Последствия чрезвычайных ситуаций для жизни человека. Чрезвычайные ситуации: определение, классификация и принципы защиты населения при ЧС

2 республики и 1 автономный округ. Все они расположились на севере и северо-западе страны.

Данный округ государства был признан официально в 2000 году. В его состав вошло 11 субъектов, в том числе административный центр федерального значения Санкт-Петербург. Общая площадь составляет почти 2 млн кв. км, а это около 10 % от всего размера России. По данным на 2015 год, численность населения чуть меньше 14 млн человек, из них 80 % проживает в городах.

В экономическом плане большое значение для страны имеет Северо-Западный федеральный округ. Города, занимающие особое место:

  • Лидирует по всем параметрам, конечно же, Санкт-Петербург.
  • Столица республики Коми - Сыктывкар.
  • Областной центр - Калининград.
  • Город воинской славы - Новгород.
  • Крупнейший порт России - Мурманск.
  • Центр муниципального образования - Северодвинск.
  • Городской округ - Архангельск.
  • Петрозаводск - столица республики Карелия.
  • Вологда - центр развития науки.
  • Город Вологодской области - Череповец.

Ресурсы Северо-Западного округа позволяют ему занимать одно из самых почетных мест по всей стране. Здесь производят добычу титана, газа, нефти, апатита. Земли округа полны торфяных залежей и горючих сланцев. Обширные месторождения золота, алмазов, никеля, урана позволяют стремительно развиваться экономике не только региона, но и всего государства.

Республика Коми

История Коми начинается с 1921 г. До 1936 г. она приравнивалась к автономной области, однако с 5 декабря указанного года ей было присвоено звание республики, входящей в состав Советского Союза. Свое теперешнее название она получила 12 января 1993 г. В течение 1994 г. официально была принята конституция, утверждены герб, гимн и флаг и проведены первые выборы главы республики.

В настоящий момент она входит в Северо-Западный федеральный округ. Состав республики Коми:

  • административных районов - 12;
  • городов республиканского подчинения - 8;
  • районных населенных пунктов - 2;
  • сельсоветов - 190;
  • поселков - 37.

Промышленный кризис пришелся на распад СССР. Это стало причиной массовой миграции. С 1990 по 2000 г. численность населения сократилась на 20 %.

В настоящее время экономика республики поставлена на высокий уровень. Здесь в основном занимаются добычей и переработкой полезных ископаемых, таких как драгоценные камни, нефть и газ.

Ненецкий автономный округ

Согласно Конституции РФ, данный округ является субъектом государства. Официальное значение он получил в 1926 г. Город Нарьян-Мар назначен административным центром. Является самым малонаселенным районом, входящим в Северо-Западный федеральный округ. Города данного региона наполовину заселены русскими, а коренные жители составляют чуть меньше 20 %. Общая численность населения округа - около 43 тыс. человек. Устав автономного региона позволяет вести деятельность за пределами Российской Федерации.

В состав округа входят:

Основная экономическая сфера - оленеводство и сельское хозяйство.

Республика Карелия

Первое упоминание о Карелии появилось еще в VII веке, это были племена, входящие в Прибалтийско-Финский объединенный союз. С 2001 г. является полноправным субъектом России со своей законодательной властью. Были приняты конституция и основная атрибутика. Столица республики - Петрозаводск. Машиностроение и металлургия - основная промышленность, позволяющая занимать лидирующие позиции среди других регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

Области республики можно поделить на северную, южную и центральную части. Каждая из них отличается по количеству населения и экономическому развитию.

  1. Центральная часть - всего 13 % жителей от общей численности.
  2. Северная - приблизительно 14 %.
  3. Южные районы республики Карелии густо заселены - 73 %.

Основные жители - русские (57 %) и карелы (37 %), другие национальности - 6 %.

Санкт-Петербург

Единственный город в округе федерального значения - Санкт-Петербург. Является культурной столицей великого государства. Был основан Петром I в 1703 году. Здесь располагается один из главных штабов Вооруженных сил России. Благодаря прямому выходу к морю, здесь разместилось главное командование Военно-морского флота государства.

Санкт-Петербург - научный, культурный и промышленный центр с высокоразвитой экономикой, входящий в Северо-Западный федеральный округ. Состав Ленинградской области не включает данный город, так как он признан независимым субъектом.

Численность населения больше 5 млн человек. Носит гордое название миллионника. Является городской агломерацией, общая площадь составляет почти полторы тысячи кв. км.

