Субъекты федерации с наименьшим показателем ичр. Самый большой и самый маленький субъекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По оформлению контрольных работ, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций
Для студентов Института права, экономики и управления
Тюмень 2011
Настоящие методические указания подготовлены на основе следующих нормативно-технических документов:
ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;
Учебная научно–исследовательская работа студента (далее – работа) должна быть выполнена печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4. Допускается представлять иллюстрации, таблицы на листах формата А3, а также в цвете.
Титульный лист работы оформляется в соответствии с Приложениями 1, 2, 3.
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, левое и нижнее - 20 мм.
Текст работы печатается через 1,5 интервала с применением шрифта – Обычный, Times New Roman, размер шрифта – 14. Насыщенность букв и знаков должна быть ровной в пределах строки, страницы и всей работы. Вписывать в текст отдельные слова, формулы, условные знаки допускается только черными чернилами и приближенно плотности основного текста. Абзацный отступ равен 5 печатным знакам (1,25 см).
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится и к другим основным структурным частям работы: списку сокращений, введению, заключению, списку использованных источников, приложениям.
Наименования структурных элементов работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», а также названия глав основной части являются заголовками структурных элементов работы. Их следует располагать по центру строки без точки и печатать прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивая.
Вопросы нумерации
2.1. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Все страницы нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе цифра 1 не ставится, на следующей странице проставляется цифра 2. Номер страницы печатается в правом верхнем углу поля страницы без каких-либо дополнительных знаков (точки, тире).
2.2. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.
2.3. Основную часть работы следует делить на главы, параграфы, пункты и подпункты.
2.4. Главы должны иметь порядковые номера в пределах работы, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Заголовок главы печатается прописными буквами без точки в конце, без подчеркивания. Не допускается перенос слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.
Каждая глава печатается с нового листа. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы и параграфа. Если глава делится на параграфы, то не должно быть текста между ними.
2.5. Параграфы нумеруются в пределах главы. Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделённых точкой, например, 1.1., в конце номера параграфа ставится точка.
Заголовки параграфов следует начинать печатать с абзацного отступа с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Расстояние между названием параграфа и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Если параграф делится на пункты, то не должно быть текста между ними.
2.6. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого параграфа. Номер пункта включает номер главы и порядковый номер параграфа и пункта, разделённых точкой, в конце номера пункта точка не ставится, например, 1.1.1., 1.1.2., и печатается с абзацного отступа. Пункт может иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, с абзацного отступа. Свободная строка между заголовком пункта и последующим текстом не оставляется. Если пункт делится на подпункты, то не должно быть текста между ними.
2.7. Номер подпункта включает номер главы, параграфа, пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой, в конце номера подпункта ставится точка, например, 1.1.1.1., 1.1.1.2 и т.д. Подпункт может иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, с абзацного отступа. Свободная строка между заголовком подпункта и последующего текста не оставляется.
2.8. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок параграфа, пункта и подпункта не должен быть последней строкой на странице.
2.9. Если глава или параграф имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
Изложение текста
3.1. Текст работы должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований. При изложении обязательных требований должны применяться слова «должно», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «не следует». Изложение текста приводится в безличной форме. Например: «…измеряется…», «принимается…» или «…..относят…».
3.2. В тексте не допускается:
– применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
– применять для одного и того же понятия различные научно-экономические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;
– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, например, м, с, следует писать «1 м, 1 с или метр, секунда», за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;
– применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);
– применять без числовых значений математические знаки, например, > (больше), < (меньше), = (равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);
– сокращение слов и словосочетаний.
3.3. Сокращения в тексте допускаются только общепринятые:
– в середине предложений – «см.», «т. е.»;
– в конце предложений – «и т. д.», «и др.», «и т. п.»;
– при фамилии или названии учреждения – сокращения ученых степеней и званий, например, д-р экон. наук Иванов К.М.; канд. юрид. наук Петров Ю.С.
– при наличии цифрового обозначения – «с.» (страница), «г.» (год), «гг.» (годы), например, с. 5, 2006 г.
Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например».
3.4. Имена следует писать в следующем порядке: фамилия, имя, отчество (или – фамилия, инициалы, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку).
Формулы и единицы величин
4.1. Формулы пишутся отдельной строкой, выравниваются по центру. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная строка.
4.2. После формулы помещают перечень всех принятых в формуле символов с расшифровкой их значений и указанием размерности (если в этом есть необходимость). Буквенные обозначения дают в той же последовательности, в которой они приведены в формуле.
4.3. Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами. При этом номер формулы указывают в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу обозначают – (1).
4.4. В формулах в качестве символов физических величин следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 8.417). Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой и должны соответствовать типу и размеру шрифта, принятому при написании самой формулы. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле.
4.6. Первая строка пояснения должна начинаться с абзацного отступа со слова «где» без двоеточия после него. Знаки «–» (тире) располагаются на одной вертикальной линии.
Например,
R = ∑ pi (Yi + Z i + Wi) (5)
где R – величина экологического риска;
∑ – знак суммы;
pi – вероятность возникновения i-ого опасного фактора, воздействующего на окружающую среду, население;
Yi – ущерб от воздействия i-ого опасного фактора;
Z i – утрата или повреждение имущества лица;
W i – расходы, которые лицо произвело для восстановления права.
Источник .
4.7. Знаки препинания перед формулой и после нее ставятся по смыслу. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
4.8. Если формула не помещается в строку, то часть ее переносят на другую строку только на математическом знаке основной строки, обязательно повторяя знак во второй строке. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «×». При написании формул не допускаются разрывные линии. В многострочной формуле номер формулы ставится против последней строки.
4.9. Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в государственных стандартах (ГОСТ 8.417).
4.10. При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.
4.11. В тексте следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417.
4.12. Единица физической величины от числа указывается через пробел, включая проценты, например, 5 м, 99,4 %.
4.13. Интервалы величин в виде «от и до» записываются через тире без пробелов. Например, 8-11 % или с. 5-7 и т.д.
4.14. При приведении цифрового материаладолжны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Количественные числительные в тексте даются без падежных окончаний.
Оформление иллюстраций
Иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней. При необходимости под иллюстрацией помещают также поясняющие данные (подрисуночный текст).
Иллюстрацииобозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах главы, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации помещают ниже поясняющей подписи.
Номер иллюстрации должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рис. 1.2. Второй рисунок первой главы.
Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут.
Пример оформления рисунка с подрисуночной подписью приведен ниже.
Рис. 1.2. Доли факторов, влияющих
на эффективность документооборота.
Оформление таблиц
6.1. Цифровой материал, сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.
6.2. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. После таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: "таблица позволяет сделать вывод о том, что...", "из таблицы видно, что...", "таблица позволяет заключить, что..." и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определённые закономерности. В неаналитических таблицах помещают, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации. Эти таблицы рекомендуется включать в приложения.
6.3. Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, боковины, заголовков вертикальных граф (шапка таблицы), горизонтальных и вертикальных граф.
6.4. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами, без указания знака номера, в пределах главы. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица...", например, Таблица 1.2., Таблица 2.1.9. Номер таблицы обозначает: первая цифра – номер главы, вторая цифра – порядковый номер таблицы в главе. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают по центру страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.
6.5. Таблица выполняется на одной странице. Если таблица не умещается на одной странице, то она переносится на другие, при этом заголовок таблицы помещается на первой странице, а на следующих страницах следует повторить шапку таблицы и под ней поместить надпись: «Продолжение таблицы 1.2». Если шапка таблицы громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующих страницах. Заголовок таблицы не повторяют.
