Воспитание безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников».
Составитель: Рогацевич И.М.

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.Но безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дошкольники могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых - стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим большое внимание уделяем организации различных видов детской деятельности и приобретению опыта. Ведь всё, чему мы их учим, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Цель нашей работы: формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

В соответствии этой цели мы поставили задачи.

. Задачи:

Определить содержание работы по проблеме обучения воспитанников;

Формировать основы безопасности в окружающем мире;

Разработать формы организации деятельности с дошкольниками;

Подготовить наглядно-дидактический материал;

Создать систему планирования.

Организация работы по безопасности жизнедеятельности включает в себя 5 разделов:

1. «Ребенок и другие люди» , объясняем:

Что именно может быть опасным в общении с другими людьми;

Что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

3. «Ребенок дома» -проводим беседы о пожароопасных предметах, острых и тяжелых предметах, балконе, открытом окне и другие бытовых опасностях. А также, умении пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.

4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» - изучаем строение организма, закрепляем навыки личной гигиены,говорим о роли лекарств и витаминов,об отношении к больному человеку, а также детских страхах, конфликтах между детьми и т.д. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья воспитанников.

Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

5. «Ребенок на улице» -объясняем правила дорожного движения; правила поведения в транспорте; обучаем ориентированию на местности. Дошкольникам необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.

Данная работа ведётся через:

1.Организованную деятельность дошкольников:
-организация НОД по образовательным областям: "Безопасность", "Здоровье", "Познание", "Социализация".

-экскурсии : к пешеходному переходу, к перекрёстку, к светофору,

наблюдение за транспортом на проезжей части, за пешеходами.

-моделирование проблемных ситуаций:

дошкольник дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями,

сёстрами; воспитанник с взрослыми и т.д.

2.Совместную деятельность дошкольников и воспитателя осуществляем через:

Наблюдение:
-за работой светофора;
-за пешеходами на пешеходном переходе;
-за движущимся транспортом;
-за природными явлениями (метель, гроза);

Беседы:
-серия бесед:"Если ты дома один";

. -"Безопасное обращение с электроприборами";
-"Знакомые и незнакомые люди";
-"Спички детям не игрушки"

Эксперименты:
-"Огонь -друг, огонь - враг"(со свечкой);
-"Чем опасны сосульки на крыше дома "(с сосулькой);
-"Что такое пар?"(с водой)

Использование иллюстративного материала:

У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.

По этому разделу у нас в группах есть подборка иллюстраций, книги, детские презентации. -"Пожарная безопасность";
-"Один дома";
-"Умный светофор";
-"Ребёнок и незнакомец";

-"Здоровый образ жизни"

Проигрываем сюжеты из жизни:
Предлагаем ситуацию:" Вы одни дома, мама ушла в магазин. В это время кто-то позвонил в дверь. Сказал, что сосед.
" Как вы поступите?
-"Опасности поджидающие дома";

. -"Как пользоваться электроприборами";

-"Безопасная прогулка";
-"Поездка в транспорте"

использование литературных произведений разных жанров:
-стихи: С.Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Пожар";
-рассказы: Е. Хоринский "Спичка- невеличка";
-Б. Жидков "Пожар в море";
-Л.Н. Толстой "Пожар","Пожарные собаки";
-Н.Носов "Мишкина каша", "Телефон", "Живая шляпа";
-Детские энциклопедии: серия книг «Я познаю мир»;
- К.Люцис «Азбука здоровья в картинках»;
- Г. Зайцев «Учимся вежливости», «Уроки Айболита»;
-сказки: Большое значение отводится именно сказкам .

Через сказки дошкольники осваивают уроки безопасности.

В стихах: С.Я. Маршак "Кошкин дом";
-К. Чуковский "Телефон", "Айболит";
-в прозе: Ш.Перро "Красная Шапочка";
- обработка А.Толстой "Три поросёнка";
- Братья Гримм "Белоснежка и семь гномов";
-"Колобок";
-"Волк и семеро козлят";
-сборники пословиц и поговорок, загадок;

Дидактические игры:

Словесные: Играем "Вопрос- ответ".

Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно нас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься.