Ленинградская область

Территория Ленинградской области простирается на 84 тыс. кв. км. Это единственный регион, власти которого находятся в другой области (Московской). В 1993 г. была принята конституция, где признали Ленинградскую область субъектом великого государства под названием Россия. Северо-Западный федеральный округ включает в себя данный регион с 217 муниципальными образованиями. Это один городской округ и 17 районов, к которым относятся 61 ПГТ и 138 сел. Населяет область почти 2 млн человек. Основные сферы промышленности: строительство, обработка металлов, транспортная. Приблизительный годовой доход составляет 700-800 млрд рублей.

Калининградская область

Северо-Западный федеральный округ РФ включает в себя По площади она самая маленькая в сравнении с другими регионами России. Ее размеры чуть больше 15 тыс. кв. км. Особенностью данной области является тот факт, что после распада СССР Калининградский регион лишился сухопутной границы с Россией. Население здесь около 960 тыс. человек.

90 % мирового запаса янтаря располагается именно здесь. Также в Калининградской области добывают каменную соль, торф, нефть.

В 1938 году была образована Мурманская область. Она занимает почти 145 тыс. кв. км площади с населением около 766 тыс. человек. Северо-Западный федеральный округ объединяет в себе все ее регионы. Хорошо развиты такие виды промышленности, как цветная металлургия, горнодобывающая, легкая, металлообрабатывающая и химическая. Годовой оборот варьируется в районе 300 млрд рублей, что позволяет удерживать средние позиции в рейтинге Российских субъектов. В состав входят 5 районов самоуправления и 12 округов городского подчинения.

Образовалась в 1944 г., однако ее границы окончательно сформировались только в 1958 г. Все 4 года Великой Отечественной войны была оккупирована немцами, что во многом повлияло на ее развитие и численность населения. В 1967 г. за проявленное мужество и стремительное восстановление после боевых действий получила высочайшую награду - орден Ленина.

В настоящее время, по данным на 2015 г., население области составило около 650 тыс. человек. После входа в Северо-Западный федеральный округ ее валовой оборот достиг почти 80 млрд рублей. Здесь развито сельское хозяйство, электроэнергетика, строительство.

Образование Вологодской области с современными границами состоялось в 1937 г. Однако в 1944 г. районы Павинский и Вохомский перешли во владение Костромского района. Общая численность населения - 1,1 млн человек. Город Вологда является административным центром. Коренные жители - русские и вепсы.

Муниципальные образования области:

  • районы с местным самоуправлением - 26;
  • округа - 2;
  • городские поселения - 22;
  • села - 322.

Наиболее развитые отрасли промышленности - электроэнергетика и черная металлургия.

Северо-Западный федеральный округ включает в свои границы 7 областей. Новгородская по площади занимает 6 место с размерами в 55,3 кв. км. Образовалась она в 1944 г. Однако уже в 1956 г. районы были переделены, и сельсоветы Дмитровский и Мозолевский перешли в подчинение Ленинградской обл. Количество населения - более 618 тыс. человек.

В Новгородской области есть 3 города областного значения. Это Великий Новгород - административный центр, Боровичи и Старая Русса.

На территории действуют 1519 промышленных комплексов. Лидирующие сферы: деревообработка, химическая, металлургия.

Самой крупной областью России, расположенной в европейской части, является Архангельская (590 тыс. кв. км). Ее размеры можно сравнить с площадями некоторых стран, например:


При разделении Северной области в 1937 г. была образована Архангельская. По данным, актуальным на 2015 г., численность населения составила почти 1,2 млн человек. В этой области сконцентрированы самые важные индустриальные сферы: судостроение, деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, добыча алмазов.

Се́веро-За́падный федера́льный о́круг - административное формирование на севере и северо-западе европейской части России, включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации: Количество городов 152

Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург.

Территория Северо-Западного федерального округа составляет 9,8 % от территории Российской Федерации. Численность населения округа на 1 января 2009 - 13 462 000 чел. (9,5 % населения России). Основу населения составляют горожане.

Северо-Западный федеральный округ занимает выгодное геополитическое положение - граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря.

