Землепользование. Основы землепользования

Характер землепользования в сельском хозяйстве во многом зависит от специфики структуры почвенного покрова (СПП). Типы и виды землепользования бывают такими:

А. Земледельческое землепользование:

· неорошаемые пахотные земли (ротация зерновых, бобовых, технических и фуражных культур, корнеплодов);

· орошаемые пахотные земли (ротация зерновых, технических, фуражных и бахчевых культур);

· плантации (сады, виноградники, эфиромасличные культуры и др. технические культуры);

· культурные луга;

· подсечно-огневое земледелие.

Б. Пастбищное землепользование:

· улучшенные пастбища и сенокосы;

· естественные (отгонные) пастбища в аридных и холодных зонах, в горно-долинных районах, а также лесные пастбища.

В. Смешанное землепользование:

· широкое сочетание пашни, плантаций, лугов, пастбищ.

Г. Землепользование не для получения сельскохозяйственной продукции.

Территориально (по площади) преобладают полеводство и смешанный тип земледелия, а на малопродуктивных землях – пастбища, луга.

Природные условия и системы земледелия

Земледелие – важнейшая составная часть системы ведения сельского хозяйства. Формы земледелия: экстенсивное (рост производства за счет расширения площадей); интенсивное (рост производства за счет дополнительного вложения труда и средств). С учетом гидротермических условий ведения выделяют: орошаемое земледелие, богарное (без орошения), суходольное неустойчивое (с дефицитом атмосферного увлажнения), устойчивое (в областях умеренного климата с достаточным увлажнением), круглогодовое (во влажных областях субтропиков и тропиков), горное (большей частью террасированное), полярное (в защищенном грунте) .

Под системой земледелия (СЗ) понимается комплекс взаимосвязанных агротехнических, мелиоративных и организационных мероприятий, направленных на эффективное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур (Егоренков, 1986, с. 49).

СЗ разрабатывают с учетом климатических, почвенных, экономических факторов. Природные и экономические условия страны разнообразны, что в значительной степени определяет и существование различных систем земледелия. Они должны быть динамичными и основываться на конкретном зональном опыте, учитывать уровень плодородия почв, а также последние достижения науки и техники в данной сфере деятельности.

СЗ различаются по составу возделываемых культур, применяемым севооборотам, ведущим мелиоративным и агротехническим приемам. Характеризуются определенным уровнем интенсивности, который связан как с уровнем развития производственных сил, так и с экономической эффективностью затрат на производство земледельческой продукции в местных природных и социально-экономических условиях.

Классификация СЗ имеет самостоятельное значение в географии сельского хозяйства наряду с районированием.

В настоящее время в СНГ существует 5 основных зональных интенсивных систем земледелия, различающихся по своим задачам, структуре посевов и сочетанию агротехнических и мелиоративных приемов.

I. Система земледелия плодосменного типа получила распространение в хозяйствах лесостепной зоны Украины, а также южно-таёжной подзоны Белоруссии, европейской части России.

При этой СЗ принято строгое чередование зерновых колосовых с пропашными, бобовыми или зернобобовыми культурами, которые имеют различную потребность в элементах питания, и неодинаковое влияние на плодородие почвы.

Для районов достаточного и устойчивого увлажнения на дерново-подзолистых и дерново-глеевых почвах характерны: а) универсальное и б) льноводческо-кормовое направление этой СЗ.

Разновидности I типа системы земледелия:

1а. Плодосменно-универсальная система – в пригородных зонах с животноводческими хозяйствами молочного направления. В севооборотах этой СЗ большой удельный вес имеют пропашных культур (картофель, подсолнечник на силос, кормовые корнеплоды, овощные культуры). Возможно широкое возделывание промежуточных культур (озимая рожь на зеленую массу).

. СЗ льноводческо-кормового направления , где ведущая культура лен. Здесь чистые пары отсутствуют или имеют небольшой удельный вес.

В условиях кислых почв с низкой гумусностью необходимо внесение органический удобрений в дозах 8-10 т/га, и минеральных – 4-6 ц/га, известкование, осушение (там, где есть переувлажнение), создание пахотного слоя 20-22 см, ликвидация мелкоконтурности и увеличение размеров полей.

II типСЗ на песчаных интразональных почвах Нечерноземья. задачи заключаются в повышении влагоёмкости, влажности, водоудерживающей и поглотительной способности, улучшении пищевого режима, ликвидации избыточной кислотности и увеличении буферности почв. Кроме того, необходимо регулярное (через 2-3 года) внесение навоза и компостов, которые следует вносить чаще и в меньших дозах, чем на суглинистых почвах.

III тип Зернопропашная СЗ распространена в зоне черноземов обыкновенных и южных. Она предусматривает применение севооборотов с высоким участием зерновых культур (их доля более 50-60 %); почти нет чистых паров и посевов многолетних трав. Зерновые высевают 2 года подряд, а за ними следуют пропашные культуры.

Пропашная СЗ (в том числе специализированная) – наиболее распространена в Украине, Молдавии, Закавказье и Средней Азии. Она применяется в специальных севооборотах – хлопковых, табачных, конопляных, овощных, в садах и виноградниках.

