Классный час на тему "основы безопасности жизнедеятельности". Классный час "безопасное поведение" Классный час мой безопасный мир

Классный час на тему:

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Составила и провела: Поварницына Татьяна Валерьевна,

кл рук. 6 класса МБОУ ООШ с.Зипуново

Цели :

- освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

Развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация « « , ватманы, карандаши, фломастеры.

Ход мероприятия:

Дорогие друзья! С огромным удовольствием я поздравляю всех собравшихся с Днем знаний, с 1 сентября! Позади долгие летние каникулы, во время которых все мы успели отдохнуть. И с новыми силами мы готовы приступить к учебе и работе. Сегодня мне бы хотелось пожелать школьникам легко и с энтузиазмом осваивать новые предметы, получать новые знания. Родителям я хочу пожелать терпения, чтобы вы были для своего ребенка другом. Чтобы вместе вы могли преодолеть все трудности школьной жизни и искренне радоваться успехам. Надеюсь, что грядущий школьный год будет интересным, насыщенным событиями, полным новых побед и свершений – и предлагаю нам всем вместе сделать его именно таким! (слайд №1).

Тема нашего классного часа «Основы безопасности жизнедеятельности». Не официальное название « Трудная, полная невзгод и опасностей, жизнь ученика МБОУ ООШ с. Зипуново» (слайд №2). Сегодня мы с вами поговорим о том, с какими опасностями можно столкнуться в нашем родном селе. Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!»
Я
подготовила специальный фоторепортаж для нашего классного часа. Посмотрим, какие же опасности могут встретиться по дороге в школу, в школе, во время игр, во дворе дома на территории нашего села. Ваша задача – отгадать это опасное место и рассказать, какую опасность оно в себе таит. (слайды 3-12).

Итак, начнем! (Слайд 3) - Что это? Какую опасность оно в себе таит? Верно. Заброшенное здание столовой. Зимой здесь часто соревнуются учащиеся младших классов в прыжках с высоты. Напомните своим младшим братьям, что это делать опасно, так как под снегом очень много старых досок и другого строительного мусора. Следующий слайд - (слайд №4). Вы правильно догадались, что это куча дров, расположенная на территории котельной и, конечно, вы догадались, что очень опасно лазить по этим бревнам. Бревна могут раскатиться и причинить смертельный вред. На следующем слайде мы видим… (слайд №5-6). Правильно, это заброшенные мастерские. Это место очень популярно у нашей молодежи. Здесь они любят лазить по крышам, играть в «ляпки» и другие игры, даже не задумываясь о том, что старые полуразрушенные здания несут в себе огромную опасность.

На этом слайде (слайд №7) , казалось бы, обычные трубы теплотрассы, но и эти трубы таят в себе опасность. Особенно они популярны зимой. Опять же для прыжков с высоты. Детки не понимают, что трубы очень гладкие и скользкие. Соскользнет нога и… есть вероятность получить неприятности в виде травмы!

Конечно, вы узнаете место на следующем слайде (слайд №8 ), правильно, это лестница, ведущая в кинобудку с торца здания сельского Дома Культуры - любимое место молодежи вот уже нескольких поколений. Наши детки любят там сидеть на перилах верхней площадки, рискуя получить травму.

Следующий слайд (слайд №9-10 ), и на нем мы видим… – правильно, это место выхода с территории школьного двора на проезжую часть. Скажите, как нужно обезопасить себя, выходя на дорогу? Правильно, прежде, чем ступить на проезжую часть нужно сначала посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии машин, можно переходить дорогу на нужную вам сторону. Есть правила:

    Заранее выбирать такой путь в школу, на котором будет меньше опасных участков, даже если он и станет немного длиннее;

    Переходить улицу или дорогу в установленном месте по пешеходному переходу, либо убедившись, что поблизости нет машин;

    Не перебегайте дорогу перед приближающимся автомобилем.

На следующем слайде мы видим… (слайд №11) – заброшенные корпуса фермы, тоже любимое место для игр наших деток. Здесь они проявляют свои самые неожиданные «таланты». Одним из таких «талантов» стало … катание на велосипедах по крыше корпуса НАПЕРЕГОНКИ! Как вообще такое могло прийти в голову? Я даже боюсь предположить, чем это могло закончиться.

Вы легко, я думаю, узнаете место на следующем слайде (слайд №12). Правильно, это плотина на нашей речке Буренка. Какую опасность представляет собой это место? Опасность подстерегает нас здесь не только летом, но и зимой (тонкий лед в осенний и осенний период, нет специально оборудованного места для купания и т.д.).

На этом слайде (слайд №13) мы видим одно из самых опасных мест нашего села, расположенного недалеко от школы. Это трансформатор. Кто знает, для чего он нужен? Из уроков по электробезопасности, вы знаете, что по электрическим проводам идет очень мощный ток. Трансформатор превращает его в нужный для бытовых приборов ток в 220 вольт. Запомните. Подходить к таким кабинкам может только электрик, имеющий специальный доступ для работы. Детям играть возле трансформаторов запрещено! А еще опаснее открывать дверки этого «шкафчика».

На следующем слайде (слайд №14) мы видим…нашу остановку. Остано́вка обще́ственного тра́нспорта - специально отведённое общественное место, предназначенное для посадки/высадки пассажиров рейсового наземного общественного транспорта . (Википедия). Как вы думаете, дорогие родители, чем занимаются помимо прямого назначения на остановке наши дети? Смотрим на экран. Вот так развлекаются детки на остановке, подвергая себя опасности.

Говоря об опасностях, нельзя забывать и о тех, которые подстерегают нас дома, в быту. Об этом нам говорит следующий слайд (слайд №15).

Напомню основные правила пользования электроприборами:

Закончив пользоваться каким-либо электроприбором, обязательно выключи его и отключи от сети. Исключение составляет холодильник.

Если прибор нагревательный – утюг, камин, - не убирай его, пока он полностью не остынет.

Перегревшийся прибор отключи, дай ему остыть и только тогда включай снова.

При отказе прибора немедленно выключи его и вынь «вилку» из розетки.

Никогда не пытайся самостоятельно устранить неисправность в электроприборе.

