Перспективы развития оценочной деятельности в году. Теоретические основы государственного регулирования оценочной деятельности

Введение

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Управление государственной собственностью - одна из наиболее сложных и недостаточно разработанных проблем, несмотря на многовековую историю развития экономической мысли по различным аспектам собственности.

Сделки, объектом которых выступает имущество, принадлежащее государству, обязательно должны сопровождаться соответствующей оценкой данного имущества. В последние годы в связи со снижением роли приватизации в формировании доходов бюджетной системы проблема эффективного управления государственной собственностью становится особенно актуальной. Актуальность так же вызвана относительной новизной независимой оценки для отечественной правовой системы.

Целью курсовой работы является анализ современных подходов государственного управления к оценке государственной и муниципальной собственности. В соответствии с поставленной целью необходимо выделить следующие задачи:

  • ·рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования оценки государственной и муниципальной собственности;
  • ·изучить российский и зарубежный опыт;
  • ·диагностировать проблемы, возникающие в ходе данного процесса;

Теоретические основы государственного регулирования оценочной деятельности

Сущность государственного регулирования оценочной деятельности

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон) оценочная деятельность - это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Оценочная деятельность в условиях рыночной экономики является важнейшим элементом инфраструктуры имущественных отношений. Независимая оценка обеспечивает информационную основу для принятия хозяйственных управленческих решений, способствует равенству прав участников гражданских отношений. Таким образом, развитие оценочной деятельности в Российской Федерации является составной частью процесса реформирования экономики, формирования правового государства.

В текущих условиях важным фактором развития оценочной деятельности является государственное регулирование. Это обусловлено отсутствием достаточных традиций оценки в Российской Федерации, возникающими в связи с этим многочисленными спорными ситуациями между заказчиками, оценщиками, а также третьими лицами, права которых затрагиваются в связи с использованием отчетов об оценке.

Регулирование оценочной деятельности - система мер и процедур, направленных на повышение качества услуг оценщиков и соответствие их определенным критериям, устанавливаемым профессиональным сообществом оценщиков (саморегулирование) или государственными органами (государственное регулирование) либо совместно.

Оценка собственности, принадлежащей федеральным или муниципальным государственным структурам, является необходимой в силу закона при любых сделках. Законом определен единый порядок установления цены на это имущество - оценка собственности может быть установлена исключительно через процедуру оценочной экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Это требование содержится в законе от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в Статье 8, где сказано :

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

  • ·при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
  • ·при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
  • ·при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
  • ·при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
  • ·при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе: муниципальный оценочный регулирование стоимость
  • ·при национализации имущества;
  • ·при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
  • ·при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
  • ·при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
  • ·при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Регулирование развивается в рамках следующих процедур:

Определение методических требований к процедурам оценки, которые традиционно формулируются в стандартах оценки.

Определение требований к морально-этическим качествам оценщика, связанным с его независимостью. Данные требования формулируются в кодексах профессиональной этики.

Определение требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных званий.

Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченные федеральные органы).

Основными инструментами регулирования деятельности по оценке являются:

  • ·система Стандартов;
  • ·система сертификации качества услуг;
  • ·унификация учебных программ по подготовке оценщиков;
  • ·создание условий для развития и становления саморегулируемых профессиональных объединений оценщиков;
  • ·организация процесса включения процедур и методов профессиональной оценки в общее законодательство;
  • ·контроль за исполнением законодательства в области оценки.

Необходимым базовым условием для создания эффективно функционирующего рынка услуг по оценке является разграничение соответствующих функций между ведомствами всех уровней государственного управления и четкая организация их исполнения.

Раскроем основные (сущностные) черты данного процесса. Итак:

Оценка стоимости бизнеса (предприятия) - это процесс, то есть для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов.

Можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например, определение цели оценки, выбор вида стоимости, подлежащего расчету; сбор и обработка необходимой информации; обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта, внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласование полученных результатов.

Ни один из этапов нельзя пропустить или "переставить" на другое место. Такие вольности приведут к искажению конечного результата. Отсюда вытекает сущностная характеристика оценки, а именно то, что этот процесс упорядоченный, то есть все действия совершаются в определенной последовательности.

Оценка стоимости - процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью.

Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта. Но вот какую стоимость определить, зависит как раз от цели оценки, а также от характеристик оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночная стоимость, если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то рассчитывается ликвидационная стоимость.

Оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные характеристики должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.

Рыночный характер оценки. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его техническими характеристиками, местоположением, генерируемым им доходом, составом и структурой активов и обязательств и т.п. оцениваемого объекта.

Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, его макро- и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущую ситуацию в отрасли и в экономике в целом.

Субъектами оценочной деятельности являются физические и юридические лица, а также органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг .

К субъектам оценочной деятельности можно отнести :

Органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Оценщиков, являющихся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.

Профессиональные объединения оценщиков.

Заказчиков оценщиков - юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта.

Потребителей оценочных услуг - юридических или физических лиц, а так же органов исполнительной власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценке.

В соответствии с Законом к объектам оценки относятся :

Отдельные материальные объекты (вещи).

Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в т.ч. предприятия).

Право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества.

Права требования, обязательства (долги).

Работа, услуги, информация.

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Одним из ключевых моментов является определение роли законодательной, исполнительной и судебной власти при регулировании оценки в РФ.

Государство на рынке, в том числе и на рынке услуг по оценке, выступает в двух ипостасях: как институт, устанавливающий "правила игры", и, с другой стороны, как один из участников рынка. Поэтому необходимо четко разделить две различных по сути сферы деятельности государства:

  • ·формирование правовой и административной системы регулирования деятельности по оценке;
  • ·деятельность государства как оценщика.

Государственная политика в области оценочной деятельности определяет основные требования к оценщикам и оценочной деятельности, устанавливает правовые основы деятельности негосударственных организаций.

Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности. Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки. В дальнейшем функцию по разработке федеральных стандартов оценки в соответствии со ст. 24.10 Федерального закона "Об оценочной деятельности" будет осуществлять Национальный совет по оценочной деятельности.

Национальным советом является некоммерческая организация, созданная саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрированная уполномоченным федеральным органом, членами которой являются более чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех оценщиков.

Национальный совет по оценочной деятельности участвует в разработке государственной политики в сфере оценочной деятельности, разрабатывает федеральные стандарты оценки, рассматривает проекты нормативных правовых актов и дает рекомендации по их утверждению уполномоченным федеральным органом, разрабатывает кодекс этики оценщиков и т.д.

Контроль осуществляется посредством создания саморегулируемой организации. Саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Контроль за осуществлением оценочной деятельности членами саморегулируемой организации оценщиков проводится ее соответствующим структурным подразделением, состоящим из работников саморегулируемой организации оценщиков, путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации оценщиков требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности.

Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Оценка бизнеса заключается в установлении стоимости оцениваемой коммерческой организации как действующей и, как правило, приносящей прибыль. При этом предполагается неограниченное во времени функционирование данного бизнеса.

Отдельно рассматривается случай возможной ликвидации предприятия (устанавливается его ликвидационная стоимость).

Особенности бизнеса как товара

В ходе осуществления оценки бизнеса учитываются особенности предприятия как товара:

Полезность для покупателя, которая заключается в возможности приносить прибыль;

Системный характер, что позволяет совершать все виды сделок с предприятием в целом как системой, а также с его отдельными подсистемами;

Инвестиционный характер, предполагающий необходимость учета риска получения планируемых доходов;

Возможность утрачивать и восстанавливать свою полезность в зависимости от обстоятельств, качества менеджмента и т.д.;

Наличие стоимости как материальной основы цены, связанной с существованием затрат на создание предприятия.

Система информации для оценки бизнеса

Важным элементом проведения оценки бизнеса является наличие объективной и достоверной информационной базы.

В систему информационного обеспечения оценки бизнеса входят следующие блоки:

1.Внешняя информация, в т.ч.

Б) отраслевая и региональная (состояние и перспективы развития отрасли, условия конкуренции, рынки сбыта, прогноз изменения спроса, региональные особенности, касающиеся данной отрасли)

Задача оценщика на данном этапе - сформировать обоснованное экспертное заключение о внешнем окружении бизнеса и возможностях его изменения на основе достоверной подтвержденной информации, на источники которой должны быть ссылки.

