Основания для кассационной жалобы в арбитражном суде. На какие акты подается жалоба в кассацию? Кассационная жалоба по АПК РФ: общие сведения

ВАС РФ упразднен. Что изменилось в арбитражном процессе?

Полетаева Анна | заместитель генерального директора по правовым вопросам ООО «Фараон М»

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа 2014 г. А уже на следующий день вступил в силу закон, который «перекроил» процессуальное законодательство. В числе главных изменений - перестроение арбитражного процесса по аналогии с гражданским, появление второй кассационной инстанции, передача в суды общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов. Разберемся в тонкостях арбитражного процесса по новым правилам.

В связи с упразднением ВАС РФ Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (вступил в силу 6 августа 2014 г., далее - Закон № 186-ФЗ) в арбитражный процесс были внесены значительные поправки. Расскажем о них в статье.

Ключевые преобразования

Высший Арбитражный Суд РФ завершил свою деятельность 5 августа этого года. В связи с судебной реформой была изменена структура ВС РФ, который стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Функции ВАС РФ перешли к коллегии по экономическим спорам ВС РФ, состоящей из 30 судей.

В целом система арбитражных судов сохранилась. Отличие лишь в том, что возглавляет ее теперь ВС РФ, а федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов. Кстати, совсем недавно был утвержден новый Регламент Верховного Суда Российской Федерации (утвержден постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2).

Арбитражный процесс перестраивается по аналогии с гражданским в судах общей юрисдикции. Нормы, касающиеся производства в суде надзорной инстанции, в качестве которой выступал Президиум ВАС РФ, утратили силу. АПК РФ дополняется правилами, регламентирующими порядок кассационного обжалования в Судебной коллегии ВС РФ и надзорного производства в Президиуме ВС РФ. Определены правила рассмотрения дел. Расширены компетенция Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.

Кроме того, из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов. Закон № 186-ФЗ определяет переходные положения после объединения высших судов.

Любопытно, что многие поправки ВАС РФ к Закону № 186-ФЗ заслужили одобрение и были учтены законодателями.

Причины изменений

Необходимость всех этих изменений очевидна далеко не всем, ведь арбитражные суды функционировали более эффективно, чем суды общей юрисдикции. ВАС РФ делал правосудие по арбитражным делам понятным, единообразным и прозрачным. Благодаря созданной им системе «Мой арбитр» можно оперативно получать информацию по любому арбитражному делу, видеть тенденции судебной практики. Организация судопроизводства в системе арбитражных судов позволяет участвовать в формировании практики, отличается динамичностью, быстрым реагированием на изменения в экономике и применением передового мирового опыта. Так, судебные акты ВАС РФ позволяли предпринимателям заключать многие относительно рисковые сделки.

Кто-то говорит об устранении конкуренции высших судов. Другие считают, что настало время обновить несменяемые судейские кадры. Возможно, одной из причин ликвидации ВАС РФ послужили его постановления, в которых он применял целевое толкование норм права. Официальная же версия гласит, что реформа проводится с целью обеспечения единства взглядов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц.

Действительно, практика применения норм ГК РФ отличается в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. При подготовке иска требуется принимать во внимание вид судебного органа и в соответствии с ним подтверждать свою позицию нужной практикой. В связи с этим выработка однозначных единообразных решений кажется вполне логичной. Кроме того, унификация гражданского и арбитражного процессов облегчит работу юристов.

Как бы то ни было, мнения специалистов разделились. Кому-то реформа представляется прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.

Двойная кассация

Наиболее существенные изменения коснулись правил кассационного обжалования. Глава 35 «Производство в суде кассационной инстанции» (прежде она называлась «Производство в арбитражном суде кассационной инстанции») АПК РФ устанавливает порядок кассационного судопроизводства. Закон № 186-ФЗ дополнил ее статьями 291.1-291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы Судебной коллегией ВС РФ.

К сведению

На стадии законопроекта предполагалось прямо указать на кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов в Судебную коллегию по экономическим спорам. Однако в Закон № 186-ФЗ это уточнение не вошло, и теперь не понятно, о какой из семи судебных коллегий ВС РФ идет речь. По всей видимости, кассационные жалобы в соответствии с АПК РФ все же будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ). Первая кассационная жалоба подается в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

Вместе с тем Закон № 186-ФЗ дополнил кассационную процедуру вторым уровнем. Поэтому решения, вынесенные судами в результате первого кассационного обжалования и решения окружных судов, принятые в первой инстанции, теперь обжалуются не в Президиум, а в Судебную коллегию ВС РФ. Она, по сути, стала второй кассационной инстанцией (ст. 291.1 АПК РФ). После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство. Такая модель судопроизводства воспроизводит судебный процесс судов общей юрисдикции.

К сведению

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке в Президиум ВС РФ напрямую, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта. Но Председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

Излагая суть жалобы, лицо должно указать, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и привести соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ).

Для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Вторая кассационная жалоба предварительно изучается одним из судей ВС РФ в течение двух месяцев. После этого он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию, об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. При этом, если судья откажет в передаче жалобы, председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и все-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Когда председатель или его заместитель истребуют дело, срок его рассмотрения может быть продлен до пяти месяцев.

Надо сказать, что подобные «суперполномочия» руководства ВС РФ не соответствуют европейским стандартам правосудия.

Судебная практика

Европейский суд по правам человека в решении по вопросу приемлемости жалобы Л. Тумилович от 22.06.1999 № 47033/99 отметил недопустимость вмешательства со стороны должностных лиц суда непосредственно в деятельность по отправлению правосудия.

В рассмотренном деле гражданка подала две жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, но председатель суда и замгенпрокурора их отклонили. Суд по правам человека оценил надзорные жалобы как чрезвычайные средства судебной защиты. Однако в российских судах общей юрисдикции, по его мнению, существует зависимость принятия жалоб от дискреционных полномочий должностных лиц, поэтому данные средства он считает недейственными.

Срок рассмотрения жалобы в судебном заседании не должен превышать двух месяцев со дня вынесения определения о ее передаче вместе с делом в Судебную коллегию (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ). Итого, общий срок рассмотрения кассационной жалобы в ВС РФ может затянуться на семь месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в ст. 291.11 АПК РФ.