Затронем важную тему безопасности на переменах

Результаты анализа школьного травматизма показывают, что большинство травм в школе происходит во время перемен. В основном травмы являются следствием нарушения дисциплины и невоспитанности учеников. После малоподвижных уроков школьники « взрываются» на переменах: бегают, падают, толкаются, бьют друг друга сумками. Эти «безобидные» забавы часто приводят к травмам и трагическим последствиям. Какие требования безопасности на переменах вы должны знать?

    1.Не нарушать дисциплину.

    2.Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестнице.

    3.Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также не фехтовать на « шпагах». Такие действия могут привести к потере зрения, травмам лица, головы и внутренних органов.

    4.Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.

    5.Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.

    6.Избегать опасностей, прогнозировать их развитие и выживать в них.

Практическая работа: я предлагаю вам разделиться на 2 команды. Ваша задача: нарисовать плакат или листовку к одному из опасных мест на территории нашего села. Вы можете использовать места, указанные в презентации или другие места, которые, мы сегодня не назвали, но они на ваш взгляд не менее опасны.

Молодцы! Хорошие плакаты у вас получились! Я постараюсь развесить их в опасных местах, для которых они предназначены.

Подведем итог нашей встречи. Итак, для нашей безопасности нужно соблюдать следующие правила (написаны на доске):

1. Необходимо быть осторожным, внимательным на улице, при переходе дороги; соблюдать правила дорожного движения;

2. Соблюдать правила техники безопасности при прогулках в лесу, на реке.

3. Быть осторожным при контакте с электрическими приборами, соблюдать технику безопасности при включении и выключении телевизора, электрического утюга, чайника и т.д.

4. Соблюдать технику безопасности при пользовании газовыми приборами;

6. Запрещается находиться на улице без сопровождения взрослых после 22.00 часов.

7. Планируйте безопасный маршрут до места назначения и используйте его. Выбирайте хорошо освещенные улицы и избегайте прохождения мимо пустынных участков земли, аллей и строительных площадок. Идите длинным путем, если он безопасный.

8. Идите навстречу движению транспорта, если нет пешеходного тротуара, так вы сможете видеть приближающиеся машины.

9. Не забывайте сообщать родителям с кем и куда Вы пошли, когда вернетесь, если задерживаетесь, то позвоните и предупредите.

10. Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых.

ПОСТОЯННОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВСЕХ БЛАГ ОБЕСПЕЧИВАЮТ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА!

Спасибо за внимание! Будьте здоровы!

КЛАССНЫЙ ЧАС «БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМА И НА УЛИЦЕ»

Цели и задачи: познакомить детей с основами безопасности в быту и на улице, подвести их к пониманию того, что безопасность зависит от них самих, подготовить детей к выходу из непредвиденных ситуаций, развить внимание, память, сообразительность.

Оборудование: картинки и слайды с изображением правил безопасности, кроссворд, картинки с ребусами, картинки с изображением опасных предметов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Задание 1.
-Решите кроссворд.
1. Я иголкина родня,
Но нет ушек у меня. (Булавка)

2. Посмотрите на меня-вся дырявая я.
Но зато я ловко тру тебе морковку. (Tёркa)

3. Бьют Ермолку по затылку,
Он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь)

4. Кто готов свои две шпаги
Скрестить из-за клочка бумаги? (Ножницы)

5. Четыре маленьких костра
Зовут обедать нас: «Пора» (Плита)

6. На столе в колпаке
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок-
Развесёлый огонёк. (Лампа)

7. Что опасного во мне,
Если супа нет на дне?
Только если суп горяч,
От детей меня ты прячь. (Кастрюля)

8. Лишний раз его не трожь!
Не игрушка- острый... (Нож)

9. Самый бойкий я рабочий,
Колочу я, что есть мочи. (Молоток)

10. Я пузатый и пыхтящий,
Ротозеев не терпящий.
Если только захочу,
Кипяточком окачу. (Самовар)

11. Ночью, если захочу,
Щёлкну раз- и день включу. (Выключатель)

12. Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
Две ноги держи в пенале,
Не на кресле, на диване. (Циркуль)

- В выделенном столбике появится тема нашего занятия.
Задание 2.
- Разгадайте загадки о кухонных предметах, которые могут быть опасными.


У меня есть лезвие
Острое, железное.

Обращайтесь осторожно,
Ведь порезаться им можно. (Нож.)
Снаружи я стальной,
Внутри я водяной,
Я на плите стою
Всех чаем напою. (Чайник.)
Это тесный-тесный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спички)
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины,
До завтра солнца не нужны. (Газовая плита.)
Задание 3.
-Посмотрите на картинку и найдите нарушения правил безопасного обращения с приборами.


Задание 4.
-Назовите пять правил безопасности в быту, которые начинаются с «НЕ».


Задание 5.
-Решите ребусы и объясните,какую опасность представляют эти предметы.
СПИНА" + "ОЧКИ (Спички)
УТКА" + ЮГ (Утюг)
РОЗА" + "ВЕТКА (Розетка)
КИТ" + 5" + ТОК (Кипяток)
"МИГ + "ВОЛК + А (Иголка)
Л=Н
ЛОЖЬ" (Нож)
"ЛУК + СОК" + УСЫ" (Уксус)
Задание 6.
-Назовите правила поведения на улице, начинающиеся с НЕ


