Трудовое право курс лекций. Конспект лекции "трудовое право"

Рабочая программа на тему:

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Воспитатель: Бимеева Гульнур Камилевна

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

    Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).

    Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

    Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).

Методы:

    Игровой метод (дидактические игры).

    Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

    Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:

    групповая;

    подгрупповая;

    индивидуальная.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

В соответствии с действующим ФГОС в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

    Является основой для интеллектуального развития;

    Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    Развивает наблюдательность;

    Готовит к реальной жизни;

    Позитивно влияет на эстетическое чувство;

    Является основой для развития воображения;

    Развивает внимание;

    Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

    Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

    Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

    Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

План работы с детьми на год.

Сентябрь.

1 «Спрячь мышку» Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

2 «В царстве фигурок-человечков» Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведение пальцем контура фигур.

Октябрь.

1. «Игры с мячами» Обучение соотнесению по величине трёх предметов.

2. Аппликация «Платочки для фигурок-человечков» Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приёму обследования формы - обведению пальцем контура фигур.

3. «Разноцветные комнаты» Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

4. Аппликация «Салфеточки для фигурок – человечков» Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведение пальцем контура фигур.

Ноябрь.

1. «Кто где спит? » Ознакомление детей с пятью геометрическими фигурами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

2. «Построим башню»

Обучение пониманию отношений по величине между объёмными и плоскими предметами. Обучение соотношению 2-3 рядов величин между собой.

3. «Разноцветные комнаты» Закрепление знаний основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета.

4. «Гости» Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Декабрь.

1 «Окраска воды» Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями «светлый» «тёмный» «светлее» «темнее».

2. Аппликация «Ёлочки» Обучение расположению предметов на плоскости в порядке убывания величины.

3. «Найди предмет такой же формы» Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Январь.

1. «Кто выше? » Обучение правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчёта.

2. «Лесенка»

Обучение установлению отношений по величине между плоскими и объёмными предметами, расположению предметов в порядке убывания величины.

3. «В царстве царя – Разноцвета» Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Февраль.

    «Разбитые тарелки» Развитие глазомера детей.

2. «Построим домики для фигур» Закрепление представлений о геометрических формах. Обучение воспроизведению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

3. «Кто скорей свернет ленту» Обучение выделению параметров величины предметов.

Март.

1. «Завяжем мишкам банты» Обучение выделению параметров величины предметов.

    «Путешествие на лесную поляну» Обучение выделению параметров величины предметов.

    «Геометрическое лото» Обучение сравнению формы изображенного предмета с геометрической фигурой и подбору предметов по геометрическому образцу.

Апрель.

1. «Чудесный мешочек» Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

2. «Что изменилось? » Обучение выделению параметров величины предметов.

3. «Достроим домики» Развитие глазомера детей.

    «Составные картинки» Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

1. «Какой формы предметы в нашей группе» Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.

2. «Вышиваем ковер» Обучение детей подбору предметов по слову, обозначающему цвет.

План работы с родителями на год.

Сентябрь.

Беседа на тему: « Особенности сенсорного развития детей».

Папка-передвижка «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет».

Октябрь.

Наглядная информация « Игры для сенсорного развития детей».

Беседа на тему: « Как помочь ребенку в сенсорном развитии?».

Ноябрь.

Папка-передвижка « С чего начинать обучение ребенка цветам?».

Консультация на тему: « Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей».

Декабрь.

Папка- передвижка «Сенсорика».

Консультация на тему: « Развитие мелкой моторики с помощью пуговиц».

Участие родителей в создании изготовлении дидактических игр.

Январь.

Беседа на тему: « Сенсорное воспитание детей в повседневной жизни».

Игры между родителями с занимательным материалом.

Февраль.

Памятка для родителей по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет

Выставка дидактического материала.

Март.

Презентация. Консультация на тему: « Развитие мелкой моторики у детей».

Апрель.

Беседа на тему: « Раннее сенсорное воспитание»

Папка-передвижка «Развивающие игры для малышей».

Выставка литературы по сенсорному развитию.Папка –передвижка « Дидактические игры по сенсорному развитию».

ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Усмань»

Рабочая программа

коррекционного курса

«Сенсорное развитие»

АООП (вариант 2)

для 1 подготовительного класса

на 2016-2017 учебный год

«Согласовано» « Утверждено»

Руководитель МО Директор школы

Н.А.Барбашина ____________Л.Ф. Алтухова

Выполнила:

учитель-дефектолог

Тернющенко Е.Л.

