Образование военно политического блока нато. Что такое нато: история, организация, функции

Организация, скрепленная Североатлантическим договором (сокращенно НАТО), которая также имеет называние Североатлантического альянса, является межправительственным военным союзом. НАТО, состав которой насчитывает 28 государств, граничащих с северной частью Атлантического океана (а именно Канада, США, Турция и большинство членов Европейского Союза), была создана с целью защиты своих свобод. В своем договоре, подписанном в Вашингтоне 4 апреля 1949 г. и обосновывающим, что такое НАТО, обозначено, что вооруженное нападение на одного из участников альянса должно рассматриваться как нападение на всех.

Североатлантический альянс выступает за верховенство закона, демократию, свободу личности, мирное разрешение споров и занимается продвижением таких ценностей в евроатлантическом регионе. Штаб-квартира находится в Брюсселе, Бельгия.

Итак, что такое НАТО? Это форум, в рамках которого страны Европы и Северной Америки имеют возможность консультироваться друг с другом по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес, и принимать совместные меры для решения этих вопросов. В последние годы цель НАТО расширилась и теперь включает защиту от оружия массового поражения, терроризма и кибератак. Борьба с терроризмом была включена в приоритетные цели альянса после террористической атаки на Всемирный торговый центр в сентябре 2001 г., которая считается нападением на Соединенные Штаты.

Чтобы лучше понять, что такое НАТО, обратимся к истории. Военный блок был создан после того, как закончилась Вторая мировая война, в рамках Его основной целью была защита стран-членов от большого количества войск коммунистических стран. Далее история НАТО развивалась во время холодной войны, когда расширилась, чтобы предотвратить

ядерную войну. После вступления в блок Западной Германии коммунистические страны, в том числе СССР, Венгрия, Болгария, Польша, Чехословакия и Восточная Германия, сформировали альянс Варшавского договора. В ответ на это НАТО приняла политику массированного возмездия, обещая применить ядерное оружие в случае нападения.

После того как произошло падение в 1989 году, а также после распада СССР отношения НАТО и России стали базироваться на двустороннем сотрудничестве. В 2002 году произошло создание Совета Россия-НАТО, чтобы регулировать общие вопросы безопасности. Наивысшим приоритетом альянса

стала миссия в Афганистане. Для успеха миротворческой миссии организация даже попросила помощи у своего главного конкурента - России.

На протяжении многих лет существования НАТО стала сильнее и укрепила связи между членами. Сам договор послужил основой и моделью для других международных безопасности. Сегодня на вопрос, что такое НАТО, можно с уверенностью ответить: это один из самых успешных оборонительных альянсов всех времен, который в настоящее время влияет на сценарий различных мировых изменений. Наш будущий мир наполнен известными и неизвестными угрозами. НАТО может действовать как маяк в открытом море различных опасностей.

Североатлантический Альянс Allies Годы существования 1946 неизвестно Страна США, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Канада, Греция, Южная Корея и другие... Страны {{{ст … Википедия

альянс - а, м., книжн. Объединение государств, организаций и т. п. на основе договорных обязательств, общих целей и интересов. Вступить в альянс с кем л. Предвыборный альянс. Североатлантический альянс. Синонимы: ассоциа/ция, блок, коали/ция (книжн.),… … Популярный словарь русского языка

Организация Североатлантического договора Карта стран членов Членство … Википедия

Североатлантический договор блок, альянс, пакт - Североатлант ический догов ор (бл ок, аль янс, п акт) … Русский орфографический словарь

Во вселенной Command Conquer: Red Alert изначально присутствовали две фракции Североатлантический Альянс и СССР. Но после временного парадокса на военную арену встала третья сверхдержава Империя Восходяхего Солнца. В этой статье указаны… … Википедия

Барак Обама - (Barack Obama) Барак Обама это 44 й президент Соединенных Штатов Америки, первый темнокожий президент на этом посту Биография президента США Барака Обамы, в том числе его политическая карьера, деятельность в сенате штата Иллинойс и затем в Сенате … Энциклопедия инвестора

