Выявление и пресечение незаконной миграции. Нелегальная миграция в россии

29 сентября губернатор Анатолий Артамонов провел координационное совещание по обеспечению правопорядка в области. В его работе принял участие федеральный инспектор по Калужской области Алексей Лебедев .

Обсуждалось состояние работы по противодействию незаконной миграции, нелегальной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также дополнительные меры по повышению уровня взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в данной сфере.

Отмечалось, что на протяжении последних лет в области наблюдается увеличение миграционного потока. За восемь месяцев текущего года поставлено на миграционный учет 153 869 иностранных граждан и лиц без гражданства, оформлено 15 709 патентов для осуществления трудовой деятельности. На территории региона активно продолжается реализация Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Калужскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2016-2021 годы. В 2017 году на учет поставлено 5634 ее участника.

В целях повышения эффективности государственного контроля в сфере миграционных отношений и принятия мер к работодателям, незаконно использующим иностранную рабочую силу, УМВД России по Калужской области проводятся оперативно-профилактические мероприятия. В ходе операции «Нелегал-2017» за 8 месяцев текущего года выявлено 295 фактов нарушения миграционного законодательства и возбуждено 114 уголовных дел, в период проведения «Цунами» – 1655 фактов нарушений.

Помимо этого – 2600 лиц, находящихся на территории РФ с нарушением режима пребывания и незаконно осуществляющих трудовую деятельность. В отношении них приняты меры административного воздействия, в том числе 214 человек выдворены за пределы России. Вынесено решений о наложении административных штрафов на общую сумму около 22 миллионов рублей.

В целях пресечения нелегальной трудовой миграции особое внимание уделяется определению объективной потребности в иностранных работниках и подготовке оптимальных предложений по объемам квот на осуществление ими трудовой деятельности. Повышение требований к соблюдению работодателями действующего законодательства позволило сократить численность привлекаемых в регион иностранных работников с 3877 человек в 2015 году до 2289 – в 2016 году и 1818 – в 2017 году.

В этом году в области , где иностранным гражданам предоставляют все государственные услуги по оформлению документов по системе «единого окна».

Положительно оценив первые результаты работы ММЦ и его эффективность, Анатолий Артамонов особо подчеркнул, что это позволило организовать прием мигрантов на современном уровне, не оставив возможностей для проявления коррупции в данной сфере. Участники совещания внесли ряд предложений по дальнейшему улучшению работы учреждения.

Говоря о необходимости повышения уровня противодействия незаконной миграции, Анатолий Артамонов отметил, что основные направления данной работы намечены Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. На основе решений главы государства в области реализуется Концепция миграционной политики до 2025 года.

В этом документе изложены основные принципы, которыми мы должны руководствоваться для регулирования любых отношений в этой сфере,

– подчеркнул глава региона.

В ходе совещания речь также шла об эффективности функционирования системы профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых на территории области несовершеннолетними.

В этой работе участвуют органы государственной власти, местного самоуправления, правоохранительные структуры, здравоохранение, учреждения социального обслуживания. Межведомственное взаимодействие заключается в обмене информацией, проведении совместных профилактических мероприятий, реализации социальных программ и проектов. В области действуют 303 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Приоритетным направлением является выявление и оказание помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Количество таких семей за последние три года снизилось в регионе на 23,7%. Численность безнадзорных детей сократилась на 27,3%. За 8 месяцев текущего года поставлены на профилактический учёт 510 родителей, отрицательно влияющих на своих детей и не занимающихся их воспитанием. В целях недопущения популяризации в подростковой среде криминальной субкультуры проведено более 2300 профилактических лекций для учащихся по данной тематике. Во всех школах области созданы родительские патрули, которые в этом году более 550 раз осуществили выходы в места массового пребывания молодежи. Эффективно были проведены оперативно-профилактические мероприятия «Здоровье» и «Подросток».

Благодаря принимаемым мерам за 8 месяцев текущего года в области на 20,5% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, на 26,4% сократилось число групповых преступлений. Более 700 правонарушителей, состоящих на учете (72 % от общего количества подростков указанной категории), вовлечены в организованные формы досуга – кружки, секции, клубы.

Комиссия рекомендовала органам местного самоуправления муниципальных образований области активнее осуществлять работу по подготовке проектов и привлечению грантов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Состоялся обмен мнениями.

Подводя итог, Анатолий Артамонов отметил необходимость привлечения в образовательную сферу талантливых педагогов и спортивных тренеров, способных своим личным примером повлиять на воспитание «трудных» детей. При этом, по мнению губернатора, стоит вспомнить положительный исторический опыт нашей страны в борьбе с подростковой преступностью.

Только заинтересованная воспитательная работа может дать результат. Каждый ребенок должен получить возможность приобщиться к интересной для него части общества, где ему уделят внимание,

– подчеркнул глава региона.