2. Внутренняя информация.

Совокупность информации об оцениваемом предприятии включает:

Ретроспективные данные об истории компании,

Данные о производственных мощностях и особенностях технологического процесса,

Характеристика поставщиков и клиентов,

Данные о рабочем и управленческом персонале,

Внутренняя финансовая и юридическая информация.

Источниками информации о предприятии являются сведения, полученные в ходе наблюдений и бесед, бизнес-план, уставные документы, договоры, финансовая отчетность, первичные бухгалтерские документы.

Для оценки объектов собственности (в т.ч. и оценки бизнеса) используют 3 подхода:

Доходный

Затратный

Сравнительный

Оценочная деятельность

1.Необходимость и сущность оценочной деятельности

2.Становление оценочной деятельности в России. Закон об оценочной деятельности

3.Классификация объектов оценки. Цели оценки стоимости фондов.

4.Сущность и значение переоценки

1 .Необходимость и сущность оценочной деятельности.

Стержнем рыночной модели хозяйствования является институт права частной собственности. Данное право предоставляет гражданам возможность по своему усмотрению приобретать, применять, и реализовывать материальные ресурсы.

Право частной собственности развивает в человеке инициативу, предпринимательство, базирующееся на свободе выбора и личном интересе. Владельцы собственности, используют ее по своему усмотрению (сдать в аренду, продать, заняться собственным бизнесом), стремясь извлечь максимальную выгоду.

Таким образом, владельцы собственности становятся втянутыми в конкуренцию. На рынке появляется большое количество сделок купли-продажи данного вида собственности, которые и приводят к установлению цены.

При этом имеется целый ряд видов имущества или возникают случаи, когда рынок не может правильно, с большой долей точности установить цену, которая удовлетворяла бы и продавца и покупателя (бизнес, земля и т.д.). Обычно это возникает в ситуациях, когда рынок пассивен (имеется небольшое количество сделок). Для подобных случаев возникает необходимость в независимой экспертизе, дающей неискаженные ценовые пропорции: оценке имущества.

Оценка представляет собой обоснованное мнение независимой стороны о рыночной стоимости объекта. Независимая оценка восполняет пробелы рыночной модели в ее « чистом» виде.

Чем важна оценка?

Специалисты в развитых странах так говорят о важности оценочной деятельности: «Без оценки нет инвестиций, без инвестиций невозможен , без экономического роста невозможна политическая стабильность»

В США оценка фондов как профессия возникла в 1930 г. для разрешения имущественных споров, когда для определения стоимости имущества стали привлекать независимых ценовых арбитров.

Сейчас в США работают более 80 тыс. экспертов-оценщиков, и с их участием ежегодно только по недвижимости около 5 млн. ед. таких объектов переходит из рук в руки.

2. Становление оценочной деятельности в России. Закон об оценочной деятельности.

Понятие оценки для России не является абсолютно новым. Более 100 лет назад, в 1893 г. появились «высочайше утвержденные Правила оценки недвижимых имуществ для обложения земельными сборами», т.е. оценка недвижимости с целью налогообложения.

При этом предлагалось использовать не стоимость по бухгалтерскому балансу, а рыночную стоимость (с учетом доходности имущества).

После 1917 г. с ликвидацией частной собственности исчезла и оценочная деятельность.

Начало оценочной деятельности в постсоветской России связано с принятием Закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий (3.07.1991). В ст. 17 этого Закона утверждалось, что «определение начальной цены для продажи предприятия должно производиться на основании оценки по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения) или на основе оценки возможной выручки от распродажи активов».

На основании этого Закона Госплан и Минфин совместно подготовили Временное методическое положение об оценке стоимости имущества предприятий, подлежащих приватизации, а также соответствующие методические рекомендации. Впервые была предпринята попытка определения рыночной стоимости фондов в стране, только собирающейся переходить к рыночной экономике.

При этом из-за сложности разработанных методик, необходимости расчета специальной нормативной базы, сжатых сроков приватизации через год эти законодательные нормы были заменены и приватизируемое имущество стало оцениваться по остаточной балансовой стоимости.

Потребовалось несколько лет, чтобы рыночная оценка прива-тизируемого имущества была восстановлена на законодательном уровне.

Началом восстановления независимой оценки можно считать 1993 г. В мае 1993 г. в России прошли семинары, организованные Институтом экономического развития Всемирного банка, где были подготовлены первые 150 российских оценщиков.

В ноябре 1996 г. в России первые введена новая профессия «эксперт по оценке», которая введена в официальный реестр Министерства труда.

Эксперт- оценщик должен обладать знаниями в области экономики, статистики, строительства, землеустройства, финансов, юриспруденции. Он должен владеть текущей конъюнктурой цен, действующим законодательством, банком данных о совершенных сделках на отдельных сегментах рынка. Должен быть коммуникабельным, т.к. в основе деятельности лежит постоянный контакт с участниками рынка.

6 августа 1998 года вступил в силу Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" №135-ФЗ, который определяет правовые основы регуᴫᴎрования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации иᴫᴎ муниципальным образованиям, а также физическим и юридическим ᴫᴎцам, для целей совершения сделок с объектами оценки.

Согласно данному закону под оценочной деятельностью понимается деятельность, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. При этом необходимость в проведении оценки возникает, в первую очередь, в ситуации перехода права собственности.

К объектам оценки относятся любые объекты, участвующие в гражданском обороте, в т.ч.:

Отдельные материальные объекты (вещи);

Совокупность вещей, составляющих имущество лиц, в том числе

Определенного вида (недвижимое, движимое, предприятия);

Право собственности и иные вещные права на имущество;

Права требования, долговые обязательства;

Работы, услуги, информация.
бизнес оценочная деятельность

Проведение оценки является обязательной в случае вовлечения в сделку объектов принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки.

В законе оговариваются:

Права и обязанности оценщика;

Требования к договору и отчету по оценке;

Профессиональное обучение, стандарты оценочной деятельности и т.д.

Оценщик в своей деятельности руководствуется стандартами оценки, в которых определяются требования к процессу оценки, отчету по оценке, этической стороне отношений оценщика и заказчика. Сейчас стандарты оценки утверждаются Правительством РФ и разрабатываются уполномоченными органами (Министерством экономического развития).

Отчет об оценке является не регламентированным документом, однако, в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» существует типовая форма отчета. К обязательным разделам отчета относятся:

Наименование, месторасположение, юридический адрес заказчика;

Идентификация и назначение объекта;

Имущественные права в отношении оцениваемого объекта;

Цель оценки, планируемое использование результатов оценки;

Принятые допущения, ограничения;

Стандарты оценки.

3. Классификация объектов оценки. Цели оценки стоимости фондов.

Объектом различных сделок, связанных с установлением и прекращением прав собственности, могут быть фонды предприятия в целом, отдельная их часть, личное имущество граждан.

Классификация фондов как объекта оценки отличается от принятой классификации фондов (активные и пассивные, производственные и непроизводственные, основные и оборотные).

Объекты оценки классифицируются с учетом существую¬щих 4 основных направлений оценочной деятельности:

Оценка недвижимости;

Оценка машин и оборудования;

Опенка нематериальных активов (интеллектуальной

Собственности)

Оценка бизнеса (предприятия в целом).

Каждое направление имеет специфические особенности оценки. Поэтому перед проведением оценки необходимо четко опредеᴫᴎть и описать оцениваемый объект (идентифицировать его).

Для этого используют определения, сформуᴫᴎрованные в ГК РФ, структуру баланса, классификацию основных фондов, действующую в системе их учета.

Оценка недвижимости.

Если оценивать объект недвижимости, то согласно ГК РФ к недвижимым вещам относится «... земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с зем¬лей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (т.к. являются частью территории государства).

Оценке подлежат основные фонды, составляющие отдельный инвентарный объект (офис, магазин, жилой дом).

Инвентарным объектом является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями (ᴫᴎфт и т.д.), смонтированными на одном фундаменте, должен иметь общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В состав здания, как инвентарного объекта, входят все коммуникации, необходимые для его эксплуатации, система отопления, включая котельную установку для отопления (есᴫᴎ такая установка находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода, канаᴫᴎзации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки с осветительной арматурой; внутренние телефоны и сигнаᴫᴎзационные сети, и вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники (ᴫᴎфты).

