Автору принадлежит исключительное право на произведение. Исключительное право на произведение

Право на импорт выражается в возможности импортировать, т.е. ввозить из-за границы экземпляры произведения в целях их распространения. Стоит сразу отметить, что это правило относится к экземплярам произведений, а не к оригиналам; присутствует наличие в цели ввоза распространения. Следовательно, если экземпляры произведения ввозятся для представления их на выставках, публичного исполнения и других видов, то власть автора на данный ввоз не распространяется. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической базе. Данные положения кроме Закона "Об авторском праве и смежных правах" регулируются письмом ГТК России от 28 октября 1997 г. "О мерах по защите прав на интеллектуальную собственность".

Право на публичный показ и публичное исполнение

Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение - в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и использования произведения. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, пения, танцев как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана. Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т.е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для всеобщего посещения.

Интересным судебным примером явилось сообщение журнала "7 дней" за 2005 г. Так, "...суд отклонил иск Леонида Ярмольника к ВГИКу. После того как в киновузе показали фильм "Мой сводный брат Франкенштейн" без ведома его создателей, продюсер картины Ярмольник возмутился и подал в суд иск за нарушение авторских прав на сумму 5 млн. руб. Но адвокаты Александр Островский и Арман Гукасян сумели доказать, что показ был закрытым, учебным и некоммерческим". Дело было выиграно совершенно справедливо на основании п. 1 ст. 19 Закона "Об авторском праве и смежных правах".

Право на передачу произведения в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю

Передача произведения в эфир или по кабелю предполагает его доведение до сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и права сообщать произведения для всеобщего сведения по кабелю. В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и произведения, которые еще не обнародованы. Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю - самостоятельное имущественное право, отличное от права на передачу в эфир. Имеется в виду возможность сообщения (в том числе и передачи в эфир) по кабелю лицам, имеющим специальные приставки к своим радио- и телеприемникам, провода или иные аналогичные средства.


В законодательство ряда стран с переходной экономикой введено право на импорт. Право на импорт отсутствует в Бернской конвенции, в Соглашении ТРИПС и в Договоре ВОИС по авторскому праву, хотя попытка включить это право в Договор предпринималась*(178). Право на импорт было введено в Модельном законе ВОИС об авторском праве и смежных правах, подготовленном в основном российскими разработчиками для стран с переходной экономикой.

Одна из причин введения права на импорт заключается в том, что имущественные интересы правообладателей на объекты интеллектуальной собственности стали нарушаться межгосударственными потоками контрафактной продукции, производимой в других странах. Считалось, что наделение правообладателей отдельным имущественным правом на импорт позволит сократить потоки контрафактных товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, через таможенные границы. Однако введение права на импорт не привело к радикальному изменению ситуации с трансграничными потоками контрафактной продукции.

В рамках модели Всемирной торговой организации, предназначенной для обеспечения прав интеллектуальной собственности, право на импорт формально позволяет правообладателю повлиять на потоки контрафактной продукции через таможенные границы, т.е. может сократить межгосударственные потоки контрафактной продукции. Однако если для некоторых объектов интеллектуальной собственности, прежде всего товарных знаков и фирменных наименований, право на импорт может повлиять на потоки контрафактной продукции, то в отношении товаров, в которых воплощены объекты авторского права, право на импорт в большинстве случаев не имеет особого смысла. Например, в Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" право импорта в ст. 16(2) по существу определено как право автора или иного правообладателя разрешать или запрещать импорт товаров, в которых воплощены произведения, включая товары, произведенные с разрешения правообладателя*(179).

К сожалению, данное определение права на импорт не выдерживает критики. Дело в том, что поскольку право на распространение подлежит исчерпанию, то при правомерном производстве товаров и их введении в гражданский оборот ни авторы, ни правообладатели не имеют права препятствовать распространению товаров, которые им не принадлежат. Поэтому ни о каком праве на импорт или экспорт не может быть и речи. Другими словами, право на импорт не может распространяться на товары, произведенные с разрешения правообладателя.

В случае производства товара за рубежом без разрешения автора или иного правообладателя право на импорт могло бы иметь смысл как право запрета импорта контрафактных товаров, в которых воплощены произведения. В таком случае право на импорт должно быть определено иначе.

