Почему конституцию принято называть законом высшей юридической силы.

В переводе с латинского термин «конституция» означает «постановление, устройство». На сегодняшний день Конституцию имеют практически все страны мира, в том числе и Российская Федерация. Содержание данного правового документа достаточно сложное, хотя и не очень объемное. Состоит Конституция из вступительной части (преамбулы) и двух основных разделов. Первый раздел включает всего 9 глав (137 статей), а второй раздел – 9 положений.

Конституцию принято называть законом высшей юридической силы потому, что этот закон обладает самой высокой юридической силой по отношению к системе правовых актов. Любые нормативные акты, принимаемые на территории РФ, должны ориентироваться на Конституцию, т.е. они не могут ей противоречить. Таким образом главный политический документ государства возглавляет всю иерархию нормативных актов. Именно в этом и проявляется высшая юридическая сила.

Закон высшей юридической силы отражает не только соотношение политических сил в обществе, но и соотношение всех социальных аспектов. Свойства Конституции заключаются в том, что она является основой для развития законодательства, определенного правопорядка. Ещё одно из свойств – стабильность. Оно предполагает действие Конституции на протяжении определенного срока без изменений и поправок.

Например, в статье № 21 Конституции РФ прописано, что достоинство личности охраняется государством. Таким образом никакой другой закон или правовой акт не имеет права отменить и даже приуменьшить силу действия Конституции.

Конституцию Российской Федерации обязаны соблюдать и уважать все граждане и должностные лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти. Каждый уважающий себя и свое государство гражданин должен знать, что абсолютно все статьи основного закона имеют прямое действие. Поэтому, если вы уверены в том, что какая-либо статья была нарушена, то вы имеете полное право обратиться в суд или любой другой орган власти, ссылаясь при этом на определенную статью из Конституции.

Также важно знать, что именно включает в себя Конституция. В первую очередь закон прописывает набор определенных ценностей (нравственные, демократические, патриотические, ценности международного сотрудничества и социального мира). Дальнейший текст Конституции закрепляет эти ценности в своих разделах, главах и статьях.

По мнению большинства ученых и специалистов Конституция выполняет три основные задачи:

  1. закрепляет и гарантирует права человека;
  2. контролирует власть государства;
  3. творит правосудие.
Конституция, как закон высшей юридической силы, действует повсеместно на территории Российской Федерации.

Если Вас интересует перевод юридических текстов в Москве в том числе и зарубежных конституций - кликните по ссылке.


Целью любого развитого демократического и правового государства была и остается необходимость создания условий равноправия граждан. Это необходимо, поскольку именно они...


Давайте рассмотрим, как на практике решается вопрос о наследовании прав и имущества граждан. Остановимся, конкретней на лицах, имеющих право наследовать имущество в первую...


В течение жизни мы можем столкнуться с непредвиденными социальными трудностями, которые могут привести к потере заработка. Банкротство компании, сокращение, увольнение, утрата...


Жизнь любого человека в обществе регулируется множеством законов, которые нужны для нормальной работы, для нормальной семейной жизни, для пользования своими правами и выполнение...

