Защита персональных данных вывод. Что такое система защиты персональных данных? мероприятия по обеспечению безопасности и инструкция по разработке сзпд

Требования к защите персональных данных регулируются законами:

  • 149 ("Об информации "),
  • 249 ("О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ").
  • Ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности » - Согласно ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» к банковской тайне относится информация об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. По российскому законодательству кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

С 1 сентября 2015 года в России вступило в силу положение, обозначенное законом ФЗ-242 , которое обязывает операторов персональных данных обрабатывать и хранить персональные данные россиян с использованием баз данных, размещенных на территории РФ. В связи с тем, что отдельные термины и формулировки, использованные в данном положении, допускают различные толкования, Минкомсвязи подготовило разъяснения к нему. Перечень разъяснений доступен по ссылке .

Исследования

2018: 24% утечек конфиденциальной информации из государственных и коммерческих компаний сопряжены с мошенническими действиями

2017: Клиентские базы страховых компаний доступны на теневом рынке

Согласно результатам исследования аналитического центра «МФИ Софт » за сентябрь 2017 года, уже 5,6 млн записей данных клиентов страховых компаний обнаружены на черном рынке, их можно приобрести на открытых пиратских форумах. Актуальность данных самая свежая - 2016-2017 годы. При этом две трети всех предложений касаются автострахования - вероятно, клиенты КАСКО/ОСАГО ценятся в первую очередь конкурирующими страховыми компаниями. Вместе с этим, предложения баз автостраховок обновляются быстрее всех - некоторые продавцы предлагают обновление на ежемесячной основе.

Стоимость баз данных

Базы страховых компаний - одни из самых дорогих и востребованных на рынке информации. На «черном рынке» представлены базы данных разных объемов - от нескольких сотен клиентов до десятков и сотен тысяч. Стоимость одного контакта в небольшой, но актуальной базе может достигать 10 рублей, в то время как в крупных базах она падает до 0,001 рублей. Купить такую базу может каждый по цене от 250 до 40 тыс. рублей. На стоимость влияют такие параметры как количество контактов, актуальность и полнота данных. Наиболее часто встречающийся ценник - 3500 руб, с размером базы до 60 тыс. записей, указали в «МФИ Софт».

Географический охват

Чуть менее половины предложений о продаже составляют базы страховых компаний Московской области (41% от исследованных предложений). Базы Ленинградской области - на втором месте (21%). Порядка 26% баз охватывают всю Россию . Предложения баз данных, охватывающих только один нестоличный город или регион, встречаются в единичных случаях (12%). В 59% случаев базы содержат полные данные о клиентах, включающие не только персональную информацию, но и данные об автомобиле, историю страховых сделок, копии документов.

Риски для клиентов и компаний

По оценкам «МФИ Софт», риск для пользователя услуг страховой компании в случае утечки варьируется от получения спама до крупного мошенничества с собственностью, так как данные могут представлять интерес для криминальных структур. Для самих страховых компаний кроме прямой потери клиентов крупные утечки чреваты потерей репутации и санкциями со стороны регуляторов по факту нарушения закона 152-ФЗ «О персональных данных». Такие прецеденты в отрасли уже были зафиксированы в 2012 году.

Источники утечек

Как выяснили исследователи, информация о клиентах страховых компаний утекает не на этапе сбора, а из информационных систем. Состав базы данных часто указывает на источник утечки, в некоторых случаях может указывать даже на отдел внутри компании (при понимании, на каком бизнес-процессе запись обогащается теми или иными данным), однако установить владельца самой информационной системы достаточно затруднительно. Так как данные могут поступать как непосредственно от страховых компаний, так и из других информационных систем - ГИБДД , единая база РСА и т.д.

Основным поставщиками данных внутри компаний являются страховые агенты, также встречаются утечки, спровоцированные системными администраторами. Нередко встречается на торговых площадках предложение об аренде удалённого доступа в ИС страховых компаний (например, партнёрские порталы), через которые можно делать выгрузки по клиентам.

Высокий спрос на страховые базы данных на черном рынке формирует все новые и все более актуальные предложения со стороны инсайдеров, которые нередко работают на заказ.

Для сохранности данных и предотвращения утечек аналитики «МФИ Софт» рекомендуют страховым компаниям более тщательно контролировать легитимность доступа к своим базам данных внутри организации, обращать внимание на массовые выгрузки из систем хранения информации и на аномальные действия привилегированных пользователей, а также контролировать уязвимости используемых СУБД .

2016: Персональные данные миллионов россиян уже на "черном" рынке

По результатам исследования «Черный рынок баз данных » аналитического центра «МФИ Софт » за ноябрь 2016 года, объем рынка нелегальных баз данных в России - больше 30 млн рублей, если перевести на количество записей частных лиц – получается больше 1,2 млрд. Всего за несколько часов поиска в интернете можно найти базы данных клиентов крупных банков, страховых компаний и онлайн-казино.

Как оказалось, на пиратских форумах и порталах особенно распространены данные клиентов финансовых организаций – 34%, а также заказчиков крупных интернет-магазинов – 19%, брокеров -18% и операторов связи – 6%.

В рамках исследования были обнаружены базы клиентов 18 крупных российских банков - среди них есть представители ТОП-10 крупнейших российских банков, а также базы популярных микрофинансовых организаций. К таким базам высокий уровень интереса у различного рода мошенников, в том случае, если база обогащена информацией по счетам. Почти каждая десятая запись (8% обнаруженных данных) в украденной базе может с высокой вероятностью повлечь за собой тяжелые негативные последствия - например, использоваться для подделки кредитных договоров, махинаций с недвижимостью, банковским мошенничеством или более тяжелым последствиям. Еще один вариант развития событий - оформление кредитов на паспортные данные пользователей банковских услуг и перепродажа базы коллекторам. В продаваемой базе можно найти полные контактные данные лица, с его паспортными данными, текущим местом проживания, выпиской по банковским счетам и перечислением имущества, информацией о налогах и штрафах.

Сколько стоят персональные данные на черном рынке?

В последние годы стоимость персональных данных сильно обесценилась. Как показало исследование 134 баз данных, находящихся в свободной продаже на черном рынке, средняя стоимость одного контакта для баз рассылок составляет 2 копейки. Наибольшей ценностью обладают базы страховых компаний – цена записи достигает 10 рублей при средней цене в 2,73 рубля, данные клиентов банков оцениваются в среднем по 0,28 рубля за запись. По сути, каждый пользователь интернета может купить такую базу, одни из праздного любопытства, другие - для наживы.

Что содержится в серых базах данных и чем это грозит?

Базы данных могут содержать не только имена и контакты пользователей услуг, но и все документы, от паспортных данных и водительского удостоверения до номеров банковских карт и счетов с указанием сумм депозитов. Есть даже базы по направлениям деятельности, например, базы руководителей служб безопасности, базы директоров по регионам и другие не менее интересные варианты.

В лучшем случае такие базы покупают для спам -рассылок и обзвона с предложениями услуг. Чуть менее часто базы данных на черном рынке скупают мошенники в целях совершения финансовых махинаций. По паспортным данным с помощью социальной инженерии можно получить доступ к карточным счетам пользователя и выводить с них средства, а также шантажировать владельцев этих данных или оформить на них кредит в микрофинансовой организации.

