Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции. Управление в области охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельности).

Охрана окружающей среды или природоохранная деятельность заключается в предотвращении, пресечении негативных воздействий на природную среду и отдельные природные ресурсы, устранений негативных последствий и восстановление природной среды и природных ресурсов в целях их сохранения и обеспечения экологических потребностей общества.

Законами и иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются обязательные условия, ограничения или их совокупности, предъявляемые к субъектам хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды (природоохранные требования).

На всех этапах осуществления хозяйственной и иной деятельности, начиная с решения вопроса о размещении производственных и иных объектов и до ее прекращения должны соблюдаться соответствующие природоохранные требования.

Так, особую группу составляют природоохранные требования, которые должны соблюдаться при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации зданий и иных сооружений, оказывающих прямое воздействие на природную среду.

Размещение зданий и иных сооружений допускается соблюдением требований по охране и восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий их эксплуатации и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Если размещение зданий и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, то решение об этом принимается с учетом результатов референдумов.

Проектирование строительства, реконструкции зданий и иных объектов должно осуществляться с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. В проектах строительства, реконструкции должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применение ресурсосберегающих, малоотходных, безотходных и иных наилучших существующих технологий, способствующих охране, восстановлению и воспроизводству природной среды и природных ресурсов, рациональному природопользованию. Не допускается исключение из проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды.

Строительство и реконструкция производственных и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам. Запрещается строительство и реконструкция до утверждения проектов и отвода земельных участков в натуре, изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Ввод в эксплуатации зданий и иных объектов допускается при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектами мероприятий по охране окружающей среды, и на основании актов комиссии по их приемке в эксплуатацию, в составе которых должны включаться представители федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в области охраны окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения предусмотренных проектами работ по охране, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории (от 38 Федерального Закона «Об охране окружающей среды»).

Эксплуатация зданий и иных объектов должна осуществляться в соответствии с утвержденными технологиями и требованиями в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При этом необходимо соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение природоохранных требований, проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий.

Вывод из эксплуатации зданий и иных объектов допустим на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации, предусматривающей мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству ее компонентов, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды, и обязательном выполнении указанных мероприятий в полном объеме.

Общие природоохранные требования дополняются специфическими для отдельных видов деятельности.

Так, при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов.

При размещении гидроэлектростанций должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и нормативов природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почвы при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий и иных объектов в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику за исключением чрезвычайных ситуаций, перечень которых определяется законодательством РФ.

Организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также иные лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции должны соблюдать природоохранные требования, проводить мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и иных организмов от негативного воздействия их деятельности. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

При осуществлении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также по недопущению ухудшения состояния окружающей среды, нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция городских и сельских поселений должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечивалось благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Размещение зданий и иных сооружений должно производиться с учетом природоохранных требований, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

При планировании и застройке поселений должны приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.

С целью обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; загрязнения окружающей среды, охраны и использование особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных земель и лесных угодий на территориях поселений должны создаваться зоны с ограниченным режимом природопользования и осуществления хозяйственной деятельности. Это зоны охраны памятников истории и культуры, природы; заповедные, особо охраняемые природные территории, санитарные, защитные, санитарно-защитные, водоохранные и прибрежные защитные полосы; санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов; чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия, с экстремальными природно-климатическими условиями и другие.

Лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализацию, снижение уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтедобывающих производств, переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среды. Организации, независимо от форм собственности осуществляющие разработку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, обязаны разрабатывать планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов , а также создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, оснащать их специальными техническими средствами, немедленно оповещать органы государственной власти и органы местного самоуправления о разливах нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации, содержать в исправном состоянии технологическое оборудование; заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий и т.д. .

В случаях разливов нефти и нефтепродуктов проводятся следующие мероприятия:

Прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;

Сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками, используемых специальных технических средств;

Размещение собранной нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и природной среды.

Последующие работы проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющие положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов считаются завершенными при достижении допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах, донных отложениях водных объектов, при которых:

Исключается возможность поступления нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в сопредельные среды и на территории;

Допускается использование земельных участков по их основному целевому назначению (с возможными ограничениями) или вводится режим консервации, обеспечивающий достижение санитарно-гигиенических нормативов содержания в почве нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) или иных нормативов в процессе самовосстановления почвы (без проведения дополнительных специальных ресурсоемких мероприятий);

Обеспечивается возможность целевого использования водных объектов без введения ограничений.

При завершении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов подготавливается отчет, а также предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов, которые направляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, на территории которых (которого) произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

Юридические и физические лица, использующие радиоактивные вещества и ядерные материалы, обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение, установленных предельных нормативов ионизирующего излучения, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.

Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств, с целью их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство запрещаются.

Допускается ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) переработки в случае, если проведены государственная экологическая и иные необходимые экспертизы, обосновано общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности.

Порядок ввоза облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов устанавливается Правительством РФ исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей среды и экономических интересов РФ, принимая во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение.

Производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускается после проведения необходимых токсико-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной их регистрации.

Запрещается применение токсичных химических веществ, не подвергающихся распаду; производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.

При осуществлении деятельности, связанной с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, должны обеспечиваться экологически безопасное производство, транспортировка, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разработка и осуществление мероприятий по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.

