Введение. Роль семейного права в образовательном процессе и методика его преподавания в школе

Уважаемые господа!Сейчас активно идет работа над проектом нового закона Российской Федерации «Об образовании». К сожалению, в этом законопроекте есть существенные недостатки, на которые мы хотим обратить ваше внимание. Власти Российской Федерации, в том числе Президент РФ и представители правительства, часто говорят о том, как важно укрепление семьи и семейных ценностей. К сожалению, предлагаемый законопроект наносит серьезный ущерб правам семьи и правам родителей, существующим на сегодняшний день в нашем законодательстве. Мы просим обратить внимание на следующие проблемы: 1) Традиционно в России именно родители имели свободу выбирать, в каких условиях они дадут своим детям дошкольную подготовку. Действующий Закон «Об образовании», подчеркивая значение родителей и вспомогательную роль дошкольных учреждений, говорит в ст. 18: «1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 3. Для воспитания детей дошкольного возраста … в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».Однако, эти важные пункты отсутствуют в новом законопроекте. Вместо этого, дошкольное образование сделано обязанностью родителей (ст. 48), причем заявлена возможность получения его лишь в очной форме (ст. 100, п. 2). Это означает, что родители будут обязаны отдавать своих детей в детский сад или аналогичное учреждение. Однако, вовсе не все родители считают это лучшим решением для своих детей. По статистике, около 14% родителей предпочитают воспитывать и учить своих дошкольников дома, в семье.Мы считаем, что это неоправданно лишает родителей традиционного права самим воспитывать и учить детей дошкольного возраста. В свете других положений законопроекта становится очевидно, что обязательное очное (в дошкольном учреждении) дошкольное образование не только неоправданно и насильственно отрывает детей от семьи против воли их родителей, но и накладывает на семью дополнительное финансовое бремя (плата за «уход и присмотр»), фактически являясь скрытым навязыванием платных услуг как обязательных. Эти нововведения мы считаем недопустимыми. Кроме того, эта норма совершенно нереалистична. Уже сейчас люди стоят в длительных очередях на место в детском саду, вставая в очередь, иногда, даже до рождения ребенка. Мест в детских садах на всех не хватит – а обязанность обеспечить очное дошкольное образование останется, и отвечать за нее, по законопроекту, будут родители. Им придется нанимать платных педагогов, что многие люди делать не в состоянии.Мы считаем, что необходимо сохранить возможность давать дошкольное образование дома, в семье, без обязанности обращаться к педагогам. 2) Законопроект в нынешнем виде уничтожает право семьи свободно выбирать форму получения образования детьми!Действующий Закон «Об образовании» прямо определяет право на образование в семье по решению родителей. Ст. 52. П. 4 объявляет, что все родители имеют право на образование своих детей в семейной форме: «Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении».Новый законопроект не содержит упоминаний об этом праве, данном всем гражданам России Законом, тем самым фактически уничтожая его. Более того, п. 6 ст. 100 законопроекта запрещает получение начального образования в заочной и очно-заочной форме, тем самым неправомерно ликвидируя возможность экстерната для младших школьников. Семейное образование на сегодняшний день – право всех граждан Российской Федерации. Значительное число граждан успешно пользуются этим правом, давая своим детям качественное образование в семье и делая тем самым ценный вклад в будущее российского общества и своих детей. Качество образования получаемого в семейной форме в России, как и во всех странах, где давно и прочно существует эта форма, не ниже, а нередко – выше качества образования, получаемого в школах. Как известно, демократическое государство должно расширять, а не ликвидировать права граждан, уже провозглашенные законом и не наносящие ущерба ни обществу, ни правам других граждан. По нашему убеждению, право на семейное образование должно быть доступно всем и на всех ступенях общего образования, а уничтожение этого права нанесет серьезный ущерб будущему российского общества и наших детей. Уничтожение этого права также идет вразрез с нормами международного законодательства. Ст. 18 Конвенции о правах ребенка предполагает, что государство не отнимает у родителей право на обучение и воспитание детей, а содействует семье в осуществлении этого права и обязанности. Ст ст. 28 этой же Конвенции, требует от государств «поощрять различные формы среднего образования», а не уничтожать одни из них в пользу других. Слишком ограничена в законопроекте и возможность использования индивидуального учебного плана. Сперва указывается, что каждый обучающийся имеет право обучаться по индивидуальному учебному плану – а затем говорится, что для этого требуется решение руководства школы. Сегодня, к сожалению, родители детей (даже имеющих те или иные проблемы со здоровьем!), иногда, с большим трудом добиваются от школы перехода на индивидуальный учебный план. Мы считаем необходимым, чтобы любой ребенок мог перейти на индивидуальный учебный план по заявлению и просьбе родителей. Эта возможность не должна и не может зависеть от произвольного решения школьного руководства.3) Законопроект недостаточно защищает права родителей и семьи в образовательном процессе и воспитании детей. Нигде в законопроекте не оговорено, что семья имеет исключительные права в области религиозного и сексуального воспитания детей. Между тем, в этой области приоритетными должны быть именно права семьи и родителей. Мы не хотим, чтобы завтра, без согласия родителей, были введены различные «программы сексуального просвещения». Мы считаем важным, чтобы в законе было прямо оговорено, что любые формы религиозного и сексуального воспитания и образования детей были возможны только при условии добровольного согласия родителей!4) Закон, к сожалению, плохо защищает права детей с особыми образовательными потребностями и с различными проблемами адаптации к школе. Рекомендации врачей и психологов, которые родители приносят в школу, часто игнорируются. Тем самым здоровью детей в образовательном процессе нередко наносится существенный ущерб. Мы также убеждены, что в законе должно быть прямо указано – если родители представили в школу те или иные медицинские или психологические рекомендации специалистов, школа должна быть обязана учесть их в образовательном процессе и исполнять такие рекомендации – исключения из этого правила могут делаться только с согласия или по просьбе родителей ребенка. Как граждане России, мы протестуем против указанных моментов проекта Закона «Об образовании», и, пользуясь нашим гражданским правом требуем:1) Сохранить право граждан давать своим детям дошкольное воспитание и образование в семье, не прибегая к услугам дошкольных учреждений.2) Сохранить подтвержденное и провозглашенное действующим законом право родителей давать своим детям общее образование в семье для всех ступеней общего образования, включая начальное. 3) Включить в законопроект гарантию возможности для каждого школьника по решению родителей учиться по индивидуальному учебному плану.4) Прямо оговорить в законопроекте, что сексуальное и религиозное воспитание и обучение несовершеннолетних учащихся может вестись в школе только с письменного согласия их родителей. 5) Обязать учебные заведения учитывать медицинские и психологические рекомендации специалистов, представленные родителями ребенка, и не нарушать их. 6) При любой реформе образовательного законодательства сохранять прямое подтверждение и изложение этих прав в Законе без какого-либо их умаления и ограничения. Просим вашего содействия в осуществлении наших гражданских требований.

