На использование их произведений. Правомерное использование произведений

(Некоторые виды нарушений и споры в сфере авторского права. Понятия плагиата и контрафактной продукции)


Авторское право включает в себя комплекс прав автора на созданное им музыкальное, литературное или иное произведение (статья 1255 ГК РФ). Это личные неимущественные права: право авторства (статья 1265 ГК РФ), которое нельзя никому передавать, и ряд других прав, защищаемых частью IV Гражданского кодекса (глава 70).

Также это исключительное право использовать произведение любым способом - показывать, распространять, переводить, перерабатывать и так далее (статья 1270 ГК РФ). Его можно передавать по лицензионному договору для временного пользования всеми и/или частью способов за плату (статья 1286 ГК РФ) или продавать по договору об отчуждении (статья 1285 ГК РФ). Вне рамок этих договоров использовать произведения по общему правилу запрещено.

В качестве иллюстрации можно привести покупку картины у художника либо ее создание на заказ. Не столь существенно, написано ли полотно по заданному заказчиком сценарию или по замыслу самого художника. Право авторства принадлежит именно художнику: заказчик не может считаться автором картины. Исключительное право (демонстрировать произведение, копировать, изменять колорит) по общему правилу первоначально тоже возникает у художника (статья 1291 ГК РФ). Чтобы у заказчика появилось право на использование картины (например, показывать на выставках, делать копии) и не было попрано право художника, стороны должны заключить письменный договор, в котором согласуют виды и сроки использования произведения искусства.


Нарушение авторских прав отнюдь не редкость. В судебной практике довольно разнообразно представлены как объекты права, так и виды нарушений. Объектами права могут быть картины, фотографии, песни, а также литературные и иные произведения - все, что родилось из творческой деятельности человека, независимо от художественной ценности. Полный перечень содержится в статье 1259 ГК РФ. Права авторов повсеместно нарушаются плагиатом, незаконным копированием и распространением, и другими незаконными действиями.


Плагиат

Плагиат - это присвоение авторства, включающее в себя такие действия, как (постановление Пленума ВС РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»):

  • объявление себя создателем чужого творения;
  • выпуск чужого труда (полностью или частично) под своим именем;
  • публикация только под своим именем сочинения, написанного вместе с другими авторами.

Ни для кого не секрет, что плагиат широко применяется, к примеру, при защите диссертаций. Если плагиатом причинен крупный ущерб, нарушителю может быть вменена даже уголовная ответственность (статья 146 УК РФ).


Переработка

Переработка - это создание вторичного произведения на основе авторского. Она тесно связана с правом на неприкосновенность творения (статья 1266 ГК РФ). Поэтому любые изменения допускаются только с согласия автора или иного правообладателя (Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 5/29)).

Разновидностями переработки являются перевод, экранизация или перевод книги в аудиоформат, обработка, аранжировка, ремикс и так далее.

Составление сборников или энциклопедий, а также создание сайтов тоже относиться к переработке. Если какая-либо часть составного труда, как глава в книге или одна из песен на диске, используется неправомерно, экземпляры такого произведения считаются контрафактными (постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» далее - Постановление № 15). Незаконно заимствованные элементы должны удаляться.

Права создателя производного труда защищаются статьей 1260 ГК РФ, но только, если он получил одобрение автора на изменение его труда. Во многих случаях новоиспеченные авторы не озадачиваются приобретением прав на переработку. Для них это чревато убытками.

Из практики можно привести дело, в котором без разрешения автора была переработана фотография, в результате чего оказался нарушенным художественный замысел автора. Вторым нарушением стало ее использование ответчиком для привлечения внимания (рекламы) к продаваемой им одежде. Суд установил, что ответчик использовал снимок без разрешения и ведома автора. Фото было опубликовано без указания имени истца. Поэтому на ответчика была наложена обязанность выплатить автору компенсацию в размере 100 000 рублей (Решение Печенгского районного суда Мурманской области от 7.07.2017 по делу № 2-351/2017).


Распространение

Под распространением результатов творческого труда понимается в первую очередь их продажа, а также размещение в сети интернет (например, пиратских копий фильмов или книг в электронных библиотеках). Причем неважно, создан ли контрафактный (незаконный) экземпляр самим нарушителем или приобретен у третьих лиц (Постановление № 5/29).

В одном из множества споров о незаконном распространении ответчик продавал диски с песнями в исполнении известной певицы без разрешения правообладателя. Суд пришел к однозначному выводу о нарушении авторских и смежных с ними прав. В решении указано, что он незаконно использовал музыкальные произведения «посредством распространения их экземпляров на контрафактном материальном носителе» - компакт-дисках (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 по делу № А73-7740/2016).


Правомерное использование произведения без разрешения правообладателя

Любые произведения науки, литературы и искусства все же можно свободно использовать без согласия автора и выплаты ему вознаграждения при совокупности следующих условий (статья 1274, определение ВС РФ № 305-ЭС16-18302 от 25.04.2017 по делу № А40-142345/2015):

  • произведение используется в информационных, научных, учебных или культурных целях;
  • указан создатель произведения;
  • указан источник заимствования;
  • объем цитирования оправдывается целью использования (но не более половины объема произведения).

Одним из критериев правомерного цитирования является ответ на вопрос: пытается ли лицо получить выгоду за счёт чужого труда или он хочет только утвердить свою позицию по определенному вопросу, проиллюстрировать какой-то феномен.

Чрезмерный объем цитирования влечет нарушение права автора на воспроизведение части творения и дает ему право на получение компенсации.

Свободно можно использовать произведения (картины, фотографии), которые постоянно находятся в открытом доступе (статья 1276 ГК РФ).

В этом ключе интересно будет упомянуть социальные сети и размещение в них авторского контента. Например, пользовательское соглашение, разработанное сетью «ВКонтакте», устанавливает, что пользователи передают друг другу права на использование своих контентов «исключительно в рамках предоставляемого сайтом функционала, путем просмотра, воспроизведения (в том числе копирования) и иные права исключительно с целью личного некоммерческого использования...». Таким образом, зарегистрировавшись в этой соцсети, можно свободно использовать материалы других участников в личных целях.


Предмет доказывания

В спорах о защите авторских прав истец (автор) доказывает факт авторства или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).

