Как судебные приставы реализовывают имущество должника. Публичные торги: извещение, порядок проведения

Некоторые граждане иногда попадают в весьма щепетильные ситуации. И возникают они, когда скопились долги по кредитам, а оплачивать их попросту нечем. Тогда в гости стоит ждать судебных приставов, которые займутся описью имущества. Впоследствии же, будет произведена продажа арестованного имущества судебными приставами. К такой ситуации лучше быть подготовленным с юридической точки зрения.

В этой статье

Как проводится продажа арестованного имущества?

Согласно действующему законодательству, для того чтобы реализовать арестованное имущество есть срок в десять дней, с того момента, как оно было оценено, а также подписан акт о его передаче.

Судебный пристав должен направить постановление об в Росимущество . Эта организация должна решить вопрос относительно того, как будет происходить порядок реализации арестованного имущества, самостоятельно, либо же с привлечением специалистов со стороны. Срок для этого отводится 5 дней.

Окончательное решение направляется в службу судебных приставов, которая находится по месту конфискации.

Продажа арестованного, конфискованного, а также и иного имущества проводится на торгах. Об их проведении должно быть уведомлено заранее, а именно не позднее 30 дней до момента их начала. Информацию о торгах размещают в средствах информационных телекоммуникаций, а также в прессе.

После этого, ответственная за проведение торгов организация, ставит в известность ФССП , которая закреплена по адресу конфискации. Информация сообщается о том, что вся должная информация была представлена и дается ссылка на нее. Судебные приставы после этого размещают эти сведения на официальной странице своего управления.

Сроки

Срок, за который должна быть произведена реализация арестованного имущества составляет два месяца. Это совокупность проведения всех необходимых процедур.

Если в течение этого времени какая-то часть имущества на торгах не была реализована, тогда продажа не будет считаться состоявшейся. И после этого, судебные приставы должны принять решение о снижении непроданной собственности на четверть.

Если продажа арестованного конфискованного и иного имущества не была осуществлена после снижения цены в течение месяца, тогда взыскателю предлагается оставить имущество у себя.

Взыскатель может не согласиться на это предложение, тогда нереализованные вещи будут предложены другим взыскателям. В случае отказа, имущество может быть возвращено снова должнику.

Процесс продажи вещей, которые были на реализации, будет считаться оконченным тогда, как на счет ФССП поступят перечисления. Или же когда будет вынесено постановление о возвращении имущества, которое было арестовано.

Определение стоимости

Весьма важную роль при реализации ценностей должника является правильная оценка конфискованной собственности. Поскольку большую роль играет не сам залоговый объект, а его стоимость.

Если оценка будет произведена лишь сотрудниками федеральной службы приставов, этого может оказаться недостаточно. Для этих целей необходимо привлечение специалиста оценщика. Именно он способен определить настоящую стоимость предметов, которые будут выставлены на аукционы, и сделать заключение по этому поводу.

Обычно, объекты, не обладающие уникальными особенностями, отправляют на реализацию по рыночной цене.

После окончания оценивания, необходимо заключить соглашение на заем средств. В нем и должна быть прописана стоимость залоговых предметов.

В редких случаях окончательную стоимость залогового имущества определяют через суд. Это бывает в те моменты, когда стороны не могут решить этот вопрос самостоятельно, либо не соглашаются с оценщиком. Но, как правило, вмешательство органов суда, бессмысленно.

Как правило, в договоре указывается рыночная стоимость объектов. Но, стороны по обоюдному согласию, могут прописать иную цену, и тогда, суд, скорее всего, примет ее.

Торги

При желании любой гражданин может принять участие в аукционе. Для этого ему потребуется предоставить специально заполненную бумагу и внести на депозит определенную сумму денежных средств. Она должна приравниваться к 10% суммы оцененного имущества.

Когда участник приобретает на аукционе какую-то вещь, внесенная им сумма, пойдет в расчет при оплате. Если же он остался без покупок по результатам торгов, то вся сумма будет возвращена на его счет.

Назначение на торгах производится:

  • По оцененной стоимости ценностей, которая прописана в описи;
  • По оценке, которую предоставила экспертиза;
  • При согласии сторон, по той оценке, которую дал судебный пристав.

По правилам проведения торгов, предмет считается проданным тому покупателю, который предлагает за него наивысшую цену.

Когда могут не состояться?

Бывают ситуации, когда торги признают несостоявшимися, например, было вынесено решение об отмене конфискационных санкций. Либо же при их проведении был нарушен каким-то образом закон. Любое из обстоятельств злоупотребления должностных лиц своими полномочиями также приведет к остановке аукциона.

Торги могут не состояться, если:

  • На их проведение не явились потенциальные покупатели (их число не может быть меньше 22 человек);
  • Когда участники отказываются производить добавки к указанной стартовой цене;
  • Когда покупатель в недельный срок не внес сумму за приобретенный товар.

Ответственным лицом при проведении торгов является организатор аукциона, с которым был заключен договор.

Каковы обязанности организатора?

Основные обязанности организатора:

  • публикация сведений о предстоящих торгах;
  • поиск возможных покупателей;
  • проведение рекламной кампании;
  • заключение соглашения со сторонами, с разъяснением их обязанностей;
  • приемка заявлений от участников;
  • проведение мероприятия;
  • разрешение спорных ситуаций;
  • оформление результатов торгов.

Участник, который приобрел какой-либо товар, с организатором подписывают протокол. Затем он обязан оплатить свою покупку в полной мере, за вычетом первоначального задатка. Если этого не происходит, участник свой задаток назад не получит. Когда необходимая сумма поступила на счет заключается договор купли-продажи. При приобретении недвижимости, необходимо пройти дополнительно государственную регистрацию.