Право на импорт произведений - это исключительное имущественное право автора или иного правообладателя запрещать импорт контрафактных товаров, в которых воплощены произведения, без разрешения автора или иного правообладателя.

Сформулированное таким образом право импорта формально может сократить импорт контрафактных товаров, которые могли бы конкурировать с аналогичными товарами, правомерно произведенными в стране импорта. Однако в действительности подобные ситуации крайне редки. Трудно представить себе случай, когда какое-либо произведение, например российского автора, без его разрешения издается за рубежом и ввозится в Российскую Федерацию для реализации. Гораздо вероятнее, что это произведение будет неправомерно издано в самой Российской Федерации, и тогда никакого импорта вообще нет.

Гражданский кодекс Российской Федерации признает право на импорт, но никаким образом его не определяет - ст. 1270(2)(4).

В связи с тем, что право на импорт распространяется только на вещественные товары, в которых воплощены произведения, оно не имеет смысла в компьютерных сетях вне транснациональных границ. В такой среде произведения "импортируются" не в вещественной, а в цифровой форме, к которой право на импорт не может быть применено. Видимо, по этой причине Договор ВОИС по авторскому праву не признал право на импорт в качестве исключительного имущественного права автора или иного правообладателя, хотя попытки введения такого права предпринимались на Дипломатической конференции ВОИС в 1996 г.

Статья 1270. Исключительное право на произведение.


Статья 1270 Исключительное право на произведение

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Исключительное право на произведение (право использования произведения)

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат права, указанные на рис. 4.1.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения (ч. 2 ст. 1255 ГК РФ). В силу правил ч. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, его название, персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным регулятором творческого труда автора.

Указанная норма детализируется и в других статьях ГК РФ, в зависимости от создаваемого объекта. Так, исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные при выполнении договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали создание такого произведения, принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию.

Закон закрепляет таких лиц. В частности, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное (ст. 1296 ГК РФ).

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда исключительное право на произведение принадлежит супругам. В частности, об исключительном праве указано в ст. 36 СК РФ, где закреплено специальное правило для исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные одним из супругов. Указанные права принадлежат автору соответствующего результата, т.е. тому супругу, чьим трудом он создан. Такое исключительное право является личным имуществом и не подлежит разделу. Согласие второго супруга на распоряжение исключительным правом не требуется.

Однако исключительное право может быть признано и совместной собственностью супругов. В частности, это касается ситуации, когда супруги приобретают исключительное право на произведение на совместно нажитые средства.

Кроме того, доходы, получаемые от использования исключительного права, являются совместными даже в том случае, когда исключительное право принадлежит только одному из супругов.

Исключительное право иначе именуется правом использования произведения. В связи с этим целесообразно определить способы такого использования. Законодатель такие способы закрепил в ст. 1270 ГК РФ (рис. 4.2).

Воспроизведение, т.е. изготовление одного экземпляра произведения или более либо его части в любой материальной форме, не является нарушением исключительных прав на воспроизведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.

Нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе при неправомерном размещении в сети Интернет).

Рис. 4.2.

Бернская конвенция закрепила за авторами в первые годы своего существования именно исключительное право авторов на воспроизведение (reproduction, Vetfilfaltigung), а впоследствии - новые виды исключительных полномочий, относившихся поначалу к разряду воспроизводства. Согласно Бернской конвенции "авторы литературных и художественных произведений, охраняемых данной Конвенцией, пользуются исключительным правом разрешать воспроизведение этих произведений любым образом и в любой форме. Законодательством стран Союза может разрешаться воспроизведение таких произведений в определенных особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Любая звуковая или визуальная запись признается воспроизведением для целей настоящей Конвенции" (ст. 9).

В силу подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, т.е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо другом месте одновременно с представлением или показом произведения. При решении вопроса о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т.е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать соответствующее вознаграждение.

Публичное исполнение следует отличать от таких самостоятельных способов использования произведения, как сообщение в эфир или по кабелю.

