Международный билль о правах человека оон. История его принятия

В ходе II Мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании основных прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека – с другой. Создание в 1945 году Организации Объединенных Наций и принятие ее Устава положили начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в области прав человека. Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкомасштабного сотрудничества в области прав человека. Также следует отметить, что Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой бы то ни было дискриминации.

Организация Объединенных Наций возникла в ответ на агрессию и преступлений против человечности, совершенные фашизмом в годы 11 Мировой войны. Уже в Декларации ООН , подписанной в 1942 году от имени 26 стран (позднее присоединилось еще 21 государство), было заявлено о том, что «полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости... и для сохранения человеческих прав и справедливости».

Одним из великих достижений ООН явилось создание компетентного органа по законодательству в области прав человека, который впервые в истории человечества разработал поддержанный на международном уровне всеобщий свод законов о правах человека. Под ним готовы подписаться все страны, и все люди стремятся к его осуществлению. ООН не только определила широкий круг международно-признанных прав, включающих экономические, социальные и культурные наряду с политическими и гражданскими, она установила механизмы их поощрения и защиты, а также оказала помощь правительствам в выполнении взятых на себя международных обязательств.

Практически все главные органы ООН, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Совет Безопасности, Международный Суд, Секретариат, Генеральный секретарь и Совет по опеке и попечительству (уже к 1975 году все бывшие подопечные территории обрели независимость, за исключением Микронезии (опека США), в результате отпала необходимость в Совете), в той или иной степени занимаются вопросами обеспечения и защиты прав человека. Однако, основную ответственность в этой области несут Генеральная Ассамблея (ГА) и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

В 1946 году ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного билля по правам человека.

В настоящее время Международный билль включает следующие основные международные соглашения:

· Всеобщая декларация прав человека 1948.;

· Международный пакт о гражданских и политических права 1966г.;

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.;

· I Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических права 1966г. (предусматривает процедуру обращения и подачи индивидуальных петиций);

· II Факультативный протокол к пакту о гражданских и политических правах 1989г (вводит запрет на смертную казнь).

  • 1) Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.;
  • 2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два Факультативных протокола к нему;
  • 3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Факультативный протокол к нему.
  • 10 декабря 1948 г., заседая в Париже, ГА ООН своей резолюцией приняла Всеобщую декларацию прав человека (далее также – Декларация) , согласно которой: "Все люди рождаются Ђсвободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст. 1), поэтому каждый может пользоваться правами и свободами человека, закрепленными в Декларации, "без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения" (ст. 2).

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, охватывающих политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права человека. В ст. 28 Декларации за каждым признается право "на социальным мир и международный порядок", при котором права и свободы, закрепленные в этом акте, "могут быть полностью осуществлены". Декларация допускает возможность ограничения гарантированных прав, однако, лишь на основании закона и исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других. Несмотря на то что Декларация была принята в форме резолюции ГА ООН, которая имеет рекомендательный характер, значение этого акта для всего человечества настолько велико, что сто положения не может игнорировать ни одно государство .

  • 16 декабря 1966 г. ГА ООН резолюцией 2200 А (XXI) одобрила:
    • – Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему:
    • – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Принятые одновременно, оба пакта, а также Факультативный протокол вступили в силу в 1976 г. Содержание преамбулы, а также соответственно ст. 1, 3 и 5 указанных пактов совпадают.

Международный пакт о гражданских и политических правах (далее – МПГПП) состоит из преамбулы и 53 статей. МПГПП обязывает государства уважать и обеспечивать каждому, находящемуся под его юрисдикцией:

  • – право на жизнь;
  • – запрет рабства, работорговли, подневольного состояния и принудительного труда;
  • – свободу передвижения и выбора места жительства; презумпцию невиновности;
  • – право на вступление в брак; равенство перед законом и запрет дискриминации и др.

МПГПП допускает ограничения большинства закрепленных в нем прав человека.