  • Тема 3. Происхождение государства и права
  • 3.1. Первобытное общество и первобытнообщинный строй. Родовая организация как форма первобытного общества, ее характерные черты. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
  • 3.3. Признаки государства, отличающие его
  • 3.4. Происхождение права. Право как регулятор общественных отношений. Способы (пути) формирования права. Отличие права от социальных норм первобытного общества
  • 3.5. Основные теории о происхождении государства и права
  • Тема 4. Понятие и сущность государства
  • 4.1. Сущность государства и ее проявления. Классовое и общесоциальное в государстве
  • 4.2. Государственная власть как разновидность социальной власти. Понятие и структура государственной власти. Достоинства и недостатки государственной власти
  • 4.3. Суверенитет как свойство государственной власти. Проявления государственного суверенитета
  • 4.4. Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие. Виды политических режимов
  • 4.5. Понятие и признаки государства
  • 4.6. Понятие типа государства.
  • Тема 5. Социальное назначение и функции государства
  • 5.1. Социальное назначение государства
  • 5.2. Понятие функций государства
  • 5.3. Виды функций государства
  • 5.4. Формы и методы осуществления функций государства
  • Тема 6. Механизм государства
  • 6.1. Понятие и структура механизма государства
  • 6.2. Принципы организации и деятельности механизма государства
  • 6.3. Государственный орган и его признаки
  • 6.4. Виды органов государства
  • Тема 7. Формы государства
  • 7.1. Понятие формы государства.
  • 7.2. Форма правления
  • 7.3. Форма государственного устройства
  • Тема 8. Политическая система общества
  • 8.1. Понятие и структура политической структуры общества
  • 8.2. Место и роль государства в политической системе общества
  • 8.3. Добровольные объединения граждан в политической системе общества
  • 8.4. Партии в политической системе:
  • Раздел 3. Общая теория права
  • Тема 9. Сущность и понятие права
  • 9.1. Понятие и сущность права
  • 9.2. Объективные свойства права
  • 9.3. Функции права
  • 9.4. Принципы права
  • Тема 10. Соотношение государства и права. Правовое государство
  • 10.1. Соотношение государства и права. Основные направления взаимовлияния
  • 10.2. Правовое государство:
  • 10.3. Гражданское общество
  • 3 Этапа развития гражданского общества:
  • 10.4. Права и свободы человека
  • Тема 11. Правовая система
  • 11.1. Понятие и структура правовой системы. Семьи правовых систем
  • 11.2. Основные правовые семьи народов мира
  • 11.3. Особенности российской правовой системы
  • 11.4. Правовая реформа как способ создания цивилизованной правовой системы
  • Тема 12. Правовое сознание и правовая культура
  • 12.1. Понятие и структура правосознания. Соотношения права и правосознания
  • 12.2. Виды правосознания. Уровни правосознания.
  • 12.3. Понятие и виды правовой культуры
  • 12.4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры. Формы правового воспитания
  • Тема 13. Право в системе социального регулирования
  • 13.1. Понятие и виды социального регулирования. Понятие системы нормативного регулирования. Природа технических норм
  • 13.2. Социальные нормы и их классификация
  • 13.3. Соотношение права и иных социальных норм
  • Тема 14. Нормы права
  • 14.1. Понятие и признаки нормы права
  • 14.2. Классификация норм права
  • 14.3. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи закона
  • 14.4. Эффективность правовых норм
  • Тема 16. Правовые акты
  • 16.1. Понятие и виды правовых актов
  • 16.2. Нормативно-правовые акты и их виды. Понятие закона. Высшая юридическая сила закона. Виды законов. Система подзаконных актов рф
  • 16.3. Пределы действия нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов во времени
  • 16.4. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц
  • 16.5. Акты толкования и их виды
  • 16.6. Акты применения права. Структура акта применения права. Виды актов применения права
  • Тема 17. Правотворчество
  • 17.1. Понятие правотворчества. Соотношение правообразования, правотворчества и законотворчества. Способы правотворчества. Виды правотворчества
  • 17.2. Принципы правотворчества
  • 17.3. Стадии правотворчества
  • 17.4. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды
  • 17.5. Юридическая техника
  • Тема 18. Система права
  • 18.1. Понятие системы права.
  • 18.2. Критерии деления права на отрасли
  • 18.3. Классификация отраслей права
  • 18.5. Соотношение системы права и системы законодательства
  • Тема 19. Правовые отношения
  • 19.1. Понятие и особенности правовых отношений
  • 19.2. Виды правовых отношений
  • 19.3. Состав правоотношения:
  • 19.4. Юридические факты
  • Тема 20. Реализация права
  • 20.1. Понятие реализации права.
  • 20.2. Применение права как особый вид его реализации. Функции применения права
  • 20.3. Стадии правоприменительного процесса. Требования правоприменительного процесса
  • 20.4. Акты применения права
  • 20.5. Пробелы в праве.
  • 20.6. Юридическая практика
  • Тема 21. Толкование права
  • 21.1. Понятие толкования права. Этапы толкования
  • 21.2. Основные способы толкования права
  • 21.3. Виды толкования права
  • 21.4. Акты толкования права
  • Тема 22. Право и поведение. Понятие и виды правонарушений
  • 22.1. Поведение в сфере права. Понятие правомерного поведения
  • 22.2. Виды правомерного поведения
  • 22.3. Понятие правонарушения. Состав правонарушения
  • 22.4. Виды правонарушений
  • Тема 23. Юридическая ответственность
  • 23.1. Социальная и государственно-властная природа юридической ответственности. Социальная ответственность: понятие и виды. Государственное принуждение и юридическая ответственность
  • 23.2. Понятие и виды социальной ответственности
  • 23.3. Принципы юридической ответственности
  • 23.4. Цели и функции юридической ответственности
  • 23.5. Основания юридической ответственности
  • 23.6. Виды юридической ответственности
  • Тема 24. Правовое регулирование
  • 24.1. Основные формы воздействия права на общественные отношения. Правовое регулирование и его стадии
  • 24.2. Механизм правового регулирования.
  • 24.3. Типы, способы и методы правового регулирования
  • Тема 25. Законность и правопорядок
  • 25.1. Понятие и структура законности
  • 25.2. Принципы и требования законности
  • 25.3. Гарантии законности
  • 25.4. Понятие правопорядка. Соотношение законности и правопорядка
  • 16.2. Нормативно-правовые акты и их виды. Понятие закона. Высшая юридическая сила закона. Виды законов. Система подзаконных актов рф

    Нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

    Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.

