Избирательное право в российской федерации является. Основы избирательного права российской федерации

Демократический характер и республиканская форма правления Российской Федерации определяют важное место избирательных процедур в организации системы публичной власти. Разумеется, конституционное право не могло обойти стороной такой важный элемент государственного строительства РФ, как выборное формирование органов государственной власти и местного самоуправления, чему посвятило целый блок правовых норм, объединенных в подотрасль конституционного права – избирательное право.

Рассмотрение основ избирательного права РФ необходимо начать с определения его основных понятий: собственно, избирательное право, избирательный процесс и избирательная система, а также их соотношения. Стоит отметить, что для избирательного права и системы характерно наличие разных определений в зависимости от вкладываемого в эти понятия смысла.

Так, избирательное право может пониматься в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле избирательное право – подотрасль российского конституционного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере подготовки, проведения, подведения итогов обнародования результатов избирательных процедур, а также смежных с ними общественных отношений. Иными словами, избирательное право как подотрасль российского права занимается регламентацией двух высших форм непосредственного выражения власти многонационального народа в РФ – выборов и референдумов.

В субъективном смысле избирательное право понимается как принадлежащий определенному кругу лиц комплекс прав, позволяющих принимать участие в выборах и референдуме. Классически данная категория подразделяется на активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным). Однако необходимо учитывать, что эти две категории не охватывают весь спектр отношений участия в избирательных процедурах, как-то: предвыборная агитация, участие в работе избирательных комиссий, наблюдение за ходом проведения выборов и т.д. Разумеется, установление и гарантирование избирательного права в субъективном смысле является институтом избирательного права в объективном смысле, т.е. как подотрасли российского права.

Под избирательным процессом понимается хронологически систематизированная совокупность действий управомоченных органов и лиц, связанных с подготовкой, проведением и подведением итогов выборов и референдумов. Таким образом, избирательный процесс в многообразии его стадий является основным, но не единственным институтом избирательного права, оставляя место для определения основных терминов избирательного права, избирательно-правовых споров и так далее.

Наконец, избирательную систему также можно понимать в двух смыслах – в широком и узком. В широком смысле она означает совокупность правовых норм, регламентирующих организацию и порядок проведения выборов, что в целом можно считать тождественным понятию избирательного права как подотрасли российского права. Гораздо более интересным (в том числе для целей данного учебного пособия) представляется определение избирательной системы в узком смысле слова. Под ней понимается совокупность методов и приемов подсчета результатов голосования и определение на основании его победителя в избирательной кампании. В зависимости от того, какие именно используются способы и методы, избирательные системы бывают пропорциональными, избирательными и смешанными, Речь об их ключевых отличиях будет идти дальше в рамках данного параграфа.

Разумеется, правовые нормы любой отрасли или подотрасли российского права находят свое выражение в определенных нормативно-правовых актах, являющихся ее источниками. Не вдаваясь подробно в систему источников избирательного права, стоит подразделить законы-источники избирательного права на три группы. Первая – законы, регламентирующие избирательное право в целом. К ним относится Конституция РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» на федеральном уровне, и, например, Избирательный кодекс Приморского края на уровне соответствующего субъекта РФ.

Ко второй группе относятся законы, регламентирующие проведение отдельных выборных процедур. Такими законами являются Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в РФ», Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ», Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Третья группа образована законами, имеющими иной объект правового регулирования, однако для целей регулирования этих общественных отношений устанавливающие отдельные нормы избирательного права. К таковым законам можно отнести Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые несколько конкретизируют общие положения избирательного права для целей проведения выборных процедур в органы государственной власти и органы местного самоуправления на уровне субъектов РФ и муниципальных образований соответственно.