-А вот ещё несколько правил.
НЕ задерживайся на улице по дороге из школы.
НЕ играй на улице, когда темно.
НЕ впускай незнакомца в дом.
НЕ ходи никуда с незнакомым человеком.
НЕ садись в машину с незнакомцем.
НЕ знакомься на улице.
-А если вдруг случится неприятная ситуация, нужно не теряться и суметь быстро найти выход. Запомните некоторые правила.
-Не будьте слишком самоуверенны, не ведите себя вызывающе.
-Старайтесь подавить противника психологически.
-Говорите с ним смело, не теряйтесь, не дайте запугать себя.
-Можно оказать психологическое давление. Пусть поверит преступник, что вы ждёте папу или взрослого родственника, ищете собаку. Надо показать, что вы не боитесь, и сказать громким голосом: «Рекс! Барс! Ко мне!» Или подбежать к любому дому (так, как будто это ваш дом) и крикнуть под окнами: «Папа!»
-Как получить помощь со стороны?
-В первую очередь необходимо привлечь к себе внимание.
-Что лучше всего кричать, чтобы на тебя обратили внимание? (Пожар!)
-Что можно сделать, пробегая мимо автомобиля? (Ударить по нему, чтобы заработала сигнализация.)
-Вы пробегаете мимо группы людей, ваши действия? (Лучше врезаться в эту группу.)
-А если вы пробегаете мимо витрины? (Ударить по стеклу, чтобы заработала сигнализация.)
-Как можно еще привлечь к себе внимание?
Задание 7.
-Расшифруйте текст-предупреждение:
берег + "высь(ы=и) + нет" + знак + "комета"" + ""улица
(Берегись незнакомца.)
Задание 8.
-Послушайте четверостишье:
Мама Глеба на работе.
Вдруг к нему подходит тетя:
«На, конфетку, дорогой,
В зоопарк пойдём с тобой!»
-Оцените эту ситуацию. Как бы вы поступили? Послушайте продолжение.
Мальчик с тётей не пошёл:
Это очень хорошо!
У чужих людей не надо
Брать конфет и шоколада!
В зоопарк, в кино, в поход
Нас учитель поведёт.
Забывать никак нельзя,
Кто- враги, а кто- друзья.
Задание 9.
-Игра «Закончи стихотворение».
Каждый грамотный ребёнок
Должен твёрдо знать с пелёнок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твёрдо... («HET!»)
Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет
Отвечайте твёрдо... («НЕТ!»)
Позовут лететь к Луне,
Покататься на слоне...
Есть на всё простой ответ,
Ты ответить должен... («HET!»)
-Давайте поговорим о том, как поступать, если вас пытаются куда-то заманить.
-На улице к вам подходит незнакомый человек (мужчина, женщина, сверстник) и предлагает вместе посмотреть интересный фильм, покататься на машине, зайти в кафе, что-то дёшево купить, посмотреть котят.
-Запомните! Никогда нормальный и порядочный незнакомый взрослый человек не будет вас звать без родителей: ни в спортивную секцию, ни в балетную школу, ни в музей, ни в зоопарк, ни к себе на работу поиграть на компьютере!
-Конечно, самое надёжное- вообще не вступать в разговоры с незнакомцем, лучше отойти в сторону. Очень часто детей пытаются поймать на хитрый крючок: «Ага, так ты боишься, испугался, да?» Вы должны раз и навсегда запомнить, что смелость и глупость- вещи разные.
-Никогда не разрешайте незнакомому человеку прикасаться к вам. Умейте сказать «нет» любому, кто вызывает у вас подозрение, причиняет вам боль или вред. Прервать нежелательные действия постороннего можно, убежав от него или громко позвать людей на помощь.
Задание 10.
-Вы увидели на улице пакет, или красивую игрушку, или сотовый телефон, как вы поступите?
Во дворе гулял Антон,
Чемодан увидел он.
Но сказала Катя строго:
«Чемодан, Антон, не трогай,
Открывать его опасно!
Это даже кошке ясно:
Можешь ты, его открыв,
Вызвать страшной силы взрыв!»
Задание 11.
- Послушайте пословицы и объясните их смысл.
«Беда идёт навстречу тому, кто её ищет»
«Не всякая находка- клад»
«Не всякий встречный- друг сердечный»
«Берегись бед, пока их нет»
- Помните о всех правилах поведения, которые мы сегодня вспомнили.

Классный час в 7 классе

«Правила нашей безопасности»

Классный руководитель:

Мурясова А.Р.

2014г-

Цели:

    изучение правил безопасности поведения в быту и на улице;

    ознакомление с видами опасности;

    научить видеть источник опасности, предугадывать ее, устранять причины.

Форма : беседа с элементами дискуссии

Ход классного часа:

    Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Скажите, какая неделя идет у нас в школе? (ответы) «Неделя безопасности» правильно. И наш классный час тоже будет посвящен безопасности и будет называться «Правила нашей безопасности» (слайд 1) Какие правила безопасности вы знаете? (ответы)

Беседа.

Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?

Проверяете ли, когда уходите из дома, выключены или нет электроприборы, свет?

Можете ли вы гулять без взрослых в незнакомых местах?

Как проводите свободное время с друзьями?

Можете ли на спор прогуляться по тонкому льду на реке или искупаться в незнакомом водоеме?

Знаете ли вы телефоны тех служб, которые смогут прийти вам на помощь в минуту опасности?

Давайте, вместе вспомним номера служб помощи. (слайд 2) (вспоминаем, и я раздаю карточки, чтобы вложить их в дневник)

Работа на доске . Давайте соединим номер телефоны и названия служб:

01 – пожарная служба;

02 – милиция;

03 – скорая помощь;

04 – служба газа;

Слово учителя.

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека являются право на жизнь и право на личную безопасность . (слайд 3) Для того чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют правоохранительные органы (или милиция), служба спасения и пр.

Но не все зависит только от этих служб. Очень многое зависит от самого человека. От того, как люди соблюдают законы, от стремления не причинять друг другу вред, от ответственности, умения предвидеть, и распознавать опасности, а также от того, как люди соблюдают несложные правила безопасности.

Ваша жизнь, ребята, и безопасность во многом зависит от ответственного отношения к себе и окружающим. Соблюдение правил безопасности в школе, дома, на улице должны стать важной частью вашей жизни.

Ребята, скажите, что такое безопасность? (ответы детей)

В словаре С.И.Ожегова дается определение слову «безопасность»

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь.

Ученые подразделяют опасности на 3 группы.

Человек может быть источником опасности, своими действиями или наоборот бездействием может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни.

Поэтому нужно уметь предугадывать возможные опасности и устранять причины, угрозы. Например,:

    чтобы не затопить соседей (выключать воду);

    чтобы вас не сбила машина на дороге (соблюдать правила дорожного движения).

    Ребята, а дома есть опасности? (ответы)

    Какие правила безопасности надо соблюдать дома?

Опасность первая. Электрические приборы. Они могут ударить током или стать причиной пожара.

Правило 1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключай теле-визор, магнитофон, утюг и другие электроприборы.

Правило 2. Никогда не тяни за электрический провод руками.

