Почему в перечень основных мероприятий предусмотренных. Почему официальные энергосберегающие мероприятия для многоквартирных домов не приводят к экономии теплопотребления? Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

1.2.4.1. Принципы организации защиты от ЧС

Принципы защиты - это основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.

Основные принципы защиты населения:

мероприятия по обеспечению безопасности проводятся за­благовременно на всей территории России (во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах экономики), т.е. принцип заблаговременности (превентивности) проведения мероприятий защиты;

планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, т.е. принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам;

ликвидация ЧС должна осуществляться силами и средствами. организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, т.е. принцип самостоятельности ликвидации ЧС. Только для ликвидации крупномасштабных ЧС привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

все мероприятия по защите в ЧС должны выполняться, по возможности, параллельно (укрытие в защитных сооружениях, обеспечение СИЗ и эвакуация людей, оборудование подъездных путей, тушение пожаров, перекрытие магистральных газовых и с ОХВ трубопроводов и т.д.) с привлечением максимально возможного количества сил и средств, т.е. принцип комплексности проведения мероприятий защиты.

Реализация принципов защиты населения должна проводиться под руководством органов исполнительной власти всех уровней и руководителей объектов экономики, которые несут за это ответственность. Обязательным является неукоснительное соблюдение персоналом ОЭ и населением правил поведения и действий в ЧС.

В соответствии с принципом заблаговременности проведения мероприятий защиты отделы (управления) ГОЧС всех уровней должны выполнить следующую работу:

создать, проверить и поддерживать в постоянной готовности систему связи и оповещения персонала ОЭ и населения о ЧС;

организовать непрерывное наблюдение и контроль за обстановкой на OЭ и окружающей средой с целью раннего выявления возможного развития ЧС;

накопить фонд защитных сооружений для персонала ОЭ и населения;

спланировать и подготовиться к эвакуации персонала ОЭ и населения;

подготовить пункты временного размещения и длительного проживания эвакуируемых;

накопить необходимое количество средств индивидуальной защиты для обеспечения ими персонала ОЭ и населения;

организовать обеспечение защиты продовольствия, воды от различных видов заражения;

спланировать и отработать медико-профилактические и ле­чебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;

спланировать и выполнить все мероприятия по обеспечению устойчивой работы ОЭ в условиях ЧС и другие работы.

1.2.4.2. Основные способы защиты от ЧС

Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС являются:

инженерная защита, т.е. укрытие людей в защитных сооружениях;

эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС;

использование средств индивидуальной защиты.

В зависимости от конкретных условий используется тот или иной способ защиты или несколько способов одновременно.

Однако следует заметить, что эффективность защиты не может быть достигнута только этими способами. Для их обеспечения проводится ряд мероприятий защиты как до выполнения этих способов, так и после их выполнения.

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

предупредительные мероприятия;

защитные мероприятия;

аварийно-восстановительные мероприятия (работы).

К предупредительным относятся мероприятия, проводимые заблаговременно:

предупреждение чрезвычайных ситуаций;

планирование защиты ОЭ и населения от ЧС;

создание фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;

обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС;

подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

К защитным мероприятиям относятся:

выявление и оценка обстановки в ЧС, в том числе путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;

оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;

укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения;

использование средств индивидуальной защиты;

дозиметрический и химический контроль;

медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением;

организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

К аварийно-восстановительным работам (мероприятиям) относятся первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

Предупредительные мероприятия

1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также подготовку к чрезвычайным ситуациям.

Важное место в предотвращении ЧС занимает прогнозирование возникновения ЧС. Техногенные аварии (катастрофы) с допустимой вероятностью можно спрогнозировать и на основе анализа причин, по которым аварии могут произойти, принять меры по их предотвращению.

Есть определенные наработки в вопросе прогнозирования опасных природных явлений, но их человек (и в целом человечество) полностью предотвратить не может.

Профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации предполагает проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них.

Профилактика техногенных ЧС заключается в недопущении аварий (или предотвращении возникновения источника ЧС) путем исключения технических (проектных, строительно-монтажных и эксплуатационных) ошибок и повышения надежности и устойчивости объекта, а также устранения причин аварий за счет соблюдения технологии строительства, технологии и регламента эксплуатации, правил и мер безопасности.

