Совершенствование системы землевладений и землепользовании. Типы и виды землепользования

Классификации инфраструктуры по различным признакам.

Принципы формирования и функционирования ИМО.

Муниципальная служба осуществляется на всей территории РФ, российских, сельских, городских территориях. Территория муниципального образования – это города, поселки, станицы, хутора и т.п. Свое право на М.с. граждане РФ осуществляют на определенной конкретной территории. ФЗ `Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ` к территориям муниципальных образований относит города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 12).

В целях защиты конституционного строя и обеспечение обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав местного самоуправления. Но в основном право местного самоуправления по всей стране признается и гарантируется конституцией РФ.

Вопросы образования, объединения или преобразования внутригородских границ в муниципальном образовании решается непосредственно населением. Установление или изменение границ с учетом исторических и других традиций происходит по инициативе только органов местного самоуправления, населения и представительных органов. Но изменение этих границ необходимо только с разрешения населения.

Основной порядок разделения территории на муниципальные образования необходим для того, чтобы в пределах данного муниципального образования существовали те структуры, которые бы обеспечили минимальный уровень для существования населения.

В нашей стране существует двух уровневая система местного самоуправления. Объединение нескольких муниципальных образований в один – школьный округ, медицинский округ. Когда на территории муниципального образования есть больница, но на территории другого муниципального образования нет. Для удовлетворения общих интересов эти муниципальные образования объединяют свои усилия.

Кроме того, к территориальным основам ФЗ относит также различные виды земель, которые составляют территорию муниципального образования.

Любое муниципальное образование является самостоятельным, подчиненность одного из них другому не допускается (ч. 3 ст. 6). Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление М.с. (ч. 1 ст. 12), которое осуществляется в пределах муниципальных образований.

Местное самоуправление – это управление населением осуществляемое с жителями какой-либо локальной территории.

Органы МС разделяются:

1. По способу образования (выборные и др.). в отношении выборных органов существует обязательность выполнения основных принципов МС котор заложены в конституции РФ. Др органы могут создаваться по мере необходимости. Бывают органы формируемые на добровольной основе и органы на основе назначения (администрация). Органы на основе кооптации по установленным нормам (жилищные формы, комиссии администрации).



2. По назначению или по степени специализации бывают общего и специального назначения. Органы с широкой или узкой специализацией. Органы общего назначения затрачивают все сферы МС. Под специальными органами понимаются отраслевые.

3. По предметам веденья. Органы МС решают вопросы не только местного значения, но и отдельные гос полномочия котор исполняют органы общего назначения, органы созданные для решения спец вопросов (загсы, органы подконтрольные гос органам, органы специализирующиеся на выполнении судебных обязанностей, не определ материально~финансового обеспечения при учете гарантий гос~ом их деятельности).

4. По способу принятия решений. В зависимости от способа, решения могут приниматься коллегиально или единолично.

Функции классификаций:

1. Проектная – органы МС должны представлять интересы объекта МС.

2. Программная – когда эти интересы должны реализовываться.

Двум типам функций соответствуют 2 типа органов, но это не разделение властей, а классификация органов МС:

1. Представительный – наделяется той исполнительной компетенцией кот не передается другим органам, представляет местный бюджет, устанавливает общеобязательные правила на территории муниципального образования, решает вопросы о распоряжении муниципальной собственности, контролирует от имени населения деятельность др органов МС. Представительный орган это сеть мелких структурных единиц взаимоопределяющих место и роль в системе МС.

2. Исполнительный орган – имеет более сложную структуру в кот важно установить место каждой его определяющей, которые могут быть как самостоятельным органом так и структурным подразделением, органом или просто должностным лицом. Орган и структурное подразделение отличает наличие самостоятельных юридических решений по отдельным вопросам которые относятся к компетенции органов МС.

Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. 1) природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. 2) стоимость.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", принятый в 2001 году, относит к муниципальной собственности:

Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

Земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Упомянутый Федеральный закон разграничил по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах населенных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года относит к вопросам местного значения в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи.

Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

Разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

Установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

Определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

Установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

Принять положения о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.

Законодательство устанавливает различные формы землепользования.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

Платность землепользования и цена земли

Использование земли в РФ является платным и регулируется Законом РФ "О плате за землю". Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.

Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Экономические механизмы землепользования в муниципальных образованиях могут быть следующими:

Оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или размещение предприятия (вновь создаваемого);

Земельные аукционы (дают возможность открытой реализации земельных участков, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);

Регулирование цен на рынке муниципальных земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов) и т.д.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения.

Действие вышеуказанных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения и транспортная доступность. Для земельных участков, предназначенных для жилой застройки, важны транспортная доступность, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов - инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.

Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки.

Осуществление муниципальной земельной политики требует от муниципальных образований создания в местных администрациях соответствующих структурных подразделений. Чаще всего их руководители имеют двойное подчинение (органу местного самоуправления и территориальному подразделению федерального органа, ведущего земельный кадастр), осуществляют функции и муниципального управления, и государственного контроля использования земель и являются государственными служащими.

Землепользование - это двоякое понятие. С одной стороны, оно представляет собой свод правил и законов, направленных на правомерное использование земельных фондов, а с другой - распоряжение земельной деятельностью и эксплуатацию земли посредством собственного или наемного труда. Правила землепользования и застройки городов, поселков и районов регламентируются государственными законами, а землепользователь, в отличие от собственника земли, имеет ограниченный круг прав. Об этом и многом другом пойдет речь ниже.