Правило 3. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.

Опасность вторая . Острые, колющие и режущие предметы.

Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности

Опасность третья . Лекарства и бытовая химия.

Правило 1. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Правило 2. Ни в коем случае не открывай никаких упаковок с бытовой химией.

Опасность четвертая (невидимая и неслышимая). Газ.

Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:

Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Правило 6. Не бери спички без спроса.

Закрепление.

    Когда вы дома одни, можно ли открывать дверь незнакомому человеку, даже если он представился электриком, почтальоном, милиционером.

    Можно ли оставлять записки в двери?

    Нужно ли уходя из дома проверять, закрыты ли форточки, балкон, окна, дверь?

    Можно ли хвастаться перед друзьями дорогостоящими покупками?

    Можно ли приглашать в дом малознакомых людей?

    Можно ли ходить к ним в гости?

    Можно ли подходить к незнакомым машинам, садиться туда и т.д.?

    Можно ли играть в темных местах, на пустырях, стройках, в заброшенных домах?

Вывод.

Итак, сегодня мы с вами обсуждали важные права человека – это право на жизнь и безопасность.

Отчего же в большей степени зависит, окажется ли человек в опасности или нет? (От самого человека)

Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (Соблюдать правила безопасности)

А если случится беда, необходимо обратиться в службы спасения.

При пожаре не сидим, набираем... (01)

Видишь, на дороге случилась беда –

Незамедлительно звони …(02)

Стало плохо человеку-

Ты не медли, не реви.

Ведь помочь ему сумеешь,

Позвони, набрав…(03)

Коль почувствовал запах газа в квартире,

К телефону беги и звони…(04)

Соблюдайте, ребята, меры безопасности и будьте здоровы.

Классный час в первом классе на тему : «Личная безопасность».

Цели: прививать у учащихся чувство ответственности за сохранность своей жизни;

познакомить с различными опасными ситуациями и правильным поведением для их предотвращения.

Ход классного часа:

1. Азбука безопасности в стихах.

Учитель: Послушайте советы и сделайте вывод, о чем пойдет сегодня наш разговор.
1.Дверь незнакомцам не открывай,
Словам и подаркам не доверяй.
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо вам дверь отопрет».
2.Играй во дворе возле дома,
Играй на площадке знакомой.
Но стройка и улица – не для игры!
И правило это для всей детворы!
3. Ключи от квартиры с собой я ношу
И дверь мне открыть никого не прошу.
Свой ключ никому не доверю,
Ведь он стережет мои двери!
4.Мама все секреты мои знает
И всегда мне во всем помогает.
Если что-нибудь случится вдруг,
Мама самый верный друг!
5.Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.

Сегодня мы поговорим о том, в каких опасных ситуациях может оказаться человек, о правилах безопасности.
2. Беседа «Какие бывают опасности?»
- Какие бывают опасности? (Авария, эпидемия, пожар, стихийное бедствие, наводнение, землетрясение, авария на производстве, экологическая катастрофа, домашние опасности).
- Опасности бывают разные. Они могут касаться только тебя или небольшого числа людей. А иногда опасность подстерегает целый город, или несколько городов, или даже всю страну. Посмотрим, какие опасные ситуации могут поджидать тебя на улице.
- Во время опасности люди должны приходить на выручку друг к другу. Помните, что в случаи опасности нужно не бояться, а сообщать об этом взрослым – так ты поможешь людям быстрее одолеть беду. Три правила помогут тебе. Запомни их:
Старайся всегда:
- предвидеть опасность;
- избегать ее;
- при необходимости действовать.
- Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают тебя дома.
Какие это опасности?
- Посмотрим, правы ли вы.
Работа по слайду
«Опасности у тебя дома».
1.«Неряшливость не только некрасива, но и опасна. Чистота – залог здоровья».
2.«Самостоятельный прием лекарства и игра с химическими средствами могут повредить твоему здоровью»
3.«Электричество – большой друг человека, но неосторожное и неумелое обращение с ним приводит к беде».
4.«Если ты один дома или в квартире, проверь, закрыта ли входная дверь! Чтобы не попасть в беду. Не спеши распахивать ее на каждый звонок».
Помните: по этим телефонам ты можешь позвать на помощь своих друзей – помощников: «101», «102», «103, «104».
3. Групповая поисковая работа - решение проблемных ситуаций.
- Есть еще очень серьезная опасность, жертвой которой могут стать дети – это преступление. Что такое преступление? (Мошенничество, ограбление, похищение).
- Как должны поступать мальчики и девочки, чтобы не стать жертвой преступления?
Ребята распределяются на 5 групп. Каждая группа получает свой конверт, на котором стоит большой вопросительный знак. В конвертах задания с проблемными ситуациями, которые нужно обсудить и решить:
- Ты остаешься один дома.
- Ты играешь во дворе.
- Ты возвращаешься из школы и заходишь в подъезд дома.
- Ты идешь по улице.
- Ты разговариваешь по телефону.
- Обсудите в группах, как вы будете себя вести в подобных ситуациях:
1
. Анализ 1 ситуации «Ты остаешься один дома».
Вопросы для обсуждения:
- Как нужно поступить, если кто-то звонит в дверь?
- Нужно ли открывать, если за дверью ты слышишь знакомый голос?
- Как нужно поступить, если за дверью ты слышишь незнакомый голос?
- Как поступить, если человек представляется милиционером; работником телефонной службы; водопроводчиком?
- Какой номер телефона нужно набрать в трудной ситуации?
-Как поступить, если кто-то ломает дверь или копается в замке? (Открыть окно и звать на помощь).
- Анализ сказки «Волк и семеро козлят».
Подведение итогов 1 ситуации

Анализ 2 ситуации «Ты играешь во дворе».
- Где надо хранить ключи от квартиры?
- Можно ли демонстрировать кому-нибудь свои ключи?
- Можно ли пускать в дом малознакомого человека, даже если он общается или общался ранее с твоими родителями?
- Можно ли рассказывать малознакомым людям, что есть в твоей квартире (приборы, техника и т.д.)?
2. Анализ сказки «Колобок».
Подведение итогов 2 ситуации
Анализ 3 ситуации «Ты возвращаешься из школы и заходишь в подъезд дома».

