Как подразделяются субъекты авторского права. Защита переводов и производных продуктов

Прежде всего субъектом авторского права признается автор, т. е. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Возникновение прав автора не зависит от дееспособности, возраста, состояния здоровья, выпуска произведения в свет и т. д. Иностранный гражданин становится субъектом авторского права в Российской Федерации в случае, если его произведение выпущено в свет на территории Российской Федерации либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Во всех других случаях авторские права иностранного гражданина будут защищаться лишь при наличии соответствующего международного договора.

Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то принято говорить о соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, образует ли такое произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Однако в любом случае произведение, созданное в соавторстве, должно обладать определенным единством.

Соавторство на произведение возникает тогда, когда второе лицо вносит свой вклад в создание произведения на любой стадии творчества. Однако такой вклад должен отвечать требованию творческого характера произведения. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.). Соавторство может быть раздельным и нераздельным. Под раздельным соавторством понимается авторство нескольких лиц на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.

Например, это музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации комиксов, разные главы учебника, если указано, кто над какой главой работал. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

юридические лица, которые могут приобретать отдельные права автора:

а) в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;

б) в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях; 3)

а) в случае ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом;

б) когда государство становится наследником носителя авторских прав и др.

Еще по теме § 3. Субъекты авторского права:

  1. 2. Субъекты авторских прав во французском авторском законодательстве и доктрине. Субъективные права автора: моральные и имущественные права, право следования.
  2. 2 Субъекты авторского права РФ и их субъективные права на произведения изобразительного искусства.
  3. 1.1. Определение и содержание авторского права. Место авторского права в ряду прав на интеллектуальную собственность: авторское право и промышленная собственность ОПРЕДЕЛЕНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ПРАВА

Курсовая работа

по Гражданскому праву

(наименование дисциплины)

Выполнил: Нестеров Александр

Владимирович

(фамилия, имя, отчество)

(№ группы)

Руководитель

Темникова Наталья Александровна

(уч. степень, уч. звание,

к., ю., н. доцент

должность, фамилия, имя, отчество)

К защите_____________________________________

(допущен, не допущен)

Научный руководитель___________________________

Дата защиты: ____________ Оценка _____________

Введение…………………………………………………………………………3

2.1. Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе……………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………....27

Список литературы……………………………………………………………...29

Введение

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. -- М.: Юрид.лит., 1998. С.8. Сто семьдесят два года, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как, например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. Шершеневич Г.Ф. Авторское право. -- Москва, 1999. С.28. "С тех пор, -- замечает проф. Табашников, -- как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься."

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права. Сергеев А.П. Авторское право России. -- СПб, 2006. С.783. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право".

Регулируемые авторским правом имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные -- нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные -- интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес -- как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение. Сергеев А.П. Авторское право России. -- СПб,2006. С.783.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Цель моей курсовой работы рассмотреть субъекты авторского права, а задачей будет являться рассмотреть такие понятия как наследники авторского права, иные наследники авторского права (издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использованием произведений).

Субстратом работы является глава права автора, без которой вопрос о правомерности использования произведения не был бы полностью раскрыт. Основанием для подобного заключения стало авторское законодательство, направленное на всемерную защиту прав автора.

Авторское право в объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

1. Признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не даёт общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведений науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декаративно0-прикладного искусства.

2. Установление режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и.т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

4. Защита данных прав.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ авторское право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них.

При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения, на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

При предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения определяется по закону государства, на территории которого место имел юридический факт, послужившим основанием для обладания авторским правом.

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными юриди-ческими фактами -- созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т.д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы про-изведений. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ,2006. С.783. Автор -- это физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано. Мельников В. Бестселлер XXI века "Код да Винчи" - предмет судебного разбирательства/В.Мельников // ИС. Авторское право и смежные права.-2008. -N 2.- С.72-83.- Библиогр.: с.83 (5 назв.).

Носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его подлинный автор -- человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения определенного правового результата.

