Какой метод является доминирующим в экологическом праве. Метод правового регулирования экологического права
Понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.
За категорией "общественное отношение по поводу природы" стоят разнообразные экологические интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счет ресурсов природы. Основные из них - экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные. Реализуются эти потребности в постоянном и активном взаимодействии человека с внешним миром - природой и обществом.
В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяется две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов).
Но формируемое экологическое право России регулирует и некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных. Это - отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и .
Таким образом, предмет современного российского экологического права образуют отношения:
- собственности на природные объекты и ресурсы;
- по природопользованию;
- по охране окружающей среды от разных форм деградации;
- по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В доктрине экологического права отношения, регулируемыми им, называются экологическими.
Целесообразность
приведенной выше классификации заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека.
При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека.
Права собственности
При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.
Природопользование
Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. Природопользование и охрана природы некоторыми учеными рассматривается как единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности. Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть ни что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.
Однако экологическое право регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это - отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.
Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.
Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д. Основной принцип осуществления природопользования - принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.
Охрана окружающей среды
Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, и касается трех видов вредных воздействий на нее:
1. химических;
2. физических;
3. биологических.
Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли. Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это - регулирование охраны окружающей среды от:
- шума;
- вибрации;
- электромагнитных полей;
- радиоактивных воздействий;
- чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники;
- сброса теплых сточных вод в водоемы.
Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:
- переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;
- биотехнологий;
- поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);
- предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.
Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Охрана экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц
Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой - с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды, наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.
Экологическая безопасность
В отдельных научных работах последних лет в предмет экологического права наряду с отношениями по природопользованию и охране окружающей среды включаются отношения по обеспечению экологической безопасности. Здесь важно и уместно отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Ранее эти направления деятельности, образующие предмет совместного ведения, были закреплены в таком виде Федеративными договорами, подписанными 31 марта 1992 г.
Обратим внимание, что в России понятия "экологическая безопасность" и "обеспечение экологической безопасности", введенные в понятийный аппарат природоохранительной практики, экологического законодательства и права без какого-либо научного обоснования, стали достаточно обиходными, широко употребляемыми. Неоднократно понятие "экологическая безопасность" употребляется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", в других более чем 40 федеральных законах, более чем в 300 указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, более чем в 500 ведомственных . В стране созданы подразделения по экологической безопасности (к примеру, в составе Совета безопасности при Президенте РФ). Полномасштабная государственная научно-техническая программа "Экология России", начатая в 1991 г., была свернута, и с 1992 г. началась реализация Федеральной программы "Экологическая безопасность России". Наконец, Государственной Думой РФ 17 ноября 1995 г. принят Федеральный закон "Об экологической безопасности", не подписанный Президентом РФ. В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается новая редакция проекта Федерального закона по вопросам экологической безопасности.
В какой степени обосновано выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства?
Под экологической безопасностью в этом Законе понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Юридическими средствами защиты перечисленных в определении экологической безопасности интересов являются нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, контроль, применение мер юридической ответственности, а также правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Другими словами, речь идет, по существу, об охране окружающей среды, об охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Анализ принятого ранее Государственной Думы РФ Закона "Об экологической безопасности" убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения, которые не охватывались бы Законом "Об охране окружающей среды". Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые инструменты обеспечения экологической безопасности, отличные от инструментов регулирования охраны окружающей среды в целом. В основном, он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности.
Современная концепция правовой охраны окружающей среды основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на обеспечение экологической безопасности.
В контексте охраны окружающей среды обеспечение экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться как основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.
В известной мере в научном и практическом плане понятие "обеспечение экологической безопасности" может употребляться как синоним охраны окружающей среды, имея в виду, что соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
Обеспечение экологической безопасности может рассматриваться также как важнейшая перспективная цель и задача деятельности по восстановлению и сохранению благоприятного состояния окружающей среды, прежде всего с точки зрения ее чистоты (незагрязненности) и ресурсоемкости.
Насколько автору известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие "экологическая безопасность" не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня ХХI века, принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая проводилась в июне 1992 в Бразилии. Предмет и законодательства, и практической деятельности составляет охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.
Полагаем, что экологическая безопасность в России может быть обеспечена путем последовательного осуществления системы научно обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Для того чтобы научно обосновать выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности по охране окружающей среды и соответственно отношения по обеспечению экологической безопасности, необходимо, очевидно, пересмотреть концепцию охраны окружающей среды и выделить из группы отношений по охране окружающей среды специфические отношения по обеспечению экологической безопасности. (Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. - Система , 2010 г.)
Предмет экологического права складывается объективно, помимо и человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой, как минимум, по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.
Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Он характеризует положение сторон в правоотношении; юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их нрав и законных интересов; юридическую ответственность и т.д.
Методы выявляются с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Другими словами, методы правового регулирования обусловливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов нс является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В отдельных случаях к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.
В экологическом праве основным методом является метод экологизации. Он имеет комплексный характер: в его состав входят административно-правовой и гражданско-правовой методы. Кроме того, выделяются другие способы регулирования экологических общественных отношений: метод общественного участия, историко-правовой, прогностический методы и т.д. Они играют вспомогательную роль.
Метод экологизации направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение обусловлено спецификой предмета экологического права, заключающейся в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован только при условии подчинения данным законам. Например, пользователь земли, засеявший пахотный участок, может воздействовать на природнорастениеводческие экологические процессы (поливать, подкармливать растения, бороться с сорняками и т.п.), но не в состоянии изменить их естественный ход.
Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным, подобъектным: правовое регулирование осуществляется с позиций интересов сохранности экологической системы и с учетом особенностей природного объекта. Он имеет следующие составляющие:
- - закрепление в законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (см., в частности, федеральные законы от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Преимущественно экономический (ириродоресурсовый) подход в правовом регулировании использования природных объектов оставляет за пределами нрава многие элементы экосистемы. Необходимо придать правовой статус экологическим связям природных объектов, имеющих большую значимость; закрепить ландшафтный подход к отводу земель и формированию регионов и т.п. Только при этом природоресурсовые нормы превратятся в экологические и будет реализована первая составляющая метода экологизации;
- - закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Минприроды России), межведомственные и ведомственные службы и т.д.;
- - закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, которые в ходе осуществления своих жизнеобеспечивающих функций неизбежно влияют на экосистему страны. Законодателем определены пользователи земли, недропользователи, пользователи животного мира. Однако за пределами правового регулирования остаются попутные с ресурсовыми виды экологопользования (воздействие на окружающую среду, степень задействования экологических связей используемого объекта и т.п.), что не соответствует общему экологическому закону взаимосвязей. Статус природопользователя должен быть заменен статусом экологопользователя , поскольку каждое использование природного объекта неизбежно связано с воздействием на его экологические связи с другими природными объектами (гражданин, проезжающий на моторной лодке по водоему в период нереста рыбы, губит значительное число рыбной молоди; уничтожение браконьерами редких животных приносит невосполнимый вред фауне и т.п.). Представляется целесообразным использовать правила, установленные в отношении общих и специальных пользователей природных объектов в водном законодательстве, в отношении всех экологопользователей, поскольку статус общего и специального природопользования позволяет дифференцировать права и обязанности общих и специальных экологопользователей;
- - четкая регламентация правил экологопользования, которые обусловливаются, с одной стороны, спецификой объекта экологопользования, а с другой - правовым статусом экологопользователя. Так, охота регламентирована с учетом видовых особенностей дикой фауны исходя из уставной правоспособности организации, которой выделены охотничьи угодья (промысловой, научно-исследовательской и т.п.);
- - установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена дисциплинарная, административная (ст. 3.1-3.10, 8.1-8.10 КоАП РФ), уголовная (ст. 246-262 УК РФ), материальная и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и др.) ответственность.
Подход к установлению прав и обязанностей субъектов правоотношений может быть императивным или диспозитивным.
Императивный подход выражается в установлении обязательных предписаний и запретов. Интересы экологопользователей не всегда совпадают с общественными интересами, поэтому им вменяется строго целевое, рациональное, комплексное использование переданных им в пользование природных объектов. Установление запретов применяется в тех элементах экологопользования, где происходит столкновение личных (групповых) интересов с государственными (общенародными) и проблема не может быть решена без правового вмешательства. Соблюдение запретов обеспечивается применением мер ответственности за их нарушение. Так, запрещение выбросов в атмосферу вредных отходов, превышающих предельно допустимые нормы, обеспечено возможным привлечением к административной или уголовной ответственности (ст. 8.21 КоАП РФ, ст. 251 УК РФ).
Диспозитивный подход реализуется в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых экологопользователями решений и разрешений.
Рекомендации представляют собой примерные правила, в ходе применения которых экологопользователи вправе применять местное правотворчество. При санкционировании субъект правоотношений наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но его решения вступают в юридическую силу только с момента утверждения компетентным органом. Разрешение - это предоставление неограниченного права принимать решения по определенному круг}" вопросов.
Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды, рассматриваемых в качестве необходимого условия существования социума.