  • черновики своих работ на бумажном или электронном носителе,
  • атрибуты файла, в котором создано произведение,
  • прежние публикации в СМИ с указанием его в качестве автора,
  • договор авторского заказа (статья 1288 ГК РФ),
  • документы об участии в выставках,
  • дипломы,
  • переписку с отрывками произведения.

На будущее автор может отчасти застраховаться, направив самому себе свое творение (рассказ, стихотворение, ноты) по почте. В письме указываются данные о себе и дата создания произведения, отправитель и получатель (в одном лице). Дату отправления подтвердит почтовый штемпель.

В свою очередь ответчик должен доказать выполнение им требований закона при использовании произведений и (или) объектов смежных прав (Постановление № 15). В суд можно представить договоры с правообладателем или попытаться обосновать право свободно использовать спорное произведение.

В конечном итоге стороны нередко спорят о размере компенсации, которую должен уплатить нарушитель автору. В настоящее время она варьируется от 10 000 до 5 000 000 рублей (статья 1301 ГК РФ). Размер компенсации суды устанавливают по собственному усмотрению (Постановление № 5/29). Суд принимает во внимание:

Если автор обнаружил нарушение своих прав, первое, что следует сделать - обратиться за консультацией к опытному юристу. Он проанализирует проблему и выяснит, действительно ли имеет место правонарушение. Если ответ положительный, проведет переговоры с нарушителем, а в дальнейшем поможет подготовить иск и обосновать позицию автора.

Ответчик тоже нуждается в помощи юриста хотя бы для того, чтобы грамотно аргументировать в суде просьбу о снижении размера компенсации.

Анна Полетаева

Статья подготовлена специально для

юридической компании "Эра права"

  • (публикация)

В Законе содержится указание на то, что «автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом» (п. 1 ст. 16 Закона), т. е. формально для любого использования произведения требуется согласие автора или иного лица, к которому перешли соответствующие исключительные права, относящиеся к тому или иному виду использования.

Закон не ставит решение вопроса о необходимости получения разрешений от правообладателей и заключения с ними договоров в зависимость от того, осуществляет ли пользователь предпринимательскую деятельность, преследует ли он какую-либо коммерческую цель, приносит ли использование произведений доход или прибыль.

Следует учитывать ряд обстоятельств, значительно ограничивающих область применения данного правила.

Во-первых, речь идет только о так называемых охраняемых произведениях, т. е. таких, которые получают охрану на территории Российской Федерации в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами. Охрана имущественных прав на произведения в любом случае ограничена (см.: Сроки действия авторского права).

Во-вторых, несмотря на приведенную выше формулировку, возможности автора или его правопреемников по определению условий использования произведений ограничены действием иных положений Закона, существованием других законодательных актов, общими требованиями гражданского законодательства о добросовестности и разумности (например, автор не может требовать, чтобы на его произведение смотрели только левым глазом).

В п. 2 ст. 16 Закона приводится перечень отдельных видов действий (воспроизведение, распространение экземпляров, публичное исполнение, перевод и т. д.), для совершения которых необходимо получать разрешение у автора или его правопреемников. Некоторые предоставленные правообладателям права разбросаны также по иным статьям Закона.

Несмотря на бурные теоретические споры на практике обычно исходят из того, что имущественные авторские права распространяются только на эти специально предусмотренные Законом действия. Однако для описания таких действий в Законе использованы столь широкие формулировки, что существует возможность в той или иной мере подвести под них почти любой случай использования произведения. Сам Закон предусматривает ряд весьма существенных ограничений авторских прав и исключений из них.


С учетом анализа положений Закона можно выделить следующие случаи законного использования произведений:

1) использование произведений на основании разрешения обладателей исключительных прав в отношении соответствующих способов использования;

2) использование произведений на основании лицензионных соглашений, заключаемых с организациями по коллективному управлению авторскими правами (см.: Коллективное управление авторскими и смежными правами);

3) использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения – в случаях, специально предусмотренных Законом;

4) свободное использование произведений, т. е. их использование без получения разрешения от правообладателей и без выплаты им вознаграждения – в случаях, когда Законом установлены соответствующие ограничения авторских прав или когда произведения не охраняются (например, в связи с истечением срока действия авторских прав на них).

Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения

Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу использования произведения.

Такое согласие (разрешение) желательно оформлять путем заключения договора в письменной форме с соблюдением всех требований, установленных для авторских договоров (см.: Переход и передача авторских прав).

Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения

В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого вознаграждения.


(См. подробнее: Право на дополнительное вознаграждение.)

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев дополнительное вознаграждение в России не собирается, что объясняется как невозможностью эффективного воздействия на неплательщиков (например, в виде запрета использования произведений, поскольку сам Закон разрешает осуществлять такое использование без согласия правообладателей), так и отсутствием необходимых организационных усилий по созданию и поддержке систем реализации таких прав на коллективной основе.

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.



Копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

«копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

Воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.


Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.


Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.


Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.


На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.


Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.


Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами

При некоторых видах использования произведений вместо договора с каждым из правообладателей могут заключаться особые лицензионные соглашения с организациями по коллективному управлению авторскими правами (авторскими обществами).

Закон предусматривает возможность применения системы так называемых расширенных лицензий, при которых такие организации могут действовать от имени всех правообладателей, независимо от наличия у них договора с каждым из них. В таких случаях фактически имеет место использование произведения с подразумеваемым согласием правообладателя и выплатой вознаграждения через организацию по коллективному управлению.

(См. подробнее: Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.)

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что срок действия авторских прав всегда определяется в календарных годах, т. е. при его определении имеет значение только год, в котором произошло то или иное событие, послужившее началом для отсчета срока, вне зависимости от того, в какой день и в каком месяце оно имело место. Его окончание всегда будет приходиться на 31 декабря последнего года срока действия авторских прав. После истечения такого срока произведения переходят в так называемое общественное достояние и могут свободно использоваться всеми желающими.

Понятие «срок действия авторского права» – условно, поскольку отдельные личные неимущественные права (моральные права) действуют бессрочно. Даже после перехода произведения в общественное достояние при его использовании должно указываться имя его автора, авторство не должно присваиваться другими лицами, в произведение не должны вноситься искажения, способные нанести ущерб чести и достоинству умершего автора.


