Помощь в прохождении аккредитации школы. Как проверить ВУЗ на лицензию и аккредитацию

До мая этого года 1958 школ Кыргызстана должны пройти аккредитацию Министерства образования и науки КР. Об этом газете «Кутбилим» сообщил начальник отдела лицензирования и аттестации Нурбек КАЗЫЕВ.

По его словам, 16 июня 2017 года вышло Постановление Правительства КР «Об утверждении Порядка аккредитации образовательных организаций, реализующих программы основного и/или среднего общего образования, и Минимальных требований, предъявляемых к аккредитуемым образовательным организациям, реализующим программы основного и/или среднего общего образования».

Согласно данному документу, в целях повышения качества образования в образовательных организациях, реализующих программы основного и среднего общего образования, в соответствии с Законом КР «Об образовании», Правительство КР постановило утвердить порядок аккредитации образовательных организаций, реализующих программы основного или среднего общего образования.

А также утвердить минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям, реализующим программы основного или среднего общего образования.

Министерству образования и науки Кыргызской Республики поручено привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением, принять необходимые меры, вытекающие из настоящего постановления.

Как отметил Нурбек Казыев, до мая этого года 1958 школ должны пройти аккредитацию. Ранее, в соответствии с приказом Минобразования КР от 20 июня 40 школ из всех регионов республики прошли аккредитацию, из них 33 были аккредитованы, и 7 школ не смогли пройти аккредитацию. Другим приказом Минобразования КР от 30 ноября 60 школ города Бишкек и 12 школ турецкой образовательной фирмы «Себат» прошли процедуру аккредитации. Из 60-ти школ Бишкека – 2 школы не были аккредитованы, теперь они должны пройти аккредитацию в течение 3 месяцев. В настоящее время мы собираем документы школ из всех регионов республики и до мая месяца эти школы должны быть аккредитованы, — отметил Нурбек Казыев.

По его словам, аккредитация проводится для подтверждения качества предоставляемых образовательных услуг и является основным механизмом повышения качества образования. Каждая школа должна пройти аккредитацию один раз в пять лет.

— О каком качестве преподавания мы можем говорить, если совершенно не оцениваем нашу работу, в целом системы образования, министерства? У нас есть более 2 тысяч школ по республике, а что они из себя представляют? Мы же не можем говорить только о строительстве. Мы должны понимать, что есть в школах, какие учителя.

Система оценки состоит из трех блоков. Первый - количественный, статистический (год основания школы, число учеников, учителей, книжный фонд). Второй блок включает все показатели качественной работы школы (средний показатель по Общереспубликанскому тестированию, воспитательная работа, возможные случаи суицидов и так далее).

По сути, аттестация и аккредитация — это одно и то же. Изменения в законодательство ввели в 2012 году. Предполагалось ввести независимую аккредитацию для всех образовательных организаций.

Поскольку школьное образование по Конституции – обязательство государства, поэтому исключено говорить «не аккредитован», может быть «условно».

Это означает, что руководителю школы в течение года дают возможность посмотреть на слабые места, попытаться принять какие-то меры, усилить преподавание предметов, срочно послать учителя на повышение квалификации и другое.

Первая цель аккредитации - повышение качества образования. Можно ничего не делать, книги издавать, зарплату повышать, можно вкладывать и вкладывать. Но если мы не оцениваем, во что мы вкладываем, тогда о каком качестве образования мы можем говорить? Очень часто общество высказывает претензии в адрес учителей, директоров школ. И нам надо понимать, почему это происходит. Система оценивания позволяет увидеть текущую ситуацию и принять управленческие решения.

Благодаря аккредитации мы будем знать, учителей из каких школ отправлять на повышение квалификации.

Она заставит, наконец, работать наши школы. Если учителя будут заниматься обучением, а не собиранием денег, однозначно дети смогут получать более качественное образование. Бояться нечего, аккредитация всех ждет.