Побуждаем малыша задавать вопросы нам. Реагируем эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

-"Добрые и плохие поступки";

-«Съедобное — несъедобное»;

-«Угадай по признаку»;

-«Закончи предложение»;

-"Опасные- неопасные растения";

-"Умники и умницы"

-"Назови членов своей семьи"

- «Кто лишний»,

-"Умею-не умею",
Настольно-печатные игры:
-«Путешествие по сказкам»;
-«Город машин»;
-«Круглый год»;

-«Умный светофор» лото;
- домино «Дорожные знаки»;
-«Что необходимо пожарному?» лото;
-«Разложи картинки по порядку»;
-игры-драматизации:
-"Кот, петух и лиса";
-"Колобок";
-"Волк и семеро козлят";
-"Три поросёнка";
-"Красная Шапочка"
Проигрывая ситуацию через элементы драматизации по сюжетам знакомых сказок, воспитанники делятся впечатлениями. Объясняют, где герой сказки допустил ошибку. Беседуя по прочитанной сказке "Волк и семеро козлят", заостряем внимание на том, что козлята сделали неправильно. Задаём вопрос:"А как надо было поступить козлятам?" Выявляем положительных и отрицательных героев сказки. Обыгрываем, изменяя конец сказки, сюжет должен быть с соблюдением правил безопасности. Проводим игры "Закончи сказку по новому", "Придумай новый сюжет к старой сказке"

Тематические игры по разделам:

Через игру они познают мир, и осваиваются в нем. Мы играем вместе в сюжетно - ролевые игры, дидактические игры по развитию познавательных процессов.

"Не играй с огнём";

"Огнеопасные предметы";

лото "Что пригодится при пожаре";

"Опасно - не опасно";

"Можно-нельзя";

"Пожарные";

"Чрезвычайные ситуации на прогулке";

"Город";

"В городе";

"Это надо знать";

Азбука безопасности"Один дома";

-"Как избежать неприятности во дворе и на улице";

"Как избежать неприятности дома;"

"Наши помощники растения";

"Азбука безопасности на природе";

"Съедобное - не съедобное";

"Большая прогулка";

Подборка стихов и загадок о безопасности в природе, "Выбери нужное"и др.

3. Свободную деятельность

В свободной деятельности мы используем сюжетно-ролевые игры, в которых дети примеряют роль на себя.

Сюжетно-ролевые игры:
-«Юный пожарник»;
-«Служба спасения»;
-«Знакомые, родные, незнакомец»;
-«Путешествие по городу»;
Скорая помощь»

Во время рисования на различные темы, дошколята переносят на бумагу своё эмоциональное отношение к заданной теме.

рисование на различные темы:
-" Не шути с огнём";
-"Ребёнок и незнакомец";
-«Пожарная безопасность»,
-«Огонь наш друг или враг»,
- «Герои знакомых сказок -наши друзья и помощники»,
-«Отрицательные герои — обманщики, враги»

. Используем ситуации на прогулке.

Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с воспитанником о его безопасности. Конечно, дошкольники, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, так сказать, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам, то быстрее запоминается.

Например: " Вечером на прогулке мама забрала сына и остановилась поговорить с подругой. Петя, играя в прятки, ушёл на участок другой группы, не сказав маме.

Через некоторое время, мама заметила его отсутствие и сильно разволновалась." Мы обсуждаем ситуацию в группе, не называя самого ребёнка. Объясняем, почему так делать нельзя. Учим воспитанников, когда они куда-то отходят, спрашивать разрешение взрослых и быть в поле их зрения. Также советуем поступать, когда за ними приходят родители и обязательно попрощаться с воспитателем.

Если мы увидим, что воспитанник поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, обязательно похвалим его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если он поступил неправильно, не ругаем его — спокойно объясняем допущенную ошибку и рассказываем о возможных последствиях.

Работу с дошкольниками в данном направлении проводим систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь.

Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.

Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяем, усвоил ли он сказанное нами. Выясняем, что оказалось непонятным. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется личная безопасность дошкольника.

Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды.

Но нужно помнить, что главное - это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

Наталья Смирнова
Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью . Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста .

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту , на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности , и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации , в которых он может просто растеряться.

Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знания общепринятых человеком нормах поведения.

Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе.

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В программе :Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет осуществляется по пяти образовательным областям.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области :

«Социально-коммуникативное развитие» .

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов- как в совместной деятельности взрослого и детей , так в самостоятельной деятельности дошкольников .