Обращение с отходами производства и потребления, включая сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, должно осуществляться способами, безопасными для окружающей среды.

Запрещается:

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

Размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

Захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

Ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

При планировании и застройке поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производства и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.

С целью охраны озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений осуществляется регулирование производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

Охрана отдельных природных ресурсов регламентируется соответственно законодательством: земельным, о недрах, водным, лесным, о животном мире, об особо охраняемых территориях и объектах, об охране атмосферного воздуха.

В соответствии с главой II Земельного кодекса РФ 2001 г. собственники земель, землевладельцы, землепользователи, арендаторы обязаны проводить мероприятия по:

Сохранению почв и их плодородия;

Защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

Защите сельскохозяйственных угодий и других земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов, растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям;

Ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель;

Сохранению достигнутого уровня мелиорации;

Рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

Сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Требования по рациональному использованию и охране недр закреплены в ст. 23 Закона РФ «О недрах».

К ним относятся:

Соблюдение порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного недропользования;

Обеспечение полноты геологического излучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

Проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств недр;

Проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Наиболее полное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

Достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

Охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

Предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов, сбросе сточных вод;

Соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с их добычей;

Предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

Предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого и промышленного водоснабжения.

Охрана водных объектов регламентируется главой 6 Водного кодекса РФ и дополняющими ее нормативными правовыми актами и заключается в сохранении водных объектов, предотвращении их загрязнения, засорения и истощения, а также ликвидации последствий указанных явлений.

Обязанности по охране водных объектов возлагаются на их собственников, водопользователей, а водных объектов, находящихся в государственной собственности, на органы государственной власти, органы местного самоуправления соответственно.

Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов); ядерных материалов, радиоактивных веществ. При этом должны соблюдаться нормативы предельно допустимого воздействия на водные объекты и не превышаться предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, нормы предельно допустимых концентраций химических и иных вредных для человека веществ.

Предусмотрены дополнительные требования по охране от загрязнений и засорений болот, ледников и снежников, подземных водных объектов, при проведении работ, использовании водных объектов для целей производства электроэнергии (ст. ст.57,58,59,61,62, ВК РФ), проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, в воде в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственных систем (ст.60 ВК РФ).

С целью охраны водных объектов создаются охранные зоны, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, водохранилищ. Ширина охраняемой зоны рек или ручьев длиной до 10км устанавливается в 50 метров, от 10 до 50 км - в 100метров; от 50 и более километров – в 200метров.

Для озер, водохранилищ, за исключением озера внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км ширина водоохраняемой зоны устанавливается в размере 50 метров, а для морей – 500 метров.

Водоохранные зоны магистральных и межхозяйственных каналов совпадают с их полосой отвода. В границах водоохранных зон запрещается использование сточных вод для удобрений почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсических, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных сооружений объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения.

В границах водоохранных зон выделяется прибрежные защитные полосы в зависимости от уклона берега в 40 –200м. от береговой линии, на территории населенных пунктов – от парапета набережной или от береговой линии. В защитных прибрежных полосах кроме ограничений, общих для водоохранной зоны в целом, запрещается: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация летних лагерей, ванн (ст.65 ВК РФ).

Леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным, и в них запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсических химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ст.104 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 6 ВК РФ вдоль береговой линии водных объектов общего пользования выделяется береговая полоса (бечевник), шириной 20 метров, а каналов, рек, ручьев протяженностью до 10 км – 5 метров от береговой линии. Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) береговая полоса не устанавливается. Береговая полоса представляет собой часть прибрежной полосы и может быть использована гражданами для передвижения, без использования механических транспортных средств, пребывания около водных объектов общего пользования, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства, причаливания транспортных средств. Приватизация (т. е. продажа в частную собственность) земельных участков в пределах береговой полосы запрещена (ст. 27 ЗК РФ).

Вокруг водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, содержащие природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны, в которых вводятся ограничения в соответствии с СаНПиНом 2.1.4.1110-02. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения .

Водные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение могут признаваться особо охраняемыми водными объектами федерального, территориального (регионального), местного и международного значения. В этом случае они полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности и их правовой режим регламентируется законодательством об особо охраняемых природных территориях и объектах.

Основные требования по охране и защите лесов закреплены в главе 3 Лесного кодекса РФ. Они подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, незаконных рубок (порубок), и других действий, причиняющих вред лесам, а также защите от вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов).

Охрана животного мира регламентируется Федеральным законом «О животном мире» и дополняющими его нормативными правовыми актами и представляет собой деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира.

Сохранение животного мира обеспечивается предупреждением, пресечением незаконного пользования (браконьерства) установлением ограничений, приостановлением или запрещением на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки, изменением вида пользования животным миром, а также регулированием численности животных, проведением работ по их акклиматизации, переселению и гибридизации.

Предусматривается применение мер по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередач.

Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 997 .

Любая деятельность, влекущая за собой применение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграций, должна осуществляться с соблюдением правил охраны животного мира. С другой стороны, хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы не ухудшалась собственная среда обитания, и не причинялся вред сельскому, водному и лесному хозяйству.

При размещении, проектировании и строительстве поселений, предприятий и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесопользования, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграций, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграций объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

С целью сохранения и воспроизводства популяций животных, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении создаются заповедники, заказники и иные, особо охраняемые природные объекты, предусматривается включение объектов животного мира в красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ.

