Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти

Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей

частью современного административного права. Она представ-

ляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации

управления» (организационным административным правом), и

включает такие понятия, как признаки органов исполнитель-

ной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые

основы образования, а также их деятельность, реорганизация и

упразднение (ликвидация).

Субъекты исполнительной власти осуществляют государ-

ственное управление в рамках установленной компетенции.

Исполнительная власть не может быть вне системы органов

государственного управления, реализующих ее функции и на-

значение. Организация и деятельность исполнительной влас-

ти - это организация и функционирование системы ее органов,

т. е. органов государственного управления, имеющих норматив-

но установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и не-

186 Раздел II. Субъекты административного права

обходимые для работы государственные должности государ-

ственной службы (управленческий персонал).

Законодатель не устанавливает понятия органа исполнитель-

ной власти, ограничиваясь лишь указанием на существование

единой системы государственных органов исполнительной вла-

сти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85,

ПО, 112, 125), федеральных конституционных законах, фе-

деральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных

правовых актах их полномочий. В ст. 17 Федерального закона

«Об общих принципах организации законодательных (пред-

ставительных) и исполнительных органов государственной

власти субъектов Российской Федерации» речь идет о систе-

ме органов исполнительной власти субъекта РФ. В россий-

ском законодательстве встречаются несколько терминов, обо-

значающих, по сути, органы исполнительной власти: «государ-

ственные оргаиы управления», «исполнительные органы»,

«исполнительные органы государственной власти (ч. 3 преамбу-

лы вышеназванного Закона определяет, что термины «исполни-

тельные органы государственной власти субъекта РФ» и «орга-

ны исполнительной власти субъекта РФ» используются в законе

в одном значении).

Исполнительные органы являются составной частью всякого

публичного управления, например местного самоуправления.

Они также осуществляют управленческую деятельность, реша-

ют задачи управления, реализуют его функции. При этом испол-

нительные органы государственных учреждений, предприятий,

негосударственных образований, общественных объединений по

своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим

последствиям управленческой деятельности существенно отли-

чаются от органов государственного управления.

Орган исполнительной власти - это государственная органи-

зация, часть системы органов государственной власти в Россий-

ской Федерации, учрежденная самим государством для испол-

нения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных

правовых актов, реализации функций государственного управ-

ления во всех сферах жизни государства и общества посредством

использования специальных форм и методов осуществления

управленческих действий, обладающая соответствующей струк-

турой, компетенцией, государственно-властными полномочия-

ми и штатом государственных служащих.

Глава 9. Органы исполнительной власти 187

Определяя основные и наиболее существенные признаки

органа исполнительной власти, характеризующие его админи-

стративную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следу-

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной

власти обусловлена конституционным разделением государ-

ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-

ную. Наличие в системе государственной власти исполни-

тельных органов - следствие нормативного закрепления прин-

ципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти - это внешняя форма вы-

ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-

ческой реализации функций и задач самой исполнительной

власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-

сударственное управление в экономической, социально-куль-

турной и административно-политической сферах жизни обще-

3. Работа органов исполнительной власти строится в соот-

ветствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Россий-

ской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на

всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на

всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную,

исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-

ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-

номочий или большей их части в ведении одного органа госу-

дарственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-

ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-

номочий органами местного самоуправления, расположенными

на территории, где образованы и действуют соответствующие

органы исполнительной власти.

188 Раздел II.

Субъекты административного права

4. Главная задача органа исполнительной власти - правоис-

полнителъная деятельность, т. е. исполнение действующих зако-

нов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение

их выполнения всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему

щий, контрольный и распорядительный характер; в результате

этой деятельности решаются и реализуются государственные

задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполни-

тельной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей

и функциональных структурных подразделений (департаментов,

отделов, управлений, главных управлений и т.д.), способст-

вующих наиболее эффективному осуществлению задач, функ-

ций и полномочий данного органа. Каждая государственная

должность замещается государственным служащим, который

имеет специальный административно-правовой статус (права,

обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.).

Совокупность должностей составляет штат органа исполнитель-

ной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством

особыми государственно-властными полномочиями, которые реа-

лизуются в специальных правовых формах, отличающихся от

правовых форм деятельности органов других ветвей власти; об-

ладают компетенцией, установленной в различных нормативных

правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах,

приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, включаются в

качестве основных компонентов задачи, права, обязанности,

полномочия и ответственность органа исполнительной власти.

В пределах своей компетенции органы издают правовые акты

управления и обеспечивают их выполнение. В содержание пол-

номочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений,

вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно дей-

ствует на определенной территории РФ.