Институт общественного участия в решении экологических проблем в Российской Федерации находится в процессе развития. Основой его реализации является широкое участие граждан в нормотворчестве (путем выражения своего мнения по вопросам экологии на референдумах, слушаниях, при проведении общественной экологической экспертизы, избрании депутатов, лоббировании законопроектов и др.). В частности, права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, а также их право на проведение общественной экологической экспертизы закреплены в ст. 19, 20 Закона об экологической экспертизе.
Метод общественного участия основывается на следующих принципах:
- - взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления;
- - обязательный учет экологических общественных интересов;
- - информирование общественности и доступность нормотворческих процедур для участия в них граждан.
Метод правового регулирования экологического права есть способ правового воздействия на экологические общественные отношения посредством законодательного закрепления всех элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования структуры органов управления и круга экологопользователей. Из этого следует необходимость установления четкой регламентации правил экологопользования с активным привлечением общественности к решению всех экологических проблем.
Правомочия субъектов экологических правоотношений устанавливаются с помощью императивного или диспозитивного подхода.
Различия в предмете и методе правового регулирования отличают экологическое право от природоресурсового права.
Предметом экологического права являются общественные отношения, которые касаются не столько самих природных объектов, сколько их внутренних и внешних связей, свойств, состояний, процессов, происходящих в них. Экологическое право регулирует общественные экологические отношения, в то время как природоресурсовое право сужает их круг до экономически значимых. Предметом природоресурсового права выступают только общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и др.
Такое различие обусловлено тем, что человек поделил природные объекты на выгодные и невыгодные для него, не принимая во внимание то обстоятельство, что порой «невыгодные» элементы природного объекта являются условиями существования «выгодных». В этом смысле природоресурсовое право более эгоистично по отношению к природе, чем экологическое право, которое также регулирует потребительские отношения в обществе, стремясь при этом не причинить ущерба природе как системе, объединяющей экологические системы.
По методу правового регулирования экологическое право также отличается от природоресурсового. Если для природоресурсового права характерен волевой подход (делать так, как этого требуют экономические интересы общества), то экологическое право предполагает прежде всего соблюдение экологического принципа сохранения природы как системы, совокупности экологических систем и лишь при выполнении этого условия позволяет поступить так, как этого требуют экономические интересы. Эколого-правовое регулирование взаимоотношений общества и природы качественно отличается от природоресурсового еще и тем, что оно осуществляется в соответствии с основными экологическими законами. Иначе говоря, метод экологического права предполагает приоритет действия основных законов экологии , в частности, следующих:
- - «все связано со всем» (закон всеобщей взаимосвязи);
- - «все видоизменяется» (закон неисчезаемости материи);
- - «природа знает лучше» (приоритет законов экологии над другими законами, предостерегает человечество от самоуверенности);
- - «ничто не дается даром» (без последствий не остается ни одно действие).
За последние годы в законодательстве ужесточаются требования, обязывающие экологопользователей действовать с учетом сохранности всей окружающей среды. Например, действия объектов хозяйственной и иной деятельности, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды (ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха); в соответствии со ст. 54 Закона об охране окружающей среды в целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности введены запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и др.). Тем самым предмет природоресурсового права стал расширяться до рамок экологического права.
Суть административно-правового метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С.-Петербург - Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применения мер юридической ответственности и др.
Гражданско-правовой метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.
В условиях перехода к рыночной экономике, в связи с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко.
Метод стимулирования заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относятся, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (или объектов), к примеру экологических фондов, особо охраняемых природных территорий; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.
Метод экологизации
Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Что это означает? Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.
Для преодоления этого отрыва в экологическом праве ведущим, по мнению Ерофеева, является метод экологизации. Данное понятие было введено В.В. Петровым. Такой метод правового регулирования направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание общеэкологического подхода с дифференцированным, пообъектным, когда в правовом регулировании использование каждого природного объекта осуществляется с позиций интересов сохранности данной экосистемы, но в то же время учитываются и особенности объекта.
Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права. Эти особенности сводятся к тому, что в рамках правового регулирования экологических правоотношений должны учитываться законы природы.
Метод экологизации включает следующие элементы:
1. Закрепление в действующем законодательстве тех элементов экосистемы, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении.
2. Закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологических систем.
3. Закрепление в законодательстве круга природопользователей, оказывающих воздействие на окружающую природную среду.
4. Четкая регламентация правил природопользования, которые обусловлены, с одной стороны, спецификой объекта природопользования, а с другой - правовым статусом природопользователя. Так, пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом особенностей дикой фауны, а также уставной правоспособностью организации, которой выделены охотничьи угодья.
5. Установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.
Перечисленные пять элементов, по мнению Ерофеева, составляют содержание метода экологического права.
Самостоятельность любой отрасли права определяется наличием двух признаков: предмета - качественно однородного вида общественных отношений, регулируемых данной отраслью; метода правового регулирования - набора юридического инструментария, посредством которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений.