IV тип.Зернопаровая СЗ почвозащитного направления (разработана под руководством акад. А. Бараева – ВНИИ зернового хозяйства) получила распространение в Казахстанской, Предалтайской, Восточно-Сибирской провинциях степной зоны и Казахстанской провинции сухостепной зоны. Здесь борьба с засухой и ветровой эрозией – первоочередная задача. Отличительная черта этой СЗ – применение плоскорезной обработки почвы; полосное размещение чистого пара, многолетних трав, яровой пшеницы. В СЗ данных районов важное место занимают мелиоративные мероприятия (химические, агротехнические, а также создание почвозащитных лесонасаждений).

V тип.Почвозащитное земледелие на склонах – (лесостепь и степь, горные и предгорные территории). 58 % агроландшафтов в бывшем СССР расположена на склонах до 10 0 и являются эрозионноопасными. Плановой основой внедрения почвозащитного земледелия на склонах являются противоэрозионная организация территории с целью регулирования её водного режима.

Основой разработки СЗ является внутрихозяйственная организация территории. Только при условии правильной её организации можно обеспечить рациональное использование и охрану земельных ресурсов.

Севообороты

Внутрихозяйственная организация территории реализуется, в частности, в виде создании севооборотов.

Севооборот – это научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур во времени и размещение их на полях. Период времени, в течении которого культуры проходят через каждое поле в установленном порядке, называется ротацией севооборота (Сельскохозяйственная энциклопедия, 1971, т. 5, с. 602-609). В крупных хозяйствах обычно вводят несколько севооборотов. Рациональное сочетание их составляет систему севооборотов.

Снижение урожайности с.-х. культур при бессменном их возделывании связано со многими причинами (истощение почв при преимущественном потреблении питательных веществ одной и той же культурой, почвоутомление, разрушение почвенной структуры, биологическая причина – засорённость посевов сорняками, поражение растений болезнями и вредителями). Так, картофель, при возделывании на одном месте, сильно болеет паршой, фитофторозом, а подсолнечник – мучнистой расой; зерновые страдают от клопа-черепашки, сахарная свёкла – от нематоды.

Универсальных севооборотов нет. В зависимости от вида возделываемых культур различают три основных типа севооборотов: полевые, кормовые и специальные .

В полевых – большую площадь занимают зерновые культуры, картофель, полевые технические (подсолнечник, лён, сахарная свёкла и др.).

В кормовых– более половины площади отводят под кормовые культуры. Существует две разновидности кормовых севооборотов: а) прифермские (выращивание сочных кормов для стойлового скота и птицы); б) сенокосно-пастбищные.

В специализированных севооборотах выращивают одну или несколько культур (табак, овощи, рис и др.).

В эрозионноопасных регионах применяют специфические разновидности почвозащитные севообороты перечисленных типов.

В зависимости от соотношения культур, различных по технологии возделывания и влиянию на плодородие почвы, выделяют следующие виды севооборотов: зерно-паровые, зерно-паро-пропашные, зерно-травяные, зерно-пропашные, травопольные, травяно-пропашные, сидеральные, зерно-травяно-пропашные.

(Пример чередования культур в зерно-паро-пропашном севообороте: 1 – чистый пар; 2 – зерновые; 3 – зерновые; 4 – пропашные; 5 – зерновые. В качестве пропашных может быть сахарная свёкла. На долю зерновых – пшеница, рожь, ячмень, овёс, здесь приходится 50-70% севооборотной площади).

Такие севообороты применяют в степной и лесостепной зонах. Здесь же распространены зерно-травяные севообороты, в которых преобладают зерновые, а меньшую площадь занимают одно- или многолетние травы.

В Лесостепи применяют также зерно-пропашные севообороты, в которых половину и более площади занимают зерновые. Возделывание их через 1– 2– 3 года прерывается пропашными.

На пойменных и осушенных землях располагаются травопольные севообороты (многолетние травы здесь преобладают). Через 1– 2– 3– 4 года высевают зерновые или лён, а затем – однолетние травы.

Сидеральные севообороты располагают на лёгких почвах (песчаных, супесчаных, легкосуглинистых). Здесь одно или несколько полей занимают сидеральными культурами (например, люпин), которые запахивают как зелёное удобрение.

При обеспеченности влагой (в нечернозёмной зоне и в орошаемых условиях Степи) применяют зерно-травяно-пропашные (плодосменные) севообороты, в которых на каждом поле ежегодно меняют культуру, при этом в травяном поле высевают бобовые.

В пропашных севооборотах половина площади занята пропашными культурами (кукуруза, подсолнечник, сахарная свёкла), остальная площадь засевается зерновыми и зернобобовыми.

Специализация сельского хозяйства в различных природных зонах имеет свои особенности.

Полесье специализируется на производстве продуктов животноводства, выращивании картофеля, льна-долгунца и частично – зерна. Доля зерновых культур колеблется от 40 до 55%.

В Лесостепи преобладает производство зерна (55-60% зерновых, в том числе 25-30% озимой пшеницы, по 10% – ячменя, кукурузы, зерно-бобовых). В свекловодческих и зернофуражных хозяйствах до 70% зерновых.

В Степной зоне Украины доля зерновых 55-65%, в том числе 40% озимой пшеницы, 10-20% - кукурузы, 10-15% занимают чистые пары. Соотношение может несколько изменяться. в связи со специализацией хозяйств. Считается целесообразным при наличии орошения отдавать предпочтение выращиванию кукурузы, сои, многолетних бобовых трав (люцерны), кормовых культур.