Глава 9. Органы исполнительной власти 189

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо-

творческой деятельности, т. е. правом издания актов управления

(административных актов). Для решения поставленных задач и

осуществления функций государственного управления каждый

орган исполнительной власти имеет право издавать правовые

акты управления. В законах и специальных нормативных пра-

вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-

правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-

тельной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая

форма управленческих действий, а с другой - результат адми-

нистративного нормотворчества в системе государственного уп-

равления. Акты управления являются подзаконными правовы-

ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с

требованиями и положениями законов и развивают их, а также

обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-

ров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образова-

ния, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполни-

тельной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-

дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и

их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти - юридическое лицо -

имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые

отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-

ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-

жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характери-

зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-

висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-

чий. Независимость от органов законодательной власти устанав-

ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами

Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-

тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-

ных компетенций означает незаконное присвоение властных

полномочий.

190 Раздел II. Субъекты административного права

Организационная структура органов государственного управ-

ления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного

расписания, представляющего собой перечень структурных под-

разделений органа (с их наименованиями), должностей и их

количества (в целом по органу управления и в структурных под-

разделениях в особенности), должностных окладов. Денежное

гласно установленному в штатном расписании размеру должно-

стного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавли-

вает организационную структуру органа исполнительной власти

и объем денежных средств, необходимых на содержание этого

органа. Порядок составления и утверждения штатных расписа-

ний органов управления контролируется вышестоящими орга-

нами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат

государственной регистрации в финансовых органах.

Еще по теме 16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.:

  1. Особенности административно-правового статуса органов исполнительной власти, регулирующих функционирование нефтегазового комплекса России
  2. 2.1. Роль административных процедур в реализации административно-правового статуса граждан и их организаций во взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
  3. 1.2. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И МЕСТО ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ
  4. Понятие и классификация органов исполнительной власти Республики Таджикистан
  5. Правовой статус особых учреждений исполнительной власти
  6. 40. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
  7. § 3. Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции в системе субъектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов: полномочия и порядок работы
  8. § 2.2 Административно-правовая регламентация взаимодействия МВД России и федеральных органов исполнительной власти при применении информационных ресурсов в сфере миграции