Как и любая относительно крупная система правовых норм, избирательное право обладает определенными принципами. Они выступают стержнем избирательного права как отрасли права, одновременно выступая ключевыми характеристиками избирательного права как субъективного права. В законодательстве РФ наиболее полно они освещены в статье 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», и их целесообразно разделить на две большие группы:

1. Принципы участия граждан в выборах (определяют возможность и порядок участия граждан в выборных процедурах):

Всеобщее избирательное право. Этот принцип, провозглашенный наравне с равным избирательным правом и тайным голосованием еще во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, призван обеспечивать максимально широкое участие населения государства в избирательных процедурах. Он означает, что к голосованию на выборах и референдумах в соответствии с законодательством государства должны быть допущены все люди, которые могут участвовать в выборах заинтересованно и осознанно. Именно поэтому в выборах участвуют не все категории населения. Так, в РФ не имеют активного и пассивного избирательного права лица, не достигшие 18-летнего возраста, и недееспособные граждане, поскольку осознанность их политического выбора вызывает определенные сомнения; лица, не являющиеся гражданами РФ, поскольку определенные сомнения вызывает их заинтересованность в определении политического пути развития в РФ; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, поскольку организовать волеизъявление граждан, находящихся в исправительных колониях, при этом соблюсти требования общественной и личной безопасности представляется крайне затруднительным, и т.д. Также необходимо подчеркнуть, что не все категории граждан, имеющие право избирать, обладают правом быть избранным – на некоторых выборах РФ предъявляются повышенные требования к возрастному цензу (кандидат в Президенты РФ – 35 лет; кандидат в депутаты Государственной Думы РФ – 21 год), цензу оседлости (Президент РФ – постоянное проживание на территории РФ в течение 10 лет) и ряд других требований;

Равное избирательное право. Указанный принцип означает, что вне зависимости от пола, возраста, социальной, этнической или религиозной принадлежности все принимающие участие в выборах лица обладают равным набором прав и обязанностей. Так, все избиратели на выборах в РФ имеют один голос, равный голосу любого другого избирателя; кандидаты имеют равные права на участие в предвыборной агитации; права наблюдателей от политических партий и от иных общественных организаций равны и т.д. Тем не менее, из этого принципа имеются определенные исключения. Например, для финансирования избирательной кампании кандидатов создаются избирательные фонды, при этом законодательно установлен только верхний предел их размера, а конкретный размер определяется кандидатом индивидуально, в зависимости от имеющихся у него финансовых возможностей;

Прямое избирательное право. Данный принцип декларирует то, что органы государственной власти и местного самоуправления в РФ формируются гражданами на выборах лично и непосредственно, без создания коллегий выборщиков и иных структур, опосредующих народное волеизъявление. Также в РФ не допускается голосование за граждан, каждый избиратель должен в установленном порядке осуществить свое волеизъявление лично;

Тайное голосование. В РФ избирателям обеспечивается тайна их выбора, что позволяет избежать влияния на волеизъявление граждан или контроля за ним со стороны иных лиц. Реализация этого принципа в РФ обеспечивается анонимностью избирательных бюллетеней и наличием закрытых помещений для голосования, в которых невозможно осуществить наблюдение за волеизъявлением гражданина;

Свободное и добровольное голосование. Право избирать и быть избранным – именно право, а не обязанность, поэтому никто не может быть принужден к реализации своего избирательного права. Стоит отметить, что грамотная реализация данного принципа позволяет повысить количество избирателей, заинтересованных в совершении осознанного политического выбора, относительно общего их числа, тем самым укрепить общественную поддержку выборного органа и выборов как института демократического общества;

2. Принципы организации и проведения выборов (определяют ключевые характеристики выборных процедур в РФ):

Периодичность выборов. Поскольку РФ является республикой, одним из принципов устройства ее государственной власти является необходимость ее ротации путем проведения периодических выборных процедур по истечении срока полномочий предыдущего созыва органа или должностного лица;

Обязательность выборов.

