Конституционный суд рф кратко. Конституционный суд

Ключевые слова: состав, структура, полномочия, конституционного, суда, РФ

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125 ) и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. (ред. от 5 февраля 2007 г.).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей , назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ . Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей . Полномочия Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет .

Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствиии Конституции РФ :

а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов;

в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции :

а) между федеральными органами гос. власти;

б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов;

в) между высшими гос. органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона , примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения ;

7) осуществляет иные полномочия , предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юрид. природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права . При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов . По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации .

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат .

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд : 1) разрешает дела о соот-и Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ ; 2) дает толкование Конституции РФ ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) принимает послания Конституционного Суда ; 5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд в пленарных заседаниях также : 1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; 2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда; 3) принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; 4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях , а также распределяет дела между палатами; 5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда , а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. В число этих дел входят: 1. Дела о соот-и Конституции РФ: а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ ; б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ , изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов; в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ .

2. Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции: а) между фед. органами гос. власти ; б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов ; в) м/у высшими гос. органами субъектов РФ .

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Порядок образования и деятельности, компетенция Конституционного Суда определяются Конституцией РФ (ст.125), Законом о Конституционном Суде Российской Федерации, принятым Государственной Думой 24 июня 1994г., одобренным Советом Федерации Российской Федерации 21 июля 1994г. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатурах на должности судей могут вносить Президенту: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке, тайным голосованием, большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Конституционный Суд, подчеркивает в Законе, решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

В целях обеспечения объективности в работе Конституционного Суда Закон устанавливает перечень занятий и действий, несовместимых с должностью судьи.

Судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать или сохранять другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если оно и не преследует политических целей.

Судья Конституционного суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению, до принятия решения по этому вопросу.

Закон устанавливает, что судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности 70 лет. К числу правовых гарантий деятельности судьи относятся: гарантии независимости, принципы несменяемости, неприкосновенности, равенства прав судей. В Законе четко урегулированы основания и порядок приостановления полномочий, прекращения полномочий и отставки судьи Конституционного Суда.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.

Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат Конституционного Суда. Ст. 21 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации определяет перечень вопросов, подлежащих рассмотрению исключительно на пленарных заседаниях, а в ст. 22 – перечень вопросов, рассматриваемых в заседаниях палат.

Председатель Конституционного Суда: руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение судьи вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями; по уполномочию суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом суда и т.д. Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет обязанности, возложенные на него судом.

Судья – секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседания суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей и др.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. В этом документе устанавливаются: порядок определения персонального состава палат, порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях; особенности делопроизводства и т.д.

Второй раздел Закона о Конституционном Суде закрепляет общие правила производства в Конституционном Суде. В их содержание входят: принципы конституционного производства (независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон); установление поводов и оснований к рассмотрению дела, общих требований к обращению, перечень документов, прилагаемых к обращению, размеры уплаты государственной пошлины.

В Законе детально регламентированы порядок предварительного рассмотрения обращений, основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению; общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде, права и обязанности сторон и их представителей и т.д.

Решения, принятые как в пленарном заседании суда, так и в заседаниях палат, являются решениями Конституционного Суда. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса решения суда именуются постановлением, заключением и определением. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено Законом. Судьи не вправе воздержаться от голосования или уклониться от голосования.

Закон о Конституционном Суде закрепляет нормы, устанавливающие особенности производства в суде по отдельным категориям дел: о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; по спорам о компетенции; о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан; о конституционности законов по запросам судов; о толковании Конституции Российской Федерации; о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершения иного преступления.

В процессе рассмотрения принципиально различных видов дел с использованием различных процедур конституционная юстиция осуществляет следующие задачи, соответствующие ее природе:

    Разрешает дела в соответствии Конституции Российской Федерации:

А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов ее субъектов;

В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Г) Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти федерации и субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или надлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, представленные Конституцией, федеративным договором, федеральными конституционными законами.

Помимо этих правовых задач конституционная юстиция выполняет и политическую задачу интеграции индивидов в рамках государства, препятствует отчуждению граждан от власти, ибо каждый гражданин знает, что он может вступить в спор даже с законодателем и перед лицом конституционного суда это будет спор формально равных сторон".

