На праве оперативного управления полученных в безвозмездное. Хозяйственное ведение и оперативное управление

Оперативное управление - ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Право оперативного управления: подробности для бухгалтера

  • Новшества в учете нефинансовых активов

    В части основных средств Закреплено право оперативного управления на объекты основных средств 4 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ... В части материальных запасов Закреплено право оперативного управления объектом материальных запасов 4 105 ...

  • Учет автомобильных дорог, переданных в оперативное управление

    Основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н... . 28 названного закона регистрация возникновения права оперативного управления удостоверяется выпиской из ЕГРН. Форма...). Обратите внимание: при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны...) имущественных прав (в том числе права оперативного управления) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости...

  • Строительство объектов недвижимости: закупки, регистрация, учет

    Право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право... учреждениями имущество закрепляется собственником на праве оперативного управления. Таким образом, недвижимость казенного... НК РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в... на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит...

  • Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы

    Имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного... , находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного... имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления; 22) объем средств, полученных... имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления; 23) общая балансовая (остаточная) ... имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальным, но используется...

  • Практические аспекты деятельности бюджетных государственных и муниципальных учреждений: вопросы и ответы

    Чем данное право отличается от права оперативного управления? Сохранится ли у учреждения бюджетное... движимое) закрепляется за ним на праве оперативного управления, при этом собственником любого имущества... учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником любого имущества такого учреждения... закрепить его за учреждением на праве оперативного управления и принять решение о том... имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет...

  • Списание автомобиля: согласование, оформление, учет

    Автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания... автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания... учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона... за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании... , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) 0 ...

  • Применение забалансовых счетов

    Недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов... до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов... недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? Да, такие объекты... Инструкции № 157н). До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых... на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, ...

  • Методические указания Минфина по применению СГС «Основные средства»

    Которых является субъект учета на праве оперативного управления, в составе объектов основных средств... учреждения во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применявшийся... учреждений во владении (пользовании) на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами... или постоянного использования учреждением на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования...

  • Обзор нарушений, допускаемых учреждениями при заполнении форм бюджетной отчетности

    До представления отчетности) государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, формирование капитальных... получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов) на это здание... в пользование», при условии, что право оперативного управления у передающей стороны не прекращено... записки. Если у передающей стороны право оперативного управления прекращено в установленном порядке, а...

  • Имущество в безвозмездном пользовании – это объект аренды?

    Закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения... случаев закрепления такого имущества на праве оперативного управления. Вместе с тем при отнесении... помещение. Данное помещение закреплено на праве оперативного управления за дирекцией. Она же несет...

  • УСНО в 2018 году: правила перехода

    Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления на основании ГК РФ. Собственником...

  • Доходы и расходы будущих периодов: порядок признания и учета

    Прекращения на активы права собственности (права оперативного управления) 1 401 40 172 1 ... -продажи имущество до момента прекращения права оперативного управления* Забалансовый счет 26 960 000 ... 320 000 По факту прекращения права оперативного управления имуществом Отражено списание начисленной амортизации... -продажи до прекращения права собственности (права оперативного управления) в отношении такого имущества информацию...

  • Анализ ошибок и нарушений, допускаемых при составлении бюджетной отчетности

    До представления отчетности) государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, формирование капитальных... получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов) на это здание... в пользование», при условии что право оперативного управления у передающей стороны не прекращено... записки. Если у передающей стороны право оперативного управления прекращено в установленном порядке, а...

  • Изменения в Инструкции № 157н: бухгалтерский учет в учреждении

    Функций (полномочий), без закрепления на праве оперативного управления); имущества, полученного в безвозмездное пользование... капитальные вложения, но не получено право оперативного управления. Применение забалансовых счетов 04 «Сомнительная...

  • Применение СГС «Аренда» в образовательном учреждении

    Закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью... бюджетного или автономного учреждения, с правом оперативного управления на переданное ему недвижимое и...

Право постоянного (бессрочного) пользования и это одно и тоже?…

Вопрос юристу:

Право постоянного (бессрочного) пользования и Право оперативного управления это одно и тоже?

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 261-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

5. Утратил силу с 1 сентября 2006 года. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Нет конечно. посмотрите ГК РФ
———————————————————————

Можно ли учредителю передать в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управления имущество бюджетному учреждению…

Вопрос юристу:

Можно ли учредителю передать в безвозмездное пользование без закрепления права оперативного управленияимущество бюджетному учреждению?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
ДА, конечно можно.

УДАЧИ ВАМ
———————————————————————

Здание принадлежит школе на праве оперативного управления. Планируется возведения пристроя к зданию. Кто должен подавать…

Вопрос юристу:

Здание принадлежит школе на праве оперативного управления. Планируется возведения пристроя к зданию. Кто должен подавать заявление на получение разрешения на строительство — сама школа или управление муниципального имущества от имени администрации?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Все зависит от положений Вашего Устава и Распоряжения, которым Вам было передано здание. Обычно такие действия предпринимает владелец с согласия собственника.
———————————————————————

Надо ли нам менять свидетельство на право оперативного управления помещением, в котором указан МУ?…

Вопрос юристу:

Добрый день. Я представляю муниципальное бюджетное учреждение. До 2011 г. мы назывались муниципальным учреждением, а в 2011 году внесли изменения в название и добавилось слово бюджетное. Устав поменяли и в нем прописали, что МБУ является правопреемником МУ. Надо ли нам менять свидетельство на право оперативного управления помещением, в котором указан МУ?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Не обязательно. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (ст. 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ

"О некоммерческих организациях").

