Конституция рф как основной источник права. Конституция как основной источник конституционного права в зарубежных странах

Каждая конституция -- это «визитная карточка» государства и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.

Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г.

Юридические признаки Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

  • 1. Высшая юридическая сила: все нормативные правовые акты на территории РФ не должны противоречить Конституции РФ. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию Федерации, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало «за» и «против» Конституции РФ на территории того или иного ее субъекта.
  • 2. Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным собранием, специально образуемым для решения вопроса о принятии новой Конституции РФ.
  • 3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых нормативно-правовых актов.
  • 4. Прямое действие норм Конституции. Многие ее нормы не нуждаются в опосредовании актами текущего законодательства, а если и нуждаются, то, тем не менее, до издания таковых действуют непосредственно. Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующее:

нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов;

в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами;

Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех убъектов политической деятельности. В Конституции акреплены и принципы экономической структуры общества, формы обственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой одержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);

в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;

значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;

Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

По своей форме и сущности Конституция РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана Конституции это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

Конституция Российской Федерации 1993 года комплексно регулируют основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества, а также основы статуса человека и гражданина. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

Человек и гражданин. Основы правового статуса личности (индивида) в большинстве конституций, принятых в последние десятилетия, регулируются более или менее аналогично. Это во многом обусловлено тем, что в их тексты, по уйти, инкорпорированы положения таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В то же время конституции, проявляя уважение к многогранности личности, признают неисчерпаемость ее прав и свобод.

При подготовке Конституции РФ также особое внимание обращалось на соответствие ее главы о правах человека нормам международных актов.

При этом российская Конституция в ст. 2 объявляет человека высшей ценностью. Тогда как традиционно в конституциях акцент делается на ценности основных прав и свобод, и это, безусловно, важное достижение конституционализма, данные положения также содержатся в Конституции РФ в этой же статье. Но Основной Закон России выходит за известные пределы, а при сопоставлении ст. 2 и ст. 7 раскрывается суть социального характера государства, который может быть определен как комплексный, позволяющий избирать и вести политику «инвестиций в человека».

В то же время не все новые моменты мирового конституционного развития учтены в Основном Законе России. Например, Конституция РФ, в отличие, например, от конституций стран Центральной и Восточной Европы, ограничивается в основном общими декларациями о защите прав и свобод личности, не всегда обеспечивая действенность своих норм. В ней названы многие традиционные гарантии прав человека (о сроке задержания, о запрете пыток, о запрещении цензуры и т.д.), однако некоторые гарантии, известные зарубежным конституциям, в Конституцию РФ либо не вошли вовсе, либо включены в весьма ограниченном виде.

По сравнению с Конституцией России конституции зарубежных стран не содержат существенных отличий в отношении индивидуальных политических прав. В то же время Конституция РФ практически не регулирует коллективные права. Так, в классификации политических прав может быть выделена особая группа национальных прав. Субъектом таких прав выступает не только индивид, но и коллектив (народ, нация, этническая общность, национальность). Например, через индивидуальные национальные права реализуется этническая свобода личности. Посредством коллективных национальных прав обеспечиваются специфические интересы народов (этнических общностей).

Так, право на национально-культурную автономию - это право этноса, коллективное право. Вместе с тем потенциал национально- культурной втономии используется не только в интересах этноса (коллективных интересах), но и в интересах составляющих коллектив личностей, одновременно внося свой вклад в развитие всего этноса.

Из названия главы о статусе личности Основного Закона России «Права и свободы человека и гражданина» по сравнению с советскими конституциями исчезло слово «обязанности». Такое сокращенное название было типично для ранних конституций капиталистических стран. И хотя сегодня обязанности в основном возлагаются на государство, доктрина конституционализма исходит из существования не только прав человека по отношению к обществу и государству, но и его соответствующих обязанностей. В современных условиях уточняется традиционный перечень конституционных обязанностей. Например, налоговые обязанности возлагаются с учетом материального положения лица и его семьи. Принципиально новым положением некоторых конституций является обязанность трудиться.

Коллектив. Во второй половине XX в. в конституционном регулировании появился новый объект - коллективы. Пределы конституционного регулирования существенно изменились применительно к коллективам людей, роль которых все более возрастает. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 144.

В настоящее время лишь в некоторых конституцияхсодержатся частичные положения, относящиеся к регулированию статуса отдельных коллективов (в основном они относятся к партиям, реже - к профсоюзам, трудовым коллективам, например, в Конституции Франции и конституциях некоторых франкоязычных стран Африки подробно говорится о территориальных коллективах). Тем не менее, несмотря на пробельность (а чаще всего - отсутствие) такого регулирования и на то, что оно почти не затронуло внешнюю структуру конституций (в них нет отдельных глав или разделов, посвященных коллективам, есть лишь отдельные статьи, относящиеся к некоторым видам коллективов), включение указанных норм существенноизменило внутреннюю структуру основных законов. Первоначальный объект конституционного регулирования - человек и государственная власть, сначала дополненный некоторыми положениями, относящимися к обществу, а теперь - к коллективам, получил завершенное конституционное оформление системы социальных связей. Это придает новое качество современным конституциям.

Конституция РФ принималась в специфических условиях начала переходного периода 90-х гг. прошлого столетия, когда многие коллективы прекратили свою деятельность, а новые только создавались. Поэтому конституционное регулирование этого вопроса практически отсутствует.