Чередование культур в севообороте требует специальной обработки почв, удобрений и других мероприятий.

Классификации инфраструктуры по различным признакам.

Принципы формирования и функционирования ИМО.

Муниципальная служба осуществляется на всей территории РФ, российских, сельских, городских территориях. Территория муниципального образования – это города, поселки, станицы, хутора и т.п. Свое право на М.с. граждане РФ осуществляют на определенной конкретной территории. ФЗ `Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ` к территориям муниципальных образований относит города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 12).

В целях защиты конституционного строя и обеспечение обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав местного самоуправления. Но в основном право местного самоуправления по всей стране признается и гарантируется конституцией РФ.

Вопросы образования, объединения или преобразования внутригородских границ в муниципальном образовании решается непосредственно населением. Установление или изменение границ с учетом исторических и других традиций происходит по инициативе только органов местного самоуправления, населения и представительных органов. Но изменение этих границ необходимо только с разрешения населения.

Основной порядок разделения территории на муниципальные образования необходим для того, чтобы в пределах данного муниципального образования существовали те структуры, которые бы обеспечили минимальный уровень для существования населения.

В нашей стране существует двух уровневая система местного самоуправления. Объединение нескольких муниципальных образований в один – школьный округ, медицинский округ. Когда на территории муниципального образования есть больница, но на территории другого муниципального образования нет. Для удовлетворения общих интересов эти муниципальные образования объединяют свои усилия.

Кроме того, к территориальным основам ФЗ относит также различные виды земель, которые составляют территорию муниципального образования.

Любое муниципальное образование является самостоятельным, подчиненность одного из них другому не допускается (ч. 3 ст. 6). Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление М.с. (ч. 1 ст. 12), которое осуществляется в пределах муниципальных образований.

Местное самоуправление – это управление населением осуществляемое с жителями какой-либо локальной территории.

Органы МС разделяются:

1. По способу образования (выборные и др.). в отношении выборных органов существует обязательность выполнения основных принципов МС котор заложены в конституции РФ. Др органы могут создаваться по мере необходимости. Бывают органы формируемые на добровольной основе и органы на основе назначения (администрация). Органы на основе кооптации по установленным нормам (жилищные формы, комиссии администрации).



2. По назначению или по степени специализации бывают общего и специального назначения. Органы с широкой или узкой специализацией. Органы общего назначения затрачивают все сферы МС. Под специальными органами понимаются отраслевые.

3. По предметам веденья. Органы МС решают вопросы не только местного значения, но и отдельные гос полномочия котор исполняют органы общего назначения, органы созданные для решения спец вопросов (загсы, органы подконтрольные гос органам, органы специализирующиеся на выполнении судебных обязанностей, не определ материально~финансового обеспечения при учете гарантий гос~ом их деятельности).

4. По способу принятия решений. В зависимости от способа, решения могут приниматься коллегиально или единолично.

Функции классификаций:

1. Проектная – органы МС должны представлять интересы объекта МС.

2. Программная – когда эти интересы должны реализовываться.

Двум типам функций соответствуют 2 типа органов, но это не разделение властей, а классификация органов МС:

1. Представительный – наделяется той исполнительной компетенцией кот не передается другим органам, представляет местный бюджет, устанавливает общеобязательные правила на территории муниципального образования, решает вопросы о распоряжении муниципальной собственности, контролирует от имени населения деятельность др органов МС. Представительный орган это сеть мелких структурных единиц взаимоопределяющих место и роль в системе МС.

2. Исполнительный орган – имеет более сложную структуру в кот важно установить место каждой его определяющей, которые могут быть как самостоятельным органом так и структурным подразделением, органом или просто должностным лицом. Орган и структурное подразделение отличает наличие самостоятельных юридических решений по отдельным вопросам которые относятся к компетенции органов МС.

Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. 1) природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. 2) стоимость.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", принятый в 2001 году, относит к муниципальной собственности:

Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

Земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Упомянутый Федеральный закон разграничил по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах населенных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года относит к вопросам местного значения в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи.

Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

Разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

Установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

Определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

Установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

Принять положения о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.

Законодательство устанавливает различные формы землепользования.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

Платность землепользования и цена земли

Использование земли в РФ является платным и регулируется Законом РФ "О плате за землю". Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.

Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Экономические механизмы землепользования в муниципальных образованиях могут быть следующими:

Оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или размещение предприятия (вновь создаваемого);

Земельные аукционы (дают возможность открытой реализации земельных участков, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);

Регулирование цен на рынке муниципальных земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов) и т.д.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения.

Действие вышеуказанных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения и транспортная доступность. Для земельных участков, предназначенных для жилой застройки, важны транспортная доступность, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов - инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.

Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки.

Осуществление муниципальной земельной политики требует от муниципальных образований создания в местных администрациях соответствующих структурных подразделений. Чаще всего их руководители имеют двойное подчинение (органу местного самоуправления и территориальному подразделению федерального органа, ведущего земельный кадастр), осуществляют функции и муниципального управления, и государственного контроля использования земель и являются государственными служащими.

