Административное право (Под ред. Л

В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебнике рассматриваются предмет и метод административного права; административно-правовой статус субъектов административного права (российских и иностранных граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций); формы и методы реализации исполнительной власти; ответственность за совершение административных правонарушений. Освещаются вопросы организации управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Специальный раздел посвящен проблемам административно-процессуального права. Учебник подготовлен с учетом проводимых в стране административной и судебной реформ.

Опт. цена: 999,90 р. 102000.04.01

Принятые сокращения 13

Предисловие 14

Часть первая Сущность и основные институты административного права

Раздел I. Понятие административного права 19

Глава 1. Введение в курс административного права 19

§ 1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление 19

§ 2. Государственное управление 22

§ 3. Исполнительная власть: понятие и содержание 24

Глава 2. Предмет и метод административного права 27

§ 1. Предмет административного права 27

§ 2. Методы административного права 31

§ 3. Принципы и функции административного права 33

§ 4. Место административного права в правовой системе Российской Федерации 36

§ 5. Источники административного права 39

§ 6. Наука административного права 49

Глава 3. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения 58

§ 1. Административно-правовые нормы 58

§ 2. Административно-правовые отношения 64

§ 3. Реализация субъективных прав и обязанностей 70

Раздел II. Субъекты административного права 72

Глава 4. Административно-правовой статус гражданина 72

§ l. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 72

§ 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 75

§ 3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан 78

§ 4. Обращения граждан 82

§ 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 85

Глава 5. Органы исполнительной власти в системе субъектов административного права 88

§ 1. Понятие и виды органов исполнительной власти 88

§ 2. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти 93

§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 102

§ 4. Правительство Российской Федерации 108

§ 5. Федеральные органы исполнительной власти 115

§ 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 121

Глава 6. Административно-правовой статус государственных служащих 127

§ 1. Государственная служба: понятие, система, принципы 127

§ 2. Государственные должности и должности государственной службы 133

§ 3. Понятие и классификация государственных служащих 138

§ 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих 142

§ 5. Административно-правовое регулирование прохождения гражданской службы 155

Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, общественных объединений 162

§ 1. Организации в системе государственного управления 162

§ 2. Административно-правовой статус предприятий 163

§ 3. Учреждения как субъекты административного права 168

§ 4. Общественные объединения: понятие, виды, особенности административно-правового положения 171

§ 5. Религиозные объединения 180

Раздел III. Административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти 183

Глава 8. Административно-правовые формы 183

§ 1. Понятие административно-правовых форм 183

§ 2. Виды административно-правовых форм 184

§ 3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение 186

§ 4. Виды правовых актов управления 188

§ 5. Условия, порядок вступления в силу и действия правовых актов управления 192

§ 6. Административно-правовой договор 199

Глава 9. Административно-правовые методы 201

§ 1. Понятие административно-правовых методов 201

§ 2. Виды административно-правовых методов 204

Глава 10. Административное принуждение 207

§ 1. Сущность убеждения и принуждения 207

§ 2. Понятие и основания административного принуждения 210

§ 3. Виды административного принуждения 214

Раздел IV. Административное правонарушение и административная ответственность 219

Глава 11. Административное правонарушение 219

§ 1. Сущность и признаки административного правонарушения 219

§ 2. Юридический состав административного правонарушения 225

§ 3. Отграничение административного правонарушения от преступления 234

Глава 12. Административная ответственность 236

§ 1. Понятие и основные черты административной ответственности 236

§ 2. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности 241

Глава 13. Административное наказание 245

§ 1. Понятие и цели административных наказаний 245

§ 2. Виды административных наказаний 246

§ 3. Характеристика административных наказаний 248

§ 4. Назначение административных наказаний 258

§ 5. Эффективность административных наказаний 269

Глава 14. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 273

§ 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 273

§ 2. Подведомственность дел об административных правонарушениях 277

Раздел V. Обеспечение законности в государственном управлении 283

Глава 15. Законность в сфере государственного управления и способы ее обеспечения 283

§ 1. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти 283

§ 2. Государственный контроль и его виды 287

§ 3. Прокурорский надзор 299

§ 4. Административный надзор 302

§ 5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц 306

§ 6. Общественный контроль 310

Часть вторая Организация государственного управления

Раздел VI. Управление экономической сферой 313

Глава 16. Управление экономическим развитием и государственным имуществом 313

§ 1. Организационно-правовая система управления 313

§ 2. Органы управления экономическим развитием и государственным имуществом 319

Глава 17. Управление в сфере финансов 328

§ 1. Организационно-правовая система управления 328

§ 2. Административно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации 335

