Когда можно провести независимую экспертизу. Независимая экспертиза после ДТП: алгоритм действий после проведения

Любой водитель, у которого есть полис ОСАГО или КАСКО вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией при наступлении аварии. При этом размер выплаты зависит от размера нанесенного ущерба, который оценивается специальной экспертизой. В представленной статье мы расскажем, какие экспертизы можно провести при ДТП и в чем особенности каждой из них.

○ Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится.

Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

  • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
  • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
  • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».

Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

  • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
  • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
  • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
  • Планируется обращение в суд.

○ Виды экспертиз после ДТП.

Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.

В зависимости от подведомственности экспертной организации, для оценки может потребоваться:

  1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
  2. Назначение судебной экспертизы.

Судебная экспертиза.

Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений, которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.

Досудебная экспертиза.

Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.

В зависимости от состава участников:

Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.

Единоличная.

Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.

Комиссионная.

Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы. Итогом экспертизы является общая оценка, согласованная со всеми членами комиссии. Если к единому мнению не удалось прийти, любой член комиссии может письменно представить и обосновать свою точку зрения.

Комплексная.

Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.

В зависимости от очередности:

В данном случае критерием выбора типа экспертизы является ее сложность и количество возникающих вопросов. Сюда относятся следующие виды оценки:

Первичная.

Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.

Дополнительная.

Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов.

Повторная.

  • Назначается, если возникают сомнения в:
  • Компетентности эксперта.
  • Корректности проведенного анализа.
  • Объективности сделанных выводов.
  • Достоверности первичных данных.
  • Соблюдении требований УПК.
  • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.

○ Разновидности технических экспертиз после ДТП.

Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

✔ Автотехническая экспертиза.

Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:

  1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП. Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
  2. Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки.

Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии. В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ. Подавая ходатайство на проведение автотехнической экспертизы, следует внимательно подойти к выбору экспертной организации. Главный критерий при принятии решения – опыт работы и уровень квалификации ответственного эксперта.

Законом не установлены конкретные сроки для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:

  • Сложности ситуации.
  • Объема материалов дела.
  • Загруженности эксперта.
  • Типа ТС.

Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.

Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.

✔ Трасологическая экспертиза.

При трасологическом анализе подробно изучаются все следы, оставленные автомобилями на месте происшествия. Исходя из того, какие цели и задачи решает экспертиза, а также какие объекты исследуются, можно получить ответ на три группы вопросов:

  1. Определяющие групповую принадлежность транспорта:
    • Марка автомобиля.
    • Тип шин.
    • Соответствие следов указанной машине.
    • Вероятность столкновения ТС, исходя из анализа следов.
  2. Выявляющие целое по частям:
    • Соответствие найденных деталей конкретному автомобилю.
  3. Устанавливающие модель ТС, участвовавшего в произошедшем:
    • Количество машин, участвовавших в ДТП.
    • Какая именно машина оставила следы.

Трасология может проводиться на любом этапе дела об аварии, но чаще всего ходатайствуют о ее проведении органы дознания.

Срок проведения зависит от конкретных материалов дела и может занимать до месяца. Средняя стоимость процедуры – 15 тыс. руб., однако цена может варьироваться в зависимости от субъекта РФ и сложности дела. Результатом исследования является экспертное заключение, в котором даны ответы на все поставленные в начале вопросы.

✔ Автотовароведческая экспертиза.

Данный вид анализа проводится при возникновении разногласий с заключением страховой и размером компенсации. Экспертиза отвечает на такие вопросы, как:

  1. Есть ли у ТС скрытые дефекты, неучтенные страховой компанией?
  2. Каков реальный размер полученного ущерба и другие вопросы, связанные с изучением состояния автомобиля.

Потребовать автотовароведческую экспертизу может:

  • Страховая компания.
  • Органы дознания.
  • Водитель пострадавшего ТС.

Сроки проведения экспертизы и ее стоимость определяются договором, заключаемым с экспертной организацией. Как правило, на осуществление подробного анализа требуется от 10 до 15 календарных дней. Время проведения может быть ускорено за отдельную плату. Стоимость процедуры зависит от конкретных обстоятельств дела и региона проведения. Результатом анализа является экспертное заключение, в котором даются ответы на все поставленные вопросы.

✔ Комплексная экспертиза.

Данная экспертиза назначается в ситуациях, требующих исследования в различных областях. Ее проводит комиссия, состоящая из экспертов различных направлений, которые составляют общий отчет об обстоятельствах ДТП. Вопросы, на которые дает ответ комплексная экспертиза:

  1. Соответствует ли представленный для анализа автомобиль участвовавшему в аварии?
  2. Место расположения пострадавшего в момент аварии.
  3. Возможные повреждения при таком типе ДТП и т.д.

В данном случае составляется целостная картина произошедшего, отраженная в экспертном заключении с приложением фотоматериалов.

22.05.2017 | 12:00 Обновлено: 26.06.2018 1703

Когда и как проводится независимая автоэкспертиза, оценка повреждений после ДТП: инструкция по самостоятельной организации автотехнической экспертизы + вопросы

Всем привет, Илья Кулик на связи. Последствием практически каждого ДТП является повреждение имущества, в первую очередь, автотранспорта. Для получения компенсации за ущерб важно правильно оценить его размер. Для этого и проводится независимая автоэкспертиза после ДТП.

Её исполнение должна быть выполнено строго в соответствии с установленными правилами, иначе потерпевшему не получить компенсацию за понесённые убытки. Но если потребуется оценить ущерб не спешите искать оценщика. Заказом экспертизы должна заниматься страховая компания. Почему так – узнаете из статьи.

Правила назначения и проведения автоэкспертизы после ДТП для получения устанавливают ст. 12 и 12.1 Закона об ОСАГО, а также Правила обязательного страхования. По могут быть свои отличия, определяемые конкретной страховой компанией, но принципы такие же.