Отсутствие прямых конституционных норм о политических партиях ведет к нестабильности их функционирования, возможности постоянного изменения «правил игры». И это в условиях, когда роль партий в Российской Федерации возрастает и они включились в политическую жизнь не только федерального центра, но и субъектов Федерации и муниципальных образований. Об этом свидетельствуют изменения избирательного законодательства и законодательства об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Человек - изначальная клеточка общества, а коллективы - первая ступень его организации людей, и хотя государство в современных условиях опосредует почти все стороны общественной (иногда и частной) жизни, все же наиболее общие, отправные положения конституции относятся к обществу, общественному строю. Такие конституционные положения регулируют основы экономической системы, социальных отношений, политической системы, духовной жизни общества. Современные конституции во всех этих четырех направлениях ушли далеко вперед по сравнению с основными законами XVIII - XIX вв. В то же время именно в вопросах общественного строя российская Конституция, пожалуй, отстает от стандарта овременного основного закона, от международного опыта.

Основы экономической системы. В условиях современного общества в связи с решением вопросов экономики на первый план выдвинулась проблема соотношения рынка и государственного регулирования и, как следствие, отражения этих связей в конституции. В действующих основных законах она решается неодинаково, хотя в целом господствует определенная тенденция, которая не была воспринята создателями российской Конституции.

Во время ее подготовки и принятия среди экономической и политической элиты господствовала идея свободы рынка, трактовавшая экономическую роль государства в духе XVII - XVIII вв. В современных условиях, а, следовательно, и в конституциях речь не может идти об абсолютно свободной рыночной экономике. Государство должно корректировать стихию рынка, социальную ориентацию которому задает прежде всего государственная власть. При современном подходе роль рынка отнюдь не отвергается. В 1999 г. даже в социалистическую Конституцию Китая 1982 г. внесены поправки, говорящие о «социалистическом рыночном хозяйстве». Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 148.

Хотя регулятивная роль государства в экономике - факт очевидный (регулирование собственности, труда и принципов распределения, например, минимальный размер заработной платы, налоги, государственный бюджет и государственные инвестиции и т.д.), в Конституции РФ, исходившей из идей обособленного от государства гражданского общества, отсутствует принципиальное положение о регулирующей роли государства.

Основы социальных отношений. Одним из ключевых положений современного конституционализма является тезис о социальном государстве. В части 1 ст. 7 Конституции РФ говорится, что политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта формулировка имеет целевое содержание, что, видимо, верно. Вряд ли в настоящее времяможно констатировать, что Россия полностью является социальным государством, хотя бесспорно, что его элементы присутствуют: есть установленный государством прожиточный минимум, минимум оплаты труда, государственная социальная помощь бедным, определенная доля государственного, т.е. бесплатного для гражданина, образования и здравоохранения и т.д.

В качестве основных принципов социального государства можно назвать социальную справедливость, социальное равенство, обеспечение социальных гарантий. Но социальное государство не ставит перед собой задачу достижения абсолютной социальной справедливости, оно призвано лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая позволила бы исключить возникновение социальных конфликтов вследствие неравномерного распределения ресурсов, не допуская правовой, социальной и культурной изоляции определенных социальных групп. Первоочередная задача социального государства - не достижение всеобщего равенства, а обеспечение социальных гарантий.

Конституционная формула национального согласия в обществе основана на взаимных интересах государства, бизнеса и остальных граждан. Для граждан - это обеспечение суверенитета государства и контроль за стратегически важными ресурсами страны; для бизнеса - законодательно установленная стратегия экономического развития, конкурентоспособная экономика; для широких слоев населения - это прежде всего достойная жизнь, доступность здравоохранения, образования и других сфер, законодательно установленные, понятные народу механизмы для обеспечения этих интересов.

Основы политической системы. В Конституции РФ 1993 г. в отличие от Конституции СССР 1977 г. отсутствует не только глава, но даже упоминание о политической системе. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 152.

Если же обобщить имеющийся конституционный опыт, взглянуть на намечающиеся тенденции, то современная демократическая конституция содержит следующие положения, характеризующие основы политической системы общества: демократия во всех элементах системы и в системе в целом; власть народа в ее различных формах и проявлениях; политический плюрализм (включая многопартийность и плюрализм политической идеологии); ролевая автономия звеньев системы (т.е. их относительная самостоятельность, а не создание всеобъемлющего механизма под руководством единственной партии с единой идеологией); соревновательность в политическом процессе; самоуправление коллективов и объединений (в том числе местное самоуправление); господство права; демократическое, социальное, светское, правовое государство с разделением ветвей власти, а также с разделением сферы деятельности публичных властей (государственной власти, государственной власти субъекта федерации, публичной власти политических автономных образований, публичной власти местного самоуправления). Часть этих признаков переплетается с признаками современного государства, что естественно: государство, государственная власть - первый возникший и неотъемлемый элемент политической системы. Конституционное право России: учебник / под ред. А. Е. Постникова. - М. : ТК Велби: Проспект, 2013. - С. 163.

Демократические основы российской государственности раскрываются в конституционных институтах прямой (референдум и выборы) и представительной демократии. Принцип правовой государственности закрепляется нормами о верховенстве Конституции и закона. Социальный характер государства находит отражение в нормах об обеспечении условий достойной жизни и свободного развития личности. Принцип светского государства раскрывается в нормах об отделении государства от церкви и недопустимости преимуществ, для каких бы то ни было религий и конфессий.