Центр ФО г. Санкт-Петербург Территория - площадь 1 689 тыс. км² (9,8 % от РФ)

Население 13 652 525 тыс. чел. (9,545 % от РФ, 1 января 2012) Плотность 8 чел./км² (2012)

% городского нас. 82,4 %

Объём пром. производства 671 млрд руб. (2002

Экономика Северо-Западного федерального округа имеет большую сырьевую направленность. Здесь сосредоточено почти 72% запасов и почти 100% добычи апатитов, около 77% запасов титана, 45% запасов бокситов, 19% запасов минеральных вод, около 18% запасов алмазов и никеля. Важнейшим звеном для экономики округа является добыча нефти и угля.

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская; Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Северо-Западный федеральный округ включает все субъекты Российской Федерации, относящиеся к Северо-Западному и Северному экономическим районам.

Округ занимает площадь 1 687 тыс. кв. км, что составляет 9,9% территории России. На территории Северо-Западного федерального округа проживает 13 501 тыс. человек (9,5% населения России). Основу населения составляют горожане. Центром федерального округа является г. Санкт – Петербург. Крупнейшими городами Северо-Западного федерального округа являются Санкт- Петербург, Калининград, Архангельск, Мурманск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Сыктывкар, Великий Новгород, Псков, Северодвинск, Ухта, Великие Луки. Всего на территории округа расположены 152 города.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе - Илья Иосифович Клебанов.

1. Экономико-географическое положение района

Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это несоответствие связано со следующими особенностями:

1. Расположение района на отшибе, удаленность от центра России. Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига даже не было на севере крепостных крестьян)поморы).

2. Район резко выдвинут в сторону Европы. Здесь находятся Псков и Новгород-Великий - самые знатные города, долгое время связанные с Европейскими странами посредством торговли в составе Банзы (средневековый союз прибалтов). Регион наряду с Киевом и Великим Новгородом является третьим историческим центром формирования восточнославянской культуры.

3. Приморское и приграничное положение района. Северо-Западный район уступает большинству экономических районов Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города – Петербурга. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.

В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.

Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России.

Северо-Западный район расположен на Русской равнине. Климат в районе морской, умеренно-континентальный. Воздух имеет высокую влажность, почвы дерново-подзолистые

– образован 13 мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Северо-Западный район расположен на севере и северо-западе европейской части нечерноземной зоны РФ. Центром Северо-западного федерального округа является город Санкт-Петербург.

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) , включающий 11 субъектов Федерации, играет важную стратегическую роль приграничной части России на Европейском Севере и западе страны. Северо-Западный федеральный округ объединяет 2 экономических района: Северный и Северо-Западный. Территория округа находится в зоне смешанных лесов, тайги, лесотундры и тундры. СЗФО занимает выгодное геополитическое положение - граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое, Баренцево, Карское моря. В его пределах находятся очень крупные промышленные и яркие культурные центры, важные морские порты, уникальные объекты, включенные в список Всемирного культурного и природного наследия (в городах Санкт-Петербург и Новгород, а также на Соловецких островах и острове Кижи).

