Прием на работу без прописки. Обязательна ли при устройстве на работу местная прописка

Трудовая миграция сегодня - явление повсеместное. Однако после переезда далеко не все граждане оформляют регистрацию по месту пребывания. И некоторые работодатели опасаются брать их на работу. Посмотрим, есть ли для этого основания.

Почему регистрация по месту пребывания непопулярна

Граждане России имеют право на свободу передвижения, но они обязаны регистрироваться по месту пребывания, если собираются проживать не по месту жительства более 90 дней подря дч. 1 ст. 27 Конституции РФ ; ; п. 9 Правил, утв. Постановлением Правительства от 17.07.95 № 713 .

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РАБОТНИКА

Проживание по месту пребывания в течение более 90 дней без регистрации грозит штрафом от 1500 до 2500 руб.ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ

Хотя процедура регистрации по месту пребывания бесплатна яст. 3 Закона от 25.06.93 № 5242-1 , она доступна далеко не каждому. Ведь чтобы зарегистрироваться, нужно представить в орган ФМС не только паспорт и заявление, но ип. 16 Административного регламента, утв. Приказом ФМС от 20.09.2007 № 208 :

  • <или> договор найма (поднайма) помещения, где гражданин временно проживает;
  • <или> заявление лица, предоставившего жилое помещение, о согласии зарегистрировать у себя этого человека.

А арендодатели, как правило, не горят желанием временно регистрировать жильцов и «светить» где бы то ни было договор аренды.

К тому же за отсутствие регистрации практически никогда не штрафуют. Все это приводит к тому, что в разных городах появляется множество соискателей, у которых есть регистрация только по месту жительства и нет регистрации в том городе, где они собираются работать.

Принимать ли на работу, если регистрации по месту пребывания нет

Если по профессиональным качествам, квалификации и опыту соискатель вам подходит, вы вполне можете взять его на работу без регистрации. Ни организации, ни руководителю при этом никакие штрафные санкции не грозят.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Даже если у соискателя не будет ни постоянной, ни временной регистрации, по этой причине ему нельзя отказать в заключении трудового договора.

Более того, работодатель вообще не вправе требовать от работника при приеме его на работу и в дальнейшем в процессе трудовой деятельности документы, подтверждающие его регистрацию «по месту работы »ст. 65 ТК РФ . Также работодатель не вправе требовать и продления такой регистрации (которая всегда временная), если на момент трудоустройства у соискателя она была, но спустя определенное время ее действие закончилось. И понятно, что истечение срока такой регистрации не может являться основанием для увольнени ястатьи 77 , , 81 ТК РФ .

Но если вы берете к себе работника без определенного места жительства, то хотя бы фактический адрес проживания он должен вам сообщить. Ведь если сотрудник в один прекрасный день просто перестанет ходить на работу и пропадет, бухгалтеру после расторжения с ним трудового договора даже некуда будет направить ему уведомление о том, что он должен явиться за трудовой книжко йст. 84.1 ТК РФ ; Письмо Роструда от 18.12.2008 № 6967-ТЗ . Также в персонифицированной отчетности, сдаваемой в ПФР, нужно указывать адрес работника, по которому ему впоследствии будут высылаться «письма счастья».

Кстати, некоторые компании прямо в описаниях своих вакансий отмечают, что одним из обязательных требований к соискателю является наличие регистрации в таком-то регионе. Конечно, кричать о дискриминации в такой ситуации можно сколько угодн ост. 3 ТК РФ , но вот привлечь за это организацию к ответственности невозможно. Для таких работодателей главное - не отказывать соискателям в приеме на работу из-за отсутствия регистрации. Это незаконн ост. 64 ТК РФ ; пп. 10, 11 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2 .

Но имейте в виду: если вы приняли на работу иногороднего работника, которому на срок более 90 дней жилье предоставляет ваша организация, то обязанность зарегистрировать этого работника ложится на плечи вашей компании-работодател яп. 4 Перечня, утв. Постановлением Правительства от 17.07.95 № 713 .