Стандартизованное определение земли (ГОСТ, 1980): земля - важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства /10/. Однако, это определение не вполне точно. Например, если рассматривать земли водного фонда как средство производства, то важны не столько сами воды, но и водный режим, технология водопользования; далее: земля - пространственный базис не только для предприятий и организаций отраслей народного хозяйства (в том числе коммунального), но и для отдыха, здоровья людей и сохранения их культуры, исторической памяти и т.д.

Поэтому предлагается более лаконичное, хотя, возможно, и не вполне исчерпывающее определение - земля, как объект хозяйствования и жизни человека, представляет собой объемно-пространственный базис жизнеобеспечения и воспроизводства жизни на планете. "Пространственность " отражает "опорную" поверхность, на которой человек живет, строит, отдыхает, по которой перемещается и т.д. "Объемность" отражает вовлечение в хозяйственный оборот, хозяйственное использование толщи почв и грунтов (под определенным пространством) для получения пище­вых, технических, лекарственных или иных продуктов, недр для добычи энергетических, сырьевых и иных ископаемых ресурсов; вмещающего "резервуара" для строительства (фундаменты, подземные коммуникации и т.п.).

В русской терминологии нет однозначного толкования термина "земле­пользование". В устаревшем ГОСТ 17.5.1.05 дается два определения: 1) землепользование, как объект права пользования, - земельный участок или участки, предоставленные в установленном порядке отдельному землепользователю для определенных целей и ограниченные на местности; 2) землепользование, как деятельность, - процесс и порядок пользования землей. Поскольку понимание землепользования более разнообразно, а приведенные толкования не совсем точны, предлагаются следующие определения:

Землепользование (1) - эксплуатация земель, интенсивность и направленность которой определяется экологическими, социально-экономическими и ландшафтными позициями, а также текущими и перспективными потребностями общества. То есть в данном случае землепользование рассматривается как процесс (использование, эксплуатация). В таком понимании землепользование может быть активным и пассивным, травмоопасным (по отношению к земле, почве), экологичным или неэкологичным, продуктивным и непродуктивным, постоянным и временным и т.д.


Землепользование (2) - участок земли, находящийся в чьем-либо ведении, владении, пользовании, собственности. Например: фермерское, общинное, муниципальное, колхозное, личное и т.п. В этом случае землепользование рассматривается как юридический объект, объект права -владение, собственность или аренда.

Землепользование (3) - экологически или экономически обусловленная пригодность, целесообразность, приоритетность отнесения конкретного земельного участка к тому или иному виду землепользования, например: к аграрному, лесному, селитебному, рекреационному, коммуникационному и т.п.

Практически во всех определениях земельного кадастра отражена динамичность земельных ресурсов. Последние постоянно претерпевают различного рода количественные и качественные изменения вследствие неизбежных при эксплуатации земель нагрузок, смен видов пользования или землепользователя, а также в результате природных процессов. Все это требует фиксации и своевременного внесения необходимых корректив в регистрационные, учетные и оценочные документы, составляющие основу земельного кадастра и обеспечивающие эффективное управление земельными ресурсами.

Под эффективным управлением земельными ресурсами или эффективным землепользованием следует понимать организованное землепользование, максимально адаптированное к экологическим, экономическим и социальным условиям. Тесно связаны с этой трактовкой определения "рациональное" и "оптимальное" землепользования.

Оптимальное землепользование - использование максимально воз­можного в данных природных условиях функционального потенциала земель при наименьших затратах и без травматических последствий, в том числе и для смежных участков. Реально осуществление оптимального землепользования крайне мало вероятно, так как даже без видимых следов травматизма любое вторжение в окружающую среду изменяет исходную природную ситуацию. Здесь уместно сравнение: как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так дважды нельзя войти в один и тот же биогеоценоз, ландшафт, не вызывая хотя бы минимальных деструктивных последствий, не говоря уже о последствиях при целенаправленном хозяйственном их использовании. Поэтому реально можно говорить лишь о рациональном землепользовании. Единое понимание последнего отсутствует.

В соответствии с ГОСТ 26640-85 рациональное использование земель - это "обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами". Статьей 285 Гражданского законодательства так определены признаки нерационального использования земель: 1) нецелевое использование; 2) использование, приводящее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель; 3) использование земель, приводящее к заметному ухудшению экологической обстановки. Очевидно, что два последних признака - индикаторы деструктивного землепользования. Представляется, что точнее следующая формулировка: нерациональное землепользование - это неполное использование земельного потенциала или/и излишнее, не соответствующее возможностям конкретного земельного участка, вложение средств.

Б.В. Ерофеев (1998) считает, что, помимо сохранности плодородия и экологической ситуации, необходимо учитывать соблюдение норм отвода земель. К количественным критериям рационального использования земель он относит их экономное использование (из-за ограниченности земельных ресурсов) и экономное размещение объектов недвижимости. Ка­чественные критерии: 1) сохранение плодородного слоя при необходимо­сти разрушения почв; 2) ограничение использования сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд; 3) выполнение пользователем обязанностей по повышению плодородия почв; 4) сохранение и за­щита почв от эрозии, загрязнений, заражения; 5) отвод для несельскохозяйственных нужд земель, не пригодных для сельского хозяйства, либо земель худшего качества. Автор справедливо считает, что "стержневым правилом рационального землепользования является приоритет земель сельскохозяйственного назначения, а поэтому расширение площадей под выращивание сельскохозяйственной растениеводческой продукции всяче­ски поощряется государством, если это расширение не входит в противоречие с правилом, закрепленным в статье 33 Закона РФ от 19.12.91 "Об охране окружающей среды", запрещающим превышать предельно допустимые нагрузки на окружающую среду" /17, с. 294/.