Участки земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение признаются особо охраняемыми территориями и объектами.

Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливается особый режим их охраны, в том числе полное и частичное изъятие из хозяйственного пользования и проведение работ по изучению, восстановлению природных объектов.

Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается система мер по улучшению качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и природную среду.

В целях определения безопасности и (или) безвредности химических, физических и биологических факторов на людей и природные объекты, оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Государственное регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется путем установления технических нормативов выбросов (ТНВ) и предельно допустимых выбросов (ПДВ).

Вредные (загрязняющие) и потенциально опасные вещества подлежат государственной регистрации.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, вредные физические воздействия на него допускается на основании разрешений, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ.

Законодательствам установлены ограничения или затраты на осуществления деятельности, влияющей на состояние атмосферного воздуха. Так запрещается:

Внедрение новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, не отвечающих требованиям охраны атмосферного воздуха;

Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья людей, природной среды не установлена;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшение здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых негативных последствий для людей и природной среды;

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Лица, эксплуатирующие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

Обеспечивать инвентаризацию выбросов и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

Внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

Планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, их сокращению или исключению;

Осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

Осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Обеспечивать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Соблюдать режим санитарно-защитных зон;

Своевременно вывозить загрязняющие атмосферный воздух отходы с соответствующих территорий хозяйственной и иной деятельности на специализированные места их складирования или захоронения, а также для переработки;

Соблюдать иные требования по охране атмосферного воздуха.

К федеральным органам общей компетенции, осуществляющим (наряду с другими функциями) управление и контроль природопользования и охраны окружающей среды относятся: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды. Аналогичные органы экологического управления общей компетенции действуют, как правило, в субъектах РФ и муниципальных образованиях. В Москве это – глава администрации (мэр города), Законодательное собрание (Московская городская Дума), Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, мировые суды.

Новая система органов исполнительной власти построена в ходе административной реформы, проведенной согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Важнейшие специализированные функции экологического управления осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» МПР России самостоятельно осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет проекты актов по вопросам:

– геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

использование и охрана водных объектов;

– эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

– охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

особо охраняемые природные территории;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

охрана атмосферного воздуха;

– обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Другим специализированным природоохранным органом является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 181 оно осуществляет правовое регулирование по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, охоты и охотничьего хозяйства, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации.

Однако основную массу специализированных государственных органов в области охраны окружающей среды составляют федеральные службы и агентства, выделенные в ходе административной реформы из министерств и получившие от них большинство функций правоприменения, контроля и надзора.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству согласно постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 183 осуществляет правоприменительные функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом Минсельхоза России; оно осуществляет также оказание услуг противоэпизоотического характера в области обеспечения защиты и карантина растений, химизации в агропромышленном комплексе; организацию эксплуатации мелиоративных систем федеральной собственности; организацию формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений; ведение мониторинга объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; формирование информационных банков данных в области ветеринарии, племенного животноводства, селекционных достижений, пестицидов, агрохимикатов, плодородия почв и др.

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 201 осуществляет:

государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; в области охраны окружающей среды; за охраной атмосферного воздуха;

– надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях;

– контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничными перемещениями отходов; за производством и потреблением озоноразрушающих веществ; за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований технических регламентов;

– надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции;

– лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами; выдача и аннулирование разрешений и лицензий на выбросы и сбросы загрязняющих веществ; на оборот дикий животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу РФ; на транзит через территорию России ядовитых веществ и др.;

– организация и проведение государственной экологической экспертизы.

Федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении МПР России, являются агентства, преобразованные из соответствующих Государственных служб согласно Постановлениям Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 169-171: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.

В их ведении находится организация работ по охране и рациональному неистощительному пользованию соответствующим ресурсом, ведение кадастра и мониторинга и других мероприятий, обусловленных спецификой данного природного объекта.

Иные органы осуществляют отдельные функции управления в сфере охраны окружающей среды.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ координирует и регулирует вопросы охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности.

Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды.

Министерство внутренних дел РФ участвует в надзоре за соблюдением владельцами автотранспорта требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами, в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий (быстрых и непрерывных распространений заболеваний среди людей) и эпизоотии (распространений заболеваний среди животных).

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных радиационными авариями и катастрофами, стихийными бедствиями.

Государственный комитет по стандартизации и метрологии, который занимался формированием и реализацией государственной политики в области стандартизации и метрологии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии с передачей функций нормативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, который обеспечивал разработку, принимал и издавал нормы и правила с экологическими требованиями в области строительства, архитектуры, градостроительства и осуществлял контроль за их соблюдением, преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с передачей функций по принятию нормативных правовых актов Министерству промышленности и энергетики, а функций по надзору и контролю - Федеральной службе по технологическому надзору.

Федеральный горный и промышленный надзор России, который осуществлял обеспечение охраны недр и соблюдение законодательства всеми пользователями недр, надзор за безопасным ведением работ с учетом экологических требований, преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с передачей функций формативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Надзор России по ядерной и радиационной безопасности, который занимался формированием системы правовых, экономических и организационно-технических мер, надзором за соблюдением требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, переименован в Федеральную службу по атомному надзору.