Данный принцип тесно связан с предыдущим и предусматривает невозможность отмены или переноса выборов решением органа государственной власти или должностного лица. Выборы в РФ назначаются органами или должностными лицами государственной власти РФ, при этом обычно перекрестно (выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, а выборы Государственной Думы – Президент и т.д.). Если уполномоченное лицо в установленный законом срок не назначает соответствующие выборы, то выборы назначает избирательная комиссия соответствующего уровня, а соответствующий орган или должностное лицо привлекается к конституционно-правовой ответственности вплоть до отставки или роспуска. Если же и избирательная комиссия не может назначить выборы (например, по причине неправомочности состава), то она подлежит расформированию, а выборы назначаются по решению соответствующего суда;

Альтернативность выборов. Проведение выборов в демократических государствах бессмысленно при отсутствии альтернативных друг другу кандидатур (в таком случае выборы превращаются в формальную псевдодемократическую процедуру легализации властных полномочий соответствующего лица). Поэтому в РФ при невозможности обеспечить на выборах любого уровня наличие двух кандидатов или партийных списков они признаются несостоявшимися и инициируется повторная процедура подготовки выборов;

Гласность выборов. Принцип демократизма, помимо максимального вовлечения граждан РФ в избирательные процедуры, предполагает также открытость данных о процедуре подготовке и проведения выборов, освещение этих мероприятий в СМИ и других источниках информации, опубликование результатов выборов и референдумов. Вся информация о выборных процедурах размещается на Интернет-сайтах избирательных комиссий соответствующего уровня, а сама процедура проведения федеральных выборов с 2012 года транслируется в сети Интернет посредством использования вебкамер, объединенных в систему WebВыборы. Тем не менее, использование вебкамер и иных способов реализации принципа гласности не должно нарушать требования ранее обозначенного принципа тайного голосования.

Независимость избирательных комиссий. Для подготовки и проведения выборов в РФ создаются специальные органы – избирательные комиссии, которые, являясь органами публичной власти, не входят в систему органов государственной власти или органов местного самоуправления. Указанное положение позволяет осуществлять им свою деятельность самостоятельно и независимо. Кроме того, избирательные комиссии могут быть расформированы только на основании судебного решения, что дополнительно защищает их от действий органов государственной власти.

Все выборные процедуры в РФ можно разделить на три уровня: федеральный, субъекта РФ и местный. На каждом из них происходит формирование своих органов публичного управления, которые представлены ниже в таблице.

Таблица 1. Виды органов, формируемых на различных уровнях выборов в РФ

Аналогично ситуация обстоит и с референдумами – они делятся на референдум РФ, референдум субъекта РФ и местный референдум (референдум муниципального образования). Несмотря на то, что референдум – голосование граждан по важнейшим вопросам территории, на которой проводится референдум, и здесь имеются очевидные отличия от понятия выборов, процедура его проведения во многом совпадает с процедурой проведения выборов соответствующего уровня.

Организация и проведение выборов, как уже было отмечено ранее, в РФ охватываются понятием «избирательный процесс». Хронологически и функционально он подразделяется на несколько стадий, имеющих самостоятельное значение в рамках выборных процедур и приведенных ниже:

1. Назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов;

2. Образование избирательных округов, избирательных участков;

3. Составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации избирателей;

4. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов);

5. Регистрация кандидатов (списков кандидатов);

6. Предвыборная агитация и информационное обеспечение выборов;

9. Установление результатов выборов и их официальное опубликование.

Разумеется, весь избирательный процесс не имеет смысл без преобразования результатов голосования в результат выборов, которое производится с помощью применения той или иной избирательной системы (в ранее упомянутом узком смысле этого понятия). Всего в науке выделяется три разновидности избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система – это такая система, при которой победившим считается кандидат, набравший законодательно установленное большинство голосов. Виды мажоритарной избирательной системы зависят от разновидности требуемого большинства:

Система простого (относительного) большинства – при ней победитель должен просто опередить своих конкурентов в избирательной кампании, количество набранных голосов и отрыв от преследователей значения не имеют;

Система абсолютного большинства – для победы кандидат должен набрать 50% голосов + 1 голос от числа проголосовавших избирателей;

Система квалифицированного большинства – для победы кандидат должен набрать установленное законодательно большинство голосов, которое превышает ½ (2/3, ¾ и т.д.)

В Российской Федерации в настоящее время применяются: первая система на выборах высших должностных лиц субъектов РФ; вторая – на выборах Президента РФ.