Статьи 28–45 МПГПП регламентируют компетенцию, порядок формирования и работы Комитета по правам человека. Комитет состоит из 18 независимых экспертов, избираемых сроком на четыре года из числа государств – участников МПГПП. Согласно ст. 40 МПГПП Комитет по правам человека рассматривает доклады государств-участников о мерах, принятых для претворения в жизнь прав и свобод человека, изложенных в договоре, а также о прогрессе, достигнутом в реализации этих прав. Изучив представленные доклады, Комитет делает замечания общего порядка, адресованные всех государствам. При определенных условиях он может также рассматривать межгосударственные споры относительно соблюдения участниками договора своих обязательств по нему.

Факультативный протокол к МПГПП предоставляет Комитету по правам человека возможность рассматривать сообщения от частных лиц относительно нарушений государствами – участниками МПГПП прав и свобод человека, гарантированных согласно этому договору.

15 декабря 1989 г. резолюцией 44/128 ГА ООП приняла Второй Факультативный протокол к МПГПП, положения которого согласно ст. 6 применяются в качестве дополнительных к МПГПП. Протокол обязывает его участников принять все необходимые меры для того, чтобы ни одного лицо, находящееся под юрисдикцией государств, присоединившихся к Протоколу, не подверглось смертной казни. Вместе с тем государство может сделать оговорку о применении смертной казни в военное время после признания вины в совершении военных преступлений, имевших место в военное время.

Международный пакт об экономических , социальных и культурных правах (далее – МПЭСКП) состоит из преамбулы и 31 статьи. Участники МПЭСКП обязуются "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление" прав и свобод человека, закрепленных в договоре. Среди гарантируемых прав: право на труд, право на охрану семьи, право на достаточный уровень жизни; право на создание профсоюзов и вступление в них и др.

10 декабря 2008 г. ГЛ ООН резолюцией 63/117 приняла Факультативный протокол к МПЭСКП (вступил в силу 5 мая 2013 г.), предоставляющий Комитету по экономическим, социальным и культурным правам рассматривать сообщения от частных лиц о нарушении государством – участником МПЭСКП прав и свобод человека, закрепленных в этом акте . Комитет также полномочен рассматривать межгосударственные споры, однако при условии, что обе стороны являются участниками Протокола.

Наряду с МПГПП и МПЭСКП, а также Протоколами к ним существует еще семь основных международных договоров по правам человека , в соответствии с каждым из которых учреждены контрольные органы:

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации);
  • – Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин);
  • – Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (учрежден Комитет против пыток, а на основании Факультативного протокола к этому договору 1984 г. учрежден Подкомитет по предупреждению пыток;
  • – Конвенция о правах ребенка 1989 г. и Факультативные протоколы нему (учрежден Комитет по правам ребенка);
  • – Международная конвенция о защите прав всех тру- дящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (учрежден Комитет о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей);
  • – Конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. (учрежден Комитет по насильственным исчезновениям);
  • – Конвенция о правах инвалидов 2006 г. (учрежден Комитет по правам инвалидов).

Ряд договоров дополнен Факультативными протоколами.

Всеобщая декларация прав человека, 1948 год

После Устава, первым всеобъемлющим документом о правах чело века, выпущенным Организаций Объединенных Наций была Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года. Этот документ, вместе с Уставом ООН, двумя пактами о правах человека и факультативным протоколом к пакту о гражданских и политических правах, известны как Международный билль о правах человека. Всеобщая декларация не является договором, и, поэтому сама по себе не имеет обязательной силы. Поэтому пакты 1966 года были необходимы, чтобы придать правам, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека силу закона. Два пакта и факультативный протокол были приняты Генеральной Ассамблеей в 1966 году, и вступили в силу в 1976 году.

Всеобщая декларация является одним из великих документов о свободе человека и занимает подобающее место наравне с Хартией вольности, Французской декларацией прав человека и гражданина и Американской декларацией независимости. Ее преамбула и тридцать статей перечисляют как гражданские, так и политические права, и экономические, социальные и культурные права, Преамбула формулирует документ, отмечая, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и, что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей».

Необходимо, чтобы «права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения».