Надо отправить обращение еще и Президенту Российской Федерации Д.А. МедведевуКомитет Государственной Думы РФ по образованию103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования125993, г.Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7, стр.1

Цель: Познакомить старшеклассников с основами семейного законодательства РФ, личными правами супругов.

Форма : Нравственно-правовой лекторий.

Участники : Классный руководитель, ученики класса.

Подготовительный этап : Готовясь к классному часу, творческая группа может нарисовать для каждого учащегося сердечки-памятки с пословицами о семье:

Лучше матери друга не сыщешь.

Сердце матери лучше солнца греет.

Ради ребенка мать и в огонь бросится.

У дитя болит пальчик, а у матери — сердце.

Отец сына худому не учит.

Кто слушает родителей, не обеднеет.

Наши родители — не гонители.

Слушай наставления отца-матери — не заблудишься.

Для создания эмоционального фона классного часа классному руководителю следует продумать вопрос о его музыкальном оформлении.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Прекрасное время — юность. Вы, ребята, уже много знаете, много умеете, чувствуете себя взрослыми. Сейчас очень ответственный период вашей жизни. Вы должны решить, какую профессию выбрать, как устраивать свою жизнь. Многих из вас, конечно, волнует вопрос о будущей семейной жизни, каким будет ваш единственный и неповторимый спутник или спутница жизни. Пройдет немного времени, и вы станете мужьями и женами. Создание семьи — очень ответственный шаг в жизни каждого человека. Вы должны знать, что отношения между супругами регулируются не только нравственными, но и юридическими нормами.

Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Этот конституционный принцип развивается во многих законодательных актах, но основным является Семейный кодекс РФ.

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые возникают между супругами и другими членами семьи.

Знание положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака. Слово «брак» образовалось от древнерусского «брачити» — отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое.

Каковы условия заключения брака?