Он также заметил, что в такой заботе нуждаются не только семьи и дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, но и вполне благополучные.

Пресс-служба Правительства Калужской области

Незаконная международная миграция - одна из ключевых проблем в настоящее время. За последние годы она достигла пика. Обусловлено это главным образом нестабильной ситуацией в развивающихся странах, активизацией деятельности террористических организаций. Военные конфликты на Ближнем Востоке, безработица, демографические проблемы - все это влияет на потоки мигрантов, хлынувшие в Россию и на Запад. В РФ незаконная миграция является уголовным преступлением. Рассмотрим далее, какие меры предусмотрены в законодательстве против этого явления.

Общие сведения

Обычно в организации незаконной миграции участвует 3 группы стран. В первую входят государства, из которых уезжают граждане в поисках лучшей жизни. Вторую группу составляют страны транзита. И третьи государства - пункты назначения.

Как показывает статистика, порядка трети мигрантов задерживается в транзитных странах. Часть из них депортируется на родину. Стоит сказать, что из оставшихся 70 % мигрантов только небольшая их часть достигает цели.

В разных странах предпринимаются различные меры по противодействию незаконной миграции. Так, к примеру, в России ужесточаются правила въезда в страну и пребывания в ней. Кроме того, устанавливается уголовное наказание за организацию незаконной миграции.

Актуальность проблемы

В России незаконная миграция входит в число ключевых угроз для экономики. В Стратегии нацбезопасности до 2020 г. прямо говорится о повышении уровня риска, связанного с неконтролируемым перемещением иностранных граждан.

Среди главных негативных последствий организации незаконной миграции в РФ специалисты отмечают рост теневой экономики, интернациональной, трансграничной, этнической преступности.

Неконтролируемое перемещение иностранцев приводит к возникновению межконфессиональной и межнациональной напряженности. Незаконная миграция способствует распространению терроризма и экстремизма.

Как отмечал в одном из выступлений руководитель ФСБ РФ, иностранцы проходят психологическую и военную подготовку в лагерях, получают опыт в горячих точках. Используя мигрантов, они создают бандформирования, распространяются по разным регионам и ведут преступную деятельность.

Особенности борьбы с незаконной миграцией

В существующих сегодня условиях противодействие неконтролируемому перемещению иностранцев становится одной из ключевых задач правоохранительных органов. Ее решение должно осуществляться комплексно.

Противодействие незаконной миграции направлено на выявление и устранение факторов, способствующих ее развитию. В России постоянно совершенствуется миграционное законодательство. На настоящий момент в нем содержится более 240 правовых актов.

Активное создание отечественного миграционного законодательства началось в 90-е гг. Необходимость в нем была обусловлена увеличением потоков вынужденных переселенцев. Сегодня большое внимание уделяется вопросам, связанным с:

  • трудовой миграцией и оптимизацией статуса работающих мигрантов;
  • возвращением в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • противодействием и предупреждением незаконной миграции;
  • обеспечением госбезопасности посредством формирования эффективной системы учета и контроля.

Виды ответственности

Реализация положений, регламентирующих миграцию иностранцев, обеспечивается за счет установления административной и уголовной ответственности за их неисполнение. В целях пресечения нелегального перемещения лиц через границу и предотвращения преступлений, совершенных ими ведено несколько уголовных норм, предусматривающих различные санкции.

Так, за незаконное пересечение Госграницы ответственность закреплена в ст. 322 УК РФ. Организация незаконной миграции наказывается по ст. 322.1 Кодекса. В статьях 322.2, 322.3 устанавливаются санкции за фиктивную регистрацию и постановку на учет иностранцев на территории РФ.

Административное наказание за нарушение режима пересечения границы закреплено в главе 18 КоАП.

Нелегальное пересечение границы как угроза национальной безопасности страны

Санкции, установленные в УК РФ за организацию незаконной миграции, достаточно строгие. Это связано с высоким уровнем опасности преступления.

Нелегальным пересечение границы считается, если оно совершено:

  • Без действительных документов, дающих право на въезд в РФ.
  • Без разрешения, выданного в установленном порядке.
  • Субъектом, въезд которому в Россию запрещен.
  • С применением насилия.
  • Организованной группой или предварительно сговорившимися субъектами.

Деяние признается завершенным в момент пересечения линии Госграницы.

Пресечение нелегального перемещения иностранцев предотвращает развитие незаконной миграции.

По УК РФ допускается наказание по совокупности статей. К примеру, если нелегальное перемещение через Госграницу было сопряжено с бандитизмом, захватом заложников, угоном воздушного или железнодорожного транспорта, деяние квалифицируется по ст. 322 и соответствующей норме Кодекса.