Под подготовкой к чрезвычайным ситуациям понимается комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созданию на определенной территории или на потенциально опасном объекте условий для защиты населения и материальных ценностей, от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения эффективных действий органов управления, сил и средств РСЧС по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Одним из мероприятий предотвращения ЧС техногенного характера является декларирование безопасности промышленного объекта.

Декларирование безопасности промышленных объектов предполагает прогнозирование возможных рисков (отказов аварий) на проектируемом объекте и анализ ранее свершившихся отказов и аварий на функционирующем объекте и на этой основе определение мер по обеспечению безопасности производства и обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации ЧС.

Данная декларация разрабатывается на основании постановления Правительства РФ от 01.07.95 № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».

Рассмотренный перечень мероприятий позволяет либо предотвратить техногенную ЧС, либо уменьшить масштабы ее воздействия на людей, т.е. защитить человека.

Планирование защиты ОЭ и населения от ЧС

Для уменьшения возможных масштабов последствий ЧС забла­говременно проводится подготовка ПОО, территории и населения. Она складывается из планирования и проведения инженерно-технических и специальных мероприятий ГО, подготовки материальной базы, подготовки персонала и населения к действиям в ЧС (обучение), подготовки и обучения формирований ГОЧС.

Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях - это комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, ИТ и СМ, заблаговременно проводимых на территории субъектов Российской Федерации с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

В интересах ГО осуществляется подготовка загородной зоны (на случай эвакуации ОЭ и персонала в эту зону), усовершенствуются транспортные магистрали, резервируются водоисточники и т.д.

При проведении инженерно-технических мероприятий местность оборудуется специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными, противоселевыми, противооползневыми и др.). Кроме того, осуществляется надзор за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов).

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях включает комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий РСЧС, осуществляемых на объекте народного хозяйства с целью:

обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайной ситуации;

создания условий для предотвращения аварий или катастроф;

противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайной ситуации;

предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения;

оперативного проведения неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.

На каждом объекте экономики для организации его защиты от чрезвычайных ситуаций разрабатывается перечень различных документов . Основными из них являются:

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

план гражданской обороны объекта;

план эвакуации объекта.

Текущая работа комиссии по ЧС (КЧС) и отдела по делам ГОЧС организуется на основе приказов и распоряжений начальника ГО объекта и в соответствии с годовыми планами работ КЧС и отдела по делам ГОЧС.

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС объекта» разрабатывается на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности с учетом их специфики. Этот план содержит два раздела.

Первый раздел - «Краткая географическая и социально-эконо­мическая характеристика объекта и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС» включает:

структурные элементы объекта, их характеристику; перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории;

краткую оценку возможной обстановки на объекте при возникновении ЧС;

перечень предупредительных мероприятий по защите объекта и их ориентировочный объем, по предотвращению и снижению последствий ЧС.

Второй раздел – «Мероприятия по защите при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий» включает:

мероприятия при угрозе возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);

мероприятия при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим ЧС);

обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР;

проведение АСДНР;

организацию взаимодействия между органами и силами, при­влекаемыми к действиям в ЧС;

управление мероприятиями и действиями в ЧС.

«План гражданской обороны объекта» определяет организацию и порядок перевода объекта с мирного на военное время, порядок работы в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.

В структурных подразделениях ОЭ планы гражданской обороны не разрабатываются. В них должны иметься выписки из плана ГО объекта, определяющие порядок оповещения, получения средств индивидуальной защиты, проведения эвакуации, а также состав и задачи гражданских организаций ГО, формируемых данным подразделением.

Начальники служб ГО объекта разрабатывают планы служб по обеспечению мероприятий ГО.

Планы гражданской обороны ОЭ разрабатываются отделом ГОЧС во взаимодействии с руководителями структурных подразделений объекта, подписываются начальником отдела ГОЧС, согласовываются с вышестоящими управлениями ГОЧС и утверждаются начальником ГОЧС объекта.

План гражданской обороны ОЭ состоит из трех разделов и приложений.

Первый раздел «Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника» включает:

краткую характеристику объекта; особенности, влияющие на организацию и ведение ГО на объекте;

краткую оценку возможной обстановки на объекте после нанесения ударов противником (радиационной, химической и биологической обстановки; степени разрушения зданий, потерь персонала; объем АСДНР);

выводы из оценки возможной обстановки.

Второй раздел «Выполнение мероприятий ГО на объекте при планомерном приведении ее в готовность» включает: объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности ГО и организацию защиты персонала и членов их семей, управления и связи, выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта, проведе­ния АСДНР, основных видов обеспечения и взаимодействия с терри­ториальными органами по ГОЧС.