Таким образом, за Вами сохраняются все ранее приобретенные права, в том числе и право оперативного управления, которые дополнительного регистрировать, в связи с изменением типа учреждения, не нужно.
———————————————————————

Может ли казенное учреждение отказаться от права оперативного управления недвижимым имуществом, если оно не отвечает и не…

Вопрос юристу:

Может ли казенное учреждение отказаться от права оперативного управления недвижимым имуществом,если оно не отвечает и не используется по согласно целям и задачам установленным в положении об учреждении

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
ДА, в этом случае может, через арбитраж.

УДАЧИ ВАМ
———————————————————————

Добрый день! как правильно составить исковое заявление в Арбитражный суд о признании права оперативного управления на…

Вопрос юристу:

Добрый день! как правильно составить исковое заявление в Арбитражный суд о признании права оперативного управления на гараж для учреждения здравоохранения. Дело в том,что при переходе больницы из муниципального учреждения в областное,переданные гаражи не учли,в результате проверки выявилось выше сказанное. По результатам проверки написали оформить право оперативного управления.Я являюсь не достаточно опытным специалистом в данной области,подскажите,пожалуйста!

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Ваша организация это делать не вправе только собственник имущества (департамент) может обратится с иском о признании права собственности и после этого предать объект вам в оперативное управление
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
До обращения в суд Вам нужно уточнить исключены ли эти гаражи из реестра муниципальной собственности и включены ли в реестр областной собственности (собственность субъекта). Вообще этот вопрос решается с собственником имущества, прежде, чем обращаться в суд
———————————————————————

За бюджетным учреждением на праве оперативного управления числиться общежитие, как можно его списать с баланса?…

Вопрос юристу:

За бюджетным учреждением на праве оперативного управления числится общежитие, как можно его списать с баланса?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Юлия! на праве оперативного управления числится за бюджетным учреждением, но у общежития имеется собственник, который решает все вопросы связанные с пользованием, владением и распоряжением общежитием
———————————————————————

Забор про справке БТИ признан недвижимым имуществом, какие бумаги необходимы для гос. регистрации права оперативного управления…

Вопрос юристу:

Забор про справке БТИ признан недвижимым имуществом,какие бумаги необходимы для гос.регистрации права оперативного управления

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
док-ты на земельный участок-свид-во о праве собственности, кадастровый паспорт земельного участка
———————————————————————

Подскажите пожалуйста может ли Администрация города передать на праве оперативного управления служебные жилые помещения…

Вопрос юристу:

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста может ли Администрация города передать на праве оперативного управления служебные жилые помещения, которые были предоставлены работникам пожарной части, которая не является муниципальной

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Передать что то может только собственник. Если указанные служебные помещения находятся в собственности города, то она вправе распоряжаться ими по своему усмотрению.
———————————————————————

Подскажите нормативно- находящейся в праве оперативного управления…

Вопрос юристу:

Подскажите нормативно-правовой акт или фз для начисления размера платы за пользование жилым помещением для квартиры, находящейся в праве оперативного управления, но полученная по договору социального найма

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
см ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 мая 2003 г. N 107 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАВОК ПЛАТЫ ЗА НАЙМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Г. ВЛАДИВОСТОКА — http://docs.cntd.ru/document/929109699
———————————————————————

Имеет ли общественная организация на льготы по уплате госпошлины на передачу прав оперативного управления?…

Вопрос юристу:

Имеет ли общественная организация на льготы по уплате госпошлины на передачу прав оперативного управления?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Странный вопрос — кому и от кого она может это делать?
———————————————————————

Мы — бюджетное учреждение, за нами закреплено право оперативного управления объектом недвижимого имущества. Предыдущий…

Вопрос юристу:

Мы — бюджетное учреждение, за нами закреплено право оперативного управления объектом недвижимого имущества. Предыдущий оперативный управляющий заключил договор аренды на данный объект, Арендатор отказался подписывать доп. соглашения о вхождении нашего учреждения в договор. В результате Арендатор не платит арендную плату ни нам ни предыдущему оперативному управляющему. Что делать? Предыдущий оперативный управляющий безуспешно судится в течение 4х лет с Арендатором с требованием его выселения и взыскания долга по арендной плате.

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Здравствуйте, Александр Иванович!

Согласно ст. 431 ГК РФ подавайте в суд после претензионного порядка. Будут вопросы, пишите.
———————————————————————

Можно ли пользоваться земельным участком без регистрации права оперативного управления, на основании только договора?…

Вопрос юристу:

Можно ли пользоваться земельным участком без регистрацииправа оперативного управления, на основании только договора?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Здравствуйте. Нет
———————————————————————

Учреждению УИС (казенное, бюджетное)были преданы праве оперативного управления жилые дома общественного фонда. Дом сгорел…

Вопрос юристу:

Учреждению УИС (казенное, бюджетное)были преданы праве оперативного управления жилые дома общественного фонда. Дом сгорел, но в нем прописан один человек,из-за этого дом списать с баланса не можем,должны ли мы предоставлять ему другое жилое помещение, договора соц.найма не было. Статьи для расхода денег на приобретение жилья для не работников Учреждения не предусмотрено. Спасибо!!