Фрагмент документа

Часть 1 ст. 291.11 АПК РФ

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Нарушение срока судопроизводства

Арбитражный процессуальный кодекс РФ также дополняется положениями, касающимися процедуры рассмотрения ВС РФ вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Нарушение разумного срока судопроизводства стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ). При этом лицо, которое подает жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

К сведению

Напомним, что прежде ВАС РФ разъяснял, что соблюдение процессуальных сроков не является самостоятельной целью судопроизводства и направлено на обеспечение стабильности и определенности (постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках»).

Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства исходя из доводов жалобы и содержания материалов дел, а также принятых по нему судебных актов (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). Коллегия разберется:

в правовой и фактической сложности дела;

в поведении заявителя и других участников процесса;

в достаточности и эффективности действий суда;

в общей продолжительности судопроизводства.

Надзорное производство

Глава 36 АПК РФ утратила силу, а свое название передала новой главе 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1-308.13). Определения и решения Судебной коллегии, вынесенные по существу спора, обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).

В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):

вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;

определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);

определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;

определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

К сведению

Срок подачи надзорных жалоб составляет три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Процедура передачи надзорной жалобы в Президиум ВС РФ подобна передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Предварительно надзорную жалобу изучает судья ВС РФ, а не тройка судей в открытом судебном заседании, как раньше. Он единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ. Однако председатель ВС РФ или его заместитель могут не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).

У заинтересованных лиц по делу появилось право подавать жалобы в адрес непосредственно Председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ). По жалобе заинтересованных лиц они вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ. Такое представление может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов. Установлен и срок подачи жалоб руководству ВС РФ: четыре месяца со дня вступления в силу оспариваемого акта (постановления «второй кассации»). Напомним, что согласно ГПК РФ этот срок составляет шесть месяцев (ч. 2 ст. 391.11).

Основания отмены или изменения обжалуемого судебного акта аналогичны тем, что были предусмотрены в прежней редакции АПК РФ (ч. 1 ст. 304). Ими являются (ст. 308.8 АПК РФ):

нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;

нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию (ст. 308.13 АПК РФ).

В остальном процедура рассмотрения надзорной жалобы, равно как и основания для отмены или изменения решений в порядке надзора, не претерпели изменений. Учитывая введение второй кассационной инстанции, надзор, в сущности, станет чрезвычайно исключительной инстанцией, дойти до которой будет гораздо сложнее.

К сведению

Относительно эффективности российских надзорных процедур неоднократно высказывался ЕСПЧ. Надзорные процедуры в арбитражном процессе Европейский суд считает эффективными. Так, в одном из дел суд констатировал: надзорное разбирательство в системе арбитражных судов ограничено ясными и строгими сроками. Вступившие в силу решения не могли пересматриваться бесконечно, а только один раз по требованию соответствующей стороны, по ограниченному количеству оснований и в конкретные сроки (решение по делу «Г.В. Ковалева и другие против России» от 25.06.2009 (жалоба № 6025/09)).

Надзорная процедура в российских судах общей юрисдикции, напротив, всегда была ненадежным средством правовой защиты. ЕСПЧ неоднократно заявлял о неопределенности ситуации, при которой вступившие в силу судебные решения могут оспариваться в нескольких последовательных надзорных инстанциях. Применимые сроки в таких делах остаются неопределенными. Учитывая длительность сроков, создается угроза перемещения дела между судами в течение неопределенного времени (решение ЕСПЧ от 05.11.2009 по делу «Мартынец против России» (жалоба № 29612/09)).

Полномочия высших должностных лиц ВС РФ

Выше уже были обозначены нововведения по поводу «суперполномочий» председателя ВС РФ и его заместителей. Обобщая, кратко скажем, что высшие должностные лица вправе:

не соглашаться с определениями нижестоящих судей;

восстанавливать пропущенный срок для подачи жалобы или, наоборот, отклонять такое заявление;

отменять отказное определение судьи и отправлять дело на рассмотрение Судебной коллегии либо Президиума ВС РФ;

по жалобе заинтересованных лиц внести дело в Президиум ВС РФ для устранения фундаментальных нарушений норм материального и процессуального прав.

Эти правила закреплены в ч. 2 и 3 ст. 291.2, ч. 8 ст. 291.6, ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ.

Административные дела

Закон № 186-ФЗ установил, что ВС РФ может пересматривать решения (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ):

· административного органа,

· арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности,

· арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов.

В АПК РФ отсутствуют указания на конкретную Судебную коллегию ВС РФ, которая выполняет функции «второй кассации» по административным делам. Скорее всего, эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, будут обжаловаться во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях. Этот вывод можно сделать из ст. 206 и 211 АПК РФ. Там сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ. В свою очередь в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).

Изменение подведомственности

Новшества затронули также некоторые вопросы подведомственности. Изменения коснулись рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и кадастровой стоимости.

Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов

Законом № 186-ФЗ изменена редакция п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, относившего к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности. Теперь эти споры разрешают суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам продолжает принимать решения по таким делам в пределах своей компетенции. Соответствующие изменения внесены в ряд других федеральных законов.

Глава 23 АПК РФ в прежней редакции была посвящена рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов. Первоначально эту главу планировалось исключить в связи с изъятием у арбитражных судов обязанности рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов. Но Суд по интеллектуальным правам продолжает разрешать споры в своей сфере, и данная глава сохранилась под названием «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам». В этом суде разрешаются споры в области исключительных прав (в сфере патентных прав, прав на селекционные достижения, топологии, секреты производства и др.).

Суд по интеллектуальным правам по первой инстанции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав, а также споры о правах на (п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ):

· селекционные достижения,

· топологии интегральных микросхем,

· секреты производства (ноу-хау),

· средства индивидуализации,

· использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Напомним, что в прежней редакции п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ говорилось обо всех результатах интеллектуальной деятельности. Таким образом, из компетенции Суда по интеллектуальным правам изъяты, в частности, дела в области прав на произведения. Примечательно, что ВАС РФ с этим был не согласен.

Решения Суда по интеллектуальным правам, по делам об оспаривании нормативных правовых актов теперь направляются в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации (ст. 196 АПК РФ). Журнал «Вестник ВАС», в котором публиковались постановления Президиума ВАС РФ и решения судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, в АПК РФ больше не упоминается.

