Статья 46 каждому гарантируется судебная защита. Право на судебную защиту по конституции рф

Текст Ст. 46 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комментарий к Ст. 46 Конституции Российской Федерации

1. и провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Содержание комментируемой статьи 46 КРФ — логическое продолжение , согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина*(219) и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов — судов.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение и государственную функцию*(220). Иногда судебная защита отождествляется с правосудием*(221) или рассматривается как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов»*(222).

В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства*(223). Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина*(224), судебный порядок является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти. Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику*(225). Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности.

2. Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию, либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

Судебная защита прав и свобод регулируется федеральными законами, в том числе:

Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»*(226);

Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»*(227);

Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»*(229).

Наиболее общим нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с обращениями граждан, является Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», основное принципиальное содержание которого состоит в том, что в суд можно обжаловать действия широкого круга органов, и не только государственных, но и местного самоуправления, а также общественных объединений.

3. Комментируемая конституционная норма на самом высшем уровне провозглашает возможность каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты*(230).

Международная защита прав и свобод человека представляет собой возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России, если пройдены все судебные инстанции внутри страны.

Принятие Билля о правах человека*(231), включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.*(232), Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г.*(233), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.,*(234) Факультативный протокол N 1 и Факультативный протокол N 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека*(235). Так, согласно ст. 2 Факультативного протокола N 1, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека. Таким образом, Россия дополняет внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами. В международном праве различают:

а) универсальные органы (органы ООН):

Генеральная Ассамблея ООН согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности и т.д.;

Комиссия ООН по правам человека состоит из 18 членов (избираемых на четыре года) и создана для контроля над выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему;

Комитет по ликвидации расовой дискриминации состоит из 18 экспертов и контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая была принята Генеральной Ассамблеей в 1965 г.;

Комитет против пыток состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток, принятой Генеральной Ассамблеей в 1984 г. и вступившей в силу спустя три года, в 1987 г.*(236);

б) региональные органы, действующие в рамках какой-либо территории. Так, вступление России в Совет Европы и подписание Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(237) открыло для наших граждан возможность обращаться с индивидуальными жалобами в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Конституция РФ, Статья 46

Статья 46
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комм. Лесницкая Л.Ф., Манов Б.Г.

