Скачать лекции по обж. Основы бжд - курс лекций

1.1. Основные положения безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о безопасном и комфортном взаимодействии человека со средой его обитания.

Цель БЖД как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного характера и достижение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности.

Жизнедеятельность - специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы.

Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на неё воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным так и вредным.

Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации, которые происходят в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды.

Окружающая среда – среда, обусловленная совокупностью действующих в данный момент факторов, способных оказывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие, а также оказывать воздействие на его потомство.

Существуя в этой среде, человек непрерывно решает минимум две задачи:

1) обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

2) создает и использует защиту от негативных воздействий кок со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Бытовая среда – пространство вне трудовой деятельности человека.

Техносфера – регион биосферы, преобразованный человеком с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

Биосфера – область распространения жизни на Земле.

Биосфера включает в себя нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

Предметом безопасности жизнедеятельности являются факторы, оказывающие воздействие на человека, органы человека, реагирующие на это воздействие, а также особенности обеспечения безопасности групп людей.

Задачами БЖД являются следующие.

1. Теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых средой обитания человека.

2. Оценка многофакторного влияния негативных условий обитания человека на его работоспособность.

3. Оптимизация условий труда и отдыха человека.

4. Использование наиболее эффективных методов защиты.

Центральным понятием науки БЖД является понятие опасности.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять вред самой материи

При идентификации опасностей следует исходить из принципа «все воздействует на все». Как следствие, необходимо определение допустимого уровня опасности и допустимого уровня вредного воздействия.

В соответствие с этим различают потенциальные и реальные опасности.

Реальные опасности обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред непосредственно.

Потенциальные обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред в случае выполнения определенной совокупности условий.

Сами факторы дифференцируются на опасные и вредные.

Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.)

Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опасности, взрыв, яды и др.)

Некоторые факторы проходят трансформацию от полезных до вредных.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы и действиями людей.

Условно факторы, оказывающие воздействие на человека, можно классифицировать следующим образом.

Природные факторы.

Природные чрезвычайные ситуации в атмосфере, литосфере, гидросфере.

Техногенные аварии и катастрофы.

Ухудшенные факторы жизнедеятельности, вследствие воздействия человека на природу.

Социальные, межнациональные, военные, религиозные конфликты.

Внутренняя среда человека.

Особые психические состояния.

1.2. Характеристика человека как элемента системы «человек-среда обитания»

Постоянно контактируя с окружающей средой, человек непрерывно подвергается воздействию опасных и вредных факторов. Природа, разумеется, предусмотрела структуру механизмов, позволяющих человеку защититься от них естественным путем. Работа этих механизмов базируется на работе центральной нервной системы (ЦНС).

Кора головного мозга – высший орган ЦНС. Информация, поступающая в него анализируется, после чего разрабатывается и реализуется программа ответной реакции. Эта программа преследует в том числе цель защиты организма человека от повреждений и гибели.

Информация воспринимается рецепторами человека, а реагирование на нее основывается на работе рефлексов.

Психофизиологическая классификация рецепторов: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус, боль, положение тела в пространстве. Классификация в зависимости от природы раздражителя: механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, болевые рецепторы.

Рецепторы реагируют на взаимодействие человека с окружающей средой и на внутреннее состояние его организма.

Рефлексы бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне, а условные формируются в результате постоянного действия раздражителя, подкрепленного работой безусловных рефлексов.

При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера-Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя.

где dL – изменение элементарного ощущения организма, dR – элементарное изменение раздражителя, а – коэффициент пропорциональности (стандартно принимаемый за a=10lg(e)), наблюдаемое воздействие раздражителя. Интегрируя это выражение, получают уровень ощущения раздражителя (дБ).

,

где R 0 – пороговое значение ощущение, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущений.

На базе закона Вебера-Фехнера построено нормирование воздействия опасных и вредных факторов, а также определяются пороговые значения негативных воздействий.

Реакция человека на раздражитель и принятие им того или иного решения опираются на психофизические основы деятельности человека: психические процессы, свойства, состояния. Если процессы и свойства формируются на начальной стадии жизни человека и в дальнейшем остаются неизменными, то психические состояния во многом зависят от конкретной ситуации, в которой находится человек.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, человек может попасть в так называемое состояние запредельного нервного напряжения. Это состояние характеризуется реакциями человека на раздражители, которые не свойственны ему в обычном состоянии.

Условно определены два вида состояний запредельного нервного напряжения.

1. Тормозное состояние.

2. Возбудимое состояние.

Превентивными мерами по недопущению попадания человека в состояние запредельного нервного напряжения являются обучение и проведение психологических тренингов. Эти мероприятия направлены на повышение психической устойчивости человека.

Изменяя величину любого потока воздействия от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний системы «человек – среда обитания».

1. Комфортное (оптимальное). Здесь потоки воздействий соответствуют оптимальным условиям взаимодействия.

2. Допустимое. Здесь потоки воздействий не оказывают негативного влияния на человека и окружающую среду, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность его деятельности.

3. Опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на человека и/или приводят к деградации элементов техносферы и природной среды.

4. Чрезвычайно опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и за короткое время могут оказать негативное воздействие на человека и/или элементы техносферы и природной среды вплоть до летального исхода для человека и/или невосстановимых разрушений элементов техносферы и природной среды.

Пороговые значения перехода системы «человек – среда обитания» из одного состояния в другое определяется соответствующими нормативными документами.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин возникновения опасных ситуаций, реагирование в опасных и вредных ситуациях и устранение их последствий.

1.3. Методы изучения опасностей технических систем

Опасность –центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях вызывать нежелательные последствия, то есть наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни.

По происхождению опасности классифицируются следующим образом:

1) природные;

2) техногенные;

3) антропогенные;

4) экологические;

5) биологические;

6) социальные.

По характеру воздействия на человека опасности классифицируются иначе:

1) механические;

2) физические;

3) химические;

4) биологические;

5) психофизиологические.

Основными характеристиками, определяющими опасности являются:

1) вероятностный характер (случайность);

2) потенциальность (скрытость);

3) перманентность (постоянство, непрерывность);

4) тотальность (всеобщность).

Основным направлением изучения опасностей является исследование опасностей технических систем.

Здесь особую роль играют понятия «отказ» и «вероятность отказа».

Отказ технической системы или ее части может привести к потенциальной или реальной опасности, поэтому необходим анализ возможности отказов.

Вероятность – это числовая мера возможности появления события, то есть вероятность отказа – это числовая мера возможности отказа.

Методы исследования опасностей делятся на качественные и количественные, причем количественные предполагают в первую очередь численное описание исследуемых опасностей.

К качественным относят следующие методы.

1. Предварительный анализ опасностей.

2. Анализ последствий отказов.

