Кто сейчас председатель конституционного суда. Кто возглавляет конституционный суд РФ? разрешает споры о компетенции

Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе… … Википедия

Конституционный суд Кыргызской Республики кирг. Кыргыз Республикасынын Конституциялык соту … Википедия

Бывший коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. Состоял из 11 человек. В состав входили председатель и десять судей. Первым и единственным председателем Конституционного Суда являлся академик Национальной академии наук РК… … Википедия

Вид конституционный суд Юрисдикция Россия Дата основания 1991 год Состав назначается Советом Федерации Срок службы до достижения 70 лет … Википедия

Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

Конституционный суд Российской Федерации - Создание Конституционного Суда в России явилось важным шагом в развитии ее конституционного строя. В СССР были предприняты две попытки его создания. В 1923 году ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Вид конституционный суд Юрисдикция Республика Карелия Дата основания 1994 Состав назначается Законодательным Собранием по представлению Главы Республики … Википедия

Башк. Башҡортостан Республикаһы Конституция Суды … Википедия

Книги

11.Состав и задачи Конституционного Суда РФ.

В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля , самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Состав и структура Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации из числа кандидатур, представленных Президентом РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.

Согласно Закону о Конституционном Суде Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:

    руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

    вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

    представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

    осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;

    осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:

    осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;

    организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;

    доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;

    организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;

    осуществляет другие предоставленные ему полномочия.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации , достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет , с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет , обладающий признанной высокой квалификацией в области права .

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

    нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;

    достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

    личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

    утраты судьей гражданства Российской Федерации;

    вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

    совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

    продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

    неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

    признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

    признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

    объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

    смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат , включающих в себя соответственно 10 и 9 судей.

Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Компетенция Конституционного Суда РФ .

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:

    разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

    разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

    по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

    дает толкование Конституции;

    дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

    выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

    осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок. Он возглавляет КС с 1991 года с перерывом в 1993-2003 годах.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории и полномочиях Конституционного суда РФ.

Конституционный суд РФ - высший, "самостоятельный и независимый", судебный орган конституционного контроля. Его деятельность связана не с применением законодательных норм, а с обеспечением их соответствия Конституции. В своих решениях суд предлагает свое понимание определенных положений основного закона, обязательное для всех государственных органов власти в России.

Полномочия, порядок формирования и деятельность КС регулируются Конституцией (ст. 125, 128) и федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 года.

История КС РФ

Предшественником Конституционного суда РФ являлся Комитет конституционного надзора СССР. 21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателем Комитета директора Института философии и права Уральского отделения АН СССР Сергея Алексеева. Комитет должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты генерального прокурора и главного государственного арбитра СССР и др. В декабре 1991 года этот орган прекратил свое существование.

12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил закон "О Конституционном Суде РСФСР". 30 октября 1991 года состоялось его первое рабочее совещание, а 14 января 1992 года - первое заседание, на котором был признан неконституционным указ президента Бориса Ельцина, объединявший в одно ведомство министерства государственной безопасности и внутренних дел.

Самым долгим делом за всю историю Конституционного суда (слушания длились почти полгода) стала проверка конституционности указов президента РСФСР, которыми в августе 1991 года были приостановлены, а затем прекращены деятельность компартий Советского Союза и РСФСР. В рамках этого же дела суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР. В итоге КС принял компромиссное решение: он признал, что сращивание партийных структур с госвластью недопустимо, одновременно указав на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение людей с теми или иными убеждениями.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ уточнил статус суда, определив его как высший орган судебной власти по защите конституционного строя, и дополнил соответствующими статьями действующую Конституцию РФ.

21 сентября 1993 гожа Ельцин подписал указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе", предусматривающий роспуск Съезда народных депутатов, Верховного совета и местных советов в регионах. Согласно данному акту, действие Конституции РФ в части, противоречащей указу, "прекращалось". В тот же день Конституционный суд опубликовал свое заключение, в котором указ президента был признан незаконным, а полномочия главы государства - прекращенными в связи с нарушением им основного закона.