– это озёрный регион. Многочисленные озёра располагаются в основном в западной части; самые крупные из них Ладожское, Онежское, Ильмень. По территории округа протекают полноводные реки. Равнинные реки имеют судоходное значение. Среди них – Печора, северная Двина, Онега. Нева и др. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют Свирь, Волхов, Нарва и Вуокса.
Наиболее богатый природными ресурсами округ в европейской части страны: руды черных и цветных металлов, химическое сырье, лесные и водные ресурсы.
Развитие экономики Северо-Западного округа стимулирует наличие значительных запасов минерально-сырьевых, топливо–энергетических и водных ресурсов, которые могут не только обеспечить потребности хозяйственного комплекса страны, но и экспортироваться во многие государства мира.
На округ приходится значительная часть балансовых запасов меди, олова, кобальта. Топливные ресурсы представлены запасами угля, нефти, природного газа, горючих сланце, торфа. Округ богат рудами цветных металлов. Большую ценность представляют промышленные запасы алюмосодержащего сырья. Леса очень богаты пушным зверем (песец, черно – бурая лисица, соболь, горностай и др.). Моря, омывающие территорию округа, богаты ценными породами рыб (тресковых, семговых, сельди, пикши и др.).
Наличие в округе значительных минерально-сырьевых и топливных запасов, а также водных и лесных ресурсов является важным фактором его экономического развития в условиях формирования рыночной экономики.
Экономический потенциал территории Северо-Западного федерального округа – один из крупнейших среди других округов, расположенных в Европейской части России. Его ведущая отрасль хозяйства – промышленность.
В СЗФО производится значительная часть республиканского объема фосфатного сырья, деловой древесины, около 33% целлюлозы, готового проката, велика его доля и в улове рыбы.
Экономико-географическое положение округа имеет ряд достоинств. Выходы к морям - Балтийскому, Баренцеву и Белому - обеспечивают судоходные пути на запад - в сторону Западной Европы и восточного побережья Северной Америки, а также на восток - по Северному морскому пути в российское Заполярье и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Большое значение имеют общие границы со странами Европейского Союза - Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей.
Основными отраслями рыночной специализации в индустриальной сфере являются топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная), черная и цветная металлургия, многопрофильное машиностроение, лесная и деревообрабатывающая, химическая, пищевая, рыбная промышленность, а в сельском хозяйстве - льноводство, молочно-мясное скотоводство, оленеводство, рыболовство. Ведущие позиции в промышленном развитии регионов Европейского Севера к настоящему времени сохраняли черная и цветная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность и топливная промышленность.
По объемам внешнеторгового оборота СЗФО находится в России на третьем месте после Центрального и Уральского федеральных округов. При этом экспорт и импорт почти уравновешивают друг друга, тогда как по России в целом экспорт превосходит импорт в 2,5 раза. Можно сказать, что СЗФО специализируется на импорте продукции зарубежных государств в Россию.
Северо-Западный федеральный округ занимает одно из первых мест в Росси по производству морских судов разного типа, уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции.
Широко развито в округе точное и сложное машиностроение: приборостроение, радиотехническое, электронное, электротехническое, которое размещено в Санкт – Петербурге. Перспективы развития отрасли связаны с дальнейшим развитием наукоемких и точных отраслей, машиностроения, судостроения.
Северо-Западный федеральный округ - один из крупнейших в России производителей и экспортёров черных и цветных металлов, и в первую очередь стали, меди, алюминия, никеля.
В Северо-Западном федеральном округе химическая промышленность относится к отраслям рыночной специализации. Получили развитие как основная химия, в частности производством минеральных удобрений, так и химия органического синтеза. Здесь производят удобрения, резинотехнические изделия, синтетические смолы, пластмассы, лакокрасочные изделия, различные кислоты и аммиак, фармацевтические препараты, фосфатное сырье, продукцию бытовой химии.
На использовании отходов деревообработки развивается химия органического синтеза – производство спирта, канифоли, скипидара, вискозных волокон. На базе местных ресурсов нефти и газа в Сыктывкаре (Республика Коми) производятся пластмассы, спирты, красители.
Уровень сельского хозяйства не обеспечивает местное население продуктами питания, а промышленность – сырьем.
Сельское хозяйство специализируется на молочно – мясном животноводстве, картофелеводстве, овощеводстве и льноводстве. На севере округа развито оленеводство. Ведущая роль сельскохозяйственного производства – животноводство.
Город Санкт-Петербург занимает ведущее место в экономике округа.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ федеральный округ . Площадь 1,677,900 кв.км.
Административный центр Северо-Западного федерального округа - г. Санкт-Петербург

Города Северо-Западного федерального округа.

Города в Архангельской области: Вельск, Каргополь, Коряжма, Котлас, Мезень, Мирный, Нарьян-Мар, Новодвинск, Няндома, Онега, Северодвинск, Сольвычегодск, Шенкурск. Административный центр федерального округа - город Архангельск .

Города в Вологодской области: Бабаево, Белозерск, Великий Устюг, Вытегра, Грязовец, Кадников, Кириллов, Красавино, Никольск, Сокол, Тотьма, Устюжна, Харовск, Череповец. Административный центр федерального округа - город Вологда .

Города в Калининградской области: Багратионовск, Балтийск, Гвардейск, Гурьевск, Гусев, Зеленоградск, Краснознаменск, Ладушкин, Мамоново, Неман, Нестеров, Озёрск, Пионерский, Полесск, Правдинск, Приморск, Светлогорск, Светлый, Славск, Советск, Черняховск. Административный центр федерального округа - город Калининград .

Города в Ленинградской области: Бокситогорск, Волосово, Волхов, Всеволожск, Выборг, Высоцк, Гатчина, Ивангород, Каменногорск, Кингисепп, Кириши, Кировск, Коммунар, Лодейное Поле, Луга, Любань, Никольское, Новая Ладога, Отрадное, Пикалёво, Подпорожье, Приморск, Приозерск, Светогорск, Сертолово, Сланцы, Сосновый Бор, Сясьстрой, Тихвин, Тосно, Шлиссельбург. Административный центр федерального округа - город Санкт-Петербург .

