Автоматизация предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Предрейсовые медицинские осмотры водителей

Одобрен законопроект о телемедицине

Правительственный законопроект, позволяющий дистанционно общаться с врачом и ставить диагнозы, Госдума приняла в первом чтении 15 июня 2017 года.

Авторы законопроекта предлагают разрешить оказывать медицинские консультации с помощью дистанционного общенния как пациента с врачом, так и врачей между собой. Правила проведения таких консультаций будет утверждать уполномоченный орган власти. Для организации процесса предлагается создать Единую государственную систему в сфере здравоохранения. Такая система обеспечит взаимодействие всех медицинских организаций, а также позволит собрать в одном месте электронные медицинские карты пациентов и выделять лиц, больных отдельными заболеваниями. По итогам электронного общения с врачами, можно будет получать справки, медицинские заключения, а также рецепты на лекарства. Между тем, полной заменой обычной медицине такое нововведение не станет.

При этом, как заявил глава профильного комитета Госдумы по охране здоровья, дистанционные консультации не снимают ответственности с врачей за недобросовестное выполнение своей работы. «Это совершенно не убирает такого понятия как ответственность лечащего врача, который и сейчас принимает решения, исходя из мнений консультантов, но именно он несет ответственность за качество лечебно-диагностического процесса», — отметил депутат. Кроме того, по его словам, наиболее важными вопросами в теме телемедицины сегодня становится сохранение личных данных пациента.

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрив проект Минздрава об использовании информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении, лабирует возможность после его принятия оказывать медицинскую помощь и проводить мониторинг состояния здоровья пациента (водителя) «путем проведения консультаций, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя».

Еще в апреле в Госдуму был внесен альтернативный проект, который готовили эксперты Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Института развития интернета. Изначально тексты проектов значительно отличались, но в ходе консультаций Минздрав также согласился на дистанционную диагностику, осмотр и выписку рецептов.

Его проект предусматривает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Она позволит взаимодействовать информационным системам клиник, больниц и органов власти, сформирует медкарты пациентов в электронном виде и обеспечит ведение федеральных регистров лиц, больных отдельными заболеваниями. Также документ вводит возможность выдачи медицинских рецептов и справок в форме электронного документа.

По прогнозу дорожной карты подгруппы «Интернет+медицина» в рамках рабочей группы у помощника президента Игоря Щеголева, в 2018 году 25% государственных медицинских организаций смогут внедрить телемедицинские технологии и будут оказывать помощь дистанционно, такие услуги будут доступны для 20% жителей труднодоступных регионов России. Ранее в послании к Федеральному собранию 1 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин предложил в течение двух лет подключить к высокоскоростному интернету все российские больницы и поликлиники.

Основное действующее законодательство:

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ

    Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»

    Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)

    Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

    Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Основные положения Проекта:

Документ дает определение телемедицине: «Телемедицинские технологии - комплекс организационных, технических и иных мер, применяемых в процессе оказания медицинской помощи пациенту с использованием процедур, средств и способов передачи данных по каналам (линиям) связи, обеспечивающих достоверную идентификацию участников информационного обмена - врача (медицинского работника), пациента (его законного представителя)».

Телемедицина применяется для дистанционного взаимодействия медработников: чтобы принять решение по вопросам осмотра, профилактики, диагностики и пр., для проведения консилиумов и принятия иных медицинских решений, а также для общения врача с пациентом: для консультаций, мониторинга состояния здоровья и оценки необходимости очного приема, говорится в документе.

Все общение происходит через Интернет, с соблюдением законодательства об охране персональных данных; правила взаимодействия «утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Законопроект предполагает создание «федеральных регистров лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями». Ведение региональных сегментов таких регистров должны осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также намечено создание национальных научно-практических медицинских центров на базе ведущих научных медицинских организаций — для «совершенствования организации и оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, развития науки и инноваций в сфере здравоохранения, обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными медицинскими работниками».

Отдельно в документе описаны информационные системы в сфере здравоохранения. Они включают Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и иные медицинские ИС, в которых осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими деятельности в сфере охраны здоровья.

В законопроекте перечислены сведения, которые поставщики информации должны предоставлять в ЕГИСЗ, отмечена необходимость взаимодействия между Единой системой и иными ИС в автоматическом режиме. Разработка и ведение единых форматов информационного обмена данных в сфере охраны здоровья должен осуществлять «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». Доступ к информации должен быть разграничен, с учетом положений действующего законодательства о защите персональных данных и конфиденциальной информации.

