Работники-мигранты: оформление на работу, особенности трудовых отношений. Трудовой мигрант

Многие компании сегодня активно используют труд мигрантов — жителей ближнего зарубежья. Некоторые даже посылают «вербовщиков» в страны бывшего СНГ, и те привозят в Россию целые бригады строителей, продавцов, работников ЖКХ. Чтобы у организации не было проблем с законом, этих рабочих нужно легализовать — оформить им разрешение на работу и заключить трудовой или гражданско-правовой договор.

Временно пребывающим в РФ считается иностранный гражданин, прибывший в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон N 115-ФЗ).

В безвизовом порядке в Россию, как правило, приезжают граждане стран бывшего СНГ: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины, Узбекистана. Более подробно о том, для граждан каких стран предусмотрен безвизовый режим, можно посмотреть в письме МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд. В частности, без визы могут приезжать в РФ граждане Бразилии, Венесуэлы, Израиля, Гватемалы.

Для приема на работу «безвизовых» иностранцев работодатель не обязан оформлять приглашение на въезд в Россию и получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 4.5 ст. 13, п. 9 ст. 13.1, п. 2 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).

Однако нужно помнить, что трудиться в России иностранец может только на основании разрешения на работу. Без этого документа работодатель не вправе допустить иностранца к работе (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность (п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ):

— для должностных лиц — штраф в размере от 25 000 до 50 000 руб.;

— для компаний — от 250 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Доля мигрантов в бизнесе

На каждый год правительство РФ устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта. Поэтому компаниям с такими видами деятельности, прежде чем принимать на работу иностранцев, нужно определить, сколько человек они могут трудоустроить. На 2014 г. допустимая доля иностранных работников составляет (постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1191):

— для розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво — в размере 15% общей численности работников;

— для розничной торговли фармацевтическими товарами, торговля в палатках и на рынках, прочая розничная торговля вне магазинов — 0%;

— для прочей деятельности в области спорта — 25%.

За несоблюдение этих пропорций полагается (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ):

— руководителю компании — штраф в размере от 45 000 до 50 000 руб.;

— организации — штраф от 800 000 до 1 000 000 руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.

Для белорусов и казахов — льготные условия

Между Россией, Казахстаном и Белоруссией заключено Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. (вступило в силу с 1 января 2012 г. на основании решения Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9). Этот документ предусматривает определенные привилегии для граждан Республики Беларусь и Казахстана при найме на работу в РФ:

— на них не распространяются ограничения по защите национального рынка труда;

— им не нужно иметь разрешение на работу;

— о заключении и расторжении договора с такими мигрантами работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС и занятости.

Документы для разрешения

Разрешение на работу «безвизовый» иностранец может получить самостоятельно либо через своего представителя (п. 2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Представителем может быть и будущий работодатель.

Для получения разрешения на работу потребуются следующие документы (п. 2, 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

  1. Заявление о выдаче разрешения на работу по форме, утвержденной приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370.
  2. Трудовой или гражданско-правовой договор (при наличии).
  3. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Как правило, это паспорт (п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ).
  4. Миграционная карта с отметкой пограничников о въезде иностранного гражданина в РФ или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче ему миграционной карты. Если миграционная карта не представлена, орган ФМС все равно обязан принять заявление. В этом случае сотрудники миграционной службы сами проверят соответствующие сведения (подп. 2 п. 3, п. 5 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
  5. Квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу в размере 2000 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Эту квитанцию можно и не предоставлять — главное, чтобы пошлина была уплачена. ФМС проверит факт уплаты пошлины при помощи Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. Если выяснится, что она не уплачена, заявление не примут.
  6. Документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 188, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. В Перечень входят: ВИЧ-инфекция, лепра, туберкулез, а также инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема венерическая), шанкроид).

Сертификат об отсутствии ВИЧ должен содержать:

— паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; N паспорта или документа, его заменяющего; страна постоянного или преимущественного проживания);

— сведения о планируемом периоде пребывания в РФ;

— информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ-инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).

Сертификат заполняется на русском и английском языках и действителен в течение трех месяцев со дня проведения исследования (Требования к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.95 N 1158).

  1. Доверенность на подачу документов от работника, оформленную на сотрудника компании.