Города в Мурманской области: Апатиты, Гаджиево, Заозёрск, Заполярный, Кандалакша, Кировск, Ковдор, Кола, Мончегорск, Оленегорск, Островной, Полярные Зори, Полярный, Североморск, Снежногорск. Административный центр федерального округа - город Мурманск .

Города в Новгородской области: Боровичи, Валдай, Малая Вишера, Окуловка, Пестово, Сольцы, Старая Русса, Холм, Чудово. Административный центр федерального округа - город Великий Новгород .

Города в Псковской области: Великие Луки, Гдов, Дно, Невель, Новоржев, Новосокольники, Опочка, Остров, Печоры, Порхов, Пустошка, Пыталово, Себеж. Административный центр федерального округа - город Псков .

Города в Республике Карелия: Беломорск, Кемь, Кондопога, Костомукша, Лахденпохья, Медвежьегорск, Олонец, Питкяранта, Пудож, Сегежа, Сортавала, Суоярви. Административный центр федерального округа - город Петрозаводск .

Города в Республике Коми: Воркута, Вуктыл, Емва, Инта, Микунь, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта. Административный центр федерального округа - город Сыктывкар .

Города и Административный центр в Ненецком автономном округе - город Нарьян-Мар .

Города в городе Санкт-Петербург: Зеленогорск, Колпино, Красное село, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петергоф, Пушкин, Сестрорецк. Административный центр федерального округа, город федерального значения, столица Ленинградской области - город Санкт-Петербург .

Федеральные округа России: , .

Журнальные статьи

1. Бадокина Е. А. Использование цены капитала при обосновании инвестиционной политики / Е. А. Бадокина, И. Н. Швецова // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 20. - С. 88-97 (На примере Республики Коми)

2. Берендеев М. В. Постсоветская региональная идентичность социума Калининградской области: проблема формирования и измерения / М. В. Беренедеев// Вестник МГУ. Сер. Социология и политология. - 2007. - N. 3. - С. 29-42

3. Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России / В. Бескровная // Федерализм. - 2008. - N. 2. - С. 113-124 (Приведены таблицы доходов и расходов бюджетов Санкт-Петербурга, Псковской области и Республики Карелия за 2005-2007 гг.)

4. Боос Г. Основные направления бюджетной политики Калининградской области / Г. В. Боос, Е. Ю. Матвеева // Финансы. - 2009. - N. 2. - С. 3-8

5. Броило Е. В. Основные проблемные тенденции развития Северо-западного федерального округа в условиях рынка / Е. В. Броило // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 97-103

6. Броило Е. В. Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного федерального округа / Е. В. Броило // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 2. - С. 262-266 (На примере Псковской области)

7. Броило Е. В. Проблемы стабильного экономического развития Северо-Западного региона / Е. В. Броило / / / ЭКО. - 2007. - N. 2. - С. 51-61

8. Броило Е. Финансовая стабилизация организаций Республики Коми и применение факторинга / Е. Броило // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N. 8. - С. 35-40

9. Бруссер П. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций / П. Бруссер, С. Рожкова // Рынок ценных бумаг. - 2007. - N. 2. - С. 29-33 (На примере Санкт-Петербурга)

10. Буданов Г. А. Роль региональных органов власти в формировании социально - экономической политики: этапы эволюции / Г. А. Буданов // ЭКО. - 2008. - N. 6. - С. 92-105 (На примере Вологодской области)

11. Булавин И. В. Анализ качества программно - целевого планирования в условиях реализации социально - экономической стратегии региона / И. В. Булавин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 6. - С. 17-28 На примере Вологодской области

12. Бушуева Л. И. Статистический анализ инновационной активности предприятий Республики Коми / Л. И. Бушуева // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 73-77

13. Бырко А. Н. Региональное налоговое регулирование социально - экономических процессов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Бырко // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 8. - С. 171-175

14. Ваниев А. Г. О работе органов государственной власти Новгородской области по привлечению инвестиций для экономического развития региона / А. Г. Ваниев // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 18. - С. 50-59

15. Верхоланцева К. Опыт участия российских регионов в европейских трансграничных пространствах (на примере еврорегиона "Карелия") / К. Верхоланцева // Власть. - 2009. - N. 3. - С. 70-73

16. Винокуров А. А. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития / А. А. Винокуров // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 5. - С. 12-21

17. Винокуров Е. Калининградская область: между Россией и Европой / Е. Винокуров // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - N. 8. - С. 25-30