Источники утечки баз данных

В ответе за утечку данных пользователей – владельцы баз, так как это прямое нарушение ФЗ-152 «О персональных данных ». Но часто они сами даже не подозревают, что их базы были украдены, и узнают об этом только после громких инцидентов. Согласно выборке «МФИ Софт», базы данных попадают на черный рынок четырьмя путями: злонамеренный инсайд – 78%, взлом – 2%, недобросовестность (целенаправленное распространение данных клиентов на коммерческой основе) – 13%, парсинг (сбор и структурирование данных из открытых источников) – 7%. Из чего следует – что главная проблема российских компаний – это утечка баз данных через сотрудников.

phonenumber.to: 137,090,136 скомпрометированных учетных записей в базе

Как обеспечить безопасность?

Организациям, осуществляющим обработку персональных данных для того, чтобы избежать нарушений, необходимо провести ряд мероприятий, которые включают в себя следующие работы:

  • направление уведомления об обработке персональных данных в контролирующий орган, Роскомнадзор ;
  • разработка формы и получение согласия каждого субъекта на обработку его персональных данных (согласие должно содержать собственноручную подпись субъекта (либо его цифровую подпись));
  • документально описание информационных систем обработки персональных данных (назначение, состав данных, правовые основания для их обработки), а также обозначение круга лиц, работающих с персональными данными и имеющими к ним доступ;
  • разработка ряда нормативных документов, описывающих модели угроз и средства защиты от них персональных данных;
  • обеспечение защиты персональных данных техническими (программными, аппаратными) и организационными методами;
  • прохождение необходимых проверок для подтверждения соответствия систем защиты персональных данных требованиям законодательства.

Для успешного проведения данных работ необходимо, во-первых, назначить сотрудника, ответственного за вопросы защиты персональных данных, во-вторых, для всех ресурсов и подсистем, содержащих персональные данные, определить их статус, и, наконец, определить способы и сроки обработки данных, а также сроки хранения».

В первую очередь, самый действенный и не затратный подход к хранению персональных данных - это хранение их в обезличенной форме. Необходимо максимально обобщать, обезличивать информацию, отказываться от избыточной - таким образом можно просто не бояться умышленной или случайной утечки информации - она не будет представлять практически никакой ценности для злоумышленников. Кстати, законодательство Соединенных Штатов, рекомендует для обеспечения безопасности персональных данных именно такой подход. Конечно, это палка о двух концах. Такой подход, несомненно, снижает потребность в защите данных, однако значительно затрудняет возможность их обработки.

Операторы персональных данных сейчас в большинстве своем отказались от работ по обеспечению информационной безопасности. Закон будет меняться, в этом есть необходимость и об этом есть свидетельства, так что вкладывать средства в реализацию формальных требований безотносительно их важности довольно расточительно.

В неоднозначной ситуации находятся и компании, занимающиеся производством продуктов для защиты персональных данных. В поисках решений, которые позволят, с одной стороны, удовлетворить регуляторов, с другой - заказчиков, и, наконец, не остаться в проигрыше, они приходят к тому, что перестройка устоявшейся модели системы защиты персональных данных неизбежна.

При этом четко прослеживается разница между компаниями-лидерами в своей области и фирмами-подголосками. Последние, в большинстве своем, быстро переориентировались на соответствие требованиям закона. Спектр предлагаемых ими услуг расширился такими предложениями, как помощь в получении лицензии, проведение обследования и классификации информационной системы, консультационная поддержка. Нашлись умельцы и по способам обхождения закона - широко разошлась статья под названием "Пять сравнительно легальных способов сопротивления ФЗ-152".

Куда интереснее, что думают о нововведении представители серьезных компаний, занимающихся защитой информации. Многие вендоры начали активную доработку своих решений, задавшись вопросом о том, соответствуют ли они требованиям регуляторов. Другие же пока не спешат со столь кардинальными мерами, ожидая дальнейших изменений в законодательстве. Однако ключевым моментом по мнению многих компаний является формирование культуры защиты персональных данных. Так, например, Алексей Сабанов, заместитель генерального директора компании Aladdin считает, что №152-ФЗ прививает культуру информационной безопасности в обществе и на всех уровнях российского бизнеса. Александр Шарамок, представитель компании "Ортикон" придерживается мнения, что ситуация с защитой персональных данных улучшится, если будет создана прозрачная правовая и нормативно-техническая база и в обществе сформируется культура защиты персональных данных, первые шаги к чему он также видит в законе №152-ФЗ "О персональных данных".

Все же, кроме совершенствования технических мер безопасности, компаниям непременно нужно уделить внимание методологической составляющей. Уже сейчас многие компании предлагают своим клиентам построение модели угроз безопасности персональных данных. Кроме того, помощь в определении типа информационной системы, информационная поддержка по вопросам лицензирования и прохождения проверок, нахождение способов снижения класса обрабатываемых данных - все это уже потихоньку начинает занимать свою нишу на рынке услуг по защите информации и, в дальнейшем, будет только развиваться .

Обезличивание персональных данных

Требование законодательства по обезличиванию данных

Обезличивание персональных данных должно обеспечивать не только защиту от несанкционированного использования, но и возможность их обработки. Для этого обезличенные данные должны обладать свойствами, сохраняющими основные характеристики обезличиваемых персональных данных .

Свойства обезличенных данных

  • полнота (сохранение всей информации о конкретных субъектах или группах субъектов, которая имелась до обезличивания);
  • структурированность (сохранение структурных связей между обезличенными данными конкретного субъекта или группы субъектов, соответствующих связям, имеющимся до обезличивания);
  • релевантность (возможность обработки запросов по обработке персональных данных и получения ответов в одинаковой семантической форме);
  • семантическая целостность (сохранение семантики персональных данных при их обезличивании);
  • применимость (возможность решения задач обработки персональных данных, стоящих перед оператором, осуществляющим обезличивание персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, в том числе созданных и функционирующих в рамках реализации федеральных целевых программ (далее - оператор, операторы), без предварительного деобезличивания всего объема записей о субъектах);
  • анонимность (невозможность однозначной идентификации субъектов данных, полученных в результате обезличивания, без применения дополнительной информации).

Типичные подходы к обезличиванию данных

  • Данные не обезличиваются (использование NDA с подрядчиками)
  • После обезличивания теряются особенности данных (чрезмерное маскирование данных)
  • После обезличивания теряется связанность данных
  • Нет единого инструмента для обезличивания данных
  • Обезличиваются только данные согласно документации приложения
  • Одинаковые политики по деперсонализации данных для различных задач
  • На деперсонализацию данных требуется значительное время
  • После изменения источников (например, после установки патчей) требуется значительное время на изменение процессов деперсонализации

Применяйте надежную многофакторную аутентификацию

Кража персональных данных – одна из наиболее опасных и часто встречающихся угроз в области защиты информации. Она является причиной взлома в четырех из пяти случаев Verizon . Отчет об утечке данных 2013. Таким образом, для доступа в персональную систему не достаточно ввести имя пользователя и пароль. Для защиты персональных данных необходимо применять надежную аутентификацию . Например, одним из оптимальных решений будет двухфакторная аутентификация , в рамках которой необходимо дважды подтвердить свою личность: при помощи удостоверения – токена, смарт-карты, мобильного приложения, а также при помощи ввода секретного пароля. В будущем, возможно, будет введен дополнительный биометрический фактор, при котором для подтверждения личности сотрудника могут потребоваться отпечатки его пальцев.

