дополнениями) // Все о бухгалтерском учете. - 2001. - № 21.

4. Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением" от 18 января 2001 № 2240-НЕТ (с изменениями и дополнениями) // Все о бухгалтерском учете. - 2003. - № 35.

5. Кливиденко Л. Проблемы формирования системы социального страхования населения в Украине // Вестник ТАНГ. - 2004. - № 6.

6. Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 № 16/98-ВР (с изменениями и дополнениями) // Все о бухгалтерском учете. - 2001. - №21.

7. Плиса ВЛ. Общеобязательное государственное социальное страхование в Украине: Учеб. пособие. - Л.: Издат, центр ЛНУ им. Ивана Франко, 2003. - 160 с.

8. Pinna М. Сравнительная характеристика мировых систем пенсионного обеспечения и страхования // В мире финансов. - 2007. - № 1.

9. Шаварына М. Социальное страхование в условиях рыночных преобразований: практика и пути совершенствования // Вестник ТАНГ. - 2004. - № 6. 296

10. Шаманская Н £. Финансовое обеспечение системы социального страхования на случай безработицы: реалии и приоритеты // В мире финансов. - 2006. Х "2.

11. Юрий СИ., Шаварына М.П., Шаманская Н £. Социальное страхование: Учебник. - М.: Кондор, 2004. - 464 с.

Основание и правовые основы

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - это предоставление работнику гарантий о защите его имущественных интересов в случае, если он на производстве получит вред своему здоровью.

Чтобы обеспечить эти гарантии, работодатель платит за работников специальные страховые взносы (они еще называются "взносы на травматизм"). Эти взносы являются неналоговыми платежами, хотя с налогами очень похожи: они уплачиваются в обязательном порядке, их устанавливает государство, а за неуплату этих взносов работодатель несет ответственность перед контролирующими органами.

Несмотря на то, что все уплату всех остальных страховых взносов с 2017 года регламентирует Налоговый кодекс, взносы на травматизм остались в ведении Федеральных законов.

Основной акт правового регулирования страхования от производственного травматизма - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Он определяет субъекты страхования, объект, базу для начисления взносов, порядок их расчета и уплаты и т.д. Но есть и другие документы по этому виду страхования: федеральные законы, постановления Правительства, приказы ведомств.

Страхователи и застрахованные

Кто является страхователем?

Платить страховые взносы на травматизм обязаны:

  • российские организации;
  • иностранные организации, которые ведут деятельность на территории РФ и нанимают на работу российских граждан;
  • физические лица, нанимающие лиц, подлежащих данному виду страхования.

Организационно-правовая форма страхователей, форма собственности и применяемый ими режим налогообложения значения не имеют.

Есть один нюанс, связанный с иностранными компаниями. Если иностранная компания работает в России, то она становится страхователем по взносам на травматизм только в том случае, если нанимает российских работников.

Кто является застрахованным?

Уплачивать страховые взносы нужно за следующих лиц:

  1. Физические лица, работающие по трудовому договору.
  2. Физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если в договоре зафиксировано, что заказчик обязан платить за работника страховые взносы в ФСС РФ.
  3. Физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Какие факторы не влияют на обязанность работодателя уплачивать страховые взносы на травматизм за своих работников:

  • Гражданство работника - уплачивать взносы нужно за россиян, иностранцев и лиц без гражданства.
  • Место работы - уплачивать взносы нужно за своих работников, где бы они ни работали - в России или за границей.
  • Режим работы - уплачивать взносы нужно за работников, работающих постоянно, временно, сезонно или даже по совместительству.

Учет страхователей

Работодатели, имеющие работников, должны обязательно зарегистрироваться в качестве страхователей в ФСС РФ.

Организации встают на учет:

  • по месту своего нахождения;
  • по месту нахождения обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Работодатели - физические лица регистрируются по месту жительства.

Порядок постановки на учет и снятия с учета регулируют Приказы Минтруда России от 29.04.2016 N 202н, от 25.10.2013 N 576н, N 575н, N 574н.

Вновь созданным организациям никаких специальных действий для постановки на учет в качестве страхователя - налоговые органы при регистрации организации передают все необходимые сведения в ФСС автоматом.

