Откуда едут беженцы в европу. Распространенные заблуждения о кризисе беженцев в европе

Вконтакте

Одноклассники

Все чаще появляются новости о смерти беженцев не границах стран, которые входят в Европейский Союз. Эти новости снова подняли в европейских медиа старую дискуссию: следует провести ослабление границ или их милитаризацию? Эта дискуссия уже давно вышла за пределы Европы и, даже, дошла до российского интернет-пространства, в котором активно обсуждается, как шаг за шагом мусульмане захватывают ЕС.


Часто, в обсуждении новости о смерти очередных мигрантов, можно прочитать такое мнение: «Бедные европейцы, а мигранты сидят поголовно на пособиях. Если бы не платили пособия, никто бы не ехал туда. Европу надо закрыть.». Такое мнение имеет право на существование, но проблема гораздо глубже. На основе предубеждений невозможно сформировать адекватное отношения к вопросу.

Наиболее негативное отношение, среди всех типов мигрантов в ЕС, к мусульманам. Этому способствуют ряд предубеждений, которые постоянно звучат из разных источников. Стоит подробнее изучить некоторые наиболее распространенные стереотипы.

«Усиление контроля пересечения границ сможет решить кризис миграции, если их не будут пускать, то они и не поедут.»

Усиление милитаризации Шенгенской границы - это процесс, набирающий обороты изо дня в день. Стена в Венгрии, которая должна останавливать мигрантов со стороны Сербии, планы атаковать лодки с ливийцами на водной границе Италии, а также ужесточение правил получения визы - это все частицы одного пазла. Страны ЕС пытаются уменьшить количество мигрантов. Единственное, что можно уменьшить такой политикой, - это количество легальных мигрантов. Количество не задокументированных и погибших - возрастет. Почему? Ибо кроме локальных причин мигрировать, например, толерантность той или иной страны к мигрантам, есть глобальные причины миграционных потоков. Например, призыв в армию, ограничение прав человека или безработица в родной стране мигрантов. Военные конфликты в мусульманских странах являются серьезной причиной мигрировать. Такая мелочь, как жесткий контроль на границах не остановит беглецов. Гораздо более продуктивным было бы проведение реальной миротворческой политики в местах, откуда мигранты едут. Для решения конфликтов в Ираке, Сирии или Йемене, страны одобряют одну из сторон конфликта в медиа, оказывают ей невоенную и военную помощь. Такие действия обусловлены интересами стран ЕС влиять на ход событий в странах, с которыми они имеют тесные экономические связи, но войны имеют последствия, например, потоки беженцев. Политика невмешательства в вооруженные конфликты - это первый шаг к решению проблемы. Закрытие границ от беженцев только увеличит количество не задокументированных мигрантов.

«Мигранты едут сидеть на социальных выплатах, а не работать.»

В таком дискурсе правых и антимигрантских сил в ЕС сразу две ошибки. Первая - обвинение кого-то в получении социальных выплат. Реципиентами социальной помощи являются лица, не имеющие возможности обеспечивать себя или те, кто не имеет достаточно дохода для аренды жилья и других благ. Социальные выплаты уменьшают бедность, бездомность, уровень криминала. Это нормальная практика для государств, претендующих на развитость, хотя это и имеет много своих подводных камней. Вторая ошибка - это игнорирование того факта, что экономические достижения стран ЕС неразрывно связаны с эксплуатацией ими ресурсов и рабочей силы в других странах, что уменьшает шансы последних на экономическое развитие. Здесь можно приводить примеры: от нефтяных месторождений Ирака, разрабатываемых компанией Shell, до легкой промышленности Бангладеша, принадлежащей компаниям, типа H & M. Различные процессы, например, приватизация недр полезных ископаемых, перенос производства в страны с дешевой рабочей силой (в страны Азии и Африки) стимулировались корпорациями ЕС, которые искали новые источники сырья, дешевой рабочей силы и рынки сбыта для своей продукции. Такая международная экономическая активность европейских компаний не дает развиваться локальной экономике, увеличивает неравенство ухудшает условия жизни, в конце концов - подталкивает к эмиграции.

«Мусульмане - радикалы и террористы.»

Видеть в каждой женщине в хиджабе поклонницу Исламского Государства - очень несправедливо. Идентичность мусульманина и следование ритуалам не делают из мигранта радикала или террориста. В то же время, выступая против исламофобии, не стоит забывать, что в большинстве своем политический ислам - это еще одна из разновидностей правой идеологии, которая является деструктивной, так как противопоставляет разные группы друг другу и используется для угнетения, является сексистской и гомофобной. Но противостояние этой идеологии путем угнетения ее носителей лишь усугубит проблему. Антирелигиозная трансформация общества должен проходить через образование и социальную вовлеченность. Однако в современной Европе нет доступа всех слоев населения к бесплатному высшему образованию, и мигранты, как незащищенная прослойка населения, не всегда имеют возможность эмансипироваться от религиозных убеждений в университетах. Кроме этого, живя в дешевых районах - «гетто», работая в сфере низко оплачиваемого, неквалифицированного труда, видя травлю в СМИ, они закрываются в своих сообществах.

Миграционный кризис в Европе, обострившийся в 2015 году, стал настоящим испытанием как для Европейского союза, так и для российско-европейских отношений. В первом случае заговорили о рисках распада ЕС, провале политики мультикультурализма, угрозе для европейской цивилизации и дестабилизации общественной безопасности. Во втором - еще больше убедили Европу в том, что Россия подрывает мировой порядок, усугубляет миграционный кризис в Европе посредством военной операции в Сирии.