1.Пояснительная записка………………………………………………3

1.1.Цель по данному курсу……………………………………………...3

1.2.Задачи коррекционного курса……………………………………….3

2.Общая характеристика коррекционного курса……………………….4

2.1 Планируемые результаты освоения курса…………………………………………..............................................4

3. Тематическое планирование……………………………………….....6-9

3.1. Материально-техническое обеспечение………………………………9

Литература…………………………………………………………………...9

1.Пояснительная записка

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с умеренной умственной отсталостью сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с умеренной умственной отсталостью наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Данная программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» разрабатывалась с учетом положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Программа представляет целостную, систематизированную, структурированную модель коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Программа составлена в соответствии с:

    Законом «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка;

    Декларацией прав ребенка

    ФГОС к АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной умственной отсталостью от 31.12.2015 г.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2015 г. № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821.10 от 20.12.2010 г. № 189, г. Москва.

1.1.Целью коррекционного курса является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

1.2.Задачи коррекционного курса:

1) Развитие и коррекция зрительного восприятия;

2) Развитие и коррекция слухового восприятия;

3) Развитие и коррекция кинестетического восприятия;

4) Развитие восприятия запаха;

5) Развитие восприятия вкуса;

2. Общая характеристика коррекционного курса

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

2.1. Планируемые результаты освоения программы

в 1подготовительном классе

При реализации коррекционного курса ожидаются результаты:

Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека.

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Восприятие запаха: реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса: Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

    Развитие и коррекция зрительного восприятия

    Развитие и коррекция слухового восприятия

    Развитие и коррекция кинестетического восприятия

    Развитие восприятия вкуса

    Развитие восприятия запаха

3. Тематическое планирование индивидуальных занятий по коррекционному курсу « Сенсорное развитие».

Количество часов

Оборудование, материалы

Восприятие предметов на слух

Звучащие предметы. Их различение

Колокольчик, бубен, погремушка

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха

Деревянные ложки, шуршащие пакеты

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Музыкальный колокольчик

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячом, ежиком

Массажный мячик, резиновый ёжик.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой.

Картон, цветная бумага

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом.

Кусочки материалов: шёлк, вельвет.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой.

Фольга, атласная лента

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый.

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами пластмассовым шариком, мягкой игрушкой

Пластмассовый шарик, мягкая игрушка

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла.

Вата, кусочки металла

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком.

Резиновый мячик, деревянный кубик

3.Восприятие предметов по форме:

круг, треугольник, квадрат

Круг. Восприятие круглых предметов по форме

Круги, сделанные из дерева, из бумаги, пластмассы

Треугольник

Треугольники, сделанные из различных материалов

Квадраты, сделанные из различных материалов

Сортировка геометрических фигур по коробкам.

Геометрические фигуры основных цветов, коробочки.

Закрепление знаний детей о форме, упражнения в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Закрепление знаний детей о геометрических фигурах на основе упражнения «Залатай одеяло»

Картонные листы бумаги, вырезанные из них треугольник, квадрат, круг.

большой – маленький

Восприятие предметов по размеру:

большой – маленький через тактильное и зрительное взаимодействие с предметами.

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), различные по размеру

Восприятие предметов по цвету:

Предъявление предметов красного цвета

Предъявление предметов жёлтого цвета

предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки

Предъявление предметов зелёного цвета

предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки

Предъявление предметов синего цвета

предметы одежды, овощи, фрукты, ленты, игрушки

Соотнесение предметов по цвету на основе упражнений: «Разноцветные бусины», «Заборчик», « Найди пару».

Бусины разных цветов, коробочки, цветные палочки, прищепки четырёх цветов.

Восприятие вкуса

Восприятие запаха

узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов

Банан, груша, шоколад

узнавание (различение) объектов по запаху)

лимон, банан, хвоя, кофе

3.1.Методическое обеспечение

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек. - Конструкторы, мозаики, пирамидки, игрушки, геометрические формы.

Литература

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста/Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.

2. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада/Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова и др.; Под ред. С.Л.Новосёловой.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1985.- 144 е., 4 л. ил.

4. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983.- 144 е., ил.

5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.

6. Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка/ Министерство здравоохранения СССР. - М., 1987.-108 с.

7. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.­Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256 е.- (Школа развития).

16 Лекция № 16. Тема: «Трудовое право РФ»

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая отношения в процессе трудовой деятельности.