6.6. В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире.
6.7. Таблица помещается после первого упоминания о ней в тексте. Допускается размещать таблицу вдоль длинной стороны листа (лёжа), так чтобы её можно было читать с поворотом по часовой стрелке, при этом номер страницы ставится в нижней середине короткой части листа.
6.8. Графа № п/п в таблицы не включается.
6.9. В заголовках таблиц не допустимы нестандартные сокращения. В названиях граф надписи пишут в именительном падеже, единственном числе.
6.10. Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте (кегль 12). Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.
6.11. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Заголовок каждой графы должен располагаться непосредственно над ней.
6.12. Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один над другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
6.13. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки. Внизу под таблицей (а не внизу страницы!) необходимо указать источник (см. табл. 1.2.).
Таким образом, имеющиеся в тексте статистические таблицы и рисунки должны быть правильно оформлены. Общее требование таково: если таблицу, диаграмму или график изъять из текста, то их смысл и источник данных должны быть совершенно понятны. Следовательно, необходимо дать точное название таблицы, правильно изложить подлежащее и сказуемое, размерность единиц, период времени, к которому относятся данные таблицы. Например:
Таблица 1.2
Прогноз динамики основных экономических показателей России
Продолжение таблицы 1.2
Россия - великая многонациональная держава, имеющая богатую историю. На территории страны проживает множество национальностей, у каждой свой язык и традиции. Количество субъектов в РФ так велико, как ни в одном государстве мира.
Существует несколько типов: города с федеральным значением, края, автономные области и округа, республики, области. Сколько их входит в состав России? Разберемся подробнее.
Количество субъектов РФ (2014)
В состав федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам:
- республики - 22;
- края - 9;
- области - 46;
- автономные области - 1;
- автономные округи - 4;
- города федерального значения - 3.
Со временем возможно изменение количества субъектов РФ. В 2014 году в состав была включена Республика Крым. Тогда же появился еще один город, имеющий федеральное значение, - Севастополь. С 2003 года законодательно было закреплено 83 субъекта. Теперь их стало 85. Количество может меняться в связи с экономическими возможностями региона, численностью населения.
Каждый субъект имеет свои особенности. Так, республика обладает статусом страны, у нее есть собственная конституция, свои исполнительные, законодательные органы. В краях, городах федерального значения, областях имеются собственные краевые органы законодательной власти. Однако все принимаемые законы не должны идти вразрез с конституцией и законами нашей страны.
Чем субъекты отличаются друг от друга?
Все субъекты РФ (количество общее - 85) относятся к одному из типов, которые различаются по следующим показателям:
- плотность и численность населения;
- национальный состав;
- размер территории.
Показатели эти не являются абсолютными и могут изменяться со временем. Динамику экономического состояния и миграцию учитывают в регулярной переписи населения. четко разграничивает компетенцию между субъектами и РФ:
- исключительное ведение РФ;
- совместное ведение РФ и субъектов;
- самостоятельное ведение субъектов.
Общие положения
Все единицы, входящие в общее количество субъектов РФ, имеют равные права на основании Конституции. Субъектами называют территориальные единицы верхнего уровня. Их сейчас в Российской Федерации числится 85. Сюда включаются края, автономные области, республики, автономные округа, области, города федерального значения.
В каждом субъекте помимо федеральных ветвей власти действуют исполнительные (глава, губернатор), законодательные (региональный парламент) и судебные (уставный, конституционный суд). Субъект имеет собственный устав или конституцию, свое законодательство, которое принимает региональный парламент.
В Совете Федерации присутствует два представителя от одного субъекта. Все субъекты РФ имеют равные права во взаимоотношениях с органами государственной федеральной власти. У субъектов нет права на выход из РФ. Они уполномочены решать вопросы, которые Конституция относит к ведению субъекта.
Статусы субъектов
Как уже говорилось выше, количество субъектов РФ в настоящее время остановилось на отметке 85. В зависимости от того, какой они имеют правовой статус, их разделяют на три большие группы:
- республики (со статусом государства);
- автономные образования (автономные области, автономные округа);
- области, города с федеральным значением, края.
Республики
В общее количество субъектов РФ включается 22 республики, каждая из которых имеет государственно-правовой статус. В РФ это унитарные демократические правовые государства, в Конституции РФ они так и позиционируются. В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях. Республика имеет право ввести свое гражданство.
Без согласия республики ее территория не может быть изменена. Есть собственная символика: гимн, флаг, герб, а также столица. Отношения с Федерацией строятся на основании федеративного договора, Конституции РФ, двустороннего договора о разграничении полномочий. Первый прецедент подписания был в 1994 году между Республикой Татарстан и Российской Федерацией. В федеративном договоре говорится о суверенитете республики. В их конституциях такая формулировка дублируется. Однако Конституция РФ не указывает республики суверенными и не признаёт за ними право на выход из состава Федерации.
Города федерального значения, края, области
Данные субъекты считаются государственно-территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав - учредительный акт субъекта. Большую часть из количества субъектов РФ составляют именно эти территориальные образования (областей - 46, краев - 9, городов федерального значения - 3). Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. Данные единицы, в отличие от республик, не могут иметь своего гражданства. На территориях государственным языком считается общефедеральный - русский. Края, города, области имеют право на установление собственной символики - гимна, герба и флага.
Автономная область и автономный округ
Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют округ и Еврейская Они непосредственным образом входят в состав РФ.
Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти. Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области. Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.
Органы власти
Каждая единица из общего количества субъектов в составе РФ, независимо от имеющегося государственного статуса, имеет право создавать свои органы государственной власти. Структуру их можно создавать самостоятельно, но при этом обязательно учитывать общероссийские принципы организации власти. Такая система включает в себя представительные, а также исполнительные органы, входят сюда и судебные власти (суды).
Фактически представляют собой местный парламент и названия носить могут разные: в Республике Хакасия - Верховный совет, в Татарстане - Государственный совет, в Тверской области, Красноярском крае - Законодательное собрание, в Московской области - Дума и другие. Формирование представительных органов происходит на основе прямых выборов, которые проводятся посредством тайного голосования. Чаще всего они избираются на срок в четыре года. В некоторых местах существуют двухпалатные органы власти (к примеру, Свердловская область).
Что входит в их полномочия?
- Принятие устава, Конституции.
- Утверждение программ социального, экономического, культурного развития регионального уровня.
- Принятие бюджета, отчетов о его исполнении.
- Налоги и сборы субъекта.
- Решение об изменении статуса региона.
- Контроль над работой органов исполнительной власти, должностных лиц.
В РФ количество субъектов федерации достаточно велико, и в каждом есть собственная представительная и исполнительная власть. Последняя отличается разнообразием органов. В республиках министерство, комитеты и другие. Де-факто возглавляет республику президент.
В остальных типах субъектов разнообразие органов еще больше: администрация (иногда именуется правительством), главные управления, управления, департаменты, комитеты. В этой сфере действует исполнительная вертикаль, все ведомства подчиняются вышестоящим федеральным министерствам. Высшее должностное лицо здесь - губернатор или глава администрации, в Москве - мэр.
Органы судебной власти субъектов РФ
Мы выяснили, какое количество субъектов в РФ, на какие типы они делятся, какие работают. Что касается судебных властей, то здесь стоит сказать, что на всей территории РФ действуют разные суды:
- Верховный суд республики.