Права подразделены на права человека и социальные права, эта черта будет употребляться во многих последующих международных документах. К первой категории относятся: права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; запрещение рабства, пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, и такие должные положения о равной защите, как право на неподвержение произвольному аресту, задержанию или изгнанию, права на справедливое судебное рассмотрение, в гражданском или уголовном судах, презумпцию невиновности, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным путем, и на строгую критику против применения законов и наказаний ex post facto (никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву). Права на невмешательство в личную жизнь и на владение имуществом поддерживаются наравне с правами на свободу речи, религии, мирных собраний и свободу передвижения.

Статья 8 содержит особое положение о правовом процессе, «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом».

Свобода передвижения заверяется в Статье 13, «1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

Свобода религии заверяется в Статье 28, «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков».

Свобода выражения заверяется в Статье 19, «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»

Участие граждан в управлении страной излагается в Статье 21, позволяя человеку «принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Свободные и справедливые выборы при всеобщем и равном избирательном праве и тайном голосовании, являются способа ми выражения «воли народа», которая, «должна быть основой власти правительства». (Статья 21.3)

Статьи 22-29 перечисляют экономические, социальные и культурные права, включая социальное обеспечение «в соответствии.... с ресурсами каждого государства» (Статья 22), право на труд, свободный выбор работы, разумное ограничение продолжительности рабочего дня, жизненный уровень, «который необходим для под держания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи» (Статья 25), образование, участие в культурной жизни, и «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществимы». (Статья 28) Как уже сказано выше, Всеобщая декларация прав человека не является договором, и как декларация, не имеет обязательной силы сама по себе. Поэтому пакты 1966 года были необходимы, чтобы дать правам в ВДИПЧ силу закона.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах., 1966 год

Этот документ, резолюция ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 года, вступил в силу 3 января 1976 года, после ратификации.

Список экономических, социальных и культурных прав в этом международном пакте длиннее и подробнее, чем в предшествующей ему Всеобщей декларации. Перечисленные конкретные шаги для осуществления этих прав являются крупным сдвигом по сравнению с положениями более раннего документа.

Среди признаваемых прав: право на труд, справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливое вознаграждение «без какого бы ни было различия, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд». (Статья 7 (а) (i))

Право организовывать профсоюзы и присоединяться к ним. Сюда включается «право профессиональных союзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым». (Статья 8.1 (b))

Право на забастовки подтверждается «при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны» (Статья 8.1 (d))

В Статье 10 содержится полный набор прав семьи, женщин и детей;

1 Семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь - в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по добро вольному согласию вступающих в брак.

2. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их -гру да в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

В Статье 11 указывается на «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и непрерывное улучшение условий жизни»

В Статье 12.1 признается «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья».

В Статье 13 говорится о «праве каждого человека на образование», включая «обязательное и бесплатное для всех начальное образование». (2(а)) Среднее образование «должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер, и в частности постепенного введения бесплатного образования». (2(b))

В Статье 15 признается право каждого человека на участие в культурной жизни и «пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является». (1(с))

Постепенная применимость экономических, социальных и культурных прав

В отличие от Пакта о гражданских и политических правах, новое положение настоящего Пакта, это постепенность его применения. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется «в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами». (Статья 2(1)) Однако такой постепенный подход не позволяет откладывать осуществление этого пакта на неопределенное время. Комитет ООН дает этой Статье следующее толкование: «полное осуществление относящихся к настоящему пакту прав может быть достигнуто постепенно», но «меры, принимаемые заинтересованными государствами, по достижению этой цели, должны быть предприняты достаточно быстро после вступления и силу этого пакта».3

Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 год

Ратифицирован резолюцией Генеральной Ассамблеи 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года.

Перечень гражданских и политических прав, содержащихся в этом пакте является более полным, чем в предшествующей Всеобщей декларации. Например, государства не могут отказать этническим, религиозным или языковым меньшинствам, в праве «совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять се обряды, а также пользоваться родным языком». (Статья 27) Эта Статья является источником Декларации Б о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим и лингвистическим меньшинствам, 1992 год.