Под сообщением в эфир или сообщением по кабелю, т.е. сообщением произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению, следует понимать как прямую трансляцию произведения из места его показа или исполнения, так и неоднократное сообщение произведения для всеобщего сведения. Сообщение произведения в эфир или по кабелю производится теле- или радиокомпанией в соответствии с условиями заключенного между ней и правообладателем (в том числе наследником) или организацией по управлению правами па коллективной основе лицензионного договора. При этом право использования произведения, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Исходя из ст. 1272 ГК РФ, а также подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, согласно которому самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя, является импорт оригинала или экземпляров произведений в целях распространения, в их взаимосвязи принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории РФ.

В п. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 подчеркивается, что ни подп. 4 п. 2 ст. 1270, ни ст. 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

Еще одной разновидностью использования произведения является размещение персонажей на различных товарах. Такой вид использования довольно часто является предметом судебного разбирательства.

Судебная практика

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как указал истец, 14.11.2013 в магазине, расположенном вблизи дома но адресу: г. Рязань, ул. Новаторов, д. 3, по договору розничной купли-продажи были приобретены товары шорты и варежки "Маша и Медведь", содержащие изображения, сходные до степени смешения с персонажами мультипликационного сериала "Маша и Медведь", а именно персонажами "Маша", "Медведь".

Заключение договора купли-продажи подтверждается товарным чеком № А0016824 от 14.11.2013, на котором имеются реквизиты индивидуального предпринимателя г-на III., в том числе оттиск круглой печати предпринимателя. Оригинал чека представлен истцом в материалы дела. Сумма покупки составила 250 руб. Факт реализации товара подтверждается видеозаписью, на которой виден как факт приобретения товара, так и выдачи кассового чека от 14.11.2013, просмотр которой осуществлен судом.

Исключительное право на использование персонажей "Маша" и "Медведь" принадлежит ООО "Маша и Медведь" на основании договоров об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение № 010601-МиМ от 08.06.2010 (серии 1-8) и Ml-1007/19 от 12.11.2010 (серии 9-12), заключенных с ООО Студия "А".

Исключительные права на персонажи указанного выше мультипликационного сериала, в том числе упомянутых персонажей "Маша" и "Медведь", переданы правообладателем в доверительное управление Некоммерческому партнерству "Э" на основании договора № Э1-МиМ от 23.03.2012.

Правообладатель может но своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Из материалов дела усматривается, что ООО "Маша и Медведь" не передавало ответчику право на использование персонажей мультипликационного сериала с одноименным названием (доказательств обратного арбитражному суду не представлено), из чего следует, что ответчик нарушил исключительное право автора произведения.

В соответствии со ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250,1252,1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации.

Согласно разъяснениям, данным в п. 43.3 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29, рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного подп. 2 ст. 1301, подп. 2 ст. 1311, подп. 1 п. 4 ст. 1515 или подп. 1 п. 2 ст. 1537 ГК РФ. Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Разрешая данный спор с учетом указанных разъяснений, арбитражный суд принимает во внимание, что истцом не предоставлено доказательств, указывающих на длительность совершенного ответчиком нарушения авторского нрава, в том числе неоднократности совершения нарушений в отношении рассматриваемого объекта авторского права, а также на причинение каких-либо крупных (реальных) убытков правообладателя в связи с указанным нарушением (в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения авторского права посредством реализации продукции стоимостью 250 руб.).

С учетом изложенного, суд считает соразмерной допущенному нарушению денежную компенсацию в размере 20 000 руб., так как компенсация в данной сумме соразмерна возможным убыткам правообладателя, вызванным распространением продукции с изображением персонажа мультипликационного произведения "Маша и Медведь", торговля которым уменьшает покупательский спрос на лицензионную продукцию .

Прицеленное судебное решение демонстрирует самостоятельность персонажей "Маша" и "Медведь" даже в случае их размещения в составе аудиовизуального произведения. И их использование, в данном случае путем размещения на товарах, должно быть осуществлено с согласия правообладателя.

В некоторых случаях закон предусматривает исключения из этого правила, оставляя возможность для свободного использования исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.

При этом свободное использование авторских произведений в обороте выступает как ограничение исключительных прав и может осуществляться либо в целях личного, некоммерческого использования авторских произведений, либо в общественных целях (научных, социально-культурных, учебных, информационных, политико-правовых).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу ст. 1273 ГК РФ понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина.