Основные принципы трудового права:

1) право на труд, право свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

3) защита от безработицы;

4) право на справедливые условия труда, отвечающие требо­ваниям безопасности и гигиены;

5) право на отдых;

6) равенство прав и возможностей работников;

7) право на справедливое вознаграждение за труд;

8) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры,
а также право на забастовку.

Трудовое право как отрасль права состоит из различных норма­тивных актов. Все они являются источниками трудового права.

Источники трудового права - это Конституция РФ (статья 37), Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г. (вступил в действие с 1 февраля 2002 г.), а также ряд федеральных законов («О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Об ос­новах охраны труда в Российской Федерации», «О коллективных договорах и соглашениях» и др.).

К источникам трудового права относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в трудовой сфере, акты орга­нов местного самоуправления, документы, регулирующие внут­ренний трудовой распорядок на каждом предприятии.

Субъектами трудового права выступают участники трудовых правоотношений - работники и работодатели. Кроме того, в не­которых случаях субъектами могут быть представители работни­ков и работодателей, профсоюзные органы, органы занятости на­селения, органы по рассмотрению трудовых споров, органы над­зора за соблюдением трудового законодательства.

Работодатель - это физическое или юридическое лицо, осу­ществляющее найм работника и вступающее с ним в трудовые отношения. Работник - это физическое лицо, вступившее в тру­довые отношения с работодателем. Для того чтобы вступить в тру­довые правоотношения, гражданин должен обладать трудовой правосубъектностью (праводееспособностью). Трудовая правосубъ­ектность наступает по достижении 16 лет. Законодательство пре­дусматривает возможность вступать в трудовые отношения и ли­цам, не достигшим 16-летнего возраста. Так, лица, получившие основное общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовые договоры. С согласия родителей на работу мо­жет быть принят несовершеннолетний с 14 лет при условии его работы в свободное от учебы время (например, во время кани­кул).

Документом, определяющим общие вопросы взаимоотноше­ний работников и работодателя, служит коллективный договор. Он может включать в себя вопросы оплаты труда, компенсаций, ра­бочего времени и времени отдыха, социального страхования и т.д. Коллективный договор заключается на общем собрании трудово­го коллектива или профсоюза на срок от одного до трех лет.

Трудовой договор

Трудовое правоотношение возникает на основании трудового договора. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной специальности, квалификации или

должности, обеспечить условия труда, предус­ мотренные законами, иными нормативно-правовыми актами, кол­ лективным договором, своевременно и в полном размере выплачи­ вать работнику заработную плату, а работник обязуется лично и добросовестно выполнять определяемые этим соглашением трудовые функции и соблюдать действующие в данной организации правила внутреннего трудового распорядка.

По времени действия различают договоры, заключаемые на не­ определенный срок и срочные трудовые договоры, которые заключа­ются на определенный срок, не превышающий 5 лет. Срочный трудовой договор может быть заключен только в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределен­ный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. При этом работодатель обязан указать в трудовом до­говоре конкретные обстоятельства, по которым трудовой договор не может быть заключен на неопределенный срок. Истечение срока срочного трудового договора считается основанием для его пре­кращения. Однако в случаях, когда срок договора истек, но ни одна из сторон не потребовала его расторжения, и работник про­должает работу и после истечения срока, трудовой договор счита­ется заключенным на неопределенный срок. Независимо от вида договора, все они должны заключаться в письменной форме.

Прием на работу оформляется приказом администрации пред­приятия, учреждения, организации, который должен быть объяв­лен работнику под расписку. Приказ должен издаваться после за­ключения трудового договора. Трудовой кодекс запрещает не­обоснованный отказ в приеме на работу, не основанный на оценке деловых качеств.

При поступлении на работу необходимо представить ряд доку­ментов:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой
договор заключается впервые или работник поступает на работу
на условиях совместительства;

3) страховое свидетельство государственного пенсионного стра­хования;

4) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц,
подлежащих призыву на воинскую службу);

5) при поступлении на работу, требующую специальных на­выков или квалификации, документ, подтверждающий наличие этих навыков или квалификации у работника, например диплом о высшем или среднем специальном образовании.

Содержание трудового договора определяется его сторонами и включает определенные условия. К существенным (необходимым) условиям относятся место работы, трудовые функции работника (специальность, квалификация, должность), дата начала (при срочном договоре - и окончания) работы, права и обязанности работника и работодателя, условия труда, режим рабочего време­ни и времени отдыха, условия оплаты труда и социального стра­хования.