Когда в ДТП повреждено имущество, для определения обстоятельств возникновения повреждений и установления размера ущерба в течение 5 дней предоставить свой автомобиль для осмотра и/или технической автоэкспертизы. Если автомобиль передвигается своим ходом, обычно осмотр проводится сразу, когда потерпевший приезжает подавать документы.

Если имущество невозможно отвезти страховщику, например, потому что ТС получило серьёзные повреждения, из-за которых не может передвигаться или пострадало недвижимое имущество, то об этом необходимо указать при написании заявления о выплате. В этом случае эксперт обязан выехать к месту нахождения имущества и провести экспертизу там. Срок тот же – 5 дней.

Если повреждённое имущество находится в удалённых, труднодоступных местах, то договором страхования могут быть установлены дополнительные сроки, для проведения осмотра, обычно не больше 10 дней.

Осмотр авто виновника

Если же осмотр имущества пострадавшего не позволил достоверно определить факт наступления , то страховщик может в течение 10 дней после подачи потерпевшим заявления о выплате потребовать для осмотра и автомобиль виновника.

Итог исследования

После проведения экспертизы страховщик обязан дать потерпевшему по его письменному заявлению ознакомиться с результатами. На документе об итогах исследования ставятся подписи страховщика, потерпевшего, эксперта. Платит за экспертизу всегда её заказчик, за исключением случаев, когда между потерпевшим и СК есть отдельные договорённости на этот счёт.

Задержка с осмотром со стороны потерпевшего

Если в указанный срок пострадавшая сторона не предоставила своё имущество для оценки, срок может быть перенесён по договорённости между СК и потерпевшим. Но при этом страховщик вправе и продлить срок для принятия решения о возмещении, на время, не превышающее срок задержки по вине потерпевшего. Максимальный срока задержки – 20 дней. Об этом страховщик должен в письменном виде сообщить потерпевшему.

Если же потерпевший «продинамит» и вторую назначенную дату, то страховщик имеет право даже без рассмотрения вернуть заявление о выплате вместе с документами. Если потерпевший после этого повторно подаст документы, то все сроки (предоставления на осмотр, выплаты и т. д.) будут отсчитываться заново.

Причём потерпевший не вправе самостоятельно заказывать автоэкспертизу, если он не предоставляет своё имущество страховщику. Но даже если проведёт «свою» экспертизу, то её результаты не будут приниматься для страховой выплаты.

Отсюда можно сделать важный вывод: контактируйте с СК и не забывайте о своей обязанности предоставить повреждённое имущество для осмотра. Если не можете выполнить его сразу – договаривайтесь со страховщиком. Здесь уже он будет обязан пойти вам навстречу.

Почему нельзя ремонтировать машину до экспертизы

Если повреждённое имущество будет до осмотра (экспертизы) отремонтировано или утилизировано, причём это помешает определить размер ущерба и факт наступления страхового случая, то выплате возмещения частично, а иногда и полностью, может быть отказано. Помните, что если ремонт не мешает оценить ущерб и установить наступление страхового случая, то в компенсации отказать СК не вправе.

Например, если потерпевший самостоятельно заменил до осмотра фару, СК не может отказать в ремонте сломанного бампера и помятого крыла, потому что замена фары не влияет на другие повреждённые детали. Но, скорее всего, со страховщиком возникнет спор по этому поводу, поэтому лучше ничего не ремонтировать.

Когда и почему проводят экспертизу и кто должен её организовывать

Очень часто «экспертизой от СК» называют осмотр, который проводится сотрудником страховой компании, необязательно имеющим квалификацию эксперта. Естественно, не всегда результат такой оценки соответствует реальности. Но это не автоэкспертиза!

Проводиться исследование может как частным техником-экспертом, так и специализированной экспертной организацией. Лицо, проводящее экспертизу, должно иметь советующую аттестацию, что подтверждается тем, что оно включено в государственный реестр техников-экспертов.

Эксперты-техники отвечают за правильность результатов, и обязаны компенсировать убытки, причинённый из-за их неверного заключения. Поэтому у специалиста, даже проводящего исследование по заказу СК, есть серьёзный стимул говорить только соответствующую действительности информацию.

Примечание. Когда потерпевший в споре со страховой доходит до суда, проходит уже судебная автоэкспертиза, но по тем же правилам, что и обычная.

Виды исследований

Автотехнические экспертизы очень разнообразны. Их обычно разделяют на:

  • экспертизу обстоятельств происшествия;
  • экспертизу техсостояния автотранспортных средств;
  • исследование дорожных услови й;
  • трасологическую ;
  • автотовароведческую .

Для принятия решения по ОСАГО, как правило, проводят автотовароведческую, которая и определяет размер ущерба. Изредка к ней добавляется трасологическая – по следам выясняются обстоятельства происшествия. Остальные типы экспертиз используются обычно при , ведении следствия или в суде.

Первичная, повторная и дополнительная экспертизы – в чём разница?

Вначале проводится первичная экспертиза. Если одна из сторон не согласна с её результатом, назначается повторная автоэкспертиза. Проводится она обязательно уже другой организацией (другим экспертом), но цели исследования одни и те же.

А вот если возникают дополнительные вопросы, то назначается дополнительное исследование. Оно может быть проведено и после первичной, и после повторной экспертиз.

При повторной экспертизе вторая сторона должна быть заранее письменно предупреждена организатором о её проведении. А эксперту обязательно предоставляются сведения о предыдущем исследовании.

Если инициатор нового исследования согласен с содержанием имеющегося акта осмотра (но не согласен с выводами), то осмотр ТС «вживую» необязателен, исследование может быть выполнено на основании имеющихся документов, но это обязательно должно быть указано в отчёте. Это позволяет проводить экспертизу, даже когда авто уже отремонтировано.

Для чего нужна экспертиза

Экспертная оценка при ДТП проводится для выяснения:

  • обстоятельств нанесения вреда ТС;
  • повреждений ТС и причин их возникновения;
  • технологии и методов ремонта;
  • стоимости восстановления ТС.

Объекты исследования

Объекты независимой техэкспертизы это в первую очередь транспортное средство потерпевшего (его остатки) и других участников происшествия, а также любые объекты, имеющие отношение к ДТП и необходимые для определения обстоятельств и причин возникшего ущерба.

