Верховный орган гос власти конституция 1925. Государственное устройство

История Российской Конституции

1.2 Особенности Конституции РСФСР 1925 года

конституция становление демократический реформа

Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов, утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».

Конституция 1925 года закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза . В ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в статье 3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на Ч Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со статьей 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР. В статье 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая норма применительно ко всем союзным республикам в Конституции СССР 1924 года имелась). Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них.

В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях. К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и В.ЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР. Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Исторический путь Конституции России

В СССР Россия была одной из союзных республик...

История Российской Конституции

Первая Российская Конституция была принята на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., а с момента опубликования 19 июля она вступила в действие . В Российской Империи не было документа с названием "конституция"...

История Российской Конституции

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами: 1 Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности...

История Российской Конституции

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР, как и конституции других союзных республик...

Конституционное развитие России

конституция законодательство общество Последующая советская Конституция, утвержденная XII Всероссийским Съездом Советов от 11 мая 1925 года, несколько смягчила тот революционный характер предыдущей Конституции, о котором говорилось выше...

Меры пресечения, применяемые по судебному решению

Меры пресечения, применяемые по судебному решению

Первыми кодифицированными актами советского уголовно-процессуального законодательства были Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922г. и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года. УПК РСФСР был принят 26 мая 1922...

Меры пресечения, применяемые по судебному решению

Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР 1960, в целом, оставил без существенных изменений систему мер пресечения, предусмотренную УК РСФСР 1923, и порядок их применения...

Основные этапы конституционного развития СССР

После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917г. в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России...

Особенности Конституции и государственного строя Германской империи 1871 года (Второго рейха)

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения поправок

Прежде чем рассматривать процесс принятия поправок и пересмотра в современном законодательстве, хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс, и выяснить, используя сравнение с Конституцией 1978 г., то...

Принцип справедливости в Конституциях 1918 года и 1993 года

В 20-е годы выходят первые научно-исследовательские работы о Конституции РСФСР 1918 г., в них анализируется практика советского строительства после принятия Конституции, проблемы взаимоотношений центральных и местных органов Советской власти...

Этапы развития конституционализма в Российском государстве

В следствие революции 1917 года произошел слом всего сложившегося в стране конституционно-государственного порядка, что отразила Конституция РСФСР 1918 года...

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны, образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик". В этой Конституции подробно регламентировалось устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закреплялась система органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательная процедура, бюджетные права РСФСР, государственная символика.

Значительная преемственность этой Конституцией положений Конституции 1918 года отражается прежде всего в том, что в ряде случаев имеются ссылки на нормы последней, что как бы пролонгирует их действие. Так, в ст.20 было закреплено: "Всероссийский Съезд Советов составляется на основаниях, установленных ст.25 Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов". При этом соответствующая норма воспроизводилась. Аналогичная отсылка к нормам Конституции 1918 года имеется и в ст.51 Конституции 1925 года.

В Конституции 1925 года отражался факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Это зафиксировано в ст.3, где было записано, что согласно воле народов РСФСР, принявших решение на X Всероссийском съезде Советов об образовании Союза ССР, РСФСР, входя в состав Союза ССР, передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст.1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР.

В ст. 19 предусматривалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Тем самым косвенно подтверждались суверенные права РСФСР вне пределов прав Союза, но при этом прямого указания на суверенитет РСФСР в ее Конституции не содержалось. В ней не было также закреплено сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР, хотя такая норма относительно всех союзных республик в Конституции СССР 1924 года присутствовала. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в их отношении. В структуре Конституции была выделена гл.4 "Об автономных советских социалистических республиках и областях", в которой устанавливались принципы формирования в них органов государственной власти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Положений об автономных областях.

К ведению Всероссийского съезда Советов было отнесено окончательное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частями Федерации, отмена постановлений съездов Советов АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов РСФСР.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем происходил процесс все большего совпадения структуры и содержания конституций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик. Поэтому основные черты и особенности последующих конституций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

Высшим органом государственной власти СССР объявлялся Всесоюзный съезд рабочих и крестьянских депутатов, образующий Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК), которым руководил двухпалатный Президиум ВЦИК в период между его съездами. Съезд также формировал и правительство - Совет народных комиссаров (СНК). Выделялись союзные, союзно-республиканские и республиканские народные комиссариаты (отраслевые органы государственного управления).