Статья закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. Она сформулирована в соответствии с международными договорами, в том числе в соответствии со ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, зафиксированы в ст.118 Конституции.
Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества судебного порядка обжалования по сравнению с административным очевидны. Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства. Кроме того, деятельность суда протекает в судебном заседании и порядок его проведения точно регламентирован законом. Он обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц. Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.
Действующее законодательство предусматривает судебную защиту личных прав граждан. Конституция устанавливает дальнейшее расширение сферы судебной защиты (см. комментарии к ст. , , ).
По жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов Конституционный Суд Российской Федерации проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (см. комментарий к ст.125).
Судебная власть в области гражданского судопроизводства реализуется применительно ко всем трем видам судопроизводства - исковому производству, производству, возникающему из административно-правовых отношений, и особому производству. Независимость судебной власти в гражданском процессе, равно как и в других процессуальных сферах, должна обеспечиваться Конституцией, другими законодательными актами; порядком избрания судей на должность и освобождения от должности; созданием условий, обеспечивающих принятие беспристрастных решений; личной неприкосновенностью судей; недопустимостью пересмотра решений несудебными властями; реализацией власти в порядке, установленном процессуальной процедурой.
Ныне действующее гражданское процессуальное законодательство, а это, прежде всего ГПК, не отвечает полностью современному уровню развития общества, изменениям, происходящим в других отраслях законодательства, в том числе и отдельным положениям Конституции. Все это сказывается на уровне защиты прав и законных интересов граждан.
В настоящее время рабочей группой, созданной Министерством юстиции Российской Федерации, подготовлен проект нового ГПК России, в котором четко определена компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел, дифференцированы правила защиты различных гражданских прав, выработаны нормы, обеспечивающие нормальное, не затяжное развитие процесса по гражданскому делу, введены элементы апелляции в деятельность вышестоящих судов, проверяющих правильность решений судов первой инстанции.
Эффективность судебной защиты во многом зависит от максимального обеспечения реального исполнения судебных решений. Пора отказаться от преимущественной защиты государственной собственности и исходить из равенства защиты всех видов собственности, усилить ответственность должника за невыполнение решений. Для облегчения и ускорения судебной защиты прав граждан Федеральным законом о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 30 ноября 1995г. в ГПК включена новая глава - глава 11, предусматривающая введение приказного производства и выдачу судьей судебного приказа на принудительное исполнение требований, основанных на документах. Такое решение вопроса обусловлено, в частности, необходимостью:
повышения уровня защиты прав граждан, пострадавших при крахе различного рода финансовых кампаний;
взыскания денежных сумм или истребования движимого имущества по требованиям, основанным на нотариально удостоверенной или письменной сделке, протесте векселя;
взыскания алиментов на несовершеннолетних детей при отсутствии спора об установлении отцовства;
взыскания начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
взыскания с граждан недоимок по налогам и государственному обязательному страхованию.
Названные категории дел по существу являются бесспорными. Как правило, все требования заинтересованных лиц подтверждаются документально и поэтому не возникает надобности в судебном разбирательстве такого рода требований коллегиальным составом суда. При отсутствии возражений со стороны обязанного лица судья единолично выдает обратившемуся лицу судебный приказ о производстве взыскания с должника денег или имущества в бесспорном порядке по правилам исполнительного производства гражданского процессуального законодательства.
Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц ( Конституции).
27 апреля 1993г. был принят Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Основное принципиальное содержание этого Закона состоит в том, что в суд можно обжаловать действия широкого круга органов, и не только государственных, но и местного самоуправления, общественных объединений. По существу, Конституция закрепила действовавшие правила в более четкой редакции.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"» от 14 декабря 1995г. еще более расширил круг лиц, действия которых можно обжаловать в суд. Теперь с жалобой в суд можно обращаться на действия государственных служащих, а также муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим. Граждане вправе обжаловать как действия, так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решения) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождаются от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий, но должны доказать факт нарушения своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия которых обжалуются.
Ни Конституция, ни иное законодательство не дают конкретного перечня действий (решений) органов, должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы, поскольку исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения, если они нарушают права и свободы граждан.
Рассмотрение судом жалоб на действия органов, должностных лиц, государственных служащих имеет свою специфику. Перед судом стоит задача проверить правомерность, законность решений и действий конкретных лиц, государственных и иных органов. В отличие от гражданских дел, где субъекты равны, между заявителем, должностным лицом, государственным служащим (органом) существуют административно-правовые отношения, между ними нет равенства. Поэтому «слабая» сторона - гражданин - требует повышенной защиты со стороны государства. Это должно найти отражение в процессуальных нормах, закрепляющих специфику рассмотрения дел данной категорий. К таким особенностям можно отнести максимально быстрое рассмотрение жалоб, освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины при подаче жалобы, невозможность заключения мирового соглашения, повышенную требовательность к должностным лицам, не выполняющим решение суда, вплоть до отстранения их от должности.
Некоторые из приведенных положений нашли закрепление в Федеральном законе от 14 декабря 1995г.
В результате присоединения Российской Федерации к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966г., который содержит механизм защиты прав человека Комитетом по правам человека, граждане могут использовать и эту возможность, В соответствии с Факультативным протоколом Комитет уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы граждан на нарушение их прав, получивших закрепление в Пакте. При этом жалобы принимаются только в тех случаях, когда уже исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты нарушенных прав или когда эта защита неоправданно затягивается.
Жалоба должна исходить от гражданина, не быть анонимной, содержать указание на нарушение прав, указанных в Пакте, не рассматриваться одновременно с другой процедурой международного разбирательства. Однако решения Комитета по индивидуальным жалобам не имеют обязательной силы для государств - участников протокола, хотя и имеют большое морально-политическое значение.
В связи с принятием Федерального закона «О присоединении России к Уставу Совета Европы» от 23 февраля 1996г. в ближайшее время может зайти речь еще об одной процедуре международного рассмотрения индивидуальных жалоб. Это процедура, предусмотренная Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в соответствии с которой граждане Российской Федерации получат непосредственный доступ к контрольному механизму Конвенции.
Однако процедура рассмотрения индивидуальных жалоб носит факультативный характер, т.е. государство гражданства индивида должно согласиться с процедурой представления петиций. В соответствии с европейской системой защиты прав человека первоначально процедура рассмотрения индивидуальных жалоб имела трехзвенный характер. Жалоба могла пройти путь от Комиссии по правам человека через Суд по правам человека до Комитета министров Европейского Совета. Как и в системе Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, европейская система защиты прав человека установила жесткие правила приемлемости индивидуальных жалоб.
Протокол No.11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который был открыт для подписания 11 мая 1994г., предусматривает создание единого постоянного суда, призванного заменить существующий контрольный механизм Конвенции. На 31 мая 1995г. Протокол подписали все государства - члены Совета Европы, а 8 из них его ратифицировали. Новый единый суд будет рассматривать индивидуальные петиции и петиции со стороны государств. Его заседания должны проходить, как правило, в камере (палате) из семи судей, но комитет из трех судей может единогласно принять решение о том, что дело не подлежит рассмотрению. Данная камера в некоторых случаях может передавать дело на рассмотрение большой камеры из 17 судей.
Постановление, вынесенное камерой, имеет окончательный характер, если одна из сторон в течение трех месяцев со дня оглашения постановления не обратится с просьбой о передаче дела на рассмотрение большой камеры. Решение о том, подлежит ли дело рассмотрению большой камерой или не подлежит, будет приниматься коллегией из пяти судей. Государство, в отношении которого вынесено решение, должно подчиниться окончательному постановлению, за выполнением которого следит Комитет министров. В последние годы отмечается явный рост числа обращений к европейской системе защиты прав человека. Так, с 1986г. количество обращений в среднем за год превышает их общее число за весь предыдущий период.
До вступления в силу Протокола No.11 для европейской системы защиты прав человека большое значение имеет Протокол No.9, который предоставил, в частности, непосредственный доступ в Суд по правам человека неправительственным организациям и группам лиц, подавшим петицию в соответствии со ст.25 Конвенции.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комментарий к Статье 46 Конституции РФ

1. Среди средств государственной защиты судебная защита занимает особое место, поскольку осуществляется самостоятельным и независимым в системе государственной власти органом правосудия, специально предназначенным для обеспечения своей деятельностью прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд РФ при характеристике права на судебную защиту рассматривает его как одно из основных неотчуждаемых прав человека и одновременно гарантию и средство обеспечения всех других прав и свобод (см., например, Постановление КС РФ от 11.05.2005 N 5-П*(600)). Оно гарантируется каждому, т.е. правом на судебную защиту могут воспользоваться российские граждане и их объединения, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства (см. Постановление КС РФ от 17.02.1998 N 6-П*(601)).

По статье 46 Конституции РФ право на судебную защиту входит в состав соответствующего конституционного правоотношения, в юридическое содержание которого наряду с правом на судебную защиту управомоченного лица входит обязанность суда как органа государственной (судебной) власти обеспечить реализацию данного субъективного права. Однако заинтересованное лицо не вправе по своему усмотрению выбирать конкретный суд для обращения за судебной защитой, поскольку порядок судопроизводства, включая правила определения подведомственности и подсудности судебных дел, определяется законом. Соответственно, защиту прав с учетом распределения компетенции между различными судами осуществляют: посредством конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства суды общей юрисдикции, посредством гражданского и административного судопроизводства арбитражные суды (см. комментарии к ст. 118, 125-127).