Таким образом, анализ существующих подходов позволяет предложить следующую формулировку: рациональное землепользование - это использование максимально возможного в данных природных условиях функционального потенциала земель при наименьших затратах на их эксплуатацию при минимизированных затратах на поддержание естественного потенциала.

В конечном итоге, уровень рациональности землепользования опре­деляется двумя моментами - правильным выбором приоритетной функции, которой обладает конкретный земельный участок, и наличием лимитирующего ("мешающего") фактора, препятствующего реализации наиболее продуктивных или приоритетных для данных условий функций.

Приоритетная функция определяет целевое использование земли. Однако надо признать, что само это понятие не может иметь постоянной временной основы, так как обычно меняется по мере изменения экономической, экологической или иной ситуации, например, изъятие земель и перевод их в другие категории в связи с коммуникационным, дорожным или иным строительством, расширение территорий зеленых зон, перевод земель в категорию особо охраняемых территорий и т.д. Поэтому целевое использование земель надо рассматривать как исторически и экономически сложившуюся на конкретное фиксируемое время систему приоритетного использования конкретного участка земли. Именно на этом основании в стране принято разделение земельного фонда страны на следующие категории земель: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космиче­ской деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и их объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Смена вида природо- и землепользования осуществляется с ведома землепользователя и в случае потерь должна компенсироваться.

Под лимитирующим фактором понимается то или иное свойство земли или почвы, или территории в целом, или иных элементов окружающей среды, которое снижает функциональный потенциал земель. К лимитирующим факторам, помимо климатических, в частности относятся: рельеф, мелкоконтурность, чересполосица, высокий уровень пестроты почвенного покрова, при котором фоновая почва выражена очень слабо, что резко снижает технологичность сельскохозяйственных земель.

Одним из важнейших факторов, влияющих на продуктивность сель­скохозяйственных земель, является рельеф. На этом основании принята международная система разделения земель по продуктивности (рисунок 1).

В практике природо- и землепользования встречаются случаи нерегистрируемого использования земель, что не всегда можно квалифицировать как самозахват. Поэтому предлагается термин стихийное землепользование (неорганизованное, неучитываемое), т.е. использование земельного участка без ведома или с молчаливого (документально неоформленного) согласия землевладельца или собственника земли. Примеры: туризм, временное использование под огороды незанятых земель, если оно осуществляется без регистрации и соответствующего разрешения; использование неосвоенных минеральных источников (например, на Дальнем Востоке многие такие источники, особенно имеющие бальнеологическое значение, до их организованного освоения активно использовались местным населением. Этот вид землепользования требует введения определенных регламентирующих нормативов).

1 - высокая, необходима только правильная обработка; II - достаточная, но нужны меры охраны; III -посредственная, обязательны интенсивные противо-эрозионные меры; IV - ниже средней, необходимы посадки многолетних растений; V - VIII -значительно ниже средней, ис­пользование под пастбища, сенокосы, леса, заповедники и места отдыха (Куражсковский, 1969)

Рисунок 1 - Рельеф и продуктивность земли (классы земель)

В лесном фонде важным неуправляемым фактором динамики земель являются лесные пожары. По отношению к лесным землям их следует считать стихийным деструктивным фактором, который необходимо учитывать в системе организации лесного землепользования.

Контрольные вопросы

1)Чем объясняется неоднозначность понятия "землепользование"?

2)Оптимальное и рациональное землепользования - в чем различив?

3)Назовите основные классы продуктивности земель.

4)В чем заключается сущность лимитирующего фактора?

Объекты права землепользования. Обладатели права землепользования. Основания возникновения права землепользования. Содержание права землепользования. Право пользования землей – совокупность норм земельного права устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами их права и обязанности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Российский государственный педагогический университет

имени А.И. Герцена

Факультет биологии

Реферат

На тему: Землепользование

Выполнила студентка 5 группы 2 курса

Факультета биологии

Заломаева Екатерина

Введение

Глава 1 Правовое регулирование землепользования

1.1 Понятие землепользования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Право пользования землей – совокупность норм земельного права, устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами, их права и обязанности.
Это также институт Общей части земельного права, положения которого развиваются в Особенной части, где речь идет об использовании земель разной категории. Данный институт является главным, с точки зрения рационального использования земель.
Институт права землепользования выполняет две основные функции – экономическую и экологическую. Экономическая функция состоит в наиболее полном и эффективном использовании земель с наименьшими материальными затратами. Экологическая функция состоит в бережном отношении к земле, другим природным ресурсам, их восстановлении, воспроизводстве и охране. Когда обе эти функции реализуются, землепользование становится рациональным. То есть рациональное землепользование включает две группы требований: научно-обоснованное эффективное использование земли для достижения определенных целей и обеспечение охраны окружающей среды и её объектов в процессе землепользования. Конкретные требования по рациональному использованию земле устанавливаются применительно к отдельной категории.