Для разрешения наиболее важных споров о праве был учрежден Верховный суд СССР, наделенный также правом конституционного надзора в отношении нормативных правовых актов органов государственной власти союзных республик. Конституционно был закреплен статус советской спецслужбы - Объединенного государственно-политического управления (ОГПУ). 10

Вхождение РСФСР в состав СССР и связанные с этим изменения в ее правовом статусе обусловили необходи­мость внесения изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. Однако впоследствии был разработан проект новой Кон­ституции РСФСР, который был принят 11 мая 1925 г.

· Конституция РСФСР 1925 г. прежде всего закрепи­ла факт вхождения РСФСР в состав СССР и передачи ему полномочий, отнесенных к ведению органов СССР. В остальном вторая советская Конституция мало отлича­лась от первой Конституции РСФСР 1918 г.

· Российская республика была определена как социалистическое государ­ство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах РСФСР принадлежит Советам рабочих, крестьянских, ка­зачьих и красноармейских депутатов.

· Конституция РСФСР 1925 г. провозглашала своей целью гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни де­ления на классы, ни государственной власти.

· В числе прав граждан РСФСР в Конституции были за­креплены: свобода совести; передача средств печати в руки рабочего класса и крестьянства; право на собрания, митин­ги и шествия; свобода объединения; полное, всестороннее и бесплатное образование; защита социалистического От­ечества; всеобщая воинская повинность; почетное право защищать революцию с оружием в руках гарантировалось только трудящимся; право свободного пользования родным языком в органах государственной власти.

· Права носили классовый характер. Кон­ституция допускала возможность лишения отдельных лиц и даже групп населения прав, если они пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции.

· Закреплена возможность предоставления права убежища всем иностранцам, подвер­гающимся преследованиям за политическую деятельность или религиозные убеждения.

· Высшим органом государственной власти был Всерос­сийский съезд Советов, который состоял из представителей Советов городов и городских поселений по расчету один делегат на 25 тыс. избирателей и представителей губерн­ских и окружных съездов Советов по расчету один делегат на 125 тыс. населения. Всероссийский съезд Советов созы­вался ВЦИК РСФСР один раз в год. ВЦИК -верховный законодательный, распорядительный и контролирующий орган РСФСР. В период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти был избираемый ВЦИК Президиум. Пре­зидиум созывал ВЦИК на сессии.

· Функции Правительства РСФСР выполнял Совет на­родных комиссаров.

· Местными органами государственной власти были Со­веты депутатов в городах и селах, а также районные съезды Советов и их исполнительные комитеты.

· Новеллой Конституции РСФСР 1925 г. в отличие от Конституции РСФСР 1918 г. было наличие главы об ав­тономных советских социалистических республиках и об­ластях, в которой определялся их правовой статус и харак­тер отношений с федеральной властью.

· Высшим органом государственной власти в пределах территории каждой автономной советской социалистической республики были съезды Советов республики, а в пе­риод между съездами -избираемый ими Центральный исполнительный комитет (ЦИК), права которого опреде­лялись конституцией каждой автономной советской со­циалистической республики. ЦИК автономных советских социалистических республик и областные исполнительные комитеты избирали из своей среды президиумы, которые в период между сессиями центральных или областных ис­полнительных комитетов являлись на территории данной республики или области высшим органом власти.

30 марта 1918 года Центральный комитет РКП (б) поставил вопрос о подготовке Основного закона, который должен был решить общие проблемы управления государством. Первым основным законом стала конституция РСФСР от 10 июля 1918 года. 19 июля 1918 года первая советская конституция вступила в силу. Она соответствовала первому этапу развития советского общества и государства. Это обусловливало специфику ее основных институтов.

Конституция состояла из 6 разделов: Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918 г.-: ГАРАНТ - справочная правовая система.

  • 1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2) Общие положения Конституции РСФСР;
  • 3) Конструкция Советской власти;
  • 4) Активное и пассивное избирательное право;
  • 5) Бюджетное право;
  • 6) О гербе и флаге РСФСР.

В конституции 1918 года нашли свое отражение коренные принципы советской демократии. Статья 7 ее провозглашала: «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представителю - Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». А в статье 10 говорилось со всей определенностью: «российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах российской социалистической федеративной советской республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918 г.-: ГАРАНТ - справочная правовая система.