Часть готовой работы:

    Введение 3
    1. Конституционные основы экологического права 5
    2. Суть механизмов государственного регулирования охраны окружающей среды 7
    3. Системный подход к природоохранной политике государства 10
    4. Органы государственной власти РФ, регулирующие охрану окружающей среды и природопользование 12
    5. Проблемы государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации 20
    Заключение 23
    Список литературы 24

    Список литературы

    1. Конституция РФ 1993 г.
    2. Земельный кодекс РФ от 28 сентября 2001 г.
    3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 10 января 2002 года N 7-ФЗ
    4. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2000
    5. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 1998.
    6. Веденкин Н. Н. Экологическое право: Вопросы и ответы. М., 1999.
    7. Гусев Р. К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2000
    8. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 227-229
    9. Лебедева М. И., Анкудимова И. А. Экология: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 80 с.
    10. Ливчак И.Ф., Воронов Ю.В. «Охрана окружающей среды». Юрист 2005
    11. Экология. Природа - Человек - Техника. Акимова Т.А, Кузьмин А.П, Хаскин В.В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.

    Выдержка из работы

    1. Конституционные основы экологического права

    Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права. Но они имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и нормативных актов. Иначе говоря, тех актов, которые регулируют соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Наконец, в числе источников экологического права определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
    В принятой 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Вслед да Федеративным договором Конституция вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
    Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В продолжение этого положения в Конституции есть две нормы. Первая из них (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Вторая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность, на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2); первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования.
    Воспринимая основные положения Федеративного договора, Конституция оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72, пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Разграничение дается в двух направлениях – по предметам ведения Федерации и субъектов Федерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Вне этих пределов субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов.
    Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует закон или иной нормативно-правовой акт Федерации. Источники экологического права конкретизируют Конституцию РФ.

Узнать стоимость

Государственные органы управления и контроля в области охра­ны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Пре­зидент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов феде­рации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные на­правления природоохранной политики, утверждают экологические про­граммы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наря­ду с охраной окружающей природной среды государственные орга­ны этой категории ведают и другими экологическими вопросами, вхо­дящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Деятельность требует специальной организа­ции. Для этого необходим независимый от интересов отдельных орга­низаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природо­пользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые та­кой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охра­не природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции по рационализации природопользования и охране окружаю­щей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ. То есть функция использования природы и ее охрана, к сожалению, вновь со­средоточились в одном органе. В условиях доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация пред­ставляется крайне нежелательной.

Главными задачами/указанного министерства в области рацио­нального природопользования и охраны природы являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех ос­тальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; ру­ководство заповедным делом и ведение общегосударственной Крас­ной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

К комплексным органам управления относятся также:

Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ) - координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных ор­ганов (санэпидстанций и инспекций);

Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды (Росгидромет) - осуществляет эколо­гический контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстре­мальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько род­ственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Госгортехнад-зор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (са­нитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмос­ферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологиче­ского равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с эти« возникла неотложная необходимость международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. Поэтому, помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемир­ный фонд дикой природы (ВВФ) и др.

Правовая охрана окружающей среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, определяющих как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению, которые образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и об­ществом.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ПАСПОРТИЗАЦИЯ

Общие положения экологического законодатель­ства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.

Стандарт (от англ. standard - норма) - норматив­но-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполне­ния. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17 .0.0.01.-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0-основные положения; 1 - гидросфера; 2 - атмосфе­ра; 3 - почвы; 4 - земли; 5 - флора; 6 - фауна; 7 - недра..

По направлениям действия государственные стан­дарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:

    1 - термины, классификации, определения;

    2 - нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования при­родных ресурсов;

    3 - правила охраны природы и рационально­го использования природных ресурсов;

    4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственно­го воздействия;

    5, 6 - требования к средствам контроля и за­щиты окружающей среды;

    ♦ 7 - прочие стандарты.

В полное обозначение стандарта ССОП входят ин­декс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания.

Так, например, если требуется выяснить, какие су­ществуют нормы и методы измерения выбросов вред­ных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.

В данном примере «17» обозначает номер системы, «2» - номер подсистемы (группы) - атмосферу, «2» - вид стандарта - нормы и методы измерения, «05» -- номер стандарта и «86» - год издания.

Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие; в обязатель­ном порядке разрабатывает экологический паспорт . Цель паспортизации - прогноз экологической ситу­ации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Экологический паспорт промышленного (или лю­бого другого) предприятия является основным норма­тивно-техническим документом, включающим дан­ные об использовании ресурсов и воздействии его на окружающую среду.

Порядок составления и представления экологичес­ких паспортов предприятия (производственной и не­производственной сферы) на согласование координи­руют местные комитеты по охране природы при ад­министрациях. Наличие и ведение экологического паспорта не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности.

Экологический паспорт предприятия является до­кументом, в котором должны быть отражены:

    сведения о технологиях, используемых предпри­ятием;

    количественные и качественные характеристи­ки используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии);

    количественные характеристики выпускаемой продукции;

    количественные и качественные характеристи­ки выбросов (сбросов, отходов), загрязняющих веществ предприятия;

    результаты сравнения используемых предприя­тием технологий с лучшими зарубежными и отече­ственными.

Информация, содержащаяся в экологическом пас­порте, предназначена для решения следующих приро­доохранных задач:

    оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) за­грязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения и определе­ние размера платы за природопользование;

    установление предприятию предельно допусти­мых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

    планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценка их эффективности;

    экспертиза проектов реконструкции предприятия;

    контроль за соблюдением предприятием зако­нодательства в области охраны природной среды;

    повышение эффективности использования при­родных и материальных ресурсов, энергии и вторич­ных продуктов.