3. Анализ опасностей с помощью дерева причин.

4. Анализ опасностей с помощью дерева последствий.

5. Анализ опасностей методом потенциальных отклонений.

6. Анализ ошибок персонала.

7. Причинно-следственный анализ.

Предварительный анализ опасностей обычно включает в себя следующие этапы.

1. Изучаются технические характеристики объекта, системы или процесса. Устанавливаются повреждающие свойства.

2. Определяются законы, стандарты и правила, действия которых распространяются на данный объект, систему или процесс.

3. Проверяется техническая документация на ее соответствие законам, правилам и стандартам безопасности.

4. Составляется перечень опасностей, в котором указываются идентифицированные источники опасностей, повреждающие факторы, потенциальные ЧП и выявленные недостатки. Здесь (если это возможно) указываются также вероятности ЧП, серьезность его последствий и т.п.

Анализ последствий отказов обычно включает в себя следующие процедуры.

1. Техническая система подразделяется на компоненты.

2. Для каждого компонента выявляются возможные отказы.

3. Изучаются потенциальные ЧП, которые могут вызвать тот или иной отказ на исследуемой системе.

4. Результаты исследования представляются в форме таблицы.

5. Отказы ранжируются по степени опасности. Разрабатываются предупредительные меры, включающие конструкционные изменения.

После осуществления процедуры ранжирования может быть введена шкала, на основе которой каждому из отказов ставится в соответствие число, характеризующее степень опасности отказа.

Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциального ЧП обычно выполняют в следующем порядке.

1. Отбор потенциального ЧП.

2. Отбор факторов, которые могут привести к выбранному ЧП.

3. Построение ориентированного графа, основывающегося на факторах и их логических комбинациях.

Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциального ЧП проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае рассматриваются последствия ЧП и их логические комбинации с целью ликвидации последствий ЧП или снижения его негативного воздействия. В этом случае ориентация графа меняется.

Анализ опасностей методом потенциальных причин также проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае факторами, которые могут привести к ЧП являются величины отклонения от норм и их логические комбинации.

Анализ ошибок персонала включает в себя следующие этапы.

1. Выбор системы и вида работы.

2. Определение цели.

3. Идентификация вида потенциальной ошибки.

4. Идентификация последствий.

5. Идентификация возможности исправления ошибки.

6. Идентификация причин ошибки.

7. Выбор метода предотвращения ошибки.

8. Оценка вероятности ошибки.

9. Оценка вероятности исправления ошибки.

10. Расчет риска.

11. Выбор путей снижения риска.

Причинно-следственный анализ выявляет причины происшедшего ЧП. Он является составной частью общего анализа опасностей и завершается прогнозом новых ЧП и составлением плана мероприятий по их предупреждению.

1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

Обеспечение безопасности – сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составляющие, исходные положения и идеи, называемые принципами. Специфика производства, особенности технологических процессов, разнообразие оборудования – все это обуславливает многообразие принципов обеспечения безопасности.

Теоретическое значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях и их реализаций. Следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и разрабатываются методы их воплощения.

В практическом отношении значение принципов важно вследствие того, что они позволяют вырабатывать оптимальные решения задач защиты от опасностей.

Принципы обеспечения безопасности по признаку их реализации условно классифицируются на четыре группы.

1. Ориентирующие.

2. Технические.

3. Управленческие.

4. Организационные.

Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направления поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. К ним относят принципы системности, деструкции, ликвидации и снижения опасности, замены оператора, информации, классификации и нормирования.

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасных и вредных факторов и основаны на использовании физических законов. К ним относятся принципы защиты расстоянием и временем, экранирования, прочности, дублирования, недоступности и т.п.

Управленческими называют принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы плановости, контроля, обязательности обратной связи, иерархичности и т.п.

К организационным относят принципы, с помощью которых реализуются положения научной организации труда. К ним относятся принципы несовместимости, эргономичности, рациональной организации труда и компенсации.

Некоторые принципы относятся к нескольким группам одновременно. В совокупности принципы образуют систему, однако каждый из них обладает относительной самостоятельностью.

Метод – это способ (или их комбинация), направленный на достижение определенной цели. В нашем случае целью является обеспечение безопасности.

Следует отметить, что любая цель должна быть диагностируема, то есть должны существовать четко определенные критерии ее достижения.

Методы обеспечения безопасности основаны на использовании выше описанных принципов.

Введем следующие определения.

Назовем гомосферой, пространство, в котором находится человек.

Назовем ноксосферой, пространство, в котором создаются опасности.

Существует четыре группы методов обеспечения безопасности.

1. А – методы. Они состоят в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Эти методы реализуется при механизации и автоматизации технологических процессов, использованием роботов, а также дистанционного управления.

2. Б – методы. Эти методы основываются на применении принципов обеспечения безопасности к совершенствованию ноксосферы (производственной среды), а также на приведении характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека.

3. В – методы. Они состоят в повышении защитных свойств человека (в модификации гомосферы) при помощи соответствующих средств защиты и в адаптации человека к ноксосфере. Среди В-методов можно отметить обучение, инструктаж, применение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4. Г – методы. Методы этой группы являются комбинациями методов групп А, Б, В.

Особое внимание среди способов реализации указанных методов занимают средства коллективной защиты (СКЗ) и СИЗ.

СКЗ классифицируются в зависимости от источников опасных и вредных факторов. Например, средства защиты от шума (перегородки), вибрации (виброгасящие полы), электростатических разрядов (заземление).

СИЗ классифицируются в зависимости от защищаемых органов. Например, глаза (очки), руки (перчатки), голова (каска).

Средства защиты должны соответствовать требованиям эстетики и эргономики, поскольку неудовлетворение этим требованиям ведет к снижению работоспособности человека.

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Омский колледж профессиональных технологий»

З.В. Кислицина

О.В. Коленникова

Краткий курс лекций по

ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для студентов 1, 2 курсов

Омск - 2008

Рецензенты:

Матвеева Р.Ф., заведующая кафедрой ТиМ преподавания БЖ СибГУФК, кандидат педагогических наук, доцент.

Курманбакова С.И., методист I кв. категории ФГОУ СПО «ОмКПТ».

Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие для студентов колледжей. // Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.156.

Цель пособия – дать населению основные сведения и сформировать необходимые в чрезвычайных ситуациях навыки по сохранению жизни и здоровья и оказанию первой помощи. Пособие рекомендовано как для преподавателей, так и для студентов ОмКПТ.