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в со-держание гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта выполняет создание произведе-ния, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но поскольку юридиче-ские поступки могут совершаться и недееспособными лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния дееспособности.

По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полно-стью недееспособных граждан авторские права осуществляют их роди-тели и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произ-ведения российских граждан охраняются независимо от места их об-народования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:

· либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

· либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006 г., с.783.

Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятель-ности двух или нескольких лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.

Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на части; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного). О.Н. Макаренко Гражданское право учеб., пособие для студ., сред.. проф., образования, М.:2002г-319 с.

Условием признания тех или иных лиц соавторами про-изведения является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произве-дением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения, если возникает необ-ходимость внести в него изменения и дополнения творческого харак-тера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как воз-можность возникновения соавторства без совместной творческой ра-боты над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С783.

В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое не является соавторским, для использования уже созданного произведения требуется согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них возражает, то произведение может быть использовано только по решению суда; при недостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему усмотрению. Ю.Г. Поронов Гражданское право общая и особенная части, учеб. для студ. высш. проф. обр., М.: 2006г-677с.

Нет соавторства при помещении статей различных авторов в научных сборниках, энцикло-педических словарях, журналах или в других периодических изданиях. В этом случае появляется единое произведение, например -- журнал как таковой, словарь в целом и т.д. Но здесь единство достигается благодаря такой творческой работе (тематическая подборка, расположение материала и т. п.), в которой отдельные авторы никакого участия не принимали. Поэтому, будучи авторами своих собственных произведений, они не становятся соавторами журнала или словаря.

Прежде, всего к наследникам переходят все авторские права, а в основном лишь те из них, которые носят имущественный характер. Что касается личных неимущественных прав, то по прямому указанию ст.29 Закона об авторском праве не переходят по наследству право автора, право на авторское имя и право на защиту репутации автора. Наследники, однако, вправе осуществлять защиту указанных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор е назначил в своём завещании для этих целей специальное лицо. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой наследники также становятся полноценными обладателями таких личных неимущественных прав умершего автора, как право на обнародование и право на опубликование.

Далее, в отличии от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права наследников действуют в течении 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

1. Авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия авторского права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, авторское право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи.

3. Авторское право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия авторского права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

Наконец, важной особенностью авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке как единое целое, не подлежащее не выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора - по решению суда. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.784.

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации, занимающиеся использова-нием произведений. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

От указанных организаций, являющихся производными правообладателями авторских прав, следует отличать организации, которые приобретают авторские права в силу прямого указания закона и поэтому считаются их первоначальными обладателями. К ним относятся, например, организации-работодатели, по служебному заданию которых созданы авторские произведения. Имущественные права подобных организаций, как правило, гораздо шире аналогичных правы, приобретаемых у авторов организациями-правопреемниками.

2.1. Организации, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе

К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение путём записи, репродуцирование и др.).

Коллективное управление авторскими правами - новое для российского авторского права юридическое явление. Ранее действовавшее законодательство не предполагало создание подобных организаций. Функции по регистрации публично исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их использование выполнялось Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), а в последующем - Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС).

Указом президента РФ «О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» от 7 октября 1993 г. РАИС было упразднено и одобрено создание авторами, имевшими договоры с РАИС в отношении имущества и финансовых средств, а также (с согласия сторон) - по всем ранее заключённым договорам. Это было вполне оправданным шагом.

Наряду с РАО в России и её отдельных регионах действуют и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющими авторскими и смежными правами (п.2 ст.44 Закона об авторском праве).

Зарубежный опыт показывает, что обычно в стране действует несколько достаточно крупных организаций такого рода, сфера деятельности которых разграничивается либо предметно, либо территориально.

Организации управляющие имущественными правами на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений. Сами они обладатели авторских прав не становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их интересах.

Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить три основных:

а) предоставление пользователями произведений лицензий на использование объектов авторского права (отказ не допускается, всем пользователям одной категории разрешения предоставляются на равных началах);

б) сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;

в) распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование специальных фондов, создаваемых этими организациями с согласия и в интересах обладателей авторских и смежных прав). Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

Самой распространенной и в то же время самой спорной класси-фикацией авторских прав является их деление на личные неимущест-венные и имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно.