Перечисленные суды входят в единую судебную систему страны и в соответствии с Конституцией ( , ) как носители государственной (судебной) власти наделяются специальными полномочиями по осуществлению правосудия. Ни один орган, кроме государственного суда, такими полномочиями в Российской Федерации не обладает. В связи с этим неточной является формулировка ст. 11 ГК , которая к одной из форм судебной защиты гражданских прав относит их защиту третейским судом. Третейское разбирательство - это общественная, несудебная форма разрешения правовых конфликтов; соответственно, деятельность третейских судов, как и иных квазисудебных органов, не входящих в судебную систему РФ, не является правосудием. Это не умаляет значения для защиты прав внесудебного порядка разрешения некоторых споров, осуществляемого по волеизъявлению сторон или в связи с установлением федеральным законом обязательной досудебной процедуры их урегулирования. При условии сохранения возможности обратиться к средствам последующего судебного контроля такой порядок не противоречит конституционному праву на судебную защиту (см. Определение КС РФ от 08.04.2003 N 158-О*(602)).

Недопустимость в силу конституционных требований возложения полномочий по осуществлению правосудия на какой-либо иной орган, кроме суда, должен соблюдаться законодателем и при установлении порядка осуществления судопроизводства. На любой стадии разрешения судебного спора обязательные для всех участников судопроизводства решения вправе принимать только суд как носитель судебной власти, действующий при осуществлении правосудия самостоятельно и независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону (см. Постановление КС РФ от 25.02.2004 N 4-П*(603)). Это не препятствует установлению инстанционного порядка прохождения судебных дел, при котором суд более высокой инстанции осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов (см. комментарии к ст. 126 и 127).

Обычно судопроизводство по конкретному делу возбуждается по обращению лица, заинтересованного в защите принадлежащего ему права, которое нарушено или неправомерно оспаривается, однако значительное количество судебных дел возникает также по инициативе лиц, действующих в защиту публичного интереса. Наиболее отчетливо это выражено в судопроизводстве по уголовным делам, инициатором передачи которых в суд (кроме дел частного обвинения) является прокурор, осуществляющий от имени государства уголовное преследование. Такая же специфика характерна для административного судопроизводства, в котором дела об административных правонарушениях возбуждаются в суде по обращениям государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Посредством обращения в суд по таким делам уполномоченные органы обеспечивают реализацию государством своей обязанности по защите прав человека и гражданина, когда они становятся объектом посягательства со стороны правонарушителя вне зависимости от того, принадлежат соответствующие права конкретному лицу, участвующему в таком случае в процессе в качестве потерпевшего, или неопределенному кругу лиц. Однако при этом на основе состязательности и процессуального равноправия сторон должны обеспечиваться гарантии судебной защиты прав и свобод самого привлекаемого к ответственности лица, чтобы оно не понесло незаслуженного наказания, а сама процедура судопроизводства не приводила к ущемлению его законных интересов. К числу таких гарантий относится установленный законом последовательный порядок судопроизводства, предусматривающий необходимый для справедливого разрешения дела баланс взаимных процессуальных прав и обязанностей его участников, включая потерпевшего и привлекаемое к ответственности лицо, который должен неукоснительно соблюдаться судом.

Среди всего массива судебных дел основную часть составляют гражданские дела, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, и арбитражными судами в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. Возбуждаются они обычно по инициативе истца (заявителя), реализующего свое право на судебную защиту, однако цель защиты прав при осуществлении правосудия по гражданским делам распространяется не только на инициатора судопроизводства, но также на других лиц, участвующих в деле. В частности, по делам искового производства суд своим решением обязан удовлетворить требование истца и защитить его права, если они неправомерно нарушены ответчиком, но в случае необоснованного иска суд должен отказать истцу в его притязаниях и защитить таким отказом права ответчика, которые неправомерно оспорены. При этом суд также обязан строго соблюдать предусмотренный порядок судопроизводства, гарантирующий реализацию процессуальных прав участников судопроизводства, осуществляемого на основе состязательности и равноправия сторон.

При характеристике права на судебную защиту как одного из основных неотчуждаемых прав и свобод, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции), следует учитывать международные стандарты в сфере правосудия. Они сформулированы, в частности, в таких основополагающих международно-правовых актах, являющихся составной частью российской правовой системы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 7, 8 и 10), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 14), Конвенция о защите прав человека 1950 г. (ст. 6).

В соответствии с международно-правовыми стандартами, нашедшими нормативное выражение и во внутреннем российском законодательстве, правосудие по своей природе предполагает эффективное восстановление в правах и должно отвечать требованиям справедливости. Это предполагает, в частности, доступность судебной защиты, правильное разрешение любого спора в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, обеспечение на всех этапах судопроизводства процессуального равноправия сторон. Несовместима с природой правосудия и судебная ошибка, поскольку она создает препятствия для достижения целей судопроизводства, основной из которых является защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции), в связи с чем Суд применительно к гражданскому, административному и уголовному судопроизводству сформулировал и многократно подтверждал правовую позицию об умалении и ограничении права на судебную защиту отсутствием возможности пересмотра ошибочного судебного акта (см., например, Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П*(604)).

Завершает реализацию права на судебную защиту исполнение решения суда, без чего соответствующее право даже в случае правильного и своевременного рассмотрения дела обратилось бы в фикцию; соответственно, в практике Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть "суда" (см., например, Постановление от 30.07.2001 N 13-П*(605)). Следует этой позиции и Пленум ВС РФ, который в п. 12 постановления от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая часть "судебного разбирательства".

Однако следует учитывать условное значение данного термина применительно к исполнительному производству, не случайно он употребляется в официальных текстах закавыченным. Принудительным исполнением судебных решений в Российской Федерации занимается служба судебных приставов, входящая в систему органов исполнительной власти. Соответственно, деятельность этой службы правосудием не является, хотя непосредственно связана с ним и осуществляется под контролем суда.