Исходя из целевого назначения земель, можно выделить несколько видов землепользования – сельскохозяйственное, промышленное, лесохозяйственное и другие.
Земля сельскохозяйственного землепользования подразделяется на несколько типов: земли, занятые коммуникациями, сельскохозяйственные угодья, внутрихозяйственные дороги, водоемы, растительность, здания и сооружения, необходимые для производства и хранения продукции.
Земли промышленного назначения используются для размещения объектов производственной, промышленной и социальной инфраструктуры, систем коммуникации и транспорта. Не допускается размещение жилых строений. Проекты пользования промышленными землями обычно проходят процедуру оценки воздействия на среду и экологическую экспертизу.
Экономические отношения, возникающие в области землепользования – результат земельной политики. Критерий эффективности земельной политики отражает рост благосостояния общества. Опыт экономически развитых стран показывает, что важное условие для эффективного использования земли – это развитие земельного рынка. Интенсивность же землепользования не должна выходить за разумные рамки, иначе это приведет к ухудшению экологической ситуации, потере ресурсов, снижению ценности земли.

1.1 Понятие землепользования

Землепользование в гражданском и земельном кодексах РФ – это юридическая форма использования земли в целях, как правило, не связанных с сельским хозяйством. Землепользователи имеют в отношении земли значительно меньше прав, чем собственники и землевладельцы.

Землепользование, это пользование землей в установленном законом порядке: временное или целевое .

Самым распространенным видом землепользования сегодня является аренда . Земельные участки могут предоставляться в краткосрочную, в долгосрочную аренду, в соответствии с договором аренды или в аренду с правом выкупа.

Законом предусмотрено право арендатора на субаренду, перенаем, предоставление в безвозмездное пользование, передача арендных прав в залог и использование этих прав в качестве вклада в уставной капитал или паевого взноса.

Еще один вид землепользования – постоянное или бессрочное . На территории городов этим видом землепользования пользуются исключительно государственные и муниципальные учреждения, предприятия и органы власти.

Формой платы за землепользование, как правило, является земельный налог и арендная плата .

1.2 Объекты права землепользования

Объектами права землепользования являются:

Земля как природный объект и природный ресурс

Земельные участки

Части земельных участков

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской федерации подразделяются на следующие категории и используется в соответствии с установленным для них целевым назначением:
1. земли сельскохозяйственного назначения;
2. земли населённых пунктов;
3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
5. земли лесного фонда;
6. земли водного фонда;
7. земли запаса.

1.3 Обладатели права землепользования

Правом землепользования обладают:

Граждане

Юридические лица

Российская Федерация и её субъекты

Муниципальные образования,

А также лица, чьи права определяются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами:

Иностранные граждане

Лица без гражданства

Иностранные юридические лица.

В соответствии с правом на владение землёй различают следующие лица:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков.

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

(Согласно ст.5 ЗК РФ)

1.4 Основания возникновения права землепользования

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ГК РФ права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, или не предусмотренным законом, но не противоречащих ему.

Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Права на земельный участок могут возникнуть также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Гражданское законодательство предусматривает также возможность возникновения на основе иных действий граждан и юридических лиц, к которым можно отнести приобретение земельных участков, на основании приобретательной давности. Согласно ст. 234 ГК РФ содержание приобретательной давности заключается в следующем: лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Право может возникнуть и вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему, в порядке наследования по закону. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.

Важно отметить, что право на земельный участок возникает не из одного, а из совокупности оснований. Это связано с тем, что для приобретения права на земельный участок необходимо осуществление не одного, а нескольких взаимосвязанных действий. После заключения договора, принятия судебного решения, решения уполномоченного органа о предоставлении права на земельный участок следует государственная регистрация, как особое действие, без которого права на земельный участок не возникают.

Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях также имеет комплекс оснований.

Одной из наиболее существенных процедур административного характера, вслед за которыми последует возникновение федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, является разграничение государственной собственности на землю.

Право государственной или муниципальной собственности может также возникнуть в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства, конфискации земельного участка, реквизиции земельного участка. В данном случае в основании возникновения права государственной собственности находятся решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

Право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом возникновения права собственности во всех этих случаях будет государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Также право на землю может возникнуть на основании договора аренды. Аренда – это форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату.

По законам РФ срок договора аренды устанавливается соглашением сторон и фиксируется в договоре. Если же срок в договоре не определён, то такой договор считается заключённым на неопределённый срок. Такой случай позволяет сторонам договора в любое время отказаться от его исполнения, но заранее предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

  • Бессрочный: срок договора не определён соглашением сторон
  • Долгосрочный: 5-49 лет
  • Среднесрочный: 1-5 лет
  • Краткосрочный: до 1 года

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его
уведомления , если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. Также арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

(согласно ст 22 ЗКРФ)

1.5 Содержание права землепользования

В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

Самостоятельно хозяйствовать на земле;

Использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

Собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

В установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

На компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:

Эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

Осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;

Своевременно вносить плату за землю;

Не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

Своевременно представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

Вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.