- Суд автономной области.
- Областной, краевой.
- Суд автономного округа.
- Районный.
- Арбитражный.
Три вида судов относятся к органам судебной власти:
- Конституционный суд республики. Это действующее звено функционирует в большинстве республик. В суде разрешаются дела о соответствии актов деятельности местного самоуправления и государственной власти.
- Уставной суд области, края, автономного округа, автономной области, города федерального значения. Иногда создается для того, чтобы рассмотреть вопрос о толковании устава, а также о соответствии местного законодательства и устава субъекта.
- Мировые судьи числятся в составе общей юрисдикции. Данное звено в органах судебной власти находится в настоящий момент в стадии становления.
Россия относится к числу федераций, в которых все регионы имеют статус субъек тов федерации. Здесь не предусмотрены столичные округа или аналоги союзных территорий, находящихся под централизованным управлением [Субъект Российской Федерации..., 1998].
Для современной России характерна поливариантная структура AT Д. В составе России находятся шесть разновидностей, или типов, субъектов федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономные области (на данный момент - в единственном числе) и автономные округа. В советский период наличие этих региональных типов предполагало статусные различия:
одни регионы имели статус национально-территориальной автономии, а другие его не имели;
национально-территориальные автономии имели различный статус, причем автономные области и округа находились на уровне внутрирегиональных автономий.
В настоящее время в России сложилась противоречивая ситуация. Конституция 1993 г. предполагает равноправие всех субъектов федерации. Как гласит ст. 5, п. 1, "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации". Принцип равноправия зафиксирован и в п. 4 этой статьи: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".
Равноправие субъектов федерации предполагает отсутствие существенных статусных различий. В то же время реальная ситуация такова, что Россия остается де-факто асимметричной федерацией. Причем элементы асимметрии присутствуют в той же самой Конституции 1993 г., которая впервые четко определила равноправие субъектов.
¶5.3
Статусу российских регионов посвящена ст. 66 российской Конституции. В ней в частности говорится:
"Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики" (п. 1).
"Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации" (п. 2).
Понятие "статус" применительно к субъекту федерации в России может пониматься по-разному.
Если исходить из принципа равноправия субъектов, то все регионы имеют одинаковый статус. Но та же конституция фактически предполагает наличие субъектов с более высоким и более низким статусом. Она предусматривает изменение статуса. Статья 66, п. 5 гласит: "Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом".
Если исходить из наличия шести наименований субъектов, то каждый из них по логике мог бы иметь свой статус. Однако статусные различия определяются не совсем так: например, различия между краями и областями сейчас сильно размыты.
В действительности можно с оговорками говорить о регионах с более высоким фактическим статусом (республики) и регионах с более низким фактическим статусом (автономные округа, входящие в состав краев и областей).
Фактически особый статус в составе федерации имеет еще один регион - город федерального значения Москва. Ее особое место в составе федерации обусловлено столичным статусом. Статья 70, п. 2 российской Конституции предполагает, что "статус столицы устанавливается федеральным законом". Федеральный закон "О статусе столицы Российской Федерации" был принят еще в апреле 1993 г.
Примерно одинаковый статус имеют края, области, город федерального значения Санкт-Петербург, автономная область и единственный автономный округ, вышедший из состава области. В то же время рассматривается вопрос о передаче Санкт-Петербургу части столичных функций в части переноса в этот регион некоторых федеральных учреждений.
Национально-территориальная автономия и асимметрия
Главной причиной статусных различий между субъектами федерации является фактическое (хотя не закрепленное юридически) сохранение института нацио-
¶Глава 5
нально-территориальной автономии. При этом, анализируя ситуацию, нужно понимать, что развитие национально-территориальной автономии в России ограничено рядом серьезных проблем.
1. Проблема этноконцентрации. Распространена ситуация, когда титульный этнос не составляет большинства на территории соответствующей автономии (табл. 2). По результатам переписи 2002 г., только в Чечне, Ингушетии, Туве и Чувашии отмечалась действительно высокая доля представителей титульного этноса, превосходящая две трети (соответственно 93,5, 77,3, 77 и 67,7%). Более половины населения титульный этнос составлял в Калмыкии, Северной Осетии, Татарстане, Агинском Бурятском и Коми-Пермяцком АО. В "двудомных" автономиях оба титульных этноса вместе составляют более половины населения в Кабардино-Балкарии (при этом доля отдельно взятых кабардинцев уже превышает половину жителей этой республики). Народы Дагестана, вместе взятые, также составляют абсолютное большинство в своей республике.
Более 40% составляла доля титульного населения по переписи 2002 г. в Марий Эл и Якутии, а также в Карачаево-Черкесии (для карачаевцев и черкесов, вместе взятых).
Таким образом, только в 12 республиках и 2 автономных округах можно говорить о том, что доля титульного этноса (либо титульных этносов, вместе взятых) превышает половину или приближается к половине населения.
Остальные девять республик отличаются довольно низкой долей титульного населения и преобладанием русских. В некоторых республиках доля титульного населения очень мала. В Карелии и Хакасии она составляет 9,2 и 12% соответственно. Абсолютное большинство населения в этих республиках составляют русские. Также русские находятся в абсолютном большинстве в Адыгее (доля адыгейцев - 24,2%), Республике Коми (доля коми - 25,2%), Бурятии (доля бурят - 27,8%), Удмуртии (доля удмуртов - 29,3%), Республике Алтай (доля алтайцев - 30,6%), Мордовии (доля мордвы - 31,9%).
Совершенно особая ситуация сложилась в Башкирии, где башкиры, по переписи 1989 г., находились на третьем месте по численности (21,9%). Первое место занимают русские - 39,3%, второе - татары (28,4%). По переписи 2002 г., башкиры (29,8%) опередили татар (24,1 %), доля русских составила 36,3%.
Низкая доля титульного этноса характерна для большинства автономных округов и единственной автономной области. Доля евреев в Еврейской АО к 2002 г. снизилась до 1,2% (в 1989 г. - 4,2%). Это - самый низкий показатель для всех национально-территориальных автономий. Крайне мала доля хантов и манси в Ханты-Мансийском АО (вместе всего 1,9%). В Ямало-Ненецком АО доля ненцев составляет только 5,2%.
Выше доля титульного этноса в Ненецком АО (18,7%), Таймырском (Долгано-Ненецком) АО (долганы и ненцы вместе - 21,55%), Эвенкийском АО (21,5%).
¶5.3 Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии
Чукотском АО (23,45%), Корякском АО (26,7%). Все эти показатели заметно выросли в конце XX - начале XXI вв. в связи с выездом значительной части населения, в основном - русского и другого пришлого, с северных территорий. В Усть-Ордынском Бурятском АО доля бурят выглядит еще более существенной - 39,6%.
Низкая этноконцентрация является результатом дисперсного расселения этнических групп, следствием русской колонизации и индустриализации. В результате общий уровень этнической идентичности в большинстве автономий оказывается низким, но в последние годы имеет тенденцию к новому росту (в связи с как более быстрым ростом численности титульного населения, так и выездом русских за пределы национальных автономий).
2. Проблема дисперсного расселения. Также характерна ситуация, когда основ ная часть титульного этноса проживает за пределами своей автономии (табл. 3). Это объясняется миграционными процессами или изначально дисперсным рассе лением некоторых этнических групп. Так, в своей автономии сосредоточено лишь 10,7% всех российских эвенков. Сильно рассеяна по территории России мордва (33,7% живет в своей автономии). Данная проблема характерна и для татар: только 36% всех российских татар проживает на территории Татарстана.