Основным преимуществом специальной конституционной юрисдикции считается рационализация процедуры: конституционный суд ограничивается рассмотрением лишь конституционно-правовых вопросов, он избавлен от необходимости попутно решать нередко очень сложные вопросы из области гражданского, уголовного и другого права. А главное, конституционный суд не связан обстоятельствами конкретных споров о праве и может рассматривать вопросы конституционности нормативных актов в порядке абстрактного контроля. В то же время компетенция конституционного суда не лишает все остальные суды правомочия применять конституцию и контролировать конституционность деятельности других государственных органов.

К исключительной компетенции конституционной юстиции относится следующее:

Рассмотрение споров между высшими государственными органами;

Контроль за конституционностью законов - по меньшей мере абстрактный контроль; объявление законов недействительными;

Рассмотрение жалоб граждан, групп или ассоциаций на нарушение конституционных прав законодательством или обыкновением правоприменительной практики; - проверка конституционности референдума.

Кроме того, в компетенцию конституционного суда может входить:

Рассмотрение жалоб по поводу выборов в органы народного представительства;

- “защита конституции” (рассмотрение жалоб по поводу неконституционности действий государственных органов, отстранение от должности высших должностных лиц государства за нарушения конституции, установление антиконституционного характера политических партий, принятие решений, обязывающих законодателя или высшие судебные органы устранить нарушения конституции либо издать акты, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод);

Иные “нетипичные” процедуры.

Наибольший интерес в компетенции конституционных судов представляют контроль за конституционностью законов и рассмотрение индивидуальных жалоб на нарушение конституционных прав - как наиболее соответствующие природе конституционной юрисдикции.

Предварительный контроль обладает тем преимуществом, что позволяет выяснить спорные конституционно-правовые вопросы на самой ранней стадии законодательного регулирования, еще до вступления закона в силу. Он также способствует стабильности, устраняет проблему отмены подзаконных актов в случае последующего признания закона ничтожным с момента его принятия. Он не вредит авторитету законодателя в той мере, в которой это возможно при последующем контроле.

В то же время у предварительного контроля есть существенный недостаток. Сложность современного законодательства, особенно относящегося к социально-экономической сфере, крайне затрудняет выяснение его конституционности до тех пор, пока нет данных о практике его применения и толкования судами и органами управления. К тому же социально-экономические условия, с учетом которых был принят закон, впоследствии могут измениться настолько, что в новых условиях смысл отдельных норм может уже противоречить смыслу конституции.

С этой точки зрения более предпочтительным. оказывается абстрактный последующий контроль (хотя во Франции и Греции такой контроль невозможен).

В федеративном государстве абстрактный последующий контроль может быть весьма эффективным средством защиты конституционной компетенции субъектов федерации от ее нарушения федеральным законодательством и наоборот - средством защиты федеральной компетенции". Ибо невозможно строго разграничить компетенцию по всем вопросам, всегда остаются сферы совместной компетенции. И законы, кажущиеся принятыми с соблюдением компетенции, в процессе их применения могут не только стать причиной спора федерации и ее субъектов, но и просто обнаружить свою неконституционность.

Особый вопрос - о применении абстрактного последующего контроля в условиях конституционной реформы к законодательству, которое считается действующим, поскольку оно не противоречит новой конституции. Здесь следует исходить из того, что, с одной стороны, прерогатива конституционного суда объявлять законы недействительными в определенном смысле служит формой защиты верховенства действующей законодательной власти в противоположность такому положению, когда любой суд может объявить закон ничтожным (“централизованная” и “децентрализованная” конституционная юрисдикция). Но, с другой стороны, речь идет о законах, которые были приняты в иной, возможно, в принципиально иной социально-исторической ситуации, причем законодателем, не связанным ныне действующей конституцией. Поэтому нет необходимости считать, что установление недействительности таких законов относится к исключительной компетенции конституционного суда.