Экологический паспорт составляется на основе со­гласованных основных показателей производства, про­ектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использова­нию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и других нормативно-техни­ческих документов. Экологический паспорт согласо­вывается с местным комитетом по охране природы администрации и утверждается руководителем пред­приятия. Экологический паспорт заполняется в 2 эк­земплярах: один хранится на предприятии, другой - в местном комитете по охране природы с грифом «Для служебного пользования».

Экологический паспорт состоит из следующих 11 раз­делов:

    Общие сведения о предприятии;

    Краткая природно-климатическая характери­стика района размещения предприятия;

    Краткая характеристика производства, сведе­ния о продукции;

    Расход энергоресурсов по видам продукции;

    Характеристика выбросов в атмосферу;

    Характеристика водопотребления, водоотведе-ния и очистки сточных вод на предприятии;

    Характеристика отходов, образующихся на предприятии;

    Характеристика полигонов и накопителей, предназначенных для захоронения (складирования) отходов;

    Рекультивация нарушенных земель и снятие нарушенного слоя почвы.

    Транспорт предприятия;

    Плата за размещение, выбросы, сбросы отхо­дов, загрязняющих веществ в окружающую среду.

Составленный предприятием экологический пас­порт по требованию местных комитетов по охране природе может быть направлен на экспертизу.

Экологическая паспортизация города является на­стоятельной необходимостью и качественно новой сту­пенью оценки и обобщения информации по состоянию и прогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный на основе паспортиза­ции документ «Экологический паспорт города» дол­жен состоять из следующих разделов:

    оценка современного состояния физико-хими­ческих параметров окружающей природной среды го­родской территории и состояния здоровья граждан;

    изучение, прогноз и контроль за состоянием ок­ружающей городской среды, изменяющейся под воз­действием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства в системе мониторинга;

    оптимизация различных этапов городского хо­зяйствования: планирования, управления, строитель­ства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи с природоохранными мероприятиями.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

В соответствии с Федеральным законом «Об эко­логической экспертизе» от 23.11.1995 г. термин «экологическая экспертиза» определяется следую­щим образом:

Экологическая экспертиза - установление соот­ветствия намечаемой хозяйственной или иной дея­тельности экологическим требованиям и определе­ние допустимости реализации объекта экологичес­кой экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реа­лизации объекта экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется государ­ственная, общественная, научная, нормативная, сани­тарная и правовая экологическая экспертиза.

Цель экспертизы - проверить и оценить, насколь­ко объект соответствует требованиям охраны окружа­ющей природной среды и экологической безопаснос­ти. Результатом экспертизы является выявление тех­нических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий ре­ализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

Одной из главных задач деятельности Министер­ства охраны окружающей среды и природных ресур­сов РФ (Минприроды России) является организация и проведение государственной экологической экспер­тизы. Государственная экологическая экспертиза осуществляет свою деятельность в соответствии с за­конами Российской Федерации «Об охране окружа­ющей природной среды», «Об экологической экспер­тизе», «Положением об экологической экспертизе» и другими нормативными актами. Ее выводы имеют силу над ведомственного документа, обязательного для исполнения.

Методическое руководство и координацию дея­тельности всей единой системы государственной эко­логической экспертизы осуществляет Главное управ­ление государственной экологической экспертизы Минприроды России (Главгосэкспертиза), привлекая для этого координационный совет госэкологической экспертизы.

В субъектах Федерации государственная экологи­ческая экспертиза выступает в виде аналогичных правлений, отделов, территориальных органов Мин­природы России, соответствующих советов.

Председатель и члены экспертной комиссии несут полную ответственность за правильность и обоснован­ность своих заключений в соответствии с законода­тельством РФ.

Выводы экспертной комиссии могут быть обжало­ваны в суд или арбитражный суд.

Экспертиза материалов, представленных на госэкс­пертизу, завершается составлением заключения экс­пертной комиссии.

Заключение экологической экспертизы - доку­мент, подготовленный экспертной комиссией, содер­жащий обоснованные выводы о допустимости воздей­ствия на окружающую природную среду хозяйствен­ной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобрен­ный большинством списочного состава экспертной комиссии.

Заключение подписывают руководитель, ответ­ственный секретарь и все члены экспертной комис­сии; оно не может быть изменено без их согласия.

Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий для реализации объекта экспертизы. Правовым по­следствием отрицательного заключения является за­прет реализации объекта экспертизы. В случае отри­цательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицатель­ном заключении.

Общественная экологическая экспертиза прово­дится по инициативе общественных объединений и негосударственными структурами. Ее заключение может иметь форму рекомендаций.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или высших учебных заведений. Она может быть проведена по инициати­ве отдельных ученых или научных коллективов. Ее заключение носит информационный характер.

Эколого-санитарная экспертиза изучает жизнь и здоровье человека во взаимосвязи с окружающей природной средой. Ее проведение имеет принципиальное значение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Задачей эколого-нормативной экспертизы явля­ется исследование соответствия требованиям эколо­гической безопасности нормативов качества окружающей природной среды, предельно допустимых кон­центраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационного воз­действия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей среды с точки зрения здорового человека, охраны его генетического фонда.