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЦИФРАХ

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Около 35% потока устремлено в Германию (рис. 1).

Рис. 1. Количество беженцев по странам размещения (по данным Евростата)

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы (рис. 2).

Рис. 2. Количество беженцев по странам гражданства (по данным Евростата)

Самый высокий процент одобрения заявок на получение статуса беженца из обратившихся продемонстрировали Болгария (91% по данным 4-ого квартала 2015 года), Мальта (91%), Нидерланды (86%), Дания (77%), Кипр (76%) и Германия (72%). Во Франции и Великобритании эти показатели значительно ниже и составляют соответственно 28% и 37%. 98% заявок от сирийцев получают положительный ответ, в то время как уровень одобрения выходцев из Балкан составляет менее 3%. Европа, несмотря на рост напряженности внутри Союза, продолжает мягкую политику в отношении беженцев. Естественно, что это негативно сказывается на рейтинге политических лидеров - они теряют доверие на фоне массовых беспорядков и увеличения экономической нагрузки.

Резкий приток мигрантов начался в июне 2015 года. Стоит отметить, что к моменту начала российской военной операции в Сирии миграционный поток составлял 165,3 тыс (сентябрь 2015 г.) и это был пик беженцев из Сирии. В первый месяц российской военной операции поток беженцев из Сирии стал падать, к концу года немного превышал уровень августа 2015 года. Рост миграционного потока в Европу в октябре был обусловлен афганскими беженцами, а это уже не имело никакого отношения к российской военной операции. Однако следует отметить, что пик притока беженцев из Сирии приходится на август-сентябрь, как раз тогда, когда в сообщениях СМИ появилась информация, что Россия активизировала поставки воздушными и морскими путями военной помощи в Сирию для поддержки режима Башара Асада.

Из направлений миграционного потока лидируют следующие маршруты. Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Европейские страны предоставляют довольно широкие социальные преференции (табл.1), превращающие далекую Европу более желанным местом убежища, чем Турция, Иран, Иордания и другие страны, принимающие беженцев.

ТАБЛИЦА. Социальные пособия беженцам в странах Европы

По оценке МВФ расходы на мигрантов в Европе в 2016 году будут варьировать от примерно 1% национального дохода до совершенно незначительной доли в Великобритании, Испании и на Кипре. Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами. Например, одно из предложений со стороны министра финансов Германии - ввести общеевропейский дополнительный налог на бензин. А это уже удар по кошельку каждого европейского жителя, где же тут найти прагматичному европейцу место в своем сердце для толерантности и уважения к мигранту?

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Все эти предпосылки привели к ряду факторов, которые и спровоцировали кризис. Во-первых, между членами ЕС не было солидарности в принятии совместных правил решения проблемы расселения беженцев, это привело к чрезмерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.

Во-вторых, Европа экономически не была готова к наплыву: совокупная первоначальная квота на беженцев составляла около 66 тысяч человек, но никак не 1,2 млн! В отличие от Ближнего Востока, где за жилье идут палатки в лагерях в силу мягкого климата, Европе приходится представлять отапливаемое жилье.

В-третьих, миграционные процессы уже вышли из-под контроля, приобретя характер стихийности. Если ранее ливийский лидер М.Каддафи сдерживал поток, который оседал в благоприятной для жизни Ливии, то теперь проблемой беженцев и регулированием уже никто не занимается.

К внешним факторам стоит отнести процессы, протекающие за пределами Европы: непрекращающийся конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане, нагрузка на лагеря беженцев на территории стран Ближнего Востока, в результате которой лагеря стали экономить на содержании беженцев, сократив рацион питания и прочее, расширение территории, подконтрольной силам ИГИЛ.

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ЕВРОПУ

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов.Первым из которых можно считать риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании.

В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза.

Европа отчетливо размежевалась на страны, выступающие за прием мигрантов, и государства с антимиграционными настроениями. Восточноевропейские страны попытались возложить вину за происходящее на западные, поскольку последние участвуют в военной операции в Сирии. Традиционными становятся высказывания, аналогичные фразе премьер-министра Венгрии - «это - не проблема Европы. Это проблема Германии», заявлению вице-премьера и министра финансов Чехии Андрея Бабиша - «так пусть этим (немецкие политики) и занимаются, а не навязывают нам свое решение позвать кого-то». Беженцы, по его убеждению, «несут в себе опасность, их стремлением является не ассимиляция, а разврат европейской культуры».

В Восточной Европе растет недовольство относительно принятого в сентябре 2015 года плана ЕС по распределению 120 тыс. беженцев и мигрантов. Словакия и Венгрия пытаются оспорить решение о распределении мигрантов в Европейском суде юстиции в Люксембурге. Премьер-министр Венгрии заявил, что «обязательные квоты на мигрантов без учета мнения населения - это превышение власти». Премьер Словакии назвал это решение «ритуальным суицидом».

Страны ЕС уже буквально соревнуются между собой за самые жесткие условия для беженцев с целью снижения привлекательности страны. Австрия пошла на нарушение законов ЕС и объявила, что будет принимать в сутки не более 80 заявлений на предоставление убежища. В Дании с февраля вступил в силу закон, предоставляющий полиции право обыскивать и изымать у иммигрантов деньги и ценные вещи на сумму более 10 тыс. датских крон (примерно $1,5 тысячи). Такие меры уже были введены Швейцарией и некоторыми землями Германии. Формально отобранные средства пойдут на покрытие расходов на прием и содержание беженцев. В Дании также действует запрет для некоторых беженцев на перевозку своих семей в страну в течение трех лет после получения убежища. Германия ввела положение о высылке на родину беженцев из тех стран, которые признаны безопасными - Албании, Косово, Черногории, Марокко, Алжира и Туниса. В стране стали действовать ограничения на расселение беженцев, требуется прохождение курсов профессиональной подготовки для молодых иммигрантов, часть расходов на которые должны взять на себя сами беженцы. Швеция ввела временную проверку документов на границе с Данией, то есть все прибывающие на автобусах, поездах и судах с юга не смогут попасть без соответствующих разрешений.