Третий раздел «Выполнение мероприятий ГО на объекте при вне­запном нападении противника» включает: организацию и проведение мероприятий по сигналам о воздушной опасности («Воздушная тревога») и об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»).

«План эвакуации объекта» должен состоять из:

текстовой части (эвакуации в ЧС природного и техногенного характера; эвакуации и рассредоточения в военное время);

приложений (перечень исходных данных для планирования эвакуационных мероприятий; данные по численности и категориям персонала и членам их семей, а также по состоянию дорожно-транспортной сети, транспорта, медицинского обес­печения эвакуации и эвакуационных органов).

План эвакуации (рассредоточения) разрабатывается эвакокомиссиями на картах с пояснительной запиской и осуществляется на основании «Приказа начальника ГО объекта о проведении эвакуации и рассредоточения».

В соответствии с «Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС» и «Планом гражданской обороны» объектов экономики предусматриваются организация радиационной и химической разведки, укрытие персонала в защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях - ПРУ), обеспечение фильтрующими средствами защиты органов дыхания (СИЗОД), антидотами, радиопротекторами, противобактериальными средствами и средствами обеззараживания, т.е. создание различных фондов.

К сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что строительство защитных сооружений практически прекратилось, а 12% имеющихся убежищ и ПРУ приведено в негодность.

Фонд защитных сооружений (ЗС) на ОЭ должен обеспечивать укрытие наибольшей рабочей смены (НРС). При недостатке ЗС в ранее упомянутых «Планах...» должно быть запланировано строительство быстровозводимых убежищ (БВУ) и простейших укрытий (щелей, траншей, землянок, блиндажей). Но для этого необходимо предусмотреть силы, средства и строительные материалы.

До получения СИЗОД персонал ОЭ должен воспользоваться простейшими ватно-марлевыми повязками (ВМП) и противопыльными тканевыми масками (ПТМ), запасы которых нетрудно создать на ОЭ. ВМП и ПТМ надежно защищают органы дыхания человека от РВ, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Но если их увлажнить 2%-ным раствором питьевой соды или 5%-ным раствором лимонной кислоты, то будет обеспечена в определенной степени защита соответственно от паров хлора и аммиака. В связи с этим во всех структурных подразделениях ОЭ (ближе к персоналу) должны быть созданы запасы питьевой соды, лимонной (уксусной), борной кислоты и др., а также обеззараживающих веществ.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций является важнейшей задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основным объектом защиты является личность с её правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера включает в себя комплекс специальных мероприятий, среди которых можно выделить следующие: оповещение (предупреждение) и информирование населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуация людей из опасных зон и районов; инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита; рекомендации населению по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, предусматривают своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования систем радиовещания, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

При угрозе и возникновении техногенной аварии или катастрофы экстренной мерой по защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

    Внимание
    Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учётом рекомендаций органов ГОЧС, которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.

В целях подготовки к чрезвычайным ситуациям происходит строительство новых и реконструкция (ремонт) существующих инженерно-технических сооружений, предназначенных для защиты населения и территорий от поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера являются:

  • укрытие людей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях: подвальных помещениях, цокольных этажах, в подземных пространствах объектов торгово-социального назначения;
  • использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно- и химически опасным объектам;
  • предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путём обваловки (насыпания привозного грунта) или заглубления ёмкостей АХОВ.

Одним из наиболее эффективных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны, которые предназначены для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения защищённости населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера разработаны специалистами МЧС России рекомендации для населения страны по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии

  • Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или плёнку. Органы дыхания лучше всего закрыть ватно-мар-левой повязкой, которую можно легко изготовить в домашних условиях.
  • Если вы находитесь в своём доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприёмник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приёму информации о дальнейших действиях.
  • Если радиационная авария ещё не произошла, то обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или плёнку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы. Если радиационная авария уже произошла, то помещать открытые продукты в герметичные упаковки поздно. На этот случай в доме необходимо иметь запас консервов.

Как действовать при химической аварии

  • При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприёмник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и о рекомендуемых действиях.
  • Если поступила информация об эвакуации, то закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трёхсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. В указанный пункт назначения нужно передвигаться согласно переданной информации. Для защиты органов дыхания используйте противогаз гражданский фильтрующий ГП-7, а при его отсутствии - ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).
  • Если невозможно покинуть зону поражения, плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах, не приспособленных для защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера.
  • При аварии на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в неё категорически запрещено.