2. На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частно-правовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, по ст. 46 Конституции в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Право на судебную защиту от неправомерных решений и действий в сфере публичной власти не предполагает права заинтересованного лица по своему усмотрению выбирать конкретный суд для подачи жалобы, он определяется в соответствии с правилами подведомственности и подсудности, которые устанавливаются законом. В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и другие суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод (см. ).

В порядке конституционного судопроизводства осуществляют судебную защиту и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, которые в настоящее время созданы и действуют в 15 регионах. Возможность их создания как судов субъектов Федерации, входящих в единую судебную систему страны, а также примерный перечень рассматриваемых ими вопросов предусмотрены ст. 4 и 27 Закона о судебной системе РФ (см. Определение КС РФ от 06.03.2003 N 103-О*(606)). При этом субъекты Федерации вправе в порядке собственного правового регулирования закрепить право граждан обращаться в конституционный (уставной) суд с запросом о проверке нормативных правовых актов, принятых на собственной территории, на предмет соответствия их своей конституции (уставу) (см., например, ст. 83 Закона Свердловской области от 06.05.1997 N 29-ОЗ "Об Уставном Суде Свердловской области").

Суды общей юрисдикции жалобы на решения и действия в сфере публичной власти рассматривают по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотренных гл. 23 -25 ГПК , или по правилам производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 30 КоАП РФ . Такие же жалобы, но подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по правилам арбитражного процессуального законодательства, которое соответствующую процедуру относит к производству по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22 - , 26 АПК).

В суды общей или арбитражной юрисдикции могут быть обжалованы также решения, действия (бездействие) общественных объединений, иных учреждений, предприятий, организаций и их объединений. Однако такие дела рассматриваются не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а по правилам искового производства, установленным, соответственно, гражданским или арбитражным процессуальным законодательством (см. п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"*(607)).

Российская правовая система предусматривает возможность оспаривания нормативных правовых актов не только в порядке конституционного судопроизводства, но и по правилам гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В зависимости от подведомственности соответствующих жалоб в суд общей или арбитражной юрисдикции с соблюдением правил подсудности могут быть оспорены нормативные акты ниже уровня федерального закона - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления. Однако они проверяются не на конституционность, а на предмет соответствия закону или иному нормативному акту, имеющему по отношению к проверяемому акту большую юридическую силу. При этом общие и арбитражные суды не вправе разрешать дела об оспаривании таких нормативных актов, спор о законности которых перерастает в конституционно-правовой спор.

В частности, судам общей и арбитражной юрисдикции не подведомственны дела об оспаривании конституций и уставов субъектов Федерации (см. Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П*(608)). Не вправе они также разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, если они приняты во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом (см. Постановление КС РФ от 27.01.2004 N 1-П*(609)).

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский Суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 г. после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(610). Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции предусмотрено, что Российская Федерация признает ipso fakto (в силу самого факта) и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Соответственно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении РФ, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

В частности, выполнение решений Европейского Суда по правам человека, касающихся России, предполагает обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Соответственно, Пленум ВС РФ в п. 11 постановления от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение этих обязательств государства; если при судебном разбирательстве были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер*(611).

Исходя из буквального текста Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", формально не являются обязательными для России решения Европейского Суда по правам человека, принятые по делам с участием других государств. Однако они содержат прецеденты Суда по вопросам толкования и применения конвенционных положений применительно к фактическим ситуациям, которые могут возникнуть и по российским делам. Применение в нашей стране Конвенции и Протоколов к ней вопреки этим прецедентам приводило бы к искажению действительного смысла конвенционных норм и к нарушению защищаемых данными актами прав и свобод человека и гражданина, что при подаче соответствующей жалобы неизбежно влекло бы ответственность государства. Соответственно, такие прецеденты, как формулирующие правила общего характера для разрешения типичных ситуаций, становятся, по существу, обязательными для всех участников Конвенции; не случайно почти во всех решениях против Российской Федерации Европейский Суд в обоснование своих выводов ссылается на прецеденты, сформулированные при разрешении дел с участием других государств (см., например, п. 51, 54, 56, 60-62 мотивировочной части постановления от 29 января 2004 г. по делу Кормачева против Российской Федерации*(612)).

Российской Федерацией признается также компетенция Комитета по правам человека, созданного в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.*(613) В соответствии с установленной процедурой Комитет рассматривает индивидуальные жалобы лиц, утверждающих о нарушении государством какого-либо из прав, предусмотренных Пактом. Жалоба принимается к рассмотрению, если соответствующий вопрос не рассматривается с другой процедурой международного разбирательства и данное лицо исчерпало все внутренние средства правовой защиты за исключением случаев, когда применение таких средств неоправданно затягивается. По результатам разрешения жалобы Комитет не принимает обязательных решений, а лишь сообщает свое мнение по ней государству и соответствующему лицу. Однако в свой ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН он включает краткий отчет о рассмотрении жалоб, что при установлении фактов нарушения прав и свобод негативно отражается на репутации государства.

Обращения о нарушении прав человека рассматриваются и другими органами ООН*(614). В частности, Комиссия по правам человека ООН, которая с февраля 1946 г. действует как вспомогательный орган Экономического и Социального Совета ООН (ОКОСОС). В соответствии с резолюцией 1503 от 27 мая 1970 г. она вправе рассматривать индивидуальные и коллективные сообщения о массовых и серьезных нарушениях прав человека в любой стране, являющейся членом ООН.