Если работник будет трудиться в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, для получения разрешения на работу потребуется также документальное подтверждение, что работник владеет русским языком на уровне не ниже базового уровня. Для этого пригодится какой-либо из следующих документов (п. 8.1, 8.2 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку;

— документ об образовании, полученном в иностранном государстве. Данное образование должно быть признано в РФ, а документ легализован и переведен на русский язык (ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

— документ государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданный образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 г.;

— документ об образовании и (или) о квалификации, выданный лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории РФ с 1 сентября 1991 г.

Важно. Подтверждение владения русским языком не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным (п. 8.3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Эти документы нужно отдать в территориальный орган ФМС России. Специалисты миграционной службы рассмотрят заявление, проверят документы и не позднее десяти рабочих дней со дня их принятия примут решение (п. 7 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Оформление на работу

На трудовые отношения с участием иностранных граждан распространяются правила, установленные ТК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами (ст. 11 ТК РФ). Поэтому оформлять на работу иностранца нужно в том же порядке, что и российского гражданина, с учетом некоторых особенностей. Для заключения договора с иностранцем потребуются:

— миграционная карта;

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовая книжка российского образца. Если работник впервые заключает трудовой договор в России, трудовой книжки у него нет. Поэтому придется ее оформить;

— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Этот документ нужно требовать с работника, если он уже получал его у прежнего работодателя. В случае, когда иностранец устраивается на работу в России впервые, и с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не меньше шести месяцев в общей сложности в течение года, то работодатель обязан оформить на него свидетельство обязательного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Для тех, с кем заключен договор на срок меньше шести месяцев, свидетельство не обязательно;

Внимание! Нельзя принимать на работу иностранцев, не достигших 18 лет (п. 1 ст. 3 Закона N 115-ФЗ).

— разрешение на работу (если работник его уже получил). Обратите внимание, на территории какого субъекта РФ выдано разрешение — только в этом регионе иностранец имеет право работать (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Нельзя, к примеру, принимать на работу в Москве иностранца, получившего разрешение на работу в Иваново.

К сведению. Вне пределов региона вправе трудиться только иностранцы определенных профессий при направлении в командировку и при разъездном характере работы (п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Эти профессии перечислены в Приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н. К ним относятся машинисты (бетоноукладчика, бульдозера, катка и т.д.), артисты, геологи, матросы. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, не может превышать десяти календарных дней в течение периода действия разрешения на работу при направлении в служебную командировку. А при разъездной работе — не более 60 календарных дней.

Отметим, что договор можно заключать и до получения разрешения. В этом случае имеет смысл предусмотреть, что он вступает в силу только с момента получения иностранным гражданином разрешения на работу. Ведь без него нельзя допускать к работе иностранцев, временно пребывающих на территории РФ — так сказано в п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. При наличии договора его нужно представить в ФМС вместе с заявлением на получение разрешения (подп. 4 п. 3 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).

Срок действия разрешения

При представлении договора разрешение на работу выдается на срок действия договора, но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Россию. Если же договор не представлен, разрешение выдадут только на 90 суток (или меньше) (п. 1 ст. 5, п. 1.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ). Эти сроки могут быть продлены по заявлению мигранта. Для этого он должен не позднее 15 рабочих дней до окончания срока действия разрешения представить в орган ФМС следующие документы (п. 4 ст. 5, п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— заявление о продлении срока действия разрешения на работу;

— трудовой или гражданско-правовой договор;

— сведения о видах трудовой деятельности, осуществлявшейся иностранным гражданином на основании полученного им разрешения на работу, по форме, утв. приказом ФМС от 20.07.2010 N 223;

— документы, подтверждающие отсутствие наркомании и инфекционных заболеваний, предусмотренных Перечнем и сертификат об отсутствии ВИЧ;

— документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Продлевать разрешение до бесконечности нельзя. В любом случае срок временного пребывания мигранта в России должен быть не более одного года со дня въезда в РФ (п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Если срок действия разрешения на работу не продлен, безвизовый иностранец вправе пребывать на территории России 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ). Такое правило действует с 1 января 2014 г. Напомним, раньше максимальный срок пребывания составлял 90 дней без каких-либо дополнительных ограничений. Поэтому многие иностранцы выезжали на день за пределы РФ, получали отметку о пересечении границы и возвращались на работу — еще на 90 дней.

