Сравните основные направления миграции ссср и рф. Миграции в ссср

Что должен знать дошкольник про животных? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса, севера или Африки, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных и покажем карточки - мнемотаблицы, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности визуально, образно.

Дикие животные

Заяц

Заяц живет в лесу. Он не роет себе нор, а прячется в кустарниках, в углублениях под корнями, под ветвями, там и сооружают себе зимовье. Основная пища зайца - это трава, сено, молодые веточки деревьев. Ест заяц и овощи, фрукты и ягоды, если удается их найти.

Лиса

Лиса - дикое животное. Она живет в лесу, в норе. Лиса - хищный зверь. Основная еда лис - насекомые (жуки, дождевые черви) и мелкие грызуны (мыши-полёвки). Если удастся лисе поймать зайца или птицу, что бывает не очень часто, она с удовольствием съест и их. Часто лисы селятся рядом с человеком и воруют домашних птиц из птичников. Иногда может полакомиться и рыбкой, выброшенной на берег Не побрезгует ягодами и фруктами, когда голодна.

Волк

Волк - животное леса. Живут волки в логове. Волки охотятся стаями, поэтому им под силу поймать крупную добычу: лося, оленя. С удовольствием угостится волк и птицей, и зайчиком. В голодные годы волки могут нападать на домашний скот, но это бывает очень редко. Волки очень осторожны и боятся человека.

Ёж

Ежи живут в лесу. Они редко сами роют норы, чаще занимают чужие или сооружают гнездо среди выпирающих корней, под кустом, в углублениях земли, натаскивая туда много листьев, сухой травы и мха. Зимой ежи впадают в спячку. Едят ежи в основном насекомых. Если попадется змея, могут съесть и её. Не прочь полакомиться грибами, желудями, ягодами и фруктами.

Бурый медведь

Бурый медведь - дикое животное леса. На зиму медведь сооружает себе берлогу и впадает в спячку. Основная пища медведей - ягоды, коренья, грибы. Найдет медведь птичье гнездо - полакомится яйцами, найдет улей диких пчел - поест медку. Медведь умеет ловить рыбу и с удовольствием ее ест. Может скушать и мышку, если удастся ее поймать. Не побрезгует и падалью.

Белка

Белка живет в лесу. Она находит в дереве дупло и селится там. Ест белка ягоды, фрукты, грибы, орехи, желуди и зерно. Запасает припасы на зиму, пряча их под корнями или среди веток деревьев, чтобы не голодать зимой.

Когда ребенок познакомился с животными, их образом жизни, питанием, пусть он попробует сам рассказать о том, что запомнил. В этом помогут картинки-схемы с алгоритмом по составлению рассказа-описания >>

На первых порах связного рассказа получить может не удастся, тогда попробуйте распечатать и разрезать приведенные выше карточки на сектора, а ребенку предложить разложить картинки правильно.

А более подробные рассказы для детей о животных можно посмотреть на нашем сайте в разделах:

Помогите пж! Сравните основные направления миграций в СССР и России.

Ответы:

Миграционные связи России с сопредельными территориями (бывшими окраинами Российской империи, затем - союзными республиками СССР) традиционно носили центробежный характер, т.е. были направлены из центра на окраины. Это было заселение Новороссии (южной Украины) в конце XVIII-XIX вв., заселение Северного Кавказа с XVIII в. и особенно интенсивно - Казахстана в период освоения целинных земель (1950- 1960-е гг.), русское аграрное освоение некоторых районов Средней Азии, а в период индустриализации - формирование рабочего класса ранее «отсталых национальных окраин». Городское население республик Средней Азии, Закавказья, Молдавии, частично Украины и Прибалтики в значительной степени формировалось за счет переселенцев из России. В России миграции населения также традиционно имели центробежный характер: мигранты из центра страны заселяли и осваивали присоединяемые к России территории на севере, на юге и на востоке. В XX в. основным направлением миграций было восточное - заселение Сибири и Дальнего Востока. С либерализации иммиграционной политики в 1965 году, число иммигрантов первого поколения, живущих в Соединенных Штатах увеличилось в четыре раза: с 9,6 миллиона в 1970 году до примерно 38 млн в 2007 году.1 046 539 человек прошли натурализацию граждан США в 2008 году. С 2000 по 2010 год в США приехало около 14 млн иммигрантов. В 2006 году Соединенные Штаты принимали больше легальных иммигрантов в качестве постоянных жителей, чем все другие страны мира вместе взятые. В настоящее время ведущие страны по иммиграции в эту страну - Мексика, Индия и Филиппины. Также быстро растёт доля мигрантов из Китая. Хотя приток новых жителей из разных культур представляет некоторые проблемы, «Соединенные Штаты всегда были под напряжением его иммигрантов», - сказал президент Билл Клинтон в 1998 году. - «Америка постоянно набирает силу и дух от идущих волна за волной иммигрантов». Воссоединение семей составляет примерно 2/3 легальной иммиграции в США ежегодно. Также, один из быстрых способов получения гражданства США - это служба в армии США. Но для этого у кандидата на службу должна быть грин-карта, то есть он должен уже быть иммигрантом. Служба в армии дает право на ускоренное получение гражданства: через 1 год службы в общем случае, либо без ценза (то есть, на следующий день) в случае службы в зоне боевых действий. Служить могут как мужчины, так и женщины. Участились случаи получения Грин Карты и затем гражданства США и через различные визы. За последние 10 лет было выдано около 33 миллиона Грин Кара. Например, виза, которая является самым быстрым способом получить Грин-Карту, является одной из тех виз. Выдаётся учредителям и менеджерам иностранных компаний, которые желают открыть филиал своего бизнеса в США. После года работы филиала компании в США, учредители и менеджера и их семьи получают постоянное место жительство. Ранее, только крупные компании могли себе это позволить, но последние годы, Америка стала приветствовать средние и малые бизнеса, причем процент отказа на получение этой визы составлял всего около 18 % с 2010. А уже в 2015 году, на саммите «SELECTUSA» Президент США Барак Обама заявил о дальнейшем облегчении процедуры получения виз L-1. Это означает, что теперь получить визу L-1 намного легче, чем раньше. Данная инициатива, как утверждают некоторые политики, увеличит поток иммиграции в США.

Фрагмент 1

Изучение нового материала по теме

Задачи:

  • Сформировать представление о миграциях населения во времени и в пространстве.
  • Развивать навыки работы с текстом учебника (выделение главного, составление структурных схем, составление определений и др.).

Организация работы

Вводная беседа

1. Под действием каких причин может изменяться численность населения страны, какой-либо территории?

2. Ввод понятия “Миграция”.

3. Сформулируйте самостоятельно определение понятия “Механический прирост”.

4. Какие значения может принимать величина механического прироста? Как при этом меняется численность населения?

5. Предположите, какие причины могут побудить человека к смене места жительства.

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника

1. Познакомьтесь с текстом § 7. Выявите основные потоки миграций в СССР и России в различные годы: направления и причины.

2. Заполните хронологическую таблицу “Миграции населения в СССР и России”, для этого используйте текст учебника, рис. 13, с.41 и знания, полученные самостоятельно из внеучебных источников (СМИ, Интернет).

Период, гг.

Направления миграций

Причины миграций

Дополнительная информация

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

3. Используя материалы таблицы, составьте обобщающую структурную схему “Миграции населения”. Ключевые слова определите самостоятельно.

Подведение итогов работы на уроке:

1. Какие народы подверглись насильственному переселению? Как сложилась их дальнейшая судьба?

2. Каково значение миграций для экономики страны?

3. Приведите примеры миграций членов вашей семьи. Каковы были причины смены места жительства? Как это сказалось на дальнейшей судьбе всей вашей семьи?

Консультирование по выполнению домашней практической работы.

Домашнее задание: § 7. Домашняя практическая работа.

Домашняя практическая работа.

1. По данным таблицы 12 постройте столбчатые диаграммы “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах”.

2. Сделайте анализ, ответив на вопросы:

– Как изменилась доля русского населения в новых независимых государствах (в каждом отдельно и по регионам: страны Балтии, страны Средней Азии, страны Закавказья)?

– Каковы причины этих изменений (политические, экономические, социальные, культурные и др.)?