Исчерпанность всех внутригосударственных средств правовой защиты как условие обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод означает, что жалоба может быть подана после отказа лицу во всех инстанциях системы судов общей и арбитражной юрисдикции. Конституционное судопроизводство, если только гражданин не обратился в Конституционный Суд с жалобой на нарушение своих конституционных прав примененным или подлежащим применению в его деле законом, не относится к тем внутригосударственным правовым средствам, использование которых должно рассматриваться в качестве обязательной предпосылки для такого обращения (см.: п. 5 мотивировочной части Определения КС РФ от 13.01.2000 N 6-О; п. 9.3 мотивировочной части Постановления КС РФ от 05.02.2007 N 2-П*(615)).

1. Положение части 1 статьи 46 устанавливает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод в судебном порядке. Всеобщая декларация прав человека установила: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом». Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Практика применения Европейской конвенции свидетельствует о том, что право на судебную защиту распространяется на все процессуальные действия, подразумевающие применение публичного права, если они имеют решающее значение для гражданских прав и обязанностей.

2. Надежным и активным инструментом реализации права на судебную защиту стал Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». С принятием его наблюдается постоянное увеличение поступления в суды дел о нарушении прав и свобод граждан. Этот Закон снял препоны, установленные ранее действовавшим законом и в ряде случаев мешавшие гражданам обратиться в суд. Стало возможным обжаловать действия и решения представительных органов, общественных организаций и других общественных объединений, а также воинских должностных лиц и органов военного управления. В Законе установлено, что могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. В полном соответствии с содержанием статьи 46 Конституции определено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия наступили в результате бездействия указанных в Законе органов и лиц. В Законе предусмотрены нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц, государственных служащих предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Это согласуется и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ.

3. В соответствии с законом гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица. Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

4. Часть 2 статьи 46 Конституции гарантирует обжалование в суд любых решений, а также действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Вместе с тем с учетом положения части 1 статьи 46, которое гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, следует полагать, что и часть 2 статьи 46 гарантирует каждому право обжалования в суд любых решений (действий), которые, по мнению лиц, подающих жалобу, затрагивают (нарушают) их права и свободы.

5. В соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ каждому предоставляется возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане РФ имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека, образованный в соответствии с протоколом N 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это право может осуществиться посредством подачи жалобы любым гражданином. Жалоба в европейской традиции имеет один аспект, который не знаком россиянину. Жалоба — это сигнал возникновения нарушения прав и свобод человека, а не только «обращение», как было принято в советском законодательстве, в государственный или иной орган с просьбой принять меры по устранению допущенных правонарушений. Предусмотрено, что жалоба не подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогична жалобе, которую уже рассмотрели, или она является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, также если признано, что гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правам человека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав и свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных гражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на создание семьи.

Аппарат Уполномоченного по правам человека в Саратовской области

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 46 Конституции РФ

читайте в этом номере:
Интервью с председателем Саратовского областного суда А.Галкиным

Как обратиться в суд?

Н. Лукашова. Бесплатная юридическая помощь: права и реальность

М. Лобов. Права человека и их защита в Европейском Суде

Образец жалобы для обращения в Европейский Суд по правам человека

Д.Красиков. К вопросу о соотношении национальной и международной судебной юрисдикции в контексте субсидиарной природы международной защиты прав человека

Год Великой Победы

Р. Куценко. С проблемой - к Уполномоченному

Т. Левченко. Процедура исполнения судебных актов по искам к казне РФ на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти в разрезе российского законодательства

Совершенствование законодательства

Международная конференция омбудсменов «Толерантность как фактор устойчивого развития современной цивилизации»

Делегация посольства Великобритании знакомится с деятельностью Саратовского омбудсмена

Л. Зуева. Почему льготных лекарств не хватает на всех?

Обеспечение прав граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг

Институт Уполномоченного по правам человека развивается

Т. Милевская. Права детей-сирот - в ответственности взрослых

Александр Галкин,

председатель Саратовского областного суда

Александр ГАЛКИН: «Открытость судебной деятельности -

это взаимополезный процесс и для судов и для населения»
- Судебная защита прав и свобод че­ловека и гражданина - наиболее эф­фективное средство восстановления нарушенных прав. Как Вы оценивае­те в целом положение судебной сис­темы сегодня?

Судебная власть организационно воп­лощается в судебной системе. Значимость проблемы организационного построения системы органов, реализующих судебную власть, проявилась, в частности, в том, что согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ такая система должна устанавливаться Конституцией и Федеральным конститу­ционным законом, принятие которого про­исходит в особой более усложненной про­цедуре (ст. 108 Конституции РФ).

Важнейшим направлением судебной ре­формы выступает комплекс мер, связан­ных с организационным и ресурсным обес­печением деятельности судов. Это доста­точно широкий круг проблем, включаю­щий мероприятия кадрового, финансово­го, материально-технического и иного ха­рактера, направленные на создание над­лежащих условий для полного и независи­мого осуществления правосудия.

Необходимо еще раз вернуться к про­блеме научно обоснованных критериев рабочей нагрузки судей с учетом изменив­шейся ситуации как в части расширения подведомственности правовых споров су­дам общей юрисдикции, так и в части ха­рактеров таких споров.

За проблемой единства судебной систе­мы стоит проблема обеспечения единства судебной практики, что служит условием обеспечения конституционного требования равенства всех перед законом и судом.

В этом направлении еще не исчерпаны и имеющиеся возможности обеспечения единообразного применения закона: совме­стные обсуждения вопросов толкования и применения закона, системное обучение судей и работников аппарата, введение специализации в рассмотрении дел, не ис­ключая создание специализированных су­дов, изменение компетенции вышестоя­щих судебных инстанций и др.

Над этими и другими вопросами мы по­стоянно работаем с целью обеспечения населения доступной и эффективной су­дебной защитой.
- Как известно областной суд был «пионером» на территории России во многих направлениях защиты прав граждан. Например, суд присяжных. Федеральный Уполномоченный В.П. Лукин первый свой специальный доклад «Проблемы совершенствова­ния суда присяжных в современной России» посвятил именно этой про­блеме. Как в настоящее время обсто­ит дело?