Помимо существенных в трудовой договор включаются и до­ полнительные условия, конкретное содержание которых зависит от соглашения сторон. Дополнительными условиями могут быть ус­тановление испытательного срока, неразглашение коммерческой тайны, предоставление места жительства на время работы и др.

Недействительными признаются условия, ухудшающие поло­жение работников по сравнению с предусмотренными законода­тельством о труде.

Трудовой договор может быть расторгнут только по следую­щим основаниям:

1) соглашение сторон;

2) истечение срока трудового договора;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника; расторжение трудового договора по инициативе работода­теля;

4) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу
(должность);

5) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника организаций либо ее реорганизацией;

6) отказ работника от продолжения работы в связи с измене­нием существенных условий трудового договора;

7) отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

8) отказ работника от перевода в связи с перемещением рабо­тодателя в другую местность;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон;

11) нарушение установленных законом правил заключения тру­довых договоров.

При увольнении работника издается соответствующий приказ. В день увольнения работнику выдается трудовая книжка.

Существенные условия труда

Трудовое право подробно регулирует вопросы рабочего времени и времени отдыха. Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с законом, коллективным и трудовым до­ говором, правилами внутреннего трудового распорядка организации должен выполнять порученную ему работу в установленном месте. Различают нормальное, сокращенное и неполное рабочее время.

Нормальное рабочее время - это установленная законом общая продолжительность рабочего времени для работ с обычными (нор­мальными) условиями труда. Оно составляет 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе.

Сокращенное рабочее время короче нормального и устанавлива­ется для определенных категорий работников. При сокращенном рабочем времени зарплата выплачивается в полном размере. Со­кращенная продолжительность рабочего времени установлена для работников, не достигших 18 лет, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, инвалидов I и II группы, учите­лей, преподавателей высших и средних специальных учебных заве­дений, врачей и других медицинских работников и др. Рабочее вре­мя для таких категорий работников составляет 36 часов в неделю.

По соглашению между работником и работодателем для пер­вого может устанавливаться неполное рабочее время. Оно меньше нормальной продолжительности, но в отличие от сокращенного рабочего времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени.

Время отдыха - это период, в течение которого работники освобождаются от выполнения своих трудовых обязанностей. Выде­ляются следующие виды времени отдыха:

1) перерывы в течение рабочего дня;

2) междудневные (междусменные) перерывы;

3) еженедельные выходные дни;

4) праздничные дни;

5) ежегодные отпуска.

В течение рабочего дня работникам предоставляется обеден­ный перерыв. Он не включается в рабочее время и не оплачивает­ся. Кроме обеденного перерыва в течение рабочего дня работни­кам могут предоставляться перерывы целевого назначения, кото­рые включаются в рабочее время и оплачиваются (например, перерывы для обогревания при работе на открытом воздухе, пе­рерывы для отдыха на погрузоразгрузочных работах, перерывы на работах с вредными условиями труда и др.).

Междудневный перерыв - это перерыв в работе между ее окон­чанием в один день и началом в следующий день. Длительность ежедневного перерыва зависит от продолжительности рабочей смены и режима работы. Выходными днями считаются суббота и воскре­сенье. Если на предприятии сменный график, то выходные дни пре­доставляются в различные дни недели поочередно каждой смене.

Перечень федеральных праздничных дней установлен законо­дательством. Субъекты федераций могут устанавливать свои празд­ничные дни. В такие дни допускается только работа на непрерыв­но действующих предприятиях и предприятиях по обслуживанию населения. При совпадении выходного и праздничного дней вы­ходной день переносится на следующий после праздничного ра­бочий день.

Важный вид времени отдыха представляют отпуска. Они быва­ют ежегодные основные, ежегодные дополнительные и целевого назначения (по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, учебные, творческие отпус­ка и др.).

Ежегодный отпуск - это непрерывный отдых в течение не­скольких дней подряд с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Продолжительность ежегодного оплачивае­мого отпуска должна быть не менее 28 календарных дней. Удли­ненные основные отпуска установлены для инвалидов, несовер­шеннолетних, работников научно-исследовательских и культурно-просветительских учреждений, судей, государственных служащих, прокурорских работников, учителей и преподавателей и др.

Право на использование ежегодного отпуска в первый год ра­боты возникает у работника по истечении 6 месяцев его непре­рывной работы в данной организации. Законодательство предус­матривает случаи, когда работодатель по заявлению работника обязан предоставить отпуск до истечения 6 месяцев, а именно:

1) женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

2) работникам в возрасте до 18 лет

3) работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до
3 месяцев;

4) в других случаях, предусмотренных законодательством.