Развитие современного Российского государства связано с совершенствованием механизма разделения властей. Тезис о разделении властей получил широкое звучание в конституциях. Этот институт в мире уже прошел многоэтапную эволюцию. В России его становление началось не так давно, отчего продолжается поиск оптимального соотношения объема полномочий законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем разделение ветвей государственной власти - только часть современной доктрины единства государственной власти.

Проблемы политического и идеологического плюрализма современными конституциями решены, но, как правило, не в общих формулировках, а в частностях проявления такого плюрализма (например, положения о свободе создания политических партий, свободе выражения мнений). Обобщающих формулировок в конституциях, как правило, нет. Одним из исключений является Конституция РФ 1993 г.: в Российской Федерации признаются идеологическое многообразие, политическое многообразие, многопартийность. Отсутствие таких общих положений во многих демократических странах связано с тем, что политический и идеологический плюрализм (многопартийность, правящая партия и политическая оппозиция, разные идеологические концепции) рассматривались как естественное состояние общества и существовали в течение десятилетий, а то и столетий.

Основы духовной жизни общества. Духовная жизнь общества состоит из многих слагаемых. Главное в ней - отношения между людьми, отношения людей и их объединений с государством и обществом, между государством и обществом по поводу культурных и духовных благ.

Среди конституционных основ общественного строя духовной жизни общества уделяется меньше всего внимания. Положений российской Конституции также по этим вопросам немного, поскольку современная демократическая конституция почти не регулирует эту довольно деликатную сферу жизни, в своей основной части она относится к внутреннему миру личности.

В демократическом государстве к числу различных сторон духовной жизни могут быть отнесены идеологический, культурный, творческий плюрализм, свобода образования, научной, художественной, иной творческой деятельности, свобода религии и атеизма. Многие из этих положений неразрывно связаны с правами личности, отдельные - с основами социальной и политической систем.

Государство. По своей структуре и содержанию Конституция РФ 1993 г. является результатом комплексной имплементации конституционных норм развитых демократических государств с президентской формой правления, но с включением элементов парламентаризма. В результате этого по форме правления в соответствии с конституционными положениями Россия является президентско-парламентарной республикой.

Создание смешанных, гибридных форм правления, сочетающих черты президентских и парламентарных республик, возникающих в результате такого смешения, и, следовательно, существенное видоизменение отношений президента, парламента и правительства - общая тенденция современного конституционализма.

В Конституции РФ традиционно излишне большое внимание уделяется организации органов власти. Например, в ст. 99 Конституции указывается, что Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания. Но это регламентная норма, а Конституция должна регулировать преимущественно принципы и основы деятельности институтов. С другой стороны, существует дефицит в регулировании организации самой публичной власти. Она принадлежит не только государственным органам, она есть у всякого территориального коллектива, его органов. Любой человек, организация, находящиеся на их территории, подпадают под их публичную власть (ограниченную, в отличие от власти государства). В Конституции РФ явно недостает полноты регулирования проблем федеративного устройства и принципов местного самоуправления. Конституционное (государственное) право России: учебник / М. Б. Смоленский. - М. : Издат. - торг. корпорация «Дашков и К», 2014. - С. 113.

Следует признать, что основы конституционного строя России вобрали в себя ценности мирового конституционализма. Пока эти идеалы в российских условиях выступают не столько отражением действительности, сколько целью, к которой надо стремиться. Но конституциям в принципе присуще наличие программных положений государства.

Конституция РФ, бесспорно, была принята в спешке, в своеобразных условиях сложных национально-территориальных проблем, противоборства политических сил, в ситуации, когда общество отказалось от прошлого, но еще не вступило в будущее. В ней есть неудачные формулировки, конструкции, в том числе по принципиальным вопросам, в связи с чем при всех усилиях Конституционного Суда РФ не всегда удается найти удачное решение.

Ценностное значение Конституции РФ 1993 г. как юридического акта подкрепляется весьма высоким уровнем ее юридической техники, что проявляется во всех ее основополагающих формально-юридических свойствах, имеющих не только доктринальное значение, но и нормативное подтверждение.

Это, во-первых, ценность учредительных свойств Конституции, проявляющаяся во всей полноте ее нормативного содержания, в особенности в главе 1. Ценность этих свойств связана с утверждением и формированием на основе Конституции новой, основанной на демократических принципах, системы российской государственности, создании организационно-правовых, институционных и иных механизмов реализации этой системы на практике. В этом плане Конституция 1993 г. явилась своего рода основополагающим нормативным, политико-правовым средством легитимации статуса многонационального народа как единственного источника власти в Российской Федерации, носителя суверенитета (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4).

Во-вторых, ценность верховенства Конституции РФ, что предполагает особое место и значение Конституции как исходного и главенствующего источника всего национального законодательства - федерального и субъектов Российской Федерации, определяет муниципальное правовое регулирование и соответственно служит единым и универсальным сводом основополагающих нормативно-правовых и нравственно-этических ценностей для всего многонационального народа Российской Федерации, для каждого из входящих в его состав этносов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4). Важно при этом учитывать, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ верховенство Конституции проявляется в органическом единстве с общепризнанным принципом верховенства (господства) права, ценностное и нормативно-доктринальное значение, которого положено в основу всего содержания Конституции РФ. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Консультант Плюс.