В настоящее время Саратовский об­ластной суд с участием присяжных засе­дателей рассматривает более четверти уголовных дел, поступающих в суд по пер­вой инстанции. Так, в первом полугодии 2005 года было рассмотрено 34 дела, из них судом присяжных 8 уголовных дел. Около 95 % дел - это дела об убийствах, судом присяжных также рассматривают­ся иные категории дел, например, о взя­точничестве, бандитизме.

Это наиболее демократичная форма уголовного судопроизводства, где основ­ное решение по делу - о виновности или невиновности подсудимого, принимают наши сограждане без участия судьи-про­фессионала.

Благодаря суду присяжных, почти 10 лет внедрявшему в судопроизводство реаль­ную состязательность, в Уголовно-процес­суальном кодексе РФ 2001 года состяза­тельность сторон была закреплена в ка­честве основного принципа всего уголов­ного судопроизводства.

Многие положения закона, ранее при­менявшиеся лишь в суде присяжных, были распространены на все судебное произ­водство по уголовным делам. Это отно­сится, например, к положениям об изме­нении государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения или отказе от обвинения, которые для суда являются обязательными и предоп­ределяют характер судебного решения.

По делам, где в качестве обвиняемых привлекается несколько человек, возмож­ность рассмотрения их судом присяжных увеличилась. Если хотя бы один из обвиня­емых в совершении преступления, подсуд­ного областному суду по первой инстан­ции, заявил ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, то при невозмож­ности выделить в отношении других обви­няемых дело в отдельное производство, все оно рассматривается судом присяжных.

Таким образом, суд присяжных продол­жает развиваться как подлинный демок­ратический институт уголовного судопро­изводства, действие которого предусмот­рено Конституцией Российской Федерации.
- В соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации каждому гаран­тируется судебная защита его прав и свобод. Однако обращения в адрес Уполномоченного социально неза­щищенных категорий: инвалидов, пенсионеров, одиноких матерей - подтверждают тот факт, что из-за отсутствия средств они не в состоя­нии получить квалифицированную помощь, в связи с этим, ограничены в доступе к правосудию. По Вашему мнению, как практика с большим стажем работы судьей, каким образом обеспечить квалифицированную юридическую помощь такой групп населения?

Принципиально важным вопросом, на мой взгляд, является обеспечение квалифицированной юридической помощью любого гражданина, нуждающегося в ней, независимо от материального положения и социального статуса. Наше законодательство объемно, сложно, грамоздко, его правильное понимание и толкование для неподготовленного в правовой области лица практически невозможно. При отсутствии квалифицированной юридической помощи такие граждане не могут в свои интересах реализовать основополагающие принципы судопроизводства состязательности и диспозитивности. На деле это означает, что они не могут реально защитить нарушенные права в суде.

Я абсолютно согласен с заявлением Н.Ф. Лукашовой, сделанным во время встречи с представителями общественных организаций, о создании института муниципальных адвокатов, который позволит реализовать право на защиту по уголовным и представительство по гражданским делам малоимущим слоям населения.

Кроме того, необходимо максимально использовать средства массовой информации для правового образования населения. Передачи и публикации в интересной форме должны обеспечить доступное понимание действующего законодательства по наиболее распространенным правоотношениям.
- Поступают ли к Вам жалобы на поведение судей? Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Однако, если участник процесса считает, что судья позволяет вести себя не этично, то что делать в этом случае?

Да, к сожалению, такого рода жалобы имеют место, хоть и в небольшом количестве. Такие обращения, направленные в адрес председателя Саратовского областного суда, подвергаются тщательной проверке, и если изложенные факта подтверждаются, то принимаются адекватные меры реагирования, вплоть до направления представления в квалификационную коллегию судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности. Ответственность судьи может наступить не только за нарушение правовых норм, но и этических, установленных Кодексом судейской этики, принятым на VI Всероссийском съезде судей.
- На ваш взгляд, что необходимо сде­лать для улучшения работы судов? Возможно, необходима большая от­крытость судебной деятельности, улучшение взаимодействия со сред­ствами массовой информации?

Ответить на этот вопрос полно и крат­ко невозможно, поскольку улучшение де­ятельности судов зависит от целого комп­лекса мер, включая в том числе и откры­тость судебной деятельности как стимул для совершенствования профессионально­го уровня и своеобразный контроль общества за деятельностью судов.

Не надо забывать и о том, что правиль­но поданная информация о конкретном су­дебном процессе, направлении судебной практики по определенной категории дел, в целом о работе судов и судей повышает уровень правовой информации населения, который в свою очередь способствует росту активности граждан в реализации консти­туционного права на судебную защиту.

Актуальность этой проблемы подчёрки­валась и на VI Всероссийском съезде су­дей, в частности, Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступле­нии обратил особое внимание на откры­тость правосудия не только для участни­ков процесса, но и для общества, на вза­имодействие судебной власти и средств массовой информации, выработку четких принципов сотрудничества и взаимодей­ствия. Вопросы публичности, гласности и транспорентности правосудия находятся в постоянном внимании Верховного Суда Российской Федерации.

Одним словом, открытость судебной де­ятельности это взаимополезный процесс и для судов и для населения, развитие и со­вершенствование которого мы всячески поддерживаем.

Как показывают различные опросы об­щественного мнения, суждения о деятель­ности судов основаны в большей части на получении искаженной опосредованной информации. Для изменения ситуации не­обходима непосредственная информация, получаемая гражданами

Лично в ходе рассмотрения конкрет­ных дел, для чего мы максимально стара­емся обеспечить публичность судебных процессов;

Через публикации, выступления, анонсы, подготовленные судьями, работ­никами аппаратов судов, либо при их не­посредственном участии.