Как видим, в приеме на работу лиц без регистрации по месту пребывания нет никаких особенностей. Поэтому при выборе кандидата на замещение вакантной должности стоит опираться прежде всего на профессиональные качества будущего работника.

Закон РФ предписывает наличие регистрации обязательным условием жизни на территории страны. С помощью данной меры МВД РФ осуществляет учет и контроль граждан РФ и иностранных граждан, а также получает информацию о происходящих в стране миграционных процессах между регионами.

Временно или постоянно?

Любой человек, проживающий на территории РФ, обязан быть зарегистрированным.

При этом в связи с закрепленным за гражданами РФ правом на свободу передвижения по стране было введено 2 вида регистрации:

  1. По . Подтверждением является проставленная в паспорте отметка с указанием адреса и даты постановки на учет. Такой вид регистрации является бессрочным.
  2. По . Подтверждается выдачей свидетельства о регистрации по адресу временного пребывания, там же проставляется срок действия свидетельства, по истечении которого оно становится недействительным.
    • для граждан РФ оформляется сроком от 3 месяцев до 5 лет .
    • для иностранных граждан выдается на срок до 3 лет .

Гражданин РФ может быть зарегистрированным по постоянному адресу в одном регионе, а свидетельство о регистрации по месту пребывания получить в другом субъекте РФ. То есть человек может иметь два вида регистрации одновременно – одна другую не исключает.

Социальная гарантия

Все граждане РФ обязаны подать сведения в местное подразделение МВД и получить регистрацию, временную или постоянную. Её же отсутствие рассматривается как административное нарушение и наказывается штрафом. Поэтому регистрация обязательно должна быть.

К тому же она во многом упрощает жизнь человека, открывая перед ним доступ ко многим социальным услугам:

  • медицинское обслуживание.
  • оформление ребенка в ближайший садик или школу.
  • получение различных документов: СНИЛС, ИНН, медицинский полис, загранпаспорт, визы.
  • оформление кредита, ипотеки.
  • поступление в образовательное учреждение.
  • постановка автомобиля на учет в ГИБДД.
  • официальное трудоустройство.

Наличие регистрации – обязательное условие для жизни на всей территории РФ. Но насколько она нужна при трудоустройстве?

Можно ли устроиться на работу без прописки

Весь процесс трудоустройства регулируется Трудовым кодексом РФ. Так в ТК РФ прописаны документы, которые работодатель может потребовать с нанимающегося в компанию.

  1. документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  2. СНИЛС;
  3. трудовую книжку;
  4. документы о полученном образовании и пройденном повышении квалификации;
  5. документы воинского учета.

Таким образом, среди пунктов списка нет ни единого упоминания об обязательном наличии регистрации у кандидата.

Также в ТК РФ сказано, что все граждане имеют равные права при трудоустройстве, и что место проживания не должно стать препятствием или преимуществом при получении места в компании.

Исключение – иностранные граждане. Для официального трудоустройства в России они обязаны быть зарегистрированными, а также иметь разрешение на работу.

А вот гражданин РФ имеет право на трудоустройство в любом регионе страны. То есть человек может иметь постоянную регистрацию в одном субъекте страны, а быть официально трудоустроенным в любом другом. Но гражданин РФ должен помнить, что, находясь в чужом регионе более 90 дней, он обязан подать сведения в местное подразделение МВД и получить свидетельство, дающее законное основание на проживание в субъекте РФ.

Имеет ли право работодатель требовать наличие регистрации

В соответствии с Трудовым кодексом РФ наличие или отсутствие регистрации не является критерием при принятии гражданина РФ на работу:

  • В 65й статье перечислены документы, которые компания-работодатель может потребовать с нанимающегося, и в том перечне нет пункта по поводу регистрации, более того, там прописано, что запрещается требовать иные документы не из перечисленного в ТК РФ перечня.
  • В 64й статье о гарантиях соискателя, прописано, что запрещается ограничение прав нанимающегося на работу в зависимости от адреса проживания (в том числе наличия или отсутствия у кандидата регистрации).
  • В 3й статье о дискриминации указано, что место проживания не должно являться ограничением в праве гражданина РФ на трудоустройство.

