Где проходит граница европа азия на карте. Современные представления о евро-азиатской границе

Далеко не каждый человек способен не задумываясь сказать, какие горы разделяют Европу и Азию. Для того чтоб корректно ответить на данный вопрос, необходимо для начала отметить, что Евразия является самым большим материком на планете. Его принято делить на два континента - Европу и Азию. С экономической точки зрения, начиная с давних времен и до наших дней, граница между ними играет очень важную роль для перемещения с Востока на Запад и в обратном направлении. По мнению древних греков, она проходила по центру Средиземного моря. Начиная с пятого века до нашей эры ею считалась река Дон и Такого мнения придерживался Птолемей, поэтому данное учение довольно прочно утвердилось и продержалось вплоть до восемнадцатого века. В данной статье речь пойдет о том, что разделяет Европу и Азию в современном понимании.

Первое официальное разделение

В научной литературе официально материк был впервые поделен на два континента шведским известным научным деятелем Филиппом Иоганном фон Страленбергом в 1730 году. Отвечая в своих трудах на вопрос о том, какие горы разделяют Европу и Азию, он четко отметил, что это Уральский хребет. Вместе с этим ученый акцентировал внимание на том, что кроме него граница проходит через одноименную реку, Кавказ, пролив Югорский Шар, Каспийское, Чёрное и Азовское моря. Многие авторитетные исследователи того времени поддерживали такую идею, о чем писали в своих работах. Бытует мнение, что Страленбергу такую идею предложил В. Н. Татищев — основатель многих местных городов и поселений. Теперь более подробно о том, какие горы разделяют Европу и Азию.

Формирование Уральских гор

Урал не просто представляет собой естественно сформированную границу между смежными континентами, но также служит водоразделом восточного и западного бассейнов. Формирование гор началось примерно 350 миллионов лет тому назад, другими словами, в палеозойскую эпоху, и длилось ориентировочно 150 миллионов лет. Общая длина хребта превышает отметку в две тысячи километров. Что касается его ширины, то она колеблется в разных участках от сорока километров до ста пятидесяти. Само наименование «Урал» в переводе с башкирского языка означает «возвышенность» либо «высота». Говоря о том, какие горы разделяют Европу и Азию, нельзя не отметить тот интересный исторический факт, что на самой первой российской карте они были названы «Большим камнем» и изображались как большой пояс, откуда начиналось значительное количество рек. В связи с тем что хребет является довольно старым, его вершины не очень высокие. Первое официальное документальное воспоминание о нем есть в «Повести временных лет» и датируется одиннадцатым веком. Урал географически принято делить на Северную, Центральную и Южную части.

Природные ресурсы

Сейчас на территории Урала можно встретить большое количество различных минералов и полезных ископаемых. Здесь есть медные и железные руды, кобальт, никель, цинк, нефть, каменный уголь и даже драгоценные камни с золотом. В связи с этим еще со времен Советского Союза горы между Европой и Азией считаются самой крупной металлургической и горнорудной базой государства. Это и неудивительно, ведь 48 из 55 видов полезных ископаемых, что добывались на то время во всей стране, встречались здесь. Многие из них, в том числе драгоценные и полудрагоценные, располагаются в непосредственной близости к земной поверхности. Существует также несколько минералов, которые встречаются исключительно здесь. Ярким их примером является тёмно-изумрудный уваровит. Сюда же следует отнести и богатые лесные ресурсы. Нельзя не отметить тот факт, что в средней и южной части гор созданы отличные условия для земледелия.

Климат

Для Урала характерен типичный горный климат, в условиях которого осадки распределяются неравномерно. Природные условия здесь могут очень сильно отличаться даже в пределах одной зоны. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что горы, разделяющие Европу и Азию, играют роль своеобразного климатического барьера. В связи с тем что в западной части выпадает большое количество осадков, климат здесь более мягкий и влажный. Что касается восточного района хребта, то тут все наоборот - он сухой из-за недостатка осадков.

Обелиски

Отдельных слов заслуживают расположенные на местные обелиски. Устанавливаться здесь они начали в девятнадцатом веке. Первыми монументами стали памятники в виде стел, изготовленные из дерева и имеющие прямоугольную форму. На них в обязательном порядке наносились указатели, которые так и назвались «Азия» и «Европа». С целью обеспечения сохранности обелисков рядом с ними возводились караульные хижины небольших размеров, в которых жили, как правило, обходчики леса. Отдельные монументы могут похвастаться собственной уникальной историей. К примеру, памятник, расположенный неподалеку от горы Березовая, появился в 1807 году. Тридцать лет спустя, в связи с посещением объекта императорской делегацией, деревянная конструкция была заменена мраморной, с гербом царя.