По семейному законодательству брак — это союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (загс) и основанный на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности. Чтобы союз был действительным, закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака.

Первое условие — взаимное и добровольное согласие будущих супругов вступить в брак. Это означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по своей воле.

Второе условие связано с брачным возрастом. В России он составляет для мужчин и для женщин 18 лет. Но, согласно российскому законодательству, если имеются уважительные причины, по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен по заявлению лиц, вступающих в брак, но не более чем на два года (до 16 лет).

Третье условие — брак не может быть заключен, если одна из сторон состоит в другом браке.

Четвертое условие —- не допускаются браки между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие мать и отец) и неполнородными (общий один из родителей) братьями и сестрами.

Существует определенный порядок регистрации брака. Он предусматривает личную подачу заявления будущими мужем и женой в загс по месту жительства.

После заключения брака у супругов появляются по отношению другу к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные неимущественные и имущественные права и обязанности. В ходе классного часа рассматриваются личные права супругов.

Личные права и обязанности супругов

В реализации своих личных неимущественных прав и обязанностей муж и жена равноправны. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о детях. Также супруги имеют право по личному желанию и взаимному согласию избрать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить свои прежние фамилии.

После обсуждения правовой информации учитель может предложить учащимся тесты, которые помогут им понять свое отношение к будущей семейной жизни.

Тест «Какой вы будущий хозяин?»

1. Можете ли вы приготовить себе завтрак?

а) Да, б) иногда, в) нет.

2. Случается, что иногда вы готовите в выходные дни какое-то блюдо для всей семьи?

а) Да, б) иногда, в) нет.

3. Помогаете ли вы родителям закупать продукты?

а) Да, б) иногда, в) нет.

4. Входит ли в ваши постоянные обязанности покупка различных продуктов питания, например, хлеба?

а) Да, б) иногда, в) нет.

5. Помогаете ли вы родителям в уборке по дому?

а) Да, б) иногда, в) нет.

6. Можете ли вы помочь родителям в покупке бытовой техники?

а) Да, б) отчасти, в) нет.

7. Считаете ли вы, что оба супруга вместе должны заниматься воспитанием детей?

а) Да, б) иногда, в) нет.

8. Можете ли вы самостоятельно починить несложные бытовые приборы в доме или сделать мелкий ремонт?

а) Да, б) иногда, в) нет.

9. Сможете ли вы остаться сам на хозяйстве, если жена, например, будет занята на работе?

а) Да, б) иногда, в) нет.

10.Считаете ли вы, что семья должна проводить свободное время вместе?

а) Да, б) иногда, в) нет.

Теперь подсчитайте количество баллов, учитывая, что ответы а) соответствуют 3 баллам, б) 2 баллам, в) 1 баллу.

26-30 баллов. Похоже, что вашей будущей ж6н6 повезет. Вы будете хорошим хозяином. Ваши усилия должны вознаграждаться хорошим настроением и благодарностью жены.

16-25 баллов. Исходя из ваших ответов ваш вклад в домашнее хозяйство будет не очень большой. Если вы хотите стать хорошим хозяином, вам следует пересмотреть свою позицию по многим вопросам.

10-15 баллов. Пока вы плохо представляете себе, что такое семейная жизнь и обязанности супруга, на котором лежит ответственность за своих близких.

Тест «Какой хозяйкой вы будете?»

1. Представьте, что у вас нет холодильника, телевизора, стиральной машины и нового пальто, а приобрести вы можете только одну из этих вещей. Что бы вы купили?

а) Холодильник, б) телевизор, в) стиральную машину, г) пальто.

2. Часто ли вы заглядываете в шкаф, чтобы навести там порядок?

а) Да, б) нет.

3. Делаете ли вы ежедневную уборку своей комнаты или квартиры?

а) Да, б) нет.

4. Бывает ли так, что когда приходят приглашенные гости, вы еще заняты хозяйственными делам?

а) Да, б) нет.

5. Хватить ли у вас смелости подать гостям подгоревший пирог?

а) Да, б) нет.

6. Доставляет ли вам удовольствие самой готовить?

а) Да, б) нет.

7. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

а) Да, б) нет.

8. Есть ли у вас фирменное блюдо?

а) Да, б) нет.

а) Да, б) нет.

10. Помогаете ли вы родителям по хозяйству?

а) Да, б) нет.

11. Считаете ли вы, что каждая вещь в доме должна иметь свое постоянное место?

а) Да, б) нет.