В Статье 1 говорится следующее: «1. Все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. 2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования».

В дополнение к изложению прав, в Пакте государствам-участникам поручается «принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательств или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте». (Статья 2.2)

Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется «обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство право вой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве». (Статья 2.3 (а))

В Статье 3 говорится «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте».

Хотя в Статье 4 рассматриваются меры, применимые при чрезвычайном положении в государстве, Статья 5 гласит: «ничто в на стоящем пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте»

Обсуждение вопроса смертной казни содержится в Статье 6:

1. Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.

2. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям данного Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.

3. Когда лишение жизни составляет преступление геноцида, следует иметь в виду, что ничто в настоящей Статье не дает участвующим в настоящем пакте государствам права каким бы то ни было путем отступать от любых обязательств, принятых согласно постановлениям Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

4. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

5. Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

6. Ничто в настоящей Статье не может служить основанием для отсрочки или недопущения отмены смертной казни каким-либо участвующем в настоящем Пакте государством.

Положения о праве на личную свободу и надлежащих правовых процедурах обширны. Статья 9.1 гласит: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом».

При аресте каждому арестованному «сообщаются причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение». (Статья 9.2)

Арестованное или задержанное лицо «в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий их явки в суд». (Статья 9.3)

В дополнение к этому, каждому «кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно», (Статья 9.4)

Наконец, «Все лица, лишенные свободы имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». (Статья 10.1) Обвиняемые должны помещаться отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу не осужденных лиц. (Статья 10.2 (а)) Несовершеннолетние обвиняемые должны отделяться от совершеннолетних, и их дела должны решаться судом в кратчайший срок. (Статья 10.2 (b))

Пакт о гражданских и политических правах идет дальше Всеобщей декларации гарантируя, что «никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство». (Статья 11)

Статья 14 касается судебных процедур и их законного обеспечения. «Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Важным постановлением является следующее «каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону». (Статья 14.2)

Дополнительные гарантии включают: «каждый имеет право как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства» (а) «быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения», (b) «иметь достаточное время и возможности для под готовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником», (с) «быть судимым без неоправданной задержки», (d) «быть судимым при личном присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника», (е) «допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, как существуют для свидетелей, показывающих против него», (f) «пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке», (g) «не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным». (Статья 14.3 (a-g))

Два дополнительных положения обеспечивают компенсацию лицу, несправедливо осужденному за уголовное преступление, когда вынесенный ему приговор впоследствии отменен, или когда «ему было даровано помилование на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки». (Статьи 14.6) А также «никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны». (Статья 14.7)

По Статье 15.1 запрещается уголовное обвинение ex post facto «Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем-то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления».

Статья 16 гласит: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъективности».

Статья 17 гласит: «1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или не законным посягательствам на его честь и репутацию. 2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Статья 18 гласит: «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнения религиозных и ритуальных обрядов и учений.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и мора ли, равно как и основных прав и свобод других лиц

4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

Статья 19 излагает «1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование, предусмотренными в пункте 2 настоящей Статьи правами, налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

(a) для уважения прав и репутации других лиц;

(b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Статья 20 гласит: «1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

Статья 21 гласит: «Признается право на мирное собрание. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Статья 22 гласит: «1. Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая Статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции».

Статья 23 гласит: «1. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. 2. За мужчинами и женщинами, достигшего брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью. 3. Ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак. 4. Участвующие в настоящем Пакте государства должны принять надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита для детей».

Статья 24 гласит: «1. Каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения, имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. 2. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. 3. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства».

В соответствии со Статьей 25, каждому гражданину разрешается: «(а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; (b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; (с) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».

Статья 26 гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Статья 27 гласит: «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком».