Объектом эколого-правовой экспертизы являются законы, указы, правительственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ве­домств, нормативные акты субъектов Федерации, при­нимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспер­тизы вытекает из обязанности, возложенной Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» на законодательные и нормативные органы.

В Федеральном законе «Об экологической экспер­тизе» определены виды нарушений законодательства и формы ответственности: уголовная, административ­ная, материальная и гражданско-правовая.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Юридическая ответственность - это обязатель­ство юридических и физических лиц перед обще­ством и государством относительно соблюдения дей­ствующих законов по охране окружающей среды. При отсутствии мер наказания, предусмотренных за невы­полнение законов, эти законы действовать не будут. Правовая система нашей страны предусматривает че­тыре формы ответственности: дисциплинарную (включая материальную), административную, граждан­ско-правовую и уголовную.

Физические лица могут нести все виды ответствен­ности, а юридические, т. е. предприятия, учреждения и организации привлекаются лишь к административ­ной и гражданско-правовой ответственности.

Все виды правонарушений в сфере охраны окру­жающей природной среды имеют общие черты: ви­новность и противоправность деяния, нарушение природоохранного законодательства, причинение вреда здоровью человека или окружающей природ­ной среде, причинную связь между элементами со­става правонарушения.

Ответственность наступает в соответствии с Кодек­сом законов о труде РСФСР (КЗоТ), Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), Уголовным кодексом РФ (УК), Гражданским кодек­сом РФ (ГК), а также в соответствии с природоресурсными и природоохранными нормативными актами.

Дисциплинарные наказания (предупреждения, вы­говор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должно­стных лиц, рабочих и служащих, руководителей пред­приятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связан­ных с правовой охраной окружающей природной сре­ды.

При этом следует учитывать два важных момента:

    дисциплинарная ответственность может насту­пить лишь за нарушение экологических правил, ис­полнение которых входило в круг должностных обя­занностей нарушителя;

    недопустимо наказывать в дисциплинарном по­рядке лиц, которые нарушают экологические прави­ла во внерабочее время.

Согласно КоАП, административным проступком признается действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. КоАП группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах.

К проступкам, посягающим на государственную собственность (гл. 6), в том числе к нарушению прав на недра, воды, леса, животный мир (ст. 46-48) отно­сятся, например:

    нарушение права государственной собственнос­ти на недра (ст. 46);

    самовольная добыча янтаря (ст. 46");

    нарушение права государственной собственнос­ти на воды (ст. 47);

    нарушение права государственной собственнос­ти на леса (ст. 48);

    нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 48").

Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 7):

    в отношении земель - бесхозяйственное их ис­пользование, порча, самовольное отступление от проекта внутрихозяйственного землеустройства (ст. 50-54);

    в отношении недр - нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил, условий лицен­зии, регламентирующих деятельность на континен­тальном шельфе Российской Федерации (ст. 55-56);

    в отношении водных ресурсов - нарушение правил их охраны, водопользования (ст. 57-60);

    в отношении лесных ресурсов - незаконное ис­пользование земель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами (ст. 61-76);

    в отношении атмосферного воздуха - выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуата­ции, а также неиспользование оборудования для очи­стки выбросов в атмосферу (ст. 77-84);

    в отношении животного мира - нарушение правил охраны среды обитания, порядка пользования животным миром, уничтожение редких и находящих­ся под угрозой исчезновения животных, нарушение правил охоты и рыболовства (ст. 84"-86).

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены более общие экологические правонарушения, среди которых можно отметить следующие:

♦ несоблюдение стандартов, норм и иных норма­тивов качества окружающей природной среды;

♦ неподчинение предписаниям органов, осуществ­ляющих государственный экологический контроль;

    превышение установленных нормативов пре­дельно допустимых уровней вредного воздействия: шума, вибрации, радиации, магнитных полей;

    незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной де­ятельностью;

    невыполнение обязательных мер по восстановле­нию нарушенной окружающей среды и воспроизвод­ству природных ресурсов.

На руководителей или собственников предприятий, деятельность которых можно квалифицировать как административное правонарушение, могут наклады­ваться следующие взыскания: предупреждение или штраф, максимальный размер которого составляет 20 минимальных размеров оплаты труда. Крайними мерами наказания являются приостановление или закрытие предприятия, а также ограничение или" ли­шение права природопользования, т. е. лицензии.

Гражданско-правовая ответственность предпола­гает имущественную ответственность предприятия-за­грязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружа­ющей природной среде или здоровью человека.

Причинителями вреда являются юридические и физические лица, предприниматели независимо от ве­домственной принадлежности и форм собственности, совершившие экологические правонарушения. Причинителем вреда может быть и сама природа: ее стихий­ные силы, катастрофы (землетрясения, извержения вул­канов, оползни и т. п.). Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружаю­щая природная среда с ее объектами и ресурсами.

Итак, вследствие экологического правонарушения может быть нанесен вред окружающей природной среде и здоровью человека. В этом случае причини­тель вреда обязан этот вред возместить. Законодатель­ством предусмотрены разные формы и порядок воз­мещения ущерба.

Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени «потерпевшей» природы истцами высту­пают соответствующие органы власти, экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восста­новление природных объектов.

Если вследствие загрязнения окружающей среды нанесен ущерб здоровью людей, то пострадавшие име­ют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. Поря­док возмещения ущерба, сумма компенсации зависят от конкретных условий.