Сообщение в инстанции

Заключив трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, компания должна об этом сообщить (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ):

— в территориальный орган ФМС России, выдавший разрешение на работу;

— в орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения.

Сделать это нужно в течение трех рабочих дней с даты заключения договора (п. 2 Приложения N 6 к приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147, формы уведомлений утверждены этим же приказом).

В эти же органы надо отправлять сообщения о расторжении трудового (или гражданско-правового) договора, а также о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (подп. «м» п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

За неуведомление грозит штраф (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ):

— для должностных лиц — от 35 000 до 50 000 руб.;

— для юридических лиц — от 400 000 до 800 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Обратитесь к юристу прямо сейчас

Задать вопрос юристу
Трудовая миграция - вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социально-культурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др.
Различают внутреннюю трудовую миграцию (в пределах одного государства) и международную - с пересечением государственной границы.

Внутренняя трудовая миграция регулируется национальным законодательством и подзаконными актами, в Российской Федерации - Трудовым законодательством, правительственными постановлениями и инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.
Международная трудовая миграция может носить постоянный характер, т.е. она связана с переездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носит трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени. Международная трудовая миграция регулируется Конвенцией о защите прав всех трудящихся, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции № 45/158 от 18 апреля 1990 г., которая определяет термин «трудящийся-мигрант» как лицо, которое будет заниматься или занимается оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не являются.

Цели политики в области трудовой миграции, вытекающие из общепризнанных международных норм:

  • реализация права граждан на свободу перемещений;
  • содействие сокращению безработицы и облегчению ситуации на национальных рынках труда;
  • повышение благосостояния трудящихся;
  • защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в странах пребывания.
Общее понятие трудящегося-мигранта в конвенции конкретизируется в определениях отдельных категорий мигрантов. Выделены приграничные мигранты, вынужденные на пути на работу или домой регулярно (ежедневно или реже) пересекать государственную границу, сезонные рабочие, «моряки», рыбаки - лица, нанятые для работы на судах; работающие по найму на основе контракта. К трудящимся-мигрантам конвенция относит также и мигрантов, работающих не по найму, но которые являются трудящимися-мигрантами, занимающимися вознаграждаемой деятельностью, отличной от работы по договору по найму, и которые обеспечивают за счет такой деятельности средства своего существования, работая, как правило, самостоятельно или совместно с членами своей семьи, а также любых иных трудящихся-мигрантов, работающих не по найму, в соответствии с применяемым законодательством государства.
Конвенция трактует трудящихся-мигрантов не столько как экономических, сколько как социальных субъектов.

Причинами международной трудовой миграции являются:

  • неравномерность мирового экономического развития;
  • неравенство доходов и возможностей в разных странах, в частности между промышленно развитыми и развивающимися странами;
  • дисбаланс населения, проявляющийся в избытке рабочей силы в развивающихся странах и в ее недостатке в определенных отраслях в развитых странах.
Трудовая международная миграция осуществляется как в законной, так и незаконной формах.

Международная трудовая миграция является распространенным явлением - по данным МОТ, ежегодно в поисках работы в мире перемещается около 20 млн. легальных мигрантов. Общие масштабы этих потоков трудно установить, так как не все страны осуществляют такой контроль, и не все из них сообщают о потоках трудовой миграции, но это явление, несомненно, имеет существенные и растущие масштабы. Международные мигранты - это работники различных квалификаций. Верхнюю строчку в этом списке занимают специалисты и управляющие, которые перемещаются в рамках внутренних рынков труда транснациональных корпораций при расширении торговли или направлении прямых иностранных инвестиций. Тем не менее ведущее место в современных миграционных потоках занимают и работники, меняющие место жительства с целью заполнения рабочих мест, не требующих квалификации, в тех нишах рынка труда, которые оставляют свободными работники принимающей страны, перемещающиеся на лучшие рабочие места. Критерии, которые чаще всего при этом применяются, основаны на предполагаемой продолжительности пребывания, что отражает положение, в соответствии с которым контроль за въездом и пребыванием в стране является ключевым аспектом национального суверенитета.
Большинство трудящихся-мигрантов въезжают в другую страну по одной из следующих трех причин:

  1. миграция в целях постоянного проживания, которая в первую очередь охватывает высококвалифицированных мигрантов, лиц, въезжающих в целях воссоединения семьи, и беженцев;
  2. миграция на определенное время для всех видов занятости;
  3. временная миграция для трудоустройства на определенный срок.
Разрешается въезд мигрантов для заполнения сезонных рабочих мест, для выполнения работ в рамках определенного проекта вплоть до его завершения, например, в сфере строительства, а также лиц, оказывающих услуги, студентов и учащихся.