Основания для проведения

При проведении экспертизы обязательно нужны такие документы:

  • регистрационные документы на ТС;
  • бумаги о ДТП , переданные страховщику потерпевшим, в том числе ;
  • направление на экспертизу (если между лицом, проводящим исследование, и страховщиком существует договор, например, у Ингосстраха существует сеть экспертов-партнёров, которые не только проводят оценку, но и могут принимать заявление о выплате);
  • другие документы , относящиеся к происшествию.

Между лицом, заказывающим экспертизу и её исполнителем всегда должен быть оформлен договор.

Права и обязанности эксперта

Проводящий экспертное исследование имеет право запрашивать и, соответственно, получать от СК и потерпевшего дополнительные сведения, а также привлекать к расследованию других экспертов.

При этом он обязан заранее сообщать сторонам, заинтересованным в проведении исследования, о невозможности своего участия в нём в случае возникновения соответствующих обстоятельств, сохранять документы и исследуемые объекты, не разглашать конфиденциальную информацию, а также результаты исследования.

Кто имеет право быть экспертом – реестр независимых экспертов по результатам ДТП

Каждый эксперт-техник для того, чтобы его исследования имели законную силу, должен пройти аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии (МАК), которая проверяет его знания и умения.

При успешном прохождении испытания выдаются соответствующие документы, а сам эксперт вносится в Госреестр техников-экспертов. Скачать официальный список экспертов-техников, внесённых в реестр, можно на сайте Министерства Юстиции .

РСА проводит свою дополнительную добровольную аккредитацию экспертов, посмотреть списки прошедших её можно по этой ссылке .

Наличие эксперта в Госреестре означает его право на осуществление профессиональной деятельности, а аккредитация РСА показывает, что Комиссия РСА гарантирует, что конкретный специалист обладает достаточными навыками и знаниями для проведения независимой экспертизы для выплаты по .

Проверять наличие действующей аттестации у эксперта очень важно, ведь без неё его заключение просто будет признано недействительным СК, судом, другими официальными организациями.

Кто не может проводить оценочную экспертизу

Экспертная организация или частный эксперт-техник не имеют права проводить экспертизу, если они являются учредителем, собственником, учредителем, клиентом или сотрудником страховщика, или когда страховщик является тем же по отношению к компании, занимающейся экспертизой.

А также исследование невозможно, если даже хотя бы один из экспертов организации, не говоря уже о непосредственном исполнителе процедуры расследования, приходится близким родственником потерпевшему.

Сколько стоит

Стоимость автоэкспертизы в общем случае зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:

  • типом экспертизы ;
  • срочностью проведения;
  • размером повреждения ;
  • объёмом исследования ;
  • вариантом оформления ;
  • заказом дополнительных расчётов ;
  • типом ТС (грузовое/легковое/спецтехника);
  • местом осмотра .

В среднем на экспертное исследование по оценке ущерба придётся потратить от 3 до 10 тыс. руб.

Результат исследования

Итогом экспертизы всегда является письменное экспертное заключение. В нём должно содержаться:

  • полные сведения об исполнителе , как юр. лице или ИП;
  • номер заключения и дату его написания;
  • реквизиты и название документа , являющегося основание для проведения экспертизы;
  • сведения о потерпевшем ;
  • список и описание обследованных объектов , особенно полно указывается информация о ТС, указываются источники сведений (документы, личный осмотр);
  • дата ДТП ;
  • сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию , в первую очередь, данные страхового полиса и сведения о страховщике;
  • вопросы, поставленные эксперту ;
  • перечень средств и инструментов , использовавшихся для исследования;
  • описание проделанных действий ;
  • ограничение применения полученных результатов;
  • прямые выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
  • выводы , сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы (пишутся всегда в конце).

На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы.

Оформление экспертного заключения

Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель. В последнем случае также ставится печать компании.

Заключение сшивается (причём должно быть указано количество листов), и вручается заказчику экспертизы лично или направляется по почте. Документация по экспертизе хранится о проводившего её лица три года.

Как самому организовать экспертизу

Если потерпевший не согласен с результатом экспертного исследования, проведённой по заказу СК, он может организовать исследование самостоятельно. Иногда автоэкспертиза требуется для определения суммы взыскания . Сейчас я расскажу, как правильно её провести.

Шаг первый – выбираем исполнителя

Очень важно доверить экспертизу квалифицированному специалисту. В первую очередь, конечно, надо обратить внимание, чтобы эксперт, который будет проводить исследования состоял в Госреестре, желательно был аккредитован РСА.

Неплохо будет изучить отзывы об оценщике. Проще всего найти их в интернете на различных специализированных сайтах и тематических форумах. Не гонитесь за слишком низкой ценой, или обещанием насчитать максимальный ущерб. Главное, чтобы экспертиза была выполнена точно в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Но переплачивать тоже ни к чему. Экспертные компании обычно выкладывают на своих сайтах информацию о ценах, изучите их. У некоторых фирм даже можно рассчитать стоимость исследования онлайн.

Проверяйте, чтобы эксперт (экспертная компания) не подпадал под ограничения, связанные с возможностью заинтересованности, то есть не был сотрудником СК и т. п.

Шаг второй – заключаем договор

Между заказчиком и экспертом (организацией) обязательно заключается договор об услуге. После этого проходит оплата. Обычно компании предоставляют возможность оплатить различными способами. Платёжные документы необходимо сохранить.

Стороны договариваются о месте и времени проведении. Надо стараться, чтобы осмотр проводился в сервисе, где имеется необходимое оборудование, достаточное освещение и т. п.

Шаг третий – оповещаем оппонента

Если экспертиза повторная, то её заказчик должен уведомить страховщика (потерпевшего, если организует СК), о месте и времени её проведения. Обычно это делается телеграммой или заказным письмом с уведомлением.

