Кому платить налог за авторское право. Публичное исполнение произведений

Право на вознаграждение не относится к числу личных неимущественных или имущественных авторских прав. Законодательство не устанавливает право на вознаграждение, однако регламентирует отдельные случаи, в соответствии с которыми оно возникает. Такие случаи касаются использования произведения другими лицами (например, при использовании служебного произведения работодателем у автора возникает право на авторское вознаграждения за подобное использование, а у работодателя непосредственно возникает обязанность уплатить автору данное вознаграждение). В гражданско-правовой науке сложилась точка зрения, поддерживаемая практически всеми учеными, согласно которой право на авторское вознаграждение должно появляться при любых формах и любых способах использования произведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что право на вознаграждение возникает в результате двух взаимосвязанных явлений:

1) передачи, отчуждения от автора исключительных прав на использование произведения (в данном случае основанием для возникновения авторского права на вознаграждение служит договор о возмездной передаче исключительных прав на использование произведения);

2) осуществления фактического использования данного произведения в определенных целях (в этом случае основанием для возникновения авторского права на вознаграждение будет являться непосредственно законодательная база). Передача исключительных авторских прав на использование произведения является одной из главных предпосылок для возникновения у автора права на вознаграждение. Передача имущественных авторских прав на использование произведения осуществляется с помощью заключения гражданско-правового договора между непосредственно самим автором и лицом, которому он передает данные права. Данный договор согласно нормам права, составляющим ГК РФ, представляется в двух разновидностях: как договор об отчуждении исключительного права и как лицензионный договор.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что по договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

Заключение договора о возмездном отчуждении исключительного права уже само по себе является основанием для выплаты авторского вознаграждения, но, кроме того, в рамках конкретного договора между сторонами оговариваются некоторые аспекты, связанные с выплатой вознаграждения, в частности порядок такой выплаты, сроки, размер вознаграждения и т. д.

Условия договора по части предоставления вознаграждения для автора являются крайне существенными.

Статья 1234 ГК РФ закрепляет, что при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. Таким образом, стоит сделать вывод о том, что законодатель полностью возложил обязанности по определению условий и порядка уплаты вознаграждения на стороны.

Кроме того, такая диспозитивность обусловлена еще и тем, что правовая база не регламентирует подобные условия в случае их отсутствия в договоре. Причем также немаловажным является то, что цена договора, т. е. размер авторского вознаграждения, должна устанавливаться именно конкретно в каждом отдельном случае, так как формирование цены по некой аналогии с другими сходными договорами в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ не допускается.

Закон содержит ряд норм права, целью функционирования которых является обеспечение прав автора, а именно авторского права на вознаграждение при нарушении условий договора получателем исключительных прав на использование произведения.

Пункт 5 ст. 1234 ГК РФ включает в себя два аспекта, при которых обеспечивается своеобразная защита авторского права на вознаграждение:

1) при существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю;

2) если исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. Иными словами, приведенные выше обстоятельства служат поводами к расторжению договора об отчуждении исключительного права в одностороннем порядке.

Гражданский кодекс РФ также содержит нормы права, регулирующие отношения по возмездной передаче исключительного права на использование произведения, складывающиеся на основе лицензионного договора. Лицензионный договор о передаче прав на использование произведения ограничивает стороны более жесткими рамками, нежели договор об отчуждении исключительного права. Согласно ГК РФ лицензионный договор заключается на определенный срок, указываемый сторонами (при отсутствии такового договор считается заключенным на срок, установленный законом), помимо этого, в договоре точно устанавливаются те способы и формы использования произведения, которыми может оперировать приобретатель исключительного права.

Так же как и в случае с договором об отчуждении исключительного права, возмездный лицензионный договор считается незаключенным, если в нем отсутствуют условия о размере вознаграждения или порядке его определения.

Главное же отличие двух упомянутых договоров заключается в том, что договор об отчуждении исключительного права имеет бессрочное действие, лицензионный договор – срочный. Однако оба эти договора при том условии, что они являются возмездными, невозможны без указания в них правил, касающихся авторского вознаграждения.