Некоторые работники имеют право на получение дополнитель­ных отпусков. Их продолжительность колеблется от 6 до 36 рабо­чих дней в зависимости от оснований их предоставления.

Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются за рабо­ту с вредными условиями труда, за продолжительную непрерыв­ную работу на одном предприятии, в организации, за работу с ненормированным рабочим днем, за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и др.

Трудовые споры

Относительно новое положение российского трудового зако­нодательства - это право на индивидуальные и коллективные тру­довые споры.

Трудовые споры - это разногласия по поводу применения трудо­ вого законодательства. Они бывают индивидуальные и коллек­тивные.

Индивидуальный трудовой спор - это разногласие между ра­ботником и администрацией предприятия. Он рассматривается комиссией по трудовым спорам (КТС) или районными (город­скими) судами. КТС - первичный орган по рассмотрению таких споров. Работник может обратиться в нее в течение трех месяцев с того дня, как узнал о нарушении своего права. КТС обязана рассмотреть спор в 10-дневный срок со дня подачи соответству­ющего заявления. В суде спор рассматривается, когда работник не согласен с решением КТС, по заявлению прокурора, если решение КТС противоречит закону и если на предприятии нет КТС.

Коллективные трудовые споры - это разногласия между коллек­тивом работников и администрацией предприятия. Такие споры рассматриваются примирительной комиссией, которая создается в 3-дневный срок по инициативе одной из сторон из представителей сторон. Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в те­чение 5 дней.

Если согласия не будет достигнуто, то создается трудовой ар­битраж. Если же и там не будет достигнуто примирение, то работ­ники имеют право на проведение забастовки.

Право на забастовку закреплено в Конституции. Забастовкой называется ультимативное действие трудового коллектива или проф­союза, форма давления на администрацию путем прекращения рабо­ты с целью добиться удовлетворения требований, не получивших разрешения в примирительной комиссии и трудовом арбитраже. Ра­ботодатель должен быть предупрежден о проведении забастовки в письменной форме не позднее, чем за 10 дней. Кроме того, забас­товка не должна ущемлять интересы третьих лиц.

Конспект лекции (занятие № 39)

Раздел рабочей программы (для дисциплины) Раздел 2. Отрасли российского права ( «Право»)

Тема учебного занятия: Трудовое право. Трудоустройство и занятость

Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятием «безработный» и трудоустройство.

Развивающая цель: расширить кругозор студентов и их правовые знания, путем рассмотрения порядка признания лица безработным, выплаты пособия по безработице, порядка приема на работу.

Воспитательная цель: сформировать мнение о роли государства в трудоустройстве граждан.

Организационная форма проведения занятия: лекция.

Методическое обеспечение урока: Трудовой кодекс РФ, Закон о занятости, конспект.

Межпредметные связи

Изучаемая дисциплина

Обеспечиваемые дисциплины

«Обществознание»

«История»

«Право»

«Правовое регулирование профессиональной деятельности»

Внутрипредметные связи

Тема 1.1. Право в системе социального регулирования

Тема 1.2. Формы (источники) права

Тема 1.3. Правовые нормы и их система.

Тема 1.5. Правоотношения.

Тема 2.2. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ.

Тема 3.3. Трудовое право. Трудоустройство и занятость

3.5 Уголовное право.

4.1 Общая характеристика международного права и его основных принципов. Основные институты международного права. Отрасли международного права

Этапы занятия

I . Организационный этап занятия

II. Вводный этап занятия

    Проверка домашнего задания

    Сообщение темы

    Постановка цели

    Мотивация

    Входной контроль

    Коррекция опорных знаний.

III. Основной этап занятия.

    Формирование ориентировочной основы учебной деятельности. Изучение нового материала.

    Первичное закрепление базисного уровня.

    Проверка понимания алгоритма действий.

    Коррекция знаний ориентировочной основы действий.

    Самостоятельная работа студентов по применению полученных знаний.

Мотивация.

Домашнее задание.

План урока:

1.Понятие занятости.

2. Понятие безработного.

3. Гарантии безработным в РФ.

4. Порядок приобретения статуса безработного.

5. Порядок, сроки и размеры выплаты пособия по безработице.

6. Возраст заключения трудового договора.

7. Гарантии при заключении трудового договора.