Функционирование ЕГИСЗ осуществляется с использованием в том числе инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, говорится в документе.

Организации частной системы здравоохранения обязаны будут предоставлять данные в ЕГИСЗ с января 2018 года — если самостоятельно не решат начать это делать раньше.

Напомним, что вопросы телемедицины параллельно прорабатывают Институт развития Интернета (ИРИ) и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ): в августе прошлого года ИРИ предложил перейти от лицензирования медучреждений к лицензированию врачей и разрешить им консультировать по Интернету. Следом и ФРИИ подготовил текст законопроекта, касающегося дистанционного консультирования граждан по вопросам медпомощи.

Электронный путевой лист водителя

Дополнительный проект носит название «Электронный путевой лист». Речь идёт о создании специальных пунктов контроля, на которых физическое присутствие врача не потребуется.

Предполагается, что такие пункты будут оборудованы современными средствами контроля и видеонаблюдения, что исключит возможность фальсификации результатов. Дистанционный медосмотр предполагает проведение тестов на алкоголь и наркотики. Кроме того, будут измеряться давление и температура тела водителя для определения его состояния.

Новая система «Электронный путевой лист» позволит медикам дистанционно осматривать профессиональных водителей перед выходом в рейс.

Данные планы содержатся в проекте «дорожной карты» по развитию и внедрению индустриального интернета в отрасли реального сектора экономики. Система будет создана до конца 2017 года и начнёт работать в 2018 году.

Напомним, путевой лист — это документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый водителям коммерческих транспортных средств. Сейчас он выдаётся в бумажном виде, часто ежедневно. Главным пунктом для допуска водителя на рейс является «проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя».

Удалённые пункты осмотра будут оснащаться современными средствами контроля и видеонаблюдения. Допуск водителя к работе может осуществляться врачом с помощью ЭЦП. Минстранс уже поддержал создание государственной информационной системы «Электронный путевой лист».

С 2018 года медработники получат возможность удаленно проводить осмотры водителей при помощи разрабатываемой системы удаленного контроля за состоянием работников на транспорте «Электронный путевой лист». Их смысл будет заключаться в возможности проверке состояния здоровья, проведение тестов на состояние алкогольного опьянения и наркотики. Подписываться под результатами проведенных исследований врачи будут при помощи электронной цифровой подписи. С такой новаторской инициативой выступил .

Главным локомотивом распространения «электронных путевых листов» станет борьба с их незаконным оформлением, а также возможностью быстрых проверок информации о проведении медосмотра водителями.

Завершение разработки новой системы намечено на декабрь 2017 года. С 2018 года она должна вступить в действие. На данном этапе ведется подготовка технико-экономического обоснования внедрения системы, ведется решение вопроса порядка проверки ЭПЛ надзорными органами, подсчитывается стоимость его введения и эффективность.

Что означает удаленный медосмотр? Технически это скорее всего будет оформлено в качестве специализированных терминалов, при помощи которых можно будет провести заборы необходимых анализов, проверить давление, температуру и снять другие параметры с водителя. Кабинеты проверки будут установлены на территории .

«Мы уверены, что с принятием закона о телемедицине в первой половине 2017 г. станет привычным дистанционный медицинский осмотр, проходящий без физического присутствия врача на пункте контроля. Такие удаленные пункты оснащаются современными средствами контроля и видеонаблюдения, что позволяет повысить надежность и сделать удобнее прохождение тестов» , прокомментировала ситуацию вокруг телемедицины член подгруппы «Интернет+Город», Ольша Валаева.

Помимо технических аспектов, влияющих на внедрение новой технологии, разумеется будут изменены нормативно-правовые основы по осуществлению контрольно-надзорной деятельности.

Введение

В соответствии с российским законодательством руководство авто предприятия или других предприятий, связанных с производством, во всех пунктах выпуска транспорта на линию, допуска сотрудников к месту исполнения своих трудовых обязанностей обязано организовать проведение перед сменой, рейсом предрейсовые, предсменные и послерейсовые, послесменные медицинские осмотры (далее - Медосмотры) своими медицинскими работниками или работниками, привлеченными по договору с медицинскими учреждениями. Традиционным способом проведения таких Медосмотров требовало нахождение на этих пунктах медицинских сотрудников в достаточном количестве для своевременного выхода водителей на линию или допуска сотрудников к месту производства работ.