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, относят к движимому имуществу

Оценка машин и оборудования.

Термин «Машины и оборудование» в практике оценочной деятельности имеет более широкий смысл, чем при типовой классификации основных фондов. Кроме силовых, рабочих машин, измерительных приборов, вычисᴫᴎтельной техники, при оценке к данному объекту относятся принадлежащие объекту приспособления, транспортные средства, передаточные устройства, часть инвентаря, электрооборудование, а также индивидуальные ограждения и фундамент.

На практике оценщикам приходится сталкиваться с трудностями в разграничении объектов оценки. Часто встречаются объекты, связанные друг с другом в силу специфических особенностей, например вентиляционные, отопительные системы по существу являющиеся оборудованием, оцениваются как недвижимость.

Оценка нематериальных активов.

При оценке нематериальных активов, прежде всего определяют набор имущественных прав, включенных в эти активы.

Нематериальные активы - используемые в течение длительного периода хозяйственной деятельности предприятия и приносящие доход права пользования, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, торговые марки, товарные знаки, гудвилл.

Оценка предприятия в целом.

Если необходимо оценить предприятие в целом, то в соответствии Гражданским Кодексом РФ оценке будут подлежать «... все виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требовании, долги, фирменное имя, товарные знаки»

Поэтому оценщик может оценить предприятие как стоимость его имущества, т.е. оценивать отдельно все активы предприятия (производственные корпуса, станки, земля и т.д.). При этом предприятие рассматривается исходя из структуры его баланса, т.е. определяется рыночная стоимость активов предприятия за минусом долгов (затратный подход).

При переоценке фондов;

Пре разрешении имущественных споров в суде;

При определении стартовой цены на аукционах и т.д..

4. Сущность и значение переоценки

Переоценка - акция, направленная на уточнение балансовой стоимости основных фондов для приведения ее в соответствие с современными условиями воспроизводства.

Формирование достоверной информации об имущественном положении организации необходимо как внутренним, так и внешним пользователям. Изменение условий хозяйственной деятельности (рост цен вследствие инфляции, появление новых технологий и т.д.) ведут к отклонению балансовой стоимости имущества от текущей рыночной стоимости, т.е. к искажению информации об имущественном положении предприятий, нарушению важнейших пропорций хозяйственной деятельности организации. Это нарушение проявляется в:

При этом для переоценки использовался индексный метод (метод коэффициентов). Переоценка проводилась бухгалтерами предприятий на основании коэффициентов, рассчитываемых органами статистики, и отражающих усредненные значения инфляционного роста для отдельных групп основных средств.

Использование индексного метода на протяжении ряда лет привело к мультипликативному эффекту, приведшему в ряде случаев к еще более значительному искажению балансовой стоимости основных средств (причем зачастую в большую сторону). Поэтому в 1997 г. было принято решение о возможности проведения переоценки, во-первых, не на определенную дату, а в течение года, а, во-вторых, не только индексным методом, но и методом прямой оценки.

Прямая оценка - это определение балансовой стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам (документальное подтверждение - прайс-листы, информация производителей, данные СМИ, а также отчеты экспертов-оценщиков). Именно разрешение использования метода прямой оценки в процессе переоценки стало импульсом для интенсивного развития теории и практики оценки в России, ускорило принятие Закона об оценочной деятельности.

В настоящее время предприятие имеет право самостоятельно (не чаще одного раза в год) по необходимости проводить переоценку как индексным методом, так и методом прямой оценки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

По дисциплине: « Оценка недвижимости »

На тему: « Теоретические основы оценочной деятельности »

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы очень актуальна в наше время. Так как процесс развития в Казахстане рыночных отношений обусловил появление потребности в специалистах, владеющими навыками, позволяющими обеспечить нормальное, полноценное функционирование рыночных структур. Это привело к возникновению ряда профессий, одной из которых стала профессия оценщика (эксперта по оценке различных объектов собственности). недвижимость оценка стоимость

Оценка - это деятельность специалиста, имеющая целью определение вероятной денежной суммы, которую можно реально выручить при отчуждении имущественных прав на оцениваемый объект при конкретных рыночных условиях. Оценка - инструмент в системе государственного регулирования экономики. Она содействует практической реализации намеченного с учетом конкретных условий. Оценочная деятельность в Казахстане за последние годы быстро развивалась и полученный опыт был материализован в принятом в 2000 году Законе РК «Об оценочной деятельности в РК». Все решения органов государственной власти так или иначе касаются вопросов оценки - приватизация государственной собственности, переоценка основных фондов для целей налогообложения и амортизационной политики. Отсюда очень важно определить, как контролировать процесс оценки.

Любой участок рыночных отношений обязан располагать достоверной информацией о реальной стоимости имущества.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретической основы оценки, её подходов, методов и принципов.

Задача курсовой работы является после изучения теоретических основ оценки, провести практическое определение рыночной стоимости объекта недвижимости сравнительным подходом.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Особенности недвижимости как объект оценки

По Гражданскому Кодексу Республики Казахстан к недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Квартиры и иные жилые помещения, а также нежилые помещения, находящиеся в составе объекта кондоминиума, признаются самостоятельными объектами (видами) недвижимости, если они находятся в индивидуальной (раздельной) собственности.

К недвижимым вещам приравниваются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море», космические объекты, линейная часть магистральных трубопроводов. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Нормы настоящего Кодекса и иных законодательных актов, регулирующих отношения, связанные с недвижимыми вещами, применяются к вещам, указанным в настоящем пункте, в случае, прямо предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.

Имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законодательных актах.

Основные признаки недвижимости являются:

Можно выделить три основных типа недвижимости: земля, жилье и нежилые помещения. Базовым объектом недвижимости является земля.

Наряду с делением на типы недвижимость классифицируется по ряду признаков, что способствует более успешному исследованию рынка недвижимости и облегчает разработку и применение методов оценки различных категорий недвижимости, управления ими.

Существуют следующие формы дохода от инвестирования в недвижимость:

Увеличение стоимости недвижимости за счет изменения рыночных цен, приобретения новых и развития старых объектов;

Будущие периодические потоки денежных средств;

Доход от перепродажи объекта в конце периода владения.

Привлекательность инвестирования в недвижимость объясняется следующими факторами:

В момент приобретения недвижимости инвестор получает пакет прав, в то время как многие объекты инвестирования не влекут за собой права собственности;

Сохранностью вложенных денежных средств вообще (в обычных условиях недвижимость невозможно потерять, похитить) и инфляцией в частности (инфляционные процессы сопровождаются ростом цен на недвижимость и доходов от нее);

Возможностью получать от недвижимости доход в денежном выражении и иной полезный эффект проживания, престижности владения определенным объектом и т.п.

Инвестиции в недвижимость имеют такие положительные черты, как возможность многолетнего использования объекта и сохранения капитала.

Факторы влияющие на стоимость объекта недвижимости:

Спрос и предложение;

Полезность;

Дефицитность;

Возможность отчуждаемости объектов.

1.2 Виды стоимости и принципы оценки

Основные виды стоимости недвижимости можно разделить на две группы: стоимость в обмене и стоимость в пользовании.

Стоимость в обмене включает в себя следующие виды стоимости:

Рыночная стоимость - это расчетная денежная сумма, по которой данный объект может быть отчужден на основании сделки в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют, располагая всей доступной информацией об объекте оценки. На цене сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства, когда:

1)одна из сторон сделки не обязан отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана приобретать;

2)стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

3)цена сделки представляет собой эквивалент денежного вознаграждения за объект оценки и принуждения к совершению сделки, в отношении сторон сделки с чьей либо стороны не было.

Ликвидационная стоимость - это стоимость объекта недвижимости при его вынужденной продажи.

Залоговая стоимость - это стоимость объекта недвижимости обеспечивающая ипотечный кредит, величина которой гарантирует возмещения денежных средств кредитора за счет реализации объекта залога.