Предисловие…………………………………………………………………………6

Глава 1.Чрезвычайные ситуации и их классификация……………………….7

Глава 2 Общая характеристика ЧС природного, техногенного и социального характера; правила безопасного поведения……………………..................................................................14

2.1 Природные чрезвычайные ситуации………………………................14

2.1.1 Землетрясения…………………………………………………..14

2.1.2 Селевые потоки и оползни……………………………………..17

2.1.3 Снежные лавины……………………………………..................19

2.1.4 Ураганы, бури, смерчи…………………………………………20

2.1.5 Метели, снежные заносы………………………………………23

2.1.6 Наводнение……………………………………………………...24

2.1.7 Природные пожары…………………………………………….27

2.2 Техногенные чрезвычайные ситуации……………………………….30

2.2.1 Аварии на химически опасных объектах……………………..33

2.2.2 Аварии на радиационно-опасных объектах…………………..38

2.2.3 Пожары и взрывы………………………………………………40

2.3 Чрезвычайные ситуации социального характера……………....45

2.3.1 Аварии на железнодорожном транспорте…………………….45

2.3.2 Аварии в метрополитене……………………………………….45

2.3.3 Аварии на автомобильном транспорте………………………..46

2.3.4 Аварии на морском и речном транспорте…………………….47

2.3.5 Аварии на авиационном транспорте…………………………..48

2.4 Массовые заболевания………………………………………………...49

2.5 Экологическая и производственная безопасность технических систем технологических процессов…………………………………..54

2.6 Единая государственная система предупреждения

И ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС)………………………55

Глава 3. Гражданская оборона – составная

часть обороноспособности страны…………………………………...67

3.1 Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО……………………………………………………………………….67

3.2 Задачи и организационная структура ГО, принципы ее организации и ведения, степени готовности и их краткая характеристика………75

3.3 Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения…………………………………...90

3.3.1. Осколочные фугасные боеприпасы…………………………...90

3.3.2 Обычные боеприпасы повышенной мощности……………….90

3.3.3 Фугасно - осколочные мины…………………………………...92

3.3.4 Зажигательное оружие и защита от него……………………...93

3.3.5 Зажигательные смеси…………………………………………...94

3.3.6 Способы защиты от современных средств защиты…………..94


    1. Организация ГО на промышленном объекте……………………….93
3.5 Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени………………………………………………………97

3.5.1 Поражающие факторы химического оружия………………..101

3.5.2 Поражающие факторы биологического оружия…………….103

3.6 Способы массового заражения населения………………………….103

Глава 4. Оказание первой помощи……………………………………………109


    1. Первая помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях………………………………………………………...109
4.1.1 Ушиб, первая помощь………………………………………...109

      1. Растяжение, первая помощь…………………………………109

      2. Вывих, первая помощь……………………………………….110

      3. Повреждение органов брюшной полости...............................110

      4. Переломы костей скелета…………………………………….111

      5. Травматический шок………………………………………….112
4.2 Производственный травматизм, меры профилактики, оказание первой помощи при травмах…………………………………………………..113

4.2.1 Первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания………………………………………..113

4.2.2 Первая помощь при ожогах…………………………………...115

4.2.3 Первая помощь при отморожениях…………………………..118

4.2.4 Первая помощь при тепловом и солнечном ударе…………..119


      1. Виды ран, их характеристика………………………………...119
4.2.6 Кровотечения, их виды………………………………………..121

4.3 Первая помощь при массовых поражениях………………………...122

4.3.1 Заболевания и их возбудители………………………………..122

4.3.2 Эпидемия. Классификация…………………………………....124

4.3.3 Иммунитет……………………………………………………...126

4.3.4 Профилактика инфекционных заболеваний……………….....129

Глава 5. Основы здорового образа жизни……………………………………..131

5.1 Рациональное питание и его значение для здоровья человека……..133

5.1.1 Культура питания……………………………………………....133

5.1.2 Основные принципы рационального питания………………..135

5.1.3 Повышенная радиация и наиболее рациональное питание....135

5.2 Вредные привычки, их влияние на здоровье человека……………..137

5.2.1 Алкоголь его воздействие на организм человека………………...138

5.2.2 Никотин, его воздействие на организм человека…………………………………………………………140

5.2.3 Наркомания, токсикомания его воздействие на организм человека…………………………………………………………142

5.3 Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов……………………………………………....145

5.3.1. Брак и семья………………………………………………………...145


      1. Культура взаимоотношения полов…………………………...146

      2. Венерические болезни и их профилактика…………………. 147
5.3.4 СПИД и его профилактика………………………………………...149

5.4 Уголовная ответственность несовершеннолетних…………………151

5.4.1 Виды наказаний несовершеннолетних………………………152

Литература………………………………………………………………………..155

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели! Предлагая Вашему вниманию это пособие, хотелось бы предварительно охарактеризовать его наиболее существенные особенности, чтобы облегчить Вам изучение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В современной России сложна среда обитания, мы никогда не знаем, чего нам ожидать от каждого нового дня жизни, мы каждый день находимся под угрозой. Ведь не проходит дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе или стихийном бедствии в том или ином уголке земного шара.

Данное пособие имеет четко разработанную структуру, направленную на последовательное изучение данной дисциплины и наилучшее усвоение материала. Предлагаемое учебное пособие предназначено для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

В данном пособии рассматриваются чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального и экологического характера. В нем также немаловажное значение отводится гражданской обороне, так как вся сложность процесса преобразований в России как бы фокусируется в комплексной задаче обеспечения национальной безопасности, являясь одновременно и условием, и целью российского реформирования.

Отдельная глава посвящена здоровому образу жизни, ведь ни для кого, ни секрет, что реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от самого человека, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором живёт.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности пособие целенаправленно на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов ОмКПТ.




Глава 1

Чрезвычайные ситуации

и их классификация

Безопасность жизнедеятельности - научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Опасность - процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека. Опасность появляется в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - опасное природное явление, катастрофа, стихийное или иное бедствие, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий человеческой жизнедеятельности. К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.

Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 - 3 млн. жителей нашей планеты, материальный ущерб исчисляется в пределах 50 - 100 млрд. долл. в год, и эти цифры постоянно растут.

В 2005г. на территории Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в результате погибло 5637 человек, пострадало 4945523 человек (в соответствии с критериями информации о ЧС, утвержденными приказом МЧС России от 8 июля 2004г. № 329). Количество чрезвычайных ситуаций природного характера по сравнению с 2004г. сократилось на 14,3%. Количество техногенных ЧС с учетом пожаров возросло на 185,52%.

Ежегодно в Российской Федерации погибает:

В дорожно-транспортных происшествиях: более 30 тыс. чел;

На пожарах: 13 - 18 тыс. чел;

В водоемах: более 17 тыс. чел;

Вследствие суицида: до 30 тыс. чел;

Пищевые отравления: 50 тыс. чел;

Вследствие алкогольной интоксикации: 27 тыс. чел;

Травмы и увечья на производстве: более 70 тыс. чел.

В зависимости от источника возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, социальные и экологические (рис. 1.1).