§ 3. Административно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации 340

Глава 18. Управление антимонопольной деятельностью, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предпринимательской деятельности 342

§ 1. Организационно-правовая система управления 342

§ 2. Органы управления антимонопольной деятельностью, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, предпринимательской деятельности 347

Глава 19. Управление промышленностью и торговлей 354

§ 1. Организационно-правовая система управления 354

§ 2. Органы управления промышленностью и торговлей 356

Глава 20. Управление агропромышленным комплексом 369

§ 1. Организационно-правовая система управления 369

§ 2. Органы управления в сфере агропромышленного комплекса 372

Глава 21. Управление транспортным комплексом 376

§ 1. Организационно-правовая система управления 376

§ 2. Органы управления транспортным комплексом 378

Глава 22. Управление строительно-жилищным комплексом 388

§ 1. Организационно-правовая система управления 388

§ 2. Органы управления строительно-жилищным комплексом 394

Глава 23. Управление в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 397

§ 1. Организационно-правовая система управления 397

§ 2. Органы управления в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 399

Глава 24. Управление таможенным делом 404

§ 1. История создания таможенных органов 404

§ 2. Административно-правовые основы управления таможенным делом 408

Глава 25. Управление в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования 415

§ 1. Организационно-правовая система управления 415

§ 2. Органы управления в области охраны окружающей среды и природопользования 416

Раздел VII. Управление в социально-культурной сфере 430

Глава 26. Управление в сфере образования и науки 430

§ 1. Организационно-правовая система управления в сфере образования 430

§ 2. Органы управления в сфере образования 436

§ 3. Организационно-правовая система управления в сфере науки 440

§ 4. Органы управления в сфере науки 441

§ 5. Научные учреждения и организации 444

Глава 27. Управление в области культуры 447

§ 1. Организационно-правовая система управления 447

§ 2. Органы управления в области культуры 453

Глава 28. Управление в сфере здравоохранения 456

§ 1. Организационно-правовая система управления 456

§ 2. Органы управления в сфере здравоохранения 461

Глава 29. Управление в сфере труда и социальной защиты 469

§ 1. Организационно-правовая система управления 469

§ 2. Органы управления в сфере труда и социальной защиты 474

Глава 30. Управление в сфере физической культуры и спорта 477

§ 1. Организационно-правовая система управления 477

§ 2. Органы государственного управления в сфере физической культуры и спорта 483

§ 3. Правовой статус Олимпийского комитета России и спортивных федераций 487

Раздел VIII. Управление в административно-политической сфере 492

Глава 31. Управление в области обороны 492

§ 1. Оборона как область государственного управления 492

§ 2. Система и компетенция государственных органов, осуществляющих управление в области обороны 498

§ 3. Правовое положение органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации 509

Глава 32. Управление в области безопасности 513

§ 1. Организационно-правовая система управления 513

§ 2. Органы управления в области безопасности 515

Глава 33. Управление в области внутренних дел 531

§ 1. Сущность и содержание государственного управления в области внутренних дел 531

§ 2. Органы управления внутренними делами 534

§ 3. Понятие общественного порядка и общественной безопасности 539

§ 4. Правовое положение полиции 543

§ 5. Внутренние войска 547

§ 6. Федеральная миграционная служба 550

§ 7. Управление в области контроля за оборотом наркотиков 553

§ 8. Управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий 556

Глава 34. Управление в области юстиции 559

§ 1. Организационно-правовая система управления 559

§ 2. Органы управления в области юстиции 562

Глава 35. Управление иностранными делами 569

§ 1. Организационно-правовая система управления 569

§ 2. Органы управления иностранными делами 572

§ 3. Представительства и консульства за рубежом 575

Часть третья Административно-процессуальное право

Раздел IX. Основы административно-процессуального права 580

Глава 36. Административно-процессуальная деятельность 580

§ 1. Административный процесс: сущность и виды 580

§ 2. Правовое регулирование административного процесса 585

§ 3. Принципы административного процесса 588

Глава 37. Административно-процедурное производство 592

§ 1. Регистрационное производство 593

§ 2. Лицензионно-разрешительное производство 606

Глава 38. Административно-юрисдикционное производство 609

§ 1. Понятие и основные черты административной юрисдикции. Административно-правовой спор 609

§ 2. Виды административно-юрисдикционного производства 612

Глава 39. Производство по делам об административных правонарушениях 625

§ 1. Понятие и содержание производства по делам об административных правонарушениях 625