После окончания торгов

Когда аукцион завершился, сотрудник ФССП заполняет акт на продажу. Данный документ содержит следующие сведения:

  • место и время проведения торгов;
  • всех участников;
  • реализуемые предметы с указанием всех цен на них как первоначальных, так и тех, за которые они были проданы;
  • информация о покупателе.

Покупатель, после внесения им денежной суммы, получает копию акта. А также он должен быть осведомлен, что приобретает то имущество, которое пришлось арестовывать. Помимо этого, документ должен содержать информацию о приобретенном предмете.

Надо понимать, что на аукцион могут быть выставлены далеко не все имущественные объекты. Так, исключат с проведения торгов те предметы, стоимость которых менее трех тысяч рублей. Объекты, стоимостью до 30 тысяч, реализованы, могут быть должником самостоятельно.

Конечно, лучше избегать таких ситуаций, когда долги по кредитам столь велики, что приходиться расставаться с нажитым имуществом. И такая ситуация является проблемной, и кредиторам, и исполнительным органам. Поскольку, реализовать ценности в установленный срок удается крайне редко. И чтобы должнику вернуть обратно свои имущественные объекты, ему придется выплатить долги по имеющимся кредитам.

В жизни бывает много непредвиденных ситуаций. Большая часть населения. Сейчас берут кредиты в банках. Представьте себе такую ситуацию: вы берете кредит, теряете работу или по какому-то стечению обстоятельств вы не можете выплачивать такую крупную сумму. И тогда к вам приходят судебные пристава, описывают имущество после чего в течение 10 дней выставляют его на продажу.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Порядок реализации арестованного имущества должников

Самый эффективный способ заставить должника погасить долг, это подать в суд и после чего судебные приставы приходят и описывают имущество. Но теперь в закон «об исполнительном производстве» введены новые изменения.

Теперь нельзя арестовывать имущество, если задолженность менее 3000 рублей и разрешено реализовывать имущество должника если его общая стоимость составляет не более 30000 рублей.

Реализация имущества может быть осуществлена самим должником, но если он отказывается, то эта процедура делается в судебном порядке. Реализация имущества происходит в несколько ступеней:

  1. По статье 58 если должник не выплачивает кредит или уклоняется от выплат, то на его имущество налагается арест, уполномоченными органами, после чего с этим имуществом производятся иные действия, предусмотренные Федеральным законом. Для организаций:
    • арест налагается на имущество не учавствующее в производстве;
    • на готовую продукцию;
    • на движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности у должника, на которого оформлена эта организация;
  2. В течение 3 дней после ареста имущества отправляется уведомление в Федеральную налоговую службу о его реализации.
  3. Если должник не в состоянии выплатить задолженную сумму, то иск направляется в Арбитражный суд о банкротстве должника.
  4. Специальные организации выставляют арестованное имущество на торги, с определением минимальной цены имущества. С такими организациями заключается договор, к которому прилагаются:
    • исполнительный документ;
    • акт ареста имущества, составленный уполномоченными органами;
    • документы на недвижимость;

Торги осуществляются в поставленные сроки (2 месяца) руководствуясь Гражданским кодексом Российской федерации

Определение продажной стоимости заложенного имущества

Определение стоимости заложенного имущества осуществляется судом, важными аспектами в принятии решения является заложено ли это имущество по договору или взято под ипотеку:

  1. По статье 350 взыскание осуществляется, руководствуясь законом об ипотеке, если имущество было куплено по ипотечному договору.
    Согласно 54 статье об ипотечном имуществе, суд должен указать начальную стоимость имущества, руководствуясь договором о залоге.
  2. Если имущество было приобретено по договору. То тогда судом определяется рыночная стоимость объекта, она же и будет начальной ценой на торгах. Если же в договоре о залоге указывают согласованную стоимость имущества, то суд, естественно, будет выносить решение, руководствуясь имеющимся договором.
  3. Если же продажная стоимость заложенного имущества определяется во внесудебном порядке, то тогда проводят оценку. Составляют договор со специальной фирмой, которая занимается оценкой имущества и по согласованию сторон определяют цену.

Определение продажной цены в судебном порядке

Учитывая законодательство Российской федерации отдел ФССП определяет цену заложенного имущества руководствуясь стоимостью указанной в исполнительном листе.

Если же цена не указана в исполнительном лице, то залогодатель направляет иск в суд и цена имущества определяется уже в судебном порядке.

Когда определяется начальная цена имущества, следует учитывать следующие нюансы:

  1. Если торги не состоялись, то судебные приставы должны разъяснить залогодержателю его права и он должен обратиться в суд с иском о понижении цены на заложенное имущество.
  2. Подается заявление в суд о снижении цены на заложенное имущество в следующих торгах не менее чем на 15 % от начальной стоимости.
  3. Суд рассматривает это заявление и устанавливает новую цену на заложенное имущество.
  4. Если залогодержатель отказывается подавать, такого рода заявление, то в течение месяца после торгов, исполнительное производство закрывает дело.