Зашифруйте конфиденциальные электронные адреса и файлы

Электронная почта является наиболее важным инструментом коммуникации внутри любой организации, ей пользуются как руководители, так и другие сотрудники компаний. Чтобы защитить электронную почту, необходимо использовать специальную сертифицированную программу, которая позволяет шифровать отдельные файлы или сообщения таким образом, что только конкретный получатель, обладающий ключом, сможет получить доступ к зашифрованной информации. Также необходимо четко вести базу контактов, чтобы информация случайным образом не попала неверному адресату.

Установите правила соблюдения информационной безопасности для руководителей

Безусловно, все вышеперечисленные рекомендации будут работать при условии дополнительных вложений со стороны руководства компании. В этой ситуации необходимы посредники, которые смогут провести необходимый тренинг для руководителя и расскажут все основные правила обеспечения информационной безопасности. Данная практика поможет изменить поведение руководителя и мотивирует сотрудников брать пример с руководства.

Деятельность киберпреступников активизируется, и любая организация должна задуматься о защите корпоративных данных. Во многих компаниях обеспечение информационной безопасности – это обязательная мера, которую необходимо соблюдать по требованию регуляторов, но вопрос безопасности данных руководителей компаний по-прежнему остается отрытым и требует специального подхода, который обеспечит защиту информации и, в то же время, не затронет мобильный образ жизни руководителя.

»

Защита персональных данных – это комплекс мероприятий, позволяющих выполнить требования законодательства РФ, касающиеся обработки, хранения и передачи персональных данных граждан РФ. Согласно требованиям закона о защите персональных данных, оператор обязан применить ряд организационных и технических мер, касающихся процессов обработки персональных данных, а также информационных систем, в которых эти персональные данные обрабатываются.

Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Правоотношения в сфере персональных данных регулируются федеральным законодательством РФ (Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), Трудовым кодексом РФ (глава 14), а также Гражданским кодексом РФ.

Основные положения Закона «О персональных данных»

  • Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, в строгом соответствии с установленными целями обработки персональных данных.
  • Недопустимо раскрытие персональных данных третьим лицам или распространение таких данных без соответствующего основания (согласия субъекта либо требований федеральных законов).
  • В ряде случаев обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных.
  • Информационные системы, обрабатывающие персональные данные, должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства о персональных данных.
  • Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда, обжаловав действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке;
  • Оператор обязан направить уведомление об обработке персональных данных в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных. Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (более известная как Роскомнадзор);
  • Нарушение требований Закона влечет гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную ответственность.

Комплекс мероприятий по обеспечению защиты персональных данных

Организационные меры по защите персональных данных включают в себя:
  • Назначение лиц, ответственных за организацию обработки и обеспечение безопасности персональных данных;
  • Разработку организационно-распорядительных документов, регламентирующих весь процесс получения, обработки, хранения, передачи и защиты персональных данных;
  • Внесение изменений в бизнес-процессы организации, ознакомление пользователей, осуществляющих обработку персональных данных с положениями нормативных документов;
  • Заключение дополнительных соглашений с контрагентами и третьими лицами, которым передаются персональные данные либо поручается их обработка;
  • Определение перечня мероприятий по защите персональных данных и реализация таких мероприятий;
  • Осуществление внутреннего контроля соответствия обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства.
Технические меры по защите персональных данных предполагают внедрение и использование программно - аппаратных средств защиты информации. При осуществлении обработки ПДн с использованием средств автоматизации, применение технических мер защиты является обязательным условием, а их количество и степень защиты определяется исходя из уровня защищенности системы персональных данных.

Требования к информационным системам персональных данных

Определение уровня защищенности информационных систем персональных данных производится операторами самостоятельно в зависимости от объема и категории обрабатываемых персональных данных, а также типа актуальных угроз в соответствии с Постановлением Правительства № 1119 от 01.11.2012 г. «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Данное Постановление Правительства также определяет требования по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах в соответствии с их уровнем защищенности.

Помимо этого, детализированные требования по защите персональных данных установлены, в частности:

  • приказом ФСТЭК № 21 от 18.02.2013 г;
  • приказом ФСБ № 378 от 18.08.2014 г. (в случае необходимости применения для защиты персональных данных шифровальных (криптографических) средств защиты информации).
Также, согласно требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, базы данных информационных систем, в которых осуществляется запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации должны быть расположены на территории РФ.

Контроль

Контроль за выполнением законодательства возложен на следующие органы:
  • Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) – основной надзорный орган в области персональных данных;
  • ФСБ – основной надзорный орган в части использования средств шифрования;
  • ФСТЭК – надзорный орган в части использования технических средств защиты информации.
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных проводит как плановые и внеплановые мероприятия по контролю (надзору) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.

Типичные позиции операторов персональных данных

  1. ”Наша компания не собирается ничего предпринимать и тратить время и деньги на решение этих вопросов, мы будем ждать развития событий”.

    Такая компания не собирается тратить деньги и время на изменение процессов обработки персональных данных, а также не задумывается о соответствующем обучении своих сотрудников. Она продолжает свою деятельность в привычном режиме, в надежде на то, что проверка Роскомнадзора ее не затронет. Однако, как показывает практика, действия проверяющих органов нельзя предугадать, под проверку может попасть любая организация и в этом случае компания может понести значительные убытки, вплоть до приостановки ее деятельности.

    Стоит также учитывать, что с 2016 года Роскомнадзор на регулярной основе проводит так называемые мероприятия систематического наблюдения, в результате которых на основании мониторинга веб-сайта любой организации может быть направлен запрос на предоставление необходимых сведений об осуществлении обработки и защиты персональных данных. Непредоставление необходимой информации в срок может послужить поводом для проведения внеплановой проверки в организации.

  2. “Мы уверены в том, что действия закона не будут распространяться на нашу компанию”.

    В любой компании, вне зависимости от её организационно-правовой формы, есть информация о сотрудниках, работающих в организации, а иногда и о её клиентах и контрагентах, а значит такая компания является оператором, следовательно, требования ФЗ-152 распространяются на неё в полном объеме.

Классическая ситуация: реализовать своими силами, или приглашать консультантов?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться со следующими вещами:
  • Готов ли руководитель компании взять на себя ответственность за успешную реализацию проекта по защите персональных данных?
  • Есть ли у компании квалифицированные сотрудники, обладающие глубоким пониманием требований законодательства, а также необходимыми юридическими и техническими знаниями и навыками?
  • Может ли руководство компании оценить сроки и стоимость такого проекта?
  • Как выполнить требования закона по защите персональных данных и при этом не нарушить деятельность критических бизнес-процессов компании?
  • Каким образом необходимо подавать уведомление в регулирующие органы?
Если вышеперечисленные задачи не могут быть реализованы собственными силами, следует привлекать внешних консультантов.