Для справки: Аккредитация — форма признания качества. Это процесс, в течение которого школа проверяется на предмет соответствия стандартам, установленным аккредитующими органами. Цель аккредитующих органов — защитить учащихся. Аккредитация проводится школьными инспекторами, которые проверяют, предоставляет ли школа необходимый уровень образования для своих учащихся. Аккредитующий орган — это организация, которая тщательно проверяет школы и, если школа удовлетворяет всем требованиям, а ее уровень услуг достаточно высок по всем параметрам, дает ей право на аккредитацию. Аккредитующие органы следят за школами в своей стране. Только школы с высоким уровнем предлагаемых образовательных услуг получают аккредитацию. Таким образом, наличие аккредитации дает гарантию получения высококвалифицированных услуг в школах.

Аккредитация — международный вид признания, показывающий, насколько хорошее образование дает школа своим учащимся. Школы проходят тщательный отбор. Прежде чем удостаиваются права быть аккредитованными.

Получить аккредитацию непросто. Аккредитацию нельзя купить, за процессом постоянно следят ведущие агентства. Чтобы получить аккредитацию проводится довольно много проверок, чтобы убедиться, что школа соответствует стандартам, разработанным аккредитующими органами. Аккредитующие службы посещают школы, чтобы разобраться во всем досконально. Затем по окончании проверки пишется отчет, на основании которого выносится решение о предоставлении аккредитации данной школе. Если комиссия удовлетворена проверкой и убеждается, что школа способна предоставить высокий уровень образовательных услуг для своих клиентов, то школа становится аккредитованным учебным заведением.

В процессе аккредитации проверяется и оценивается: школьный персонал (включая учителей), классные комнаты, школьные объекты, уровень социального обеспечения учащихся, способ управления школой

Аккредитация школ в России

Три этапа развития аккредитации в России

Анализируя двадцатилетнюю практику становления и развития аккредитации в системе высшего образования России, можно выделить три этапа: инновационный (1995-2004), «европеизации» (2004-2009) и дифференциации процедур оценки (2009 – по настоящее время). Велика вероятность, что в ближайшие годы процедура аккредитации будет переживать новый этап трансформации и новые направления развития.

Все школы российской федерации проходят обязательную аккредитацию. Под аккредитацией школы принято понимать процесс признания качества, соответствия стандартам, которые были установлены аккредитирующими органами.

Процедура открывает учебному заведению право выдавать аттестаты об окончании учебы и является средством защиты учащихся. После прохождения процедуры аккредитации директор школы получает лицензию и сертификат и государственное финансирование образовательного учреждения.

Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения (например, аккредитация школы или гимназии) являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено действующим законодательством в области образования, установление его госстатуса.

Если при прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение подтвердило качество предоставляемых образовательных услуг, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдает свидетельство о государственной аккредитации.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (ФБГУ «Росаккредагентство») является подведомственным учреждением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Деятельность ФГБУ «Росаккредагентство», базирующаяся на системе менеджмента, соответствующей требованиям международных стандартов систем управления и гарантии качества образования, направлена на обеспечение внешней гарантии качества образования и содействие признанию результатов обучения в российских образовательных организациях на национальном и международном уровне.

Цели и задачи Агентства — оно направляет свою деятельность на содействие в осуществлении государственных функций по государственной аккредитации, являющейся основным механизмом государственного и международного признания качества образовательной деятельности российских образовательных организаций.

Достижение данных целей обеспечивается за счет постоянного совершенствования деятельности Агентства и реализации следующих задач.

Казахстан

С 2012 года в Казахстане внедрена новая система аккредитации, благодаря которой, по прогнозам, учебные заведения страны выйдут на новую ступень обеспечения качества образования

Развитие человеческого капитала в Республике Казахстан осуществляется в новых для образовательной системы условиях, связанных с вхождением в Болонский процесс (2010). Как известно, важнейшим вектором здесь является борьба за обеспечение качества образования.

Об этапах становления системы аккредитации учебных заведений, своем видении ее перспектив рассказывает научный руководитель Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО-IQAA) Шолпан КАЛАНОВА.