18. Волков В. А. Организация публичной власти в городах федерального значения / В. А. Волков // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 226-233

19. Вульфович Р. М. Перспективы развития системы управления Санкт-Петербурга / Р. М. Вульфович // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 3. - С. 140-151

20. Гаджиев Ю. Экономика Республики Коми / Ю. Гаджиев // Экономист. - 2007. - N. 2. - С. 66-75

21. Гехт А. Н. Инвестиционная политика и межбюджетные отношения как инструменты территориального развития регионов (на примере Республики Карелия) / А. Н. Гехт // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 10. - С. 96-104

22. Глушанок Т. Республика Карелия: трудовые ресурсы и рынок труда / Т. Глушанок // Человек и труд. - 2007. - N. 3. - С. 25-28

23. Гогоберидзе Г. Г. Морехозяйственный потенциал и стратегии развития приморских районов Мурманской области / Г. Г. Гогоберидзе // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 14. - С. 21-29

24. Гостева Л. Ф. Туризм как фактор экономического развития региона / Л. Ф. Гостева, Н. Д. Середа // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 15. - С. 88-94 (На примере Вологодской области)

25. Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Вологодской области / Л. Г. Иогман [и др.] // Проблемы прогнозирования. - 2009. - N. 1. - С. 74-92

26. Евтюгин А. А. К вопросу об эффективности живого и овеществленного труда в современном сельскохозяйственном производстве (на примере Вологодской области) / А. А. Евтюгин // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 21. - С. 88-91

27. Егоров Д. Г. Модификация межотраслевого баланса для оценки альтернативных социально - экономических стратегий развития северных регионов России (на примере Мурманской области) / Д. Г. Егоров, А. В. Егорова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N. 2. - С. 38-49 + Таблицы.

28. Жевлаков В. З. Проблемы и перспективы развития банковской сферы / В. З. Жевлаков // Финансы и кредит. - 2008. - N. 42. - С. 10-14 На примере Калининградской области.

29. Жирнель Е. В. Территориальная структура экономики и проблемы конкурентоспособности региона (на примере Республики Карелия) / Е. В. Жирнель // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 108-112

30. Засядь-Волк В. В. Факторы эффективной земельной политики в регионе / В. В. Засядь-Волк // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 62-82 (На примере Ленинградской области)

31. Иванов В. АПК Республики Коми: возможности инновационного развития / В. Иванов // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N. 6. - С. 27-33

32. Иванов С. Н. Интеграция информационных потоков в регионе с целью снижения трансакционных издержек в строительстве / С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 4. - С. 67-72 (На примере г. Санкт – Петербурга)

33. Ильина И. Качество и структура питания населения Архангельской области: динамика и социально - демографическая дифференциация / И. Ильина // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 11. - С. 71-80

34. Кашина М. А. Совет муниципальных образований субъекта РФ как механизм горизонтальной и вертикальной координации деятельности органов местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / М. А. Кашина // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 3. - С. 129-148

35. Кириллов А. А. Управление по результатам: возможные подходы (на примере реализации "программы реформирования региональных финансов в Ленинградской области") / А. А. Кириллов // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 219-225

36. Клебанов И. О развитии Северо-Западного федерального округа / И. Клебанов // Вопросы местного самоуправления. - 2007. - N. 3. - С. 4-5 (Выступление на северо-западном межрегиональном форуме партии "Единая Россия" 5 марта 2007г.)

37. Клепиков А. Безрадостные рекорды: анализ итогов развития регионов в 2008 г. показывает, что кризис ударил по Северо-Западу сильнее, чем по большинству других федеральных округов / А. Клепиков // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 11. - С. 18-19

38. Ковалев В. А. Республика Коми: от поставторитарного синдрома к административному режиму / В. А. Ковалев // Политическая наука. - 2007. - N. 2. - С. 172-187

39. Козырева Г. Экономическое поведение предприятий лесного сектора Карелии в условиях рыночных преобразований / Г. Козырева // Вопросы экономики. - 2007. - N. 7. - С. 136-151

40. Колосова Г. В. Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: состояние и перспективы / Г. В. Колосова // Работник социальной службы. - 2007. - N. 4. - С. 6-16

41. Колотнеча О. Фанерный тромб. Причина краха одного из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Новгородской области / О. Колотнеча // Эксперт. Северо-Запад. - 2009. - N. 9. - С. 14-15