Компания “Pointlane” оказывает полный цикл услуг по консультационным вопросам в области соответствия требованиям законодательства о персональных данных:

  • Консультации по вопросам требований законодательства и определения их действия применительно к Вашей организации (в том числе консультации по вопросам соответствия требованиям новой редакции Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2014 г. №242-ФЗ и Федеральным законом от 31.12.2014 г. №526-ФЗ, касающимся вопросов обработки ПДн граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ);
  • Обследование процессов и информационных систем обработки персональных данных, формирование рекомендаций по обработке и защите персональных данных;
  • Подготовка необходимой организационно – распорядительной документации по вопросам обработки и защиты персональных данных;
  • Определение уровня защищенности ИСПДн (информационных систем персональных данных) и формирование необходимых требований к их защите в соответствии с выбранным уровнем защищенности;
  • Построение модели угроз и модели нарушителя безопасности персональных данных;
  • Проектирование системы защиты персональных данных;
  • Закупка и внедрение средств защиты;
  • Подготовка ИСПДн к аттестации (для государственных или муниципальных органов) либо декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных (для всех остальных организаций);
  • Подготовка уведомления в Роскомнадзор для регистрации Вашей организации в качестве оператора персональных данных;
А также:
  • Сопровождение проверок Роскомнадзора;
  • Аутсорсинг обязанностей лица, ответственного за обработку и защиту персональных данных.

Преимущества проведения мероприятий по защите персональных данных

После внедрения системы защиты персональных данных Заказчик получит:
  • Защиту от претензий и штрафов со стороны регулирующих органов;
  • Преимущества перед конкурентами, т.к декларирование соответствия требованиям законодательства о персональных данных приведет к повышению прозрачности и доверия к компании со стороны потенциальных и существующих контрагентов и клиентов;
  • Отсуствие негативных отзывов в прессе и СМИ, связанных с неудовлетворительными результатами прохождения проверок регулирующих органов;
  • Возможность продолжать свою деятельность, не опасаясь претензий со стороны клиентов и собственных сотрудников;
  • Возможность работы с персональными данными не только внутри компании, но и при передаче их сторонним организациям;
  • Защиту от непредвиденной и принудительной остановки бизнеса;
  • Защиту от недобросовестных конкурентов;
  • Информационные системы, соответствующие всем стандартам и требованиям законодательства в области персональных данных.

Исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

1.1. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обеспечивает, организует и осуществляет государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных). Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.

3. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:

1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;

2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;

3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;

3.1) ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в порядке , установленном законодательством Российской Федерации;

4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;

5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, применительно к сфере их деятельности, сведения, указанные в пункте 7 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона;

6) направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;

7) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;

8) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативного правового регулирования защиты прав субъектов персональных данных;

9) привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

4. В отношении персональных данных, ставших известными уполномоченному органу по защите прав субъектов персональных данных в ходе осуществления им своей деятельности, должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных.

5. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан:

1) организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и других федеральных законов защиту прав субъектов персональных данных;

2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений;

4) осуществлять меры, направленные на совершенствование защиты прав субъектов персональных данных;

5) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных;

Аннотация: Лекция позволяет изучить основные термины и базовые законы Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Регуляторами называются органы государственной власти, уполномоченные осуществлять мероприятия по контролю и надзору в отношении соблюдения требований федерального закона. В ФЗ "О персональных данных" установлены три регулятора:

  • Роскомнадзор (защита прав субъектов персональных данных)
  • ФСБ (требования в области криптографии)
  • ФСТЭК России (требования по защите информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам).

Так как ФЗ "О персональных данных" является лишь основой правового обеспечения защиты ПД, его требования в дальнейшем были конкретизированы в актах Правительства РФ и Министерства связи, нормативно-методических документах регуляторов.

2.2. Категории персональных данных

ФЗ "О персональных данных" выделяет следующие категории персональных данных.

Общедоступные ПД - данные, доступ к которым предоставлен неограниченному кругу лиц с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяются требования соблюдения конфиденциальности. Общедоступные источники персональных данных создаются в целях информационного обеспечения (например, справочники и адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес , абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные , предоставленные субъектом персональных данных.

Важно отметить, что сведения о субъекте ПД могут быть в любое время исключены из общедоступных источников по требованию субъекта либо по решению суда или уполномоченных государственных органов.

Специальные категории ПД - персональные данные , касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни. Их обработка допускается только в следующих случаях:

  • субъект ПД дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
  • персональные данные являются общедоступными;
  • персональные данные относятся к состоянию здоровья субъекта ПД и получение его согласия невозможно, либо обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
  • обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов ПД;
  • обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, а также в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации или необходима в связи с осуществлением правосудия .

Совместный приказ ФСТЭК, ФСБ и Министерства информационных технологий и связи РФ от 13 февраля 2008 года N 55/86/20 "Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных" определяет следующие категории персональных данных , которые обрабатываются в ИСПД:

Определение биометрических данных в российском законодательстве предоставляет оператору персональных данных возможность принятия самостоятельного решения об отнесении тех или иных данных к биометрическим. Это породило немало споров. Рассмотрим пример с фотографией. С одной стороны, она характеризует физиологические особенности человека. Но человек с течением времени может сильно измениться или злоумышленник может подделать внешние признаки под законного субъекта. Так ли однозначно в данном случае установление личности? В настоящее время представители регуляторов подтверждают, что фотография и видеоизображения относятся к биометрическим данным.

2.3. Права субъекта персональных данных

Субъект персональных данных – это физическое лицо, которое может быть однозначно идентифицировано на основе персональных данных, то есть фактически тот, чьи данные необходимо защищать. Рассмотрим основные права субъекта ПД, установленные ФЗ-№152.

  1. Право субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным. Это предполагает право субъекта на получение сведений об операторе персональных данных и о том, какие ПД, относящие к этому субъекту, он обрабатывает, а также непосредственный доступ к этим ПД. Субъект вправе требовать от оператора уточнения ПД, их блокирования или уничтожения, если они устаревшие, неполные или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. Доступ к своим ПД предоставляется субъекту(или его представителю) при обращении либо на основании запроса. Полученная информация может содержать следующие сведения:
    • цель обработки ПД
    • способы обработки ПД
    • сроки обработки ПД
    • перечень допущенных к обработке ПД лиц
    • перечень обрабатываемых ПД и источник их получения
    • сведения о возможных юридических последствиях обработки ПД для субъекта ПД.

    Закон определяет случаи, когда данное право субъекта ПД ограничивается, например, если речь идет о безопасности страны, нарушении конституционных прав и свобод других лиц или оперативно-розыскной деятельности.

  2. Права субъектов ПД при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации. В данном случае обработка осуществляется только при условии предварительного согласия субъекта. При этом важно отметить, что обработка признается осуществленной без согласия субъекта, если оператор не доказал обратное. Оператор обязан немедленно прекратить обработку ПД по требованию субъекта.
  3. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных. Закон запрещает принятие решений в отношении субъекта ПД исключительно на основании автоматизированной обработки, если не получено его согласия в письменной форме или в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  4. Право на обжалование действий или бездействия оператора. Если субъект ПД считает, что оператор обрабатывает его ПД ненадлежащим образом, то есть нарушает его права, он может обратиться в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

Необходимо отметить, что субъект ПД имеет право на возмещение убытков и компенсацию материального вреда в судебном порядке.