12. Сможете ли вы навести порядок в доме без использования бытовой техники?

а) Да, б) нет.

№ вопроса

Ответы, баллы

Интерпретация результатов.

До 155 баллов. К сожалению, вы пока не готовы быть хозяйкой дома. Вы не умеете организовывать свое время и плохо владеете навыками ведения домашнего хозяйства.

156-185 баллов. Вы трудолюбивы и достаточно организованны. Если что-то временно не ладится в хозяйстве, вы сможете это поправить с помощью своих близких.

186 баллов и выше. Вы сможете стать хорошей хозяйкой дома. Вы постоянно наводите в доме порядок, но не забывайте, что хорошая хозяйка не должна видеть цель своей жизни только в домашней работе.

Тест «Готовы ли вы к семейной жизни?»

Отметьте в приведенном ниже перечне то, что вы считаете своими обязанностями в семье:

1. Забота о детях.

2. Проверка домашнего задания.

3. Посещение родительских собраний.

4. Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям.

5. Организация детских торжеств в саду и в школе.

6. Организация семейных праздников.

7. Чтение специальной литературы по воспитанию детей.

8. Выполнение работы по дому.

9. Совместный досуг детей и родителей.

10. Покупка продуктов питания

11. Уборка квартиры.

12. Стирка белья.

13. Ремонт квартиры.

14. Мелкий ремонт по дому.

15. Поддержание контактов с соседями.

16.Планирование семейного бюджета.

17. Покупка одежды и обуви.

18. Покупка мебели, бытовой техники.

19. Уход за домашними животными.

20. Создание благоприятного семейного микроклимата

Обработка результатов теста: каждый отмеченный пункт — 1 балл. 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супруга (супругу), а домработника.

От 6 до 14 баллов . Вы можете стать хорошим супругом (супругой), но подумайте, не много ли обязанностей вы хотите переложить на плечи будущего спутника жизни?

15 и выше баллов . Вы уже достаточно хорошо понимаете, что такое семейная жизнь.

В заключение классного часа целесообразно организовать обмен мнениями учеников о состоявшемся разговоре и о том, на какие вопросы они хотели бы получить ответы, а также подарить учащимся заготовленные сердечки-памятки с пословицами о семье...

Традиционное обучение является самым распространенным видом обучения, на котором базируется преподавание в большинстве школ страны.

Термин «традиционное обучение» обозначает классно-урочную систему обучения, которая была сформулирована в Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика». Отличительными признаками такой системы обучения являются:

Организация учащихся примерно одного возраста в группу, состав которой остается практически неизменным на протяжении всего периода обучения;

Разработка единого годового плана и следование расписанию;

За единицу занятий взят урок, посвященный одному учебному предмету, теме;

Преподаватель следит за работой учащихся на уроке.

Такое обучение характеризуется тем, что знания учащимся выдаются в готовом виде, им остается лишь усваивать их и применять в похожих ситуациях. Поэтому на таких уроках большей частью развивается память, а не мышление, вследствие чего развитие творческих способностей, самостоятельности и активности происходит на слабом уровне. У учащихся формируется репродуктивный стиль познания, а объем информации в большинстве случаев превышает возможность ее усвоения. Естественно, что ни о каком индивидуальном подходе к учащимся не может быть и речи, потому что подобный темп обучения невозможно подвести к индивидуально-психологическим особенностям учащихся. Карзанова, Т.Ю. Традиционный и интенсивный типы обучения в современной методике преподавания РКИ. - Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 1(57). С. 353.

Традиционный урок обращен в прошлое, потому он и ориентируется на запоминание материала, и информация играет роль знания. В современном мире одного знания информации недостаточно, важно выработать собственное мышление относительно этой информации, а также умение работать с большими информационными потоками.

Взаимоотношения учителя и учеников в рамках традиционного обучения складываются на основе педагогического авторитета, поскольку учитель - главный субъект обучения. Личность его незаменима никакими техническими средствами и системами самостоятельного обучения. Учитель является руководителем развития ребенка и проводником среди ошибок и незнания, потому что школа призвана знания давать. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие. - С-П.: Питер, 2009. 255 с.

Знания даются учителем в готовом виде, как раз для запоминания. Ученику нужно услышать, запомнить, повторить и закрепить на практике. Повторение нужно для того, чтобы усвоенная мысль перешла из кратковременной и оперативной памяти в память долговременную. Для этого повторение должно быть осмысленным, информацию нельзя лишь механически запомнить.