Объект и база для начисления страховых взносов

Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Взносы с выплат по гражданско-правовым договорам страхователь исчисляет только в том случае, если это предусмотрено самим договором.

Базой для исчисления взносов является сумма выплат в пользу физического лица, которые облагаются страховыми взносами (за исключением необлагаемых выплат, перечисленных в Федеральном законе № 125-ФЗ, ст. 20.2). Если расчеты с физлицом производятся в натуральной форме, то для определения базы нужно посчитать стоимость таких товаров, работ или услуг. Если расчеты - в валюте, то нужно пересчитать сумму в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения дохода сотрудником.

Обращаем внимание!

Выплаты, освобожденные от обложения взносами на производственный травматизм, перечислены в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.

Размеры страховых тарифов и выплат

В 2017 году, как и прежде, работодатели должны платить взносы на травматизм по тарифам, действующим с 2006 года.

Какой именно тариф должна применять организация, зависит от класса профессионального риска, к которому отнесен ее основной вид деятельности, а также от назначенных скидок и надбавок.

Федеральным законом от 19.12.2016 N 419-ФЗ установлено, что тарифы взносов на травматизм определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ.

Класс профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности, определяется по Классификации видов экономической деятельности, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н. Это приказ отменил приказ Минтруда от 25 декабря 2012 N 625н, который ранее определял классификацию. Впервые вид деятельности присваивается компании при ее регистрации в ФСС РФ.

Страхователи-организации должны ежегодно подтверждать основной вид экономической деятельности, за исключением года, когда организация была создана. Основным считается тот вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Страхователям - физическим лицам этого делать не нужно. Для них основным видом деятельности является тот, который указан в ЕГРИП. Но если ИП изменит вид деятельности и такие изменения будут отражены в ЕГРИП, то со следующего года для него будет действовать другой страховой тариф.

Внимание!

С 1 января 2017 года, если организация не подтвердила основной вид деятельности - ФСС определяет класс риска по ЕГРЮЛ.

Правила, действовавшие до 2017 года, предусматривали следующее. Если основной вид экономической деятельности страхователя не подтвержден, взносы на травматизм считаются по тарифу, установленному для самого опасного из видов деятельности, которые реально осуществляются. Проверяющие часто определяли его по ЕГРЮЛ, не выясняя, ведется ли эта деятельность. С их подходом не соглашались суды, но с 2017 года он закреплен в НПА. Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 N 551.

К страховому тарифу согласно классу профессионального риска орган ФСС РФ может назначить скидку или надбавку. Скидка уменьшает тариф, надбавка, соответственно, увеличивает. Скидки и надбавки назначаются с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. Максимальный размер как скидки, так и надбавки не может быть более 40% от тарифа.

Порядок установления скидок и надбавок к страховому тарифу регулируется Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Чтобы получить такую скидку, страхователь должен подать соответствующее заявление в ФСС.

Отметим самое важное - обязательные условия для назначения скидки:

  • Отсутствие в предшествующем финансовом году страхового случая со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц.
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее чем трех лет с даты регистрации до года, в котором рассчитывается скидка.
  • Своевременная уплата текущих страховых взносов.
  • Отсутствие задолженности по взносам.

Если все требования соблюдены, то ФСС РФ рассчитает размер скидки и не позднее 1 декабря примет решение об ее установлении на следующий год.

Страховые выплаты

Страховые выплаты - это денежные суммы, которые в соответствии с законом выплачиваются работнику, пострадавшему в результате наступления страхового случая. Они должны компенсировать вред, причиненный здоровью работника в результате такого случая.

Страховым случаем является повреждение здоровья работника в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке.

Виды страховых выплат:

  1. пособие по временной нетрудоспособности;
  2. единовременные или ежемесячные страховые выплаты;
  3. оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией работника.

Размер единовременных и ежемесячных выплат зависит от степени утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности и ограничивается максимальными размерами.

Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет:

  • в 2017 году - 94 018,0 рубля;
  • в 2018 году - 97 778,7 рубля;
  • в 2019 году - 101 689,8 рубля.