Страховая стоимость - это денежная сумма на которую могут быть застрахованы разрушаемые элементы недвижимости рассчитанная в соответствии с методиками используемыми в сфере государства и частного строительства.

Арендная стоимость - определяется с двух сторон при сдаче в аренду.

Утилизационная стоимость - это стоимость объектов недвижимости рассчитанная с учетом затрат на продажу, совокупности элементов объекта недвижимости без их дополнительного ремонта и подготовки к продаже.

В стоимость в пользовании входят следующие виды стоимости:

Инвестиционная стоимость - это стоимость недвижимости для конкретного инвестора (группы инвесторов), учитывающего его индивидуальные требования и предпочтения определяемая результатами инвестиционного проектирования при оценки недвижимости как объекта инвестиций.

Балансовая стоимость - полная первоначальная стоимость основных фондов, принимаемая в расчет с момента их постановки на учет в бухгалтерском балансе.

Налогооблагаемая стоимость - стоимость определенная на основе нормативных документов относящихся к налогообложению недвижимости.

Основные принципы в оценке недвижимости можно разделить на четыре категории:

1.Принципы, основанные на представлениях собственника (полезность, замещение, ожидание)

2.Принципы, вытекающие из эксплуатации объекта (вклад, остаточная продуктивность, сбалансированность, разделение)

3.Принципы, обусловленные рыночной средой (спрос и предложение, конкуренция, соответствие изменениям внешней среды)

4.Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования (ННЭИ).

1.3 Основные этапы процесса оценки недвижимости

Процесс оценки недвижимости включает следующие этапы:

1й этап. Постановка задания на оценку.

1.1. Цель оценки.

1.2. Вид определяемой стоимости.

1.3. Установление оцениваемых имущественных прав.

1.4. Дата проведения оценки.

2й этап. Составление плана и договора на проведение оценки.

2.1. График работ по оценке.

2.2. Источники информации.

2.3. Выбор методов оценки.

2.4. Затраты на проведение оценки.

2.5. Денежное вознаграждение за проведение оценки.

2.6. Составление договора на оценку.

3й этап. Сбор и анализ информации.

3.1.Осмотр объекта и прилегающей территории.

3.2. Юридическое описание объекта недвижимости.

3.3. Физические характеристики и местоположение.

3.4. Экономическая информация.

3.5. Проверка достоверности собранной информации.

3.6. Анализ и обработка информации.

4й этап. Анализ лучшего и наиболее эффективного использования.

4.1. Анализ земельного участка как условно свободного.

4.2. Анализ земельного участка с улучшениями.

5й этап. Расчет оценочной стоимости объекта недвижимости на основе трех подходов.

5.1. Оценка стоимости на основе доходного подхода.

5.2. Оценка стоимости на основе сравнительного подхода.

5.3. Оценка стоимости на основе затратного подхода.

6й этап. Согласование полученных результатов и выведение итоговой величины стоимости объекта недвижимости.

6.1. Проверка полученных данных о величине стоимости.

6.2. Допущения и ограничивающие условия, обусловленные полнотой и достоверностью использованной информации.

6.3.Выведение итоговой величины стоимости.

7й этап. Составление отчета об оценке.

Постановка задания на оценку.

Постановка задания на оценку является начальным этапом, на котором определяются и формулируются базовые параметры оценочного задания. Четкая постановка задачи необходима для полной и недвусмысленной трактовки характера задания на оценку, выбора методов оценки и толкования результатов, отраженных в отчете. Наиболее важные компоненты задания на оценку включают:

Идентификацию объекта недвижимости;

Идентификацию подлежащих оценке имущественных прав;

Назначение (сфера применения) результатов оценки;

Выбор и определение вида стоимости;

Уточнение даты проведения оценки;

Описание объема оценки;

Уточнение иных ограничений.

Идентификация объекта недвижимости включает описание таких характеристик, как адрес, полное юридическое описание, точное местонахождение и границы недвижимости.

Идентификация объекта недвижимости представляет его точное юридическое описание, которое целесообразно составлять на основе предоставленной заказчиком информации. Необходимая информация может быть получена из государственного реестра данных обследования земельных участков в соответствии с местным и государственным законодательством.

Правильное юридическое описание должно учитывать конкретную региональную систему обследования и описания земельных участков, которое состоит из описания их границ, государственной системы обследования, а также процедуры описания и составления карты участков и кварталов. Идентификация подлежащих оценке имущественных прав.

Особенностью оценки недвижимости является комплексный подход, который одновременно рассматривает недвижимость и как реально существующий физический объект и как набор прав частных либо юридических лиц, которые они могут иметь или предъявлять на собственность, а также использование земельных участков и строений.

Объектом оценки может выступать недвижимость с полными или частичными имущественными правами, обусловленными отделением или разделением прав собственности. В процессе определения рыночной стоимости недвижимости оценщик учитывает такие ограничения прав собственности, как договор аренды, сервитуты, ограничения, вызванные залоговым удержанием объекта недвижимости, притязания на права собственности, а также права распоряжения воздушным пространством или наземной территорией.Сфера применения или назначение результатов оценки - это экономическая процедура, осуществляемая впоследствии заказчиком на основе полученного оценщиком результата стоимости.

Оценка стоимости недвижимости проводится в целях определения:

Цены купли-продажи;

Суммы залога при кредитовании;

Базы налогообложения;

Условий арендного договора;

Стоимости зданий и сооружений бухгалтерской отчетности;

Базы справедливой компенсации при отчуждении имущественных прав;

Базы договора страхования.

Выяснение способа последующего использования полученного результата стоимостной оценки необходимо для выбора оптимальной процедуры оценки - от сбора и анализа необходимой информации до применения наиболее результативных методов оценки и принципов согласования результатов.

2. ПРАКТИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ

2.1 Основные подходы и методы оценки

Существует три базовых подхода к определению стоимости объекта оценки, в рамках которых используются различные методы.

Подходы к оценке:

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимы для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применявшихся на дату оценки.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Затратный подход.

Необходимое условие для использования затратного подхода - достаточно детальная оценка затрат на строительство идентичного (аналогичного) объекта с последующим учетом износа оцениваемого объекта.

Основные этапы применения затратного подхода:

Оценка восстановительной стоимости оцениваемого здания;

Оценка величины предпринимательской прибыли (прибыли инвестора); расчет выявленных видов износа;

Оценка рыночной стоимости земельного участка;

Расчет итоговой стоимости объекта оценки путем корректировки восстановительной стоимости на износ с последующим увеличением полученной величины на стоимость земельного участка.

Необходимо учитывать, что во многих случаях затратный подход в оценке недвижимости не отражает рыночную стоимость, так как затраты инвестора не всегда создают рыночную стоимость из-за разницы в издержках на воссоздание сопоставимых объектов, и, напротив создаваемая стоимость не всегда бывает адекватной понесенным затратам.

Применение затратного подхода предпочтительнее, а иногда и единственно возможно в следующих случаях:

Когда оцениваются новые или недавно построенные объекты;

В случае, когда необходим анализ наилучшего и наиболее эффективного использования здания;

Когда необходимо технико-экономическое обоснование нового строительства;

Для оценки в целях выделения объектов налогообложения (здание, земельный участок);

Для оценки в целях страхования;

В случае если ощущается недостаток информации для использования других подходов к оценке.

Сравнительный подход.

Сравнительный подход к оценке недвижимости базируется на информации о недавних сделках с аналогичными объектами на рынке и сравнении оцениваемой недвижимости с аналогами. Исходной предпосылкой применения сравнительного подхода к оценке недвижимости является наличие развитого рынка недвижимости.

Сравнительный подход базируется на трех основных принципах оценки недвижимости: спроса и предложения, замещения и вклада. На основе этих принципов оценки недвижимости в сравнительном подходе используется ряд количественных и качественных методов выделения элементов сравнения и измерения корректировок рыночных данных сопоставимых объектов для моделирования стоимости оцениваемого объекта. Основополагающим принципом сравнительного подхода к оценке недвижимости является принцип замещения, который говорит о том, что при наличии на рынке нескольких схожих объектов рациональный инвестор не заплатит больше той суммы, в которую обойдется приобретение недвижимости аналогичной полезности.