Шаг четвёртый – прохождение экспертизы

От потерпевшего требуется предоставить повреждённое имущество. Автомобиль должен быть чистым, чем меньше в нём будет посторонних предметов, тем лучше. Если есть вероятность возникновения дополнительных повреждений, или разрушения следов аварии (например, краски, оставшейся от второго авто) в результате мойки, от неё лучше воздержаться.

Для экспертизы нужны все документы, относящиеся к аварии, а также бумаги на автомобиль, исследование начинается с их изучения. Далее проходит собственно осмотр. Обязательно фиксируются VIN-номер и гос. знаки, записывается пробег.

Вначале изучаются видимые повреждения. При необходимости проводится частичная разборка, снимаются детали для обеспечения доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фотофиксацией.

Полезный совет. Если при осмотре обнаружатся внешние повреждения, не указанные в документах о ДТП, найдите автоинспектора, оформлявшего аварию, и попросите дописать эти повреждения. Иначе доказать получение их именно в расследуемом ДТП будет непросто.

Расчёты сейчас, как правило, проводятся с использованием соответствующего программного обеспечения. ТО есть эксперт вводит исходные данные, программа выдаёт результат, в том числе износ, стоимость ремонта, УТС и т. д.

Шаг пятый – получаем результат

По результатам исследования составляется экспертное заключение, которое вручается заказчику. Без него исследование не может называться независимой автоэкспертизой, а является осмотром, оценкой, чем угодно, только не экспертизой. Уделите внимание этому, потому что в некоторых экспертных организациях для получения отчёта в виде заключения необходимо доплачивать.

Это заключение уже можно использовать как обоснования требования той или иной суммы возмещения: со страховой компании, с причинителя вреда как в досудебном порядке, так и в суде.

  • не ремонтируйте авто до проведения осмотра ;
  • требуйте от страховщика направления на экспертизу , если несогласны с результатом осмотра;
  • выбирайте эксперта, состоящего в Госсреестре , а ещё лучше, прошедшего добровольную аккредитацию в РСА;
  • проверяйте правомерность проводимого по назначению СК исследования , помните о ситуациях, когда эксперт не вправе проводить осмотр;
  • не забудьте уведомить СК о повторной экспертизе.

Заключение

Главный вывод, который нужно сделать – осмотр, проводимый страховщиком это не экспертиза. Но если потерпевший не согласен с итогом осмотра, то страховщик обязан заказать независимая экспертиза, которая проводится только квалифицированным экспертом-техником. Самостоятельно организовывать экспертное исследование потерпевшему нужно далеко не всегда.

Не всё понятно по статье? Спрашивайте в комментариях. Там же можете рассказать о своём опыте в прохождении автоэкспертиз.

А сейчас предлагаю посмотреть видео на эту тему. Независимая экспертиза после ДТП. Секреты прохождения!

Примечание. Поправки к видео:

  • сейчас у СК 20 дней на принятие решения о выплате (когда клиент самостоятельно организует ремонт – 30 дней);
  • потерпевший не может по своему желанию выбирать в какую страховую обращаться.

Обязательное страхование автогражданской ответственности автолюбителей регламентируется Федеральным законом «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ. Правила ОСАГО, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263 регулируют отношения страховщиков и страхователей, которыми являются водители.

Согласно, законодательства под страховой выплатой понимают денежную компенсацию причиненного вреда здоровью, жизни или имуществу потерпевшего при ДТП автолюбителя в соответствии с договором ОСАГО. При повреждении машины, автовладелец может отказаться от денежной выплаты, в пользу проведения ремонта авто, в пределах страховой суммы.

Правилами ОСАГО предусмотрено, что автолюбитель, машина которого получила повреждения при автомобильной аварии, для получения страховой выплаты обязан предоставить страховой компании транспортное средство или то, что от него осталось для проведения осмотра или организации независимой экспертизы.

Независимая экспертиза проводится экспертами-техниками, не имеющими отношения к страховой компании. Цель исследования – выяснить обстоятельства, при которых автомобиль получил повреждения, и рассчитать сумму страховых выплат.

Страховщики организовывают независимую экспертизу, как правило, в тех случаях, когда желают исключить повреждения авто, не имеющие отношения к страховому случаю. Другими словами, к конкретному ДТП.

Таким образом, независимая экспертиза устанавливает полный список, полученных транспортным средством повреждений, включая скрытые, и оценивает размер компенсации материального ущерба после аварии. Страховая компания выплачивает страховые выплаты в размере, рассчитанной экспертами, компенсации.

Когда и кем назначается независимая экспертиза

Независимую экспертизу может организовать страховая компания или самостоятельно заказать автолюбитель. Согласно, изменений внесенных в Правила ОСАГО Постановлением Правительства РФ от 29.02.2008 г. № 131 автолюбитель обязан предоставить поврежденную машину страховщику для осмотра или организации независимой экспертизы.
До внесения этих изменений автовладельцы имели возможность сразу после дорожного происшествия обращаться в экспертные компании за независимым исследованием. Вступившие в законную силу изменения, предусматривают, что водитель сначала предоставляет автомобиль для осмотра страховщику. Только после этого, он может заказать автоэкспертизу.

Пункт 45 Правил ОСАГО гласит, что страховая компания с целью выяснения всех обстоятельств ДТП и определения размера страховых выплат проводит осмотр автомобиля. В случае возникновения спора с автолюбителем о размере компенсационных выплат страховщик обязан организовать независимое исследование.

Таким образом, когда потерпевший водитель не настаивает на проведение автоэкспертизы, то страховщик может ее не организовывать. Страховая компания, по сути, выдает автовладельцу направление на исследование. Нужно знать, что страховщик обязан согласовать с автолюбителем время и место проведения экспертизы.

Если после автомобильной аварии машина имеет повреждения, которые не позволяют ее эксплуатировать, то автовладелец может написать заявление на имя руководителя страховой компании, в котором попросить провести осмотр авто по месту его нахождения и указать конкретный адрес. Заявление следует подать вместе с заявлением о выплатах.