Как действовать после химической аварии

  • При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питьё (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.
  • Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Заражённую одежду снимите и выбросьте в определённое место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.

Как действовать при угрозе гидродинамической аварии

  • При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Имущество, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.
  • Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии

  • При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на высокое дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.
  • Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.
  • При подтоплении вашего дома отключите электроснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путём вывешивания из окна днём флага из яркой ткани, а ночью фонаря.
  • Для получения информации используйте радиоприёмник с автономным питанием.
  • Организуйте учёт продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование. Готовьтесь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь, подручные спасательные средства (надувные матрацы, подушки).
  • Для вынужденного плавания можно подготовить бочки, брёвна, щиты, двери и автомобильные камеры.

    Есть даже рекомендация набить пластиковыми закрытыми бутылками и мячами рубашку или брюки, если больше ничего, что может вас поддержать в воде, под рукой не оказалось. Эвакуироваться самостоятельно можно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

Как действовать при пожаре и аварии на железной дороге

Во время пожара . В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.

При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана и попытаться выйти из вагона через двери или окна (нельзя выпрыгивать из вагона движущегося поезда или пытаться выбраться на крышу). Если горящий поезд продолжает движение, а пожар возник в передних вагонах, следует перейти в вагоны поезда, где пожара нет, плотно закрывая за собой двери (двигайтесь пригнувшись, дышите через мокрую ткань).

В случае аварии . Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм.

Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, ухватитесь за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закройте глаза, упритесь ногами в стену. После того как вагон обретёт устойчивость, осмотритесь и наметьте путь выхода из него. Если дверь заклинило, выбирайтесь через окна.

Выводы

  1. Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, химических предприятий, гидроузлов), является его оповещение и информирование.
  2. В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите.
  3. При угрозе гидродинамической аварии необходимо выйти в безопасный район или на возвышенные участки местности.
  4. Делать попытки эвакуироваться самостоятельно можно только в самых крайних случаях, когда нет другого выхода.

Вопросы

  1. Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров.
  2. С какой целью создаётся система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
  3. Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно-опасном или химически опасном объекте?

Задания

  1. Продумайте план обеспечения личной безопасности в случае чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая могла бы произойти в вашем регионе.
  2. Учитывая условия проживания в вашем регионе, подготовьте сообщение на тему «Алгоритм моих действий при наводнении».
  3. Подготовьте сообщение, используя средства массовой информации и Интернет, на тему «Крушение поезда «Невский экспресс» и предпринятые меры по спасению и самоспасению пассажиров» (на материале крушения 2009 г.).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.


На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения

2.1. Основные принципы инженерной защиты населения

2.1.1. Основные положения по защите населения

от чрезвычайных ситуаций

Защита населения в условиях возникновения опасных последствий ЧС природного и техногенного характера и военных действий с применением современных средств поражения, является одной из главных задач министерств и ведомств, территориальных и объектовых органов управления.

Мероприятия по ЗНиТ проводятся при различных ЧС как в мирное, так и особенно в военное время. Они включают решение ряда сложных задач, направленных на снижение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости функционирования ОЭ, организацию и обеспечение действий сил и средств при ликвидации последствий ЧС техногенного, природного и экологического происхождения в мирное время, а также в условиях применения ССП в военное время.

В настоящее время в России основным документом, определяющим требования к проведению мероприятий по ЗНиТ, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС», который может быть использован и в других странах.

Федеральный закон «ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера», принят Государственной Думой России 11 ноября 1994 г. и подписанным Президентом Российской Федерации (РФ).

Этот Закон определяет общие нормы в области защиты граждан Российской Федерации (РФ), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (население), всего земельного, водного и воздушного пространства РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территорий) от ЧС.

В законе последовательно изложены основные понятия и определения ЧС, предупреждения и ликвидации ЧС, определены цель закона и задачи Единой Государственной системы предупреждения (ЕГСП) возникновения и развития, снижения ущерба и потерь и ликвидация ЧС.

Задачи ЕГСП включают довольно большой перечень (12 задач), включая разработку и осуществление целевых научно-технических программ по ЗНиТ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ), организаций и объектов социального назначения, подготовку населения, прогнозирование социально-экономических последствий, осуществления государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ. Приводятся классификация ЧС, состав и органы управления подсистем - федерального, межрегионального, регионального и местного уровней.