7 октября 1993 года Ельцин приостановил деятельность КС. После принятия нового основного закона в декабре 1993 года суд был реорганизован. 21 июля 1994 года был принят федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", определивший его статус и полномочия. Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Также был расширен судейский состав - с 15 до 19 человек. Новый состав КС был назначен Советом Федерации в феврале 1995 года.

В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с 12 до 15 лет. В марте 2005 года в закон были внесены поправки, которые установили, что полномочия судей ограничены не сроком, а возрастом: со дня назначения и до достижения 70 лет.

23 декабря 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о переезде Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. В столице было организовано представительство КС. Первое заседание суда после переезда состоялось 27 мая 2008 года в здании Сената.

В июне 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, в соответствии с которым председатель КС и его заместители стали назначаться Советом Федерации по представлению главы государства (ранее они избирались на эти должности судьями КС). Срок их полномочий был увеличен с 3 до 6 лет. Кроме того, была ликвидирована должность судьи-секретаря и введена новая - второго заместителя председателя КС.

В 2014 году была расширена компетенция КС в части проверки конституционности вопросов, выносимых на общероссийский референдум, а также в сфере разрешения противоречий между российским законодательством и международными правовыми актами.

В 2015 году КС установил порядок включения правовых норм, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Суд установил, что решения ЕСПЧ в случае их противоречия российской Конституции не подлежат исполнению.

Полномочия КС

Конституционный суд полномочен проверять на соответствие конституции все законодательные и нормативные акты высших органов государственной власти РФ и субъектов Федерации, в том числе подписанные, но не вступившие в силу международные договоры. Такие проверки проводятся по запросам президента и правительства, одной пятой от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Верховного суда, органов власти субъектов РФ.

КС принадлежит право разрешать споры о компетенции между государственными органами власти как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении таких споров обладает любой из участвующих в нем органов госвласти.

По запросу президента, Федерального собрания, правительства и органов законодательной власти регионов КС дает толкование конституции. По жалобам граждан России на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в каждом конкретном случае. Суд по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно ст. 104 основного закона, КС вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Кроме того, по запросу президента или Верховного суда он проверяет конституционность проведения референдума в России.

Постановления КС являются окончательными и обжалованию не подлежат. Они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судьи КС

Конституционный суд, согласно ст. 128 основного закона, состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Вопрос о назначении судьи рассматривается Советом Федерации в течение двух недель с момента получения представления президента. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием большинством голосов сенаторов.

Главой суда является его председатель, который назначается на должность Советом Федерации по представлению президента из числа действующих судей КС сроком на шесть лет. Таким же образом назначаются два его заместителя.

Полномочия судей не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. На председателя положение о предельном возрасте не распространяется.

Согласно закону, полномочия судьи Конституционного суда могут быть прекращены по личному заявлению об отставке, из-за утраты российского гражданства, после вступления в силу обвинительного приговора в отношении судьи. А также в случае совершения поступка, "порочащего честь и достоинство судьи", занятия предпринимательской деятельностью, неучастия в заседаниях КС или уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, неспособности по состоянию здоровья или другим причинам в течение десяти месяцев подряд исполнять обязанности судьи и др.

Решение о прекращении полномочий судьи принимается самим Конституционным судом.

Аппарат КС

В аппарат Конституционного суда входят: секретариат, управление государственной службы и кадров, финансовое управление, управление делами, представительство Конституционного суда в Москве и др. Для обеспечения деятельности руководства КС и судей также созданы секретариаты председателя и его заместителей, а также аппараты судей.

Согласно данным Росстата на конец 2016 года, численность сотрудников аппарата Конституционного суда РФ составляла 233 человека, их среднемесячная зарплата - 136 тыс. руб.