Особой чертой Пакта о гражданских и политических правах является образование Комитета по правам человека, состоящего из восемнадцати членов, с активной ролью в проверке того как участвующие в настоящем Пакте государства выполняют свои обязательства по настоящему Пакту. Для этого существуют все более и более детальная система отчетов, возможность использовать межгосударственнный механизм подачи жалоб, и после принятия Факультативного протокола, право подачи Комитету индивидуальных петиций. Отчеты Комитета содержат тщательно разработанные руководства, в центре которых находятся возможные нарушения государствами в области прав человека. Постепенно серьезные нарушения представляются Генеральной Ассамблее ООН в ежегодном отчете о работе Комитета, который также привлекает внимание международных средств массовой информации.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, 1966 год

Хотя Факультативный протокол был принят резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, он не вступил в силу до 23 марта 1976 года, когда он был ратифицирован необходимым количеством государств-участников.

Основным постановлением Протокола является то, что государства, участвующие в настоящем Протоколе, «признают компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте». (Статья 1)

Статья 2 гласит: «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут представить на рассмотрение Комитета письменное сообщение».

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, 1989 год

Этот документ был принят и провозглашен резолюцией 44/128 Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1989 года. Его целью является отмена смертной казни; основное положение содержится в Статье 1.

«1. Ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства-участника настоящего Протокола, не подвергается смертной казни.»

«2. Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции».

В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительного Международного Билля по правам человека.

В настоящее время Билль о правах включает в себя несколько международных соглашений:

1) Всеобщую декларацию прав человека;

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

3) Международный пакт о гражданских и политических правах;

4) Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

5) второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека.

Разработка Всеобщей декларации проходила в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие стало итогом согласования различных мнений и точек зрения. Позиция западных держав была основана на Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции США 1787 г и др. законодательных актах, провозгласивших естественный характер прав и свобод человека, которые принадлежат ему с момента рождения. В основном это был перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны возражали против включения в декларацию социально-экономических прав.

Делегация СССР, ссылаясь на Конституцию 1936 г., настаивала на включении в проект декларации широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве народов, наций на самоопределение, о равенстве прав народов и национальностей. Однако СССР возражал против включения в проект таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Разность позиций по многим вопросам объясняется различными общественными и правовыми системами, а также идеологическими соображениями. В частности, СССР выступал против признания естественного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать эти права. Каждый человек получает свои права исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

Противоречивые были отношения к таким понятиям, как “свобода”, “справедливость”, “равноправие” и т.д. Например, СССР считал, что свободы нет вообще, так же как и равенства, демократии. Признание частной собственности, по мнению Советского Союза, означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства. Различие или даже противоположность позиций при обсуждении проекта Всеобщей декларации привели к тому, что многие ее статьи носят общий характер и не имеют точных границ.



Всеобщая декларация была принята 10 декабря 1948 г. За этот документ проголосовало 48 государств, воздержалось 8, в том числе СССР и другие соцстраны. Эта дата считается во всем мире как День прав человека. В целом Декларация закрепила широкий перечень прав, таких как политические, гражданские, социально-экономические и культурные. Первая же статья провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах”. Необходимо отметить, что в течение десятилетий текст Всеобщей декларации прав человека в СССР официально никогда не публиковался. Впервые он увидел свет лишь на закате перестройки в январе 1989 г. на страницах “Литературной газеты”.

Всеобщая декларация была принята как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, поэтому она носит рекомендательный характер. При этом провозглашенные в Декларации права рассматриваются сегодня большинством государств в качестве юридически обязательных обычных и договорных норм. Конституции многих стран непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации нормы и принципы постоянно развиваются и уточняются в процессе заключения новых международных соглашений, поэтому сегодня она является важнейшим источником права, моделью для разработки конституций, законов в большинстве стран. На положения Декларации ссылаются суды многих стран.

В 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о подготовке двух пактов о правах человека, содержащих широкий перечень прав и свобод. После этого решения в течение нескольких лет ООН обсуждала отдельных положения пактов, которые были одобрены лишь 16 декабря 1966 г. Такой длительных срок разработки объясняется все теми же разногласиями между разными социально-экономическими и правовыми системами. СССР ратифицировал оба пакта в 1973 г., хотя и не выполнял его требования на практике.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Экономические, социальные и культурные права сравнительно недавно стали провозглашаться и закрепляться законодательством разных стран мира и международными документами. Законодательство ХVІІІ-ХІХ веков содержало перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались как побочный продукт их развития.