Тем не менее, закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущест-венный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран -- так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произ-ведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждать-ся другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим важ-нейшие личные и имущественные права автора. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

Одним из главных личных неиму-щественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.06.2007 г. N 2096/ 07 // Вестн. Высш. Арбитр. Суда РФ.-2007.-N 10.-С.100-103. Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае присвоения авторства другим лицом (плагиат).

оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;

оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны считаться. После смерти автора авторство при-знается и охраняется законом, но уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как общественный интерес, нуждающий-ся в признании и защите. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть выпу-щено в свет с указанием подлинного имени автора (его фа-милии и инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор вправе обозначить свое произ-ведение условным именем (псевдонимом). Разрешается также опублико-вание произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи встречаются сравнительно редко и обусловлива-ются особыми соображениями, в том числе и спецификой са-мого издания (например, помещение кратких статей в энци-клопедических словарях или справочниках).

С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искаже-ния или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и досто-инству автора. Закон устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, он может дезавуировать дейст-вия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения. Закон не требует от автора обосновывать уважительность причин отзыва произведения. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения. Тем не менее, такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может ознакомиться неопределенный круг лиц. Это -- одно из важнейших личных неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)

Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу" автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера. Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после его смерти -- с его родственниками. Н. Гуев Гражданское право, учеб. в 3-х томах, М.: 2004г-456с.

Воспроизводить -- значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.Постановления Президиума, решения и определения судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации // БВС.-2007.-N 2.- С.4-32.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобрази-тельного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления им права на воспроизве-дение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произве-дению. При реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распрост-ранения произведения, называя лишь наиболее типичные из них -- продажу и сдачу в прокат. Продажа означает реализацию копий про-изведения за плату. Сдача в прокат -- это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют, однако, и другие способы распространения произведений, например, передача экземп-ляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого распространения -- деятельность библиотек.

Наряду с правом на распространение закон особо выделяет исклю-чительное право автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обла-дателя исключительных авторских прав (право на импорт). Постановление №4193/01 от 5 марта 2002 г., По спорам об исключительных правах.

Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение -- в отношении музыкальных, драма-тических, хореографических, литературных и некоторых других произ-ведений.

Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. АН. Гуев Гражданское право, учеб. в 3-х томах, М.: 2004г-456с. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца, как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана.

Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного посещения.

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.

В эфир могут передаваться как уже обнародованные произ-ведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.

К имущественным правам авторов относятся также право на пере-вод и право на переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность автора или самому перерабатывать произведе-ние в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на перера-ботку другим лицам.

Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авторов оригинальных произ-ведений. Авторы произведений изобразительного искусства обладают осо-бым правом следования.

К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее зако-нодательство и наука традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения. Новое авторское законодательство, без-условно, также признает за авторами указанное право, хотя в общем, перечне авторских правомочий оно прямо не названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем, как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В отличие от этого право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного лица с момента создания произведения не связывается. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"/ И.Близнец, Б. Завидов, С.Лапин // ИС. Авторское право и смежные права.-2007.-N 3.- С.73-94. В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право требо-вать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок, срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в авторских договорах, на основе которых и осуще-ствляется использование произведений.

Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение вознаграждения лежат за пределами авторского договора. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006. С.783.

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;

5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

За защитой своего права обладатели исключительных авторских прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Суд или арбитражный суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Контрафактные экземпляры произведения или фонограммы могут быть переданы обладателю авторских или прав по его требованию.

Заключение.

В своей курсовой работе на тему «Субъекты авторского права» я попытался наиболее полно отразить одну из самых не развитых отраслей Российского законодательства - отрасль авторского права. Основным документом, регулирующим в Российской Федерации авторские права, является Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I"Об авторском праве и смежных правах", им регулируются две большие группы отношений:

1)отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права;

2)отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания.