Приведем несколько традиционных методов преподавания.

Одним из традиционных методов преподавания является рассказ как последовательное изложение материала в повествовательной форме. При помощи рассказа учитель может сообщать фактические сведения, которые требуют образности и последовательности изложения. Рассказ можно применять на всех этапах обучения, корректируя его в зависимости от обстоятельств. При помощи рассказа учитель может активизировать воображение, память, мышление учащихся, а также эмоциональные переживания. Воздействие на чувственную сторону личности позволит достичь решения некоторых задач правового воспитания. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2013. - 156 с.

Вызывая эмоциональные переживания у ребенка на уроке семейного права, учитель сможет формировать нравственные оценки и нормы поведения, прививать общепринятые семейные ценности.

В зависимости от того, для каких целей преподаватель использует рассказ, выделяются следующие виды данного метода обучения:

Рассказ-вступление, подготавливающий учеников к изучению нового материала; семейный право преподавание школа

Рассказ-повествование, использующийся учителем для изложения материала;

Рассказ-заключение, подводящий итоги по изученному материалу.

К рассказу, как к методу обучения, предъявляются требования, которым он должен соответствовать. Основными требованиями к рассказу являются: обеспечение достижения целей, построение на достоверных фактах, четкая логика текста, учет возрастных особенностей учащихся. Рассказ должен излагаться доказательно, образно, эмоционально, желательно не более десяти минут.

В том случае, если при помощи рассказа невозможно достичь полного понимания учениками той или иной информации, применяется метод объяснения. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник. 2-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2013. 158 с.

Объяснение представляет собой истолкование закономерностей, свойств, явлений, понятий. Объяснение основывается на логических умозаключениях, которые устанавливают истинность каких-либо суждений. Чаще всего метод объяснения используется при изучении теоретического материала, особенно если он усложняется в связи с возрастанием интеллектуальных возможностей учащихся.

К объяснению предъявляются следующие требования: точное формулирование проблемы, последовательность в раскрытии причинно-следственных связей, аргументированность и доказательность, логическое изложение. Педагогика.под ред. Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2012. 350 с.

В тех случаях, когда при использовании метода обучения возникают вопросы, как со стороны учителя, так и со стороны учеников, объяснение перестает в беседу. Беседа является вопросно-ответным методом обучения, при помощи которого учитель подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет то, что ученики уже изучили.

Беседа - универсальный метод обучения, который может быть использован при решении любых дидактических задач. Беседа может быть индивидуальной, в которой учитель задает вопросы только одному ученику; групповой, в которой вопросы могут быть адресованы определенной группе; фронтальные, в которой вопросы адресованы всем. Педагогика. под ред. П.И. Пидкасистого. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2014. 417 с.

В соответствии с задачами, которые ставятся учителем, уровнем развития обучающихся и содержанием материала выделяются следующие виды бесед:

Организующие (вводные) беседы, проводящиеся перед изучением новой темы для актуализации знаний учащихся;

Беседы-сообщения новых знаний;

Закрепляющие (синтезирующие) беседы, обобщающие и систематизирующие знания учащихся;

Контрольно-коррекционные беседы.

При проведении беды следует ориентироваться на основные требования: правильная формулировка вопроса, логическая связь между вопросами, краткость и содержательность.

Метод беседы в преподавании семейного права в школе позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность, развивать речь, мышление и память учащихся, контролировать их знания. Однако, если у учащихся нет нужных для беседы знаний, она становится малоэффективной, не способствует формированию практических умений и навыков. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. - М.: издательство Международного юридического института, 2014. 252 с.

Еще одним традиционным методом преподавания семейного права в школе является лекция как монологическое изложение большого количества материала.

Лекции могут быть научно-популярными и академическими и посвящаются объемным и особенно важным разделам учебной программы.

Важным методом обучения является работа с учебником и книгой. Он заключается в том, что ученик в собственном темпе и в удобное время может самостоятельно обращаться к учебной информации.

Вариантами такой работы могут быть конспектирование содержания прочитанного материала, тезирование основных идей. Также ученик может составить план текста или процитировать нужный материал, написать аннотацию к тексту и т.д. Педагогика. под ред. П.И. Пидкасистого. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2012. 417 с.

В достижении дидактических целей учителю права может помочь такой традиционный метод преподавания как упражнение. Упражнение - это сознательное, многократное выполнение учебных действий, как умственных, так и практических, целью которых является овладение или повышение их навыков.