В начале ХХ в. появились первые международные соглашения в этой сфере, регулирующие главным образом трудовые отношения. Сюда относятся Статут Лиги Наций и конвенции, принятые в рамках Международной Организации Труда (МОТ).

Новый этап в развитии данной категории прав начался после принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах дается более конкретный перечень прав. Провозглашаются права: на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на достойный уровень жизни, образование и др.

Ст. 2 Пакта обязывает государства “принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер”. Эта формула была закреплена в силу того, данная категория прав требует наличия значительных финансовых, материальных и др. ресурсов у государства. Только отдельные права, перечисленные в пакте, например, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, не зависят от уровня экономического уровня страны и должны быть предоставлены немедленно

Однако долгие годы некоторые западные развитые страны (в первую очередь США) отрицали юридическую обязательность положений Пакта. В последние годы позиция этих стран изменилась. Они признают обязательность Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В 1986 г. была проведена встреча ведущих экспертов из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами - участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к следующим выводам:

1. Все права человека, включая социально-экономические, неразделимы, взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства должны принять все необходимые меры, включая законодательные и административные для осуществления этих прав.

3. Должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту данных прав.

4. Государства - участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить данную категорию прав для всех, хотя бы в минимальной степени.

Согласно данному Пакту, государства-участники должны предоставлять доклады “о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению прав, признаваемых в этом Пакте, на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН”. Однако Пактом не было предусмотрено создание какого-либо специального органа для обсуждения докладов. Только в 1976 г. ЭКОСОС учредил специальную Рабочую группу для рассмотрения таких докладов. В 1985 г. было принято решение учредить вместо Рабочей группы Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который и рассматривает доклады.

Международный пакт о гражданских и политических правах.

Данный Пакт также был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и содержит широкий перечень прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, “находящимся на его территории и под его юрисдикцией” (ст. 2). Государства взяли на себя обязательства принять законодательные и другие меры для осуществления прав, признаваемых в Пакте.

В Пакте установлено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться “своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком”.

Пакт регулирует вопросы семьи, брака, детей, провозглашая равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка “на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

Третья часть Пакта содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь; запрещение пыток; запрещение рабства, работорговли и принудительного труда; право каждого на свободу и личную неприкосновенность; право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно; равенство всех перед судами и трибуналами; право на свободу мысли, совести и религии.

Среди политических прав Пакт провозгласил право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Данный Пакт закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Согласно Пакту, в период чрезвычайных положений, объявленных в государстве, ограничения не могут применяться к следующим фундаментальным правам: к праву на жизнь; к запрещению подвергать кого-либо пыткам либо жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию; к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния; к запрещению лишать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства; к запрещению отмены принципа, согласно которому уголовный закон не имеет обратной силы; к праву каждого на признание его правосубъектности; к праву каждого на свободу мысли, совести и религии.

В соответствии с Пактом в 1976 г. был создан Комитет по правам человека, одной из функций которого стало рассмотрение докладов государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. Комитет изучает доклады и делает замечания, которые считает целесообразными, предлагает меры, которые должны предприниматься государствами для их выполнения. Кроме того, Комитет может рассматривать жалобы участников на невыполнение тем или иным государством взятых на себя обязательств, а также жалобы отдельных лиц по нарушению их прав. Ежегодно Комитет представляет Генеральной Ассамблее ООН свой доклад о проделанной работе.

Сегодня подавляющее количество государств - членов ООН являются участниками Пакта о гражданских и политических правах.

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Протокол был принят Генеральной Ассамблей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г. Причиной принятия Протокола были разногласия между западными странами и странами соцлагеря во главе с СССР по поводу создания специального международного суда по правам человека, который рассматривал бы жалобы отдельных лиц. Было решено не включать нормы о рассмотрении жалоб отдельных лиц в Пакт, а решить этот вопрос путем принятия специального Факультативного протокола.