Граница по реке Урал

Река, разделяющая Европу и Азию, — это Урал. Ее общая протяженность составляет около двух с половиной тысяч километров. Следует отметить, что в ее бассейне находятся около восьми тысяч рек разного размера. В истоке Урала лежат пять крупных родников, расположенных на высоте 637 метров над уровнем моря. Объединяясь в заболоченной долине, они образуют довольно мощный поток. Идею использования реки в виде границы между двумя континентами предложил упомянутый выше российский ученый В. Н. Татищев.

Стамбул

Единственным городом на планете, что располагается одновременно на двух континентах, является турецкий Стамбул. История этого мегаполиса насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Все эти годы он имел очень важное торговое значение благодаря своему географическому месту нахождения. Средиземное море, разделяющее Европу и Азию, отделяет их также и от Африки. Именно здесь через пролив Босфор соединено с Черным. Таким же образом разделены и континенты. Само место расположения современного города Стамбула зачастую называли воротами, связующими Шелковый путь со Старым Светом.

Экспедиция 2010 года

В апреле 2010 года Российским географическим обществом была инициирована и проведена экспедиция, основным заданием которой было определение истинного происхождения границы между Азией и Европой. В ходе работы ученые установили, что ось Уральского хребта теряется в районе Златоуста и распыляется на несколько линий. Ними являются некоторые параллельные массивы. В связи с этим они предположили, что не совсем разумно считать границей По их мнению, ее следует прокладывать по Прикаспийской низменности, а точнее — по ее восточному краю. Однако исследования российских ученых и до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными соответствующим органом — Географическим международным союзом.

Выводы

Из всего вышеуказанного можно смело сделать вывод, что основной границей между Азией и Европой являются Уральские горы. Одним из доказательств этого является даже тот факт, что по разную их сторону фауна и флора заметно отличаются. Кроме того, большая разница возникает даже в направлениях и характерах рек.

Вопрос, где проводить границу между Европой и Азией, с античных времен волновал ученых.

В отличие от других материков на территории Евразии расположены две части света, из названий которых и образовано имя материка. Юго-западная граница Азии была достаточно четко определена еще в античные времена, и остается до сих пор бесспорным фактом. Граница проходит по Эгейскому морю, Дарданеллам, Мраморному морю, Босфору и Черному морю. Но далее, начиная с Кавказа и заканчивая Новой Землей, на всем своем огромном протяжении граница Европы и Азии не всегда считается точной и порой проведена условно.

С XIX-VII вв. (до нашей эры) по настоящее время граница Европы и Азии несколько раз перемещалась с запада на восток. Древние греки проводили ее приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже границей стали считать Керченский пролив и р. Дон (524-457 гг. до н.э.). Много веков подряд граница Европы и Азии проводилась по реке Дон (Клавдий Птолемей и др.). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось в науке в течение средних веков и оставалось незыблемым до XVIII века.

На Руси довольно распространенным был взгляд на Дон как на природную границу между Европой и Азией.

В XVIII в. появляются более точные данные об устройстве поверхности Восточной Европы и Сибири. Ученые начинают пересматривать ставшую традиционной границу по Дону и появились первые предложения проводить восточную границу Европы по Оби.

В Европе в середине XVIII века границу между Европой и Азией проводили по Дону, затем по Волге (примерно от Саратова), далее по Каме, по Чусовой, а от 55-й параллели (уровень Нижнего Тагила) по водоразделу Уральских гор до самого океана.

В 1720 году В.Н.Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. В 1730 году эта идея появилось в книге «Северная и восточная часть Европы и Азии» шведского ученого Ф.Страленберга в 1730 году. В 1736 году В.Н. Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» привел ряд фактов и наблюдений, доказывающих что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался. В.Н. Татищев считал, что проведение границы по Дону было связано с отсутствием данных об Уральском хребте. Он обосновал проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, р. Урал, через Каспийское море до р. Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря в Константинопольский пролив (Босфор). В подтверждении своей точки зрения Татищев приводит такие соображения: «Из сих гор как на восток в Сибирь, так и на Запад в Европу происходит множество рек малых и великих», «сии реки не токмо течением, но и водами разенствуют» (имея в виду разницу в видовом составе рыб); «на западной стороне хребта около 57о находятся дубы и арешник, а в Сибири ни под 50о (в лесостепи) оных деревьев нет… На западной стороне кедров, почитай, нет, но в Сибири великое множество… Сии и сему подобные обстоятельства подают притчину утверждать сии горы за границу между Азией и Европой».

Ряд ученых считают, что разделение Евразии на две части весьма условно. Это утверждение не ново. Впервые его высказал известный немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт более века назад. Д.И. Менделеев писал в 1906 г.: “Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадет”.

Обелиски Европа-Азия на Урале

Более чем на три тысячи километров протянулись Уральские горы с севера на юг. И на всем их протяжении, на водоразделе рек Волги и Печоры на западе и Оби на востоке, установлены пограничные знаки между двумя частями света Европой и Азией. Каждый неповторим и имеет свое лицо. Установка знаков началась в прошлом веке и продолжается до сих пор. Точное количество знаков назвать трудно, ибо столбы никто не нумеровал, а сообщения о них чаще ограничиваются местной прессой.