Упражнения могут быть устными и письменными и графическими. Устные упражнения развивают культуру речи, логическое мышление, внимание и память, а также познавательные возможности учеников. Их значение заключается в том, чтобы закрепить полученные знания и выработать необходимые умения и навыки применения этих знаний. Письменные и графические упражнения способствуют развитию пространственного мышления в понимании графиков, схем и т.д. Педагогика [Текст].под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. 347 с.

Требования к упражнению заключаются в их социальной направленности, знании алгоритма выполнения действий, учете достигнутых результатов и повторении.

Основная форма учебно-воспитательной работы по праву в системе школьного образования - урок.

Урок - это динамическая и вариативная форма организации процесса, целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач правового образования, развития, воспитания в процессе обучения. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву. - Екатеринбург: издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 146 с.

Учебное занятие по праву (урок) - это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников, направленная на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Урок обладает рядом преимуществ, поскольку сочетает фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы, что дает возможность учителю излагать материал последовательно и систематически. Такая модель обучения позволяет эффективно решать поставленные задачи с помощью содержания и методов педагогической деятельности.

Основными этапами традиционного урока является организационный момент, проходящий в начале урока, проверка знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках, постановка целей и задач, которые учитель озвучивает перед учениками, подача нового материала, выполнение заданий на усвоение этого материала, контроль, оценка знаний, домашнее задание и проверка итогов.

Такой вид подачи материала имеет как ряд преимуществ, так и недостатков. Безусловно, традиционное обучение проверено несколькими поколениями и является вполне результативным. Однако в современных условиях, когда количество информации очень объемно, ребенку весьма проблематично запомнить и понять все. С появлением сети Интернет появился доступ к неограниченным информационным ресурсам, и задача педагога научить ребенка ориентироваться в этих ресурсах, выбирать полезную и стоящую информацию.

Возможность передачи большого количества информации в короткое время является несомненным достоинством традиционного обучения. Однако ориентация на память, а не на мышление приводит к тому, что свои знания ребенок сможет применять лишь в ситуациях, аналогичных примерам, которые приводил учитель. Творческие способности практически не развиваются, как и самостоятельность, активность, формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности вследствие воспроизводящего характера учебно-познавательного процесса. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву. - Екатеринбург: издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 149 с.

Урок по праву должен не только опираться на ценности традиционного обучения, но и соответствовать современному уровню обучения, а также современному уровню развития правовой системы государства. Признаками современного урока права являются:

Направленность на выполнение социального заказа общества;

Наличие целей и задач;

Использование деятельностного подхода;

Учет новейших достижений науки;

Активная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения;

Оптимизированное содержание обучения;

Формирование знаний, умений и навыков учащихся на основе единства;

Разнообразные учебные ситуации на уроке с вычленением учебных задач;

Наличие обратной связи;

Поддержание высокого темпа урока;

Благоприятный психологический микроклимат.

Таким образом, целевой акцент в традиционном преподавании ставится на результат обучения, то есть на усвоение объема информации, требуемого программой. При этом роль ученика в процессе обучения преимущественно пассивная, ведущую роль принимает на себя педагог как источник знаний, которые предлагаются в «готовом виде» и направлены на достижение определенного образца. Знания ученики применяют в типовых заданиях, а также при выполнении проверочных работ, преобладают фронтальная и индивидуальная формы учебной деятельности. Несмотря на модернизацию образования, традиционные методы находят себе место в новых условиях, «подстраиваясь» под требования общества. Не стоит забывать, что эти методы преподавания проверены временем, просуществовали не одно столетие и успешно служили основой образования многих современных новаторов. В преподавании семейного права невозможно полностью отказаться от традиционных методов. Они являются основой, на которую можно накладывать инновации. Разумное и выгодное сочетание традиций и требований времени позволит расширить границы возможностей, которыми обладают участники образовательного процесса, и добиться целей, стоящих перед ними.

Оказывается, каждый родитель может стать учителем своего ребенка, при этом еще и получая зарплату от государства. При хорошей родительской фантазии урок биологии можно провести в Ботаническом саду, а математикой заниматься на скамейке в парке. Осталось только выбрать: семейное образование, экстернат или самообразование. Чем отличаются вышеупомянутые виды внешкольного образования, и что нужно делать, чтобы такое образование "засчитывалось" наравне с классическим школьным?

Семейное образование

    Возможно с любого класса, к занятиям в школе можно вернуться в любой момент.

