Процессуальным основанием для наступления административной ответственности. Предметом гражданского права являются


Выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями - административное правонарушение (административный проступок, административный деликт).

Что касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Иными словами, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как таковой не будет.

Действующее законодательство (ст. 2.1 КоАП РФ) определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки, такие, как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Таким образом, административное правонарушение - это, во-первых, деяние, т. е. либо действие - как активная форма поведения лица, либо бездействие - как пассивная форма поведения лица, выражающаяся в неисполнении предусмотренной правовой нормой обязанности. Деяние, характеризующееся как административное правонарушение, - это осознанный волевой акт человеческого поведения (в единстве его двух составляющих - физического и психического), выражающийся на практике в подконтрольном сознанию и мотивированном совершении строго определенного (предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях) действия или бездействия. Его характеризуют цель, средства, результат, мотивы и психологическое отношение личности к содеянному.

Юридическим выражением признака общественной опасности административных правонарушений является их противоправность (и это отражено в определении). Противоправность как признак административного правонарушения состоит в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или, наоборот, - не совершает действия, предписанного ему нормой права, т. е. бездействует. Причем для привлечения лица к административной ответственности не требуется наличия вредных последствий от противоправного действия или бездействия - достаточно наличия самого факта нарушения (невыполнения) предписаний правовой нормы, т. е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям, охраняемым нормами КоАП РФ.

Административное правонарушение - это всегда виновное деяние, т. е. виновность - это обязательный признак административного правонарушения (и это также отражено в формулировке его понятия). Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им общественно опасному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Она проявляется в форме умысла либо неосторожности.

И последний обязательный признак административного правонарушения -- это его наказуемость, который означает, что любое конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством (нормами КоАП РФ или законов субъектов Российской Федерации) предусмотрена административная ответственность. И это также отражено в самом определении понятия административного правонарушения.

2. Формы административной ответственности.

КоАП устанавливает общие принципы административной ответственности, ее формы и порядок применения взысканий к физическим и юридическим лицам (ст. 2.1., ст. 2.10.), должностным лицам (ст. 2.4.), военнослужащих (ст.2.5.), иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц (ст. 2.6.).

Специальным субъектом административной ответственности являются должностные лица. Административная ответственность таких лиц применяется в виде предупреждения и штрафа.

Наложение взысканий на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Административное взыскание - мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения совершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Административные взыскания выполняют в известной мере функцию

предупреждения преступлений.

Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

3. Применение административной ответственности

Административная ответственность применяется государственными органами и их должностными лицами к неподчиненным им по службе нарушителям.

Административная ответственность применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях. В отличие от УК РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех составов административных правонарушений, которые могут устанавливаться и другими актами.

За совершение административных правонарушений устанавливается 8 видов административных взысканий:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация

9) административное приостановление деятельности.

Предупреждение применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Оно может налагаться лишь в случаях, когда это предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом. Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.

Предупреждение как мера административного наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам

Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражается во взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств. В ином эквиваленте административный штраф не применим. В соответствии со ст. 3.3 Кодекса административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Чаще всего он предусматривается альтернативно с предупреждением, реже - с другими видами административного наказания. В случаях, предусмотренных Кодексом, административный штраф может налагаться в сочетании с дополнительным административным наказанием (возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения).

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

По содержанию возмездное изъятие орудий совершения или предмета административного правонарушения состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых, принудительное изъятие предмета у нарушителя, во-вторых, реализация орудий и предметов, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятых орудий или предметов. Возмездный характер является отличительной чертой рассматриваемого вида административного наказания. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного вида административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Кодекс, допуская применение конфискации за ряд правонарушений, предусматривает конфискацию не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.

Конфискация как мера административного наказания может быть назначена в качестве основной и дополнительной санкций. В большинстве статей КоАП РФ она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию.

Лишение специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом.

Предоставление специального права осуществляется в соответствии с установленными правилами. Лишение специального права назначается только судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, причем максимальный размер такого срока, назначаемого за повторное нарушение, устанавливается санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ.

Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие. Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Право назначения административного наказания принадлежит только судье.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье.

Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в соответствующей статье Кодекса.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства . Конституция РФ (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Понятие административного выдворения как вида административного наказания заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации. Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания.

