Теория и методика обучения праву. Певцова Е.А

    Певцова Е. А.

    Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. В 2 частях. Часть 1

    Школьникам и абитуриентам

    Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических и доктора педагогических наук Е.А.Певцовой предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев и колледжей.В книге изложены основные сведения о государстве и праве, их признаки, функции, формы, теории происхождения, показана роль права в социальном регулировании общества, представлены современные подходы к системе права, его основным отраслям.Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.


    Купить

    Певцова Е. А.

    Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. В 2 частях. Часть 1

    Школьникам и абитуриентам

    Учебник «Право. Основы правовой культуры» доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А.Певцовой предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев и колледжей.Курс формирует правовую компетентность молодёжи в области гражданского, трудового, семейного, жилищного права. Использование новых технологий обучения обеспечивает успешность школьников, возможность стать лидером в жизни, повысить уровень правосознания и правовой культуры.Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.

    Купить

    Певцова Е. А.

    Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. В 2 частях. Часть 2

    Школьникам и абитуриентам

    Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А.Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и колледжей. В книге представлены необходимые для обеспечения правовой грамотности и защиты своих прав материалы по административному, уголовному, образовательному, экологическому праву. В учебнике раскрываются особенности юридического образования и юридических профессий, международного права и прав человека. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. Учебник снабжён мультимедийным приложением, размещённым на сайте издательства "Русское слово" - русское-слово.рф.

    Певцова Е. А.

    Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля

    Студентам и аспирантам , Юриспруденция

    Учебник написан в соответствии с примерной программой учебной дисциплины "Право". В нем в доступной форме излагаются сложные проблемы юридической науки, представлен практический материал, который позволит приобрести молодым людям необходимые правовые умения и навыки для обеспечения правовой защиты в реальной жизни. Книга содержит также дополнительный материал, отражающий современные подходы юристов к проблемам науки, схемы, юридические документы, извлечения из нормативных правовых актов. Для обучающихся по профессиям и специальностям социально-экономического профиля в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

    Купить


    Купить

    Кравченко Альберт Иванович , Певцова Е. А.

    Обществознание. 6 класс. Учебник

    Школьникам и абитуриентам

    В учебнике рассказывается о современном обществе, его четырёх сферах - экономической, политической, социальной и духовной, единстве мира и глобальных проблемах, о российском обществе: его устройстве, конституционных основах, особенностях развития в начале XXI века. Учебник написан простым, доступным языком, содержит разнообразные примеры, ориентирующие шестиклассников в их повседневной жизни, хорошо иллюстрирован.Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования 2010 г. и Примерной программе основного общего образования.Учебник предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев.


    Кравченко Альберт Иванович , Певцова Е. А.

    Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

    Школьникам и абитуриентам

    В учебном пособии рассказывается о политической жизни общества и культурно-информационной среде общественной жизни. Ученики узнают о деятельности политических партий, действии законодательной и правовой власти, судебной системы. Интересным и познавательным будет знакомство и с миром духовной культуры и нравственных ценностей. Учебное пособие написано простым, доступным для учащихся языком; хорошо иллюстрировано; содержит разнообразные примеры, помогающие девятиклассникам ориентироваться в повседневной жизни.Учебное пособие предназначено для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев.

    Певцова Е. А.

    Право. Основы правовой культуры. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. В 2 частях. Часть 2

    Школьникам и абитуриентам

    Учебник "ПРАВО. ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ" доктора юридических и доктора педагогических наук Е.А.Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и колледжей. В книге изложены основные сведения о государстве и праве, понимания государства, его основные признаки, функции, формы. С позиции современного государствоведения раскрываются теории происхождения государства, организация власти и управления в России. В доступной форме излагаются правила организации правосудия, что обеспечивает необходимый уровень правовой грамотности в части защиты прав человека. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. Учебник снабжён мультимедийным приложением, размещённым на сайте издательства "Русское слово" - русское-слово.рф.

    Купить

    Певцова Е. А.

    Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. Учебное пособие

    Студентам и аспирантам , Юриспруденция

    Купить

    Певцова Е. А.

    Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум

    Студентам и аспирантам , Юриспруденция

    Вместе с учебником Е.А.Певцовой "Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля" практикум составляет единый учебно-методический комплект. В практикуме содержатся извлечения из нормативных правовых актов, комментарии известных юристов, творческие задания, варианты диагностического тестирования, что позволит сформировать правовую компетентность молодежи, обеспечит успех в будущей профессиональной деятельности. Учтены изменения действующего законодательства, предложены полимодальные методические средства, помогающие разобраться в юридических конструкциях и научиться использовать юридические нормы в правовой жизни. Для обучающихся по профессиям и специальностям социально-экономического профиля в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

    Певцова Е. А.

    Трудовое право. Правовая культура в трудовой деятельности. Учебник

    Студентам и аспирантам , Юриспруденция

    В учебнике в доступной форме излагаются сложные проблемы трудового права, представлен практический материал, который можно использовать на семинарских занятиях по курсу "Трудовое право". В учебнике содержатся вопросы, задания после каждой темы. Задания позволят отработать необходимые правовые умения и навыки обучаемого, закрепить важные для будущего профессионала компетенции. Учебник носит практико-ориентированный характер и содержит дополнительный материал, излагая современные подходы юристов к проблемам правового регулирования труда, что окажет существенную помощь студенту при подготовке к занятию, при самостоятельном освоении тем курса, избавив от необходимости искать нужную информацию в других источниках. Рекомендуется для студентов среднего профессионального образования юридического профиля.


    Купить

    Певцова Е. А.

    Право. Основы правовой культуры. Учебник. 11 класс. Базовый и углубленный уровень. В 2 частях. 2 часть

    Школьникам и абитуриентам

    Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А.Певцовой предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев и колледжей.В книге представлены необходимые для обеспечения правовой грамотности и защиты своих прав материалы по административному, уголовному, образовательному, экологическому праву. В учебнике раскрываются особенности юридического образования и юридических профессий, международного права и прав человека.Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.


    Певцова Е. А.

    Право. Основы правовой культуры. Учебник. 10 класс. Базовый и углубленный уровень. В 2 частях. 2 часть

    Школьникам и абитуриентам

    Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических и доктора педагогических наук Е.А.Певцовой предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев и колледжей.В книге изложены основные сведения о государстве и праве, основные признаки государства, его функции и формы. С позиции современного государствоведения раскрываются теории происхождения государства, организация власти и управления в России. В доступной форме излагаются правила организации правосудия, что обеспечивает необходимый уровень правовой грамотности в части защиты прав человека.Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.


    Певцова Е. А.

    Право. Основы правовой культуры. Учебник. 11 класс. Базовый и углубленный уровень. В 2 частях. 1 часть

    Школьникам и абитуриентам

    Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А.Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и колледжей.Курс формирует правовую компетентность молодёжи в области гражданского, трудового, семейного, жилищного права. Использование новых технологий обучения обеспечивает успешность школьников, возможность стать лидером в жизни, повысить уровень правосознания и правовой культуры.Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.Учебник снабжён мультимедийным приложением, размещённым на сайте издательства "Русское слово".Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.


    Певцова Е. А.

    Право. Основы правовой культуры. Учебник. 10 класс. Базовый и углубленный уровень. В 2 частях. 1 часть

    Школьникам и абитуриентам

    Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических и доктора педагогических наук Е.А.Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и колледжей.В книге изложены основные сведения о государстве и праве, их признаки, функции, формы, теории происхождения, показана роль права в социальном регулировании общества, представлены современные подходы к системе права, его основным отраслям.Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.