    После подписания соответствующего заявления директором (при условии, что данная форма обозначена в уставе учебного заведения), необходимо заключить с администрацией школы юридический договор, согласно которому на время обучения в семье ребенок сможет пользоваться необходимой литературой из школьной библиотеки, обращаться за методической помощью и консультациями учителей. Так же ознакомиться с Федеральным Законом «Об образовании» и Примерным положением «О получении образования в семье».

    Лица, занимающиеся образованием ребенка, имеют право на «учительскую зарплату». Однако процесс ее выплаты не отработан, и, порой, занимает гораздо больше времени, нежели она того стоит. Чтобы прикинуть примерную сумму, складываются зарплаты всех учителей и делятся на количество учащихся.

    В следующий класс ребенок будет переводиться по итогам ежегодной аттестации (сдачи контрольных точек). 9 и 11-классники проходят итоговую аттестацию в форме экзаменов, после чего получают документ государственного образца о соответствующем образовании и, если заслужили, медали.

    Контроль за обучением остается за школой, и если ребенок не усваивает программу, администрация учебного заведения вправе расторгнуть договор с его родителями.

    Спорные вопросы следует начинать решать в местном органе управления образования.

Правовой лекторий для учащихся МБОУ Уваровской средней школы - сад

Час общения

«Правовые основы семьи и брака

Подготовила учитель истории Е.М. Синюк

Март 2015г.

«Жениться это значит наполовину

Уменьшить свои права и

Вдвое увеличить свои обязанности».

(А.Шопенгауэр)

1.Семья и брак.

Сегодня на уроке мы рассмотрим интересную и очень важную тему « Правовые основы семьи и брака».

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Существует огромное количество пословиц и поговорок о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей». Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание Артура Шопенгауэра «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». В конце урока, опираясь на знания, полученные на уроке, вам предстоит дать ответ, как вы понимаете это высказывание и согласны ли вы с ним.

Учитель предлагает из курса 8 класса вспомнить, что такое семья. Обобщая выводы учащихся, отвечаем на вопрос «Что такое семья?», после даем определение семьи.

Семья – малая группа людей, основанная на кровном родстве и связанная общностью быта, взаимными правами и обязанностями.

Что объединяет членов семьи? Что дает человеку семья? Что дает государству семья?

Государство защищает семью с помощью закона. Большая роль в регулировании семейных отношений принадлежит праву. В Конституции РФ указано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Важнейшим документом, который регулирует семейные взаимоотношения (супругов, детей, родителей) является Семейный кодекс РФ. В нем установлены правила вступления в брак, его расторжения, указаны права и обязанности членов семьи, которые носят как личный, так и имущественный характер. Конечно, всех взаимоотношений СК регулировать не может.

Для рассмотрения основных принципов семейного права мы проведем работу с Семейным кодексом, (ст.1) заполним таблицу.

Линии сравнения.

Характеристика понятий

Чем характеризуется этот союз?

Добровольный союз

Кто может заключить брак?

Мужчина и женщина

Кому пригадлежит главная роль в этом союзе?

Союз равноправный, все вопрсы решаются по взаимному согласию.

Какова цель союза?

Создание семьи

Какой брак признает государство?

Только зарегистрированный брак в органах ЗАГСа.

Мы с вами подошли к такому понятию, как брак. Что такое брак? Слово брак произошло от древнерусского слова «брачити», что в переводе означает отбирать, выбирать лучшее.

В таблице мы выделили существенные признаки брака. Даем определение браку, опираясь на таблицу.

Брак – это оформленный в законном порядке свободный добровольный, равноправный союз мужчины и женщины с целью создание семьи, в результате которого возникают взаимные права и обязанности супругов.

2. Порядок и условия заключения брака .

Закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака. Если предусмотренные законом условия и порядок брака будут нарушены, то такой брак признается недействительным. Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. При наличии уважительных причин этот срок может быть сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон, призыве в армию) брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления.

Задания учащимся: пользуясь СК (ст.11,12, 13) определяем порядок заключения брака. Далее рассматриваем условия заключения брака. СК (ст. 14) (заполняем таблицу)

(слайд 8).

Условия заключения брака

Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

1.Взаимное добровольное согласие.

1. Если одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

2. Достижение брачного возраста.

2. Между близкими родственниками.

3.Между усыновителями и усыновленными.