В то же время на территории своей автономии проживает подавляющее большинство тувинцев, якутов, представителей многих кавказских народов.
3. Проблема анклавности. Значительная часть национально-территориальных автономий расположена внутри российской территории и окружена "русскими" регионами. Это, в частности, относится к Татарстану и Башкирии, а также ко всем республикам Волго-Уральского региона. Внешнюю границу имеют северо-кавказ ские (кроме Адыгеи) и южно-сибирские (кроме Хакасии) автономии, а также Ка релия и Чукотский АО (в последнем случае - морская граница с США).
При таких особенностях расселения этнических групп Россию невозможно поделить на компактные национально-территориальные образования с абсолютным большинством того или иного этноса, да еще чтобы этот этнос был сосредоточен именно на этой территории. Практически нереально провести этнические границы автономий, поскольку четко выраженных этнических границ в России немного.
Поэтому импульсы сепаратизма и сецессии внутри России объективно ослабле ны. Внутри региона они могут встретить серьезное сопротивление русского населения (возможна ситуация, когда национальная правящая элита даже не смогла сформироваться). Сецессия теряет смысл в случае анклавного положения региона или дисперсного расселения этнической группы, претендующей на государствообра-зующую роль.
Текущее позиционирование республик в российской территориально-политиче ской системе определяется сочетанием этнических и экономико-демографических фак торов. Действуя вместе, они могут усиливать стремление региона к большей авто-
¶Глава 5 Региональная структура современной России
номии и государственному суверенитету. Однако таких "идеальных" ситуаций немного. Республики Северного Кавказа, для которых характерна высокая доля титульного населения, отличаются слабым экономическим развитием и имеют мало перспектив вне пределов России без серьезной внешней поддержки. Национально-конфессиональные противоречия действительно играли определяющую роль в процессах суверенизации на Северном Кавказе, но ситуация вышла из-под контроля центра только в Чечне. В целом же фактор экономической зависимости регионов от центра сыграл мощную сдерживающую роль в этом регионе.
Экономически наиболее развитыми республиками являются Татарстан и Башкирия, которые и отличались особой активностью в процессах суверенизации. Вообще, фактор наличия экономических ресурсов стал в российской практике более сильным стимулом в борьбе за повышение статуса, чем этническая идентичность. Точнее, борьба за повышение статуса в российской территориально-политической системе наиболее активно велась теми регионами, которые сочетали мощный экономический потенциал с наличием сложившейся национальной бюрократии (что оказалось возможным и в случае преобладания русских в населении). Этим объясняются повышенные амбиции трех республик - Татарстана, Башкирии и Якутии. Однако все эти республики не имеют внешней границы и отличаются многонациональным составом населения. Поэтому их гипотетическое превращение в совершенно независимые государства имело немного перспектив.
На уровне ATE второго порядка в некоторых регионах России созданы на циональные районы. Правда, их количество невелико и не идет ни в какое сравнение с числом национальных районов в СССР в довоенный период. Наибольшее число национальных районов отмечается в Якутии, где их четыре (Анабарский, Момский, Оленекский и Эвено-Бытантайский) 42 . Субъектами автономизации здесь являются малочисленные народы Севера - эвенки и эвены. В интересах эвенков в Бурятии создан Баунтовский эвенкийский район. В Карелии в январе 1994 г. появилась Вепсская национальная волость (создана в интересах малочисленного финно-угорского народа - вепсов). Также в Карелии есть Калевальский национальный район, создание которого обозначило парадоксальную ситуацию (это решение принято еще в июне 1991 г.). Дело в том, что субъектом автономизации в этом районе являются карелы - титульный народ республики. Но доля карелов в Карелии настолько низка, что один из районов их компактного проживания решили объявить национальным районом.
Интересно, что большинство национальных районов создано в рамках российских республик, которые сами являются национально-территориальными автономиями. При этом республики сочли целесообразным создать на своей терри-
42 В начале 1990-х гг. в городе Мирный, нходящем в Якутию и населенном преимущественно русскими, высказывались идеи создания автономного района.
¶5.3 Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии
тории национальные районы там, где компактно проживают другие этнические группы (или, как в Карелии, там, где компактно проживает титульный этнос).
Также на территории России существуют два немецких национальных района. Один из них так и называется - Немецкий национальный район. Он расположен на территории Алтайского края. В Омской области создан Азовский немецкий национальный район. Есть довольно большое число инициатив о создании национальных районов (например, Абазинский и Ногайский национальные районы в Карачаево-Черкесии).
Следует заметить, что статус национальных районов не регулируется федеральным законодательством. Создание этих районов является сугубо региональной инициативой. При этом такие районы не имеют ясно выраженного статуса внутрирегиональной автономии, который был, например, у прежних автономных округов. Поэтому говорить о существенной асимметрии внутри соответствующих субъектов федерации нельзя. Добавим, что в некоторых регионах есть административные районы, названные по имени малочисленного народа, проживающего на соответствующей территории (например, Нанайский и Ульчский районы Хабаровского края). Но их особый статус вообще никак не определен (хотя в начале 1990-х гг. существовала идея создания Нанайского национального автономного района).
Особый статус российских республик
Регионами с более высоким фактическим статусом в России являются республики. Они унаследовали свой особый статус от РСФСР, в составе которой АССР являлись единственными полноценными федерированными образованиями. Более высокий статус республик вытекает из некоторых положений действующей конституции 43 . Так, республики имеют право на собственные государственные языки (что косвенно признает за ними статус государственных образований, а также статус национальных регионов с особой языковой ситуацией). В отличие от других регионов и по аналогии с Россией в целом основной закон в республиках именуется конститу цией (во всех других регионах - устав), а орган судебной власти называется Верхов ным судом (в других регионах - краевые, областные, окружные суды).
Фактический высокий статус республики получили в начале 1990-х гг. на этапе "парада суверенитетов". Этот процесс затронул как союзные республики (в том числе РСФСР), так и республики в составе РСФСР. Он начался после принятия
43 Отчасти более высокий статус следует и из самого названия "республика", которое используется в мировой практике в отношении государств. Хотя, например, в США и Мексике субъекты федерации называются штатами, т.е. просто государствами в прямом переводе.
¶Глава 5 Региональная структура современной России
РСФСР декларации о собственном государственном суверенитете и стал продолжением данного процесса на внутрироссийском уровне. Все российские республики в 1990-1991 гг. приняли декларации, в которых в той или иной форме заявили о своем государственном суверенитете (декларации принимали республиканские верховные советы, избранные на первых в стране альтернативных демократических выборах в марте 1990 г.). В этих декларациях республики использовали новые названия, из которых изымалось слово "автономная", подчеркивающее связь с Россией. Республики, таким образом, провозглашали более высокий статус советских социалистических республик, аналогичный тому, который имели союзные республики (в ряде случаев они просто называли себя республикой без всех "советских" эпитетов). Также обычно декларировалось право народа на самоопределение, и республика, по сути, объявлялась национальным государством. Декларации о суверенитете были приняты также в некоторых автономных областях, которые одновременно провозгласили себя республиками и заявили о выходе из состава краев (примеры Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Горного Алтая).