Резюме

Способ использования земельных фондов имеет большое значение как в развитии сельскохозяйственной экономики государства, так и в социальном отношении. Общее количество продуктов, произведенных отдельными хозяйственными единицами, растет тогда, когда землевладелец заинтересован в результатах его труда или труда его подопечных. Вместе с тем, господствующий вид землепользования государства определяет распределение доходов граждан от землевладения в различных общественных классах.

Формы

По формам землепользование классифицируется на:

  1. Рабское хозяйство;
  2. Личное пользование;
  3. Наемный труд или батрачество;
  4. Крепостное хозяйство;
  5. Половничество или аренда.

Историческая справка

Земельная собственность издавна считалась ключевой формой капитала. Она давала владельцу не только средства к существованию, но и власть. Владеть землей мог лишь полноправный гражданин государства, в котором она расположена. В завоеванных странах земельные владения делились между высшими или военными чинами страны завоевателя. Населения разделенных земель становилось рабами или крепостными, которые, как правило, занимались обработкой этой самой земли для своего хозяина.

Феодализм

Феодальные земельные владения классифицировались следующим образом:

  1. Аллод - собственность большой семьи, которая в обязательном порядке должна быть неотчуждаемой и неразделимой.
  2. Феод - территории, которые сеньор пожаловал вассалу в наследственное владение, при условии, что вассал будет добросовестно нести придворную, военную или административную службу у сеньора.
  3. Ординат - наследственный переход земельных владений магната-ордината, его старшему сыну, в качестве неделимого и неотчуждаемого имущества.
  4. Фригольд - пожизненное или наследственное свободное владение, в Англии средних веков.
  5. Альменда - земельные угодья в Западной Европе средних веков, находящиеся в общем пользовании (не делились) всех членов той или иной общины. К таким землям могли относиться: леса, луга, пустоши, водоемы и прочее.
  6. Сервитут - ограниченное право на пользование чужой землей.
  7. Издольщина - аренда земли, плата за которую была равна предварительно оговоренной доле урожая полученного с нее.
  8. Испольщина - вариант издольщины, арендная плата при котором равна половине урожая.

Сопутствующие понятия

Рассмотрим основные понятия, с которыми мы можем столкнуться, обсуждая особенности и правила землепользования.

Землепользователь - лицо (физическое или юридическое), которое имеет право на пользование земельным участком. Оно может быть бессрочным, долгосрочным или же временным.

Аренда земли - форма землепользования, которая предполагает, что владелец участка предоставляет право на его пользование другому лицу за определенную плату, на определенный срок.

Земельный сервитут - разновидность вещного права на землю, предполагающая, что лица, не являющиеся собственниками участка, могут пользоваться землей оговоренным в соглашении образом. Обычно сервитут используется в случаях, когда нужно получить право на проезд или проход через чужой участок, или же прокладывание по нему трубопроводов и прочих коммуникаций. При этом владелец земли сохраняет право на пользование и распоряжение своим участком.

Землеустройство - комплекс мероприятий, направленных на урегулирование землепользования и организацию охраны земельных участков. Именно совокупность мероприятия землеустройства делает землепользование упорядоченным и открывает возможности для внедрения новых систем ведения хозяйства.

Разрешенное использование участка земли - полный перечень задач, решать которые разрешается на определенном участке земли. Составляется на основании схемы зонирования территории.

Регистрация землепользователя - запись в земельной книге и государственном земельном кадастре о правах юридических и физических лиц в отношении определенного участка земли. Данная запись имеет установленное содержание и является главным правоустанавливающим документом. Зарегистрированные земли получают гарантированную защиту правительства.

Земли сельскохозяйственного назначения - земли, находящиеся за чертой поселения и представляющиеся для реализации сельскохозяйственных нужд.

Классификация земель

Землепользование - это форма управления и распоряжения земельными участками с целью извлечения из них прибыли или полезных свойств. Реализовать землепользование можно путем:

  1. Рациональной организации территорий;
  2. Свободного хозяйствования;
  3. Защиты земельных фондов от разрушительных и загрязняющих факторов;
  4. Использования полезных ископаемых, обнаруженных на определенном участке;

Правила землепользования строго оговаривается в соответствующих законодательных актах.

Категорией земель называют часть единого государственного земельного фонда, которую выделяют под основное целевое назначение. Категория земель всегда имеет определенный правовой режим. По функциональному назначению земли бывают:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Территория населенных пунктов.
  3. Транспортного, промышленного и прочего подобного назначения.
  4. Историко-культурного, природоохранного и рекреационного фонда.
  5. Лесного фонда.
  6. Водного фонда.
  7. Земли запаса.

Сельскохозяйственные земли

Земли сельскохозяйственного назначения являются главным и наиболее масштабным объектом землепользовательских отношений, поэтому на них стоит остановиться отдельно. К землям сельскохозяйственного назначения относят не только сельскохозяйственные угодья, но и территории, на которых расположены:

  1. Коммуникации.
  2. Внутрихозяйственные дороги.
  3. Древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель от негативных техногенных, антропогенных и природных явлений.
  4. Замкнутые водоемы.
  5. Всяческие здания и сооружения, используемые для хранения и переработки продуктов сельского хозяйства.

Сельскохозяйственными угодьями называют участки земли, используемые для производства сельскохозяйственной продукции. Угодья делятся на: многолетние насаждения, пашни, сенокосы и пастбища. Также они могут быть орошаемыми и неорошаемыми.

Пастбища

Отдельного внимания заслуживают пастбища. Они представляют собой участки земли с травянистой растительностью, которые регулярно используются для выпаса травоядных животных. До распространения практики механизации сельского хозяйства пастбища служили основным источником пищи для лошадей и рогатого скота. Пастбища по сей день применяются для выпаса животных, особенно в тех регионах, где из-за засушливого климата земля не подходит для других видов сельскохозяйственного производства.