Установлено при этом, что максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, не может превышать:

  • в 2017 году - 72 290,4 рубля;
  • в 2018 году - 75 182,0 рубля;
  • в 2019 году - 78 189,3 рубля.
Это предусматривает Федеральный закон от 19.12.2016 N 418-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

Льготы по взносам на травматизм

Для ряда организаций установлены льготы по уплате взносов на соцстрахование от несчастных случаев на производстве. Эти льготы направлены на защиту инвалидов и распространяются именно на случаи трудоустройства инвалидов.

Страховые взносы в размере 60% от установленных страховых тарифов уплачивают:

  • Организации и индивидуальные предприниматели - на выплаты в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III группы.
  • Общественные организации или союзы инвалидов, в составе которых - не менее 80% инвалидов и их законных представителей.
  • Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов в составляет не менее 50%, а доля зарплаты инвалидов в фонде оплаты труда - не ниже 25%.
  • Учреждения, собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Уплата страховых взносов на производственный травматизм

Страховые взносы уплачиваются перечислением денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства (администратором этих платежей по-прежнему является ФСС РФ).

Взносы нужно уплачивать ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Если этот срок выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Если у организации есть филиалы (обособленные подразделения), то они уплачивают взносы в свой местный ФСС РФ.

Отчетность по взносам на травматизм

Страхователи, уплачивающие взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязаны представлять отчетность в органы ФСС РФ. Эта отчетность ранее предоставлялась по форме-4 ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. Однако эта форма отчета утрачивает силу с отчетности за 1 квартал 2017 года в связи с изданием Приказа ФСС РФ от 26.09.2016 N 382. Этим документом утверждены новая Форма расчета 4 - ФСС и Порядок ее заполнения.

Сроки представления Расчета по форме-4 ФСС в 2017 году:

Расчет на бумажном носителе подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в электронном виде - не позднее 25-го числа. В 2017 году это будут такие даты:

  • За 2016 год - не позднее 20 января (бумажная) или 25 января (электронная).
  • За 1 квартал 2017 года - не позднее 20 апреля (бумажная) или 25 апреля (электронная).
  • За 6 месяцев 2017 года - не позднее 20 июля (бумажная) или 25 июля (электронная).
  • За 9 месяцев 2017 года - не позднее 20 октября (бумажная) или 25 октября (электронная).

Обращаем внимание!

Электронную отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам обязаны представлять:

  • плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек;
  • вновь созданные организации, у которых численность указанных физических лиц также превышает 25 человек.

В остальных случаях отчетность предоставляется на бумажных носителях.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

Взносы на производственный травматизм: что нового в 2017 году?

Новое в 2017 году:

  • Порядок постановки на учет и снятия с учета страхователей в 2017 году регулируют Приказы Минтруда России от 29.04.2016 N 202н, от 25.10.2013 N 576н, N 575н, N 574н.
  • Класс профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности, теперь определяется по Классификации видов экономической деятельности, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н. Это приказ отменил приказ Минтруда от 25 декабря 2012 N 625н, который ранее определял классификацию.
  • С 1 января 2017 года, если организация не подтвердила основной вид деятельности - ФСС определяет класс риска по ЕГРЮЛ.

    Правила, действовавшие до 2017 года, предусматривали следующее. Если основной вид экономической деятельности страхователя не подтвержден, взносы на травматизм считаются по тарифу, установленному для самого опасного из видов деятельности, которые реально осуществляются. Проверяющие часто определяли его по ЕГРЮЛ, не выясняя, ведется ли эта деятельность. С таким подходом налоговиков не соглашались суды, но с 2017 года он закреплен в нормативно-правовом акте. Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 N 551.

  • Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2017 году - 94 018,0 рубля.

    Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, не может превышать в 2017 году - 72 290,4 рубля.

    Это предусматривает Федеральный закон от 19.12.2016 N 418-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".

  • Отчетность по страховым взносам ранее предоставлялась по форме-4 ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. Однако эта форма отчета утрачивает силу с отчетности за 1 квартал 2017 года в связи с изданием Приказа ФСС РФ от 26.09.2016 N 382. Этим документом утверждены новая Форма расчета 4 - ФСС и Порядок ее заполнения.