Мы считаем, что и этого недостаточно. Необходима обратная связь, суды долж­ны получать информацию об обществен­ном мнении о своей работе. В этих целях мы проводим систематические встречи с представителями общественных организа­ций, выступающих в защиту прав и свобод граждан. Такие встречи очень полезны, они позволяют со стороны увидеть наши «узкие» места в работе и принять меры к устранению недостатков. Лично я такие встречи провожу не реже двух раз в год, по результатам которых планируем и проведение различных мероприятий, обобщений для более глубокого изучения поставленных вопросов. Организуем мы и опросы общественного мнения о работе судов. В настоящее время такой oпpoс проведен, и мы анализируем его итоги, которые дадут возможность правильно определить приоритеты в информационной политике судов.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что информация в судебных сферах нуждается в специальном режиме ее защиты, поскольку свободный доступ к этой информации может не только затруднить или даже сделать невозможным отправление правосудия по уголовнным и гражданским делам, но и причинить невосполнимый материальный, мо­ральный или физический вред участникам процесса.

Именно с учетом этих обстоятельств законодатель, провозгласив право каждого на свободный доступ к информации с одновременно ограничил это право в случаях, предусмотренных нормами гражданско- и уголовно-процессуального права.

Встречи правозащитников с представителями судейского сообщества стали традиционными
В рамках заседания Общественного совета при Уполно­моченном по правам человека в Саратовской области 11 ап­реля т.г. состоялась встреча председателя Саратовского областного суда А.И. Галкина, его заместителей Р.Е. Воло­сатых, Б.С. Каневского, В.М. Матросова с лидерами правозащитных организаций области. Такие встречи проводят­ся с 2003 года, что стало хорошей традицией.
Как подать иск, что означа­ет принцип состязательности сторон, каким образом оцени­вать качество работы судей – эти и другие вопросы были обсуждены на встрече.

Открывая заседание, А.И. Гал­кин отметил, что с каждым го­дом растет количество обраще­ний граждан в суды. За 2004 год в судах области их было рассмот­рено более 200 тысяч. С одной стороны, это свидетельствует о доверии населения к судебной власти, а с другой – о массовых нарушениях прав граждан.

По словам председателя об­ластного суда, показатель ка­чества работы судов также высокий. За прошлый год отме­нено всего 460 приговоров по уголовным делам и 1200 реше­ний – по гражданским.

Председатель правления Са­ратовской областной организа­ции общероссийской обществен­ной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России А.В. Смирнов высказал проблемы, связанные с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной за­щите граждан, подвергшихся воздействию радиации вслед­ствие катастрофы на Черно­быльской АЭС».

В решении этого вопроса Саратовский областной суд прини­мал активное участие. В защи­ту указанной категории граж­дан заместитель председателя областного суда Р.Е. Волосатых выступила на заседании Верховного Суда РФ. В итоге Пле­нум Верховного Суда РФ принял Постановление от 5 апре­ля 2005 г. № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35», где содержатся подроб­ные разъяснения судам.

Президент Саратовской ре­гиональной общественной организации Ассоциации вынужден­ных переселенцев «Саратовский источник» А.П. Зуев обес­покоен судебной практикой дел об административном выдворе­нии. По его словам, более 15 тысяч человек в области под­лежат депортации, а выдворены только 670. А.И. Галкин за­явил о необходимости установления их личности. Суд должен разбирать каждый конкретный случай, проявляя индивидуаль­ный подход к делу.

Отвечая на вопрос состязательности сторон в судебном процессе, Р.Е. Волосатых пояс­нила: суд, сохраняя независимость и беспристрастность, при­нимает во внимание только те доказательства, которые пред­ставили стороны.

К сожалению, в силу соци­альной дифференциации обще­ства, отсутствия средств, пра­вовой неграмотности многие граждане не могут получить квалифицированную юридиче­скую помощь и защитить свои нарушенные права в суде. На­против, обеспеченные гражда­не имеют больше возможно­сти отстоять свою позицию, обратившись к профессиональ­ным специалистам.

Участники встречи сошлись во мнении, что одной из ос­новных проблем нашего обще­ства является правовой ниги­лизм населения. Граждане не имеют представления об эле­ментарных правовых основах. Для повышения уровня право­сознания населения необходимо правовое просвещение на­селения, особенно через сред­ства массовой информации.

«Эффективность проводимой в стране судебной реформы, направленной на защиту чело­века, будет обеспечена в том случае, когда квалифицирован­ная юридическая помощь ста­нет доступной для населения» - заявил Уполномоченный. Н.Ф. Лукашова подчеркнула необхо­димость принятия областного закона «О муниципальной ад­вокатуре», регулирующего вопрос бесплатной юридиче­ской помощи социально неза­щищенной категории лиц.

В заключение представите­ли правозащитных организаций поблагодарили председателя областного суда и его замес­тителей за откроенные отве­ты на актуальные вопросы и выразили надежду на дальнейшее взаимодействие.

КАК ОБРАТИТЬСЯ В СУД?
«Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» - гласит ст. 46 Конституции РФ. Порядок обращения граждан за защитой своих прав в судах общей юрисдикции регулируется законода­тельством о гражданском судопроизводстве.

К сожалению, не всем доступна квалифицирован­ная юридическая помощь, и нередко граждане за­щищают свои интересы самостоятельно.

Невысокая правовая грамотность населения приводит к тому, что решение, принятое судом, не соответствует ожиданиям гражданина. В итоге у граждан возникает неудовлетворенность судебным решением, формируется правовой нигилизм и скла­дывается отрицательное отношение к судебной системе в целом.

Правильное и своевременное обращение в суд име­ет большое значение для эффективной реализации права на судебную защиту.
Судебная система
В случае нарушения прав граждан другими гражданами или юридическими лицами им предоставлено право обра­титься в суд за защитой нарушенного права. Любой спор о защите любых прав, свобод и законных интересов может быть передан на рассмотрение суда.

Основная роль в судебной защите нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан принадлежит судам общей юрис­дикции.