Первая декларация о суверенитете была принята Северной Осетией в 1990 г. Татарстан утвердил свою декларацию вторым - 30 августа 1990 г. (эта дата стала здесь государственным праздником, как и в некоторых других республиках). 11 октября 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Последним из республик в мае 1991 г. принял свою декларацию о суверенитете Дагестан. Из автономных областей, правда, уже после Дагестана, в июне 1991 г. приняла декларацию о суверенитете Адыгея (ранее, в 1990 г. уже провозгласившая себя республикой).
Вслед за этим республики приступили к принятию конституций и формированию политических режимов, напоминающих таковые в независимых государствах или, как минимум, в союзных республиках СССР. В частности, речь шла о введении в республиках поста собственного президента, избираемого народом. Провозглашалось верховенство республиканских законов над российскими.
Некоторые российские республики претендовали на статус союзных республик в рамках обновленного Союза. Заметим, что вопрос о статусе союзной республики представители крупной, имеющей глубокие исторические корни и экономически развитой Татарии ставили и на съездах Советов, и на XII съезде РКП(б), и при подготовке Конституции СССР 1936 г., и в послевоенные годы. В годы перестройки республики фактически стали разменной монетой в борьбе между союзным и российским центром, олицетворяемыми М. Горбачевым и Б. Ельциным. Руководство СССР, например, вело переговоры с руководителями Татарстана и Башкирии об их преобразовании в субъекты СССР, что означало бы выход из состава России. В свою очередь Б. Ельцин, находясь в Татарстане в 1991 г., произнес свою знаменитую фразу: "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить".
¶5.3 Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии
Элиты ряда республик стремились дистанцироваться от России и повысить свой статус. Например, в некоторых республиках в марте 1991 г. был сорван всероссийский референдум о введении поста президента РСФСР (Северная Осетия, Татарстан, Тува, Чечено-Ингушетия). В июне 1991 г. в Татарстане прошли первые выборы президента республики, в то время как выборы президента России, назначенные на тот же день, там не проводились (выборы президентов в остальных республиках начали проводиться уже после августа 1991 г.).
На этапе 1991 - 1993 гг., уже после распада СССР для России была характерна частичная конфедерализация. Подписание 31 марта 1992 г. Федеративного догово ра во многом зафиксировало асимметричную ситуацию.
В 1991 - 1993 гг. складывается статусное неравенство между самими республиками.
Чечня, где к власти в результате президентских выборов 1991 г. пришел националистический режим Д. Дудаева, фактически оказывается за рамками российского правового пространства и пытается построить независимое государство. Власти республики никак не участвуют в общероссийских политических процессах. В ноябре 1991 г. власти Чечни провозглашают независимость, в декабре того же года они проводят референдум о независимости.
Татарстан, как и Чечня, не подписал в 1992 г. Федеративный договор. В марте 1992 г. проведен референдум о государственном статусе Татарстана с формулировкой: "Согласны ли вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?" (явка избирателей составила 81,8%, "за" высказались 61,4% от числа пришедших). В ноябре 1992 г. принята конституция Республики Татарстан, причем ст. 66, повторявшая вопрос референдума, была изменена. Согласно новой формулировке, Татарстан определялся как государство, ассоциированное с Российской Федерацией на основе взаимного делегирования полномочий и предметов ведения (известный из мировой практики статус ассоциированного государства). В январе 1993 г. руководство республики официально разъяснило свою позицию: Татарстан не стремится к выходу из России, но добивается юридического закрепления новых принципов взаимоотношений с Российской Федерацией. Взамен республика получила уступки в ряде экономических вопросов (повышение квот республики в экспорте добываемой ею нефти и др.). Однако на этом этап конфронтации Казани с Москвой не закончился. В декабре 1993 г. в республике были практически сорваны общероссийские парламентские выборы, явка избирателей оказалась минимальной, в Госдуму не избрали ни одного депутата, выборы в Совет Федерации не были организованы вообще.
Башкирия подписала Федеративный договор, но сделала это с оговорками, предполагающими особые отношения с центром. Председатель Верховного Совета
¶
республики М. Рахимов добился от центральных властей специального приложения к федеративному договору для Башкортостана, по которому республика получила одноканальный бюджет, право на создание независимой судебно-правовой системы, самостоятельность во внешнеэкономической деятельности, важные уступки в вопросе о республиканской собственности. После этого М. Рахимов 1 апреля 1992 г. подписал федеративный договор от имени Республики Башкортостан. Вместе с тем Башкирия провозгласила приоритет собственных законов над общероссийскими, Верховный Совет республики отменил действие ряда указов президента России на территории Башкортостана.
Прочие республики подписали Федеративный договор, но также развивали собственное законодательство, предполагающее государственный суверенитет, верховенство республиканских законов над российскими, свое гражданство, исключительные права на недра, право на выход из состава России, объявление военного положения и пр.
Одним из крайних примеров стала Тува, которая приняла свою конституцию на всенародном референдуме, проведенном одновременно с парламентскими выборами 12 декабря 1993 г. В ней давалось следующее определение: "Республика Тыва - суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации, имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации путем всенародного референдума Республики Тыва. Республика Тыва признает свое нахождение в составе Российской Федерации на основе Федеративного договора и договорных отношений как в федеративном, демократическом, правовом государстве, признающем и поддерживающем Декларацию о государственном суверенитете Республики Тыва, ее право на самоопределение".
Асимметрия Российской Федерации была фактически признана на том этапе федеральным центром. Об этом свидетельствует формат Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 г. Он представляет собой три различных договора, что. по сути, поделило федерацию на субъекты с тремя статусными уровнями. Отдельный договор был подписан с республиками, которые в договоре официально названы суверенными республиками. Второй договор заключен с краями, областями, городами федерального значения. И, наконец, третий договор подписали с автономной областью и автономными округами.
Статья 4, п. 1 Федеративного договора, подписанного с республиками, гласит "Республики (государства) в составе Российской Федерации обладают всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые переданы (отнесены) в ведение федеральных органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Договором. Территория и статус республики в составе Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия". Как видно, республики в договоре официально названы государствами, т.е. за ними признается статус "гос ■ -
¶5.3 Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии
дарств в государстве" (каковой они формально имели в рамках РСФСР). Отношения с республиками фактически копируют отношения центра и субъектов договорной федерации, которые передали отдельные полномочия центру и оставили за собой их основную часть.
Но уже на том этапе становится ясно, что государственный суверенитет российских республик ограничен. Сепаратистские настроения не получили открытой поддержки извне, ни одна из стран мира не признала и не собиралась признавать какую-либо из республик в качестве независимого государства. Речь, таким образом, шла о получении республиками максимально возможного статуса в составе России. статуса, который позволял говорить о конфедеративном характере отношений между Россией и некоторыми республиками (прежде всего - Татарстаном).
На этапе "парада суверенитетов" возникает представление о повышении статуса субъекта федерации, которое сохраняется до сих пор, несмотря на существенное снижение статусной асимметрии.
Под повышением статуса понимается преобразование региона в республику как субъект, имеющий более высокий статус.
Другая разновидность повышения статуса - выход внутрирегиональной автономии из состава региона и ее непосредственное вхождение в федерацию.
В 1990 г. начался процесс "республиканизации" тех регионов, которые не имели такого статуса, но считали возможным на него претендовать в силу национальной специфики или большого ресурсного потенциала.
На этапе 1990-1991 гг. республиками провозгласили себя все автономные области и автономные округа. Например, в октябре 1990 г. областной совет провозгласил государственный суверенитет Горно-Алтайской АССР. В январе 1991 г. Горный Алтай объявил о выходе из состава Алтайского края и объявил себя Горно-Алтайской ССР. Республиками провозглашали себя даже некоторые автономные округа (например, Корякский, Чукотский, Ямало-Ненецкий АО). Официально, как мы уже знаем, на федеральном уровне был признан республиканский статус четырех автономных областей из пяти.