3. Сделайте общий вывод:

– Каковы последствия изменений доли русского населения для новых независимых государств и России? Отметьте экономические, политические, социальные, культурные последствия.

Фрагмент 2

Повторение и закрепление знаний по теме с элементами введения новой информации

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания по теме “Миграции населения”.
  • Продолжить работу по развитию навыков чтения схем, таблиц, карт.
  • Развивать навыки обобщения информации, полученной из разных источников, создавать новое знание на основе известной информации, собственного жизненного опыта.

Организация работы

Задания для повторения предлагаются по рядам.

Дополнительно создаются две группы по два человека, которые будут работать с творческими заданиями. В группы включаются наиболее подготовленные учащиеся.

Для удобства работы на каждый стол выдается лист с заданиями для каждого ряда.

Задания:

I ряд

Работа со словарем по теме “Миграции населения”.

Работа выполняется письменно на листочках.

I вариант

Миграция –
Внутренние миграции –
Эмиграция –
Реэмиграция –
Репатриация –

II вариант

Механический прирост –
Внешние миграции –
Иммиграции –
Депортация –
Незаконные мигранты –

II ряд

Самопроверка выполнения домашнего задания “Анализ диаграмм “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах” (по данным табл. 12, с. 20).

Проверьте, есть ли в ваших выводах ответы на следующие вопросы:

1. В каких странах бывшего СССР особенно сильно уменьшилась доля русских? Подтвердите цифрами.

2. Почему именно в этих странах произошло наибольшее снижение доли русских?

3. В каких странах после распада СССР доля русских увеличилась? осталась практически неизменной?

4*. Существует ли связь между численностью русских в той или иной стране бывшего СССР и политическими отношениями, сложившимися между Россией и этими странами?

III ряд

Работа с информацией, представленной в виде схем.

Внимательно рассмотрите предложенные схемы, сравните с теми, что вы составили самостоятельно по тексту учебника. Проанализируйте представленную в схемах информацию. Приготовьтесь озвучить данные схемы для класса. Ответьте на поставленные вопросы.

1. Какие признаки классификации положены в основу составления каждой схемы?

2. Информация к какой схеме (схемам) отсутствовала в вашем учебнике? Попробуйте самостоятельно составить по ней рассказ.

Творческие группы

I группа

Попробуйте составить портрет человека, решившего добровольно сменить постоянное место жительства (образование, возраст, семейное положение, здоровье, черты характера). Подумайте, что побудило его сменить место жительства. Предположите, какой район России он выберет для постоянного проживания.

II группа

Обобщив изученный материал и опираясь на внеучебные знания, выявите положительные и отрицательные последствия миграции для страны в целом, и для отдельного субъекта, в частности.

Порядок работы по повторению и закреплению знаний

1. Всем учащимся класса предлагается познакомиться с предложенными заданиями и задать учителю уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость.

2. Учащиеся приступают к работе. Учащиеся II и III ряда могут работать в парах, обсуждая возможные варианты ответов и осуществляя взаимопроверку самостоятельных работ, выполненных на предыдущем уроке и дома.

3. Учащиеся I ряда работают в течение 3 минут. Затем учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями, организуется взаимопроверка. Выставляются оценки. Фиксируется фамилия проверяющего. Выполненные работы передаются учителю. Вся работа занимает 5-7 минут. Все учащиеся первого ряда присоединяются к выполнению заданий второго ряда.

4. Проверяется работа второго ряда. Учащиеся третьего ряда, по мере выполнения собственного задания, также присоединяются к проверке домашней работы. Проверка осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. По ходу проверки учащиеся делают уточняющие записи в тетради.

5. Проверка работы третьего ряда. Осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. Схемы, дополняющие материал, представленный в учебнике, заносятся в тетради по ходу их комментирования и обсуждения.

6. Заслушиваются результаты работы творческих групп. Учащимся класса предлагается составить и записать в тетради 1-2 уточняющих вопроса к сообщениям творческих групп. На основе составленных вопросов организуется обсуждение результатов работы.

7. Подводятся итоги проверки выполнения домашней работы. На полях тетради каждым учеником выставляется оценка по итогам самопроверки.