42. Кондаков И. А. Сравнительная оценка научно - технического потенциала Вологодской области / И. А. Кондаков // Экономика региона. - 2009. - N. 1. - С. 104-118

43. Костылева Л. В. Статистические оценки приоритетов региональной социально - экономической политики (на материалах Северо - Западного федерального округа) / Л. В. Костылева, Е. А. Чекмарева // Вопросы статистики. - 2008. - N. 7. - С. 34-39

44. Крумгольц Д. В. Возможности и основные направления развития топливно-энергетического комплекса Северо-Западного Федерального округа в долгосрочной перспективе / Д. В. Крумгольц // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 3. - С. 457-459

45. Ларичев А. А. Республика Карелия - субъект Российской Федерации или государство? / А. А. Ларичев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N. 18. - С. 21-23

46. Левина И. В. Региональные проблемы развития лесопромышленного комплекса / И. В. Левина // Региональная экономика России. - 2009. - N. 7. - С. 12-15 (На примере Республики Коми)

47. Лутова С. К. Этнополитическая ситуация в Санкт-Петербурге в начале XXI века / С. К. Лутова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 56-61

48. Маклахов А. В. Региональная стратегия инновационного развития промышленности / А. В. Маклахов, В. В. Митенев // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 3. - С. 31-36 (На примере Вологодской области)

49. Мамедов А. К. Экономический анализ демографической составляющей сельских территорий Псковской области / А. К. Мамедов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 35. - С. 77-83

50. Менькова Н. М. Нетрадиционные методы повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере исторического развития Архангельской области) / Н. М. Менькова // Финансы и кредит. - 2007. - N. 42. - С. 51-59

51. Миронова Н. Архангельская область: опыт самоорганизации и местного развития / Н. Миронова // Муниципальная власть. - 2007. - N. 6. - С. 36-42

52. Михель Е. Экономические факторы трудовой миграции в приграничном регионе / Е. Михель // Человек и труд. - 2009. - N. 3. - С. 39 (На примере Республики Карелия)

53. Москаленко К. А. Особая экономическая зона в Калининградской области в условиях глобализации: политэкономические аспекты формирования и развития / К. А. Москаленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Философия. Культурология. Политология. Право.... - 2008. - N. 2. - С. 117-124

54. Немина В. Н. Некоторые аспекты деятельности и формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге / В. Н. Немина // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 1. - С. 134-137

55. Овчинников В. А. Реформирование местного самоуправления (на примере Ленинградской области) / В. А. Овчинников, Н. Г. Барбарова // Управленческое консультирование. - 2007. - N. 2. - С. 32-40

56. Овчинникова Е. Расширение горизонта / Е. Овчинникова // Эксперт. Северо-Запад. - 2008. - N. 22. - С. 30-38 (О разработке долгосрочных, минимум до 2020года, стратегий социально-экономического развития Северо-Запада)

57. Пастарнакова О. А. Проектный подход в организации приграничного сотрудничества на местном уровне / О. А. Пастарнакова // Управленческое консультирование. - 2008. - N. 1. - С. 203-215 (Н примере Северо-Запада Российской Федерации)

58. Рожкова С. А. Использование мирового опыта государственно - частного партнерства в России / С. А. Рожкова // ЭКО. - 2008. - N. 2. - С. 104-112 (На примере г. Санкт – Петербурга)

59. Рыбаков Ф. Ф. Перспективы социально-экономического развития Санкт-Петербурга / Ф. Ф. Рыбаков // Экономическое возрождение России. - 2008. - N. 1. - С. 56-61

60. Рыбаков Ф. Ф. Промышленность Санкт-Петербурга: структурные сдвиги последних лет / Ф. Ф. Рыбаков // Вестник Санкт-Петербургского университета.Сер.Экономика. - 2008. - N. 3. - С. 37-44

61. Сергеев А. Динамика социально-экономического развития Санкт-Петербурга / А. Сергеев // Экономист. - 2008. - N. 5. - С. 52-62

62. Сидоров Ю. Ю. Особые экономические зоны в промышленной политике Санкт-Петербурга / Ю. Ю. Сидоров // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 400-402

63. Синицкий В. Развитие Севера должно оставаться стратегической задачей государства / В. Синицкий // Социальная политика и социальное партнерство. - 2008. - N. 4. - С. 52-55

64. Синцов К. В. Концепция социально-экономического развития Псковского региона / К. В. Синцов // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - N. 5. - С. 113-116