В 1991-1993 гг. "республиканизация" затронула ряд крупных российских областей, которые стремились повысить свой статус до уровня, который получили национальные республики (и решить проблему асимметрии таким путем, а не через снижение статуса республик). Наиболее ярким примером является Уральская республика, которую пытались создать на базе Свердловской области с возможным присоединением других областей. Уже в 1991 г. областной совет разработал проект закона о создании в порядке эксперимента Уральской республики в составе Свердловской, Тюменской, Курганской, Пермской, Оренбургской и Челябинской областей. Исполнительным органом власти республики должен был стать Государственный совет из глав областных администраций (речь, таким образом, шла о создании республики как укрупненного субъекта федерации с внутренним областным
¶15 Зак. 624
¶Глава 5 Региональная структура современной России
делением). Примерно в то же время, в 1990-1991 гг., обсуждался и альтернативный проект создания Тюменской республики (очевидно, что уральцы прежде всего хотели бы включить в свой состав богатую нефтью и газом Тюменскую область).
Первым конкретным шагом стало вынесение на местный референдум Свердловской области 26 апреля 1993 г. вопроса о расширении полномочий региона в социально-экономической сфере до уровня республики (вопрос звучал следующим образом: "Согласны ли вы с тем, что Свердловская область по своим полномочиям должна быть равноправна с республиками в составе Российской Федерации?"). 83,4% избирателей одобрили эту идею. 1 июля 1993 г. сессия областного совета декларировала преобразование области в Уральскую республику. В сентябре 1993 г. глава администрации Свердловской области обнародовал новый политический проект - интеграцию пяти областей Урала в новое территориальное образование, которое тогда условно называли "Большой Уральской республикой". 27 октября 1993 г. сессия областного совета приняла конституцию Уральской республики, создаваемой на территории отдельно взятой Свердловской области. На 12 декабря были назначены референдум по тексту этой конституции и выборы губернатора. Однако реакция федерального центра на эти события оказалась резко отрицательной. 9 ноября 1993 г. был обнародован президентский указ, отменявший конституцию Уральской республики. По этому указу Э. Росселя отстранили от занимаемого поста, а областной совет - распустили.
Процессы "республиканизации" затронули и другие "русские" регионы. Челябинская область провозглашала себя Южно-Уральской республикой (в том числе из-за нежелания объединяться со Свердловской областью в одну республику). В 1993 г. планировался референдум о создании единой Тюменской республики с включением в ее состав автономных округов. Схожие тенденции отмечались в Приморском крае (была принята декларация краевого совета). В Красноярском крае существовала идея создания Енисейской республики с включением территорий автономных округов.
Интерес представляет также пример Вологодской области. Здесь в апреле 1993 г. прошел референдум по вопросу "Считаете вы, что края, области, в том числе и Вологодская область, должны иметь равные конституционные права с республиками, входящими в состав Российской Федерации?" (около 80% голосовали "за"). Правовых последствий этот референдум не имел и стал еще одной символической акцией региональных сообществ. Таким способом власти областей пытались обратить внимание центра на необходимость решить проблему статусного неравенства субъектов федерации. Но решение этой проблемы, как следует из вопроса референдума, виделось в повышении статуса всех краев и областей до уровня республик.
Однако повысить свой статус не удалось тогда ни одному субъекту федерации. и все попытки остались на уровне деклараций. Федеральный центр не поддерживал процессы "республиканизации" областей, не желая нарушать хрупкий баланс в федерации и портить отношения с "настоящими" республиками. Также центр не хо-
¶5.3 Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии
тел поддерживать инициативы о выравнивании статуса за счет его повышения у краев и областей до уровня республик (пример Вологодской области).
Следует понимать, что самопровозглашение нового статуса не имеет юридической силы, если оно не подтверждено на более высоком уровне. Российские республики не могли реализовать нормы государственного суверенитета без признания другими государствами 44 . Из самопровозглашенных республик в реальности получили новый статус только четыре автономных области в соответствии с российским законом, принятым 3 июля 1991 г.
Также остались на уровне деклараций характерные для начала 1990-х гг. решения ряда национальных движений о провозглашении тех или иных "республик" на основе ареалов проживания соответствующих этнических групп. Например, в июле 1991 г. Съезд карачаевцев принял решение о создании республики, которая была провозглашена в октябре того же года. Буквально через неделю после провозглашения Республики Карачай на съездах представителей других народов было декларировано создание Черкесской республики и Абазинской республики (последняя затем была объединена с Черкесской). Кроме того, представители казаков провозглашали на территории Карачаево-Черкесии свои республики - Баталпа-шинскую и Урупско-Зеленчукскую 45 . Однако в марте 1992 г. в республике был проведен опрос, в ходе которого большинство высказалось за сохранение единой республики. Центр после этого не поддерживал разделение республики на части.
Похожие процессы отмечались и в других регионах страны, подтверждая общую тенденцию, связанную с ростом национализма и попытками создания новых регионов на этнической основе. В Кабардино-Балкарии съезд балкарского народа принял в 1991 г. решение о создании Балкарской республики, и на ее предполагаемой территории в декабре 1991 г. даже был проведен референдум (население проголосовало за отдельную республику, но ни Россия, ни власти Кабардино-Балкарии этот референдум не признали). В начале 1992 г. съезд кабардинского народа провозгласил Кабардинскую республику. Однако в 1992 г. националистические движения как кабардинцев, так и балкарцев были подавлены. В 1996 г. имела место вторая попытка провозгласить Балкарскую республику, которая опять-таки не получила правовых последствий.
В рассматриваемых выше случаях речь идет о спорной с политико-правовой точки зрения ситуации, когда специально созванное представительное собрание
44 Рецидив этой ситуации был отмечен в 1998 г., когда президент Калмыкии К. Илюм жинов заявил о возможном выходе из состава федерации или провозглашении республики ассоциированным членом федерации. Никаких правовых последствий такое заявление иметь не могло и было расценено просто как скандал, возникший на фоне обострения отношений между центром и республикой.
45 Неустойчивая ситуация в Карачаево-Черкесии сохранялась и позднее. Например, в 1994 г. Съезд черкесского народа выступал за создание Черкесской автономной области в составе Ставропольского края (по сути это означало, что на оставшейся территории созда ется Карачаевская республика).
¶Глава 5 Региональная структура современной России
провозглашает тот или иной статус территории. С одной стороны, легитимность такого собрания может быть очень разной, и центр обычно имеет основания, чтобы ее не признавать. С другой стороны, именно так в истории нередко начинается процесс нового государствообразования. Таким образом, конечный результат зависит от того, насколько реально идея повышения статуса данной территории или приобретения ею статуса (если она является не административной единицей, а, скажем, ареалом проживания определенного этноса) получает поддержку местного сообщества, насколько оно готово отстаивать данный интерес, и, соответственно, насколько эффективно центр этому противодействует. Вспомним, что после Октябрьской революции решения о создании национально-территориальных автономий принимались в результате "встречного движения" - местной инициативы (обычно заявленной на съезде советов, избранных на территории данного региона) и решения центра, законодательно оформившего данную инициативу. В современной российской ситуации аналогии можно провести с историей воссоздания Ингушетии: соответствующее решение приняли на съезде ингушских депутатов всех уровней в сентябре 1991 г. 46 , а в 1992 г. республика была создана федеральным законом. Ингушам при поддержке центра удалось добиться того, что не сумели сделать национальные движения ряда других народов Северного Кавказа.