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Здравствуйте! Нет, не должны
———————————————————————

Земельный участок в областной собственности и закреплен на праве оперативного управления за учреждением, как построить…

Вопрос юристу:

Земельный участок в областной собственности и закреплен на праве оперативного управления за учреждением, как построить медицинский центр на данном земельном участке за счет средств местного бюджета

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
С разрешения собственника земельного участка.
———————————————————————

Помогите пожалуйста разобраться!!! Распоряжением собственника прекращено право оперативного управления подведомственного…

Вопрос юристу:

Помогите пожалуйста разобраться!!! Распоряжением собственника прекращено право оперативного управления подведомственного собственнику учреждения на имущество общего пользования федерального значения. Также указанным распоряжением определено закрепление имущества в оперативном правлении у другого подведомственного собственнику учреждения. В таком случае, каким образом должно осуществляться передача полномочий по претензионно-исковой работе и по исполнительным производствам. Необходимо ли в таком случае заключение между подведомственными учреждениями заключение договора уступки права требования???

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
ПЕРЕДАЧА ДЕЛ ПО ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВОЙ РАБОТЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА АКТОМ О ПЕРЕДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ В СВЯЗИ С ПЕРЕДАЧЕЙ ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ ДВУМЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.

ПЕРЕДАВАТЬ ИСП. ПРОИЗВОДСТВА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, Т.К. ВЗЫСКАТЕЛЬ НЕ МЕНЯЕТСЯ, ПОСКОЛЬКУ ТО, ЧТО УЖЕ ПРИСУЖДЕНО РЕШЕНИЕМ СУДА ЯВЛЯЕТСЯ ИМУЩЕСТВОМ УЧРЕЖДЕНИЯ, А НЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ ИМУЩЕСТВА, КОТОРОЕ БЫЛО ПЕРЕДАНО.

НО ЕСЛИ БУДЕТ ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ИХ ПЕРЕДАВАТЬ, ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА УСТУПКИ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ.

ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВАМ В ЭТОМ СЛУЧАЕ — ДОКУМЕНТЫ ПЕРЕДАЮТСЯ ПО АКТАМ, И УЧРЕЖДЕНИЕ, КОТОРОМУ ИМУЩЕСТВО ПЕРЕДАНО ДОЛЖНО НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА УСТУПКИ ПОДАТЬ В СУД ЗАЯВЛЕНИЕ О ЗАМЕНЕ ВЗЫСКАТЕЛЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.

Статья 382. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу

Позиции высших судов по ст. 382 ГК РФ >>>

1. Право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

2. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Если договором был предусмотрен запрет уступки, сделка по уступке может быть признана недействительной по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об указанном запрете.

Предусмотренный договором запрет перехода прав кредитора к другому лицу не препятствует продаже таких прав в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве и законодательством о несостоятельности (банкротстве).

3. Если должник не был уведомлен в письменной форме о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. Обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу.

4. Первоначальный кредитор и новый кредитор солидарно обязаны возместить должнику — физическому лицу необходимые расходы, вызванные переходом права, в случае, если уступка, которая повлекла такие расходы, была совершена без согласия должника. Иные правила возмещения расходов могут быть предусмотрены в соответствии с законами о ценных бумагах.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Нужно только уведомить должников и кредиторов кто является правопреемником на данный момент
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Передача происходит по акту приёма-передачи имущества, находящегося в оперативном управлении.

Иски и претензии остаются у Вас.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
договор уступки заключать не надо все права и обязанности переходят другому учреждению на основе распоряжения сорбственника
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
А зачем? Заявляйте новые иски, если иск связан именно с использованием имущества в настоящее время. Исковое заявление подается в соответствии с положениями ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Все же прежние исполнительные производства должны остаться в силе и взыскатель не меняется. Но если хочется — можете сделать цессию.
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Добрый день! Необходимо составить в таком случае соглашение и акт приема -передачи (ст.421 ГК РФ). Иначе ничего не передадите.
———————————————————————

Право оперативного управления. Компетенция государственных органов….

Вопрос юристу:

К компетенции какого органа государственой власти РФ относится закрепление имущество а праве опе

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Закрепление имущества на праве оперативного управления относится к компетенции соответствующего собственника имущества. Чье имущество — того и компетенция.
———————————————————————

Нашему учреждению на праве оперативного управления принадлежит здание (находящееся в собственности края), которое в данный…

Вопрос юристу:

Нашему учреждению на праве оперативного управления принадлежит здание (находящееся в собственности края), которое в данный момент не используется в связи с его аварийным состоянием. Может ли краевое агентство по управлению госимуществом без нашего согласия нашего учреждения прекратить право оперативного управления на указанное здание, и что можно предпринять, чтобы это было невозможно.