В конституции прямо не говориться об интеллигенции. Однако смысл статей 7, 10 и других позволяет сделать вывод об отношении советской власти к ней. Статья 7 четко делит все общество на трудящихся и эксплуататоров, давая власть в руки первых и лишая ее вторых.

Весь основной закон пронизан духом диктатуры пролетариата, хотя в нем нет прямой формулировки этой диктатуры. В соответствии с ленинской идеей классовости демократии в конституции четко и ясно сказано не только о том, кому служит советская демократия, но и против кого она направлена, а именно против эксплуататорского меньшинства общества. В наиболее общей форме этот принцип закреплен в статье 23. Ограничивалась и свобода печати для буржуазии. Баглай М.В. Конституционное право РФ: уч-к для вузов / М.В. Баглай. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА - ИНФРА. М, 2002. с. 111.

Характерной чертой советской демократии является ее интернационализм. Статья 22 основного закона гласит: «РСФСР признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конституция предоставляла гражданам узкий круг демократических свобод: свободу совести (то есть иметь любые религиозные убеждения или не иметь никаких ст. 13), свободу выражения своих мнений, свободу собраний (ст. 15), свободу союзов. Конституция обеспечивала для трудящихся свободу слова, свободу печати, или, как сказано в статье 14, свободу «выражения своих мнений».

Характерно, что Конституция не содержала традиционных гарантий неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки граждан. Конституция фиксировала лишь важнейшие обязанности советских граждан. Среди них надо, прежде всего, отметить всеобщую обязанность трудиться. Статья 18 гласила: «РСФСР признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг: «Не трудящийся, да не ест!».

Конституция относила к высшим органам власти и управления всероссийские съезды Советов, всероссийский центральный исполнительный комитет, его Президиум, совет народных комиссаров РСФСР, народные комиссариаты Российской Федерации. Конституция закрепила положение Всероссийского съезда Советов как верховного органа власти. Проблемы конституционного развития РСФСР: [статья] // Советское государство и право. -1991. - N3. с. 22.

  • 11 мая 1925 года была принята Конституция РСФСР, которая состояла из шести разделов:
    • - общие положения;
    • - о предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета;
    • - об устройстве Советской власти;
    • - об Автономных советских Социалистических Республиках и областях;
    • - о местной власти;
    • - о выборах в советы;
    • - о бюджетном праве;
    • - о гербе, флаге и столице Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Из проекта была исключена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР, который состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Проблемы конституционного развития РСФСР: [статья] // Советское государство и право. -1991. - N3. с. 23.

Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках были народные комиссариаты. Конституция предусматривала три категории наркоматов. Общесоюзными назывались те наркоматы, которые создавались только в Союзе. Объединенными назывались такие наркоматы, которые имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике; наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. Третью группу составляли наркоматы, которые имелись только в республиках.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учебник, М.: Юристь, 1995. с. 67.

Конституция РСФСР 1925 г. установила, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность рабоче-крестьянского государства.

Таким образом, конечной целью Конституция РСФСР 1925 года ставила “осуществление коммунизма”, в то время как Конституция РСФСР 1918 г. ставилась задача “установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах”.