Как поступить, если за тобой в подъезд заходит подозрительный человек?
- Нужно ли подходить к своей квартире, если перед ней на площадке стоят незнакомые люди?
- Как позвать на помощь?
- Куда нужно бежать, если тебя кто-то преследует? (Бежать на улицу и кричать «пожар»).
- Как поступить, если подозрительный человек стоит возле подъезда? (Пройти мимо своего подъезда и дождаться, когда подойдут хорошо знакомые тебе люди).
- Какой дорогой нужно возвращаться домой? (Открытой, хорошо освещенной, не уклоняться от маршрута).
Подведение итогов 3 ситуации
Анализ 4 ситуации «Ты идешь по улице».
- Когда ты идешь по улице, ты можешь попасть в следующие ситуации:
А) К тебе подъехала машина, и водитель просит показать, как проехать к какому-то учреждению на этой улице;
Б) Тебя приглашают покататься;
В) Тебя обещают отвезти к родителям, которые, якобы, прислали за тобой машину (Родителям и ребенку необходимо иметь пароль семьи).
Г) Тебя пытаются силой посадить в машину;
Д) Тебя обнимают и гладят незнакомые люди.
2. Анализ сказки «Красная шапочка»
Подведение итогов 4 ситуации

Анализ 5 ситуации «Ты разговариваешь по телефону».
- Кто может позвонить по телефону? (Позвонить по телефону могут не только друзья).
- Как надо поступить, если кто-то звонит по телефону?
- Нужно ли разговаривать по телефону, если слышишь незнакомый, но очень приятный голос? (Иногда добрым и приятным голосом могут говорить и преступники).
- Как ты думаешь, в каких случаях дети отвечают по телефону правильно:
А) Вопрос незнакомца:
- «Кто говорит?»
Варианты ответов детей:
1 ребенок:
«Это я, Саша».
2 ребенок:
«Алло, кто вам нужен?»
В) Вопрос незнакомца:
- «Я, наверное, ошибся. Какой у вас номер?»
Варианты ответов детей:
1 ребенок:
«Это телефон 2-22-40».
2 ребенок:
«По какому номеру вы звоните?
С) Вопрос незнакомца:
«Где ты живешь?»
Варианты ответов детей:
1 ребенок:
«Улица Мира, дом 2, квартира 11».
2 ребенок:
«Не могу вам сказать».
Д) Вопрос незнакомца:
«Позови кого-нибудь из взрослых».
Варианты ответов детей:
1 ребенок:
«Они не могут сейчас подойти, что передать?».
2 ребенок:
«Никого нет дома».
- Что нужно помнить, разговаривая по телефону с незнакомыми людьми? (Разговаривая по телефону с незнакомыми людьми нужно помнить, что нельзя называть свой адрес и не говорить, что никого нет дома).
Подведение итогов 5 ситуации
4. Подведение итогов обсуждения ситуаций.
- Нужно ли о таких ситуациях рассказывать родителям?
- А кого можно считать незнакомцем? (Незнакомец – это человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытаются с вами заговорить (иногда называют вас по имени), или войти в дом или квартиру).
Запомни:
- Никуда не ходи с незнакомыми людьми;
- Не садись в чужую машину;
- С наступлением темноты иди домой;
- Не меняй маршрут возвращения из школы домой;
- Всегда сообщай родителям о своих планах на день.
5. Рефлексия.
-Закончите предложения.
- Нужно быть …(очень ответственным за свое поведение и т.д.)
-Чтобы не навредить нашей безопасности и здоровью, а также здоровью и безопасности других нужно…
-Нужно уметь… (предвидеть опасность; избегать ее; при необходимости действовать).
-Я повторил…
-Я учился…
-Мне помогали…
-Мне было интересно…
-Я себя похвалю за…
-Я похвалю своих одноклассников…

3 КЛАСС

О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ц е л и: повторить и закрепить знания учащихся по ПДД; отработать умение выбирать верный маршрут по улицам города; повторить дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни.

Форма проведения : эстафета «Красный, жёлтый, зелёный».

Оборудование: плакаты по ПДД, дорожные знаки, карточки с заданиями для конкурсов.

Ход эстафеты

Класс украшен плакатами по правилам дорожного движения, дорожным знаками и рисунками детей.

Под музыку дети входят в зал и рассаживаются на стулья.

1. Вступительная часть.

Ведущий. Ребята, мы живем в красивом городе с зелеными широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых машин, едут трамваи, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую не просто. Помогают нам в этом три сигнала светофора: зеленый, желтый, красный. За порядком следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика палочка — жезл.

Дети, к нам прибыл гость из сказочного Цветочного города, сейчас он появится. (Входит Незнайка). Вы узнаете, дети, нашего гостя? Кто это?

Дети . Незнайка!

В е д у щ и й . Но Незнайка чем-то смущен, огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось?

Незнайка. Попав в большой и шумный город,

Я растерялся, я пропал.

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус на пути.

Признаться честно, я не знаю,

Где мне дорогу перейти.

Ребята, вы мне помогите

И, если можно, расскажите,

Дорогу как переходить,

Чтоб под трамвай не угодить!

В е д у щ и й. Наши дети уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, покажут, как надо вести себя на улицах большого города.

2. Выступление учеников.

Выходят дети, в руках держат дорожные знаки.

Дети (поочерёдно ).

1. С площадей и перекрестков

С высоты глядит в упор

С виду грозный и серьезный

Очень важный светофор.

Он и вежливый, и строгий,

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой

Самый главный командир.

2. Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

Пешеходам путь открыт!

Желтый свет — предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

3 . Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру.

Знай, что только переход

От машин тебя спасет.

4. И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

За-пре-ща-ет-ся!

Быть примерным пешеходом

Раз-ре-ша-ет-ся…

5. Чтоб приучить

Пешехода к порядку,

Разлиновали асфальт,

Как тетрадку.

Через дорогу полоски идут

И за собой пешехода ведут.

6. Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,

За-пре-ща-ет-ся!

Уступить старушке месть

Раз-ре-ша-ет-ся…

7. Обходить трамвай не глядя

Не позволит постовой.

Кто трамвай обходит сзади,

Тот рискует головой.

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи!

8. Правил дорожных на свете немало.