Таким образом, требование регистрации со стороны работодателя является необоснованной мерой, а отказ в предоставлении вакансии лишь из-за отсутствия регистрации может быть обжалован через суд . Но важно понимать, что трудоустройство того или иного человека не является обязательством работодателя, он вправе нанимать любого наиболее подходящего на конкретную должность человека. Поэтому при решение таких вопросов через суд подразумевает установление всей совокупности фактов: наличие\отсутствие приглашения на работу, ведение переписки с работодателем, обоснованность отказа в работе и т.д.

Компания может принять на работу человека, проживающего по факту в другом городе, но никто не отменял для соискателя требование обязательной регистрации по месту пребывания . Но выполнение данного обязательства является заботой соискателя, но никак не работодателя. Со своей стороны, трудоустраивающая компания может подать информацию о незарегистрированном гражданине в местное подразделение МВД. Сам же по себе факт отсутствия у человека регистрации не должен стать причиной отказа в официальном приеме на работу.

Трудоустройство в Москве

Законодательная база едина для всей страны. То есть пакет документов, который московский работодатель вправе требовать от потенциального работника должен строго соответствовать перечню ТК РФ, где нет обязательного условия о наличии прописки у кандидата. Таким образом, если работодатель отказывает в трудоустройстве только из-за отсутствия регистрации, то это решение гражданин РФ может обжаловать через суд.

Но фактически получается так, что поскольку Москва является центром притяжения людей не только со всех регионов России, но и из стран ближайшего зарубежья, то многие работодатели просто не хотят усложнять функционирование компании, поскольку контроль регистрационного режима в Москве более ужесточенный, нежели в регионах.

И после первой же проверки МВД России без труда выявит нарушение со стороны работника, который немедленно будет оштрафован и на которого будет возложено обязательство решить регистрационный вопрос в самом скором порядке. К тому же трудоустройство гражданина без регистрации во многом усложнит для компании взаимодействие с налоговыми органами и Пенсионным Фондом РФ.

Последствия для работника и работодателя

Каждый гражданин, находящийся на территории Российской Федерации должен быть зарегистрирован:

  1. Гражданин РФ:
  • в случае пребывания в другом регионе сроком более 90 дней ,
  • если же гражданин выписывается из одного места проживания, то у него есть 7 дней , чтобы прописаться в другом месте (например, в случае купли-продажи недвижимости).
  1. Иностранный гражданин. Должен быть зарегистрирован в случае нахождения в стране более 7 дней . При этом, если гражданин другой страны проживает в отеле, гостинице, туристических комплексах, то обязательство регистрации берет на себя принимающая сторона.

Отсутствие регистрации приравнивается к административному правонарушению и облагается штрафом до 5 тысяч, при этом возлагается обязательство немедленной постановки на учет.

Владелец недвижимости, допустивший проживание незарегистрированного лица также будет оштрафован суммой до 7 тысяч . Если же юридическое лицо, предоставило жилье незарегистрированному гражданину, то штраф юридического лица может быть назначен в размере от 250 до 700 тысяч рублей. Для иностранных граждан отсутствие регистрации может обернуться мерой вплоть до высылки из страны с последующим запретом на въезд.


Для работодателя же большая сложность появляется при сдаче отчетности в налоговые органы, поскольку при уплате НДФЛ возникает обязанность передачи сведений о доходах физических лиц, начисленных сумм и удержанных налогов, а также информации о месте жительства работника. Вместе с тем работодатель не несет ответственности по поводу наличия или отсутствия регистрации гражданина РФ, но тем не менее фактическое ее отсутствие во многом может усложнить взаимоотношения с налоговыми органами ввиду не предоставления полной информации о работнике.

При подаче данных в Пенсионный фонд также есть необходимость в указании адреса регистрации работника, в противном случае это усложнит пенсионные отчисления для самого работника. При этом в соответствии с законодательством РФ работодатель имеет право не трудоустраивать по причине отсутствия регистрации только гражданина другой страны. Для россиян же существует конституционное право о свободе перемещения, которое также подкреплено ТК РФ о свободном трудоустройстве в любом из регионов РФ.