Охрану личных неимущественных прав после смерти автора вправе осуществлять специально назначенное автором лицо, наследники автора или специально уполномоченный орган Российской Федерации, который в настоящее время не определен.

Осуществление расчета сроков действия имущественных авторских прав, особенно после внесения последних изменений в Закон (в 2004 г.), оказывается очень непростой задачей ввиду наличия большого числа оснований, в связи с которыми срок может оказаться больше или меньше стандартного.

Можно рекомендовать следующий алгоритм определения срока охраны имущественных авторских прав, который для удобства разбит на несколько частей, в зависимости от вопросов, на которые необходимо найти ответы. Предлагаемый алгоритм, разумеется, имеет упрощенный характер и не может охватывать абсолютно все случаи (так, из рассмотрения исключается ряд случаев, относящихся к необнародованным произведениям), но на практике он представляется вполне применимым.



Примечания

1. Следует учитывать дополнительные сложности, которые могут возникать в тех случаях, когда произведения могут одновременно претендовать на охрану как непосредственно на основании закона, так и в соответствии с международным договором. Например, если произведение российского автора впервые было опубликовано за рубежом в одной из стран – членов Бернской конвенции, то именно та страна будет считаться страной происхождения такого произведения. В связи с этим появится возможность сразу двух вариантов подсчета срока. Как представляется, применяться должен наиболее длительный из них, однако судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.

2. Особый порядок подсчета срока действия авторских прав установлен для созданных в период существования СССР аудиовизуальных произведений и ряда иных произведений, авторские права на которые в соответствии с действовавшим до 1992 г. законодательством закреплялись за государственными организациями.

В соответствии с общим правилом имущественные авторские права на произведение действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. До внесения в 2004 г. изменений в Закон срок действия авторских прав составлял время жизни автора и 50 лет после его смерти, что полностью соответствовало требованиям Бернской конвенции.

Установленный в настоящее время более длительный срок отражает общую тенденцию увеличения срока действия авторских прав в развитых странах мира, в том числе в странах ЕС, США, Японии.

Наряду с общим правилом в российском законодательстве существует множество оснований для применения более длительных или более коротких сроков.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ все приведенные далее правила исчисления и продления срока применяются только в тех случаях, когда на день вступления в силу указанного Федерального закона (26 июля 2004 г.) не истек ранее предоставлявшийся 50-летний срок действия авторских прав. Таким образом, если какие-либо произведения по состоянию на указанную дату уже не охранялись, то их охрана не восстанавливается, даже если формально из приведенных далее правил расчета срока действия авторских прав следует иное.

В свою очередь, определение того, истек ли срок действия авторских прав на произведение к 2004 г., требует отдельной проверки, алгоритм которой приведен далее.



Для проверки того, охранялось ли произведение в 2004 г., необходимо проверить, не истек ли по состоянию на 2004 г. ранее предоставлявшийся срок действия авторских прав, который определялся точно так же, но вместо упоминания о 70 годах в ст. 27 Закона содержалось указание на 50 лет.

Произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, и не прошло 50 лет после года обнародования;

Иностранные правообладатели оказались в настоящее время в несколько более привилегированном положении по сравнению с наследниками российских авторов.

Охрана прав на иностранные произведения предоставляется в России на основании международных договоров, в частности Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой участвует подавляющее большинство стран мира. При этом права на иностранные произведения в большинстве случаев охраняются на протяжении 70 лет после смерти авторов произведений, если в стране их происхождения не установлены более краткие сроки охраны.


В соответствии с законодательством, действовавшим в период существования СССР, особые авторские права в отношении таких произведений закреплялись за государственными организациями и действовали бессрочно, переходя к правопреемникам таких организаций, а в случае их ликвидации – к государству.

С 1993 г. срок действия авторских прав юридических лиц был ограничен 50 годами со дня (года) обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, то со дня создания произведения. В 2004 г. этот срок был продлен до 70 лет после года обнародования произведения или года его создания, если оно не было обнародовано.

Некоторые примеры расчетов

Автор романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков умер в 1940 г. Роман впервые был опубликован уже после смерти писателя в 1966–1967 гг. (издание осуществлялось частями в виде журнальных публикаций), следовательно, срок действия авторских прав на это произведение истекает только в 2037 г. Срок действия авторских прав на некоторые другие произведения М.А. Булгакова истечет еще позже, поскольку только после смерти писателя были опубликованы его произведения «Собачье сердце» (1987), «Театральный роман» (1965) и др.

Писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Поскольку авторские права на его произведения по состоянию на 2004 г. еще не перешли в общественное достояние (к 2004 г. не закончились 50 лет с момента реабилитации), то его авторские права до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.

Проиллюстрировать разницу в подходах можно на примере охраны авторских прав писателя А.Н. Толстого, умершего в 1945 г. Его произведения в соответствии с ранее действовавшим законодательством перестали охраняться еще в период существования СССР. Однако согласно установленным Законом в 1993 г. новым правилам исчисления сроков авторские права А.Н. Толстого должны были охраняться до конца 1999 г. с учетом предусмотренного законом в то время общего правила об окончании срока действия авторских прав через 50 лет после смерти автора и продления срока их действия в данном случае на 4 года в связи с работой автора в период Великой Отечественной войны. Наследникам А.Н. Толстого в середине 1990-х гг. удалось успешно отстаивать свои права в судебном порядке.

При отсутствии сделанной при последнем продлении сроков оговорки о том, что истекшие к 2004 г. сроки охраны не восстанавливаются, авторские права А.Н. Толстого действовали бы до 2019 г. Принятая оговорка привела к тому, что, поскольку срок действия авторских прав на его произведения истек еще в 1999 г., они по-прежнему находятся в общественном достоянии.

Произведения умершего в 1956 г. английского писателя Алана Милна, автора книг о Винни-Пухе и его друзьях, будут охраняться в России, как минимум, до 2026 г.

Общественное достояние

По окончании срока действия авторских прав произведения переходят в общественное достояние, т. е. могут использоваться любыми лицами без получения согласия от наследников или иных правопреемников авторов и без выплаты им вознаграждения.

Закон предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации особых отчислений за отдельные случаи использования перешедших в общественное достояние произведений, однако в настоящее время размер и формы таких отчислений не установлены.