Система судов общей юрисдикции состоит из федераль­ных судов и мировых судей. К федеральным судам отно­сятся районные суды; суды субъектов РФ - Верховные суды республик, краевые областные суды, суды автоном­ной области и автономных округов, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга; Верховный суд РФ. К федеральным су­дам общей юрисдикции относятся и военные суды.

Все суды общей юрисдикции рассматривают и разреша­ют гражданские дела, связанные с защитой нарушенных прав физических лиц, при этом низшим звеном являются районные суды и мировые судьи, высшим - Верховный суд РФ.

Выбрав судебную форму защиты, гражданин должен оп­ределить, каким судебным органом должен быть рассмот­рен возникший правовой спор, поскольку защиту нарушен­ных прав осуществляют как суды общей юрисдикции, так и арбитражные суды.
Подведомственность
Для того, чтобы правильно решить вопрос о подведом­ственности спора, необходимо определить его характер и состав участников.

Суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нару­шенных или оспариваемых прав, свобод и законных инте­ресов, по спорам, возникающим из гражданских, семей­ных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; дела по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства; дела, возникающие из публичных правоотношений; дела особого производства; дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; дела о признании и приведе­нии в исполнение решений иностранных судов и иностран­ных арбитражных решений (ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, далее - ГПК РФ).

Исковые дела возбуждаются путем подачи искового за­явления истцом. Для них характерно наличие двух сторон - истца и ответчика, с противоположными интересами.

Приказное производство отличается быстрым и упрощен­ным способом рассмотрения дела: заявление о выдаче су­дебного приказа рассматривается без судебного разбира­тельства и вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Перечень требований, рассматриваемых в порядке при­казного производства, установлен ст. 122 ГПК РФ.

В порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (факты наличия родственных отношений, факты приня­тия наследства, факты смерти и другие); об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим, объявлении умершим; об ограничении дееспособности, о признании недееспособным и т.д.

После того как будет определена подведомственность дела, гражданин должен определить его подсудность.
Подсудность
Гражданский процессуальный кодекс РФ четко устанав­ливает, в суд какого звена следует обратиться с заявлени­ем с целью возбуждения гражданского дела.

Подсудность Верховного суда РФ и судов субъектов РФ определена ст. ст. 26, 27 ГПК РФ.

Мировой судья рассматривает категории дел, перечис­ленные ст. 23 ГПК РФ.

В районных судах рассматриваются и разрешаются все дела, не подлежащие рассмотрению и разрешению в Вер­ховном суде РФ, в суде субъекта РФ, военным судом и мировым судьей.

Если в одном заявлении содержатся требования, одно из которых подлежит рассмотрению мировым судьей, а дру­гое районным судом, все требования подлежат рассмотре­нию в районном суде.

В военных судах рассматриваются и разрешаются граж­данские дела по требованиям военнослужащих Вооружен­ных сил РФ, других войск, воинских формирований; граж­дан, проходящих военные сборы; граждан, уволенных с военной службы, предъявляющих свои требования к орга­нам военного управления и к воинским должностным ли­цам (Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 31-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации).

По общему правилу, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28 ГПК РФ).

Законом (ст. 29 ГПК РФ) предусмотрены отступления от общего правила территориальной подсудности, и по неко­торым категориям дел истец имеет возможность выбора предъявления иска либо по месту жительства ответчика, либо по своему месту жительства.

Определив подведомственность и подсудность дела, можно приступать к составлению искового заявления.
Исковое заявление
Закон предъявляет определенные требования к форме и содержанию искового заявления. Исковое заявление пода­ется суду в письменной форме, на русском языке.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а так­же наименование представителя и его адрес, если заявле­ние подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахожде­ния;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои тре­бования, и доказательства, подтверждающие эти обстоя­тельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обраще­ния к ответчику, если это установлено федеральным зако­ном или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление подписывается истцом или его пред­ставителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

Требования истца, изложенные в исковом заявлении, должны быть основаны на нормах права, но могут не со­держать ссылки на конкретные статьи нормативного акта. Факты, указанные истцом в исковом заявлении в обоснова­ние своих требований, подтверждаются сведениями о них, содержащимися в доказательствах. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов, аудио- и видеозаписей.

По общему правилу, установленному ст. 56 ГПК РФ, каж­дая сторона должна доказать те обстоятельства, на кото­рые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Цена иска указывается только по делам искового произ­водства, если иск подлежит оценке. Цена иска представля­ет собой стоимостное денежное выражение отыскиваемого истцом имущества, а в случае заявления требований о взыс­кании денежных средств - размер взыскиваемой денеж­ной суммы.

Цена иска определяется истцом, исходя из рыночной сто­имости имущества, и влияет на подсудность и размер госу­дарственной пошлины, подлежащей оплате.

К исковому заявлению должны быть приложены следую­щие документы:

Копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

Доверенность или иной документ, удостоверяющие пол­номочия представителя истца;

Документы, подтверждающие обстоятельства, на ко­торых истец основывает свои требования, копии этих доку­ментов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

Доказательство, подтверждающее выполнение обя­зательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным зако­ном или договором;

Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной сум­мы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
Государственная пошлина
Государственная пошлина подлежит уплате при обра­щении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной). Размер государственной пошлины установлен главой 25.3 Нало­гового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.

Документом, подтверждающим факт уплаты государ­ственной пошлины плательщиком, является платежное поручение с отметкой банка о его исполнении либо кви­танция установленной формы, выдаваемая банком.

Кроме того, гражданин с учетом его имущественного по­ложения может быть освобожден судом от уплаты государ­ственной пошлины.

Истцу, в пользу которого состоялось решение суда, воз­мещаются все понесенные им по делу судебные расходы, в том числе и государственная пошлина.

Заявления о возбуждении гражданских дел неискового про­изводства, как правило, должны отвечать требованиям, предъявляемым к форме и содержанию исковых заявлений.



Просмотров