Несмотря на то, что мигранты из развивающихся стран могут занимать практически любые виды рабочих мест, они, как правило, концентрируются на нижнем уровне шкалы занятости. В основном они выполняют опасную и трудную работу, причем такие рабочие места, как правило, сохраняются именно за мигрантами.

Многие государства приветствуют приезд специалистов из других стран. В России в последние годы происходит сокращение общего миграционного притока и прироста численности постоянного населения за счет миграции. На смену иммиграции на постоянное место жительства пришла временная трудовая иммиграция, закрывая ниши в потребностях экономики. При этом масштабы официального привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации увеличивались.

Широко используемое в России слово «гастарбайтер» пришло к нам из немецкого языка, в котором «gastarbeiter» в дословном переводе означает «гость-работник». Так сложилось, что гастарбайтерами у нас в основном стали называть граждан стран ближнего зарубежья (чаще всего из южных республик бывшего СССР), приезжающих в Россию на заработки.

По не вполне понятной причине некоторые люди придают этому слову негативный смысл, хотя такое отношение нельзя назвать оправданным, ведь граждане из стран СНГ работают в основном в тех отраслях, в которых зачастую не хотят работать сами россияне, восполняя таким образом имеющийся дефицит рабочих рук. Российские работодатели охотно принимают данную категорию работников, но делать это следует на законном основании, в строгом соответствии с миграционным законодательством, за нарушение которого предусмотрены серьезные штрафы.

Кодекс об административных правонарушениях РФ, статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Приведем краткие инструкции для работодателя, намеренного оформить к себе на работу иностранных граждан, отдельно для безвизовых и визовых стран.

а) Прием на работу граждан безвизовых стран (ближнего зарубежья)

1. Выясните, есть ли у мигранта ранее полученный трудовой патент. При его наличии переходите к пункту 3, при отсутствии — к пункту 2.

2. Направьте принимаемого иностранного работника в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России для оформления патента, дающего право на работу в российских организациях и у индивидуальных предпринимателей. Помощь в получении трудового патента может оказать наша компания.

Гражданам Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана получать патент не требуется, они имеют право работать в российских предприятиях и организациях на тех же правах, что и россияне.

3. Заключите с иностранцем трудовой или гражданско-правовой договор. О факте заключения договора необходимо уведомить УВМ ГУ МВД.

УВМ ГУ МВД также следует уведомлять о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы на срок более одного календарного месяца в течение года и о прекращении заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора.

б) Прием на работу граждан визовых стран (дальнего зарубежья)

1. Не позже, чем за месяц до обращения в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России (см. следующий пункт) заявите в Центр занятости населения о наличии вакансий, на которые предполагается прием иностранных работников.

2. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для получения Вашей организацией Разрешения на право привлечения и использования иностранных работников. На этом же этапе через УВМ ГУ МВД необходимо оформить иностранным гражданам «трудовые» приглашения для получения ими въездных виз, дающих право на трудоустройство в России, изначально выдаваемых на срок не более 90 суток.

Помните, что иностранцы из визовых стран могут работать в России только при наличии «рабочих» («трудовых») виз. Туристические и бизнес-визы не дают такого права.

3. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для получения разрешений на работу в Вашей компании для конкретным иностранным работникам.

4. Поставьте иностранца на миграционный учет в течение 7 рабочих дней с момента прибытия, обратившись для этого в УВМ ГУ МВД.

5. После заключения трудовых договоров сообщите о приеме иностранцев на работу в УВМ ГУ МВД.

6. Обратитесь в УВМ ГУ МВД для продления работникам рабочих виз на срок до 1 года (если предполагается, что они будут работать и после окончания срока действия «первичной» визы).

Все вопросы, связанные с приемом иностранных работников («гастарбайтеров»), Вам всегда поможет решить Компания «Петролекс». Подробности — на соответствующих страницах сайта.

Есть вопросы? Перейдите в Контакты и свяжитесь с нами или отправьте сообщение с помощью этой формы обратной связи:

Все поля обязательны для заполнения.