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -


Тема «Органы исполнительной власти» является важнейшей частью современного административного права. Она представ ляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнитель ной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).
Субъекты исполнительной власти осуществляют государст венное управление в рамках установленной компетенции. Ис полнительная власть не может быть вне системы органов госу-
дарственного управления, реализующих ее функции и назначе ние. Организация и деятельность исполнительной власти - это организация и функционирование системы ее органов, т. е. ор ганов государственного управления, имеющих нормативно ус-тановленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необхо димые для работы государственные должности государственной службы (управленческий персонал).
Законодатель не устанавливает понятия органа исполни тельной власти, ограничиваясь лишь указанием на существо вание единой системы государственных органов исполнитель ной власти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, 112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах их полномочий. В ст. 17 Феде-рального закона «Об общих принципах организации законода тельных (представительных) и исполнительных органов госу дарственной власти субъектов Российской Федерации» речь идет о системе органов исполнительной власти субъекта РФ. В российском законодательстве встречаются несколько терми нов, обозначающих, по сути, органы исполнительной власти: «государственные органы управления», «исполнительные орга-ны», «исполнительные органы государственной власти (ч. 3 преамбулы вышеназванного Закона определяет, что термины «исполнительные органы государственной власти субъек та РФ» и «органы исполнительной власти субъекта РФ» ис пользуются в законе в одном значении).
Исполнительные органы являются составной частью всяко го публичного управления, например местного самоуправле ния. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, пред приятий, негосударственных образований, общественных объе динений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности су-щественно отличаются от органов государственного управле ния.
Орган исполнительной власти - это государственная органи зация, часть системы органов государственной власти в Рос сийской Федерации, учрежденная самим государством для ис полнения и обеспечения исполнения законов и иных норма тивных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества по-
средством использования специальных форм и методов осуще ствления управленческих действий, обладающая соответствую щей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.
Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующие его админи стративную правосубъектность, необходимо подчеркнуть сле дующее.
Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государст венной власти на законодательную, исполнительную и судеб ную. Наличие в системе государственной власти исполнитель-ных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.
Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для прак тической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально- культурной и административно-политической сферах жизни общества.
Работа органов исполнительной власти строится в соот ветствии с такими принципами их деятельности, как:
а) государственная и территориальная целостность Россий ской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г) единство системы государственной власти;
д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол номочий или большей их части в ведении одного органа госу-дарственной власти либо должностного лица;
е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ор ганами государственной власти субъектов РФ;
ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол номочий органами местного самоуправления, расположенными
на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.
Главная задача органа исполнительной власти - правоис- полнительная деятельность, т. е. исполнение действующих за конов и иных нормативных правовых актов, а также обеспече ние их выполнения всеми субъектами права.
Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняю щий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
Существует организационная структура органа исполни тельной власти, т. е. наличие в нем государственных должно-стей и функциональных структурных подразделений (департа ментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д.), спо собствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государствен ная должность замещается государственным служащим, кото рый имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответствен ность и т. д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.
Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реа лизуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных норма тивных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, вклю чаются в качестве основных компонентов задачи, права, обя занности, полномочия и ответственность органа исполнитель ной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:
а) исполнительно-распорядительная деятельность;
б) контрольно-надзорные функции;
в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;
г) нормотворческая деятельность;
д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно дей ствует на определенной территории РФ.
Органы исполнительной власти наделены правом нормо- творческой деятельности, т. е. правом издания актов управле ния (административных актов). Для решения поставленных за дач и осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных норма тивных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспа ривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - резуль тат административного нормотворчества в системе государст венного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответ ствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управле ния споров и административных дел.
Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполни тельной власти.
Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме нование.
Федеральными законами и законами субъектов РФ пре дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Орган исполнительной власти - юридическое лицо - имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
Финансирование органа исполнительной власти осущест вляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо чий. Независимость от органов законодательной власти устанав ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма тивными правовыми актами. Превышение пределов установ ленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.
Организационная структура органов государственного управления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень струк турных подразделений органа (с их наименованиями), долж ностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных ок ладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное распи сание устанавливает организационную структуру органа ис полнительной власти и объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утвержде ния штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финан совых органах.
В результате проведения административной реформы (2004-2005 гг.) были приняты нормативные акты, которые ус танавливали общие правила организации деятельности феде ральных органов исполнительной власти по реализации их пол номочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с нахо дящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами (например, Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30).
Типовой Регламент внутренней организации федеральных орга нов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, устанавливает об щие правила внутренней организации федеральных органов ис полнительной власти и применяется совместно с Типовым рег ламентом взаимодействия федеральных органов исполнитель ной власти. Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти включает в себя нормы, определяющие: структуру и штатное расписание феде рального органа исполнительной власти и территориального органа федерального органа исполнительной власти; полномо чия руководителей в федеральным органе исполнительной вла сти; порядок разработки административных регламентов и стандартов государственных услуг", порядок планирования и ор ганизации работы; деятельность коллегии федерального органа исполнительной власти; порядок подготовки и оформления ре-
шений федерального органа исполнительной власти; порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти; порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в уста-новленной сфере деятельности (для федеральных органов ис полнительной власти, наделенных соответствующими полно мочиями); порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в Правительство РФ; законопроектная дея тельность и порядок участия в деятельности Федерального Со брания; порядок взаимодействия федерального министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств; порядок осуществления федеральным министерством полномочий по координации и контролю деятельности соот ветствующих федеральных служб и федеральных агентств; пра вила организации деятельности территориальных органов феде ральных органов исполнительной власти; порядок взаимоотно шений с органами судебной власти; порядок рассмотрения отдельных видов обращений; порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан; порядок обеспечения доступа к информации о деятельности федерального органа ис полнительной власти.
Типовой регламент взаимодействия федеральных органов ис полнительной власти, утвержденный постановлением Прави тельства РФ от 19 января 2005 г. № 30, устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов ис полнительной власти по реализации их полномочий и взаимо действия этих органов, в том числе правила организации взаи модействия федеральных министерств с находящимися в их ве дении федеральными службами и федеральными агентствами.
Типовой регламент взаимодействия федеральных органов ис полнительной власти определяет следующие вопросы: общие положения; порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти функций в установленной сфере деятель ности; формирование планов и показателей деятельности феде рального органа исполнительной власти; порядок осуществле ния федеральным министерством координации и контроля, поря док создания и организации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; порядок исполнения поручений, содержащихся в постановлениях и рас поряжениях Правительства РФ и протоколах заседаний Прави тельства РФ, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Заместителя Председателя Правительст-
ва РФ; участие федеральных органов исполнительной власти в законопроектной деятельности Правительства РФ; порядок под готовки федеральными органами исполнительной власти проек тов заключений, поправок к проектам федеральных законов и проектов официальных отзывов Правительства РФ на законо-проекты; порядок рассмотрения федеральными органами ис полнительной власти парламентских запросов, запросов и обра щений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при предоставлении и получении информации; основные правила организации документооборота в федеральных органах исполнительной власти; образование и организация деятельно сти межведомственных координационных и совещательных ор-ганов.