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основное из правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья!

На мостовой — не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

9. Город, в котором с тобой мы живем

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, — над мостовой

Знаки развешаны над головой

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.,

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Ведущий. Молодцы!

Н е з н а й к а. Спасибо, ребята!

Буду слушаться без спора

Я сигнала светофора.

Буду к правилам движенья

Относиться с уваженьем!

Ведущий. Незнайка, ребята даже знают песню о правилах поведения на дороге. Давайте споем, ребята…

НАМ МОЖЕТ УЛИЦА ЗАДАТЬ

ВОПРОСОВ ОЧЕНЬ МНОГО…

1 Нам может улица задать

Вопросов очень много,

Но первое, что надо знать,

Как перейти дорогу.

Хочу сказать заранее:

Дорога не игрушки.

Здесь главное внимание

И ушки на макушке.

2. При переходе не спеши,

Оставим все забавы

И хорошенько поглядим

Налево и направо.

Чтоб скрыться что-то не могло

От пешехода взора.

И быть, конечно, не должно

Помехи для обзора.

3. Дорогу каждый перейдет

И правильно и просто,

Где пешеходный переход,

А также перекресток.

О том, что это важно знать,

Давайте не забудем.

И правила все соблюдать,

Конечно, все мы будем.

В е д у щ и й. Ребята, закон улиц и дорог строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни. Поэтому только постоянное соблюдение правил дорожного движения позволяет всем нам уверенно переходить улицы. Сегодня вы покажете гостям, знаете 1 ли вы ПДД. (От каждого класса создается команда из 6 человек, готовы эмблемы, название и девиз.)

Мы проведем эстафету дорожных наук. Победитель будет награжден дипломом «Отличник-пешеход», Конкурсы оцениваются жюри по пятибалльной системе.

3. Представление команд.

Команда «Светофор».

На посту в любое время,

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор —

Зеленый, желтый, красный глаз.

Он каждому дает приказ!

Команда «Дорожный знак».

Самый малый знак дорожный,

Он стоит не просто так,

Будьте, люди, осторожны,

Уважайте каждый знак!

Команда « Постовой ».

На посту в любое время

Дежурит ловкий постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой!

4. Конкурсы

«Дорисуй дорожный знак»

В е д у щ и й . Сегодня мы получили вот такое письмо:

«Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы

попали в плен к Помехе-Неумехе. И теперь у нас в стране происходят аварии. Помогите нам!»

Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Без дорожных знаков очень трудно и машинам, и пешеходам. Вы согласны помочь жителям страны Дорожных знаков?

Каждая команда получает карточку с дорожными знаками, где не обходимо дорисовать недостающие элементы. Команды выполняют задание, а ведущий проводит с болельщиками игру.

Карточки для конкурса«Дорисуй дорожный знак»:

«Это я, это я, это все мои друзья…»

Ведущий . Я буду задавать вопросы, а вы там, где нужно, должны будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» или молчать.

— Кто из вас в вагоне тесном Уступил старушке место?

— Кто, пусть честно говорит, На трамвае не висит?

— Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора? (Дети молчат.)

Кто из вас идет вперед Только там, где переход?

— Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой? (Дети молчат.)

Знает кто, что красный свет -Это значит — хода нет?

— Кто ГАИ помогает, За порядком наблюдает?

Жюри подводит итоги конкурса.

«Собери разрезные машинки»

Команды получают задание. Побеждает та команда, которая быстрее соберет мозаику.

Конкурс для болельщиков

Болельщики отгадывают загадки, за правильный ответ получают светофорик, подводится итог (болельщики какого класса получили больше светофориков, зарабатывают дополнительное очко для своей команды).

Мальвина.

Я, ребята, к вам сегодня

Так спешила, так бежала!

Попрошу я извиненья,

Что немного опоздала.

Мне, ребята, очень надо

Вам загадки загадать.

Потому что вы, ребята,

Правила должны все знать.

    Разных три имеет глаза,

Но откроет их не сразу:

Если глаз откроет красный –

Стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз — погоди,

А зеленый- проходи! (Светофор.)

    Что за чудо — этот дом:

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином? (Автобус.)

    Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

Так в чем же мы с вами по городу ездим? (Трамвай.)

    Сверху — желтый, снизу — синий,

На груди его звезда.

А над ним воздушных линий

Протянулись провода. (Троллейбус.)

    Посмотри, силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик. (Постовой.)

    В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица.)

    Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь — сороконожка

По дорожке той ползет,

Весь обоз одна везет. (Поезд.)

    Маленькие домики

По улице бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автомобили.)

    Не нужны мне провода,

Могу ездить хоть куда.

Хоть в четверг, а хоть в субботу,

Отвезу вас на работу,

В школу, в ясли, в детский сад,

Я пассажирам очень рад. (Автобус.)

Жюри подводит итоги конкурса болельщиков.

«Мы идем в школу»

Командам раздается рисунок-схема «Путь ученика в школу в городе», надо показать на ней правильный маршрут.

Образец рисунка-схемы

Игра с болельщиками «Опознай нарушителя»

Задание 1. Сценка-пантомима: мальчик с мячом выбегает на дорогу и попадает под машину.

Задание 2. Сценка-пантомима: мальчик сидит, рядом стоит старушка,

Задание 3.. Сценка-пантомима: мальчик грызет семечки в автобусе.

Жюри подводит итоги игры. Дети исполняют песню.

1. Без правил дорожных сегодня

Ни ехать, ни идти.

Везде и повсюду они людям будут

Помощниками в пути.

Припев Мы правила дорожные

Отлично знать должны.

А выучить несложно их,

А как они важны!

Ведь правила движения

Не пустяки совсем,

Достойны уважения,

Нужны всегда и всем!

2. Свисток, тормоза, запрет понят —

Не прячь, нарушитель, глаза.

Ты правил не знаешь и нарушаешь —

Так поступать нельзя!

5. Конкурс-игра для капитанов. «Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора»

Ведущий читает стихи, капитаны должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующими по цвету круг.

Бурлит в движении мостовая –

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ –

Какой горит для пешеходов свет?

(Показывают красный сигнал.)

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Особый свет — предупреждение!

Сигнала ждите для движения.