Это — мобильная версия сайта, адаптированная для сматрфонов и аналогичных устройств с небольшим размером экрана. Для просмотра полной версии зайдите на страницу с таким же адресом на настольном компьютере или ноутбуке.

Трудовые мигранты перечислили 29 миллиардов рублей в региональные бюджеты за первые семь месяцев этого года. За такой же период в прошлом году сумма была меньше - 25,9 миллиарда. Это деньги, которые гастарбайтеры заплатили за патенты.

При этом, как отмечают эксперты РАНХиГС, выходцы их этих же стран чаще всего становятся жертвами нерадивых работодателей, полицейских, чиновников, судей...

В Центр комплексной правовой поддержки мигрантов, который бесплатно оказывает юридическую помощь, за год обратились 6,5 тысячи мигрантов. В основном - выходцы из Средней Азии, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана. "Чаще всего в правовой помощи нуждаются не нелегалы, не женщины и дети, не тяжело больные иностранцы, а именно взрослые, здоровые, полностью документированные мужчины, принадлежащие к "видимым меньшинствам", - сказал "РГ" Вячеслав Поставнин. Поводом для обращения послужили такие события, как необоснованное задержание полицией, открытое вымогательство, при задержании людей унижали. "70 процентов обратившихся пожаловались на необоснованное задержание полицией, пять процентов - на необоснованный запрет на въезд", - уточняет президент фонда "Миграция XXI век" Вячеслав Поставнин.

Что радует? Стремление мигрантов легально работать в России. Это достаточно отчетливо доказывает статистика

Тем не менее трудовые мигранты продолжают искать в России лучшей жизни. По данным экспертов РАНХиГС, к началу лета в Россию приехали почти 10 миллионов иностранцев, из них 4,2 миллиона - трудовые мигранты (люди, указавшие при въезде, что их цель в России - "работа по найму"). Это на 300 тысяч человек больше, чем год назад.В основном едут из стран СНГ. А поток из дальнего зарубежья, наоборот, сократился. Число иностранцев, приехавших из развитых западных стран, более чем в 2,5 раза меньше показателей докризисного 2014 года, а по отдельным странам, таким, как Италия, Испания, США, Великобритания, - в 3-7 раз. В то же время единственные страны - члены СНГ, откуда трудовых мигрантов стало меньше,- это Украина и Молдавия.

Что радует? Стремление трудовых мигрантов легализоваться на рынке труда России. Оно проявилось отчетливо, что доказывает и статистика. "Мигранты понемногу адаптируются и к новым правилам, и к новой экономической реальности, чего нельзя сказать о российских работодателях, которые, напротив, не торопятся оформлять мигрантов: число присланных ими уведомлений о заключении договоров с иностранными работниками снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - говорится в исследовании РАНХиГС.

По мнению руководителя научно-исследовательского центра социально-экономических проблем народонаселения МПСУ Ольги Воробьевой, нарастающий приток трудовых мигрантов говорит о том, что на них начал расти спрос. "Случаев, когда мигрант бы ехал в никуда, а не найдя работы, возвращался домой, практически нет. Большинство знают, куда и зачем едут, где будут работать", - говорит она. В основном они трудятся в сельском хозяйстве, строительстве, выполняют дорожные работы.

Кроме того, иностранцы адаптировались к патентной системе (поначалу многим казалось, что платить по патенту дорого), к низкому курсу рубля и к нарушению их прав (относятся к этому как к неизбежности), продолжает эксперт. Да и деваться им особо некуда. В странах исхода с работой напряженка. А ехать в дальнее зарубежье не очень перспективно и еще более дорого, чем в Россию. Тем более что там много мигрантов из других стран - Африки, Азии, Ближнего Востока. И наших узбеков-таджиков там никто не ждет. "Рынки труда условно поделены", - признается Воробьева.

Инфографика "РГ" / Александр Смирнов / Марина Гусенко

А как у них?

Швейцария готовит "амнистию" для мигрантов

В Швейцарии действует двойная система легализации иностранных работников.

Граждане стран Евросоюза и стран - членов Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA) пользуются преимуществами при трудоустройстве. Они могут свободно жить и работать в Швейцарии (некоторые ограничения действуют для новых членов ЕС - Болгарии, Хорватии и Румынии).