4. Если одно лицо признано судом недееспособным (психические расстройства или слабоумие)

Одним из условий признания брака действительным является достижение брачного возраста.

Почему брачный возраст в России устанавливается с 18 лет?

Относится ли к особым обстоятельствам, исключительным случаям беременность невесты, рождение ребенка, опасная командировка? Свой ответ аргументируйте.

Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать брак лицами моложе 18 лет. В настоящий момент возможность вступления в брак до 16 лет предусмотрена законами 11 субъектов Российской Федерации: в Ростовской , Московской , Вологодской , Владимирской , Самарской , Калужской областях разрешается снижать брачный возраст до 14 лет, Тверской , Мурманской и Рязанской - до 15 лет, Новгородской , Орловской , а также Башкортостане - без ограничений, связи с исключительными обстоятельствами.

3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные неимущественные и имущественные. (слайд 9) При определении имущественных прав супругов СК РФ говорит о «законном режиме имущества супругов и договорном режиме имущества супругов» (СК глава 8).
(Проектная деятельность. Учащиеся разбиты на группы, и каждая группа получает задание.)

Задание для группы 1.

Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.

(ст.31 и 32 СК РФ)

Задание для группы 2.

Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.

б) ст.33 -35 СК РФ.

Задание для группы 3.

Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества.

а) текст учебника §15 стр.111

б) ст.36 -37 СК РФ.

4. Брачный договор .

Законный режим имущества супругов может быть изменен в результате заключения супругами брачного договора. Мода на брачные договоры началась на Западе. Брачный договор заключали в свое время Наполеон Бонапарт, Вольфганг Амадей Моцарт. Возможность заключения брачного договора в России появилась когда был принят новый СК. Что такое брачный договор? (СК ст.40-41) Что может оговариваться в брачном контракте? (работаем с учебником стр.111). Заключается договор в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Если брачный договор заключен до государственной регистрации брака, то он вступает в силу только со дня регистрации заключения брака.

Задача для закрепления : Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт? (Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

5.Расторжение брака.

К сожалению иногда бывает так, что брак дает трещину и семья разводится. Ребята, а как вы думается какие причины могут привести к разводу супругов?

Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в 8 веке до н.э. К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. По статистике распадается каждый третий брак, заключенный в нашей стране. Брак расторгается как в Загсе, так и в суде.

Работа с Семейным кодексом (заполняем таблицу) (СК ст.16 п.1, ст18, ст.19 п.1,2 ст.21 п.1,2). (слайд 13)

В ЗАГСе

В суде

Обоюдное согласие

Один из супругов уклоняется от расторжения брака.

Нет общих несовершеннолетних детей

Есть общие несовершеннолетние дети

Один из супругов признан судом безвестно отсутствующим

Один из супругов признан недееспособным

Один из супругов осужден за совершение преступления на срок свыше 3 лет

В случае смерти супруга

В одном-единственном случае закон ограничивает право супруга расторгнуть брак. Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время её беременности и в течение года после рождения ребенка.

Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.

5.Права и обязанности родителей и детей.

Роль супругов – первая, которую играют люди, вступившие в брак. Вторая, ещё более трудная роль - роль родителей: папы и мамы.

С рождением ребенка, супруги вступают в новые правовые отношения - отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей. В нормах права закрепилась еще многовековые представления о семье. Древнегреческий философ сказал: «Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь с своими родителями».

Работа с СК Глава 12 ст.61-66 (права и обязанности родителей)

Права и обязанности родителей и детей.

Родители

Дети

Право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

Право жить и воспитываться в семье

Право на определение имени, отчества и фамилии, гражданства и национальности, а также местожительства своих детей.

Право на имя, отчество и фамилию

Являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов, в том числе в судах.

Право на защиту прав и законных интересов

Обязаны обеспечивать получение детьми основного общего образования.

Право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы

Право истребовать своих детей от лиц, которые их незаконно удерживают.

Право на общение с родителями и другими родственниками

Право на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства;

Право иметь собственность, получать содержание от родителей.

Ребенок должен воспитываться в семье, иметь мать и отца. Права и обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей одновременно соответствуют обязанностям родителей. И всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту.

Как вы думаете, почему появилась необходимость законодательного закрепления таких прав?

Заканчивая наш урок, обратимся еще раз к высказыванию философа А.Шопенгауэра эпиграфу нашего урока: «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Как вы понимаете это высказывания, опираясь на знания, полученные на уроке?

Семейное законодательство РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности их судебной защиты.




Просмотров