Существует стандартный медосмотр, но в результате:

  1. Затяжная процедура существующего медосмотра.
  2. «Договорной» характер медосмотров.
  3. Нерентабельность финансирования увеличения медперсонала.
  4. Неукомплектованность медицинским оборудованием службы медосмотров.
  5. «Халатное» выполнение медработниками своих обязанностей.

Наше предложение

МЫ ПРЕДЛАГАЕМ АВТОМАТИЗАЦИЮ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДОСМОТРОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА (ПАК) «МЕДИС». Комплекс состоит из комплекта оборудования:

  • Компьютер
  • Тонометр
  • Алкотестер
  • Пирометр
  • Оборудование, которое можно добавить по желанию Заказчика (наркотестер, сканер отпечатка пальца и т.д.)
  • Программное обеспечение

Все медицинские приборы являются сертифицированными Минздравом. Организация может самостоятельно приобрести рекомендуемый комплект оборудования.

Законодательные основания

Метод дистанционных медосмотров показывает свою состоятельность в течение более четырех лет в различных государственных и частных структурах. Законодательно 21.10.2015 г. одобрено использование телемедицинских технологий при проведении Медосмотров в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 15 декабря 2014 г. N 835н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Устройство работы комплекса «медис»

  1. Установка комплекса «МеДис» на автоматизированное рабочее место сотрудника (АРМ Терминал)
  2. Прохождение Медосмотра в соответствии с законодательством РФ
  3. Данные сохраняются на сервере с правом доступа с автоматизированных рабочих мест
  4. Допуск сотрудника по результатам Медосмотра осуществляет удалённый профессиональный медработник через автоматизированное рабочее место
  5. Отметка о разрешении выхода на рабочее место (путевой лист) или передача в информационные системы Заказчика преимущества
  6. Экономия средств за счет автоматизации процесса Медосмотра.
  7. У Заказчика отпадает необходимость в штатных медработниках.
  8. Невозможность «договориться» с компьютером, а, следовательно, и более ответственное отношение к безопасности и своему здоровью.
  9. Время прохождения Медосмотра не превышает 3 минут
  10. Количество правонарушений на рабочих местах по вине работников или ДТП по вине водителей Заказчика будет сокращаться и стремиться к нулю.

Порядок взаимодействия

  1. Заключение договора
  2. Подбор и закупка необходимого оборудования, рекомендации
  3. Установка Терминала и наладка ПО автоматизированного рабочего места
  4. Тестирование комплекса «МеДис», консультирование и обучение персонала Заказчика
  5. Интеграция с существующими информационными системами Организации
  6. Ввод в эксплуатацию
  7. Сервисное обслуживание комплекса «МеДис»

Преимущества медосмотра с помощью комплекса «медис»

  • Время прохождения и допуска фиксируется с точностью до секунды
  • Видео прохождения Медосмотра сохраняется в системе и его всегда можно просмотреть
  • Медработник не знает водителей лично, он работает удалённо с уже готовой медицинской статистикой
  • Комплекс «МеДис» автоматически определяет отклонения в результатах Медосмотра и сообщает об этом удалённому медработнику для принятия решения о допуске
  • Допуск сотрудника после Медосмотра на комплексе «МеДис» подтверждается в электронном виде удалённым медработником
  • Медицинский журнал ведется исправно и всегда доступен
  • Удобство (комфорт), доступность и быстрота оформления разрешительной документации

Алгоритм проведения медосмотра

ДЛЯ КАЖДОГО ШАГА НА ЭКРАНЕ ТЕРМИНАЛА ВЫВОДЯТСЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОДСКАЗКИ

  1. (опционально) Сотрудник выбирает свою организацию
  2. Сотрудник входит в систему:
    1. Либо вводом табельного номера
    2. Либо через сканнер отпечатка пальца
    3. Либо путем верификации при помощи камеры
    4. Любым другим способом по согласованию с Заказчиком
  3. Сотрудник выбирает тип Медосмотра: предрейсовый, послерейсовый
  4. Сотрудник измеряет пульс и давление при помощи тонометра
  5. Сотрудник измеряет содержание алкоголя в парах выдыхаемого воздуха при помощи алкотестера
  6. (опционально) Сотрудник измеряет температуру кожного покрова при помощи пирометра
  7. (опционально) Сотрудник проходит тест на адекватность
  8. Сотрудник указывает на наличие жалоб на самочувствие
  9. Завершение Медосмотра, вывод на экран результатов Медосмотра