Чрезвычайные

ситуации


Природные

(стихийные бедствия)

Техногенные

Социальные

Экологические

Рис. 1.1

Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.

По прогнозам ученых, количество чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы будет расти. Если в 60-е гг. XX в. от ЧС природного и техногенного характера пострадал в среднем 1 чел из 62 проживающих на Земле, то в 90-е гг. - уже 1 из 29. В мире установилась тенденция ежегодного роста в результате ЧС: пострадавших на 8,6% и материальных потерь на 10,4%. По тем же прогнозам, общемировой ущерб от ЧС в 2010г. может составить 150 млрд. долл.

В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.


Региональные

Трансграничные

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Омский колледж профессиональных технологий»


З.В. Кислицина

О.В. Коленникова

Краткий курс лекций по

ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для студентов 1, 2 курсов

Рецензенты:

Матвеева Р.Ф., заведующая кафедрой ТиМ преподавания БЖ СибГУФК, кандидат педагогических наук, доцент.

Курманбакова С.И., методист I кв. категории ФГОУ СПО «ОмКПТ».

Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие для студентов колледжей. // Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.156.

Цель пособия – дать населению основные сведения и сформировать необходимые в чрезвычайных ситуациях навыки по сохранению жизни и здоровья и оказанию первой помощи. Пособие рекомендовано как для преподавателей, так и для студентов ОмКПТ.

Предисловие…………………………………………………………………………6

Глава 1.Чрезвычайные ситуации и их классификация……………………….7

Глава 2 Общая характеристика ЧС природного, техногенного и социального характера; правила безопасного поведения……………………..................................................................14 2.1 Природные чрезвычайные ситуации………………………................14 2.1.1 Землетрясения…………………………………………………..14 2.1.2 Селевые потоки и оползни……………………………………..17 2.1.3 Снежные лавины……………………………………..................19 2.1.4 Ураганы, бури, смерчи…………………………………………202.1.5 Метели, снежные заносы………………………………………232.1.6 Наводнение……………………………………………………...242.1.7 Природные пожары…………………………………………….27 2.2 Техногенные чрезвычайные ситуации……………………………….30 2.2.1 Аварии на химически опасных объектах……………………..33 2.2.2 Аварии на радиационно-опасных объектах…………………..38 2.2.3 Пожары и взрывы………………………………………………40 2.3 Чрезвычайные ситуации социального характера……………....45 2.3.1 Аварии на железнодорожном транспорте…………………….45 2.3.2 Аварии в метрополитене……………………………………….45 2.3.3 Аварии на автомобильном транспорте………………………..46 2.3.4 Аварии на морском и речном транспорте…………………….47 2.3.5 Аварии на авиационном транспорте…………………………..48 2.4 Массовые заболевания………………………………………………...49 2.5 Экологическая и производственная безопасность технических систем технологических процессов…………………………………..54 2.6 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС)………………………55Глава 3. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны…………………………………...67 3.1 Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО……………………………………………………………………….67 3.2 Задачи и организационная структура ГО, принципы ее организации и ведения, степени готовности и их краткая характеристика………75

3.3 Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения…………………………………...90

3.3.1. Осколочные фугасные боеприпасы…………………………...90

3.3.2 Обычные боеприпасы повышенной мощности……………….90

3.3.3 Фугасно - осколочные мины…………………………………...92

3.3.4 Зажигательное оружие и защита от него……………………...93

3.3.5 Зажигательные смеси…………………………………………...94

3.3.6 Способы защиты от современных средств защиты…………..94

      Организация ГО на промышленном объекте……………………….93

3.5 Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени………………………………………………………973.5.1 Поражающие факторы химического оружия………………..1013.5.2 Поражающие факторы биологического оружия…………….1033.6 Способы массового заражения населения………………………….103Глава 4. Оказание первой помощи……………………………………………109

      Первая помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях………………………………………………………...109

4.1.1 Ушиб, первая помощь………………………………………...109

        Растяжение, первая помощь…………………………………109

        Вывих, первая помощь……………………………………….110

        Повреждение органов брюшной полости...............................110

        Переломы костей скелета…………………………………….111

        Травматический шок………………………………………….112

4.2 Производственный травматизм, меры профилактики, оказание первой помощи при травмах…………………………………………………..113

4.2.1 Первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания………………………………………..113

4.2.2 Первая помощь при ожогах…………………………………...115

4.2.3 Первая помощь при отморожениях…………………………..118

4.2.4 Первая помощь при тепловом и солнечном ударе…………..119

        Виды ран, их характеристика………………………………...119

4.2.6 Кровотечения, их виды………………………………………..121

4.3 Первая помощь при массовых поражениях………………………...122

4.3.1 Заболевания и их возбудители………………………………..122

4.3.2 Эпидемия. Классификация…………………………………....124

4.3.3 Иммунитет……………………………………………………...126

4.3.4 Профилактика инфекционных заболеваний……………….....129

Глава 5. Основы здорового образа жизни……………………………………..131

5.1 Рациональное питание и его значение для здоровья человека……..133

5.1.1 Культура питания……………………………………………....133

5.1.2 Основные принципы рационального питания………………..135

5.1.3 Повышенная радиация и наиболее рациональное питание....135

5.2 Вредные привычки, их влияние на здоровье человека……………..137

5.2.1 Алкоголь его воздействие на организм человека………………...138 5.2.2 Никотин, его воздействие на организм человека…………………………………………………………140

5.2.3 Наркомания, токсикомания его воздействие на организм человека…………………………………………………………142

5.3 Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов……………………………………………....145

5.3.1. Брак и семья………………………………………………………...145

        Культура взаимоотношения полов…………………………...146

        Венерические болезни и их профилактика…………………. 147

5.3.4 СПИД и его профилактика………………………………………...149 5.4 Уголовная ответственность несовершеннолетних…………………151 5.4.1 Виды наказаний несовершеннолетних………………………152

Литература………………………………………………………………………..155

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели! Предлагая Вашему вниманию это пособие, хотелось бы предварительно охарактеризовать его наиболее существенные особенности, чтобы облегчить Вам изучение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В современной России сложна среда обитания, мы никогда не знаем, чего нам ожидать от каждого нового дня жизни, мы каждый день находимся под угрозой. Ведь не проходит дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе или стихийном бедствии в том или ином уголке земного шара.

Данное пособие имеет четко разработанную структуру, направленную на последовательное изучение данной дисциплины и наилучшее усвоение материала. Предлагаемое учебное пособие предназначено для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

В данном пособии рассматриваются чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального и экологического характера. В нем также немаловажное значение отводится гражданской обороне, так как вся сложность процесса преобразований в России как бы фокусируется в комплексной задаче обеспечения национальной безопасности, являясь одновременно и условием, и целью российского реформирования.