Предмет экологического права - предмет экологического права определяется как отношения в сфере взаимодействия общества и природы и как общественные отношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды. Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие между их субъектами - физическими, юридическими лицами и государством. Природа не может являться стороной правоотношения. Материальные же и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения, являются их объектом. Общественными отношениями являются отношения между людьми по поводу предметов материального мира, а не отношения человека к вещи, объектам природы и иным предметам материального мира.
Так, в ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды компоненты природной среды определяются как объекты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством. Окружающая среда является объектом правоотношений в сфере ее охраны. Предмет экологического права определяется так же, как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира. Предмет современного экологического права образуют общественные отношения: собственности на природные объекты и ресурсы;
по природопользованию; по охране окружающей среды от деградации; о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Методы экологического права - все отрасли российского права оперируют двумя методами правового регулирования, а именно императивным (административно-правовым) и диспозитивным (гражданско-правовым).
Исключительным, присущим лишь экологическому праву, является метод экологизации. Целью правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды является ее сохранение как основы жизни и деятельности человека. На использовании данного метода основаны предписания норм иных отраслей права, направленных на охрану окружающей среды.
Императивный метод - представляет собой метод властных предписаний, за нарушение которых следуют установленные санкции. Характерной чертой императивного метода является наличие элементов власти и подчинения. Участникам правоотношений не предоставляется выбора вариантов поведения. Так, например, согласно п. 3 ст. 56 ФЗ об охране окружающей среды проекты хозяйственной и иной деятельности, по которым нет положительных заключений государственной экологической экспертизы, утверждению не подлежат, и работы по их реализации финансировать запрещается.
Диспозитивный метод -
дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона, основан на равноправии сторон. В настоящее время в экологическом праве диспозитивный метод начинает получать определенное распространение. В некоторых случаях законодатель идет по пути предоставления субъектам экологических правоотношений определенной свободы поведения. Например, согласно п. 3 ст. 23 ФЗ об охране окружающей среди при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов. В ряде случаев законодательством предусмотрено договорное регулирование отношений между государством и субъектами хозяйственной и иной деятельности. Договора заключаются на основании лицензии на природопользование. Однако при заключении указанных договоров установление прав и обязанностей сторон не зависит полностью от их воли. Стороны обязаны руководствоваться требованиями законодательства, нормативами, условиями лицензии. Свобода воли в их правоотношениях
существенно ограничена. Таким образом, экологическое законодательство определяется как отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в области использования и охраны окружающей среды и защите экологических прав физических и юридических лиц.
5.2.2 Система экологического права - любая система представляет собой упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и функционирующее как некое единое целое. Говоря о системе какого-либо социального явления, в том числе такого явления, как право, следует определить его составляющие, их соотношение и характер взаимодействия, а также объединяющее их целое. Прежде всего, следует отметить, что сама отрасль права является составной частью системы права. Составными частями отрасли права являются ее нормы и институты.
Нормы и институты экологического права. Первичными элементами системы права, а также отрасли права как части данной системы являются нормы права, под которыми следует понимать исходящее от государства и определяемое им общеобязательное правило поведения, предоставляющее участникам общественных отношений данного вида Юридические права и налагающее на них юридические обязанности. В соответствии с системой экологического права, а также с учетом того, что это право является комплексной отраслью, и его нормы содержатся также в правовых актах, являющихся источниками иных отраслей права. Нормы экологического права делятся:
На комплексные, принятые с целью охраны и использования
окружающей среды в целом;
Отраслевые нормы, посредством которых осуществляется правовое
регулирование охраны и использования отдельных природных объектов;
Экологизированные - нормы других отраслей права, отражающие требования в области охраны окружающей среды.
Следующим элементом в иерархии составляющих системы отрасли права является институт права, представляющий совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.
В экологическом праве выделяют следующие институты:
1-принципы экологического права; 2-экологические права и обязанности физических и юридических лиц; 3-основы государственного управления охраной окружающей среды; 4-экологический контроль; 5-экологический мониторинг; 6-экологическое нормирование; 7-оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; 8-экономический механизм охраны окружающей среды, включающий регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологическое страхование, а так же правовое регулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды; 9- охрана окружающей среды при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности;
10-охрана особо охраняемых природных территорий; зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций; 11-основы формирования экологической культуры; 12-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Подотрасли экологического законодательства. Экологическое право подразделяется на две составляющие - природоохранное и природоресурсное право, которые представляют собой его подотрасли.