Кроме того, следует отметить, что все данные условия, связанные с авторским вознаграждением, устанавливаются диспозитивно, т. е. стороны располагают широким перечнем прав по согласованию выгодных конкретно для них определенных условий. Поэтому законодательно не регламентируются какая-либо установленная величина авторского вознаграждения, срок или порядок его выплаты. Следовательно, говорить о каком-либо определенном заранее данном размере гонорара не представляется возможным.

Необходимо подчеркнуть, что авторское право на получение вознаграждения за использование произведения регламентируется не только договорными отношениями, но существуют также и некоторые моменты, при которых право автора на вознаграждение возникает не из договора, а из реальных фактически существующих общественных отношений по использованию произведения. Такие общественные отношения регулируются законом, следовательно, и само авторское право на получение вознаграждения возникает на основании закона, а не договора между сторонами.

В числе случаев (оснований), в которых появляется право автора на вознаграждение, следует привести следующие:

1) работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начал использование данного произведения или передал исключительные права на него другому лицу (п. 2 ст. 1295 ГК РФ);

3) осуществлено публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения (ст. 1263 ГК РФ);

4) реализуется воспроизведение фонограмм и аудиовизуального произведения или звукозаписи исключительно в личных целях (ст. 1245 ГК РФ).

Теперь следует более подробно рассмотреть каждое из указанных выше оснований для возникновения авторского права на вознаграждение.

В первом случае право на получение вознаграждения возникает в результате использования работодателем служебного произведения. Причем в данном случае имеются в виду именно фактическое использование или передача прав на данное использование третьим лицам. Законом детально регламентируется срок, в соответствии с которым должно начаться использование, чтобы автор приобрел право на вознаграждение.

Второй случай, при котором авторское право возникает из того, что автор передает полномочия по использованию специальным организациям, является весьма спорным среди теоретиков. Организации, осуществляющие управление имущественными правами авторов, действительно выполняют функции по получению и соответственно распределению авторских вознаграждений, но стоит отметить, что само по себе сотрудничество автора с подобной организацией не будет выступать в качестве основания возникновения права на вознаграждение. Право на вознаграждение же возникает в результате использования произведения, между тем организации, управляющие имущественными правами авторов, самостоятельно не осуществляют такого использования, а лишь являются своеобразными представителями авторов, посредниками между авторами и лицами, имеющими потребность в использовании их произведений. Таким образом, передача автором полномочий по использованию произведения специальным организациям, управляющим исключительными авторскими правами на коллективной основе, не является предпосылкой для непосредственного возникновения права на вознаграждение, но нельзя также и не отметить тот факт, что деятельность данных организаций во многом способствует фактической реализации авторского права на вознаграждение.

Публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения также является законодательно установленным основанием для возникновения авторского права на вознаграждение. Данный случай возникновения права на вознаграждение имеет свои особенности: согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ право на вознаграждение возникает только у композитора, являющегося автором музыкального произведения, которое используется в рамках всего аудиовизуального произведения. Таким образом, закон явно подчеркивает особое положение композитора, участвующего в создании музыкального сопровождения к какому-либо аудиовизуальному произведению (кинофильму, телевизионной передаче и т. д.). Композитор в данном случае получает авторское вознаграждение не просто за создание музыкального произведения, возникающее из гражданско-правового договора, но и за каждое публичное исполнение данного произведения в составе аудиовизуального произведения.

Наконец, реализация воспроизведения аудиовизуального произведения или звукозаписи исключительно в личных целях представляет собой одно из оснований возникновения авторского права на вознаграждение. Аудиовизуальные произведения в настоящее время в связи с внедрением технических новшеств в повседневную жизнь простых обывателей получили большое распространение в обществе, что обусловлено также их доступностью.

При распространении аудиовизуальных произведений и звукозаписей в обществе сложным и подчас невыполнимым представляется сбор вознаграждения у каждого из индивидуальных пользователей данных произведений, которые используют их в личных целях.