2.4. Обязанности оператора персональных данных

Ранее мы рассмотрели понятие оператора персональных данных и действия, являющиеся обработкой персональных данных . Исходя из определения, можно сделать вывод о том, что все без исключения организации являются операторами ПД, так как они накапливают, собирают и обрабатывают информацию о своих сотрудниках в рамках Трудового кодекса РФ. Помимо этого многие организации собирают сведения о своих клиентах, подрядчиках, поставщиках и партнерах в рамках своей основной деятельности. Главными обязанностями оператора ПД является уведомление Роскомнадзора об обработке ПД и,собственно, защита ПД.

Законом предусмотрены случаи, когда оператор не обязан уведомлять Роскомнадзор об обработке ПД:

  1. если его связывают с субъектом трудовые отношения;
  2. если между оператором и субъектом существует договор и данные необходимы для исполнения обязательств по нему;
  3. если данные относятся к членам религиозных объединений и общественных организаций и обрабатываются в соответствии с учредительными документами и с законом.
  4. если данные являются общедоступными;
  5. если включают в себя только ФИО;
  6. данные необходимы для однократного пропуска на территорию оператора или аналогичных целей;
  7. если данные включены в федеральные автоматизированные информационные системы и государственные информационные системы персональных данных;
  8. если данные обрабатываются без использования средств автоматизации в соответствии с законами РФ.

Важно отметить, что оговаривается обязанность оператора не передавать персональные данные третьим лицам.

При этом многие организации допускают ошибку в том, что если они не обязаны уведомлять уполномоченный орган об обработке ПД, то можно не выполнять обязанности, возлагаемые законом на операторов ПД. Такие действия являются противозаконными, однозначно трактуются как невыполнение требований законодательства и караются мерами, предусмотренными Законом.

Рассмотрим основные обязанности оператора персональных данных, предусмотренные ФЗ-№152:

  1. Обеспечение безопасности обработки персональных данных, что означает обязанность "принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий".
  2. Уведомительный характер обработки персональных данных. В соответствии со статьей 2 ФЗ-№152 оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Роскомнадзор вносит сведения об операторе в реестр операторов. Информация, содержащаяся в реестре, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, является общедоступной.
  3. При получении персональных данных (в том числе от третьих лиц) оператор ПД до начала обработки обязан получить у субъекта этих ПД письменное разрешение на их обработку (за исключением случаев, если персональные данные были предоставлены оператору на основании федерального закона или если они являются общедоступными). Важно отметить, что субъект имеет право отозвать данное разрешение.
  4. Оператор обязан предоставить субъекту ПД по требованию все имеющиеся сведения о нем, целях и условиях обработки, способах защиты его персональных данных.

    Оператор также должен уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные, внести в них необходимые изменения по предоставлении субъектом ПД или его законным представителем сведений, подтверждающих, что персональные данные, которые относятся к соответствующему субъекту и обработку которых осуществляет оператор, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

    Более того, оператор ПД обязан предоставить доказательство получения согласия субъекта ПД на обработку его персональных данных, а в случае обработки общедоступных персональных данных на него возлагается обязанность доказать, что обрабатываемые ПД являются общедоступными.

  5. Подконтрольность и поднадзорность деятельности операторов персональных данных государственным органам. Это означает обязанность оператора сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов ПД по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа. Функциями контроля и надзора государство наделило Роскомнадзор, ФСТЭК и ФСБ.

Законом также предусмотрены случаи, когда не требуется согласие субъекта ПД на обработку сведений о нем:

  1. обработка персональных данных осуществляется на основании других федеральных законов, например, некоторыми Федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом ПД своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. оператор и субъект ПД связаны договором на выполнение действий, которые требуют обработки персональных данных этого субъекта, например, договор, по которому туристическая фирма (оператор) имеет право использовать персональные данные субъекта для бронирования гостиницы;
  3. обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта ПД, если получение его согласия невозможно, например, госпитализация человека при несчастном случае;
  4. обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
  5. обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта ПД;
  6. осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе ПД лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Во всех других случаях оператор должен соблюдать требования российского законодательства по обработке персональных данных. Законом предусмотрена гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность за нарушение его требований.

Так, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает максимальный штраф в 500000 рублей за невыполнение законного предписания Роскомнадзора (ст. 19.5 КоАП). Тот же Кодекс предусматривает приостановку деятельности организации на срок до 90 суток при осуществлении деятельности по защите персональных данных без лицензии (ст. 19.20 КоАП).

В уголовном кодексе говорится о штрафе в 300000 руб., обязательных работах на срок до 1_го года, аресте до 6_ти месяцев и лишении права занимать должность на срок до 5_ти лет в случае осуществления защиты персональных данных без лицензии в случаях, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам (ст. 171 УК).

При систематических и грубых нарушениях Роскомнадзор имеет право ходатайствовать об отзыве лицензий на основной вид деятельности.

27 июля 2006 г. был принят Федеральный Закон № 152-ФЗ «О персональных данных» для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Одной из причин принятия данного закона послужили многочисленные факты краж баз персональных данных в государственных и коммерческих структурах, их повсеместная продажа.

Что означает термин «персональные данные»?

Определение персональных данных (ПДн) встречалось и до принятия закона, например, в «Перечне сведений конфиденциального характера», утвержденном указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г.:

К конфиденциальной информации относятся: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Однако закон дополнил его. Теперь, согласно ФЗ-152 , персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Таким образом, персональные данные — это, прежде всего, паспортные данные, сведения о семейном положении, сведения об образовании, номера ИНН, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, медицинской страховки, сведения о трудовой деятельности, социальное и имущественное положение, сведения о доходах. Такие данные есть практически в каждой организации.

При поступлении на работу — это данные отдела кадров работодателя, которые работник указывает в личной карточке, автобиографии, других документах, заполняемых при заключении трудового договора.

При поступлении ребенка в детский сад, школу, институт, другие образовательные учреждения также заполняется множество анкет и форм, в которых указываются данные как ребенка (например, данные свидетельства о рождении), так и его родителей (вплоть до места работы, занимаемой должности).

При прохождении лечения в медицинских учреждениях необходимо указать не только паспортные данные, но и сведения о льготах, медицинских страховках, сведения о предыдущих лечениях, результаты анализов. Во многих медицинских учреждениях амбулаторные/стационарные карты дублируются в электронном виде.

И все эти данные, согласно нынешнему законодательству, подлежат защите.

С чего начать защиту, и нужна ли она вообще?

Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (ФЗ-152 ).

Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и(или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных (ФЗ-152 ).

Информационная система персональных данных (ИСПДн) — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (ФЗ-152 ).

Обработка персональных данных — это действия (операции) с ПДн, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных (ФЗ-152 ).

Оператор при обработке ПДн должен принимать все необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

Что же необходимо сделать, чтобы защитить персональные данные?

Прежде всего, необходимо определить, какие информационные системы ПДн есть и какого типа ПДн в них обрабатываются.

Классификация информационной системы персональных данных

Для того чтобы понять, насколько проблема защиты ПДн существенна, а также для выбора необходимых методов и способов защиты ПДн, оператору нужно провести классификацию ИСПДн. Порядок классификации определен приказом ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России № 55/86/20 от 13 февраля 2008 г .

Итак, оператор формирует комиссию (приказом руководителя организации), которая после анализа исходных данных принимает решение о присвоении ИСПДн соответствующего класса. В ходе классификации определяются:

  • категория обрабатываемых персональных данных;
  • объем обрабатываемых персональных данных;
  • тип информационной системы;
  • структура информационной системы и местоположение ее технических средств;
  • режимы обработки персональных данных;
  • режимы разграничения прав доступа пользователей;
  • наличие подключений к сетям общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена.