Вечное бремя. Рисунок Оноре Домье. 1867

Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях

Развитие российского сегмента сети Интернет и иных цифровых сетей обусловило попытку описать с правовой точки зрения новые виды использования произведений и объектов смежных прав, которые стали возможны в новых технологических условиях.

Следует сразу отметить, что использование произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, с точки зрения российского законодательства, не может рассматриваться как их распространение, поскольку под распространением экземпляров произведений в законе понимается только передача уже созданных, конкретных экземпляров на материальных носителях, например, продажа отдельной книги или всего выпущенного тиража издания, сдача в прокат видеокассеты и т. д.

Все эти примеры подразумевают передачу конкретного материального носителя, а не сообщение произведений с помощью передачи сигналов по каким-либо сетям. При таком сообщении на принимающей стороне создается новая копия произведения и не происходит передачи (распространения) ранее существовавшего экземпляра.

Разумеется, огромное влияние на развитие охраны авторских и смежных прав в российском Интернете и иных цифровых сетях оказали разработанные Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС / WIPO) и принятые в 1996 г. новые международные договоры – Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Отчасти благодаря их влиянию на протяжении последних лет широкое признание получил подход, основанный на выделении трех этапов процесса использования произведений и объектов смежных прав в цифровых интерактивных сетях.


Каждому из этих этапов соответствовало вполне определенное правомочие, законодательно закрепленное за правообладателем в Законе.

Затрагиваемые на каждом из этапов использования произведения в цифровой сети виды исключительных прав приведены в таблице.


Примечание

В большинстве случаев на этапе загрузки произведения на компьютер представителя публики имеет место воспроизведение в личных целях, которое вообще не подпадает под действие предусмотренных законом исключительных прав.

До принятия в 2004 г. изменений к Закону контроль за использованием произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, осуществлялся преимущественно на основании имеющейся у правообладателей возможности разрешать или запрещать воспроизведение охраняемых объектов, а также их сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Аналогичный подход имел место и в отношении смежных прав. При всех недостатках такого подхода он вносил какую-то определенность в складывающиеся правоотношения.

В 2004 г. в Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми авторам, исполнителям и производителям фонограмм предоставлено особое исключительное право на доведение до всеобщего сведения, призванное отразить особенности использования произведений и объектов смежных прав в интерактивном режиме в Интернете и иных цифровых сетях. Все относящиеся к данному праву положения Закона вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Право на доведение до всеобщего сведения должно стать аналогом предусмотренного ст. 8 Договора ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) права делать произведения доступными для публики («the making available to the public of their works»), являющегося одной из разновидностей общего права на сообщение произведения для всеобщего сведения по проводам или беспроводными средствами, которому, собственно, и посвящена ст. 8 ДАП («any communication to the public of their works, by wire or wireless means»).

В отношении исполнений и фонограмм аналогичное право предусмотрено ст. 10 и 14 Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Россия готовится присоединиться к этим международным договорам, что, возможно, повлечет внесение новых изменений в Закон.

В настоящее время возникают весьма серьезные споры относительно случаев, к которым применимо право на доведение до всеобщего сведения лиц, которым оно принадлежит, возможных ограничений данного права, порядка его реализации и т. д.


Коллеги, к чему спорить за стенами суда? Рисунок Оноре Домье. 1845

1. Общие положения о свободном использовании произведения.

2. Условия свободного использования произведения.

3. Характеристика основных видов свободного использования произведений.

Как правило, для использования произведения необходимо спрашивать согласие автора, если автор либо иной правообладатель произведения известны, если сроки охраны не истекли в соответствии с условиями присоединения нашей страны к Всемирной конвенции (до 27 мая 1973 г.). См. тему № 1.

Статьи 18–26 Закона об авторском праве предусматривают определенные изъятия из этого правила. Подобные изъятия предусмотрены и международными конвенциями (ст. 10 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений).

Все случаи свободного использования произведения, то есть использования без согласия автора и без выплаты вознаграждения, установлены указанными выше статьями Закона об авторском праве и ГК РСФСР. В иных нормативных актах такие случаи не предусмотрены.

Общие положения о свободном использовании произведений:

Изъятия из общих правил использования охраняемых произведений касаются только правомерно обнародованных произведений. Если произведение еще не обнародовано, то оно может использоваться только с разрешения автора, за исключением установленных случаев - публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также воспроизведение произведений для судебных целей;

Свободное использование возможно только в том случае, если этим использованием не наносится ущерб нормальному использованию произведения;

Виды свободного использования произведений:

Cлучаи использования произведения исключительно в личных целях ;

Результаты творческой деятельности, объединяющим признаком которых является необходимость доступа к произведениям в целях свободного распространения информации;

Случаи свободного репродуцирования правомерно опубликованных произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли;

Случаи использования произведений, объединяющим признаком которых является официальный характер использования произведений. Публичное исполнение возможно только обнародованных музыкальных произведений, для судебного производства допускается воспроизведение также в случаях, если они не были обнародованы;


Cлучаи использования программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного пользования, осуществляемые организациями эфирного вещания.

Характеристика основных видов свободного использования произведений

Разрешенное воспроизведение для личных целей относится не только к факту воспроизведения того или иного произведения, но и к факту последующего использования произведения. Допустимо такое использование только в личных целях. Значит, полученная воспроизведением копия не должна попадать в гражданский оборот (быть предметом проката, продажи и т.д.)

Данная норма не распространяется на юридических лиц , так как вопросы личного использования не связаны с использованием произведений юридическими лицами.

Однако свободное воспроизведение содержит ряд исключений, которые касаются отдельных категорий объектов авторского права.

Так, нельзя воспроизводить даже для личных целей:

Объекты архитектуры в форме зданий и сооружений. Запрещается практически строить, сооружать, реализовывать произведения архитектуры;

Базы данных или существенные части из них, программы для ЭВМ;

Репродуцировать полностью книги и нотные тексты.

Статья 19 Закона разрешает использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения в целях свободного распространения информации.

Условия свободного использования:

Ненанесение неоправданного ущерба нормальному использованию произведения;

Случаи свободного использования произведения, предусмотренные ст. 19 Закона.

1) Согласно п. 1 ст. 19 Закона допускается «цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати ».

Возможны два различных способа использования:

Цитирование;

Обзор печати (подборка произведений).