В-третьих, ценность высшей юридической силы Конституции РФ, что предполагает ее активную системообразующую роль, обеспечение на основе Конституции строгой правовой иерархии, имея в виду, что ни один правовой акт, входящий в состав правовой системы Российской Федерации, не может противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Более того, аксиологическое значение данного юридического свойства Конституции лежит фактически в основе института конституционно-судебного нормоконтроля: ведь законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), а те акты или их отдельные положения, которые признаны неконституционными, утрачивают силу без всяких дополнительных условий и процедур (ч. 5 ст. 125).

В-четвертых, ценность прямого действия Конституции означает, в конечном счете, признание юридической самоценности данного акта независимо от степени его конкретизации в текущем законодательстве, так как конституционные нормы являются непосредственным регулятором общественных отношений, они определяют способы правореализационного процесса, включая соблюдение, исполнение, использование и правоприменение (ч. 1 ст. 15). Аксиология данного свойства усиливается и тем, что посредством прямого действия Конституции обеспечивается в конечном счете признание прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих (ст. 18 Конституции РФ); но таковыми они являются не сами по себе, а именно в связи с нормативной формализацией в установлениях Основного Закона, т.е. как праворегулирующие юридические требования, воплощающие в себе единство естественно-правовых и позитивистских начал.

В-пятых, несомненные аксиологические начала заложены в таком свойстве Конституции, как сочетание юридической стабильности и социокультурного динамизма. Нормативно-правовым эквивалентом этих качеств Конституции являются, прежде всего, ст. 134 - 137 во взаимосвязи, в частности, со ст. 125, а также ст. 76, 80 Конституции РФ. Это предполагает, что нормы Конституции проявляют свое регулирующее воздействие в определенной системе законодательства и в изменяющемся социально-историческом контексте, а следовательно, возможна адекватная их основной сути трансформация смыслового содержания конституционных положений без непосредственного вторжения в сам текст Основного Закона. К этим же характеристикам примыкает особый, усложненный, порядок принятия и изменения Конституции, который обеспечивает формально-юридическую целостность и устойчивость всей системы конституционно-правового регулирования и соответственно выраженных посредством него исходных (базовых) социально-правовых (социокультурных) ценностных императивов общества.

Под источником права понимается форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами - «вместилище» правовых норм); во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права. Два этих момента не всегда совпадают. Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).

Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, характеризуемая такими качествами, как взаимосвязь (предусмотренность существования одних источников другими; конкретизация положений, содержащихся в одних источниках, другими источниками) и иерархия (подчинение одних источников другим, их непротиворечие, преимущественное действие одних источников в случае их коллизии с другими источниками).

Система источников российского конституционного права обычно рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации. Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации . Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;

2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;


4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

2. Законы . В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

Конституция РФ предусматривает следующие виды законов, принимаемых федеральным Собранием - федеральным представительным органом государственной власти:

1) федеральный конституционный закон . Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации (ст. 70), о референдуме (ст. 84), о военном положении (ст. 87), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), о Правительстве РФ (ст. 114), о судебной системе Российской Федерации (ст. 118), о Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (ст. 128), о Конституционном Собрании (ст. 135).

В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

Федеральные конституционные законы имеют приоритет перед федеральными законами и последние не должны им противоречить. Федеральные конституционные законы имеют усложненную процедуру принятия;

2) федеральный закон . Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;

3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации . В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.

Другим уровнем законов являются законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ. При этом законы субъектов Федерации не должны противоречить федеральным конституционным законам, а также федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия в этом случае действует федеральный закон. Если же противоречие происходит между федеральным законом и законом субъекта РФ по вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Федерации по предметам совместного ведения, то действует закон субъекта Федерации.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации . Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.

Аналогичной силой в рамках субъекта Федерации обладают акты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации. Порядок принятия таких актов устанавливается в региональных конституциях и уставах.

В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации , принятые высшим представительным органом еще РСФСР: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. Действующая Конституция РФ и законодательство не содержат упоминания о возможности принятия нормативно-правового акта в форме декларации. Такой акт не может быть принят федеральным Собранием в целом, так как Конституцией РФ не предусмотрены совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако очевидно, что возможно принятие деклараций в форме постановлений Государственной Думы или Совета Федерации.

4. Указы Президента РФ . К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановления Правительства РФ , имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

6. Акты органов местного самоуправления . Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения . Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации . Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области) , предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию . Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;

5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации . Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры . Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации , признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм. Что касается актов Конституционного Суда, содержащих толкование Конституции РФ, то их признание в качестве источника права является спорным.

Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право , которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права. * Конституция РФ близка к естественно-правовой теории, так как закрепляет в ст. 2, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ признает , а не устанавливает права человека. Эти права предшествуют Конституции РФ и имеют приоритет перед другими нормами, содержащимися в ней. Решение вопроса, является или не является естественное право (наряду с позитивным правом) источником конституционного права, зависит от теоретических концепций, которых придерживается человек, изучающий конституционное право.

Важнейшее место среди источников конституционного права занимает Конституция Российской Федерации. Её роль как основного источника конституционного права определяется тем, что в ней устанавливаются конституционно-правовые нормы, являющиеся основополагающими для всех других источников конституционного права. Именно конституция является базой текущего национального законодательства и определяет систему нормативно-правовых актов на территории России в зависимости от их юридической силы. Конституция является основой всего отечественного законодательства.