Основные цели и задачи

Формирование основ безопасности . Это формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту , социуме, природе.

Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности .

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения ;

Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Во второй младшей группе : Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

В средней группе : Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировать понятие «съедобное» , «несъедобное» , «лекарственные растения» .

В старшей группе : Формировать основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе , что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган) . Знакомить детей с правилами поведения в этих условиях. Правилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.

В подготовительной группе : Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё.

В разделе : «Безопасность на дорогах » .

Во второй младшей группе : Расширять ориентировку в окружающем пространстве, знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значения сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (не переходить дорогу одному, надо держаться за руку взрослого)

В средней группе : Уточнить знания детей о работе полицейского. Знакомиться с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь» , «пожарная» , «МЧС» , «Полиция» , трамвай, троллейбус). Знакомить со знаками дорожного движения («Пешеходный переход» , «Остановка общественного транспорта» ).

В старшей группе : Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц на которых живут дети. Продолжать знакомить с ПДД. Правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Знакомить с дорожными знаками : «Пункт первой медицинской помощи» ,

«Пункт питания» , «Место стоянки» , «Въезд запрещён» , «Дорожные работы» , «Велосипедная дорожка» .

В подготовительной группе : Систематизировать знания детей об устройстве улицы , о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь» , «бульвар» , «проспект» . Продолжать знакомить с дорожными знаками- предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными. Соблюдать ПДД. Расширять представления детей о работе ГИБДД . Развивать ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

В разделе Безопасность собственной жизнедеятельности .

Во второй младшей группе : Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг, формировать навыки безопасного поведения (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку).

В средней группе : Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, чайник, электрический утюг) . Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ножницы) . Знакомить с правилами езды на велосипеде, с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать о работе пожарных, причинах его возникновения и правилах поведения при пожаре.

В старшей группе : Закреплять основы безопасной жизнедеятельности человека . Расширять знания об источниках опасности в быту. Знакомить с работой службы спасения – МЧС, назначении номеров -01,- 02,- 03, 112. Учить называть свое имя, фамилию, возраст , домашний адрес, телефон.

В подготовительной группе : Учить детей оценивать свои возможности, по преодолению опасности. Формировать у детей навыки поведения в ситуациях «Один дома» , «Потерялся» , «Заблудился» . Умение обращаться за помощью к взрослым.

При организации образовательного процесса важно : составление перспективного плана по ОБЖ на год; анализ работы с детьми по ОБДЖ для разработки технологических карт траектории развития ребенка;

Необходимо помнить, что важно то, чтобы все разделы программы были четко учтены в работ с детьми, иначе о дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Работа с детьми по ОБЖ должна проводиться систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течение недели.

Формы организации учебно-воспитательного процесса и методы работы с детьми :

Занятия, игры- занятия;

Праздники, развлечения, досуги;

Тренинги;

Дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;

Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,

Заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;

Отгадывание загадок, кроссвордов;

Чтение художественной литературы,

Рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;

Сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;

Театрализованные представления,

Обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения) ;

Встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС,

Участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей , так и педагогов,

Мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать) ;

Работа над проектами.

Они должны быть яркими и привлекательными, заинтересовывать детей . Чаще использовать наблюдения в реальной обстановке. Использовать кружковую и театрализованную деятельности.

Условия создания предметно-развивающей среды (согласно ФГОС ДО)

Для формирования навыков безопасного поведения дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. В неё входит :

Оформление уголка безопасности , который содержит материалы :

(план-схема района, где находится д/сад, макет улицы с дорожными знаками, иллюстрации т. д.).

Подбор дидактических игр, демонстрационных пособий методической литературы, детской художественной литературы по ОБЖ и ПДД,

Творческий подход педагога к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, играет огромную роль в успешном решении образовательных задач.

Привлечение родителей к совместной работе также обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность » .

Представленная система работы по ОБЖ должна эффективно способствовать выполнению задач образования детей .

Работа с родителями.

Работу с родителями необходимо планировать, ведь круг проблем связанный с безопасностью ребёнка невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Нужно помнить, что главное- это личный пример родителей, воспитателей. Каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях, и научиться самостоятельно, принимать решение и тогда не случится беды.

Придерживаться системы педагогических условий, включающих поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (воспитатель – дети - родители) .