Для граждан других стран действуют такие условия. Во-первых, они могут работать в Швейцарии только в качестве руководителей высшего звена, специалистов и других квалифицированных сотрудников. Разрешения на работу выдаются исключительно с учетом экономических интересов Швейцарии.

Во-вторых, они имеют право на заработную плату и условия труда, аналогичные тем, которые предоставляются гражданам Швейцарии.

В-третьих, получают разрешение на работу только в случае, если на соответствующее место не претендует ни один гражданин Швейцарии, страны ЕС или страны - члена Европейской ассоциации свободной торговли.

Чтобы в первый раз приехать на работу в Швейцарию, нужно получить приглашение от работодателя, который, в свою очередь, должен получить разрешение от властей на наем этого специалиста. После приезда работники оформляют вид на жительство. Если вы отработали в Швейцарии минимум 12 месяцев в течение двух лет по трудовой визе и оплачивали страхование по безработице, то вам положено пособие по безработице в случае увольнения. Ваш вид на жительство обычно продлевают на тот срок, который действует пособие (обычно около года). Есть шанс найти новую работу прежде, чем вам придется уезжать из страны.

В Швейцарии 24-25 процентов населения - граждане других государств, прежде всего из Италии и Германии. По оценкам Государственного секретариата по вопросам миграции Швейцарии, в стране работают 76 тысяч нелегальных иммигрантов. Большинство - из стран Южной и Центральной Америки и Восточной Европы. Работают обычно в частных домах уборщиками, нянями и помощниками на фермах.

В случае обнаружения нелегалов и работодателю, и работнику грозит как тюремный срок (до года), так и штраф (для работодателя выше, чем для работника).

Кантоны Швейцарии рассматривают и другие способы борьбы с нелегальными мигрантами. Например, Женева, где их особенно много, планирует "амнистию" - легализовать часть мигрантов, отдавая предпочтение тем, кто финансово независим, хорошо интегрировался в общество и не нарушал законов.

В международном обмене товарами, деньгами и научно-технической информацией важную роль играет трудовая миграция. Идея работы за границей очень популярна - мигрантов не останавливают ни границы между странами, ни расстояния. По разным причинам переезжают даже жители благополучных стран. Что толкает человека на такие перемены?

Что такое трудовая миграция

Существует несколько типов международных мигрантов:

  • поселенцы, прибывшие на постоянное жительство;
  • рабочие по контракту, прибывшие на ограниченный период;
  • квалифицированные специалисты (сотрудники международных компаний, преподаватели, студенты);
  • беженцы;
  • лица, ищущие убежища.

Цель некоторых из них состоит в том, чтобы найти работу, следовательно, международная трудовая миграция - это пересечение границы страны своего гражданства для вступления в трудовые отношения с работодателями за рубежом.

Существуют следующие виды трудовой миграции:

  1. Безвозвратная: мигрант покидает свою страну навсегда и выезжает на ПМЖ в принимающее государство.
  2. Длительная: пребывание за границей длится 1-6 лет.
  3. Сезонная: кратковременное (не более одного года) пребывание в стране, обусловленное работой в отраслях хозяйства, имеющих сезонный характер: туристические услуги, рыбная ловля, сельское хозяйство.
  4. Маятниковая: ежедневное пересечение границы для работы в соседней стране.
  5. Нелегальная: несанкционированный въезд в другую страну на работу или законное пребывание с нелегальным трудоустройством.
  6. Перемещение высококвалифицированных кадров: ученых, специалистов редких профессий, представителей мира искусства, спортсменов.

Те, кто выезжает в служебную командировку за границу, и так называемые “челноки” не считаются трудовыми мигрантами.

Масштаб процесса

По сведениям, обнародованным IOM (Международной организацией по миграции), в 1960 г. около 3,2 млн человек стали трудовыми мигрантами. К началу 1995 г. их число превысило 35 млн, в 2008 г. достигло 93 млн (что составляет 3% мировых трудовых ресурсов). К 2010 г. насчитывалось 215,8 млн официальных мигрантов и около 100 млн нелегальных трудящихся.

Если учесть, что мигранты переезжают вместе с членами семьи, реальные цифры вдвое и даже втрое больше. Масштабы миграции по всему миру непрестанно увеличиваются, и этот процесс имеет позитивные и негативные стороны как для принимающей страны, так и для государства-донора.