Вопрос о повышении статуса российских регионов до уровня республик не исчез с повестки дня и в 2000-е гг. Он вновь стал актуальным в связи с нарастанием проблем в Калининградской области, которая оказалась окружена территориями стран Европейского союза - Польши и Литвы: в 2005 г. здесь появилось общественное движение "Республика" (ранее существовала сепаратистская Балтийская республиканская партия). Одновременно начались выступления в пользу придания Калининградской области статуса "заграничной территории", не предусмотренного пока российским законодательством. В целом, учитывая изменившуюся геополитическую ситуацию, Калининградская область имеет основания, чтобы претендовать на особый статус в составе федерации.
Антитезой "республиканизации" в современной России считается "губерни-зация", под которой понимают полное выравнивание статуса всех регионов и ликвидацию института национально-территориальной автономии. Все регионы при таком подходе должны получить одинаковое наименование - губернии 47 . Некоторые ученые рассматривают возможности перехода России к модели территориальной федерации, не имеющей признаков этнической федерации (см., например: [Саликов, 1998]). Рассматривается и вопрос о превращении России в унитарное государство с губернской формой АТД (о дискуссии по этому поводу см., напри-
46 Съезд ингушского народа, определивший курс на восстановление собственной ав тономии, был созван еще в 1989 г.
47 На протяжении многих лет активным сторонником "губернизации" является ли дер ЛДПР В. Жириновский.
¶5.3 Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии
мер: [Зубов, 2000]). Идеи радикальной "губернизации" возникли как реакция некоторых политических кругов на процессы суверенизации национально-территориальных автономий и связанные с этим сепаратистские тенденции. Также на том этапе существовала идея создания Республики Русь на основе "русских" регионов (как участника новой федерации наравне с "национальными" республиками). Это, в сущности, было повторением дискуссии, возникшей после Октябрьской революции, о форме отношений между РСФСР и другими республиками.
В 1992-1993 гг. в России сложилась предельно асимметричная ситуация, когда республики имели статус суверенных государств, что позволяет говорить о конфеде- ративном типе отношений. Более того, отношения Москвы с Чечней и Татарстаном вообще не были юридически оформлены.
Проблема статусной асимметрии была частично разрешена после принятия российской Конституции 1993 г. Эта Конституция ввела принцип равенства (равноправия) субъектов федерации, хотя и оставила за республиками ряд особых полномочий. В соответствии с Конституцией суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция 1993 г. была принята на всенародном референдуме, который, однако, не проводился на территории Чечни и Татарстана (в то же время Чечня и Татарстан фигурируют в списке субъектов федерации, входящем в текст конституции). В связи с принятием этой Конституции можно говорить об изменении статуса республик в сторону снижения. Начался переход от фактической конфедерализации к асимметричной рефедерализации - закреплению республик в составе федерации, но с признаками особого, более высокого статуса.
В 1993-2000 гг. республики сохраняли свой сравнительно высокий статус в составе федерации. Их отношения с центром в ряде случаев строились на индивидуальных договорах о разграничении полномочий (15 февраля 1994 г. первый такой договор был подписан с Татарстаном 48). В некоторых случаях эти договора наделяли республики полномочиями, закрепленными за федеральным центром. Татарстан в соответствии с договором определялся как государство, объединенное с Россией, т.е. его особый статус был официально подтвержден российскими властями. Были сохранены в прежнем виде республиканские конституции, принятые на волне суверенизации. Федеральный центр не уделял должного внимания проблеме несоответствия республиканского законодательства федеральному. Республики в соответствии с договорами имели большие экономические полномочия (особый режим финансово-бюджетных отношений действовал в Татарстане, Башкирии, Якутии и Карелии, которые с согласия центра зачисляли основную часть налоговых поступлений в свои бюджеты).
48 Это, по мнению властей республики, узаконило ее нахождение и составе федерации и условия нахождения.
¶Глава 5 Региональная структура современной России
Пример Башкирии интересен тем, что для подтверждения суверенитета и консолидации избирателей вокруг этой идеи там провели два местных референдума. 25 апреля 1993 г. на референдум был вынесен вопрос республиканского референдума с формулировкой: "Согласны ли вы, что Республика Башкортостан должна иметь экономическую самостоятельность и договорные отношения с Российской Федерацией на основе Федерального договора и приложения к нему в интересах народов Республики Башкортостан?". Участие избирателей в референдуме составило более 70%, три четверти от общего числа участников ответили на вопрос республиканского референдума "да". Одновременно с российскими парламентскими выборами в декабре 1995 г. в республике провели референдум по вопросу о расширении экономической самостоятельности республики ("за" проголосовали 79% избирателей).
В то же время, начиная с 1997 г., прослеживаются первые попытки федерального центра ограничить особые республиканские права. Например, вице-премьер Б. Немцов стал активно выступать против "сепаратных" договоров с Татарстаном, Башкирией, Якутией (также называлась Ингушетия), которые, по его мнению, нарушали равноправие регионов. Объектом жесткой критики со стороны другого вице-премьера - А. Чубайса на том этапе стала Якутия 4 "".
Характерным событием того неустойчивого периода стал "паспортный конфликт" в таких республиках, как Татарстан и Башкирия. Отдельные республики отстаивали свое право на особый формат российского паспорта с записями на своем государственном языке и указанием национальности (по аналогии с советскими паспортами, выдававшимися в союзных республиках). Конфликт привел к тому, что на протяжении ряда лет в Башкирии вообще не выдавались паспорта. В 2000 г. руководство башкирского парламента направило в Конституционный суд запрос о соответствии постановления правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. "Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка и описании паспорта гражданина Российской Федерации" российской Конституции. С 28 ноября 1997 г. Госсобрание Башкирии приостановило действие этого положения и заморозило выдачу паспортов нового образца, вместо которых гражданам выдавались временные документы. Представители Башкирии ссылались на ст. 26 российской Конституции, согласно которой "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность". Только с 2001 г. вопрос об особой форме паспортов, выдаваемых в республиках, был согласован с федеральным центром, что стало маленькой победой республик.
Действия по снижению статусной асимметрии начались в 2000 г. после прихо да к власти президента В. Путина. На этом этапе федеральный центр активно дек-
49 А. Чубайс в соответствии с президентским распоряжением был назначен руководителем рабочей группы по подготонке предложений, касающихся заключения соглашений по экономическим вопросам между центром и Якутией.
¶5.3 Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии
ларирует принцип равноправия субъектов федерации, способствуя снижению фактического статуса республик в территориально-политической системе и преодолению последствий "парада суверенитетов".
Летом 2000 г. приняты принципиально важные решения Конституционного суда, который признал положения о государственном суверенитете республик противоречащими федеральному законодательству. Неконституционными были признаны государственный суверенитет Республики Алтай и ее исключительные права на недра, землю и леса"™. Рассмотрение данного вопроса дало возможность представителю президента в Конституционном суде М. Митюкову заявить, что суд "подводит итог расхлябанности федерации".