По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

Дисквалификацию следует отличать от лишения специального права, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) Уголовное законодательство содержит общую характеристику перечня видов деятельности, на которые может распространяться лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что позволяет применять данное наказание в любой сфере деятельности, тогда как дисквалификация может заключаться лишь в лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением организациями или осуществлением предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Дисквалификация устанавливается и назначается только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация назначается лишь в случаях, прямо предусмотренных санкцией соответствующей нормы КоАП РФ.

Административное приостановление деятельности преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма.

В КоАП РФ установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если судья сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно.

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Административная ответственность наступает в отношении граждан, достигших к моменту совершения проступка 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних и защите их прав (принести публичное извинение, предупреждения, выговор), штраф может быть наложен если подросток имеет самостоятельный заработок. К несовершеннолетним запрещено применять административный арест.

Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях. Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. В него входят суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, органы милиции, разного рода государственные инспекции и другие государственные органы. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган. Отношения административной ответственности прекращаются исполнением взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в

течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершит нового административного правонарушения.

Заключение

Ответственность - понятие классовое. В каждом конкретном случае определяется и реализуется с учетом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных условий конкретной политической системы. Поэтому ответственность представляет собой особый вид социальной связи элементов, общества и является одним из важнейших институтов организации общественной жизни.

Можно выделить два аспекта понимания ответственности и ее реализации:

Первый связан с осуществлением долга, с должным поведением (самоорганизацией поведения), соответствием своего поведения социальным обязанностям, как общим, так и специальным (например, быть честным, добрым, не красть, не убивать и т.п.); ее условно называют активной, перспективной ответственностью.

Второй ориентирован на оценку поведения, отклоняющегося от норм и его результатов, последствий, т.е. ответственность за содеянное. По времени также ответственность является ретроспективной. Данная ответственность носит правовой характер и является предметом изучения юридических наук.

Административная ответственность является одной из разновидностей юридической ответственности. Она, как и уголовная, дисциплинарная и материальная, устанавливается государством посредством издания правовых норм; нарушений (неисполнение) этих норм влечет наказание (взыскание); порядок наложения взыскания и его исполнения определяется государством.

Административная ответственность в юридической литературе рассматривается как следствие правонарушения. К административным правонарушениям относятся противоправные виновные деяния (в форме действия или бездействия), за которые законодательство устанавливает административное наказание. Состав административных правонарушений включает четыре элемента: субъект (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти лет, юридическое лицо), субъективную сторону (вину) в форме умысла или неосторожности, объективную сторону (само деяние) и объект (охраняемые законом отношения и ценности).

В административном праве под административной ответственностью принято принимать ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях прямо предусмотренных законом народным судом (народными судьями), за нарушение общеобязательных административно-правовых норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций.

Исходя из изложенного, в качестве характерных черт (признаков) административной ответственности можно выделить несколько особенностей. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее фактическим основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания. Также характерными чертами административной ответственности являются:

1) наступление при совершении лицом правонарушения;

2) установление преимущественно нормами административного права;

3) субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане и должностные лица)

4) поступление во внесудебном порядке;

5) порядок наложения взыскания регламентируется административно-процессуальными нормами;

6) отсутствие последствий в виде судимости;

7) важная роль в профилактике преступлений.

Следовательно, административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица отвечать за свое неприкосновенное деяние (действие или бездействие) и нести наказание в установленном законом порядке.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ

2. Кодекс об административных правонарушения Российской Федерации (по состоянию на 10.03.2007г

3. Административное право. Учебник. Под редакцией Л.Л.Попова. М.: Юристъ, 2005г.

4. Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М.: Статут, 2004г.

5. Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях. Учебное пособие. М.: Юристъ, 2003г.

6. Россинский Б.В. Административная ответственность. Курс лекций. М.: Норма, 2004г.

7. Макарейко Н.В. Административное право. Пособие для сдачи экзамена. М.: Юрайт – Издат, 2006г.

8. Абдкрахманов А.А. О проблеме административной ответственности//Юрист №1, 2001г. Стр.50-51

9. Бельский К.С. административная ответственность: основные признаки, структура//Государство и право №12, 1999г., стр.12-20

10. Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. М.: Юристъ, 2003г.

11. Сатышев В.Е. Административное право России. - М. 2006.

12. Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право.-Ростов н/Д., 2006.

13. Демин А.А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие. М., Зерцало, 2002

14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М., Зерцало, 2002.

15. Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. - М., Эксмо, 2006.