    Сроки представления Расчета по форме-4 ФСС в 2017 году не изменились.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам и взносам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Страховые взносы – обязательные платежи, которые предприятие перечисляет на специальный счет ежемесячно. Это денежная компенсация в защиту интересов работника, травмировавшегося на производстве. Независимо от того, что платежи регулярные и вносятся на каждого работника индивидуально, денежные средства выплачиваются после наступления страхового случая.

В ФСС тарифы в 2017 году от несчастных случаев остаются такие же, как и в предыдущем, но само администрирование претерпело некоторые изменения. Далее разберемся с особенностями начисления страховых взносов!

Кто выступает плательщиком?

Плательщиками взносов на случай травматизма выступают юридические лица (предприятия всех форм собственности) и индивидуальные предприниматели за своих работников. Начисляется на сумму .

За сотрудников, с которыми заключается договор ГПХ, где не прописаны условия страхования, работодатель вносить средства не обязан.

К перечню выплат не относится:

  • единовременная материальная помощь;
  • выплаты больничных листов;
  • выходные пособия;
  • суммы, которые выплачиваются при причиненном вреде на производстве;
  • некоторые другие выплаты определены законодательством.

Детально о суммах выплат, на которые не начисляются взносы по травматизму, можно узнать, прочитав ФЗ №125.

Отчисления на травматизм делают на такие виды поступлений:

  • зарплата;
  • премиальные;
  • компенсация за отпуск;
  • надбавки.

На целевые государственные выплаты, расходы на повышение квалификации персонала, выплаты при ликвидации предприятия отчисления не производятся.

ФСС тарифы 2017 от несчастных случаев

Чтобы предпринимателю узнать, какую ставку по травматизму ему необходимо вносить, нужно знать основной вид деятельности организации. Всего существует 32 класса, которые включают в себя перечень видов, сгруппированных согласно классам профессионального риска. Для каждого присвоен индивидуальный код ОКВЭД.

С 01.01.2017 действует приказ №851Н. Он определяет новые правила классификации. Вид деятельности подтверждается ежегодно. Для того чтобы органы ФСС назначили тариф, по которому будет рассчитана ставка травматизма, нужно до 15 апреля текущего года направить подтверждающие документы:

  • справку утвержденной формы;
  • подтверждающее заявление;
  • расшифровку баланса для предприятий за предыдущий период. ИП не обязаны предоставлять отчетность.

Формы заявления и справки можно посмотреть в приложениях к приказу №55 Минздравсоцразвития.

В ФСС тарифы 2017 года от несчастных случаев колеблются от 0,2 до 8,5.

Если налогоплательщик не предоставит документы, тогда ФСС самостоятельно присвоит класс профессионального риска, при этом выбирается наибольшая ставка – 8,5. Поэтому документы нужно подавать вовремя, ведь оспорить тариф, согласно новым правилам, действующим с этого года, будет невозможно.

Методика расчета

Страховые взносы от несчастного случая в 2017 рассчитываются бухгалтером ежемесячно путем умножения базы по взносам на тарифную ставку.

База взноса – это количество денег, которое получил работник за отчетный месяц. Сюда может входить не только заработная плата, но и другие денежные вознаграждения, рассмотренные выше. Рассчитывается как разница между выплатами по трудовому договору и не облагаемыми взносами.

Пример. Предприятие «Красный луч» занимается добычей кобальтовой руды – 07.29.22. Это 32 класс риска. Для этой группы присвоен тариф 8,5, так как это опасный вид деятельности, травмы, полученные на работе, могут иметь серьезные последствии, тянущие за собой большие финансовые траты. Фонд зарплаты работников в марте 2017 года – 2,4 млн. руб. Отдельным работникам была выплачена материальная помощь в размере 17 тыс. рублей. Исходя из этого:

  • база взноса=2400000-17000=2383000 руб.;
  • сумма отчислений=2383000*8,5%=202555 руб.

Полученная сумма отчисляется компанией на специальный счет в ФСС.