Эти действия указывают, что европейские страны проводят политику исходя из своих национальных интересов, невзирая на основы европейской интеграции. Государства Европы не готовы решать коллективно проблемы в том виде, в каком предлагает Германия. Но и собственного проекта преодоления кризиса они не выдвигают, предпочитая отгораживаться от мигрантов и от самой проблемы ограничительными мерами.

Второй негативный эффект - это рост террористической угрозы.

В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс джихадистов, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам, на чем активно играют оппозиционные политики.

Третий - дестабилизация общественной безопасности.

Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.

Четвертый эффект - усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой.

Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами. Например, в Эстонии зарегистрировали некоммерческую организацию «Солдаты Одина», сферой деятельности которой названа защита и сохранность прав граждан и определенных групп населения. Движение намерено патрулировать населенные пункты для противодействия преступлениям со стороны мигрантов. Членами организации могут быть лица не моложе 21 года. В уставе ничего не говорится о запрете на членство лиц с уголовным прошлым. Движение зародилось в Финляндии после сообщений о массовых случаях насилия беженцев в Европе по отношению к женщинам, распространилось на Эстонию и Норвегию.

Активнее призывы левых и ультраправых. Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен высказываясь о проблеме миграции, объявила, что Германия своей миграционной политикой решает задачу снижения оплаты труда за счет найма «рабов». Кризис мигрантов бьет в первую очередь против инициаторов: партия канцлера ФРГ Ангелы Меркель Христианско-демократический союз проиграла в двух федеральных землях из трех в мартовских региональных выборах. В парламенты всех трех земель прошла правопопулистская партия «Альтернатива для Германии», в состав которой входят выступающие за ужесточение миграционной политики евроскептики. Растут антимигрантские настроения у жителей государств, принимающих мигрантов. Например, в Германии после того, как в СМИ появилась информация, что страна до 2020 года готова принять 3,6 млн беженцев, было совершено очередное нападение на здание, в котором планируется оборудовать центр для приема беженцев (населенный пункт Грефенайнихен). В Финляндии совершались неоднократные попытки поджечь несколько центров приема беженцев. В Эстонии состоялась акция против массовой миграции и исламизации Европы под руководством Консервативной народной партии. На этом фоне политики во власти, ответственные за принятие решений, продолжают терять свою популярность, что в перспективе может привести к смене политического пейзажа Европы.

Пятый эффект - изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Учитывая тот факт, что в Европе беженцы - это те, кто только временно прибыл в страну и покинет ее, как только будет такая возможность, европейские программы не предусматривают никакой адаптации или интеграции беженцев.

Президент Чехии Милош Земан, по факту выражая мнение большинства политиков ЕС, заявил, что «опыт стран Западной Европы, в которых существуют районы компактного проживания, указывает на то, что интегрировать мусульман практически невозможно. В их странах у них своя культура, не стоит ее принимать в Европе, иначе все закончится как в Кельне». По его убеждению интеграция возможна лишь в случае схожести культур (пример - украинская диаспора), а беженцы из Ирака и Сирии «должны взять в руки оружие и противостоять боевикам Исламского государства вместо того, чтобы бежать в Европу». Европа убеждена, что христианский и мусульманский миры не способны ужиться, но в то же время требует мира в ближневосточных странах, где обостряются конфликты именно на религиозной почве - между суннитами и шиитами, между христианами и мусульманами. Выходит, что европейские политики требуют того, во что сами не способны поверить?

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ КРИЗИСА

Европа, которая так рьяно отстаивает права человека, а Европейский суд присуждает порой компенсации по чрезвычайно надуманным по меркам российской жизни поводам, в отношении беженцев применила беспрецедентные меры.

1. Это заградительная стена, местами с колючей проволокой и полицией для предотвращения попыток нелегального пересечения границы.

Временный контроль на своих границах ввели Бельгия, Дания, Германия, Венгрия, Австрия, Словения, Швеция и Норвегия. Франция ввела пограничный контроль в связи с проведением климатического саммита, а также после терактов 13 ноября в Париже. Свои границы для потока беженцев закрыли Македония, Словения. Хорватия ввела запрет на транзит беженцев через территорию страны. Сербия, которая не входит в состав ЕС, опасаясь концентрации мигрантов на своей территории в результате закрытия европейских границ, преградила границу с Македонией. Беженцы, в том числе нелегальные мигранты, скапливаются на территории Греции из-за ужесточения пограничного контроля Македонией. В связи с тем, что балканские страны ввели ограничения на проход до 580 человек в день, Болгария в условиях ожидаемого наплыва беженцев весной приняла решение на границе с Турцией в случае необходимости привлекать армию. Европа также планирует создать общую пограничную службу ЕС в составе полторы тысячи человек.

2. Уничтожение лагерей беженцев в местах скопления.

Например, власти Франции приступили к демонтажу строений на территории лагеря беженцев в городе Кале, где скопилось до 4 тыс. человек, надеющихся добраться до Великобритании. Всех мигрантов переселяют в ближайший лагерь. Греческие власти планируют расселить стихийный лагерь беженцев, сформировавшийся в населенном пункте Идомени на греческо-македонской границе.