Административная ответственность наступает за административное правонарушение (проступок), состав которого и санкции предусматриваются законом. Административная ответственность - это форма юридической ответственности граждан и юридических лиц за совершение ими административного правонарушения. Она представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.

Административная ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности:

Административная ответственность регулируется нормами административного - деликтного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовная ответственность может устанавливаться только уголовным законом;

Основанием административной ответственности является административный проступок, а уголовной - преступление;

В отличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;

В отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;

За административные правонарушения применяются меры административной ответственности (за уголовные правонарушения - меры уголовной ответственности);

В отличие от гражданской ответственности, административная ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке;

Применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому они применены, считается административно наказанным в течение определенного срока (1 год);

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях; а меры уголовной ответственности - в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности - в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.

Основания административной ответственности - это условия, при наличии которых к нарушителю применяется административное взыскание. Они включают:

Нормативное основание - нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административно-деликтного права;

Фактическое основание - совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;

процессуальное основание - издание компетентным органом правоприменительного акта, определяющего административное наказание.

Общие принципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения взысканий устанавливаются КоАП РФ.

Основными принципами административной ответственности являются:

Законность;

Целесообразность ответственности;

Неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;

Индивидуализация мер ответственности;

Гуманизм.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем. К специальным субъектам административной ответственности относятся должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, согласно КоАП РФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иных организаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено законом. Все эти лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения, охраны природы, в сфере охраны порядка управления и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например ст.ст. 9.6. - 9.14 КоАП РФ). Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы, налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.

    Вместе с тем эти лица подлежат административной ответственности на общих основаниях (как и граждане) за нарушения в области:

Законодательства о выборах и референдумах;

Обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

Правил дорожного движения;

Правил пожарной безопасности (вне места службы);

Законодательства об охране окружающей среды;

Таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу РФ;

Налогового и финансового законодательства;

В случае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

К этим лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

Страница 1 из 4

§ 1. Признаки административной ответственности

Административная ответственность - это особый вид юриди­ческой ответственности,

которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за

нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных

орга­нов, связана с государственным принуждением). С другой стороны,

административная ответственность является составной частью ад­министративного

принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется в рамках

внеслужебного подчинения и др.). Можно назвать ее специфические признаки.

1. Основанием административной ответственности является ад­министративное

нарушение (правонарушение или вообще неправо­мерное деяние). Единственное

исключение из этого правила уста­новлено ст. 50 УК РСФСР, предусмотревшей

привлечение к административной ответственности лица, совершившего деяние,

2. Она состоит в применении к субъектам административных взыс­каний. В ст. 23

КоАП РСФСР установлено, что «административное взыскание является мерой

ответственности». Поскольку админис­тративные проступки менее вредны, чем

преступления, админис­тративные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания.

3. К административной ответственности привлекают органы, ко­торым такое право

предоставлено законодательством. Все они яв­ляются субъектами функциональной

власти, реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее

время субъ­ектами административной юрисдикции являются межмуниципаль­ные

(районные) суды, судьи, многие органы исполнительной власти.

4. Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной

ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для

его оперативности и экономич­ности, но в то же время содержит необходимые

гарантии законно­сти, осуществления права на защиту.

5. Она урегулирована нормами административного права, кото­рые содержат

исчерпывающие перечни административных нару­шений, административных взысканий и

органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства

и в своей совокупности составляют нормативную основу административной

ответственности.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее

основания:

1) нормативное, т. е. систему норм, регулирующих ее;

2) фактическое, т. е. деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые

предписания, охраняемые административными санкция­ми (административное

нарушение);

3) процессуальное, т. е. акт компетентного субъекта о наложении конкретного

взыскания за конкретное административное наруше­ние.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три

основания и именно в такой последовательности. Пре­жде всего должна быть норма,

устанавливающая обязанность и санк­цию за ее неисполнение. Затем может

возникнуть фактическое ос­нование - противоправное деяние. При наличии нормы и

деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном зако­ном порядке

вправе определить взыскание за административное нарушение.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями

постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала

проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих

составов администра­тивных проступков. Административная ответственность стала

бо­лее суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко рас­ширен

перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты

административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления

административной ответственно­сти за действия, которые ранее вообще не считались

правонаруше­ниями.

Расширение административной деликтности идет также путем введения

административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались

преступлениями (декриминализа-ция), дисциплинарными проступками,

гражданско-правовыми де­ликтами. Так, в настоящее время не уголовные, а

административ­ные санкции применяются за повторное мелкое хулиганство, повторное

управление транспортными средствами в нетрезвом со­стоянии, систематическое

нарушение правил административного надзора и др. действия, которые прежде

считались преступными.