В Германии, Австрии, Италии, Испании, Бельгии и Турции, а ныне и в России правоприменительные органы обладают правом возбуждать в конституционном суде процедуру конкретного контроля. Условием обращения в конституционный суд здесь, как правило, признается такое положение, когда правоприменительный орган (обычно это суд) приходит к выводу о неконституционности закона, который он должен применить. В таком случае суд должен приостановить производство по делу и дождаться соответствующего решения конституционного суда. Приостановление рассмотрения дела и обращение суда в конституционный суд возможны либо в силу должностных обязанностей судьи, либо только на основании ходатайства одной из сторон процесса.

Такая процедура, соответствующая “централизованной” конституционной юрисдикции, предполагает, что в компетенцию обычного суда входит и толкование конституции, и проверка конституционности тех законов, которые суд применяет. Но в то же время суд не вправе сам объявить закон ничтожным. Такое правомочие принадлежит лишь одной, особой судебной инстанции, что позволяет избежать разного толкования одной и той же нормы конституции или закона в решениях разных судов первой инстанции, а решения конституционного суда приобретают силу общеобязательных актов толкования права.

И в заключение - о проблемах рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения конституционных прав. Конституционные права гражданина реальны лишь постольку, поскольку он может защитить их в суде. Конечно, может быть достаточно обратиться за защитой и в обычный суд, но возможность обращения в суд, специально созданный для защиты конституционных прав, принципиально поднимает уровень защищенности таких прав.

Эти аргументы очевидны. Но столь же очевидно, что, для того чтобы рассматривать по существу все жалобы граждан, считающих, что их конституционные права нарушены непосредственно законами или актами применения законов, понадобится примерно столько же конституционных судов, сколько существует правоприменительных органов. Во всех странах, где допускаются индивидуальные конституционные жалобы, конституционные суды не в состоянии справиться с обилием таких дел, и это несмотря на то, что, как правило, более 90% жалоб не принимается к рассмотрению.

Но все это никоим образом нельзя расценивать как доводы против предоставления гражданину права обращаться в конституционный суд. Практика в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии и других странах, в которых допускается обращение в конституционный суд с индивидуальной жалобой, показала, что это право, как никакое другое, способствует формированию у граждан уверенности в том, что они живут в обществе, в котором проводится режим господства права, а такая уверенность - самый надежный фундамент демократического конституционного государства". Если граждане уверены в том, что по поводу своих прав они могут вступить в спор даже с законодателем, они добиваются защиты своих прав всеми законными способами и во всех случаях их нарушения. Граждане свободны и защищены в правовом государстве постольку, поскольку это государство судей.

Конституционный суд Российской Федерации, который согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).
Порядок образования и деятельность Конституционного суда Российской Федерации закрепляется также Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" 1994 г. с изменениями 2001 г.
Целью деятельности Конституционного суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории России.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Предложения о кандидатах на должности судей вносятся Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими органами, юридическими научными и учебными заведениями. Вторичное назначение на должность, согласно Конституции РФ, одного и того же лица не допускается. Кандидат на должность судьи Конституционного суда РФ должен быть гражданином России, не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст члена Конституционного Суда - 70 лет.
Судьи Конституционного суда РФ не могут быть членами парламента и иных представительных органов, сохранять за собой государственные и общественные должности, заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; они не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампании по выборам и заниматься любой политической деятельностью.
Все члены Конституционного суда равны в правах, обладают правом неприкосновенности, несменяемы, кроме случаев, указанных в законе.
Закон определяет и случаи досрочного прекращения полномочий судей. В частности, полномочия могут быть прекращены в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство этой должности, а также неучастия в заседаниях Конституционного суда или уклонение судьи от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины. Закон регламентирует и порядок выхода судьи Конституционного суда в отставку.
Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком (хотя судьи назначаются на определенный срок). Конституционный суд РФ финансируется за счет федерального бюджета, что гарантирует его независимость от любых других органов государства в организационном, финансовом и материально-техническом плане и дает возможность осуществлять конституционное судопроизводство в полном объеме.
Конституционному суду РФ принадлежит право самостоятельно и независимо осуществлять информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Конституционный суд РФ призван защищать Конституцию страны как ее основной закон; осуществлять конституционный контроль и защиту прав и свобод человека и гражданина. Являясь одним из высших федеральных органов судебной власти, Конституционный суд РФ подкрепляет и стабилизирует систему разделения властей, имея одной из сторон своей деятельности рассмотрение споров о компетенции как между федеральными ветвями власти, так и между органами власти Федерации и ее субъектов, и между государственными органами отдельных субъектов Федерации.
Кроме этих важных задач, одной из сторон деятельности Конституционного суда является толкование норм Конституции, что помогает государству, его органам, общественным организациям, гражданам наиболее точно реализовать конституционные требования.
Право Конституционного суда РФ объявлять законы недействительными подчеркивает особое правовое положение этого органа в системе государственных органов.