Международное сотрудничество

Ответственность за незаконную миграцию предусмотрена практически в каждой развитой стране. На фоне обострения миграционного кризиса многие государства понимают необходимость тесного взаимодействия. Для его обеспечения создаются оперативные каналы связи, по которым идет активный обмен информацией между правоохранительными структурами стран-партнеров. Такое взаимодействие позволяет осуществлять согласованные действия по регулированию потоков иностранцев, контролю за незаконной миграцией, пресечению трансграничной преступности. Россия, к примеру, является участницей Соглашения о сотрудничестве, подписанного между странами ШОС.

Межгосударственное взаимодействие, несомненно, приносит результаты. Так, за последние 10 лет наблюдается существенное изменение структуры преступности иностранцев. Значительно уменьшилось число тяжких, особо тяжких посягательств. Эти изменения обусловлены главным образом совершенствованием государственной миграционной политики, применением мер ответственности к нарушителям законодательства.

Статистические данные

Стоит, однако, отметить, что, несмотря на множество принимаемых мер, незаконная миграция все еще остается одной из главных проблем современного общества. По разным оценкам, в России ежегодно 3-5 млн иностранцев находятся и работают нелегально. Так, на 2014 г. по фактам нарушений было составлено более 2 млн административных протоколов. За этот же период было пресечено более 45 тыс. преступлений разной тяжести.

Выявление противоправной деятельности мигрантов осложняется тем, что их активность отличается очаговым характером. В основном иностранцы сосредотачиваются в развитых странах, в экономически успешных районах.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.

Решение проблем

Для обеспечения надлежащего контроля за исполнением миграционного законодательства было принято несколько нормативных актов, существенно упрощающих процесс постановки иностранцев на учет, порядок трудовой деятельности лиц, въезжающих в Россию в рамках безвизового режима.

В настоящее время мигранту необходимо получить патент. Этот документ позволяет осуществлять трудовую деятельность официально. С одной стороны, введение патентной системы решило множество вопросов, связанных с трудовой миграцией. С другой же стороны, для оформления разрешения необходимо собрать внушительный пакет документов. Кроме того, процесс его получения стоит немалых денег для иностранца. В результате многие трудовые мигранты становятся нелегальными.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Особенности деятельности контрольных органов

Ключевые функции по выработке и реализации госполитики и нормативного регулирования в миграционной сфере возлагаются сегодня на ФМС РФ. В систему контролирующих органов также включены:

  1. ФСИН.

Необходимо сказать, что задачи указанных институтов власти существенно отличаются друг от друга по масштабам, полномочиям, методам, формам, уровню специализации.

Результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов. В связи с этим, большое значение приобретает координация действий правоохранительных структур по предупреждению и пресечению преступности мигрантов. Ее осуществляет прокуратура.

В процессе реализации координационных задач:

  • анализируются динамика, структура, тенденции преступности мигрантов;
  • изучается практика пресечения и предотвращения противоправных действий;
  • разрабатываются предложения по недопущению нарушений законодательства;
  • подготавливаются информационные материалы и направляются в местные структуры власти;
  • проводятся межведомственные совещания и другие мероприятия.

Профилактическая работа

Она считается одним из эффективных методов противодействия нелегальной миграции. Профилактическая работа ведется различными государственными органами совместно. Кроме этого, разрабатываются планы специальных операций, в ходе которых обнаруживаются места незаконного скопления иностранцев, пресекается противоправная деятельность организаций и частных лиц, транснациональных групп.

За несколько последних лет ФМС совместно с правоохранительными структурами провели огромную работу для устранения нарушений на потребительском и трудовом рынке, транспорте, в лесном хозяйстве и иных сферах, в которых задействованы нелегалы. Многое сделано для ликвидации каналов незаконной миграции.

Прокурорская деятельность

Особую роль в борьбе с нарушениями миграционного законодательства играют прокурорские работники. Проверки, проводимые ими, осуществляются с привлечением сотрудников ФМС, МВД, территориальных подразделений Роспотребнадзора, Роструда и прочих контролирующих инстанций.

В процессе этих мероприятий особое внимание уделяется соблюдению нанимателями правил приема иностранцев на предприятия лесного и сельского хозяйства. По результатам проверок разрабатываются планы реализации дополнительных мер по обнаружению иностранцев, нарушивших законодательство, и лиц, задействованных в организации нелегальной миграции.

Перспективные направления

По результатам анализа практики предотвращения незаконной миграции можно выделить несколько ключевых задач, решение которых позволит усовершенствовать деятельность контролирующих структур:

  1. Организацию комплексного мониторинга соблюдения миграционного законодательства.
  2. Выявление пробелов в нормах и проблем правоприменительной практики.
  3. Выработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования.
  4. Организацию информационно-аналитической деятельности.
  5. Совершенствование методов оценки состояния, динамики нелегальной миграции.
  6. Выявление мест скопления иностранцев.
  7. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших предписания закона.
  8. Разработку механизмов реагирования в экстренных ситуациях. В частности, речь о действиях при массовой миграции вследствие вооруженных конфликтов, техногенных и иных катастроф.
  9. Развитие межведомственного взаимодействия для ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией.