Оренбургский обелиск

На территории России первый знак, обозначающий границу между Европой и Азией, находится на левом берегу реки Урал, на территории города Оренбург. Обелиск представляет собой грандиозную квадратную колонну высотой около 15 метров, увенчанной шаром из нержавеющего сплава. Обелиск был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.
Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелиск на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы- Белорецк у деревни Ново-Байрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал в 1968 году по эскизу художника Д.М.Адигамова и архитектора У.Ф. Зайникеева. Обелиски представляли из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находилось изображение земного шара. В 90-е годы обелиски были перестроены.

Обелиск в Магнитогорске

В Магнитогорске обелиск «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Обелиск представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А».

Обелиск в Верхнеуральске

В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия.

Обелиск на хребте Уреньга

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Относительно новый обелиск, построенный в 1987 году, расположен непосредственно на трассе М5, в месте, где она пересекает хребет Урал-Тау между Златоустом и Миассом.

Обелиск в районе г.Кыштым

К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии.

Обелиск у села Мраморское

Обелиск, частично разрушенный, представляет собой мраморный квадрат, на одной грани которого Грань у написано «Европа», на другой «Азия».
В 2004 году у станции Мраморская был установлен новый обелиск высотой около 3-х метров столб с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал», и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы.

Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа Азия и самая восточная граница Европы. Обелиск расположен на Полевском шоссе в 2-х км от д. Курганово. Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

Обелиск Европа-Азия у города Ревда

Расположен на перевале дороги из Ревды в Дегтярск, на Уральском водораздельном хребте. Обелиск установлен в 1984 году, к 250-летию Ревды. Представляет собой семиметровую конструкцию украшенную стальной сферой в виде шара диаметром 1,3 м.

Обелиск на горе Каменной

Обелиск «Филин», был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта.

Обелиск у станции Вершина

Бетонный обелиск был установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. В столицу ехала молодёжь из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и всем хотелось узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Обелиск у г. Первоуральск

Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.
В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.
Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (см. фото).
Старый же памятник переместили на Новомосковской тракта, примерно за 300 м до стелы "Первоуральск", справа по курсу при движении к Первоуральску (примерно в 300 м на юго-запад от старого места).

Обелиск на Новомосковском тракте (17-й км)

В 2004 году в двух километрах западнее горы Хрустальная, на 17 км Новомосковского тракта был воздвигнут новый грандиозный обелиск «Европа-Азия» широкий и высокий мраморный постамент со смотровой площадкой и металлическая стела.

Стелу установило муниципальное предприятие «Столица Урала» в августе 2004 года.
Архитектор Константин Грюнберг.
Таблички на постаменте стелы говорят, что в него заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).
О правильности установки этого знака можно прочитать здесь.

Обелиск в районе г. Новоуральск

В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх Нейвинска в дер. Пальники, между истоками рек Тагил и Бунарка (бассейн Оби) и Шишим (бассейн Волги).

Автор проекта Борис Шитиков. Он же спроектировал и «изюминку» столба — солнечные часы. Активно принимали участие в изготовлении стелы туристы М. Чернякин, В. Евстахов, В. Михайлов и А. Болтушин. Устанавливать столб и выставлять его по солнечному меридиану (для того, чтобы часы показывали точное время) помогали ребята из подросткового туристского клуба «Нейва».

Обелиск Европа-Азия у станции Мурзинка (гора Медвежка)

В ноябре 2006 года на вершине горы Медвежьей был установлен знак Европа-Азия, который представляет собой металлическую треугольную пирамиду. Наверху пирамиды находятся металлический шпиль, знак солнца и указатели Европа и Азия.

Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись

Знак был установлен энтузиастами из санатория «Зеленый мыс».

Обелиск Баранчинский

Установлен у дороги из пос. Баранчинский на запад, на перевале южнее горы Кедровка. Знак отлит из чугуна украшен орнаментом. На знаке надпись «Отлит на АО Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А. Никитина в 1996 г.»

Как проехать: После В. Баранчинского пруда поворот налево до «солдатской» дороги — 7 км — щебёнка, сильно разбитая, глубокие ямы; «солдатская» дорога — глинистая грунтовка, глубокие колеи, на легковушке непроходима.

Столб у деревни Починок

Установлен в 1958 году на обочине дороги, идущей из пос. Билимбай в г. Верх-Нейвинск. Обелиск находится между дер. Починок и дер. Тарасково, на перевале (449 м.) через Бунарский хребет.

Первоначально обелиск представлял сваренную из толстых металических листов четырёхгранную пирамиду высотой около 3-х метров. В верхней части столба были рельефные изображения герба СССР и надписи: Европа и Азия. В настоящее время на месте обелиска обычный бетонный столб с надписями: "Европа - Россия" и "Азия - Россия".

Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.

Обелиск у поселка Уралец

Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы (дорога Нижний Тагил — Черноисточинск — Висим) вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара. В первоначальном варианте вокруг шара на стальных «орбитах» размещались макеты спутника и корабля «Восток».

Обелиск на перевале Большой Урал

Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту. (у дороги Нижний Тагил — Серебрянка недалеко от п. Синегорский). Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот.

Обелиск у станции Хребет Уральский (276 км Горнозаводской ж.д.)

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве Горнозаводской железной дороги в междуречье европейской реки Серебрянки (приток Чусовой) и азиатской реки Туры. Знаки установлены по обе стороны от железной дороги. Это решетчатая конструкция в форме четырехгранной усеченной пирамиды высотой 6 м. Угловые стойки сделаны из рельс тех самых, что укладывали при строительстве первой на Урале Горнозаводской дороги. Верхнюю часть конструкции завершают металлические камеры, напоминающие миниатюрные теремки. Камеры разделены пополам железной перегородкой. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам.
От станции Хребет Уральский до обелисков пешком вдоль железной дороги 8 км, от обелисков до станции Европейская — 6 км.

Обелиск на перроне станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Этот знак установлен не на линии водораздела (она пересекает железную дорогу на 4 км западнее и там уже есть обелиски), а в более доступном месте, видимо, для удобства посещения.

Обелиск у деревни Кедровка

Установлен в 1868 году по заказу и на средства золотопромышленников Северного Урала. Расположен в 4 км. от поселка Кедровка на автодороге Кушва - Серебрянка (на 27-м километре дороги). Обелиск чугунный, по форме напоминает башенку - часовенку. Центральная часть увенчана красивым рельефным куполом, по углам круглые колонны, тоже увенчанные маленькими куполами. Раньше они были позолочены, на шпиле сиял литой царский герб.
На фасаде часовни литая надпись: «В память переезда через Урал Его Императорского Величества великого князя Владимира Александровича 3 августа 1868 года». На противоположной стороне: «От золотопромышленников Среднего Урала». Создатели обелиска архитектор В. Архипов и литейщик К. Романов. В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов НижнеСалдинского завода обелиск был восстановлен.

Обелиск на главном Уральском хребте

В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, и был установлен обелиск «Европа-Азия», который представляет собой модель ракеты, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР.

Обелиск на трассе Качканар-Чусовой

Обелиск расположен в 9 км от поселка Промысла (в сторону Свердловской области). В этом месте дорога раздваивается, и вправо идет дорога к Исовским приискам. Обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической пирамидки. В 2003 году на перевале появился новый обелиск высотой 16 метров. Обелиск по проекту Алексея Залазаева. Это один из самых больших обелисков. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света.

Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом Демидовском тракте, у горы Красный столб, к западу от с. Елизаветинское стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Поставлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми.

Обелиск у поселка Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель.

Обелиск у подножья Казанского Камня

Обелиск, пограничный столб с указателями Европа и Азия, расположен на склоне Казанского Камня у речки Сухой Вагран, у дороги ведущей через Уральский хребет вПермскуюобласть. Несколько лет назад рядом со старым знаком появились две мраморные стелы с надписями Европа и Азия.

Обелиск на Приполярном Урале

Новый обелиск «Европа-Азия», установленный газовиками, находится на дороге ведущей в поселок Вуктыл центральную базу природного парка Югыд-ва самого большого природного парка в Европе.

Обелиск на горе Неройка

На Приполярном Урале близ поселка Саранпауль расположена гора Неройка (1646 метров). На перевале через Неройку стоит географический знак «Европа-Азия», установленный рабочими местного рудника в 2003 году.

Обелиск на Полярном Урале у станции Полярный Урал

Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весть столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелискбылреконструирован. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь.

Крайняя восточная точка Европы

Точка находится на полярном Урале между верховьями рек Малая Уса и Малая Щучья на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Впервые точка обозначена в 2003 г группой туристов при поддержке "Российской газеты". Знак (на фото) не сохранился. В 2006 г был установлен новый знак в виде пирамиды из камней с прикреплённой табличкой.
(см. http://www.rg.ru/2006/08/18/ekspedicia.html)

Обелиск на берегу пролива Югорский Шар

Самый северный из обелисков находится на материковом берегу пролива Югорский Шар (Архангельская область, Ненецкий округ). Знак был установлен в 1973 году сотрудниками полярной станции и участниками экспедиции на катере «Замора», следовавших от Архангельска до Диксона, повторяя путь поморов. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем.

Использованы материалы:
http://welcome-ural.ru/
http://dobryiadmin.livejournal.com/842.html

Мы будем Вам благодарны если Вы оставите отзыв:

Европу и Азию. Об этом знают все еще со школьной скамьи. Но вот показать границу между Европой и Азией на карте смогут далеко не все. Да и сами исследователи, по правде говоря, до сих пор не могут прийти к единому мнению касательно этого вопроса.