Определение цены собственности при внесудебном порядке

Руководствуясь российским законодательством устанавливается начальная цена заложенного имущества на основании соглашения о взыскании внесудебном порядке:

  1. Соглашение заключается либо отдельным договором, либо включается в договор о залоге.
  2. В обязательном порядке судебный пристав привлекает оценщика, который определяет первоначальную стоимость заложенного имущества (статья об ипотеке).
  3. Практически во всех случаях, после оценки имущества назначается цена, составляющая 80 % от рыночной стоимости, если только первоначальная цена заложенного имущества не включена в договор между залогодателем и залогодержателем.
  4. Если же первые торги не состоялись, то тогда отдел службы судебных приставов выносит решение о понижении цены на заложенное имущество в размере 15% процентов от первоначальной стоимости.
  5. В соглашении двух сторон, может быть указан другой порядок о понижении цены на заложенное имущества, тогда судебные пристава обязаны руководствоваться этим соглашением.
  6. Если в договоре включена общая оценка заложенного имущества, то тогда это имущество выставляется на торги как единый лот и не может быть продано по отдельности.

Аукцион по продаже арестованного имущества

Для того чтобы реализовать арестованное имущество специальными органами местного управления проводится аукцион. Для каждого аукциона создается комиссия, которая должна состоять не менее чем из 5 человек. В комиссии должны присутствовать обязательно кандидаты местного самоуправления, налоговые представители и независимые эксперты. Налоговый орган утверждает состав комиссии.

Результаты принимаются открытым голосованием, с помощью подсчета голосов.
К участию в аукционе допускаются только те лица, которые вовремя подали заявку на участи, оформили все необходимые документы и внесли задаток. Комиссия рассматривает, всех заявителей на участие в аукционе, но допускает только тех, которые не выдержали требования кодекса Российской федерации.

В таком случае лицо, подавшее заявку, имеет право отозвать ее и забрать свой задаток.

Если же в аукционе участвует только один человек, то комиссия проводит с ним переговоры и устанавливает согласованную цену на продаваемое имущество. После чего материалы передаются налоговому органу и организатору торгов.

Процедура проведения торгов

Аукцион по продаже арестованного имущества осуществляется специальными организациями, которые производят торги в процессе с процессуальным законодательством Российской Федерации:

  1. Торги производятся по месту регистрации заложенного имущества.
  2. Организатор должен за 10 дней до торгов, подать оповещение о предстоящих торгах в информационные органы (интернет, газеты и другое).
  3. Лица, которое хотят принять участие в торгах, должны внести задаток на сумму не менее 5 % от начальной стоимости заложенного имущества. Задаток должен быть указан в информационных органах. Если торги не состоялись, задаток немедленно возвращается также задаток возвращается тем людям, которые участвовали в торгах, но не выиграли аукцион.
  4. В интересах о поддержание общественного порядка, круг лиц, участвующих в торгах ограничивается органами местного управления.
  5. Лицо, которое предлагает наиболее высшую цену за заложенное имущество, признается выигранным. Далее организатор и выигравшее лицо подписывают протокол о результатах торгов. Если выигравшее лицо отказывается подписывать протокол, то это влечет последствия, предписанные Гражданским кодексом Российской Федерации.
  6. Человек, который выиграл торги в течение 5 дней обязан внести сумму за купленное им имущество, за исключением задатка. Если лицо, выигравшее торги, не вносит таковую сумму, то задаток не возвращается.
  7. После внесения суммы, организатор заключает договор купли-продажи с выигравшим торги лицом. С этого момента выигравшее лицо является владельцем этого имущества.

После реализации заложенного имущества

После реализации заложенного имущества должны быть удовлетворены требование залогодателя, то есть: за счет суммы, вырученной на аукционе, погашается долг залогодержателя. Также если имущество было повреждено, за счет залогодержателя, то залогообладателю всю сумму ущерба должна выплатить страховая компания.

Ст 87. Внесли изменения ввели ст 87.1, 87.2
Реализация может быть в двух формах, выбор которых зависит от критериев:

От стоимости имущества

От вида имущества независимо от стоимости.

Первый вид- реализация имущества путем самостоятельной продажи должником. Новый способ реализации, введены в марте 2014. Должник вправе самостоятельно реализовать имущество, оцененное на сумму не более тридцати тысяч рублей. Для чего он обязан подать судебному приставу исполнителю ходатайство.

В случае передачи имущества должнику на самостоятельную реализацию судебный пристав исполнитель выносит постановление об отложении мер принудительного исполнения ст 38 закона, в котором указывается что вырученная должником от продажи сумма в срок не более десяти дней со дня вынесения этого постановления должна быть перечислены на счет подразделения судебных приставов. Должник предупреждается об ответственности за совершении незаконных действий в отношении этого имущества и последствиях нереализации в установленный срок. Если должник это имущество не реализовал, то судебный пристав исполнитель предлагает взыскателю оставить имущество за собой. В случае отказа взыскателя от этого имущества оно передается на принудительную реализацию.

Второй вид - реализация путем принудительной продажи. Здесь два способа.
Первый способ - на комиссионных началах (мебель, компьютерная техника, офисных техника, недотрогой автотранспорт). Продажу осуществляет ростмущество, его территориальные органы и подведомственные ему организации, а также привлекаемые им физические и юрид лица, отобранные...

Постановление правительства от 5.06.08 номер 432 " о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" и утвержден приказ фссп номер 347 и росимущества номер 149 от 25.07.08 " ... По вопросам организации реализации арестованного имущества".

О передаче имущества судебный пристав исполнитель выносит постановление, это постановление должно быть вынесено в период от 10 до 20 дней со дня вынесения постановления об оценке имущества. Форма этого постановления - приложение 72 к приказу фссп от 11.07,12 номер 318 "о перечне примерных форм документов".
Передача имущества специализированной организации осуществляется по акту приема передачи в течение 10 дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. С момента подписания этого акта имущество считается официально переданным на реализацию.