Согласно закону «Об образовании» процедура аккредитации в Казахстане получила законодательное оформление в 1999 году в форме государственной аккредитации высших учебных заведений. В 2001 году государственная аккредитация существенно упрочила свои позиции. В июне президентом страны был подписан закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования». В июле вышло постановление правительства «Об утверждении правил государственной аккредитации организаций образования». В соответствии с этими документами проведение аккредитации, принятие решения об аккредитации вузов и ведение соответствующего реестра было возложено на министерство образования и науки, процедура рассмотрения заявок – на консультативно-совещательный орган, в частности, совет по аккредитации организаций образования.

На основе разработанных МОН РК количественных показателей комплексной оценки вузов – по аналогии с российской системой государственной аккредитации – были собраны статистические данные от вузов. Результатом явилось решение об аккредитации 59 вузов (47 государственных и 12 частных) на основании 27 показателей их деятельности.

Итогом этого шага стала резкая критика министерства образования и науки РК в СМИ со стороны частных вузов. Как следствие – государственная аккредитация была приостановлена почти на десять лет.

Сегодня, по прошествии времени, отчетливо видны допущенные ошибки. И первая из них – недопустимость концептуальных выводов о деятельности вузов на основе исключительно статистических показателей. Стало ясно, что прежде чем запускать в серию процедуру госаккредитации, необходимо было лучше изучить различные методологии ее проведения, учесть богатый международный опыт.

В новой редакции закона РК «Об образовании», принятой в июле 2007 года, аккредитация была прописана уже как добровольная процедура. На первом этапе становления системы аккредитации в Казахстане российский опыт был очень полезен. Многие из известных российских экспертов в области аккредитации в разное время приезжали в Казахстан и знакомили коллег с накопленным опытом: это профессора В.С. Сенашенко, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, В.А. Самойлов и многие другие.

Новый этап в развитии независимой аккредитации учебных заведений Казахстана стал возможен благодаря политической воле президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и разработке правительством страны ряда важнейших стратегических документов: Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственной программы развития образования (ГПРО) на 2011-2020 годы. Кроме того, была создана законодательная основа для оценки качества образования: в октябре 2011 года парламентом Казахстана были внесены изменения и дополнения в закон «Об образовании». Во всех названных документах значение аккредитации в обеспечении качества образования было поднято на новый уровень и сделан акцент на независимую аккредитацию.

С 2012 года аккредитация осуществляется некоммерческими неправительственными организациями. Государство передало часть своих полномочий неправительственному сектору, оставив за собой право выбора поставщиков услуг аккредитации путем их признания и включения в Национальный реестр аккредитованных органов. В конце декабря 2011 года МОН РК издало приказ о порядке и требованиях по ведению национальных реестров аккредитационных органов, в котором отражены требования, предъявляемые к казахстанским и зарубежным агентствам.

В положении о Национальном реестре четко прописано, что институциональная аккредитация будет проводиться казахстанскими агентствами, а специализированная (программная) – может проводиться любым из агентств, вошедшим в реестр. В настоящее время в реестр вошли 2 казахстанских, в том числе Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании, и 4 зарубежных агентства.

С 2014-2015 учебного года государственная аттестация будет полностью заменена национальной институциональной и специализированной (программной) аккредитацией для вузов и колледжей.

Необходимо акцентировать, с 2015 года в соответствии с буквой закона государственный заказ на подготовку бакалавров и магистров будут получать только вузы, прошедшие институциональную и программную аккредитации.

Так государство будет стимулировать учебные заведения к прохождению независимой национальной аккредитации, поскольку размещение государственных образовательных заказов на подготовку специалистов, или грантов, предусмотрено только для аккредитованных учебных заведений. Более того, аккредитованные учебные заведения с аккредитованными образовательными программами получают право выдавать выпускникам дипломы собственного образца, которые будут признаваться государством.

На сегодня Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО-IQAA) на основе изучения и анализа стандартов и критериев зарубежного опыта разработаны процедуры и стандарты независимой национальной аккредитации. В процессе их разработки были учтены лучшие практики, зарубежный опыт – в частности, США и европейских стран-подписантов Болонской декларации, – а также предложения казахстанских вузов. Агентством использовались документы, имеющие глобальный характер: Руководство по надлежащей практике INQAAHE, Европейские стандарты и руководство по обеспечению качества (ESG).