Кстати, госпошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлена в размере 3000 руб. Прежде в зависимости от категории спора нормативные правовые акты могли быть оспорены в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Для подачи заявления в суд общей юрисдикции компания должна была заплатить пошлину в размере 3000 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), а в арбитражный суд - 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов переданы в суды общей юрисдикции, изменился и размер госпошлины для компаний. Более того, уже с 2015 г. пошлина возрастет до 4500 руб. (Федеральный закон от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Если нормативный правовой акт оспаривается в Суде по интеллектуальным правам, который входит в систему арбитражных судов, пошлину надо оплачивать, как и раньше, в размере 2000 руб.

Подведомственность споров об оспаривании кадастровой стоимости

Стоит отметить, что не так давно были внесены изменения еще и в ГПК РФ (см. ст. 6 Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами»). Они коснулись рассмотрения дел о кадастровой стоимости. Ранее такие дела рассматривались арбитражными судами. С 6 августа 2014 г. к исключительной компетенции областных судов в качестве первой инстанции отнесены и споры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Как следствие, возникнет проблема наработки системообразующих подходов и разъяснений по данному вопросу. Процедура оспаривания с учетом обжалования судебных актов может затянуться на несколько лет. А учитывая изменения Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (введен обязательный порядок оспаривания стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - ст. 24.18), срок может еще увеличиться.

Электронное правосудие

Несомненным достоинством арбитражного процесса является его прозрачность, которая обеспечивается одной из лучших в мире систем «Электронное правосудие» (www.arbitr.ru). В 2013 г. Всероссийский центр общественного мнения признал ее существенно превосходящей систему ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) судов общей юрисдикции по полноте и актуальности информации, качеству и удобству использования. «Электронное правосудие» позволяет оперативно работать, подавать в суд документы и знакомиться с документами других лиц, участвующих в деле, в электронном виде. Картотекой пользуются не только юристы, но и представители бизнеса, особенно инвесторы, которые узнают сведения об исках против компании, изучают практику, оценивают риски. Существует законопроект, которым предлагается сохранить сайт и регламентировать его сервисы федеральным законом (внесен на рассмотрение Госдумы 16.06.2014).

В будущем ВС РФ установит свой порядок представления документов в электронном виде и заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда. Вместе с тем осталась возможность подавать любые документы в суды в электронном виде (ч. 6 ст. 291.1, ч. 5 ст. 291.4, ч. 6 ст. 308.2 АПК РФ). Также Закон № 186-ФЗ сохранил ч. 3 ст. 75 АПК РФ, согласно которой в качестве письменных доказательств допускаются документы, полученные посредством электронной связи.

Формирование судебной практики

Отныне вся судебная практика, включая налоговые споры, будет формироваться определениями Судебной коллегии и постановлениями Президиума ВС РФ. Любые указания Судебной коллегии, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 291.14 АПК РФ).

Разъяснения по вопросам судебной практики будет давать ВС РФ (ст. 126 и 127 Конституции РФ). В то же время суды могут опираться в своих решениях на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Разъяснения ВАС РФ останутся в силе до принятия соответствующих решений по данным вопросам Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации»). Из данной формулировки не ясно, какое именно решение имеется в виду. Вероятно, речь идет о разъяснениях Пленума ВС РФ по вопросу судебной практики, разрешенному Пленумом ВАС РФ. Кроме того, можно предположить, что Пленуму ВС РФ таким образом предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ.

В целом судьба постановлений Пленума и Президиума ВАС РФ пока неизвестна. Именно поэтому законодатель в ч. 4 ст. 170 АПК РФ обозначил, что в мотивировочной части решения можно ссылаться именно на сохранившие силу постановления.

Прежде разъяснения ВС РФ, как правило, не влияли на арбитражную практику. В качестве исключений можно привести:

позиции Пленума ВС РФ по вопросам защиты прав потребителей;

позиции Президиума ВС РФ, изложенные в ежеквартальных обзорах ВС РФ. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 04.12.2012 № 11277/12 подтверждает свое мнение ссылкой на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года (утвержден Президиумом ВС РФ 10.10.2012, без номера);

позиции ВС РФ, отраженные в его определениях. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 30.04.2013 № А40-82956/12-129-538 подкрепляет свою позицию определением ВС РФ от 12.01.2010 № 5-В09-146.

В свою очередь суды общей юрисдикции иногда ссылаются на постановления Пленума и Президиума ВАС РФ. Например, Нагатинский районный суд г. Москвы в своем решении от 10.05.2012 по делу № 2-1643/12 апеллирует к постановлению Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 № 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета». Но в большинстве случаев суды общей юрисдикции считают, что документы ВАС РФ не имеют для них силы.

Практика ВАС РФ отличается от практики ВС РФ не только в материально-правовой, но и в процессуальной части. Постановления Президиума ВАС РФ почти всегда содержали оговорку о возможности пересмотра ранее принятых судебных актов. В ней говорилось, что решения судов по делам со сходными фактическими обстоятельствами и / или судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, содержащимся в постановлении Пленума либо Президиума ВАС РФ, могут быть пересмотрены на основе приведенных правовых позиций.

Верховный Суд РФ такие оговорки в акты не включает, несмотря на то, что эти документы имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ). Теперь же постановление Пленума или Президиума ВС РФ, определяющее или изменяющее практику применения правовой нормы, должно указывать на возможность пересмотра вступивших в силу судебных решений (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

В то же время судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами в той редакции, которая действует в момент разрешения спора (рассмотрения дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 3 АПК РФ). Это подтверждается определением КС РФ от 22.11.2012 № 2148-О: «В случае отмены вышестоящим арбитражным судом принятых ранее судебных актов при новом рассмотрении дела надлежит руководствоваться правилами федерального закона, действующего на момент такого рассмотрения, - независимо от того, какой федеральный закон действовал в период подачи в арбитражный суд соответствующего заявления». Согласно этому правилу оговорки Президиума ВАС РФ о возможности пересмотра вступивших в силу судебных решений, вынесенных до 6 августа 2014 г., работать перестали.