Немаловажное значение имеет оптимизация количества лиц, прибывающих в страну, создание для них надлежащих условий. Важным направлением в сфере профилактики незаконной миграции является и обеспечение социальных гарантий для иностранцев. В первую очередь, это касается оплаты труда. Для повышения прозрачности движения средств необходимо обязать нанимателя, использующего труд мигрантов, оформить каждому иностранцу банковскую карту или счет для перечисления денег.

Дополнительные меры

Одним из факторов, предрасполагающих для развития незаконной миграции, является низкая квалификация иностранцев. Для оформления разрешения на проживание, трудовую деятельность субъектам необходимо подтвердить знания языка, основ законодательства и истории РФ.

Для преодоления низкого квалификационного уровня мигрантов необходимо упрощать порядок получения гражданства иностранцев, уже проживающих в стране и являющихся специалистами, инвесторами, выпускниками отечественных учебных заведений либо признанных носителями государственного языка.

Все эти меры способствуют укреплению межконфессионального и межнационального согласия, профилактике конфликтов, решению проблемы социальной изоляции граждан иностранных государств.

В качестве меры предупреждения развития нелегальной миграции выступает сокращение потребности отечественных предприятий в низкоквалифицированных работниках. Необходимо переориентировать экономику на привлечение внутренних трудовых ресурсов.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕШЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ОТ 28 НОЯБРЯ 2011 ГОДА N 7

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 года N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" и Указом Президента Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N УП-864 "О Координационном совещании по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан" :

1. Утвердить прилагаемое решение Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан от 28 ноября 2011 года N 7 "О мерах по усилению противодействия незаконной миграции" (далее - решение).

2. Контроль за исполнением решения возложить на ответственного секретаря Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан В.А.Власова.

Президент
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ

РЕШЕНИЕ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ОТ 28 НОЯБРЯ 2011 ГОДА N 7 "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ"


Утверждено
распоряжением
Президента Республики Татарстан
от 17 декабря 2011 года N 529

В эпоху глобализации современного мира вопросы регулирования миграционных процессов приобретают важнейшее значение, поскольку позитивные и негативные стороны этого явления оказывают весомое воздействие на развитие любого государства мира. Умение определить стратегию управления этими процессами является сегодня одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается заметное снижение рождаемости и сокращение численности населения, постоянно проживающего на территории страны.

По прогнозам демографов, число трудоспособных россиян к 2025 году уменьшится на 11 миллионов человек. При этом доля граждан старшего возраста в структуре экономически активного населения будет только расти, что приведет к значительному увеличению нагрузки, приходящейся на трудоспособное население.

Сохраняется тенденция к уменьшению внутренней социальной и экономической миграции трудоспособного населения. Этот факт приводит к понижению способности обеспечить возрождающиеся и новые производства трудовыми ресурсами.

Все это отрицательно сказывается на темпах роста экономики и благосостояния жителей Российской Федерации, скорости перехода российской экономики на инновационный путь развития и, тем самым, на конкурентоспособности страны в целом и ее месте в глобальном мире. В сложившихся условиях миграция становится одним из важных факторов развития экономики.

По данным Федеральной миграционной службы, на территории России зарегистрировано около 9,7 миллиона иностранных граждан, в том числе 6 миллионов трудовых мигрантов.

Республику Татарстан за 10 месяцев 2011 года посетили более 100 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства из 130 стран мира. Подавляющее большинство мигрантов, прибывающих в Республику Татарстан, около 74 тысяч, - это граждане стран Содружества Независимых Государств.

Постоянно и временно в Республике Татарстан легально проживают более 14 тысяч иностранных граждан. В 2011 году около 11 тысяч иностранных граждан из 60 стран получили разрешения на работу, из них около 60% - по специальностям для осуществления трудовой деятельности в сфере строительства. Всего на предприятиях, в организациях и у индивидуальных предпринимателей трудится около 12 тысяч иностранных граждан.

Кроме того, иностранным гражданам оформлено свыше 16 тысяч патентов, которые дают им право осуществлять трудовую деятельность на основании договора по найму у граждан Российской Федерации для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Нарушение миграционных правил характеризуется высокой латентностью и внезапным возникновением. Наибольшую опасность представляет незаконная миграция, происходящая за рамками правового регулирования и государственного контроля. Прибывающий в Российскую Федерацию больший поток мигрантов из безвизовых стран Содружества Независимых Государств находит работу и проживает нелегально.