Конституция СССР 1924 года:В декабре 1922 г. Первый съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Общесоюзная конституция была утверждена Вторым съездом советов СССР в январе 1924 г. и включила Декларацию обобразовании СССР и Договор об образовании СССР. Разработка конституции началась еще в январе 1923 г., после того как I съезд Советов Союза ССР сформировал ЦИК СССР, который поручил своему Президиуму разработать акты конституционного характера. Были сформированы 6 комиссий (комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР; бюджетную комиссию; комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ; комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР; комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах; комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий). В период подготовки проекта Конституции СССР шли оживленные споры, борьба мнений, ожесточенная борьба с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Вновь вносились предложения, которые были отвергнуты в процессе создания СССР. Активно участвовала в разработке проекта Конституции СССР правящая Коммунистическая партия. Вопросы проекта Конституции СССР были предметом обсуждения февральского (1923 г.) Пленума ЦК РКП(б), который избрал комиссию по подготовке Конституции. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б),проходивший 17-25 апреля 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы высшие органы Союза ССР были построены таким образом, чтобы они отражали не только общие нужды и потребности всех национальностей Союза, но и специфические нужды и потребности отдельных национальностей. Поэтому съезд отметил необходимость создания в системе высших органов СССР специального органа представительства национальностей на началах равенства. Съезд подчеркнул, что при построении центральных органов Союза необходимо обеспечить равенство прав и обязанностей республик, обеспечить реальное участие в них представителей республик. После XII съезда Коммунистической партии разработка проекта Конституции вступила в завершающую стадию. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в составе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик. Эту комиссию возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции Конституционной комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик. Важное значение в выявлении и согласовании мнений представителей республик имело проведенное 9-12 июня 1923 г. совещание с ответственными работниками национальных республик Разработка проекта Конституции СССР близилась к концу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). специальные сессии ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, проходившие в конце июня – начала июля, обсудили и утвердили проект Конституции СССР. А 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и в соответствии с полномочиями, данными ЦИК СССР еще I съездом СССР, приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. утвержденный 6 июля 1923 г. ЦИК СССР проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик. Завершалась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. Вторым пунктом в работе съезда стал вопрос об утверждении Конституции СССР. Доклад по этому вопросу сделал А.С. Енукидзе. Делегат II съезда Советов СССР Гринько Г.Ф. внес предложение «…так как текст Конституции вырабатывался в целом ряде многочисленных собраний и комиссий, при участии всех республик и областей – прений по докладу тов. Енукидзе не открывать». 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утвердил проект Конституции Союза ССР и немедленно ввел ее в действие.

За союзной республикой сохранилось право выхода из Союза (на деле это право - фиктивное). Съезд советов СССР, избирался от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 125000 избирателей. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распределительный орган - Совет народных комиссаров СССР. Конституция 1924 г. имела союзный, а не республиканский характер. Эта конституция не касалась основ государственного строя и институтов власти, избирательного права. Основной закон СССР 1924 г. содержал основы создания союзного государства и не отменял действия республиканских конституций РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Конституция состояла из двух разделов:

I. Декларация об образовании СССР.

II. Договор об образовании СССР (содержал 72 статьи).

Декларация - содержала принципы объединения в союзное государство: добровольность, равноправие, суверенность и право свободного выхода из СССР. Здесь находились те политические моменты, которые урегулировали нужные власти положения. Большого юридического значения эта часть не имела

Договор состоял из 11 глав:

1. О предметах ведения верховных органов власти СССР.

2. О суверенных правах союзных республик и едином союзном государстве (Отмечалось, что суверенитет республик ограничен лишь в пределах, указанных в главе первой (а она фактически охватывала руководство всеми сторонами жизни и деятельности). К числу прав республик относилось право на выход из Союза и невозможность без согласия самой республики изменить ее границы. Для всех республик устанавливалось единое гражданство Союза ССР).

3. О съездах Советов СССР (порядок формирования и властные функции съезда Советов СССР. Фактически они оставались теми же, что и в Конституции 1918 г.).

4. О ЦИК СССР (определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР. Он состоял из двух палат - Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 от каждой). Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик).

5. О Президиуме ЦИК СССР (полномочия Президиума ЦИК, объявленного "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР. Он имел право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания).

6. О СНК СССР (состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться).

7. О Верховном Суде СССР (полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений", но и рассмотрение, и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками).

8. О Народных комиссариатах СССР (состав и полномочия общесоюзных и объединенных народных комиссариатов.).

9. Об ОГПУ (посвящена работе Объединенного государственного политического управления (ОГПУ), созданного "в целях объединения революционных, усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом" при СНК. Надзор за его действиями должен был осуществлять прокурор Верховного Суда).

10. О союзных республиках (раскрывала структуру органов власти союзных республик, не подчеркивая ограниченности их фактических прав. Почти все они должны были, "подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществлять в своей деятельности директивы соответствующих народных комиссариатов" и советских органов СССР).

11. О гербе, флаге, столице СССР.

Конституция разграничивала компетенцию СССР и союзных республик - России, Украины, Закавказья и Белоруссии.

* союзные отношения: прием в Союз новых республик, разрешение спорных вопросов, возникавших внешние сношения и внешняя торговля;

* объявление войны и мира, организация и руководство Вооруженными Силами;

* установление основ народнохозяйственного плана, определение отраслей союзного значения;

* руководство транспортом и связью;

* утверждение единого государственного бюджета и единой денежно-кредитной системы;

* установление общих начал землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, законов о труде;

* установление основных начал социальной политики - здравоохранения, образования;

* между республиками и др.