Нюансы проведения осмотра машины

По Правилам ОСАГО страховая компания должна провести осмотр машины или организовать независимое исследование не позже чем через пять рабочих дней после того, как пострадавший в дорожно-транспортном происшествии водитель подаст заявление о страховых выплатах и предусмотренные законом документы.

Необходимо помнить, что при оформлении автомобильной аварии с привлечением сотрудников ГИБДД, пострадавший автовладелец обязан посетить страховую компанию виновника столкновения на протяжении 15 рабочих дней с момента ДТП.

Ему необходимо написать заявление о выплатах и приложить к нему следующий пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • справку о ДТП;
  • извещение о ДТП;
  • полис ОСАГО;
  • водительские права;
  • техпаспорт транспортного средства;
  • банковские реквизиты счета, на который необходимо будет перечислить страховые выплаты.

В случае, оформления ДТП по упрощённой процедуре без привлечения инспекторов ГИБДД, когда автовладельцы самостоятельно заполняют Европротокол, то согласно, закона об ОСАГО действует прямое возмещение ущерба. Потерпевший водитель должен обратиться в свою страховую компанию на протяжении 5 рабочих дней с момента аварии и написать заявление о выплатах.

К заявлению прилагается Европротокол, фотографии и видеозапись с места аварии, а также пакет документов. Автолюбитель собирает такой же пакет документов как в первом случае, кроме справки о ДТП, которую выписывает, только, инспектор ГИБДД, прибывший на место столкновения для оформления дорожного происшествия.

В том случае, когда страховая компания не провела на протяжении 5 рабочих дней, с момента регистрации заявления о страховой компенсации ни осмотра, ни автоэкспертизы, то владелец транспортного средства имеет право не предоставлять автомобиль страховщику, а самостоятельно заказать независимое исследование.

На какие вопросы отвечает независимый эксперт

При помощи независимой автоэкспертизы можно получить ответ на следующие спорные вопросы:

  • на какую сумму причинен материальный ущерб машине при автоаварии;
  • какие скрытые повреждения получило авто при ДТП;
  • как автокатастрофа отразилась на реальной стоимости транспортного средства;
  • правильно ли начислены страховые выплаты страховщиком.

Таким образом, проведение независимого исследования позволит выявить все повреждения, включая скрытые, полученные машиной участника автомобильной аварии. На основании такой информации эксперт сможет рассчитать объективную сумму компенсационных выплат, позволяющих выполнить полный восстановительный ремонт поврежденного автомобиля.

Какой порядок проведения независимого исследования

Независимую экспертизу согласно, закона об ОСАГО может проводить только дипломированный эксперт-техник, находящийся в федеральном реестре саморегулируемой организации оценщиков (СРО). Эксперт-техник должен иметь высшее образование по специальности «экспертиза по расследованию ДТП» и быть застрахованным в СРО.

Если эти два условия не выполнены, то документы, подписанные экспертом, не будут иметь законной силы. В экспертной организации должен работать хоть один эксперт-техник, имеющий право подписи. «Порядок производства экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП», утвержден Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014 г. № 433-П.

Заказчик исследования, после подписания договора и оплаты услуг, должен предоставить эксперту поврежденную машину или то, что от нее осталось, а также следующий пакет документов:

  • справку о ДТП;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • копии документов о ДТП, которые были переданы в страховую компанию;
  • направление, если заказчик страховщик.
  • другие документы, описывающие автоаварию.

Как правило, эксперты проводят исследование за 3-5 рабочих дней. В случае, «серьезной» аварии, при которой автомобиль получил сложные повреждения, и скрытые деформации экспертиза может занять 7-8 рабочих дней.

Виды экспертных исследований

Для всестороннего изучения причин столкновения, установления истинного виновника дорожно-транспортного происшествия, а также определения реального размера страховой компенсации могут понадобиться разные исследования.

Выделяют четыре вида независимых экспертиз:

  1. Автотехническая – исследует техническое состояние машин на момент, когда произошла авария, изучает действия водителей и реакцию транспортных средств в момент столкновения. Она позволяет определить виновного в ДТП.
  2. Трасологическая – изучает следы, оставленные на месте происшествия и на автомобилях. По тормозным следам, устанавливается траектория движения машин. Изучается дорожная обстановка и работа светофоров. Анализируются свидетельские показания. Такие исследования позволяют установить объективные предпосылки и субъективные причины автоаварии.
  3. Автотовароведческая – предусматривает подробный осмотр машин после столкновения, для выявления рабочего состояния всех систем. В результате исследования, рассчитывается размер компенсационных выплат, для проведения полного восстановительного ремонта поврежденного автомобиля. Позволяет определить товарную стоимость машины после ДТП.
  4. Комплексная – включает все три вида исследований с целью восстановления целостной картины автоаварии.

Заказчик самостоятельно выбирает, какой вид независимой экспертизы он хочет заказать. От объёма проводимых исследований зависит стоимость заказанных услуг.

Процедура проведения исследования

Независимая экспертиза может проводиться экспертной организацией или экспертом-техником.

В обоих случаях исследование включает следующие обязательные этапы:

  1. Предварительная консультация экспертом по телефону.
  2. Заключение договора между заказчиком и исполнителем исследования.
  3. Оплата экспертизы согласно условиям подписанного договора.
  4. Уточнение места и времени проведения экспертизы.
  5. Организация вызова на место осмотра автомобиля всех заинтересованных лиц.
  6. Осмотр поврежденной машины и составление акта.
  7. Расчет ремонта транспортного средства на основании акта осмотра.
  8. Составление заключения эксперта-техника.
  9. Передача заверенного заключения заказчику.

Договор составляется в двух экземплярах. Подтверждением оплаты является квитанция. При обращении в суд, заказчик независимого исследования, на основании оригинала договора и квитанции-подтверждения, сможет взыскать стоимость проведенной экспертизы с виновника автоаварии или его страховой компании.