Отдельная глава посвящена здоровому образу жизни, ведь ни для кого, ни секрет, что реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от самого человека, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором живёт.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности пособие целенаправленно на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов ОмКПТ.

Глава 1

Чрезвычайные ситуации

и их классификация

Безопасность жизнедеятельности - научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Опасность - процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека. Опасность появляется в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - опасное природное явление, катастрофа, стихийное или иное бедствие, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий человеческой жизнедеятельности. К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.

Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 - 3 млн. жителей нашей планеты, материальный ущерб исчисляется в пределах 50 - 100 млрд. долл. в год, и эти цифры постоянно растут.

В 2005г. на территории Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в результате погибло 5637 человек, пострадало 4945523 человек (в соответствии с критериями информации о ЧС, утвержденными приказом МЧС России от 8 июля 2004г. № 329). Количество чрезвычайных ситуаций природного характера по сравнению с 2004г. сократилось на 14,3%. Количество техногенных ЧС с учетом пожаров возросло на 185,52%.

Ежегодно в Российской Федерации погибает:

В дорожно-транспортных происшествиях: более 30 тыс. чел;

На пожарах: 13 - 18 тыс. чел;

В водоемах: более 17 тыс. чел;

Вследствие суицида: до 30 тыс. чел;

Пищевые отравления: 50 тыс. чел;

Вследствие алкогольной интоксикации: 27 тыс. чел;

Травмы и увечья на производстве: более 70 тыс. чел.

В зависимости от источника возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, социальные и экологические (рис. 1.1).

Чрезвычайные

ситуации

Природные

(стихийные бедствия)

Техногенные

Социальные

Экологические

Рис. 1.1

Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.

По прогнозам ученых, количество чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы будет расти. Если в 60-е гг. XX в. от ЧС природного и техногенного характера пострадал в среднем 1 чел из 62 проживающих на Земле, то в 90-е гг. - уже 1 из 29. В мире установилась тенденция ежегодного роста в результате ЧС: пострадавших на 8,6% и материальных потерь на 10,4%. По тем же прогнозам, общемировой ущерб от ЧС в 2010г. может составить 150 млрд. долл.

В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.

В зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, от размера причиненного материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094) (рис. 1.2).


Чрезвычайная

ситуация

Локальные

Территориальные

Региональные

Трансграничные

Рис. 1.2

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 чел, либо материальный ущерб составляет от 1 до 5 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальной называется чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 чел, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров заработной платы и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная (федеральная) - чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 и свыше 1000 чел, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации или выходит за их пределы.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации или которая произошла за рубежом и затрагивает территорию России.

Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия), связанные с проявлением стихийных сил природы, такие, как землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, природные пожары, оползни, сели, лавины, ливни, бури, засухи, метели, холода, жара, извержения вулканов, град, сильные снегопады, грозы, туманы, гололед, изморози (рис. 1.3).

Природные ЧС

(стихийные бедствия)


Геологические

(землетрясение,

извержение

вулкана, оползень,

сель, обвал, лавина,

Метеорологические

(ураган, буря, смерч, град, дождь, снегопад, мороз, жара и т.д.)

Гидрологические

(наводнение, половодье, затор,

нагон, тайфун,

цунами и т. д.)

Природные пожары

(лесные, торфяные, степные)

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Омский колледж профессиональных технологий»


З.В. Кислицина

О.В. Коленникова

Краткий курс лекций по

ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для студентов 1, 2 курсов

Рецензенты:

Матвеева Р.Ф., заведующая кафедрой ТиМ преподавания БЖ СибГУФК, кандидат педагогических наук, доцент.

Курманбакова С.И., методист I кв. категории ФГОУ СПО «ОмКПТ».

Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие для студентов колледжей. // Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.156.

Цель пособия – дать населению основные сведения и сформировать необходимые в чрезвычайных ситуациях навыки по сохранению жизни и здоровья и оказанию первой помощи. Пособие рекомендовано как для преподавателей, так и для студентов ОмКПТ.

Предисловие…………………………………………………………………………6

Глава 1.Чрезвычайные ситуации и их классификация……………………….7

Глава 2 Общая характеристика ЧС природного, техногенного и социального характера; правила безопасного поведения……………………..................................................................14

2.1 Природные чрезвычайные ситуации………………………................14

2.1.1 Землетрясения…………………………………………………..14

2.1.2 Селевые потоки и оползни……………………………………..17

2.1.3 Снежные лавины……………………………………..................19

2.1.4 Ураганы, бури, смерчи…………………………………………20

2.1.5 Метели, снежные заносы………………………………………23

2.1.6 Наводнение……………………………………………………...24

2.1.7 Природные пожары…………………………………………….27

2.2 Техногенные чрезвычайные ситуации……………………………….30

2.2.1 Аварии на химически опасных объектах……………………..33

2.2.2 Аварии на радиационно-опасных объектах…………………..38

2.2.3 Пожары и взрывы………………………………………………40

2.3 Чрезвычайные ситуации социального характера……………....45

2.3.1 Аварии на железнодорожном транспорте…………………….45

2.3.2 Аварии в метрополитене……………………………………….45

2.3.3 Аварии на автомобильном транспорте………………………..46

2.3.4 Аварии на морском и речном транспорте…………………….47

2.3.5 Аварии на авиационном транспорте…………………………..48

2.4 Массовые заболевания………………………………………………...49

2.5 Экологическая и производственная безопасность технических систем технологических процессов…………………………………..54

2.6 Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайной ситуации (РСЧС)………………………55

Глава 3. Гражданская оборона – составная

часть обороноспособности страны…………………………………...67

3.1 Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО……………………………………………………………………….67

3.2 Задачи и организационная структура ГО, принципы ее организации и ведения, степени готовности и их краткая характеристика………75

3.3 Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения…………………………………...90

3.3.1. Осколочные фугасные боеприпасы…………………………...90

3.3.2 Обычные боеприпасы повышенной мощности……………….90

3.3.3 Фугасно - осколочные мины…………………………………...92

3.3.4 Зажигательное оружие и защита от него……………………...93

3.3.5 Зажигательные смеси…………………………………………...94

3.3.6 Способы защиты от современных средств защиты…………..94

      Организация ГО на промышленном объекте……………………….93

3.5 Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени………………………………………………………97

3.5.1 Поражающие факторы химического оружия………………..101

3.5.2 Поражающие факторы биологического оружия…………….103

3.6 Способы массового заражения населения………………………….103

Глава 4. Оказание первой помощи……………………………………………109

      Первая помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях………………………………………………………...109

4.1.1 Ушиб, первая помощь………………………………………...109

        Растяжение, первая помощь…………………………………109

        Вывих, первая помощь……………………………………….110

        Повреждение органов брюшной полости...............................110

        Переломы костей скелета…………………………………….111

        Травматический шок………………………………………….112

4.2 Производственный травматизм, меры профилактики, оказание первой помощи при травмах…………………………………………………..113