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ДОПУСКЕ СОТРУДНИК ПОЛУЧАЕТ У ВЫПУСКАЮЩЕГО ДИСПЕТЧЕРА ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ:

  1. Печать с отметкой на путевом листе (ином документе организации)
  2. Печать наклейки для последующего размещения на путевом листе (ином документе организации)
  3. Допуск к системе диспетчеризации в информационной системе организации
  4. Другим способом в зависимости от бизнес-процесса организации

терминал Количество терминалов для Заказчика может быть расчитано из соотношения: 3 минуты на один Медосмотр к количеству необходимых допусков в часы наибольшей интенсивности при выходе на работу. То есть, 1 терминал в среднем осуществляет Медосмотр и допуск для работы примерно 20 человек в час. Например, если необходимо выпустить за час 100 человек, то рекомендуется поставить 5 терминалов. КОМПЛЕКС «МЕДИС» МОЖЕТ ОБСЛУЖИВАТЬ НЕСКОЛЬКО ТЕРМИНАЛОВ ОДНОВРЕМЕННО.

Терминал - состав оборудования

Любая организация может самостоятельно закупить терминалы, рекомендуемое и поддерживаемое оборудование в составе представленом ниже: терминал + алкотестер, тонометр, термометр ТЕРМИНАЛ Любой моноблок с touch -экраном Минимальные системные требования: Операционная система Windows 7, поддержка режима Single-touch, Оперативная память: 1ГБ, Жёсткий диск: 256 ГБ USB2.0-разъёмы: 4 Желательно наличие com-port АЛКОТЕСТЕРЫ Персональный цифровой алкометр Динго Е-010 с электрохимическим датчиком

Высококачественный датчик электрохимического типа обеспечивает непревзойденную точность результатов. Электрохимический сенсор обеспечивает беспрецедентную точность показаний, полностью исключая их разброс. Обычно удел недорогих моделей - измерения при помощи полупроводниковых сенсоров. Электрический сигнал в таком датчике вырабатывается при его сильном разогреве, до температур в сотни градусов Цельсия. Обнаружение молекул этилового спирта производится при их сжигании на поверхности полупроводника. В электрохимическом же датчике химические реакции с участием паров алкоголя происходят практически при комнатной температуре. Эта разница в принципах действия не может не сказываться на точности измерений и долговечности сенсоров.

Алкометр АКПЭ-01М-02

АКПЭ-01М 02 – это профессиональный анализатор паров этанола со спектрофотометрическим датчиком, с внешним принтером (входит в комплект поставки по отдельному заказу), без клавиатуры. Прибор позволяет производить измерения высокой точности и при этом не нуждается в калибровке. Тестирование может выполняться в двух режимах: с мундштуком и без. Во втором случае результат виден уже через 3 секунды. Информацию об измерениях можно перенести на компьютер, обработать и распечатать. Алкотестер подключается к бортовой электросети автомобиля, работает от 220 В, есть встроенный аккумулятор, заряда которого достаточно для 8 часов работы. АКПЭ-01М 02 внесен в Госреестр измерительных приборов, рекомендован к использованию в ГИБДД МВД РФ.

Алкотестер (алкометр) Динго В-01

Алкотестер Динго В-01 предназначен для использования в составе систем обеспечения доступа – проходных, контрольных пунктах и т.п. для контроля трезвости персонала. В отличие от других анализаторов алкоголя Динго В-01 имеет входной и выходной сигналы для коммутации с установленной на входе системой контроля управления доступа (СКУД). Легко вписывается в любую СКУД благодаря простому алгоритму управления – разрешающий сигнал с контроллера запускает процесс подготовки Динго В-01 к тестированию, если в выдохе алкоголя не обнаружено, на выходе алкотестера появляется отрицательный импульс для управления исполнительным механизмом (калиткой, шлагбаумом, дверью шлюзовой камеры и т.д.), при наличии же алкоголя в выдохе состояние выходного сигнала алкотестера не изменяется, и исполнительное устройство остается в запертом состоянии.

ИЗМЕРЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ

Тонометр OMRON M10-IT автоматический

Тонометр OMRON M10-IT позволяет определить симптомы утренней гипертензии и предупредит о вероятности инфаркта или инсульта. Тонометр OMRON M10-IT совместим с ПК. Прибор обладает функцией Intellisense. Эта интеллектуальная технология контролирует процесс накачки манжеты. Манжету Comfort Cuff, являющуюся уникальной и имеющую параметры 22-42 см, легко наложить на руку. Камера манжеты имеет особую конструкцию, гарантируя высокую точность измерения. Размер подойдет практически любому пользователю. Этот прибор для измерения артериального давления снабжен индикаторами аритмии и движения и способен рассчитать среднее значение из 3 измерений за 10 минут.Память прибора вмещает 2 ряда измерений по 84 на каждый. Дату и время аппарат фиксирует, предусмотрен особый режим «для гостей». A&D UA-767PC Автоматический тонометр с интерфейсом передачи данных A&D UA-767PC — это одно из наиболее востребованных в отрасли решений для проводной передачи данных, полученных при измерении артериального давления и пульса. Прибор используется и как самостоятельное решение, и как часть комплекса для измерения функциональных показателей в условиях амбулатории. A&D TM-2655P Профессиональный автоматический монитор артериального давления и пульса TM-2655P – идеальное решение там, где важны точность, надежность, высокая пропускная способность и комфорт

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

Основные функции: Измерение максимальной и минимальной температур Сигнализация максимальной и минимальной пороговых температур световая и звуковая Одновременная установка 2-х пороговых температур с сигнализацией выхода за границы диапазона *Работа в режимах измерения Тмакс или Тмин с одновременной сигнализацией пороговых температур Фиксация последнего значения с автоматическим отключением через 8 с Встроенная память на 100 значений Индикация разряда батарей

ПЕЧАТЬ ЭТИКЕТОК

Термопринтер для печати этикеток SLP 600 Series. (Действующий)

Термопринтер Японской фирмы Seiko. Ресурс термоголовки 15 км. На выходе из податчика имеется режущая поверхность для отрывания этикеток. Валик, на который крепится лента, находится внутри корпуса. Также конструкционно допускается установливать катушку с лентой болшего размера вне корпуса.

По традиции больным местом транспортного отдела являются предрейсовые медицинские осмотры, без отметки о которых в путевом листе водитель не может выйти в рейс.

Осуществление каких действий в России поможет облегчить участь водителей и руководителей компаний?

Набирает обороты развитие такой отрасли как телемедицина, это понятие включает в себя использование информационно-коммуникационных технологий для удаленных консультаций с врачами и мониторинга показателей здоровья. Компактные портативные устройства и медицинские терминалы становятся все более распространены и в России. С учетом того, что разнообразные фитнес-браслеты и мобильные приложения уже пользуются большим спросом среди населения, знакомство с телемедициной постепенно переходит из области фантастики в реальную возможность.

Как это работает?

На данный момент уже существуют устройства, которые помогают врачам оперативно фиксировать и обрабатывать большие объемы информации о состоянии здоровья водителей. Требования, описанные в приказе Минздрава « Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных медицинских осмотров » , можно осуществить благодаря использованию телемедицины. Жалобы водителей, результаты измерения температуры тела, артериального давления, пульса и определения алкогольного или наркотического опьянения, регулярно заносятся в электронный журнал, что помогает сохранять показатели каждого водителя и обращать внимание на отклонение от нормы. При ведении журнала в электронном виде записи должны подтверждаться электронной подписью медработника.

Почему телемедицина может стать эффективнее обычных медосмотров водителей?

Часто медосмотры водителей проводятся формально, а в некоторых случаях и не проводятся вовсе - водитель с заранее подготовленным путевым листом отправляется на смену. Кроме того, бывают случаи, когда водителям приходится ехать в другой конец города только ради подписи на путевом листе. Вождение зачастую способствует возникновению стресса, поэтому мнимое избавление от проблемы медосмотров, усиленное влиянием человеческого фактора при их формальном проведении, может привести к ДТП по причине плохого самочувствия водителя. В свою очередь, дистанционные осмотры с помощью телемедицинских приборов сэкономят время водителей и медперсонала.

Существует ли законодательная база для телемедицины?

1 декабря президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию, при этом значительное внимание он уделил развитию телемедицины. Законопроект « Об использовании телемедицинских технологий удаленным способом при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств » все еще находится на рассмотрении, но может быть принят уже в первой половине 2017 года.