Природоохранное право составляют нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды как единого целого, устанавливающие общие требования к субъектам хозяйственной деятельности. Важнейшим источником права, регулирующим данную сферу общественных отношений, является в настоящее время Закон об охране окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды», приложение 1).
Нормы природоресурсного права регулируют общественные отношения в области использования и охраны отдельных компонентов окружающей среды: земель, вод, недр, лесов и иной растительности, атмосферного воздуха, животного мира, континентального шельфа (например, «Лесной Кодекс», приложение 2). Природоресурсное законодательство устанавливает основы правового регулирования отношений по рациональному использованию и защите отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц в сфере данных общественных отношений, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования, основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.
При этом необходимо помнить, что правовые нормы природоохранного и природоресурсного права подлежат применению лишь в тесном взаимодействии. Однако как общее и частное они соотносятся не полностью, поскольку имеют как общие для них, так и собственные предметы регулирования. Например, в ФЗ об охране окружающей среды установлены основы правового регулирования зон чрезвычайного экологического бедствия, экологического страхования. Однако данный Федеральный закон не регулирует отношения собственности на природные ресурсы. Регулирование этих отношений осуществляет природоресурсное законодательство: ЗК, ВК, ЛК, Закон РФ «О недрах», ФЗ «О животном мире».
Соотношение экологического и иных отраслей права . Третью часть экологического права составляют нормы иных отраслей права. Эти нормы имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, они касаются экологии, объединенные задачей защиты окружающей среды. Включение норм, направленных на охрану окружающей среды, в иные отрасли права следует охарактеризовать как экологизацию данных отраслей права. Безусловно, что основу развития экологического права, как отрасли права составляет Конституция РФ . Экологическое право тесно связано с административным правом . Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. Экологическое право, в отличие от административного права, определяет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды. Кодексом административного права установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды. Составы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК РФ. Экологическое право имеет также некоторые смежные предметы регулирования с гражданским правом. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля (гражданский и земельный кодексы) и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному законодательству. Природоресурсным законодательством предусмотрено в ряде случаях заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах» раздел III части первой ГК. В соответствии со ст. 7-51 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды, и несет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда.
Требования в области охраны окружающей среды содержат также законодательные акты, регулирующие различные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ «О радиационной безопасности населения», ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». На отношения в области осуществления экологического аудита распространяет действие Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Статьей 57 ФЗ об охране окружающей среды правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций приравнен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Правовое регулирование отношений в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным конституционным законом от «О чрезвычайном положении», Федеральным законом ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
5.2.3 Экологическое право как наука и учебная дисциплина. Под экологическим правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития являются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях. Предмет науки и учебной дисциплины намного шире сферы общественных отношений, регулируемых законодательством, включает изучение зарубежного законодательства, а также такие общетеоретические положения, как источники, система, методология экологического права, соотношение его с другими отраслями права, повышение эффективности действия, специфика юридической ответственности за экологические правонарушения.
Экологическое право как наука - представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, является составной частью системы юридических наук. Предметом науки экологического права являются:
- отрасль экологического права - наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений. Объектом изучения является также отрасль экологического права в целом. Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предмета отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;
- эколого-правовые отношения - исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Предметом науки экологического права являются регулируемые данной отраслью общественные отношения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изучаемых правовых норм, выработать предложения по повышению эффективности их применения. Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права. На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства. Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного характера, однако становятся теоретической базой для создания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.
Экологическое право представляет собой одну из самых «молодых» отраслей и научных дисциплин. Экологические правовые исследования не имеют столь глубоких традиций, как гражданско-правовые или уголовно-правовые, не обеспечены они и таким же количеством специалистов и научных работников». Однако в настоящее время проблемы правовой охраны окружающей среды приобретают все большую актуальность и, как следствие, обусловливают активное развитие данной отрасли, появление новых научных исследований эколого-правового направления.
Экологическое право как учебная дисциплина. Одним из закрепленных в ст. 3 ФЗ об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры. Общие нормы об экологическом образовании и просвещении установлены в гл. 13 указанного Федерального закона. Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законодательством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и общие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование целостных ориентации, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию. Цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование необходимо для дальнейшего сохранения окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. Без экологических знаний невозможно развитие человека как гармоничной личности с гуманистическим отношением к природной среде.
Согласно ст. 71 ФЗ об охране окружающей среды, в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовой формы.
Дошкольное экологическое образование заключается в первичном ознакомлении ребенка с окружающей средой. При преподавании экологии в системе общего образования предоставляется уже более значительный объем информации. В учебных программах присутствуют такие предметы, как «Природоведение», «Экология», «Основы экологии». В последнее время значительно возрос интерес к преподаванию экологических дисциплин. Однако в рамках школьной программы данные предметы не везде являются обязательными.
Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования. Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе отраслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах их защиты, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охраны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологического права. Экологическое право как учебная дисциплина состоит из общей и особенной части. В общей части изучаются такие темы, как предмет, методы, система экологического права, его принципы, место в системе права РФ; источники экологического права, экологические права и обязанности граждан, основы государственного управления охраной окружающей среды; плата за загрязнение окружающей среды и иные элементы экономического механизма ее охраны; экологические бедствия ичрезвычайные экологические ситуации; ответственность за нарушение экологического законодательства. Особенная часть экологического права посвящена изучению правового регулирования использования и охраны отдельных видов природных объектов: лесного, водного фондов, животного мира, атмосферного воздуха, недр, земель; правовое регулирование использования и охраны особо охраняемых природных территорий.
5.2.4 Экологические правоотношения - о бъектом правового регулирования со стороны государства являются соответствующие социальные отношения. Урегулированными нормами права, данные отношения приобретают правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.
Состав экологических правоотношений - правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.
Участниками правоотношений являются физические, юридические лица и государство. Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве носителей экологических прав и обязанностей, субъектов хозяйственной и иной деятельности, к которым предъявляются природоохранные требования, в качестве лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав человека.
Государство выступает в экологических правоотношениях в качестве:
собственника природных ресурсов - правоприменителя. Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников физических и юридических лиц. Объекты экологических правоотношений заслуживают отдельного, более подробного рассмотрения.
Объектами экологических правоотношений являются предметы материального мира, а также действия субъектов, по поводу которых возникают и осуществляются экологические правоотношения. К объектам экологических правоотношений относятся: компоненты окружающей среды;
вещества, поступающие в окружающую среду в результате химического, биологического и физического воздействия на нее при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в виде выбросов и сбросов, отходов производства и потребления; действия, поведение субъектов экологических правоотношений.
Основными свойствами компонентов окружающей среды как объектов экологических правоотношений являются их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в неразрывной связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Объектом экологических правоотношений является окружающая среда. Определение окружающей среды, равно как и иных объектов экологических правоотношений, закреплено в ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды. Окружающая среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Наряду с термином «окружающая среда» Закон в ст. 1 дает толкование термина «природная среда». Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект - как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенным объектом является объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
В состав окружающей среды, в отличие от природы, включены антропогенные объекты. Однако в соответствии со ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды объектами охраны являются: земля, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы, их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Закон определяет также иные объекты охраны: природные, природно-антропогенные, естественные экологические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. К объектам экологических правоотношений относятся также вредные вещества, поступающие в окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности. Использование веществ, изъятых из природной среды, в техническом процессе как имущества регулирует гражданское право, но как только эти вещества попадают в окружающую среду в виде отходов, выбросов, сточных вод, отношения, связанные с этими веществами, определяет экологическое право.
Объектом правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект совершает такое действие, как подача на утверждение специально уполномоченного органа государственной власти проектной документации, не содержащей положительного заключения государственной экологической экспертизы, то последует отказ в утверждении такой документации.
Часто экологические правоотношения включают совокупность приведенных объектов. При привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение нормативов выбросов и сбросов к объекту данного правоотношения относятся и действия ответственного субъекта, и загрязняющие вещества, и состояние компонентов окружающей среды.
Виды экологических правоотношений - э кологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами являются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-правовые, семейные и т.д.). В зависимости от оснований возникновения правоотношения делятся на общие и конкретные. Общие правоотношения возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Например, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м (Боголюбов, 2006). Субъект права может осуществлять данную деятельность, руководствуясь лишь указанной нормой. Конкретные правоотношения возникают на основании иных юридических фактов. Если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, он обязан: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию. Возникает конкретное правоотношение. В зависимости от индивидуализации субъектов правоотношения делятся на абсолютные и относительные. В абсолютном правоотношении точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица - «всякий и каждый». В относительном правоотношении определены обе стороны. Так, в соответствии со ст. 27 ВК, водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты для собственных нужд, если иное не установлено ВК. Гражданин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать. Однако водопользователь-гражданин вправе использовать водные объекты для осуществления предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим ВК. При выдаче лицензии и заключении на ее основании договора возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти.
Правоотношения подразделяются на материальные правоотношения, возникающие на основании норм материального права и процессуальные, возникающие на основе процессуальных норм. Материальные правовые нормы устанавливают права и обязанности участников правоотношений, процессуальные - формы реализации материальных норм. Так, например, документация, представляемая на государственную экологическую экспертизу, должна содержать материалы оценки воздействия па окружающую среду (норма материального права). Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду установлен Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 №372.