4.2.1 Первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания………………………………………..113

4.2.2 Первая помощь при ожогах…………………………………...115

4.2.3 Первая помощь при отморожениях…………………………..118

4.2.4 Первая помощь при тепловом и солнечном ударе…………..119

        Виды ран, их характеристика………………………………...119

4.2.6 Кровотечения, их виды………………………………………..121

4.3 Первая помощь при массовых поражениях………………………...122

4.3.1 Заболевания и их возбудители………………………………..122

4.3.2 Эпидемия. Классификация…………………………………....124

4.3.3 Иммунитет……………………………………………………...126

4.3.4 Профилактика инфекционных заболеваний……………….....129

Глава 5. Основы здорового образа жизни……………………………………..131

5.1 Рациональное питание и его значение для здоровья человека……..133

5.1.1 Культура питания……………………………………………....133

5.1.2 Основные принципы рационального питания………………..135

5.1.3 Повышенная радиация и наиболее рациональное питание....135

5.2 Вредные привычки, их влияние на здоровье человека……………..137

5.2.1 Алкоголь его воздействие на организм человека………………...138

5.2.2 Никотин, его воздействие на организм человека…………………………………………………………140

5.2.3 Наркомания, токсикомания его воздействие на организм человека…………………………………………………………142

5.3 Нравственность и здоровье, формирование правильного взаимоотношения полов……………………………………………....145

5.3.1. Брак и семья………………………………………………………...145

        Культура взаимоотношения полов…………………………...146

        Венерические болезни и их профилактика…………………. 147

5.3.4 СПИД и его профилактика………………………………………...149

5.4 Уголовная ответственность несовершеннолетних…………………151

5.4.1 Виды наказаний несовершеннолетних………………………152

Литература………………………………………………………………………..155

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели! Предлагая Вашему вниманию это пособие, хотелось бы предварительно охарактеризовать его наиболее существенные особенности, чтобы облегчить Вам изучение учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В современной России сложна среда обитания, мы никогда не знаем, чего нам ожидать от каждого нового дня жизни, мы каждый день находимся под угрозой. Ведь не проходит дня, чтобы газеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе или стихийном бедствии в том или ином уголке земного шара.

Данное пособие имеет четко разработанную структуру, направленную на последовательное изучение данной дисциплины и наилучшее усвоение материала. Предлагаемое учебное пособие предназначено для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.

В данном пособии рассматриваются чрезвычайные ситуации природного, техногенного, социального и экологического характера. В нем также немаловажное значение отводится гражданской обороне, так как вся сложность процесса преобразований в России как бы фокусируется в комплексной задаче обеспечения национальной безопасности, являясь одновременно и условием, и целью российского реформирования.

Отдельная глава посвящена здоровому образу жизни, ведь ни для кого, ни секрет, что реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от самого человека, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором живёт.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности пособие целенаправленно на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов ОмКПТ.

Глава 1

Чрезвычайные ситуации

и их классификация

Безопасность жизнедеятельности - научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.

Опасность - процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека. Опасность появляется в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - опасное природное явление, катастрофа, стихийное или иное бедствие, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий человеческой жизнедеятельности. К чрезвычайным ситуациям также относятся аварии, техногенные катастрофы, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.

Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 - 3 млн. жителей нашей планеты, материальный ущерб исчисляется в пределах 50 - 100 млрд. долл. в год, и эти цифры постоянно растут.

В 2005г. на территории Российской Федерации произошло 2720 чрезвычайных ситуаций, в результате погибло 5637 человек, пострадало 4945523 человек (в соответствии с критериями информации о ЧС, утвержденными приказом МЧС России от 8 июля 2004г. № 329). Количество чрезвычайных ситуаций природного характера по сравнению с 2004г. сократилось на 14,3%. Количество техногенных ЧС с учетом пожаров возросло на 185,52%.

Ежегодно в Российской Федерации погибает:

В дорожно-транспортных происшествиях: более 30 тыс. чел;

На пожарах: 13 - 18 тыс. чел;

В водоемах: более 17 тыс. чел;

Вследствие суицида: до 30 тыс. чел;

Пищевые отравления: 50 тыс. чел;

Вследствие алкогольной интоксикации: 27 тыс. чел;

Травмы и увечья на производстве: более 70 тыс. чел.

В зависимости от источника возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на природные, техногенные, социальные и экологические (рис. 1.1).

Чрезвычайные

ситуации

Природные

(стихийные бедствия)

Техногенные

Социальные

Экологические

Рис. 1.1

Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.

По прогнозам ученых, количество чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы будет расти. Если в 60-е гг. XX в. от ЧС природного и техногенного характера пострадал в среднем 1 чел из 62 проживающих на Земле, то в 90-е гг. - уже 1 из 29. В мире установилась тенденция ежегодного роста в результате ЧС: пострадавших на 8,6% и материальных потерь на 10,4%. По тем же прогнозам, общемировой ущерб от ЧС в 2010г. может составить 150 млрд. долл.

В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, материальный ущерб возрастает в среднем на 10%.

В зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, от размера причиненного материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1094) (рис. 1.2).


Чрезвычайная

ситуация

Локальные

Территориальные

Региональные

Трансграничные

Рис. 1.2

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 чел, либо материальный ущерб составляет от 1 до 5 тыс. минимальных размеров заработной платы на день возникновения чрезвычайной ситуации. Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальной называется чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 чел, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров заработной платы и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная (федеральная) - чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 чел, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 и свыше 1000 чел, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, а зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации или выходит за их пределы.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации или которая произошла за рубежом и затрагивает территорию России.

Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия), связанные с проявлением стихийных сил природы, такие, как землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, природные пожары, оползни, сели, лавины, ливни, бури, засухи, метели, холода, жара, извержения вулканов, град, сильные снегопады, грозы, туманы, гололед, изморози (рис. 1.3).

Документ
  • Краткий курс лекций по дисциплине «Общая риторика» Язык Коммутативная деятельность человека Функции языка и речи Семиотика

    Документ

    Язык – это естественная, непродуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся «языки» животных.

  • Краткий курс лекций по “информатике” для студентов специальности 100101 «сервис» тема 1 понятие информации общая характеристика процессов сбора передачи обработки и накопления информации

    Документ

    Информацией называют сведения о тех или иных объектах, явлениях или процессах в окружающей среде. Любая форма человеческой деятельности связана с передачей и обработкой информации.

  • Природные ЧС

    (стихийные бедствия)

    ЛЕКЦИЯ № 1

    Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению

    безопасности

    Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

    В Конституции РФ изложены права и свободы че­ловека и гражданина: «Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина – обязанность государства» (ст.2).