В этой статье мы попробуем разобраться, где граница между Европой и Азией проводится сегодня и как менялись представления о ее местоположении с течением времени.

Европа и Азия, Запад и Восток

В географии поверхность Земли принято делить на континенты (или материки) и так называемые части света. И если в основе выделения материков лежат объективные географические факторы, то в случае с выделением частей света главенствующими выступают, скорее, историко-культурные критерии.

Так, континент Евразия условно разделен на две части - Азию и Европу. Первая существенно больше по площади, вторая - заметно богаче в материальном плане. Европу и Азию уже довольно длительное время противопоставляют друг другу как два абсолютно разных мира. Европа (Запад) представляется нам как символ чего-то правильного, прогрессивного, благополучного, а Азия (Восток) - как образ чего-то отсталого, едва ли не варварского. Но все это - не более чем стереотипы.

Европа - Азия: основные отличия

«Восток есть Восток, Запад есть Запад», - так в свое время говорил великий и мудрый писатель Джозеф Редьярд Киплинг. «…И вместе им не сойтись!». Во многом он, конечно же, был прав. Различия между двумя глобальными регионами прослеживаются в культуре, религии и философии, они заметны и на индивидуальном, и на социальном уровне. Восточный уклад жизни и труда изначально был более скрупулезным и монотонным. Достаточно вспомнить, как долго китайцы могут вырисовывать всего несколько иероглифов. В восточных странах принято молиться сидя, в позе «лотоса». А вот в западном мире христиане молятся преимущественно стоя… Различий очень много!

Интересно отметить, что в последнее время в Европе становятся невероятно модными идеи и культурные веяния с Востока, с Азии. Так, набирают популярность занятия йогой и восточными единоборствами. Католические священники и монахи стали использовать четки в своих молитвенных обрядах. Многие жители благополучных европейских стран все чаще покупают туры в Индию, Китай и Непал, дабы проникнуться духом восточных культур и народов.

Европа и Азия: общая информация о частях света

По размеру Азия в четыре раза больше, чем Европа. И численность ее населения больше (около 60% всех жителей материка).

Европа обязана своим названием одноименной героине из мифов Древней Греции. Средневековым историком Исихием этот топоним трактовался как «страна закатов». Любопытно, что древние греки Европой именовали лишь северные районы современной Греции. Топоним «Азия» также происходит от имени персонажа древнегреческой мифологии - океаниды Асии, которая была дочерью двух древнейших божеств (Океана и Тефии).

В пределах современной Европы насчитывается 50 независимых государств, среди которых ряд богатейших и наиболее развитых стран мира (Франция, Германия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Швейцария и другие). В Азии насчитывается 49 независимых государств.

Три страны материка (Россия, Турция и Казахстан) расположены одновременно и в Европе, и в Азии. Еще четыре государства (Кипр, Армения, Грузия и Азербайджан) можно относить и к первой, и ко второй части света, в зависимости от того, где проходит граница между Европой и Азией. Где же проводят эту границу сегодня? Давайте будем разбираться.

Граница между Азией и Европой и критерии ее выделения

Какую горную вершину справедливо называть самой высокой точкой Европы - Эльбрус или Монблан? Можно ли считать Азовское море европейским? В каком чемпионате должна выступать сборная Грузии по футболу? Ответы на все эти вопросы могут быть совершенно разными. И все будет зависеть от того, какая граница между Европой и Азией берется во внимание. А вариантов скопилось немало (на карте ниже они показаны разными линиями).

На самом деле граница между Азией и Европой не может быть проведена по поверхности Земли точно и окончательно. Проблема в том, что не существует однозначных критериев ее определения. В разные времена исследователи отталкивались от разных факторов в процессе выделения европейско-азиатской границы:

  • административных;
  • орографических;
  • ландшафтных;
  • демографических;
  • гидрологических и прочих.

Небольшой экскурс в историю проблемы

Еще древние греки пытались определить, где же кончаются привычные для них части света. И условная граница между Европой и Азией в те времена проходила аккурат по акватории Черного моря. А вот римляне сместили ее к Азовскому морю и реке Дон. По этим гидрологическим объектам она проходила вплоть до XVIII века.

Кстати, река Дон как граница между Азией и Европой фигурировала и во многих трудах русских ученых, в частности, в книге «О слоях земных» М. В. Ломоносова.

В 1730-х годах европейские географы занялись проблемой определения границы «Европа - Азия» и ее обоснования с научной точки зрения. В частности, этим вопросом всерьез занимался шведский ученый Ф. И. фон Страленберг и русский исследователь В. Н. Татищев. Последний проводил европейско-азиатскую границу по реке Урал и одноименному горному хребту.

Где проходит граница между Европой и Азией сегодня?