Еще по теме § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти:

  1. § 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
  2. § 2. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти
  3. АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  4. Глава 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти, государственного управления
  5. § 1. Понятие и основы правового статуса органа исполнительной власти
  6. Понятие и система органов исполнительной власти в России
  7. § 7. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти
  8. 5.1. Понятие органов исполнительной власти, система и структура
  9. 6.1. Понятие, система и виды органов исполнительной власти

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право -


Понятие и правовое положение органов исполнительной власти Понятие Орган исполнительной власти - это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. Основные черты, характеризующие положение органов исполнительной власти правовым основанием для организации и функционирования органов исполнительной власти являются законодательные акты Российской Федерации и субъектов Федерации. Следует отметить, что в отличие от предыдущих конституций Конституция РФ 1993 г. не дает полного представления об этих органах, их правовом статусе и структуре. Поэтому указанные вопросы решаются нормами федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами;
формируются государством, выступают по его поручению и в его интересах. Для выполнения возложенных на них задач и функций органы исполнительной власти наделяются государственно-властными полномочиями, которые носят исполнительный и распорядительный характер. В связи с этим они могут в пределах, очерченных законодательством Российской Федерации, действовать самостоятельно, принимать нормативные правовые акты и осуществлять различные мероприятия по проведению их в жизнь;
подчиненность органов исполнительной власти строится по вертикальному принципу. Нижестоящие органы исполнительной власти подконтрольны и подотчетны вышестоящим органам, а указания последних обязательны для нижестоящих;
не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Однако это не исключает взаимодействие указанных органов в сфере функционирования исполнительной власти. В частности, Государственная Дума Федерального Собрания дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ. Кроме того, законодательные акты, принятые российским парламентом, требуют дальнейшего проведения их в жизнь именно в рамках реализации исполнительной власти;
деятельность органов исполнительной власти подзаконна, они осуществляют управление на основе и во исполнение закона. Это означает, что во всей своей деятельности указанные органы должны следовать требованиям Конституции РФ, конституций республик, уставов субъектов Федерации, законов, указов Президента РФ и других нормативных правовых актов;
образуются на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации в соответствии с учетом особенностей федеративного устройства Российской Федерации.

Еще по теме 2. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти:

  1. Органы исполнительной власти: понятие, отличительные признаки. Принципы деятельности органов исполнительной власти.
  2. § 2. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти
  3. Понятие, виды и правовой статус органов исполнительной власти.
  4. § 1. Понятие и основы административно-правового статуса органов исполнительной власти
  5. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).
  6. 5.Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов относятся, во-первых, к государственным органам, во-вторых, к органам государственной власти РФ, представляют собой, следовательно, их разновидности и обладают свойственными им признаками. При таком методологическом подходе, в общем-то оправданном, казалось бы, вопрос сводится лишь к выявлению специфики, свойственной именно органам исполнительной власти. Однако сложность заключается в том, что в нормативных правовых актах понятие государственного органа отсутствует, исходя, видимо, из того, что его суть является очевидной и не нуждается в специальном определении. Но это не так. Научное обоснование его определенности - это не только потребность теории, но и правотворческой, и практической организации и осуществления государственной власти.

Поэтому, в частности, в юридической литературе изложены различные взгляды, обосновываются концепции данного понятия. Однако чаще всего делается попытка выявить сущность государственного органа путем описания совокупности его признаков (черт), в том числе и тех, которые присущи не только государственному органу, но и другим формированиям.

С этой точки зрения под государственным органом подразумевают часть (звено) государственного аппарата (механизма):

  1. созданную государством и предназначенную для осуществления его функции;
  2. обладающую юридически властными полномочиями;
  3. наделенную определенной компетенцией;
  4. выступающую от имени государства;
  5. имеющую территориальный масштаб деятельности;
  6. состоящую из структурных подразделений, и т.д.

Иногда государственный орган характеризуется меньшей или большей совокупностью его признаков.

Несомненно, что они формируют представление о сущности государственного органа, хотя могут приниматься с необходимыми оговорками, во-первых, само понятие государственного аппарата (механизма) не является общепризнанным, во- вторых, аналогичные признаки могут иметь образования, не являющиеся государственными, а следовательно, не могут приниматься за основу дефиниции такого органа.

Как представляется, государственный орган - это образование (создание, установление, учреждение), сформированное в порядке, установленном законом для осуществления функций государства и наделенное в этих целях государственно-властными полномочиями. Нередко государственный орган определяется через понятие «организация». Оно оправданно лишь с существенной оговоркой, что имеются (образуются, создаются) и единоличные государственные органы, например, Президент РФ.

Исходя из этого под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать учреждение (образование, установление), созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера.

Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

организационно . Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением. Данное обстоятельство надо особо подчеркнуть: в некоторых нормативных правовых актах органами объявлены структурные подразделения центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти. Очевидно, что такого рода импровизированные названия структурных подразделений далеки от их реальной природы и места в механизме федерального органа исполнительной власти.