Во-первых, она закрепляет содержание субъективных прав и обязанностей человека и гражданина на территории России.

Во-вторых, Конституция определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и устанавливает уровень их нормативного регулирования. Например, Конституция закрепляет, что глава Российского государства выбирается на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. Также устанавливаются требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Российской Федерации: наличие российского гражданства, возрастной ценз - 35 лет, ценз осёдлости - проживание на территории России не менее 10 лет. Более подробное регламентирование избирательного процесса по выборам Президента Российской Федерации проводится в Федеральном законе от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

В-третьих, Конституция закрепляет основы федеративного устройства России и проводит разграничение компетенции между Российской Федерации и субъектами Федерации.

В-четвёртых, Конституция Российской Федерации как база текущего законодательства устанавливает: а) виды и способы правового регулирования; б) виды источников; в) субъекты, обладающие правом принимать эти источники.

Огромное значение в отечественной правовой системе имеют Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, принятие которых направлено на реализацию его полномочий. Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия Конституционного Суда Российской Федерации можно разделить на

а) полномочия по проверке соответствия Конституции Российской Федерации федеральных законов и иных актов;

б) полномочия по разрешению споров о компетенции;

в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

г) дает толкование Конституции Российской Федерации;

д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

е) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

ж) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии с Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как уже отмечалось, существует довольно много мнений о месте актов Конституционного Суда Российской Федерации в системе источников конституционного права. Одни ученые считают, что решения Конституционного Суда Российской Федерации не содержат правовых норм и не являются источниками права. Другие ученые относят их к источникам права и утверждают о существовании у органа конституционного контроля правотворческих возможностей. По мнению М.В. Баглая постановления Конституционного Суда Российской Федерации относятся к числу источников конституционного права, но с формальной точки зрения данный орган не является правотворческим, хотя по существу им является. Особый интерес представляет следующее мнение: постановления и определения органа конституционного контроля России, в которых сформулированы определённые конституционные правила поведения (конституционные нормы), являются системообразующими звеньями всей правовой системы и конституционного законодательства. Бондарь Н.С. отмечает, что особенности правовой природы и юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации определяется не тем, обладает ли он правотворческими функциями, а спецификой его собственных конституционно-контрольных полномочий. Их природа такова, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные по итогам рассмотрения дела в его постановлении или определении, имеют общеобязательный характер, нередко обладают нормативностью и соответственно могут признаваться источниками конституционного права. Некоторые правоведы к источникам конституционного права относят не только акты Конституционного Суда, но и решения судов общей юрисдикции. Например, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, имеющие, по их мнению, нормативный характер. Высказывалось мнение, что постановления Конституционного Суда по своей силе нее уступают юридической силе Конституции Российской Федерации.

Дискуссионность этой проблемы вызвана тем, что ни один из российских нормативно-правовых актов, в том числе и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не закрепляет за данным органом право издавать нормативные акты. Связи с этим воззрение на Конституционный Суд Российской Федерации как на правотворческий орган эволюционировали от концепции «негативного законодателя» (то есть органа, принимающего акты, которые отменяют нормы права, признаваемые утратившими силу ввиду их неконституционности) до концепции «позитивного», «второго законодателя».

Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности идет дальше формального толкования и применения фундаментальных норм. Он развивает конституционно-правовую науку, законодательство, предлагает свое понимание тех или иных положений Конституции, которое «связывает» всех субъектов конституционных отношений и, по выражению Н.В. Витрука, «в известном смысле и в известных пределах творит право». Конституционный Суд Российской Федерации постоянно анализирует состояние действующего законодательства, критически его оценивает. Он не только выдвигает предложения по совершенствованию конституционного и других правовых отраслей, но и творит реальные, действующие правоположения, способные заменить отсутствующие юридические правила. М.С. Саликов рассматривая роль решений федерального органа конституционного контроля отмечая важную работу Конституционного Суда в сфере официального толкования Конституции, сделал вывод о его квазизаконодательной функции. О.Е. Кутафин отмечал, что «ни один суд, в том числе конституционный, норм права создавать не может. Конституционный Суд должен только сравнивать с Конституцией проверяемые акты, нормы права. Если эти акты, их нормы соответствуют Конституции, Суд ничего в них менять не может. Если не соответствую, он тоже ничего сам менять не может. Он принимает решение о несоответствии акта, его отдельных положений Конституции; с помощью этого решения, но в силу соответствующих конституционных норм, положений Федерального закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» прекращается действие противоречащей Конституции нормы. Таким образом, прекращение действия нормы связано не с правотворческим усмотрением Конституционного Суда, а с установлением им факта противоречия названной нормы Конституции».

Постановления Конституционного Суда играют огромную роль в развитии отдельных институтов конституционного права России. Так, в контексте развития российского избирательного права Постановление Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесло изменение во внутреннее содержание объективного избирательного права: из него были выделены институт референдума и институт отзыва выборных лиц.

Огромное значение акты Конституционного Суда Российской Федерации играли при формировании основ избирательного процесса в «сложносоставных» субъектах Федерации. В Постановлении от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в ч. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края (области) он указал, что вхождение означает наличие у края, области единых территорий и населения, составными частями которых являются территория и населения автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, уставами соответствующих субъектов Российской Федерации и договором между их органами государственной власти. В связи с этим население округа вправе наравне с населением других частей края (области) участвовать в выборах органов законодательной и исполнительной власти края (области). Данное Постановление вводит в систему источников избирательного права России договоры между субъектами Федерации, которые не упоминаются ни в одном из федеральных законом.