3. Привлечение к решению кризиса сил НАТО, которые будут предоставлять информацию, чтобы помочь греческой и турецкой береговой охране более эффективно выполнять свою работу.

То есть непосредственно силы НАТО разворачивать корабли не будут. Остается в таком случае закономерный вопрос - что европейцы будут делать с нелегальными мигрантами? Отправлять их обратно, но тогда велики риски гибели. Миграция в Европу стала прибыльным делом для контрабандистов. Спрос на перевозки настолько высок, что превышает доступные судовые средства. В результате на судах перегруз, они часто не соответствуют требованиям безопасности, что и приводит к многочисленным затоплениям.

4. Договоренность с Турцией, через которую в Европу идет самый многочисленный маршрут.

Европейский подход сводится к сдерживанию потока беженцев в Турции. Для этого планируется выделить Анкаре порядка 3 млрд евро на год для обеспечения достойных условий пребывания беженцев на территории Турции, а также для проведения контроля над потоками мигрантов в Европу. Турция также должна предоставить разрешение на работу сирийским беженцам. Первыми такими проектами на сумму 95 млн евро, объявленными Европейской комиссией, станут инициативы в области образования и гуманитарной помощи. По заявлению президента Турции Р.Эрдогана его страна уже приняла 3 млн сирийцев и иракцев, затратив с 2011 года $10 млрд на помощь мигрантам, в то время как ООН выделила им лишь $455 млн.

Турецкая позиция в решении миграционного кризиса была ультимативной: или 3 млрд на год, а не на два, или Турция перестанет сдерживать миграционный поток в Европу, открыв границу с Грецией и Болгарией. 18 марта было достигнуто соглашение между ЕС и Турцией по регулированию миграционной ситуации, беспрецедентное по числу уступок турецкой стороне. Согласно соглашению Турция должна обменять из ЕС нелегальных мигрантов, прибывших в Грецию после 20 марта этого года, на легальных сирийских беженцев, при этом отправка нелегалов будет осуществляться за счет Европейского Союза. ЕС может выделить для этого 72 тысячи мест, из них 18 тысяч мест одобрены в рамках программы переселения в ЕС беженцев из третьих стран, 54 тысячи мест предстоит согласовать. Турция обязуется принять меры для предотвращения открытия новых морских или сухопутных путей нелегальной миграции в ЕС. Взамен Турция получит такие преференции, как ускорение переговоров о визовой либерализации (ЕС не позднее конца июня должен отменить визы для турецких граждан), открытие новых глав переговорного досье о присоединении к ЕС и предусмотренные для нее ранее 3 миллиардов евро и дополнительное финансирование (предположительно до 6 млрд евро). К совместным обязательствам отнесено улучшение гуманитарной ситуации в самой Сирии.

Соглашение вызвало очередные споры в Союзе. Ряд европейских политиков осуждает это соглашение, ссылаясь на то, что Турция поддерживает Исламское государство, она несет ответственность за изгнание более двух тысяч курдов со своей территории. В Италии лидеры партий называют соглашение «самоубийственным», «с угрозой заполонить нас мигрантами, турки возвращаются домой с 3 миллиардами евро и обещанием войти в Европу» (лидер итальянской партии «Лига Севера» Маттео Сальвини). Д.Кэмерон хотя и оценил соглашение позитивно, при этом подтвердил, что Великобритания не предоставит гражданам Турции безвизовый режим и не примет большего числа беженцев, то есть не поддержит обязательств Европы.

Реакция многих политиков в Европе, так же как и самих европейцев, негативная. Чешский вице-премьер Бабиш возмущен ситуацией, что мигранты имеют такие широкие права в Европе и получают социальные льготы, «невозможно, чтобы европейцы имели меньшие права, нежели иммигранты, чтобы местное население приспосабливалось к беженцам». Его призыв - «с нынешней бессмысленной политической корректностью должно быть покончено, мы не можем из-за нее игнорировать действительные проблемы. Беженцы должны вести себя как гости, то есть, прилично, и не должны выбирать, например, что им есть». Эти настроения отражаются в конкретных действиях - в рамках этих подходов страны выстраивали ограждения, держали беженцев за колючей проволокой. Где здесь политкорректность? Или стоит вспомнить, что в Уэльсе прибывающим мигрантам выдают специальные яркие браслеты, которые они обязаны носить постоянно, иначе лишатся права на бесплатную еду. В Мидлсбро, частная компания, занимающаяся приемом мигрантов, выкрасила их двери в красный цвет, сделав их легкой мишенью для оскорблений и нападений. Все это отчасти напоминает практику фашистов в отношении евреев на подконтрольной властям Германии территории, которые должны были носить желтую звезду в знак отличия.

5. Еврокомиссия в марте этого года представила план действий по спасению Шенгенской зоны.

В нем предусмотрены такие меры, как устранение Грецией недостатков контроля на внешних границах Шенгена. Прекращение странами-членами процесса пропуска потока беженцев через свою территорию в другие страны-члены. В плане сказано, что восстановление пограничного контроля отдельными странами в одностороннем порядке должно уступить место более скоординированному европейскому подходу, призванному избавиться от проверок внутри шенгенских границ к декабрю 2016 года.

Решения, которые принимает Евросоюз, доказывают, что Европа не способна выступить единым фронтом, европейская демократия по факту сводится к диктату главного спонсора Союза - Германии.

РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Россия не является притягательной для беженцев страной. В отличие от Европы с ее ежемесячными пособиями от 100 евро в России беженцам полагается единовременная выплата в размере…100 рублей! То есть, сумма, которая и государственную пошлину на подачу документов о статусе беженца не покрывает. Поэтому весь миграционный поток, который проникает в Россию из ближневосточного региона, нацелен на одно - прямиком из России попасть в страну - член ЕС, а там уже открыты возможности передвижения. Пока восточная граница по линии Сербии ужесточается, беженцы начинают прокладывать альтернативный маршрут - из России в Финляндию, Норвегию.

По сообщениям главы ФМС с осени 2015 года увеличилось число иностранцев, которые пытаются использовать Россию для транзитного проезда в Финляндию. В основном это граждане Сирии, а также других стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Впоследствии эту границу закрыли, на данный момент главный канал миграции - это норвежско-российская граница, которую беженцы преодолевают на велосипедах, поскольку пересекать ее с нашей стороны можно только на транспортном средстве. В 2015 году через г.Никель (так называемый арктический маршрут), чтобы попасть в Норвегию, прошли 5,5 тысяч мигрантов из Сирии, Афганистана и Ирака.

Цифры, превышающие показатели по России: в 2015 году к России за статусом беженца обратились 337 сирийцев, ни один из них не получил этого статуса. Из 360 обратившихся афганца статус беженца получили 15 человек. Временное убежище получили только около половины обратившихся (695 из 1124 сирийцев и 220 из 553 афганцев). Украинских беженцев ждали те же сюрпризы российского законодательства - бюрократическая волокита, препоны. Ухудшение собственной экономической ситуации, нищета российского народа превращают Россию скорее в потенциального поставщика мигрантов в Европу, чем в страну - принимателя беженцев из ближневосточных республик. Наиболее остро для России стал вопрос о международном имидже страны. Западные политики и Турция стали обвинять Россию в том, что именно военная операция в Сирии привела к потоку беженцев.

Премьер-министр Турции А.Давутоглу связал действия российских военных в Сирии с усугублением миграционного кризиса. Главком НАТО в Европе обвинил Россию в том, что ее бомбардировки, которые не отличаются высокой точностью, создали панику среди местного населения и привели к увеличению потока мигрантов, превращая миграцию в оружие против Европы. Председатель Европейского совета Дональд Туск считает, что действия России в Сирии «делают и без того очень плохую ситуацию еще хуже». Канцлер ФРГ А.Меркель высказывалась, что Запад «в ужасе от страданий десятков тысяч людей в результате бомбардировок, особенно бомбардировок с российской стороны». Министр иностранных дел Великобритании Ф.Хаммонд заявил, что удары российской авиации в Сирии являются причинами, как продолжения сирийского конфликта, так и обострения кризиса с мигрантами. Позиция западных лидеров весьма едина. Не исключено, что после окончательного вывода войск России из Сирии, западные СМИ будут и дальше обнаруживать факты нарушения прав человека Россией в Сирии.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев и как высказался Пан Ги Мун - проявить «голос морали и голос сострадания». В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Миграционный кризис в Европе несет риски геополитического ослабления ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. И это станет важным уроком для мировой истории - в основе политики любого государства в первую очередь лежат национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров.

Кремлю также стоит исходить из национальных интересов страны, а не олигархической верхушки, и проводить политику без оглядки на требования и мнения западных «друзей и союзников». Пока миграционный кризис Россию затрагивает весьма опосредованно, однако в будущем не исключено, что Россию попросят принять на себя беженцев, тем более, что Евросоюз одним из пяти руководящих принципов отношений с Россией назвал избирательное взаимодействие с Россией по миграции и противодействию терроризму.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

С начала 2015-го в Европу прибыло 340 тысяч беженцев из разных стран. Большинство – из Сирии (более 88 тысяч), Афганистана (более 25 тысяч), Эритреи. За этот же период прошлого года число беженцев составило почти в три раза меньше – 123,5 тысячи. Резко возрос поток мигрантов летом – в июле внешние границы ЕС пересекли 107 тысяч человек.

Кто бежит

Основная масса беженцев прибывает из «горячих точек» - Сирии, Афганистана, Ирака. Бегут подальше от военных действий, от зверств боевиков ИГИЛ. В Сирии за месяц террористы ИГИЛ убили 91 человека. 1 сентября они заживо сожгли четырех мужчин, подозреваемых в шпионаже. С 2011 года в Сирии идет гражданская война, в которой участвуют несколько сторон: правительственные войска и их союзники (ополчение), повстанческие группировки, радикальные исламисты. Последние называют себя ИГИЛ – исламским государством Ирака и Леванта. Это непризнанное государство и террористическая организация, которая ставит задачей создание нового халифата, единого мусульманского государства, живущего по законам шариата. Боевики ИГИЛ на подконтрольных территориях (часть территории Сирии, Ирака) устанавливают жесткие порядки, а несогласных убивают.

Куда бежать

Цель беженцев - попасть в благополучные в экономическом плане страны Европы. Большинство стремится в такие страны, как Германия, Швеция, Великобритания. Там есть обширные иммигрантские общины, у многих беженцев там родственники и знакомые, там легче остаться и получить официальный статус, попасть в среду, которая поможет с работой. В Германии человеку со статусом «беженец» выплачивается пособие 336 евро. При этом пособие по безработице в Германии 376 евро. Швеция стремится интегрировать беженцев. Для них есть языковые, трудовые курсы и стажировки. В Европу беженцы попадают через Турцию по суше и по морю – через Грецию и Италию. Греческий остров Кос находится в 4 километрах от Турции. Этот путь многие беженцы преодолевают на лодках, часто надувных, рискуя жизнью.