Границы зон ЧС определяются руководителем работ по соглашению с исполнительными органами, информация о ЧС и их последствиях должна быть гласной и отражать сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях и радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Сформулированы четыре основных принципа ЗНиТ:

1. Мероприятия по предупреждению и снижению ущерба и потерь должны разрабатываться и осуществляться заблаговременно.

2. Мероприятия должны разрабатываться и планироваться с учетом экономических, природных и иных особенностей территории и степени реальной опасности последствий ЧС.

3. При планировании и проведении мероприятий следует исходить из достаточности объемов мероприятий и максимально возможного использования сил и средств.

4. Мероприятия должны осуществляться силами и средствами органов исполнительной власти, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности сил могут привлекаться в установленном порядке федеральные силы и средства.

В соответствии с данными принципами городам присваиваются (назначаются) следующие группы:

группа городов особой важности (с населением 2 млн. и более);

1-я группа (с населением 1-2 млн.);

2-я группа (с населением 500 тыс. – 1 млн.);

3-я группа (с населением 150 – 500 тыс.).

Организациям с учетом специфики их производства, характера и объема выпускаемой продукции присваиваются (назначаются) категории:

объекты особой важности (АЭС, предприятия переработки);

Это условие достигается:

выбором оптимальных средств и способов защиты;

сочетанием государственных интересов;

выполнением организационных и ИТМ проводимых в угрожаемый период;

соблюдением качественных параметров строительства ЗС;

предоставление приоритетов в вопросах защиты, выполнением планов социального и экономического строительства;

личное участие граждан в обеспечении безопасности.

Как известно ликвидацию ЧС осуществляют силами и средствами организаций, органами местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территориях которых сложилась ЧС.

При недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством порядке, привлекают силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Основными способами защиты являются:

укрытие населения в ЗС и других инженерных сооружениях, приспособленных для этих целей в конкретной ситуации (метро, ПГВ, ППГ и др.);

эвакуация населения из зон возможных СБ, аварий, катастроф или при угрозе их возникновения, из зон национальных конфликтов и в военное время, рассредоточение рабочих и служащих предприятий, продолжающих свою производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушения (затоплений) и эвакуация всего остального населения из этих зон в загородную зону;

использование СИЗ и медицинских средств защиты (МСЗ).

Защита населения и хозяйства достигается путем сочетания комплекса основных способов защиты (укрытие, эвакуация, применение СИЗ и МСЗ).

Укрытием населения в ЗС является одних из основных и, в ряде случаев, наиболее надежным способом ИЗН, особенно в условиях военного времени и при авариях, связанных с вредными выбросами радиоактивных веществ и АХОВ.

Защитные сооружения должны обеспечивать защиту укрываемых от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от отравляющих и бактериальных средств поражения, а также от АХОВ.

Одним из эффективных способов защиты людей от АХОВ является укрытие их в убежищах, имеющих режим полной изоляции, исключающим необходимость подачи наружного (зараженного) воздуха в убежище.

В современных условиях должно обращаться особое внимание организации ЗН, проживающего в зонах возможных аварий, катастроф, СБ. Это обусловлено тем, что происходят СБ, возникающие в различных районах, производственные аварии и катастрофы (возможны и диверсии) на ОЭ, коммунально-энергетических сетях городов вызывают крупномасштабные разрушения, гибель людей, большие потери материальных ценностей. В свете этого необходимо рассмотреть вопрос о инженерной защите в ЧС природного и техногенного характера.

2.1.2. Общие принципы инженерной защиты населения

Принцип - слово латинское, в буквальном переводе означает: основа, начало. В нашем словосочетании принцип - основные исходные положения, отражающие объективные условия и особенности проведения мероприятий по инженерной защите населения (ИЗН).

Принципиальными положениями являются:

1. Мероприятия по ИЗН направлены на максимально возможное снижение ущерба, потерь и проводятся заблаговременно.

2. Планирование и осуществление мероприятий по ИЗН проводятся с учетом экономических, природных и других характерных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

3. Объем и содержание мероприятий по ИЗН определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Комплекс инженерно-технических и других специальных мероприятий по ИЗН в ЧС мирного и военного времени может включать следующие основные группы:

1. Создание и совершенствование систем оповещения и информации населения о режимах использования ЗС, поведения и действий в них при ЧС мирного и военного времени.