Переходные положения

Стараясь обеспечить преемственность и непрерывность правосудия, Закон № 186-ФЗ закрепил переходные положения, определяющие судьбу заявлений, которые находились в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 г.

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов и Суда по интеллектуальным правам после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Поступившие в ВАС РФ заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые на 6 августа 2014 г. не успели передать в Президиум ВАС РФ, передаются в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, будут переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражных судах по состоянию на 6 августа 2014 г., должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 Закона № 186-ФЗ). Если такой спор был принят к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не был рассмотрен до 6 августа 2014 г., он передается для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 Закона № 186-ФЗ).

Мнение ВАС РФ

По поводу нововведений ВАС РФ высказывался в своем официальном отзыве на законопроект. Судьи аргументировано доказывали, что до вступления в силу изменений АПК РФ арбитражное процессуальное законодательство отвечало требованиям конституционных и европейских стандартов. Каждое судебное звено было организационно и функционально независимо.

Недовольство вызвали «суперполномочия» руководителя ВС РФ и его заместителей: они не должны по своему усмотрению отменять определения судей. В ВАС РФ называли это вмешательством в процессуальную деятельность судебной коллегии. Также, по мнению упраздненного ВАС РФ, не следовало давать руководству ВС РФ права выходить с представлением о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора, которое основано на жалобе заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ).

Основываясь на рекомендациях Комитета министров Совета Европы и решениях ЕСПЧ, ВАС РФ выступал и против «двойной кассации». Арбитры утверждали, что кассация призвана диагностировать правильность применения норм права, а не пересматривать дело в полном объеме.

По мнению представителей бывшего ВАС РФ, большинство кардинальных изменений создаст угрозу стабильности судебной практики, а правовая определенность в предпринимательской деятельности может вернуться в состояние девяностых годов прошлого века.

Кроме того, существует риск снижения уровня экономической стабильности и инвестиционной привлекательности России. Это произойдет, если ЕСПЧ признает изменения в арбитражном процессе неэффективными, что негативно скажется на коммерческом обороте.

Заключение

Конечно, законодатель стремился заменить существовавшую ранее надзорную инстанцию и сократить перечень дел, которые могут быть переданы в Президиум ВС РФ, а также внести единообразие в судебную практику. Вместе с тем процедура «двойной кассации» не только не соответствует международным стандартам, но и обременительна для участников спора. Ясно, что сроки рассмотрения дел увеличатся. Кроме того, в связи с индивидуальным предварительным изучением жалобы и появлением дискреционных полномочий у высших должностных лиц ВС РФ усилится субъективизм при рассмотрении дел.

После упразднения ВАС РФ многое будет зависеть от работы аналитических подразделений арбитражных судов округов и Судебной коллегии ВС РФ, а также от тех мер, которые будут приняты, чтобы не допустить «окружного правосудия» и дробления законности на восточно-сибирскую, северо-кавказскую и т.д.

Отныне придется учитывать практику судов общей юрисдикции. Причем как при инициировании новых экономических споров, так и при оценке перспектив обжалования судебных актов по делам, находящимся в производстве арбитражных судов.

Общеизвестно, что арбитражные суды рассматривают налоговые дела, споры о привлечении к административной ответственности и т.д., то есть почти все дела, связанные с регулированием предпринимательской и иной деятельности. Те же дела, только в отношении физических лиц, рассматривают и суды общей юрисдикции. Прежде в арбитражных судах госорган и компания имели практически равные шансы на победу. Решения не в пользу чиновников в арбитраже не были редкостью. Так, ФАС Северо-Западного округа принял знаменательное решение о незаконности внеконкурсного выделения земельных участков стратегическим инвесторам Санкт-Петербурга (постановление от 15.05.2013 по делу № А56-71381/2012). В то же время суды общей юрисдикции более либеральны к исполнительной власти. И как в связи с этим будет развиваться практика - покажет только время.

К слову сказать, уже положено начало разработке единого процессуального кодекса, полностью унифицирующего судебные процессы. Подтверждение этому найдется в п. «о» ст. 71 Конституции РФ, где вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального идет речь только о процессуальном законодательстве в общем. Возможно, что объединение нижестоящих судебных систем после создания нового ВС РФ - лишь вопрос времени, поскольку из Конституции РФ полностью исключено упоминание об арбитражных судах.

К сведению

Свернуть

Верховный Суд РФ разместится в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»). Организационным обеспечением деятельности арбитражных судов займется Судебный департамент при ВС РФ (п. 2 ст. 44 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), а определением объема финансирования - Правительство во взаимодействии с ВС РФ и его Судебным департаментом.

Как составляется кассационная жалоба по АПК, в какой суд она направляется и что надо учитывать, кроме формальных требований?

Кассационное производство - пересмотр решений судов апелляционной инстанции и первой инстанции, когда это указано в законе. Как правило, кассационная стадия является третьим звеном в судебной системе.

Согласно АПК, кассационная жалоба подается и в суд, выполняющий роль кассации, и в Верховный суд, к компетенции которого отнесен ряд дел.

Особенности производства

Согласно АПК, кассационная жалоба подается на решения, которые уже вступили в законную силу. В отличие от актов суда первой инстанции, акты органов кассации получают силу сразу же после вынесения решения. Срок на обжалование и момент вступления судебного акта в силу не связаны между собой.

Суд принимает к рассмотрению документы при условии, что имелись попытки оспорить решения суда в апелляционном порядке, если стадия апелляции обязательна. Если же ее миновали и была подана кассационная жалоба, она отклоняется без рассмотрения и возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями.

Особенность данного вида производства - в проверке правильности применения законодательства. Суду не дается право проверить правильность установления фактов, если только на это не повлияло правильное применение закона.

В кассационной жалобе, по АПК, не может ставиться вопрос о новой оценке доказательств. Суд не может указывать, направляя дело в суд нижестоящей инстанции, какие нормы права применять и предрешать существо будущего решения.

Эту разницу понимают не все авторы жалоб в кассационную инстанцию, копируя полностью доводы апелляции. К сожалению, причина тому - не совсем удачно сформулированные полномочия кассационной ступени. Это подтверждается и разными подходами судей в реализации своих полномочий.

На какие акты подается жалоба в кассацию?