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом Республики Беларусь и имеет высшую юридическую силу. В Конституции закреплены основополагающие принципы и нормы правового регулирования общественных отношений. Конституция Республики Беларусь не только формирует данные общественные отношения, но и определяет развитие всей системы государства. Основной Закон закрепляет конституционный строй, основы государства и общества, положение в нем личности, основные права, свободы и обязанности граждан, принципы избирательной системы, порядок формирования государственных органов, их компетенция и взаимодействие.

Современная Конституция Республики Беларусь вобрала в себя основные правовые идеи: разделение властей, политический плюрализм, верховенство права, многообразие форм собственности, провозглашение человека, его прав и свобод высшей целью и ценностью общества и государства. Конституция является основным источником национального права. Она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что научное осмысление и активация механизма действия норм Конституции Республики Беларусь будет способствовать совершенствованию всех элементов правовой системы.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые Конституцией Республики Беларусь.

Предмет исследования - принципы, нормы, сущность и функции Конституции Республики Беларусь

Цель курсовой работы состояла в комплексном исследовании Конституции как Основного Закона Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

Проанализировать Конституцию Республики Беларусь как основной источник конституционного права;

Изучить социальную, политическую и правовую сущность Конституции;

Проанализировать роль Конституции в формировании и развитии национальной правовой системы.

В курсовой работе использованы научные труды в области конституционного права Г.А. Василевича, С.Г. Дробязко, Д.М. Демичева, А.П. Петрова, В.Н. Кивеля, В.М. Веремеенко, М.Ф. Чудакова и других.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.

КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле под источником права понимается внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим под источниками конституционного права понимаются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Из сказанного следует, что в качестве источников конституционного права Республики Беларусь могут выступать только нормативные правовые акты, которые следует отличать от актов, носящих правоприменительный характер.

Нормативный правовой акт - это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Как видим, в нормативном правовом акте, в отличие от правоприменительного, устанавливаются правила общеобязательного характера, рассчитанные на длительное действие и многократное применение.

Что же касается мировой практики понимания источников конституционного права, то в некоторых странах (Великобритания, Новая Зеландия и др.) в качестве таковых могут выступать и ненормативные акты, например, правовые обычаи, труды видных ученых и т.п. .

Правовой наукой выработано понятие юридических источников права. Под источниками права в юридическом смысле понимается внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Характерной особенностью источников конституционного права является их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическая соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, которая устанавливается Конституцией Республики Беларусь.

Источниками позитивного конституционного права являются нормативные правовые акты, которые можно подразделить на законодательные акты (Конституция, законы, декреты и указы Президента) и подзаконные акты, регулирующие конституционно-правовые отношения.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на Конституцию как Основной Закон, программные законы и обычные .

В рамках рассмотрения проблемы источников конституционного права важным является определение их классификации и места в системе источников. Обычно это осуществляется по двум критериям: по видам актов и по их юридической силе. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в редакции от 02.07.2009 г.) иерархия нормативных актов выглядит следующим образом:

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (далее - Конституция Республики Беларусь), в том числе и конституционные законы, например, закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Конституция является основным источником конституционного права. Эта ее роль обусловлена следующими факторами. Конституция устанавливает правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения;

Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм: она охватывает своим воздействием все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений;

Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Беларуси.

Законы, декреты, указы и иные акты государственных органон издаются па основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, т.е. не должны ей противоречить.

Что же касается конституционных законов, то, хотя на данный момент такой вид актов и не называется в конституции, но в ст. 140 речь по существу идет о подобных актах. К ним следует относить законы о внесении изменении и дополнений в Конституцию, о введении в действие Конституции, о ее толковании. Особенностью этих законов является то, что закрепленные в них предписания являются базовыми для других актов, они являются наиболее устойчивыми и имеют долговременное действие .

Как отмечает А.П. Петров, Конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Она закрепляет форму правления и форму государства, механизм государственной власти, функционирование гражданского общества, права и свободы человека и гражданина. Другие источники конституционного права детализируют указанный круг общественных отношений .

Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция - основной источник конституционного права, так как она содержит его важнейшие нормы и институты. Конституция, являясь основным законом государства, имеющим высшую юридическую силу, регулирует важнейшие общественные отношения. Это значит, что обычные законы и иные нормативные акты должны находиться с Конституцией в соподчинении. Они издаются на основе и в соответствии с Конституцией и не могут быть в противоречии с ней. Если они не соответствуют Конституции, то считаются незаконными и отменяются в соответствии с процедурой, закрепленной в законодательстве. Обычными законами нельзя отменить или изменить нормы Конституции. Следовательно, Конституция Республики Беларусь задает тон всему текущему законодательству .

Следующее место в иерархии источников конституционного нрава занимают решения референдумов. Решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским пли местным референдумом.

Источником конституционного права могут являться также международные договоры и соглашения, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами. Конституция Республики Беларусь (ст. 8) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это значит, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К числу источников конституционного права относятся программные законы. Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным вопросам. В соответствии со ст. 104 Конституции к ним относятся: законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь. Важное место в системе источников конституционного права принадлежит Кодексам Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Они имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Например, Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Самым распространенным источником конституционного права являются обычные законы.

Закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Однако, источником конституционного права являются те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы (например, Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»).

В качестве источников конституционного права выступают и содержащие конституционно-правовые нормы, правовые акты, принимаемые Президентом Республики Беларусь - декреты, указы и директивы.

Постановления Парламента - Национальном Собрания Республики Беларусь.

Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь - нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь. Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.

Источниками отрасли конституционного права являются акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной

Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.

Постановления республиканских органов государственного управления - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления могут приниматься (издаваться) только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления принимаются (издаются) в форме постановлений и приказов.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются министерствами, иными республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений.

Решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений .

Принцип верховенства Конституции Республики Беларусь и его действие. Конституция является правовым фундаментом государственной и общественной жизни, основным источником национальной правовой системы. Она определяет конституционный строй, главные устои государства и обеспечивает своими предписаниями и установлениями их стабильность и надежную защиту, закрепляет политический и идеологический плюрализм, а также правовой статус человека и гражданина. Как уникальный документ наивысшей юридической силы, Конституция базируется на выработанных мыслителями разных эпох главных ценностях конституционализма, наработках мирового конституционно-правового опыта, на накопленном собственном опыте государственно-правового строительства.

Будучи каркасом государственно-правовой модели общества. Конституция определяет правила политических процессов в государстве и обществе, их демократический вектор, выступает в качестве основного гаранта и существенного фактора обеспечения политической и экономической стабильности, функционирования государственного механизма в устойчивом режиме законности и правопорядка. Таким образом, сфера конституционной регламентации имеет всеохватывающее свойство и характер, которыми не обладает ни один нормативный правовой акт государства .

Принцип непосредственного действия Конституции означает, что любой гражданин имеет основания защищать свои права и свободы, определять обязанности, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее.

Предшествующая практика сформировалась именно таким образом, что в первую очередь представительные органы непосредственно руководствовались Конституцией. Что же касается судебной и исполнительной властей, то здесь доминировал, прежде всего, анализ подконституционных актов, очень редки ссылки в принимаемых этими органами решениях на Основной закон.

Конечно, и сами статьи Конституции имеют различную степень конкретизации. Одни изложены так, что сразу определен объем прав и обязанностей (например, часть 2 ст. 10, ст. 27 Конституции), другие - более абстрактно и намечают для нормотворческого органа границы правового регулирования, но и в этом случае, несмотря на ссылку о необходимости принятия закона в развитие конституционной нормы, могут содержаться прямые указания на соответствующие гарантии. Так, в ст. 44 содержится ряд норм, как достаточно абстрактного (например, согласно ее части третьей собственность, приобретенная законным способом, защищается государством), так и конкретного свойства (в соответствии с частью пятой принудительное отчуждение имущества допустимо лишь в двух случаях).

По мнению Н.С. Малеина не все статьи Конституции имеют нормативный характер. К ним он относит те, где речь идет, например, о том, что материнство и детство находятся под защитой государства; об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду. В этих статьях, как считает Н.С. Малеин, формируются правовые принципы, имеющие высокую степень обобщенности, являющиеся основой для отраслевого законодательства, издания законов и подзаконных актов .

Конечно, с его утверждением о ненормативном характере конституционных положений нельзя согласиться. Степень абстракции конституционной нормы (необходимость ее первоначальной реализации на законодательном уровне), конечно, влияет на возможность ее непосредственного применения (прямого действия) гражданином.

Но это не значит, что это есть статьи Конституции, которые не отвечают признакам нормативности. Даже преамбула Конституции, не говоря уже о статьях, содержащихся в основной части Конституции, имеет нормативный характер. Другое дело, что есть нормы, ясно и однозначно сформулированные, есть и такие, которые содержат положения неопределенные. В таком случае необходимо толкование, принятие закона, а может быть и вынесение первого судебного постановления для формирования судебной практики.

Высока роль в уяснении смысла Конституции, а значит и в содействии в обеспечении непосредственного действия конституционных норм, Парламента (дает нормативное толкование Конституции, принимает законы в ее развитие), а также Конституционного Суда, который при вынесении своих заключений осуществляет казуальное толкование Основного закона.

Принцип верховенства Конституции закреплен в ст. 137 Конституции Республики Беларусь. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется особенностями ее принятия, изменения или отмены.

В связи с закреплением в ч. 2 ст. 137 Конституции принципа приоритета Конституции по отношению к законам, декретам, указам можно сделать вывод и о верховенстве Конституции по отношению к актам Правительства (они должны базироваться на Конституции, законах, актах Президента) и других государственных органов.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В данной норме получил развитие принцип разделения властей. Каждый орган государственной власти имеет свои пределы ведения. Поэтому у государственного органа есть право принимать акты, базируясь исключительно на нормах Конституции. В этой связи не всегда принятие декрета или указа должно основываться на законе - такое право может вытекать непосредственно из содержания текста Конституции.

Верховенство конституции - самостоятельный конституционный принцип, гарантирующий единство и целостность правовой системы государства. Принцип верховенства конституции обусловлен такими качествами Основного закона, как демократизм, выражение воли народа, преемственность, высшая юридическая сила.

Конституция выделяется среди законов и иных правовых актов высокой значимостью регулируемых ею общественных отношений. Она как бы учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. Конституционные нормы становятся своего рода импульсом для создания иных актов и норм, влияя на их темы, содержание, методы регулирования.