Поэтому законодательство пошло несколько по иному пути. В частности, ст. 1245 ГК РФ регламентирует, что авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Таким образом, обязанность по выплате авторского вознаграждения ложится на плечи не простого потребителя, пользователя, но на плечи производителя материальных носителей, посредством которых осуществляется распространение произведения.

Применительно к издательскому делу авторское право на вознаграждение чаще всего возникает в результате заключения договора между тем или иным автором и издательством, по которому автор обязуется передать права на использование произведения. Иными словами, в издательском бизнесе одно из главных и практически единственных оснований возникновения авторского права на вознаграждение – договорное основание. Однако также следует выделить и особую роль в рамках издательского дела правоотношений, возникающих по поводу использования служебного произведения. В издательском деле, в особенной степени это касается сферы журналистики, широко распространено использование именно служебного произведения. Таким образом, одно из внедоговорных оснований возникновения авторского права на вознаграждение применительно именно к издательской сфере – использование работодателем служебного произведения.

Гражданским кодексом установлено, что авторы, созданных ими произведений искусства, литературы и науки обладают исключительными правами на них. Они могут использовать результаты своего труда любым законными способами в любой форме. Использование произведений другими лицами возможно лишь с согласия его автора и с оплатой ему гонорара, если законодательством не определено иное.

Всех этих положений обязаны придерживаться редакции газет и журналов. Поэтому особо важным документов в их работе является Положение о выплате авторского вознаграждения. Оно предназначено для упорядочения выплат гонораров штатным сотрудникам, работающим на постоянной основе по трудовым договорам.

Положение должно быть четко структурировано. Во избежание разногласий и недопонимания между авторами и работодателем в нем необходимо тщательно изложить все основные моменты: порядок и сроки выплат авторского гонорара, его размеры, индивидуальные особенности.

Главные условия

Общие правила

Авторское вознаграждение распределяется и выплачивается в порядке, определенном в отдельном Положении. Оно разработано в интересах авторов Российским Авторским Обществом (РАО) в соответствии с российским гражданским законодательством, Уставом РАО и документацией Международной конфедерации обществ авторов.

Положение устанавливает порядок:

  • распределения авторского гонорара;
  • удержания сумм из авторского гонорара;
  • выплат авторского гонорара.

В нем также устанавливаются сроки выплаты гонорара.

Отсылка к бланку договора

Для публикации авторского произведения между издателем и автором заключается договор о передаче авторских прав. Он вступает в силу лишь в случае принятия произведения к публикации и утрачивает ее автоматически при отклонении текста.

Положение о выплате авторского гонорара сотрудникам редакции и его размере

Общий порядок и размер выплат авторского гонорара регулируется Положением. Оно должно содержать требования к авторским материалам, ставки и порядок выплаты вознаграждения, особые условия (если имеются). Утверждается Положение о выплате авторского гонорара сотрудникам редакции приказом главного редактора.

Размер гонорара и порядок его выплаты может определяться в договоре, заключаемым автором произведения с лицом, приобретающим авторское право. Согласно ст. 1295 ГК РФ при использовании служебного издания работодателем положения о гонораре автора могут определяться в трудовом договоре.

Служебное издание – это произведение, создаваемое сотрудником в пределах своих должностных обязанностей. Исключительные права на него всегда передаются работодателю.

Гражданским кодексом закреплено право Правительства РФ на установку минимальных ставок гонорара за некоторые виды использования результатов интеллектуальной деятельности в двух случаях. Во-первых, если произведение используется с согласия автора (или правообладателя) и с выплатой гонорара. Во-вторых, с выплатой вознаграждения, но без согласия правообладателя (п. 6 ст. 1246 ГК РФ).

Дополнительные замечания

Основные принципы подсчёта

  • Полистная система – предполагает установку фиксированной ставки за 1 лист. Гонорар зависит от объема произведения.
  • Расчет в процентах от прибыли с реализации произведения.
  • Фиксированная цена за все издание.
  • По проценту от реализационной цены издательства.