  • На постановления первой и апелляционной инстанции.
  • На решения суда по интеллектуальным правам, принятые им в первой инстанции.
  • На судебные приказы, которые не были вовремя отменены путем подачи возражения на них.
  • На решения судов первой и второй инстанции, обжалование которых предусмотрено кассационной коллегией ВС РФ.

Суды, рассматривающие данные прошения

Согласно АПК РФ, кассационная жалоба может подаваться в следующие суды:

  • арбитражные окружные суды;
  • суд по интеллектуальным правам.

Последний организует коллегию судей для кассационного пересмотра споров, решения по которым приняты в том же суде, а также аналогичных споров, первой инстанцией для которых были апелляционные арбитражные суды.

Суды округов также занимаются спорами о взыскании компенсации за нарушение сроков рассмотрения споров.

Сроки и порядок подачи документов

Какой порядок подачи кассационной жалобы АПК РФ предусматривает? Документ с приложенными бумагами подается в суд, рассмотревший дело в порядке апелляции.

Бумаги передаются напрямую через канцелярию, через почту или иную службу, выполняющую курьерские функции.

Полученный комплект вместе с материалами дела передается в окружной суд или ВС РФ не позже, чем через 3 дня. На практике пересылка организуется позже из-за загруженности аппарата суда.

Срок подачи кассационной жалобы по АПК РФ - 2 месяца, он дается на то, чтобы отправить кассационное прошение. Для отдельных видов решений может предусматриваться иной срок на обжалование.

Заявитель обязан доказать, что другим участникам направлены копии жалоб и приложенных к ней материалов. Закон указывает на материалы, которыми другие стороны не обладают. На практике лучше отправить копии и тех бумаг, которые у других участников уже имелись ранее.

Если жалоба подается в ВС РФ, то к ней прилагаются копии ее и приобщенных к ней документов согласно числу участников спора, и один комплект прилагается для суда.

В то же время разрешено направить документы в электронном виде, исключая возню с большим объемом бумаги.

Если срок пропущен

Восстановление срока подачи кассационной жалобы по АПК РФ производится по заявлению участника спора, подавшего жалобу.

Судья возвращает прошение, если считает, что инициатор опоздал и просьбы в жалобе или в приобщенных к ней документах о восстановлении срока нет. В определении суда о возвращении бумаг обязательно указывается на данный недочет.

В разъяснениях указывается, что закон не ограничивает кого-либо во времени с обращением о восстановлении срока. Однако поправки в ГК фактически установили 10-летний период, если спор затрагивает законность сделки.

Просьба излагается в отдельном документе или совмещается с жалобой. Какой вариант выбирать, не имеет значения, оба правильные. Этот вопрос решается судьей кассационной инстанции. В обязанности апелляционного суда или суда первой ступени входит лишь передача бумаг.

Как решаются вопросы о сроках в ВС РФ? Решение судьи экономической коллегии по поводу восстановления срока может обжаловаться Председателю суда или одному из его заместителей.

Как выглядит документ?

Жалоба направляется в суд в письменной или в электронной форме. Она заполняется на сайте суда или в системе «Мой арбитр». Содержание документа должно отвечать единому стандарту. Согласно АПК, кассационная жалоба в Верховный суд почти не отличается от тех же прошений, подаваемых в другие арбитражные суды. Об отличиях рассказано ниже. Итак, особенности жалобы:

  • наименование суда;
  • сведения о лице, подающем жалобу и его статусе (адрес, номер телефона и т. д, ответчик, истец или третье лицо);
  • сведения о других участниках процесса, их статусе;
  • название арбитражного суда, принявшего решение, которое обжалуется, или судов, если было вынесено несколько решений;
  • реквизиты обжалуемого судебного акта или актов, если несогласие выражается с несколькими судебными решениями, принятыми по делу (номер, дата принятия, судьи, принявшие решение);
  • основания для отмены или изменения решения суда, имеющиеся по мнению заявителя;
  • ссылка на законодательные акты, разъяснения судов;
  • требования к суду (изменить или отменить ранее принятое решение, принять новое или прекратить производство с отменой решения);
  • перечень приложенных документов;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
  • подпись лица и дата подачи жалобы.

Жалоба в ВС РФ отличается указанием на то, какие нарушения материального и процессуального права, по мнению заявителя, являются существенными.

Имеются ли образцы кассационных жалоб по АПК? Их немало, начиная от бланков, заканчивая полноценными документами со всеми реквизитами и доводами. Но чужие образцы имеет смысл использовать лишь в ознакомительных целях, тем более, если нет достоверных сведений о том, что с их помощью достигли успеха.

Особенности обжалований по делам о компенсации за судебную волокиту

Вдобавок к имеющимся требованиям к жалобе должны иметься следующие доводы и сведения:

  • расчет длительности производства по делу (от дня поступления иска в суд до дня вынесения последнего решения);
  • обстоятельства, которые, по мнению заявителя, повлекли задержку в рассмотрении спора;
  • иные доводы заявителя;
  • расчет суммы, которую просит взыскать заявитель;
  • негативные последствия, наступившие для заявителя в связи с нарушением сроков рассмотрения дела.

Обжалование решений, принятых в рамках упрощенной процедуры

Требования к подаче жалоб регулируется нормами АПК, посвященным кассационному производству в окружных судах. Судьи вправе вызывать участников спора, если без их пояснений не разрешить дело, не нарушив принцип справедливости.

  • судья не имел права рассматривать дело из-за заинтересованности;
  • нарушены правила о языке судопроизводства, например, одному из участников не предоставили возможности воспользоваться услугами переводчика;
  • акт суда затрагивает права и обязанности лиц, не привлеченных к процессу, примером служат случаи непривлечения третьих лиц, в частности государственных органов;
  • на решении стоят подписи судей, не принимавших участие в процессе;
  • протокол отсутствует в материалах дела или подписан лицом, не принимавшим участия в деле (судьей, секретарем заседания или помощником судьи, выполнявшим обязанности секретаря).

Оформление представительства

Если ранее представитель не принимал участия в процессе, прилагается копия его доверенности. Если ранее он участвовал в ней, то формально копию прилагать не надо, но чтобы не возникало сомнений у судей, она все же должна присутствовать.