Согласно Протоколу, Комитет по правам человека правомочен принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц только в том случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся, является участником Пакта и признало подобную компетенцию Комитета. Анонимные жалобы не рассматриваются, авторами жалоб должны быть конкретные лица, чьи права нарушены. Если жертва сама не в состоянии обратиться в Комитет, то это вправе сделать ее официальный представитель или ближайшие родственники.

Комитет не рассматривает никаких сообщений от отдельных лиц, пока не удостоверится в том, что данное лицо исчерпало все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, защиту прав человека должны обеспечивать в первую очередь национальные органы, включая суды. Однако в случае, если в стране отсутствует независимый и беспристрастный суд, если государственные органы не обеспечивают эффективную правовую защиту, то индивид может непосредственно обратиться в Комитет по правам человека.

Если Комитет объявляет жалобу приемлемой, то об этом сообщается соответствующему государству. За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению.

Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Первоначально Всеобщая декларация прав человека и Пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не запрещали смертной казни. Запрещались лишь произвольно лишать кого-либо жизни. В Пакте подчеркивалось, что в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, положения которого не противоречат постановлениям Пакта. Пакт запрещал выносить смертные приговоры лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не исполнять их в отношении беременных женщин.

Практика применения смертной казни свидетельствует о том, что она не оказывает значительного влияния на уровень преступности. В то же время ее отмена ведет к гуманизации общества, позволяет уменьшить последствия судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 об отмене смертной казни к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 1 этого Протокола записано: “Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен”. Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, “совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны”. На сегодняшний день почти все страны Европы (за исключением Республики Беларусь) ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение.

Принятый Советом Европы Протокол №6 оказал значительное влияние на позицию многих государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Согласно Протоколу, осуществление права каждого на жизнь неразрывно связано с запрещением смертной казни.

Ст. 1 Протокола обязывает государства-участников отменить смертную казнь и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Протокол запрещает государствам делать какие-либо оговорки, за исключением применения смертной казни за наиболее серьезные преступления, совершаемые во время войны.

Контроль за соблюдением государствами-участниками Протокола был возложен на Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах.

Устав - свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций - их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и др.). Уставы имеются у большинства международных организаций в качестве основных актов, определяющих задачи, принципы образования и деятельности данной организации.

Международный Билль о правах человека - совокупность международных документов, содержащая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

  • 1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
  • 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
  • 3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и
  • 4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для достижения целей Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

  • 1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;
  • 2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;
  • 3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;
  • 4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;
  • 5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;
  • 6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

объединенная нация пакт право

7. Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах и его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека составляют Международный билль о правах человека.

В период с 1948 года, когда была принята и провозглашена Всеобщая декларация прав человека, до 1976 года, когда вступили в силу Международные пакты о правах человека, Декларация являлась единственной полностью завершенной частью Международного билля о правах человека. Как Декларация, так и впоследствии Пакты оказали серьезное влияние на умы и деятельность людей и их правительств во всех частях света.

На состоявшейся в Тегеране в 1968 году Международной конференции по правам человека был проведен обзор работы, проделанной за двадцать лет со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, и составлена программа на будущее. В принятом на Конференции воззвании торжественно заявляется, что:

  • 1. Настоятельно необходимо, чтобы члены международного сообщества выполняли свои торжественные обязательства соблюдать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без каких-либо различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов;
  • 2. Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества;
  • 3. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также другие конвенции и декларации в области прав человека, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и региональных межправительственных организаций, установили новые международные принципы и обязательства, которые должны соблюдаться государствами.

Таким образом, в течение более 25 лет Всеобщая декларация прав человека "являлась общим мерилом достижений всех народов и всех стран в области прав человека". Она обрела популярность и завоевала авторитет как в станах, которые присоединились к одному или обоим пактам, так и в тех, которые их не ратифицировали и к ним не присоединились. Ее положения стали правовой основой многих важных решений, принятых органами ООН, они вдохновили разработчиков ряда международных документов в области прав человека как в рамках системы ООН, так и вне ее, оказали значительное влияние на целый ряд многосторонних и двусторонних договоров. Кроме того, они стали основой при подготовке многих новых национальных конституций и сводов национальных законов.