I . Организационный этап занятия: Предъявление единых педагогических требований:

Приветствие;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

II . Вводный этап занятия

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос по предыдущему занятию: Трудовое право. Понятие и источники трудового права

Вопросы:

    Назовите международный акт, в котором содержится право на труд.

    К какому виду конституционных прав относится право на труд?

    В каком году был принят действующий Трудовой кодекс РФ?

    Как называется министерство РФ, в сферу ведения которого входят трудовые отношения?

    Дайте определение локальному акту.

    Приведите примеры локальных актов.

Постановка цели

Перед Вами стоит следующая цель. Вы будете:

иметь практический опыт:

в устройстве на работу

уметь:

разграничивать понятия безработный и нетрудоспособный.

знать:

такие понятия трудового права, как безработица, трудоспособность и занятость;

как получить статус безработного и получать пособие по безработице.

Мотивация.

Рано или поздно многие из Вас пойдут работать. В этот момент Вы должны знать какие документы необходимо с собой взять, что делать, если работодатель будет необъективен при рассмотрении Вашей кандидатуры и др. Но и в том случае, если Вас приняли на работу, на рынке труда случаются моменты, когда работника не устраивает его работа (зарплата, условия и т.д.), его сокращают по объективным причинам и др. В таких случаях следует воспользоваться правом на защиту со стороны государства в социальной сфере – защита от безработицы.

Входной контроль (тест).

Выберете правильный вариант.

    Какая функция государства реализуется при защите от безработицы?

А) политическая

Б) социальная

В) культурная

Г) экономическая

А) 2200 руб.

Б) 3330 руб.

В) 4444 руб.

Г) 5554 руб.

3. Какие отношения предшествуют трудовым?

А) организация и управление трудом

Б) трудоустройство у данного работодателя

В) повышение квалификации

Г) разрешение трудовых споров

4. Какие отношения сопутствуют трудовым?

А) социальное партнерство

Б) материальная ответственность работника

В) обязательное социальное страхование

Г) все названные выше варианты.

5. Каким видом юридических фактов является заключение трудового договора?

А) действием

Б) событием

В) гражданским состоянием

Г) юридической фикцией.

III. Основной этап занятия.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработным гражданам гарантируются:

социальная поддержка;

осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;

бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

5. Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - реабилитации.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям и устанавливается в процентном отношении к , исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном безработными, начисляется:

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше пособия по безработице (4900 руб.) и не ниже пособия по безработице (850 руб.), увеличенных на размер районного коэффициента;

во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Возраст заключения трудового договора. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Гарантии при заключении трудового договора. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Закрепление пройденного материала.

Задание: Разделитесь на пары. Инсценируйте встречу работника и работодателя, которые обсуждают вопрос о заключении трудового договора. С помощью ТК РФ, обратите внимание на условия, которые будут оговаривать стороны.

IV. Заключительный этап занятия.

Подведение итогов. Анализ работы каждого студента.

Сообщение оценки качества работы каждого студента.

Отметить, кто добился отличного качества работы.

Разбор наиболее характерных недочетов в работе студентов и рекомендации по их устранению.

Домашнее задание.

Составить резюме для потенциальных работодателей.

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Роль и место профсоюзов в трудовых отношениях

Участие работников в управлении организацией

Понятие и виды коллективного договора и социально-партнерских соглашений

Гарантии и компенсации в области рабочего времени и отпусков работникам, совмещающим работу с обучением

Понятие и виды гарантий и компенсаций в сфере заработной платы

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора

Общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда

Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления с содержанием учебного курса. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в конкретном учебном материале, а какие вообще опущены.

Требуется творческое отношение и к самому содержанию дисциплины. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область изучаемой дисциплины. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.

Изучаемая дисциплина имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой строится каждая наука. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности.

Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым.

Студент должен понимать, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа создает для этого необходимые условия, помогает будущему высококвалифицированному специалисту овладеть технологией самостоятельного производства знаний.

Работа с литературой

В самостоятельной работе студентам приходится использовать литературу различных видов: первоисточники, монографии, научные сборники, хрестоматии, учебники, учебные пособия, журналы и др. Изучение курса предполагает знакомство студентов с большим объемом научной и учебной литературой, что, в свою очередь, порождает необходимость выработки у них рационально-критического подхода к изучаемым источникам.

Чтобы не «утонуть» в огромном объеме рекомендованных ему для изучения источников, студент прежде всего должен научиться правильно их читать. Правильное чтение рекомендованных источников предполагает следование нескольким несложным, но весьма полезным правилам.