(согласно ст. 42 ЗК РФ)

Заключение

Проанализировав законодательство Российской федерации, а так же учебную литературу по данной теме, можно сделать следующие выводы:

Под правом землепользования в объективном смысле понимается институт земельного права, содержащий правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области использования земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность правомочий, возникающих у конкретных субъектов земельных правоотношений в связи с предоставлением им в пользование земельных участков;

Объектом права землепользования могут быть земли, находящиеся в государственной собственности, и индивидуально обособленные в установленном порядке определенные земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам в пользование для определенной цели;

Основные права и обязанности землепользователей сформулированы в Земельном кодексе, круг специфических прав и обязанностей установлен многочисленными подзаконными нормативными актами;

Права на земельные участки возникают по основаниям: предоставление земли в пользование ее собственником, владельцем и даже пользователем, переход прав на объекты, непосредственно обслуживаемые земельными участками или имеющие к ним отношение, договор.

Список используемой литературы

1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ

3. «Земельное право»: Учебник - Боголюбов С.А., 2008г.

4. «Экологическое право»: Учебное пособие – Н.В. Кузнецова 2000г.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

. 732 KB

Введение

С древнейших времен и до наших дней земля составляет основу существования человеческого общества. Как бы не менялись исторические эпохи, земля всегда была важнейшим первичным фактором производства, а рождаемая ее сельскохозяйственная продукция - материальной основой жизни. Земля служит также пространственным базисом для размещения производственных сил и расселения людей. В ближайшей перспективе, несмотря на колоссальные успехи научно-технического прогресса, достижения биологии, химии, генной инженерии, земельные ресурсы останутся фундаментом человеческой цивилизации. В связи с этим важнейшими являются вопросы учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

1. Социально-экономическая сущность землепользования

Ключом для правильного уяснения экономической сущности землепользования является характер материального производства как объективного (производительного) и субъективного (личного потребления). Производительное потребление средств производства происходит в процессе производства, поэтому процесс производства можно рассматривать как процесс производительного потребления средств производства: “...производство есть потребление средств производства, которые используются, изнашиваются, а отчасти (как, например, при сжигании) вновь распадаются на основные элементы”.

Земля как естественно-историческое тело, будучи вовлечена в сельскохозяйственное производство, выступает главным средством производства, являясь предметом труда и орудием производства, при помощи которого человек производит необходимые ему продукты. Производительное потребление земли следует рассматривать как функционирование ее, поскольку земля является вечным средством производства и при правильном использовании не изнашивается, не теряет своих полезных качеств. С землей, всеобщим предметом труда, в процессе ее функционирования неразрывно связаны другие средства производства: производственные здания, дорожно-мостовые устройства, каналы и др. Функционирование земли как средства производства и производства средств производства, неразрывно связанных с землей, в процессе общественного производства выражает экономическую сущность землепользования в широком смысле слова. Например, функционирование земли как средства производства во всем аграрном секторе составляет экономическую сущность землепользования сельскохозяйственных предприятий. Конкретные его формы в отдельных сельскохозяйственных предприятиях могут отличаться большим разнообразием, однако всегда определяющим началом является способ производства, который создает соответствующие ему формы пользования или владения землей.

Таким образом, в определение экономической сущности землепользования сельскохозяйственного предприятия следует положить следующие основные признаки:

1) производительное потребление (функционирование) земли как

средства производства и средств производства, неразрывно связанных

с землей в процессе производства;

2) социальный тип хозяйства, в котором функционирует земля как

средство производства.

Применив это определение к конкретным сельскохозяйственным предприятиям, понятие землепользования можно сформулировать следующим образом. Под экономической сущностью землепользования сельскохозяйственного предприятия следует понимать функционирование земли как средства производства и средств производства, неразрывно связанных с землей, в процессе расширенного воспроизводства предприятия в целом. Сложившаяся социальная система сельского хозяйства базируется на различных формах земельной собственности - государственной, коллективной и частной. Сельскохозяйственные предприятия представлены различными типами хозяйств, которые по социальной форме имеют определенные отличия.

Cоциальная сущность землепользования определяется установленными производственными и земельными отношениями, формами земельной собственности и хозяйствования на земле.

2. Правовые основы землепользования

Порядок, условия и формы использования земли определяются и зависят от экономических отношений, складывающихся в процессе производства. “Как политическое, так и гражданское законодательство, - указывал К. Маркс, - всегда только выражает, протоколирует требования экономических отношений”.

Правовые земельные отношения являются отражением экономических условий жизни общества, содержание которых определяется земельными экономическими отношениями. Земельные экономические отношения, складывающиеся в обществе, отражаются в правовых отношениях, в результате чего в земельном законодательстве устанавливаются условия и порядок землепользования.

Если землепользование - земельная территория, закрепленная за конкретным землепользователем, - определяет порядок пользования землей как предметом труда и средством производства, то право землепользования - это совокупность правовых норм, определяющих установление соответствующих прав и обязанностей землепользователей, условия и порядок владения, пользования.

Все права и обязанности землепользователей четко закреплены в Земельном кодексе РФ. Они гласят о том, что:

    Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

В соответствии с Земельным кодексом РФ собственники земельных участков, имеют право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством;

5) на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

    сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

    своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

    своевременно производить платежи за землю;

    соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

    не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

    выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Охрана земель

Охрана земель включает систему правовых организационных экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное

использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы

осуществляют:

    1) сохранение почв и их плодородия;

    2) защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

    3) защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

    4) ликвидацию последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

    5) сохранение достигнутого уровня мелиорации;

    6) рекультивацию нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

    7) сохранение плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В плане охраны земель создается механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных

участков.

В интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки

В земельном законодательстве нашей страны указано, что промышленные

и строительные предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами. Каждое производство должно строиться по замкнутым безотходным циклам. В связи с этим землепользователи, занимающиеся добычей полезных рудных и нерудных ископаемых, обязаны в комплексе мероприятий предусматривать проведение рекультивации земель, т. е. восстановление различными выработками нарушенных площадей.

4. Землепользование и земельный участок

Землепользование - форма распоряжения землей с целью извлечения из земли полезных свойств или дохода путем: - свободного хозяйствования; - рациональной организации территории; - защиты земель от процессов разрушения и загрязнения; - использования имеющихся на участке общераспространенных полезных ископаемых.

Земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Вещественным содержанием землепользования являются земельные угодья, выступающие в двух формах. С одной стороны, земля как материя, с другой - земля как капитал. Земля как материя вечна и незаменима. “Количество земли-капитала может увеличиваться точно так же, как и количество всех других орудий производства. Одним только новым вложением капиталов в участки земли, уже превращенные в средства производства, люди увеличивают землю-капитал без всякого увеличения материи земли, т.е. пространства земли”. Проблема рационального использования земель в сельском хозяйстве рассматривается как проблема комплексная и включает в себя целый ряд мер по дальнейшей интенсификации землепользования. Одной из них является рациональная организация использования земель, проведение землеустроительных работ с учетом особенностей и перспектив развития сельского хозяйства, специализации и концентрации сельскохозяйственного производства.

О характере и интенсивности использования земли в известной мере можно судить по составу и соотношению земельных угодий. В сельскохозяйственном предприятии можно выделить три группы земельных

Непосредственно используемые для производства сельскохозяйственной продукции;

Используемые для размещения средств производства, неразрывно связанных с землей и обслуживающих процесс производства;

Не используемые в сельскохозяйственном производстве.

К первой группе относятся сельскохозяйственные угодья - пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Вторая группа земельных угодий - дороги, защитные лесонасаждения, оросительная и осушительная сеть, пруды, колодцы, водоемы и т. п. Третью группу составляют овраги, ямы, каменистые места и другие неудобные земли.

Общую полноту освоенности территории характеризует удельный вес сельскохозяйственных угодий в составе землепользования. В результате рациональной организации земель площадь сельскохозяйственных угодий (и прежде всего пашни) может быть увеличена и улучшена. Вещественное содержание землепользования - количественная и качественная характеристика земельных угодий, а также размещение средств производства, неразрывно связанных с землей, выступают как экономические факторы в процессе использования их в общественном производстве.

Таким образом, землепользование и землевладение - это отграниченная

земельная территория, на которой осуществляется организация производственного процесса, связанного с получением продукции и повышением плодородия почв, размещение и функционирование зданий, сооружений, дорог, каналов, противоэрозионных и других объектов, неразрывно связанных с землей.

5. Естественно-исторические условия землепользования и их влияние на хозяйственную деятельность сельскохозяйственного предприятия

Непосредственный процесс производства сельскохозяйственного предприятия осуществляется на определенной территории, которая характеризуется составом земельных угодий, количественным и качественным их состоянием, пространственным размещением массивов и средств производства, неразрывно связанных с землей, конфигурацией, рельефом отдельных участков и всего земельного массива и другими естественноисторическими и экономическими условиями, которые оказывают влияние на процесс производства и его результат - количество и качество произведенной продукции с гектара земельной площади при тех или иных затратах.

Заключение

Право землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений. Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю. Право землепользования является самостоятельной правовой формой использования земли. Эта форма использования земли имеет следующие признаки, позволяющие обеспечивать единство правового регулирования. К ним относятся: производный характер права землевладения и землепользования; ограниченность этих прав по содержанию; устойчивость; платность; целевое использование земельных участков. Право землепользования производно от права собственности на землю, государственной или частной, что вытекает из ст. 262 ГК, согласно которой земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также срочного пользования, в том числе в аренду. Право землепользования по содержанию ограничено, оно всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам. Землевладельцы и землепользователи наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах. уставленных законодательством или договором с собственником (ч.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землевладельцев и землепользователей, как правило отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (ч.2 ст. 262 ГК). Устойчивость права землевладения и землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка возникновения и прекращения этих прав, гарантиями защиты этих прав, в том числе со стороны собственника. Как субъективное право на землю право землевладения и право землепользования представляет собой юридическую возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей. С субъективной стороны следует рассматривать эти права как разновидность права природопользования. Право землевладения и землепользования как поземельные титулы могут иметь различную правовую природу. Они включают в себя: 1) вещные права – право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного пользования землей, земельные сервитуты. 2) обязательственное право – аренда земли. 3) права, имеющие административно-правовую природу - временное землепользование, основанное на административном акте, использование земель на условиях временного занятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Нормативно-правовые акты

1.1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ: ред. от 27.12.2009: [с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010]. // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 44. - с. 4147.

      Указ Президента РФ "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" от 16.05.1997 № 485 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 27.04.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1997. № 20. – с. 2240

    Научная и учебная литература

    1. Бакунина Т.С., Землякова Г.Л. Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики // Государство и право. – 2002. – N 10. – С. 80-81.

      Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право: Учебник для вузов. – М., 2003. – 350 c.



Просмотров