Далее, 7 июля 2000 г. Конституционный суд обнародовал определение, в котором признаны не соответствующими российскому законодательству положения конституций Адыгеи, Башкирии, Ингушетии, Республики Коми, Северной Осетии и Татарстана. Прежде всего, речь идет о таких основах республиканского законодательства, как региональный суверенитет, верховенство местного законодательства, право приостанавливать правовые акты Российской Федерации. Конституционный суд определил, что все эти положения утрачивают силу и не подлежат применению, что лишает республики статуса национально-государственных образований, обретенного ими в 1991 - 1992 гг.
После 2000 г. по инициативе и под контролем центра начался процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Жесткое следование федерального центра принципам верховенства российского законодательства сделало особый статус республик в значительной мере формальным и декларативным. В ситуации укрепления институтов централизованного контроля основная часть республик отказалась от использования формулировок государственного суверенитета и полностью согласилась с принципом равноправия.
Некоторые республики открыто отказались от использования ссылок на свой государственный суверенитет и декларирования эксклюзивных прав на недра и природные ресурсы. Например, летом 2001 г. из конституции Кабардино-Балкарии было исключено определение республики как "суверенного демократического государства в составе Российской Федерации" (Кабардино-Балкария стала определяться, как "демократическое правовое государство в составе Российской Федерации"). В 2002 г. Кабардино-Балкария сама отказалась от договора о разграничении полномочий с центром, который она подписала второй после Татарстана в 1994 г.
Республики - наиболее активные сторонники суверенизации - на этом этапе предпочли сохранить формулировки о своем суверенитете, использовав при этом норму ограниченного суверенитета. Эта норма предполагает, что республика обладает суверенитетом в рамках своих полномочий.
* Запрос в Конституционный суд был подан главой республики С. Зубакпным, конфликтовавшим с республиканским парламентом.
¶Глава 5 Региональная структура современной России
Норма ограниченного суверенитета введена в обновленную конституцию Татарстана 2002 г.: "Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и являющееся субъектом Российской Федерации. Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан".
Важен новейший пример конституции Чечни, принятой в 2003 г. Она определяет: "Чеченская Республика (Нохчийн Республика) - демократическое социальное правовое государство с республиканской формой правления. Суверенитет Чеченской Республики выражается в обладании всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики и является неотъемлемым качественным состоянием Чеченской Республики". Примечательно, что формулировки ограниченного республиканского суверенитета в конституциях Татарстана и Чечни повторяются дословно.
В то же время Башкирия в процессе своей конституционной реформы отказалась от понятия "суверенитет".
Практически единственной республикой, публично отстаивающей свое право на ограниченный суверенитет в рамках России, оказался Татарстан. Об этом можно судить из выступлений президента республики М. Шаймиева. Например, в своем послании республиканскому парламенту в 2001 г. М. Шаймиев обозначил ряд принципиальных тезисов.
Татарстан является суверенным государством, причем подчеркивается, что суверенитет для Татарстана - базовое понятие.
Федеральные законы должны лишь определять общие принципы региональной политики, не имея прямого действия. И даже в этом качестве они могут вступить в силу лишь после одобрения половиной субъектов федерации. Далее регионы принимают собственные, более конкретные законы.
Федеральный центр вторгается в компетенцию субъектов федерации.
Конституция Татарстана принята раньше российской, а потому не может быть отменена.
В аналогичном выступлении М. Шаймиева в 2002 г. также были продекларированы основные позиции Татарстана.
¶5.3 Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии
Республики настаивают на своей идентичности в качестве суверенных государственных образований. По словам М. Шаймиева, "республика есть форма государства, опирающаяся на волю народа, а государство, как известно, без суверенитета не бывает".
Договора о разграничении полномочий играют системообразующую роль и отмене не подлежат. В соответствии со своей обновленной конституцией 2002 г.. Республика Татарстан является полноправным субъектом федерации, объединенным с Россией на основе конституций Российской Федерации и Республики Татарстан, а также Договора о разграничении и взаимном делегировании полномочий.
Необходима "мягкая" формула республиканского гражданства. Президент Татарстана заявил, "что в рамках единого федеративного государства существует единый институт гражданства". Однако он полагает, что для республик должна быть предусмотрена "дополнительная" форма гражданства, иначе будет ослаблена "федеративная структура" российского государства.
Другой республикой, претендующей на особое место в федерации, стала Чечня. Реинкорпорация Чечни - еще один важный пример статусных изменений в составе федерации. Долгое время Чечня целиком или на значительной части своей территории оставалась вне фактической юрисдикции России. Отношения Москвы и Грозного также не были юридически оформлены, и Чечня долгое время находилась в положении "мятежной республики", управляемой выборными президентами, легитимность которых не признавалась Москвой (Д. Дудаев, затем А. Масхадов) 51 . Попытка создания на части территории республики пророссийского режима Д. Завгаева (он был избран президентом республики 17 декабря 1995 г.) закончилась неудачей.
Процесс возвращения Чечни в российское правовое пространство и ее превращения в субъект федерации начался в марте 2003 г., когда на республиканском референдуме была принята конституция республики (вступила в силу с 1 апреля 2003 г.) 52 . Следующим шагом стало проведение в октябре 2003 г. всенародных выборов президента Чечни, которые выиграл А. Кадыров, ранее назначенный Москвой главой администрации республики".
Однако реинкорпорация Чечни практически невозможна без особого формата отношений с центром. Новая конституция Чечни содержит ссылку на респуб-
51 Территория Чечни, находившаяся под контролем сепаратистов, именовалась ими Чеченская Республика Ичкерия (это название используется сепаратистами с января 1994 г.). Это - пример "непризнанного государства" с неустойчивыми фактическими границами, существовавшего некоторое время на территории России.
52 Ранее федеральный центр с переменным успехом пытался контролировать терри торию республики и назначал глав администраций.
51 До этого момента власть в Чечне временно функционировала в соответствии с президентским указом от 19 января 2001 г. № 52 "О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики". В мае 2004 г. А. Кадыров погиб в результате теракта.
¶Глава 5 Региональная структура современной России
ликанский суверенитет. Власти республики активно выступали за подписание договора о разграничении полномочий с центром.
В отношении большинства республик период суверенизации полностью завер шился к 2000-2002 гг. Статус республик как суверенных государств к тому времени и так уже стал декларативным, поскольку противоречил российскому законодательству (имеющему верховенство на всей территории страны, закрепленное конституцией) и не имел поддержки международного сообщества. Республики сохранили лишь отдельные отличительные черты, предусмотренные российской конституцией.
Однако как минимум две республики - Чечня и Татарстан продолжают претендовать на особый статус в составе России. По мнению многих экспертов, сделать их статус идентичным статусу даже других республик, не говоря уже о "русских" регионах, в существующей этнополитической ситуации практически невозможно. По всей видимости, Чечня и Татарстан сохранят в обозримой перспективе статус регионов с ограниченным государственным суверенитетом. Кроме того, как уже говорилось, существует проблема Калининградской области.
В связи с достаточно жестким статусным выравниванием, актуальным в начале XXI в., стал вопрос о пределах и гарантиях национально-территориальной автономии в России. В частности, произошло обострение языковой проблемы в связи с готовящимся в Татарстане переводом татарского языка на латиницу к 2011 г. В конце 2002 г. вступили в силу поправки в федеральное законодательство, в соответствии с которыми алфавиты государственного языка России и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Эти поправки были расценены в Татарстане как покушение на свои права в национально-культурной сфере 54 . В ответ в конце 2003 г. республиканский Конституционный суд признал, что восстановление латинской графики татарского языка относится к компетенции региона (на том основании, что российская конституция признает за республиками право на государственные языки, но не устанавливает алфавит).