Порядок и сроки

Положение о выплате авторского гонорара сотрудникам редакции должно содержать порядок и сроки ее осуществления. Так, основываясь на Положении РАО, можно установить следующую очередность выплат авторских гонораров: не реже четырех раз в год (ежеквартально) или раз в месяц (ежемесячно).

В Положении стоит отразить валюту, в которой осуществляется выплата. Для России, как правило, это рубль. Но по желанию или в случае необходимости можно использовать и любую другую: доллар, евро и т.д.

В случае возникновения спорных ситуаций, выплата авторского вознаграждения, как правило, приостанавливается до урегулирования разногласий.

Целесообразно предусмотреть в Положении пределы накопления вознаграждений. В таком случае, если причитающиеся к выплате суммы авторского гонорара меньше установленного предела, то они должны накапливаться до определенной суммы и затем выплачиваться.

Иногда накопления до предела может занимать много времени. Поэтому важно отразить и временной интервал. Например, не позднее календарного месяца или года.

При установлении ставок авторских гонораров следует учитывать их минимальные размеры, которые рекомендуется утверждать регулярно. Так, Авторским советом РАО, минимальные ставки авторских вознаграждений устанавливаются ежегодно. Для их утверждения издается отдельное постановление.

Для оплаты труда журналистов, работающих в редакциях, установлено 3 вида выплат:

  • зарплата;
  • авторский гонорар;
  • гонорар за использование изданий иными редакциями.

Размер заработной платы должен устанавливаться в рамках оклада. Для редакций газет действуют типовые ставки. Им разрешается выдавать премии штатным сотрудникам за подготовку материалов высокого качества других авторов. Сотрудникам журналов должностные оклады установлены согласно профилю этих журналов.

Должностные оклады в пределах каждой группы дифференцируются в зависимости от того, какой объем имеет журнал. Возможно произведение доплат по районным коэффициентам, за знание и использование иностранных языков.

Также возможна аккордная система оплаты труда журналистов.

Для нее имеются определенные требования:

  • объем 0,3 авторских листа (рисунки, фото);
  • сбор информации в условиях с дополнительными нагрузками;
  • серьезные затраты труда на поиск и обработку большого количества информации;
  • сжатые сроки подготовки.

Оплата труда, должна определяться, исходя из максимальной ставки с повышающим коэффициентом. Он устанавливается главным редактором в рамках гонорарного фонда и должен соответствовать шкале, принятой в редакции.

Если сотруднику журнала присуждена научная степень, его оплата труда может быть приравнена к соответствующей категории сотрудников НИИ. Однако, это не обязательно. В каждом случае он решается индивидуально.

Рассмотренная система оплаты труда штатных авторов редакций полностью охвачена трудовыми правоотношениями. Вместе с тем, она касается и смешанной системы: получение и заработной платы, и авторского гонорара.

За кем закреплено право

Сегодня в России интересы авторов и правообладателей представляет РАО. В его репертуаре находятся практически все отечественные и иностранные произведения, используемые путем публичного исполнения. Исключение составляют издания, изымаемые из управления РАО. Их список размещается, постоянно обновляясь, на официальном сайте РАО.

Таким образом, РАО является представителем интересов авторов произведений интеллектуального труда и выступает от их имени (включая сбор гонораров).

Пользователи изданий заключают с РАО лицензионные договоры, чтобы использовать авторские права без нарушений закона, и выплачивают по ним гонорары. Такими пользователями являются организаторы зрелищных мероприятий, концертные залы, дома культуры.

Отчёт НДФЛ от общего размера

Налоговый кодекс гласит, что в налоговую базу должны быть включены все доходы налогоплательщика:

  • получаемые им;
  • на которые у него возникло право
  • материальная выгода (п. 1 ст. 210).

НДФЛ облагаются доходы, получаемые от российских и иностранных источников (ст. 209 НК РФ). К таким источникам могут относиться доходы от использования авторских прав (пп. 3 п. 1 и пп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Из данных положений следует, что получаемые авторами произведений или их правообладателями доходы за использование созданных изданий, являются объектами обложения НДФЛ. Его должны уплачивать физические лица – авторы произведений: налоговые резиденты РФ – по ставке 13%, не резиденты РФ – по ставке 30%.