Показатели для самостоятельного оценивания результатов работы по теме “Миграции населения”:

1. В тетради записаны определения терминов. Учащийся готов дать определения каждого из них самостоятельно.

2. В тетради выполнены схемы, отражающие основной материал по теме. Учащийся готов прокомментировать каждую из схем, назвав признак классификации.

3. В тетради выполнены диаграммы “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах” (по данным табл. 12, с. 20) и сделан их анализ. В анализе представлены главные выводы, они подтверждаются расчетами.

4. Учащийся принял участие в обсуждении вопросов творческих групп.

Критерии оценивания:

  • 5 баллов – данные показатели достигнуты в полном объеме;
  • 4 балла – данные показатели в целом достигнуты, допущены незначительные недочеты;
  • 3 балла – данные показатели достигнуты частично, допущены значительные недочеты.

Учитель вправе перенести в журнал оценки, выставленные учащимися по результатам самопроверки и самооценивания, без изменения, либо повысить или понизить оценку после индивидуального собеседования с учащимся.

Список использованной литературы

  1. Асеева И.В. На уроке географии: Население и хозяйство России: Пособие для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, колледжей. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
  2. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2005.

Миграционные связи России с сопредельными территориями (бывшими окраинами Российской империи, затем - союзными республиками СССР) традиционно носили центробежный характер, т.е. были направлены из центра на окраины. Это было заселение Новороссии (южной ) в конце XVIII-XIX вв., заселение с XVIII в. и особенно интенсивно - в период освоения целинных земель (1950- 1960-е гг.), русское аграрное освоение некоторых районов Средней Азии, а в период индустриализации - формирование рабочего класса ранее «отсталых национальных окраин». Городское население республик Средней Азии, Закавказья, частично Украины и Прибалтики в значительной степени формировалось за счет переселенцев из России. В России миграции населения также традиционно имели центробежный характер: мигранты из центра страны заселяли и осваивали присоединяемые к России территории на севере, на юге и на востоке. В XX в. основным направлением миграций было восточное - заселение Сибири и Дальнего Востока. Особенно быстро росло население Крайнего Севера. Районами выхода мигрантов было большинство областей Центрального . С 1960-х гг. среди районов притока увеличилась доля Центральной России (Москва и Московская область), Ленинграда и Ленинградской области, а темпы заселения восточных областей снизились. В 1990-х гг. тенденции межрайонной миграции резко изменились: начался отток населения из районов севера и востока. За 1990-2000 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс. человек, Восточная Сибирь - около 200 тыс. человек. Западная Сибирь имеет положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Миграции между городом и селом, которые в течение всего XX в. были направлены из села в город (кроме периодов войн), в начале 1990-х гг. претерпели изменения. В конце 1980-х гг. интенсивность миграций между городом и селом сократилась в несколько раз, а в 1991-1993 гг. отмечался даже небольшой приток горожан в село. Но впоследствии восстановился приток мигрантов из села в город, хотя и меньший, чем в 1980-е гг.

1. Что такое миграции? Какими причинами они вызываются?

Миграции населения России – территориальная подвижность населения России, вызванные особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов страны. Причины иммиграции в Россию:

Более оплачиваемая работа;

Желание учиться в России;

Сложная криминогенная обстановка на Родине;

Военные действия на Родине;

Семейные обстоятельства;

Реэмиграция из стран СНГ;

Неблагоприятная экологическая обстановка;

Более высокий уровень жизни

Причины эмиграции из России:

Повышения уровня жизни;

В других странах больше порядка;

В других странах больше перспектив;

Нравится конкретная страна;

Желание жить рядом с родными;

Стремление к безопасности.

2. С чем связано изменение направлений миграций в конце XX в.? Каковы основные направления миграционных потоков в настоящее время? С чем это связано?

В конце ХХ века наблюдались серьезные изменения в миграционных потоках населения, большинство иммигрантов были направлены из стран ближнего зарубежья, в то время как россияне эмигрировали в страны ближнего зарубежья. Внутри страны до распада СССР, была общая тенденция движения населения в азиатскую часть страны, что было обусловлено демографической политикой государства; после распада СССР тенденция оказалась противоположной – движение населения было направлено с азиатской части страны в европейскую. Сегодня внутренняя миграция населения превышает внешнюю, и наблюдается тенденция передвижения населения из малых населенных пунктов в более крупные.

