Отличие нахождение и управление транспортным средством. ВС РФ: управление автомобилем по устному поручению собственника может считаться использованием ТС на законном основании

Является порядок управления транспортным средством. При этом виновный нарушает не только ст. 25-28 и иные нормы Закона о безопасности дорожного движения, но также ПДД и иных правовых актов в области дорожного движения (см. коммент. к ст. 12.1).

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в:

1) ч. 1 ст. 12.7 состоит в том, что виновный фактически управляет транспортным средством, несмотря на то, что у него нет на это прав. Это возможно в случаях, когда лицо:

а) вообще никогда не имело прав на управление транспортным средством;

б) имеет право управления транспортным средством, но иной категории (например, он управляет грузовиком "КАМАЗ", в то время как имел право управления лишь легковым автомобилем).

Состав данного административного правонарушения отсутствует, если лицо управляет транспортным средством во время учебной езды (см. об этом также коммент. к ст. 12.22);

2) ч. 2 ст. 12.7 состоит в том, что виновный управляет транспортным средством, несмотря на то, что он был лишен права на это в порядке административной ответственности. Даже если он предъявит другое водительское удостоверение (к сожалению, некоторые граждане умудряются иметь несколько таких документов), его действия охватываются ч. 2 ст. 12.7. Верховный Суд разъяснил (в п. 6 Пост. N 18) применяя правила частей 1 и 2 ст. 12.7 необходимо иметь в виду, что действия водителей, не имеющих права управления ТС и управлявших ими (до 01.01.08 - А.Г.) в состоянии опьянения не подлежат дополнительной квалификации по ст. 12.8 или 12.26 , поскольку к этим лицам не может быть применено предусмотренное этими ст. 12.8 и 12.26 наказание в виде лишения права управления ТС. Однако данное разъяснение следует применять с учетом новых редакций ст. 12.8 и 12.26 (вступающих в силу с 01.01.08). Поэтому действия водителей, лишенных права управления ТС и управляющих ТС в состоянии опьянения допущенные ими после 01.01.08 - следует квалифицировать исходя из новых редакций ст. 12.8 и 12.26 (см. коммент. к ним). В п. 9 Обзора от 07.03.07 Верховный Суд обратил внимание на то, что в случае управления ТС лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления ТС присутствуют два самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7. Следовательно действия такого лица следует квалифицировать по вышеуказанным статьям. При этом протокол об административном правонарушении в отношении такого лица составляется отдельно за каждое совершенное им правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении предусмотренном в ст. 12.8, отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 - к компетенции должностного лица органов внутренних дел (до 01.01.08 - А.Г.).

3) ч. 3 ст. 12.7 состоит в том, что виновный передает управление транспортным средством лицу:

а) заведомо не имеющему прав управления (например, он знает, что у брата нет водительского удостоверения, но вручает ключи от своего транспортного средства и разрешает совершить поездку);

б) лишенному такого права, о чем виновный осведомлен.

Однако если он передает управление транспортным средством обучаемому, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 12.7 , отсутствует.

Оконченными данные правонарушения считаются с момента совершения любого из упомянутых действий.

Применяя ст. 12.7 после 01.01.08 следует учитывать следующие разъяснения ВС:

Лицо в отношении которого имеются достаточные основания, что оно находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 12.7 - подлежат отстранению от управления ТС в присутствии 2 понятых о чем составляется протокол установленной формы (п. 10 Обзора от 05.12.08);

При совершении водителем, не имеющим права управления ТС (либо лишенным такого права) других правонарушений, предусмотренных в главе 12 КоАП, его действия следует квалифицировать по ч. 1 или 2 ст. 12.7 и соответствующим статьям главы 12. Однако, если указанное лицо управляло ТС в состоянии опьянения либо не выполнило законное требование сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования, их действия подлежат квалификации соответственно по ч. 3 ст. 12.8 либо ч. 2 ст. 12.26 . С учетом того, что водителям, не имеющим права управления ТС, не может быть применено наказание в виде лишения прав управления ТС, их действия подлежат квалификации только по ч. 1 ст. 12.7 и в случае совершения ими административных правонарушений, устанавливающими в качестве единственного основного наказания лишение права управления ТС (например, ч. 4 ст. 12.2 , частями 3-6 ст. 12.5 , ч. 3 ст. 12.10 , ч. 4 ст. 12.15 , ч. 3 ст. 12.27) (п. 6 Пост. N 18);

При совершении военнослужащими по призыву правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 , суд не вправе ни назначить предусмотренные их санкциями наказания (арест или штраф) ни заменить наказание другим, более мягким. Суд должен вынести определение о передаче дела командиру части, для применения иных мер воздействия в соответствии с законодательством РФ. При этом дисциплинарная ответственность должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям и в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (п. 11 Обзора от 28.05.08);

В случае управления автомобилем лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права управления ТС, присутствуют 2 самостоятельных состава правонарушений, предусмотренных в ст. 12.8 и ч. 2 ст. 12.7 . При этом протокол об административном правонарушении составляется отдельно за каждое правонарушение. Рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8, отнесено к компетенции судьи, а ч. 2 ст. 12.7 - к компетенции должностного милиции (Законом N 210 от 24.07.07) то подлежат применению новые возросшие многократно штрафы. Кроме того, после 01.01.08 за управление ТС лицом уже лишенным права управления ТС судьей назначается такое наказание как административный арест на срок до 15 суток (а лицо, которому арест не может быть назначен (например, беременной женщине) судья назначает административный штраф в размере 5000 рублей).

Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра,

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.

Комм. Головко В.В.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Понятие «управление транспортным средством» используется законодателем при конструировании различных составов правонарушений, совершаемых водителями.

Управление транспортным средством - это осуществление водителем (или иным лицом), находящимся внутри транспортного средства, таких действий с рычагами и приборами управления, в результате которых оно начало движение с места стоянки или остановки, независимо от величины пройденного при этом пути. Подготовительные действия, такие, как открывание дверей салона (кабины), включение зажигания, запуск двигателя, проверка освещения по смыслу административного законодательства о дорожных правонарушениях не являются управлением транспортным средством.

Необходимо подчеркнуть, что для квалификации дорожных правонарушений, состав которых предполагает управление транспортным средством, не имеет значения, идет ли речь об управлении автомобилем или мотоциклом, движутся ли они с помощью собственной механической тяги или буксируются.

Термин «транспортное средство» определен законодателем в примечании к статье 12.1 Кодекса РФ. Аналогичное его определение дано в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Под другими самоходными машинами следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (грейдеры, скреперы, автопогрузчики, автокраны и т.д.). К иным машинам относятся мотороллеры, мотоколяски и т.п., которые также подлежат государственной регистрации.

Термин «транспортное средство» охватывает все транспортные средства, передвигающиеся по дороге с помощью двигателя, кроме мопедов и приравниваемых к ним других подобных транспортных средств (велосипедов с подвесными двигателями, мокиков и т.п.), поскольку к водителям последних согласно Правилам дорожного движения предъявляются иные требования, нежели к водителям механических транспортных средств. Следует обратить внимание и на то, что в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП РФ к транспортным средствам относятся также прицепы, подлежащие государственной регистрации.

Согласно Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России или иных органах, определяемых Правительством РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также прицепы ко всем этим транспортным средствам. Собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортного средства, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Порядок регистрации транспортных средств и прицепов к ним установлен приказом МВД РФ от 27 января 2003г. №59.

Сведения о регистрации указываются в документах, к которым относятся свидетельство о регистрации транспортного средства или его технический паспорт. На каждое транспортное средство уполномоченные органы выдают государственные регистрационные знаки, предусмотренные ГОСТом Р 50577-93.

Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют:

Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России - автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров, имеющих максимально конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам обычного пользования;

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники - тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним;

Таможенные органы Российской Федерации - транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории России сроком до шести месяцев;

Автомобильные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, - транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации (ст.27.13 КоАП РФ).

Без прохождения технического осмотра эксплуатация транспортного средства после его регистрации допускается в течение 30 суток. При возникновении непредвиденных обстоятельств (болезнь, командировка и т.д.) этот срок может быть продлен.

Порядок и сроки проведения государственного технического осмотра установлены Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Государственный технический осмотр проводится по месту регистрации транспортного средства, время проведения осмотра устанавливается Госавтоинспекцией.

Государственному техническому осмотру подлежат:

а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов - 2 раза в год;

б) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска (кроме транспортных средств, указанных в п.«а») - 1 раз в 2 года;

в) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 5 лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых неустановлен (кроме транспортных средств, указанных в п.«а») - 1 раз в год.

Конкретный год и месяц проведения государственного осмотра каждого транспортного средства в соответствии с установленной периодичностью и учетом местных особенностей (климатических условий, структуры парка транспорта, наличия подготовленного персонала, производственно-технической базы и т.д.) устанавливает Госавтоинспекция.

Для проведения государственного технического осмотра собственник (представитель собственника) обязан представить в Госавтоинспекцию транспортное средство со следующими документами: документ, удостоверяющий личность; водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на право управления транспортным средством, предъявленным на осмотр; медицинская справка установленной формы; документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения транспортным средством; свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт, технический талон; квитанция (платежное поручение) об уплате установленного налога с владельцев транспортных средств и платы за проведение государственного технического осмотра; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена законом.

На все автомобили и автобусы, прошедшие осмотр, государственной автомобильной инспекцией выдается владельцам талон о прохождении государственного технического осмотра, в котором государственный инспектор производит запись: «Техосмотр пройден» и заверяет ее подписью и личным штампом.

Сотрудники Госавтоинспекции, осуществляющие государственный технический осмотр, обязаны оказывать содействие в осуществлении прав и защите законных интересов владельцев транспортных средств, по их требованию предоставлять возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и законные интересы указанных лиц, а также предоставлять иную официальную информацию, послужившую основанием для принятия решений при проведении осмотра.