Льготные ставки

В 2017 году продолжают действовать пониженные ставки для некоторых видов деятельности:

  • предприятия, которые относятся к категории льготных – благотворительность, строительство, сфера образования, здравоохранения и др., если они в год получают доход в размере не больше 79 млн. руб.;
  • фармперсонал аптек;
  • предприятие, которое ведет финансовую деятельность в определенных законом свободных экономических зонах;
  • IT-компании;

Большая часть полномочий с 01.01.2017 перешла от ФСС к НС. Она контролирует регулярность отчислений лицами, ведущими бизнес-деятельность, взыскания долгов, анализов отчетности.

Основные изменения:

  • отчеты сдаются за первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Содержат только алгоритм расчета;
  • за расчетный период берется календарный год;
  • формы некоторых документов перетерпели изменения: начали действовать формы бланков №22-24;
  • сдвинулись сроки подачи отчетов в органы.

Вообще не изменились тарифы, категории льготников, плательщиков.

Страхование от несчастных случаев на производстве в 2017 году в РФ обязательное. Оно обеспечивает защиту работнику и может выплачиваться в виде пособия в связи с временной потерей трудоспособности, одноразовой или ежемесячной страховой выплаты, дополнительной оплаты лечения, реабилитации. Пособие не может быть больше, чем сумма четырех ежемесячных страховых выплат.

Такой тип выплат назначается сотруднику после медицинской экспертизы, если он частично или полностью временно утратил способность работать. В случае смертельного исхода право на такие средства имеет ближайший родственник (муж/жена, дети). Сумма фиксированная, одноразовая, составляет 1 млн. руб.

Ежемесячные выплаты могут индексироваться. Порядок определяет правительство РФ. Максимальные размеры таких сумм в 2017 году – 72290,4 руб., единовременных – 94 018 руб.

Тарифы страховых взносов и методика расчета в 2017 году не изменилась. Главное – вовремя подавать отчетность и подтверждать вид деятельности.

Страховые взносы в Фонды: Пенсионный, Медицинского страхования и Социального страхования исчисляются с заработной платы сотрудников фирмы. Для предпринимателей с работниками и не являющихся работодателями, установлен фиксированный размер взносов ПФР и ФФОМС.

Тарифы страховых взносов и база обложения

На данный момент основные ставки страховых взносов:

  • ПФР – 22%
  • ФФОМС – 5,1%
  • ФСС – 2,9%
  • НС (страхование от несчастных случаев) – устанавливается Фондом для каждого страхователя, в зависимости от класса опасности основного вида экономической деятельности.

Ранее выплаты в Пенсионный фонд по пенсионному страхованию делились на страховую и накопительную часть. Сейчас взносы нужно начислять только на страховую часть.

Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудников по трудовым договорам: заработная плата, отпускные, премии, компенсации по заработной плате, доплаты. Также страховые взносы в ПФР нужно начислять на выплаты по договорам гражданско-правового характера, авторского заказа, лицензионным договорам. Данная категория выплат не облагается взносами в ФСС.

Напротив, не облагаются взносами: все виды социальных пособий, материальная помощь, льготные выплаты, пособия по безработице, денежное довольствие военнослужащих и т.д.

Учет страховых взносов в бухгалтерских проводках

Начисление страховых взносов отражается по кредиту . Для каждого вида страхования – свой субсчет. По дебету 69 счет корреспондирует со счетами затрат: 20, 44.

Проводки для начисления взносов:

  1. Дебет 20 (…) Кредит 69.1 (ФСС) – начисление в Фонд социального страхования.
  2. Дебет 20 (…) Кредит 69.2 (ПФР) – начисление Пенсионный фонд.
  3. Дебет 20 (…) Кредит 69.3 (ФФОМС) – начисление в Фонд мед.страхования.
  4. Дебет 20 (…) Кредит (НС) – начисление в Фонд социального страхования на страхование от несчастных случаев.

За апрель была начислена заработная плата сотрудникам в общем размере 259 874 руб. Рассчитать и произвести отчисление в Фонды. Для страхования от несчастных случаев установлен тариф 0,2%.