В арбитражных процессах принимают участия и юристы, и директора, и иные должностные лица, выполняющие распорядительные функции. Право представительства ими организаций подтверждается выписками из учредительных документов либо приказами о назначении на должность учредителями.

Если представитель действует по доверенности, полномочия лица, его выдавшего, также должны быть подтверждены. Судья должен удостовериться, что полномочия переданы имеющим на то право лицом.

Принятие жалобы

Комплект документов передается одному из судей. В его задачу входит проверка соответствия заявления закону.

Если бумаги в порядке, решается вопрос о назначении заседания, дате его проведения, иные организационные вопросы. Действия судьи по подготовке к заседанию отмечаются в определении об открытии производства. Оно отсылается каждому из участников дела.

В законе имеется оговорка о том, что жалоба должна приниматься к производству не позже даты истечения срока на обжалование.

Судья, посчитав, что есть нарушения формы и содержания документа, оставляет его без движения и дает время на исправление.

Особенности принятия жалобы в ВС РФ

Процедура в ВС РФ не предусматривает оставления заявления без движения, там документы, не соответствующие требованиям, сразу же возвращают заявителю. Если срок на подачу бумаги не истек, у заявителя остается возможность подать новое заявление с учетом имевшихся ранее допущенных недостатков.

По правильной жалобе с точки зрения оформления принимается решение о ее перспективности. У судьи есть два варианта:

  • передать материалы для рассмотрения в экономическую коллегию;
  • отказать в открытии производства и не передавать дело в коллегию.

Решение судьи может быть обжаловано Председателю суда, и он или его заместитель проверяют законность и обоснованность отказа заявителю в открытии производства. Они вправе отменить решение об отказе и направить дело в коллегию.

Какие-либо ограничения во времени на то, чтобы направить обжалование Председателю суда, законом не установлены.

Таким образом, по АПК РФ кассационная жалоба в Верховный суд дает намного меньше шансов на выигрыш.

Не всегда решения суда удовлетворяют требования сторон в полном объеме. В таких случаях полезно знать, куда подается кассационная жалоба на апелляционное определение, в какие сроки и как составляется данный документ.

На какие акты подается жалоба в кассацию

В порядке кассационного судопроизводства могут быть обжалованы:

  • имеющие законную силу постановления, которые вынесены мировым судом;
  • решение арбитражного суда по апелляционной жалобе;
  • постановления судебного органа апелляционной инстанции;
  • решения касательно разбирательств, связанных с нарушениями интеллектуальных прав собственника.

Обратите внимание! Постановления предыдущего суда в кассационном порядке могут быть обжалованы как полностью, так и частично на основании решения суда высшей инстанции.

Куда подается кассационная жалоба АПК

Судебное разбирательство

В соответствии со ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ подавать жалобы нужно через суд первой инстанции, который принял соответствующее постановление. После того как судья получит ходатайство, он обязан в течение 3 дней передать его в суд высшей инстанции согласно п. 42 Постановления №62 от 27 декабря 2016 г. Пленума ВАС. Жалобы по спорам о нарушении интеллектуальных прав согласно п. 1 ст. 43.6 Закона об АПК судах передаются на рассмотрение Президиума Суда.

Суды, рассматривающие данные прошения

Существуют следующие виды окружных судов, в ведомстве которых находится рассмотрения разных видов требований (в порядке нисходящей подведомственности):

  • окружные;
  • апелляционные;
  • первой инстанции;
  • специализированные.

Арбитражный суд

В соответствии с положениями ст. 24 ФЗ от 28 апреля 1995 №1ФКЗ рассмотрением и проверкой законности принятых постановлений в кассационном порядке занимаются арбитражные окружные суды. В 2018 году таких судов 10.

Сроки и порядок подачи документов

Сроки подачи документации отражены в ст. 276 АПК РФ - 2 месяца. Документ составляется заявителем или его представителем по доверенности в течение указанного срока и передается в суд, в котором происходило последнее разбирательство по делу.

Структура кассационной жалобы в арбитраж

Кассационная жалоба в арбитражный суд имеет довольно строгую структуру. Документ содержит следующие сведения:

  1. Наименование федерального судебного органа, место его расположения - округ.
  2. Наименование арбитражного суда, через который передается кассация.
  3. Данные об истце, ответчике и третьих лицах.
  4. Номер судебного дела.
  5. Слова печатными буквами - «КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА», дата принятия решения судом 1 и 2 инстанции.
  6. В основном тексте кассации указывается, что такого-то числа таким-то судом (полное наименование органа) было вынесено решение, в котором был одной из сторон получен отказ в удовлетворении требований.
  7. Доводы заявителя, доказательства, ссылки на нормы гражданского права.
  8. Существо разбирательства.
  9. Ошибки, допущенные судьями при вынесении судебного решения, - неверная трактовка норм ГК, отсутствие исследования материалов дела и т. д.
  10. После того, как основные доводы заявитель указал, прописывается слово «ПРОШУ», под которым описывается суть кассационного требования - отменить постановление такого-то арбитражного суда по такому-то делу, его номер и дата, а также данные о втором постановлении. Также указывается требование о направлении дела на пересмотр в суд 1 инстанции.

В конце кассационной жалобы указывается список приложений, среди которых:

  • дубликаты предыдущих судебных постановлений;
  • платежный документ, подтверждающий факт оплаты госпошлины;
  • доверенность на лицо, которое представляет ответчика на законных основаниях;
  • прочие документы-основания (при их наличии).

Внизу документа ставится дата и подпись.

Образец кассационной жалобы

Госпошлина за кассационную жалобу в арбитражный суд

Размер государственной пошлины при составлении кассации и апелляции установлен в пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса. Данная статья НК РФ определяет порядок исчисления и оплаты сумм в бюджет соответствующего территориального образования за оспаривание судебных решений. Размер пошлины при подачи кассационной жалобы нормой, обозначенной в данной статье, не установлен. Однако действует оговорка о том, что размер выплаты равен половине стоимости подачи искового заявления, которая в 2018 г. согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ составляет 6 000 руб. как для организаций различных видов собственности, так и для физических лиц.

Таким образом, госпошлина составит 3000 руб. для организаций и для частных лиц.