Цитата - это точная, дословная выдержка из какого-либо текста, высказывания. (Словарь русского языка. С.И. Ожегова. М., 1964 г.).

Зачастую вопрос жанра, характера и объема произведения является предметом проведения судебной экспертизы.

2) Согласно п. 2 ст. 19 Закона допускается «использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью».

Вопрос связан со свободным использованием с учебной целью произведения в качестве иллюстрации. В эту группу входит различная учебная литература, в которую включаются произведения других авторов. Иллюстрациями может быть не только литературное произведение, но и музыкальное произведение. Например, для обучения иностранному языку может быть использована часть музыкального произведения.

Понятие иллюстраций имеет несколько значений. В качестве иллюстрации может быть использована графика, рисунок, литературное произведение.

3) Согласно п. 3 ст. 19 Закона допускается «Воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором».

Данные случаи объединяет прежде всего характер произведений, которые можно свободно использовать - текущий экономический, политический, социальный и религиозный. Закон разрешает воспроизведение только в газетах, поэтому в журналах и хрестоматиях эти произведения свободно использовать не следует. Предметом свободного использования являются только статьи, а также переданные в эфир произведения.

Переданные в эфир произведения по смыслу Закона тоже должны касаться текущих вопросов, и основной акцент в них должен быть поставлен на экономические, политические социальные и религиозные темы.

Закон определяет, что такое воспроизведение не должно быть специально запрещено автором. На практике это означает, что, если на произведении стоит оговорка, допустим, «Эксклюзивное интервью», то автор запрещает свободное использование его произведения.

4) Согласно п. 4 ст. 19 допускается «воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках».

Закон разрешает свободное воспроизведение определенной категории произведений (публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений, в эту группу можно отнести также интервью политических деятелей, записи конференций с участием политиков) с информационной целью.

Закон предусматривает три условия, регламентирующих эту форму использования:

Произведения должны быть публично произнесены;

Произведения должны относиться к политике и аналогичным темам;

Использование таких произведений должно быть оправдано информационной целью.

5) Согласно п. 5 ст. 19 допускается «воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках».

Эта норма затрагивает только те произведения, которые случайно попали в обзоры текущих событий, имеющие информационную цель.

Примером может служить следующий частный случай. Допустим, программа «Культура» рассказывает о культурных новостях г. Москвы. Освещается открытие выставки, и в эфире показана одна из картин художника. То есть произведение автора картины попутно попало в кадр и показ такого произведения имеет информационную цель. Такое воспроизведение законно.

6) Согласно п. 6 ст. 19 Закона допускается «воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения».

Это воспроизведение должно производиться без извлечения прибыли, то есть продажная цена должна быть не выше себестоимости. Эта норма не относится к произведениям, специально созданным для слепых. Создание таких произведений обычно оплачивается.

Статья 20 Закона разрешает свободное использование произведений путем репродуцирования в единичном экземпляре без извлечения прибыли .

В соответствии с законом допускается репродуцирование только в единичном экземпляре. То есть для одного заказчика может быть изготовлен один экземпляр. Репродуцировать можно только опубликованные произведения. Изготовленная таким образом копия не должна попадать в гражданский оборот.

Льгота, предоставляемая ст. 20 Закона об авторском праве, предусмотрена только для архивов, библиотек и образовательных учреждений. Все другие юридические лица могут осуществлять репродуцирование только с разрешения автора.

Репродуцирование в единичном экземпляре допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Понятие репродуцирования дано в ст. 4 Закона.

Закон предусматривает 3 случая свободного репродуцирования:

Правомерно опубликованного произведения библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим по каким-либо причинам произведения из своих фондов».

Не может применяться для произведений, которые никогда не были в фондах этих библиотек. Правомерно опубликованные произведения предоставляются другим библиотекам в качестве взаимопомощи;

Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) библиотеками и архивами по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях».

Предметом репродуцирования являются только отдельные статьи, малообъемные произведения, которые могут быть репродуцированы целиком, а также короткие отрывки из письменных произведений. В эту группу произведений входят также фотографии, рисунки и прочее. Осуществлять репродуцирование могут только библиотеки и архивы по запросу физических лиц;

Отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) образовательными учреждениями для аудиторных занятий».

В соответствии с данной нормой свободно репродуцировать произведения могут только образовательное учреждение и только для аудиторных занятий.

Во всех остальных случая для репродуцирования произведения необходимо спрашивать согласие автора.

Статья 21 Закона допускает свободное «воспроизведение, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключение случаев, когда изображение является основным объектом передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или же когда изображение произведения используется для коммерческих целей».

Норма закона устанавливает порядок свободного использования конкретных произведений: архитектуры, фотографии, изобразительного искусства. Обязательным является условие о местонахождении произведения: произведения должны постоянно находиться в месте, открытом для свободного посещения.

Закон устанавливает ограничения свободного использования произведений:

Используемое произведение не должно быть основным объектом воспроизведения;

Изображение используемого произведения нельзя использовать для коммерческих целей;

В качестве иллюстрации применения данной нормы может служить следующий частный случай использования произведения.

Если по телевидению идет передача о событиях, происходящих у памятника известного скульптора, то показ памятника в эфире не требует разрешения автора. Это произведение можно свободно использовать.

Наоборот, для показа передачи о памятнике известного скульптора либо о его творчестве, если срок охраны произведения не истек, телевизионному каналу необходимо получить согласие автора, поскольку произведения скульптора в данной передаче являются основным объектом передачи.

Статьи 22 и 23 Закона предусматривают случаи свободного использования произведений (без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения), имеющих официальный характер.

Статья 22 Закона предусматривает случаи публичного исполнения музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний , а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний.

В данном случае законодатель предусматривает использование только одного вида произведения - музыкального. Использование произведений не должно ущемлять законных интересов авторов.

Статья 23 Закона допускает свободное «воспроизведение произведений для судебного производства в объеме, оправданном этой целью».

Эта норма относится как к обнародованным, так и необнародованным произведений. Если произведение не стало еще доступно публике, то его использование в судебном процессе не будет считаться обнародованием.

Статья 24 Закона предусматривает свободную запись краткосрочного пользования, производимую организациями эфирного вещания.