    Певцова Е. А. , Соколов Николай

    Законность и правовая культура (теоретико-правовые и сравнительно правовые аспекты). Учебное пособие

    Студентам и аспирантам , Юриспруденция

    Настоящее пособие рассчитано прежде всего на студентов высших учебных заведений. Бакалавры, специалисты, магистры могут воспользоваться им при изучении широкого круга вопросов по теории государства и права и другим учебным спецкурсам. Представленный в книге материал будет полезен при подготовке эссе, написании научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций.Законодательство приведено по состоянию на май 2017 г.Книга адресована также научным сотрудникам, экспертам, управленцам, юристам-практикам, педагогам, интересующимся вопросами правового воспитания, обеспечения законности и повышения правовой культуры.

    Певцова Е. А.

    Трудовое право (для СПО)

    Студентам и аспирантам , Юриспруденция

    В учебнике в доступной форме излагаются сложные проблемы трудового права, представлен практический материал, который можно использовать на семинарских занятиях по курсу «Трудовое право». В учебнике содержатся вопросы, задания после каждой темы. Задания позволят отработать необходимые правовые умения и навыки обучаемого, закрепить важные для будущегопрофессионала компетенции. Учебник носит практико-ориентированный характер и содержит дополнительный материал, излагающий современные подходы юристов к проблемам правового регулирования труда, что окажет существенную помощь студенту при подготовке к занятию, при самостоятельном освоении тем курса, избавив от необходимости искать нужную информацию в других источниках. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения.Для студентов среднего профессионального образования юридического профиля.


    Купить

    Певцова Е. А.

    Основы правовой культуры. Учебник. 11 класс. Базовый и углубленный уровень. В 2 частях. Часть 2

    Школьникам и абитуриентам

    Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А. Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и колледжей.Курс формирует правовую компетентность молодёжи в области гражданского, трудового, семейного, жилищного права. Использование новых технологий обучения обеспечивает успешность школьников, возможность стать лидером в жизни, повысить уровень правосознания и правовой культуры.Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования.Учебник снабжён мультимедийным приложением, размещённым на сайте издательства "Русское слово".Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Учебное пособие содержит обширный теоретический м фактический материал по социальной и правовой сферам жизни общества и включает большое количество схем, таблиц и иллюстраций. Методический аппарат к каждому параграфу содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно – деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

1. Головченко В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, методика, критерии измерения. Киев, 1985.
2. Долгова А.И. Правовое воспитание молодежи как средство борьбы с преступностью // Правосознание и правовое воспитание молодежи. Сборник научных трудов. М., 1977. С. 31-36.
3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: в 2 ч. М.: Русское Слово, 2008.
4. Куров С.В. Образование и гражданское право. М., 2004.
5. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М.: Госюриздат, 1960.
6. Певцова Е.А. Реализация доктрины правового образования учащихся общеобразовательных учреждений в современной России: дис.. докт. пед. наук / Институт общего образования. М., 2004.
7. Певцова Е.А. Юридическое образование: формирование правовой культуры общества // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 5. С. 119-122.
8. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений; под общ. ред. проф. Е.А. Певцовой. Ростов-на-дону, 2005.
9. Певцова Е.А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи (теоретико-правовые аспекты): дис.. докт. юрид. наук. М., 2006.
10. Певцова Е.А. и др. Правовые и социальные проблемы российской молодежи / Певцова Е.А., Чупров В.И., Зубок Ю.А. // Право и образование. 2008. № 10. С. 90-109.
11. Певцова Е.А. Эффективность правового регулирования в сфере образования: вопросы теории и практики // Право и образование. 2012. № 2. С. 4-17.
12. Певцова Е.А. Роль молодежи в современном правовом обществе // Гражданин и право. 2009. № 1. С. 31-46.
13. Певцова Е.А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодежи: монография / Певцова Е.А.; Акад. правовой культуры детей и молодежи, Автономная некоммерческая орг. высш. проф. образования Центросоюза Российской Федерации «Российский ун-т кооперации». М., 2012.
14. Тагиев А.С. Социальные функции юридического всеобуча: дис. канд. юрид. наук. М., 1991.
15. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы» [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 04.06.2012).
16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.12.2012).
17. Pevtsova E. Conception and New Ways of Protecting the Rights of Children and Young People: Theory, History and the Present [Электронный ресурс] // Reviewer Acknowledgements for Review of European Studies. Vol. 7. No. 5. P. 274-284. URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/issue/view/1297 (дата обращения: 08.09.2015).
18. Zoltan Végh: Pomponius B. 4. // In: Der Kleine Pauly. Band 4. 1972. Sp. 1039.
19. Основные положения Концепции Кодекса Российской Федерации об образовании (Общая часть) / Под общ. ред. В.М. Сырых, Ю.А. Кудрявцева. М., 2001
20. Давыдов Г.П., Обухов В.М. Правовое воспитание в системе работы школы. М., 1976.
21. Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы:автореф.дис.. докт. пед. наук. М., 1984.;
22. Задания для самостоятельной работы по курсу «Основы советского государства и права». Пособие для учителя // А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Я.В. Соколов и др. М., 1987.
23. Приказ МО РФ от 9 марта 2004 г. «О введении в действие федерального компонента государственного образовательного стандарта» // Стандарты общего образования. М.: Дрофа, 2004.