Вывод: итак, что же регулирует авторское право - это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и ис-кусства, авторское право распространяется на произведения науки, лите-ратуры и искусства, являющиеся результатом творческой деятельно-сти, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:

· стимулирование деятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений, получение доходов и т.д.

· создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

Объектами авторского права могут являться литературные, драматические, сценарные или аудиовизуальные произведения, произведения декоративного и прикладного искусства, сборники и другие декоративные произведения. А раз есть объекты правоотношений, значит должны быть и субъекты которые этими правоотношениями обладают, соответственно субъектами авторского права могут быть авторы произведений, наследники и правопреемники или организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Роль авторского права в формировании культуры несомненна. А, что есть у нации кроме культуры, нет культуры, нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и, безусловно, авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более в на-стоящее время.

На основе изученного материала я ба сделал вывод, что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства, но к сожалению, эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.

Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд, должна отводится органам ОВД, особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе появится новый состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав.”). Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы, которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.

Список литературы .

Нормативные акты:

1. Конституция РФ 1993г

2. Гражданский Кодекс РФ Ч1,2 М.: Юрид.лит. 2006г.

4. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I"Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г.)

5. Указ Президента РФ “О государственной политики в области охраны авторского права и смежных правах” от 7.10.93 г. № 1607 // САПП РФ, 1993, № 417, ст. 3920

Специальная литература:

2. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. -- М.: ПРОСПЕКТ, 2006г.

4. Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей М.: Фонд «Правовая культура» 1995г.

5. Гражданское право: Учебник В 2т./ под ред. Е.А. Суханова 1998г.

11. Юрченко А.К. Издательский договор. -- Л., 1998г.

12. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. -- М.: Изд. юрид.литература, 1996г.

15. Е.В. Протас Гражданское право, Высш., шк., М.: 2005.-339 с.

16. А.И. Гомола Гражданское право: Учеб. для студ. проф. учеб. заведений.- 2-е изд., 2004г.-416с.

17. А.П. Фоков Гражданское право. Общая и Особенная части, М.: 2005г-688с.

18. Ю.Г. Поронов Гражданское право общая и особенная части, учеб. для студ. высш. проф. обр., М.: 2006г-677с.

19. С.С. Алексеева Гражданское право, учеб., для высш., учеб., заведений, М.: 2006г-478 с.

20. В.В. Залеский, М.М. Рассолов Гражданское право, учеб., для высш., учеб., заведений, М.: 2003г-703 с.

21. А.Н. Гуев Гражданское право, учеб. в 3-х томах, М.: 2004г-456с.

22. В.О. Мушинский Гражданское право, учеб., пособие для студ., сред.. проф., образования, М.:2002г-223 с.

23. С.П. Гришаев Гражданское право в вопросах и ответах, М.:2003г-484 с.

24. О.Н. Макаренко Гражданское право учеб., пособие для студ., сред.. проф., образования, М.:2002г-319 с.

25. А.П. Сергеев Гражданское право, учеб., для вузов. М.:2006г-783 с.

Подобные документы

    Первичные субъекты авторского права. Первичные субъекты авторского права обладают личными неимущественными правами и имущественными правами. Отчуждение имущественных прав. Передача права на использование произведения. Понятие авторского вознаграждения.

    реферат , добавлен 24.01.2009

    История становления и развития правового института авторского и смежных прав. Первый авторский закон в Англии (1710 год). Понятие и функции авторского права, его источники. Субъекты и объекты авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2010

    Понятие и основные функции авторского права. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права. Основные виды субъектов авторского права и его возникновение. Соавторы и составители как субъекты авторского права. Правопреемники и иные лица.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Общие положения, функции, источники, субъекты и объекты авторского права. Содержание договора авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав. Права и обязанности сторон. Совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятие авторского права, его цели, задачи, объекты и субъекты. Основные нормативно-правовые источники авторского права. Возникновение и осуществление авторских прав. Пределы осуществления авторских прав. Истечение срока действия авторского права.