    Термин "нормативно-правовой акт" следует отличать от термина "нормативный акт". Нормативный акт - более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания (например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений). Нормативно-правовой акт - это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.

    Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

    Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.

    В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

    Подзаконные акты.

    Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

    Законы обладают всеми признаками нормативных актов и правовых актов. Помимо этого, законы обладают рядом специфических признаков, обусловливающих их особую юридическую природу.

    Признаки закона:

    1. Закон является разновидностью нормативно-правовых актов, следовательно, обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов в целом.

    2. Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

    3. Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, должны не противоречить закону.

    4. Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, нарушение этой процедуры может привести к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона характеризуется усложненностью, этим законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

    Примечание. Подробно процедура законотворчества излагается в теме "Правотворчество".

    5. Законы принимаются высшими представительными (законодательными) органами государства. Этот порядок должен подчеркнуть значимость закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

    6. Закон регулирует важнейшие общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся прежде всего взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т. д.

    Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

    Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы:

    1. Конституция

    2. Федеральные конституционные законы

    3. Федеральные законы

    4. Законы субъектов федерации.

    Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

    Конституция носит учредительный характер, т. е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

    Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта 20 .

    Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по наиболее важным вопросам. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. В отличие от иных законов, ФКЗ принимаются квалифицированным большинством членов парламента.

    Существует два вида конституционных законов:

    Конституционные законы, вносящие изменения в Конституцию государства;

    Конституционные законы, прямо предусмотренные Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов.

    Конституционные законы развивают положения конституции.

    Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

    Кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

    Текущее законодательство.

    Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

    Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов федерации.

    Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

    Постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

    Временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О федеральном бюджете РФ на 1999 год".);

    Чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

    По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на:

    Федеральные

    Субъектов федерации.

    По кругу лиц законы можно подразделить на:

    Общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

    Специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

    По сфере действия законы можно подразделить на:

    Общие - действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);

    Местные - действующие на определенной части территории России (например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним).

    Примечание. В целом приведенные классификации применимы не только к законам, но и к нормативно-правовым актам вообще.

    Подзаконные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

    Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:

    Принимаются на основе закона,

    Принимаются во исполнение закона,

    Должны не противоречить закону.

    Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

    Указы Президента;

    Постановления Правительства;

    Акты федеральных органов исполнительной власти: федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб, российских агентств, федеральных надзоров и др.: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

    Акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

    Акты органов местного самоуправления;

    Локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

    ГЛАВА 3. Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая сила законов. Виды законов.

    Закон - нормативный юридический акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны.

    Исходя из определœения, данного С.С. Алексеевым, признаки закона можно подразделить на следующие:

    ‣‣‣ во-первых, закон - юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; закон - всœегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; закон - источник права;

    ‣‣‣ во-вторых, закон - акт строго определœенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны - в России Федерального Собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), ᴛ.ᴇ. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета;

    ‣‣‣ в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, ᴛ.ᴇ. акт самого высокого юридического ʼʼрангаʼʼ; ему в принципе ʼʼвсœе под силуʼʼ, он отличается юридической всœеобщностью; всœе иные акты ʼʼнижеʼʼ закона, находятся ʼʼподʼʼ законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;

    ‣‣‣ в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, ᴛ.ᴇ. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам ʼʼначинаетсяʼʼ, в связи с этим закон в своем действии (к примеру, в случае неисполнения) ʼʼвыходитʼʼ прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона.

    Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, крайне важно отличать его от иных правовых актов, а именно:

    От индивидуальных актов, ᴛ.ᴇ. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, ʼʼразовымʼʼ вопросам, к примеру, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам; в примерах, приведенных в первом разделœе, это было распоряжение главы администрации);

    От интерпретационных актов, ᴛ.ᴇ. актов толкования, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые или изменяются либо отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, к примеру, ʼʼпостановлениеʼʼ, ʼʼразъяснениеʼʼ).

    Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всœех источников права, быть основой всœей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

    Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.

    Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином ʼʼзаконодательствоʼʼ принято понимать не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (к примеру, нормативные указы Президента. РФ, нормативные постановления Правительства).