§ 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях 630

§ 3. Доказывание и доказательства 636

§ 4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 649

§ 5. Возбуждение дела об административном правонарушении 658

§ 6. Рассмотрение и принятие решения по делу об административном правонарушении 669

§ 7. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях 686

§ 8. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях 690

Предисловие

Административное право является базовой, ключевой отраслью правовой системы России наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах государственной и общественной жизни. Истоки этой правовой отрасли коренятся в появившихся еще в древнейшие времена тех или иных правилах, призванных организующе воздействовать на жизнь общества во всем ее многообразии. Таким образом, исторически возникла и получила многовековое развитие объективная потребность в особых регуляторах, имеющих своим непосредственным объектом собственно организующую деятельность власти и связанные с ней общественные отношения. Подобной деятельности древние римляне дали специальное название — administratio, что означает руководство, управление. Так возникло управленческое, или административное, право.
В современных условиях в связи с демократическими преобразованиями в нашей стране коренным образом изменились общественные, в том числе управленческие, отношения, а следовательно, сущность, цели и само содержание административного права. Эти изменения можно сгруппировать по нескольким направлениям.
Изменения политической системы повлекли за собой совершенно новое положение личности, гражданина в обществе и государстве. Гражданин, его права и свободы стали высшей ценностью. Перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека потребовал пересмотра концепции взаимоотношений государства и гражданина.
Организация государственной власти на основе теории разделения властей привела к прекращению всевластия Советов и партийной номенклатуры, к самостоятельности исполнительной власти и административного права, которое ранее довольно часто заменялось «телефонным» правом партийных руководителей.
Реорганизация федеративного устройства России связана с закреплением новых принципов Федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет страны и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса проблем развития территорий с учетом их национальных, экономических и иных интересов и особенностей. Роль административного права в этом процессе также коренным образом меняется, поскольку ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено административное и административно-процессуальное законодательство. А это значит, что все субъекты РФ могут создавать необходимую им собственную административно-правовую законодательную базу (разумеется, не противоречащую федеральному законодательству) для успешного функционирования органов исполнительной власти своего уровня, исполнительных органов местного самоуправления, обеспечения прав и свобод граждан на своей территории.
Переход к рыночным отношениям в экономике повлиял и на сущность административного права. Возникновение многообразных форм собственности потребовало равной защиты со стороны государства всех ее видов, государственного регулирования новых экономических процессов. Между тем на первом этапе экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом «ушло» из экономики, рассчитывая на решение возникших совершенно новых экономических проблем посредством рыночных механизмов, в частности конкуренции. Однако вскоре стало ясно, что без государственного регулирования, и прежде всего административно-правового, такие проблемы решить невозможно. Государство с помощью административного права стало возвращать себе утраченные позиции в воздействии на экономику, облекая экономические механизмы — цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т. д. — в административно-правовую форму.
Формирование правового государства, проводимые в стране правовые реформы на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право. Суть происходящих в нем изменений состоит в следующем: ранее административное право представляло собой совокупность в основном подзаконных актов, т. е. постановлений правительства, актов министерств и ведомств — приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений, которые нередко не только конкретизировали закон, но и изменяли его, а подчас сводили на нет, тем самым создавая почву для произвола, ограничения прав и свобод граждан, а в итоге для коррупции, теперь же концептуальные вопросы функционирования исполнительной власти регулируются на основе законов, нормативных указов Президента РФ.
Как же эти изменения отразились на сущности (назначении) административного права? Многие годы делался акцент на том, что административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного управления. И это правильно. Однако в современных условиях характеристика сущности административного права должна быть дополнена и другим важным элементом, а именно: административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
Современное российское административное право юридически регулирует повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее существенных выразителей публично-правовых, т. е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.
Важно подчеркнуть, что под регулирующее воздействие норм административного права подпадают те общественные связи, в которых непременным участником является государственная администрация, представляемая органами государственного управления федерального и регионального уровней. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы конституционно названы органами исполнительной власти, а их деятельность является фундаментом административного права.
Исполнительная власть в системе разделения властей призвана обеспечивать проведение в жизнь общих правил и требований, сформулированных нормами законодательства, их неуклонное исполнение всеми государственными и негосударственными образованиями, должностными лицами и гражданами. Тем самым исполнительная власть проводит в жизнь государственную политику.
Достижение этих целей предполагает создание специального механизма исполнительной власти, т. е. системы государственных органов, на практике реализующих исполнение законов. Это и есть органы исполнительной власти (государственного управления). Они администрируют, т. е. управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни страны. Их деятельность по своей сути является управленческой, исполнительной и внесудебной. Государственная деятельность подобного рода необходима. Она — наиболее зримое проявление (внешнее выражение) государственной власти.
Сущностное назначение исполнительной власти, государственного управления состоит в том, чтобы «практически организовать» проведение законов в жизнь, добиться достижения поставленных целей, определенного положительного результата. Этой работой и занимаются повседневно, непрерывно органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление.
Поэтому необходимо совершенствовать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, государственную службу, организацию местного самоуправления, устранять административные барьеры, прежде всего перед малым и средним предпринимательством, ликвидировать избыточные, дублирующие функции федеральных и региональных органов исполнительной власти, искоренять коррупцию.
Вместе с тем хорошо организованный, обеспеченный всем необходимым государственный аппарат может работать результативно только при условии эффективной деятельности каждого государственного служащего, каждого чиновника.
К сожалению, довольно часто слова «администрация», «администрирование» вызывают негативную реакцию, как нечто бюрократическое, чиновничье, принудительное. Но нельзя не видеть правоохранительную функцию административного права, что предполагает возможность использования средств юридического принуждения для обеспечения должного правового поведения в сфере государственного управления. Нужно уметь различать в регулируемых административным правом отношениях главное — позитивное воздействие на существующие общественные связи. Причем на первый план выдвигаются отношения между аппаратом государственного управления и гражданами, а они возникают, изменяются и прекращаются для каждого гражданина практически ежедневно.
Именно органами исполнительной власти решаются вопросы, связанные с реализацией права граждан на труд, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья; именно они охраняют жизнь и имущество граждан, выдают им лицензии (разрешения) на предпринимательскую деятельность, регистрируют изменения места пребывания и жительства, назначают государственные пенсии, оказывают жилищно-коммунальные услуги, рассматривают и разрешают административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан (например, разрешают жалобы граждан на неправомерные действия должностных лиц), и т. п.
Органы исполнительной власти, руководствуясь требованиями законодательства, играют заметную роль и в новой для нашего общества сфере общественных отношений, порожденной переходом к институтам рынка, многообразием форм собственности. Административно-правовое регулирование становится одним из необходимых средств целенаправленного государственного воздействия на экономику.
Нельзя при этом игнорировать и то, что все более разнообразные организационные формы приобретают государственный контроль и надзор, причем не только в экономической сфере.
Административному праву отводится существенная роль в обеспечении национальной безопасности страны и общественного порядка, в регламентации деятельности органов исполнительной власти в этой жизненно важной сфере.
Велико значение административного права в борьбе с административными правонарушениями. Особо важную роль в обеспечении этой борьбы играет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в действие с 1 июля 2002 г.
Итак, настоящий учебник имеет целью ознакомить студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также всех, кого по характеру работы интересуют актуальные проблемы современной правовой системы России, с одной из важнейших правовых отраслей — административным правом.