Чем обусловлено повышение роли административной ответствен­ности в обеспечении

правопорядка? Во-первых, отрицательными последствиями научно-технической

революции. Широкое примене­ние сложной техники, электричества, электроэнергии,

газа, радио­активных элементов, продукции современной химии и т. д. требует,

чтобы общество позаботилось о своей противопожарной, санитарной и иной безопасности.

Достаточно напомнить о вреде, который причиняют

дорожно-транспортные происшествия, загрязнения во­доемов промышленными отходами.

Возникла необходимость уси­лить охрану людей, материальных ценностей, окружающей

среды от отрицательных последствий НТР. Во-вторых, принятие норм,

устанавливающих ответственность за неповиновение законным ак­там государственных

органов, представителям власти, за неуваже­ние к суду, призвано создать условия

для нормальной деятельнос­ти публичной власти в условиях ослабления дисциплины в

обществе. В-третьих, административными санкциями прежде всего охраня­ются

обновленное налоговое, таможенное дело, борьба с монополиз­мом и многие другие

экономические отношения, возникшие в ходе экономических преобразований.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Ко. АП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2. 1 Ко. АП РФ).

В этом определении заключены его основные признаки: *Противоправность *Виновность *Наказуемость *В литературе выделяют еще один признак – общественная вредность

Противоправность заключается в том, что совершаемое деяние нарушает нормы права – конституционного, административного, земельного, экологического, таможенного, налогового, банковского и др.

Виновность служит материальным признаком административного правонарушения и одновременно условием административной и любого другого вида юридической ответственности. Содержание вины физического лица отличается от содержания вины юридического лица

Наказуемость означает что совершение административного правонарушения влечет административную ответственность в соответствии с Ко. АП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях.

Некоторые авторы называют общественную опасность признаком административного правонарушения. В науке не сложилось единое мнение о характере данного признака. Действительно, одни правонарушения могут носить общественно опасный характер, например, управление транспортным средством в состоянии опьянения или выезд на полосу встречного движения. А другие – общественно вредный, например, непредставление налоговой декларации в установленный срок, нарушение законодательства о труде и др.

Административное правонарушение отличается от преступления тем, что последнее представляет б. О льшую общественную опасность, чем административное правонарушение. Этот признак (общественная опасность) отграничивает преступления от административных правонарушений.

Состав административного правонарушения составляет совокупность его объективных и субъективных признаков (элементов): * Объективная сторона * Субъективная сторона

Объект административного правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение. Например, объектом административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Ко. АП РФ, являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.

В науке административного права различают объекты административного правонарушения: * Общие * Родовые * Видовые * Непосредственные

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительнораспорядительной деятельности и регулируемые нормами административного права, а в ряде случаев конституционного, налогового, таможенного, финансового и других отраслей права.

Родовые объекты перечислены в ст. 1. 2 Ко. АП РФ. Ими являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарноэпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

Видовые объекты административных правонарушений являются разновидностью родовых. Видовой объект административных правонарушений выделяют из определенного родового объекта на основе некоторой группы более частных признаков. Например, в Ко. АП РФ установлен ряд административных правонарушений на транспорте, за которые предусмотрена административная ответственность.

Объективной стороной состава административного правонарушения является характер самого деяния (действия или бездействия), которое предусмотрено в законодательстве как противоправное и административно наказуемое. Объективная сторона всегда приведена в диспозиции нормы Ко. АП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, объективные признаки (объект, объективная сторона) определяют содержательную сторону противоправного деяния и форму его осуществления, то есть действие или бездействие.

Субъектом состава административного правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние, за которое законом предусмотрена административная ответственность. Субъект административного правонарушения, как правило, является субъектом административной ответственности.

Всех субъектов административных правонарушений, признаваемых таковыми согласно действующему законодательству, можно объединить в две большие группы: 1) физические лица (индивидуальные субъекты) - граждане, должностные лица, водители, индивидуальные предприниматели и др.); 2) юридические лица (коллективные субъекты).