Эта льгота предоставляется только организациям эфирного вещания (радио- и телевещательным организациям). На организации кабельного вещания она не распространяется. Объектом использования являются произведения, на которые организация получила право на передачу в эфир (по индивидуальному договору с автором либо на основе иного соглашения). Краткосрочность в законодательстве определена сроком 6 месяцев. Затем запись должна быть уничтожена. В законе предусмотрено два исключения из этого правила:

Если запись носит исключительно документальный характер, то она может быть сохранена без согласия автора в официальных архивах.

Краткосрочная запись должна производиться только на оборудовании организации эфирного вещания, находящемся в собственности организации и для ее собственных передач.

Статья 25 Закона предусматривает свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных.

Поскольку данная статья имеет узкоспециальный характер, останавливаться на ней подробно не представляется целесообразным.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения. 1. Авторами аудиовизуального произведения являются:

режиссер - постановщик;
автор сценария (сценарист);
автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).
2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.
4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор - постановщик, художник - постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Комментарий к статье 13
1. Эта статья относится к установлению авторства и носителей авторских прав на аудиовизуальные произведения.
При этом имеются в виду только те аудиовизуальные произведения, которые созданы после 2 августа 1993 года, т.е. начиная с 3 августа 1993 года - момента вступления в силу Закона об авторском праве.
2. Понятие аудиовизуального произведения содержится в ст. 4 Закона (см. также комментарий к этой статье).
Термин "аудиовизуальные произведения" в общегражданском законодательстве нашей страны впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (ст. 134). До этого закон говорил о кинофильмах и телевизионных фильмах, которые ныне охватываются более широким понятием аудиовизуальных произведений.
3. В соответствии с законодательством об авторском праве, действовавшим в РСФСР до 1 октября 1964 года, первоначальное авторское право на киноленты признавалось за выпустившим их в свет кинопроизводственным предприятием.
4. По Гражданскому кодексу РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм закреплялось за предприятием, осуществившим его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм - за его автором или соавторами (ст. 486 ГК РСФСР 1964 года).
Данные нормы действовали с 1 октября 1964 года по 2 августа 1992 года.
Именно на их основе в настоящее время определяется владелец первоначального авторского права на кинофильмы, снятые в этот период времени.
5. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 года по 2 августа 1993 года, должен определяться согласно действовавшему в этот период законодательству - Основам 1991 года. Пункт 5 ст. 135 этого акта устанавливает:
"Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.
Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом".
Таким образом, Основы устанавливали разный правовой режим для авторов фильма и авторов произведений, использованных в фильме: авторские права первых переходили к изготовителю по договору, в то время как в отношении вторых право на использование их произведения в фильме переходило к изготовителю в силу установленной в законе презумпции.
При этом закон не пояснял, кто же является авторами фильма: если это те лица, произведения которых не существуют вне фильма и потому не могли быть использованы в фильме (т.е. не подпадают под норму ч. 2 п. 5 статьи 135 Основ), то тогда авторы фильма - это режиссер - постановщик, оператор, художник - постановщик. Следовательно, сценарист и композитор не относятся к числу авторов фильма.
Все эти сложные вопросы, очевидно, будут предметом рассмотрения в судебной практике.
6. Аудиовизуальное произведение является сложным, синтетическим; оно создается творческими усилиями большого числа работников. Более того, аудиовизуальное произведение обычно включает в себя произведения различных авторов, которые не принимают непосредственного участия в создании аудиовизуального произведения.
Некоторые произведения, входящие как составная часть в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него.
Другие произведения, тоже используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе работы над ним и существуют лишь в неразрывной связи с аудиовизуальным произведением; они, эти последние произведения, не могут быть выделены из аудиовизуального произведения. К их числу относятся предметы творческого труда режиссера - постановщика и некоторых других лиц. Точно так же перевод произведения на другой язык не может быть отделен от оригинала, не может быть использован независимо от оригинала.
Таким образом, аудиовизуальное произведение - это слияние произведений и идей из произведений различных авторов, их "сплав", сгусток.
Большое число произведений, которые используются при создании аудиовизуального произведения, например сценарий, используется в измененной форме.
Все указанные выше особенности создания аудиовизуальных произведений делают невозможным их квалификацию просто как произведений, созданных соавторами.
На аудиовизуальное произведение возникает особое авторское право.
7. Пункт 1 ст. 13 Закона устанавливает, что авторами аудиовизуального произведения являются режиссер - постановщик, сценарист, а также композитор и автор текста песни, если музыка и текст песни специально созданы для этого аудиовизуального произведения.
Никакие другие лица не могут считаться авторами аудиовизуального произведения: данная норма Закона является императивной.
Если музыка к аудиовизуальному произведению была заимствована из ранее опубликованных произведений какого-либо композитора, а также если в аудиовизуальном произведении использована известная песня, композитор и авторы песни не считаются авторами аудиовизуального произведения.
8. Иначе решается вопрос в отношении сценариста. Известно, что сценарии могут публиковаться сами по себе, как литературные произведения. Если опубликованный сценарий будет затем использован в аудиовизуальном произведении, сценарист становится одним из его авторов, даже если он не принимал непосредственного участия в создании аудиовизуального произведения.
9. Аудиовизуальное произведение следует считать неделимым объектом, а потому к взаимоотношениям между авторами аудиовизуального произведения применимы все нормы, касающиеся неделимого соавторства (см. ст. 10 и комментарий к ней).
10. Сценарист, композитор оригинальной музыки и авторы оригинальных песен могут использовать свои собственные произведения без согласия других авторов аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами аудиовизуального произведения.
11. В пункте 2 содержится презумпция о том, что авторы аудиовизуального произведения передают по договорам свои основные имущественные авторские правомочия изготовителю аудиовизуального произведения.
Понятие "изготовитель аудиовизуального произведения" дано в ст. 4 Закона (см. п. 8 комментария к ст. 4).
12. При создании аудиовизуального произведения изготовитель заключает договоры с режиссером - постановщиком, сценаристом, автором оригинальной музыки, авторами оригинальных песен.
По своей сути эти договоры могут быть трудовыми или гражданско - правовыми, причем - не обязательно авторскими.