По законам РФ работодатель не несет ответственности за работника, который снялся с учета, не зарегистрировался или сменил адрес регистрации . Подача сведений в отделение МВД – это строго обязательство каждого отдельного гражданина. Но любой работодатель имеет право сообщить о нарушении регистрационного режима, ведь отсутствие регистрации выявится на моменте подачи документов о принятии на работу. И тогда штрафа не избежать.

К тому же сам гражданин РФ должен понимать, что отсутствие регистрации затруднит налоговые и пенсионные отчисления, поэтому многие работодатели по факту не захотят усложнять себе жизнь при принятии на работу человека без регистрации. Поэтому лучший выход – зарегистрироваться по месту пребывания, это ничего не стоит, делается очень быстро и делает жизнь проще.

Оформление регистрации: необходимые документы и способы подачи заявления

За оформление свидетельства о регистрации госпошлина не взимается, данная процедура абсолютно бесплатна.

При этом для удобства граждан существует несколько вариантов способа подачи заявления:

  • в местное подразделение МВД;
  • в МФЦ;
  • отправка заявления почтой РФ;
  • подача электронного заявления через портал госуслуг.

Список документом для оформления свидетельства о регистрации:

  • анкета;
  • паспорт РФ;
  • заявление о регистрации по временному адресу;
  • листок прибытия;
  • договор аренды жилплощади.

Шаблоны анкеты и заявлений можно взять в МФЦ, местном подразделении МВД или скачать с портала госуслуг, там же есть и примеры заполнения. В случае отправки документов почтой РФ или оформления электронного заявления, все равно впоследствии нужно будет явиться в регистрационный орган в назначенную дату с оригиналами документов.

Официальной датой приема документов будет считаться дата подачи полного пакета документов. Срок исполнения – 3 дня . Законных оснований для отказа выдачи временной регистрации у госоргана нет. В результате оформления будет выдано свидетельство по установленной форме о постановке на регистрационный учет с указанием адреса временного пребывания и срока нахождения. По прошествии крайней даты, указанной в свидетельстве, нужно будет покинуть регион пребывания или подать документы на продление свидетельства.

Сложностей при оформлении регистрации возникнуть не должно, но при этом открываются широкие возможности в пользовании социальными услугами, а также появляется право на официальное проживание и трудоустройство.

Сейчас многие люди задаются вопросом о характере взаимосвязи между возможным на приличную должность в какой-либо компании и наличием регистрации гражданина (ранее именуемой пропиской). Осуществление регистрации граждан в РФ происходит в органах ФМС.

Происходит этот процесс по установленным основаниям и правилам регистрационного процесса и противоположного ему - снятия с учета лиц, проживающих на территории РФ. За последние годы в этой сфере произошли некоторые изменения, и теперь российские законодательные органы выделяют два вида регистрации граждан, чего нет :

  1. Постоянная регистрация . Она осуществляется по личному заявлению гражданина, и что важно - не должна быть позднее семи календарных дней с момента смены гражданским лицом постоянного места жительства;
  2. Временная регистрация по месту пребывания. Гражданин производит ее оформление при следующем раскладе: происходит смена места пребывания в границах РФ на срок более 90 дней.

Существует еще одна различительная особенность двух видов регистрации. При постоянной уполномоченным органом ФМС ставится отметка на соответствующей странице паспорта. А вот в случае временной гражданину предоставляется только свидетельство о регистрации по месту временного пребывания.

Полезно знать! По существующему законодательству РФ обязательной процедурой для гражданина является регистрация. По этой причине следует внимательно относиться к ней в случае смены постоянного места проживания более чем на 90 дней, а также при переезде на новое место жительства, которое для вас станет постоянным. В обоих случаях обязан совершить регистрацию в территориальном управлении или отделе ФМС - органах, которые занимаются непосредственно оформлением постоянной либо временной прописки.