Согласно приказу № 55/86/20 , все информационные системы (ИС) делятся на типовые и специальные.

Типовые информационные системы — информационные системы, в которых требуется обеспечение только конфиденциальности персональных данных.

Специальные информационные системы — информационные системы, в которых вне зависимости от необходимости обеспечения конфиденциальности персональных данных требуется обеспечить хотя бы одну из характеристик безопасности персональных данных, отличную от конфиденциальности (защищенность от уничтожения, изменения, блокирования, а также иных несанкционированных действий).

На практике выходит, что типовых ИС практически нет, поскольку в большинстве случаев помимо конфиденциальности необходимо обеспечить также целостность и доступность информации. Кроме того, в обязательном порядке к специальным системам должны быть отнесены:

  • информационные системы, в которых обрабатываются персональные данные, касающиеся состояния здоровья субъектов персональных данных;
  • информационные системы, в которых предусмотрено принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы.

Итак, по результатам анализа исходных данных комиссия присваивает системе персональных данных соответствующий класс:

    класс 1 (К1) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к значительным негативным последствиям для субъектов персональных данных;

    класс 2 (К2) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к негативным последствиям для субъектов персональных данных;

    класс 3 (К3) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к незначительным негативным последствиям для субъектов персональных данных;

    класс 4 (К4) - информационные системы, для которых нарушение заданной характеристики безопасности персональных данных, обрабатываемых в них, не приводит к негативным последствиям для субъектов персональных данных.

Результаты классификации оформляются Актом классификации ИСПДн, в котором указываются тип ИСПДн (типовая, специальная), присвоенный ИСПДн класс и условия, на основании которых было принято решение.

Как уже было сказано, классификация необходима для дальнейшего выбора методов и средств защиты ПДн, обрабатываемых в ИСПДн, поскольку в документах ФСТЭК и ФСБ каждому классу устанавливаются свои требования по защите ИСПДн, о которых поговорим чуть позже.

Согласие субъекта ПДн на обработку

Далее необходимо перейти к обработке этих данных, но перед тем, как их обработка будет законной, необходимо получить согласие субъекта персональных данных на обработку (закон тем самым предотвращает незаконный сбор и использование персональных данных):

Статья 6 ФЗ-152:

Обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов ПДн, за исключением случаев:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;

3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;

4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;

6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Итак, если наш случай обработки ПДн предусмотрен частью 2 статьи 6 ФЗ-152, то получение согласия необязательно.

Также необходимо руководствоваться Трудовым Кодексом, Глава 14 . Например, работодатель вправе получать и обрабатывать данные о частной жизни работника только с его письменного согласия (Статья 86 часть 4 ТК ).

В соответствии со статьей 9 ФЗ-152 получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных необходимо в письменной форме. Письменное согласие субъекта персональных данных должно включать:

    Фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

    Наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

    Цель обработки персональных данных;

    Перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

    Перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

    Срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Положение, регламентирующее порядок обработки и защиты ПДн

Итак, оператор получил (если это необходимо) согласие на обработку персональных данных — персональные данные можно обрабатывать. Но, согласно Трудовому кодексу и ФЗ-152 необходимо разработать (если есть, доработать в соответствии с ФЗ) положение, регламентирующее порядок хранения, обработки и защиты персональных данных. Давайте условно назовем его Положение по обеспечению безопасности персональных данных. Положение по обеспечению безопасности персональных данных — это внутренний (локальный) документ организации. Строгой формы данного документа нет, но он должен удовлетворять требованиям ТК и ФЗ-152 , а, следовательно, в нем должно быть указано:

Положение по обеспечению безопасности персональных данных утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом, вводится в действие приказом руководителя. Работодатель обязан ознакомить работника с Положением под подпись.

Список лиц, допущенных к обработке ПДн

Кроме того, необходимо оформить список лиц, допущенных к обработке ПДн, т.е. перечень тех (по должностям), кому доступ к ПДн необходим для выполнения служебных обязанностей. В первую очередь это сотрудники кадровой службы, поскольку они собирают и формируют данные о работнике, а также сотрудники бухгалтерии. Помимо того, доступ к этим сведениям могут получить руководители структурных подразделений (например, начальники отделов) — и это также необходимо отразить в списке. Однако все они вправе запрашивать не любые данные, а только те, которые необходимы для выполнения конкретных трудовых функций (например, чтобы рассчитать льготы по налогам, бухгалтерия получит не все сведения о работнике, а только данные о количестве его иждивенцев). Поэтому целесообразно прописать перечень информационных ресурсов, к которым пользователи допущены.

Список лиц, допущенных к обработке ПДн можно оформить в виде приложения к Положению по обеспечению безопасности персональных данных или отдельным документом, утвержденным руководителем.

Уведомление Роскомнадзора

Далее в соответствии со статьей 22 ФЗ-152 оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов ПДн (на сегодняшний день это — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)) о своем намерении осуществлять обработку ПДн, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 ФЗ-152 :

Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:

1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

4) являющихся общедоступными персональными данными;

5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;

6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных

Требования к уведомлению указаны в части 3 статьи 22 ФЗ-152 . Форму уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных можно заполнить в электронном виде на сайте Роскомнадзора: http://rsoc.ru/personal-data/p181/

Теперь можно приступать к обработке персональных данных, параллельно решая самый сложный и проблемный вопрос — обеспечение безопасности персональных данных при их обработке.

Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке

Мероприятия по защите информации трудоемки и могут привести к значительным финансовым затратам, что обусловлено необходимостью:

    Получать (по необходимости) лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации ФСТЭК России;

    Привлекать лицензиата ФСТЭК России для осуществления мероприятий по созданию системы защиты ИСПДн и/или ее аттестации по требованиям безопасности информации;

    Отправлять сотрудников, ответственных за обеспечение безопасности информации, на курсы повышения квалификации по вопросам защиты информации и/или нанимать специалистов по защите информации;

    Устанавливать сертифицированные по требованиям ФСТЭК средства защиты информации (СрЗИ), сертифицированные ФСБ средства криптографической защиты информации (СКЗИ) в зависимости от класса ИСПДн.

Что-то можно сделать самим, а где-то лучше довериться специалистам. Но защитить персональные данные необходимо, так или иначе.

Статья 19, ФЗ-152 :

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

  • «Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждено постановлением Правительства РФ № 781 от 17 ноябрям2007 г.
  • «Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утверждено постановлением Правительства РФ № 687 от 15 сентября 2008 г.
  • «Требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных», утверждены постановлением Правительства РФ № 512 от 6 июля 2008 г.
  • Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К), утверждены приказом Гостехкомиссии России № 282 от 30 августа 2002 г. (ДСП)
  • Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Выписка, при рассмотрении угроз утечки информации по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок (ПЭМИН) необходимо применять полную версию данного документа - ДСП)
  • Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Пометка «для служебного пользования» снята Решением ФСТЭК от 16 ноября 2009 г.)
  • Рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Пометка «для служебного пользования» снята Решением ФСТЭК от 11 ноября 2009 г.)
  • Основные мероприятия по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных от 15 февраля 2008 г. (Пометка «для служебного пользования» снята Решением ФСТЭК от 11 ноября 2009 г.)
  • Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации. ФСБ, 21 февраля 2008 г.
  • Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. ФСБ, 21 февраля 2008 г.