Украинский кризис: хроника противостояния в сентябре 2014 г - Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Хооп Схеффер, Яап де - Бывший генеральный секретарь НАТО Бывший генеральный секретарь НАТО (2004 2009). В 1986 2002 годах был депутатом парламента Нидерландов. В 2002 году стал министром иностранных дел Нидерландов, по совместительству с 2003 года председателем ОБСЕ.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики… … Википедия

Объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики… … Википедия

Книги

  • Миссия Североатлантический альянс , А.В. Зобнин. Книга посвящена изучению процесса формирования Атлантической составляющей внешнеполитического курса США, определяющей руководящую роль Соединенных Штатов в создании и эволюции исполнительных…
  • Миссия "Североатлантический альянс" , А.В. Зобнин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга посвящена изучению процесса формирования Атлантической составляющей внешнеполитического курса…

Краткое содержание: НАТО: история возникновения, участники. Североатлантический совет - высшая политическая инстанция НАТО. Расширение НАТО в 1990-2000-е годы. Интервенции НАТО на Балканах. Россия и НАТО: соглашение 1997 года, создание органа «Совет России - НАТО».

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление : об истории возникновения НАТО, участниках блока.

Знать: истинные цели данного политического блока, роль США

Уметь: Оценить выгоду России от нормальных отношений России и НАТО.

История возникновения НАТО

Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс - идентичные названия крупнейшего в мире военно-политического блока, объединяющего большинство стран Европы, США и Канаду. Появился4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО сталиСША, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Одной из декларированных целей НАТО являлось обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении любого государства-члена НАТО или защиту от неё. Провозглашалось так же, чтогла вная цель НАТО -гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН . Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал.

Создание блока Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз был вынужден образовать в 1955 году военный блок из социалистических государств -Организацию Варшавского Договора

Несмотря на «джентльменские» договоренности между руководителями СССР и лидерами Запада о нерасширении альянса, в период с 1952 по 1982 гг. к Североатлантическому союзу присоединились еще четыре европейских государства:Греция, Турция, ФРГ, Исландия и число его членов возросло до 16 государств.

Расширение НАТО на Восток

После распада СССР и Варшавского договора в НАТО12 марта 1999 г . вступили нынешниеВенгрия, Польша, Чешская Республика .

В 2004 году НАТО расширяет свой состав уже и за счет государств, являвшихся бывшими советскими республиками: Латвии, Литвы, Эстонии , а также таких государств какБолгария, Румыния, Словакия и Словения.

В 2009 году в НАТО были приняты Албания и Хорватия, и в настоящее время в этом блоке насчитывается28 государств.

Все эти шаги далеко не альтруистские и безобидные занятия.

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости» А.И. Солженицын справедливо отмечал: «НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-Атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».

Организационная структура высших руководящих органов НАТО

Ведущую роль в НАТО играет США, х отя формально каждая страна-член НАТО принимает полноценное участие в процессе принятия решений на равноправной основе независимо от ее размера или политической, военной и экономической мощи.

Высшим политическим органом НАТО являетсяСевероатлантический совет (Совет НАТО) , который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Сейчас эту должность занимаетАндерс Фог Расмуссен. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняетПостоянный совет НАТО , куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года сталКомитет военного планирования , собираемый дважды в год на сессии на уровне министров обороны.

Высшим военным органом НАТО являетсяВоенный комитет , состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики.Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда -американским генералом ). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий:Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском . В период между заседаниями функции Военного комитета выполняетПостоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования , проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

НАТО и угрозы национальной безопасности России

Ключевое место в достижении политического и военного превосходства США и НАТО отводится решению задач дальнейшего ослабления России. Вот как об этом говорит бывший госсекретарь США Г.Киссинджер : «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное государство».

Однако не слова высокопоставленных политиков, а практические действия США и НАТО обусловливают первоочередную важность задачи обеспечения национальной безопасности нашей страны. В целом, угрозы национальной безопасности России проявляются в сферахэкономики, социально-политической, военной, международной, научной, информационной, пограничной и экологической. При этом руководство США рассматривает НАТО как один из основных инструментов защиты американских интересов в остальном мире.