Только за 10 месяцев 2011 года в Республике Татарстан выявлено более 14 тысяч административных правонарушений, в том числе 7,5 тыс. нарушений режима пребывания иностранными гражданами и более 2,5 тыс. нарушений незаконного осуществления ими трудовой деятельности. Данная категория иностранных граждан должна содержаться в специальных учреждениях, так как они намеренно скрываются от должностных лиц, ответственных за их выдворение.

В рамках исполнения Поручения Президента Российской Федерации от 15 июня 2010 года N Пр-1729 принят Закон Республики Татарстан от 25 декабря 2010 года N 101-ЗРТ "О порядке создания в Республике Татарстан специальных учреждений временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации" . Однако в связи с тем, что до настоящего времени на федеральном уровне не приняты нормативные правовые акты, определяющие механизм реализации данного Закона, такие специальные учреждения в Республике Татарстан пока не созданы.

Незаконные мигранты прежде всего заняты в теневой экономике, уклоняются от уплаты налогов, оказывают вследствие бесправного положения и заниженных заработков давление на рынок труда, ухудшают эпидемиологическую ситуацию. Высока доля их участия в криминальных структурах и совершения ими различных преступлений, в том числе экстремистского характера.

В целях дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия по противодействию незаконной миграции Координационное совещание по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан РЕШИЛО:

Поручить:

1. Кабинету Министров Республики Татарстан:

1.1. В целях обеспечения реализации государственными органами полномочий по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых иностранными гражданами, и создания в Республике Татарстан специального учреждения для временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации за пределы Российской Федерации, в срок до 1 марта 2012 года подготовить Положение о данном специальном учреждении и принять меры по его созданию.

1.2. Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о разработке проекта федерального закона, предусматривающего предоставление права субъектам Российской Федерации принимать решения по перераспределению численности иностранных работников в пределах установленной квоты (передачи от одного работодателя другому), в том числе лишения работодателей, допустивших грубые нарушения миграционного законодательства, возможности привлечения иностранных работников.

2. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан в срок до 1 марта 2012 года разработать и совместно утвердить порядок взаимодействия по выявлению иностранных граждан, занимающихся на территории Республики Татарстан бродяжничеством и попрошайничеством с детьми в возрасте до 14 лет.

3. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан принять дополнительные меры, направленные на исключение фактов необоснованного привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в Республике Татарстан, а также на поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.

4. Министерству образования и науки Республики Татарстан взять на особый контроль исполнение

5. Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в срок до 1 апреля 2012 года разработать и заключить Соглашение о межведомственном взаимодействии и информационном обмене по вопросам противодействия незаконной миграции, а также при исполнении государственной функции по контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации.

6. Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан:

6.1. Наладить взаимодействие по вопросам противодействия незаконной миграции с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу.

6.2. При привлечении к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях , направлять материалы в суды для принятия решения об административном выдворении указанных лиц за пределы Российской Федерации.

7. Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан совместно с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан и Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан продолжить практику проведения совместных мероприятий, направленных на профилактику и выявление правонарушений в сфере миграции.

8. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан организовать и провести комплекс оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности физических и юридических лиц, причастных к изготовлению и реализации поддельных разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, уведомлений о постановке на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также установление фактов легализации (отмывания) доходов, полученных от организации и содействия незаконной миграции.

9. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, Татарстанской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы в процессе оперативно-розыскной деятельности, расследования преступлений, а также в ходе рассмотрения зарегистрированных в установленном порядке сообщений о преступлениях выявлять и пресекать каналы вывоза из Российской Федерации валютных средств и материальных ценностей, полученных в результате незаконной трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, а также факты неоформленных трудовых отношений с иностранными гражданами и лицами без гражданства.

10. Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан в 1-м полугодии 2012 года провести комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности проверок соблюдения правил регистрационного учета и порядка предоставления жилых помещений для проживания (пребывания) иностранным гражданам и лицам без гражданства.

11. Министерству внутренних дел по Республике Татарстан совместно с Ассамблеей народов Татарстана и Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан с целью формирования толерантного восприятия местных традиций и обычаев у прибывающей из-за рубежа молодежи, их интеграции в общество, профилактики экстремизма, а также для получения упреждающей информации об участии мигрантов в деятельности террористических и экстремистских организаций проводить регулярные рабочие встречи с лидерами и представителями национальных культурных автономий и общественных объединений.

12. Прокуратуре Республики Татарстан совместно с Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Татарстан, Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан в 1-м полугодии 2012 года провести проверки организаций и предприятий, привлекающих иностранных работников, по исполнению миграционного законодательства.

13. Ассамблее народов Татарстана, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан проводить работу по разъяснению иностранным гражданам и лицам без гражданства действующего российского законодательства.