По виду рельефа пастбища делятся на: суходольные, заболоченные, обводненные и прочие. А по степени обработки - на культурные и естественные. Культурные пастбища создаются посредством засевания пашни травами, обладающими высокой питательной ценностью.

Управление земельными ресурсами

Землепользование - это довольно динамичный процесс. Дело в том, что земельные ресурсы постоянно претерпевают количественные и качественные изменения, связанные с неизбежным истощением земли, сменой способов ее использования и воздействием разных природных процессов. Отсюда возникает необходимость в фиксации всех изменений, и своевременном внесении корректив в учетные, регистрационные и оценочные документы, которые являются основой кадастровой системы и обеспечивают эффективное управление земельными фондами.

Под эффективным управлением подразумевается организованное землепользование, адаптированное к экономическим, социальным, и, конечно же, экологическим условиям. Правила землепользования и застройки поселения должны учитывать все особенности конкретного участка земли. В практике землепользования также фигурируют такие понятия, как рациональное и оптимальное землепользование.

Оптимальные землепользование и застройки предполагают использование максимального функционального потенциала земель, который возможен в конкретных природных условиях, при минимальных затратах, без негативных последствий. Практика показывает, что осуществление такого подхода маловероятно, так как любое вторжение в окружающую среду, даже если оно не оставляет видимых следов, приводит к изменению природной ситуации.

Рациональное сельское и городское землепользование - более реальное понятие. Оно предполагает, что в процессе производства все землепользователи будут достигать наибольшего эффекта в достижении своих целей, учитывая при этом соображения охраны земель и оптимального взаимодействия с природой. Нерациональное землепользование выражается в:

  1. Нецелевом использовании земель.
  2. Использовании, которое ведет к снижению плодородия и истощению земли.
  3. Использовании, которое ведет к ухудшению экологической ситуации.

Таким образом, рациональное землепользование - это пользование максимально возможным функциональным потенциалом земли при минимальных затратах и сохранности плодородия.

Нормы отвода земли

Кроме заботы об экологической ситуации и сохранности плодородия, учитываются также нормы отвода земель. Правила землепользования и застройки сельского поселения предполагают соблюдение количественных и качественных критериев рационального использования. К количественным критериям относят экономное использование земли и такое же экономное размещение на ней объектов недвижимости. К качественным критериям относится:

  1. Сохранение плодородного слоя в случае необходимости разрушения почвы.
  2. Ограничение на использование сельскохозяйственных угодий в несельскохозяйственных целях.
  3. Увеличение плодородия почв как обязанность землепользователя.
  4. Защита почв от загрязнений, заражений и эрозии.
  5. Отвод под несельскохозяйственные нужды земель, которые не пригодны для сельскохозяйственной деятельности.

Расширение сельскохозяйственных площадей

Правила землепользования сельских поселений основаны на приоритете земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, расширение площадей под выращивание растениеводческой продукции должно поощряться правительством. Главное, чтобы это расширение не противоречило правилу, запрещающему превышение предельно допустимой нагрузки на окружающую среду.

Показатель рациональности землепользования

Данный показатель состоит из двух составляющих. Первая - правильный выбор приоритетной функции конкретного участка. И вторая - наличие лимитирующего фактора, который препятствует реализации приоритетных или максимально продуктивных функций.

Приоритетная функция представляет не что иное, как целевое использование земли. Данный фактор непостоянен, он может колебаться, в зависимости от изменения экологической, экономической или какой-либо другой ситуации. Примером тому может послужить изъятие земель и смена их целевого использования в связи с дорожными, коммуникационными или строительными работами, расширением площади зеленых зон, и так далее. Правила землепользования и застройки района предполагают, что в случае смены вида деятельности землепользователя, владелец участка должен быть в обязательном порядке осведомлен об этом, а если он может понести потери - они должны компенсироваться.

Лимитирующим факторами называют свойства почвы, снижающие ее функциональный потенциал. К ним, кроме климатических факторов, относят: рельеф, чересполосицу, мелкоконтурность, высокий уровень пестроты покрова почвы и тому подобное. При этом именно рельеф является важнейшим фактором, определяющим землепользование сельских поселений.

Нерегистрируемое землепользование

Существуют примеры нерегистрируемого пользования землями, которые не всегда считаются самозахватом. В таком случае используют понятие «стихийное землепользование», которое обозначает использование участка без ведома землевладельца и оформления соответствующей документации. Примером стихийного землепользования могут выступить: туризм, разработка земель под огороды, использование неосвоенных минеральных источников и прочее.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

Землевладения и землепользования сельскохозяйственных, промышленных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан составляют организационно-территориальную основу ведения производственной деятельности и природопользования в административном районе.

Совершенствование системы землевладений и землепользовании заключается в следующем:

Реорганизация существующей системы землевладений и землепользовании в целях образования новых сельскохозяйственных предприятий и хозяйств;

Устранение недостатков землевладений и землепользовании;

Образование новых землепользовании предприятий несельскохозяйственного назначения.

Особенно актуально совершенствование организации территории в тех районах, где земельная реформа проводится без единой научно обоснованной программы.

Образование новых землевладений и землепользовании обусловлено реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, выделением земель для крестьянских (фермерских) хозяйств и другими причинами. Источником выделения земель новым предприятиям и хозяйствам служит районный фонд перераспределения земель. За счет излишних земель промышленных отраслей создают, как правило, индивидуальные землевладения и землепользования граждан.