Скажите правильный ответ — .

Какой на светофоре свет?

(Показывают желтый.)

Желтый свет — предупреждение,

Жди сигнала для движения!

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ –

Какой горит при этом свет?

(Показывают зеленый.)

Зеленый свет открыл дорогу,

Проходить ребята могут!

Исполняется песня.

С утра перед дорогою –

Пятнадцать раз подряд –

Ворона, мама строгая,

Учила воронят:

«Пока вы не освоите

Как следует полет,

Обязаны запомнить вы

Дорожный переход.

Дорога — не тропинка,

Дорога — не канава,

Сперва смотри — налево,

Потом смотри — направо.

Налево гляди и направо гляди –

И, если летать не умеешь, иди.

6. Заключительная часть.

В е д у щ и й. Сегодня вы повторили Правила дорожного движения и узнали много

нового и интересного. ГТДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

НА ЧЁМ ОСНОВАНО ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Ц е л и : развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; усвоение стандартных приемов эстетических форм общения; учить умению видеть причины отсутствия взаимопонимания.

Оборудование : плакаты с высказываниями «Счастье — это когда тебя понимают», «Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?».

1. Вступительная часть.

Слово учителя . В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обделили.

— Что же нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?

Без взаимопонимания не может быть ни полноценной дружбы, ни творческого содружества, ни простого нормального общения. Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. Попробуем выяснить, насколько мы владеем умением судить о людях.

Задание учащимся «Словесный портрет»: учитель даёт словесный портрет одного ученика из класса и предлагает ребятам отгадать, кто это. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Примечание. В характеристике надо отразить физические данные, внешность, манеры поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения» привычки.

Слово учителя . Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

Задание учащимся «О чем говорят глаза»: посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами.

2. Игры-ситуации.

Учитель. В общении между людьми большое значение имеет умение принять человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, поставить себя на место другого человека в той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.

Игра 1. Двум ученикам предлагаются роли учителя и ученика. Необходимо проиграть сцену беседы учителя с учеником по поводу ухудшения его успеваемости и дисциплины.

Игра 2. Два ученика должны проиграть сцену разговора учителя и родителя одного из нерадивых учеников.

Одну и ту же сценку проигрывают несколько раз разные ученики, затем идет обсуждение наиболее удачных вариантов взаимодействия партнеров по общению.

3. Вывод.

Слово учителя. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражаются на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

ЦЕНА ЛОМТИКА

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки..

1. Вступительная часть.

— Отгадайте: Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра — на столе.

(Хлеб.)

Слово учителя . Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок, Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал нёзнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки спёциальной формы — «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.

В нем — здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом — тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста — готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», — шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай-

Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

2. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба:

Почему один хлеб черный, другой — белый? (Пшеничная и ржаная мука)

: Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы — оболочка зерна. Это — отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретит4> лозунг: «Мир народам, хлеб — голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему — 125 г хлеба, рабочему — 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Читает ученик.

ВОЕННЫЙ ХЛЕБ

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан бмй’1йШгдПсой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотёл, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

А. Морозов

- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

— Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)

3. Викторина «Мозговой штурм».

Вопросы викторины :

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую — осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор — хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице,)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

4. Рассказ учителя (продолжение).

— Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь. чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:

    Бери хлеба столько, сколько съешь.

    Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

— Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 мл муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.

5. Работа с пословицами .

Учитель . Вспомним народную мудрость о хлебе — пословицы. (Ответы детей.)

3 а д а н и е : доскажите вторую часть пословицы.

* Не шуба греет, а … (хлеб).

* В дороге хлеб не….(помеха).

* Не будет хлеба,…, (т будет и обеда).

* Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

* У кого хлебушко, у того и … (счастье):

* Хлеб всему … (голова),

* Без печки холодно — без хлеба … (голодно).

6. Заключительная часть.

Слово учителя . И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Продержимся русской традиции гостеприимства.

На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех’

Дидактический материал

О ХЛЕБЕ

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь»

Н. Тихонов

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду,

И колосом стану,

И к людям приду».

Я. Дегутите

КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ

Есть пословица в народе –

«Хлеб — на стол,

и стол расцвел».

Ну а все же как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля-

земля не просто,

А кормилица-земля!

Зеленеют дружно всходы.

Присмотрись:

увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят хлеборобы

Полевые корабли.

Из машин рекой струится

На совхозное гумно

Наше золото — пшеница,

Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен –

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат.

По цехам пройдешь — порядок:

Закрома полны муки,

Зерна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:

«Хлеб — на стол,

и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СТОЛОВОЙ

Ц е л и : добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.

Форма проведения: занятие-практикум.

Ход занятия

1. Анализ поведения за столом героев сказки А. Толстого .

Учитель. Заглянем в гости в сказку А. Толстого «Золотой ключик». Послушайте и обратите внимание, как ведёт себя за столом Буратино.

…Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием обсасывал их. Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго…

— Какие замечания сделала Мальвина Буратино? (Ответы детей.)

Ответ: 1) вымыть руки; 2) вытащить из-под себя ногу и опустить ее под стол; 3) не есть руками, для этого есть ложки и вилки.

2, Формулирование правил поведения за столом.

— Приглашаю вас на «учебный чай».

— Садитесь за стол. Стоп!

Правила

1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то -хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую.

2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку).

3 . Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите.

«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб — драгоценность, его береги».

4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не принято, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождитесь, когда остынет.

5 . Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду.

6 . Поблагодари того, кто тебя накормил.

— Зачем нам нужны правила поведения за столом? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь . Чтобы другим было приятно сидеть с вами за одним столом, главный девиз: думай о других.

Некоторые девочки и мальчики любят делать все наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно

мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остёр специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Послушайте:

Совет2.

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

— Почему так не надо вести себя за столом?

— Как же необходимо поступить в таком случае? (Ответы детей.)

3. Игра «Мозговой штурм».

1) Выбери верный вариант ответа.

— Как правильно расположить руки, ожидая подачи очередного блюда:

а) спрятать под стол;

б) положить на стол, как на парту;

в) взять ложку и вилку и бить ею по столу, поторапливая работников столовой?