    Сегодня нормативные указы Президента (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. Но по своей юридической сути они остаются подзаконными документами. В ГК РФ прямо записано: ʼʼВ случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий законʼʼ (п. 5 ст. 3).

    Виды законов. Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные.

    Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, ʼʼзаглавныйʼʼ закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

    В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 ᴦ.

    В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные (органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (к примеру, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, в случае если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

    Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Οʜᴎ, как и всœе законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным (органическим) законам. Этим и обеспечивается единство всœей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах.

    Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всœех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всœех актах конституционных начал.

    Среди законов следует выделять:

    а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

    б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределœением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

    Важное значение имеет делœение законов по отраслям права. В соответствии с этим следует выделить отраслевые законы . Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные, гражданские, брачно-семейные, уголовные, земельные, финансово-кредитные, о труде, по социальному обеспечению, процессуальные, природоохранительные.

    Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (к примеру, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

    Среди законов (и иных нормативных юридических актов) выделяются кодифицированные законы, акты-кодексы.

    Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

    По некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные, ʼʼрамочныеʼʼ нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и принимается особый нормативный юридический акт (такой проблемой в Гражданском кодексе Российской Федерации являются вопросы особой разновидности залога - ипотека).

    Все основные (профилирующие и специальные) отрасли законодательства имеют ʼʼсвойʼʼ заглавный кодекс: гражданское законодательство - Гражданский кодекс; уголовное законодательство - Уголовный кодекс; гражданское процессуальное законодательство - Гражданский процессуальный кодекс и т.д.

    Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений.

    Кодифицированные акты носят различные наименования. Наряду со ʼʼштатнымʼʼ именем ʼʼкодексʼʼ они в некоторых случаях упомянуты в документах как ʼʼуставʼʼ, ʼʼположениеʼʼ, просто ʼʼзаконʼʼ.

    Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всœего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются акты в соответствии с их компетенцией, при этом - на основании федеральных кодексов, других федеральных законов, их собственных конституций (уставов).

    Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это самостоятельное, развитое юридическое ʼʼхозяйствоʼʼ, в котором должно быть ʼʼвсœеʼʼ, что крайне важно для юридического регулирования какой-либо группы отношений: и общие принципы, и регулятивные институты всœех базовых разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь данный нормативный материал приведен в единую систему, распределœен по разделам и главам, согласован.

    Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют ʼʼобщая частьʼʼ или ʼʼобщие положенияʼʼ, где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и ʼʼдухʼʼ данной ветви законодательства.

    Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, ᴛ.ᴇ. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание какой-либо законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: ʼʼНормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексуʼʼ (п. 2 ст. 3).

    В ряде случаев законы по отдельным проблемам, к примеру, по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно в связи с этим, к примеру, что после принятия ГК большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

    Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы, требование верховенства законов означают, что всœе другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: всœе они находятся ʼʼподʼʼ законом, ᴛ.ᴇ. являются подзаконными.

    Вместе с тем подзаконность нормативных юридических актов не означает их ʼʼменьшуюʼʼ юридическую обязательность; они обладают крайне важно й юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всœеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всœеми иными нормативными актами.

    Правовое регулирование действия закона включает в себя комплекс правил, определяющих время вступления в силу принятого закона, механизм введения его в действие, пределы действия закона во времени и пространстве, орган, способы и средства его исполнения, перечень законов и других правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием нового закона.

    ГЛАВА 3. Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая сила законов. Виды законов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ГЛАВА 3. Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая сила законов. Виды законов." 2017, 2018.

    Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство. Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране. Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

    Общие сведения

    В 1993 году в российском государстве была принята очередная Конституция - закон высшей юридической силы, провозглашающий Российскую Федерацию правовым государством с демократическим политическим режимом. В основу новой Конституции была положена идеология естественных неотъемлемых прав человека.

    Структура Конституции России

    Конституция состоит из трех частей - вводной (Преамбулы) и двух основных разделов. Всего в Основном законе российского государства 137 статей, сгруппированных в главы.

    Первый раздел содержит 9 глав, посвященных характеристике конституционного строя государства и его федеративному устройству, свободам и правам человека и гражданина, органам публичной власти и муниципального управления, а также процедуре изменения Основного закона.

    Во втором же разделе Конституции отражены переходные и заключительные положения о прекращении действия старой конституции, о вступлении в силу новой и другие.

    Особенности Конституции РФ

    В сравнении с прежними Конституциями, особенно советскими, Конституция, принятая в 1993 году, характеризуется более высокой демократичностью и стабильностью. Кроме того, действующая Конституция впервые установила принцип разделения ветвей публичной власти, а также унифицировала полномочия территориальных субъектов страны. Глава государства, согласно новой Конституции, перестал являться главой исполнительной ветви власти.