С этой целью последние годы активно проводится модернизация вооруженных сил НАТО. При этом всё более очевидной становится неадекватность имеющихся сил и средств альянса реальным угрозам безопасности. Накопленный блоком совокупный военный потенциал уже сегодня во много раз превышает потребности для проведения антитеррористических операций или противодействия распространению оружие массового уничтожения (ОМУ).

Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) - военно-политический союз европейских государств, США и Канады, созданный 4 апреля 1949 года подписанием в Вашингтоне Североатлантического договора.

Учредителями и первоначальными членами НАТО были 12 государств: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

В период с 1949 года до начала 1980-х годов к Североатлантическому союзу присоединились четыре страны (Турция и Греция - в 1952 году, Германия - в 1955 году, Испания - в 1982 году).

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств.

Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

  • - выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;
  • - служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;
  • - осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств-членов НАТО;
  • - способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;
  • - содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Структура:

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах , которые состоят из членов национальных делегаций. Количество национальных делегаций соответствует числу государств-членов альянса. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Комитет военного планирования (КВП ) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО.

Министры обороны стран НАТО , которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат . Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет (ВК) отвечает за планирование и проведение коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Международный военный штаб (МВШ ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Весь послевоенный период истории Советского Союза прошёл под знаком противостояния военно-политическому блоку НАТО. Весьма непросто складывается международная обстановка и для современной России. Поэтому есть основание внимательнее проанализировать историю и современное состояние этого союза. Для Российской Федерации имеет существенное значение, какие страны входят в НАТО и какие государства имеют намерение присоединиться к этой структуре. Несмотря на неоднократные заверения современного руководства Североатлантического альянса о том, что среди своих врагов оно не видит Россию, сам факт существования этой структуры России, мягко говоря, небезразличен.

Из предыстории образования военных блоков в Европе

Важнейшей предпосылкой создания Североатлантического военного блока была международная обстановка, сложившаяся после завершения Второй мировой войны. Создание этой военно-политической структуры было обусловлено поляризацией сил и военно-промышленных потенциалов стран, разделившихся на две большие группы. Вокруг победившего в войне Советского Союза в Восточной Европе сформировался целый пояс зависимых от него стран так называемого "социалистического лагеря". Страны Западной Европы ощутили непосредственную угрозу экспансии с востока. Это поставило их перед необходимостью военно-политической интеграции для удержания сложившихся послевоенных границ и сохранения своего суверенитета.

Такая расстановка сил и даёт ответ на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. В момент его образования в организацию вошло двенадцать стран. Это были государства, не вошедшие в орбиту советского влияния. Они не испытывали желания в ней оказаться. Территориально они размещались вне зоны влияния Советского Союза. Разумеется, советская точка зрения на предысторию создания блока НАТО является диаметрально противоположной и основывается на утверждении об изначально агрессивном характере созданной в 1949 году в Брюсселе организации. Это объясняет необходимость противостояния потенциальной экспансии с запада.

Как всё начиналось

Официальной датой образования военно-политического блока считается 4 апреля 1949 года. Свою подпись в этот день под Североатлантическим договором поставили десять европейских государств, Соединённые Штаты Америки и Канада. Европейскими членами альянса со дня его основания являются: Великобритания, Бельгия, Франция, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Дания, Португалия и Италия.

Страны, входящие в НАТО, в добровольном порядке приняли на себя целый ряд международных обязательств. Прежде всего к таковым следует отнести приведение национальных вооруженных сил каждого из государств-участников к общим стандартам в вооружении и экипировке и подчинение их единому командованию.

Кроме того, страны, входящие в НАТО, договорились об объёмах военного бюджета каждого государства, выраженных в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Руководство альянса объявило о принципиальной открытости организации для вступления в неё новых членов. Важнейшим принципом существования Североатлантического военно-политического блока является обязательство, согласно которому страны НАТО расценивают агрессию против каждой из них как нападение на весь союз, со всеми вытекающими из этого положения военными решениями. В дальнейшем этот принцип доказал свою действенность. За всю историю Организации Североатлантического договора никаких непосредственных нападений на её участников зафиксировано не было. Просто не нашлось желающих проверить на прочность самую мощную военно-политическую структуру в мире.