Аннотация

Учебник «Право. Основы правовой культуры» доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А. Певцовой предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев и колледжей. Курс формирует правовую компетентность молодёжи в области гражданского, трудового, семейного, жилищного права. Использование новых технологий обучения обеспечивает успешность школьников, возможность стать лидером в жизни, повысить уровень правосознания и правовой культуры.

Пример из учебника

се параграфы претворяют вопросы, которые помогут вам сориентироваться в теме. После каждого параграфа представлены вопросы, которые нужно прочитать дома при подготовке к уроку. Попытайтесь дать ответ на каждый из них. Так вы сумеете систематизировать юридические знания, развить правовое мышление и память. Обратите внимание на задания творческого характера. Прежде чем приступить к их выполнению, следует усвоить теоретический материал темы. Правовед должен быть внимателен при анализе ситуации.

Глава V. Административное право и административный процесс
§ 23*. Административное право и административные правоотношения 3
§ 24. Административные правонарушения и административная ответственность 15
§ 25. Как разрешить административный спор? Производство по делам об административных правонарушениях 24
Глава VI. Уголовное право и уголовный процесс
§ 26. Понятие и сущность уголовного права 39
§ 27*. Основные виды преступлений 53
§ 28-29. Уголовная ответственность и наказание 63
§ 30. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних 73
Глава VII. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
§ 31. Пенсионная система и страхование 95
§ 32*. Правовое регулирование денежного обращения 100
§ 33. Экологическое право 107
§ 34. Правовое регулирование отношений в области образования 120
§ 35*. Профессиональное юридическое образование 133
§ 36*. Юридические профессии: судьи и адвокаты 145
§ 37*. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи 162
§ 38*. Особенности профессиональной юридической деятельности 185
Глава VIII. Международное право
§ 39*. Международное право как основа взаимоотношений государств 193
§ 40. Международная защита прав человека 205
§ 41. Международное гуманитарное право и права человека 225
Тесты 234
Задания для олимпиады 246
Словарь терминов 250
Нормативные правовые акты 259
Литература 261
Ресурсы Интернета по праву 262

Вместе с этим также читают:

Учебник «Право. Основы правовой культуры» доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А. Певцовой предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев и колледжей. Курс формирует правовую компетентность молодёжи в области гражданского, трудового, семейного, жилищного права. Использование новых технологий обучения обеспечивает успешность школьников, возможность стать лидером в жизни, повысить уровень правосознания и правовой культуры. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО.
Среди многочисленных отраслей права важную роль играет гражданское право. Нормы, объединенные в его рамках, представляю! собой сложный механизм правового регулирования различных жизненных ситуаций.