В соответствии с европейскими стандартами внешний аудит в рамках институциональной аккредитации НКАОКО проводится командой, состоящей из национальных экспертов – ректора или проректора вуза, руководителей структурных подразделений, работодателей, студентов и международных экспертов. В качестве последних агентством привлекаются ректоры, проректоры, экс-ректоры и проректоры, эксперты из различных стран мира (всего 14 стран), среди которых Австрия, Болгария, Германия, Великобритания, Польша, Словакия, США, Россия, Румыния, Чехия, Франция и другие.

Что касается состава аккредитационного совета НКАОКО, то в него входят представители министерства образования и науки, профессионалы в сфере образования, в числе которых депутаты парламента, которые ранее работали в системе высшего образования, заместитель председателя национальной индустриальной палаты, президенты ассоциаций – высших учебных заведений и колледжей, эксперты и докторанты.

Полученный опыт убеждает: деятельность неправительственных негосударственных агентств позволяет государственной системе управления учебными заведениями обеспечить баланс между развитием самоуправления организаций образования и эффективной оценкой качества образования. В то же время она играет роль мощной системы мотивации для вузов, действительно стремящихся поднять подготовку специалистов на качественно новый уровень, позволяет вовлечь всех заинтересованных лиц, в том числе работодателей, в процесс улучшения качества образования.

Узбекистан

Государственная аккредитация и аттестация учебных заведений организуется и проводится в соответствии с «Положением о проведении государственной аккредитации учебных заведений Республики Узбекистан». Государственный центр тестирования проводит аккредитацию образовательных учреждений.

Аттестация учебных заведений также организуется и проводится Государственным центром тестирования. Учебное заведение проходит аттестацию по плану один раз в 5 лет. Лицензирование негосударственных образовательных учреждений осуществляется на основе «Положения о лицензировании деятельности негосударственных образовательных учреждений». Лицензии выдаются негосударственным образовательным учреждениям отдельно на каждый вид образования, включая высшее образование. Лицензия на право осуществления деятельности образовательных учреждений выдается сроком на 5 лет.

Агентство «Узстандарт» является Национальным органом по аккредитации Республики Узбекистан и в соответствии с действующим законодательством выполняет следующие функции: осуществляет государственную политику в области аккредитации, устанавливает общие правила и порядок по проведению аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов по сертификации, органов контроля, органов по предотгрузочной инспекции и экспертов аудиторов,осуществляет руководство Национальной системой аккредитации Республики Узбекистан;

представляет Республику Узбекистан во взаимоотношениях с другими государствами и в международных организациях по вопросам аккредитации и взаимном признании работ;

Проведение работ по аккредитации в соответствии с действующим законодательством возложено на Управление по аккредитации и инспекционного контроля Центрального аппарата Агентства «Узстандарт».

В Австралии высшее учебное заведение должно иметь лицензию федерального правительства или правительства штата. Также в зависимости от типа института возможно получить разрешение на образовательную деятельность по постановлению парламента или на основании экспертного заключения негосударственной организации, которой государство делегировало свои полномочия по вопросу аккредитации. В республике Таджикистан с целью претворения в жизнь основных положений государственной программы реформирования образования и улучшения государственного надзора в области качества образования была формирована постановлением правительства республики Таджикистан от 03.03.2007, № 105 Государственная служба по надзору в сфере образования. На основе данного постановления были организованны при управлении областных, городских и районных отделов образования специальные отделы Государственной службы по надзору в сфере образования.

По материалам интернет-изданий подготовила Айнура КАНИМЕТОВА

Аккредитация - форма признания качества. Это процесс, в течение которого школа проверяется на предмет соответствия стандартам, установленным аккредитующими органами.