Нередки также случаи сходных наименований органов исполнительной власти и структурных подразделений таких органов, имеющих принципиальное различие в своей природе и правовом положении (например, Государственная противопожарная служба МЧС России, Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ не являются органами исполнительной власти, формами которых признаются различные федеральные службы - по оборонному заказу, внешней разведки и др.).

Одним из признаков, позволяющих отличить подобные подразделения от органов исполнительной власти, является то, что в наименовании этих органов имеются слова «Российской Федерации», «России», «Российское»;

функционально . Ею главное назначение - исполнение законов и других нормативно-правовых актов, состоящее в организующей деятельности но руководству в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах общественной жизни в соответствии с установленными для него функциями и компетенцией. Орган исполнительной власти - продукт конституционного принципа разделения властей: содержание его понятия определяется спецификой исполнительной власти и связано с ее сутью настолько, что часто органы исполнительной власти как таковые не без оснований отождествляются с исполнительной властью, что можно признать одним из основных ее признаков (например, утверждается, что исполнительная власть - «система органов государственного управления - правительство, министерства и т.д.»;

юридически . Данный орган имеет самостоятельный административно-правовой статус, характерный для органов исполнительной власти и ее конкретных видов. Его статус не является производным от какого-либо иного органа.

Самостоятельность органа исполнительной власти отчетливо проявляется в наличии у него юридически властных полномочий, отличающихся от такого рода полномочий органов иных ветвей государственной власти. Особенность его юридически властных полномочий в том, что: во-первых, они имеют целевой характер, так как предоставляются ему для осуществления возложенных на него управленческих задач и функций; во-вторых, в качестве своих элементов включают: а) право принимать управленческие решения в форме правовых, и прежде всего общеобязательных, нормативных актов. Его нормативные правовые акты относятся к источникам российского права, а действие может распространяться на персонально не определенный круг лиц территории, в границах которой действует данный орган; б) право обеспечивать исполнение принимаемых решений с использованием различных правомерных актов, форм и методов; в) право самостоятельно применять административное принуждение за неисполнение, в частности, его решений, либо в необходимых случаях ставить вопросы о его применении компетентными органами.

Органы исполнительной власти 1 Органы исполнительной власти (более широко - органы государственного управления) зачастую именуются исполнительными органами, администрацией, государственной администрацией. Но сами эти понятия трактуются то в широком, то в узком смысле либо адресуются определенным субъектам административного права - администрация субъекта РФ, Администрация Президента РФ и т.д. Термин «администрация» в сочетании с другими терминами приобретает различное смысловое значение. - это разновидность государственных органов и одновременно органов государственной власти. Именно они юридически и фактически призваны реализовывать данную власть путем осуществления специфической по своему содержанию и методам государственной деятельности - государственного управления, являясь, следовательно, также органами государственного управления.

По своему функциональному назначению и содержанию деятельности органы исполнительной власти относятся к исполнительным государственным органам. Такая их характеристика все чаще прослеживается в законах и подзаконных актах.

Например, в ФКЗ «О Правительстве РФ»; о высших органах исполнительной власти в субъектах РФ - в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Однако не всякий государственный исполнительный орган признается органом исполнительной власти: структура (перечень) федеральных органов исполнительной власти устанавливается лишь указами Президента РФ, а субъектов РФ - правовым» актами каждого субъекта с соблюдением федерального законодательства.

Нетождественность указанных понятий вытекает из смысла Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, отдельных законов и подзаконных актов, правовой позиции Конституционного Суда РФ. В частности, иллюстрацией сказанного может служить ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», в котором четко различаются: а) федеральные государственные органы, в том числе федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы; б) государственные органы субъектов РФ, в том числе их органы государственной власти, иные государственные органы (ст. 1). Нетождественность понятий «органы государственной власти» и «государственные органы» отражена в определении Конституционного Суда РФ от 29 мая 1997 г. Диалогичная дифференциация применима и к соотношению государственных исполнительных органов.

Следовательно, важно уяснить, что орган исполнительной власти - всегда исполнительный орган (орган государственного управления), в то время как не всякий государственный исполнительный орган (орган государственного управления) признается органом исполнительной власти. Эта власть имеет разветвленный организационный механизм, в том числе исполнительные (управленческие) органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти.

В соответствии с нормативными правовыми актами к «иным» государственным органам, в частности, осуществляющим исполнительную деятельность, относятся различные по своим формам и административно-правовому положению органы. Например, создаваемые Правительством РФ координационные органы; Военно-промышленная Комиссия при Правительстве РФ, призванная осуществлять функции по мобилизационной подготовке экономики РФ и формированию государственного оборонного запаса; территориальные и межтерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти (управления, департаменты, отделы, округа, представительства и т.д.), выполняя исполнительские функции управленческого характера, сами по себе не относятся к органам исполнительной власти. О них и им подобных органах можно говорить как об органах исполнительной власти лишь условно, в смысле их причастности к этой власти, участия в осуществлении ее функций либо создания их органом данной власти.