Налоговым резидентам РФ, которые получают авторские гонорары или вознаграждения за использование изданий предоставлено право на профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 221 НК РФ). Получать их можно в размере фактически понесенных расходов, которые должны подтверждаться документально. Без документального подтверждения предусмотрены специальные размеры вычетов.

Если произведения созданы в рамках выполнения должностных обязанностей по трудовому договору, расходы по ним несет работодатель, т.к. согласно ст. 22 ТК РФ он обязан обеспечить персонал необходимыми для исполнения трудовых обязанностей инструментами, оборудованием, документацией и прочими средствами.

Физические лица, которые получают доход в виде гонорара, как наследники (правопреемники) авторов изданий обязаны сами исчислять и выплачивать НДФЛ.

Страховые взносы и их роль в процессе

В п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ указано, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, начисляемые физическим лицам по трудовым и гражданским договорам, а также по следующим договорам:

  • лицензионным о предоставлении права использования авторских произведений;
  • лицензионным издательским;
  • об отчуждении исключительного права на издания;
  • авторского заказа.

Из Разъяснений о применении отдельных норм ФЗ № 212, утвержденных приказом Минздравсоцразвития № 112н от 26.02.2010, следует, что работодателями уплачиваются страховые взносы с авторских гонораров на ОПС и ОМС. Взносы в ФСС не производятся.

Разъяснениями также установлено, что страховые взносы уплачиваются лишь по гонорарам авторов. Вознаграждения правообладателей (включая наследников авторов) страховыми взносами не облагаются.

Федеральный закон № 212 определил особенности включения авторских гонораров в базу для обложения взносами по страхованию. В соответствии с п. ст. 8 сумма авторского вознаграждения при начислении страховых взносов может быть уменьшена на сумму фактически понесенных затрат, связанных с получением этого дохода.

Расходы должны иметь документальное подтверждение. В противном случае их можно принимать к вычету по нормативам, определенным в пункте 7 ст. 8. Они аналогичны нормативам по вычетам для НДФЛ.

Итак, чтобы не допустить нарушений при выплате авторских гонораров, работодателю важно знать не только гражданское законодательство по вопросам авторских прав, но и других законов: трудового, налогового и иных отраслей права. Причем они необходимы и в разработке Положения о выплате авторских гонораров.

Представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человек в рамках того, что он создал. Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К пример у, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

1. Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

1.1. Объекты прав

— литературные произведения;
— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
— хореографические произведения и пантомимы;
— музыкальные произведения с текстом или без текста;
— аудиовизуальные произведения;
— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
— географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
— другие произведения.

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

1.2. Субъекты прав

Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

1.3. Сроки авторских прав

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

1.4. Исключительные авторские права

Понятие исключительных прав нашло свое отражены в статья №1291 ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

1.5. Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

1.6. Авторское право в интернете

Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

2. Авторское право является

Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

2.1. Источники авторского права

1) Законы:

— Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
— Международные.

2) Подзаконные акты:

а) постановления Правительства РФ;
б) положения, принятые Правительством РФ;
в) нормативные акты министерств и ведомств.
г) постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

3) Локальные акты:

а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

2.2. Авторское право организации

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

2.3. Авторские права на музыку

Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

2.4. Права на видео

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

2.5. Составителей сборников

Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

2.6. Переводчика

3. Использования авторских прав и их управление

Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

3.1. Передача авторских прав

Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

3.2. Коллективное управление

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В соответствии с п.1 ст.1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами : Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

4. Нарушение авторских прав

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
Административная ответственность за нарушение авторских прав
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
3. публичную демонстрацию;
4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

4.1. Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» - это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

5. Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. Вообще арбитраж услуги адвоката в последнее время стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.

Любая работа должна быть оплачена, как и творческий труд автора. Как родоначальник любого произведения, в которое вложены силы, мысли и душа, автор имеет право претендовать на денежное довольствие от использования «продуктов» его труда.