Таким образом, пока не внесены изменения в законодательство, нужно использовать телемедицинские технологии не вместо традиционных осмотров врачами, а в качестве инструмента автоматизации медицинских осмотров, который поможет:

    сократить затраты времени на проведение медосмотров водителей,

    снизить влияние человеческого фактора при проведении медосмотров,

    регулярно и оперативно отслеживать динамику состояния здоровья водителей,

    перевести документы в электронный вид,

  • предоставить простой доступ руководителей к данным о состоянии здоровья водителей.

Мы работаем в рамках Российского законодательства и несем ответственность за качество предоставленных услуг. Это гарантия профессионального обслуживания, с которым не возникает проблем у водителей, выезжающих в рейс.

Новый закон №17 от 18/01-17 внес поправки в Приказ Министерства Транспорта РФ №152 (18/09-08).


Данное предписание гласит:

  • Отменить строку п.12, где говорится об обязательном постановлении в путевом листе печати (штампа) предприятия (предпринимателя).
  • Пункт 16.1 данного Приказа дополнить фразой: “Обязать лиц, контролирующих техническое состояние транспорта, выезжающего на линию, указывать время прохождения техосмотра, заверенное подписью с указанием ФИО (фамилию прописывать полностью)”.

Примечание: В связи с этими новшествами, следите за временем прохождения предрейсового медосмотра и техосмотра транспорта. Они не должны совпадать. Между ними предполагается разрыв от 15 до 30 минут. На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция).

Нормативно-правовая база проведения предрейсовых медосмотров

Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:

  • Трудового Кодекса;
  • Федеральных законов;
  • указов;
  • предписаний Минздрава и Минтранса РФ;
  • распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства;
  • постановлениями арбитражных судов.

Приказ №835 " Об утверждении Порядка проведения предрейсовых (послерейсовых), предсменных (послесменных) медосмотров"

Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров , т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей. Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.

Когда проводится предрейсовый медосмотр?

В п.4 приложения указывается: осмотр проводится перед началом рабочего дня водителя.

  • Согласно нормативному документу (Приказ Минтранса №15 от 20/08-04, п. 15), время прохождения медосмотра, инструктажа, технического состояния транспорта является рабочим.
  • Медработник должен проводить осмотры в течение всего рабочего дня водителя, управляющего автотранспортом (п. 6). Исключение предусмотрено для работников экстренных служб.

Кто оплачивает расходы на проведение медосмотра?

В п. 7 данного закона говорится, что все финансовые затраты на проведение осмотров водителей ложатся на работодателя.

  • Работодатель может организовать медкабинет на территории транспортного предприятия или заключить договор с медучреждением, имеющим лицензию на оказание услуги проведения медосмотров.

Кто имеет право проводить осмотры?

Это может быть: медучреждение; лицензированная организация; нанятый работник, зачисленный в штат транспортного предприятия.

К лицу, осуществляющему предрейсовый медосмотр предъявляется ряд требований:

  • Медработник обязан иметь специальное образование, пройти обучение, получить сертификат и лицензию на оказание данного вида услуг.
  • С организацией, оказывающей услуги по предрейсовым медосмотрам, работодатель заключает договор, в котором прописываются все нормы сотрудничества. Таким образом часть ответственности за качество осмотра берет на себя медучреждение.

Какие процедуры входят в осмотр водителя?

При осмотре медработник выявляет по внешнему виду, поведению, показаниям алкотеста состояние водителя.

  • При подозрении на опьянение (алкогольное, наркотическое, токсическое) проводится более тщательное обследование, требующее дополнительного анализа: взятия мочи.
  • При отказе, выписывается направление в поликлинику, запрещается выходить в рейс. Данная процедура регламентируется приказом Минздрава РФ №40 от 26 февраля.
  • При отсутствии вышеописанных симптомов проводится опрос о наличии жалоб на здоровье, измеряется температура, проверяется пульс.
  • Обязательно измеряется артериальное давление. Если показания имеют отклонение от нормы, можно перемерить давление через 15 – 20 минут, чтобы убедиться в объективности показаний и выписать направление в поликлинику.

Некоторые аспекты, касающиеся осмотра водителей, прописываются в договоре с медучреждением (способ оповещения работодателя, причины отстранения водителей, выявление группы риска и т. п.).

Согласно письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, часть 2, работодатель вправе внести изменения в вышеперечисленные функции медработника.

Журнал предрейсового осмотра

Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится "нарушать" установленный образец заполнения журнала.

Разные организации выходят из положения, добавляя требуемые графы к утвержденной форме журнала.