Пропорциональная избирательная система – избирательная система, при которой мандаты в коллегиальном органе государственной власти распределяются между списками кандидатов пропорционально набранному ими количеству голосов. В общем виде, количество полученных мандатов в коллегиальном органе будет вычисляться по формуле:

М = Г(%) / (100/Н), где

М – количество полученных списком кандидатов мандатов.

Г(%) – количество набранных списком кандидатов голосов избирателей в процентах;

Н – количество мандатов, подлежащих распределению в коллегиальном органе государственной власти.

То есть политическая партия X, набравшая 35% голосов, получит 7 мандатов в коллегиальном органе, где распределению подлежат 20 мест, поскольку 35/(100/20)=35/5=7. Разумеется, представленная формула имеет общий вид и не учитывает особенностей распределения оставшихся мандатов (в случае, если отдельные списки кандидатов не набрали квоты прохождения в орган государственной власти (100/Н или 5 процентов в нашем случае), оставшиеся после первичного распределения мандаты добавляются тем спискам, которые преодолели указанную квоту).

В научных кругах пропорциональная система обычно не разделяется на виды, однако нельзя игнорировать использование избирательной системы с установленной квотой прохождения. Так, в 2011 году, на выборах депутатов Государственной Думы РФ шестого созыва применялась пропорциональная избирательная система, при которой партии, набравшие менее 5 процентов голосов, не допускались к распределению голосов; от 5 до 6 – получали один мандат в Государственной Думе; от 6 до 7 – два мандата; от 7 и выше – допускались к распределению мандатов по вышеприведенной формуле.

Стоит сразу отметить, что поскольку Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, поэтому при отсутствии установленной законодательно квоты прохождения, при чистой пропорциональной системе представительство там получала бы политическая партия, набравшая 0,222 процента голосов. Такое законодательное завышение порога прохождения, с одной стороны, позволяет проходить в Государственную Думу РФ известным только широкому кругу избирателей и пользующимся соответствующей электоральной поддержкой политическим силам. С другой стороны, очевидно, что подобная система очевидна именно крупным политическим партиям, позволяя им не допускать представительства более мелких игроков на политической арене.

И, наконец, третий вид избирательной системы – смешанная избирательная система, в которой для формирования органов власти используются элементы и пропорциональной, и мажоритарной избирательных систем. Ярким примером такой системы являются механизмы формирования Государственной Думы второго, третьего, четвертого созывов и будущего, седьмого созыва Государственной Думы РФ, который будет избираться в 2016 год, когда 225 депутатов избирается по одномандатным округам, образованным на всей территории РФ, а 225 депутатов – по партийным спискам в рамках единого федерального округа, территорией которого является вся территория РФ.

На уровне субъектов РФ для формирования законодательного органа государственной власти РФ установлено требование об избрании не менее 25 процентов от установленного числа депутатов законодательного органа по пропорциональной системе. Таким образом, парламенты субъектов РФ могут формироваться либо по пропорциональной, либо по смешанной системе. Разумеется, для формирования единоличных органов государственной власти и местного самоуправления в силу своей специфики подходит только мажоритарная избирательная система, при том в субъектах РФ и муниципальных образованиях в таких случаях применяется мажоритарная система относительного большинства.

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

А) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(см. текст в предыдущей редакции)

А.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

В) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(см. текст в предыдущей редакции)

Г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а" , "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом , конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Стр.

I. Введение………………………………………………………………… 2

II. Избирательное право:

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3

2. Избирательная система и избирательное право……………………… 4

3. Принципы избирательного права………………………………………6

4. Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9

III. Реализация избирательного права:

1. Законодательство о выборах……………………………………………10

2. Порядок проведения выборов…………………………………………. 11

3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13

IV. Заключение……………………………………………………………… 14

V. Список литературы……………………………………………………… 15

I . ВВЕДЕНИЕ.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако

ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К этому стремится и Россия.

Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.

Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.

1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды .

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.

Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч.3 ст.3).

Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).

Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.

2. Избирательная система и избирательное право .

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин «избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства

Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения – карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.

«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное избирательное право – это гарантированная государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).

Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:

Президента РФ;

Депутатов Государственной Думы;

Глав администраций субъектов РФ;

Депутатов законодательных органов субъектов РФ;

Органов местного самоуправления.

Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.

3. Принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.

Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы – 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта 2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не голосовали вообще, либо проголосовали против.

Граждане РФ наделены большим количеством прав в отношении выбора органов власти, формирования состава структур местного самоуправления и даже внесения изменений в Конституцию страны. С точки зрения содержания законов, регулирующих выборы в России, наша страна - одна из наиболее демократических в мире. Конечно, нам далеко до Швейцарии с ее прямой демократией, но государство дает россиянам все ресурсы для полноценного народного управления страной.

Что такое избирательное право

Избирательное право - это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата. В обоих значениях избирательное право может касаться, к примеру, выборов в Госдуму, выборов президента России, региональных и муниципальных руководителей.

Трактовка термина «избирательное право», связанная с участием граждан в выборах, подразумевает пассивный его вид и активный. Первый - это когда человек становится кандидатом на некую управленческую или политическую должность. Второй - когда выбирает сам. Иногда подобную классификацию называют делением на когда человек выбирает кого-то, и субъективное, когда он становится кандидатом. Ключевой признак любого права - наличие ограничений для одних лиц и отсутствие таковых для других. Так и в случае с избирательным правом: не все граждане и не все лица, имеющие физический доступ к выборам, наделены возможностью голосовать или быть кандидатами.

Основы избирательного права в России

Главы муниципальных образований, субъектов федерации, депутаты советов и Госдумы, мэры, президент России - все они выбираются (если какие-либо федеральные и региональные законы при отсутствии противоречий с другими актами не допускают иного) гражданами на основе всеобщих, равных и свободных выборов при соблюдении тайны голосования. Избирательное право в РФ базируется на специфическом законодательстве, которое подразделяют на несколько уровней. Это федеральные законы (ФЗ) об избирательном праве, региональные и муниципальные акты.

Выборы в России всеобщие, то есть любой гражданин наделен правом избирать и быть избранным. Некоторый ценз есть, но он имеет вполне разумную основу: голосовать (то есть использовать активное или субъективное избирательное право) могут только совершеннолетние граждане (старше 18 лет), быть кандидатами (использовать пассивное или объективное право) - лица, которым исполнился 21 год. Законами не разрешается голосовать и быть избранными гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными, а также отбывающим наказание в местах лишения свободы. Всеобщность права в России означает, что гражданин, которому компетентные органы отказали в допуске к выборам, может обжаловать это в суде и рассчитывать на получение ответа не позднее, чем через два дня.

Главные источники избирательного права в России

Избирательное право - это явление, опирающееся на законы. Ключевыми для России являются следующие. Во-первых, это Конституция РФ, главный закон страны. Во-вторых, это ФЗ «О референдуме», регулирующий механизмы общенационального волеизъявления по вопросам, связанным со статусом всей страны. В-третьих, это федеральные законы, которые регламентируют выборы в органы власти, а также разъясняют ключевые положения избирательного права граждан России. В числе таковых федеральный закон «О выборах Президента», «Об обеспечении РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В-четвертых, к источникам избирательного права в России относятся локальные акты исполнительных лиц, возглавляющих региональные органы власти и муниципалитеты. Иногда реализация избирательного права становится прерогативой Госдумы и Центризбиркома, которые при необходимости выносят актуальные постановления.

Избирательные права россиян

Гарантии избирательных прав граждан в современных государствах приобретают характер системы, подконтрольной ряду специфических законов. Они определяют порядок, в соответствии с которым происходит выбор должностных лиц либо политических организаций для представительства интересов граждан в различных органах власти. Есть отдельный закон, регулирующий эти демократические процедуры - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В числе важнейших, практически значимых и нужных гражданам гарантий юристы отмечают следующие. Во-первых, это политические гарантии. Они связаны с многообразием идеологий, равенством людей, объединенных общностью интересов перед законом, свободой агитации, привлечением независимых наблюдателей. Во-вторых, это материальные гарантии избирательных прав: расходы на проведение выборов разных уровней возлагаются на бюджет страны, региона или муниципалитета. В-третьих, это собственно правовые гарантии, призванные обеспечить легитимность выборов. Граждане в соответствии с этими гарантиями могут обжаловать действия разных должностных лиц, участвующих в организации голосования и подсчетах результатов.