Органы исполнительной власти отличаются:

  1. по своему функциональному назначению от органов других ветвей государственной власти - законодательных (представительных), организующим характером своей деятельности, направленной на исполнение законов;
  2. по своей природе - от органов исполнительной власти местного самоуправления тем, что последние не являются государственными образованиями и не входят в систему государственных органов;
  3. от государственных предприятий, учреждений и организаций по содержанию (характеру) основной деятельности, которые как таковые не являются государственными органами, в частности, субъектами государственного управления: они осуществляют производственно-хозяйственные, социально-культурные и другие подобные функции.

Правовое положение органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического, стратегического руководства в экономической, социально-культурной сферах, ибо их соответствующие функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной и иной деятельностью предприятий, учреждений и организаций.

Законом РФ от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещено совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и, наоборот, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

Положения Конституции РФ относительно органов исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представления об их сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативных правовых актов, и пока еще с ненадлежащей полнотой.

Исполнительная власть многосубъектна. Не организационная система включает значительное число видов органов, имеющих как общие, так и специфические черты административно-правового положения.

Основы современного правового статуса органов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ ограничено прямое организационно-распорядительное влияние органов законодательной (представительной) власти на органы исполнительной власти. В своем большинстве они формируются при решающем участии Президента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти; не являются объектом руководства со стороны органов законодательной (представительной) власти, во многом не подотчетны и не подконтрольны им.

Издание правовых актов в пределах предоставленной компетенции - основное средство направляющего воздействия этих органов на функционирование исполнительной власти.

Органы исполнительной власти получили значительные возможности влиять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставленное высшим должностным лицам).

Сказанное в полной мере выражает характер современных отношений между соответствующими федеральными органами государственной власти. На их фоне очевидны особенности отношений между законодательным (представительным) органом и исполнительными органами субъекта РФ.

Конкретные организационно-правовые формы взаимодействия между ними установлены федеральными законами, конституциями (уставами) и законами каждого субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган обладает правами, позволяющими ему существенно влиять на формирование и функционирование исполнительных органов субъектов РФ. В частности, их система устанавливается законом субъекта РФ. Указанный орган непосредственно участвует в формировании высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Он наделяет гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); в установленных случаях и порядке может досрочно прекратить его полномочия. Ему предоставлено право участвовать в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего органа исполнительной власти; выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых на должность он принимал участие.

Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) субъекта РФ.

Однако при всем этом органы исполнительной власти субъектов РФ сохраняют свою функциональную самостоятельность, в том числе и в процессе осуществления законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Определенными полномочиями в отношении исполнительной власти располагает судебная власть. В соответствии с подведомственностью дел суды разрешают многие дела, возникающие из публичных правоотношений. Законом предусмотрены широкие основания для отмены (признания недействующими, недействительными) актов органов исполнительной власти.

Взаимодействие органов исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представительных органов и т.д.). Порядок участия Правительства РФ и его членов в деятельности Федерального Собрания осуществляется в соответствии с регламентами его палат и Регламентом Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260.

Члены Правительства РФ могут присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат.

В свою очередь, члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федеральною Собрания, полученному не менее чем за пять дней до заседания, присутствовать на заседании и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат.

В случае невозможности присутствия на заседании Федерального Собрания член Правительства РФ заблаговременно уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы. Члены Правительства РФ, которым комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания направлены письменные обращения по вопросам их ведения, сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки о результатах рассмотрения письменных обращений и о принятых мерах.

Правительство РФ - активный субъект законотворческой деятельности. Не подменяя Федерального Собрания, оно реализует в этой сфере свою правосубъектность в качестве субъекта законодательной инициативы, заключений, официальных отзывов на законопроекты и поправок к ним.

Правительство РФ рассматривает парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Взаимодействие Правительства РФ с палатами Федерального Собрания организуется членами Правительства РФ и полномочными представителями Правительства в палатах Федерального Собрания.

Правительство РФ для представления своей позиции в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде назначает полномочного представителя в соответствующем суде. Он действует от имени Правительства РФ без доверенности, в установленном порядке координирует иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных судах.

Представителями Правительства РФ в Конституционном Суде РФ могут быть Председатель Правительства РФ, полномочный представитель Правительства РФ в указанных судах, а также представители по отдельным делам, назначаемые поручениями Председателя Правительства РФ из числа адвокатов или лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности.

В случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) исковых или иных требований к Правительству представление его интересов в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ или Правительство РФ, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство.

Представление интересов Правительства РФ в Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде осуществляет полномочный представитель Правительства РФ в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ либо представители по отдельным делам, определенные поручением Председателя Правительства РФ или его заместителем.

Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти представляют Правительство РФ в суде без доверенности. Полномочия иного представителя Правительства РФ в суде, действующего по их поручению, должны быть указаны в доверенности, подписанной руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, оформленной в соответствии с законодательством РФ.

Достаточно обширны и разнообразны отношения органов исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими конституционных функций, например, по вопросам материально-технического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.

Основой административно-правового положения органа исполнительной власти является его административная правосубъектность. Будучи созвучной с административной правосубъектностью граждан, она принципиально отличается от нее по структуре и сути составляющих ее элементов. Помимо административной правоспособности и дееспособности в структуру административной правосубъектности данного органа входит также его компетенция.

Хотя понятие административной правосубъектности и ее элементов в законодательстве не определены, но они явствуют из его содержания и правотворческой практики. Административная правоспособность органа исполнительной власти - это допускаемая нормами административного права его возможность иметь права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполнительной власти. Содержание административной правоспособности составляют права и обязанности органа исполнительной власти, которые он может иметь в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, установившим его правовое положение.

Действующее законодательство позволяет различать общую административную правоспособность этих органов, означающую их юридическую возможность участвовать в осуществлении государственно-управленческой деятельности, и правоспособность конкретных видов или отдельных органов исполнительной власти, обусловленную их местом в системе государственного управления, целями, задачами, функциями, связанными с такой деятельностью.

В силу этого является практически невозможным, да и вряд ли целесообразным пытаться определить круг прав и обязанностей, составляющих содержание административной правоспособности органов исполнительной власти. Оно, как и его пределы, устанавливается многочисленными нормативными правовыми актами.

Компетенция, в отличие от административной правоспособности, представляет собой систему полномочий органа исполнительной власти, включающих конкретные права и обязанности, предоставленные ему для осуществления возложенных на него задач и функций в сфере исполнительной власти. Содержание компетенции составляет полномочия, позволяющие органу исполнительной власти принимать правовые акты и совершать иные юридически властные действия, в том числе применять в установленных случаях административное принуждение. Однако компетенция, не совпадая с административной правоспособностью органа государственного управления, не может, следовательно, ее поглощать. Реализация административной правоспособности не предполагает совершения во всех случаях юридически властных действий, например, внесение в компетентный орган предложений о применении мер поощрения к государственному служащему, о совершенствовании правовых актов, касающихся его деятельности, и т.п.

В административной правоспособности права и обязанности, составляющие содержание компетенции органа исполнительной власти, преобладают. Поэтому в нормативных правовых актах чаще всего говорится о его компетенции, полномочиях, которыми охватывается ее понятие.

Органы исполнительной власти могут осуществлять свою деятельность лишь в пределах предоставленной им правоспособности. Их административная правоспособность является специальной, но ее объем для разных органов неодинаков. На них не распространяется принцип «разрешено все, что не запрещено законом». Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему правоспособности (по распространенному изречению - компетенции), в установленном порядке и в определенных формах, хотя бы на этот счет и не было специальных оговорок в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.

Следовательно, административной правоспособностью ограничиваются и пределы его административного усмотрения, допустимые и неизбежные в процессе творческой по своему характеру государственно-управленческой деятельности. Органы по своему усмотрению и самостоятельно выбирают варианты своих решений и методы управленческой деятельности. Важно лишь, чтобы они не только формально, но и по существу не нарушали законы и другие нормативные акты; пределы их усмотрения ограничиваются действующим нравом.

Административная дееспособность органа исполнительной власти - понятие, также не определенное в нормативных правовых актах. Будучи условным понятием (соотносимым со смыслом термина «дееспособность»), дееспособность органа исполнительной власти можно определить как его способность самостоятельно осуществлять установленную ему административную правоспособность, компетенцию, приобретать и осуществлять права, принимать на себя и исполнять обязанности административно-правового характера в процессе его участия в государственно-управленческой деятельности. Дееспособность предполагает также ответственность ее носителя за свои действия.

От имени органа исполнительной власти его административная правосубъектность реализуется непосредственно самими коллегиальными органами, уполномоченными должностными лицами. Иными словами, в реализации данной правосубъектности обычно участвуют одновременно многие субъекты, среди которых всегда имеется субъект, обладающий решающей властью по всем вопросам деятельности данного органа.

Административная правосубъектность возникает и прекращается одновременно в момент издания правового акта о создании и ликвидации данного органа. Однако она может формироваться и изменяться в необходимых пределах и в последующее время.

Административно-правовое положение органа исполнительной власти, в том числе его административная правосубъектность, обычно устанавливается одновременно многими нормативно-правовыми актами. Однако среди них выделяется конституирующий правовой акт, на основе которого формально действует тот или иной орган исполнительной власти. Им может быть закон, например, ФКЗ «О Правительстве РФ», либо положение о данном органе, на основе положений действует большинство данных органов.