    реферат , добавлен 16.10.2011

    Сущность и юридическая природа понятия авторского права. Особенности регулирования имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права. Понятие произведения как результата творческой деятельности автора. Субъекты авторского права.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2015

    Институт авторского права, его основные компоненты и проблематика. Особенности исключительных прав. Субъекты авторских прав в современной России. Защита имущественных и личных неимущественных прав авторов. Права третьих лиц на объекты авторского права.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2014

    Понятие и функции авторского права, его главные источники и значение. Виды объектов авторского права и критерии их охраноспособности. Произведения, не являющиеся объектами права в данной сфере. Виды субъектов авторского права и его возникновение.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2014

    Суть авторско-правовой охраны: поиск баланса между интересами творческой личности и общества. Понятие авторского права и сфера его регулирования. Источники и виды авторского права. Субъекты и объекты авторского права. Типовые авторские договора.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Понятие и принципы авторского права. Личные неимущественные и имущественные права авторов и правообладателей. Сущность, сфера действия смежных прав, их объекты и субъекты, условия и сроки охраны. Пробелы законодательства в данной области, их устранение.

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.

В. Г. Белинский

Одной из главных отличительных черт авторского права в сравнении с другими видами исключительных прав является то, что оно возникает автоматически, как результат творческой деятельности человека. Это означает, что для изначального возникновения авторских прав у субъекта, который признается автором, нет необходимости проходить какую-либо специальную процедуру регистрации или выполнять иные формальные действия.

Признание лица автором порождает возникновение у него совокупности определенных исключительных личных и имущественных прав в отношении конкретного объекта интеллектуальной собственности. При этом следует учитывать, что личные неимущественные права автора (например, право авторства, право автора на имя) непосредственно связаны с личностью автора, они неотчуждаемы по своей природе. В свою очередь, исключительные (имущественные) права изначально возникают у автора произведения, но впоследствии могут быть переданы другим лицам, которые также становятся субъектами авторских прав.

Можно выделить две основные категории субъектов авторского права:

  • 1) авторы - это лица, которые создают сам объект интеллектуальной собственности, обладают личными и имущественными интеллектуальными правами. К этой категории также относятся соавторы и иностранные авторы. Авторы приобретают авторские права в отношении объекта интеллектуальной собственности в результате самого факта создания результата интеллектуальной деятельности;
  • 2) иные лица. К ним можно отнести правопреемников, в том числе наследников автора, организации по коллективному управлению авторскими правами.

В праве интеллектуальной собственности широко используется понятие п равообл а дател я.

Правообладатель - физическое или юридическое лицо, обладающее определенной совокупностью прав в отношении объекта интеллектуальной собственности.

Правообладателями первоначально являются авторы. Правообладателями могут быть также лица, которым права перешли от автора по основаниям, предусмотренным законом (например, при наследовании) или договором.

В зависимости от того, к какой категории относится субъект авторского права, различается объем прав и обязанностей, которыми он обладает в отношении объекта интеллектуальной собственности, и, соответственно, различаются способы реализации исключительных прав.

  • 1) автором может являться только гражданин , то есть физическое лицо . При этом не имеет значения, является ли автор гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • 2) произведение должно быть результатом творческого труда гражданина. Авторами не могут быть признаны лица, которые не внесли личного творческого вклада в создание результата интеллектуальной деятельности. То есть не признается творческой деятельностью оказание материальной, технической, консультационной, организационной или иной помощи автору. Также авторами не являются граждане, которые только способствуют оформлению прав на результат интеллектуальной деятельности или осуществляют контроль за выполнением работ по созданию такого результата. Например, в отношении служебных произведений автором признается именно работник, чьим творческим трудом такой объект был создан, а не работодатель.

Как уже было сказано, автор приобретает права по первичным основаниям. Автор является первоначальным обладателем комплекса личных неимущественных и исключительных (имущественных) прав на произведение. В. А. Дозорцев указывал, что единственным основанием первоначального возникновения творческих имущественных прав является творчество, порождающее прежде всего личное неимущественное право - право авторства .