в России

Избирательное право - это своего рода механизм. Устойчивость его работы предполагает следование некоторым стандартам. В числе таковых, например, формат избирательных систем. В России их два - мажоритарный и пропорциональный. В рамках первого выборы проводятся по одномандатным либо многомандатным округам. Итоги голосования подсчитываются, исходя из большинства голосов, отданных за кандидата или кандидатов. Может применяться правило абсолютного большинства, когда для победы кандидату нужно набрать более 50% голосов, или относительного, когда выигрывает тот, кто получает хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат - это когда избиратели голосуют за списки кандидатов, формируемые политическими объединениями (партиями или блоками). характерна для выборов президента России, глав субъектов федерации, мэров. Пропорциональный формат применяется при выборах в Госдуму или локальные представительные органы власти. Однако в некоторых регионах есть прецеденты избрания депутатов в органы местного самоуправления и по мажоритарной системе.

Конкретные форматы избирательных систем устанавливаются законами разного уровня. Если речь идет о выборах президента или депутатов Госдумы, то здесь применяются нормы федерального уровня. В свою очередь при выборах, проводимых в субъектах РФ, в муниципалитетах на первый план выходят локальные нормы законодательства, но только в том случае, если они не противоречат федеральным законам и Конституции страны. Любые законы, касающиеся регулирования процедур проведения выборов, должны соответствовать ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», о котором говорилось выше.

Кто и как меняет Конституцию

Как было сказано выше, Конституция РФ - это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

Например, если более 60% голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект. И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проголосовало более половины граждан, а явка превысила 50%. Избирательное право в РФ - это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

Другой пример - рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Выборы в Госдуму

Российская система избирательного права подразумевает несколько разных Один них - избрание депутатов нижней палаты Парламента России (Государственной Думы). Эта процедура регулируется ФЗ «О выборах депутатов». Согласно данному акту, депутаты Госдумы избираются гражданами при соблюдении тайного голосования. В нижнюю палату Парламента всегда избирается 450 депутатов. Выбор происходит на федеральном уровне пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий. То есть нельзя проголосовать за конкретного человека, а только за политическое объединение, в котором он зарегистрирован. Получив такой-то процент голосов, партия получает пропорциональное от числа 450 количество мест в Госдуме.

Выбирать депутатов могут граждане России, которым исполнилось 18 лет. Также совершеннолетние россияне могут участвовать в формировании партийных списков кандидатов, агитировать, наблюдать за тем, как идут выборы, как работают избиркомы (в том числе осуществляя контроль над подсчетом результатов). Граждане, которым исполнился 21 год, могут сами попробовать себя в качестве кандидатов на выборах в Госдуму.

Выборы депутатов нижней палаты Парламента назначаются президентом страны. Глава государства должен дать добро не позднее, чем за 90 дней до даты голосования (первое воскресенье того месяца, когда истек срок полномочий Госдумы текущего созыва).

Важнейшую, если не ключевую роль в выборах депутатов Госдумы играют избирательные комиссии. Они реализуют ход голосования на локальных участках - в городах и селах. При выборах в Госдуму любая партия может привлекать в избиркомы своих представителей. Их трое: член комиссии с правом решающего голоса, лицо, уполномоченное давать совещательный голос, наблюдатель. Каждый из них наделен определенным кругом функций. Права члена избирательной комиссии закреплены законом. Посмотрим, что может, к примеру, наблюдатель. Во-первых, он следит за корректностью подсчета голосов. Во-вторых, он вправе рассматривать бюллетени на предмет их целостности, правильности отметок «за» или «против». Он может наблюдать за корректностью составления протокола, отражающего итоги голосования, знакомиться с другими документами, относящимися к выборам.

Что такое прямая демократия

Есть такое явление - прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в (в том числе на Руси в виде народного вече).