Учебник и практикум раскрывают сущность основных институтов административного права, регулирующих административно-правовой статус индивидуальных субъектов права и органов исполнительной власти, правовой статус государственных служащих, формы и методы государственного управления; административную ответственность; административный процесс; обеспечение законности в сфере государственного управления; административно-правовую организацию управления в отраслях материального производства, в социально-культурной и административно-политической сферах. Каждая глава сопровождается практической частью, содержащей контрольные вопросы, задания, задачи, а также деловые игры и тесты, что позволит студентам лучше усвоить теорию и приобрести навыки и умения, необходимые для практической работы.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Административное право (Под ред. Л.Л. Попова)

    ПРАВОВЕДЕНИЕ и ПРАВО

    Административное право (Под ред. Л.Л. Попова)

    ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

    Размышления об административном праве (вместо предисловия)

    ВВЕДЕНИЕ В КУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    Часть первая. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    Раздел I. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
    Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
    § 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
    § 2. Метод административного права
    § 3. Функции и принципы административного права
    § 4. Понятие и система субъектов административного права
    § 5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
    Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
    § 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
    § 2. Виды административно-правовых норм
    § 3. Реализация административно-правовых норм
    § 4. Источники административного права
    Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
    § 1. Основные черты административно-правовых отношений
    § 2. Юридические факты в административном праве
    § 3. Виды административно-правовых отношений

    Раздел II. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
    Глава 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