Цель аккредитующих органов - защитить студентов. Аккредитация проводится школьными инспекторами, которые проверяют, предоставляет ли школа необходимый уровень образования для своих учащихся. Аккредитующий орган - это организация, которая тщательно проверяет школы и, если школа удовлетворяет всем требованиям, а ее уровень услуг достаточно высок по всем параметрам, дает ей право на аккредитацию. Аккредитующие органы следят за школами в своей стране. Только школы с высоким уровнем предлагаемых образовательных услуг получают аккредитацию. Таким образом, наличие аккредитации дает гарантию получения высококвалифицированных услуг в школах.

Аккредитация - международный вид признания, показывающий, насколько хорошее образование дает школа своим учащимся. Школы проходят тщательный отбор. Прежде чем удостаиваются права быть аккредитованными.

Как школа получает аккредитацию?

Получить аккредитацию непросто. Аккредитацию нельзя купить, за процессом постоянно следят ведущие агентства. Чтобы получить аккредитацию проводится довольно много проверок, чтобы убедиться, что школа соответствует стандартам, разработанным аккредитующими органами. Аккредитующие службы посещают школы, чтобы разобраться во всем досконально. Затем по окончании проверки пишется отчет, на основании которого выносится решение о предоставлении аккредитации данной школе. Если комиссия остается удовлетворена проверкой и убеждается, что школа способна предоставить высокий уровень образовательных услуг для своих клиентов, то школа становится аккредитованным учебным заведением.

В процессе аккредитации проверяется и оценивается:

  • Школьный персонал (включая учителей)
  • Классные комнаты
  • Школьные объекты
  • Уровень социального обеспечения учащихся
  • Резиденции
  • Предлагаемые английские курсы и занятия
  • Финансы и счета
  • Способ управления школой
  • Отзывы студентов

Все проверки осуществляются в процессе собеседований (с персоналом и учащимися), открытых уроков, методичной проверки школьной документации и посещения всех школьных объектов и резиденций. Только когда аккредитующий орган удостоверяется в соответствии всем критериям, выдается аккредитация.

Аккредитованные школы проходят проверки каждые несколько лет, также каждый год несколько случайно выбранных школ подвергаются скрытым проверкам без предупреждения.

Это означает, что аккредитованные школы следят, чтобы уровень предоставляемого образования не снижался. Школы пристально следят за рейтингами.

Почему стоит выбирать аккредитованную школу?

Аккредитованные учебные заведения официально признаются миграционными службами. На данный момент студенческие визы выдаются только студентам аккредитованных школ (особенно это актуально для и Великобритании).

Так как школы постоянно следят за тем, чтобы во время текущей проверки не потерять аккредитацию, уровень преподавания в них действительно высокий.

Все школы российской федерации проходят обязательную аккредитацию. Под аккредитацией школы принято понимать процесс признания качества, соответствия стандартам, которые были установлены аккредитирующими органами.

Процедура открывает учебному заведению право выдавать аттестаты об окончании учебы и является средством защиты учащихся.

После прохождения процедуры аккредитации директор школы получает лицензию и сертификат и .

Немного истории

Понятие «аккредитация» было введено в Законе «Об образовании» редакции 1992 года, спустя годы сформировалась экспертная система, принципы оценки и принятия решений. Специфика развития аккредитационной модели в России обусловлена особенностями ее становления. В отличие от европейских примеров, где в формате независимой системы объективной общественной оценке , в РФ долгое время институционная система оценки образовательных учреждений была монопольной процедурой.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Проведение аккредитационной экспертизы в ходе госаккредитации образовательной деятельности 2. Образовательная программа: что эксперты проверят на аккредитации

Сегодня образовательную деятельность аккредитуют согласно ст. 92 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Оценка проводится не для установления статуса образовательного учреждения (школа, гимназия или лицей), как это было ранее, а для подтверждения соответствия ФГОС по основным программам образования и подготовки учеников.

Лицензия позволяет осуществлять образовательную деятельность, а аккредитация школы – подтверждает качество образования и ее соответствие ФГОС.

Процедура аккредитации школы

Образовательные учреждения, как и педагоги, аккредитуются каждые пять лет. Даже аккредитованные образовательные учреждения периодически без предупреждения подвергаются скрытым проверкам для подтверждения качества образовательных услуг.

Аккредитацией занимаются школьные инспектора и .