Наиболее частыми причинами образования новых землевладений и землепользовании являются расформирование колхозов и совхозов по долевому принципу с выделением кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличением индивидуальных наделов; преобразование колхозов и совхозов в акционерные общества открытого или закрытого типа, коллективно-долевые и другие предприятия; объединение (ассоциирование) первичных землевладельцев и землепользователей с созданием самостоятельных предприятий по производственному и сервисному обслуживанию.

Возьмем, к примеру, Ставропольский район Самарской области. Там в 1991 г. имелось 14 колхозов, 8 совхозов и 4 предприятия иных производственных форм (рис. 4). За годы земельной реформы многое в землепользовании района изменилось. Площадь земель сельскохозяйственных предприятий сократилась на 17,9 % за счет передачи ее в ведение сельских и поселковых органов самоуправления, изъятия для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводческих и огородных кооперативов, усадебного строительства, создания районного фонда перераспределения земель. Колхозы и совхозы изменили свой производственный статус, прошли соответствующую перерегистрацию.

Рис. 4. Сельскохозяйственное землепользование района (фактическое)

В результате Волжский Гипрозем составил новую схему землеустройства района, предусматривающую функционирование 1 колхоза, 15 акционерных обществ открытого и закрытого типов, 2 кооперативов и 4 товариществ с ограниченной ответственностью. Намечаются укрупнение существующих крестьянских (фермерских) хозяйств и организация новых за счет приватизированных земельных долей сельскохозяйственных предприятий и районного фонда перераспределения земель. Численность этих хозяйств возрастет. Пригородное сельскохозяйственное предприятие будет передано в состав города республиканского подчинения. Создается новое народное акционерное общество. При этом районный фонд перераспределения земель сохраняется (рис. 5).

Рис. 5. Сельскохозяйственное землепользование района (по схеме землеустройства).

При разработке предложений по созданию новых землевладений и землепользовании необходимо обеспечить соответствие площадей и качества земель целям и объемам производства, экологическую безопасность производственной деятельности, учитывать требования по удовлетворению социальных нужд населения.

Землевладения и землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств размещают по возможности компактно в местах с развитой инфраструктурой и разнообразным ландшафтом, чтобы создать лучшие условия для ведения производства, использования капитальных вложений и снижения затрат, производственного кооперирования и бытового обслуживания. Коллективным садоводством, огородничеством и животноводством предпочтительнее заниматься на землях с хорошими дорогами, находящихся в непосредственной близости от места жительства граждан.

Процесс совершенствования системы землевладений и землепользовании в административном районе включает последовательное решение следующего комплекса социально-экономических и экологических задач:

1. Уточняют межотраслевое распределение земель, размещение крупных массивов сельскохозяйственных угодий с учетом освоения новых земель и трансформации деградированных; обосновывают целесообразную систему землевладений и землепользовании по формам собственности и хозяйствования.

2. На основе показателей агроэкологического потенциала земель определяют состав и соотношение отраслей растениеводства и животноводства, рассчитывают возможный объем производства сельскохозяйственной продукции, устанавливают экономически оправданные (оптимальные) размеры землевладений и землепользовании.

3. По условиям строительства, водоснабжения, доступности транспорта, ведения приусадебного хозяйства определяют местоположение усадеб предприятий и хозяйств, основные элементы производственной, социальной и природоохранной инфраструктуры. Взаимное размещение землевладений, землепользовании и усадеб хозяйств при необходимости корректируют.

Границы землевладений и землепользовании согласовывают с границами агроэкологических выделов территории, урочищами, элементами организации территории (дорогами, каналами, лесополосами).

4. В зависимости от складывающейся организационно-территориальной структуры района производят размещение объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, производственному и сбытовому обслуживанию предприятий и хозяйств, других объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное значение.

5. Разрабатывают природоохранные и экологические требования, режимы, ограничения в использовании земельных и других природных ресурсов.

Разделение земель на классы агроэкологической пригодности служит естественно-информационной базой для принятия предварительных решений по структуре земель и сельскохозяйственных культур, экономически эффективному сочетанию отраслей.

В свою очередь, целесообразный в рыночных условиях объем производства при различиях в продуктивности земель определяет приемлемый размер конкретных землевладений и землепользовании или групп.

Результаты расчетов анализируют с экономических позиций. Доходность, прибыльность хозяйства должны быть достаточными для расширенного воспроизводства во вновь образуемом сельскохозяйственном предприятии.

Устранение недостатков землевладений и землепользовании - важнейшая задача совершенствования территориальной организации производства в районе. Ликвидация нерациональности в структуре земельных угодий осуществляется на основе учета агроэкологического качества земель, их межотраслевого перераспределения, изменения специализации производства и размеров хозяйств.

Дальноземелье, чересполосица, вкрапливание, вклинивание преодолевают посредством укрупнения или разукрупнения предприятий и хозяйств, спрямления их внешних границ. Экологически опасное размещение землевладений и землепользований устраняют путем согласования их границ и основных производственных объектов с выделами агроэкологического микрорайонирования.

Малопродуктивные сельскохозяйственные угодья передают для ведения лесного и водного хозяйства, строительства промышленных предприятий. Наоборот, высокоплодородные земли вовлекают в сельскохозяйственный оборот. Практикуют обмен земельными участками между предприятиями и хозяйствами одной отрасли, аренду земель.

Организация землевладения и землепользования опирается на сложившуюся систему размещения населенных пунктов и производственных центров. Высокоэффективное использование земли возможно только при условии рационального размещения сельского населения. При этом решают следующие вопросы:

Осуществляют ранжирование населенных пунктов по функциональному назначению (усадьбы предприятий, хозяйств, производственных подразделений) и определение их хозяйственной роли на перспективу;

Устанавливают возможность использования имеющихся производственных центров и находящихся в них животноводческих, складских и других построек;

Производят размещение усадеб новых сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств в существующих населенных пунктах или на новом месте.