1. Предварительный просмотр книги включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением. При ознакомлении с оглавлением необходимо выделить разделы, главы, параграфы, представляющие для вас интерес, бегло их просмотреть, найти места, относящиеся к теме (абзацы, страницы, параграфы), и познакомиться с ними в общих чертах.

2. Быстрое чтение. Это следующий этап работы с книгой. Целью быстрого прочтения выделенных мест является определение того, что из прочитанного вами в том или ином фрагменте текста представляет наибольшую ценность, к какому вопросу семинарского занятия, доклада, реферата имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить.

3. Научный аппарат. Научные издания сопровождаются различными вспомогательными материалами - научным аппаратом, поэтому важно знать, из каких основных элементов он состоит, каковы его функции.

Знакомство с книгой лучше всего начинать с изучения аннотации - краткой характеристики книги, раскрывающей ее содержание, идейную, тематическую и жанровую направленность, сведения об авторе, назначение и другие особенности. Аннотация помогает составить предварительное мнение о книге.

Глубже понять содержание книги позволяют вступительная статья, в которой дается оценка содержания книги, затрагиваемой в ней проблематики, содержится информация о жизненной и творческой биографии автора, высказываются полемические замечания, разъясняются отдельные положения книги, даются комментарии и т. д. Вот почему знакомство с вступительной статьей представляется очень важным: оно помогает студенту сориентироваться в тексте работы, обратить внимание на ее наиболее ценные и важные разделы. Той же цели содействует знакомство с оглавлением, предисловием, послесловием;

Весьма полезными элементами научного аппарата являются сноски, комментарии, таблицы, графики, списки литературы. Они не только иллюстрируют отдельные положения книги или статьи, но и сами по себе являются дополнительным источником информации для читателя. Если читателя заинтересовала какая-то высказанная автором мысль, не нашедшая подробного освещения в данном источнике, он может обратиться к тексту источника, упоминаемого в сноске, либо к источнику, который он может найти в списке литературы, рекомендованной автором для самостоятельного изучения.

4. Ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей:

план (простой и развернутый ) − наиболее краткая форма записи прочитанного, представляющая собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Развернутый план представляет собой более подробную запись прочитанного, с детализацией отдельных положений и выводов, с выпиской цитат, статистических данных и т. д. Развернутый план − неоценимый помощник при выступлении с докладом на конкретную тему на семинаре, конференции;

тезисы кратко сформулированные положения основные положения книги, статьи. Как правило, тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом источника, при его повторном прочтении. Они помогают запомнить и систематизировать информацию;

Составление конспектов

Большую роль в усвоении и повторении пройденного материала играет хороший конспект, содержащий основные идеи прочитанного в учебнике и услышанного в лекции. Конспект – это, по существу, набросок, развернутый план связного рассказа по основным вопросам темы. В какой-то мере конспект рассчитан (в зависимости от индивидуальных особенностей студента) не только на интеллектуальную и эмоциональную, но и на зрительную память, причем текст конспекта нередко ассоциируется еще и с текстом учебника или записью лекции. Поэтому легче запоминается содержание конспектов, написанных разборчиво, с подчеркиванием или выделением разрядкой ключевых слов и фраз; по той же причине очень трудно (если не невозможно) готовиться по чужим конспектам.

Эссе и реферат

Реферат (лат. referre докладывать, сообщать) − 1) доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников; 2) изложение содержания научной работы, книги, статьи. Реферат позволяет использовать приобретенные навыки работы с литературными источниками, способствует развитию аналитических способностей.

Структура реферата должна включать в себя следующие пункты:

Во введении необходимо кратко раскрыть актуальность темы реферата, дать краткую характеристику использованной при его подготовки научной литературы, сформулировать его цель и задачи.

Цель и задачи реферата обусловливают его структуру. Названия глав и параграфов должны отражать сформулированные во введении задачи. Название глав и параграфов не должно совпадать с названием реферата.

В заключении формулируются основные выводы, делаются обобщения по проделанной работе.

Научный аппарат реферата должен быть оформлен в соответствии с правилами. В частности, все приводимые в реферате цитаты (прямые или косвенные) должны иметь соответствующую сноску на источник. С правилами оформления научного аппарата можно ознакомиться в библиотеке института либо проконсультироваться на этот счет с библиографами.

Рефераты пишутся только по темам, рекомендованным преподавателем и представленным в соответствующем учебно-методическом пособии или комплексе. Категорически недопустимо представлять рефераты, взятые из Интернета. Подобные рефераты рассматриваться и рецензироваться не будут.