Процедуре предшествует сбор пакета необходимых документов:

  • учебный план школы на три года;
  • школьная образовательная программа;
  • отчетность о результативности внутренних комиссий;
  • школьный устав;
  • справку о материальном и техническом состоянии образовательного учреждения.

В качестве дополнительных сопроводительных бумаг для аккредитации школы подается список педагогического коллектива, опись всех документов и план материально-хозяйственной работы. Помимо вышеперечисленного анализируется успеваемость учащихся школы и учителей. Средний уровень освоения программы должен составлять не менее 60%. Многочисленные тестирования позволяют проверить не только школьников, но и учителей. Анализ поданных в комиссию документов занимает около трех месяцев.

Проводится согласно Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039).

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Положение определяет:

  • порядок принятия решений;
  • причины отказа в госаккредитации;
  • приостановления действия свидетельства о госаккредитации.

Опытные эксперты, которые сдали квалификационный экзамен и прошли спецподготовку, составляют экспертную группу. Эксперты собирают независимую и объективную информацию о качестве преподавания в школе, используя данные сведения о школе, которые находятся в открытом доступе в глобальной сети, на официальном сайте образовательного учреждения.

По истечении этого срока инспектора составляют отчет, в котором сообщают, удовлетворены они проверкой или нет. За каждым экспертом закрепляется определенная образовательная программа, а по окончанию проверки он готовит по ней отчет.

Руководитель экспертной группы подготавливает заключение, в которое вносит выводы по каждой из представленных образовательных программ. На основании заключения экспертов выносится решение об отказе или выдаче свидетельства о госаккредитации по каждой образовательной программе.

Важно подчеркнуть, что оценке подвергается не только степень освоения учебных программ, но и классные помещения, принципы управления образовательным учреждением, счета и финансы, школьные объекты, предлагаемые курсы и занятия по иностранным языкам.

В отдельных случаях изучаются отзывы учащихся и их родителей, которые получают в форме собеседований. Для оценки качества образования в школе инспектора посещают открытые уроки, проверяют объекты и помещения образовательного учреждения, школьную документацию.

Новое в аккредитации образовательных учреждений

В 2015 году Федеральный закон от 31.12.2014 №500-ФЗ существенно облегчил процесс аккредитации школ, которые прошли процесс реорганизации :

  • Реорганизованные образовательные учреждения в форме выделения или разделения могут получить временное свидетельство о государственной аккредитации. Если образовательное учреждение было реорганизовано в форме слияния и присоединения, свидетельство необходимо переоформить .
  • Если после реорганизации образовательное учреждение получило временное свидетельство о госаккредитации, переоформление свидетельства проходит по упрощенной формуле. Нужно только заполнить заявление, аккредитационная экспертиза в этом случае не проводится.

Особенности аккредитации образовательных учреждений

Основные образовательные программы должны аккредитоваться раз в 12 лет, а профессиональные образовательные программы – раз в 6 лет. Образовательной организации следует самостоятельно подать заявление установленного образца на аккредитацию.

Если школа не реализует программы в сетевой форме, тогда при подаче заявления к документации прилагаются данные о реализации программ образования и документы, которые дают право действовать от имени образовательного учреждения.

Чтобы предстоящая процедура аккредитации школы прошла без проблем, администрации следует выполнить самоаудит, оценив:

  • состояние документов;
  • уровень освоения учащимися образовательных программ;
  • степень подготовки педагогов;
  • соответствие структуры образовательных программ требованиям ФГОС.

Поскольку аккредитацию школы проходит каждая программа, одна из них может получить свидетельство, а другая – нет. Так, в образовательном учреждении могут быть аккредитованы программы основного общего и среднего общего образования, а программа начального образования – нет.

Исправить недостатки в документах или восполнить недостающие бумаги можно в течение двух месяцев с момента подачи их аккредитирующим органам.

Администрации школы важно понимать, что подавать заявление и документы на аккредитацию следует до истечения срока действия свидетельства об аккредитации. Чем раньше будут поданы соответствующие бумаги, тем больше шансов на то, что образовательное учреждение не останется без свидетельства.