  • Согласно п. 14 приложения, перечень данных о работнике, который необходимо отразить в журнале, имеет дополнительные пункты: дата рождения, пол и подпись водителя. То, где и как их прописать, придется решать самостоятельно.
  • В новом законе №835 предписывается иметь отдельный журнал для предрейсовых осмотров.
  • Этот отчетный документ разрешается иметь в бумажном или в электронном виде. В последнем варианте усиленная электронная подпись должна быть не только у медика, но и у каждого водителя.

О чем информирует штамп медосмотра?

Штамп содержит информацию о медорганизации, враче и надпись: “Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Согласно новым правилам печать должна содержать:

  • Дату осмотра.
  • Время осмотра.
  • Подпись врача и ее расшифровка, с указанием полного имени, фамилии, отчества (Николаев Николай Николаевич).

Ответственность

Чтобы повысить безопасность на дорогах, вышел Приказ №196 от10/12 1995 года, где предписано:

  • Владельцам предприятий и ИП, использующим автотранспорт организовать проведение предрейсовых медосмотров водителей, выходящих на линию.
  • Привлечь к этому медработников (организацию) со специальным образованием, прошедших обучение, имеющих лицензию на оказание услуги.
  • За нарушение закона об охране труда, как это трактуется в приказе, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Согласно КоАП ст. 11.32, за нарушение законодательства при выезде водителя на линию без медосмотра предусмотрены следующие штрафы:

  • Если в путевом листе отсутствует штамп предрейсового медосмотра, водитель наказываются штрафом: от 1 до 1,5 тыс. рублей.
  • Служащие, отвечающие за организацию осмотров: от 2 до 3 тыс. рублей.
  • Предприятие или ИП: от 30 до 50 тыс. рублей.

Примечание: Административное наказание на лиц, отвечающих за организацию осмотров, налагают не только при проверке на дороге. Это могут сделать контролирующие органы при выявлении нарушения на транспортном предприятии (в компании).


Уголовное наказание за несоблюдение правил проведения предрейсовых осмотров

Если ДТП с жертвами произошло по причине неудовлетворительного состояния здоровья водителя, уголовному наказанию подвергаются граждане, причастные к организации медосмотров (УК РФ ст. 143):

  • Накладывается штраф в размере: 200 тыс. рублей (или сумме, равной 18-кратному объему заработной платы).
  • В зависимости от тяжести нанесенного ущерба, виновным назначают: исправительные работы до 2 лет; лишение свободы на 1 год.
  • При смерти потерпевшего в ДТП причастные лица получают до 3 лет лишения свободы.

Важно! Соблюдение законов – это не только вынужденная мера по обеспечению безопасности движения на дорогах, но часть мероприятий по сохранение жизни всех участников движения.

Какие требования выдвигает закон к осмотрам водителей транспортных средств перед их отправлением в рейс?

Эти требования регламентирует ряд нормативно-правовых документов, а также положения и выдержки из Трудового Кодекса (ст.213 Трудового Кодекса Российской Федерации), Кодекса об Административных правонарушениях, Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст.20, п.1), письма Минздрава Российской Федерации от 21.08.2003 №2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» .

Также желательно проводить и послерейсовые осмотры, но это не является обязательным для выполнения. В такой ситуации работодателю позволяют самостоятельно принимать решение: обследовать своих работников после поездок или нет.

Такие осмотры никогда не станут лишними по отношению к работникам, которые находятся в «группе риска», то есть часто болеют, имеют хронические заболевания, злоупотребляют спиртными напитками либо просто являются работающими пенсионерами.

Важно! Согласно законодательной базе, перевозчики, которые занимаются транспортировкой людей или опасных грузов, должны проходить такие осмотры в обязательном порядке.

Благодаря обследованию у специалистов можно определить:

  • достаточно ли здоров работник (в данном случае - водитель транспортного средства);
  • не подвергался ли его организм переутомлению накануне поездки;
  • нет ли у водителя похмельного синдрома;
  • не принимал ли он алкогольные, наркотические или другие запрещенные вещества, которые могут оказать пагубное воздействие на его способность к адекватному управлению транспортным средством и пр.

Если в ходе медицинского обследования будет замечен хоть один из вышеперечисленных симптомов, к вождению в этот день водителя допускать категорически запрещено!

Обратите внимание! Обследовать водителя на предмет наличия наркотических веществ можно только при получении его письменного разрешения, которое обычно дается во время подписания трудового, гражданско-правового договора или в случае подписания отдельного разрешающего документа.



Просмотров