Если имущество не было реализовано в течение срока, установленного законом, начальная цена этого имущества снижается на 15%. После этого снижения стоимости происходит повторная реализация. Если имущество не было реализовано рос имуществом в течение установленного срока после снижения цены, пристав исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. Такое имущество передается взыскателю по цене, на 25% ниже стоимости, указанной в постановлении об оценке. О передаче имущества взыскателю выносится постановление пристава. Передача осуществляется по акту приема передачи.


Второй способ - посредством проведения торгов. Торги только в форме открытого аукциона. Ст 448, 449 гк рф. Глава 9 закона об исполнительном производстве - по организации торгов.

Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг, кроме инвестиционных паев, открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава исполнителя также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов (эти паи обращаются на внутреннем рынке инвестиционных фондов), имущественных прав (дебиторская задолженность), заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем; предметов, имеющих историческую ценность, а также вещи, стоимость которых превышает 500 т.р. Включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность) осуществляется только путем проведения открытых торгов форме аукциона. Ч 3 ст 87 закона.

Нереализованное имущество передается взыскателю по цене на 25 % ниже, указаннй в постановлении. Если разница брльше цены, то взыскатель обязан выплать разницу на счет приставов. В случае отказа взыскателя от имущества, либо не поступления от него решении оставить имущество возвращается должнику.

О передаче нереализованного имущества пристав выносит постановление, которое утверждается старшим суд. приставом.

Начальная цена имущества, не может быть меньше стоимости указанной в постановлении. Торги должны быть проведены в двух месячный срок со дня получения организатором имущества для реализации.

Торги объявляют несостоявшимися, если:

1) заявки на участие в торгах подали менеех 22х лиц

2) на торги не явились участники торгов,

3) из явмвшихся никто не сделал надбавки.

4) лицо, выигравшее торги в течение пяти дней со дня проведения торгов, не оплатило стоимость имущества.

Арест имущества - заключительная стадия исполнительного производства Это мера для исполнения решения суда. После ареста наступает реализация арестованного имущества подробнее разберем далее.

Правовая база

Реализация арестованного имущества судебными приставами основывается на следующих нормативно-правовых актах:

    ст. 446 ГПК РФ - в ней содержится перечень объектов, которые не попадают под конфискат имущества судебных приставов;

    ст. 80 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» - содержит правила наложения ареста;

    ФЗ № 118 от 22.07.2009 - содержит порядок работы и обязанности приставов.

Помимо вышеперечисленных нормативно-правовых актов, с 2012 года судебные приставы вправе арестовывать банковские счета с целью исполнения решений суда. Однако стоит иметь в виду, что существует ряд ограничений:

    запрещено удерживать более 50% суммы с банковских карт;

    некоторые счета имеют иммунитет перед судебными приставами: пособия по уходу, некоторые виды пенсий и т. д.

Наши граждане уже привыкли к сюрпризам от приставов, когда вместо сообщений о зарплате они получают сообщения о списании денежных средств. Судебный процесс, решения об исполнительном производстве - все происходит тайно, без должного уведомления. В результате граждане остаются без денежных средств, когда они ничего не подозревают. Это относится и к неожиданным визитам, после которых вещи уходят в конфискат судебных приставов.

Что нельзя конфисковывать

Многие задаются вопросом о том, какое имущество могут арестовать. Мы ответим так: могут изъять те вещи, которые не попадают под запрет. Согласно законодательству, судебными приставами запрещена, если это:

  • единственное жилье должника, членов его семьи, исключение составляет недвижимость, приобретенная гражданами по ипотечному кредитованию;
  • земельные участки, на которых расположено единственное жилье, исключение также составляет ипотечное кредитование;
  • предметы личного пользования (одежда, обувь и т. д.), исключение составляют драгоценности и (норковые шубы, шапки и т. д.);
  • предметы, которые необходимы для профессиональной деятельности, например компьютер для программиста;
  • животные из личного подсобного хозяйства, а также здания и помещения, в которых они содержатся;
  • семена для посева;

  • топливо, которое идет на обогрев семьи и приготовление пищи (дрова, уголь, газовые баллоны и т. д.);
  • средства, в том числе транспортные, которые необходимы для инвалидов;
  • памятные знаки, награды;
  • имущество, которое не принадлежит должнику в совместной квартире;
  • денежные средства, которые составляют менее прожиточного минимума на каждого члена семьи на иждивении.

Как видно, список довольно внушительный. Однако он поддается правовой логике: закон должен обладать принципом целесообразности.

Нельзя забирать у должника вещи, если это серьезно ухудшит его положение. Судебных приставов интересуют в основном счета в банках, вторая недвижимость, авто, драгоценности. Некоторые женщины, бывшие мужья которых годами не платят долги по алиментам, готовы ужесточить закон. Высказываются предложения лишать свободы должников, а все его имущество описывать в конфискат судебных приставов.

Оценка имущества

После изъятия имущества у должника есть 30 дней на то, чтобы погасить долг. Реализация арестованного имущества судебными приставами начинается с оценки. В некоторых случаях пристав-исполнитель сам оценивает имущество «на глаз». Это предметы бытовой техники, домашней утвари и т. д. Однако законом предусмотрены случаи обязательного привлечения профессионального оценщика:

  • недвижимость;

  • ценные бумаги;
  • драгоценные металлы;
  • коллекционные изделия, предметы искусства;
  • вещи, стоимость которых превышает 30 тыс. рублей.

Кроме того, если пристав оценил, например, плазменный телевизор в 1 тыс. рублей, то должник имеет право не согласиться с этим. В этом случае обязательно нужно вызвать оценщика. Результат его работы неприятно удивляет заемщиков: имущество, даже дорогое, оценивается намного ниже рыночной цены. Цель - получить денежные средства быстро.