Мы не будем подробно рассматривать все требования, которые необходимо выполнить для обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн, — их много, и они сильно зависят от конкретной ИСПДн. Остановимся на основных моментах, часто вызывающих затруднения у операторов.

Лицензия — получать или не получать?

Законодательство, а также документы ФСТЭК говорят нам следующее:

Статья 16, часть 6 ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г.:

Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Статья 17, часть 1, п.11 ФЗ-128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.:

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Постановление Правительства РФ № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 15 августа 2006 г.

Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по ее защите от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Основные мероприятия ФСТЭК

Пункт 3.14

В соответствии с положениями Федерального закона № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и требованиями постановления Правительства № 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» операторы ИСПДн при проведении мероприятий по обеспечению безопасности ПДн (конфиденциальной информации) при их обработке в ИСПДн 1, 2 и 3 (распределенные системы) классов должны получить лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации в установленном порядке.

Так же на вопрос о необходимости лицензии отвечал начальник отдела Управления ФСТЭК России НАЗАРОВ Игорь Григорьевич на круглом столе, проведенном журналом «Connect! Мир связи» (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406):

Вопрос: Нужно ли операторам, обрабатывающим персональные данные в ИСПДн, получение лицензии на техническую защиту конфиденциальной информации?

Игорь Назаров: В соответствии с документами ФСТЭК лицензия необходима операторам ПДн, которые самостоятельно проводят такие мероприятия по информационным системам 1, 2 класса и территориально распределенным системам 3 класса, как правило, это большие государственные информационные системы. При этом для поликлиник, детских садов, аптек и т.п., имеющих ИСПДн 3 и 4 классов, получение таких лицензий не требуется.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781, если оператор ИСПДн заключает договор на проведение соответствующих мероприятий в части защиты информации (ПДн) с уполномоченным лицом — лицензиатом ФСТЭК России, иметь лицензию ему не обязательно.

Итак, для небольших организаций более экономически-выгодным вместо получения лицензии ФСТЭК по ТЗКИ для проведения мероприятий по обеспечению безопасности ПДн (создание системы защиты ИСПДн, аттестация) будет привлечение лицензиата ФСТЭК, который проведет все необходимые работы.

Для крупных организаций (таких как операторы связи, крупные банки и т.п.) — выгоднее самим получить лицензию и выполнить все необходимые работы.

Порядок предоставления лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации определен «Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации » (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 504). Требования для получения лицензии:

а) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее профессиональное образование в области технической защиты информации либо высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам технической защиты информации;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих техническим нормам и требованиям по технической защите информации, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;

в) наличие на любом законном основании производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования, прошедшего в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку), маркирование и сертификацию;

г) использование автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) использование предназначенных для осуществления лицензируемой деятельности программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на основании договора с их правообладателем;

е) наличие нормативных правовых актов, нормативно-методических и методических документов по вопросам технической защиты информации в соответствии с перечнем, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Этапы создания СЗПДн

Согласно Основным мероприятиям по организации и техническому обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, выпущенными ФСТЭК, создание системы защиты персональных данных (СЗПДн) состоит из следующих этапов:

1 Предпроектная стадия

1.1 обследование объекта информатизации:

  • установление необходимости обработки ПДн в ИСПДн;
  • определение перечня ПДн, подлежащих защите;
  • определение условий расположения ИСПДн относительно границ контролируемой зоны (КЗ);
  • определение конфигурации и топологии ИСПДн в целом и ее отдельных компонентов; физических, функциональных и технологических связей как внутри ИСПДн, так и с другими системами различного уровня и назначения;
  • определение технических средств и систем, используемых в защищаемой ИСПДн, условий их расположения;
  • определение общесистемных, специальных и прикладных программных средств, используемых в защищаемой ИСПДн;
  • определение режима обработки информации в ИСПДн в целом и в отдельных компонентах;
  • проведение классификации ИСПДн;
  • определение степени участия персонала в обработке (обсуждении, передаче, хранении) информации, характер их взаимодействия между собой;
  • определение и составление перечня уязвимостей и угроз безопасности информации, оценка актуальности угроз безопасности информации;
  • разработка частной модели угроз.

1.2 разработка технического задания на создание СЗПДн, которое должно содержать:

  • обоснование необходимости разработки СЗПДн;
  • исходные данные ИСПДн в техническом, программном, информационном и организационном аспектах;
  • класс ИСПДн;
  • ссылку на нормативные документы, с учетом которых будет разрабатываться СЗПДн и приниматься в эксплуатацию ИСПДн;
  • конкретизацию мероприятий и требований к СЗПДн;
  • перечень предполагаемых к использованию сертифицированных средств защиты информации;
  • обоснование проведения разработок собственных средств защиты информации при невозможности или нецелесообразности использования имеющихся на рынке сертифицированных средств защиты информации;
  • состав, содержание и сроки проведения работ по этапам разработки и внедрения СЗПДн.

2. Стадия проектирования и реализации СЗПДн

2.1 разработка проекта на создание СЗПДн;

2.2 разработка организационно-технических мероприятий по защите информации в соответствии с предъявляемыми требованиями;

2.3 закупка сертифицированных средств защиты информации;

2.4 разработка и реализация разрешительной системы доступа пользователей и персонала к обрабатываемой в ИСПДн информации;

2.5 установка и настройка СрЗИ;

2.6 определение подразделений и лиц, ответственных за эксплуатацию средств защиты информации, обучение назначенных лиц специфике работ по защите ПДн;

2.7 разработка эксплуатационной документации на ИСПДн и средства защиты информации, а также организационно-распорядительной документации по защите информации (положений, приказов, инструкций и других документов);

2.8 выполнение других мероприятий, направленных на защиту информации.

3. Стадия ввода в действие СЗПДн

3.1 опытная эксплуатация средств защиты информации в комплексе с другими техническими и программными средствами в целях проверки их работоспособности в составе ИСПДн;

3.2 приемо-сдаточные испытания средств защиты информации по результатам опытной эксплуатации с оформлением приемо-сдаточного акта;

3.3 оценка соответствия ИСПДн требованиям безопасности информации — аттестация (декларирование) по требованиям безопасности информации.

4. Техническое обслуживание и сопровождение системы защиты информации

Организационно-распорядительная документация по защите ПДн

Помимо технических решений создаваемой системы защиты персональных данных, оператор должен обеспечить разработку организационно-распорядительных документов, которые будут регулировать все возникающие вопросы по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн и эксплуатации СЗПДн. Таких документов достаточно много, основные из них:

1. Положение по обеспечению безопасности ПДн — в начале статьи мы уже касались назначения и состава этого документа. На всякий случай повторим — в нем должно быть указано:

Цель и задачи в области защиты персональных данных;

Понятие и состав персональных данных;

В каких структурных подразделениях и на каких носителях (бумажных, электронных) накапливаются и хранятся эти данные;

Как происходит сбор и хранение персональных данных;

Как они обрабатываются и используются;

Кто (по должностям) в пределах фирмы имеет к ним доступ;

Принципы защиты ПДн, в том числе от несанкционированного доступа;

Права работника в целях обеспечения защиты своих персональных данных;

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации, связанной с персональными данными работников.