Всеобщая декларация прав человека стала признанным историческим документом, в котором закреплены общие определения человеческого достоинства и человеческих ценностей. Декларация является мерилом достижений всех народов и всех стран в части уважения и соблюдения международных стандартов в области прав человека.

Вступление в силу Пактов, присоединяясь к которым государства берут на себя как юридические, так и моральные обязательства поощрять и защищать права человека и основные свободы ни в коей мере не уменьшили общепризнанного значения Всеобщей декларации. Наоборот, сам факт существования Пактов и наличия в них механизмов, обеспечивающих реализацию прав и свобод, закрепленных в Декларации, придает новую силу самой Декларации.

Кроме того, Всеобщая декларация имеет поистине всеобъемлющий охват, поскольку повсеместно сохраняет свою ценность для каждого члена человеческой семьи, независимо от того, разделяет или нет его правительство эти принципы или ратифицировало оно или нет эти Пакты. С другой стороны, Пакты по своей природе есть ничто иное, как многосторонние конвенции, имеющие юридически обязательный характер только для тех государств, которые принимают их путем ратификации или присоединения.

Во многих важных резолюциях и решениях органов ООН, включая Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности, Всеобщая декларация прав человека и один либо оба Пакта берутс за основу.

Почти все международные договоры в области прав человека, принятые органами ООН с 1948 года, основаны на принципах, заложенных во Всеобщей декларация прав человека.

В преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признается, что "согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами".

Аналогичное заявление содержится и в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах.

В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, утвержденной резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года, "учитывается статья 5 Всеобщей декларации прав человека и статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, обе из которых предусматривают, что никто не может подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания". Это положение нашло дальнейшее развитие с принятием в 1984 году Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (резолюция 39/46 Генеральной Ассамблеи). Аналогичным образом Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года, четко определяет характер и охват "принципов недискриминации и равенства перед законом и право на свободу мысли, совести, религии или убеждении, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах".

Похожая ситуация складывается и в отношении международных договоров в области прав человека, принятых соответствующими организациями, не входящими в систему Организации Объединенных Наций. Например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы в 1950 году в Риме, заканчивается следующими словами:

"Преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации".

В Статье II Устава Организации африканского единства, принятом в Аддис-Абебе в 1963 году, говорится о том, что одной из целей Организации является "содействие международному сотрудничеству с должным учетом положений Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека".

Американская конвенция о правах человека, подписанная Сан-Хосе, Коста-Рика, в 1969 году, в своей преамбуле обязуется уважать принципы, изложенные в Уставе Организации американских государств, Американской декларации прав и обязанностей человека и Всеобщей декларации прав человека.

Судьи Международного уголовного суда нередко упоминают в качестве основы для своих решений принципы Международного билля о правах человека.

Национальные и местные трибуналы часто ссылаются на принципы, изложенные в Международном билле о правах человека. Кроме того, в последние годы в текстах национальных конституций и законодательных актов все чаще стали предусматриваться меры юридической защиты этих принципов. Фактически многие из недавних национальных или местных законодательств создавались на основе положений Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов, которые продолжают оставаться ориентиром для всей текущей и будущей деятельности в области прав человека, как на национальном, так и на международном уровне.

Наконец, в принятых путем аккламации Всемирной конференцией по правам человека, в июне 1993 года, Венской декларации и Программе действий приветствовался "прогресс, достигнутый в области кодификации договоров о правах человека", и содержался настоятельный призыв "к универсальной ратификации договоров о правах человека. В адрес всех государств обращается призыв. по мере возможности избегать делать оговорки". (Часть 1, пункт 26).

Таким образом, Международный билль о правах человека является крупной вехой в истории прав человека, настоящей "Великой хартией", знаменующей собой жизненно важный этап развития человечества: осознанное обретение человеческого достоинства и ценности человеческой жизни.



Просмотров