Граждане это знают и часто прибегают к услугам различных комиссионных магазинов. Нужно иметь в виду, что писать в вышестоящие инстанции по результату оценки не имеет смысла, нужно обращаться в суд.

Обжалование оценки

Оценку профессионального оценщика можно обжаловать через суд в течение 10 дней с момента получения уведомления об оценке. Важно иметь в виду, что обжаловать необходимо постановление судебного пристава, а не результат оценки, так как последний носит рекомендательный характер, тогда как постановление пристава имеет статус нормативного акта.

Арестованное имущество на реализации

Конфискованное имущество свыше 500 тыс. рублей происходит через специализированные аукционы. Этот процесс охраняется государством, имеет много нареканий в плане честности и открытости.

На первом этапе обнародуется информация о торгах, какое имущество будет выставлено на продажу за 30 дней до проведения торгов. Этим занимается Росимущество. Лица, желающие принять участие в них, должны внести задаток 5% от стоимости для подтверждения платежеспособности.

Однако участились манипуляции при проведении аукционов путем участия подставных лиц с целью увеличить цену лота. Власти часто поднимают планку до 50%. Это вызывает недовольство, мол, искусственно ограничивают доступ. Но не стоит забывать, что после аукциона нужно заплатить полную стоимость имущества, поэтому такая мера властям не кажется драконовской.

Арестованное имущество на реализации проходит через торги.

С целью поддержания порядка местные органы власти сами назначают круг лиц.

Если торги не состоятся, то судебные приставы направляют соответствующее письмо кредитору. После этого он должен обратиться в суд с целью уменьшить первоначальную сумму на 15%. Далее все происходит заново до полной реализации.

Выигравший участник должен в течение 5 дней окончательно рассчитаться за приобретение.

Арестованное имущество: торги. Как участвовать

Участвовать в приобретении конфиската судебных приставов можно как физическим, так и юридическим лицам. Для этого понадобятся следующие документы:

  • заявка;
  • копии квитанции об оплате задатка;
  • копии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенное согласие от супруга на приобретение имущества;
  • запечатанный конверт с первоначальным предложением;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов для юридических лиц.

Итоги

Итак, конфискация происходит судебными Арестованное имущество далее делится на две категории. В первую попадают дешевые вещи. Их реализуют через аукционы. Дорогие вещи, недвижимость, техника реализуются через специальные торги.

    ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

    Ю.В. БЕЛЯНОВ

    В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

    Вместе с тем не следует пренебрегать также исполнением вынесенных судебных решений, в рамках которых взыскатель нередко сталкивается с проблемами реализации арестованного имущества.

    После проведения мероприятий по возбуждению исполнительного производства, розыску имущества должника, наложения на него ареста и определения рыночной стоимости арестованной вещи оцененное имущество должника должно быть направлено судебным приставом на реализацию. Сроки реализации регулируются ч. 6 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и исчисляются со дня вынесения постановления об оценке имущества. Не ранее 10 дней (предоставленных законом для обжалования результатов оценки) и не позднее 20 дней судебный пристав передает имущество на реализацию. Вместе с тем нормативные документы Федеральной службы судебных приставов устанавливают более строгие сроки для судебных приставов-исполнителей: в соответствии с п. 2.3 Приказа ФССП России N 347 от 25.07.2008 (далее - Приказ N 347) судебный пристав-исполнитель обязан передать в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) вещь, подлежащую реализации. Такое имущество передается в натуре или, в случае если имущество находится под охраной или на хранении у третьего лица, такая передача осуществляется путем составления акта приема-передачи. Кроме того, в п. 2.1 Приказа N 347 устанавливается четкий порядок действий должностных лиц с детализацией сроков. Так, судебный пристав-исполнитель не позднее чем на следующий день после вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию направляет в Росимущество уведомление о готовности имущества к реализации. Росимущество в течение 7 дней принимает решение либо о самостоятельной реализации арестованного имущества, либо о привлечении специализированной организации (в качестве которой могут выступать физические или юридические лица, отобранные Росимуществом на конкурсной основе), которая будет заниматься реализацией имущества должника, и затем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России о принятом решении, после чего между ФССП России с одной стороны и Росимуществом с другой стороны (в случае принятия решения о реализации через привлеченного контрагента - непосредственно со специализированной организацией) осуществляется фактическая передача имущества для последующей реализации в счет погашения задолженности в соответствии с ч. 7 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Рассматривая проблемы, связанные с продажей арестованного имущества, прежде всего необходимо обусловить существующие способы, которые законодательно закреплены и применяются для реализации арестованного имущества должников. Закон об исполнительном производстве устанавливает два основных способа: реализация имущества проводится либо путем комиссионной продажи, либо посредством проведения публичных торгов. Способ реализации определяется в зависимости от вида имущества должника и его стоимости, определенной в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Комиссионная продажа как вид реализации имущества должника предусмотрена для имущества и вещей стоимостью менее 500 тыс. руб., а также любых иных вещей, не подлежащих продаже путем проведения торгов. На основании ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве переданная Росимуществу вещь, подлежащая реализации на комиссионных началах в соответствии с принятым постановлением судебного пристава-исполнителя, должна быть реализована в срок, не превышающий одного месяца со дня передачи имущества на реализацию. Необходимо отметить, что если по истечении установленного срока указанное имущество не удалось реализовать, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, согласно которому цена снижается на 15%. Не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, оно должно быть направлено взыскателю с целью информирования о снижении цены. Вместе с тем в практике часто встречаются случаи, когда после снижения цены на 15% имущество не удается реализовать. Причинами этого может являться, например, неликвидность реализуемого имущества или его моральная устарелость (это актуально для компьютерной техники). Если такое имущество не было реализовано в течение месяца с момента снижения цены на 15%, в соответствии с ч. 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель принимает решение о предложении взыскателю оставить имущество по цене на 25% ниже его первоначальной продажной стоимости. При получении такого предложения взыскатель обязан уведомить судебного пристава-исполнителя о принятом решении. Если решение взыскателя не предоставлено судебному приставу-исполнителю в определенный срок, такое бездействие расценивается как отказ от предложения оставить имущество за собой. В этом случае нереализованное имущество подлежит возврату должнику, и дальнейшее обращение взыскания на нереализованное имущество в счет погашения задолженности перед взыскателем по данному исполнительному производству более не осуществляется. Погашение задолженности в этом случае возможно за счет иного выявленного имущества должника.