Право автора на вознаграждение возникает одновременно с авторскими правами на произведение и входит в состав исключительного права. Данное право может, переходить от автора другим лицам, например, по наследству или по договору об отчуждении исключительных прав.

Виды авторского вознаграждения

В части четвертой ГК РФ указаны разновидности авторского вознаграждения в зависимости от источника их поступления:

1.Вознаграждение по договору. На уже созданное произведение автор может передать права физическому лицу или организации, например, издательству, которое будет осуществлять коммерческое использование произведения путем издания книги. Такая передача возможна:

    По лицензионному договору. Имеется в виду временное предоставление прав, например, автор передает право на издание своей книги издательству.

    По договору об отчуждении исключительных прав. Речь идет о передаче всего объема исключительных прав, но автором остаетесь вы.

2.Вознаграждение по договору авторского заказа. Данное соглашение часто сравнивают с договором подряда, так как по конструкции они очень похожи. Вам дают задание, а вы его выполняете за определенную плату. Но не стоит забывать, что к интеллектуальной собственности в целом не применяются нормы ГК РФ о вещных правах, в данном случае о договоре подряда.

Отличие от вознаграждения по договору заключается в том, что произведение еще не создано. Можно обратиться к тому же примеру с издательством, если книга еще не написана, то заключается договор авторского заказа. В таком соглашении прописывается конкретный результат, который хочет получить заказчик, а значит и ограничивается свобода автора в творческом плане. По исполнению заказа автор может передать свои права как полностью по договору об отчуждении, так и в части по лицензии.

3.Вознаграждение за служебное произведение. Заказчик всегда выступает работодателем по отношению к автору, то есть работнику. Типичный пример – производство различных фигурок, тарелок, статуэток, так и научные открытия. Создавая произведение, работник остается автором, а работодатель – правообладателем, который обладает исключительными правами на «продукт» творчества, включая права на использование в коммерческих целях, если договором не предусмотрено иное распределение прав.

В гражданском кодексе установлено правило, согласно которому у работодателя имеется 3 года с момента предоставления произведения автором на совершение одного из следующих действий:

    начать использование произведения;

    передать права третьим лицам;

Если работодатель не предпринял ни одного из вышеперечисленных действий в течение указанного срока, то у работника – автора возникает право на вознаграждение, которое выплачивается первым. Стоит отметить, что данное право не переходит по наследству, однако наследники имеют право на неполученные автором доходы.

4.Доходы от коллективного управления правами. Гражданский кодекс закрепляет право на использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. В таких случаях авторы вправе создать некоммерческую организацию, основанную на членстве для управления таким правом на коллективной основе. Например, если музыкальное произведение было использовано в фильме или в рекламе, в таком случае у автора возникает право на получение вознаграждения при показе данного аудиовизуального произведения.

Расчет и выплаты авторского вознаграждения

Размер вознаграждения автора может устанавливаться либо по договору, например по лицензионному, либо законом, например, художественный салон продает картину, в соответствии со ст.1293 ГК РФ. Вознаграждение может выплачиваться в различных формах:

    фиксированный или разовый платеж, его еще называют паушальным платежом;

    в виде процента от полученного дохода или так называемый роялти;

    Согласно ГК авторское вознаграждение определяется соглашением сторон. Оно может быть выражено в фиксированной сумме (и тогда указывается максимальный тираж или в виде процента от полученной пользователем прибыли (или отпускной цены, или оптовой цены и т.д.). Стороны могут прийти к соглашению о получении автором вознаграждения за каждый способ использования произведения.

    Большое практическое значение имеет предусмотренное ст. 1295 ГК право на вознаграждение авторов служебных произведений.

    Исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

    Особый случай выплаты авторского вознаграждение предусматривает ст. 1245, согласной которой авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателю за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

    Авторское вознаграждение в ряде случаев может рассчитываться исходя из минимальных ставок предлагаемых Постановлением Правительства РФ САПП РФ 1994. №13. Ст.994.. Такие минимальные ставки могут быть введены для любых видов использования произведений по усмотрению Правительства РФ.