Трудовое законодательство Российской Федерации: правила и нормы приема на работу

Вопрос прописки часто поднимается при трудоустройстве

Главным документом, регулирующим процесс приема на работу и дальнейшие права/обязанности каждой из сторон, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Для тех, у кого нет постоянного места регистрации, к самой важной в этом документе относится третья статья.

Она гласит, что ни один работодатель не имеет законных прав отказать гражданину РФ в приеме на работу по причине отсутствия у соискателя постоянной регистрации в этом населенном пункте страны. Тем не менее, для иностранных граждан не все так просто.

Положения, регламентированные в третьей статье Трудового кодекса, на них не действуют. Путь выхода из этой ситуации состоит из двух этапов. Первый - получение разрешения на работу. Второй - прохождение обязательной процедуры получения временной регистрации на территории России.

В итоге, можно констатировать, что для граждан нашей страны не может быть никаких препятствий при возможном трудоустройстве на работу, так как они имеют законодательно закрепленное право на это. При этом важно наличие постоянной регистрации только на территории страны вне зависимости от субъекта РФ. И у работодателя нет никаких оснований и прав осуществлять отказ потенциальному соискателю.

Важно! Ссылаться в спорных ситуациях необходимо на статью 64 Трудового кодекса РФ, которая четко определяет случаи нарушения при приеме на работу. В частности, нарушением конституционных прав устраивающегося на работу является отказ в подписании трудового договора между работодателем и соискателем по причине того, что у последнего нет постоянной прописки или временной прописки по месту жительства.

Процесс трудоустройства: необходимые документы

Отсутствие прописки может стать причиной отказа при трудоустройстве

Это закреплено статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушений России. Кроме того, соискатель должен знать свои права и в случае возникновения спорных ситуаций на этой почве может смело ссылаться на Трудовой кодекс РФ, ст. 64.

Как получить прописку при помощи портала госуслуг и как быть если заявление о регистрации снимают с рассмотрения, узнаете из видео:

В поисках хорошей работы многие граждане готовы переезжать из одного города в другой, но не все из них могут оформить временную регистрацию (а у некоторых отсутствует даже постоянная). Чем грозит такая ситуация? Реально ли устроиться на работу без прописки?

Можно ли устроиться на работу без временной или постоянной прописки

В соответствии с современным законодательством реализация гражданами трудовых прав не зависит от места их проживания, а также от того, есть ли у них временная или постоянная регистрация (ст. 64 Трудового кодекса России).

Теоретически отказывать в приеме на работу по мотивам отсутствия у гражданина прописки запрещено, но на практике данный момент часто становится препятствием к заключению трудового договора.

Разумеется, при этом свой отказ в трудоустройстве работодатель объясняет другими причинами, не связанными с особенностями регистрационного учета соискателя.

Работодатели предпочитают брать на работу граждан, имеющих как минимум постоянную прописку. Если человек живет в одном субъекте РФ, а пытается трудоустроиться в другом, то наличие временной регистрации может упростить его попытки. Только у высококвалифицированных специалистов шансы найти достойную работу достаточно высоки, невзирая даже на отсутствие какой бы то ни было прописки.

Обязательна ли регистрация в другом городе для устройства на работу

На основании ст. 64 Трудового кодекса России гражданин имеет право быть постоянно зарегистрированным в одном месте, а проживать и работать в другом. Конечно, в таких случаях нужно встать на временный учет, однако даже его отсутствие никак не влияет на возможность трудоустройства.

Также совершенно не важно, прописан ли соискатель на должность в том же или в другом городе (регионе), где находится работодатель.

Наличие или отсутствие такой прописки не должно влиять на решение работодателя о приеме на работу соискателя.

Перечень документов для трудоустройства в РФ

При устройстве на работу соискатель должен предоставить работодателю документы, которые перечислены в ст. 65 Трудового кодекса России:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Здесь следует знать, что паспорт является основным документом, и прием на работу без паспорта осуществляется в очень редких случаях.
  • трудовая книжка, кроме случаев, когда работник устраивается на работу впервые либо по совместительству.
  • СНИЛС - свидетельство обязательного пенсионного страхования.
  • документы воинского учета (для военнообязанных лиц).
  • документ, подтверждающий наличие познаний в определенной области (диплом об образовании, свидетельство об окончании курсов и т. п.). При устройстве на должность, не требующую специальных знаний, подобные документы не нужны.