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
По ГК РФ собственник имущества вправе изъять у учреждения неиспользуемое имущество без согласия Учреждения Поэтому вы ничего не можете сделать, кроме как просить не изымать
———————————————————————

Как сформулировать в приказе передачу имущества, находящегося на праве оперативного управления одного подразделения…

Вопрос юристу:

Как сформулировать в приказе передачу имущества, находящегося на праве оперативного управления одного подразделения министерство в право оперативного управления другого подразделения министертства

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Так и формулируйте приказываю. произвести передачу имущества (перечислить) с подразделения (указать) в подразделение(указать). -это примерно.
———————————————————————

Как быть с право оперативного управления?…

Вопрос юристу:

На все здание зарегистрировано право оперативного управления, но в данном здании несколько помещений занимает другое предприятие (МУП), ему необходимо зарегистрировать право хозяйственного ведения на данные помещения (кадастровые паспорта помещений МУП подготовил). Как быть с право оперативного управления? Если прекратить это право в регистрационной службе, необходимо ли будет готовить новые кадастровые паспорта на оставшиеся помещения?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Готовить новые кадастровые паспорта не потребуется.

Передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется по договору с собственником имущества, а не с лицом, которое пользуется имуществом на праве оперативного управления. Отдельно можете ознакомиться с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ
———————————————————————

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Марина, вы же указали, что кадастровые паспорта МУП подготовил.

Не спорю, согласно ст. 299 ГК и с учетом ст.224 ГК оформляется решением собственника и возникает с момента фактической передачи имущества, то есть акт п-п. Тоже самое в принципе и в 11-ой статье закона о МУПах.

Пределы прав оперативного управления, боле «ограниченного» чем хоз. ведение устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества. В этом случае законом не ограничено право собственника на заключение договора о передаче имущества в оперативное управление, в котором возможно изложить права и ограничения в отношении передаваемого имущества.

Однако все это дискуссия) Абсолютно законно и правильно осуществить передачу имущества в оперативное управление на основании распоряжения и подтвердить актом п-п. Конкретизировать все же лучше договором.
———————————————————————

Нужно ли вносить изменения в Свидетельство о праве оперативного управления и какие документы для этого нужны?…

Здравствуйте! Мы- Детская поликлиника. При регистрации в 1983 голу в выписке ЕГРП общая площадь здания была указана 5021,6 кв. м, но недавно был проведен ремонт здания и общая площадь уменьшилась на 4 кв.м. Нужно ли вносить изменения в Свидетельство о праве оперативного управления и какие документы для этого нужны? Спасибо

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Обычно уменьшение площади происходит в результате перепланировки, перепланировку необходимо узаконить, соответственно вначале Вам необходимо обратиться в пректно-инвентаризационное бюро
———————————————————————

Скажите пожалуйста в нашем ведение находятся 3 здания закрепленные на праве оперативного управления, за Федеральным…

Вопрос юристу:

Добрый вечер! Скажите пожалуйста в нашем ведение находятся 3 здания закрепленные на праве оперативного управления, за Федеральным учреждением, однако здания не поставлены на баланс учреждения и не внесены в реестр федеральной собственности. Какие нормативные акты регламентируют то, что их не обходимо ставить на баланс учреждения и в реестр федеральной собственности (Росимущество).

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Вам необходимо договора о передаче имущества в оперативное управление зарегистрировать в росреестре, после их регистрации возникнет полное право хозяйственного ведения.

Согласно статье 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случае, если права возникают на основании договоров (сделок), не требующих нотариального удостоверения и это удостоверение не является обязательным для данного вида сделки), заявление о государственной регистрации прав подают все стороны договора (сделки).
———————————————————————

Какие документы необходимо оформлять при передаче права оперативного управления?…

Вопрос юристу:

Казенное учреждение. Нам распоряжением субъекта передают право оперативного управления на здание незавершенного строительства. В этом здании планируется расположить офис. Объект находится на балансе казны. Собственник — субъект РФ.

1. Какие документы необходимо оформлять при передаче права оперативного управления?

2. У здания нет БТИ, нет документов подтверждающих право собственности — можем мы по этой причине отказаться от права оперативного управления?

3. В настоящее время здание готовится к реконструкции, содержание его как незавершенного заложено в бюджет управления строительства субъекта РФ. Госзаказчиком выступает уполномоченная организация (не мы) на проведение реконструкции таких зданий (планируемых к использованию бюджетными организациями). Целесообразно ли нам сейчас брать это здание в оперативное управление?

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
коллега, сам на оперативке сижу, пиши в личку, засорять эфир не будем [email protected]
———————————————————————

Имеет ли право детско-юношеская спортивная школа, имеющая св-во на право оперативного управления на здание административно…

Вопрос юристу:

Имеет ли право детско-юношеская спортивная школа, имеющая св-во на право оперативного управления на здание административно-бытового корпуса, оказывать услуги по временному размещению российских граждан, если это позволяет устав школы

Ответ юриста на вопрос: право оперативного управления
Здравствуйте Марина, если это соответствует целям деятельности и назначением имущества, и распоряжаются этим имуществом с согласия собственника и в зависимости от организационно-правовой формы учреждения.