При наличии трудового договора в силу вступают нормы ст. 14 (см. также комментарий к ней). Во всех остальных случаях в силу вступает презумпция п. 2 ст. 13 и предполагается, что к изготовителю переходят все исключительные права на использование аудиовизуального произведения, перечисленные в п. 2 ст. 16, за исключением права на переработку.
Следует считать, что переходящее к изготовителю право на распространение включает в себя и право проката (п. 3 ст. 16).
13. Хотя среди переходящих к изготовителю от авторов аудиовизуального произведения прав право на импорт прямо не упомянуто, оно также переходит к изготовителю в силу общего смысла п. 2 ст. 13 Закона.
14. Вместе с тем договор, заключаемый изготовителем с авторами аудиовизуального произведения, может предусматривать, что все перечисленные права или некоторые из них, причем либо полностью, либо частично, остаются у авторов аудиовизуального произведения.
Но если в таком договоре какое-либо имущественное авторское право не будет упомянуто, то в отношении этого права сохранит силу указанная презумпция о переходе права к изготовителю.
15. Вторая фраза ч. 1 п. 2 говорит о сроке, на который имущественные авторские права, охватываемые рассмотренной выше презумпцией, переходят к изготовителю.
Выражена эта норма не совсем удачно: в ней упоминается какой-то "срок действия авторского права на аудиовизуальное произведение". Поэтому может сложиться впечатление, что Закон предусматривает особый срок для этой категории произведений. На самом деле в ст. 27 Закона никакого особого срока для аудиовизуальных произведений не установлено. Поэтому окончание срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение определяется моментом смерти автора (или умершего последним соавтора) аудиовизуального произведения в соответствии со ст. 27 Закона.
И все же общий смысл второй фразы ч. 1 п. 2 ясен: при отсутствии иного указания в договоре между авторами аудиовизуального произведения и изготовителем изготовитель приобретает исключительные права на использование на все время, пока аудиовизуальное произведение пользуется авторско - правовой охраной.
16. Нормы ч. 1 п. 2 отменяют - для договоров, которые заключаются между изготовителем и авторами аудиовизуального произведения, - нормы п. 1 ст. 30, ч. ч. 2 и 3 п. 1, ч. 1 п. 2 и п. 4 ст. 31 Закона.
17. Часть 2 п. 2 предусматривает особое личное право изготовителя указывать на аудиовизуальном произведении свое имя или наименование. Это не авторское правомочие.
По своему содержанию оно напоминает право издателя на указание своего наименования (см. п. 2 ст. 11).
18. Презумпция о переходе исключительных имущественных авторских прав к изготовителю сформулирована лишь в отношении авторов аудиовизуального произведения, т.е. лиц, которые названы в п. 1.
Однако в создании аудиовизуального произведения принимают участие и многие другие авторы, в частности те, которые прямо указаны в п. 4. Не распространяется ли на них указанная презумпция? Ответ на этот вопрос не так прост и не самоочевиден.
Если презумпция о переходе к изготовителю практически всех имущественных прав по договору не распространяется на авторов отдельных произведений, включенных в состав аудиовизуального произведения, изготовитель - для обеспечения использования аудиовизуального произведения - вынужден заключать с этими авторами договоры по полной форме.
И, получается, что договор с режиссером, сценаристом, автором оригинальной музыки к аудиовизуальному произведению может быть очень кратким, а договор с автором, например, "вставной" песни должен быть очень подробным и полным: ведь если в нем какое-либо авторское правомочие не будет упомянуто или будет упомянуто неполно, то использование аудиовизуального произведения может быть поставлено под угрозу и даже парализовано.
Логики в этом нет, а потому следует считать, что буквальное прочтение нормы п. 2 ст. 13 было бы неправильным. Иными словами, п. 2 применяется не только к авторам аудиовизуального произведения, но и ко всем авторам использованных произведений.
19. Пункт 3 устанавливает право автора музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения при публичном исполнении аудиовизуального произведения.
Право на вознаграждение - в данном случае и вообще - это составной элемент любого имущественного авторского правомочия.
Но если имущественные правомочия являются исключительными, запретительными, то право на вознаграждение таковым не является.
20. В пункте 3 под автором музыкального произведения (с текстом или без текста) имеются в виду как автор оригинальной музыки и специально созданной для этого аудиовизуального произведения песни, так и автор ранее известной музыки и "вставной" (ранее известной) песни.
21. В пункте 3 под термином "публичное исполнение" подразумевается то значение, которое придано ему п. 2 ст. 16 Закона. Это, по сути дела, демонстрация аудиовизуального произведения (кино-, теле-, видеофильма и т.п.) в кинотеатре, видеосалоне или в другом общественном месте.
При этом показ аудиовизуального произведения по телевидению не охватывается понятием "публичное исполнение", ибо оно входит в другое понятие: "сообщение для всеобщего сведения".
Следовательно, норма п. 3 не относится к телевещанию.
22. Следует рассмотреть вопрос о том, является ли норма, содержащаяся в п. 3 ст. 13, императивной или диспозитивной. Иными словами, если эта норма может быть изменена или отменена договором, она является диспозитивной; в противном случае это обязательная, императивная норма.
Вывод о том, что рассматриваемую норму следует считать императивной, так как она не сопровождается оговоркой "если иное не предусмотрено в договоре", был бы поспешным и поверхностным: часто характер той или иной нормы определяется не внешним признаком, а самой ее сутью.
23. Признание нормы п. 3 императивной означало бы наличие неотъемлемого от личности автора имущественного авторского права, подобного праву следования (см. п. 2 ст. 17).
Но тогда становится неясным, почему право следования подробно описано в Законе, а названное право на получение вознаграждения упомянуто лишь мимоходом.
24. Диспозитивный характер рассматриваемой нормы косвенно подтверждается и подзаконным нормативным актом - Положением о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 года N 218 - Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, N 13, ст. 994).
В разделе I этого Положения содержатся минимальные ставки авторского вознаграждения за различные виды публичного исполнения. Пункт 24 этого раздела, относящийся к демонстрации аудиовизуальных произведений, содержит примечание, которое гласит, что указанная минимальная ставка применяется, "если иное не определено в договоре между автором музыкального произведения и организацией, обладающей в установленном порядке правами на прокат аудиовизуального произведения".
Отсюда следует, что эта ставка может быть изменена соглашением сторон, причем как в сторону увеличения, так и уменьшения: ведь если бы речь шла о возможности только увеличения этой ставки, примечания не потребовалось бы, поскольку все ставки и так являются минимальными и могут быть увеличены по договору.
Но если соглашением сторон ставку можно уменьшить, то никто не может запретить сторонам договориться о ставке "ноль".
Значит, норма п. 3 ст. 13 диспозитивная, она может быть изменена соглашением сторон.
25. Пункт 4 данной статьи относится к авторам произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение. О них мы уже говорили в п. 6 комментария к настоящей статье.
Эти лица, с одной стороны, пользуются авторским правом каждый на свое произведение; с другой стороны, они не могут претендовать на то, чтобы считаться авторами (соавторами) аудиовизуального произведения в целом.
Из Закона не вытекает обязанность упоминать их имена при использовании аудиовизуального произведения.