В зависимости от должности, на которую претендует соискатель (например, при устройстве на работу в правоохранительные органы), работодатель может дополнительно потребовать:

  • справку об отсутствии судимости;
  • справку от психиатра и нарколога;
  • справку о том, что соискатель не подвергался административному наказанию за потребление наркотиков или других действующих на психику веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Перечень документов, приведенный в ст. 65 ТК РФ не является исчерпывающим, т. к. в той же статье оговорено, что с учетом специфики работы работодатель может потребовать дополнительные документы, но это требование должно быть обосновано положениями ТК РФ, другими федеральными законами, президентскими указами и постановлениями Правительства РФ.

Требовать другие документы, не предусмотренные кодексом, работодатель не имеет права. Такие действия считаются нарушением трудовых прав граждан и могут быть оспорены в суде.

Тем не менее, сделать временную регистрацию совсем не сложно! Например, через почту или МФЦ. Мы рассказали об этом в нашем материале: как проводится временная регистрация на почте для граждан России, СНГ и других стран, . ⇐

Можно ли принять на работу без прописки или временной регистрации: советы бухгалтеру

Так как дискриминация в сфере труда из-за наличия или отсутствия прописки признается незаконной, то прием на работу без прописки не запрещается.

Однако такой работник может затруднить работу бухгалтерии, ведь в большинстве отчетных документов есть графа, посвященная адресу места жительства работника. В таких случаях можно поступить различными способами:

  1. Указывать во всех документах (в т. ч. в трудовом договоре) адрес со слов работника. Данный совет подходит в тех случаях, когда внесение сведений об адресе не должно осуществляться на основании подтверждающих документов. Так, при подаче сведений о работнике в пенсионный фонд в случае отсутствия прописки заполняется графа «Адрес фактического места жительства», а поле «Адрес регистрации» остается пустым.
  2. Оставлять графу «Адрес регистрации» пустой, если она должна заполняться на основании подтверждающего документа (например, форма 2-НДФЛ). Теоретически это правильный подход, т. к. нужный реквизит отсутствует. Однако налоговый орган может не разделять ваше мнение и отказать в приеме отчетности из-за наличия пустого реквизита.

Складывается двойственная ситуация: работодатель не может и не должен отвечать за прописку своего работника, но из-за ее отсутствия не может выполнить свою обязанность по сдаче налоговой отчетности. Для разрешения возникшей ситуации рекомендуется обратиться за разъяснениями в Минфин, т. к. в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса России, плательщики налогов и сборов имеют право получать от Министерства финансов России разъяснения (в письменном виде) по вопросам применения законов о налогах и прочих сборах.

Прописка по месту работы

Граждане России вправе быть прописанными в одном регионе, а работать в другом. Прописка по месту работы необязательна, и работодатель не вправе выдвигать такое условие.

Так, ст. 3 Трудового кодекса России запрещает дискриминацию в трудовой сфере из-за места жительства гражданина, а ст. 64 того же кодекса прямо указывает на незаконность отказа в приеме на работу из-за наличия или отсутствия у претендента на должность регистрации по месту жительства или временного пребывания, а также по месту работы.

Негативные моменты, которые могут возникнуть при трудоустройстве без регистрации

Главный вопрос, возникающий при попытке устроиться на желаемую работу без прописки или хотя бы временной регистрации в данном городе – чем это грозит работодателю или работнику? Является ли данное действие правонарушением?

Для работника

Основной сложностью для будущего работника является сам поиск работы. Отказ в приеме на работу из-за отсутствия временной или постоянной регистрации незаконен, но обычно свой отказ работодатель объясняет иными причинами. Только высокая квалификация соискателя в сочетании с дефицитом специалистов данного профиля помогут убедить работодателя в обратном.

В тех случаях, когда прием на работу все же свершился, а регистрация по месту пребывания или жительства отсутствует, нужно быть готовым к риску ответить за отсутствие прописки рублем.