    Срок проведения комиссионной продажи составляет 1 месяц, что также затягивает исполнительное производство. Нередко выявленное имущество должника не удается реализовать ввиду отсутствия эффективного механизма доведения информации о продаже до широкого круга лиц. Кроме того, большинство реализуемых вещей не представляют ценности ввиду того, что они находились в употреблении. Необходимо понимать, что с учетом истечения времени такая вещь теряет ценность и круг лиц, желающих ее приобрести, сужается. Решением проблемы ликвидности может стать создание сети комиссионных магазинов для реализации такого товара. В случае если имущество должников будет передаваться на реализацию в такие магазины, все слои населения получат доступ к товару в привычной и понятной каждому покупателю форме розничной торговли с возможностью физической визуализации приобретаемой вещи. Применение на практике таких мер позволит повысить процент реализации имущества должников и сократить сроки реализации, что, соответственно, оптимизирует сроки исполнения судебных актов. Аналогичный опыт реализации имущества должников через специализированные магазины применяется в ряде других государств, в том числе в Белоруссии и Казахстане .

    Реализация имущества должника в форме публичных торгов предполагает более сложную схему, вместе с тем отчасти похожую на процесс продажи на комиссионных торгах.

    Особенность такой формы реализации обусловливается ее взаимовыгодностью, на что указывают многие авторы, в том числе М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, которые отмечали: "Торги, призванные обеспечить заключение договора на оптимальных условиях, и прежде всего в отношении цены, защищают тем самым интересы того, кто прибегнул к торгам. Однако в получении самой высокой цены могут быть заинтересованы при определенных условиях и третьи лица. Прежде всего, это кредиторы должника. В роли такого третьего лица - кредитора или иного заинтересованного лица - может выступать также государство. Тем самым наряду с частным возможен и публичный интерес к торгам" .

    Основным отличием публичных торгов от комиссионной продажи является форма их проведения - аукцион с установлением начальной продажной стоимости реализуемого имущества должника. Однако необходимо отметить, что торги проводятся только в отношении некоторых видов имущества, установленных в ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    К имуществу, подлежащему реализации путем проведения торгов, относится прежде всего недвижимое имущество, имущество, обремененное залогом (в случае если на данное имущество обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем), имущественные права (в том числе дебиторская задолженность), а также ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов) и предметы, имеющие историческую или художественную ценность. К реализуемым на торгах вещам также относятся неделимые сложные вещи, а также главная и принадлежная вещь, т.е. связанная с ней общим назначением.

    Необходимо отметить: кроме Росимущества, право реализации имущества должника на торгах имеют лица и организации, аккредитованные Росимуществом. Единственной оговоркой является то, что такие организации уполномочены заниматься реализацией имущества определенного вида (ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве).

    Стоимость имущества, реализуемого на торгах, не должна быть ниже оценочной стоимости, указанной судебным приставом в постановлении об оценке вещи. При реализации имущества, обремененного залогом, цена устанавливается не ниже стоимости, определенной судебным актом, на основании которого происходит обращение взыскания.

    Общий срок реализации имущества должника на торгах не должен превышать двух месяцев (ст. 90 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, процесс реализации может затягивать срок исполнения судебного акта дополнительно на 2 месяца. Вместе с тем в соответствии с нормами ст. 36 Закона об исполнительном производстве совокупный срок для исполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет всего 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства. Поскольку требования исполнительного документа предполагают более широкий перечень действий, направленных на выявление и арест имущества должника, процесс реализации имущества должен быть сокращен до минимального срока с целью недопущения коллизии норм права и обеспечения возможности осуществлять все необходимые исполнительные действия в максимально короткий срок, не нарушающий нормы ст. 36 Закона об исполнительном производстве.

    Реализация имущества должников в США осуществляется Службой маршалов путем аукциона и должна быть осуществлена в течение 90 дней , однако данный срок исчисляется с момента возбуждения исполнительного производства, и в перечень проводимых мероприятий входит также розыск имущества, который может занимать большую часть времени. В то же время срок реализации активов должника в Российской Федерации составляет совокупно 2 месяца без учета срока розыска активов и процесса наложения ареста на выявленное имущество должника, который дополнительно исчисляется двухмесячным сроком. Следовательно, при сопоставлении правовых норм, действующих в Российской Федерации и США, получается, что совокупный срок мероприятий в Российской Федерации составляет минимум 4 месяца (при этом срок не является пресекательным и может быть продлен), а согласно законодательству США данный срок составляет 3 месяца и не может быть нарушен. Полагаем необходимым оптимизировать данные сроки в нашей стране.