Статья 296. ГК РФ Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 298. ГК РФ Распоряжение имуществом учреждения

1. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 г.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164072/20/#ixzz3ICcl4fh3
———————————————————————

    Вопрос:имеет ли право гражданский муж претендовать на жилплощадь в собственности бывшей гражданской жены?… Вопрос юристу: Здравствуйте. С гражданским мужем не проживаем уже три года,есть сов…

    Является ли нарушением трудовых прав работа ветврачом без специального образования На работу принимал его предидущий… Вопрос юристу: Является ли нарушением трудовых правработа ветврачом без…

    Нужно ли регистрировать право хозяйственного ведения на автотранспорт в ГИБДД?… Вопрос юристу: Нужно ли регистрировать право хозяйственного ведения на автотранспорт в ГИБДД или можно ездить…

    Имея права на мотоциклы, легковые и грузовые авто. Имею ли я право управлять скутером 49.9кубиков… Вопрос юристу: Имея права на мотоциклы, легковые и грузовые авто.Имею ли я право управлять…

    лишение родительских прав… Вопрос юристу: Достаточно ли для лишения родительских прав два основания: злостный неплательщик (70 тыс долг 11 месяцев) и побои супруги при детях (есть приговор м…

В отечественной деловой практике еще доминирует убеждение, что учреждения - это организации, так или иначе связанные с государством, финансируемые за счет бюджетных средств и имеющие в основном социальное значение для общества в целом. Однако в последнее время крупные коммерческие корпорации создают учреждения (здравоохранения, образования, культуры) с негласной, но очевидной целью оптимизировать свою деятельность. Как правило, такие учреждения наделяются специальным имуществом, статус которого определен как «на праве оперативного управления». Попытаемся систематизировать особенности учета операций, связанных с имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений, осуществляющих как уставную, так и коммерческую деятельность.

Предыстория

И значально «оперативное управление» не называлось правом и в него вкладывался несколько иной смысл.

Обратимся к истории вопроса. Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года (далее - Основы гражданского законодательства СССР) и в статье 93.1 ГК РСФСР 1964 года. В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость). Это разделение было, в частности, закреплено в статье 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и в статьях 47 и 48 Основ гражданского законодательства СССР.

В пореформенное время (с 1994 г.) в ГК РФ субъектами права оперативного управления названы учреждения и государственные предприятия (ст. 296 ГК РФ). Определяющее значение для понимания сути, смысла и особенностей налогообложения операций с имуществом, находящимся в оперативном управлении, имеет статья 299 ГК РФ.

Фрагмент документа

Пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ

«... Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения...».

Таким образом, оперативное управление является своеобразным «пережитком прошлого», плохо вписывающимся в рыночные отношения. Более того, разница в статусах имущества, находящегося в оперативном управлении и/или хозяйственном ведении, стала вообще неопределенной: и некоммерческие организации, и государственные предприятия могут осуществлять коммерческие (то есть приносящие доход) операции, подпадающие под действие налогового законодательства. Подобная неопределенность крайне усложняет учет и налогообложение операций с имуществом в учреждениях, осуществляющих его оперативное управление, что усугубляется еще и недостаточной урегулированностью таких операций в налоговом законодательстве.

Деятельность учреждений

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность , являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Отметим, что и ГК РФ, и Закон № 7-ФЗ в качестве непременного условия существования учреждения называют осуществление им некоммерческой деятельности. Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения. Если следовать контексту Закона № 7-ФЗ, то учреждение, которое не будет осуществлять основную (некоммерческую) деятельность, может быть ликвидировано в связи с несоответствием фактической деятельности статусу НКО. Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах здравоохранения (а также культуры, физической культуры и спорта, образования), до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

Учредитель может наделить учреждение имуществом, закрепив за ним право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), при этом сохраняя право собственности за собой, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним либо приобретенным за счет средств целевого финансирования, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Более того, право распоряжения указанным имуществом в течение всего срока оперативного управления принадлежит собственнику имущества (учредителю оперативного управления).

Остановимся подробнее на особенностях учета прав на результаты использования имущества, закрепленного за учреждением на правах оперативного управления.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются отдельно. Означает ли это, что если, к примеру, учреждение здравоохранения получило доход от платной медицинской деятельности и приобрело новые основные средства, то оно может ими распорядиться по своему усмотрению? В том-то и дело, что нет: доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

Именно по этой причине в тех случаях, когда собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

Операции по передаче имущества

Передавать имущество, изымать его обратно и получать доходы от учреждения собственник может несколькими способами.

Вариант 1

В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ учредитель оперативного управления вправе передать и при необходимости изъять имущество учреждения по собственной инициативе, если оно не используется им, используется не по назначению, является излишним или при реорганизации учреждения.

В перечисленных ситуациях порядок бухгалтерского и/или налогового учета определен лишь в отношении имущества, ранее переданного собственником учреждению. Что же касается имущества, приобретенного в процессе деятельности учреждения, то этот вопрос нормами права (как гражданского, так и налогового) до настоящего времени не урегулирован.

Вариант 2

В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждение передает имущество, полученное им в результате осуществления деятельности, приносящей доход, собственнику. Может показаться, что такая сделка имеет признаки дарения. Однако на наш взгляд, передача имущества, заработанного учреждением в рамках коммерческой деятельности, собственнику не является дарением, поскольку право собственности на такое имущество не переходит от одного лица к другому: имущество принадлежит учредителю управления с момента его приобретения, хотя и находится в оперативном управлении у учреждения. Описанную ситуацию мы рассматриваем как неурегулированную с точки зрения налогового законодательства и потенциально приводящую к негативным для учредителя налоговым последствиям.

Круговорот имущества: порядок учета

Учреждение признается налогоплательщиком (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно, при операциях, связанных с перемещением имущества, чаще всего ОС, при определенных условиях могут возникать налоговые обязательства. Для того чтобы определить их статус и объем, рассмотрим более подробно то, как эти операции отражаются в учете (с точки зрения обложения налогом на прибыль).