Бегут и в мусульманские страны. По данным турецких властей, страна приняла около 2 миллионов беженцев из Сирии. Но Турция для многих беженцев становится перевалочной базой по пути в Европу, и многие из этих 2 миллионов уже стала европейскими беженцами.

Как Европа принимает беженцев

Беженцы с риском для жизни прибывают в Европу. Те, кому удалось туда попасть, сталкиваются с новыми трудностями. Чтобы попасть в желаемую страну, беженцы нелегально пересекают внутренние границы ЕС. Посредники перевозят их в закрытых автомобилях. В Австрии на минувшей неделе на обочине дороге был обнаружен грузовик, где было более 70 тел задохнувшихся беженцев. Европа оказалась просто не готова к такому потоку мигрантов. Венгрия строит забор на границе с Сербией. Тысячи мигрантов находятся на железнодорожном вокзале в Будапеште и хотят попасть в Германию, однако венгерские власти не выпускают поезд.

Сколько погибло

Всего при попытках достичь Европы морским путем за два года, по официальным данным, погибли более 2 тысяч беженцев. Они пересекают Средиземное море на хлипких судах, к тому же перегруженных. 16 августа в трюме рыбацкого судна у берегов Италии задохнулись 49 мигрантов. 12 августа у побережья Ливии затонула лодка, погибло 50 человек. 14 апреля по меньшей мере 400 человек погибли в результате крушения судна, направляющему из Ливии в Италию.

Как помогают беженцам

Европейские лидеры спорят, кто и сколько должен принять мигрантов. Португалия предложила принять 1,5 тысячи человек. Британия обязалась принять 500 сирийских беженцев. В 2015 году Норвегия откроет границы для 2 тысяч сирийцев, а до конца 2017 года примет 8 тысяч человек. Германия готова принять 20 тысяч беженцев. Официальный представитель госдепартамента США Джон Кирби заявил, что США готово принять за два года до 10 тысяч мигрантов из Сирии.

ООН призвала страны Евросоюза принять еще 200 тысячам беженцев (дополнительно к 340 тысячам, прибывшим в Европу в этом году). Как ожидается, 9 сентября Еврокомиссия обнародует предложения по внедрению постоянного механизма «справедливого распределения» беженцев среди стран ЕС.

Тем не менее, учитывая 340 тысяч беженцев, уже прибывших с начала года в Европу, и увеличенные квоты европейских стран проблемы не решат.


Проблема беженцев, продолжающих поступать в страны Евросоюза, волнует не только жителей Старого Света, но и граждан и политиков других стран. Причина в том, что массовость потока беженцев не могли предсказать даже самые пессимистично настроенные политики. Квоты, которые Евросоюз выделил каждой стране-участнице, превышены в среднем более, чем в 15 раз. Только в Германию, считающуюся самым выгодным местом для будущего проживания жителей Сирии, Ливии, Египта и других стран, изможденных гражданскими войнами, до конца 2015 года поступит около 800 000 беженцев. Так откуда бегут беженцы в Европу в 2015 году и сколько еще человек сможет вместить Евросоюз? Стычки беженцев с полицией, видео которых публикуют венгерские, немецкие и Хорватские телеканалы, стали плацдармов для громких заявлений, на которые стала щедра оппозиция этих стран, давно критикующая действующие власти в излишней толерантности.

Откуда бегут беженцы в Европу? Статистика 2015 года, сентябрь

Основные страны, из которых беженцы бегут в Европу:
1. Сирия,
2. Афганистан,
3. Пакистан,
4. Албания,
5. Судан,
6. Ливия,
7. Эритрея

Большинство из них, как заявляют левоцентристские коалиции стран Европы, бегут в Европу отнюдь не от войны, а за лучшей жизнью, пособием и стремлением обеспечивать семью, которая в некоторых случаях остается в родных странах. Это утверждение не применимо к Сирии, которую с начала гражданской войны покинуло около 11.5 миллионов человек. В Сирии особую опасность представляют боевики Исламского государства (деятельность группировки признана террористической и официально запрещена на территории РФ), регулярно устраивающие показательные казни среди мирных жителей.

В какие страны Европы едут беженцы 2015. График

Самой "лакомой" страной для беженцев является Германия, где на их поддержку было выделено колоссальное количество средств - около 18 миллиардов Евро только за последние 4 месяца. Эти деньги пойдут не только на выплату пособий и временное размещение, но и на строительство многоквартирных домов эконом-класса, где планируется разместить около 18% от общего числа мигрантов. Остальные будут ожидать своей очереди.

Гамбург,
- Франкфурт,
- Мюнхен

Эти города являются конечными точками для мигрантов, которые ради получения убежища и пособия готовы пройти тысячи километров.

Статистика ООН по количеству беженцев, попадающих в Европу морем. Данные ООН.

Беженцы в Европе сентябрь 2015. Фото с пунктов пропуска

Солдаты охраняют венгерскую границу от нелегально поступающих в страну беженцев, чей путь лежит через Сербию. Сентябрь 2015.

Утонувший сирийский мальчик фото с побережья Турции



Три дня назад на побережье Турции вынесло приливной волной тело утонувшего сирийского мальчика, фото которого опубликовали ведущие СМИ, привлекая внимание к проблеме беженцев. Лодка, на которой мигранты пытались попасть на территорию Евросоюза, перевернулась, Айлан Курди (Aylan Kurdi) стал одним из 12 погибших в этой катастрофе человек. Фото утонувшего сирийского мальчика в Турции, сделанное журналистом местной газеты, быстро растиражировалось мировыми СМИ как символ наступившего в 2015 году кризиса наплыва беженцев в Европу в 2015 году.