Субъективную сторону административного правонарушения составляет совокупность признаков, которые отражают сознательно-волевое содержание деяния. Субъективная сторона административного правонарушения характеризует личное отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям, которое называют виной.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения: вина - психическое отношение физического лица к содеянному и к его последствиям, если таковые имеются; цель – результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административного правонарушения; мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Вина – это обязательный элемент субъективной стороны. Ко. АП РФ предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 2. 2) Различают умысел прямой и косвенный, а неосторожность - по легкомыслию и небрежности.

Субъект совершает административное правонарушение в форме прямого умысла, когда: осознает противоправность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления его вредных последствий, противоправного результата и желает их наступления.

Косвенный умысел возникает в том случае, если лицо: осознает противоправность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления его вредных последствий, противоправного результата, не желает, но сознательно допускает эти последствия и результат либо относится к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если лицо: предвидело возможность наступления противоправного результата от своих действий (бездействия), но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение.

Небрежность присутствует в том случае, если лицо: не предвидело возможности наступления противоправного результата от своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2. 1)

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, так же как уголовная, гражданская и дисциплинарная. Государство устанавливает основания ответственности, применяемые меры при правонарушениях, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и применения мер ответственности. В российском праве имеют место три взаимообусловленных основания для возникновения административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. При этом отсутствие какого-либо из этих оснований исключает возможность привлечения физического или юридического лица к административной ответственности. Административная ответственность является правовым, нормативно определенным государственным принуждением, а также государственной правовой оценкой содеянного, которая выражается в неблагоприятных последствиях для правонарушителя, своего рода результатом правонарушения.

В действующем законодательстве за определенные нарушения предусмотрена административная ответственность -- это собственно и является юридическим основанием. Фактическим основанием административной ответственности является определенное административное правонарушение, включающее полный состав необходимых предусмотренных законом элементов, совершенное соответствующим субъектом. В качестве процессуального основания для административной ответственности будет являться составленный протокол об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти.

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс:

Следует отметить, что деяние (содержащее все признаки административного проступка) может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением судьи, компетентного органа или должностного лица, рассмотревшего дело. В качестве необходимых условий для привлечения виновного лица к административной ответственности (или исключающими ее) в российском законодательстве должно быть наличие (отсутствие) следующих обстоятельств:

  • - умышленной или неосторожной вины (ст. 2.2 КоАП РФ);
  • - соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ);
  • - возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (ст. 2.3 КоАП РФ);
  • - невменяемость правонарушителя (ст. 2.8 КоАП РФ);
  • - состояние крайней необходимости (ст. 2.7);
  • - смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ);

причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями (по некоторым составам административных правонарушений также). правовой привлечение административный ответственность

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения деликтоспособным физическим лицом, а в случаях, предусмотренных законом - также и юридическим лицом. Не подлежит административной ответственности лицо, совершившее действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, если при этом не превышены пределы необходимой обороны либо крайней необходимости. Такие действия не считаются общественно опасными (в состоянии крайней необходимости общественная польза превышает общественный вред) и не являются противоправными. Административная ответственность также не наступает, если деяние является преступлением и влечёт наступление уголовной ответственности. Не подлежит уголовной ответственности также лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости (не могло давать себе отчёт в своих действиях вследствие какого-либо болезненного состояния) либо не достигло возраста административной ответственности к этому времени. Для военнослужащих и некоторых других категорий служащих и работников административная ответственность за совершение административного правонарушения заменяется дисциплинарной ответственностью.

Определяемое как административное правонарушение действие (бездействие) по своей объективной стороне является антиобщественным вредоносным деянием, дезорганизующим систему общественных отношений, но, в отличие от преступления, оно не рассматривается государством в качестве общественно опасного деяния. При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного правонарушения и общественной опасностью преступления устанавливается при формулировании составов административных правонарушений законодателем (а не правоприменителем), причем зачастую достаточно точно и четко. Так например, хищение чужого имущества, например, стоимостью до одной тысячи рублей признается административным правонарушением (мелким хищением, ст. 7.27 КоАП РФ), а выше этого размера -- преступлением. Административное право: учеб. для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. / Д.Н. Бахрах - М.: Норма, 2011. - 800 с.

Состав административного проступка представляет собой установленную законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения -- те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие). В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ. Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая -- обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие). Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности. Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица). Субъективная сторона характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной. Попов Л.Л.: Административное право России. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.

Административное правонарушение будет умышленным в случаях, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение будет считаться совершенным по неосторожности, если совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ). "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015). Справочно-информационная система - «Консультант Плюс». Интернет-ресурс:

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность, будучи привлекаемым к административной ответственности. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.



Просмотров