14. Ассамблее народов Татарстана практиковать за счет средств, полученных в виде грантов для поддержки межнациональных отношений, проведение курсов по обучению русскому и татарскому языкам иностранных граждан, прибывающих в республику с целью осуществления трудовой деятельности и для временного проживания.

15. Республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" совместно с Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан проводить информационно-пропагандистские мероприятия по освещению в средствах массовой информации предпринимаемых государством мер, направленных на противодействие незаконной миграции, разъяснению гражданам важности проводимых мероприятий.

16. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан:

16.1. Усилить контроль за исполнением Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в части получения детьми иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающими и проживающими на территории Республики Татарстан по разрешениям, обязательного общего образования.

16.2. Обсудить вопросы организации проведения мероприятий, направленных на адаптацию и интеграцию иностранных граждан и лиц без гражданства, в рамках каждого муниципального образования Республики Татарстан, привлечения к данным процессам лидеров и представителей национальных культурных автономий и общественных объединений.

16.3. Проводить рабочие встречи с руководителями управляющих компаний, председателями товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, руководителями сельских поселений с целью доведения информации до жителей муниципальных образований об административной ответственности за предоставление жилых помещений иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Российской Федерации незаконно или с нарушением порядка постановки на миграционный учет.

И.А. Ларионов

Рассматриваются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения организации незаконной миграции. Среди мер общесоциального характера особое внимание уделено проблемам осуществления дифференцированной иммиграционной политики, вырабатываемой на основе учета показателей социально-демографического развития регионов. Показана необходимость разработки нормативного акта, регламентирующего вопросы предупреждения и пресечения незаконной миграции. Представлен перечень основных мер специально-криминологического характера по предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.

Предупреждение организации незаконной миграции означает недопущение разрастания ее масштабов.

В юридической литературе нет единства мнений относительно понятия «предупреждение преступлений». В одних случаях предупреждение преступности понимается как явление, охватываемое более широким понятием - «борьба с преступностью», в систему которого структурно входят предотвращение, пресечение и профилактика преступлений , а в других - как понятия тождественные и взаимозаменяемые .

Предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности . Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную мощность сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание .

В криминологии выделяются три уровня предупреждения преступности: общий, специальный и индивидуальный.

Общее предупреждение - это система мер по устранению причин и условий, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по экономическим, социальным и иным критериям, создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.

Специальное предупреждение представляет собой систему воздействия на такие обстоятельства, детерминирующие преступность, которые касаются отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления.

И, наконец, индивидуальное предупреждение - это устранение причин и условий преступного поведения на индивидуальном уровне применительно к отдельным людям.

В индивидуально-профилактической деятельности конкретизируются общесоциальные и специальнокриминологические меры, она является наиболее оперативной, не требующей непосредственного решения крупных социально-экономических и иных проблем жизни общества.

Исходя из анализа криминологической характеристики организации незаконной миграции и факторов, влияющих на их совершение, предупредительные меры борьбы с данным преступлением целесообразно разделить на две основные группы: общесоциальные и специально-криминологические. Такое деление является общепризнанным в российской криминологии .

Меры общесоциального характера не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Они имеют важное криминологическое значение, так как являются основой специально-криминологической профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим .

Такие меры преследуют более широкие цели, чем борьба с преступностью, они предполагают решение масштабных экономических, социальных, политических и других задач, они отражают политику государства по вопросам миграции.

За последние годы совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации удалось достичь заметных результатов в вопросах государственного регулирования миграционных процессов и в первую очередь в сфере противодействия незаконной миграции. Так, например, активизировалась деятельность по заключению со странами СНГ международных договоров по регулированию миграционных потоков.

Одним из приоритетных направлений деятельности по противодействию незаконной миграции стало совершенствование миграционного законодательства в плане максимально возможного упрощения процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории РФ, упрощения механизма их трудоустройства.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют возможность самостоятельно получать разрешение на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право прибегать к услугам таких иностранных работников без получения разрешения на их привлечение и использование.

Результатом либерализации миграционного законодательства явилось заметное снижение количества незаконных мигрантов на территории Российской Федерации.

Вместе с тем миграционная политика в Российской Федерации требует серьезной корректировки.

По существующим прогнозам (и отечественным, и зарубежным), в России в первой половине XXI в. будет наблюдаться естественная убыль населения, «усугубленная» общим старением нации.

В среде ученых и политиков распространена точка зрения о том, что экономическое развитие России в XXI в. во многом зависит от того, в какой мере и российской власти, и российскому обществу удастся выработать эффективную иммиграционную политику.

По их мнению, которое уже можно назвать консолидированным, значительный приток легальных иммигрантов позволит ускорить экономический рост, увеличить поступающие в распоряжение государства финансовые ресурсы, повысить устойчивость пенсионной системы.