Важно уделять значительное внимание примеру взрослых. Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка каких- либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют.

Формы работы с родителями :

Родительские собрания; круглые столы;консультации ; семинары; дискуссии дни открытых дверей; оформление наглядной информации (папок- передвижек, стендов, родительских уголков) ;совместные мероприятия с приглашением : медицинских работников, полицейского, пожарника, смотры-конкурсы (совместная работа детей и их родителей ) работа над проектами; анкетирование родителей;

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице дома, поэтому главная задача педагога- стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

В связи с этим внимание надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта.

Ведь всё, чему учат детей , они должны применять в реальной жизни на практике .

АННОТАЦИЯ

Реферат «Формирование основ безопасности у дошкольников» соответствует заявленной теме, в соответствии с темой составлен план реферата, который включает: введение, две главы, заключение, библиографический список.

В введении раскрыта мировая актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека по причине беспечного и равнодушного отношения к своему здоровью, которая зачастую приводит к трагедии и что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности общества и жизнедеятельности отдельной личности принадлежит образованию.

В содержании первой главы «Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ безопасности у дошкольников» говорится о необходимости владения элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности, чтобы предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста, следовательно, формирование основ безопасности у дошкольников является актуальной педагогической задачей.

Во второй главе «Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников» раскрывается методика работы по теме реферата, где я определила цель, задачи, представила формы, методы и приёмы работы, результативность.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

3. Ликвидация возможных последствий.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.

«… Неторные пути опасностей,

Надежд себе всегда без колебаний выбираем.

И дети тоже чувствуют,

что нет гарантий от опасностей и бед

И даже смерти преждевременной явленье,

но лишь тогда они проявят опасенье,

коль будут знать, чего бояться им.

Домокаш Варга

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего - характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования основ безопасности у дошкольников

1.1. Определение основных понятий

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.

4. Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

1.2. Формирование основ безопасности у дошкольников в работах отечественных исследователей
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.
В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Авторы программы «Детство» предполагают в разделе “Экологическое воспитание” с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе “Социально-нравственное воспитание” в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе “Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду” с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.

Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.


ГЛАВА 2. Условия в ДОУ по формированию основ безопасности у дошкольников

2.1. Методика работы

Работая в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года), решать содержание образовательной области «Безопасность» необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе я использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений:

  • ребенок и другие люди;
  • ребенок и природа;
  • ребенок дома;
  • здоровье ребенка;
  • эмоциональное благополучие ребенка;
  • ребенок на улицах города

и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.

Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме:

Комплексные занятия;

Беседы;

Ознакомление с художественной литературой;

Беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;

Развлечения, досуги;

Игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

Экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;

Наблюдения;

Эксперименты и опыты;

Игровые тренинги;

- «минутки безопасности»;

Моделирование заданных ситуаций;

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения :

сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя Степа»; Г.-Х. Андерсен «Сказка про спички»; Т. Нуждина «История спички»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка». - Б. Житков «Пожар». - Е. Хоринская «Спичка-невеличка»; М. Кривич «Где работает огонь»; Г. Остер «Вредные советы»; Б. Житков «Пожар в море» и др.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.

Дидактическая игра явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры оформленные мной: «Четвертый лишний», «Хорошо - плохо», «Если случится беда?», «Что нужно для пожарного щита?» и др.

Игры дают возможность:

  • познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
  • учить различать потенциально опасные предметы;
  • сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
  • познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование . Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.

При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  • ребенок – пешеход;
  • ребенок – пассажир городского транспорта;
  • ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Работу по формированию основ безопасности у детей провожу, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

2.2. Организация предметно-развивающей среды

В группе мною оформлен центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей.

Вместе с детьми создан цикл альбомов детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», «Я – человек»; цикл альбомов с фотографиями о работе пожарных, о тренировках пожарных в ДОУ.

Мною разработано перспективное планирование работы с детьми по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, подобран цикл занятий, игр, развлечений и досугов, художественного слова, загадок.

В своей работе я использую метод проектов. Он актуален и очень эффективен. Использование метода проекта меня привлекло потому, что:

во-первых , технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;

во-вторых , в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;

в-третьих , в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;

в-четвертых , в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

Тематика проводимых мною проектов разнообразна, например: «Берегись бед, пока их нет», «Школа пешеходных наук», «Путешествие в большой мир» и др.