Современные требования к размещению населенных пунктов и производственных центров предусматривают хозяйственно-целесообразное развитие всех сельских поселений, восстановление утраченных деревень в качестве усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств, малых кооперативов, производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий. Особое внимание уделяют использованию земель населенных пунктов, переданных в ведение органов местного самоуправления. Определяют местоположение внутрихозяйственных и межхозяйственных пунктов переработки сельскохозяйственной продукции, производственного и рыночного обслуживания.

Применительно к выбранным системам расселения составляют баланс трудовых ресурсов, рассчитывают объемы жилищного, культурно-бытового и производственного строительства. Для производственных центров рассматривают возможность реконструкции, инженерного обустройства, технического и технологического оснащения, обеспечивают соблюдение санитарных и ветеринарных режимов.

Условия хозяйственного и социального развития в сельской местности, уровень использования земли и трудовых ресурсов в значительной мере предопределяются наличием, размещением и состоянием дорожной сети. Поэтому в схемах землеустройства районов намечают мероприятия по строительству и реконструкции дорог и дорожных сооружений, размещению карьеров строительных материалов и специализированных дорож-но-строительных организаций. Наряду с требованиями обеспечения круглогодичной надежной связи населенных пунктов и производственных центров с внутрихозяйственными и внешними объектами ставят задачи более равномерного размещения дорожной сети, экономии земель при дорожном строительстве, совмещения дорог с границами севооборотов и полей, учета агроэкологических особенностей территории, охраны природной среды. Расчеты единовременных и ежегодных затрат на модернизацию и эксплуатацию дорожной сети, а также ожидаемого эффекта выполняют по аналогам и укрупненным нормативам.

Совершенствование системы землевладений и землепользовании - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Введение

С древнейших времен и до наших дней земля составляет основу существования человеческого общества. Как бы не менялись исторические эпохи, земля всегда была важнейшим первичным фактором производства, а рождаемая ее сельскохозяйственная продукция - материальной основой жизни. Земля служит также пространственным базисом для размещения производственных сил и расселения людей. В ближайшей перспективе, несмотря на колоссальные успехи научно-технического прогресса, достижения биологии, химии, генной инженерии, земельные ресурсы останутся фундаментом человеческой цивилизации. В связи с этим важнейшими являются вопросы учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

1. Социально-экономическая сущность землепользования

Ключом для правильного уяснения экономической сущности землепользования является характер материального производства как объективного (производительного) и субъективного (личного потребления). Производительное потребление средств производства происходит в процессе производства, поэтому процесс производства можно рассматривать как процесс производительного потребления средств производства: “...производство есть потребление средств производства, которые используются, изнашиваются, а отчасти (как, например, при сжигании) вновь распадаются на основные элементы”.

Земля как естественно-историческое тело, будучи вовлечена в сельскохозяйственное производство, выступает главным средством производства, являясь предметом труда и орудием производства, при помощи которого человек производит необходимые ему продукты. Производительное потребление земли следует рассматривать как функционирование ее, поскольку земля является вечным средством производства и при правильном использовании не изнашивается, не теряет своих полезных качеств. С землей, всеобщим предметом труда, в процессе ее функционирования неразрывно связаны другие средства производства: производственные здания, дорожно-мостовые устройства, каналы и др. Функционирование земли как средства производства и производства средств производства, неразрывно связанных с землей, в процессе общественного производства выражает экономическую сущность землепользования в широком смысле слова. Например, функционирование земли как средства производства во всем аграрном секторе составляет экономическую сущность землепользования сельскохозяйственных предприятий. Конкретные его формы в отдельных сельскохозяйственных предприятиях могут отличаться большим разнообразием, однако всегда определяющим началом является способ производства, который создает соответствующие ему формы пользования или владения землей.

Таким образом, в определение экономической сущности землепользования сельскохозяйственного предприятия следует положить следующие основные признаки:

1) производительное потребление (функционирование) земли как

средства производства и средств производства, неразрывно связанных

с землей в процессе производства;

2) социальный тип хозяйства, в котором функционирует земля как

средство производства.

Применив это определение к конкретным сельскохозяйственным предприятиям, понятие землепользования можно сформулировать следующим образом. Под экономической сущностью землепользования сельскохозяйственного предприятия следует понимать функционирование земли как средства производства и средств производства, неразрывно связанных с землей, в процессе расширенного воспроизводства предприятия в целом. Сложившаяся социальная система сельского хозяйства базируется на различных формах земельной собственности - государственной, коллективной и частной. Сельскохозяйственные предприятия представлены различными типами хозяйств, которые по социальной форме имеют определенные отличия.

Cоциальная сущность землепользования определяется установленными производственными и земельными отношениями, формами земельной собственности и хозяйствования на земле.

2. Правовые основы землепользования

Порядок, условия и формы использования земли определяются и зависят от экономических отношений, складывающихся в процессе производства. “Как политическое, так и гражданское законодательство, - указывал К. Маркс, - всегда только выражает, протоколирует требования экономических отношений”.

Правовые земельные отношения являются отражением экономических условий жизни общества, содержание которых определяется земельными экономическими отношениями. Земельные экономические отношения, складывающиеся в обществе, отражаются в правовых отношениях, в результате чего в земельном законодательстве устанавливаются условия и порядок землепользования.