Для сохранения численности населения на нынешнем уровне страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов. Данная работа, по нашему мнению, должна проводиться дифференцированно, с анализом особенностей социально-демографического развития регионов.

Прием и обустройство иммигрантов необходимо проводить с учетом недопустимости новых территориально-этнических образований в пределах Российской Федерации.

В целях эффективного регулирования потоков необходимой для России рабочей силы следует ввести дополнительно для иммигрантов квоты по профессиональному, медицинскому, языковому, образовательному цензу, принимать только тех лиц, которые действительно смогут благотворно повлиять на экономику страны.

Совершенствования требует и правовое обеспечение по предупреждению и противодействию незаконной миграции, серьезным недостатком которого является разрозненность и несогласованность правовых норм.

В настоящее время назрела необходимость в разработке правового акта, определяющего задачи и направления деятельности по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

В этом документе необходимо системно предусмотреть механизмы предупреждения и пресечения незаконной миграции, перечислить основания осуществления этой деятельности, средства и меры предупредительного воздействия, выявления и пресечения правонарушений указанной категории, определить компетенцию субъектов по предупреждению и пресечению незаконной миграции и установить контроль за их деятельностью.

Эффективность предупреждения организации незаконной миграции повышается при сочетании мер общесоциального и специально-криминологического характера, которые призваны оказывать непосредственное воздействие на совершение анализируемого преступления.

Учитывая сложность и многообразие проблем криминологической профилактики организации незаконной миграции, предлагаемые нами меры не могут носить исчерпывающего характера, выделим лишь наиболее важные из них.

В связи с тем что организация незаконной миграции принимает все более транснациональный характер, связанный с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма, что создает угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ, предлагаем данное преступление отнести к разряду тяжких.

Это обстоятельство позволит сотрудникам оперативных подразделений организовывать и проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности групп, специализирующихся на организации незаконной миграции.

Практика показывает, что в настоящее время такой подход к организации и методике выявления, пресечения, раскрытия и расследования применяется только в случаях, когда организация незаконной миграции рассматривается как способ совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, как дополнительное, сопутствующее противоправное деяние.

Эффективность профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики.

Решение задач в области миграции требует задействования ряда правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФМС, МИД, органов пограничного контроля ФСБ России и др.), что обусловливает необходимость выстраивания целостной системы взаимодействия по данному направлению деятельности.

Такое взаимодействие должно предусматривать:

обмен оперативной информацией по данному направлению деятельности;

создание общих консультационно-методических и информационных служб, способствующих интегрированию всех субъектов деятельности в единую систему;

осуществление практики совместного тематического планирования мероприятий, согласования программ и графиков работ с последующим подведением итогов проделанной работы;

разработку и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере миграции;

С момента развала СССР экономика России являлась одной из самых стабильных, что вызвало приток эмигрантов из других республик бывшего Союза, которые ищут дополнительный заработок или лучшей жизни в РФ. К сожалению, большинство въезжающих в страну людей прибывают и/или работают без соответствующего разрешения. Но часть из них отказываются ассимилироваться в том обществе, которое их приняло, что вызывает дополнительные социальные проблемы – нарастает напряжение между местными и приезжими, увеличивается конкуренция за вакантные должности, начинается образование различных националистических движений.

Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.

Что относится к первому типу:

Что относится ко второму типу:

  • Лица, которые легально (или нет) пересекли государственную границу, но при этом не попытались оформиться как беженцы, вынужденные переселенцы или получить временный вид на жительство в государстве;
  • Лица, обратившиеся за статусом беженца/переселенца/вида на жительство, но которым по разным причинам было отказано в обращении;
  • Лица, которые перебираются через Российскую Федерацию в третью страну, но при этом нарушают установленные правила транзита для иностранцев через территорию государства;
  • Те, кто по каким-либо причинам отказались регистрировать своё пребывание в РФ в соответствии с законами России;
  • Те, кто находится в стране дольше того срока, который разрешён им по закону, без попыток продления времени пребывания.

Мифы о нелегальной эмиграции в РФ

За время нелегальной эмиграции на территорию России среди русских начали распространяться различные мифы, касательно данной проблемы, которые со временем были раздуты в СМИ до катастрофических масштабов. К счастью, все эти слухи сильно преувеличены, а некоторые и совсем не имеют под собой стойких обоснований. Но это не значит, что проблем нет или что они не появятся в будущем, поэтому их желательно решать на уровне формирования.

Миф 1: вырождение русских с помощью эмигрантов

В определённых кругах русского общества популярна идея целенаправленной экспансии при помощи эмигрантов стран Закавказья, Центральной Азии и . Как считают сторонники данной идеи: народы этих стран частично целенаправленно, а иногда и нет, заселяют определённые регионы Российской Федерации с целью, чтобы через 20-30 лет на этих землях практически не осталось этнических русских. А также некоторые считают, что при помощи эмигрантов правительства других стран (в первую очередь Китая) хотят «отхватить» некоторые территории России.