Основными этапами оценки недвижимости сравнительным подходом являются:

Изучаются состояние и тенденции развития рынка недвижимости и особенного того сегмента, к которому принадлежит данный объект.

Выявляются объекты недвижимости, наиболее сопоставимые с оцениваемым, проданные относительно недавно (или по которым существуют предложения на открытом рынке);

Собирается и проверяется информация по объектам-аналогам, анализируется собранная информация и каждый объект-аналог сравнивается с оцениваемым объектов;

На выделенные различия в ценообразующих характеристиках сравниваемых объектов вносятся поправки в цены продаж сопоставимых аналогов;

Согласовываются скорректированные цены объектов-аналогов и выводится итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости на основе сравнительного подхода.

Основными критериями выбора сопоставимых объектов (аналогов) являются права собственности на недвижимость, условия финансирования сделки, условия и время продажи (предложения), местоположение объекта недвижимости, физические характеристики оцениваемого объекта.

Доходный подход.

Доходный подход оценивает стоимость недвижимости в данный момента как текущую стоимость будущих денежных потоков, т.е. отражает:

Качество и количество доходов, который объект недвижимости может понести в течение своего срока службы;

Риски, характерные как для оцениваемого объекта, так и для региона.

Доходный подход используется при определении инвестиционной стоимости, поскольку потенциальный инвестор не заплатит за объект большую сумму, чем текущая стоимость будущих доходов от этого объекта. Также он используется при определении рыночной стоимости.

Основными этапами оценки недвижимости доходным подходом являются:

Оценка валового потенциального дохода на основе анализа текущих ставок и тарифов (ставка арендной платы) на рынке для сравнимых объектов;

Анализ потерь;

Расчет издержек от эксплуатации оцениваемого объекта;

Определяется чистый операционных доход, который равен разнице валового потенциального доход за вычетом потерь и издержек;

Преобразование чистого операционного дохода в стоимость объекта недвижимости.

В рамках доходного подхода возможно применение одного из двух методов: метода прямой капитализации доходов и метода дисконтирования денежных потоков.

В основе данных методов лежит предпосылка, что стоимость недвижимости обусловлена способностью оцениваемого объекта генерировать потоки доходов в будущем. В обоих методах происходит преобразование будущих доходов от объекта недвижимости в его стоимость с учетом уровня риска, характерного для данного объекта. Различаются эти методы лишь способом преобразования потоков дохода.

При использовании метода капитализации доходов в стоимость недвижимости преобразуется доход за один временной период, а при использовании метода дисконтированных денежных потоков - доход от ее предполагаемого использования за ряд прогнозных лет, а также выручка от перепродажи объекта недвижимости в конце прогнозного периода.

Метод капитализации доходов используется, если:

Потоки доходов стабильны длительный период времени, представляют собой значительную положительную величину;

Потоки доходов возрастают устойчивыми, умеренными темпами.

Метод дисконтированных денежных потоков применяется, когда:

Предполагается, что будущие денежные потоки будут существенно отличаться от текущих;

Имеются данные, позволяющие обосновать размер будущих потоков денежных средств от недвижимости;

Потоки доходов и расходов носят сезонный характер;

Оцениваемая недвижимость - крупный многофункциональный коммерческий объект;

Объект недвижимости строится или только что построен и вводится (или введен в действие).

2.2 Оценка недвижимости сравнительным подходом

Исследуемый объект расположен в городском районе с названием Юго - Восток. Район начал застраиваться в 70-е годы и представлял собой спальный район с многоэтажной застройкой жилыми домами тип «хрущевки». Объект оценки - квартира расположена в 5-ти этажном относительно новом (1977 года постройки) доме, типа «новостройка» советского времени, дом многосекционный и входит в высотный ансамбль жилого сектора.

Описание объекта оценки:

Вход в подъезд осуществляется со стороны дворового фасада. Квартира расположена на пятом этаже пятиэтажного, крупнопанельного дома.

Ремонтные (перепланировка помещений) и отделочные работы выполнены в квартире в 2009 году.

Для производства работ по оценке нам представлен Технический паспорт формы (Ф-3), выполненный Республиканским государственным предприятием «Центр по недвижимости по Карагандинской области» по состоянию на 14.09.2000г.

Назначение объекта: жилье;

Квартира расположена: на 5-ом этаже;

Общая площадь: 76 м 2 ;

В том числе жилая: 52 м 2 ;

Высота помещений: 2,7 м;

(Частично нами использовались данные из проекта по реконструкции квартиры, утвержденного КГП «КарагандаГражднПроект»)

Входная дверь двойная: металлическая серийного производства, вторая дверь, со стороны квартиры деревянная.

Прихожая. Потолок окрашен водоэмульсионной краской. Стены оклеены рельефными обоими под покраску на флизелиновой основе. Покрытие пола - линолеум. По периметру пола устроен пластмассовый плинтус.

Спальная комната (детская). Потолок в спальной комнате окрашен водоэмульсионной краской. Стены оклеены обоями. Покрытие пола - линолеум. Оконные проемы закрыты пластиковыми окнами с двойным стеклопакетом. Дверной проем закрыт деревянным блоком, щитовой дверью серийного производства.

Спальная комната. Межкомнатная дверь в спальную - щитовая серийного производства. Потолок окрашен водоэмульсионной краской. Отделка стен выполнена обоями. Покрытие пола - линолеум. Оконные проемы закрыты пластиковыми окнами с двойным стеклопакетом.

Ванная комната совмещенная с сан.узлом.

Реконструкции и перепланировке ванная комната не подвергалась. Потолок окрашен водоэмульсионной краской. Отделка стен выполнена кафельной плиткой, пол выполнен из напольного плиточного покрытия. При ремонте сантехника не была заменена.

Кухня. Отделка пола кухни выполнен из напольного плиточного покрытия. Часть стен оклеена обоями на виниловой основе. Отделка стены рабочей зоны выполнена кафельной плиткой. Потолок окрашен водоэмульсионной краской. Оконные проемы закрыты пластиковыми окнами с двойным стеклопакетом.

Зал. Отделка стен выполнена обоями. Потолок окрашен водоэмульсионной краской. Покрытие пола - линолеум. Балконный и оконный блоки закрытии пластиковыми окнами с двойным стеклопакетом.

При проведении настоящей оценки использовался метод рыночной информации, изучалась конъюнктура рынка недвижимости в секторе аналогичных жилых объектов в интересующем нас районе г.Караганды. В качестве источников информации использовалась газета «Недвижимость» за 12 марта 2013 года. Ниже мы приводим предложения о продаже квартир наиболее схожие с объектом оценки. Из таблицы видно, что на дату оценки данный сектор рынка очень хаотичный, цены сильно разнятся.

За аналоги приняты однотипные квартиры с улучшенной планировкой, т.е. площадь кухни составляет 9 м 2 , планировочное решение помещений сопоставимое.

Аналог А. На сегодняшний день объект-аналог до сих пор предлагается на продажу. Применена корректировка на условия рынка в -10%, а также корректировка на месторасположение - 3%, корректировка применена, так как аналог А расположен в чуть более выгодном районе, чем объект оценки.

Аналог Б. Корректировка на условия рынка применена в -10% от текущей цены предложения. Корректировка на месторасположение - 3%, в остальном не выявлено отличий.

Аналог В. Корректировка на условия рынка применена в -15 % , так как собственник согласен на торг, это говорит о том, что при заключении сделки возможно снижение цены. Корректировка на месторасположение - 3%, в остальном не выявлено отличий.

Аналог Г. Применена корректировка на условия рынка -15%. Корректировка на месторасположение - 3%, корректировка применена, так как аналог №1 расположен в чуть более выгодном районе, чем объект оценки.

Аналог Д. Корректировка на условия рынка применена в -15 %.

Применена корректировка на наличие ремонта в - $1782, данная цифра рассчитана согласно сборника КО-ИНВЕСТ «Жилые дома» (разница между стоимостью отделки «стандарт» класса и «эконом» класса). Общая сумма статей: отделка, двери и окна, полы и прочее, для «стандарт» класса согласно сборника kz ЖЗ.3 1.1539 стр. 273 составляет 10 225 тенге, а для класса «эконом», каким является объект оценки, согласно сборника kz ЖЗ.3 1.1540 стр. 273 - 6 131 тенге. Тогда (10 225-6 131)/150 = $27, далее 27 *66= $1 782. Корректировка применена, так как аналог №5 имеет более высококачественный ремонт, с применением более дорогих строительных отделочных материалов.