Передача имущества

Срок оперативного управления отсчитывается с даты фактической передачи имущества наделяемой организации. Права на полученное некоммерческими организациями недвижимое имущество требуют госрегистрации в сроки и в порядке, которые определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ. При этом, как правило, в учете передающей стороны данная операция отражается как «операция по формированию актива», принимающей - как задолженность перед учредителем управления с одной стороны и признанием стоимости актива с другой.

В учете учредителя операция отражается проводками:

  • Дебет 01 Кредит 01;
  • Дебет 02 Кредит 01;
  • Дебет 76 (58) Кредит 01.

Учреждение отражает операцию проводкой:

  • Дебет 08 Кредит 76.

Эксплуатация ОС

Рассмотрим порядок учета отдельных операций, связанных с эксплуатацией имущества в оперативном управлении.

Амортизация или износ?

Утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н (ред. 27.11.2006 г.) ПБУ 6/01 «Учет основных средств» устанавливает, что по объектам ОС некоммерческих организаций вместо амортизации ежемесячно исключительно линейным способом начисляется износ. Эти операции учитываются на забалансовом счете 010.

Однако, по нашему мнению, не стоит буквально воспринимать эту норму ПБУ 6/01. Дело в том, что в ряде случаев учреждениям все-таки следует начислять амортизацию.

Итак, если некоммерческая организация ведет исключительно уставную деятельность, не приносящую доход, то начисление износа - это единственный способ определить остаточную стоимость имущества (в том числе для целей формирования базы по налогу на имущество). Но если учреждение оказывает и платные услуги, с использованием имущества, находящегося в оперативном управлении, то ситуация становится неопределенной по нескольким причинам:

  • соответствующая норма ПБУ 6/01 не является бесспорной, так как аналогичная формула пункта 48 приказа Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 г.) признана недействующей решением ВС РФ от 23.08.2000 г. № ГКПИ 00-645. Поскольку редакция приказа № 34н приходится на более позднюю дату по сравнению с приказом № 26н, который в последний раз редактировался в ноябре 2006 года, при прочих равных условиях и наличии противоречий следует пользоваться нормами «позднего» приказа;
  • в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации для целей налогового учета «…имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности ».

Таким образом, буквальное толкование данной нормы ПБУ 6/01 требует одновременного соблюдения двух условий: целевое поступление и осуществление некоммерческой (не приносящей доход) деятельности .

В этой связи по каждому объекту следовало бы определять пропорцию, в которой он используется в уставной некоммерческой деятельности и в деятельности, направленной на получение дохода. Это процентное соотношение, по нашему мнению, нужно использовать при начислении амортизации и/или износа , поскольку по такому объекту правильнее было бы ежемесячно формировать и сумму износа (кредит счета 010), и сумму амортизации (кредит счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат).

Отдельно отметим, что согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. Необходимо уточнить, что эта норма налогового законодательства не может быть применена к отношениям с имуществом, находящимся в оперативном управлении либо приобретенным учреждением в процессе осуществления деятельности.

Закон № 7-ФЗ обязывает некоммерческие организации вести раздельный учет доходов и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью и с использованием средств целевого финансирования. Доходы и прибыль, полученные от осуществления коммерческой деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Покупка нового ОС

Теперь рассмотрим ситуацию, когда некоммерческая организация приобретает объект за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности. Казалось бы, такой объект должен учитываться по общеустановленным правилам: амортизироваться и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Однако не все так просто.

Следуя п. 2 ст. 299 ГК РФ, данные операции учреждение отражает в учете проводками:

  • Дебет 60 Кредит 51 - произведена оплата поставщику;
  • Дебет 08 Кредит 60 - получен актив;
  • Дебет 01 Кредит 08 - актив признан в составе объектов ОС;
  • Дебет 84 Кредит 83 - на отдельном субсчете к счету 84 учтено расходование прибыли на приобретение ОС.

Разъясним причину формирования последней записи. Она произведена именно на основании п. 2 ст. 299 ГК РФ. То есть при прекращении оперативного управления такое имущество должно быть передано учредителю.

Система начисления износа и амортизации в бухгалтерском учете в данном случае может быть произведена по уже рассмотренной выше схеме, а именно: износ начисляется по объектам, используемым в уставной некоммерческой деятельности, амортизации - при ведении учреждением деятельности, приносящей доход, с использованием такого имущества.

Возвращение имущества

Остановимся на особенностях учета выбытия ОС из оперативного управления.

Ситуация 1. Прекращение оперативного управления по распоряжению учредителя с требованием обратной передачи имущества.

Допустим, в период нахождения имущества в оперативном управлении начислялся износ на забалансовом счете 010 или в случаях, описанных выше, - амортизация, величина которой аккумулирована по кредиту счета 02. Рассмотрим схему проводок, которыми будут сопровождаться операции по передаче.

В учете организации-учредителя:

  • Дебет 01 Кредит 76 - на стоимость имущества;
  • Дебет 76 Кредит 02 - на сумму амортизации и сумму износа по счету 010;
  • Дебет 91.2 Кредит 76 - на сумму амортизации и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
  • Дебет 99 Кредит 91.9 - убыток учредителя, признаваемый для целей БУ;
  • Дебет 99 Кредит

Записи в учете учреждения:

  • Дебет 02 Кредит
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 76 Кредит 83 - на сумму амортизации;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Ситуация 2. Передача имущества, приобретенного за счет средств целевого финансирования , в учете учредителя отражается проводками:

  • Дебет 08 Кредит
  • Дебет 01 Кредит
  • Дебет 91.2 Кредит 02 - на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (расходы, не принимаемые в НУ);
  • Дебет 91.9 Кредит
  • Дебет 99 Кредит 68 - ПНО по расходам, не признанным для целей НУ.