Соответственно юридическим функциям права выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний. Охранительные правоотношения возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение. Так, при выбросах вредных веществ в окружающую среду субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать установленные государством нормативы. За превышение нормативов законом установлена ответственность. При реализации указанных санкций возникают охранительные правоотношения.
Вопросы к теме
Какое определение следует дать экологическому праву как самостоятельной отрасли Российского права?
Правовыми нормами каких отраслей (помимо экологического права) регулируются экологические правоотношения?
На какие структурные элементы делится отрасль экологического права?
Что является объектом эколого-правового регулирования?
Каковы особенности правового регулирования экологических правоотношений?
К какой отрасли (публично-правовой или частноправовой) следует отнести экологическое право?
Перечислите экологические институты.
5.3 Правовое регулирование охраны и использования отдельных объектов окружающей среды. Особенности правового режима земель. Особенности правового режима недр. Особенности правового режима вод. Особенности правового режима лесов. Особенности правового режима животного и растительного мира.
Понятие, предмет, метод, принципы и система
Экологическое право является комплексной и самостоятельной отраслью российского права и состоит из ряда подотраслей: лесное право, горное право, природоохранное право, водное право и некоторые другие природоресурсные отрасли.
В теории права под предметом отрасли понимается определенная область общественных отношений. В научной, учебной литературе, действующем законодательстве в качестве предмета экологического права выделяются две группы общественных отношений:
1) общественные отношения по охране окружающей среды
2) общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов
Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, местного самоуправления (МСУ), юридических и физических лиц, которая направлена на рациональное использование и воспроизведение природных ресурсов, а также на предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Под рациональным использованием природных ресурсов понимается такая эксплуатация ресурсов, при которой возможно их воспроизводство и не допускаются необратимые последствия для окружающей среды в виде истощения, исчезновения отдельных природных ресурсов.
Необходимо разграничить предмет и объект .
Предмет – это всегда общественные отношения, а объект – это то, в отношении чего собственно и возникают выше названные отношения. Ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечисляет объекты экологического права: земля, недра, водные объекты, леса, животные, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.
Методы экологического права. В теории права под методом понимается совокупность приемов, способов, средств воздействия на определенную группу общественных отношений. В экологическом праве выделяют два основных правовых метода:
1) императивный
2) диспозитивный
3) некоторые выделяют и третий, довольно спорный метод экологизации
Императивный метод занимается установлением дозволения, запретов, предписаний и обеспечивает государственное принуждение к должному поведению. При реализации данного метода стороны находятся в неравном положении, так как с одной стороны всегда выступает государство, а с другой физическое или юридическое лицо. Императивный метод в экологическом праве проявляется в следующих формах:
Экологическое нормирование
Экологическая экспертиза
Экологическое лицензирование
Экологическая сертификация
Государственный экологический контроль
Меры юридической ответственности
Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, свободе договора и недопустимости произвольного вмешательства кого либо в частные дела. Данный метод проявляется в экологическом праве в двух формах:
1) В виде договоров . Договорная форма в последние годы получает все большее распространение в экологическом праве. Например, принятый недавно лесной кодекс, водный кодекс не предусматривают разрешения или лицензии, а закрепляют только определенные договоры.
2) Возмещение убытков . Применяется вне зависимости от привлечения виновного лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности. ФЗ «Об охране окружающей среды» конкретизирует положения гражданского кодекса и порядке и размерах возмещения вреда, причиненного природным ресурсам.
Метод экологизации заключается в проникновении экологических норм в другие отрасли законодательства. Так, например, согласно ст.209 ГК РФ, собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, если это не причиняет ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Принципы экологического права. В теории права под принципами понимаются руководящие идеи, основные положения, которые характеризуют сущность отрасли права и ее назначение в обществе. Принципы экологического права сформулированы в ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды». всего их насчитывается 23, основные это:
1) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека – является основным принципом экологического права, берет свое начало из Конституции РФ.
2) принцип платности природопользования предусматривает, что любое использование является платным. Формы: налоги (земельный, водный, на добычу ископаемых), арендная плата (за использование земельных участков, леса), плата за негативное воздействие на окружающую среду.
3) принцип ответственности за нарушение экологического законодательства
4) принцип международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Система экологического права.
Под системой экологического права понимается совокупность институтов, которые расположены в определенной последовательности исходя из закономерностей экологического и природоресурсного законодательства.
Изучается в трех аспектах:
Как наука
Как отрасль права
Как учебная дисциплина
Система экологического права как отрасли права – все институты организованы в общую и особенную часть. В общую часть входят институты, которые в своем действии распространяются и на часть особенную. В особенную часть входят институты, имеющие узко целевое назначение (например, правовой режим недр, лесов).