Для удобства сведем общие данные по скорректированной стоимости одного квадратного метра площади в таблицу 1.

Таблица 1. Общие данные по скорректированной стоимости одного квадратного метра

Таким образом, после проведения корректировок, среднеарифметическая стоимость метра площади на открытом рынке в жилой квартире составляет 557 $/м 2 .Медиана - серединное число цифрового ряда, при этом ряд выстраивается в порядке возрастания, составляет 560.

Тогда, рыночная стоимость квартиры площадью 76 м 2 составляет 76*$730,2=$55495,2 или округленно $55 495 долларов США, или 8324250 тенге.

3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010 - 2020 гг. отмечается, что «Важным инструментом рыночной экономики является оценочная деятельность, правовое регулирование которой требует постоянного внимания и совершенствования». Оценка имущества - это один из тех механизмов, с помощью которых работает рынок. Без института оценки рыночная экономика просто не может существовать. С другой стороны становление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений при четком определении роли и места государства в вопросах ценообразования и правового регулирования предпринимательской деятельности.

Достоверная оценка стоимости нужна постоянно: для кредитования, страхования, вклада в уставный капитал, развития рынка ценных бумаг и т.д. К чему может привести недостоверная оценка залогового имущества, наглядно показал финансовый кризис 2008 года.

Как отмечается в Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, необходимо иметь достоверную информацию о рыночной стоимости сырьевых ресурсов, которыми мы обладаем. Чтобы оценить эффективность инвестиций необходимо произвести оценку добавленной стоимости каждого проекта. А объективной положительной оценкой результата любой хозяйственной деятельности может служить только факт увеличения стоимости собственного капитала. Именно по этой причине в Международных стандартах финансовой отчетности была признана необходимость учета активов на балансе предприятий не по исторической, а по справедливой рыночной стоимости, которую определяет профессиональный оценщик.

Только достоверная оценка имущества и адекватная компенсация его порчи или изъятия могут быть реальным механизмом защиты права собственности, которое гарантировано Конституцией Республик Казахстан.

Таким образом, основной целью государственной политики на предстоящий период является принятие организационно-правовых мер для обеспечения достоверности оценки, расширения сферы применения рыночной стоимости в целях повышения эффективности использования производственных и природных ресурсов. Концепция государственной политики в области оценки имущества призвана содействовать осуществлению государственной стратегии Республики Казахстан по обеспечению устойчивого культурного и социально-экономического развития страны.

Концепция базируется на следующих основных принципах:

правового, методологического и информационного единства оценочной деятельности на всей территории Казахстана;

Конституционных гарантий соблюдения прав собственности;

Конституционного права свободы выбора общественных объединений;

Национальной безопасности.

Государственная политика в области оценочной деятельности определяет основные требования к оценщикам и оценочной деятельности, устанавливает правовые основы регулирования и саморегулирования оценочной деятельности.

Целью настоящей Концепции является изложение основ государственной политики в области развития оценочной деятельности на современном этапе.

Основные задачи Концепции заключаются в следующем:

Обеспечение защиты прав собственности на имущество за счет объективной рыночной оценки его стоимости;

Формирование и развитие цивилизованного саморегулируемого рынка оценочных услуг;

Разработка, внедрение и поддержание единых правил добросовестной конкуренции на отечественном рынке оценки;

Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров профессиональных оценщиков;

Формирование и поддержание нормативно-правовой базы оценочной деятельности как одного из стержневых элементов казахстанской экономики;

Совершенствование государственного контроля за деятельностью оценщиков;

Создание системы общественного контроля субъектов оценочной деятельности;

Защита интересов оценочного сообщества от непредусмотренного законодательством вмешательства государственных органов и должностных лиц;

Обеспечить эволюционный переход от лицензирования к саморегулированию оценочной деятельности.

Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие задачи:

Разработать и утвердить государственную программу развития оценочной деятельности в Республике Казахстан на среднесрочный период;

Создать системы и организационную структуру саморегулирования оценочной деятельности;

Совершенствовать нормативную правовую базу оценочной деятельности;

Создать постоянно действующий Межведомственный совет по оценочной деятельности;

Разработать механизм эффективного контроля качества оценочных работ;

Реорганизовать РГП Центры по регистрации недвижимости, исключив из их функций деятельность по оценке имущества, т.к. в большинстве случаев для оформления технического паспорта они требуют обязательной оценки недвижимости и выполняют эту работу по лицензии, выданной их учредителем;

Обеспечить переход от лицензирования к саморегулированию эволюционно - без потерь для субъектов оценочной деятельности - как потребителей услуг оценочной деятельности, так и самих оценщиков;

Не допустить возникновения недобросовестной конкуренции, как между оценщиками, так и между объединениями оценщиков;

Обеспечить меры по поддержанию качества оценочных услуг, в частности, за счет неукоснительности соблюдения требований Закона и Стандартов, а в дальнейшем, и повышения требований к оценщикам за счет разработки и внедрения единой системы сертификации;

Добиться протекционистских мер по защите отечественных производителей оценочных услуг, подобных осуществляемым в банковской и страховой сферах (задача-максимум). Добиться на отечественном рынке равных условий с западными оценщиками (задача-минимум);

Создать единую систему обучения и переподготовки оценщиков для чего ввести аккредитацию ВУЗов и учебных центров и утверждение (согласование) программ обучения и переподготовки оценщиков;

Исключить из законодательства понятие «оценщик-юридическое» лицо и установить, что оценщик - это только физическое лицо, которое несет личную ответственность за недостоверную оценку. Оценочная компания, заключившая договор с заказчиком в соответствии с ГК РК несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора, но персональную ответственность должен нести оценщик;

Создать системы досудебного регулирования споров и массовой оценки недвижимости, путем создания экспертных советов и третейских судов;

Принять меры по расширению рынка оценочных услуг, что в свою очередь будет способствовать развитию рыночных отношений в различных сферах деятельности и повышению их эффективности. Включить следующие виды объектов оценки: инвестиционные проекты, кадастровая оценка земли, налоговая оценка имущества физических лиц, ломбарды, интеллектуальная собственность, материальный и моральный ущерб, которые должны выполнять оценщики;

Осуществить переход всех сфер деятельности на рыночную стоимость (налоги, аренда госсобственности, контракты на недропользование, оценка инвестиционных проектов, и т.д.);

Разработать нормативные правовые акты, регулирующие взаимоотношение между оценщиками и аудиторами, банками, страховыми компаниями, финансовыми институтами и т.д.;

Создать систему информационного обеспечения оценочной деятельности;

Создать условия для организации научных исследований в области оценки имущества в рамках программы инновационного развития Казахстана (гранты, госзаказ).

В целях завершения формирования нормативной правовой базы по оценке всех видов имущественных прав необходимо:

Разработать и утвердить стандарты в области оценки имущества;

Максимально унифицировать понятийный аппарат и терминологию, применяемую в оценочной деятельности, с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного учета, налогообложения, регистрации объектов оценки в Республике Казахстан, а также с понятийным аппаратом и терминологией международных стандартов оценки;

Утвердить государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков;

Утвердить порядок аттестации и аккредитации оценщиков;

Законодательно определить функции, права и обязанности саморегулируемых организаций профессиональных оценщиков и создать условия для их работы;

Привести систему налоговой отчетности в соответствие с МСФО, не облагать налогом прирост стоимости активов, вызванный их переоценкой в целях перехода системы бухгалтерского учета на МСФО, пересмотреть систему учета амортизации при расчете величины налогооблагаемого дохода;

Устранить на законодательном уровне пробелы, связанные с оборотом результатов интеллектуальной деятельности, земельных, лесных ресурсов, полезных ископаемых и других специализированных активов;

Произвести амнистию нематериальных активов (технологий), которые фактически используются в процессе производства, но не стоят на балансе.