  1. сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти,
  2. их однотипные правовые основы, то есть систему правовых актов, на основании и во исполнение которых они действуют,
  3. их однородные правомочия, например, относительно участия в правотворческой деятельности, рассмотрения обращений граждан и организаций и т.п.,
  4. правомочия, обусловленные спецификой задач и функций соответствующих органов,
  5. основы организации и порядка их деятельности, взаимодействия с другими органами, общественными объединениями и иными организациями.

Наряду с этим права и обязанности (полномочия) тех или иных органов могут устанавливаться законами, иными нормативными правовыми актами. Такая практика является достаточно распространенной. В нормативных правовых актах обычно дается открытый перечень полномочий органов исполнительной власти и прямо оговаривается, что они осуществляют и другие полномочия, установленные теми или иными актами. Установление нормативным правовым актом исчерпывающего перечня полномочий органа не является юридическим препятствием для его расширения или сужения актом уполномоченного органа государственной власти.

В системе нормативно-правовых актов, устанавливающих правовое положение федеральных органов исполнительной власти, важное место занимают утвержденные постановлениями Правительства РФ:

а) от 19 января 2005 г. N° 30 «Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», устанавливающий общие правила организации деятельности указанных органов по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов. Им предусмотрена разработка каждым органом своего регламента, утверждаемого его руководителем, а также его структура, то есть какие он должен иметь разделы: общие положения; порядок и организация работы; порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя органа исполнительной власти и его заместителей и др. (п. 1.7); в) от 28 июля 2005 г. № 452 (в ред. постановления Правительства РФ от 15 октября 2007 г. № 675) «Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», устанавливающий общие правила внутренней организации данных органов; в) от 11 ноября 2005 г. № 679 «Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», устанавливающий общие требования к разработке и утверждению этих регламентов.

Типовым регламентом предусмотрен в качестве компонента правового статуса федерального органа исполнительной власти его «административный регламент».

Последний составляют регламент федерального органа исполнительной власти; административные регламенты: исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, а также должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти.

Подзаконность деятельности органов исполнительной власти - важный момент в их административно-правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции РФ, конституции, устава субъекта РФ, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими субъектами.

Правовое положение органов исполнительной власти характеризуется единством их системы, которое ограничено пределами предметов ведения и полномочий Российской Федерации и предметами и полномочиями ее совместного ведения с субъектами РФ. Оно обеспечивается не их жесткой административной иерархией, прямым подчинением органов субъектов РФ федеральным органам исполнительной власти, а федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, характеризующиеся однородностью целей, задач и функций органов соответствующих уровней. Указанные акты в принципе обязательны для соблюдения, а в установленных случаях и для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ.

Единая система органов исполнительной власти основана на установленном Конституцией РФ и иными законами РФ разграничении компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ее субъектов. Оно должно исключать наделение их одинаковыми полномочиями по одним и тем же вопросам, юридическую возможность подмены вышестоящими органами нижестоящих и наоборот.

Но это предполагает также юридическую возможность федеральных органов исполнительной власти влиять на органы субъектов РФ путем определения общих направлений и более совершенных методов работы. В свою очередь, на началах обратной связи органы исполнительной власти субъектов РФ опытом своей работы могут воздействовать на деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также способствовать проведению в жизнь нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

От подмены одних органов исполнительной власти другими органами надо отличать возможность осуществления в установленных случаях отдельных полномочий одних органов другими. Например, в соответствии с ФЗ от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ об использовании атомной энергии органы государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов РФ могут осуществлять предусмотренные этим Законом определенные полномочия органов местного самоуправления. ФЗ от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» установлено, что в краях, областях оговоренные в этом Законе полномочия органы исполнительной власти краев, областей осуществляют на всей территории, включая входящие в их состав территории автономных округов.

Едиными являются также системы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской правоспособностью.

Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. Их организационными гарантами являются президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной власти может быть предметом разбирательства судебных органов.

Согласно Указу През. РФ от 14.08.1996 г. № 1176 сист. фед. орг. исп. власти составляют министерства РФ (фед. мин-ва) и иные фед. органы исп. власти (гос. комитеты РФ, фед. комиссии РФ, фед. службы РФ, росс.

Агентства, федер. надзоры РФ, а также Управл. делами През. РФ). Центр. орг. исп. власти функционируют в экономич., соц.-культурной и адм.-политич. сферах. Структура фед. органов исп. власти утверждена Указом Презид. РФ от 17 мая 2000 г. № 867.

Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами адм. права.

В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000 г.

Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента РФ. Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24); государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2); иные федеральные органы исполнительной власти (3).

Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и постановлениями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами. Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Еще по теме 4. Правовой статус федеральных органов исполнительной власти:

  1. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).


Просмотров