2. Для организации системы допуска и учета лиц, допущенных к работе с ПДн в ИСПДн, — Список лиц, допущенных к обработке ПДн (перечень по должностям тех, кому доступ к ПДн необходим для выполнения служебных обязанностей) и Матрица доступа (должна отражать полномочия пользователей по выполнению конкретных действий в отношении конкретных информационных ресурсов ИСПДн — чтение, запись, корректировка, удаление). Оба документа утверждаются руководителем.

3. Частная модель угроз (если ИСПДн несколько, то модель угроз разрабатывается на каждую из них) — разрабатывается по результатам предварительного обследования. ФСТЭК России предлагает Базовую модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, согласно которой при создании частной модели должны быть рассмотрены:

    Угрозы утечки информации по техническим каналам;

    Угрозы несанкционированного доступа, связанные с действиями нарушителей, имеющих доступ к ИСПДн, реализующих угрозы непосредственно в ИСПДн. При этом необходимо в качестве потенциальных нарушителей рассматривать легальных пользователей ИСПДн;

    Угрозы несанкционированного доступа, связанные с действиями нарушителей, не имеющих доступа к ИСПДн, реализующих угрозы из внешних сетей связи общего пользования и (или) сетей международного информационного обмена.

Разработанная модель угроз утверждается руководителем.

4. На основании утвержденной модели угроз ИСПДн необходимо разработать требования по обеспечению безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн. Требования, как и модель угроз, — это самостоятельный документ, который должен быть утвержден руководителем организации.

Для разработки модели угроз и требований оператору целесообразно привлекать специалистов организаций-лицензиатов ФСТЭК.

5. Инструкции в части обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн.

Кроме того, до проведения всех мероприятий по защите ПДн оператор должен назначить должностное лицо или (если ИСПДн достаточно велика) структурное подразделение, ответственные за обеспечение безопасности ПДн. Решение о назначении оформляется приказом руководителя. Задачи, функции и полномочия должностного лица (подразделения), ответственного за обеспечение безопасности ПДн, определяются внутренними организационно-распорядительными документами (должностными инструкциями, регламентами).

Что обязательно сертифицировать, а что нет?

Часто возникает заблуждение, что все используемое программное обеспечение (ПО), должно быть сертифицировано, а сертификация стоит дорого и занимает много времени.

Однако ни в одном из документов по регулированию вопросов защиты ПДн не сказано, что должно быть сертифицировано все ПО. Сертифицированы по требованиям ФСТЭК России должны быть средства защиты информации, но никак не системное, прикладное или специальное ПО, не участвующее в защите ИСПДн.

Игорь Назаров: …сертификация по контролю отсутствия НДВ касается функционала безопасности, именно средств защиты, а не всего программного обеспечения, которое используется в информационной системе (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406).

Сегодня документы ФСТЭК, которые можно посмотреть на сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, говорят нам по этому поводу следующее:

В ИСПДн должны использоваться только сертифицированные по требованиям безопасности информации технические средства и системы защиты.

Основные мероприятия…

Пункт 4.2: …в ИСПДн должен проводиться контроль на наличие недекларированных возможностей в программном и программно-аппаратном обеспечении и анализ защищенности системного и прикладного программного обеспечения.

Пункт 4.3: Для программного обеспечения, используемого при защите информации в ИСПДн (средств защиты информации, в том числе и встроенных в общесистемное и прикладное программное обеспечение), должен быть обеспечен соответствующий уровень контроля отсутствия в нем НДВ.

Таким образом, сертифицировать системное и прикладное ПО, если оно не участвует в процессе защиты информации, не нужно — это можно делать по желанию оператора.

Практика создания систем защиты ПДн показывает, что необходимо использовать лицензионное программное обеспечение (системное, прикладное и специальное ПО) и сертифицированные средства защиты информации и антивирусной защиты (это могут быть СрЗИ от НСД, антивирусные продукты, межсетевые экраны, средства обнаружения вторжений, средства анализа защищенности, соответствующие определенному классу). Если в ИСПДн устанавливаются криптографические средства защиты информации (СКЗИ), то они также должны быть сертифицированы по требованиям ФСБ России.

Следует отметить, что устанавливать сертифицированные СрЗИ имеет право только лицензиат ФСТЭК, а СКЗИ — лицензиат ФСБ.

Аттестация

Финальным этапом создания системы защиты ИСПДн должна стать аттестация (декларирование соответствия) — комплекс организационно-технических мероприятий, в результате которых посредством специального документа — Аттестата соответствия (Заключения) подтверждается, что ИСПДн соответствует требованиям стандартов или иных нормативно-методических документов по безопасности информации. Наличие действующего Аттестата соответствия дает право обработки информации с соответствующим уровнем конфиденциальности на период времени, установленный в Аттестате соответствия.

Вопрос: Кто может аттестовать рабочие места на соответствие требованиям законодательства и нормативных документов в области персональных данных?

Игорь Назаров: Аттестацию ИСПДн на соответствие требованиям по безопасности информации имеют право проводить лицензиаты ФСТЭК, которые имеют лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (http://www.connect.ru/article.asp?id=9406).

Аттестация предусматривает комплексную проверку (аттестационные испытания) ИСПДн в реальных условиях эксплуатации с целью оценки соответствия принятого комплекса мер защиты требуемому уровню безопасности ПДн.

В общем виде аттестация ИСПДн по требованиям безопасности информации включает в себя следующие этапы:

    Анализ исходных данных по аттестуемой ИСПДн;

    Проведение экспертного обследования ИСПДн и анализ разработанной документации по обеспечению безопасности ПДн на соответствие требованиям нормативных и методических документов;

    Проведение комплексных аттестационных испытаний ИСПДн в реальных условиях эксплуатации с использованием специальной аппаратуры контроля и программных средств контроля защищенности от несанкционированного доступа;

    Анализ результатов комплексных аттестационных испытаний, оформление и утверждение Заключения и Аттестата соответствия по результатам аттестации.

Важным моментом является то, что в случае изменения условий и технологии обработки ПДн оператор обязан известить об этом организацию-лицензиата, проводившую аттестацию ИСПДн. После чего организация-лицензиат принимает решение о необходимости проведения дополнительной проверки эффективности системы защиты ИСПДн.

Ответственность и риски за неисполнение требований закона

При неисполнении требований по обеспечению безопасности ПДн у оператора могут возникнуть риски гражданско-правовых исков со стороны клиентов или работников.

Что в свою очередь может повлиять на репутацию компании, а также привести к принудительному приостановлению (прекращению) обработки ПДн, привлечению компании и (или) ее руководителя к административной или иным видам ответственности, а при определенных условиях — к приостановлению действия или аннулированию лицензий. Кроме того, согласно ФЗ, лица, виновные в нарушении требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность (статья 24 ФЗ-152 ):

Дисциплинарная (Трудовой кодекс Российской Федерации, статьи 81, 90, 195, 237, 391);

Административная (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 5.27, 5.39, 13.11-13.14, 13.19, 19.4-19.7, 19.20, 20.25, 32.2);

Уголовная (Уголовный кодекс Российской Федерации, статьи 137, 140, 155, 171, 183, 272, 273, 274, 292, 293).



Просмотров