Последствия подписания Североатлантического договора

Страны НАТО на карте мира занимают довольно значительную территорию, и расположена она в северной части Атлантики, что нашло своё отражение в наименовании альянса. В военно-политический блок в момент его образования вошли наиболее развитые в экономическом и значимые в политическом отношении государства. Создание Североатлантического альянса имело принципиальное значение для развития всей цивилизации на протяжении второй половины двадцатого века.

В 1954 году на международном совещании министров иностранных дел в Берлине советским представителем было выдвинуто предложение блоку НАТО о сотрудничестве и взаимодействии в поддержании мира и международной стабильности. Это предложение было отвергнуто. Советский Союз обоснованно расценил деятельность Североатлантического военного блока как непосредственную опасность для своего существования и был вынужден принять необходимые меры для отражения потенциальной агрессии. Они выразились в создании Организации стран Варшавского договора, противостоящей блоку НАТО по всем направлениям.

Весь последующий период европейской и мировой истории обозначается определением "холодная война". Войне этой, к счастью, не суждено было перейти в "горячую" стадию. Периоды её обострения несколько раз сменялись разрядкой напряжённости. Критической точкой холодной войны принято считать так называемый Карибский кризис в октябре 1962 года. Противостояние Советского Союза с блоком НАТО в этот момент времени достигло своей кульминации. В последующие годы шла напряжённая работа по снижению международной напряжённости. Был подписан целый ряд фундаментальных договоров, направленных на ограничение развёртывания стратегических ядерных вооружений и снижение уровня противостояния между Организацией Североатлантического альянса и странами Варшавского договора. Но даже после подписания документов о ядерном разоружении мощность совокупного ядерного потенциала обеих сторон противостояния была достаточной для того, чтобы несколько раз уничтожить всё живое на планете Земля.

Гонка вооружений

Страны НАТО противостояли государствам Варшавского договора не только на предполагаемом театре военных действий. Решающее значение в этом противостоянии имели промышленные потенциалы стран, входящих в военные блоки, и уровень производства вооружений. Принято считать, что военные расходы весьма обременительны для бюджета и требуют экономии на социальных программах. Но бурное развитие технологий производства вооружений во второй половине двадцатого века, определявшееся противостоянием двух военно-политических систем, имело и позитивное значение. Оно выражается в росте промышленного потенциала стран, участвующих в гонке вооружений. И страны, входящие в НАТО, оказались победителями в этой конкурентной борьбе. Советская экономика оказалась менее эффективной, что привело к развалу и Советского Союза, и возглавляемого им военно-политического блока стран Варшавского договора.

Вооружение стран НАТО и сегодня находится вне конкуренции по большинству тактико-технических показателей. К числу косвенных последствий гонки вооружений между Организацией Североатлантического договора и Советским Союзом следует отнести и такой феномен двадцатого века, как освоение космического пространства. Первоначально баллистические ракеты разрабатывались для доставки термоядерного заряда на другие континенты. Но сегодня космические технологии нашли самое широкое применение в различных сферах: от создания информационных коммуникационных систем до научных исследований по широкому спектру направлений.

Расширение Североатлантического альянса

Чтобы правильно ответить на вопрос о том, какие страны входят в НАТО, прежде всего, следует уточнить, о каком периоде времени идёт речь. Дело в том, что Североатлантический альянс за время своего существования пережил целых шесть этапов, после которых количество стран-участников договора увеличивалось. История доказала эффективность этого военно-политического блока. Членство в нём для его участников является привлекательным. Помимо международного престижа, оно гарантирует безопасность всем участникам договора.

Поэтому карта стран НАТО, включающая в себя большую часть Европы и два крупнейших государства Северной Америки, не является стабильной. Территория стран, входящих в Североатлантический альянс, на ней имеет устойчивую тенденцию к расширению. Особенно ярко это проявилось в начале двадцать первого века, когда на европейском континенте образовалось значительное число независимых государств, ранее входивших в состав Советского Союза и Югославии.