Председатель Конституционного Суда. Во главе Конституционного Суда стоит Пред-седатель. Вопрос избрания Председателя составляет прерогативу самого суда и решается на его закрытом пленарном заседании. Первые выборы после принятия Закона "О Конституционном Суде" допускались при наличии полного состава Суда, а последующие проводятся не позднее двух месяцев со дня, когда должность стала вакантной.

Председатель избирается из судей Конституционного Суда. Кандидатуры выявляются рейтинговым голосованием. Ими признаются не менее трех судей, набравших при тайном голосовании наибольшее число голосов. Они включаются в бюллетень для тайного голосования в алфавитном порядке. Избранным на должность считается судья, за которого подано не менее десяти голосов.

Председатель Конституционного Суда РФ избирается сроком на три года. По истечении срока полномочий Председатель Конституционного Суда может быть избран на новый срок.

Возможно досрочное прекращение полномочий Председателя Конституционного Суда. Это происходит тогда, когда прекращаются его полномочия как судьи (по основаниям, названным вст. 18 Закона "О Конституционном Суде"), а также по специальным основаниям (ст. 23):

1) по личному письменному заявлению о сложении с себя этих полномочий;

2) по инициативе не менее пяти судей, считающих, что он недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами.

В первом случае сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда, а во втором – инициатива рассматривается Судом, и решение об освобождении Председателя от должности считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда является органом судебной администрации. Он не подменяет Суд, не руководит судьями в ходе судопроизводства, а обладает компетенцией внутриорганизационного характера.

В соответствии с Законом (ст. 24) Председатель Конституционного Суда, сохраняя все свои полномочия как судья, одновременно:

– руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;

– вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

– представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

– осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Суда и других подразделений аппарата, иных служб, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата.

Правовой формой реализации полномочий Председателя Конституционного Суда являются приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда – должностное лицо, статус которого в общем виде определен Законом "О Конституционном Суде". Порядок обретения им полномочий, их срок и прекращение аналогичны тому, что действует применительно к Председателю Конституционного Суда. Заместитель Председателя, наряду с временным исполнением обязанностей Председателя Конституционного Суда, по уполномочию Председателя Суда осуществляет отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом. Он не наделяется распорядительными полномочиями; не может быть в составе палаты Суда, в которой находится Председатель Конституционного Суда.

Судья-секретарь Конституционного Суда входит в состав руководителей Конституционного Суда. Он избирается на три года в том же порядке, что и Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда; общими являются и основания досрочного прекращения полномочий.

Судья-секретарь, как и другие руководители Суда, несет обязанности судьи. Дополнительно он наделяется специальными правомочиями. В отличие от положения заместителя Председателя, они достаточно четко называются в Законе(ст. 27). В частности, судья-секретарь:

1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда;

3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует об их исполнении;

4) организует информационное обеспечение судей.

Аппарат Конституционного Суда. Деятельность Конституционного Суда обеспечивает его аппарат. Он создается в соответствии с Федеральным конституционным законом “О судебной системе РФ” (ст. 30, 32) и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде РФ” (ст.111). Он представляет собой определенным образом opганизованную административную структуру. Ее устройство находится в компетенции Конституционного Суда. При этом, однако, его решение в указанном отношении предопределяется функциями Конституционного Суда, объемом выполняемой работы и государственным финансовым ассигнованием. Оптимальность и стабильность последнего гарантируется законом (путем закрепления отдельной строкой в федеральном бюджете необходимых средств, невозможности их уменьшения в сравнении с предыдущим финансовым годом и т.п.), что составляет основу нормального функционирования аппарата.

Аппарат Конституционного Суда состоит из:

1) Секретариата Конституционного Суда;

2) секретариатов руководителей Конституционного Суда;

3) аппарата каждого из судей;

4) а также иных подразделений.

Конституционный Суд в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата; утверждает Положение о Секретариате Конституционного Суда, а также определяет правовой статус других звеньев аппарата.