Нюансы проведения экспертизы

Осмотр поврежденной машины начинается после изучения экспертом-техником процессуальных документов, составленных на месте аварии инспектором ГИБДД, аварийным комиссаром и участниками ДТП. Специалист обязан сверить VIN-код и номер кузова транспортного средства с данными указанными в документах страхового дела.

Далее эксперт фотографирует автомобиль с четырех сторон и углов, как прописано в Правилах. Делаются отдельно фотографии всех повреждений. Только, после того, как все сфотографировано специалист составляет акт осмотра, в котором указывает полный перечень повреждений и необходимых ремонтных работ. Подписывает акт заказчик и эксперт, проводивший осмотр.

На основании акта осмотра проводится расчет суммы компенсации ущерба с использованием специальных программ: SilverDAT, EUROTAX, Audatex, ПС-Комплекс, Автобаза. Для запуска программы нужно ввести VIN-код автомобиля и, при наличии, его дополнительные опции. Программа выдаст полный перечень деталей машины с указанием их номера и цены.

Когда у автовладельца полис ОСАГО, то цены берутся из единых справочников средней стоимости РСА, вмонтированных непосредственно в программу. Если у водителя полис КАСКО, то для авто, которые на гарантии, цена деталей определяется официальными дилерами, а для остальных – среднерыночная цена. Только, при страховке ОСАГО учитывается износ деталей.

Эксперт-техник в отчете обязательно не только указывает полный перечень полученных машиной повреждений, но и дает характеристику их сложности, а также описывает возможность получения при столкновении. Далее описывается технология проведения ремонта автомобиля. Указывается объём ремонтных и необходимых дополнительных работ.

В отчете должна быть указана конкретная стоимость полного восстановительного ремонта транспортного средства. Составленный отчет, акт осмотра машины и все проведенные расчеты подписывает эксперт-техник, проводивший экспертизу, и руководитель экспертной организации. Заказчику передаются документы, подшитые в дело.

Что делать с результатами независимого исследования

Что делать после независимой экспертизы после ДТП? Автовладелец, как правило, решил сделать независимую экспертизу для оспаривания результатов, проведенной страховой компанией оценки причиненного ущерба машине, в результате автомобильной аварии. Потерпевший водитель считал, что суммы страховых выплат недостаточно для восстановления автомобиля.

Поэтому, после получения на руки дела независимой экспертизы автолюбителю нужно обратиться в страховую компанию и написать досудебную претензию. Претензия, по сути, является требованием о доплате необходимой суммы компенсации ущерба. К обращению прилагается копия отчета независимого эксперта с рассчитанной суммой восстановительного ремонта.

По закону, сотрудники страховой компании имеют 5 рабочих дней со дня получения досудебной претензии для принятия решения: осуществить выплату или отказать. Во втором случае, автовладельцу направляется письменный обоснованный отказ выполнить предъявленные в претензии требования.


Вокруг ДТП.

Если водитель лично посетил офис страховой компании и передал досудебную претензию в канцелярию для регистрации, то дата регистрации считается датой представления документа. Автолюбителю необходимо обязательно взять копию претензии, на которой будет стоять номер и дата регистрации, а также фамилия, имя, отчество и должность сотрудника принявшего документ.

Когда, владелец транспортного средства направляет досудебную претензию заказным письмом с уведомлением о получении, то датой обращения считается дата, указанная на почтовом штемпеле. Автолюбителю необходимо сохранить предоставленный почтой документ подтверждающий получение адресатом письма.

Изменения законодательства

С 01.09.2014 года вступили в законную силу изменения к закону об ОСАГО, в том числе касающиеся процедуры доплаты страховых выплат. Пунктом 21 статьи 12, пунктом 1 статьи 16.1 и пунктом 3 статьи 19 Федерального закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

В том случае, когда автовладелец на протяжении 5 рабочих дней не получит от страховщика доплаты страховой компенсации причиненного материального ущерба при ДТП или ответа с отказом в удовлетворении досудебной претензии, то он имеет право обратиться в суд с иском к страховой компании о выплате недостающей суммы на восстановительный ремонт.


Поможет независимая экспертиза.

В документе автолюбитель указывает дату обращения, полное название страховой компании, номер выплатного дела. Далее в хронологической последовательности излагается, когда и в какой сумме страховщик произвел страховую выплату. Когда и в какой экспертной организации было заказано проведение независимой экспертизы.

Водитель обязательно пишет, что с размером полученной страховой компенсации он не согласен. Также, указывает сумму компенсации на восстановительный ремонт, рассчитанную независимым экспертом. Заявитель просит выплатить ему разницу между суммой затрат на восстановление авто, по акту экспертизы и суммой уже перечисленных страховых выплат, а также оплатить стоимость независимой экспертизы.

Автолюбитель уточняет, что в случае отказа или отсутствия ответа он обратится в суд и дополнительно добавит к исковым требованиям судовые расходы и оплату услуг адвоката. К претензии прилагаются: акт независимой экспертизы, документы подтверждающие оплату исследования и банковские реквизиты на которые следует перечислить деньги.

Итог

В заключение хочется сказать, что к независимым экспертам обращаются автолюбители, потерпевшие в результате ДТП, и желающие объективно оценить полученный материальный ущерб.

Водитель, который получил на руки результаты независимой экспертизы, должен подать в страховую компанию досудебную претензию. Когда по истечении 5 рабочих дней он не получит доплату страховых выплат, то следует подавать иск в суд.

Удачи вам на дороге!

Ни один потребитель не застрахован от покупки некачественного товара . Покупка такой вещи может быть совершена по недосмотру или из-за отсутствия у покупателя специальных знаний.

Но даже если при совершении покупки товар выглядел абсолютно нормально и выполнял свои функции, он может испортиться в процессе использования уже на следующий день или позже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Произойти это может по разным причинам: из-за неправильной эксплуатации, вследствие производственного брака, неправильном хранении и т.д. О некоторых дефектах может не знать даже сам продавец , но это не освобождает его от ответственности.

Все права и обязанности сторон при купле-продаже товаров и услуг приведены в законе N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Что делать, если товар неисправен?