Процесс интеграции в структуру альянса происходит постепенно, в несколько этапов. Решение о приёме той или иной страны в члены организации принимает Совет НАТО на основе консенсуса. То есть у любой из стран-членов организации есть право заблокировать вступление в неё новых государств. Страны-участницы НАТО обязаны соответствовать целому комплексу критериев военных, организационных и экономических. Поэтому кандидатам предписывается ряд условий, которые они должны выполнить для вступления в организацию, - так называемая "Дорожная карта".

Её выполнение сопряжено со значительными трудностями и финансовыми затратами. Иногда это растягивается на долгий срок. Поэтому вопрос о том, сколько стран в НАТО, следует задавать только в привязке к конкретной исторической дате. Не следует забывать при этом о государствах, находящихся в процессе интеграции. Это означает, что скоро могут появиться новые страны НАТО. На 2014 год их насчитывается 28. И цифру эту нельзя считать окончательной.

Страны-союзники НАТО

Далеко не все государства стремятся стать полноправными членами альянса. Некоторые же просто не располагают достаточным для такого членства экономическим и военным потенциалом. Для целого ряда стран в уставе альянса предусмотрен специальный союзнический статус и программы партнёрского взаимодействия. Государства эти не следует включать в список, отвечая на вопрос о том, какие страны входят в НАТО. Полноправными членами альянса они не являются. Степень вовлечённости во взаимоотношения с НАТО для разных стран варьируется в достаточно широких пределах.

Принцип отношения с союзниками определяется названием программы - "Партнёрство ради мира". Взаимоотношения с Североатлантическим альянсом способствуют поддержанию стабильности в различных регионах. Страны НАТО и государства, включённые в программу партнёрского взаимодействия с ними, нередко выполняют совместные военные операции по пресечению разгорающихся военных конфликтов.

Территориально некоторые из членов "Партнёрства ради мира" находятся далеко за пределами Европы. Например, Туркмения, Киргизия или Таджикистан. Но сотрудничество этих стран с Организацией Североатлантического договора способствует поддержанию мира и стабильности в отдалённых регионах евразийского континента. Многие развивающиеся государства желают присоединиться к этой партнёрской программе, она выгодна для них и в экономическом, и в военном отношении.

Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось крушением коммунистических режимов в целом ряде стран Восточной Европы. Своё существование прекратила не только Организация Варшавского договора, но и возглавлявший её Советский Союз. После его распада мир вступил в новую эру существования, без раскола на противостоящие друг другу военно-политические блоки.

Казалось бы очевидным решение подумать о роспуске Североатлантического альянса, как успешно выполнившего свою историческую миссию. Однако ничего подобного не произошло. Блок НАТО, страны которого ощутили себя победителями в затяжной холодной войне, и не подумал самораспускаться. На попытку поставить этот вопрос на обсуждение следовал вполне разумный ответ: зачем ликвидировать то, во что было вложено столько средств и усилий и что доказало свою эффективность?

Важнейшим аргументом в пользу дальнейшего существования Североатлантического альянса была та роль, которую эта организация выполняет в деле поддержания европейской и мировой стабильности. Дело осложнилось ещё и тем, что довольно значительная группа стран из бывшего социалистического лагеря изъявили желание интегрироваться в структуру НАТО и стать его полноправными членами. Большинство новых государств выразили намерение встроиться в систему существующего альянса. Состав стран НАТО в несколько этапов пополнился этими вновь образовавшимися государствами.

Россия и НАТО

Российской Федерации как историческому наследнику Советского Союза была предложена особая роль в сотрудничестве с альянсом. В мае 1997 года в Париже был подписан Основополагающий акт, регламентирующий отношения России с НАТО. Согласно этому документу, альянс обязан информировать Российскую Федерацию о подготовке значимых документов, однако правом вето на принятие решений Россия не обладает. По программе "Партнёрство ради мира" наша страна принимает участие в действиях альянса в миротворческих операциях в Европе и разных странах мира. Страны-участницы НАТО вынуждены считаться с ядерным статусом Российской Федерации.