Секретариат Конституционного Суда РФ согласно закону:

– осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда, проводит прием посетителей;

– рассматривает обращения в адрес Конституционного Суда Российской Федерации в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда;

– содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;

– изучает и обобщает деятельность государственных органовпо обеспечению исполнения решений Конституционного Суда. Реализация этих функций возложена на управления, отделы и службы Секретариата.

Секретариат Конституционного Суда возглавляет его руководитель. Он назначается на должность решением Суда по представлению Председателя Конституционного Суда; также назначаются на должность начальники управлений, отделов и служб Секретариата Суда.

Аппараты судей. Самостоятельной частью аппарата Суда, не входящей в его Секретариат, являются секретариаты Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, а также аппараты судей, каждый из которых состоит из трех человек. Особенность этих подразделений заключается в том, что они направлены преимущественно на информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение должностных лиц и судей.

Научно-аналитический центр. В Конституционном Суде образован Научно-аналитический центр конституционного правосудия (на правах управления). Он возник в результате трансформации ранее действовавшей группы советников Конституционного Суда. Центр работает под непосредственным руководством Председателя Конституционного Суда и не входит в состав Секретариата Суда. Основными задачами являются: проведение научных исследований, проблемы конституционной юстиции, обобщение практики и выработка соответствующих рекомендаций, а также выполнение требующих научной подготовки поручений суда и судей в связи с деятельностью Конституционного Суда.

Иные подразделения. В аппарат Конституционного Суда входят и другие подразделения, осуществляющие материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение его деятельности. Эти задачи возлагаются на Управление делами Конституционного Суда, финансовый отдел, отдел кадров и др.

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 января 2018 года. Совет Федерации РФ назначил Валерия Зорькина председателем Конституционного суда (КС) на новый шестилетний срок.

Конституционный суд РФ - высший, "самостоятельный и независимый", судебный орган конституционного контроля. Со времени его учреждения в 1991 году пост председателя КС занимали четыре человека.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о председателях Конституционного суда.

Валерий Зорькин (1991-1993, 2003 - настоящее время)

Валерий Зорькин (род. в 1943 году), юрист, выпускник МГУ им. Ломоносова, в 1990-1991 годы руководил группой экспертов Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР и участвовал в подготовке проекта новой российской конституции. В октябре 1991 года вошел в первый состав судей Конституционного суда РСФСР. 1 ноября 1991 года на первом заседании КС тайным голосованием был избран председателем суда на неограниченный срок. В декабре 1992 года во время конфликта между парламентом и президентом РФ Борисом Ельциным был инициатором соглашения "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации".

Документ предполагал замораживание поправок к Конституции, изменяющих баланс исполнительной и законодательной властей, а также принятие решения о проведении референдума об основах нового основного закона. В марте 1993 года Зорькин осудил заявление Ельцина о введении "особого порядка управления до преодоления кризиса власти". 21 сентября 1993 года КС во главе с Зорькиным признал неконституционным указ президента №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ и постановил считать нарушение основного закона основанием для прекращения полномочий Ельцина.

6 октября 1993 года, после штурма войсками здания парламента, Зорькин ушел в отставку, при этом он остался членом КС. 7 октября 1993 года указом президента РФ деятельность КС была временно приостановлена "до принятия новой Конституции Российской Федерации".

После отставки с поста председателя КС Зорькин продолжал оставаться одним из его судей. 21 февраля 2003 года он был вновь избран председателем суда на трехлетний срок. 21 февраля 2006 года и 20 февраля 2009 года Зорькин переизбирался главой КС на новые трехлетние сроки. 2 июня 2009 года были приняты изменения в федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми председатель КС и его заместители стали назначаться на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Кроме того, срок полномочий председателя КС был увеличен с трех до шести лет. 22 февраля 2012 года Зорькин стал председателем КС в пятый раз, назначение впервые прошло по новой процедуре.