Если землепользование - земельная территория, закрепленная за конкретным землепользователем, - определяет порядок пользования землей как предметом труда и средством производства, то право землепользования - это совокупность правовых норм, определяющих установление соответствующих прав и обязанностей землепользователей, условия и порядок владения, пользования.

Все права и обязанности землепользователей четко закреплены в Земельном кодексе РФ. Они гласят о том, что:

    Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

В соответствии с Земельным кодексом РФ собственники земельных участков, имеют право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством;

5) на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

    сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

    своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

    своевременно производить платежи за землю;

    соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

    не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

    выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Охрана земель

Охрана земель включает систему правовых организационных экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное

использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы

осуществляют:

    1) сохранение почв и их плодородия;

    2) защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

    3) защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

    4) ликвидацию последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

    5) сохранение достигнутого уровня мелиорации;

    6) рекультивацию нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

    7) сохранение плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В плане охраны земель создается механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных

участков.

В интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки

В земельном законодательстве нашей страны указано, что промышленные

и строительные предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами. Каждое производство должно строиться по замкнутым безотходным циклам. В связи с этим землепользователи, занимающиеся добычей полезных рудных и нерудных ископаемых, обязаны в комплексе мероприятий предусматривать проведение рекультивации земель, т. е. восстановление различными выработками нарушенных площадей.

4. Землепользование и земельный участок

Землепользование - форма распоряжения землей с целью извлечения из земли полезных свойств или дохода путем: - свободного хозяйствования; - рациональной организации территории; - защиты земель от процессов разрушения и загрязнения; - использования имеющихся на участке общераспространенных полезных ископаемых.

Земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Вещественным содержанием землепользования являются земельные угодья, выступающие в двух формах. С одной стороны, земля как материя, с другой - земля как капитал. Земля как материя вечна и незаменима. “Количество земли-капитала может увеличиваться точно так же, как и количество всех других орудий производства. Одним только новым вложением капиталов в участки земли, уже превращенные в средства производства, люди увеличивают землю-капитал без всякого увеличения материи земли, т.е. пространства земли”. Проблема рационального использования земель в сельском хозяйстве рассматривается как проблема комплексная и включает в себя целый ряд мер по дальнейшей интенсификации землепользования. Одной из них является рациональная организация использования земель, проведение землеустроительных работ с учетом особенностей и перспектив развития сельского хозяйства, специализации и концентрации сельскохозяйственного производства.

О характере и интенсивности использования земли в известной мере можно судить по составу и соотношению земельных угодий. В сельскохозяйственном предприятии можно выделить три группы земельных

Непосредственно используемые для производства сельскохозяйственной продукции;

Используемые для размещения средств производства, неразрывно связанных с землей и обслуживающих процесс производства;

Не используемые в сельскохозяйственном производстве.

К первой группе относятся сельскохозяйственные угодья - пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Вторая группа земельных угодий - дороги, защитные лесонасаждения, оросительная и осушительная сеть, пруды, колодцы, водоемы и т. п. Третью группу составляют овраги, ямы, каменистые места и другие неудобные земли.

Общую полноту освоенности территории характеризует удельный вес сельскохозяйственных угодий в составе землепользования. В результате рациональной организации земель площадь сельскохозяйственных угодий (и прежде всего пашни) может быть увеличена и улучшена. Вещественное содержание землепользования - количественная и качественная характеристика земельных угодий, а также размещение средств производства, неразрывно связанных с землей, выступают как экономические факторы в процессе использования их в общественном производстве.

Таким образом, землепользование и землевладение - это отграниченная

земельная территория, на которой осуществляется организация производственного процесса, связанного с получением продукции и повышением плодородия почв, размещение и функционирование зданий, сооружений, дорог, каналов, противоэрозионных и других объектов, неразрывно связанных с землей.

5. Естественно-исторические условия землепользования и их влияние на хозяйственную деятельность сельскохозяйственного предприятия

Непосредственный процесс производства сельскохозяйственного предприятия осуществляется на определенной территории, которая характеризуется составом земельных угодий, количественным и качественным их состоянием, пространственным размещением массивов и средств производства, неразрывно связанных с землей, конфигурацией, рельефом отдельных участков и всего земельного массива и другими естественноисторическими и экономическими условиями, которые оказывают влияние на процесс производства и его результат - количество и качество произведенной продукции с гектара земельной площади при тех или иных затратах.

Заключение

Право землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений. Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю. Право землепользования является самостоятельной правовой формой использования земли. Эта форма использования земли имеет следующие признаки, позволяющие обеспечивать единство правового регулирования. К ним относятся: производный характер права землевладения и землепользования; ограниченность этих прав по содержанию; устойчивость; платность; целевое использование земельных участков. Право землепользования производно от права собственности на землю, государственной или частной, что вытекает из ст. 262 ГК, согласно которой земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также срочного пользования, в том числе в аренду. Право землепользования по содержанию ограничено, оно всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам. Землевладельцы и землепользователи наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах. уставленных законодательством или договором с собственником (ч.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землевладельцев и землепользователей, как правило отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (ч.2 ст. 262 ГК). Устойчивость права землевладения и землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка возникновения и прекращения этих прав, гарантиями защиты этих прав, в том числе со стороны собственника. Как субъективное право на землю право землевладения и право землепользования представляет собой юридическую возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей. С субъективной стороны следует рассматривать эти права как разновидность права природопользования. Право землевладения и землепользования как поземельные титулы могут иметь различную правовую природу. Они включают в себя: 1) вещные права – право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного пользования землей, земельные сервитуты. 2) обязательственное право – аренда земли. 3) права, имеющие административно-правовую природу - временное землепользование, основанное на административном акте, использование земель на условиях временного занятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Нормативно-правовые акты

1.1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ: ред. от 27.12.2009: [с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010]. // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 44. - с. 4147.