Владельцы транспортных средств, считающие, что действия и решения сотрудников Госавтоинспекции при проведении технического осмотра нарушили их законные интересы, вправе подать об этом жалобу в вышестоящий орган внутренних дел либо в суд.

С объективной стороны административное правонарушение выражается в действиях, предусмотренных диспозицией комментируемой статьи. Следует учесть, что законодатель связывает наступление административной ответственности не с самим фактом несоблюдения соответствующих требований (регистрации или технического осмотра и т.д.), предъявляемых к транспортным средствам, а с управлением ими в нарушение установленных правил.

Субъектами правонарушения являются водители транспортных средств.

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Протоколы о правонарушении составляют и дела о них рассматривают должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;... ()

Владелец транспортного средства - лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;... (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Итак, владелец транспортного средства – это либо собственник автомобиля, либо лицо, владеющее им на основании доверенности, договора аренды иных, указанных выше основаниях. При этом, не является владельцем транспортного средства управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.

В этой связи необходимо понимать, что понятие "владелец транспортного средства" не тождественно понятию "водитель" . Водитель транспортного средства, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.

Водитель:

"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению... (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения")

Водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо ()

Водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя... (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Владелец транспортного средства – управление только на законных основаниях!

В одном из обзоров судебной практики, Верховный Суд разъяснял, что лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования... Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля , использовании его работником мастерской , производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате

Действительно понятие управления транспортным средством не определено, и отдано на судебное усмотрение.

Но есть практика Верховного суда РФ (бюллетень ВС РФ № 5 за 1999 год), где при пересмотре дела Белоусова, осужденного по ст. 264 УК РФ, понятие управление ТС было связано с совершением маневра транспортным средством .

Что конечно можно использовать на практике.

УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 264 УК РФ ПОДЛЕЖИТ ТОЛЬКО ЛИЦО,
УПРАВЛЯЮЩЕЕ АВТОМОБИЛЕМ И ДОПУСТИВШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СУДЫ ОБЛАСТЕЙ, КРАЕВ
14 августа 1998 г.
(БВСР 99-5)
(Извлечение)
Кунгурским городским судом Пермской области Белоусов осужден по
ч. 2 ст. 264 УК РФ.
Он признан виновным в том, что 12 декабря 1996 г. в пос.
Комсомольский Кунгурского района, не имея водительского удостоверения,
при управлении автомобилем ГАЗ-53 допустил нарушение требований п.
8.12 Правил дорожного движения, в результате чего причинил смертельные
повреждения Блохину и легкие телесные повреждения с расстройством
здоровья Ащрафзянову.
В кассационном порядке приговор не обжаловался.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил
вопрос об изменении приговора ввиду неправильного применения
уголовного закона.
Президиум Пермского областного суда 14 августа 1998 г. протест
удовлетворил, указав следующее.
Как видно из показаний Белоусова, он и Ащрафзянов в качестве
пассажиров ехали в автомобиле ГАЗ-53, управляемом водителем Блохиным.
В пос. Комсомольский Блохин задним ходом подъехал к дверям кафе
«Витязь» и вместе с Ащрафзяновым вышел из кабины для разгрузки товара,
а он (Белоусов) остался в кабине автомобиля. Было холодно, и он,
Белоусов, находясь рядом с местом водителя, по просьбе Блохина
повернул ключ зажигания с целью прогреть машину, не проверив,
находится рычаг переключателя скоростей в нейтральном положении или
автомобиль стоит на ручном тормозе. При повороте ключа зажигания
машина резко дернулась и поехала назад, прижав задней частью к стене
Блохина и Ащрафзянова.
За руль, как показал Белоусов, он не садился, никакого маневра
или управления автомобилем не осуществлял.
Эти показания подтверждены протоколом осмотра места происшествия,
актом расследования происшествия, а также показаниями потерпевшего
Ащрафзянова.
Дело в отношении Блохина прекращено на основании п. 8 ст. 5 УПК
РСФСР в связи с его смертью.
Таким образом, из совокупности собранных доказательств по делу
следует, что Белоусов автомобилем не управлял.
Согласно ч. 2 ст. 264 УК РФ уголовной ответственности подлежит
лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение правил дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств.
Осуществляя поворот ключа в замке зажигания автомобиля, Белоусов
не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий
своих действий, хотя при необходимой внимательности и
предусмотрительности должен был предвидеть эти последствия, т.е.
проявил небрежность, что повлекло причинение смерти Блохину и легких
телесных повреждений Ащрафзянову.
С учетом этого действия Белоусова подлежат переквалификации с ч.
2 ст. 264 УК РФ на ч. 1 ст. 109 УК РФ (предусматривающей
ответственность за причинение смерти по неосторожности), санкция
которой является менее строгой, чем санкция ч. 2 ст. 264 УК РФ.



Просмотров