На сегодняшний день географы планеты, к счастью, пришли к более-менее единому мнению по этому вопросу. Итак, по каким же объектам проходит граница между Азией и Европой? Перечислим их с севера на юг:

  • восточное подножие Уральских гор и хребта Мугоджар;
  • река Эмба;
  • северо-западное побережье Каспия;
  • устье реки Кумы ;
  • Кумо-Манычская впадина;
  • низовья Дона;
  • юго-восточные берега Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • проливы Босфор и Дарданеллы;
  • Эгейское море.

Именно такое определение границы сегодня используется ООН и Международным географическим союзом. Оно же представлено и в большей части современных картографических атласов.

Согласно этому делению, Азербайджан и Грузию следует считать азиатскими странами, а Стамбул является крупнейшим трансконтинентальным городом (так как он расположен на обоих берегах Босфора). Также получается, что Керченский полуостров Крыма находится в Европе, а соседний с ним Таманский полуостров вместе с косой Тузлой - уже в Азии.

Обелиски и памятники на границе Европы и Азии

Пограничная линия «Европа - Азия» отмечена на поверхности Земли множеством памятников, обелисков и памятных знаков. Всего их не менее пятидесяти! Большая часть из них установлена на территории России.

Самый северный в мире знак «Европа - Азия» находится у пролива Югорский Шар. Это небольшой столб с якорем и информационной табличкой. Географические координаты этого знака: 69° 48’ северной широты и 60° 43’ восточной долготы.

Старейший такой знак расположен в пределах Северного Урала, близ поселка Кедровка. Он представлен небольшой часовней, построенной еще в 1868 году. А вот на горе Березовая в Первоуральске находится, пожалуй, самый величественный и монументальный знак «Европа - Азия». Это 25-метровый гранитный обелиск, который был установлен здесь в 2008 году.

Довольно странно, что в районе Босфорского моста в Стамбуле (казалось бы, на самом знаковом отрезке европейско-азиатской границы) установлена всего лишь крохотная желтая табличка со скромной двусторонней надписью Welcome to Europe/Asia.

В заключение

Граница между Азией и Европой весьма условна и далеко не объективна. Согласно современному определению географов, она соединяет Карское и Средиземное моря, проходя по восточному подножью Уральских гор, северо-западным берегам Каспия, Кумо-Манычской впадине, Керченскому проливу и проливу Босфор.

Существует и альтернативный вариант, по которому граница проводится по водоразделу Уральского края и Кавказа. Узнать, какая из версий истинна, поможет исторический, географический обзор континента.

Ранние представления

С далекой древности люди задавались вопросами о том, где заканчивается земля, что представляют собой части света. Около 3-х тысячелетий назад суша впервые была условно поделена на 3 области: Запад, Восток и Африку.

Античные греки считали, что граница между Азией и Европой проходит по Черному морю. В то время оно называлось Понту. Римляне сдвинули границу к Азовскому морю. По их мнению, разделение шло по акватории Меотиды, включая Керченский пролив между Европой и Азией и

В своих трудах Полибий, Геродот, Пампоний, Птолемей и Страбон писали, что граница между частями света исторически должна быть проведена по побережью Азовского моря, плавно переходя к руслу Дона. Такие суждения оставались истинными вплоть до 18 века нашей эры. Аналогичные выводы были представлены и русскими теологами в книге «Космография», датируемой 17-м столетием. Тем не менее в 1759 году М. Ломоносов заключил, что граница между Азией и Европой должна проводиться по рекам Дон, Волга и Печора.

Представления 18-19 веков

Постепенно понятия о разделении частей света стали складываться воедино. В средневековых арабских летописях границей значились акватории рек Камы и Волги. Французы считали, что линия деления проходит по руслу Оби.

В 1730 году предложение о проведении границы по бассейну Уральских гор выдвинул шведский ученый Страленберг. Идентичную теорию чуть ранее в своих авторских трудах обозначил и русский теолог В. Татищев. Он опроверг идеи о разделении частей света только по рекам Российский империи. По его мнению, граница между Азией и Европой должна быть проведена от Великого Пояса до побережья Каспийского моря и Таурисских гор. Таким образом, обе теории сходились в одном - разделение проходит по акватории Уральского хребта.

Некоторое время идеи Страленберга и Татищева оставались без внимания. В конце 18 века признание подлинности их суждений было отражено в трудах Полунина, Фалька, Щуровского. Единственное, в чем ученые были не согласны, это в проведении границы по Миассу.

Еще в 1790-х географ Паллас предложил ограничить разделение южными склонами рек Волги, Общего Сырта, Маныч и Ергени. Из-за этого к Азии относилась Прикаспийская низменность. В начале 19 века граница была вновь отодвинута чуть западнее - к реке Эмбе.