Есть определенные случаи, при наступлении которых граждане освобождаются от выплаты вышеуказанной суммы денежной компенсации. Они зафиксированы в ст. 333.37 АПК Российской Федерации. В частности, не платить могут:

  • некоммерческие организации, целью деятельности которых является защита инвалидов и прочих людей с особенностями здоровья;
  • прокуроры, выступающие по судебным делам при защите общественных интересов и государственных;
  • органы власти, относящиеся к ведомственным государственным и муниципальным структурам.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.22 НК России в случае освобождения истца от уплаты денежных сумм в бюджет, госпошлина будет списана с отвечающей стороны по спору в размерах, пропорциональных результатам рассмотрения судебного разбирательства. Согласно п. 14 Постановления ВАС № 46, если ответчик освобожден от пошлины, то в случае подачи кассации пошлина с него также списана не будет.

Обратите внимание! В п. 2 ст. 333.22 НК РФ указано, что судья может освободить лицо от обязательства по уплате из-за материального положения.

В п. 2 ст. 333.22 НК РФ предусмотрена отсрочка оплаты на период рассмотрения судебного дела. Это крайне актуально для тех граждан и организаций, счета которых были заблокированы либо на имущество которых был наложен арест. Лимит действия отсрочки составляет 1 год согласно п. 1 ст. 64 НК РФ. Выплата процентов за отсроченный платеж законодательством не предусмотрена. В целом, Пленум ВАС не указывает конкретных ситуаций, при которых можно попросить о перенесении сроков оплаты: каждый конкретный случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Важно! Чтобы отсрочить платеж, вместе с кассационной жалобой необходимо предоставить соответствующее ходатайство. В противном случае документ оставят без движения.

Возврат уплаченных сумм пошлин имеет место только в одном случае согласно ч. 2 ст. 292 АПК: если заявитель до момента вынесения решения по делу подал в суд заявление об отказе от изначально заявленных требований. Возврат денег осуществляется на базе постановления, в котором фиксируется отказ заявителя и прекращение производства по делу, а также пункт о возврате ранее уплаченной пошлины.

Что делать, если срок подачи кассации пропущен

Если лимит времени исчерпан, то согласно ФЗ от 29.07.2017 г. №260ФЗ достаточно предоставить в суд ходатайство на восстановление сроков, которое прикладывается к общему пакету документации для Верховного суда.

В перечень уважительных обстоятельств можно отнести:

  • опоздание в публикации постановлений суда в интернете;
  • нарушения процедуры оповещения о местонахождении суда и времени проведения слушания по делу;
  • неверное указание в постановлении сроков обжалования: например, в документе указана неделя, а на законодательном уровне установлен лимит времени в 10 дней;
  • несвоевременное изготовление решения;
  • тяжелое состояние стороны - болезнь, травмы, психические расстройства, прием препаратов и т. д.;
  • семейные обстоятельства;
  • экстремальные ситуации, связанные с техногенным и природным фактором, - стихийные бедствия, военные действия, прочие катастрофы;
  • отсутствие у заявителя понимания юридических аспектов;
  • нарушения процедуры передачи жалобы в порядке подведомственности судов.

Тяжелая болезнь - основание для восстановления сроков

На рассмотрение ходатайства отводится 5 рабочих дней. При этом стороны по делу ставятся перед фактом: их мнение о том, насколько обосновано такое восстановление, судом не рассматривается.

Таким образом, кассация строго регламентирована. Подается документ в областные суды соответствующего образования. Срок рассмотрения жалобы составляет в среднем 5 дней. Если время подачи документа упущено, его можно восстановить, сославшись на веское жизненное обстоятельство.

При первичном рассмотрении дела судьями устанавливаются факты, имеющие непосредственное отношение к спору, а также оцениваются доказательства, приведенные сторонами. В дальнейшем, до вступления решения в силу, стороны могут обжаловать его в апелляции. Если обжалование не принесло плодов, решения нижестоящих судов, которые вступили в силу, обжалуются в кассации.

Задачей кассационного суда является доскональное изучение акта, подготовленного нижестоящими судами, оценка его законности и справедливости. В ходе кассационного процесса производится проверка наличия взаимосвязи между выводами, сделанными судебными инстанциями, и установленными фактами, доказательствами.

Таким образом, на стадии кассации оцениваются и суть спора, разрешаемого в судебном порядке, и ранее вынесенные вердикты. При составлении жалобы заявитель должен указать на конкретные нарушения закона, которые привели к ущемлению его прав, — это существенно увеличит вероятность исхода кассационного производства в его пользу. Дополнительные требования, которые не были озвучены заявителем при первичном рассмотрении судом возникшего спора, не могут быть заявлены им на стадии кассации.

Кассационная инстанция арбитражного суда — где она находится?

Полномочиями по рассмотрению кассаций обладают арбитражные суды федеральных округов России. Их перечень, а также перечень регионов страны, входящих в состав округов, установлен ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных…» от 28.04.1995 № 1. В 2017-2018 годах этот список включает 10 федеральных арбитражных судов. Получить информацию о том, в какой именно суд необходимо адресовать кассационную жалобу, можно на сайте суда инстанции, вынесшей решение, или в резолютивной части самого решения.

Согласно ч. 1 ст. 273 АПК РФ, обращение с кассационной жалобой в уполномоченную инстанцию допускается только тогда, когда апелляция, поданная стороной разбирательства, не была удовлетворена. Однако из этого правила существуют исключения. Так, подать кассацию, не пройдя стадию апелляционного обжалования, можно в следующих случаях:

  1. Если заявитель подал апелляцию с нарушением определенного законодателем срока и заявил ходатайство о его восстановлении, но апелляционный суд ходатайство не удовлетворил (ч. 1 ст. 273 АПК РФ).
  2. Если начальным судом, вынесшим не устраивающее заявителя решение, является Суд по интеллектуальным правам (ч. 2 ст. 273 АПК РФ).
  3. Если обжалуется судебный приказ (ч. 1 ст. 273 АПК РФ).

Как подать кассацию в арбитраж?

Подать в арбитраж кассационную жалобу может любой участник судебного процесса, а также граждане и организации, которые пострадали из-за вынесенного судом решения. Чтобы подать ее, необходимо обратиться в арбитражный суд, который вынес такое решение (ч. 1 ст. 275 АПК РФ). Суд, в свою очередь, должен направить полученный документ, приложив к нему дело, по которому было вынесено оспариваемое решение, в кассационную инстанцию в течение 3 дней с момента получения обращения (ч. 2 ст. 275 АПК РФ).