    В этой связи интересен опыт Армении в создании системы электронного аукциона для реализации имущества должников, действующей в республике с 2006 года . Длительность публичных торгов составляет всего 10 дней, этот срок продлевается на 10 минут в случае поступления нового ценового предложения. Следовательно, двухмесячный срок для проведения торгов, применяемый в нашей стране, слишком длинный и должен быть оптимизирован. Кроме того, применение аналогичных законодательных изменений в Российской Федерации позволит сократить сроки ведения исполнительного производства, в котором у должника выявлено имущество, подлежащее реализации на торгах.

    В законодательстве Финляндии применяется альтернативный способ реализации, в соответствии с которым судебный пристав обязан размещать объявления о проводимых торгах сразу в нескольких источниках информации, что позволяет охватить более широкий круг потенциальных покупателей, и, что особенно интересно, судебный пристав имеет право дополнительно делать предложения посредством телефонной связи или электронной почты, как следует из раздела 22 главы 5 Исполнительного кодекса Финляндской республики . Дополнительно пристав уполномочен проводить запрос предложений о размере покупной стоимости имущества еще до проведения аукциона по реализации имущества. Поступившие предложения в этом случае обязательно учитываются при подведении итога торгов.

    Такой механизм активных действий, направленных на поиск покупателей со стороны судебного пристава, значительно повышает вероятность реализации имущества должника и, следовательно, должен быть применен и в Российской Федерации.

    В настоящее время передача имущества на реализацию между ФССП России и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется путем подписания акта приема-передачи, составляемого на бумажном носителе. С целью оптимизации данного процесса необходимо внедрить систему электронного обмена документами. Это позволит сократить срок подписания актов по передаче имущества, поскольку сотрудниками тратится время на доставку и подписание соответствующих актов, в то время как электронный документ доставляется мгновенно, а электронные подписи обеспечивают достоверность документов.

    Также представляется целесообразным перевести все проводимые аукционы на электронную основу, что позволит в итоге сократить время проведения торгов. После осуществления таких мероприятий на законодательном уровне необходимо предусмотреть более короткие сроки и внести соответствующие изменения в ст. 90 Закона об исполнительном производстве. В настоящее время допустимый срок проведения реализации имущества должника составляет 2 месяца, как указывалось ранее, что противоречит нормам ст. 36 Закона об исполнительном производстве, в которой предусматривается, что совокупный срок для исполнения требований исполнительного листа не должен превышать двух месяцев.

    Важное изменение, которое необходимо отдельно отметить, заключается в обязанности Росимущества в срок, не превышающий 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, опубликовать информацию в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования. Данная обязанность предусмотрена в п. 2.6 Приказа N 347. Необходимо отметить, что вместо общепринятых публикаций в печатных изданиях информацию о предстоящих торгах в настоящее время следует получать на официальном сайте torgi.gov.ru, созданном специально для этих целей Постановлением Правительства РФ .

    Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы указанный интернет-ресурс установлен как единственный источник публикаций о предстоящих торгах. Таким образом, обязанность размещать извещение о проведении торгов по реализации имущества должника в периодическом печатном издании (а также на интернет-сайте организатора торгов) была упразднена с момента введения в действие интернет-ресурса torgi.gov.ru.

    Росимущество обязано публиковать информацию о предстоящей реализации не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    Кроме того, при поступлении от реализатора информации о назначении торгов судебный пристав обязан также информировать о предстоящих торгах заинтересованные стороны исполнительного производства: взыскателя и должника.

    Срок, установленный для направления сторонам исполнительного производства извещения о проведении торгов, различается в зависимости от того, является реализуемое имущество обремененным или нет. Если реализуется имущество, являющееся предметом договора залога, извещение о предстоящих торгах должно быть направлено реализатором не позднее чем за 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, но не ранее чем за 30 дней до даты проведения торгов по реализации имущества должника. Данная обязанность предусмотрена в ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" . Если предметом реализации является имущество, не обремененное залогом, в соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса РФ реализатор обязан опубликовать такую информацию не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    После проведения вышеуказанных действий реализатор проводит публичные торги по реализации имущества. В случае если имущество должника удалось реализовать, торги объявляются состоявшимися и составляется соответствующий протокол. Завершающей стадией процесса реализации имущества должника на торгах является заключение договора с победителем торгов, определенным вышеуказанным протоколом, за которым следует фактическая оплата приобретаемого имущества покупателем и последующая передача вещи. Такой договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней, отсчитываемых с момента подписания протокола, а в случае если было размещено объявление в Интернете, такой срок отсчитывается с момента размещения данного объявления о торгах. Если имущество не удалось реализовать (например, ввиду отсутствия желающих приобрести имущество), такие торги признаются несостоявшимися.

    В соответствии с п. 2.1 Приказа N 347 Росимущество уведомляет судебного пристава-исполнителя в срок не позднее одного дня с момента признания торгов несостоявшимися.

    Исходя из норм законодательства, регулирующего порядок дальнейших действий пристава, необходимо понимать, что в случае признания торгов несостоявшимися основной причиной невозможности реализации имущества законодатель считает завышенную стоимость реализуемого имущества должника.

    Следовательно, судебный пристав-исполнитель обязан в день уведомления принять постановление о снижении цены. На основании ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в день получения уведомления от Росимущества о признании торгов несостоявшимися выносит постановление о снижении начальной продажной стоимости имущества на 15%. Необходимо отметить, что меры, направленные на снижение начальной продажной стоимости имущества, не всегда дают результат. Нередко реализуемое имущество представляет собой оборудование, предназначенное для производства техники или товаров узкой специализации, или какие-либо запчасти для такого оборудования.