    В настоящее время действуют два постановления Правительства РФ по вопросам ставок авторского вознаграждения:

    1) постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О Минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»1;

    2) постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»СЗ РФ 1992. №22. Ст. 2476 .

    Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» СЗ РФ 1996. № 21. Ст. 2529..

    На практике применение находят только отдельные положения первого из указанных документов. Ожидается, что в ближайшее время Правительством РФ будут разработаны и приняты новые нормативные акты по вопросам минимальных ставок авторского вознаграждения.

    Исходя из принципа добровольности, цена договора может быть и ниже этих норм. Одним из возможных и применяемых на практике вариантов установления цены договора является соглашение о получении вознаграждения в виде части тиража издания.

    Но более простой схемой определения авторского вознаграждения является оплата в зависимости от объема (определенного, как правило в авторских листах), исходя из тех или иных тарифных ставок. Этот способ часто используется при создании служебного произведения.

    Несмотря на декларируемую возмездность договора в авторском праве, он может быть и безвозмездным, если это прямо указано. В то же время законодатель четко определяет, что при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 стать 424 ГК, не применяются.

    Согласно п.1 ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях.

    В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит в оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах.

    Часть правопользователей предлагают автору условия о бессрочном реализации продукции, независимо от срока окончания действия договора. Это не противоречит закону, но зачастую. Провоцирует издателя, имеющего собственную полиграфическую базу, на допечатку тиражей, которые являются контрафактными. Поскольку срок права на воспроизведение истек.

    Часто авторский договор включает выплату аванса, например, он распространен в авторском договоре заказа. Кодекс же не устанавливает такого способа выплаты авторского вознаграждения. Но на практике аванс очень удобен для обеих сторон. В этом случаев авторское вознаграждение может быть выплачено в три приема: 30% - при заключении договора, 30% - по завершению и 40% - спустя известное время после выхода книги в свет Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. СПБ.,2007. - C. 52.. Такой порядок выплаты удобен для издателя тем, что он экономит оборотные средства и, вкладывая их в проект частями, получает рычаг воздействия на автора, склонно чрезмерно задерживать и осложнять работу по подготовке рукописи; кроме того, перед начислением последней части вознаграждения издатель имеет возможность предельно точно определить окончательный объем рукописи - ведь в процессе работы над рукописью объем ее может измениться, может обнаружиться и погрешность, с которой этот объем был определен изначально.

    Аванс может быть выплачен автору и в том случае, если вознаграждение его определено в договоре в виде % от стоимости проданных экземпляров. Сумма аванса обычного оговаривается сторонами при заключении договора Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. СПБ.,2007.

    С. 52; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - М., 2003; Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Авторское вознаграждение: особенности расчета и выплаты. М.,2009..

    Срок выплаты авторского вознаграждения также является важным условием авторского договора, он назначается по соглашению сторон. Так несоблюдение этого срока может привести к выплате неустойки. Такой позиции придерживаются А. Вознесенский, А.П.Сергеев, Б.Б. Леонтьев и другие. Находит она подтверждение и в судебной практике.

    Например: Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Организация П» о взыскании 99 917 руб., в том числе 41 780 руб. основного долга, 32 337 руб. неустойка и 25 800 руб. штраф.

    07 мая 2008 г. между РАО и ООО «Организация П» был заключен лицензионный договор № xx-xx/08-x о публичном исполнении обнародованных произведений для организаторов концертов, театральных, эстрадных представлений, шоу, презентаций, спортивных мероприятий.

    В соответствии с п. 2,5 Лицензионного договора, в случае нарушения Пользователем срока перечисления суммы авторского вознаграждения он выплачивает Обществу пени в размере 0,3% от суммы, предназначенной к выплате, за каждый день просрочки, что не освобождает Пользователя от выполнения обязательств, вытекающих из договора, в полном объеме.

    Суд удовлетворил исковые требования истца на основании нарушенного срока выплаты авторского вознаграждения ответчиком.



Просмотров