Кроме этого требуется организовать разработку нормативной, информационной и методической базы оценки имущества, включающей в себя:

Методики оценки всех видов имущества для различных целей;

Затратные справочники;

Базы данных о ценах на основное производственное оборудование, инструменты и инвентарь;

Информационную базу о ценах предложения, продажи и реальных сделок с имуществом;

Информационную базу о показателях доходности и риска по различным видам бизнеса;

Следует провести ревизию всех нормативных актов в сфере оценочной деятельности и отменить все положения, согласно которых методы оценки, порядок заключения договоров на оценку и процедура оценки рыночной и иной стоимости установлены не уполномоченным органом;

Подготовить нормативный акт, в котором запретить проведение аккредитации оценщиков любыми органами, кроме уполномоченного органа;

При наделении территориальных органов юстиции контрольными функциями, проверку производить совместно с территориальной палатой оценщиков и палатой, членом, которой является данный оценщик. Периодичность проверки установить в соответствии с утвержденным положением по управлению рисками:

Для создания базы данных о ценах на недвижимое имущество создать и постоянно обновлять базу данных на основе анализа договоров купли-продажи, регистрируемых в Центрах недвижимости;

Концепция развития оценочной деятельности в Республике Казахстан, должна в первую очередь корреспондировать с общей концепцией развития экономики, поскольку вопросы оценки являются вопросами межведомственными и выходят за рамки одного или нескольких ведомств. Являясь уполномоченным органом, Министерство юстиции Республики Казахстан должно не только осуществлять контроль за деятельностью оценщиков, но и выполнять функции координатора работ по оценке в Казахстане, а Межведомственный совет, по сути, должен стать основным аналитическим органом, призванным вырабатывать решения по вопросам оценочной деятельности.

Необходимо также завершить разработку программ повышения квалификации оценщиков в Республике Казахстан. В целях повышения качества обучения оценщиков и ответственности учебных заведений предлагается ввести систему аккредитации ВУЗов, которым уполномоченный орган предоставляет право выдачи сертификатов, являющихся основанием для выдачи лицензии. Развитие оценочной деятельности связано с проведением научных и методологических исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении курсовой работы, хотелось бы сделать следующий ряд выводов:

Рассматривая теоретические основы оценки, мы изучили особенности недвижимости как объекта оценки и основные признаки недвижимости:

Недвижимость невозможно перемещать без нанесения объекту ущерба;

Недвижимость прочно связана с землей, причем не только физически, но и юридически;

Долговечность объекта инвестирования;

Каждая конкретная недвижимость уникальна по физическим характеристикам и с точки зрения инвестиционной привлекательности;

Недвижимость невозможно похитить, сломать или потерять при обычных условиях;

Стоимость недвижимости высока, а ее дробление на имущественные доли затруднительно, а в иных случаях и невозможно;

Информация о сделках с недвижимостью часто является недоступной;

Потеря потребительских свойств или перенос стоимости в процессе производства происходит постепенно по мере износа;

Полезность недвижимости определяется способностью удовлетворять специфическую потребность человека в жилой и производственной площадях;

Возможность положительного либо отрицательного влияния нового строительства на стоимость прилегающих земель, зданий;

Существует тенденция к увеличению стоимости недвижимости со временем;

Существуют специфические риски, присущие недвижимости, как объекту инвестирования (риск физического повреждения под воздействием природных и техногенных факторов, риск накопления внешнего и функционального износа, финансовый риск, связанный с условиями пересмотра арендной платы);

Строгое государственное регулирование сделок с недвижимостью.

Рассмотрели виды стоимости недвижимости, которая в свою очередь подразделяется на стоимость в обмене и стоимость в пользовании. Также рассмотрены основные семь этапов процесса оценки недвижимости.

Тщательно были изучены подходы и методы к оценке недвижимости, этапы и их применения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский Кодекс РК от 1.07.1999г. № 409 - I (особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.04.2012г.) Ссылка: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1006061&sublink=1290000

2. Закон Республики Казахстан от 30.11.2000г. N 109-II Об оценочной деятельности в Республике Казахстан

3. Грязнова А., Федотова М. - Оценка недвижимости: учебник/ А. Грязнова, М. Федотова, 2005г.

4. Татарова А. В. - Оценка недвижимостью и управление собственностью: Учебное пособие/ А. В. Татарова. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. Ссылка: http://www.aup.ru/books/m90/1_2.htm

5. Николаев А.В.- Комплексная экспертиза имущественных прав: учебное пособие/ А. В. Николаев

6. С. Скрябин. - Недвижимое имущество по законодательству Казахстана: Понятие, структура и правовой режим / С. Скрябин, 2004 г., Ссылка: http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docid=1235313

7. Риполь-Сарагоси Ф. Б. - Основы оценочной деятельности: учебное пособие/ Ф. Б. Риполь - Сарагоси

8. Группа компаний Уральское Информационное Агентство - Агентство экспертизы и оценки - Подходы и методы оценки недвижимости 19.11.2007г. Ссылка: http://ocenka-uia.ru/consultations/clauses/6/1/

9. Асаул А.Н. - Экономика недвижимости: учебник для вузов/ А.Н. Асаул, 2007 г.

10. Блаханов М.М. - Совершенствование и развитие оценочной деятельности / М. М. Блаханов. Ссылка: http://www.group-global.org/publication/view/1721

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описание месторасположения объекта оценки. Определение рыночной стоимости объекта недвижимости тремя подходами: доходный, сравнительный и затратный. Границы права собственности. Сущность рыночной стоимости. Поведение и динамика рынка недвижимости.

    отчет по практике , добавлен 06.06.2016

    Принцип оценки недвижимости и факторы, влияющие на ее стоимость. Расчет величины рыночной стоимости квартиры доходным, сравнительным и затратным подходом. Определение итоговой величины стоимости объекта оценки. Описание и характеристика объекта оценки.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2010

    Основные положения об оценке объекта: заявление о соответствии, последовательность определения стоимости объекта. Описание объекта оценки, местоположение, анализ рынка недвижимости. Расчёт стоимости объекта сравнительным, затратным, доходным подходом.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2012

    Характеристика основных стандартов оценочной деятельности. Краткий анализ экономической ситуации в Красноярском крае. Определение рыночной стоимости объекта оценки сравнительным и доходным методом. Расчет ликвидационной стоимости объекта недвижимости.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2015

    Нормативно-правовая база оценочной деятельности, требования к ее проведению. Процесс, принципы определения рыночной стоимости объекта недвижимости сравнительным способом, процедура оценки. Способы оформления заключения стоимости трехкомнатной квартиры.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Допущения и ограничения, которые принимаются в процессе определения рыночной стоимости объекта оценки. Описание объекта оценки (жилого пятиэтажного здания). Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, рыночной стоимости объекта недвижимости.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2015

    Основные подходы к определению стоимости объекта недвижимости. Общие методы и принципы оценки жилой недвижимости. Анализ рынка жилой недвижимости в г.Самара. Характеристика объекта оценки. Определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.

    дипломная работа , добавлен 09.08.2010

    Анализ рынка недвижимости в Республике Башкортостан, динамика цен на квартиры. Описание объекта оценки и его окружение. Расчёт стоимости объекта оценки затратным, доходным и сравнительным подходом. Согласование результатов, полученных разными подходами.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2017

    История возникновения оценочной деятельности. Основные понятия и определения в оценке. Обзор социально-экономических условий района. Основные данные и конструктивные особенности объекта оценки. Расчет стоимости объекта оценки сравнительным подходом.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2012

    Анализ рынка недвижимости Тульской области. Определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Среда местоположения объекта оценки, описание его основных параметров. Характеристика подходов к оценке недвижимости. Расчет ликвидационной стоимости.

одна из ведущих российских компаний, оказывающих широкий спектр услуг в области оценки, стоимостного консалтинга, инвестиционного проектирования, судебной, юридической, строительно-технической и стоиомстной экспертизы, финансово-технического надзора и строительного аудита.

За высокое качество услуг и существенный вклад в развитие оценочной и консалтинговой деятельности ЦНЭС был неоднократно удостоен ряда профессиональных наград: Золотая ЛОГОДА, Золотой Эквивалент, Золотое ПеРОО, Золотая медаль и Золотой сертификат ЮНИПРАВЭКС Uni, Национальная премия в области аудита, оценки, экспертизы и консалтинга.