    Таким образом, публикации в различных общедоступных источниках информации недостаточно для эффективной реализации имущества. Кроме того, потенциальными клиентами на приобретение имущества являются прежде всего компании, которые занимаются профильной деятельностью, исходя из специфики имущества. Следовательно, целесообразно наделить реализаторов правом направлять прямые предложения к участию в открытых торгах профильным компаниям, которые могут быть заинтересованы в приобретении нереализованного имущества должника.

    Для имущества широкого профиля возможно также принимать дополнительные меры, направленные на его продажу: например, законодательно наделить реализатора имущества правом привлекать риелторов или иных продавцов для оперативного поиска покупателей, что позволит повысить вероятность реализации продаваемого имущества. Для реализации автотранспортных средств возможно использовать крупнейшие публичные интернет-ресурсы, специализирующиеся на продаже автомобилей, или направлять предложения в местные компании по продаже автотранспортных средств, бывших в употреблении.

    В соответствии с ч. 1 ст. 92 Закона об исполнительном производстве организатор торгов обязан "не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися" назначить дату повторных торгов. Таким образом, получается, что реализатору предоставляется 20 дней для назначения даты проведения повторных торгов, что может необоснованно затянуть процесс реализации арестованного имущества должника. Следовательно, в настоящее время требуется оптимизация данного срока, которая может быть осуществлена введением дополнительных правовых норм в нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации имущества должников, прежде всего в Закон об исполнительном производстве. Данный срок может быть сокращен путем установления обязанности судебного пристава назначать дату повторных торгов незамедлительно по истечении десятидневного срока, предусмотренного на обжалование торгов.

    Все вышеуказанные проблемы, связанные с длительными сроками реализации арестованного имущества должников, являются важнейшими проблемами исполнения судебных актов в целом, в связи с чем обусловлена необходимость создания дополнительных способов скорейшей реализации имущества должника с целью сокращения сроков исполнения судебных актов и повышения действенности исполнительного производства.

    Для повышения эффективности следует разработать более короткие схемы реализации имущества должника, в том числе обратиться к опыту других стран.

    Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в рамках порядка и сроков проведения комиссионной продажи имущества, а также публичных торгов с целью сокращения сроков реализации имущества должников. Опыт иностранных государств может быть также использован в современной российской практике. Принятие мер по сокращению сроков позволит соответственно ускорить процесс исполнения судебных актов в Российской Федерации в целом.

    Список литературы

    1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения: 2-е изд., испр. М.: Статут, 1999.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    3. Кодекс об исполнительном производстве Финляндской Республики N 705/2007.
    4. Медведев В.В. Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных Штатов Америки // Практика исполнительного производства. 2013. N 4.
    5. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федер. закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    6. Об исполнительном производстве: Федер. закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    7. Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 07.02.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    8. Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество: Приказ ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 (ред. от 15.09.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    9. О направлении разъяснений по вопросам, связанным с размещением информации о проведении торгов по реализации арестованного и (или) заложенного имущества: письмо ФАС России от 03.10.2014 N АК/40175/14 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    10. О принудительном исполнении судебных актов: Закон Республики Армения от 05.05.1998 N ЗР-221.
    11. О службе по обеспечению принудительного исполнения судебных актов: Закон Республики Армения от 08.10.2001 N ЗР-224.

    References

    1. Braginskij M.I., Vitrjanskij V.V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaja: obshhie polozhenija: 2-e izd., ispr. M.: Statut, 1999.
    2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaya): Feder. zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 22.10.2014) // Dostup iz SPS "KonsultantPljus".
    3. Kodeks ob ispolnitel"nom proizvodstve Finljandskoj Respubliki N 705/2007.
    4. Medvedev V.V. Sravnitel"nyj analiz sistem prinuditel"nogo ispolnenija Rossii i Soedinennyh Shtatov Ameriki // Praktika ispolnitel"nogo proizvodstva. 2013. N 4.
    5. Ob ipoteke (zaloge nedvizhimosti): Feder. zakon ot 16.07.1998 N 102-FZ (red. ot 21.07.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    6. Ob ispolnitel"nom proizvodstve: Feder. zakon ot 02.10.2007 N 229-FZ (red. ot 08.03.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    7. Ob opredelenii oficial"nogo sajta Rossijskoj Federacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" dlja razmeshhenija informacii o provedenii torgov i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel"stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 10.09.2012 N 909 (red. ot 07.02.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    8. Ob utverzhdenii Porjadka vzaimodejstvija Federal"noj sluzhby sudebnyh pristavov i Federal"nogo agentstva po upravleniju gosudarstvennym imushhestvom po voprosam organizacii prodazhi imushhestva, arestovannogo vo ispolnenie sudebnyh reshenij ili aktov organov, kotorym predostavleno pravo prinimat" reshenija ob obrashhenii vzyskanija na imushhestvo: Prikaz FSSP Rossii N 347, Rosimushhestva N 149 ot 25.07.2008 (red. ot 15.09.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    9. O napravlenii raz"jasnenij po voprosam, svjazannym s razmeshheniem informacii o provedenii torgov po realizacii arestovannogo i (ili) zalozhennogo imushhestva: pis"mo FAS Rossii ot 03.10.2014 N AK/40175/14 // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    10. O prinuditel"nom ispolnenii sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 05.05.1998 N ZR-221.
    11. O sluzhbe po obespecheniju prinuditel"nogo ispolnenija sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 08.10.2001 N ZR-224.
    12. URL: http://pda.fssprus.ru/inter_razdel25/.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.



Просмотров