Подтверждение теорий

Весной 2010 года российским Обществом географов была организована масштабная экспедиция на территорию Казахстана. Целью похода значилась ревизия общеполитических взглядов на линию разделения частей света - горный хребет (ниже см. фото). Граница Европы и Азии должна была проходить по южной части Уральской возвышенности. В результате экспедиции ученые определили, что разделение находится немного поодаль от Златоуста. Далее Уральский хребет распадался и терял выраженную ось. В этой местности горы разделяются на несколько параллелей.

Между учеными встала дилемма: какой из распавшихся хребтов считать границей частей света. В ходе дальнейшей экспедиции было установлено, что корректное разделение должно проходить по берегам рек Эмба и Урал. Только они способны четко представить истинные границы материка.

Другой версией было установление оси деления по восточному перешейку Прикаспийской низменности. Доклады российских ученых были приняты во внимание, однако рассмотрения Международным союзом они так и не дождались.

Современная граница

Долгое время политические взгляды не давали европейским и азиатским державам договориться о конечном разделении частей света. Тем не менее в конце 20 века определение официальной границы все же состоялось. Обе стороны исходили из культурных и исторических концепций.

На сегодняшний день ось деления Европы и Азии идет через Эгейское, Мраморное, Черное и Каспийское моря, проливы Босфор и Дарданеллы, акваторию Урала вплоть до Ледовитого океана. Такая граница представлена в международном географическом атласе. Таким образом, Урал - единственная река между Европой и Азией, через которую проходит разделение.

По официальной версии, Азербайджан и Грузия частично находятся на территории обеих частей света. Стамбул и вовсе является трансконтинентальным городом из-за принадлежности пролива Босфор и к Азии, и к Европе. Аналогичная ситуация обстоит и со всей страной Турцией. Примечательно, что город Ростов также принадлежит Азии, хоть и находится на территории России.

Точное деление по Уралу

Вопрос о пограничной оси между частям света неожиданно открыл активную дискуссию среди жителей и властей Екатеринбурга. Дело в том, что этот город между Европой и Азией находится на данный момент в нескольких десятках километров от зоны условного деления. С учетом стремительного территориального роста Екатеринбург уже в ближайшие годы может унаследовать судьбу Стамбула, став трансконтинентальным. Примечательно, что в 17 км от Ново-Московского тракта уже возведен мемориал, показывающий границу частей света.

Куда интереснее ситуация обстоит в окрестностях города. Здесь находятся и большие акватории, и горные хребты, и населенные пункты. На данный момент граница проходит по водоразделу Среднего Урал, поэтому пока эти области остаются в Европе. Это касается и Новоуральска, и гор Котел, Березовая, Варначья, Храстальная, и Сей факт ставит под сомнение правильность возведения на Ново-Московском тракте пограничного мемориала.

Трансконтинентальные государства

На сегодняшний день Россия - самая большая по пограничной территории страна между Европой и Азией. Такие сведения были озвучены еще в конце 20 века на саммите ООН. Всего трансконтинентальных государств насчитывается пять, включая Российскую Федерацию.

Из остальных следует выделить Казахстан. Эта страна не входит ни в Совет Европы, ни в азиатский аналог. Республика с площадью в 2,7 миллионов кв. км и населением около 17,5 млн человек имеет межконтинентальный статус. Сегодня она входит в Евразийское Сообщество.

Под юрисдикцию Совета Европы попадают такие пограничные страны, как Армения и Кипр, а также Турция, Грузия и Азербайджан. С Россией отношения определены только в рамках договоренного регламента.

Все эти государства считаются трансконтинентальными. Особняком среди них стоит Турция. Она занимает всего 783 тысячи кв. км, однако является одним из важнейших торговых и стратегических центров Евразии. За влияние в этом регионе до сих пор борются представители НАТО и Евросоюза. Численность населения здесь составляет более 81 миллиона человек. Турция имеет выход сразу к четырем морям: Средиземному, Черному, Мраморному и Эгейскому. Граничит с 8 странами, включая Грецию, Сирию и Болгарию.

Трансконтинентальные мосты

В общей сложности на все сооружения было потрачено свыше 1,5 миллиардов долларов. Главный мост между Азией и Европой лежит через пролив Босфор. Его длина составляет более 1,5 километров при ширине в 33 м. Босфорский мост является подвесным, то есть основные крепления находятся сверху, а само сооружение имеет форму дуги. Высота в центральной точке равна 165 метрам.

Мост не отличается живописностью, однако считается главным межконтинентальным символом Стамбула. На строительство властями было потрачено порядка 200 миллионов долларов. Стоит отметить, что пешеходам подниматься на мост строго запрещено, чтобы исключить случаи самоубийства. Проезд для транспорта платный.

Также можно выделить пограничные мосты в Оренбурге и Ростове.

Трансконтинентальные памятные знаки

Большинство обелисков находится на Урале, в Казахстане и Стамбуле. Из таковых следует выделить памятный знак у пролива Югорский Шар. Находится он на и является самой северной точкой границы Европы и Азии.