Креативные образы, художественные замыслы, научные концепции в процессе творческой деятельности человека, умноженной на вдохновение, превращаются в произведение. В момент, когда идеи воплощаются в реальность и обретают материальную форму в виде научного труда или произведения искусства, возникает авторское право.

Что такое авторское право?

Созданное автором произведение является его собственностью. А там, где разговор идет о праве собственности, начинает действовать закон. Авторское право – это гражданские нормы, которые регулируют взаимоотношения и регламентируют поведение равных сторон в сфере использования интеллектуальной собственности. Создатель любого произведения является субъектом, а результат его интеллектуальной работы – объектом авторского права.

  1. Если творческое произведение является реализацией заказа или задания от работодателя, то правообладателем становится заказчик или наниматель.
  2. Если радиостанции и телеканалы выкупают исключительные права на использование аудио- или видеоматериала, они вправе запретить воспроизведение своих трансляций на других каналах. Или исполнитель, по-своему варьируя уже известное музыкальное произведение, получает авторские права на аранжировку. Эта норма получила название «смежных прав».

Авторское право в интернете

Не имеет значения на бумажном или электронном носителе размещен творческий продукт. В любом случае на него распространяется авторское право. Таким образом, все текстовые, аудио-, фото- и видеоматериалы, представленные в интернете, в идеале являются творческими произведениями и защищаются законом. В реальности нарушение авторских прав в интернете является самым распространенным, привычным и трудно доказуемым фактом.

Объекты авторского права

  • литературную (проза, поэзия, доклад, и даже личная переписка);
  • сценическую (драматические, хореографические постановки);
  • музыкальную (с текстом и без, сюда же включаются аранжировки и обработки);
  • видео-, аудио- или фотографическую;
  • живописную или скульптурную;
  • архитектурную (как уже воплощенную в строительстве, так и существующую в виде эскизов);
  • электронную (базы данных, компьютерные программы).

На все объекты распространяются исключительные авторские права, гарантирующие создателям или правообладателям контроль над применением творческих произведений и получение доходов от их коммерческого использования. Таким образом, исключительное право – это право имущественное, от которого напрямую зависит материальная выгода субъекта.

Виды авторских прав

  • удостоверение авторства и безопасность произведения от необоснованных притязаний;
  • определение уполномоченных лиц и условий для обнародования произведения;
  • предоставление авторам и правообладателям имущественных и личных прав;
  • законную защиту этих прав.
  1. Творческий продукт находится в личной собственности автора. Он может реализовать его самостоятельно и получить прибыль.
  2. Создатель вправе передать права на произведение третьим лицам для коммерческого применения. В этом случае ему выплачивается вознаграждение.

Личные права не имеют срока, являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, и не могут быть переданы никому и ни при каких обстоятельствах:

  1. Автору гарантировано право сохранить свое творение в тайне, либо обнародовать его.
  2. Автор в любой момент может отозвать произведение, переданное правообладателям, отказавшись от его распространения. При этом он обязан покрыть расходы и возместить потери.
  3. Автор вправе подписать произведение собственным именем, обнародовать его анонимно, или использовать псевдоним.
  4. Право авторства остается неизменным. Имя создателя защищено законом. Издание произведения с указанием в качестве автора другого человека запрещено.
  5. Любой творческий продукт является неприкосновенным. (Нельзя включать комментарии в текст, дописывать пролог или эпилог).
  6. Запрещены изменения и фальсификации, порочащие репутацию и имя автора.

Как получить авторские права?

Регистрация авторских прав в РФ не обязательна. Однако при определении авторства закон руководствуется документальным подтверждением первенства, по принципу «кто первый зарегистрировал произведение, тот и автор». Творческим людям важно знать, как оформить авторские права (последовательность действий):

  1. Обращение в Российское Авторское Общество или к нотариусу с заявлением о приобретении патента на любой творческий продукт.
  2. Передача в учетный орган копий этого продукта, его фотографий или видеосвидетельств.
  3. Предоставление документов автора, в некоторых случаях данных об используемом псевдониме.
  4. Оплата госпошлины или услуг регистратора.
  5. Получение документов, подтверждающих авторство.

Срок действия авторского права

  1. Личные права относятся к личности автора, поэтому их действие ограничено временем его жизни.
  2. Исключение составляют авторство и неприкосновенность произведения. Эти нормы по законодательству срока не имеют.
  3. Действие имущественных прав после кончины автора продлевается еще на 70 лет. Затем произведение становится общенародным достоянием. Ограничения на его общественное использование снимаются.

Как не нарушить авторские права?

  • копирование с последующим распространением;
  • плагиат.

Чтобы избежать «виртуального пиратства» следует:

  • покупать лицензионные продукты;
  • использовать бесплатные ресурсы, предоставляемые информационными каналами;
  • использовать ресурсы, перешедшие в разряд общедоступных;
  • используя в тексте цитаты, указывать ссылку на произведение и автора.

Как защитить авторские права?

  1. Одна сторона – это гарантии государства посредством законодательства.
  2. Другая – это способность автора доказать первенство в создании произведения.
  1. Исковое обращение в судебные органы о признании авторства, уничтожении контрафакта, возмещении материального и морального ущерба.
  2. Фиксирование даты создания произведения у нотариуса.
  3. Депонирование (хранение) носителя с информацией о произведении или самого произведения в нотариальной конторе или в РАО.
  4. Составление нотариусом протокола осмотра интернет-страницы, буквально «что вижу, то пишу».


Просмотров