Формирование этой отрасли права имеет глубокие исторические корни. Много веков тому назад в Риме гражданскому праву соответствовало частное право, которое защищало интересы отдельных («частных») лиц. Некоторые современные понятия гражданского права складываются из тех, что были разработаны в далёком прошлом в римском праве, поэтому и сегодня римское право остаётся основой при изучении гражданского законодательства.

Римское право - это совокупность правил, которые были созданы в Древнем Риме. Именно тогда были разработаны такие институты гражданского права, как право собственности, наследование, договоры и иные обязательства, определён порядок взаимоотношений покупателей и продавцов, кредиторов и должников. Разобраться во многих сложных юридических конструкциях современного гражданского права невозможно, не узнав об истоках их возникновения (к примеру, именно в римском праве разработаны такие понятия, как «реституция», «виндикация», «наследственная трансмиссия»).

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Гражданское право
§ 1. Гражданское право как отрасль российского права
§ 2. Субъекты (участники) гражданско-правовых отношений
§ 3. Сделки и представительство
§ 4. Обязательственное право
§ 5. Понятие и сущность договора. Виды договоров
§ 6. Право собственности и его виды
§ 7. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав
§ 8. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав
§ 9. Предпринимательство и предпринимательское право
§ 10. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики
§ 11. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
§ 12. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей
§ 13. Права потребителей
§ 14. Наследственное право
Глава II. Семейное право
§ 15. Правовые нормы института брака
§ 16. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений
Глава III. Жилищное право
§ 17. Жилищные правоотношении
Глава IV. Трудовое право
§ 18. Трудовое право в жизни людей
§ 19. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей
§ 20. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность
§ 21. Рабочее время и время отдыха
§ 22. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством
Словарь терминов
Нормативные правовые акты
Литература
Ресурсы Интернета по праву.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Право: основы правовой культуры, 11 класс, Часть 1, Певцова Е.А., 2017 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Учебник для вузов

Е.А. ПЕВЦОВА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032700 «Юриспруденция»

ББК 74.266.7я73 П23

Певцова Е.А.

П23 Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

ISBN 5-691-01011-5.

Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционнымииинновационнымитехнологиями приизучениипредмета.

Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.

Введение

Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики

обучения праву

1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного

образования страны

1.3. Из истории становления права как учебной

дисциплины

1.4. Развитие современной системы обучения праву

1.5 Основные концепции правового образования

1.6. Учебная литература по праву и планирование правового

обучения в школе

Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву

2.1. Основные методы обучения праву

2.2. О методических приемах правового обучения

2.3. Наглядность в обучении праву

2.4. Методика работы с юридическими документами

Раздел 3. Современный урок по праву

3.1. Учебное занятие по праву и основные требования

3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий

3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом

обучении

3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву

3.5. Диагностика результативного компонента правовой

обученности

Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении

4.1. Учитель права современной школы

4.2. Методические основы подготовки учителя

к уроку права

4.3. Научная организация труда учителя права

5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных

и инновационных технологий в правовом обучении. . . 183

5.2. Игры в обучении праву

5.3. Методики правового обучения в практике

работы школ

Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем

6.1. Особенности учебных занятий по теории права

и конституционному праву

6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей

частного права

6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового

регулирования экологии и образования

6.4. Преподавание уголовного права в школе

Приложения

Литература:

Введение

«Правоестьискусстводобраисправедливости,оносоздано для пользы человечества», - заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество. Не случайно потребность в более глубоком изучении его таинств не ослабевала в различные эпохи, приобретая то одни, то другие особенности. Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.

Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и юридических наук на рубеже столетий оказались пророческими. Их восхождение на олимп началось в нашей стране в 90-е годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без изучения комплекса правовых знаний.

Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии в мире, которая, однако, не всегда соответствует прямым интересам и желаниям личности, стремящейся проверить свои способности в различных сферах деятельности, где непременно пригодятся правовые знания.

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.