      Указ Президента РФ "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" от 16.05.1997 № 485 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 27.04.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1997. № 20. – с. 2240

    Научная и учебная литература

    1. Бакунина Т.С., Землякова Г.Л. Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики // Государство и право. – 2002. – N 10. – С. 80-81.

      Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право: Учебник для вузов. – М., 2003. – 350 c.

Характер землепользования в сельском хозяйстве во многом зависит от специфики структуры почвенного покрова (СПП). Типы и виды землепользования бывают такими:

А. Земледельческое землепользование:

· неорошаемые пахотные земли (ротация зерновых, бобовых, технических и фуражных культур, корнеплодов);

· орошаемые пахотные земли (ротация зерновых, технических, фуражных и бахчевых культур);

· плантации (сады, виноградники, эфиромасличные культуры и др. технические культуры);

· культурные луга;

· подсечно-огневое земледелие.

Б. Пастбищное землепользование:

· улучшенные пастбища и сенокосы;

· естественные (отгонные) пастбища в аридных и холодных зонах, в горно-долинных районах, а также лесные пастбища.

В. Смешанное землепользование:

· широкое сочетание пашни, плантаций, лугов, пастбищ.

Г. Землепользование не для получения сельскохозяйственной продукции.

Территориально (по площади) преобладают полеводство и смешанный тип земледелия, а на малопродуктивных землях – пастбища, луга.

Природные условия и системы земледелия

Земледелие – важнейшая составная часть системы ведения сельского хозяйства. Формы земледелия: экстенсивное (рост производства за счет расширения площадей); интенсивное (рост производства за счет дополнительного вложения труда и средств). С учетом гидротермических условий ведения выделяют: орошаемое земледелие, богарное (без орошения), суходольное неустойчивое (с дефицитом атмосферного увлажнения), устойчивое (в областях умеренного климата с достаточным увлажнением), круглогодовое (во влажных областях субтропиков и тропиков), горное (большей частью террасированное), полярное (в защищенном грунте) .

Под системой земледелия (СЗ) понимается комплекс взаимосвязанных агротехнических, мелиоративных и организационных мероприятий, направленных на эффективное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, получение высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур (Егоренков, 1986, с. 49).

СЗ разрабатывают с учетом климатических, почвенных, экономических факторов. Природные и экономические условия страны разнообразны, что в значительной степени определяет и существование различных систем земледелия. Они должны быть динамичными и основываться на конкретном зональном опыте, учитывать уровень плодородия почв, а также последние достижения науки и техники в данной сфере деятельности.

СЗ различаются по составу возделываемых культур, применяемым севооборотам, ведущим мелиоративным и агротехническим приемам. Характеризуются определенным уровнем интенсивности, который связан как с уровнем развития производственных сил, так и с экономической эффективностью затрат на производство земледельческой продукции в местных природных и социально-экономических условиях.

Классификация СЗ имеет самостоятельное значение в географии сельского хозяйства наряду с районированием.

В настоящее время в СНГ существует 5 основных зональных интенсивных систем земледелия, различающихся по своим задачам, структуре посевов и сочетанию агротехнических и мелиоративных приемов.

I. Система земледелия плодосменного типа получила распространение в хозяйствах лесостепной зоны Украины, а также южно-таёжной подзоны Белоруссии, европейской части России.

При этой СЗ принято строгое чередование зерновых колосовых с пропашными, бобовыми или зернобобовыми культурами, которые имеют различную потребность в элементах питания, и неодинаковое влияние на плодородие почвы.

Для районов достаточного и устойчивого увлажнения на дерново-подзолистых и дерново-глеевых почвах характерны: а) универсальное и б) льноводческо-кормовое направление этой СЗ.

Разновидности I типа системы земледелия:

1а. Плодосменно-универсальная система – в пригородных зонах с животноводческими хозяйствами молочного направления. В севооборотах этой СЗ большой удельный вес имеют пропашных культур (картофель, подсолнечник на силос, кормовые корнеплоды, овощные культуры). Возможно широкое возделывание промежуточных культур (озимая рожь на зеленую массу).

. СЗ льноводческо-кормового направления , где ведущая культура лен. Здесь чистые пары отсутствуют или имеют небольшой удельный вес.

В условиях кислых почв с низкой гумусностью необходимо внесение органический удобрений в дозах 8-10 т/га, и минеральных – 4-6 ц/га, известкование, осушение (там, где есть переувлажнение), создание пахотного слоя 20-22 см, ликвидация мелкоконтурности и увеличение размеров полей.

II типСЗ на песчаных интразональных почвах Нечерноземья. задачи заключаются в повышении влагоёмкости, влажности, водоудерживающей и поглотительной способности, улучшении пищевого режима, ликвидации избыточной кислотности и увеличении буферности почв. Кроме того, необходимо регулярное (через 2-3 года) внесение навоза и компостов, которые следует вносить чаще и в меньших дозах, чем на суглинистых почвах.

III тип Зернопропашная СЗ распространена в зоне черноземов обыкновенных и южных. Она предусматривает применение севооборотов с высоким участием зерновых культур (их доля более 50-60 %); почти нет чистых паров и посевов многолетних трав. Зерновые высевают 2 года подряд, а за ними следуют пропашные культуры.

Пропашная СЗ (в том числе специализированная) – наиболее распространена в Украине, Молдавии, Закавказье и Средней Азии. Она применяется в специальных севооборотах – хлопковых, табачных, конопляных, овощных, в садах и виноградниках.