Данный миф появился исходя из определённых статистик по миграции в РФ. Источники, из которых были взяты данные часто не проверены и не вызывают доверия. Разные информаторы трактуют различные цифры – где-то пишут, что за последние 10 лет на территорию РФ переселилось около 1 — 2 млн человек, другие приводят цифру 10 — 15 млн мигрантов, а некоторые озвучивают вплоть до 30 млн.

По официальной статистике ООН, за последние 10 лет на территорию России въехало около 12-15 млн человек (как легально, так и нет).

Однако к данным приводится пояснение, что около 85% всех въехавших на территорию страны принадлежали к этническим русским. Следовательно, целенаправленной демографической экспансии простив России нет, либо она носит не такие уж глобальные масштабы.

Миф 2: пройти через южные границы РФ не составляет труда

По мнению некоторых СМИ – южные рубежи Российской Федерации очень легко пересечь нелегальным путём (обход КПП, попытка избежать таможенного контроля или предъявление фальшивых/чужих/просроченных документов). Действительно, на Кавказской и Северо-Западной границе самое большое количество нарушений. На всех остальных КПП тоже находятся лица, желающие нелегально пройти пограничную черту.

По статистике на Северо-Западной и Кавказской границе за год фиксируется до 2000 нарушений, на всех остальных пограничных участках не более 1500 случаев. Однако большинство нарушителей задерживается в последнее время после незаконного пересечения границы.

А также, что касается Северо-Западных рубежей, там где РФ граничит с , странами Прибалтики и Беларусью, то здесь чаще фиксируются обратные нарушения, т. е. нелегально пытаются перейти границу со стороны России. Как правило, это так называемые транзитные эмигранты, т. е. те, кто мигрирует из южных стран в Европу, проходя по территории нашего государства, но встречаются нарушения и со стороны граждан РФ.

Однако ситуация с поддельными документами на контрольно-пропускных пунктах встречается достаточно часто (в год фиксируются десятки тысяч случаев). Всех, у кого обнаруживают поддельные/чужие/недействительные документы сразу разворачивают назад, благодаря чему мало кому удаётся пересечь границу данным способом.

Всего нелегально в РФ проходит не более 5 тысяч человек в год, 90% из которых задерживаются и депортируются в ближайшее время после фиксации нарушения.

Миф 3: иностранцы постепенно колонизируют приграничные районы РФ

Один из самых «бредовых» мифов, который практически ничем не обоснован, заключается в том, что иностранные нелегалы ведут хозяйственную деятельность в приграничных регионах (чаще всего, где небольшое число жителей), тем самым пытаясь присвоить определённые территории в пользу соседних государств.

По факту же – максимальное число нерусских граждан, которое было зафиксировано в приграничных районах – около 14% от общего населения региона, этого явно недостаточно для того, чтобы данная территория вышла из состава РФ. А также в ближайшие десятилетия особого прироста мигрантов не ожидается, поэтому национальный состав приграничных территорий сильно не изменится, т. к. большинство нелегалов старается перебраться в крупные города (Москву, Питер, Новосибирск и т. д.).

Миф 4: нелегалы из Центральной Азии занимаются наркоторговлей

Согласно этой легенде – большое количество наркотиков в Россию идёт через южные границы и чаще всего в обход таможни или КПП. В большинстве своём данный миф правдив, т. к. значительная часть наркотрафика в РФ (около 85-90%) поступает через границу с Казахстаном, т. е. основными поставщиками являются всё-таки жители стран Центральной Азии. А также по утверждению самих пограничников, удаётся выявить всего около 1-2% наркотрафика и принять меры к контрабандистам.

Но, несмотря на то, что основная масса наркоторговцев всё-таки из стран Центральной Азии – это не означает, что все или большая часть эмигрантов из этих стран занимаются торговлей наркотиков. Из общего потока людей из Центральной Азии (не считая Казахстана) только 5% является наркоторговцами, остальные же обычные эмигранты. А также стоит учитывать, что наркотики перевозят в основном не через КПП и таможню, а в обход неё.

Миф 5: приезжие из мусульманских стран – это террористы

Из-за последних событий в Европе, а также беспорядков в Чечне, Дагестане и странах Закавказья в конце 90-х, создали укрепившийся миф, что все мусульмане из иностранных государств – это потенциальные экстремисты и террористы.
Однако данная выдумка была больше актуальна в начале 2000-х, т. к. в настоящий момент количество мигрантов задержанных на границе РФ с умыслом совершить теракт и/или завербовать кого-либо в экстремистские организации относительно невелико (не более двух сотен случаев за последние несколько лет).



Просмотров