Крайние восточные координаты трансконтинентальной оси отмечены знаком в верховье реки Малой Щучьей.

Из обелисков можно выделить памятники у поселка Промысла, на станции Уральский Хребет, на перевале Синегорский, на горе Котел, в Магнитогорске и др.

    Граница континентов пролегает по краям образующих их литосферных плит. Характерными признаками таких крав являются горы (то есть там, где края плит напирают друг на друга и происходит выпирание массивов породы вверх). А следовательно, восточной границей Европы следует считать Уральские горы, а юго-восточной - Кавказский хребет.

    Тем самым, кстати, получает однозначный географический и геологический ответ сакраментальный вопрос - европейцы ли русские. Конечно же европейцы, ведь большая часть живт в Европе либо расселилась оттуда.

    Границей Европы и Азии на сегодняшний день принято считать линию, проходящую через восточное низовье Уральских гор, далее - по Мугоджарам (южное ответвление Уральских гор), по реке Эмбе (Казахстан), по Кумо-Манычской низменности (Калмыкия, Ростовская область, Ставрополье) и, наконец, по Керченскому проливу (принадлежит Азовскому морю, соединяет его с Чрным). Граница имеет протяжнность 5524 км, из которых без малого 3000 км проходят по Каспийскому морю и Уральскому хребту.

    Граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. По территории Пермской, Свердловской, Челябинской областях.

    В Пермской области - поселок Промысла

    В Свердловской области - г. Первоуральск, г. Ревда, пос. Курганово,

    в Челябинской области- г. Магнитогорск(прямо на мосту через р.Урал), село Кизильское.

    Также очень много стелл установлено по трассам между этими городами.

    Особенно красиво и символично эти знаки выглядят когда они расположены в горах.

    Граница между Европой и Азией начинается от Карского моря на севере, проходит по подошве восточных склонов Уральских гор в России. На территории Казахстана по восточным склонам гор Мугоджары, по реке Эмба. Далее по Каспийскому морю до впадения в него реки Кумы. Дальше по Кума - Манычской впадине выходит в низовья реки Дон, по Азовскому морю, через Керченский пролив, Чрное море, проливы Босфор и Дарданеллы, через Средиземное море, через Суэцкий канал и Красное море.

    То есть сейчас географами принято Уральские горы относить полностью к Европе, а Кавказские горы полностью к Азии. Хотя так было не всегда, во многих случаях границу проводили по линии водораздела, то есть по вершинам гор.

    Варианты линии границы:

    На самом деле существует несколько вариантов границы Европы и Азией, самым распространенным является - по восточной границе Уральских гор , Мугоджар (горы в Актюбенской области, Казахстан), реке Эмба (тоже в Казахстане), по северному побережью Каспийского моря , по Кумо-Манычской впадине (находится на юго-востоке Ростовской области), и по Керченскому проливу (располагается между Азовским и Чрным морями).

    Четко выраженной граници между этими континентами нету. Есть приблизительные данные, насчет того где проходит грань между Европой и Азией. Вот найшла в интернете карту, где хорошо видно е расположение.

    Граница между Азией и Европой условно проводится по восточным подошвам Уральских гор и Мугождар, ниже по реке Эмба. Затем по северному берегу Каспийского моря, Кумо-манычской впадине, Керченскому проливу. Общая протяженность границы по уральскому хребту составляет порядка двух тысяч километров, по Каспию - 990 километров. Протяженность российской части границы Европа-Азия превышает 5,5 тысяч километров.

    В предыдущем ответе вс правильно подмечено. Единственное добавлю. Как нам всем известно с времен школьной парты, и уроков географии. Граница между Европой и Азией находиться в районе уральских гор. В принципе Уральские горы и будут нашей с вами границей между Азией и Европой.

    Это очень неоднозначный вопрос. Поднимался он неоднократно. Между Европой и Азией в природе не существует резкой границы. У Европы на границе с Азией нет резких отличий в растительности,климате, почвах. Рубежом может являться лишь геологическое строение земной поверхности. Границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа. Это было неудобно. В 1958 году на заседании Всесоюзного географического общества было принято решение Уральские горы и Азовское море отнести к Европе, а весь Кавказский хребет к Азии, поэтому граница проходит по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмбе, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу.

    Я всегда знал, что граница между Европой и Азией проходит по Уральским, а затем по Кавказским горам. Ведь это логично. Сближение-развод двух материковых плит всегда сопровождается поднятием поверхности или провалом. Тое-сть горами или морями. Если же считать южную границу линией от Каспия до Ростова-на-Дону, то сразу видно, что эта линия проходит именно по Европейской материковой плите.

    Эта граница проходит по отрогам Уральских гор в России, по горам Мугоджары в Казахстане, реке Эмба, по Каспийскому морю, через Кума - Манычскую впадину, Азовское море, Чрное море, далее по Средиземному морю, Суэцкий канал и Красное море.



Просмотров