    Это положение Конституции относится и к праву человека на обеспечение своей личной, безопасности, безопасности своей семьи и имущества. Государство обязано в этой связи принимать все необходимые меры для обеспечения этого права.

    Одновременно с гарантией безопасности каждому человеку Конституция РФ возлагает на граждан России и определенные обязанности по обеспечению безопас­ности самого государства и его граждан. К таким обя­занностям граждан России относятся выполнение кон­ституционного долга по защите Отечества и несению военной службы в соответствии с Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). Одновременно гражданин Российской Федера­ции в случае, если его убеждениям или вероисповеда­нию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

    Конституция отмечает также, что гражданин Рос­сийской Федерации может самостоятельно осуществ­лять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности жизни, здоровья и имущества.

    Разрабатывая законодательно-правовую базу по обеспечению безопасности личности, государство пе­ресмотрело Концепцию национальной безопасности России, военную доктрину, Уголовный кодекс, создало Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработало ряд нормативно-правовых документов по этим вопросам.

    Закон Российской Федерации «О безопасности», принятый в 1992 г., закрепляет правовую основу обес­печения безопасности личности, общества и государст­ва. В нем определены система безопасности и ее функ­ции, установлен порядок организации и финансирова­ния органов обеспечения безопасности, а также поря­док контроля и надзора за законностью их деятельности. В Законе указаны основные элементы системы безопасности, ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средст­ва обеспечения безопасности, определены статус Сове­та Безопасности РФ, его состав, основные задачи и другие вопросы.

    Вопросы безопасности человека рассмотрены и в Федеральном законе «О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера», принятом в 1994 г. Данный Закон определяет общие для Российской Федерации органи­зационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, нахо­дящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Глава IV Закона посвящена правам и обязанностям граждан РФ в облас­ти защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций и социальной защите пострадавших, глава V ­порядку подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

    В Федеральном законе «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения по­жарной безопасности в РФ. Рассмотрен порядок уста­новления отношений в области пожарной безопасно­сти между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учрежде­ниями, организациями, крестьянскими (фермерски­ми) хозяйствами, а также между общественными объе­динениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обу­чающихся в образовательных учреждениях, мерам по­жарной безопасности.

    Особое место в системе обеспечения безопасности личности и государства отводится Федеральному за­кону «Об обороне» (принят в 1996 г.). Он определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органи­заций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства. при­влекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

    Законом закреплены права и обязанности граждан РФ в области обороны. В частности, отмечается, что граждане РФ:

    · принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; · могут создавать организации и общественные объе­динения, содействующие укреплению обороны; · предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнитель­ной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собст­венности, с последующей компенсацией понесен­ных расходов в порядке, установленном Правительством РФ.

    Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.) определяет задачи в области граждан­ской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов власти, организаций, а также си­лы и средства гражданской обороны. В нем установле­ны права и обязанности граждан Российской Федера­ции в области гражданской обороны. Отмечается, в ча­стности, что граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий; прини­мают участие в проведении других мероприятий по гра­жданской обороне; оказывают содействие органам го­сударственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