  • Конституционный суд РФ:
    • разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
      • федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;
      • Конституций республик, уставов и других нормативных актов субъектов РФ по вопросам ведения, закрепленным в ст.ст. 71 и 72 Конституции;
      • договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
      • не вступивших в силу международных договоров РФ;
    • разрешает споры о компетенции между:
      • федеральными органами государственной власти;
      • органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • высшими государственными органами субъектов РФ;
    • по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    • по запросам Президента, палат парламента, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов дает толкование Конституции;
    • по запросу Совета Федерации дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента;
    • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный суд РФ состоит из двух палат и пленарного заседания, в котором участвуют все члены суда. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос компетенции Конституционного суда России. Палаты включают в себя соответственно десять и девять судей; порядок распределения судей по палатам определяется Регламентом Конституционного суда, причем персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Участниками процесса в Конституционном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
В пленарном заседании и в заседании палат принимаются решения Конституционного суда РФ, они подписываются всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
Решения Конституционного суда называются постановлениями, определениями и заключениями; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их провозглашения.
Постановления и заключения Конституционного суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Кроме того, все материалы о деятельности Конституционного суда РФ публикуются в специальном вестнике.
Решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией и с решением Конституционного суда.

Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется "Судебная власть", прокуратура не является органом этой ветви власти. Она представляет собой единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Во главе всех прокурорских органов стоит Генеральный прокурор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции). Компетенция и порядок деятельности прокуратуры регулируется Федеральным законом "О Прокуратуре Российской Федерации" 1995 г., где главная ее задача определена как надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов в целях единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Контрольные вопросы

  1. Кто, согласно Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина?
  2. Какими полномочиями обладает Президент РФ в области охраны правопорядка?
  3. Каковы полномочия Федерального Собрания в сфере охраны правопорядка?
  4. Какими полномочиями наделено правительство РФ в сфере охраны правопорядка?
  5. Посредством чего осуществляется судебная власть в РФ?
  6. Назовите принципы судопроизводства в РФ.
  7. Что в соответствии с Конституцией РФ относится к федеральным судам?
  8. Что относится к судам субъектов Федерации?
  9. На какие три группы делится система федеральных судов?
  10. Назовите три уровня, на которые делится система арбитражных судов.
  11. Каковы полномочия мировых судей?
  12. Какие требования предъявляет Российское законодательство к членам Верховного и Высшего Арбитражного судов?
  13. Что представляют собой административные суды?
  14. Каков порядок формирования Конституционного Суда РФ?
  15. В каких направления осуществляется деятельность Конституционного Суда РФ?
  16. Какие виды решений принимает Конституционный Суд РФ?
  17. Какой юридической силой обладают решения Конституционного Суда РФ?

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Возникновение КС прямо связано с проведением демократических реформ и воплощением в жизнь идей правового государства. Разделение властей, с одной стороны. - причина возникновения самостоятельного, независимого от законодательных и исполнительных органов власти органа конституционного контроля, а с другой - разделение властей не может эффективно реализоваться в отсутствие КС.

Институт конституционного контроля был учрежден 15 декабря 1990 г. внесением поправок в Конституцию РСФСР. 12 июля 1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР утверждается Закон РСФСР "О Конституционно\",\" Суде РСФСР", а в октябре 1991 г. формируется КС РФ в составе 13 судей (Закон предусматривал другое число - 15 судей).

Вскоре после того, как КС признал не соответствующим Конституции РСФСР Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации",его деятельность была приостановлена.