Сейчас прямая демократия встречается разве что на уровне небольших коллективов (скажем, при выборе старосты в университетской группе). Есть элементы прямого народного правления и в некоторых муниципалитетах, например, в израильских кибуцах, в швейцарских кантонах (плюс в рамках проходящих в Швейцарии национальных референдумов).

Пример прямой демократии в Швейцарии

Рассмотрим швейцарскую модель прямой демократии. Вот пример, когда гарантированное институтами прямой демократии избирательное право - это инструмент влияния на национальную политику. Недавно в стране проводился референдум, где решался вопрос об ужесточении иммиграционной политики. За то, чтобы принять более строгие законы, проголосовало 78,8% швейцарцев. В итоге осенью 2015 года потенциальным мигрантам будет сложнее натурализоваться в этой европейской стране: будут, например, созданы особые лагеря для проверки личностей беженцев. по признанию ряда аналитиков, показал остальному миру, насколько эффективна и близка народу, его настроениям прямая демократия, а также то, насколько широкими могут быть избирательные права граждан.

История швейцарского народовластия, как считает большинство историков, берет отсчет с XVI века. Тогда появились органы самоуправления под названием «ландсгемайнде», контролировавшие жизнь местных общин. Право голоса имели только мужчины, обладающие правом носить с собой оружие. Следующий шаг к появлению прямой швейцарской демократии - первый референдум, состоявшийся в мае 1802 года. Тогда была утверждена конституция Гельветической республики.

Сейчас любой гражданин Швейцарии может, во-первых, голосовать, а во-вторых - инициировать общенациональное обсуждение того или иного законопроекта, внесение изменений в текущие акты, кодексы или даже Конституцию страны. Правда, понадобится собрать немалое количество подписей для того, чтобы инициатива была зарегистрирована. Конкретное их количество зависит от типов референдума. В Швейцарии их два - факультативный (для него нужно 50 тысяч подписей) и обязательный (100 000 подписей).

Такое различие объясняется просто: факультативный референдум - это обычно процесс против принятого парламентским путем закона, то есть для инициирования факультативного референдума должны возникнуть определенные условия, а обязательный референдум - это процесс «с чистого листа», для которого соблюдения особых условий не требуется.

Выборы президента России

Россия, как считают многие эксперты - президентская республика. То есть должность главы государства здесь не номинальна (как, например, в ФРГ), президент де-юре и де-факто сосредотачивает в своих руках огромные властные полномочия, и потому российское избирательное право наделяет процедуру выбора главы государства рядом особых признаков, отличающих данный процесс от избрания, скажем, депутатов Госдумы.

Закон о выборах гласит, что президентом России не может стать гражданин моложе 35 лет (в случае с выборами в Госдуму возрастной ценз - 21 год). Это обусловлено особой ролью и высокой ответственностью избираемого главы государства. Также кандидат на должность президента России должен не менее десяти лет прожить в своей стране. Касательно этого ценза есть две трактовки. Одни юристы уверены, что десять лет проживания можно получить, суммируя разные периоды нахождения в России. Другие полагают, что надо жить непрерывно.

Если на выборах в Госдуму одна и та же партия может занимать хоть все 450 мест сколько угодно раз подряд, то президентом России можно стать только два раза кряду. Есть мнение, что ограниченное количество переизбраний главы государства может воспрепятствовать авторитаризму. Смена личностей на должности президента, как полагают некоторые политологи, - условие мирного, законного поведения оппозиции, у которой всегда есть шанс выставить на выборах своего кандидата и победить. В противном случае оппозиция может устроить государственный переворот. Конституция России позволяет одному и тому же человеку занимать президентский пост трижды, четырежды и большее количество раз, но только не дважды подряд.

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Выборы главы государства в России могут быть признаны несостоявшимися в нескольких случаях. Во-первых, если на участки пришло менее половины от избирателей. Во-вторых, если Центризбирком выявил большой процент нарушений при подсчете голосов. В-третьих, выборы аннулируются, если более чем на 25% участков итоги голосования недействительны.

Президент России может быть избран в первом туре, если наберет более 50% голосов избирателей. Если этого не происходит, то назначается второй тур, в котором достаточно набрать простое большинство голосов.



Просмотров