В противном случае на некоторое время школа может лишиться свидетельства, без которого администрация не имеет права выдавать аттестаты о среднем и основном общем образовании. и приложения следует разместить на сайте школы.

Примерный шаблон

экспертного заключения о деятельности

образовательного учреждения

в части организационно-правового обеспечения и качества управления образовательным учреждением

Цель экспертизы: определение соответствия законодательству Российской Федерации организационно-правового обеспечения и качества управления образовательным учреждением

Основание приказ инспекции Тульской области по надзору и контролю в сфере образования от ______ ____________ 2011 г. № ______

Дата проведения: _____________________________________________________________

Эксперт: _____________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Экспертная оценка:

Критерии

Количество баллов

1. Устав: соблюдение порядка принятия и утверждения, соответствие структуры и содержания законодательству Российской Федерации, отражение особенностей образовательного учреждения, своевременность внесения изменений и дополнений.

2. Регистрационные и правоустанавливающие документы: свидетельства о внесении в государственный реестр юридических лиц, о постановке на учёт в налоговом органе, о праве собственности, о праве пользования земельным участком, об имущественных отношениях, лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации. Наличие заключений государственных надзорных органов о соответствии условий пребывания требованиям безопасности. Наличие договоров об организации питания и медицинском обслуживании.

3. Локальные акты образовательного учреждения: соответствие перечня, порядка принятия и утверждения уставу. Качество управленческой и школьной документации.

4. Структура управления, её соответствие уставу образовательного учреждения. Государственно-общественное управление образовательным учреждением.

5. Планирование образовательной деятельности: образовательная программа, наличие программы развития, целевых программ по отдельным направлениям деятельности.

6. Внутришкольный контроль и мониторинг: методы, критерии оценки, качество итоговых аналитических материалов, принятие управленческих решений, оценка их эффективности.

7. Инновационная деятельность: участие в федеральных и региональных программах, реализация целевых программ, проектов и др.

8. Применение информационных технологий в управлении, информационная открытость, наличие сайта, публичного доклада, соответствие сайта образовательного учреждения государственным требованиям.

Итоговая оценка

Объект экспертизы:

Устав образовательного учреждения (далее – устав и учреждение соответственно), регистрационные и правоустанавливающие документы, лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной регистрации, заключения государственных надзорных органов о соответствии условий пребывания требованиям безопасности, локальные акты, договоры, образовательная программа, программа развития, целевые программы, организационно-распорядительные документы, протоколы заседаний органов самоуправления, план внутришкольного контроля, справки, аналитические материалы и др.

Методы экспертизы:

Изучение и анализ документов, беседа с директором и заместителями директора.

Результаты экспертизы:

Анализ документов строгой отчетности

Делается вывод о ведении документов строгой отчетности в соответствии с требованиями.

Анализ организационно-распорядительных документов

Делается вывод о наличии, оформлении организационно-распорядительных документов.

Анализ протоколов заседаний органов самоуправления

Делается вывод о наличии, оформлении протоколов.

Структура управления, её соответствие уставу образовательного учреждения. Государственно-общественное управление образовательным учреждением.

Принципы управления учреждением

Перечисляются принципы, на которых строится управление учреждением в соответствии с уставом

Органы управления учреждением

Перечисляются органы управления учреждением в соответствии с уставом. Делается вывод, определены ли в уставе в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об образовании» структура, порядок формирования органов управления учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности.

Локальные акты, регламентирующие деятельность органов управления

Наличие локальных актов, их соответствие уставу

Администрация учреждения

Количество членов администрации, образование, квалификационная категория, стаж работы (общий, административный и в данной должности)

Государственно-общественное управление

Наличие органов государственно-общественного управления, регламентация их деятельности локальными актами, частота заседаний, наличие практики выяснения общественного мнения и принятия решений.

Самоуправление обучающихся

Наличие в учреждении органа самоуправления, регламентация его деятельности локальными актами, взаимодействие с органами управления учреждением.

Планирование образовательной деятельности: образовательная программа, наличие программы развития, целевых программ по отдельным направлениям деятельности.