В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. С этой целью разработан цикл презентаций для занятий с детьми: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».

С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:

Совместные рисунки, поделки для выставки;

Совместные рисунки для альбомов;

Дни открытых дверей;

Помощь в изготовлении атрибутов для игр;

Совместные развлечения и досуги;

Совместные прогулки;

Родительские собрания (групповые и общесадовские);

Индивидуальные консультации по запросам родителей;

Оформление стендов и родительских уголков;

Анкетирование;

Выставки детских работ с родителями;

Цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» и др.

Наряду с традиционными я выбрала и инновационные для моей педагогической практики методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практикоориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели.

Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работаю в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог - психологом, используя в работе следующие формы :

Совместное планирование;

Индивидуальные консультации;

Консультации для педагогов ДОУ;

Семинары-практикумы;

Открытые просмотры;

Развлечения, праздники.

Результаты диагностики, проводимые мной, позволяют сделать вывод, что выбранные мной методы и приемы по формированию у детей основ безопасности способствуют определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту; выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним, стимулируют развитие у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях, воспитывают у детей потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты работы

Результатом планомерной и систематической работы являются показатели диагностики по разделу «Безопасность», имеющие положительную динамику.

2010 – 2011г

(средний возраст)

2011 – 2012г

(старший возраст)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

В – 0%

С – 36%

Н – 64%

В – 33%

С – 58%

Н – 9%

В – 38%

С – 34%

Н – 28%

В – 49%

С – 47%

Н – 4%

Я вижу результат своей работы - постепенно дети смогли понять, что мир - разный, что есть в нём и добро, и зло и, что от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь, как выбраться из сложившихся обстоятельств, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

Литература

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.

4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.

5. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.

6. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.

7. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.- 144с.

8. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14-17

9. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2009. – 80 с.

10. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:

  • Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
  • Разработка предупредительных мер;
  • Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.

Опасность центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

  • Опасности дома;
  • Опасности на дороге и улице;
  • Опасности на природе;
  • Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встречи с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительно, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.

Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Моя система работы создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Моя система работы рассчитана на решение этой проблемы.

Цель моей системы работы – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.

2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

Моя система работы рассчитана на 4 возрастных периода (от младшей группы до подготовительной). Каждый возрастной период включает в себя перспективный план специально организованных занятий (в рубрике «Ознакомление с окружающим и развитию речи» – один раз в месяц), перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне занятий и перспективный план работы с родителями.

Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:

  • «Ребенок дома»;
  • «Ребенок и природа»;
  • «Ребенок на улицах города»;
  • «Ребенок в общении с людьми»;
  • «Социально-эмоциональное развитие».

При разработке моей системы я придерживалась следующих принципов :

Принцип полноты

Принцип системности

Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.

Принцип сезонности

При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.

Принцип возрастной адресованности

При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

В своей работе я использую различные методы, включая:

  • Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
  • Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
  • Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
  • Применение видеоматериалов;
  • Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.

Я придерживаюсь системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей-дошкольников, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, воспитателей, детей):

  • Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;
  • Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование и моделирование возможных угрожающих ситуаций, обращение с ними;
  • Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

В своей работе я использую разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

Эффективность моей системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Я не только учитывают это в собственном поведении, но и уделяю значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями я использую следующие формы: родительские собрания, индивидуальные подгрупповые консультации, открытые занятия, оформление папок – передвижек, стендов, родительских уголков, совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, милиционера, пожарника.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности. Как показывает опыт работы и итоги обследования детей, к концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими действиями (высокий уровень усвоения наблюдается у 62% детей).

Таким образом, данная система способствует образованию детей. И это подтверждают слова К.Д. Ушинского, который писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Приложения

  • Перспективный план занятий в младшей группе;
  • Перспективный план занятий в средней группе;
  • Перспективный план занятий в старшей группе;
  • Перспективный план занятий в подготовительной группе.
  • Перспективный план работы с детьми старшей группы;
  • Перспективный план работы с детьми подготовительной группы.
  • Перспективный план работы с родителями детей старшей группы;
  • Перспективный план работы с родителями детей подготовительной группы;

Наталья Мысягина
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека , именно в это время формируется здоровье , происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека . В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания. Безопасность -это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.

Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой следующие задачи :

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Ожидаемые результаты :

1. Соблюдение элементарных правил организованного поведения в детском

2. Соблюдение элементарных правил поведения на улице и в транспорте,

элементарных правил дорожного движения.

3. Знание и соблюдение элементарных правил поведения в природе.

4. Овладение навыками правильных действий в случае пожара.

Современные дидактические принципы опираются на закономерности обучения, развития в познавательной деятельности. Поэтому основными принципами в работе по формированию основ безопасного поведения являются :

1. Принцип систематичности и последовательности.

Работа по основам безопасности должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на участке, в лесу

2. Принцип природосообразности.

Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания

3. Принцип сочетания научности и доступности.

Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых предметов, которые прослеживают путь происхождения предмета

4. Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания , умения, навыки в области культуры безопасного поведения на базе уже имеющихся.

5. Принцип гуманизации : во главу проекта поставлен ребёнок забота о его здоровье и безопасности .

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях :

Ребенок и огонь

Знакомство в дошкольном возрасте с противопожарными правилами, позволит сформировать устойчивую модель поведения и умение верно ориентироваться в создавшейся ситуации, занять активную жизненную позицию .

Ребенок на улицах города

Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.

Ребенок и природа

Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

Здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие

Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов , понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

Ребенок дома

В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

Ребенок и другие люди

Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.

В рамках реализации непосредственной образовательной деятельности по разделу “Безопасность ” в нашем ДОУ реализуются все виды деятельности детей дошкольного возраста :

Непосредственно – образовательная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством воспитателя, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Продуктивная деятельность позволяет детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни .

Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.

Праздники и развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку.

Проблемы, связанные с безопасностью ребёнка , невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и социумом.

Методическое обеспечение педагогического процесса в группе немаловажная составляющая в решении задач образовательной области «Безопасность » .

Особое место в организации образовательного процесса по разделу “Безопасность ” занимает сотрудничество с семьей Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Информирование родителей и стимулирование их активного участия в образовательном процессе ДОУ происходит в ходе родительских собраний, тематических бесед, индивидуальных консультаций, с помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие события, несущие конкретные знания и рекомендации по освоению детьми раздела “Безопасность” .

Результатами проведенной работы являются :

Ребёнок имеет представления о том, что такое безопасное поведение , понимает, как вести себя в опасной ситуации в быту, на улице, в природе.

Сообщает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале.

Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослых;

Ребёнок владеет основами безопасного поведения : знает, как позвать на помощь; может объяснить, что получил травму; знает информацию о себе , родителях; соблюдает правила дорожного движения, поведения в транспорте

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности , здорового образа жизни . Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка.

Публикации по теме:

Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности посредством интеграции образовательных областей Конспект открытого занятия. Тема: «Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности посредством интеграции образовательных областей».

Привитие культурно-гигиенических навыков и основ безопасности жизнедеятельности путем театрализованной деятельности Педагогический проект «Привитие культурно-гигиенических навыков и основ безопасности жизнедеятельности путем театрализованной деятельности».

Формирование основ безопасной жизнедеятельности средствами художественно-эстетического развития Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-эстетического развития в.

После того как дети начинают посещать детский сад. Мы начинаем знакомить их с элементарными правилами поведения в детском саду: играть с.

Формирование основ безопасности у дошкольников «Для чего нужны правила дорожного движения». Формирование основ безопасности у дошкольников «Для чего нужны правила дорожного движения». Цель: продолжать учить детей соблюдать и выполнять.

«Поезд безопасности». Итоговое мероприятие по формированию основ безопасности жизнедеятельности Заключительное мероприятие по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми разновозрастной группы № 2 (возраст детей 4 – 7.

Конспект занятия по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности Мастер-класс по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности на тему «Спички – детям не игрушка» Подготовила.

Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (опыт работы) Завалишина Елена Викторовна воспитатель.

План работы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности в средней группе декабрь-февраль Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности Декабрь Тема: "Посуда". Задачи: Формировать у детей представления об опасных.

Справка по итогам контроля «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности» МБДОУ Ярский детский сад №4 Справка по итогам тематического контроля на тему " Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности.

Библиотека изображений:



Просмотров