В п. 34 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 даются разъяснения правил, регулирующих свободное воспроизведение произведения, осуществляемое в личных целях (ст. 1273 ГК РФ). Подобное воспроизведение разрешается законом без необходимости получения согласия от автора или иного правообладателя на безвозмездной основе.

При этом должны соблюдаться цели некоммерческого, личного использования для собственных нужд или потребностей обычного круга семьи данного гражданина. Понятие "обычный круг семьи" может включать родственников, друзей, но в каждом случае будет определяться судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Полагаем, что толкование необходимо осуществлять расширительно с тем, чтобы избежать неравного положения граждан . Свободное воспроизведение разрешается законом в отношении правомерно обнародованного произведения.

В силу п. 4 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры.

Карикатуры, как и пародии должны быть узнаваемы и ассоциироваться с первоначальным произведением. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ.

Пародии и карикатуры, как и следует из названия ст. 1274 ГК РФ, должны быть использованы в информационных, научных, учебных или культурных целях. В иных случаях использование пародий и карикатур может вторгаться в сферу коммерческого использования авторских произведений, например, использования в рекламных целях или распространения как самостоятельного объекта авторского права.

Право па распространение (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) и право на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения (подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) анализируются в п. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29. В Постановлении справедливо делаются акценты на то, что для применения нормы об исчерпании исключительных прав необходимо соблюсти ряд условий. К ним закон относит условие о правомерном введении произведения в имущественный оборот на территории России либо самим правообладателем, либо другими лицами, которые осуществляли действия с согласия правообладателя (на практике преимущественным образом по лицензионному договору). Логично, что на контрафактные произведения данные правила не распространяются (исчерпания не происходит), и правообладатель может прибегнуть к соответствующим мерам защиты своих исключительных нрав (п. 4 ст. 1252 ГК РФ). Для правообладателя не имеет значения, каким способом изготавливались данные копии произведения за рубежом .

В абз. 2 н. 33 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29 содержится разъяснение, направленное на установление соотношения права на импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения с принципом исчерпания исключительных прав.

Как следует из текста постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/29, право на импорт в целях распространения выступает как самостоятельное имущественное правомочие. Вместе с тем дается разъяснение, что норма об исчерпании не применяется в отношении оригинала или экземпляров произведений, которые были введены в оборот за рубежом, что следует из содержания ст. 1272 ГК РФ.

При этом не каждая деятельность может быть признана распространением произведения.

Судебная практика

Так, например, суд пришел к выводу, что требование издательства о взыскании с общества компенсации за нарушение исключительных авторских нрав издательства на произведение не подлежало удовлетворению, в частности потому, что общество только осуществляло функции по доставке товаров согласно агентскому договору и не являлось распространителем спорной книжной продукции применительно к подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГКРФ .

Исключительные права при распространении произведений имеют ограничения в силу исчерпания авторских прав. Данное правило позволяет ограничить контроль со стороны правообладателя за перепродажами авторских произведений, правомерно введенных в торговый оборот.

Распоряжение исключительным правом. Согласно п. 1 ст. 1233 ГК РФ правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом.

В случае внесения исключительного права в качестве вклада в уставный (складочный) капитал помимо указания на то в учредительном договоре необходимо заключение отдельного договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой ГК РФ. В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232 ГК РФ, такой договор подлежит государственной регистрации.

Статьями 336, 1233 ГК РФ допускается распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации путем залога, с особенностями, предусмотренными частью четвертой ГК РФ.

Такие особенности установлены ст. 1232 ГК РФ, определяющей случаи, когда залог исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации подлежит государственной регистрации, а также п. 5 ст. 1233 ГК РФ, в силу которого в случае заключения договора о залоге исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации залогодатель вправе в течение срока действия этого договора использовать такой результат интеллектуальной деятельности или такое средство индивидуализации и распоряжаться исключительным правом на такой результат или на такое средство без согласия залогодателя, если договором не предусмотрено иное.

Не могут выступать в качестве предмета залога личные неимущественные права, имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации могут выступать в качестве предмета залога при условии, что допустимо их отчуждение от правообладателя. Так, не могут быть предметом залога право следования на произведения изобразительного искусства, авторские рукописи (автографы) литературных и музыкальных произведений.