Образовательная программа

Наличие, порядок принятия и утверждения (соответствие уставу), название, период действия. Цели, поставленные в образовательной программе, их сравнение с целями учреждения, определенными в уставе. Соответствие образовательной программы требованиям, устанавливаемым ст. 9 Закона РФ «Об образовании» и ФГОС.

Программа развития

Наличие, порядок принятия и утверждения (соответствие уставу), название, период действия. Цели, поставленные в программе развития, и их сравнение с целями, определенными в уставе, и целями образовательной программы.

Целевые программы, проекты.

Наличие, порядок принятия и утверждения (соответствие уставу), название, период действия. Цели, поставленные в целевых программах, проектах, их сравнение с целями, определенными в уставе, целями образовательной программы и программы развития.

Внутришкольный контроль и мониторинг: методы, критерии оценки, качество итоговых аналитических материалов, принятие управленческих решений, оценка их эффективности.

Внутришкольный контроль

Наличие локального акта, плана внутришкольного контроля, организационно-распорядительных документов по вопросам внутришкольного контроля, итоговых аналитических справок, управленческих решений, контроля выполнения решений.

Мониторинг

Наличие локального акта, виды мониторинга, наличие критериев оценки, систематизированность материалов, аналитическая информация, принятие управленческих решений.

Инновационная деятельность: участие в федеральных и региональных программах, реализация целевых программ, проектов и др.

Инновационная деятельность

Нормативно-правовое и программное обеспечение инновационной деятельности. Планы работы, мероприятия, результаты. Наличие научного руководителя и др.

Применение информационных технологий в управлении, информационная открытость, наличие сайта, публичного доклада, соответствие сайта образовательного учреждения государственным требованиям.

Применение информационных технологий

Программное обеспечение информатизации, применение информационных технологий в управлении, в делопроизводстве и др.

Сайт учреждения

Наличие сайта, его соответствие государственным требованиям: наличие информации, частота обновления информации, наличие публичного доклада.

Вывод:

3 – соответствует, 2 – соответствует в основном, 1 – не соответствует, 0 – работа по данному направлению не ведется.

В последнее время уделяется повышенное внимание со стороны Рособрнадзора, Министерства образования качеству обучения в ВУЗах. Проводятся проверки и постоянный мониторинг учебного процесса.

На основании анализа различных данных даются рекомендации по прекращению работы неэффективных и некачественных образовательных учреждений. Происходит отзыв лицензии и аккредитации такого ВУЗа (колледжа, школы)

Однако, часто руководство подобных организаций, на спешат уведомить об этом своих студентов и продолжают вести образовательную деятельность. Более того, они продолжают набирать студентов и принимать плату за обучение, пользуясь неосведомленностью абитуриентов об истинном положении дел в институте.

Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию и при выборе ВУЗа при поступлении - первое, на что должны обращать внимание поступающие - это наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и аккредитации.

С 2011 года лицензии стали выдавать бессрочно, но это не значит, что она не может быть отозвана. Плановые проверки Рособрнадзора осуществляются не чаще, чем 1 раз в три года (это надо иметь ввиду). Но при возникновении жалоб и обращений - частота проверок не ограничена.

Основные моменты, на которые следует обращать внимание:

  • Название вуза в лицензии должно совпадать с названием во всех документах, приказах, договорах, справках вуза, в том числе и в дипломе.
  • Адрес вуза, указанный в лицензии, является юридическим адресом и может не совпадать с местом Вашей учебы. Главное, этот адрес должен совпадать с адресом, указанным в Уставе вуза и в договоре оказания платных образовательных услуг.
  • Лицензия имеет приложение – одно или несколько. В приложениях указываются образовательные программы, по которым вуз имеет право обучать, поэтому на это стоит обратить внимание при выборе вуза и специальности, по которой Вы хотите обучаться . В приложениях, выданных недавно по новой форме, также указываются места осуществления образовательной деятельности.

3. Проверить образовательную организацию можно и на этой странице Рособрнадзора (поиск организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам)



Просмотров