В соответствии со ст. 19.15.1 КоАП РФ, проживание граждан по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации является административным правонарушением и подлежит наказанию в виде штрафа от 2000 до 3000 руб. (в Москве и Санкт-Петербурге эта сумма вырастает до 5000 руб.).

Кроме того отсутствие регистрации может породить массу сложностей при различных налоговых и пенсионных отчислениях, что в итоге способно привести к путанице в базах данных налоговой инспекции и пенсионного фонда.

Для работодателя

Можно ли принять на работу без прописки и грозит ли это каким-то санкциями?
Работодатели, в большинстве своем, предпочитают не связываться с соискателями, не имеющими постоянной прописки, хотя формально это ничем не грозит ни организации, ни директору.

Работодатель не обязан контролировать состояние прописки своих работников, к тому же любой из ранее принятых подчиненных может сняться с регистрационного учета и нигде более не прописаться.

Основная сложность, с которой может столкнуться работодатель – различные технические трудности, связанные с оформлением документов, т. к. заполнение большинства из них предполагает наличие у гражданина регистрации по месту жительства или пребывания.

В трудовом договоре достаточно указать адрес фактического проживания работника и предупредить его об ответственности за предоставление заведомо ложных сведений при приеме на работу.

Нужна ли прописка при устройстве на работу ?

По закону – нет, не обязательна.

Трудоустройство без прописки теоретически возможно, но на практике довольно проблематично.

Работодатели боятся возможных проблем и бумажной волокиты, и часто отказывают соискателям, не имеющим регистрации. Такой отказ заведомо является незаконным, и несостоявшийся работник вправе обжаловать его в суде.

Вопрос того, как оформить и принять на работу человека без прописки и можно ли это сделать, волнует многих кадровых специалистов и работодателей. Российское законодательство дает достаточно правовых механизмов, регулирующих порядок трудоустройства без временной или постоянной регистрации, следовать которым должны как работодатели, так и сотрудники. Во избежание нарушения существующих нормативов и привлечения к ответственности как самого соискателя, так и работодателя, следует знать, чем грозит организации и сотруднику прием на работу без прописки.

Прием на работу без прописки – законодательная база и правовое регулирование

В вопросах прописки и трудоустройства, как для сотрудника, так и для работодателя следует обратить внимание на следующие нормативные акты:

  • Статья 27 Конституции РФ. В ней закреплены основополагающие права граждан РФ на свободу передвижения, смены места жительства и пребывания. При этом следует понимать, что Конституцией закрепляются лишь основные правовые принципы, а не конкретные механизмы и способы их реализации.
  • Закон РФ №5242-1 от 25.06.1993. В данном законе более подробно раскрываются нормативы, касающиеся обязательности регистрации граждан по их месту жительства или по месту их временного пребывания.
  • Статья 3 ТК РФ. Нормативы означенной статьи запрещают любые формы дискриминации в сфере трудовых взаимоотношений. В частности, отдельным образом упомянута в данном случае и дискриминация по месту жительства..
  • Статья 64 ТК РФ. Её нормативы запрещают непосредственное проявление дискриминации в вопросах заключения трудовых договоров. В том числе признают дискриминационным проявление отказов при приеме на работу в случае отсутствия прописки.

Как можно понять из вышеозначенных нормативных документов, прием на работу без прописки граждан Российской Федерации является возможным и не запрещен положениями законодательства. Более того, отказ в трудоустройстве без прописки в паспорте прямо относится к дискриминационным действиям работодателя и может повлечь за собой привлечение к ответственности уже самого работодателя.

Возможной проблемой можно назвать дополнительные сложности проведения процессуальных процедур, требующих обязательного уведомления сотрудника. Так, работодателю будет тяжело доказать факт уведомления работника, если таковое необходимо, например, в случае направления ему приказа об увольнении.