Первый заместитель генерального директора ЦНЭС, член совета по оценочной деятельности при Министерстве экономического развития РФ, доктор экономических наук, профессор МГСУ, Кулаков Кирилл Юрьевич ответил на вопросы нашего корреспондента и рассказал про основные тенденции развития рынка оценочных услуг в России.

Ваша компания давно занимает лидирующие позиции на рынке оценочных услуг и стоимостного консультирования. Какие преимущества вашего бизнеса вы могли бы обозначить? Для рынка оценки и ее заказчиков важными критериями являются квалификация и опыт оценщиков. Каким образом вы поддерживаете необходимый уровень компетенций ваших специалистов?

Главное преимущество ЦНЭС - это годами наработанная репутация оценочной компании высшей категории надежности и качества, способной решать самые сложные и ответственные задачи. Эта репутация уже давно трансформировалась в узнаваемый и уважаемый в профессиональном сообществе и среди заказчиков бренд. Основными слагаемыми бренда являются высокая квалификация и профессионализм наших сотрудников, широкая линейка экспертных и консалтинговых услуг, отлаженные бизнес-процессы внутри компании и внешнего позиционирования, аккредитации при различных государственных органах, крупнейших банках и корпорациях, а также разветвленная филиальная сеть.

Необходимый для функционирования компании, а значит, очень высокий уровень компетенций поддерживается постоянным повышением квалификаций посредством как внутренних тренингов, так и обучения по различным образовательным программам оценщиков и судебных экспертов. Также все ведущие специалисты-оценщики нашей компании сдали единый квалификационный экзамен (ЕКЭ), входят в состав экспертных советов различных СРО оценщиков.

Охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее состояние рынка оценочных услуг. Какие факторы, по вашему мнению, благоприятствуют развитию оценки и, наоборот, что сегодня препятствует ее развитию?

Оценочная деятельность, к сожалению, находится в системном кризисе, который может привести к исчезновению института независимой оценки в РФ. Помимо общеэкономического кризиса у нас есть свой отраслевой кризис, связанный как с существенным изменением регламентирующего законодательства, так и с кризисом доверия государства и потребителей к оценщикам. Соответственно, отсутствие решения указанных проблем в ближайшей перспективе и есть главное препятствие, если не окончательный тупик, в развитии оценки. Относительно же благоприятствует - даже не развитию, а выживанию оценки - сохранение обязательности ее проведения при сделках с государственными объектами, а также сохранение процедуры оспаривания кадастровой стоимости с участием независимых оценщиков.

Какие значимые для российской оценки изменения в законодательстве в последнее время вы могли бы выделить? Следует ли ожидать их влияния на рынок, в том числе на потребителей оценочных услуг?

Как это анонсировалось еще годом ранее, основные изменения в оценочную деятельность внесли так называемые 172-ФЗ от 02.06.2016 года и 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Согласно 172-ФЗ все оценщики РФ, независимо от стажа и регалий, обязаны сдать квалификационный экзамен для подтверждения статуса оценщика до 01.04.2018 года, а вступившие в СРО после 01.01.2017 года еще раньше - до 01.07.2017 года. При этом теперь оценочная деятельность будет не единой профессией, а разделенной на три направления: оценка недвижимости, оценка машин и оборудования и оценка бизнеса. То есть большинству оценщиков придется сдавать два-три экзамена, чтобы продолжить осуществлять свою деятельность. При этом указанные экзамены "на вход в профессию" теперь надо будет сдавать каждые три года. Эти нововведения могут кардинальным образом отразиться как на самих оценщиках (с рынка могут уйти до 60-70% членов СРО), так и на потребителях оценочных услуг в силу дефицита исполнителей и резкого роста стоимости услуг.

Помимо этого 172-ФЗ внес существенные изменения, касающиеся экспертизы отчетов об оценке в СРО оценщиков (СРОО). Экспертиза вообще упразднена как контрольно-надзорная функция СРОО. Теперь экспертиза - это некая консалтинговая услуга (мнение), оказываемая конкретным экспертом. При этом ее теперь можно делать в любой СРОО, тогда как ранее только в той СРО, членом которой являлся оценщик - исполнитель отчета об оценке. Таким образом, один из существенных институтов саморегулирования оценочной деятельности и механизм коллективной ответственности были разрушены. Отдельно стоит отметить, что этим же 172-ФЗ была отменена обязательность проведения экспертизы отчетов при процедуре оспаривания кадастровой стоимости, а также при банкротстве предприятий и ряде акционерных процедур. То есть, по сути, был снят некий профессиональный фильтр, резко снижающий уровень так называемой заказной или низкокачественной оценки. Данная законодательная новелла даже получила отрицательное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, однако вступило в силу и действует по настоящее время.

Что же касается 237-ФЗ, то он также существенным образом повлиял на оценочную деятельность, исключив из процедуры государственной кадастровой оценки (ГКО) независимых оценщиков, передав эту функцию государственным бюджетным учреждениям. Таким образом, рынок услуг по оценке резко сокращен, что крайне негативно отразилось на перспективах его развития.

Каковы перспективы спроса на услуги оценочных компаний при нынешней экономической ситуации? Отличаются ли нынешние потребности клиентов в оценке от запросов прошлых периодов?

В посткризисный период, когда еще не восстановилась экономическая активность большинства бизнес-структур, основные перспективы спроса связаны с потребностями различных государственных органов и корпораций, естественных монополий. Спрос с их стороны стабилен и подтвержден соответствующим бюджетом. Основные оценочные услуги также остаются практически неизменными за последнее время: оценка пакетов акций, недвижимого и движимого имущества целей приватизации, купли-продажи или реструктуризации; оценка ставок арендной платы за объекты недвижимости. Отдельно стоит выделить оценку недвижимого имущества, в том числе земельных участков для целей принудительного изъятия или национализации, спрос на которую в последнее время существенно вырос.

Потребности же негосударственных заказчиков, несмотря на их общее снижение, в основном распространяются на оценку имущества для целей кредитования, в том числе ипотеку для физических лиц, на оспаривание результатов кадастровой оценки, на оценку для целей МСФО, а также для сделок M&A и прочих корпоративных процедур. Также в последние голы увеличился спрос на так называемую встречную независимую оценку при сделках преимущественного выкупа субъектами МСП объектов недвижимости из муниципальной собственности по 159-ФЗ, а также при принудительном изъятии объектов государством.

Со стороны каких заказчиков спрос на оценку наиболее ощутим - крупный, средний или малый бизнес - и с чем это связано? Просматривается ли какая-то четкая отраслевая стратификация заказчиков?

Естественно, чем бизнес крупнее, тем он стабильнее и тем больше у него различных корпоративных процедур и сделок, при которых требуется оценка стоимости. К тому же в крупных корпорациях зачастую есть внутреннее требование или требование аудиторов о подтверждении стоимостного эквивалента независимым оценщиком. Отраслевая дифференциация заказов на оценку практически полностью совпадает с экономическим благосостоянием и устойчивостью той или иной отрасли. Превалируют, как всегда, естественные монополии, нефтегазовый сектор, крупные девелоперские и строительные компании. В последнее время также увеличилось число заказов со стороны сельскохозяйственных предприятий и IT-компаний, что связано с высокими темпами роста соответствующих сегментов экономики.

В нынешнем году агентство RAEX (Эксперт РА) обновило методику рэнкингов оценочных компаний. Как вы считаете, насколько эти меры своевременны и что они могут дать рынку оценки, а также ее пользователям?

Если кратко, то давно пора было это сделать. ЦНЭС, как крупная оценочная компания, осуществляющая оценочную деятельность более 20 лет и участвовавшая во всех рейтингах, крайне заинтересован в объективности и прозрачности данных всех участников рейтинга.

К сожалению, в последние годы мы отмечали тенденцию к так называемым псевдоальянсам оценочных компаний, что приводило к неадекватному завышению ряда показателей деятельности, прежде всего выручки. Предложенная сейчас методика не позволяет это делать. Надеюсь, теперь и профессиональное сообщество, и потребители услуг оценщиков получат объективную картину, реально отражающую расстановку сил среди оценочных компаний.



Просмотров