2. Накопление фонда убежищ и ПРУ за счет приспособления подвалов и заглубленных помещений, метрополитенов, ПГВ, пещер и подземных полостей, а также организация укрытия населения.

3. Накопление и использование СИЗ, материалов для нейтрализации и дегазации АХОВ, герметизация и уплотнение помещений в жилых и производственных зданиях, находящихся в опасных зонах.

4. Введение особых режимов защиты и поведения людей на зараженных территориях вблизи ЗС.

5. Подготовка транспорта и маршрутов ЭН из КГ и опасных зон и организация их вывоза, размещения, ИЗН и жизнеобеспечения в районах размещения с использованием зданий и инженерных сооружений.

6. Обучение населения способам ИЗН, оказание само и взаимопомощи, проведению дегазации и обеззараживанию продуктов питания и воды.

В современных условиях накопление фонда ЗС осуществляется за счет:

строительства новых ЗС при строительстве промышленных объектов;

дооборудование ранее построенных (до 1970 г.) убежищ до современных требований защиты от ССП, если это технически возможно и экономически целесообразно;

приспособления существующих подвалов, подземных переходов и других заглубленных помещений в соответствии с имеющимися рекомендациями по этому вопросу;

строительство и приспособления сооружений метро: для того, чтобы обеспечить защиту населения от ССП метро рассчитывают на нагрузки, учитывающие и особую нагрузку во фронте ВУВ ядерного взрыва, они защищают от светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения; предусматривают надежные противопожарные мероприятия, систему вентиляции, водоснабжение, канализацию и теплоснабжение; на системах вентиляции предусматриваются противопыльные фильтры, гарантирующие и от проникновения внутрь радиоактивной пыли; на входах в метро оборудуют тамбуры с защитно-герметическими воротами;

приспособления искусственных и естественных ПГВ: искусственные и естественные ПГВ, расположенные в пределах ЗВСР, могут быть приспособлены под убежища для защиты НРС предприятий; эти выработки должны быть: рассчитаны по параметрам ВУВ ядерного взрыва и сейсмо- взрывным волнам в грунте, возникающим при взрыве ядерного боеприпаса; иметь соответствующее количество входов и аварийные выходы, оборудованные тамбурами с защитно-герметическими и герметическими дверями; иметь внутреннее инженерно-техническое оборудование (ИТО), обеспечивающее необходимые условия для жизнедеятельности укрываемых, в том числе, защиту от РВ, ОВ, АХОВ и БС; ПГВ, расположенные за пределами ЗВСР, могут быть приспособлены под ПРУ для защиты работающего и неработающего населения, включая эвакуируемых; особое значение для жизнедеятельности укрываемых приобретают системы вентиляции, которые должны проектироваться и с учетом защиты от вредных газов, выделяющихся в ПГВ (метан, сероводород и др.);для надёжной работы этих систем при выходе из строя наружных энергосистем должны быть предусмотрены автономные ДЭС в составе убежища и ПРУ.

На основе приведенного выше предлагается схема «Основных путей накопления фонда ЗС для укрытия населения», приведена на рис.2.1, которая может быть использована в органах управлений.

Что касается вопросов строительства ЗС и улучшения условий использования и эксплуатации их в современных условиях, то здесь можно отметить ряд существенных недостатков.


Рис. 2.1. Основные пути накопления фонда ЗС для укрытия населения

Прежде всего участились случаи нарушения требований нормативных документов по строительству ЗС при промышленном и жилищном строительстве. Начальники соответствующих органов управления, поставив на проекты планировки и застройки населенных пунктов (НП) свои согласующие подписи, забывают о контроле за соблюдением требований норм ИТМ.

В результате проверок ЗС было выявлено, что хозяйственники, за счет снижения требований безопасности людей, стремятся получить максимальную прибыль, не за счет поддержания ЗС в постоянной готовности, а за счет сдачи их в бесконтрольную аренду.

Вместе с тем недостаточно также уделяется внимание вопросам разработки схем размещения ЗС на территории города, населенного пункта.

Указом Президента Российской Федера­ции от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий. В январе 1994 г. этот комитет был преобразован в Министерст­во по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий Российской Федерации (МЧС России).

МЧС России является федеральным органом ис­полнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, обеспечения пожарной безопас­ности, а также координирующим деятельность феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

В систему МЧС России входят:

    региональные центры по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий;

    органы, специально уполномоченные решать за­дачи гражданской обороны и задачи по предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Государственная противопожарная служба;

    войска гражданской обороны;

    образовательные, научно-исследовательские уч­реждения и иные организации, находящиеся в веде­нии МЧС России.