Являясь первоначальным правообладателем, автор обладает исключительным (имущественным) правом на произведение с момента его создания.

В отличие от личных неимущественных прав, обладателем которых в соответствии с ГК РФ может быть только физическое лицо, исключительное право может принадлежать и юридическим лицам. Исключительное право всегда имеет срочный характер.

  • - наследники - лица, которые по закону или завещанию наследуют имущественные права авторов;
  • - работодатели - лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведений;
  • - издатели ;
  • - правопреемники юридических лиц - лица, к которым перешли имущественные права по закону, договору или в силу других юридических оснований (например, в результате реорганизации юридического лица);
  • - организации по коллективному управлению авторскими правами;
  • - иные правообладатели - лица, к которым исключительные права на произведение перешли на основании договора (например, лицензионного договора или договора об отчуждении исключительных прав).

Эти лица являются носителями так называемых производных исключительных авторских прав.

Неимущественные права - право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения - неотчуждаемы и обладают бессрочным характером, но после смерти автора охрана этих прав в соответствии со ст. 1267 ГК РФ может осуществляться:

Согласно ст. 1266 ГК РФ указанные выше лица обладают правом разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается первоначальный замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

  • Дозорцев В. А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сб.статей. М.: Статут, 2005. С. 286.
  • Следует отметить, что в отношении служебных произведений исключительное правопервоначально возникает у работодателя, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и работником не предусмотрено иное.
  • См., например: Судариков С. А. Авторское право: учебник для бакалавров. М. : Проспект, 2014. С. 54.

Субъекты авторского права -это лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Это создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели, а также создатели производных произведений (переводы, переработки, аранжировки) приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

Субъекты- физические лица (граждане РФ, иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также госуд-во в целом) и юридические лица (издатели газет, журналов,изготовители аудиовизуальных произведений, работодатели авторов служебных произведений…)

1) латинской буквы "С" в окружности: c;

2) имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.

1) нераздельное,

2) раздельное.

(Пр. нераздельного соавторства - творчество писателей –романы, они не выделяют свои части коллективных произведений, раздельное соавторство - коллективный учебник главы которого, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно).



Право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно.

К наследникам переходят в основном а. права, которые носят имущественный характер. Личные неимущественные права по наследству не переходят. При этом наследники вправе:

Осуществлять охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, если только автор не назначил в своем завещании для этих целей специальное лицо.
- разрешать внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора.

А. права наследников ограничены установленным законом сроком. и действуют в течение 70 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти (ст. 1281 ГК). Исключения:

А. права переходят к наследникам как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу.

А. права могут переходить к иным правопреемникам на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров это издательства, киностудии и др. организации занимающиеся использованием произведений.

Статья 1370. Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец

1. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом.

3. Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.

4. При отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином (пункт 3 настоящей статьи) работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.

Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора - судом.

Если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, либо примет решение о сохранении информации о таких изобретении, полезной модели или промышленном образце в тайне и сообщит об этом работнику, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.

5. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, не являются служебными. Право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат работнику. В этом случае работодатель вправе по своему выбору потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права либо возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием таких изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Статья 1371. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по договору

1. В случае, когда изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали их создание, право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

В этом случае заказчик вправе, если договором не предусмотрено иное, использовать созданные таким образом изобретение, полезную модель или промышленный образец в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента без выплаты за это использование дополнительного вознаграждения. При передаче подрядчиком (исполнителем) права на получение патента или отчуждении самого патента другому лицу заказчик сохраняет право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца на указанных условиях.

2. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента или исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец передано заказчику либо указанному им третьему лицу, подрядчик (исполнитель) вправе использовать созданные изобретение, полезную модель или промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента, если договором не предусмотрено иное.

3. Автору указанных в пункте 1 настоящей статьи изобретения, полезной модели или промышленного образца, не являющемуся патентообладателем, выплачивается вознаграждение в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 настоящего Кодекса.