2) Выбери верный ответ, последовательность выхода из-за стола после еды:

а) побыстрее уйти, чтобы не мешать другим;

б) задвинуть стул;

в) убрать на мойку посуду;

г) поблагодарить работников столовой.

3) Выбери верный вариант ответа.

Как правильно брать хлеб из общей хлебницы, если она стоит от вас далеко:

а) вилкой;

б) руками через весь стол;

в) попросить, чтобы вам подали хлебницу?

4. Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна.

Учитель. Послушайте отрывок из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Найдите ошибки, которые совершил герой.

И тут он замолчал и долго-долго ничего не говорил, потому что рот у него был ужасно занят… Пух встал из-за стола, от всей души пожал Кролику лапу и сказал, что ему пора идти.

— Уже пора? — вежливо спросил Кролик.

Нельзя ручаться, что он не подумал про себя: «Не очень-то вежливо уходить из гостей сразу, как только ты наелся». Но вслух он этого не сказал, потому что он был очень умный Кролик…

Вопросы для анализа текста:

— Винни-Пух решил подкрепиться в 11 утра, правильно ли это?

— В гостях у Кролика каким предстаёт, на ваш взгляд, Винни-Пух: шумным, жадным, скромным и т. д.?

— Нужно ли уходить из гостей сразу, как только поешь? Как поступил Винни-Пух?

5. Обобщение.

Слово учителя . Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть все увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочется пригласить еще раз.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Це л ь : на основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки.

Ход классного часа

1. Знакомство с понятием «ответственность».

На доске записаны пословицы:

* Задним умом дела не поправишь.

* После дела за советом не ходят.

В о п р о с ы для анализа пословиц:

— Как вы понимаете смысл пословицы?

— Как же избежать ошибок в жизни?

— Что хуже: бездействие или ошибка?

— Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые.)

— Назовите примеры из жизни поправимых ошибок. (Двойка по самостоятельной работе, опоздал в музыкальную школу, разбил стакан, потерял кошелек ит. д.)

— Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? (Потеря здоровья, смерть и т. д.)

— О какой ошибке вам труднее будет вспоминать и говорить? Почему?

— Что вы понимаете под словом «ответственность»? (Ответы детей.)

Учитель рассказывает.

Ответственность - это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, так как человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит прекрасные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Человек должен быть ответствен даже за слова, которые он произносит. Народная мудрость гласит: «Слово не воробей, вылетело, не поймаешь».

2. Сказочное путешествие .

У ч и т е л ь . Ошибки нужно уметь предвидеть и избегать их. Говорят, дипломат сначала два раза подумает, прежде чем ничего не скажет. Поэтому все необходимо продумывать на несколько шагов вперед, чтобы потом не пожалеть о содеянном. А теперь вспомним сказки…

— Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость.)

— Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А. С. Пушкина? (Жадность.)

— Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Доверчивость.)

— Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (Непослушание.)

— Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (Легкомысленность.)

— Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (Глупость.)

У ч и т е л ь. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

— Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

— Как вы понимаете смысл пословицы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?

Признать ошибку потрудитесь

И перед другом извинитесь.

Ваш вовсе не сойдет на нет.

Ф. Гинзбург

3. Обобщение.

С л о в о учителя я. Итак, можно сделать вы во д:

— ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;

— вы должны сами отвечать за свои ошибки;

— вы всегда можете пробовать, главное — действовать;

— у вас всегда есть выход из ситуации;

— у вас есть выбор.

ЗАВИСТЬ

Ц е л ь : воспитывать у учащихся положительные качества характера.

Ход классного часа

1. Инсценировка и анализ рассказа.

Учитель читает рассказ или дети, заранее подготовленные, показывают инсценировку рассказа.

Спросила Молния у Солнца:

— Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

— Они любят тепло и ласку, — отвечало Солнце,

— От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает!

— Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

В о п р о с ы для анализа рассказа :

— Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

— Какова основная мысль рассказа?

— Как вы понимаете значение слова «зависть»? (Ответы детей.)

2. Знакомство с понятием «зависть».

Учитель. В словаре С. И. Ожегова читаем: «Зависть — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».

Завидуют все без исключения, но многие не понимают этого, т наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, — значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, с братьями-сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее и богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.

Вспомним сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

— Чему учит нас А. С. Пушкин?

Зависть ведет нас к «разбитому корыту».

Вот как Александр Дольский пишет об этом чувстве:

Но исходим мы слезами –

Никнут крылья от тоски.

Это зависть. Это зависть.

Рвется сердце на куски…

Объект зависти — человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Когда едешь в маршрутном такси, завидуешь тому, кто едет в «Жигулях», едешь в «Жигулях» — завидуешь тому, кто в «БМВ». Толстый завидует худому, голодный — сытому, старый — молодому. Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок. Разберем их.

    Кто чужое желает – тайге тот своё потеряет.

    Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

    Где счастье, там и зависть.

    Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.

    Дай душе волю, захочется поболе.

В древности язычники считали, что счастье — это привилегия богов, а людей, желавших того же, нужно наказывать, чтоб было неповадно.

Итак, от зависти приходят к человеку:

смерть болезнь

ложь горе

— Подумайте, зависть - это положительное или отрицательное чувство? Почему?

Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали термины «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть — самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.

— Как вы понимаете выражение «белая зависть».? Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.

— О какой зависти поет Александр Розенбаум?

Она чернеет с каждым часом…

Калечит души, мысли травит,

Переиначивает сны.

3. Чтение и анализ сказки Л. Н. Толстого.

У ч и т е л ь. Послушайте сказку Л. Толстого.

— Какие чувства у вас возникают?

БЕЛКА И ВОЛК

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

Пусти меня.

Волк сказал:

— Хорошо, я пущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Л. Толстой. Рассказы из «Азбуки»

— На какие размышления наводит вас сказка?

— В чем поучительный смысл сказки?

4. Обобщение .

Слово учителя. Если зависть рождает в нашем теле болезни, то какое чувство подарит вдохновение?

Искреннее восхищение. Это радость за чужие победы и достижения. Восхищение подарит нам положительные эмоции. Но искренне восхищаться могут не все. На это способны лишь добрые, вёликодушные люди.

Урок хочется закончить афоризмом Л. Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».



Просмотров