Любой правовой акт, любое действие (равно как и бездействие) органа публичной власти или его должностного лица должны соответствовать Конституции. Соответствие Конституции - это не воспроизведение ее, как иногда понимается, это не только ее соблюдение или исполнение, а, по крайней мере, непротиворечие ей. Акт или действие соответствуют Конституции, если вытекают из ее предписаний либо осуществлены в сфере, которая ею ни прямо, ни косвенно не регулируется. Верховенство Конституции обусловливается необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей огромной системы правовых актов, прежде всего тех, которые содержат правовые нормы с неопределенным сроком действия. Только так могут быть достигнуты основные цели любой Конституции - гарантировать права человека, поставив пределы публичной власти, и обеспечить демократическое и рациональное устройство этой власти, ее демократическое функционирование .

Таким образом, можно прийти к выводу, что Конституция Республики Беларусь является основным источником конституционного права, так как она содержит его важнейшие нормы и институты. Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм: она охватывает своим воздействием все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную, что и отличает Основной Закон от всех иных видов источников конституционного права.

Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Она закрепляет форму правления и форму государства, механизм государственной власти, функционирование гражданского общества, права и свободы человека и гражданина.

К источникам конституционного права Республики Беларусь также относятся решения референдумов, международные договоры и соглашения, Кодексы Республики Беларусь, постановления Парламента, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного, Верховного, Хозяйственного Судов Республики Беларусь, нормативные правовые акты министерств, а также решения местного управления и самоуправления.

Конституция (от лат. constitutio – устанавливаю, обустраиваю) как источник конституционного права представляет собой юридический документ, “выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны .

Прежде всего, различают конституции юридические и фактические. Фактическая конституция (иногда ее называют еще и материальной) – это система общественных отношений, складывающихся по поводу устройства общества и государства и определения положения человека в обществе и государстве.

Юридическая конституция (или формальная) – это система правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.

Свойства:

Конституция является основным источником конституционного права и основным законом государства в силу ее особых юридических свойств. Следует отметить, что в литературе пока не выработано единого подхода к перечню юридических свойств конституции – в различных научных источниках выделяются разные свойства, но, как правило, следующие: учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, свойство быть юридической базой текущего законодательства, прямое действие и стабильность .

Ф. Лассаль (1825-1864), немецким социалистом, философом и публицистом. Он отмечал, что сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение общественных сил, сложившееся на момент ее принятия . В.И. Ленин сформулировал это понятие с классовых позиций: “Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся выборов в представительные учреждения... выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе”

Таким образом, если исходить из лассалевского понимания сущности конституции, то конституция представляет собой соглашение между различными социальными силами. Следовательно, в этом и проявляется договорный характер конституции и договорный способ ее принятия.

Форма и содержание конституции в зарубежных странах. По форме конституции бывают писаными и неписаными. Под писаным понимается единый нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), содержащий в системном порядке комплекс конституционно-правовых норм и отличающийся от актов текущего законодательства более сложной процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеет писаную конституцию, т.е. единый правовой акт – основной закон страны. В свою очередь, писаные конституции разделяются на кодифицированные и некодифицированные . Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов), которые в совокупности и образуют конституцию данной страны.


Структура конституций в зарубежных странах имеет много общего. Это преамбула, в которой дается характеристика исторических условий принятия того или иного акта; основной текст конституции, который делится на разделы, главы, параграфы, статьи и заключительные (переходные) положения, в которых, как правило, определяется порядок вступления в силу данной конституции и порядок приведения действовавшего прежде законодательства в соответствие с новой конституцией.

Содержание конституций, принятых в разных странах или в одной стране, но в разное время, весьма различно. Каждая конституция характеризуется своими объемом и содержанием. Содержание конституции непрерывно меняется. Это предопределено прежде всего изменением предмета конституционного регулирования. Можно выделить несколько тенденций такого рода изменений. Первая – это увеличение доли норм, регламентирующих статус личности. Вторая тенденция, проявляющаяся в развитии конституционного законодательства, – передача полномочий от законодательной власти к власти исполнительной. Третья тенденция – это расширение воздействия государственной власти на экономические отношения. Если конституции первого этапа закрепляли в сфере экономики лишь право собственности, то в настоящее время они содержат достаточно широкий круг норм, регулирующих экономические отношения. Еще одной тенденцией в развитии конституционного законодательства является закрепление института конституционного контроля. Непосредственно конституцией учреждается специфический орган, осуществляющий контроль за соответствием основному закону всех других правовых актов. Таким органом является, как правило, конституционный суд или иная структура, наделенная соответствующими полномочиями.

Виды конституций в зарубежных странах. В научной литературе существует несколько критериев классификации конституции.

Так, по времени действия конституции делятся на постоянные и временные.

В научной литературе можно найти еще и такое подразделение конституций, как демократические и недемократические, а также федеративные и унитарные. Думается, что такое деление не совсем корректно. Конституция закрепляет форму политико-территориального устройства государства, определенный государственный режим – демократический или недемократический, но сама она не может быть ни унитарной, ни федеративной, ни демократической или недемократической.

По форме конституции делятся на 2 группы: Писаные и Неписаные.

Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:

Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом.

Изменение жёстких конституций невозможно либо сильно осложнено.

Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).



Просмотров