Николай Витрук (и. о. председателя, 1993-1995)

Николай Витрук (род. в 1937 году), окончил юридический факультет Томского государственного университета им. В. В. Куйбышева. Возглавлял кафедру государственно-правовых дисциплин Высшей юридической заочной школы МВД СССР, был одним из разработчиков конституции СССР 1977 года. 29 октября 1991 гоа был избран судьей Конституционного суда РФ, 1 ноября 1991 года - заместителем председателя суда. С 1992 года - ассоциированный член (от России) Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы).

21 сентября 1993 года голосовал против постановления КС, которым указ президента РФ №1400 был признан основанием для отрешения Ельцина от должности. 28 сентября 1993 года призвал Зорькина уйти в отставку. С 6 октября 1993 года по 13 февраля 1995 года исполнял обязанности председателя КС. В 1993-1994 ггодахучаствовал в подготовке проекта нового федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и представлял его в Госдуме.

С 13 февраля 1995 года по 12 февраля 2003 года - судья КС. После отставки с должности члена КС работал завкафедрой конституционного права Российской академии правосудия Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Скончался 9 августа 2012 года в Москве.

Владимир Туманов (1995-1997)

Владимир Туманов (род. в 1926 году), выпускник юридического факультета Института внешней торговли Министерства внешней торговли СССР. С 1959 по 1994 год работал в Институте государства и права Академии наук. В 1992 году выступал экспертом на процессе по делу КПСС в Конституционном суде. В мае-июне 1993 года указами Ельцина был включен в оперативную группу по подготовке проекта конституции, а затем стал одним из 25 представителей президента в Конституционном совещании. 12 декабря 1993 года был избран депутатом Госдумы I созыва по списку Партии российского единства и согласия Сергея Шахрая.

25 октября 1994 года был избран судьей Конституционного суда, в связи с чем сложил депутатские полномочия. 13 февраля 1995 года Туманов возглавил КС, за его кандидатуру проголосовали 11 из 19 судей. 9 августа 1996 года во время церемонии инаугурации Ельцина привел его к президентской присяге. 31 октября 1996 года срок полномочий Туманова в качестве судьи КС истек в связи с достижением им 70-летнего возраста.

24 декабря 1996 года он подал заявление об отставке с председательского поста, которое было удовлетворено 20 февраля 1997 года. Туманов продолжал исполнять судейские обязанности до 11 июня 1997 года, когда был назначен и приведен к присяге новый судья. В 1997-1998 годах - судья Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Также в 1997-2011 годах являлся председателем Совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. Скончался 9 июня 2011 года в Москве.

Марат Баглай (1997-2003)

Марат Баглай (род. в 1931 году), юрист, выпускник Ростовского государственного университета. С 1977 по 1995 год работал проректором, заведующим кафедрой публичного права Высшей школы профсоюзного движения ВЦСПС им. Н. М. Шверника (с 1990 года - Академия труда и социальных отношений). Избран судьей Конституционного суда 7 февраля 1995 года. После отставки Туманова 20 февраля 1997 года был избран председателем КС первом туре 12 голосами из 19. 21 февраля 2000 года переизбран на этот пост ("за" - 18, против - один).

В июле 1999 года суд под председательством Баглая принял постановление о конституционности федерального законакультурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Согласно этому решению, ценности, вывезенные с территории "бывших неприятельских государств", признавались российскими. В декабре 1999 года суд подтвердил правоту Ельцина, отстранившего от должности генпрокурора Юрия Скуратова.

По мнению суда, отстранение генпрокурора на время расследования возбужденного против него уголовного дела не относится к компетенции Совета Федерации. 21 февраля 2003 г. во втором туре голосования по выборам председателя КС Марат Баглай проиграл Валерию Зорькину с результатом 9 голосов против 10. Тогда же были прекращены его судейские полномочия. В настоящее время является профессором кафедры конституционного права МГИМО МИД России. 0скт/стк/снб.



Просмотров