В учете учреждения производятся следующие записи:

  • Дебет 02 Кредит 76 - на сумму начисленной амортизации;
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 83 Кредит
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Ситуация 3. Передача имущества, приобретенного за счет деятельности, приносящей доход.

В учете организации-учредителя производятся следующие проводки:

  • Дебет 08 Кредит 91.1 - на стоимость имущества;
  • Дебет 01 Кредит 08 - принят к учету объект ОС;
  • Дебет 91.2 Кредит 02 - на сумму амортизации по счету 02 и сумму износа по счету 010 (для целей НУ не принимается только начисленный износ);
  • Дебет 91.9 Кредит 99 - прибыль учредителя, признаваемая для целей БУ;
  • Дебет 99 Кредит 68 - ПНО по расходам, не признанным для целей НУ;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

В учете НКО:

  • Дебет 02 Кредит 76 - на сумму начисленной амортизации;
  • Дебет 76 Кредит 01 - на стоимость имущества;
  • Дебет 83 Кредит 76 - на разницу 01 и 02 счетов;
  • Дебет 83 Кредит 84 - на остаток счета 83;
  • Дебет 010 - на сумму износа.

Выводы

Из приведенных выше учетных схем следует, что прекращение оперативного управления и передача имущества (ОС) учредителю приводит к формированию финансового результата и возникновению налоговых обязательств у последнего, а именно:

  • при обратной передаче имущества (ОС) у учредителя формируется убыток, не признаваемый для целей налогового учета;
  • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет целевых поступлений, на стороне учредителя оперативного управления возникает прибыль, размер которой для целей налогового учета должен быть увеличен на сумму износа и амортизации;
  • при передаче имущества (ОС), приобретенного учреждением за счет дохода, полученного в рамках коммерческой деятельности, у учредителя также возникает прибыль, размер которой для целей налогообложения увеличивается на сумму начисленного износа.

Эти последствия необходимо учитывать коммерческим организациям - учредителям частных учреждений при их реорганизации и/или при перераспределении имущества между несколькими такими учреждениями.

Сноски

Свернуть Показать


Отражение указанных хозяйственных операций в бухгалтерском учете ссудополучателя выглядит следующим образом: Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб. Получено в безвозмездноепользованиеавтотранспортное средство 001 60 000 Получены услуги поэксплуатацииавтотранспортного средства 20, 26, 44 60 8 000 Начислен НДС по услугам,связанным с эксплуатацией 19 60 1 600 Оплачены услуги поэксплуатации 60 51 9 600 Предъявлен НДС к вычетупри расчетах с бюджетом 68 / НДС 19 1 600 Осуществлен возвратавтотранспортного средства ссудодателю 001 60 000 При передаче организацией — собственником объектов основных средств или иного имущества в соответствии с договором безвозмездного пользования данные объекты (иное имущество) продолжают числиться на его бухгалтерском балансе.

Портал «юристъ» — ваш успех в учебе и работе!

В консенсуальном договоре ссуды возникает обязанность ссудодателя передать имущество в пользование другой стороне. Ее нарушение дает ссудополучателю право на принудительное истребование имущества и компенсацию убытков. Но размер таких убытков ограничивается реальным ущербом и не включает упущенную выгоду (ср.
ст. 344 ГК). Одно из существенных условий договора ссуды — его срок. По общему правилу, закон не предусматривает каких-либо предельных сроков этого договора, определяемых соглашением сторон*. Он может заключаться и без указания срока (на неопределенный срок).
Кроме того, при продолжении пользования имуществом ссудополучателем по истечении срока договора и при отсутствии возражений ссудодателя договор считается * Правило ст.

Глава 36. безвозмездное пользование

Например, при невозврате или порче книг и других печатных материалов, полученных из библиотечных фондов, с читателя могут быть взысканы убытки в размере десятикратной стоимости таких материалов**. Ссудополучатель, по общему правилу, не приобретает прав на плоды и другие доходы, приносимые предоставленной ему в пользование вещью, ибо они принадлежат собственнику, если иное не установлено законом или договором (п. 1 ст. 50 Основ, п. 6 ст. 2 Закона о собственности в РСФСР). Ссудополучатель с согласия ссудодателя вправе передать полученное им в пользование имущество третьему лицу (ст.


346 ГК). В отличие от поднайма такая передача может быть лишь безвозмездной, ибо безвозмездна и сама ссуда***.

Безвозмездное пользование нежилым помещением: составляем договор правильно

Основанием для этого должны стать веские обстоятельства, которые мешают арендатору использовать объект по назначению или так, как он рассчитывал, но… Передающая сторона не отвечает за те недочеты, которые были прописаны в договоре или обнаружены в ходе осмотра объекта. Несмотря на то, что за состоянием объекта должен следить собственник, после заключения договора о безвозмездном пользовании объекта за сохранность помещения отвечает уже наниматель.
Немаловажным пунктом является факт, что пользователь берет на себя всю ответственность за случайную порчу или уничтожение объекта или вещей, располагающихся в нем. Стоит отметить, что при заключении договора аренды, за сохранность помещения отвечает его собственник, но при заключении договора о безвозмездном пользовании помещением это бремя переходит к пользователю.