Эссе (essay, англ. очерк, попытка, проба) представляет собой сжатое изложение какого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.

Выполнение данного вида работы требует от студентов умения анализировать материал, размышлять на заданные темы и в краткой форме излагать свои мысли. В эссе студент должен определить свое отношение к рассматриваемой проблеме, дать свое собственное решение поставленной задачи.

Критерии оценки эссе: соответствие содержания теме; обоснованность, чёткость, лаконичность; самостоятельность выполнения работы (наличие индивидуальной позиции автора); соответствие формальным требованиям.

Предлагаемый порядок работы:

1. Найти 3-5 источников по теме эссе.

3. Выбрать наиболее важные с вашей точки зрения моменты и составить набросок эссе (общие положения, цитаты, графики, схемы и др.).

4. Оценить, соответствует ли ваш предварительный вариант теме эссе.

5. Сделать акцент на тех положениях, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы).

6. Проконсультироваться при необходимости с преподавателем.

7. Оформить работу и сдать ее.

Выполнение практических заданий

Одной из активных форм самостоятельной работы студента является практическое задание на определенную тему. В ходе работы над темой происходит изучение источников по теории и практике государственного управления, знакомство с научной литературой. Открывается возможность научиться профессионально анализировать как источниковедческую, так и научную и учебную литературу.

Творческая работа над практическим заданием имеет несколько этапов.

На первом этапе происходит определение темы практического задания, ознакомление с содержанием курса, где излагаются основные проблемы; изучение нормативно-правовых документов; изучение литературы - первоисточников, монографий, статей и др.

В списке литературы содержатся те источники, работа с которыми будет способствовать развитию у студентов умения находить правильный ответ на поставленный вопрос, а также анализировать и содержательно излагать поставленный вопрос.

При выполнении практического задания использование учебников возможно лишь в методологическом, но не в содержательном плане.

На этом этапе происходит первоначальное ознакомление с литературой, которая рекомендована в списке дополнительной литературы. Студент должен составить план работы, выделить наиболее важные вопросы по теме практического задания.

Таким образом, первый этап - это вхождения в тему (проблему), накопления и осмысления знаний, анализ источниковедческой базы по проблеме. Этот этап завершается составлением логико-структурной схемы практического задания.

Второй этап носит аналитически - поисковый характер. Анализируя рекомендованную литературу, дополняя ее новыми материалами, автор практического задания ищет ответы на вопросы плана. На этом этапе, как и на первом, делаются необходимые выписки, но они носят уже более осознанный характер, сопровождаются комментариями, своими суждениями. Это уже заготовка материала для ответа на практическое задание. На этом этапе завершается работа над его структурой.

Третий этап – ответ на практическое задание по разработанной логико-структурной схеме. Здесь автор приобретает очень ценное качество: писать грамотно, логично, своими словами, то есть попытаться формировать свой стиль изложения материала, свою логику мышления.

Ответ на практическое задание должен содержать различные точки зрения по проблеме с обязательным собственным (студента) анализом проблемы и выводами.

Подготовка к зачету

В идеале к экзамену (зачету) необходимо начинать готовиться с первой лекции по данному курсу. Общение с преподавателем в аудитории во время лекционных занятий, в ходе которых студент постепенно, «шаг за шагом», осваивает новую учебную информацию, позволяет ему быть не просто реципиентом (т.е. всего лишь слушателем, пассивно воспринимающим новую информацию), но активным соучастником образовательного процесса, гарантирует высокое качество этого процесса. Именно такой подход, предполагающий постоянную, систематическую работу студента по освоению учебного материала, позволяет ему получить наиболее глубокие и прочные знания.

У студентов, обучающихся с применением дистанционных технологий, промежуточный контроль (зачет и экзамен) по дисциплине осуществляются посредством выполнения тестовых заданий.

Требования к контролю:

Контрольная работа – 7 тестовых заданий. Для успешной сдачи дисциплины нужно правильно ответить на 3 вопроса (40%). Ограничение по времени – 30 минут;

Зачет – 15 тестовых заданий. Для успешной сдачи дисциплины нужно правильно ответить на 6 вопросов (40%). Ограничение по времени – 45 минут.

Тестовое задание состоит из вопроса и четырех вариантов ответа, один из которых является верным. Редко встречаются вопросы, на которые нужно дать несколько верных ответов.



Просмотров