    ЛЕКЦИЯ № 2 Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.Причинами вынужденной автономии, могут быть: аварии транспортных средств, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера мирного и военного времени, потеря ориентировки в походе и др. Выжить – это значит решить основные задачи: · сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды; · составить пищевой рацион и суметь воспользоваться "подножным кормом"; · суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева (огонь, укрытие); · суметь защититься от хищных животных, при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и себе; · решить, оставаться на месте или выходить к населенным пунктам. Решение оставаться на месте принимается, если: · сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы; · место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая; · направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны; · большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм. Решение об уходе с места принимается, если: · точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его; · возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п. · в течение трех суток нет связи и помощи. При уходе с места оставьте записку, сообщение или/и выложите стрелку, указывающую направление вашего движения.1. Вода Вода играет огромную роль в жизни человека. Она не только входит в состав тканей организма, составляя почти 2/3 массы тела, обеднение организма водой даже на несколько процентов ведет к нарушению его жизнедеятельности, а обезвоживание на 10% и выше вызывает глубокие расстройства в функциональной деятельности органов и систем, являясь причиной гибели человека.Потребность человека в воде при умеренных физических нагрузках составляет 1,5-2 л в день. В идеальных условиях мы можем прожить без воды около 14 суток. При высокой температуре воздуха и больших физических нагрузках – 7 суток, а в критической ситуации не более 3 суток. Поэтому вода является более важной, чем питание, убежище и пр. Фильтрование воды Воду из горных ручьев и речек, родников и ключей можно использовать без дополнительной обработки. Из других источников воду необходимо фильтровать и обеззараживать. В случаях, когда вода мутная, перед дополнительной обработкой ей дают отстояться. Приемы фильтрования воды. 1. Фильтрование воды через грунт. Рядом с водоемом, в 1-2 метрах от берега, выкопать ямку ниже поверхности воды (уровня водоема). Дождаться когда ямка наполнится водой. 2. Можно использовать самодельные фильтры, состоящие из треноги с растянутыми на ней кусками ткани и заполненные песком. 3. Можно использовать подходящую емкость, если пробить в донышке несколько небольших отверстий и заполнить ее песком. Во всех случаях "первая" вода не используется.Обеззараживание воды Фильтрование позволяет избавиться от механических примесей, но в воде, даже чистой и прозрачной, могут находиться опасные микроорганизмы.Самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях – ее кипячение. Если кипячение недоступно, допускается обеззараживание: · марганцовкой (перманганат калия) – добавить в воду до слабо-розового цвета; · йодом, из расчета 8-10 капель на 1 литр воды; · таблетками пантоцида, йодина, холозона – 2-3 таблетки на 1 литр воды. Полученный раствор хорошо размешать, выдержать 20-30 минут. Осадок слить!Сбор, дистилляция, конденсация воды Если вы не встретили открытых источников воды, используйте любую возможность получить ее. Можно собирать росу или дождевую воду. Росу собирают с помощью ткани. Дождевую воду собирают в яму, выложенную большими листьями или полиэтиленовой пленкой. Нежелательно использовать воду из временных ручейков после дождя.Нельзя пить морскую воду и из озер с соленой водой. Такую воду необходимо опреснять с помощью дистилляции (перегонки) или конденсации.С помощью конденсации можно собрать влагу, которая испаряется из почвы. Для этого выкапывают яму диаметром 1 м, глубиной полметра, на дно по центру устанавливают небольшую емкость, сверху яму закрывают водонепроницаемой пленкой. На пленку кладут груз таким образом, чтобы получилась воронка. По внутренней стороне пленки сконденсированная влага будет скатываться к центру и стекать в емкость.Используя эту технологию, можно получить пресную воду из соленой воды. Соленую воду наливают в ямку, обмазанную глиной, или в резиновую лодку, на дно устанавливают емкость и т.д.Можно собрать некоторое количество воды в полиэтиленовый пакет, натянутый на ветку березы или ивы и завязанный сверху.Можно получить воду из снега и льда. В весенне-осенний период можно добыть березовый или кленовый сок.2. Питание Пища растительного происхождения не столь вкусна и сытна, как пища животного происхождения, но может в течение долгого времени поддерживать силы терпящего бедствие.Мало кто знает растения, которые можно использовать для питания. Вам поможет тест. Запомните его! Тест на съедобность: Осмотр. Постарайтесь идентифицировать растение. Не берите старые, вялые растения. Запах. Разомните пальцами небольшой кусочек растения. Оно ядовито, если пахнет горьким миндалем или персиком (синильная кислота). Реакция кожи. Выдавите немного сока или слегка потрите растением участок тела с нежной кожей (внутренняя сторона предплечья). Если почувствуете жжение (щавелевая кислота), заметите возникновение сыпи или отечности, то это будет свидетельствовать о том, что данное растение не годится для употребления в пищу. Губы, рот, язык. Положите небольшой кусочек в рот. Подержите несколько секунд. Пожуйте, но не глотайте. Если появились неприятные ощущения, раздражение или жжение во роту, растение не съедобно. Проба. Проглотите небольшое количество и понаблюдайте за своим самочувствием в течение 5 часов. В это время не ешьте ничего другого и не пейте. Еда. При отсутствии неприятных ощущений, например, жжения во рту, повторяющейся отрыжки, тошноты, боли в желудке или кишечнике, растение можно считать съедобным и употреблять в пищу. Если какая-то часть растения съедобна, то это не значит, что все растение съедобно. Внимательно относитесь к любой части растения!Не злоупотребляйте питанием одним и тем же растением. При потреблении в больших количествах или длительное время растение может оказать нежелательное лекарственное действие. Используйте молодые побеги растений.При сборе растительных даров надо соблюдать осторожность. Около 2% растений могут вызвать тяжелые и даже смертельные отравления. Для предупреждения отравления, необходимо различать ядовитые растения и грибы: вороний глаз, волчье лыко, вех ядовитый (цуката), белена горькая, дурман вонючий, наперстянка, болиголов пятнистый (омег), красавка (белладонна), бледная поганка, мухомор, ложный опенок, ложная лисичка, желчный гриб, сатанинский гриб.Пища животного происхождения вкусна и сытна, но требует термической обработки и определенных навыков в добыче. В зимнее время года она почти единственная.Рыбу можно ловить, даже если нет крючков и лески, выбрасыванием ее на берег, метанием копья, оглушением жердью, с помощью изготовленных сетей, экранов, корчаг и т. д. Если навыков рыбной ловли нет, не отчаивайтесь, проявите терпение, смекалку, наблюдательность – и все получится.При охоте необходимо учитывать, что у животных хорошее обоняние и слух. Старайтесь избавиться от своего запаха. Используйте направление ветра при подходе к животному и установке ловушек. Учитесь читать следы и повадки животных.Помните, что вы находитесь на территории, которая может являться владением хищного животного.Изготовьте лук, стрелы, копье и палицу. Научитесь этим владеть. Это необходимо для охоты и защиты.3. Огонь Огонь обеспечивает тепло, сигнализацию, защиту от хищных животных и насекомых; кипятит воду; готовит пищу; сохраняет продукты питания; нагревает металл для изготовления инструментов; обжигает горшки.Вы должны научиться разжигать огонь в любом месте и при любых обстоятельствах. Знать теоретически все способы разведения костра - недостаточно, надо овладеть ими на практике, чтобы применять, не задумываясь. Трут, топливо. Место для костра Трут – это любой материал, который достаточно легко загорается. Береста, трава, деревянные стружки, распушенная вата, еловые шишки, сосновые иголки, мох, размельченные грибы – отличный трут, при условии, что они достаточно сухие.Чтобы огонь разгорелся быстрее, используйте сухие дрова. Когда костер разгорится, в него можно подкладывать зеленые и сырые дрова.Лучшие дрова – те, которые дают много тепла и хорошо горят. Это дрова из кедра, сосны, ели, дуба, березы, ивы. Мало тепла дают осина, пихта.При заготовке топлива следует знать, что сырые и гнилые дрова дают много дыма, долго тлеют. Мелкий хворост прогорает за 2-3 минуты. Дрова должны быть заготовлены на всю ночь и утро.Другие виды топлива: помет животных (зачастую единственный вид топлива у степных кочевников), торф, уголь (иногда выходит на поверхность), животный жир и сушеная рыба (используется на крайнем севере).Место для костра необходимо выбирать таким образом, чтобы рядом не было деревьев в радиусе 4-6 метров, чтобы это не была низина, в которой после дождя собирается вода, если склон, то пологий, иначе дрова могут раскатиться. Не желательно его размещать близко к водоему или речке, т. к. в ночное время у воды более влажный воздух и холоднее по утрам. Место для костра должно быть расчищено от сухой травы и листьев на 1-1,5м.В зимнее время года расчистите площадку от снега. При глубоком снеге сделайте настил из сырых бревен и на нем разводите костер.Разводите костер на старых кострищах. Если разводите костер на новом месте, то предварительно снимите дерн. Покидая место стоянки, обязательно затушите костер водой, землей, песком и уложить дерн обратно. Не разводите костер на торфяниках. Добыча и разведение огня Огонь можно добыть с помощью: · увеличительного стекла, льда (кусок льда плавится между ладонями до получения линзы); · кремния и куска металла (металлом высекаются искры при ударе по кремнию); · камней (касательными ударами камень о камень); · трения; · огнестрельного оружия. Добыча огня трением. 1. С помощью "огненного лука". Оберните тетиву лука один раз вокруг стержня. Стержень установите в углубление на куске дерева. Чтобы усилить трение, насыпьте в углубление сухого песка. Правой рукой возьмите лук и двигайте вперед-назад, чтобы придать стержню вращательное движение. Левой рукой поджимайте стержень, проложив между ладонью и стержнем кусок дерева или камень. 2. С помощью "огненного плуга". Вырежьте прямой паз в дощечке из мягкой древесины, а стержень из твердой. Стержнем делайте быстрые движения вперед-назад по пазу. При этом образуется трут, который затем начинает тлеть.

    3. С помощью проволоки (струны). Прочную проволоку пропустите в расщелину куска сухой древесины, возьмитесь за концы проволоки и совершайте поступательные движения, протягивая проволоку одной рукой, а потом другой, постоянно сохраняя натяжение проволоки.



    Просмотров