Когда нельзя принимать на работу без прописки

Законом запрещается устанавливать ограничения при приеме на работу без прописки российских граждан. Однако в отношении иностранцев трудовое законодательство имеет свои аспекты правового регулирования. В частности, одним из основных нормативных документов, который применяется в данном вопросе, является ФЗ №115 от 25.07.2002, устанавливающий общий порядок нахождения иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства) на российской территории и основные принципы осуществления ими трудовой деятельности.

Работодатель, трудоустраивающий иностранца, имеет право потребовать от него документы, подтверждающие законность его пребывания в Российской Федерации. Кроме этого, прием на работу иностранца также должен сопровождаться в первую очередь проверкой его статуса. И если таковой статус подразумевает ограничения в возможностях трудоустройства иностранного сотрудника, работодатель обязан проверить наличие у него регистрации при и отказать при отсутствии таковой или несоответствии региону осуществления трудовой деятельности.

Не требуется проверять регистрацию иностранца или же сопоставлять её с местом деятельности предприятия для работодателей лишь в следующих случаях:

  • При оформлении трудовых взаимоотношений с любыми иностранными гражданами, имеющими оформленный в законном порядке вид на жительство. Таковые лица устраиваются на работу на общих основаниях наравне с российскими гражданами, и единственным отличием их приема на работу является обязательное или его расторжении.
  • В случае заключения трудового договора с гражданами ЕАЭС. Так, например, прием на работу белорусов не требует от последних ни регистрации в России, ни миграционной карты или каких-либо иных документов, при этом трудоустройство подобных сотрудников также может сопровождаться лишь уведомлением исполнительных органов по вопросам миграции и не требует проведения иных процессуальных процедур.

Работодателю следует помнить, что при трудоустройстве иностранцев, он также обязан проверять не только наличие у них регистрации, если таковая проверка требуется. Кроме этого работодатель, принимая на работу лиц по по приглашению, обязан проверять наличие у них полиса ДМС или договора о медицинском обслуживании.

Чем грозит организации прием на работу без прописки и ответственность самого сотрудника

Как можно понять из вышеизложенной информации, ответственность организации за прием на работу без постоянной или временной регистрации по месту пребывания или проживания в отношении граждан России исключена.

Опасения, связанные с трудоустройством без прописки в паспорте, имеют в своих истоках фактическое существование таковых нормативов и наказаний в советском трудовом законодательстве, которым частично могут руководствоваться некоторые кадровые специалисты с большим стажем.

Однако сейчас никаких подобных нормативов нет – более того, если сотруднику будет отказано в приеме на работу по причине отсутствия прописки или несоответствия её региону осуществления трудовой деятельности, он может оспорить данный отказ в судебном порядке и привлечь работодателя к ответственности.

Прием на работу без прописки, но с регистрацией, не отличается от общего порядка действий.

А вот прием на работу иностранца с нарушением установленного порядка действий, в том числе прием на работу нерезидента России без регистрации и прописки, когда таковая необходима, может повлечь за собой уже реальные негативные последствия. В частности, статья 18.15 КоАП РФ устанавливает штрафы вплоть до 1 млн. рублей, налагаемые на юридическое лицо за незаконное трудоустройство иностранцев, в том числе за отсутствие у таковых работников прописки и полного необходимого при приеме на работу пакета документов.

Несмотря на столь жесткие требования законодательства, оно также запрещает трудовую дискриминацию в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства просто по причине их статуса. Однако несоблюдение ими законных нормативов по подаче документации и недостаточная правовая база делает отказ в трудоустройстве в данном случае законным и обоснованным, а не дискриминационным.

Несмотря на то, что организации при приеме на работу сотрудника без прописки и регистрации ничего не грозит, сам работник все же может быть привлечен к ответственности за отсутствие у него регистрации – как по месту жительства, так и по месту фактического пребывания. Таковая ответственность предполагается положениями статьи 19.15.1 КоАП РФ и статьи 19.15.2 КоАП РФ. К ней может быть привлечен как сам гражданин, у которого нет прописки, так и собственник помещения, в котором он проживает. Работодатель, в свою очередь, может привлекаться к ответственности по означенным статьям только в том случае, если он предоставляет своим работникам жилые помещения для их фактического проживания или временного пребывания.



Просмотров