Для решения гуманитарных задач в МЧС России существует Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Основными задачами МЧС России являются:

    Реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

    Осуществление по решению Президента Россий­ской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской оборо­ны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за преде­лами Российской Федерации.

    Осуществление в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.

    Осуществление управления в области граждан­ской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной без­опасности, а также координация деятельности феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

    Осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской оборо­ны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

Мчс России в пределах своей компетенции осу­ществляет следующие основные мероприятия:

    издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;

    проводит в установленном порядке проверки го­товности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

    в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на министерство задач;

    привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычай­ных ситуаций;

    осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Россий­ской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации;

    заключает в установленном порядке с междуна­родными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий сти­хийных бедствий и оказанием иностранным государ­ствам гуманитарной помощи.

Создание МЧС России стало первым шагом в деле построения в стра­не современной системы предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций. Министерство выступи­ло в роли организатора этой системы. В апреле 1992 г. Правительством РФ было утверждено «Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)». В 1995 г. эта сис­тема была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций.

Целью создания системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами, решаемыми РСЧС, являются:

    разработка и реализация правовых и экономиче­ских норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функ­ционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

    обеспечение готовности к действиям органов уп­равления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    подготовка населения к действиям в чрезвычай­ных ситуациях;

    прогнозирование и оценка социально-экономиче­ских последствий чрезвычайных ситуаций;

    создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    осуществление государственной экспертизы, над­зора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    осуществление мероприятий по социальной за­щите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; проведение гуманитарных акций;

    реализация прав и обязанностей населения в об­ласти защиты от чрезвычайных ситуаций, в том чис­ле лиц, непосредственно принимающих участие в их ликвидации;

    международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из функциональных и территориаль­ных подсистем, которые действуют на федеральном, региональном, территориальном, местном и объекто­вом уровнях.

Функциональные подсистемы создаются феде­ральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы создаются в субъек­тах Российской Федерации для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций в пределах их терри­торий и состоят из звеньев, соответствующих админист­ративно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координацион­ные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и сред­ства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обес­печения.

Координационными органами РСЧС являются:

    на федеральном уровне - Правительственная ко­миссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопас­ности федеральных органов исполнительной власти;

    на территориальном уровне (в пределах террито­рии субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

    на местном уровне (в пределах территории муни­ципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обес­печению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

    на объектовом уровне - комиссия по предупреж­дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

    на федеральном уровне - МЧС России, структур­ные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст­вий МЧС России;

    на территориальном и местном уровнях - соот­ветствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций на территориях субъектов Российской Феде­рации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

    на объектовом уровне - структурные подразде­ления или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой систе­мы являются:

    центры управления в кризисных ситуациях, ин­формационные центры, дежурно-диспетчерские служ­бы федеральных органов исполнительной власти;

    центры управления в кризисных ситуациях регио­нальных центров;

    центры управления в кризисных ситуациях орга­нов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти;

    единые дежурно-диспетчерские службы муници­пальных образований;

    дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

При рассмотрении третьего вопроса необходимо познакомить студентов с основными режимами функционирования РСЧС, указав, что РСЧС в зависимости от складывающейся обстановки может функциониро­вать в следующих режимах:

    режим повседневной деятельности;

    режим повышенной готовности;

    режим чрезвычайной ситуации.

Для координации деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности объекта (организации). В ее состав входят наиболее подготов­ленные, опытные и ответственные специалисты струк­турных подразделений объекта. Эта комиссия осу­ществляет руководство разработкой и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функ­ционирования организаций и объектов при возникно­вении чрезвычайной ситуации.

В состав комиссии, как правило, входят руководи­тель объекта или его первый заместитель (председа­тель комиссии), один из заместителей руководителя и начальник штаба по делам ГОЧС (заместители пред­седателя комиссии), заместитель главного инженера, главные специалисты объекта (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по тех­нике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела кадров, юрисконсульт, начальники служб. Рабочим органом комиссии является штаб (от­дел, сектор) по делам ГОЧС.

Для выявления причин возникновения чрезвычай­ной ситуации, прогнозирования и оценки ее масшта­бов и характера, выработки предложений по ликвида­ции из состава комиссии по ЧС объекта формируются оперативные группы.



Просмотров