Главные центры применения иностранных ресурсов

Трудовые миграции в мире вот уже десятилетиями неизменно набирают обороты. После Второй мировой войны сформировались традиционные центры трудовой миграции:

  • Канада;
  • Австралия;
  • Новая Зеландия;
  • Южная Африка;
  • Южная Америка.

Со временем появились новые центры миграции рабочих. К ним можно отнести Израиль: в 1948-1963 гг. страна приняла 1 млн иммигрантов. Затем рабочую силу стала привлекать Западная Европа.

В странах ЕС в 2000 году число мигрантов достигло 16 млн.

Нельзя не упомянуть и нефтедобывающие государства Персидского залива, ставшие еще одним центром притяжения иностранных рабочих.

Миграционная ситуация в РФ

Экономическое развитие России во многом зависит от трудовой миграции в страну и по ее территории. Термин «внутренняя миграция» означает перемещение в пределах государства между административными субъектами, экономико-географическими районами или населенными пунктами.

Переезды граждан из одного города или региона в другой, а также из села в город - распространенное явление. Некоторые районы настолько привлекают приезжих, что это вызывает обеспокоенность демографов. Появилось понятие «западный дрейф», характеризующее перемещение населения Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть России, к юго-западу от линии Санкт-Петербург - Екатеринбург - Барнаул. Этот процесс вызывает сокращение численности восточных регионов, что может обострить проблему национальной безопасности.
Согласно данным ГУВМ МВД (ФМС), тенденция последних трех лет, заключающаяся в постепенном сокращении числа временных мигрантов в России, продолжилась и в 2019 г. Небольшой рост численности иностранцев осенью 2019 г. по сравнению с 2017 г. вряд ли существенно повлияет на общий тренд. На 1 декабря 2019 г. на территории РФ пребывало 9,93 млн иностранцев (на 1 декабря 2017 г. – 9,62 млн).

Подавляющее большинство временных мигрантов – граждане стран СНГ: на 1 декабря 2019 г. их было 8,38 млн человек (84%). Среди них лидируют представители стран Средней Азии и Украины.

Из всех стран ЕАЭС рост временной миграции в Россию показывает только Киргизия, растет миграция из Азербайджана, объемы ее уже достигли и даже немного превысили показатели докризисного 2013 г. Наблюдается восстановление объемов временной миграции из Таджикистана и Узбекистана, однако докризисные значения пока не достигнуты (отставание по сравнению с 2013 г. на 5 и 25% соответственно). Продолжает сокращаться временная миграция из Украины (с 2016 г.) и Молдавии (с 2015 г.).

Не меняется базовый тренд сокращения численности иностранцев из развитых западных стран, небольшие колебания по отдельным государствам мало влияют на общую картину.

По сравнению с 2017 годом сократились такие виды миграции, как работа по найму, служебные, туристические и частные поездки, по сравнению с докризисными показателями – все виды миграции, за исключением коммерческой и учебной (они остались на столь же низком уровне, что и ранее).

Основания для перемещения населения

Внутренняя трудовая миграция в России главным образом обусловлена:

  • неравномерным распределением трудовых ресурсов в разных районах;
  • разным уровнем образования;
  • недостатком квалифицированных или неквалифицированных кадров;
  • неравномерностью социально-экономического развития;
  • отличиями в уровне заработной платы и социального обеспечения;
  • безработицей.

Наибольшее число мигрантов притягивают крупные экономические центры. Они могут предложить приезжим богатый рынок труда с достаточно высоким уровнем заработной платы, а также развитую инфраструктуру и другие блага цивилизации. Прежде всего это Москва и Санкт-Петербург.

Донорами становятся регионы со сложной ситуацией на рынке труда, низкими зарплатами, уровнем жизни и невысоким рейтингом инвестиционной привлекательности.

Осуществлять правовое регулирование вопросов, связанных с внутренним перемещением рабочих ресурсов, уполномочен отдел трудовой миграции в Министерстве труда и соцзащиты РФ.

Кроме экономических факторов, имеющих для людей первостепенное значение, есть и другие причины трудовой миграции в России. К ним относятся природно-климатические факторы. Большей привлекательностью отличаются центральные и южные районы страны. Дело не только в более благоприятном климате - погодные условия связаны с экономической деятельностью в аграрном секторе.

Проблемы и успехи мигрантов в России: видео



Просмотров