Каждому покупателю следует помнить, что он имеет полное право обменять покупку, отремонтировать её за счёт продавца либо вернуть деньги за товар в гарантийный период.

Вне зависимости от того, сохранился ли у него чек (п. 5 ст. 18 закона).

Однако следует помнить, что не на все товары устанавливается гарантийный срок .

Это понятие распространяется только на технически сложные приборы, на одежду и обувь, а также на ряд инструментов и аксессуаров. А для продовольственных товаров, бытовой химии и т.п. существует срок годности.

Как правило, гарантийный срок устанавливается производителем, но и продавец вправе устанавливать этот период. Однако он не может быть меньше, чем заявлено производителем (ст. 5 закона).

покупатель вправе потребовать :
  • заменить товар на такой же либо другой (с перерасчётом цены);
  • уменьшить его стоимость;
  • бесплатно отремонтировать его за счёт продавца либо возместить расходы на ремонт;
  • вернуть полную стоимость товара.

Отметим также, что если неисправность технически сложного товара обнаружена в течение 15 дней после покупки , покупатель вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать заменить его либо вернуть деньги, а не отдавать его в сервисный центр для ремонта (п. 1 ст. 18 закона).

После того, как покупатель обратился с по поводу неисправной вещи, продавец может проверить товар лично и отправить на экспертизу в стороннюю организацию (п. 5 ст. 18 закона).

Во время приёма неисправного товара продавец проверяет не только его, но и всю документацию на предмет соответствия закону : условия купли-продажи, гарантийный срок и так далее. Проверка производится в присутствии покупателя.

В чем отличие проверки качества товара от экспертизы? Законом РФ «О защите прав потребителей» установлено отличие «проверки качества товара» от «экспертизы».

Проверка качества проводится непосредственно в месте покупки товара без привлечения специалистов . При проведении экспертизы эксперт дает соответствующее заключение.

Как и кем проводится экспертиза?

Где сделать экспертизу и кто должен проводить?

Зачастую продавец не обладает должной квалификацией для того, чтобы установить причину и виновника неисправности. В таких случаях товар отправляют в экспертную организацию на исследование.

Эксперты должны проверить товар на исправность и установить причину поломки . От их заключения будет зависеть, сможет ли покупатель возместить ущерб за покупку.

Когда вещь неисправна, но непонятно почему и по какой причине, продавец, как правило, самостоятельно предлагает провести экспертизу.

Бывает, что после проверки продавец отказывается принять товар, ссылаясь на то, что он сломался по вине потребителя, то покупатель вправе обратиться в экспертную организацию самостоятельно.

В соответствии с законом, правом на проведение независимой экспертизы обладают аккредитованные на это частные либо государственные организации, а также частные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию.

Заявление на проведение экспертизы товара .

Кто должен платить?

Услуги эксперта оплачиваются по общему правилу той стороной, которая виновна в неисправности . Это означает, что если в заключении виновником определяется покупатель (неправильно использовал товар, не руководствуясь правилами эксплуатации), то продавец (изготовитель, другое уполномоченное лицо) обязан будет возместить расходы на экспертизу.

И наоборот: если покупатель проводил экспертизу за свой счёт, самостоятельно обратившись в стороннюю организацию, в ходе которой выяснилось, что покупка неисправна по вине продавца (изготовителя и пр.), то ему обязаны возместить убытки (п. 5 ст. 18 закона).

Сколько это стоит? Стоимость процедуры оценки составляет около 10% от стоимости изделия .

Порядок процедуры

Чтобы провести экспертизу, покупателю необходимо указать об этом в претензии.

Она составляется при возврате бракованного товара и пишется на имя организации, осуществившей продажу некачественного товара.

В ней указываются паспортные данные покупателя, дата покупки и причина возврата. Также следует уточнить, что именно покупатель хочет: заменить товар, отдать в ремонт, вернуть деньги.

Чтобы исключить возможность фальсификации потребитель может присутствовать при экспертизе - об этом ему следует уведомить продавца в претензии.

При приёме товара экспертом составляется акт (копию отдают потребителю). В нём содержатся следующие сведения:

  1. Описание товара.
  2. Дата и время экспертизы.
  3. Сведения об экспертах.
  4. Наличие пломб.
  5. Есть ли внешние дефекты.
  6. Комментарии и подписи всех участников экспертизы.

Бланк акта приема-передачи товара на экспертизу.

Если потребитель не согласен с экспертным мнением, то это необходимо зафиксировать в акте. Это понадобится в будущем судебном разбирательстве .

Результатом экспертизы будет письменное заключение , копия которого выдаётся покупателю. В него не будут входить комментарии покупателя. Содержание заключения:

  • дата и время;
  • данные инициатора экспертизы;
  • информация о товаре (наименование, серийный номер, внешний вид);
  • экспертная оценка и выводы.

Сроки

Максимальный срок экспертизы по закону зависит от того требования, которое предъявил покупатель в претензии.

Причём в установленный законом срок должны войти не только непосредственно этапы экспертизы, но и удовлетворение его требования (возврат денег или уменьшение стоимости, замена, ремонт).

Если покупатель требует замены, то срок не может превышать 20 дней со дня составления претензии (п. 1 ст. 21 Закона). В случае, когда по истечении этого срока у продавца нет требующегося товара на замену, то срок продлевается до месяца.

Если потребитель хочет вернуть деньги, то по закону этот срок сокращается вдвое - до 10 дней (ст. 22 закона). При нарушении этого срока потребитель может потребовать неустойку в размере 1% от стоимости за каждый день просрочки.

Что касается срока для устранения недостатка, то закон определяет его как «минимальный, объективно необходимый для его устранения», но не более 45 дней отдельных случаях он может быть увеличен, но недостаток деталей не является основанием для продления) (ст. 20 закона).

Также отметим, что на этот период продавец обязан в трёхдневный срок бесплатно предоставить вещь с аналогичными потребительскими свойствами и организовать бесплатную доставку.

Список предметов, на которые это требование не распространяется, приведён в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 22.06.2016).