Особенности применения договора безвозмездного пользования

Структура договора безвозмездное пользование нежилым помещением:

  1. Преамбула;
  2. Предмет договора;
  3. Права и обязанности сторон;
  4. Цены и порядок расчетов;
  5. Ответственность сторон;
  6. Срок действия договора;
  7. Прочие условия;
  8. Реквизиты и подписи сторон.

Итог Договор безвозмездного пользования нежилым помещением — один из самых полезных соглашений, который сможет помочь многим предпринимателям в их деятельности. Его плюсами являются:

  • безвозмездность;
  • простота заключения;
  • простые правила регулирования его исполнения.

Из минусов можно выделить повышенные риски, которые выпадают на обе стороны. Но для пользователя они могут уменьшиться за счет безвозмездности пользования нежилым помещением.

Важно

При этом, имущество на баланс вам не передается, в отличие от вышеперечисленных вещных прав, с которыми не совсем все понятно. #4 IP/Host: 193.232.8. Re: право хозяйственного ведения, право оперативного управления и безвоздмездное пользование-что лучше? Кстати, сомнительно, чтобы муниципалитет был собственником имущества. Скорее — субъект РФ. Так что при оформлении безвозмездного пользования будьте осторожны со ст.


690

Внимание

ГК (п.1). #5 IP/Host: 217.196.101. Re: право хозяйственного ведения, право оперативного управления и безвоздмездное пользование-что лучше? Субъекты права опер. управления и права хоз. ведения четко определены в ГК. Если вы не гос. или муницип. унитарное предприятие (а учреждение), то вы не можете быть субъектом права хоз. ведения. Только оперативного управления. #6 IP/Host: 217.196.101.

По договору безвозмездного пользования, заключенному с указанием срока, отказаться от договора вправе только ссудополучатель. При этом он обязан предупредить об этом другую сторону за один месяц. Отметим, что договором может быть установлен другой срок извещения контрагента при отказе от договора.
За неисполнение или ненадлежащее (например, несвоевременное) исполнение обязанностей, предусмотренных договором, к виновной стороне могут быть применены экономические санкции в виде неустойки (штрафа или пени). Такая санкция является мерой гражданской ответственности и предусматривается договором. Кроме безвозмездности отличия договора безвозмездного пользования от договора аренды заключаются в: размере ответственности ссудодателя (непредоставление вещи, за недостатки вещи, переданной в безвозмездное пользование).

Договор в безвозмездное и оперативное пользование отличаются

Таким образом, объектом безвозмездного пользования могут быть только материальные предметы, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) и могут быть индивидуально определены. Индивидуальная определенность указанных предметов обусловлена тем, что ссудополучатель по окончании срока пользования должен вернуть ссудодателю именно ту вещь, которую он от него получил, и в том состоянии, в котором она была ему предоставлена (с учетом нормального износа либо износа, определенного договором между сторонами). В этом состоит основное отличие договора безвозмездного пользования от договора займа, в силу которого заемщик должен вернуть заимодавцу определенное количество вещей того же рода и качества (аналогичных вещей) либо такую же сумму денежных средств, какую он ранее получил.

В остальном они весьма сходны, что дало основания законодателю распространить на отношения ссуды действие многих норм о договоре имущественного найма (ч. 2 ст. 342 ГК). В частности, предмет ссуды, как и аренды,- непотребляемые индивидуально-определенные вещи, что позволяет отличать ее от безвозмездных отношений займа. Получение имущества ссудополучателем может иметь как хозяйственную, так и сугубо потребительскую направленность.

Форма договора ссуды, как и имущественного найма, по общему правилу, должна быть письменной, если только речь не идет о краткосрочной ссуде в отношениях граждан-потребителей, где достаточно и устной формы (ср. ст. 276 ГК). Содержание и исполнение договора ссуды. Содержание прав и обязанностей сторон этого договора различается в зависимости от того, носит ли он консенсуальный или реальный характер.
Однако соглашением сторон указанные обязанности могут быть перераспределены между ними. Например, договором может быть установлена обязанность ссудодателя производить все виды ремонта имущества. По общему правилу риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, в том числе и переданного в безвозмездное пользование, несет его собственник. Но в случаях, установленных законом, бремя данных рисков возлагается на ссудополучателя. В соответствии со ст.696 ГК РФ это происходит, если имущество погибло или было повреждено в связи с тем, что ссудополучатель: использовал его не в соответствии с условиями договора или его назначением; передал его третьему лицу без согласия ссудодателя; с учетом фактических обстоятельств мог предотвратить нежелательные последствия для указанного имущества, пожертвовав своим имуществом, но предпочел сохранить свою вещь.
Аудиторские ведомости», N 8, 2002 Договор безвозмездного пользования является одним из типов хозяйственных договоров, которые широко используются сторонами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Остановимся на некоторых вопросах, связанных с передачей имущества в безвозмездное пользование (с поступлением имущества в безвозмездное пользование), а также с его содержанием (эксплуатацией). Правовое регулирование безвозмездного пользования имуществом Договором безвозмездного пользования (договором ссуды) признается соглашение сторон, в силу которого одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в котором она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст.689 ГК РФ).



Просмотров