При возмещении вреда здоровью граждан, причи­ненного загрязнением и иными экологически вредны­ми воздействиями окружающей природной среде, ком­пенсации по общему правилу подлежат следующие расходы:

    затраты на лечение и восстановление здоровья;

    расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой работоспособности;

    иные убытки - вынужденный переезд на новое место жительства, преждевременный уход на пенсию, упущенные профессиональные возможности, а также ущерб, вызванный психическими отклонениями из-за негативного воздействия окружающей среды, моральный вред.

Решающее значение имеет наличие причинной свя­зи между вредом здоровью и источником его причи­нения, которое доказывается результатами медико-со­циальной экспертизы.

Действующее законодательство предусматривает исковую и административную формы возмещения вреда (рис. 52).

За экологические правонарушения, которые отли­чаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, кон­фискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголов­ным кодексом. Единственным основанием назначе­ния уголовного наказания является приговор суда. К тяжелым экологическим преступлениям отно­сятся, например, умышленное уничтожение или по­вреждение лесных массивов путем поджога, и т. п.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Экологическая безопасность обычно определяется как состояние защищенности человека от воздействия негативных факторов окружающей среды.

Человечество находится уже в таком периоде раз­вития, что обеспечение его экологической безопасно­сти становится даже более важным, чем дальнейший прогресс.

Концепция экологической безопасности является основной составной частью Концепции национальной безопасности страны.

Экологическая опасность для России проявляет­ся в следующих формах:

    образование больших зон экологического небла­гополучия и бедствия;

    деградация животных и растительных ресурсов страны (в основном лесных и рыбных ресурсов), пло­дородия почв;

    истощение минеральных и топливных ресурсов;

    возрастание риска техногенных катастроф;

    ухудшение качества питьевой воды и прибреж­ных вод морей;

    распространение радиоактивного загрязнения;

    загрязнение воздушного бассейна и изменение климата;

    загрязнение продуктов питания;

    социальная напряжённость в районах с небла­гоприятной экологической обстановкой;

    общее ухудшение качества среды обитания, ве­дущее к сокращению продолжительности жизни.

Приоритеты государственной политики в облас­ти обеспечения экологической безопасности России:

    обеспечение экологически безопасного устойчи­вого развития в условиях рыночных отношений;

    охрана среды обитания человека;

    восстановление нарушенных экосистем в эколо­гически неблагополучных регионах страны;

    участие России в решении межгосударственных и глобальных экологических проблем.

Основные направления действий в области обес­печения экологической безопасности:

    совершенствование управления в области охра­ны окружающей среды, природопользования;

    совершенствование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    экологически обоснованное размещение произво­дительных сил;

    экологически безопасное развитие всех отраслей производств (энергетики, промышленности, транспорта и т.д.);

    неистощительное использование возобновимых и рациональное использование невозобновимых природ­ных ресурсов;

    расширение использования вторичных ресурсов;

    сокращение объемов и надежное захоронение всех видов отходов;*

    оздоровление, среды обитания в местах прожи­вания людей;

    обеспечения населения питьевой водой хорошего качества;

    обеспечения населения продуктами питания вы­сокого качества;

    сведение к возможному минимуму загрязнения атмосферного воздуха и воды;

    обеспечение радиационной безопасности населе­ния;

    предупреждение и возможное уменьшение опас­ного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

    экологическое образование и воспитание населе­ния;

    сохранение биологического разнообразия;

    развитие системы особо охраняемых природных территорий;

    защита озонового слоя;

    предотвращение антропогенного изменения кли­мата и опустынивания;

    охрана и восстановление лесов;

    обеспечение экобезопасности при уничтожении оружия массового поражения;

    решение межгосударственных экологических проблем;

    развитие системы природных комплексов курортно-оздоровительного назначения.

Необходимые условия обеспечения экологической безопасности:

♦ использование и совершенствование нормативно-правовой базы;

♦. использование механизмов экономического и организационно-административного характера;

♦ необходимое и достаточное финансирование при­родоохранных мероприятий;

    развитие сети экологического мониторинга (за состоянием окружающей среды);

    поддержка экологических научных исследова­ний;

    создание и развитие системы непрерывного эко­логического образования и воспитания.

Основными принципами формирования политики по обеспечению экологической безопасности в Рос­сии являются:

    приоритет безопасности для жизни и здоровья граждан и общества в целом, общечеловеческих цен­ностей;

    минимизация ущерба окружающей среде и от­ветственность за причиненный ей вред;

    платность природопользования;

    обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы всех про­ектов программ строительства и производства любой продукции;

    обеспечение полной, достоверной, своевременной информации граждан об угрозе экологической безо­пасности;

    широкая гласность по вопросам, касающимся экологической безопасности.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Природа не знает государственных границ, она все­обща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме од­ной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Так же не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.).

Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состо­яния биосферы. Все основные слагаемые экологичес­кого кризиса (парниковый эффект, истощение озоно­вого слоя, деградация почв, радиационная опасность, исчерпание энергетических и других запасов плане­ты и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые формы и правила взаимодействия государств.

Объекты охраны окружающей среды подразделя­ются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжают­ся свободно. Сохраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей при­родной среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: космос, атмо­сферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не вхо­дят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, прото­колов, отражающих совместные усилия международно­го сообщества.