Статья 1372. Промышленный образец, созданный по заказу

1. В случае, когда промышленный образец создан по договору, предметом которого было его создание (по заказу), право на получение патента и исключительное право на такой промышленный образец принадлежат заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

2. В случае, когда право на получение патента и исключительное право на промышленный образец в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежат заказчику, подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такой промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

3. В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком право на получение патента и исключительное право на промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать промышленный образец для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия патента.

  1. Субъектами авторского права являются только физические лица. Это представляется вполне логичным, поскольку юридические лица априори лишены интеллекта как мыслительной способности, а значит, не могут сами создавать результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и произведения. Хотя в СССР была практика, когда авторами кинофильмов были кинокомпании, а не отдельные граждане.
  2. Автор должен приложить именно творческий труд. Понятия «творческий характер» мы уже касались в статье об . Напомним: творческий характер означает, что объект приобретает какие-либо особенности и художественную окраску. Следовательно, автор должен осуществить только такую деятельность, результатом которой будет являться объект, носящий творческий характер.
  3. В результате деятельности должен быть создан конкретный объект (произведение или программа для ЭВМ). Более подробно об этом см. статью об объектах.

Автором может быть гражданин любого возраста. Следовательно, даже ребенок пяти лет, написавший какой-либо рассказ или очерк, приобретает личные неимущественные права и исключительное право. Другой вопрос в том, что осуществлять их и распоряжаться ими он сможет только по достижению возраста, с которым связано наступление дееспособности. Такой возраст может составлять:

  1. От шести до четырнадцати лет. Однако для этого требуется согласие родителей (усыновителей, опекунов).
  2. С четырнадцати лет. В этом случае согласно подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ лица уже могут самостоятельно осуществлять такие права.

Обратим внимание, что в российском авторском праве действует так называемая презумпция авторства: автором считается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное. К примеру, недобросовестный писатель указал свое имя на чужом произведении, и подлинный автор может опровергнуть это только через суд, поскольку на обложке книги указано другое лицо и действует эта презумпция.

Соавторство. Помощники автора

Довольно часто случается, что у произведения не один автор. Примеров множество: Братья Гримм, Ильф и Петров, Трамп и Кийосаки и т.д. В таком случае речь идет о соавторстве. Все, кто приложил свой творческий труд к созданию произведений, именуются соавторами, и у каждого возникают права на произведение. В Гражданском кодексе РФ сказано, что такие лица используют произведение совместно. Между ними может быть заключено соглашение по вопросам использования произведения.

  1. Один, к примеру, пишет свою часть, другой – свою. Например, два ученых пишут монографию, где первый излагает мысли по поводу английского права, а другой – по поводу американского. Здесь есть особенность: если такую часть можно использовать независимо от всего произведения, то она может быть использована создавшим ее лицом без согласия остальных соавторов. В нашем примере произведение разделить можно, поэтому каждый ученый вправе использовать свою часть без согласия другого.
  2. Соавторы работают не каждый над своей частью, а пишут все вместе, и при этом объект становится неразрывным целым. Подобное произведение использовать можно лишь совместно. Пример: два автора написали детектив, который будет считаться неразрывным произведением, и значит, использовать его они могут лишь совместно (если нет соглашения).

Следует разграничивать правовой статус соавторов – лиц, приобретающих интеллектуальные права, и помощников – лиц, которые лишь оказывали автору содействие. Содействие может быть, техническим, материальным и даже интеллектуальным. Представим ситуацию, что автору кто-то подсказывает идеи (интеллектуальное содействие), однако именно автор определяет, как применить эту идею, именно он развивает сюжет, вводит персонажей (то есть, только им осуществляется творческая деятельность). Дело примет совсем другой вид, если лицо будет участвовать в создании персонажей, сюжета – тогда речь пойдет уже о соавторстве.

Однако следует отметить, что грань между этими правовыми категориями тонкая. Так, Александр Сергеевич Пушкин официально является автором произведений, сюжет и персонажей в которых он позаимствовал из рассказов своей няни, Арины Родионовны. Но последняя не значится в качестве соавторов для таких произведений.



Просмотров