    § 1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
    § 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
    § 3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
    § 4. Обращения граждан
    § 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
    Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
    § 1. Понятие органов исполнительной власти
    § 2. Виды органов исполнительной власти
    § 3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
    § 4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    § 5. Правительство Российской Федерации
    § 6. Федеральные органы исполнительной власти
    § 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
    § 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    § 9. Соотношение органов отраслевого и межотраслевого управления
    Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
    § 1. Понятие, система и принципы государственной службы
    § 2. Понятие и классификация должностей государственной службы
    § 3. Понятие и классификация государственных служащих
    § 4. Основы административно-правового статуса государственных служащих
    § 5. Административно-правовое регулирование поступления на государственную службу и ее прохождения
    § 6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих
    Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
    § 1. Государственные и негосударственные предприятия и учреждения
    § 2. Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, фонды
    § 3. Общественные объединения
    § 4. Религиозные объединения

    Раздел III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
    Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

    § 1. Понятие административно-правовых форм
    § 2. Виды административно-правовых форм
    § 3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
    § 4. Виды правовых актов управления
    § 5. Действие правовых актов управления
    § 6. Административно-правовой договор
    Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ
    § 1. Понятие административно-правовых методов
    § 2. Виды административно-правовых методов
    Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
    § 1. Сущность убеждения и принуждения
    § 2. Понятие и основания административного принуждения
    § 3. Виды административного принуждения

    Раздел IV. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

    § 1. Сущность и признаки административного правонарушения
    § 2. Понятие и юридический состав административного правонарушения
    § 3. Виды административных правонарушений
    § 4. Отграничение административного правонарушения от преступления
    Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    § 1. Понятие и основные черты административной ответственности
    § 2. Освобождение от административной ответственности
    § 3. Административная ответственность юридических лиц
    Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
    § 1. Понятие и цели административного наказания
    § 2. Виды административных наказаний
    § 3. Назначение административного наказания
    § 4. Эффективность административных наказаний
    Глава 14. СУДЬИ, ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    § 1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
    § 2. Виды органов административной юрисдикции
    § 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях

    Раздел V. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
    Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    § 1. Административный процесс: сущность, виды
    § 2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
    Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
    § 1. Сущность процедурного производства
    § 2. Виды процедурных производств
    Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ
    § 1. Понятие и основные черты административной юрисдикции. Административно-правовой спор
    § 2. Виды административно-юрисдикционных производств
    Глава 18. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    § 1. Общие положения
    § 2. Участники производства
    § 3. Доказательства
    § 4. Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование
    § 5. Рассмотрение дела и вынесение постановления
    § 6. Пересмотр постановлений и решений
    § 7. Исполнение постановлений

    Раздел VI. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
    Глава 19. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    § 1. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти
    § 2. Государственный контроль и его виды
    § 3. Прокурорский надзор
    § 4. Административный надзор
    § 5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц
    § 6. Общественный контроль

    Часть вторая. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Раздел VII. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
    Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ, ТОРГОВЛЕЙ, ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ


    § 2. Органы управления экономическим развитием, торговлей, таможенным делом и государственным имуществом
    Глава 21. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере финансовой деятельности
    Глава 22. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере промышленности и энергетики
    Глава 23. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса
    Глава 24. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства
    Глава 25. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере транспорта и дорожного хозяйства
    Глава 26. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере информационных технологий и связи
    Глава 27. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТАРИФИКАЦИИ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере антимонопольной деятельности и тарификации
    Глава 28. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды

    Раздел VIII. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
    Глава 29. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере образования и науки
    § 3. Образовательные, научные учреждения и организации
    Глава 30. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере здравоохранения и социального развития
    Глава 31. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в сфере культуры и массовых коммуникаций

    Раздел IX. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
    Глава 32. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в области обороны
    § 3. Воинская обязанность, комплектование Вооруженных Сил и прохождение военной службы
    Глава 33. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в области безопасности
    Глава 34. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    § 1. Сущность и содержание государственного управления в области внутренних дел
    § 2. Органы управления внутренними делами
    § 3. Понятие общественного порядка и общественной безопасности
    § 4. Правовое положение милиции
    § 5. Внутренние войска
    § 6. Федеральная миграционная служба
    § 7. Управление в области контроля за оборотом наркотиков
    § 8. Управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий
    Глава 35. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЮСТИЦИИ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления в области юстиции
    Глава 36. УПРАВЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ДЕЛАМИ
    § 1. Организационно-правовая система управления
    § 2. Органы управления иностранными делами
    § 3. Представительства и консульства за рубежом



Просмотров