IV тип.Зернопаровая СЗ почвозащитного направления (разработана под руководством акад. А. Бараева – ВНИИ зернового хозяйства) получила распространение в Казахстанской, Предалтайской, Восточно-Сибирской провинциях степной зоны и Казахстанской провинции сухостепной зоны. Здесь борьба с засухой и ветровой эрозией – первоочередная задача. Отличительная черта этой СЗ – применение плоскорезной обработки почвы; полосное размещение чистого пара, многолетних трав, яровой пшеницы. В СЗ данных районов важное место занимают мелиоративные мероприятия (химические, агротехнические, а также создание почвозащитных лесонасаждений).

V тип.Почвозащитное земледелие на склонах – (лесостепь и степь, горные и предгорные территории). 58 % агроландшафтов в бывшем СССР расположена на склонах до 10 0 и являются эрозионноопасными. Плановой основой внедрения почвозащитного земледелия на склонах являются противоэрозионная организация территории с целью регулирования её водного режима.

Основой разработки СЗ является внутрихозяйственная организация территории. Только при условии правильной её организации можно обеспечить рациональное использование и охрану земельных ресурсов.

Севообороты

Внутрихозяйственная организация территории реализуется, в частности, в виде создании севооборотов.

Севооборот – это научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур во времени и размещение их на полях. Период времени, в течении которого культуры проходят через каждое поле в установленном порядке, называется ротацией севооборота (Сельскохозяйственная энциклопедия, 1971, т. 5, с. 602-609). В крупных хозяйствах обычно вводят несколько севооборотов. Рациональное сочетание их составляет систему севооборотов.

Снижение урожайности с.-х. культур при бессменном их возделывании связано со многими причинами (истощение почв при преимущественном потреблении питательных веществ одной и той же культурой, почвоутомление, разрушение почвенной структуры, биологическая причина – засорённость посевов сорняками, поражение растений болезнями и вредителями). Так, картофель, при возделывании на одном месте, сильно болеет паршой, фитофторозом, а подсолнечник – мучнистой расой; зерновые страдают от клопа-черепашки, сахарная свёкла – от нематоды.

Универсальных севооборотов нет. В зависимости от вида возделываемых культур различают три основных типа севооборотов: полевые, кормовые и специальные .

В полевых – большую площадь занимают зерновые культуры, картофель, полевые технические (подсолнечник, лён, сахарная свёкла и др.).

В кормовых– более половины площади отводят под кормовые культуры. Существует две разновидности кормовых севооборотов: а) прифермские (выращивание сочных кормов для стойлового скота и птицы); б) сенокосно-пастбищные.

В специализированных севооборотах выращивают одну или несколько культур (табак, овощи, рис и др.).

В эрозионноопасных регионах применяют специфические разновидности почвозащитные севообороты перечисленных типов.

В зависимости от соотношения культур, различных по технологии возделывания и влиянию на плодородие почвы, выделяют следующие виды севооборотов: зерно-паровые, зерно-паро-пропашные, зерно-травяные, зерно-пропашные, травопольные, травяно-пропашные, сидеральные, зерно-травяно-пропашные.

(Пример чередования культур в зерно-паро-пропашном севообороте: 1 – чистый пар; 2 – зерновые; 3 – зерновые; 4 – пропашные; 5 – зерновые. В качестве пропашных может быть сахарная свёкла. На долю зерновых – пшеница, рожь, ячмень, овёс, здесь приходится 50-70% севооборотной площади).

Такие севообороты применяют в степной и лесостепной зонах. Здесь же распространены зерно-травяные севообороты, в которых преобладают зерновые, а меньшую площадь занимают одно- или многолетние травы.

В Лесостепи применяют также зерно-пропашные севообороты, в которых половину и более площади занимают зерновые. Возделывание их через 1– 2– 3 года прерывается пропашными.

На пойменных и осушенных землях располагаются травопольные севообороты (многолетние травы здесь преобладают). Через 1– 2– 3– 4 года высевают зерновые или лён, а затем – однолетние травы.

Сидеральные севообороты располагают на лёгких почвах (песчаных, супесчаных, легкосуглинистых). Здесь одно или несколько полей занимают сидеральными культурами (например, люпин), которые запахивают как зелёное удобрение.

При обеспеченности влагой (в нечернозёмной зоне и в орошаемых условиях Степи) применяют зерно-травяно-пропашные (плодосменные) севообороты, в которых на каждом поле ежегодно меняют культуру, при этом в травяном поле высевают бобовые.

В пропашных севооборотах половина площади занята пропашными культурами (кукуруза, подсолнечник, сахарная свёкла), остальная площадь засевается зерновыми и зернобобовыми.

Специализация сельского хозяйства в различных природных зонах имеет свои особенности.

Полесье специализируется на производстве продуктов животноводства, выращивании картофеля, льна-долгунца и частично – зерна. Доля зерновых культур колеблется от 40 до 55%.

В Лесостепи преобладает производство зерна (55-60% зерновых, в том числе 25-30% озимой пшеницы, по 10% – ячменя, кукурузы, зерно-бобовых). В свекловодческих и зернофуражных хозяйствах до 70% зерновых.

В Степной зоне Украины доля зерновых 55-65%, в том числе 40% озимой пшеницы, 10-20% - кукурузы, 10-15% занимают чистые пары. Соотношение может несколько изменяться. в связи со специализацией хозяйств. Считается целесообразным при наличии орошения отдавать предпочтение выращиванию кукурузы, сои, многолетних бобовых трав (люцерны), кормовых культур.

Чередование культур в севообороте требует специальной обработки почв, удобрений и других мероприятий.



Просмотров