65. Скачков И. Спасательный узел / И. Скачков, А. Ефремов // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 48-50 (О проекте развития Мурманского порта)

66. Соболев О. Н. Об основных направлениях оптимизации деятельности органов государственной власти РФ по обеспечению национальной безопасности в Калининградской области / О. Н. Соболев // Государство и право. - 2008. - N. 7. - С. 76-81

67. Стрикунов А. В. Интеграционные процессы в агропромышленном производстве / А. В. Стрикунов, Л. И. Стрикунова // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 46-51

68. Стыров М. Оценка финансовых ресурсов промышленности Республики Коми / М. Стыров // Федерализм. - 2009. - N. 1. - С. 237-242

69. Тажетдинов С. Р. Об увеличении доходов региональных бюджетов / С. Р. Тажетдинов // Финансы. - 2007. - N. 3. - С. 19-21 (На примере Санкт-Петербурга)

70. Тенденции рынка труда в сфере ритейла / Е. Разумова [и др.] // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - N. 10. - С. 114-117 (На примере рынка труда в сфере ритейла (розничной торговли) в Санкт-Петербурге)

71. Толстогузов О. В. Проблемы совершенствования государственного планирования развития экономической системы на уровне региона (опыт Республики Карелия) / О. В. Толстогузов // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 6. - С. 9-15

72. Трофимов А. Я. Проблемы реформирования местного самоуправления Псковской области на современном этапе / А. Я. Трофимов // Вестник филиала Северо-западной академии государственной службы в г. Пскове. - 2008. - N. 2. - С. 12-16

73. Ускова Т. В. Проблемы оценки конкурентоспособности регионов / Т. В. Ускова, А. С. Барабанов // Вопросы статистики. - 2009. - N. 1. - С. 49-56 На примере Северо - Западного федерального округа.

74. Ускова Т. В. Промышленный сектор Вологодской области: проблемы и тенденции развития / Т. В. Ускова // Проблемы прогнозирования. - 2008. - N. 5. - С. 81-87

75. Ферару Г. С. Социально - экономические тенденции развития лесопромышленного комплекса Архангельской области: проблемы и пути их решения / Г. С. Ферару // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 22. - С. 32-40

76. Фофанова Н. Активные формы защиты населения от безработицы способствуют реализации государственной политики занятости на Кольском Севере / Н. Фофанова, Л. Грушевская // Служба кадров и персонал. - 2007. - N. 10. - С. 6-9

77. Чайка Л. В. Прогноз развития энергетики и экономики региона (на примере Республики Коми) / Л. В. Чайка // Проблемы прогнозирования. - 2007. - N. 3. - С. 94-105

78. Чалдаева Л. А. Региональный рынок ценных бумаг: проблемы формирования и развития / Л. А. Чалдаева, И. Н. Федоренко // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N. 5. - С. 20-23 (На примере Северо - Западного федерального округа)

79. Червонная И. И. Формирование регионального трудового потенциала (на примере Архангельской области) / И. И. Червонная // Проблемы современной экономики. - 2008. - N. 3. - С. 443-446

81. Черняева З. История и состояние государственного долга Республики Карелия / З. Черняева // Рынок ценных бумаг. - 2008. - N. 23/24. - С. 65-69

82. Чужмаров А. Проблемы обеспечения экономической безопасности промышленности Республики Коми / А. Чужмаров // Федерализм. - 2008. - N. 3. - С. 236-243

83. Харин А. Г. Исследование особенностей инвестиций в Калининградской области: источники финансирования и оценка ожиданий инвесторов / А. Г. Харин // Финансы и кредит. - 2009. - N. 14. - С. 79-82

84. Хаймур Э. Перспективы государственных заимствований и государственного долга Санкт-Петербурга на 2009 - 2011 годы / Э. Хаймур // Рынок ценных бумаг. - 2009. - N. 3-4. - С. 62-64

85. Шиловский А. В. Дипломатия регионов: опыт и перспективы / А. В. Шиловский // Регионология. - 2008. - N. 1. - С. 30-40 (На примере Мурманской области)

86. Шишкина Е. А. Калининградская область как региональная модель глобального социокультурного и социоприродного пространства / Е. А. Шишкина // Регионология. - 2008. - N. 4. - С. 340-346

87. Яковлева А. В. Анализ безработицы в крупном городе и его прогнозно - аналитическое значение для регулирования рынка труда (на примере Москвы и Санкт - Петербурга) / А. В. Яковлева // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - N. 30. - С. 53-59



Просмотров