  • ФФОМС = 259 874 х 5,1% = 13 253,57

  • ФСС = 259 874 х 2,9% = 7536,35

  • НС = 259 874 х 0,2% = 519,75

Пример проводок по начислению и уплате страховых взносов

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
69.1 Начислены страховые взносы в ФСС 7536,35 Расчетная ведомость Т-51
69.2 Начислены взносы в ПФР 57 172, Расчетная ведомость Т-51
69.3 Начислены взносы в ФФОМС 13 253,57 Расчетная ведомость Т-51
Начислены взносы от НС 519,75 Расчетная ведомость Т-51
Переданы материалы в производство 100 318 Расчетная ведомость Т-51
69.1

Каждое предприятие обязано платить взносы по НС и ПЗ (несчастные случаи и профзаболевания). Размер тарифа устанавливается ежегодно и зависит от уровня рисков бизнеса. Чем выше риски, тем больше взносов по травматизму придется заплатить.

В соответствии с нормами стат. 21 Закона № 125-ФЗ от 24.07.98 г. дифференцированные тарифы по травматизму устанавливаются федеральным законодательством. Правительство РФ ежегодно вносит такой проект в Госдуму. Исходя из присвоенного страхователю тарифа по НС и ПЗ, уплачиваются суммы взносов. Дополнительно могут учитываться положенные скидки или надбавки.

На практике, величина тарифов не менялась с 2006 г. Всего установлено 32 класса профриска. Каждому соответствует свой тариф. Чем выше вероятность получения персоналом травмы или профзаболевания, тем «дороже» обойдется уплата взносов для работодателя. Где страхователь может узнать свой тариф? Об этом – далее.

ФСС – ставки по несчастным случаям в 2018 году

В 2018 г. сохраняет актуальность Закон № 179-ФЗ от 22.12.05 г. Здесь приведены действующие тарифы в процентных ставках. Начисление травматизма выполняется по отношению ко всем доходам физлица в рамках трудовых договоров, а также гражданско-правовых. Класс профриска определяется по виду ОКВЭД. Минимальный размер тарифа составляет 0,2 %, а максимальный – 8,5 %.

Актуальные величины ставок по НС и ПЗ на 2018 г. по классам риска начинаются со значения 0,2 % для 1 класса. Увеличение по каждому классу выполняется на 0,1-0,4 %. К примеру, для 10 класса будет уже тариф в 1,1 %, для 15-го – в 1,7 %, а для 32-го – в 8,5 %.

Чтобы получить свой тариф на год, работодатель обязан подтвердить основной вид экономической деятельности. Для этого в Соцстрах подаются – справка, заявление и пояснительная записка. Последняя не обязательна для СМП. Срок представления сведений – 15-ое апреля. После рассмотрения документов ФСС присваивает по классу риска тариф. При этом не важно, какой основной ОКВЭД «на бумаге». Первостепенным значением обладает фактическое ведение деятельности.

Обратите внимание! Для подтверждения тарифа страхователь приводит сведения учета о полученных по видам ОКВЭД доходах. Эти данные берутся из баланса предприятия. Если требования законодательства проигнорировать и не подтвердить основной вид бизнеса, ставка травматизма будет присвоена фондом по наиболее высокому классу риска, то есть на уровне 8,5 %.

Как уплачиваются взносы по НС и ПЗ

Перечислить суммы необходимо до 15-го числа каждого месяца. При совпадении срока с выходными или праздниками крайняя дата уплаты переносится на ближайший рабочий день (п. 4 стат. 22 Закона № 125-ФЗ). В 2018 году выпадает 4 переноса:

  • С 15-го апреля на 16-ое.
  • С 15-го июня на 16-ое.
  • С 15-го сентября на 17-ое.
  • С 15-го декабря на 17-ое.

В связи с тем, что такие взносы остались под контролем Соцстраха, уплачивать суммы также необходимо в ФСС по месту учета страхователя. Реквизиты для перечисления можно уточнить у инспектора своего подразделения Фонда. Отчетность по травматизму подается тоже в Соцстрах. Периодичность сдачи – ежеквартальная. Срок подачи утвержден как:

  • 20-ое число – для представления бумажных расчетов.
  • 25-ое число – для подачи отчета в электронном формате.

Обратите внимание! Предоставлять расчет 4-ФСС только электронным способом обязаны работодатели с численностью (среднесписочной) от 25 чел. (по нормам стат. 24 Закона № 125-ФЗ). Работодатели с меньшим количеством персонала вправе отчитываться любым способом – «на бумаге» или же электронно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .



Просмотров