Система экологического права как науки совпадает с отраслью права, но большее внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам, в частности, изучается история становления и развития экологического права, отдельных институтов, исследуются межотраслевые связи экологического права.
Система экологического права как учебной дисциплины совпадает с отраслью права, но большее внимание уделяется методике преподавания, способам уяснения теоретических и практических вопросов, знаниям норм права и практике их применения.
Таким образом, отрасль, наука и учебная дисциплина находятся в постоянной связи.
Источники экологического права
Источники как форма выражения общеобязательных правил поведения в экологическом праве имеют определенную особенность.
Наряду с традиционным деление источников на законы и подзаконные акты, источники подразделяются на общие и специальные, в свою очередь, на: поресурсовые.
Выделяют так же межотраслевые источники, включающие в себя законодательные акты иных отраслей права.
По уровню принимаемых правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые определяют основные направления экологической политики России.
Среди источников экологического права весьма значителен удельный вес нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Правительства РФ. Ими конкретизируются законы РФ, утверждаются положения о государственных специальных органах управления
В связи с тем, что вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Органами местного самоуправления принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, повышения плодородия земель, озеленения и благоустройства населенных пунктов.
Определенное значение для регулирования экологических отношений имеют ведомственные нормативные акты.
Право собственности на природные ресурсы
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
На ряду с правом частной собственности на земли действующее водное законодательство (ст.40 Водного кодекса РФ) провозглашает, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоёмы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоёмы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водоёмами. Водным кодексом предусмотрено и право муниципальной собственности на водные объекты. Они могут принадлежать на праве собственности городским, сельским населениям и использоваться для муниципальных нужд.
На леса и земли лесного фонда, согласно ст.19 Лесного кодекса РФ, установлена только федеральная государственная собственность. На объекты животного мира и недра установлена федеральная государственная собственность субъектов РФ. В федеральной государственной собственности находятся: земли предназначенные для нужд обороны и безопасности, места расположения полезных ископаемых общефедерального значения, особо охраняемые природные территории (объекты) и другие природные ресурсы.
Управление охраной окружающей среды и природопользованием
Управление охраной окружающей среды и природопользованием как институт экологического права представляет собой систему правовых норм, регулирующих деятельность всех видов государственных и муниципальных органов, управленческих структур по осуществлению природоохранительных функций, направленную на сохранение, восстановление, оздоровление природной среды и экологической безопасности населения.
В системе управления охраны окружающей среды важное место занимают органы общей компетенции и специальные органы управления.
В соответствии с природоохранительным законодательством и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возлагаются следующие функции в области природоохранительной деятельности:
Реализация государственной политики в области экологии
Координация природоохранительной деятельности министерств, ведомств, учреждений
Принятие решений об организации особо охраняемых территорий
Руководство внешними связями в этой области и др.
Особая роль в управлении природоохранительной деятельности отведена специальным органам управления охраной окружающей среды.
Заглавное положение в системе специальных органов отводится Государственному комитету РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), поскольку на него возложено осуществление координаций деятельности всех специальных органов комитет возглавляет государственную службу экологического мониторинга. Он организует и проводит государственную экспертизу, формирует единую систему особо охраняемых природных территорий, и занимается разработкой единой государственной экологической политики. На комитет возложено ведение Красной книги исчезающих животных и растений.
К специальным органам относится Федеральный центр санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ.
Среди важнейших направлений природоохранительной деятельности особое значение за последние годы приобрела функция организации и проведения экологической экспертизы. В основе проведения экологической экспертизы лежат принципы презумпции потенциальной экологической опасности любой хозяйственной деятельности, обязательности и ее проведения до принятия решения по реализации объекта экологической экспертизы.
Обязательной экологической экспертизе на федеральном уровне подлежат: проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к отрицательным последствиям, проекты нормативно-технических документов, регламентирующих деятельность хозяйственных организации, которые могут оказать воздействие на окружающую среду. К числу обязательных относятся проекты комплексных целевых программ, проекты генеральных планов развития территорий, проекты схем развития отраслей и другие проекты.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения
Юридическая ответственность за экологические правонарушения представляет собой самостоятельный и в то же время комплексный институт экологического права, который объединяет в себе нормы гражданского, уголовного, административного и иного законодательства.
Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения.
Это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека
За экологические правонарушения в настоящее время не редко применяются нетрадиционные виды юридической ответственности (лишение права природопользования, приостановление права природопользования, изъятие нерационально использованного земельного участка, ограничение права природопользования, восстановление своими силами и средствами нарушенного природного участка или экологически полезных функции (свойств) природной среды). Поэтому применения данных санкций в особом процессуальном порядке принято называть специальной (или эколого-правовой) ответственностью.