Беженцы в Германии 2015 видео

В Германии беженцев поначалу встречали радушно, однако после того, как выяснилось, что заявленное количество мигрантов не идет ни в какое сравнение с реальными показателями - Германия перекрыла железнодорожное сообщение с Австрией, взяв небольшой тайм-аут на решение данного вопроса. Их примеру не последовали сами беженцы, которые оказались буквально в двух шагах от заветной цели и не стали ждать положительного решения берлинских властей по их вопросу, штурмуя пункты погранпереходов и достигая намеченной цели по железнодорожным путям.

Едут ли беженцы в США?

Соединенные Штаты, до этого дистанцировавшиеся от вопроса предоставления убежища беженцам с Востока, на днях заявили о готовности предоставить убежище. Причем сделано это было спонтанно: президент США Барак Обама на выступлении перед членами Конгресса, прошедшим в прошлую субботу, заявил, что страна готова предоставить убежище сразу двум миллионам беженцев, не назвав при этом конкретных сроков, в которые предполагается провести эту задачу и требований, которые будут предъявляться к тем, кто решит искать убежище в октябре 2015 года в США. Речь, судя по всему, идет именно о начале нового месяца, до которого госструктуры Штатов разработают необходимый законопроект и обозначат его условия.

На следующий день госсекретарь США Джон Керри существенно скорректировал предложение Обамы, заявив, что до конца 2015 года (за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь) страна готова принять 85 000 беженцев, и еще 15 000 - за 2017 год. Это заявление глава МИД сделал после продолжительных переговоров со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером. Большая часть беженцев, как мы уже говорили, должны поступить из Сирии, откуда они бегут на протяжении 4 последних лет от гражданской войны. Общее число сирийцев, покинувших свою стану за это время оценивается в 11.5 миллионов человек. Большая их часть осела в Европейских странах, остальные проживают на территории Ирака и Ирана.

Видео: Керри обещает принять в США 100 000 беженцев в течение до конца 2017 года

«Беженцы в ЕС» — эта тема последние несколько недель остается приоритетной на страницах европейских газет. На телевизионных ток-шоу, в парламентах столиц стран-членов Европейского Союза ведутся дискуссии о том, как справиться с иммигрантами, где их поселить, как распределить квоты, сколько на это выдать денег и тому подобное. Однако почему-то без внимания остается вопрос: почему именно сейчас так стремительно поднялась эта миграционная волна, прежде всего с Сирии?

И действительно, война там продолжается уже несколько лет. Так, многие сирийцы и ранее бежали от войны, в том числе и в Европу, но далеко не в таких масштабах.

По данным ООН, с начала года внешние границы ЕС морем и сушей пересекло около 330 000 искателей лучшей доли главным образом из стран Ближнего Востока и Африки. По данным Европейского агентства пограничной охраны Frontex, только в июле этого года 107 500 беженцев пересекли внешнюю границу союза.

В информационном пространстве начали появляться разнообразные конспирологические теории на эту тему. Согласно одной: сирийских беженцев перевозят к вожделенным европейских берегам на своих бортах российские военные корабли. Таким образом Москва, якобы, искусственно создает в ЕС наибольший со времен Второй мировой войны кризис беженцев.

И действительно, Кремлю это нашествие беженцев в Европе, как никогда, сыграла на руку. Ведь теперь Брюссель волей-неволей вынужден отвлечься от войны в Украине и заниматься собственными миграционными проблемами . Это во-первых.

Во-вторых, излишне толерантный Европейский Союз понемногу перестает быть желанным раем. Слышал когда-то от англосаксонских граждан Соединенных Штатов разговор о том, что недвижимость в фешенебельном квартале какого-либо города теряла в стоимости, только там поселялись афроамериканцы. Не знаю, насколько это правда и действует ли такое правило до сих пор, но сейчас в Германии, Франции или Швеции в определенных кругах можно услышать похожие жалобы, мол Европа под давлением миллионов иммигрантов из Азии и Африки перестанет быть Европой.

В-третьих, европейские правительства вынуждены тратить на обустройство беженцев баснословные суммы. Только Германия в будущем году заложила на этот пункт расходов в федеральном и местных бюджетах шесть миллиардов евро. Это лишний раз дает возможность заинтересованным лицам поднять тему отмены «бесполезных» санкций против России .

В-четвертых, Кремль вновь заявляет свои претензии на роль global player-а, которого надо уважать и отнюдь не обижать санкциями и изоляционистской политикой, потому что, якобы, иначе не удастся решить сирийскую проблему.

Действительно Россия окунула в дело беженцев свои пальцы? Безусловно, без нее не обошлось. «Европейский союз, по циничным расчетом Путина, может попасть в длительный период гуманитарного и политического кризиса, вызванного беженцами. Такой будет месть Кремля за санкции, вызванные агрессией в Украине », — пишет авторитетная немецкая газета Frankfurter Rundschau.

Москва после длительного упорства должна признать, что наращивает свое военное присутствие в Сирии. Министр иностранных дел России Сергей Лавров признал, что самолеты, которые поставляют в Сирию гуманитарную помощь, также несут на своих борту военное снаряжение. «Российские военнослужащие в Сирии есть, они там находятся много лет», — заявил Лавров, отвечая на вопросы журналистов. В то же время он пояснил: «Их присутствие там связано с поставками вооружений для сирийской армии, которая несет на себе основную тяжесть противостояния терроризму в лице ИГИЛ и других экстремистских группировок».

Шеф российской дипломатии добавил, что Москва примет дальнейшие шаги по Сирии, если это потребуется. По словам министра, российские военнослужащие находятся на территории Сирии, чтобы «помогать сирийцам осваивать технику и готовить ее для применения в антитеррористической борьбе ».