Система высших союзных органов власти в основных своих чертах дублировала систему государственного управления по Конституции РСФСР 1918 г. и также отвергала принцип разделения властей.

Высшим органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в период между съездами - ЦИК СССР, состоявший из 2-х палат - Союзного Совета и Совета национальностей (по 5 чел. от союзных и автономных республик). Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом являлся Президиум ЦИК. Он мог приостанавливать и отменять постановления СНК и отраслевых наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Постановления съездов Советов союзных республик он мог только приостанавливать.

За СНК СССР были закреплены функции высшего исполнительно-распорядительного органа, который образовывался ЦИК СССР в составе председателя, его заместителей и 10 наркомов.

Отраслевое управление осуществляли наркоматы.

Общесоюзных наркоматов было 5:

* иностранных дел;

* военных и морских дел;

* внешней торговли;

* путей сообщения;

* почт и телеграфов.

5 наркоматов имели статус объединенных (с наркоматами РСФСР):

* продовольствия;

* финансов;

* рабоче-крестьянской инспекции;

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных, объединенные через одноименных наркоматов СССР и РСФСР. Все остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик. К ним относились наркоматы:

* внутренних дел;

* юстиции;

* земледелия;

* просвещения;

* здравоохранения;

* социального обеспечения и др.

После принятия Конституции СССР в соответствии с ее положениями были скорректированы конституции союзных республик. Сохранялось классовое понятие избирательного права. Данная конституция – типичная конституция власти, в ней не урегулированы вопросы из сферы прав и свобод граждан, не затрагивается сфера избирательного права, большое внимание уделяется механизму организации власти в СССР, реализации принципа федерализма, определению статуса субъектов государства.

и областей. Совещание высказалось за создания второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, утверждаемой съездом Советов СССР. Совещание дало и название двум будущим палатам ЦИК СССР – Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, сохранение за каждой из них права законодательной инициативы. Отмечалось необходимость создания одного Президиума ЦИК СССР, избираемого обеими палатами ЦИК, с обеспечением представительства национальностей. Образование РСФСР, Конституция РСФСР

Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было доста­точно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные проти­воречия эффективно разрешались, а подрывные действия мар­гинальных националистических групп подавлялись. Это про­исходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.

Особое значение имело повышение статуса органов безопасности. Если в РСФСР Государственное политическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенно­го наркомата - ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с правом совещательного голоса).

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и еди­ноначалия. При наркоме, под его председательством, образо­вывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР1. Народный комиссар имел право и единолично принимать ре­шения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее от­дельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая ис­полнения решения.

Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федера­тивное государство с автономными образованиями. На терри­тории РСФСР имели обязательную силу постановления вер­ховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Некоторые исследователи полагают, что из задачи внесения частич­ных изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР1. Однако, следует отметить, что новая Кон­ституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на том новом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Кон­ституции вначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию воз­главлял Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Прези­диума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Кон­ституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовой статус автоном­ных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в данной гла­ве. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное по­ложение было утрачено. Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларация прав трудящегося и экс­плуатируемого народа» и введена новая глава «Об основах экономиче­ского строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК, который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью. Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республикан­ские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Совет­скую Конституцию.

Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Но­вым в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 «Об авто­номных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закре­пила РСФСР как федеративное государство с автономными об­разованиями. На этих позициях стоят многие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, не являющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарным госу­дарством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в со­ответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе. На территории РСФСР имели обя­зательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компе­тенции Союза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к «полному переходу фабрик, заводов, рудников, же­лезных дорог и прочих средств производства в собственность государст­ва» и в связи с этим подтверждала закон о рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи со­ставляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществление коммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР 1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Деклара­ции прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закрепление такой орган власти, как Президи­ум ВЦИК1. О нем было сказано, что в период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим орга­ном власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК. Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть со­званы чрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право при­останавливать и отменять постановления СНК. Перед ним были ответ­ственны народные комиссары. В случае несогласия коллегии с решени­ем народного комиссара она могла обжаловать и в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии. Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган - президиумы ис­полнительных комитетов местных Советов, для руководства всей теку­щей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов централь­ной власти. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количе­ство членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом для каждой административной территориальной единицы Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союз­ных республик.



Просмотров