На подачу жалобы законодателем отводится 2 месяца, при этом отсчет срока начинается с момента, когда принятый судебный акт вступил в силу. Если установленный срок уже истек, заявитель может обратиться в суд с ходатайством о его восстановлении. Однако суд удовлетворяет такие ходатайства далеко не всегда. Заявитель должен доказать, что срок был пропущен по уважительной причине — например, если он не знал о том, что в его отношении велось судебное производство и по его итогам было вынесено решение, ущемляющие его права. С заявлением о восстановлении срока можно обратиться только в течение полугода с момента вступления решения суда в силу (ч. 2 ст. 276 АПК РФ).

При этом составитель жалобы, в соответствии с ч. 3 ст. 277 АПК РФ, обязан направить ее копии всем лицам, участвующим в судебном процессе. Кассация может быть подана в арбитраж в письменной форме — лично в канцелярию суда или заказным письмом с уведомлением о вручении, хотя допускается и подача в электронном виде (ч. 1 ст. 277 АПК РФ).

Результат рассмотрения кассационной жалобы

Согласно ч. 1 ст. 287 АПК РФ, по результатам рассмотрения жалобы кассационный суд может вынести один из следующих вердиктов:

  1. Поддержать позицию нижестоящих судов и оставить вынесенное ими решение и апелляционное определение в неизменном виде.
  2. Отменить оспариваемые судебные акты и самостоятельно принять новое определение, не привлекая к дальнейшему выполнению процессуальных действий нижестоящие суды. Такой исход возможен, если доказательная база, собранная в ходе судебного производства, является полной, а принятое по итогам ее изучения судебное решение опирается на имеющиеся доказательства, но не соответствует действующим законодательным нормам.
  3. Отменить действие ранее принятых судебных актов и передать имеющиеся в производстве материалы на рассмотрение в тот же арбитражный суд, который ранее вынес оспариваемое постановление (при этом кассационная инстанция может обязать суд изменить состав судей, рассматривающих спор). Такое решение может быть принято в том случае, если нижестоящие суды неправильно истолковали имеющуюся информацию и неверно применили к полученным сведениям нормы действующего права.
  4. Отменить оспариваемое решение и/или определение и передать материалы дела на рассмотрение другого арбитражного суда такого же уровня. Такой вердикт выносится, если при повторной проверке решения или определения суда кассационная инстанция приходит к выводу о том, что при вынесении судебных актов суды неверно оценили представленные доказательства и нарушили установленные законодателем правила.
  5. Отменить или изменить решение и/или определение полностью или частично и прекратить производство по делу.

Кассационная инстанция арбитражного суда и пересмотр определений, вынесенных в кассации

Возможна ситуация, когда по различным процессуальным основаниям кассационная жалоба возвращается заявителю. Если определение о возврате кассационной жалобы, по мнению заявителя, не отвечает действующим правовым нормам, его также можно обжаловать в вышестоящей инстанции. Право на подачу такой жалобы закреплено ст. 291 АПК РФ. Рассматривает жалобы тот же суд, в который изначально подавалась кассационная жалоба, но рассмотрение производится в коллегиальном порядке (3 судьи в составе суда). Прочие определения рассматриваются единолично судьей арбитражного суда, в котором они выносились (ч. 2 ст. 291 АПК РФ). При этом рассматривать дело должен другой судья (не тот, который вынес определение).

Итак, кассация — это стадия судебного процесса, на которой проверяется законность решений, вынесенных судами первой и апелляционной инстанции. Кассационная жалоба подается с целью обжалования судебных постановлений, уже вступивших в законную силу и побывавших на рассмотрении в суде апелляционной инстанции. Ее рассмотрением занимается арбитражный суд того федерального округа, в котором проводился арбитражный процесс. Если определение, вынесенное кассационным судом, также не соответствует нормам действующего законодательства, оно может быть обжаловано в Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации.

Вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 186-ФЗ , от 02.03.2016 N 47-ФЗ)

2. Вступившие в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в качестве суда первой инстанции, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(часть 2 введена Федеральным законом от 08.12.2011 N 422-ФЗ)

2.1. Вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным настоящей главой, с учетом особенностей, установленных статьей 288.1 настоящего Кодекса.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 02.03.2016 N 47-ФЗ)

3. Пересмотр в порядке кассационного производства судебных актов арбитражных судов в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в соответствии со - 291.15 настоящего Кодекса.

(часть 3 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ)

Статья 274. Арбитражный суд кассационной инстанции

2. В кассационной жалобе должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, в который подается кассационная жалоба;

2) наименования лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, а также других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

3) наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, постановление, номер дела и дата принятия решения, постановления, предмет спора;

4) требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, постановление, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

В кассационной жалобе могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, заявлены имеющиеся ходатайства.

3. Лицо, подающее кассационную жалобу, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы и прилагаемых к ней документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить их другим участвующим в деле лицам или их представителям лично под расписку.

4. К кассационной жалобе прилагаются:

1) копия обжалуемого судебного акта;

2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера;

3) документы, подтверждающие направление или вручение другим лицам, участвующим в деле, копий кассационной жалобы и документов, которые у них отсутствуют;

4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание кассационной жалобы.

5. Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

(часть 5 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

Статья 278. Принятие кассационной жалобы к производству арбитражного суда

1. Кассационная жалоба, поданная с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к ее , принимается к производству арбитражного суда кассационной инстанции. В случае нарушения указанных требований арбитражный суд кассационной инстанции или оставляет кассационную жалобу без движения, или возвращает кассационную жалобу в порядке, предусмотренном , настоящего Кодекса.

2. Вопрос о принятии кассационной жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции решается судьей единолично в пятидневный срок со дня ее поступления в арбитражный суд кассационной инстанции.

3. О принятии кассационной жалобы к производству арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по кассационной жалобе.

В определении указываются время и место проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы. При этом время проведения первого судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы определяется с учетом того, что оно не может быть назначено ранее истечения срока, установленного настоящим Кодексом для подачи кассационной жалобы.



Просмотров