Что потребуется?

Чтобы провести экспертизу, покупателю нужно предоставить неисправную вещь. Расходы на доставку несёт продавец (если не будет доказано, что виновен покупатель).

Какие нужны документы ? Также потребуются:

  1. Паспорт.
  2. Заявка, где указывается дефект.
  3. Чек и упаковка (при наличии).
  4. Инструкция и паспорт к изделию (если есть).

Когда придётся идти в суд?

К сожалению, в вопросах экспертной оценки некачественных товаров закон несовершенен. Так, лишение права человека на участие в экспертизе или другие нарушения в этой процедуре, не имеют серьёзных последствий с точки зрения закона.

Однако они будут учитываться судом в принятии решения. Именно поэтому нередки случаи, когда гражданину приходится отстаивать свои права в суде.

Судебное разбирательство потребуется в нескольких случаях:

  • отказ в экспертизе;
  • продавец не принимает заключение;
  • покупатель не согласен с результатами.

В последнем случае предметом разбирательства становится именно экспертное заключение .

Такими делами занимаются мировые либо районные суды . Это зависит от цены иска (стоимость товара, другие расходы). Если эта сумма меньше 50 тысяч рублей, то иск подаётся мировому судье, если больше - районному. Также в районном суде дела рассматриваются, в случаях, когда:

  • объединяются связанные требования;
  • меняется предмет иска (при рассмотрении в мировом суде);
  • заявитель требует компенсации за моральный ущерб;
  • имущественные требования невозможно оценить;
  • подан встречный иск.

Можно подать как по месту жительства, так и по местонахождению ответчика (п. 2 ст. 17 закона).

После его принятия назначается судебная экспертиза. Она регулируется Федеральным законом от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

Помните, что при возврате некачественных товаров непродовольственного характера, вы имеете полное право потребовать экспертизу . Если продавец отказывает в вашем праве, то вы можете самостоятельно обратиться в аккредитованное экспертное бюро либо сразу пойти в суд.

Любые разногласия с продавцом должны быть задокументированы в виде претензий , копии которых вам обязаны предоставить.

Важно также, чтобы акт и заключение экспертизы были составлены без нарушений. В противном случае продавец может отказать в удовлетворении вашей претензии, и впоследствии суд не примет эти документы к рассмотрению.

О том, как проводится экспертиза качества товаров, вы можете узнать из видео:

Если есть возможность, после автодорожного происшествия лучше самостоятельно заказать независимую экспертизу. Ведь чем раньше она проводится, тем достовернее ее результат. Многие следы можно точно идентифицировать только пока он свежие.

Как проводится независимая автоэкспертиза

Стоит учитывать, что независимая экспертиза, назначенная судьями, все равно не будет бесплатной. Сумму процедуры можно дополнительно включить в иск.

Как правило, проводится независимая экспертиза в 2 этапа, каждый из которых важен по-своему. Итак, в процессе независимой автоэкспертизы проводят:
- осмотр автотранспортного средства с последующим составлением акта осмотра;
- определение (с выкладкой точного расчета) ущерба.

При проведении первого этапа эксперт проводит детальный осмотр автомобиля с фотографированием всех недостатков. Кроме того, он фиксирует общее состояние автомобиля, занося все необходимые данные в специальный акт осмотра.

В акте осмотра обязательно должны быть включены следующие данные:
- описание тех. характеристик автомобиля (тип и номер двигателя; марка; модель; номер и т.д.);
- характер и полный перечень всех повреждений, которые были определены путем наружного осмотра транспортного средства (номер справки МВД о ТП; номер полиса ОСАГО; реквизиты страховщика и т.д.);
- заключение эксперта по результату осмотра (комплектность; техническое состояние машины; перечень требуемых работ по устранению дефектов для восстановления эксплуатационных свойств авто; ссылка на соответствующие нормативные акты и т.д.).

Осмотр должен быть выполнен очень тщательно. Ведь все те повреждения, что не будут учтены: описаны и сфотографированы, вам придется восстанавливать самостоятельно.

Опытные и профессиональные эксперты в дополнение к перечню ремонтных работ добавляют еще и предварительный расчет стоимости деталей, оценку ремонтных и регулировочных работ, а также рекомендации по диагностике.

Если при начале ремонтных работ были выявлены проблемы, скрытые от глаз и невозможные к определению при наружном осмотре, их необходимо оформить отдельным актом.

Первый этап независимой автоэкспертизы считается основным и достаточно сложным, и выполнить его на должном уровне может только высокопрофессиональный эксперт.

Второй этап экспертизы – это своеобразный итог всей экспертизы. Он включает в себя расчет стоимости ущерба и потенциального ремонта автомобиля. При составлении сметы эксперт должен опираться на определенную нормативно-техническую документацию, к числу которой относятся печатные издания, электронные носители справочно-информационного характера. Именно на их основе и проводится калькуляция.

Технология расчета ущерба учитывает как фактический, так и актуальный уровень цен.

Что следует соблюдать при проведении независимой экспертизы

Естественно, независимая экспертиза должна проводиться до начала ремонтных работ. Причем любых. Это поможет более объективно оценить ущерб.

Заказывать независимую автоэкспертизу нужно только в организации, которая имеет регистрацию в обществе оценщиков. При этом у исполнителя обязательно должна быть лицензия на выполнение таких действий. Если же пренебречь данным требованием, следует быть готовым к тому, что результаты экспертизы приняты к рассмотрению не будут.

Стоит пригласить на проведение экспертизы и другие заинтересованные стороны. В обязательном порядке извещение о времени проведения экспертизы и месте должен получить виновник аварии, а также страховая.

Транспортное средство на экспертизу должно быть предоставлено в чистом виде, крышка капота и багажника обязательно должны открываться. В случае если из-за повреждений в результате ДТП это сделать невозможно, необходимо предупредить об этом эксперта.

Отчет, подготовленный экспертами, считается юридическим документом дополнительного значения, который поможет доказать в суде свою правоту.



Просмотров