В феврале 1995 г. КС возобновил свою работу в соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", принятым ГДна основе новой Конституции РФ. Новый закон изменил по-рядок формирования КС и увеличил число его судей до 19.

Задачи КС как специализированного органа конституционного контроля:

защита основ конституционного строя. основных прав и свобод человека и гражданина. обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. КС осуществляет следующие функции: а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ ФЗ. нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД. Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ: не всту-пивших в силу международных догово-ров РФ (КС осуществляет исключительно последующий конституционный контроль и не вправе рассматривать проекты каких-либо нормативных актов и договоров): б) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти: между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; между высшими органами государственной власти субъектов РФ; в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного и подлежащего применению в конкретном деле; г) дает толкование Конституции РФ: д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления: е)проверяет соответствие вопросов, выносимых на референдум, требованиям. предусмотренным Конституцией РФ: ж) на основании анализа рассмотренных им дел принимает послания о состоянии конституционной законности в стране.

КС - единственный судебный орган, компетенция которого установлена в Конституции РФ; его деятельность связана не с применением правовых норм, а с обеспечением соответствия их Конституции РФ. Существо данной деятельности составляет толкование норм проверяемых актов и Конституции РФ, которое протекает по иным процессуальным правилам, нежели рассмотрение дел в судах общей и арбитражной юрисдикции. КС воздерживается от установления фактических обстоятельств в том случае, если это входит в компетенцию иных судов. КС оказывает непосредственное воздействие на деятельность главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, лишая юридической силы их нормативные акты, договоры, не соответствующие Конституции РФ. КС не толкует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание определенных положений Конституции РФ, обязательное для всех государственных органов и иных субъектов конституционных правоотношений.

19 судей разделены на 2 палаты.

Председатель КС, его заместитель и Судья-секретарь избираются на пленарном заседании КС из своего состава. Председатель руководит подготовкой пленарных заседаний КС, созывает их и дредседательствует на них, выносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат, осуществляет общее руководство аппаратом КС,представляет на утверждение кандидатуры руководителей Секретариата КС и других подразделений аппарата, а также Положение о Секретариате КС и штатное расписание аппарата. Полномочия своего заместителя Председатель определяет сам. Судья-секретарь непосредственно руководит работой аппарата КС, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний КС, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, информирует КС об их исполнении, организует информационное обеспечение судей.

Вопросы порядка определения персонального состава палат КС, распределения дел между ними, определения очередности рассмотрения дел на пленарных заседаниях и на заседаниях палат, некоторые правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства в КС.требования к работникам аппарата КС, иные вопросы внутренней деятельности КС закреплены в Регламенте КС, принимаемом на пленарном заседании.

Конституционное производство в КС осуществляется в двух организационно-правовых формах: пленарные заседания и заседания палат КС.

Конституционное судопроизводство происходит на основе общих для судопроизводства принципов независимости судей, коллегиальности рассмотрения и разрешения дел, государственного языка,гласности,устности и непрерывности производства по делу, состязательности и равноправия сторон.

Еще один принцип конституционного судопроизводства, направленный на обеспечение единства и согласованности решений КС, выполняющих роль своеобразного ориентира в трактовке конституционных норм для законодательной и правоприменительной практики - презумпция истинности правовой позиции КС.

Поводом к началу рассмотрения дела в КС является письменное обращение управомоченного субъекта в форме запроса, ходатайства или жалобы. Запросом именуется обращение с требованием о проверке конституционности ФЗ, нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. обращения по поводу толкования Конституции РФ, обращения судов с требованием о проверке конституционности законов, подлежащих применению при разрешении ими индивидуально-конкретных дел, а также обращения по вопросу дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Ходатайства - это обращения с требованиями о разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

между высшими органами государственной власти субъектов РФ. Жалоба - это обращение гражданина или объединения граждан с требованием о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению при разрешении дела правоприменительным органом и нарушающего основные права и свободы граждан. Граждане могут обжаловать в КС исключительно законы - федеральные или субъектов РФ.