Первое международное мероприятие, посвященное проблемам охраны окружающей природной среды, состоялось в 1972 году - Стокгольмская конферен­ция ООН по проблемам окружающей человека среды. В декларации Стокгольмской конференции были сформулированы принципы международного сотруд­ничества в области экологии:

    Государство вправе использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной поли­тикой в подходе к проблемам окружающей среды.

    Природные ресурсы Земли должны быть сохра­нены на благо нынешнего и будущих поколений пу­тем тщательного планирования деятельности челове­ка и управления ею по мере необходимости.

Невозобновимые ресурсы должны разрабаты­ваться таким образом, чтобы обеспечивалась их защи­та от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки получали все.

Во Всемирной хартии природы (ВХП), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 28.10.1982 года, был сформулирован ряд основополагающих принципов ра­ционального использования природных ресурсов:

1. Биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной близости к восстановлению.

    Производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их дол­госрочного плодородия и процесса разложения орга­нических веществ, по предотвращению эрозии и лю­бых других форм саморазрушения.

    Ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециклируются.

    Невозобновляемые природные ресурсы однократ­ного использования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональной возможности их переработ­ки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем.

    Необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести ущерб природе.

    Должны приниматься особые меры с целью недо­пущения сброса радиоактивных и токсичных отходов.

    Районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соот­ветствии с их природным потенциалом и требовани­ями благосостояния проживающего в этом районе населения.

Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН в Рио-де-Жанейро 14.06.1992 г., содержит около 40 разделов по направ­лениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды до 2000 года и на долгосрочную перспективу с предложе­ниями о путях и средствах достижения поставленных целей.

Переход к устойчивому развитию, согласно этому документу, требует решения трех стратегических за­дач, которые стоят перед мировым сообществом:

♦ ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся главными потребителями ресурсов и источниками за­грязнения;

    ограничение роста населения, особенно в разви­вающихся странах;

    предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными, ввергшего 75% человечества в борьбу за выживание и вызвавшего обострение соци­альных конфликтов.

На конференции были одобрены пять основных до­кументов: Декларация Рио об окружающей среде и развитии; Повестка дня - XXI в.; Заявление о прин­ципах управления, сохранения и устойчивого разви­тия всех типов лесов; Рамочная конвенция по пробле­ме изменений климата; Конвенция по биологическо­му разнообразию.

Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблемы окру­жающей среды и экономического развития не могут развиваться раздельно» (принцип 4), «государства дол­жны сотрудничать в духе всемирного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвяза­ны и неразделимы» (принцип 25). Декларация вклю­чает 27 таких принципов.

В основу разработки экологической стратегии го­сударствам мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.

Охраной окружающей среды занимаются более 100 международных организаций, наиболее авторитет­ной среди них является ООН. В 1972 году при ООН был создан ЮНЕП - специальный орган по окружа­ющей среде. МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) осуществляет программу «Ядерная (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) одобрила программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда». ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) занимается проблема­ми* гигиены, борьбы с загрязнением воздуха. ВМО (Всемирная метеорологическая организация) зани­мается климатической программой, ФАО (Всемирная организация продовольствия) - решением пробле­мы перераспределения продовольственных ресурсов.

МСОП (Международный союз охраны природы) оказывает содействие и сотрудничает с национальны­ми и международными объединениями, гражданами, осуществляет реализацию Всемирной стратегии охра­ны природы (ВСОП).

Самым известным международным обществен­ным движением является «Гринпис» - «Зеленый мир», главным направлением деятельности которого является противодействие радиоактивному загрязне­нию окружающей среды.

УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Основные направления международного сотрудниче­ства России в области охраны окружающей среды следующие:

    государственные инициативы;

    международные организации;

    международные конвенции и соглашения;

    двустороннее сотрудничество.

Российская Федерация участвует более чем в 50 меж­дународных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна являлась одним из ини­циаторов и стала участницей подписания историчес­ких международных соглашений: Конвенции о за­прещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную сре­ду (1977 г.); Договора о принципах деятельности го­сударств по исследованию и использованию космичес­кого пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвен­ция о трансграничном загрязнении воздуха на боль­шом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о междуна­родной торговле видами дикой флоры и фауны, нахо­дящимися под угрозой исчезновения (1973 г.), и др.

В 1992 году в Москве страны СНГ заключили меж­правительственное соглашение о взаимодействии в об­ласти экологии и охраны окружающей природной сре­ды. В соответствии с ним в июле 1992 года на сове­щании в Минске руководители природоохранных ведомств государств-участников соглашения подписа­ли протокол о создании и полномочиях Межгосудар­ственного экологического совета (МЭС). Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран Содружества. В настоящее вре­мя разрабатывается несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигриру­ющих видов птиц и млекопитающих и мест их оби­тания; о редких, находящихся под угрозой исчезнове­ния видах животных и растений; о сотрудничестве меду МЭС и ЮНЕП.

Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, Скандинавскими странами, Германией.

Подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндии о реализации проектов сотрудничества в области ох­раны окружающей среды по объектам, расположен­ным на территории Республики Карелия, Ленинград­ской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г. Санкт-Петербурга.

Развивается российско-германское сотрудниче­ство, в частности, по решению экологических проб­лем в Тульской и Калининградской областях, в рай­оне озера Байкал. Завершены работы по внедрению проекта ИРИС (создание системы радиологического

Методические указания к лекционному курсу

по дисциплине Экология для студентов специальности



Просмотров