    Одним из строя современной России провозглашено народовластие. Оно подразумевает возможность народа осуществлять свое влияние на происходящие в стране процессы непосредственно или через и муниципального управления.

    Изменение и принятие Конституции

    Согласно 136 статье к 3-8 главам Основного закона, посвященным федеративному устройству страны, органам власти и муниципального самоуправления, принимаются в таком же порядке, который предусмотрен для федеральных конституционных законов. В силу они вступают после одобрения органами представительной власти субъектов России.

    В 2008 году были впервые приняты такие поправки. Они предусматривали увеличение президентского срока и срока осуществления полномочий депутатами Госдумы.

    В научной среде ведутся дискуссии по поводу юридической силы таких законов. Одни ученые считают, что конституционные законы такого типа можно поставить на второе место по юридической силе после Конституции. Другие же признают за законами о поправках к Конституции высшую юридическую силу, равную юридической силе Основного закона.

    К источникам конституционного права также относят правовые акты Конституционного Собрания Российской Федерации, которыми может быть отменено либо изменено любое положение глав 1, 2, 9 российской Конституции. созывается с целью решения вопроса о необходимости пересмотра Конституции либо о подтверждении ее неизменности. В случае необходимости пересмотра Основного закона разрабатывается проект очередной Конституции, принимаемый либо квалифицированным большинством голосов членов Конституционного Собрания (двумя третями), либо посредством общенародного голосования.

    Высшая юридическая сила Конституции

    Под юридической силой правового акта в целом понимается совокупность свойств, которые определяют место и роль такого акта в конкретной правовой системе. Юридическая сила акта позволяет установить его соподчиненность с другими правовыми актами, выявить системные связи и зависимости в законодательстве.

    В 15 статье Основного закона сказано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Документ имеет прямое действие, а сфера его применения распространяется на всю территорию России. Федеральные законы и другие, принимаемые в России правовые акты не могут идти в разрез с Основным законом.

    Высшая юридическая сила Конституции означает, что Основной закон занимает доминирующее положение в государственной правовой системе и всегда пользуется безусловным верховенством в случае коллизии с ним норм других правовых актов. Это правило лежит в основе деятельности всех без исключения государственных органов власти. Так, например, законодатель обязан исходить из положений акта высшей юридической силы при внесении изменений в действующее законодательство и подготовке новых правовых норм.

    Юридическая сила актов международного права

    Согласно части четвертой 15 статьи Конституции общепризнанные принципы и положения международного права, и международные договоры России являются частью правовой системы страны. При этом если законом установлены иные правила, чем международным договором, то применяются нормы, прописанные в международном договоре.

    Таким образом, существуют основания полагать, что наряду с Конституцией высшей юридической силой во всех регионах российского государства обладают международные соглашения и другие акты международного права. Некоторые авторы даже считают, что такие акты имеют приоритет над Конституцией, которая по сути своей так же является законом.

    Охрана конституционных норм

    Помимо того, что Конституция имеет высшую юридическую силу, она также пользуется особыми средствами правовой защиты и гарантиями. Особое значение среди таких средств имеет реализуемый контроль за соответствием всех нормативно-правовых актов Конституции.

    Средства защиты Конституции имеются и у Президента России, который вправе аннулировать акты Правительства, а также приостанавливать действие любых актов органов исполнительной ветви власти в случае их несоответствия Основному закону государства.

    Президент также обладает дополнительной возможностью обеспечивать верховенство Конституции посредством права законодательной инициативы и права отклонять принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации законопроекты.

    Прямое действие Основного закона

    Прямое действие Конституции России выражается в ее способности выступать регулятором социальных отношений. Означает это, что нормы, изложенные в Конституции, должны быть реализованы в работе должностных лиц и органов власти вне зависимости от того, отражены ли эти нормы в отраслевом законодательстве.

    Принцип прямого действия Конституции также означает применение конституционных норм при разрешении дел в судах. В том случае, когда суд при рассмотрении дела приходит к мнению, что нормы применяемого закона противоречат Конституции, применяются нормы Конституции. В этой ситуации суд обязан запросить в Конституционном Суде РФ проверку конституционности соответствующего закона.

    В заключение отметим, что фактически в российской правовой системе не существует источников права, находящихся на одной ступени с Конституцией. Значимость Основного закона не ограничивается высшей юридической силой Конституции, но проявляется еще и в ее верховенстве на всей территории страны, в особой охране и защите, а также в особом порядке проведения процедур пересмотра, принятия и внесения поправок в нее.



    Просмотров