КС не может по своему усмотрению начать проверку конституционности какого-либо нормативного \"акта или иное производство. \";

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,соответствует ли Конституции РФ нормативный акт или договор. Понятие "неопределенность" в данном случае означает убеждение заявителя в несоответствии оспариваемых им правовых положений Конституции РФ. Основание к рассмотрению дела составляет противоречие между позицией заявителя по вопросу о содержании конституционных норм и позицией высших органов государственной власти. Основанием к рассмотрению дела в КС может быть и противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, выдвижение ГД обвинения против Президента РФ. Предметом рассмотрения в КС могут быть указанные выше нормативные акты и договоры (в том числе международно-правовые).

Субъектами права на обращение в КС являются: Президент РФ , СФ, ГД, \"/5 членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, ВС РФ. ВАС РФ. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, граждане или их объединения, а также общие суды любой инстанции (ст. 125 Конституции РФ), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ.

Решения КС РФ подразделяются на три вида:постановление, направленное на разрешение дела по, существу, - им заканчивается производство по делам о конституционности нормативного акта или договора, по рассмотрению спора о компетенции, по толкованию положений Конституции РФ; итоговое решение по вопросу о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ именуется заключением: остальные решения оформляются определениями.

Особое мнение судьи не является составной частью решения КС и не имеет каких-либо правовых последствий. Оно содержит личную позицию судьи, несогласного с решением КС по существу. и подлежит опубликованию одновременно с решением КС по делу.

Решение КС является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим КС, ни другими органами государственной власти. \" >

Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Однако после его вынесения образуется пробел в праве, который иногда невозможно восполнить непосредственным применением норм Конституции РФ. В этом случае законодатель обязан немедленно или в срок. установленный в постановлении КС, внести изменения в нормативный акт или договор в соответствии с правовой позицией КС.

В законе о КС говорится об ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствова-ние исполнению решений КС. Однако данная норма не содержит никаких санкций: нет их пока и в федеральном законодательстве, к которому она отсылает. Этим частично объясняется недостаточное уважение к решениям КС как со стороны законодательных органов, так и органов, применяющих законы.

Лкт.:Авакьян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия//Вестник МГУ, сер. 11 "Право", 1995, № 4; Бел к и н А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995;Боботов С.В. Конституционная юстиция. М., 1994;Л а за ре в В.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ//Государство и право, 1996, №6;0всепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992; ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Комментарий. М., 1996; Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995; Шульжен ко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995; Эб-зеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.,1996. Лучин В.О.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ" в других словарях:

    Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия - 23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года О Конституционном Суде Российской Федерации. Согласно действующей редакции закона Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) судебный орган… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В РФ является высшим судебным органом конститу ционного контроля, осуществляющим судебную власть в форме конституцион ного судопроизводства. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ осуществляет судебнуювласть путем: рассмотрения в заседаниях дел о… … Финансовый словарь

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства,… … Современная энциклопедия - Конституционный Суд Российской Федерации судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства...

constitutional court) - -специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением Конституции, за соответствие ей всех иных нормативных актов. В Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля. Его полномочия, состав, основной характер деятельности определены Конституцией РФ и соответствующим Законом КС РФ не рассматривает политические вопросы. Он сам и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции. КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Конституционный суд

судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации конституционный суд считается судом особой категории и входит в судебную систему страны. В Германии, Италии, Румынии, Болгарии, Монголии конституционный суд является особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены конституционного суда в Германии и Хорватии избираются парламентом, а на Кипре - назначаются главой государства. Иногда члены конституционного суда назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции. В Италии члены конституционного суда в равных долях назначаются президентом, парламентом и магистратурой. Наряду с осуществлением конституционного контроля конституционный суд имеет право толковать конституцию, решать вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривать споры о компетенции. В США функции Конституционного суда возложены на Верховный суд. Конституционный суд Российской Федерации был создан в октябре 1991 года для решения дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, правительства Российской Федерации, конституций и нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению, договоров между Российской Федерацией и ее субъектами, договоров между субъектами Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. По запросам судов Конституционный суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции Российской Федерации, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения президента Российской Федерации в государственной измене или ином тяжком преступлении, выступает с законодательной инициативой. Конституционный суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Конституционный суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного суда Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается регламентом Конституционного суда Российской Федерации.



Просмотров