Накануне с критикой российского военного присутствия в Сирии выступили США и другие страны-члены НАТО. «Мы в курсе сообщений, что Россия дислоцировала военнослужащих и самолеты в Сирии, и мы достаточно внимательно следим за этим, — заявил представитель Белого Дома Джош Эрнест, — Любая военная поддержка режима Асада с любой целью: будь-то отправка военнослужащих, или поставки самолетов, оружия или финансирования — является одновременно дестабилизирующим и контрпродуктивным фактором ». Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус отметил, что уже сама информация об отправке российских военных для поддержания сил президента Сирии Башара Асада затрудняет поиск политического решения конфликта.

К чему приведут активности Кремля в Сирии? К еще большему военному напряжению. Те сирийцы, которые еще имели какую-то хрупкую надежду на то, что рано или поздно на их земле наступит мир, теперь ее полностью потеряли. Им не оставалось ничего другого, как отправиться в эмиграцию.

До недавнего времени довольно гостеприимно беженцев из Сирии принимала Турция. Там нашли свое убежище аж два миллиона сирийцев. Однако политическая ситуация в Анкаре существенно изменилась. Партия справедливости и развития, которая выступает за оказание помощи беженцам-сирийцам, потеряла на выборах в июне парламентское большинство. Это, в свою очередь, заставило многих сирийцев искать пути к новому убежищу, лучшим из которых, конечно, есть богатая и сытая Европа. В конце концов, в Турции сирийцы и так не получали права на труд.

Кроме того, в лагерях для беженцев, функционирующих в Иордании, Турции и Ливане стремительно ухудшились условия проживания. Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев все больше не хватает средств на это дело.

В то же время сирийские беженцы, благодаря существованию этих лагерей, где их семьи имели хоть какую-то материальную поддержку, сумели, нанимаясь на различные работы (главным образом нелегально) заработать деньги для дальнейших путешествий в Европу. А поскольку люди в состоянии заплатить хорошие деньги за переезд в Европу (в среднем это три тысячи евро), то сразу же нашлось масса предприимчивых людей, которые готовы им предоставить услуги сталкеров к ЕС.

И здесь стоит обратить внимание на то, какой путь использует теперь большинство сирийских беженцев, чтобы попасть в Европейский Союз . Сначала они добирались до Италии Средиземным морем. Этот путь был долгим, дорогим и опасным. Но с недавних пор беженцы начали активно использовать сухопутный трафик проникновения на континент. Сирийские иммигранты успели проложить путь через Балканы, впервые испытанный ими еще летом 2014 года.

Попробуем разобраться подробнее, как этот путь выглядит . Итак, для начала надо переехать всю Турцию до ее западных границ. Проще всего было бы дальше отправиться в Болгарию, но не получится — там по всему периметру границы высокий забор, построенный еще в коммунистические времена. Поэтому приходится двигаться в сторону Греции. Причем большинство движется Эгейским морем, пользуясь услугами лодочников-контрабандистов.

Понятно, что оставаться в обанкротившейся Греции беженцам не под силу. Их манит Германия, Великобритания и скандинавские страны, где существуют привлекательные социальные программы для мигрантов. Но как туда попасть? Раньше это было проблемой. Но с недавних пор Афины, которые не желали больше видеть беженцев на своей территории, сами начали помогать им добраться вожделенных стран.

Известный украинский писатель, а заодно выдающийся балканист Андрей Любка, который сам изучал проблему беженцев и их путь Балканами, поделился своими исследованиями. Он рассказал, что Греция, где накопились десятки тысяч беженцев, недавно начала пропускает их без проблем через свою территорию. То есть Афины, как рассказал Андрей Любка, фактически, решили саботировать свои обязанности как страны Шенгенской зоны, чью внешнюю границу пересекли мигранты. Потому что никому не хочется из национального бюджета платить за лагеря беженцев.

Поэтому сдерживающего фактора больше не было. Далее сирийцы пешком или попутными машинами добираются до границы с Македонией. Некоторое время эта граница выполняла роль определенного препятствия. Однако беженцев там собралось слишком много, Брюссель не спешил помогать македонцам с охраной внешних рубежей. Поэтому в Скопье в конце концов решили пропустить волну беженцев. Более того, македонское правительство даже предоставляло им транспортные средства — автобусы и специальные поезда — чтобы они только быстрее убрались восвояси.

Дальше что-то похожее происходило и на сербской границе, для пересечения которого сирийцам не были нужны визы. И сирийцы снова — кто чем мог — добирались до внешней границы Европейского Союза, то есть в Венгрию.

Венгерские пограничники долго держались. Будапешт даже склонялся к мысли применить армию для охраны границы. Не исключено, что такое решение вскоре будет принято, но для этого парламент еще должен принять соответствующий закон. А венгерские военнослужащие уже проходят соответствующее обучение под названием «Решительные действия».

Но пока армия еще не была задействована, как мы уже знаем, сербско-венгерская граница тоже была прорвана миграционной волной, когда количество беженцев, которое там накопилось, превзошло определенную критическую черту. Поэтому-то Европу и поразила неожиданно большое количество беженцев вдруг.

В конце концов венгров это особенно не волнует, ведь сирийские беженцы стремятся отправиться дальше — в основном в Германию, куда их, между прочим, публично приглашала сама канцлер Ангела Меркель и обещала оказать максимальное содействие. Это приглашение, кстати, тоже сыграло свою не последнюю роль в формировании огромной миграционной волны.



Просмотров