Данная книга посвящена теоретическим и методическим особенностям обучения праву и адресована студентам, преподавателям, призванным обеспечить трансляцию сложных юридических конструкций и научных концепций обучаемым.

В учебнике систематизирован опыт правового образования, накопленный на протяжении многих лет учителями-прак- тиками в различных регионах России. Знакомство с разнообразными авторскими методиками, которые порой очень не похожи друг на друга, позволило, однако, выявить общие науч-

ные закономерности правового обучения, которые следует учитывать в своей работе педагогу, особенно начинающему.

В книге представлены некоторые поурочные разработки, которые помогут разобраться в механизме применения тех или иных методик на практике.

Учебник состоит из нескольких разделов, структурированных в отдельные параграфы. В них отражены основные дидактические единицы Государственного стандарта знаний, адресованного студентам высших учебных заведений РФ, обучающихся по специальности 03.27.00-Юриспруденция, получающих квалификацию «Учитель права».

В Приложении представлен дополнительный материал, который может быть использован как студентами, молодыми специалистами, так и опытными профессионалами-практиками при работе с детьми в системе общего образования. Книга содержит различные рисунки, таблицы, схемы и другой наглядный материал, который позволит активизировать процесс правового обучения и воспитания граждан нашей страны.

У наших предков был замечательный афоризм: «Обучая, мы учимся сами». Действительно, сколько бы рекомендаций не давали нам специалисты-ученые, практика создает неисчислимое количество новых, интересных вариантов преподавания, изучения того или иного материала. Мы многому учимся у наших детей, творчески и наивно воспринимающих сложные и, казалось бы, неразрешимые для взрослых проблемы. В этой книге автор не пыталась сделать «открытия», оспорить отдельные понятия - хотелось всего лишь обобщить маленькую крупицу того опыта, который накопили за многолетнюю практику наши педагоги и юристы. И пусть такая книга послужит ориентиром для новых открытий на пути правового образования в Российской Федерации.

Раздел 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву

Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества - передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать лучше.

Увы, не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей?

Зачем следует учить вообще? и Как учить их? Ответы на все

сложности поставленных вопросов и пыталась дать Методика, главной задачей которой, по мнению специалистов, и было найти, описать и оценить способы обучения, которые бы оказались очень успешными и достигли хороших результатов. Предметом любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения, который, как мы знаем, включает в себя и деятельность учителя, и работу учеников по освоению новых знаний.

- отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,

- создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

- отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву,

а также преподавания правового курса,

- постоянное совершенствование методов обучения праву

с учетом результативности применения уже существующих. Методика обучения праву - весьма динамичная наука, что

обусловлено не только тем, что меняется законодательство, которое нужно рассматривать по-другому, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества. Обозначим основныефункции такой науки:

1.Практико-организационная. Она позволяетдать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в образовании и формировании правовой грамотности человека.

2. Мировоззренческая. Такая функция обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая. Она позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая. В рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности такая функция позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

В рамках методики обучения праву рассматриваются вопросы организации конкретных учебных занятий по праву, диагностики знаний и умений обучаемых, а также научной организации труда учителя и ученика. Любой профессионал в этой

области должен научиться создавать свою методику правового обучения (даже если она не будет носить авторский характер и будет сформирована на базе существующих подходов обучения праву, с особыми отличиями, применительно к конкретной аудитории учеников). Общеизвестно, что нельзя повторить ничто уникальное, а это значит, что нет смысла слепо заимствовать чужой опыт, накопленный годами и обобщенный наукой. В этой связи преподаватель права должен научиться творческому осмыслению предлагаемых вариантов правового обучения.

Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель - это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:

- обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);

- воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);

- развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).

Выделяют общие цели и конкретные (оперативные). Последние связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков. В 2001-02 гг. проводилась работа по уточнению общих целей правового обучения в нашей стране. В новых государственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства образования РФ) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. Кцелям правового обучения можно также отнести:

- повышение уровня правовой культуры общества;

- воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;



Просмотров