Предмет договора о залоге исключительного права (ст. 336, 339 ГК РФ) определяется применительно к п. 6 ст. 1235 ГК РФ путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого передается в залог, со ссылкой в соответствующих случаях на номер и дату выдачи документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат (патент, свидетельство).

Также в договоре о залоге должно быть определено: заложено ли исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме (применительно к п. 1 ст. 1234 ГК РФ) или право использования такого результата в предусмотренных договором пределах (применительно к п. 1 ст. 1235 ГК РФ). В последнем случае договор о залоге должен предусматривать и обстоятельства, приведенные в подп. 2 п. 6 ст. 1235 и ст. 1236 ГК РФ.

Обращение взыскания па заложенное исключительное право осуществляется в соответствии со ст. 349 ГК РФ.

Обращение взыскания на заложенное исключительное право возможно по правилам п. 2 ст. 349 ГК РФ как в судебном, так и во внесудебном порядке на основании письменного соглашения залогодателя и залогодержателя.

С 1 октября 2014 г. стало возможным договорное регулирование распоряжения исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности (абз. 2 п. 3 ст. 1229 ГК РФ в ред. Федерального закона от 12.03.2014 № 35-ФЗ).

Действие исключительного права на произведение на территории РФ

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

  • а) обнародованные на территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на ее территории, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • б) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • в) обнародованные за пределами территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами ее территории, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами территории России оно было опубликовано на ее территории.

Срок действия исключительных прав (ст. 1281 ГК РФ). Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом его смерти.

На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, - срок действия исключительного права истекает через 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом сто правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после обнародования произведения, начиная с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

По истечении установленного законом срока действия исключительного права объект авторского права переходит в общественное достояние.

  • Арбитражный суд Московской области. Дело № A41-21593/14. URL: http: //asmo.arbitr.ru.
  • Гаврилов Э. П.

Данное право в основном аналогично уже рассмотренному в § 6.10 праву на импорт произведения. Право на импорт позволяет производителю фонограммы осуществлять или разрешать импорт экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Следует отметить, что право на импорт не признает ни Римская конвенция, ни Соглашение ТРИПС, ни Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Право на импорт по существу является частью права на распространение, что подчеркивается и в определении этого права - «с целью распространения», хотя импорт и является одной из форм распространения.

" Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. № 31-32. Ст. 472.


Права производителей фонограмм____________________ 339

Право на импорт было установлено в Модельном законе ВОИС об авторском праве и смежных правах. Введение права на импорт вызвано тем, что интересы производителей фонограмм стали нарушаться межгосударственными потоками контрафактной продукции. Производимые в ряде стран фонограммы (Китай, Болгария, Украина и т.д.) огромными партиями направлялись в другие регионы, подрывая позиции и интересы производителей лицензионной продукции. Предполагалось, что наделение производителей фонограмм отдельным имущественным правом на импорт позволит сократить потоки контрафактной продукции через таможенные границы государств. В этом отношении право на импорт является оправданным, поскольку позволяет в некоторой степени поставить импорт контрафактной продукции вне закона. Другое дело, что введение права на импорт не привело к радикальному изменению ситуации с потоками контрафактной продукции.

Расширение права импорта на экземпляры фонограмм, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы не логично, так как опасен импорт контрафактных экземпляров фонограмм. Дело в том, что за рубежом фонограммы могут быть правомерно обнародованы или опубликованы только по разрешению производителя фонограммы и только в том случае, если она охраняется за рубежом. Наделение производителя фонограммы правом разрешать или запрещать импорт экземпляров фонограммы, произведенных с его разрешения, может приводить к нарушению условий договора.

Право на импорт распространяется только на экземпляры фонограмм в форме материальных объектов, что в некоторых условиях является действенной мерой сокращения межгосударственных потоков контрафактной продукции. Однако это право не имеет смысла в глобальной информационной инфраструктуре вне транснациональных границ. В такой среде фонограммы «импортируются» не в материальной, а в виртуальной форме, к которой никакое право на импорт не может быть применено. Видимо, по


340___________________________________________ Глава 9

этой причине Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам не признал право на импорт как обязательное имущественное право производителя фонограмм, предоставив ему «право сделать фонограммы доступными».



Просмотров