3. Выберите регион России с наибольшим миграционным оттоком населения: а) Чукотский автономный округ; б) Московская область; в) Ставропольский край; г) Ханты-Мансийский автономный округ.

4. Почему расширение территории приводило к этническому разнообразию российского населения?

Расширение территории России неизбежно приводит к увеличению этнического разнообразия населения, поскольку на территории неосвоенной русскими исследователями проживали малочисленные народы, которые автоматически входили в состав России и оставались там.

5. Как влияют миграции на жизнь общества?

Миграции серьезно влияют на жизнь общества, к примеру, увеличение потока иммигрантов увеличивают этническое разнообразие территории. А большие оттоки населения могут привести к экономическому упадку региона, из-за отсутствия рабочей силы.

6. Изучите по карте (см. рис. 24), как влияют миграции на изменение численности населения в различных регионах. Составьте список регионов, в которых наблюдается: а) интенсивный приток мигрантов; б) наибольший отток населения.

Миграция сильно влияет на численность населения страны или региона. В регионе, где преобладает эмиграция населения (это такие субъекты как Чукотский А.О., Камчатский А.О., Сахалинская область, Р.Якутия и др.), наблюдается снижение численности и плотности населения, возникает нехватка рабочей силы региона, темпы экономического роста начинают падать. В то время как в регионах с высокой долей иммигрантов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край), наоборот, вакантные места заполняются. В тоже время возникает проблема ассимиляции иммигрантов с местным населением.

7. Выясните: а) из каких районов России или других стран прибыли ваши предки; б) чем объяснялись эти переезды; в) на какие стороны жизни и как повлиял переезд.

Миграции моей семьи. Мои предки прибыли на Урал из разных регионов страны. По отцовской линии в середине XIX века приехали из Тульской области; по материнской примерно в это же время прибыли из Пермского края. Эти движения связаны с развитием промышленности на Урале в середине XIX века и увеличением числа металлургических заводов, а как следствие, привлечением населения из западных частей страны. Любой глобальный переезд сильно меняет образ жизни людей, к примеру, приехав из климатически более благоприятной центральной России на Урал, приходилось адаптироваться, менять одежду, общий уклад жизни, приспосабливаться к более пестрому этническому составу и меньшей плотности населения.

8. Вы знаете, что миграция - процесс территориального перемещения населения. Объясните мотивы, вызывающие миграцию. Как вы думаете, какие чувства испытывают люди, переезжающие: а) из города в деревню (или, наоборот, из деревни в город); б) из города в город; в) из страны в страну?

К мотивам вызывающим миграцию населения можно отнести: потребность в улучшении качества жизни, стремление улучшить материальное положение, потребность в более качественном образовании, бегство от социальных, экологических или политических проблем на родной территории, стремление жить рядом с родственниками. Люди, переезжающие из деревни в город, надеются получить качественное образование и устроиться на престижную работу для того, чтобы улучшить свой уровень жизни. Тек, кто пытается переехать из одного в другой город, также наедятся на улучшение своего материального положения, возможно, они пытаются быть ближе к своим родственникам. Эмигранты, которые меняют страну проживания, наедятся улучшить свой уровень жизни и переехать в страну с большим порядком, где у них будет больше перспектив, чем на Родине.

9. Какие миграционные процессы происходят сейчас в вашей республике, крае, области? Как вы считаете, следует ли управлять ими и как это можно осуществить?

В целом на территории Челябинской области активно идут миграционные потоки, иммиграция осуществляется в основном из Казахстана, что способствует пограничное положение области. Эмиграция идет в два района – на запад в Центральную Россию и на восток – в Западную Сибирь. Первое направление связно с желанием улучить свой социальный статус, получить престижное образование, второе с вахтовым методом работы на месторождениях нефти и газа в Тюменской области. Управлять тенденциями миграции можно создавая более благоприятные условия жизни и повышать качество жизни населения, в этом случае оттоков населения не будет, а жесткая миграционная политика позволит ограничить прибавку иммигрантов.



Просмотров