В общественно-политическом поле российского социума преобладает негативное отношение к Североатлантическому военно-политическому альянсу. Это обусловлено исторической памятью нескольких поколений советских людей, в сознании которых армии стран НАТО отчётливо идентифицировались с силами мирового зла. Образ врага формировался на протяжении многих лет и десятилетий, и ситуацию невозможно быстро изменить простыми декламациями о том, что альянс не считает своим врагом Россию. Но глядя на совокупный военно-промышленный потенциал североатлантического блока, сложно найти в мире другую, сопоставимую с ним по величине военную силу, против которой развёрнута эта мощь. Поэтому у Российской Федерации есть основания относиться с недоверием к заявлениям о миролюбивом характере альянса.

Ситуация обостряется тем обстоятельством, что новые страны-члены НАТО нередко выступают с отчётливо выраженной антироссийской риторикой. Речь, прежде всего, идёт о странах Прибалтийского региона - Эстонии, Латвии и Литве. А также о новых членах НАТО из числа восточноевропейских государств, прежде всего, о Польше. Важнейшим принципом внешней политики Российской Федерации двух последних десятилетий является противодействие расширению Североатлантического альянса в восточном направлении. Но особого успеха в этом достигнуть не удалось - карта стран НАТО 2014 года свидетельствует о приближении территории организации к западным рубежам России. Наибольшим провалом внешней политики Российской Федерации следует считать всё более разгорающийся украинский кризис, разразившийся после того, как эта страна обозначила свой вектор развития в направлении Европейского союза с возможной интеграцией в структуры НАТО. Дальнейшее развитие этих событий предсказать невозможно. Но в настоящее время имеет место очевидное обострение напряжённости в отношениях между Россией и Организацией Североатлантического договора.

Перечень стран НАТО и особенности структуры альянса

В настоящее время Североатлантический блок достиг пика своего могущества. Максимальной является и общая территория, которую занимают страны НАТО. На 2014 год это: Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединённые Штаты Америки, Турция, Франция, Хорватия, Чехия, Эстония. Официальная штаб-квартира Организации Североатлантического договора находится в столице Бельгии - Брюсселе.

Возглавляет альянс в настоящее время Андерс Фог Расмуссен. Это двенадцатый по счёту Генеральный секретарь НАТО. Командная система военно-политического блока структурирована на пять штабов. Их деятельность разделяется как по географическому признаку, так и по родам войск. Штабы контролируют Восточный, Западный и Южный секторы Атлантики, а также Ударный флот и Союзное командование подводными кораблями.

Армии стран НАТО подчиняются единому наднациональному командованию. Их уставы, экипировка и вооружение приведены к единому стандарту. Несмотря на то что основой боевой мощи стран альянса является их термоядерный потенциал, обычным видам вооружений в странах НАТО уделяется очень большое внимание. А это означает, что членство в организации сопряжено для её участников с довольно значительным уровнем военных расходов. Военные бюджеты государств-членов НАТО проходят согласование с руководством альянса.

Заглядывая в будущее

Попытки предсказать развитие европейского континента на многие десятилетия вперёд нельзя воспринимать серьёзнее, чем обычный футурологический прогноз. Но одно можно сказать наверняка: Организация Североатлантического договора сохранит своё значение и существование и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе. Эта структура проверена временем и успела доказать свою эффективность в обеспечении стабильности и безопасности на континенте. Она является залогом успешного экономического и социального развития участвующих в ней государств. Одной из важнейших тенденций в развитии организации является постепенное смещение акцентов из военно-политических направлений в гуманитарные. В частности, в обеспечение проведения спасательных работ при преодолении последствий значительных природных катаклизмов и техногенных катастроф.

Не менее важной сферой приложения усилий для альянса является противодействие всем формам террористических и экстремистских проявлений. Образно выражаясь, структуры НАТО являются своеобразным силовым каркасом, обеспечивающим существование так называемого "общеевропейского дома".

Часто приходится слышать вопрос о том, возможна ли интегррация Российской Федерации в Организацию Североатлантического договора на правах полноценного члена? На вопрос этот сложно дать однозначный ответ. С определённостью можно только констатировать, что если такое и произойдёт, то будет это очень нескоро. Тем не менее, высшее руководство Российской Федерации не исключает полностью такой возможности в отдалённой перспективе. Но сегодня, на фоне обострившейся международной обстановки, говорить об этом не представляется возможным.



Просмотров